Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда младшая группа

«Формирование культуры поведения за столом

в раннем возрасте.»

воспитатель: Ошестова М. В.

воспитатель: Агеева Т. Ф.

Новокузнецкий округ, 2016г.

Формирование культуры поведения за столом в раннем возрасте.

         Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одно из основных направлений коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Чем  раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

         Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

         Умение красиво сервировать стол мы отрабатываем в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

         Уже со второго года жизни мы  накрываем  стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, подставки с бумажными салфетками, букетики цветов на столах, столовые приборы: десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей с 3-го жизни)).

         Перед едой мы играем с детьми в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Первыми за стол сажаем  младших, ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей усаживаем последними, предварительно их успокоив.

Постоянно следим, чтобы пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму, называем блюдо, которое ставят перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша».

Во  время еды следим за позой детей, напоминаем о правилах  поведения за столом;  при этом говорим  негромко,  обращаемся к небольшим группам и отдельным воспитанникам.

Младший воспитатель регулярно следит, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто, докармливает, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.

В 1 младшей группе салфетки закладывали за ворот рубашки, платья или завязывали. Во 2 младшей группе мы используем бумажные салфетки. Следим, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды.

Задачи формирования культурно-гигиенических навыков при приеме пищи:

1 младшая группа (2 -3 года)

•        сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул;

•        закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, полоскать рот по напоминанию взрослого;

•        сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

2 младшая группа (3 -4 года)

•        научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

•        сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года), салфеткой, полоскать рот после еды.

         Дежурства вводим во второй младшей группе в конце года, ставим  перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, подставки с салфетками. В руководстве детьми мы опираемся на их интерес к процессу деятельности, создаём эмоционально-положительное отношение к нему, объясняем необходимость потрудиться и всячески поощряем любую попытку ребёнка проявить самостоятельность: «Сегодня Саша позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом, а на тот стол будет накрывать Катя.  Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, будут помогать няне».

         Воспитание этикета  включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы рекомендуем использовать целый ряд педагогических методов и  приемов с учетом возраста детей:

·        Прямое  обучение

·        Показ

·        Упражнения  с выполнением действий в процессе дидактических игр

·        систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним

·        Позитивный настрой (обращение по именам, похвала)

·        Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки)

·        Приучение (по образцу поведения)

·        Упражнение (повтор определенных действий)

·        Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка)

·        Поощрение (похвала)

·        Наказание (используется крайне редко — осуждение негативного поступка)

·        Пример для подражания (наглядный пример)

·        Примеры из литературы (поступки героев)

·        Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации)

·        Беседа (возможность высказать свое мнение)

Для того чтобы навыки детей сформировались быстро и прочно, воспитанникам должно быть интересно, для этого в своей деятельности мы используем следующие формы работ:

·        Занятия по ознакомлению с окружающим миром.  По теме «Посуда», «Семья», «Продукты питания»

·        Дидактические игры и упражнения. «Угостим кукол чаем», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Что нужно кукле? »

·        Художественное слово: потешки, стихи, пословицы, песенки, прибаутки, загадки.

·        Чтение художественной литературы. Чтение сказки К. Чуковского: «Мойдодыр», «Федорино горе» ; русской нар сказки «Лиса и журавль», «Горшочек каши»

·        Беседы. «Волшебные слова», «Витамины», «Полезные и вредные продукты», «Правильно сидим — правильно едим!»

·        Просмотр мультфильмов и фрагментов из них «Муха Цокотуха», «Винни –Пух идет в гости»

·        Создание игровых ситуаций «Обед для кукол», «В гостях», «Отправляемся в кафе»

Работа с родителями

         Первостепенную  роль при воспитании культуры поведения за столом  занимает семья. Основное условие — единство требований со стороны всех взрослых принимающих участие в формировании культуры поведения за столом.

Формы работы с родителями, которые мы используем в своей деятельности:

·        Тематические родительские собрания: « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

·        Консультации для родителей:   « Как вести себя за столом, чтобы у ребенка всегда был аппетит и положительные эмоции во время приема пищи.», «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом.»,  «Как заставить малыша… кушать?»

·        Занятие-развлечение: « Вот что мы умеем», «Накроем стол для наших мам»

·        Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни», «Чему научился Ваш ребёнок? »

·        Ширмы-передвижки: «Основы правильного питания», «Культура поведения за столом»

·        Буклеты: «Застольный этикет для самых маленьких.»

·        Задания  на дом: «Обведи посуду для чаепития», «Раскрась столовые приборы», «Зачеркни лишнее»

         Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения у детей младшего возраста во многом определяют формирование будущей личности ребёнка. 

Беседа для детей младшей группы

«Правила поведения за столом»

Цель:

— формирование знаний поведения за столом;

Задачи:

— учить детей как нужно вести себя за столом во время приема пищи;

— закреплять знания о том, что нельзя говорить во время еды;

— учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

Ход беседы:

В гости к детям пришел Винни — Пух.

Он принес с собой горшочек с медом, сел за стол и стал руками, есть мед из горшочка, при этом приговаривая: Как же я люблю мед и стал кашлять (подавился…)

Воспитатель подошла к В-Пуху, похлопала, его ладонью по спине и он перестал кашлять.

Когда он все съел, то вытер рот рукавом.

Воспитатель обращается к В-Пуху: — Скажите, пожалуйста, В-Пух, а вы всегда так некрасиво себя ведете? Приходите в гости и сразу садитесь за стол?

Кушаете грязными руками, причем, изо всего горшочка, да еще и разговариваете во время еды?

В-Пух: — Конечно.

Воспитатель: — А разве так можно?

— Сегодня вы подавились, а завтра у вас заболит живот.

В-Пух: — Это еще почему?

Ребята, а вы знаете, почему может заболеть живот (ответы детей)

Наш гость совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим?

1. Когда мы приходим в гости, мы здороваемся!

2. Без спроса за стол не садимся!

3. Перед тем как сесть за стол, нужно вымыть…. (ответы детей)

4. А почему мы не садимся с немытыми руками ….(ответы)

5. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка!

6. Есть изо всей посуды не красиво!

7. А разговаривать во время еды нельзя, почему ребята (ответы)

8. После еды нужно пользоваться салфеткой, а не рукавом!

А теперь В-Пух давай повтори вместе с ребятами правила поведения за столом.

Далее воспитатель предлагает поиграть в игру«правильно — неправильно», где детям показывает различные картинки о поведении застолом.

В-Пух благодарит ребят за то, чему они его научили, и обещает всегда правильно вести себя в гостях.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/364395-beseda-dlja-detej-mladshej-gruppy-pravila-pov

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, ( не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Дети раннего возраста (до 2 лет)

— Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

— Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

— Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года « месяцев).

— Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

— Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

— Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать ротпо напоминанию взрослого.

— Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

— Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

— Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

— Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

— Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

— Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

— Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

* * *

Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребенка аппетит; насколько разнообразную пищу он есть или у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребенок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должное внимание формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка

употреблять однообразную пищу (например, сосиски или макароны), у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться. Предлагаю несколько элементарных советов по организации питания детей (приложение 1)

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками, по возможности ваза с цветами. За столом следует разрешать детям при необходимости обращатьсяк сидящим за столом, при этом не следует одергивать детей, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку своим присутствием взрослые воспитывают положительное отношение к любой еде, помогает малышам. Зачем за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный для ребенка момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети.

Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать ребенку не весь его объем, а немного, при этом обязательно показывая, что его порция поменьше.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие(например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремиться многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справиться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то илидругое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли дети выполняют данную ему работу, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, сядет за стол, не вымыв реки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.

Общение с детьми во время еду требует тщательной психологической подготовки. Хорошо известно, что поддержать беседе во время еды – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится и т.д. Пожелание «Приятного аппетита» — обязательно.

Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим.

Свою работу по воспитанию культуры поведения дошкольников начала с углубленного изучения  теории по этой теме. Схематично я оформила ее содержание: что лежит в основе культуры, что она предполагает, на что ориентирована.  Выявив основные проблемы в воспитании культуры поведения дошкольников:

— трудности в понимании и выражении эмоций

— в культуре общения со сверстниками и взрослыми

— в культуре речи

— культуры за столом

— примитивные знания правил этикета для девочек и мальчиков.

Сегодня, я хочу поделиться опытом работы о  «Воспитание привычек  и           культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста».

Ознакомившись с программой  воспитания и обучения, определила, задачи воспитания культуры поведения по кварталам для старшего дошкольного возраста и согласно им составила план по разным видам деятельности, которые  способствуют формированию у детей привычки быть вежливым, соблюдать правила культуры поведения за столом.

За годы работы я заметила то, что творческие дети правила поведения усваивают, пропуская через себя. Да и как иначе? Если ребенок умеет видеть и создавать прекрасное, то из сердца его будет идти только хорошее, а значит, он не пройдет мимо чужой беды. Поэтому тему воспитания культуры поведения я связываю еще и с темой развития творческой активности, материал по которой накоплен и разработан мною ранее.

… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Культурно — гигиенические навыки приема пищи у детей.Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, я демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

Как вести себя за столом. 
Не сиди, развалившись. 
Не клади ногу на ногу. 
Не шаркай ногами, не разговаривай. 
Не вертись, не толкай товарища. 
Ешь аккуратно, не проливай на скатерть. 
Кусай хлеб над тарелкой. 
Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай. 
Правильно держи вилку, ложку и нож.

  • Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
    После еды положи ложку и вилку в тарелку. 
    Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
    После еды полощи рот. 
    При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше; посоветовать товарищу взять корочку — «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Раиль неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.

Для всех видов деятельности для мотивации использую игровые персонажи: Незнайка, кукла Маша, Кафе «Макдональдс»

С детьми разыгрываются ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», игры: «Семья», «Дочки-матери» с  правилами этикета для девочек и мальчиков.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей. Систематически проводятся с детьми беседы о режиме питания. Дается для размышления проблемная ситуация, в ходе которой дети самостоятельно пытаются найти правильное решение; этические беседы; чтение художественной литературы: чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»; беседы по художественным произведениям; игры: «Четвертый лишний», «Убери со стола»,  положительный пример для детей; виртуальные  экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия:

Занятия по теме «Столовый этикет»

  1. «Посуда и столовые приборы»
  2. «Как правильно и красиво накрыть на стол»
  3. «Поведение за столом»
  4. «Чаепитие друзей»
  5. Научим Машу сервировке стола к обеду

Иногда, возвращаясь с прогулки, обращаю внимание детей на окна кухни. Рассказываю про поваров, о том, что они приготовили нам вкусный обед и ждут нас. Я считаю, что это создает у детей определенный настрой, располагающий к приему пищи.

Дежурные по столовой помогают помощнику воспитателя в сервировке стола. И дети, придя с прогулки и увидев красиво накрытый стол, испытывают положительные эмоции. Они тщательно моют руки с мылом, вытирают руки полотенцем, приводят в порядок свою одежду и садятся на свое постоянное место за столом.

Посмотрите, стол накрыт,
И у нас хороший аппетит.
Вот теперь мы можем сесть
И обед спокойно съесть.

Во время кормления говорю детям названия блюд, которые они едят, обращаю внимание на вкус, приятный вид, запах пищи, ее полезности. Также слежу за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, за осанкой детей. Напоминаю и приучаю их хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками, съедать все, что предложено.

Я напоминаю об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте все, что вам дадут!

Хоть наши дети выросли, стали уже большими, я все равно во время приема пищи использую потешки, пословицы, поговорки, что тоже способствует хорошему аппетиту. Слежу за тем, чтобы после окончания еды дети аккуратно промокали салфеткой рот, вытирали руки, благодарили за еду и спокойно выходили из-за стола.

Стараюсь всегда хвалить тех детей, которые съели все без остатка.

А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда,
Не осталось и следа.

Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то не заставляю его доедать. Потому что считаю, что насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка.

Так же даю оценку детям – дежурным. Отмечаю их слаженную организацию при сервировке стола, старание, желание помочь помощнику воспитателя.

Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка, быстренько без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поэтому с родителями постоянно проводятся беседы, консультации по формированию культурно-гигиенических навыков.

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Правила этикета в кафе для детей

Общие нормативы соблюдаются вне зависимости от окружающей обстановки. Нарушение правил может привести к конфузам, особенно в общественных местах. На промахи детей взрослые закрывают глаза, но со временем недостойные действия могут перерасти в привычку, которую сложно перебороть в совершеннолетнем возрасте. Что входит в список запретов по этикету:

  • расчесывание за столом – для этого существует санузел;
  • попытка поправить на себе вещи – подтягивание колгот и пр.;
  • почесывание, громкое высмаркивание, ковыряние ранок;
  • громкие просьбы о посещении туалета, шум, смех, разговоры на повышенных тонах;
  • приход в общественное место с игрушками, особенно крупного размера;
  • пристальное разглядывание людей, сидящих за соседними столиками.

Общая цель правил поведения за столом – это приучение ребенка к социуму для дальнейшей взрослой жизни. Немного усилий и терпения позволят обучить его безупречным манерам. Все навыки и привычки закладываются в детстве, а нежелание заниматься с собственным чадом сыграет плохую шутку впоследствии. Хамское поведение – результат безразличия родителей, а не влияние окружения и друзей, недоработок ДОУ.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Безопасность детей на улице и правила поведения в общественных местах

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Правила поведения на перемене в школе

Дидактические игры

Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

«Назови правильно овощ»

Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ — (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат — (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу — ложкой, котлету — ножом и вилкой, салат — вилкой.

«Медведи обедают» (по мотивам сказки «Три медведя»)

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка — игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

«Скатерть — самобранка»

Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот «стол», где требуется изображенный предмет: для обеда — глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника — стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

«Четвертый лишний»

Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех — посуды и одного — другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

«Что чем едят»

Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте — подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором — взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

Стихи и загадки про этикет

Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой «1000 уроков этикета», А. Усачева «15 правил этикета», Г. Шалаевой «Школа вежливости». Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

Для малышей

Перед едой Руки вымоем … (водой).

Ровно, прямо мы сидим, Если за столом … (едим).

Что мы скажем бабушке За вкусные оладушки? (Спасибо)

Руки вымой, не ленись Лишь потом за стол (садись).

На колени, детка, Положи (салфетку).

Для второго, помни тоже, Вилку надо взять и (ножик).

Суп, конечно же прольешь, Если из тарелки пьешь. Наклони ее немножко, Доедай свой супчик (ложкой).

Для старших дошколят

Стихи Юрия Чичева

Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем». Чтоб не стали твои пальцы Сыра, колбасы хватальцы, Вилка есть при каждом блюде. И воспитанные люди Вилкой всё себе берут И назад её кладут.

А в салате, видишь, — ложка. Положи себе немножко, Не наваливай холмом: Съешь – еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата Не облизывают, ребята!

Не хватай еду руками – Будет очень стыдно маме. Этикет добавит тут: Только хлеб рукой берут. Блюдо с хлебом далеко, Дотянуться нелегко. Рукавом в салат не лезь, За столом соседи есть – Попроси их вежливо. И припомни снова Волшебное слово. Хлеб тебе подаст сосед – Поблагодари в ответ.

Чтобы что-то резать, нож В руку правую берёшь, Вилку в руку левую, Сидишь королевою. Кто дома есть научится, В гостях не будет мучиться.

Чтоб не грохнуться случайно На пол в час веселья, Ты на стуле не качайся – Это не качели.

Что же нам сказать на это? Кто не знает этикета И не соблюдает, тот Невоспитанным слывёт.

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии