Работа с текстом в это время утка вынырнула недалеко от джека собака поплыла к ней


Русский язык,


вопрос задал al245486095,


4 года назад

Ответы на вопрос

Ответил yesilyaeva





1

В3-она,мы,ей.
В4-недалеко

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Геометрия,
7 месяцев назад

УВАЖАЕМЫЕ ЗНАТОКИ ПОМОГИТЕ С ЗАДАЧЕЙ 7 КЛАСС Указание: проведите отрезок ВД, рассмотрите треугольники АВД и ВСД, докажите их равенство, используя один из признаков равенства.) пожалуйста номер 11,7…

Физика,
7 месяцев назад

5. Какую работу совершает воздушный шарик, если ему передали 3 кДж теплоты, если 2 кДж перешло во внутреннюю энергию? [2] ​…

Биология,
4 года назад

Выберите верные утверждения о плаунах.
В настоящее время — широко распространённая по земному шару группа растений
Есть одноклеточные и многоклеточные формы
Современные плауны — травянистые…

География,
4 года назад

СРОЧНО ДАМ 14 БАЛЛОВ Из истории географических открытий самыми первыми, кто достиг берегов Северной Америки считаются: португальцы американцы Викинги французы канадцы испанцы Выбрать 1 вариант.​

Алгебра,
6 лет назад

вычислите ………………………………….

Химия,
6 лет назад

Определить массовую долю (H2SO4)…

Зачётные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. — Е. В. Селезнева 2020

Вариант 1

1. Раскройте скобки и поставьте личные местоимения в нужной форме.

Подошёл к (он) …, подарил (она) …, написал (он) …, работал с (она) …, рассказал о (она) …, приготовил для (она) …, слабее (он) …, счастливее (она) … .

Ответ:

Подошёл к (он) нему, подарил (она) ей, написал (он) ему, работал с (она) ней, рассказал о (она) ней, приготовил для (она) неё, слабее (он) его, счастливее (она) её.

2. Выпишите из предложений: 1) личные местоимения; 2) притяжательные местоимения.

1) Скоро он снова появится. В его руках огромный букет жёлтых роз. 2) В первый же вечер я не узнала своей комнаты. 3) «А что с твоих трудов?» — возражал ей какой-то внутренний голос. 4) Его сегодня не будет дома весь вечер. 5) Их в последнее время ничто не связывало друг с другом. 6) Лицо её болезненно задрожало. 7) С кем-то ей не хотелось видеться, кто-то не нуждался в ней. 8) Ничьим советом никогда она не пренебрегала. 9) Слышала ли она эти рассказы в детстве или сочиняла их сама — никто не знает.

Ответ:

1) личные местоимения: он, я, она

2) притяжательные местоимения: его, ей, их, её, ей

3. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные — двумя.

1) Вы правильно поняли что я хотел сказать. 2) Что (вопросит.) же я хотел сказать вам? 3) Сколько (вопросит.) минут осталось до отъезда поезда? 4) Сколько (вопросит.) на клумбе красивых цветов! 5) Вот дом который построил Джек. 6) Который (вопросит.) сейчас час? 7) Я знаю какие (относит.) бывают русские берёзы золотой осенью. 8) Каковы (вопросит.) ваши планы на сегодня?

Ответ:

1) Вы правильно поняли, что (относит.) я хотел сказать. 2) Что же я хотел сказать вам? 3) Сколько минут осталось до отъезда поезда? 4) Сколько на клумбе красивых цветов! 5) Вот дом, который (относит.) построил Джек. 6) Который сейчас час? 7) Я знаю какие бывают русские берёзы золотой осенью. 8) Каковы ваши планы на сегодня?

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Н..кто (не)забыт и н..что (не)забыто. 2) Было ясно, что нам н.. о чём больше говорить. 3) Мне н..чего возразить тебе. 4) Он никогда н.. на что (не)жалу..тся. 5) Почему ты н..чего мне (не)ра..сказал о своём горе? 6) Мне н..кому было ра..сказать. 7) Плохо, когда н.. с кем посоветова(тся, ться). 8) Он обычно н.. с кем не совету..тся.

Ответ:

1) Никто не забыт и ничто не забыто. 2) Было ясно, что нам не о чём больше говорить. 3) Мне нечего возразить тебе. 4) Он никогда ни на что не жалуется. 5) Почему ты ничего мне не рассказал о своём горе? 6) Мне некому было рассказать. 7) Плохо, когда не с кем посоветоваться. 8) Он обычно ни с кем не советуется.

5. Работа с текстом.

(1) В это время утка вын..рнула недалеко от Джека. (2) С..бака п..плыла к ней но утка н..рнула вновь! (3) Джек кинулся за ней хотя другой пёс п..боялся бы ле..ть в л..дя(н, нн)ую воду. (4) Через с..кунду он опять п..казался на п..верхности и п..плыл к берегу. (5) Мы бросились к нему чтобы взять у т..кого храбр..о пса добычу.

(По Г. Скребицкому)

  Выполните задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Сколько в тексте указательных местоимений? Напишите цифрой.

  4. Определите разряд местоимения (к) ней (предложение 2), укажите его число, род и падеж.

  Ответ:

(1) В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2) Собака поплыла к ней, но утка нырнула вновь! (3) Джек кинулся за ней, хотя другой пёс побоялся бы лезть в ледяную воду. (4) Через секунду он опять показался на поверхности и поплыл к берегу. (5) Мы бросились к нему чтобы взять у такого храброго пса добычу.

Работа над ошибками

Вариант 2

1. Раскройте скобки и поставьте личные местоимения в нужной форме.

Приходить к (она) …, надоедать (он) …, уходить от (она) …, любить (она) …, заниматься с (он) …, скучать о (он) …, выступать перед (она) …, дружить с (он) … .

Ответ:

Приходить к (она) ней, надоедать (он) ему, уходить от (она) неё, любить (она) её, заниматься с (он) ней, скучать о (он) нём, выступать перед (она) ней, дружить с (он) ним.

2. Выпишите из предложений: 1) словосочетания с притяжательными местоимениями; 2) словосочетания с местоимениями других разрядов.

1) В этом деле совсем не на кого положиться. 2) В карман её пальто положили подснежники. 3) На улице творилось нечто невообразимое. 4) Я могу чего-то не увидеть. 5) Нужно иногда смотреть на себя со стороны. 6) В его произведении звучит тема любви к родному краю. 7) Он себе ни в чём не отказывает. 8) Мы часто думаем о них. 9) Это был их старый знакомый.

Ответ:

1) словосочетания с притяжательными местоимениями: ее пальто, в его произведении, их знакомый.

2) словосочетания с местоимениями других разрядов: в этом деле, не на кого положиться, творилось нечто, я могу, чего-то не увидеть, смотреть на себя, он не отказывает, не отказывает себе, ни в чем не отказывает, мы думаем, думаем о них, это был.

3. Расставьте знаки препинания. Вопросительные местоимения подчеркните одной чертой, относительные — двумя.

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой что кинул он в краю родном. 2) Сколько сегодня было народу на площади? 3) Я знаю что вы будете делать сегодня вечером. 4) Она сегодня была в таком печальном состоянии духа какое невозможно и представить. 5) Какое чувство вы испытываете когда читаете стихи об осени? 6) А это пшеница которая в тёмном чулане хранится. 7) Мама хорошо знает сколько времени готовится этот пирог. 8) Учитель уже решил кому поручить это трудное задание.

Ответ:

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что (-) ищет он в стране далёкой? Что (-) кинул он в краю родном? 2) Сколько (-) сегодня было народу на площади? 3) Я знаю, что (=) вы будете делать сегодня вечером. 4) Она сегодня была в таком состоянии духа, какое (=) невозможно и представить. 5) Какое (-) чувство вы испытываете, когда (=) читаете стихи об осени? 6) А это пшеница, которая (=) в тёмном чулане хранится. 7) Мама хорошо знает, сколько (=) времени готовится этот пирог. 8) Учитель уже решил, кому (=) поручить это трудное задание.

4. Вставьте пропущенные буквы.

1) Н..какой труд не унижа..т человека. 2) Больше ждать мне н..чего. 3)Н.. (у)кого было ..просить, когда пр..ед..т мой товарищ. 4) Мне сегодня совсем н.. (с)кем играть в шахм..ты. 5)Н.. (о)чём, совершенно н.. (о)чём плохом н.. думай. 6) Я свою долю н.. променяю н.. (на)что. 7) Н..чего нет красивее д..броты ч..ловеческой. 8) Н..что т..инственное мерещилось мне в ту тёмную ч..рную ноч(?).

  Ответ:

1) Никакой труд не унижает человека. 2) Больше ждать мне нечего. 3) Не у кого было спросить, когда приедет мой товарищ. 4) Мне сегодня совсем не с кем играть в шахматы. 5) Ни о чём, совершенно ни о чём плохом не думай. 6) Я свою долю не променяю ни на что. 7) Ничего нет красивее доброты человеческой. 8) Ничто таинственное мерещилось мне в ту тёмную черную ночь.

5. Работа с текстом.

(1) Но Джек сердито п..к..сился на нас и подал такую (драго)це(н, нн)ую добычу пап.. прямо в руки. (2) Дро..ь слегка з..цепила утку за крыло и поэтому она (не)могла ул..теть. (3) Мы пр..несли птицу д..мой и в уголк.. сарая п..ставили ей таз с в..дой. (4) С каждым днём утка п..правлялась и стала совсем руч(?)ной. (5) Столько было радости!

(По Г. Скребицкому)

  Выполните задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Сколько в тексте указательных местоимений? Ответ запишите цифрой.

  4. Определите разряд местоимения нас (предложение 1). Укажите его род, число и падеж.

  Ответ:

(1) Но Джек сердито покосился на нас, и подал такую драгоценную добычу папе прямо в руки. (2) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (3) Мы принесли птицу домой, и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (4) С каждым днём утка поправлялась и стала совсем ручной. (5) Столько было радости!

Работа над ошибками

Обозначьте в тексте местоимения их падеж и синтаксическую роль.

Утка вынырнула недалеко от Джека, пёс поплыл к ней, но как только он приблизился утка нырнула вновь. Джек за ней. Мы бросились к нему что-бы взять у него добычу.

Помогите плииз

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Обозначьте в тексте местоимения их падеж и синтаксическую роль. Утка вынырнула недалеко от Джека, пёс поплыл к ней, но как только он …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Обозначьте в тексте местоимения их падеж и синтаксическую роль. Утка вынырнула недалеко от Джека, пёс поплыл к ней, но как только он приблизился утка нырнула вновь. Джек за ней. Мы бросились к нему что-бы взять у него добычу. Помогите плииз

Тема урока:  «Местоимение как часть речи».

Цели:

обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

 развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение», для контроля над усвоенными знаниями.

Раздаточный материал: карточки.

Учебник: Русский язык. 6 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Ход урока.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

 Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация знаний.

Учитель:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

— А какие части речи вы уже изучили?  (Существительное, прилагательное, числительное).

— Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?  (Самостоятельные и служебные).

— Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?  (Сам.ч.р.: Существ., прилаг., числит., местоим., глагол, наречие, деепричастие;   служ.ч.р.:  союз, предлог, частица).

— Посмотрите на эпиграф нашего урока. Скажите, с какой частью речи мы сегодня будет работать?   (С местоимением).

  1. Работа с темой урока.

Учитель:

— Записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Местоимение как часть речи».

— Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

ТАКАЯ ОНА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.

 Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда это начнется?

— А если мы внесем  изменения в предложения, сможем ли ответить на вопросы? А какие изменения нужно внести по – вашему мнению?  (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные).

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ. 

— Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? (Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?)   (Ответы учащихся). 

-Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Ответы учащихся).

Вывод:

(Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на проедметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение  в тексте).

  1. Выполнение упражнений.

В учебнике с. 65, упр. 433. Работа по цепочке, письменно.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

Упр. 433. с. 65.

 1. Я услыхал сегодня первый гром,  …   в полдень прогремел из тучки малой. (А. Голенищев-Кутузов)   2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что  горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет) 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к … . (А. Плещеев).

(1. Он – И.п.; 2.  (К) Тебе – Д. п., Оно – И. п.; 3.  (К) Ней – Д. п.)

  1. Физминутка.

Учитель:

— Ребята, предлагаю вам прослушать небольшой рассказ-сказку о местоимении. Его составила ваша ровесница.

Рассказ о местоимениях.

     Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.

     Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.

      Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что, наконец,  нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить.

      Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.

       Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Ваш. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.

       Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями.

Учитель:

— А что означает слово «друг»? Есть ли у вас друзья?

(Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании).

На экране появляется таблица.

Учитель:

— По своему значению местоимения делятся на 9 смысловых  групп (разрядов). Предлагаю вам познакомиться с ней. С какими разрядами вы встречаетесь чаще всего?

 (С личными, притяжательными, указательными).

Разряды местоимений-прилагательных.

Разряды местоимений.

Местоимения.

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное

Себя

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

  1. Работа  текстом.

Внимательно прочтите текст, выполните задания В1 и В2.

  1. В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2) Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь! (3) Джек за ней.

(4) Через секунду он опять оказался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. (5) Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. (6) Но Джек сердито покосился на нас и подал  утку папе прямо в руки.

(7) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (8) Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (9) Скоро утка поправилась и стала совсеи ручной.

(По Г. Скребицкому)

В1. Из предложений 7-9 выпишите местоимения.   (Она, мы, ей).

В2. Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение.  (Это).

  1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.

Про_дник выв_л нас на глухую д_рогу. Он попр_щался с нами и уш_л. Мы пошли по л_сной д_рог_ . Она прив_ла нас к обрыву. Под ним черн_ с_невой св_тилась в_да. Со_нце бл_стело в темн_ в_де. А над в_дой, отражаясь в ней ж_лтыми и лиловыми лепестками, л_тали бабочки.

Карточка 2.

1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.

Вчера я д_журил в класс_ . Мне п_м_гал мой дру_ . Д_ска и п_лы у нас бл_стели. У нас есть график. По нему мы поддерж_ваем ч_стоту в помещении. У нас всегда образцов_ порядок. Нам приятно заниматься в наш_ класс_ . Мы об_зательно ежедневно д_журим в школьн_ ст_ловой.

  1. Творческое задание.

Разгадайте кроссворд.  

По вертикали
1. Часть слова, которая служит для образования новых слов. 
2. Основная часть слова .
3. Часть речи, которая обозначает предмет .
5. Буквы которые поются .
6. Часть речи, которая обозначает действие предмета .
7. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает .
9. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет что с ним делается. 
10. Служебная часть речи не употребляется самостоятельно всегда относятся к какому-нибудь существительному .

 По горизонтали
4. Постоянный признак существительного.
8. Существительные бывают собственными и … 
10. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы  кто? что?

  1. Итоги урока.

— С какой частью речи мы сегодня работали?

— Что нового узнали?

— Как вы  оцениваете свою работу на уроке?

  1.  Домашнее задание.

П. 76, упр.436.

Работа № 19. Местоимение как часть речи

Но, она, её, сейчас, говорит, такая, дни, свои, засиять, этот.

Она, её, мне, такая, свои, этот.

2. Найдите в тексте местоимения и распределите их на три группы: 1) местоимения, указывающие на предмет; 2) местоимения, указывающие на признак предмета; 3) местоимения, указывающие на количество.

Я уже представил вам, благосклонные мои читатели, некоторых наших соседей, позвольте же мне теперь познакомить вас ещё и с генерал-майором Аполлоном Хвалынским.

1) местоимения, указывающие на предмет: я, вам, мне, вас.

2) местоимения, указывающие на признак предмета: мои.

3) местоимения, указывающие на количество: некоторых.

3. Раскройте скобки и согласуйте местоимения с существительными. Над местоимениями напишите падеж.

1. У (она) нее (Р. п.) был прекрасный слух. 2. (Наш) нашему (Т. п.) самолётом управлял искусный лётчик. 3. На (тот) том (П. п.) этаже находится зимний сад. 4. Рядом с (ваш) вашим (Т. п.) домом построят детскую площадку. 5. Об (этот) этом (П. п.) интересном событии сообщалось в газетах. 6. Преподаватель сказал, в (который) котором (Д. п.) часу завтра начнутся занятия.

4. Подчеркните местоимения как члены предложения.

1) Я сразу же узнал его. 2) Его лучистые глаза говорили мне о том далёком времени. 3) Все были счастливы. 4) «Это моё», — любила говорить принцесса капризным голоском. 5) Слышится что-то родное в тревоге дремучего бора. 6) Теперь этот вопрос застал меня врасплох.

Сделайте вывод о том, какими членами предложения может быть местоимение. Продолжите утверждение.

Местоимение в русском языке может быть следующими членами предложения: …

В русском языке местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую роль.
Местоимение может быть любым членом предложения.

Я (подл., личное), его (допол., личное)

Его (опред., притяжательное), мне (допол., личное)

Все (подлеж., определительное)

Что-то (подлеж., неопределённое)

Этот (опред., указ.), меня (допол., личное)

5. Работа с текстом.

(1) В это время утка ушла под воду а потом вын..рнула нед..леко от Джека. (2) Пёс п..плыл к ней и пр..близился. (3) Но утка нырнула вно..ь! (4) Джек за ней. (5) Чере.. с..кунду он опять п..к..зался (на) п..верхност.. и утка качалась (у)не..о в зубах.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Сколько в тексте местоимений? Ответ запишите цифрой.

4. Укажите род, число и падеж местоимения это (предложение 1).

(1) В это время утка ушла под воду, а потом вынырнула недалеко от Джека. (2) Пёс поплыл к ней и приблизился. (3) Но утка нырнула вновь! (4) Джек за ней. (5) Через секунду он опять показался (на) поверхности, и утка качалась у него в зубах.

Работа над ошибками

1. Подчеркните местоимения.

(О) нём, и, туманное, весь, любого, ждать, их, первыми, о троих, на, кто.

2. Найдите в тексте местоимения и распределите их на три группы: 1) местоимения, указывающие на предмет; 2) местоимения, указывающие на признак предмета; 3) местоимения, указывающие на количество.

Представьте себе человека высокого, когда-то стройного и в самой хорошей поре. Правда, некогда правильные и приятные черты лица его, в своё время, по-видимому, очень красивого, огрубели, и весь он теперь кажется несколько расплывчатым и как- то осевшим.

1) местоимения, указывающие на предмет: его.

2) местоимения, указывающие на признак предмета: себе.

3) местоимения, указывающие на количество: он

3. Раскройте скобки и согласуйте местоимения с существительными. Над местоимениями напишите падеж.

(1) Скажите, о (чей) чьем (П. п.) ребёнке идёт речь? (2) В (этот) этом (П. п.) прекрасном высотном здании помещается университет. (3) О (чья) чьей (П. п.) статье говорили сегодня на радио? (4) В (какой) каком (Д. п.) номере газеты сообщается о победе (наш) нашей (Р. п.) сборной. (5) Посмотри на (этот) эту (В. п.) картину (иной) иным (Т. п.) взглядом.

4. Подчеркните местоимения как члены предложения.

1) Я хорошо чувствую себя там. 2) Здесь отдыхает моя душа. 3) Мы пошли за ним той же тропкой. 4) «Этот цветок твой», — сказал Незнайка Малышке. 5) Не боимся мы его, великана твоего. 6) Его бы устами да мёд пить.

Сделайте вывод о том, какими членами предложения может быть местоимение. Продолжите утверждение.

В русском языке местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую роль.
Местоимение может быть любым членом предложения.

Я (подлеж., личное) себя (допол., возвратное)

Моя (опред., притяжательное)

Мы (подлеж., личное), за ним (Дополн., личное)

Мы (подлеж., опред), его (допол., личное)

Его (опред., притяжательное)

5. Работа с текстом.

(1) Мы бросились к Джеку и х..тели взять (у)не..о д..бычу. (2) Но Джек с..рдито п..к..сился (на)нас и п..дал утку пап.. прямо в руки. (3) Дробь сле..ка зац..пила утку за крыло и поэтому она (не)могла ул..теть. (4) Мы пр..несли птицу д..мой и в уголк.. сарая п..ставили ей та.. с водой. (5) Скоро утка поправил..сь и стала совсем ручной.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Сколько в тексте местоимений? Ответ запишите цифрой.

4. Укажите род, число и падеж местоимения ей (предложение 4).

(1) Мы бросились к Джеку и хотели взять у него добычу. (2) Но Джек сердито покосился на нас, и подал утку папе прямо в руки. (3) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (4) Мы принесли птицу домой, и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (5) Скоро утка поправилась и стала совсем ручной.

Источник

Местоимения

60d347eda5ba7425011586

Понятие местоимения

Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.

Постоянные грамматические признаки местоимений:

Непостоянные грамматические признаки местоимений:

Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.

Разряды местоимений

Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.

Какие бывают местоимения в русском языке:

Разряд

Описание

Примеры

Синтаксическая функция

Указывают на предмет, лицо, явление.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Я подошла к окну.

У меня зазвонил телефон.

Указывают на обращенность действия на себя.

Посмотри на себя в зеркало.

Кошки способны жить сами по себе.

Указывают на принадлежность,

мой, твой, наш, ваш, свой

Твое мнение мне известно.

Его лицо стало грустным.

кто? что? какой? каков?

который? чей? сколько?

Кто стучится в дверь?

У чьего окна сидят голуби?

Сколько яблок на столе?

Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.

кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Не могу понять, что могло их так задержать.

Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.

Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.

никто, ничто, некого,

Никто не ответил мне.

Некого теперь спросить об этом.

Никакой ошибки тут нет.

Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.

некто, нечто, некоторый,

кое-какой, чей-то, чей-нибудь

Кто-то пел песню.

Чей-то голос послышался во дворе.

Пометь чем-нибудь саженец.

Указывают на обобщенный признак.

любой, всякий, целый,

Другой путь предстоит нам.

Завтра все покажется иным.

Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.

таков, тот-то, такой-то,

За тем домом кафе.

Столько радости было в ее глазах!

Как изменяются местоимения

В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.

Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:

Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:

Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:

Источник

Местоимение как часть речи

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая вклю­ча­ет сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на пред­ме­ты, на их при­зна­ки и коли­че­ства, но не назы­ва­ю­щие их конкретно.

Чтобы понять, что такое место­име­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, вос­поль­зу­ем­ся при­ме­ра­ми предложений.

Итак, был белый мох­на­тый декабрь. Он стре­ми­тель­но под­хо­дил к поло­вине (М.А. Булгаков).

Личное место­име­ние «он» ука­зы­ва­ет на месяц, о кото­ром гово­рит­ся в пер­вом пред­ло­же­нии, что поз­во­ля­ет писа­те­лю избе­жать повто­ра одно­го и того же слова.

Есть некий час, в ночи, все­мир­но­го мол­ча­нья (Ф.И. Тютчев).

Местоимений «некий» ука­зы­ва­ет на неопре­де­лен­ность при­зна­ка пред­ме­та, но не назы­ва­ет этот при­знак. Его мож­но заме­нить любым при­ла­га­тель­ным (неиз­вест­ный, неопре­де­лен­ный).

Вдруг из лесу выско­чи­ли несколь­ко чело­век и ста­ли отча­ян­но махать рука­ми (К.Симонов).

Местоимение «несколь­ко» ука­зы­ва­ет на коли­че­ство пред­ме­тов, но не назы­ва­ет их кон­крет­но­го чис­ла. Его мож­но заме­нить любым чис­ли­тель­ным (пять, восемь, три­на­дцать, два­дцать).

Местоимения отли­ча­ют­ся от дру­гих зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют сво­е­го лек­си­че­ско­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, не назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и коли­че­ства, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го употребляются.

Следовательно, место­име­ния обла­да­ют дву­мя функциями:

lazy placeholder

Понаблюдав за сло­ва­ми, кото­рые заме­ня­ют собой пред­мет, при­знак или коли­че­ство пред­ме­тов и толь­ко ука­зы­ва­ют на них, можем опре­де­лить грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки место­име­ния как само­сто­я­тель­ной части речи.

Соотношение местоимений с другими частями речи

Местоимения Существит. Прилагател. Числительные Наречия Слова
кат. сост.
Личные я, мы, ты,
вы, он, она,
оно, они
Возвратное себя
Притяжа-
тельные
его, ее, их мой, твой,
наш, ваш,
свой
Вопроси-
тельные
кто? что? каков?
какой? чей?
который?
сколь­ко?
который?
где? когда?
почему?
зачем? как?
како­во? (как?)
Относи-
тельные
кто, что каков,
какой, чей,
который
сколь­ко
(кото­рый)
как, где, когда,
поче­му, куда
како­во
Отрица-
тельные
никто, ничто,
неко­го, нечего
ника­кой,
ничей
нисколь­ко,
никоторый
никак, нигде,
нико­гда, никуда
неко­гда, неко­го, некуда
Неопреде-
ленные
некто, нечто,
кто-то,
что-то
какой-то,
кое-какой,
чей-либо,
некоторый
который-то,
много,
немного,
несколько,
сколько-то
где-то, куда-то,
зачем-либо,
как-нибудь
Опреде-
лительные
сам, сама,
весь, всё
самый,
всякий,
иной,
другой,
любой,
весь, всё, все
неко­то­рый,
каждый
все­гда,
везде,
иногда,
всюду
Указа-
тельные
это, то этот, тот,
эта, та,
это, то,
эти, те
столь­ко (же) там, тут,
так, туда,
оттуда,
там-то,
туда-то
тако­во

Местоимения-существительные

Ряд место­име­ний ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты и заме­ня­ют в речи суще­стви­тель­ные. Такие место­име­ния отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы (Кто? Что? Кого? Чего? и пр.), поэто­му обла­да­ют неко­то­ры­ми при­зна­ка­ми существительных.

Местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «кто» ука­зы­ва­ют на оду­шев­лен­ные пред­ме­ты. Некоторые место­име­ния име­ют един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное число:

Все эти сло­ва изме­ня­ют­ся по паде­жам, при­чем у них сохра­ни­лись сле­ды изме­не­ний место­име­ний в древ­ние вре­ме­на, то есть про­ис­хо­дит сме­на корня:

lazy placeholder

Местоимения-прилагательные

Местоимения, кото­рые ука­зы­ва­ют на при­знак пред­ме­та :

Они соот­но­сят­ся с при­ла­га­тель­ны­ми, отве­ча­ют на вопро­сы Какой? Чей? Такие место­име­ния обла­да­ют неко­то­ры­ми грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми при­ла­га­тель­ных: изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам, например:

lazy placeholder

Местоимения, заменяющие числительные

Они изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

lazy placeholder

Примеры:

Я не знаю, кто эта ста­ру­ха (ска­зу­е­мое).

Я не хочу огор­чать вас ничем (допол­не­ние).

Сколько дней еще будет идти дождь? (обсто­я­тель­ство).

Видеоурок «Местоимения в русском языке»

Источник

Местоимение как часть; речи
18 местоимение как часть речи. Местоимение как часть; речи Здесь есть лошадь.

Местоимение как часть речи

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая вклю­ча­ет сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на пред­ме­ты, на их при­зна­ки и коли­че­ства, но не назы­ва­ю­щие их конкретно.

Чтобы понять, что такое место­име­ние в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, вос­поль­зу­ем­ся при­ме­ра­ми предложений.

Итак, был белый мох­на­тый декабрь. Он стре­ми­тель­но под­хо­дил к поло­вине (М.А. Булгаков).

Личное место­име­ние «он» ука­зы­ва­ет на месяц, о кото­ром гово­рит­ся в пер­вом пред­ло­же­нии, что поз­во­ля­ет писа­те­лю избе­жать повто­ра одно­го и того же слова.

Есть некий час, в ночи, все­мир­но­го мол­ча­нья (Ф.И. Тютчев).

Местоимений «некий» ука­зы­ва­ет на неопре­де­лен­ность при­зна­ка пред­ме­та, но не назы­ва­ет этот при­знак. Его мож­но заме­нить любым при­ла­га­тель­ным (неиз­вест­ный, неопре­де­лен­ный).

Вдруг из лесу выско­чи­ли несколь­ко чело­век и ста­ли отча­ян­но махать рука­ми (К.Симонов).

Местоимение «несколь­ко» ука­зы­ва­ет на коли­че­ство пред­ме­тов, но не назы­ва­ет их кон­крет­но­го чис­ла. Его мож­но заме­нить любым чис­ли­тель­ным (пять, восемь, три­на­дцать, два­дцать).

Местоимения отли­ча­ют­ся от дру­гих зна­ме­на­тель­ных частей речи тем, что они не име­ют сво­е­го лек­си­че­ско­го, реаль­но­го, веще­ствен­но­го зна­че­ния, не назы­ва­ют пред­ме­ты, их при­зна­ки и коли­че­ства, а при­об­ре­та­ют в речи зна­че­ние того сло­ва, на кото­рое ука­зы­ва­ют или вме­сто кото­ро­го употребляются.

Следовательно, место­име­ния обла­да­ют дву­мя функциями:

Mestoimenie kak chast rechi

Понаблюдав за сло­ва­ми, кото­рые заме­ня­ют собой пред­мет, при­знак или коли­че­ство пред­ме­тов и толь­ко ука­зы­ва­ют на них, можем опре­де­лить грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки место­име­ния как само­сто­я­тель­ной части речи.

Соотношение местоимений с другими частями речи

Местоимения Существит. Прилагател. Числительные Наречия Слова
кат. сост.
Личные я, мы, ты,
вы, он, она,
оно, они
Возвратное себя
Притяжа-
тельные
его, ее, их мой, твой,
наш, ваш,
свой
Вопроси-
тельные
кто? что? каков?
какой? чей?
который?
сколь­ко?
который?
где? когда?
почему?
зачем? как?
како­во? (как?)
Относи-
тельные
кто, что каков,
какой, чей,
который
сколь­ко
(кото­рый)
как, где, когда,
поче­му, куда
како­во
Отрица-
тельные
никто, ничто,
неко­го, нечего
ника­кой,
ничей
нисколь­ко,
никоторый
никак, нигде,
нико­гда, никуда
неко­гда, неко­го, некуда
Неопреде-
ленные
некто, нечто,
кто-то,
что-то
какой-то,
кое-какой,
чей-либо,
некоторый
который-то,
много,
немного,
несколько,
сколько-то
где-то, куда-то,
зачем-либо,
как-нибудь
Опреде-
лительные
сам, сама,
весь, всё
самый,
всякий,
иной,
другой,
любой,
весь, всё, все
неко­то­рый,
каждый
все­гда,
везде,
иногда,
всюду
Указа-
тельные
это, то этот, тот,
эта, та,
это, то,
эти, те
столь­ко (же) там, тут,
так, туда,
оттуда,
там-то,
туда-то
тако­во

Местоимения-существительные

Ряд место­име­ний ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты и заме­ня­ют в речи суще­стви­тель­ные. Такие место­име­ния отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы (Кто? Что? Кого? Чего? и пр.), поэто­му обла­да­ют неко­то­ры­ми при­зна­ка­ми существительных.

Местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «кто» ука­зы­ва­ют на оду­шев­лен­ные пред­ме­ты. Некоторые место­име­ния име­ют един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное число:

Все эти сло­ва изме­ня­ют­ся по паде­жам, при­чем у них сохра­ни­лись сле­ды изме­не­ний место­име­ний в древ­ние вре­ме­на, то есть про­ис­хо­дит сме­на корня:

Mestoimeniya sushhestvitelnyie

Местоимения-прилагательные

Местоимения, кото­рые ука­зы­ва­ют на при­знак пред­ме­та :

Они соот­но­сят­ся с при­ла­га­тель­ны­ми, отве­ча­ют на вопро­сы Какой? Чей? Такие место­име­ния обла­да­ют неко­то­ры­ми грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми при­ла­га­тель­ных: изме­ня­ют­ся по паде­жам, чис­лам и родам, например:

Mestoimeniya prilagatelnyie

Местоимения, заменяющие числительные

Они изме­ня­ют­ся толь­ко по падежам.

Синтаксическая роль местоимений

Rol mestoimeniy

Примеры:

Я не знаю, кто эта ста­ру­ха (ска­зу­е­мое).

Я не хочу огор­чать вас ничем (допол­не­ние).

Сколько дней еще будет идти дождь? (обсто­я­тель­ство).

Видеоурок «Местоимения в русском языке»

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

chto takoe mestoimenie

Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».

Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.

Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».

Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.

Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».

Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?

Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».

А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

Местоимение в русском языке

kuchmina nadegda 100

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа именительного падежа.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратное указывают на обращенность действия на себя себя
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют три основных разряда местоимений.

Разряд Особенности Грамматические признаки Примеры
Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление, могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные изменяются по родам, числам, падежам ты, мы, кто, ничто
Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительными изменяются по родам, числам, падежам ваш, мой, чей, никакой
Местоимения-числительные указывают на количество предметов, связываются с существительными так же, как и количественные числительные изменяются по падежам сколько, несколько, столько

Кроме того, некоторые авторы выделяют местоимения-наречия, которые указывают на признак действия и в речи зависят от глаголов (когда, тут, почему, как).

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Постоянные грамматические признаки:

Непостоянные грамматические признаки:

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

Источник

колеблемый волной (колебать — 1 спр, поэтому «е»),

правивший лошадьми (править — 2 спр, и)

2) проверивший ответы (проверить — 2 спр)

всадник скачет (скакать — 1)

3) обтекаемая (обтекать — 1 спр)

дворник выметет мусор (вымести — 1 спр)

4) служащий ( 2 спр, поэтому а)

задержанный (задержать — оканчивается на «а», поэтому а)

5) завещанный ( завещать — 1 спр — на ать)

Ответ:

имяою или мргтв

Объяснение:

к — и

о — м

б — я

р — о

а — ю  (это если на 2 буквы назад)

{имяою}

____________________________

к — м

о — р

б — г

р — т

а — в (это если на 2 буквы вперед)

{мргтв}

_____________________________

СРАВНЕНИЕ-«Мяч пролетал стремительным чёрным ядром». МЯЧ СРАВНИВАБТ СО ЧЕРНЫМ ЯДРО КОТОРОЕ ЛИТИТ СРЕМИТЕЛЬНО

страшилище

ласкает

строжайший

подобрел

дровосек

сползать

спастись

домище

косец

словарь

жаровня

глазища

глазенки

грабитель

гитарист

украшать

голубинный

потолстеть

узнавать

безголовый

полковник

упаду

столовая

заболеть

домишко

прокатить

пощадить

бояться

страшится

простоял

Глаголы в неопределенной форме, оканчивающиеся на ЕТЬ относятся к 1 спряжению

Тема урока:  «Местоимение как часть речи».   Цели: обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;  развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте; воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса. Задачи: Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение», для контроля над усвоенными знаниями. Раздаточный материал: карточки. Учебник: Русский язык. 6…
Разряды местоимений.
Местоимения.
Личные
Я, ты, он, она, мы, вы, они.
Возвратное
Себя
Вопросительные
Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)
Относительные
Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)
Неопределенные
Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.
Отрицательные
Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.
Притяжательные
Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.
Указательные
Тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные
Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.
 
 
  6.     Работа  текстом.   Внимательно прочтите текст, выполните задания В1 и В2.   (1)    В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2) Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь! (3) Джек за ней. (4) Через секунду он опять оказался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. (5) Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. (6) Но Джек сердито покосился на нас и подал  утку папе прямо в руки. (7) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она…
 По горизонтали4. Постоянный признак существительного.8. Существительные бывают собственными и … 10. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы  кто? что?                                 9.     Итоги урока. — С какой частью речи мы сегодня работали? — Что нового узнали? — Как вы  оцениваете свою работу на уроке?   10.                        Домашнее задание. П. 76, упр.436.    

Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Местоимение как часть речи».

Цели:

обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Местоимение», для контроля над усвоенными знаниями.

Раздаточный материал: карточки.

Учебник: Русский язык. 6 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. — М.: Просвещение, 2012. — 175 с.

Ход урока.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

— А какие части речи вы уже изучили? (Существительное, прилагательное, числительное).

— Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные).

— Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие — к служебным? (Сам.ч.р.: Существ., прилаг., числит., местоим., глагол, наречие, деепричастие; служ.ч.р.: союз, предлог, частица).

— Посмотрите на эпиграф нашего урока. Скажите, с какой частью речи мы сегодня будет работать? (С местоимением).

  1. Работа с темой урока.

Учитель:

— Записываем тему нашего сегодняшнего урока: «Местоимение как часть речи».

— Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

ТАКАЯ ОНА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.

Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда это начнется?

— А если мы внесем изменения в предложения, сможем ли ответить на вопросы? А какие изменения нужно внести по — вашему мнению? (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные).

ШКонспект урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи».ИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ.

— Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? (Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?) (Ответы учащихся).

-Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Ответы учащихся).

Вывод:

(Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на проедметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте).

  1. Выполнение упражнений.

В учебнике с. 65, упр. 433. Работа по цепочке, письменно.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

Упр. 433. с. 65.

1. Я услыхал сегодня первый гром, … в полдень прогремел из тучки малой. (А. Голенищев-Кутузов) 2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что … горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет) 3. Светла, как детский взор, река, и ветви ив склонялись к … . (А. Плещеев).

(1. Он — И.п.; 2. (К) Тебе — Д. п., Оно — И. п.; 3. (К) Ней — Д. п.)

  1. Физминутка.

Учитель:

— Ребята, предлагаю вам прослушать небольшой рассказ-сказку о местоимении. Его составила ваша ровесница.

РКонспект урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи».ассказ о местоимениях.

Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.

Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.

Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что, наконец, нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить.

Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.

Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Ваш. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.

Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями.

Учитель:

— А что означает слово «друг»? Есть ли у вас друзья?

(Друг — это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании).

На экране появляется таблица.

Учитель:

— По своему значению местоимения делятся на 9 смысловых групп (разрядов). Предлагаю вам познакомиться с ней. С какими разрядами вы встречаетесь чаще всего?

(С личными, притяжательными, указательными).

Разряды местоимений-прилагательных.

Разряды местоимений.

Местоимения.

Личные

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное

Себя

Вопросительные

Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные

Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.

  1. Работа текстом.

Внимательно прочтите текст, выполните задания В1 и В2.

  1. В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2) Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вынырнула вновь! (3) Джек за ней.

(4) Через секунду он опять оказался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. (5) Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. (6) Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

(7) Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (8) Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (9) Скоро утка поправилась и стала совсеи ручной.

(По Г. Скребицкому)

В1. Из предложений 7-9 выпишите местоимения. (Она, мы, ей).

В2. Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение. (Это).

  1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.

Про_дник выв_л нас на глухую д_рогу. Он попр_щался с нами и уш_л. Мы пошли по л_сной д_рог_ . Она прив_ла нас к обрыву. Под ним черн_ с_невой св_тилась в_да. Со_нце бл_стело в темн_ в_де. А над в_дой, отражаясь в ней ж_лтыми и лиловыми лепестками, л_тали бабочки.

Карточка 2.

1.Спиши. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи местоимения.

Вчера я д_журил в класс_ . Мне п_м_гал мой дру_ . Д_ска и п_лы у нас бл_стели. У нас есть график. По нему мы поддерж_ваем ч_стоту в помещении. У нас всегда образцов_ порядок. Нам приятно заниматься в наш_ класс_ . Мы об_зательно ежедневно д_журим в школьн_ ст_ловой.

  1. Творческое задание.

Разгадайте кроссворд.

По вертикали
1. Часть слова, которая служит для образования новых слов.
2. Основная часть слова .
3. Часть речи, которая обозначает предмет .
5. Буквы которые поются .
6. Часть речи, которая обозначает действие предмета .
7. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает .
9. Главный член предложения. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает предмет что с ним делается.
10. Служебная часть речи не употребляется самостоятельно всегда относятся к какому-нибудь существительному .

Конспект урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи».

По горизонтали
4. Постоянный признак существительного.
8. Существительные бывают собственными и …
10. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что?

  1. Итоги урока.

— С какой частью речи мы сегодня работали?

— Что нового узнали?

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

П. 76, упр.436.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии