Развитие малого бизнеса в россии в начале 21 века кратко

Становление и развитие малого бизнеса в России

Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.

Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.

Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.

Отрасли экономики Количество предприятий на 1 января 2013 г.

Средняя численность работников, чел. 

Оборот малых предприятий, млн. руб.  Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
Всего по России 238 097 6 839 962 15 116 297 364 478
Промышленность  35 416 1 189 671 1 614 148 65 109
Сельское хозяйство 11 856 423 157 272 082 67 512
Торговля и общественное питание 68 615 1 584 666 8 838 409 35 549
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 49 134 1 453 577 1 367 109 77 792
Строительство 31 169 974 752 1 768 408 80 217
Транспорт и связь 14 060 410 195 527 401 15 252

В основной массе малых предприятий по данным на начало 2013 г. самую внушительную долю составили предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием – 28,8%. Следом за ними идут предприятия по работе с недвижимым имуществом, предоставление услуг аренды – 20,6%. Промышленность обосновалась на третьем месте с процентом 14,9. Очевидно, что для этих отраслей характерна максимальная сосредоточенность численности работников. Говоря об объёмах оборотных средств, можно отметить, что малые предприятия лидируют в отрасли торговли и общественного питания, строительстве и промышленности. Инвестиции в основной капитал имеют самое большое значение и объём в строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде, предоставлении услуг и сельском хозяйстве.Из таблицы становится совершенно ясно, что порядка 70% всех малых предприятий работают в базовых отраслях экономики. Сюда включены промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.

Повысить уровень эффективности общественного производства поможет стремление к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе. Однако, чтобы это осуществить, необходимо создать приемлемые условия. Стремления малого бизнеса в сферы экономики. Которые его обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность вполне адекватны и приемлемы. По мере того, как сферы заполняются, малый бизнес направляется в другие сферы, которые становятся на тот момент для него более привлекательными. Этот процесс логичный и закономерный.

Вырисовывается следующая картина по распределению малых предприятий по отдельным федеральным округам: Самая большая доля в 66% приходится на три федеральные округа: Центральный – 32%, Северо-Западный – 14%, Приволжский – 20%. Важно сказать и о том, что внутри федеральных округов также наблюдается неравномерность распределения.

Пример 1

Из общего числа малых предприятий Центрального федерального округа более 40% сосредоточено в Москве, а из общего числа малых предприятий Северо-Западного федерального округа более 56% приходится на Санкт-Петербург.

Согласно проведённым исследованиям, такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны обуславливается разными причинами, которые в большинстве своём зависят от:

  • Уровня индустриального развития региона.
  • Отношения между региональными властями и представителями малого бизнеса.
  • Условий, которые сложились в регионе для развития малого предпринимательства.
  • Численности населения в различных экономических районах страны.
  • Уровня развития инфраструктуры, которая необходима для нормального функционирования малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в России

Малый бизнес в России развивался в достаточно сложных экономических, политических и социальных условиях. Что не могло не сказаться на его специфических особенностях. Именно в период становления малого предпринимательства в стране проходили сложнейшие инфляционные процессы, экономический кризис, а также проводилась жёсткая кредитно-финансовая политика. Логично, что такие условия не могли благоприятно влиять на развитие всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого бизнеса.

Но в этот непростой период было не только негативное влияние, положительное влияние на развитие малого предпринимательства также оказывалось. В целом факторы, способствующие развитию малого бизнеса в РФ можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  • Законодательная база.
  • Налоговая система.
  • Система кредитования.
  • Система поддержки и развития малого бизнеса.
  • Информационная система вместе с иными элементами рыночной инфраструктуры.

Внутренние факторы:

  • Организационно-правовая форма предприятий.
  • Менеджмент предприятий с организационной структурой.
  • Высокий экономический потенциал.
  • Мотивирование работников системы.

Самым главным внутренним фактором, который поистине эффективно влияет на деятельность малых предприятий – менеджмент, который состоит в том числе и из правильного построения малого предприятия и управления всего его подразделениями.

Замечание 1

Малые предприятия прекращают своё существование в основном из-за неэффективного менеджмента.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что в период с 1990-2013 гг. в России были бы созданы нормальные условия для развития малого предпринимательства и была бы обеспечена правильная поддержка со стороны государства, то на сегодняшний день уровень экономического развития страны был бы значительно выше.

Замечание 2

К сожалению, на данный момент Россия внушительно проигрывает странам с развитой экономикой.

Малому бизнесу в Росси не отводится большая роль, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, на долю занятых в малом предпринимательстве приходится в 5-7 раз, по количеству малых предприятий на 1000 жителей приходится в 6-12 раз меньше предприятий.

Это даёт повод задуматься над тем, что на данный момент в огромной стране большой неиспользованный потенциал для развития малого предпринимательства. Более того, предстоит повысить его роль в экономике страны.

Для последних двадцати лет характерно стихийное развитие малого бизнеса, и, как правило, полное отсутствие поддержки со стороны государственного и регионального управления. В силу этого можно рассуждать о негативных и позитивных явлениях в его развитии.

Позитивные факторы развития малого бизнеса в РФ:

  • Увеличение роли и значимости бизнеса с каждым годом.
  • Расширение площадей развития малого предпринимательства и проникновение во все сферы общественного производства.
  • Развитие не только количественных характеристик малого бизнеса, но и качественных.

Говоря о специфических особенностях развития малого предпринимательства в России, следует упомянуть следующие факторы:

  • Хаотичное развитие малого бизнеса, которое происходило без государственного вмешательства и регулирования.
  • Возросшая роль малого бизнеса в отношении решения вопросов, касающихся экономических и социальных проблем. Хотя до максимально возможного уровня очень далеко.
  • Теневой бизнес имеет большую долю от всего малого бизнеса.
  • Существует множество ниш, которые ещё не заполнили представители малого бизнеса.
  • Малый бизнес серьёзно проник в торговлю, общественное питание и другие привлекательные сферы общественной деятельности, где по прошествии некоторого времени были созданы условия для получения большой прибыли. Для малого бизнеса также характерно проникновение во все сферы деятельности, даже в те, где рентабельность намного ниже, чем в уже освоенных.
  • Малые предприятия находятся в разобщённом состоянии. Они редко поддерживают технологические или хозяйственные связи.
  • Малый бизнес находится на этапе, когда состоится кооперирование со средним бизнесом и крупными предприятиями.
  • Для российского малого бизнеса не характерна интеграция в мировую экономику. Это относится в том числе и к экспорту производимой продукции, а также международной специализации и кооперированию.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что малый бизнес в России – это слабо развитый пласт хозяйства страны, который имеет все возможности принести огромную прибыль, но для этого необходимо создать адекватные условия.

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Малое предпринимательство — это коммерческая деятельность, которая осуществляется в относительно небольшом масштабе. В его рамках действуют некрупные фирмы, формально не включенные в объединения.

Понятие малого бизнеса (предпринимательства)

Определение 2

Малый бизнес представляет собой систему экономически обособленных малых и средних компаний, которые ориентированы на рынок и формируют структуру и объем выпуска продукции под влиянием покупательского спроса. Такие компании административно не зависят от государственных и прочих учреждений.

В нашей стране развитие малого предпринимательства имеет недолгую историю. Оно существует в РФ с 1990 г. в форме обществ с ограниченной ответственностью, ставших приемниками ранее созданных кооперативов.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Развитие малого предпринимательства в стране в формах артелей и кооперативов началось еще в 1900 г., а к 1917 г. уже можно было насчитать примерно 50 тыс. действующих кооперативов. Они распространяли коллективную собственность на все стадии, начиная от закупки средств и предметов труда и заканчивая продажей выпущенной готовой продукцией. В это же время люди массово начали обучаться, посещая специальные предпринимательские курсы.

Этапы развития предпринимательства в России

Малое российское предпринимательство с 1990 гг. проходит 4 основных этапа своего развития. Первый из них начинается в конце 1980-х годов, когда с помощью огромных льгот всех видов (включая средства государственного бюджета) произошло быстрое накопление капиталов.

На первой стадии налаживается организация выпуска дефицитной продукции и услуг широкого потребления, развивается розничная торговля, общественное питание и др. Этот этап развития показал, что отрицательным моментом развития малого предпринимательства можно считать отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

«Развитие малого предпринимательства в России» 👇

Замечание 1

Для первого этапа была характерна активная агитация, которая позволяла людям интегрироваться в объединения по интересам. В результате произошло формирование отраслевых компаний, включая малый бизнес в сфере сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговли. В 1990 г. создается Российский союз совместного предпринимательства, а в 1991 г. Аграрный союз.

Для второго этапа характерен экстенсивный тип экономического развития, поскольку в 1991-1992 гг. развитие малого предпринимательства сопровождалось либерализацией цен. Новый виток был обусловлен массовой приватизацией имущества государства, в том числе малых государственных предприятий. Также развитию способствовала отмена монополии на внешнюю торговлю.

После 1993 г. определенный подъем развития происходит в частном секторе экономики. В первый раз формируется правовая основа предпринимательства и принимаются законодательные акты, с помощью которых регулируется работа малых предприятий.

В мае 1995 г. Государственная Дума приняла федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который был сконцентрирован на реализации права граждан на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности, установленного Конституцией Российской Федерации.

В этот же период окончательно определились организационно-правовые нормы, критерии малых компаний, включая аспекты поддержки малого бизнеса со стороны государства. В 1996 г. уже насчитывалось 1040 тысяч малых предприятий.

В 1996-1997 гг. начинается 3 этап развития малого предпринимательства (продлился до 2003 года). В 1998 г. появляется новое законодательство, которое ужесточило требования в области формирования, действия и развития фирм малого бизнеса.

С того времени при регистрации нужно было пройти множество обязательных процедур и зарегистрироваться в фондах. По этой причине началось сокращение количества представителей малого бизнеса, что было связано с резким уменьшением доходности от самостоятельной предпринимательской деятельности.

В 1990-е гг произошло сокращение количества малых фирм до 840 тыс. По причине финансового кризиса практически 50 % предприятий уходит с легального рынка и переходит в теневой сектор.

В 2002-2003 гг. можно было наблюдать увеличение доли малых фирм в ВВП страны на 1,8 % (с 9,6 % до 10,4 %), что привело к увеличению занятости населения. С 2003 г. отечественный малый бизнес начинает новый виток развития. Четвертый этап продолжается и до настоящего времени.

Затруднения в развитии малого предпринимательства

Для нашей страны характерен ряд затруднений для развития малого предпринимательства:

  • Ограниченность сфер действия малого бизнеса по причине минимальных размеров собственного капитала;
  • Наличие жесткой конкуренции;
  • Высокий риск (особенно в новой области деятельности);
  • Степень социальной защиты сотрудников малого бизнеса оказалась ниже, чем персонала крупных предприятий.

Сегодня эксперты выделяют несколько причин, по которым затормаживается тормозят развитие малого предпринимательства в нашем государстве. Это связано, в первую очередь, со сложной финансово-экономической обстановкой и слабой степенью правовой защищенности предпринимателей.

Сами предприниматели зачатую не обладают достаточным уровнем правовых и экономических знаний, а население испытывает к ним негативное отношение. Со стороны государства также не всегда осуществляется должна поддержка, а по причине кризисной обстановки в стране снижается покупательная способность населения на массовую продукцию.

Замечание 2

Состояние и развитие малого предпринимательства в РФ в течение рассмотренных 4 этапов отражает тот факт, что в нашем государстве после нескольких лет реформирования малое предпринимательство становится самостоятельным и важнейшим сектором национальной экономики.

Сегодня государство всеми способами пытается упростить процесс создания и регистрации малых фирм, уменьшает число бюрократических процедур. Если учесть сложный путь развития малого бизнеса, то политика государства современности направлена на то, чтобы происходило расширение, поддержка и развитие малого предпринимательства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Развитие малого предпринимательства в России имеет недолгую историю в экономическом развитии страны. Малое предпринимательство берет свое начало с 1990 года, когда стало образовываться путем создания обществ с ограниченной ответственностью, которые частью своей становились приемниками ранее созданных кооперативов.

Малый бизнес – это бизнес, который опирается на предпринимательскую деятельность малых предприятий и небольших фирм, не входящих в производственные и промышленные объединения и корпорации. К субъектам предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса относят коммерческие организации с образованием юридического лица, также физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью без образования юридических лиц, но с внесением в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также крестьянские и фермерские хозяйства.

В первой половине девяностых годов развитие малого предпринимательства в России получило новый виток за счет массового процесса приватизации государственных предприятий. Перераспределение государственной собственности еще больше способствовало развитию предпринимательства. В 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который отрегулировал общие вопросы и развитие  малого предпринимательства в России. Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

Развитие любых форм предпринимательской деятельности зависит от двух условий – от экономической обстановки в стране и способности самого объекта предпринимательской деятельности использовать предоставленные ему права для дальнейшей реализации хозяйственных целей и получения прибыли. Эти факторы действуют на развитие малого бизнеса, который очень чувствителен к созданным ему условиям.

История российского предпринимательства за короткий срок прошла все стадии эволюционного развития. В результате сформировались определенные капиталы, которые способствовали расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий. Государственной программой также разработана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в лице сети крупнейших российских банков, которые уже долгие годы работают на рынке кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. Среди банков, которые будут выдавать льготные кредиты предприятиям малого бизнеса — Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Уралсиб и другие.

На сегодняшний день группой мировых экспертов выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

  1. Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей, разрыв хозяйственных связей.
  2. Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.
  3. Негативное отношение к предпринимателям части населения.
  4. Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.
  5. Снижение покупательной способности население на массовую продукцию.

Однако, как показывает мировой опыт, малый бизнес не знает себе равных по способности оживить экономику и вывести ее из кризиса.

Малый
бизнес в нашей стране как самостоятельное
общественно-политическое и
социально-экономическое явление
существует почти 10 лет.

Формальные
предпосылки для развития малого
предпринимательства в России были
созданы к концу 90-х гг.:

приняты
соответствующие федеральные законы и
многочисленные подзаконные акты о
государственной поддержке малого
бизнеса,

сформирована
определенная инфраструктура его
обеспечения,

образованы
многочисленные ассоциации и общественные
объединения предпринимателей.

Начало
развитию малого предпринимательства
положил принятый в 1988 году Закон СССР
«О кооперации в СССР». Принятие затем
Постановления Правительства и Закона
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» укрепил нормативно-правовую
базу развития предпринимательства и
существенно изменил круг предприятий,
ранее относимых к малым.

Российское
законодательство создало необходимые
условия для развития малого
предпринимательства. Малые предприятия
могли создаваться и действовать на
основе государственной, муниципальной
собственности, собственности общественных
организаций, частной собственности.
Были предусмотрены различные пути
учреждения малых предприятий 34; с.145:

по
решению собственника имущества; выделение
из состава действующих предприятий
(объединений) структурных подразделений
с сохранением их обязательств перед
предприятием;

принудительное
разделение крупных предприятий в
соответствии с антимонопольным
законодательством России.

Очень
важно, что малые предприятия могли
осуществлять любые виды деятельности,
не запрещенные российским законодательством
и предусмотренные в уставах таких
предприятий.

Малые
предприятия создавались и действовали
во всех без исключения отраслях экономики,
что свидетельствовало о приходе в бизнес
энергичных, деловых людей с перспективными
идеями и проектами. Основное количество
малых предприятий было создано в сфере
торговле, бытовом и коммунальном
обслуживании, обрабатывающей промышленности
и строительстве 32; с.2-3.

Быстро
развивались малые фирмы, оказывающие
деловые и профессиональные услуги
(охрана, консультирование, финансовые
и риэлтерские услуги), социальные
(образование, медицина, транспортные
услуги), а также развлекательные услуги
(клубы, дискотеки). Начинает бурно
развиваться инновационный бизнес.

Проследим
динамику развития малых предприятий
России с конца 90-х гг. ХХ в. по 2010 год.

С 1999
г. наблюдается снижение числа малых
предприятий. На начало 2002 г. в РФ малых
предприятий было меньше, чем в 1997 г. (в
1997 г. их было 861,1 тыс., в 2002 — 843 тыс.). Эта
тенденция свидетельствует об ухудшении
экономических условий для развития
предпринимательства в России 8; с.35.

Количество
малых предприятий в России по состоянию
на 01.10.2004 г. составляло 952,5 тыс. против
892 тыс. на 01.10.2003 г., рост за рассматриваемый
год составил 6,8% 8; с.35.

Число
малых предприятий в торговле и общественном
питании, на которые приходится 46,3% от
их общего количества, увеличилось с
417,6 тыс. до 441 тыс. В промышленности число
малых предприятий увеличилось со 119
тыс. до 128 тыс., в строительстве — со 116,9
тыс. до 121,1 тыс., в сфере общей коммерческой
деятельности по обеспечению рынка — с
39,4 тыс. до 44,3 тыс., на транспорте — с 21,8
тыс. до 26,3 тыс.; в здравоохранении,
физической культуре и социальном
обеспечении — с 19,9 тыс. до 22,3 тыс., в
сельском хозяйстве — с 17,7 тыс. до 19,3 тыс.
32; с.2

В то
же время в оптовой торговле продукцией
производственно-технического назначения
число малых предприятий за год сократилось
с 27,5 тыс. до 25,7 тыс., в науке и научном
обслуживании — с 22,2 тыс. до 20,7 тыс. 32; с.36

Общая
численность занятых на малых предприятиях
в январе-сентябре 2004 г. составляла 8 млн.
525,9 тыс., что на 4,7% больше по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года
32; с.36.

Малые
предприятия за 9 месяцев 2004 г. произвели
продукции, работ и услуг в действующих
ценах по всем видам деятельности на
сумму 1 трлн. 637 млрд. руб. против 1 трлн.
207,1 млрд. руб. в январе-сентябре 2003 г.
Выручка от реализации продукции составила
6 трлн. 260,7 млрд. руб., инвестиции в основной
капитал — 62,2 млрд. руб. 32; с.36

По
данным Министерства экономического
развития (МЭРТ) Российской Федерации,
на конец 2005 г. в России действовало около
950 тыс. малых предприятий (в 2004 г. их было
890 тыс.). В 2006 г. таких предприятий стало
около 1 млн., а в 2008 г. — уже 1,2 млн. 10; с.8-9.
К 2008 году число малых предприятий в
России увеличилось более чем на треть
(34,7%) и достигло 1,2 млн.

На 1
октября 2009 г. число зарегистрированных
малых предприятий составило 1 136,2 тыс.,
что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1
октября 2008 г. 44 Количество МП в расчете
на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед.,
увеличившись по сравнению с 1 октября
2008 г. на 73,0 ед. 44

Развитие
малого бизнеса в МЭРТ связывают с
реализацией механизмов государственной
поддержки (бизнес-инкубаторы,
микрокредитование, поддержка экспорта),
а также снижением затрат малого
предпринимательства на преодоление
административных барьеров с 10% до 3% от
выручки. В регионах с низким уровнем
социально-экономического развития
реализация мер государственной поддержки
имеет, наряду с экономической, и социальную
значимость, являясь эффективным
механизмом снижения безработицы 36;
с.73-74.

По
состоянию на 1 января 2010 г. в России было
зарегистрировано 1 602,4 тыс. малых
предприятий, что на 20,0% больше, чем годом
ранее 42. Количество малых предприятий
в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось
на 189,2 ед. и составило 1 129,2 ед. 42

Рост
количества малых предприятий как в
абсолютном выражении, так и в расчете
на 100 тыс. человек населения, наблюдается
по всем федеральным округам 42.

На 1
января 2010 г. по сравнению с 1 января 2009
г. количество малых предприятий в расчете
на 100 тыс. человек населения выросло в
76 регионах 42.

Несмотря
на это, по итогам 2009 г. в целом по стране
по всем рассматриваемым показателям
развития малого предпринимательства,
за исключением количества зарегистрированных
малых предприятий, отмечается негативная
динамика. На 1 января 2010 г. количество
зарегистрированных малых предприятий
в целом по России увеличилось по сравнению
с 1 января предыдущего года на 20%. На фоне
увеличения количества среднесписочная
численность занятых на малых предприятиях,
напротив, снизилась на 1,1%. Другие
показатели также оказались в минусе:
объем оборота малых предприятий за год
с учетом ИПЦ сократился на 17,0%, а объем
инвестиций в основной капитал на малых
предприятиях — на 32,6% 42.

Итоги
деятельности малых предприятий в 2009 г.
в региональном разрезе можно рассматривать
как относительно негативные. В 75 регионах
увеличилось количество зарегистрированных
малых предприятий; увеличение
среднесписочной численности занятых
на малых предприятиях было отмечено в
51 регионе, объемов оборота малых
предприятий — в 26 регионах; инвестиций
в основной капитал на малых предприятиях
— в 20 регионах.

Все
вышеизложенное свидетельствует также
о том, что в России уровень развития
малого и среднего бизнеса в настоящее
время не соответствует потребностям
экономики страны. В среднем по России
на тысячу жителей приходится 6 малых
предприятий, в депрессивных районах и
вовсе 1-2 15; с.25. Сегодня в общем количестве
экономически активного российского
населения предприниматели составляют
около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня
западноевропейских стран. В Приложении
А отражены основные показатели,
характеризующие развитие малого и
среднего предпринимательства в
экономически развитых странах 17; с.14.

Приведенное
сравнение деятельности малого и среднего
предпринимательства в России и за
рубежом свидетельствует о различном
вкладе малого предпринимательства в
экономику и в решение социальных проблем
в нашей стране и промышленно развитых
странах. Опережающее развитие малого
предпринимательства за рубежом
обусловлено более длительным становлением
этой сферы хозяйствования, а также
реализацией комплекса разнообразных
мер по реализации государственной
поддержки предпринимательства в общем.

Российский
малый бизнес обладает некоторыми
отличающими его от малого предпринимательства
большинства зарубежных стран особенностями.
Наиболее значимыми из них являются 13;
с.3:

совмещение
в рамках одного малого предприятия
нескольких видов деятельности,
невозможность в большинстве случаев
ориентироваться на одно-продуктовую
модель развития;

стремление
к максимальной самостоятельности, в то
время как значительная часть зарубежных
малых предприятий работает на условиях
субподряда, франчайзинга;

общий
низкий технический уровень и низкая
технологическая оснащенность в сочетании
со значительным инновационным потенциалом;

высокий
уровень квалификации кадров малого
бизнеса в связи с оттоком специалистов
из государственного сектора экономики;

низкий
управленческий уровень, недостаток
знаний, опыта, культуры рыночных
отношений;

высокая
степень приспособляемости к сложной
экономической обстановке, усугубляемой
дезорганизацией в системе государственного
управления и нарастающей криминализацией
общества;

неразвитая
система самоорганизации и инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства;

стремление
успешно функционирующих малых предприятий
выйти за рамки локальных рынков, в том
числе на международные рынки.

Все
еще велико влияние отдельных негативных
явлений в экономической, общественной
и политической жизни России, являющихся
серьезными препятствиями для осуществления
эффективного курса на развитие малого
и среднего предпринимательства. Среди
основных причин отмечены избыточные
административные барьеры, недоверие
граждан к государственной политике в
сфере предпринимательства и недостаточный
уровень предпринимательской культуры.

В
настоящее время в Российской Федерации
созданы необходимые предпосылки для
ускоренного развития малого
предпринимательства 18; с.8:

традиционно
высокий уровень предпринимательских
способностей россиян;

конституционные
гарантии возможности и свободы
осуществления предпринимательской
деятельности;

законодательное
закрепление статуса малого
предпринимательства как особого вида
экономической деятельности, в отношении
которого могут действовать специальные
меры государственной поддержки;

наличие
(находящихся на разных стадиях
формирования) практически всех элементов
системы поддержки малого предпринимательства,
успешно функционирующих в промышленно
развитых странах;

достигнутый
уровень и существующие тенденции
развития малого предпринимательства,
способные стать базой для устойчивого
развития этого сектора экономики.

Систему
государственной поддержки малого
предпринимательства в настоящее время
составляют:

государственные
нормативно-правовые акты, направленные
на поддержку и развитие малого
предпринимательства;

государственный
аппарат, представляющий собой совокупность
государственных институциональных
структур, ответственных за развитие
малого предпринимательства, обеспечивающих
реализацию государственной политики
в этой сфере и осуществляющих регулирование
сферы малого предпринимательства и
управление инфраструктурой его поддержки;

государственная
инфраструктура поддержки малого
предпринимательства, включающая
некоммерческие и коммерческие организации,
созданные с участием или без участия
государства, деятельность которых
инициируется, поощряется и поддерживается
государством, и предназначенная для
реализации системы государственной
поддержки, направленной на развитие
малого предпринимательства.

Рассмотрим
некоторые из них.

В 2008
году президент России Д. Медведев издал
Указ «О неотложных мерах по ликвидации
административных ограничений при
осуществлении предпринимательской
деятельности» в целях ликвидации
административных ограничений при
осуществлении предпринимательской
деятельности, в первую очередь в сфере
малого и среднего предпринимательства.

Основным
инструментом реализации государственной
политики служат федеральные, региональные,
отраслевые (межотраслевые) и муниципальные
программы развития и поддержки малого
предпринимательства.

Руководство
реализацией государственной политики
в сфере поддержки малого предпринимательства
осуществляется Министерством Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства в лице
Департамента поддержки малого
предпринимательства. Финансовое
обеспечение реализации мер по развитию
малого предпринимательства, предусмотренных
Федеральной программой, осуществляет
Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства (ФФПМП). Некоторые
региональные и муниципальные фонды
выполняют соответствующие функции на
региональном и муниципальном уровне.

Государственный
аппарат системы поддержки малого
предпринимательства включает
государственные структуры, ответственные
за развитие малого предпринимательства
на федеральном уровне.

В
настоящее время в Российской Федерации
имеются все виды структур поддержки
малого предпринимательства, которыми
обладают развитые промышленные страны.
Основой государственной инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
является система государственных и
муниципальных фондов поддержки малого
предпринимательства (ПМП). В настоящее
время система фондов, состоит из
Федерального фонда и 75 региональных
фондов, из которых 24 учреждены с участием
ФФПМП. Сам ФФПМП — это государственная
некоммерческая организация в форме
учреждения, осуществляющая финансовое
обеспечение федеральной политики в
области государственной поддержки
малого предпринимательства. Федеральный
фонд является заказчиком Федеральной
программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской
Федерации и осуществляет реализацию
мероприятий Федеральной программы, в
том числе, через сеть региональных
фондов поддержки малого предпринимательства.
63 региональных фонда имеют
организационно-правовую форму «фонд»,
11-«учреждение», 1 — «бюджетный фонд» как
подразделение администрации.

Помимо
сети региональных государственных
фондов создана, развивается и действует
сеть муниципальных фондов. В настоящее
время их — более 170 18; с.8. Муниципальные
фонды, как правило, создаются при участии
региональных фондов.

Региональные
фонды учреждены правительствами
субъектов федерации, муниципальные
фонды — органами местной администрации.
Состояние и деятельность государственных
и муниципальных фондов определяется,
в основном, тремя факторами:
законодательством, государственными
мерами поддержки малого предпринимательства
(программами поддержки малого
предпринимательства) и личным отношением
к ним первых должностных лиц органов
исполнительной власти. Государственные
фонды опираются в своей деятельности
и развитии на Федеральный закон «О
государственной поддержке малого
предпринимательства» 22; с.132-140, который
предоставляет им широкую арену
деятельности по поддержке малого
предпринимательства, а также определённые
преференции и льготы (в частности, по
налогообложению), которые на практике,
не удаётся реализовать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Москва, 2007

Аннотация

В данном исследовании рассматривается динамика основных показателей малого предпринимательства: количества малых предприятий и численности занятых на малых предприятиях в послекризисный период с 1999 по 2006 год – на основе квартальных данных. Рассмотрение ведется через призму Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Кроме этого, в исследовании производится попытка прогнозирования параметров малого предпринимательства в Российской Федерации на ближайшие годы, а также предлагаются подходы к прогнозированию на региональном уровне с альтернативных точек зрения.

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Предпосылки исследования

  2. Характеристика данных

  3. Анализ динамики малого предпринимательства в 1999 – 2006 годах

    3.1. Количество малых предприятий

    3.2. Численность занятых на малых предприятиях

    3.3. Средняя численность занятых на малых предприятиях

    3.4. Общие выводы относительно динамики малого предпринимательства

  4. Прогноз развития малого предпринимательства

    4.1. Прогноз количества малых предприятий

    4.2. Прогноз численности занятых на малых предприятиях

    4.3. Возможности регионального прогнозирования

    4.4. Общие выводы относительно прогноза малого предпринимательства

  5. Заключение

    Список использованных источников

    Приложение 1. Результаты оценки регрессионных уравнений

    Приложение 2. Данные о малом предпринимательстве (1999 – 2006) и прогноз (2007 – 2009)

    Приложение 3. Региональный прогноз количества малых предприятий

    Приложение 4. Региональный прогноз численности занятых на малых предприятиях

    Сведения об организации

    Сведения об авторе

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопросы развития малого предпринимательства являются актуальными на протяжении многих десятилетий и являются предметом активных дискуссий как на международном и государственном уровнях развитых и развивающихся государств, так и в различного уровня (международных, национальных и локальных) научно-академических сообществах, предпринимательских и общественных объединениях.

Спектр обсуждаемых вопросов достаточно широк и не является предметом настоящей статьи, однако, в нем стоит выделить особо сферу государственной политики развития малого предпринимательства.

В России целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

1) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

2) повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий .

Учитывая эти положения, в настоящем исследовании проводится анализ статистики малого предпринимательства, публикуемой Федеральной службой государственной статистики, с целью оценить самые основные характеристики динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века и сделать попытку прогнозирования этих характеристик, представляющую отдельный исследовательский интерес.

Исследователь не претендует на всеобъемлющий анализ проблемы развития малого предпринимательства и его государственной поддержки (этим занимается достаточно широкий круг исследователей), а лишь делает попытку построить некоторые интересные с точки зрения динамики расчеты, что составляет основу исследования, и дать им собственную интерпретацию в контексте государственного регулирования.

Автор выражает признательность коллегам из Национального института системных исследований проблем предпринимательства Виктору Харченко, Алексею Шестоперову, Олегу Шестоперову, Сергею Мигину, Александру Шамраю за ценные замечания, сделанные в процессе исследования.

В вопросе социально-экономического развития нашей страны важнейшую роль отводят сектору предпринимательства. Значительную часть ВВП производят субъекты предпринимательства, и, что не маловажно, создают рабочие места для большой доли трудоспособного населения. Малому бизнесу, благодаря которому государство получает значимую часть средств в бюджет, отводится роль важнейшей составляющей современной рыночной экономики, поэтому проблема развития малого предпринимательства в современных условиях является актуальной для исследования.

Малое предпринимательство позволяет сгладить колебания экономической конъюнктуры, что становится возможным при применении особых механизмов баланса спроса и предложения; им же, во многом, определяется темп экономического роста. Следует отметить, что малое предпринимательство формирует средний класс, который реализуется благодаря созданию рабочих мест. Через создание новых рабочих мест происходит влияние на структурную перестройку экономики и на выполнение специализированных функций, таких как инновации, различные субподрядные функции, профессиональный рост предпринимателей. Передача выполнения отдельных функций и частных задач крупного бизнеса на малые предприятия возникает благодаря незначительной капиталоемкости малого бизнеса и возможности быстрой перестройки производства, при сохранении выполнения специализированных функций на высоком уровне.

Основными признаками, характеризующими предпринимательскую деятельность, являются [1]:

  1. Инициативность и самостоятельность. Это способ самовыражения, заключающийся в осуществлении конкретных преобразований. Мышление у предпринимателей устроено таким образом, что они осознанно берут на себя полную ответственность за успех или неудачу, зная, что конечный результат полностью зависит от них.
  2. Творческий и инновационный характер. Предприниматель находится в постоянном поиске новых инновационных путей совершенствования своего продукта всеми доступными способами. Этот процесс никогда не заканчивается, ведь предприниматель в первую очередь нацелен на получение и рост своих финансовых результатов, а рост невозможен без направленных на него действий.
  3. Систематичность и регулярность. Это заключается в необходимом цикличном повторении всех действий, что помогает сформировать устойчивый постоянный доход. В случае же, когда предприниматель нацелен на увеличение дохода, то включается творческий и инновационный подход.
  4. Риск. Любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Это означает, что предприниматель должен уметь предвидеть разные варианты развития событий и быть готовым к любым поворотам, чтобы оперативно принимать меры по устранению возможных негативных последствий.
  5. Нацеленность на получение прибыли. Только та деятельность, целью которой является извлечение прибыли, может быть отнесена к разряду предпринимательской. Но даже если в конечном итоге положительных финансовых результатов достигнуто не было, это не отменяет изначальную природу данной деятельности.
  6. Ответственность. Предпринимательская деятельность подразумевает возложение на себя юридической ответственности перед коллективом своих сотрудников, перед партнерами, потребителем.
  7. Социально-значимый характер. Это может трактоваться в каждом конкретном случае по-разному, исходя непосредственно из характера деятельности, но в общем смысле имеется в виду то, что осуществление предпринимательской деятельности всегда ориентировано на улучшение каких-либо аспектов жизни общества.

Рассмотрим статистику развития малого предпринимательства в России.

На рисунке 1 отражено количество действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг.

Рис. 1. Динамика количества действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг., (единиц) [3]

Всего в Российской Федерации за период 2016-2021 гг. снизилось количество действующих малых предприятий с 268488 ед. в 2016 г. до 212429 ед. в 2021 г. (на 56059 ед.). В этот период отмечается устойчивая тенденция снижения предприятий малого бизнеса.

Это связано с давлением факторов, вызвавших замедление экономики России в целом, а также, в 2020 г. меры по противодействию пандемии привели к приостановке деятельности предприятий сферы услуг и торговли [2].

Количество малых предприятий по федеральным округам на 01.01.2022 г. отражено на рисунке 2.

По данным статистики, в 2021 г. наибольшее количество малых предприятий отмечается в Центральном ФО (72711 ед.), наименьшее – в Северо-Кавказском ФО (4687 ед.).

Рис. 2. Количество малых предприятий по федеральным округам на 01.01.2022 г., (единиц) [3]

На карте РФ по федеральным округам отражено количество малых предприятий в 2021 г. (рис. 3).

Рис. 3. Карта малого предпринимательства по федеральным округам в 2021 г. [3]

В целом, среди действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации на 10.01.2022 г. (5866703 ед.), малое предпринимательство занимает 3,6% (212429 ед.). Наибольшая доля принадлежит микропредприятиям 96,1%, на долю средних предприятий приходится 0,3% [3].

На рисунке 4 отражено количество работников, занятых в малом предпринимательстве в России в 2016-2021 гг.

Рис. 4. Динамика количества работников, занятых в малом предпринимательстве в России в 2016-2021 гг., (человек) [3]

За период отмечается тенденция снижения количества работников, занятых в малом бизнесе с 7432979 чел. до 5824977 чел. (снижение на 1608002 чел.) – снижение за 6 лет произошло на 21,6% (снижение за этот период количества предприятий малого предпринимательства составило 20,9%).

Рассмотрим количество продукции и услуг, произведенное малыми предприятиями за период 2016-2021 гг. в России (таблица).

Таблица

Общее количество продукции и услуг, произведенное малыми предприятиями в 2016-2021 гг. [3]

Наименование

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Абс. откл.
2021-2016

Общее количество видов продукции и услуг в РФ

758

981

957

1094

1226

1395

637

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о росте количества видов продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями с 758 ед. в 2016 г. до 1395 ед. в 2021 г. – отмечается рост показателя на 637 ед. видов продукции и услуг (увеличение на 84%), что является положительной тенденцией для российской экономики.

Поскольку малый бизнес (а также, средний бизнес) является одним из источников экономического роста страны, то необходимо его развивать в разных отраслях экономики, чтобы построить экономически развитую страну. Свою эффективность, общественную полезность предпринимательство в России уже доказало.

Таким образом, определено, что доля малого предпринимательства среди действующих субъектов МСП в Российской Федерации невелика – 3,6%. За период 2016-2021 гг. отмечается снижение количества предприятий малого бизнеса на 20,9%, а снижение количества работников, занятых на предприятиях малого бизнеса снизилось на 21,6%. Поскольку малое предпринимательство участвует в реализации задач экономического и социального характера, является главным элементом любой хозяйственной системы, без которой не может развиваться экономика, требуется увеличение государственной поддержки малого бизнеса (особенно сейчас – в период пандемии коронавирусной инфекции).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии