Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии

Тихонова, Майя Александровна — Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии : диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05

Карточка

Тихонова, Майя Александровна.

Тихонова, Майя Александровна.

Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии : диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05 / Тихонова Майя Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т международных отношений (университет)]. — Москва, 2021. — 192 с. : ил.

Экономика и управление народным хозяйствои

Шифр хранения:

OD 61 21-8/129

Описание

Автор
Заглавие Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии : диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05
Коллекции ЭБ Диссертации
Дата поступления в ЭК 24.02.2021
Дата поступления в ЭБ 01.03.2021
Каталоги Диссертации
Сведения об ответственности Тихонова Майя Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т международных отношений (университет)]
Выходные данные Москва, 2021
Физическое описание 192 с. : ил.
Тема Экономика и управление народным хозяйствои
Специальность 08.00.05: Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
Язык Русский
Места хранения OD 61 21-8/129
Электронный адрес Электронный ресурс

АННОТАЦИЯ

Малый бизнес является наиболее уязвимым в условиях кризиса, а также не обладает способностью к четкому прогнозированию и реализации антикризисных мер. В данной статье рассматриваются основные модели антикризисного управления в малом бизнесе и их изменения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции 2020 года на примере сервисных центров по ремонту бытовой техники. Основное внимание в работе уделяется методам диагностики текущего положения.

ABSTRACT

Small business is the most vulnerable in crisis conditions, and also does not have the ability to accurately forecast and implement anti-crisis measures. This article examines the main models of anti-crisis management in small businesses and their changes in the context of the 2020 pandemic of the new coronavirus infection using the example of service centers for the repair of household appliances. The main attention in the work is paid to the methods of diagnostics of the current situation.

Ключевые слова: антикризисное управление, малый бизнес, пандемия, модель.

Keywords: crisis management, small business, pandemic, model.

Любая кризисная ситуация затрагивает абсолютно все сферы жизни общества. В наиболее уязвимом положении находится малый бизнес, который зачастую не способен к долгосрочному планированию, чтобы предотвращать подобные сложные ситуации. Актуальность темы резко возросла в связи с пандемией коронавируса и глобального мирового кризиса, приведших к массовой ликвидации предприятий разных секторов экономики, особенно в сфере малого бизнеса.  Сложившаяся ситуация требует разработки, применения или пересмотра антикризисных моделей управления с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Самыми пострадавшими субъектами МСП, утвержденными Постановлением от 3 апреля 2020 года, являются:

  • Компании, предоставляющие населению услуги по ремонту, обслуживанию бытовой и компьютерной техники;
  • Гостиничный бизнес и туризм;
  • Компании, предлагающие населению услуги по организации досуга и развлечений (кино, театры, спортивные объекты);
  • Ресторанный бизнес.

Согласно статистике оператора фискальных данных «Платформа ОФД», который ведет обслуживание более одного миллиона российских онлайн-касс, падение продаж до 91% по сравнению с 2019 годом на себе почувствовали практически все МСП. Наиболее сильное падение пришлось на рестораны и бары, а также сервисные центры и салоны красоты (88%), интернет-ритейл отметил падение на уровне 90%. Закрытие компаний выросло на 15%, но эксперты связывают это не только с процедурами банкротства и ликвидации, но и с изменением кода ОКВЭД предпринимателями для того, чтобы попасть под критерии государственной поддержки пострадавших отраслей.

Так как малый бизнес по-разному реагирует на кризисные ситуации (часть закрывается, часть оперативно находит выход, часть качественно прогнозирует и выживает), нет единого стандарта антикризисного управления. В данном случае вовремя проведенная диагностика будущих возможных проблем поможет избежать ряда неприятных последствий. Какие показатели и как требуется анализировать субъекту МСП?

  1. Провести аналитическую работу с денежным потоком. В случае, когда денежный поток показывает показатель роста или наоборот, падения, это дает нам понять, что существуют проблемы финансирования, которые требуют быстрого решения;
  2. Понять, какие уникальные особенности имеет бизнес (чтобы оценить будущую устойчивость к кризисным ситуациям);
  3. Провести анализ существующих мер поддержки, в том числе государственных;
  4. Оценить, готов ли бизнес к вынужденным изменениям (ресурсная составляющая, коммуникации, цифровые изменения). 

Подробный процесс диагностики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Процесс проведения диагностики

Источник: составлено автором на основании Juergensen J., Guimón J., Narula R. European SMEs amidst the COVID-19 crisis: assessing impact and policy responses // Journal of Industrial and Business Economics, 2020, vol. 47, pp. 499-510.

Антикризисное управление в малом и среднем бизнесе представляет собой ряд мер, которые ведут к диагностическим мероприятиям, выделяющим проблемы и угрозы. Выделим три основные модели антикризисного управления, которые претерпели необходимые изменения в период кризисной ситуации 2020 года, они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные модели антикризисного управления

Источник: Разработано автором.

Так как в качестве примера в статье рассматриваются сервисные центры по ремонту и обслуживанию бытовой техники, рассмотрим, как изменятся представленные модели в данной форме малого бизнеса.

Первая модель поддержания действующего уровня компании предполагает модернизацию текущих процессов. Это связано с тем, что основные показатели компании, в том числе финансовые, находятся (несмотря на кризис) в пределах нормы. К примеру, сервисный центр изначально работал в условиях выездной диагностики и выездного ремонта, а значит, несмотря на пандемию и коронавирусные ограничения, продолжает свою деятельность на прежнем уровне. Компании не пришлось серьезно сокращать штат и офисные помещения, так как специалисты работают по запросу и соблюдают все необходимые меры безопасности. В данном случае сервисный центр рассматривает нововведения (цифровые, логистические), которые будут лишь улучшать текущие процессы. Например, внедрение в список услуг бесконтактной доставки до двери клиента или удаленную помощь с использованием программ удаленного доступа – отличное решение, которое увеличит средний чек и выведет сервис на новый уровень, соответствующий текущей экономической ситуации в мире. Данная модель практически не изменилась в кризис 2020 года, так как любая компания всегда старается улучшать то, что уже работает в пределах нормы.

Вторая модель чаще всего задействуется тогда, когда в целом система достаточно хорошо работает, но некоторые параметры были затронуты кризисом. В этом случае владелец бизнеса направляет все силы на исправление проблемных частей процесса, которые требуется подстраивать под текущее положение дел: сокращение операционных затрат, оптимизация работы с заемными средствами. Кризис 2020 года внес корректировки в данную модель антикризисного управления, увеличив цифровизацию процессов в дополнение к сокращению операционных затрат. К примеру, сервисный центр имеет 5 отделений в городе, затраты на аренду составляют 50% от общих операционных затрат. Покрытие арендных платежей проводится из кредитных средств. В период ограничений, связанных с пандемией, наличие пяти офисов продаж не выгодно владельцу. Согласно обновленной второй модели, проводится закрытие нескольких точек, а также делается упор на разъездной и удаленный характер работы мастеров, что ранее использовалось редко или совсем не было задействовано сервисными центрами.

Третий вариант модели антикризисного управления стал более масштабным, так как теперь включает процесс устранения кризисной составляющей. Чаще всего ведется речь о слиянии нескольких организаций, масштабный пересмотр технических параметров и так далее. Это может быть поглощение одного сервисного центра другим, более крупным игроком рынка. Данный процесс происходил и ранее, но теперь это осложняется непредсказуемостью распространения вируса. Сложно прогнозируется вторая, третья волна эпидемии, поэтому компании стараются проводить слияния в особенно сложные моменты. Это позволяет остаться «на плаву».

Отличительная особенность кризиса 2020 года состоит в цифровой модернизации большинства субъектов МСП. Речь идет о переходе на удаленный режим работы. Многие решили отказаться от физической составляющей бизнеса (пункты приема техники, оффлайн-сервисный центр, выставочные залы, колл-центры и техническая поддержка), что привело к необходимости сокращения затрат на аренду, часть персонала, работающего в режиме оффлайн (администраторы, официанты в ресторанной сфере, офис-менеджеры и так далее) и появлению расходов на техническую часть: оборудование для удаленных сотрудников, программное обеспечение для групповых звонков, удаленного доступа (для сервисных центров). Так как большую часть времени клиенты сервисных центров находились на изоляции, количество поломок техники только выросло, а введенные правила работы для МСП ограничили физические контакты бизнеса и потребителей. Это привело к тому, что сервисные центры вынуждены были трансформировать свои процессы быстрее, чем, к примеру, интернет-ритейл.

По мнению аналитиков после окончания кризиса 2020 года бизнес не вернется на прежний уровень, приняв новую схему работы за норматив. Практика показала, что удаленная работа снижает выгорание персонала, она гибче и удобнее для всех участников рынка, клиенты могут получать те же услуги фактически не покидая дом. В конечном итоге, новым компаниям, которые будут созданы уже после кризиса, необходимо будет соответствовать тому уровню удобства и той скорости, которой вынуждены соответствовать сейчас компании, прошедшие экстремально быструю трансформацию.

Продолжающийся до сих пор кризис 2020 года не похож на предыдущие кризисы разных лет. Он отличается непредсказуемостью и неподготовленностью как государств, так и малого и среднего бизнеса. Зарубежный и отечественный опыт показал, что предсказать и главное, предотвратить подобные кризисы малый бизнес не сможет. В наиболее пострадавших отраслях, которые были рассмотрены ранее, примерно 70% компаний являются субъектами МСП, что объясняет настолько серьезные последствия.

Малый бизнес чаще всего показывает зависимость от внешнего финансирования (в том числе, государственной поддержки в период кризиса), а не от внутренних процессов, поэтому представленные в статье модели антикризисного управления лишь часть работы, которую должен проводить предприниматель. Государственная поддержка бизнеса в России состояла из масштабных программ: снижение налоговой ставки для МСП, кредитные каникулы, льготы, компенсации. Это позволило большой части компаний немного «выиграть время», чтобы переформатировать работу.

После выполнения всех необходимых рекомендаций очень важно провести оценку эффективности, а также не останавливать контроль результатов. Рассмотренные в статье модели антикризисного управления будут особенно полезны начинающим предпринимателям, которые создают бизнес в период пандемии.

Список литературы

  1. Алтуфьева Н.В. Влияние цифровизации на развитие малых предприятий // Инновации в менеджменте, 2020, №23, С. 4-9.
  2. Антикризисное управление: теория и практика / Под ред. А.Н. Ряховской, С.Е. Кована. М.: КНОРУС, 2018. 378 с.
  3. Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес россии шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право, 2020, том 10, №5, С. 1319- 1336.
  4. Могилат А.Н. Банкротство компаний реального сектора в России: основные тенденции и финансовый «портрет» типичного банкрота / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. ред. А.Г. Коровкин. М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 156-186.
  5. Тихонова М.А. Антикризисный выбор малого бизнеса // Сегодня и завтра российской экономики, 2020, № 99-100.
  6. Juergensen J., Guimón J., Narula R. European SMEs amidst the COVID-19 crisis: assessing impact and policy responses // Journal of Industrial and Business Economics, 2020, vol. 47, pp. 499-510.
  7. Сайт Банка России. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистический бюллетень, сентябрь 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31449/stat_bulletin_lending_2006- 04.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Сайт mkb.ru. МКБ проанализировал влияние пандемии на малый бизнес. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://mkb.ru/news/38341, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Сайт vc.ru. Мастерские на карантине? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/tech/118562-masterskie-na-karantine-uydut-li-kompyuternye-servisy-v-podpole, свободный. – Загл. с экрана.
  10.  Сайт kommersant.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4315214, свободный. – Загл. с экрана.

Для начала необходимо определить компании из каких отраслей экономики пострадают в большей степени. Перечень таких отраслей и компаний в эпоху глобализации и уберизации экономики может оказаться максимально широким, в большей степени последствия пандемии могут затронуть сектор услуг и ритейла.

В отсутствие законодательного регулирования, остается открытым вопрос действия моратория во времени: распространяется ли он на ранее поданные, но не принятые к производству судами заявления, или на поступившие после принятия моратория. Если будет введен мораторий на подачу исковых заявлений, что следует из текста обращения, то как тогда защищать свои интересы добросовестным кредиторам, если должник решит злоупотребить своими правами?

Какие меры можно предложить компаниям, которым банкротство кажется закономерным итогом возникших обстоятельств, где искать защиту?

Самое главное — не паниковать. Следует провести экспертную оценку устойчивости своего бизнеса, найти слабые места, посмотреть, как можно, с учетом имеющихся ресурсов, переориентировать бизнес (например, многие модные дома начали производить защитные маски для лица и антисептики), предпринять ряд антикризисных мер.

Необходимо понимать, что в ситуации кризиса платежей может оказаться не только ваша компания, но и ваши бизнес-партнеры, а значит, первоочередная задача — это ведение переговоров с контрагентам по реструктуризации долгов.

В соответствии с Постановлением Президиума РФ от 18.03.2020 до 10.04.2020 судам надлежит рассматривать дела исключительно безотлагательного характера, а все заседания, назначенные на этот период подлежит отложению, а значит рассмотрение вновь поданного искового заявления может быть назначено не ранее осени 2020 г.

Указанное следует учитывать, если переговоры зашли в тупик и судебные тяжбы неминуемы. В таком случае необходимо подготовить позицию защиты своих интересов, просчитав все риски, в том числе репутационные. Рекомендуется взвешенно подходить к отчуждению активов компании и личного имущества — так как могут возникнуть риски оспаривания таких сделок кредиторами и привлечения к субсидиарной ответственности.

Необходимыми мерами в предупреждении кризисной ситуации являются:

— проведение юридического аудита текущих и будущих рисков компании;

— проведение финансового анализа как своей компании, так и компаний должников, для целей прогнозирования рисков наступления несостоятельности (банкротства);

— реструктуризация работы с активами и пассивами компании;

— моделирование различных путей выхода компании из кризиса с учетом всего комплекса мер, анонсированного президентом и правительством РФ;

— проведение мер для целей оптимизации затрат на персонал, без остановки работы компании и массовых увольнений с учетом объявленных фискальных мер поддержки малых и средних предприятий;

— проведение мероприятий по «оздоровлению» компании, в том числе: работа с кредиторами, поиск финансирования;

— анализ возможности использования ситуации форс-мажора в случае невозможности выполнять обязательства;

— если вы кредитор и понимаете, что партнеры-должники на грани банкротства, то необходимо рассмотреть вопрос применения предварительных обеспечительных мер, чтобы сохранить активы должника.

Используя комплексный подход к разрешению кризисной ситуации компании смогут выйти из неё с минимальными потерями, сохранить бизнес.

Целью работы над данной статьей  является изучение влияния пандемии и разработка мер по минимизации негативного воздействия COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса

Задачи, формулируемые для достижения цели:

1) с какими проблемами сталкивается малый и средний бизнес в условиях нового экономического кризиса, спровоцированного пандемией;

2) раскрыть проблемы и меры государственной поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19.

Новизна исследования обусловлена тем, что пандемия оказала огромное влияние как на мировую, так и на российскую экономику. COVID-19 скорректировал функционирование рынка рабочей силы. Многим компаниям и предприятиям пришлось провести сокращения или в разы урезать заработную плату, оставив минимальные выплаты. В связи с карантином многие компании были вынуждены временно закрыться, произошло сокращение совокупного спроса и увеличилась доля безработных. Последствия COVID-19 для российской экономики имеют долгосрочный характер. 25 млн человек, что составляет 0,6 % от общего объема трудоспособного населения мира (4,5 млрд) остались без работы. Особенно сильно пострадали малые и средние предприятия. Как говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который он направил президенту В. В. Путину: «Пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 % малых, средних и крупных предприятий и ИП» [1].

Малый бизнес является одним из важных сегментов развития экономики любого государства, однако именно он подвержен наиболее сильному воздействию со стороны факторов внешней среды под влиянием нестабильных экономических ситуаций текущего времени. Деятельность малого бизнеса ориентирована на оперативное реагирование на рыночные факторы, что, с одной стороны, приводит к большей чувствительности к тенденциям рынка, но, с другой стороны, формирует долгосрочные угрозы бизнесу, не обладающему защитным потенциалом от быстрых изменений, приводящих к его гибели.

Постепенно на сцену выходят экономические последствия и компании разделятся на три класса:

  • пострадавшие от кризиса (потеряют часть рынка, клиентов, выручки и команды);
  • те, кто смогут к нему адаптироваться (сохранят свой бизнес без особых потерь);
  • бенефициары (воспользуются новыми открывшимися возможностям и укрепят рыночные позиции) [2].

К основным причинам банкротства в период пандемии, в первую очередь, можно отнести невозможность выполнять свои долговые обязательства по банковским кредитам. Значительная часть малого и среднего бизнеса в России крайне закредитована, а сокращение или даже полное прекращение доходов в период ограничительных мер привели к невозможности осуществлять кредитные платежи. Несмотря на такую меру, как введение кредитных каникул, многие предприниматели все равно были вынуждены платить по кредитам, а выполнять свои кредитные обязательства они не могли.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечили и организовали комплекс мероприятий в связи с COVID-19, некоторых из них: вводились ограничения на площади открываемых объектов торговли непродовольственными товарами и предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объектов торговли, минимальная дистанция между людьми должна была составлять 1,5 метра, проводился контроль температуры тела работников при входе в организацию и в течение рабочего дня, соблюдался масочный режим всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы, запрещалось юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23:00 до 06:00 часов, оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования[3].

С декабря 2019 года отмечается сокращение количества субъектов малого предпринимательства. В декабре 2019 количество субъектов составляло 224898, в апреле 2020 г. – 222 144, в июне 2020 г. – 221 691, в августе 2020 г.  – 218 477. В марте и апреле 2020 наблюдалось сокращение количества работников МСП, в мае-июне произошел рост, а с июля количество работников снова сократилось[4].

Наиболее пострадавшие отрасли: общественное питание, автоперевозки, воздушный транспорт, туризм, выставочная деятельность, гостиницы, сфера развлечений и досуга, культура и спорт, бытовые услуги, непродовольственный ритейл, стоматологические услуги, дополнительное образование.

Глава Ростуризма Зарина Догузова оценила убытки отрасли в 500 млрд рублей. Из-за карантина закрылись границы, поездки по стране ограничили, поэтому туристические агентства, отели, гостиницы и экскурсионные фирмы потеряли клиентов, в первую очередь иностранных. В первой половине лета часть ограничений в регионах сняли, поэтому начал активно развиваться внутренний туризм.

По исследованиям Росстата установлено, что оборот в системе общественного питания за время карантина снизился почти в два раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Чтобы компенсировать часть расходов, рестораны и кафе работали на вынос и доставку. После снятия ограничений в июле открылись летние веранды, в августе и сентябре разрешили открыть залы, но с ограничениями по количеству посетителей и требованием выполнять рекомендации Роспотребнадзора[5].

В розничной торговле убытки понёс сектор непродовольственных товаров. По данным Росстата, в апреле оборот отрасли снизился на 36,7 % по сравнению с апрелем 2019 года, это больше 400 млрд рублей. В мае падение замедлилось до 19,2 %.

Очевидно, что малый и средний бизнес настигли негативные последствия от коронавируса, которые выражались в снижении различных показателей компании. Государство было заинтересовано в развитии малого бизнеса и стимулировало его различными путями. Поэтому Правительством Российской Федерации были предложены следующие меры поддержки в условиях осложнения эпидемиологической обстановки для поддержки среднего и малого бизнеса.

Безвозмездная финансовая помощь в мае-июне: выплачено с 12 мая 31,6 млрд руб. Получили 601,5 тыс. ИП и МСП, в них работают 80% от всех занятых в ИП и МСП из наиболее пострадавших отраслей – более 2,6 млн чел.

Для предотвращения регресса экономики были приняты меры для поддержки бизнеса со стороны налоговой службы РФ. ФНС дал отсрочку на уплату налогов компаниям, которые несли потери из-за коронавируса. Срок её действия – 3 месяца, начиная с 30 марта.

Также было выдвинуто предложение по отмене налогов для самозанятых на период сложной ситуации с коронавирусом. Самозанятые в этот период не имеЛИ никакой компенсации, отпусков, больничных, в отличие от наемных работников, и, из-за резкого сокращения заработка, им было тяжело платить налог.

На время прекратилось и личное общение инспекторов и налогоплательщиков: выездные проверки, выемки, осмотры, допросы – всё взаимодействие с личным присутствием было приостановлено. Выездные проверки проводились только в случаях крайней необходимости.

Для малого и среднего бизнеса также облегчили выплаты арендной платы государству в 2020 году.

В рамках антикризисной политики предоставлялись льготные кредиты малому и среднему бизнесу. Увеличились субсидии и снизились по максимуму ограничения. Были введены налоговые каникулы для авиакомпаний и сферы туризма по платежам, которые они должны были внести.

Помощь бизнесу оказывал и центральный банк. Физлица могли осуществлять переводы по номеру телефона в размере до 100 тысяч рублей. Если сумма больше, комиссия составляла 0,5%, но не больше 1,5 тыс. руб. Коэффициенты риска по ипотеке снизились. Изменилась программа рефинансирования кредитов для малого и среднего бизнеса. Кредиты, рефинансируемые в рамках лимита 175 млрд рублей, получили снижение ставки с 6% до 4%, а конечная ставка для заемщика не должна была превышать 8,5%.

Поддержка субъектов МСП составила 835,5 млрд руб.

      Также были проведены такие меры как:

  • снижение ставки страховых взносов до 15%;
  • мораторий на банкротство;
  • кредитные каникулы;
  • беспроцентные кредиты на заработную;
  • кредит на возобновление деятельности под 2%;
  • продление срока уплаты административных штрафов с 60 до 180 дней[6];

Малый бизнес достаточно гибок, он может быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым реалиям, переосмысливая свою бизнес-модель и оптимизируя свои расходы. Предприниматели старались справиться сами:

  • Оптимизировали расходы (сокращали расходы на маркетинг, рекламу, оплату труда работников, аренду помещений, производственные расходы, расходы на IT-решения и сервисы, соцпакет для работников);
  • Запускали новые направления (переходили в онлайн, подстраивались под спрос;
  • Перераспределяли существующие ресурсы (понижение в должности, многозадачность, адаптация, диверсификация ассортимента) [5].

Таким образом, несмотря на изменение внешней среды, которое обусловлено пандемией и всеобщим экономическом экономическим кризисом, предприятия такого масштаба остаются уязвимы перед серьезными экономическими изменениями, в том числе и перед глобальными. Однако содействия и помощи государства не всего достаточно: не все предприятия могут получить господдержку либо не в полной мере. Основные вызовы для малого бизнеса условиях пандемии COVID-19 – это финансовая неустойчивость, снижение спроса, риск заражения персонала, функционирования предприятия как такового.

Заключение

Пандемия коронавируса вызвала глобальный кризис, который, в отличие от большинства других кризисов в мировой истории, влечет за собой шоки как предложения, так и спроса. Малые и средние предприятия в России столкнулись со значительными убытками, вызванными периодом самоизоляции, падением спроса вследствие сокращения доходов россиян, затратами на осуществление мер профилактики случаев заболевания коронавирусом на рабочем месте, трудностями со сдачей отчетности, выплатой налогов и многими другими проблемами. Часть из этих проблем была решения мерами государственной поддержки малых и средних предприятий – представителей наиболее пострадавших отраслей. Для наиболее пострадавших отраслей введены особые меры поддержки: компенсация 100 % кредита на развитие, если предприятие сохранит 90 % сотрудников и более по сравнению с 1 июня 2020 г., и 50 %, если сохранит 80 % сотрудников.

В результате решения второй задачи было установлено, что за время пандемии (по состоянию на 10.03.2021 г.) численность микропредприятий в России сократилась на 133102, или на 5,75 %, малых предприятий – на 8288, или на 4,19 %, а средних предприятий – увеличилось на 631, или на 3,89 % (рост числа таких предприятий связан с действенностью мер поддержки).

Вышеозначенные проблемы и трудности способствовали смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду, в тех сферах, где подобная трансформация оказалась возможной. Смена формата коснулась как организации рабочего процесса части сотрудников (уход на удаленную работу), так и смены способов организации деятельности и доставки – во многих компаниях (особенно в регионах страны) получили распространение ранее отсутствовавшие услуги заказа через Интернет и безопасной доставки продукции потребителю.

Вместе с тем, уже сегодня можно говорить, что общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, ожесточив конкурентную борьбу за потребителя, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пандемия оказала существенное влияние на разные сферы жизни, в том числе на малый бизнес. Как эта сфера адаптируется к новому режиму работы?

Малый бизнес включает в себя ИП, микро- и малые предприятия.

До пандемии коронавируса 89% предпринимателей в сфере малого бизнеса не пользовались мерами государственной поддержки. Этому может быть несколько причин, одна из которых – стремление сохранить независимость, максимально сократив вмешательство государства в развитие бизнеса. Другая причина – именно во время пандемии бизнес столкнулся сразу с несколькими масштабными проблемами, с которыми раньше не сталкивался: дополнительные финансовые затраты, необходимость удаленной работы, закрытие бизнеса на «каникулы». 

Вызванный пандемией глобальный кризис подталкивал предпринимателей к тому, чтобы обратиться за государственной поддержкой. И действительно, они стали чаще прибегать к помощи государства. Среди опрошенных 13% предпринимателей обратились за ней один раз, 11% – два-три раза и 4% – более трех раз; однако 72% так и не стали взаимодействовать с государством в этом вопросе. В совокупности доля представителей малого бизнеса, обратившихся за государственной помощью, за время пандемии увеличилась с 11 до 28%. Важно отметить: среди считающих, что отношения между государством и малым бизнесом сейчас улучшаются, хотя бы раз прибегали к мерам господдержки 43% предпринимателей, а среди тех, кто фиксирует ухудшение отношений, эта доля составляет 31%.

Треть (32%) предпринимателей не обращались за помощью, потому что у них не было такой необходимости, 38% – по другим причинам. Среди респондентов, оценивающих отношения между государством и бизнесом как хорошие, 44% не обращались за господдержкой из-за отсутствия необходимости в ней. 

Так или иначе, государство ввело ряд мер поддержки: субсидии на выплату заработной платы, отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, мораторий на банкротство, мораторий на взыскание долгов и штрафов и другие. Далее рассмотрим, какой вид помощи оказался самым востребованным и как предприниматели оценивают эффективность принятых мер.

Самыми популярными мерами господдержки среди российских предпринимателей стали: право на отсрочку по уплате налогов (15%), субсидия на выплату заработной платы (14%) и право на отсрочку по уплате страховых взносов (13%). К получению кредита с пониженным процентом и к отсрочке по уплате арендных платежей прибегли по 7% респондентов.

_____

*22% ответили, что не имеют наемных работников.

Респондентов также попросили оценить эффективность мер, которыми они воспользовались. Наиболее востребованные меры получили амбивалентные оценки. А вот отсрочку по уплате арендных платежей и кредит с пониженным процентом предприниматели значительно чаще оценивали как полезные. 

Также участников опроса попросили ответить, удовлетворены ли они полученной помощью. Среди 28% предпринимателей, воспользовавшихся поддержкой государства во время пандемии, 10% оказались удовлетворены помощью, 1% – в чем-то удовлетворен, в чем-то – нет, 17% остались недовольными. 

Уделим внимание информированности предпринимателей не только о существующих мерах господдержки, но и о национальных и государственных проектах.

Национальный проект – проект федерального уровня, направленный на развитие и улучшение разных сфер жизни. 

Четверть (24%) российских предпринимателей осведомлены о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Информированность о других проектах государственной поддержки малого бизнеса – «Регуляторная гильотина» и «ФОТ 3.0» – ниже: знают о них 11 и 2% участников опроса соответственно.

Считают проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» полезным для развития малого бизнеса 10% предпринимателей, 14% придерживаются противоположного мнения. 6% предпринимателей уверены в полезности проекта «Регуляторная гильотина», 5% считают его бесполезным. «ФОТ 3.0» 1% предпринимателей называет эффективным, столько же – неэффективным.

С начала пандемии более четверти представителей малого бизнеса обратились за государственной поддержкой, притом что до пандемии, напомним, только 11% предпринимателей пользовались помощью государства. Таким образом, можно говорить о некотором расширении взаимодействия этих сторон. Отметим при этом, что многие обратившиеся к мерам господдержки расценили их как бесполезные и неэффективные. Кроме того, даже зная о доступных и возможных мерах поддержки, предприниматели не стремились ими воспользоваться. Возможные причины тому – общее недоверие государству, а также априорное представление обо всех госмерах как о неэффективных. Тем не менее диалог между государством и бизнесом развивается, и в текущей ситуации есть значительный потенциал для улучшения их взаимоотношений.

_______________

Источник данных

Панельное исследование предпринимателей малого бизнеса. По состоянию на июль 2021 года панель включает в себя более 3155 человек, которые отнесли себя к предпринимателям. На основе Панели Малого Бизнеса была сделана случайная выборка из 580 человек для телефонного опроса, проведенного в июле – августе 2021 года.

Сотрудники Лаборатории исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС к.г.н., в.н.с. С. Земцов, м.н.с. А Красносельских, н.с. Ю.Царева, зав. лабораторией, к.э.н. В. Баринова рассмотрели современные меры поддержки предпринимательского сектора в условиях кризиса. Их можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные меры, которые вводятся во многих странах и России, призваны сгладить негативные последствия пандемии. Среди этих мер обсуждаются отсрочки платежей по налогам и социальным взносам, аренде помещений, находящихся в государственной собственности, поддержка потребительского спроса путем выдачи субсидий слабо защищённым слоям населения, отсрочка платежей по кредитам, введение моратория на банкротства. Более значимые меры в России разрабатываются для компаний транспортной индустрии и туризма, но впоследствии понадобятся и отдельные меры для креативных индустрий, тесно связанных со сферой развлечений. Разрабатываются антикризисные меры поддержки и в отдельных регионах. Долгосрочные меры поддержки должны быть ориентированы на снижение последствий потенциально затяжного кризиса и адаптацию к новым условиям.

Меры поддержки малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса

Статья представлена в: Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. №8(110). Апрель

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии