Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-210 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
НА КАРТЕ
26.01.21
О реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с новыми СанПиН
Категория: Новости Центра
Уважаемые коллеги!
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:
- признаны утратившими силу санитарные правила и нормы, СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» с 01 января 2021 года;
- утверждены новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года
В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.
Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
- для детей 5-7 лет – 5-7 минут,
- для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
- для 5-9-х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:
для интерактивной доски
— для детей до 10 лет – 20 минут,
— старше 10 лет – 30 минут
компьютера
— для детей 1–2 классов – 20 минут,
— 3–4 классов — 25 минут,
— 5–9 классов — 30 минут,
— 10–11 классов — 35 минут.
В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.
Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обращаем внимание, что:
- Согласно п. 3.5.2. одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
- Согласно п. 3.5.3. мобильные средства связи для образовательных целей не используются.
- Согласно п. 3.5.10. использование наушников при непрерывном использовании для всех возрастных групп должно составлять не более часа.
- Согласно п. 3.5.12. при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов, продолжительность уроков не должна превышать 40 минут.
Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:
- Согласно п. 3.5.12. общая продолжительность урока составляет 40 минут.
- Согласно п. 2.10.2. работа с компьютером в течение урока составляет не более 25 минут.
- Согласно п. 2.10.2. непрерывное использование экрана составляет не более 10 минут.
Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.
ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Содержание
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
- Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе
- Согласно санпин для учащихся 1 х классов время работы за компьютером не должно превышать
- О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников
- Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 0 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Источник
Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе
В силу простоты пользования, возможности индивидуального взаимодействия, высоких возможностей по переработке информации, наличия программного обеспечения, охватывающего практически все сферы человеческой деятельности, в настоящее время наибольшее значение из всех технических средств обучения приобретают персональные компьютеры.
Однако детальное изучение характера и степени влияния на здоровье школьников работы на дисплеях показало, что длительное пребывание у экрана (монитора) компьютера без соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил может повлечь за собой развитие некоторых заболеваний под влиянием следующих факторов:
• длительное статическое напряжение, являющееся причиной утомления мышц рук, спины, позвоночника;
• напряжение зрения, ведущее к нарушениям функций зрительного анализатора;
• воздействие электростатических и электромагнитных полей, вызывающих неблагоприятные изменения в иммунной системе, нервной и сердечно-сосудистой системах, в появлении риска заболевания экземой в случаях работы с дисплеем в течение 2—6 ч и более в день.
В связи с этим все виды компьютерной техники, применяемой в работе с детьми, должны иметь гигиенический сертификат, включающий оценку визуальных параметров, и размещаться в специальных кабинетах информатики и вычислительной техники, которые нельзя оборудовать в цокольных и подвальных помещениях. Площадь этих кабинетов рассчитывают исходя из 6 м 2 на одно рабочее место, а высота должна быть не менее 4 м. Нормы параметров микроклимата в кабинетах информатики: температура воздуха 18—21̊С, относительная влажность — 55—62 %, подвижность воздуха — 1 м/с. Уровни шума не должны превышать 50 дБ, освещенность на поверхности стола должна составлять 300—500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки учебных материалов, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана свыше 300 лк.
Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать гигиеническим требованиям.
Для снижения отрицательных влияний компьютера на здоровье школьников необходимо соблюдать выполнение определенных гигиенических рекомендаций.
Требования к монитору:
• размер экрана дисплея по диагонали должен быть не менее 31 см;
• использование мониторов с позитивным изображением (черные символы на белом фоне), так как они устраняют зрительный дискомфорт и снижают время переадаптации зрения при переводе взгляда от светлого учебника к темному фону;
• применение антибликовых покрытий экрана и экранных фильтров, снижающих величину излучения;
Требования к клавиатуре:
• соответствие формы клавиш анатомическому строению пальцев руки школьника;
• размер клавиш не должен быть менее 13 мм;
• при работе с клавиатурой локтевой сустав должен образовывать угол, равный 90°.
Требования к рабочему месту:
• расположение компьютеров с учетом взаимного влияния их излучения;
• расстояние между столами с компьютерами должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов — не менее 1,2 м.
Подготовлено врачом по общей гигиене санитарно-эпидемиологического отдела в городе Гурьевске ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Кириченко Л.В.
Источник
Согласно санпин для учащихся 1 х классов время работы за компьютером не должно превышать
— Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек
— Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается.
— Наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке
— Сдвоенные уроки не проводятся
— Продолжительность урока (академический час) в 1 классе не должна превышать 40 минут.
Дополнительные требования:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
— для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
— Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
— Рекомендовано организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
— С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз
Физическая культура
— Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
— Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам
— В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Источник
О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников
Роспотребнадзор напоминает, что по данным гигиенических исследований от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.
В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как в школе, так и вне её пределов. Высокая нагрузка субъективно проявляется жалобами на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, а также боли в шее, плечевом поясе, головную боль. Появление этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией.
В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами. Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз, оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы – это удобное рабочее место, левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих её фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут, для учащихся 1-4- х классов – 10 минут, для 5-9- х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:
Суммарная ежедневная продолжительность использования ЭСО в школе и дома не должна превышать:
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Источник
Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Основные правила при работе за компьютером
1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.
2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.
4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.
6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.
7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.
9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.
10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.
11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.
12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.
13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!
14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.
16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;
— для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.
17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.
18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.
19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.
20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.
Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Источник