Региональные предпринимательские сети бизнес центры бизнес инкубаторы

Вопросам развития
предпринимательства придается большое
значение в рамках региональной политики
поддержки предпринимательства и развития
его соответствующей инфраструктуры. В
частности, формируются сети региональных
и городских бизнес-центров, инновационных
центров, бизнес-инкубаторов, и т. п.,
которые могут предоставлять реальную
консультативную, информационную,
учебную, кадровую и другие виды поддержки
субъектам предпринимательской
деятельности на начальных этапах их
создания.

Бизнес-центр
– это, как правило, негосударственная
предпринимательская структура, созданная
на общественных началах при содействии
местной власти и для поддержки развития
малого предпринимательства в регионе
.
Деятельность бизнес-центра обеспечивается
на паритетной и регулярной основе, на
принципах социального партнерства,
сотрудничества работников органов
местного самоуправления, объединений
предпринимателей, общественных и
профсоюзных организаций работников
негосударственного сектора экономики
(рис. 3).

Разработке стратегии
деятельности бизнес-центра и приоритетных
программ его работы по главным направлениям
поддержки развития предпринимательства
города или региона может предшествовать
широкая общественная популяризация
определенной деятельности с помощью
средств массовой информации, организация
открытых тендеров и конкурсов для
участия предпринимательских структур
(как правило, малых) в разного рода
программах, выделение на страницах
центральной, областной и городской
прессы постоянной рубрики для освещения
работы бизнес-центров в сфере развития
малого предпринимательства города.
Целесообразно также создание на базе
бизнес-центров специализированных
клубов, например, клуба предпринимателей,
клуба бухгалтеров и др. для проведения
семинаров по разным направлениям
хозяйственной деятельности, проблемным
вопросам отчетности организаций,
налогообложения и т. п., в обязательном
порядке с приглашением к участию в их
работе высококвалифицированных
специалистов соответствующей области
знаний.

Рис.
3.
Взаимосвязи
бизнес-центра с властью и предприниматель
скими
структурами

Важно наладить
через бизнес-центр получение сводной
информации относительно состояния
развития малого предпринимательства
города или региона, оценивая и сравнивая
ее с действующим законодательным полем
страны. Поиск механизмов сотрудничества
бизнес-центра с политическими партиями,
объединениями профсоюзов и общенациональными
общественными объединениями может
оказывать содействие разработке
предложений относительно усовершенствования
законодательных актов и правительственных
документов на уровне государства. Таким
образом, деятельность бизнес-центров,
созданных на уровне области, города или
района, предусматривает всестороннюю
поддержку развития малого и среднего
предпринимательств в соответствующих
территориальных единицах, реализуя
следующие функции по структурно
определенным направлениям (рис. 4).

Координационное
направление – взаимосвязь,
согласование деятельности всех
структурных звеньев бизнес-центра
:

  • распределение
    обязанностей и полномочий между
    структурными подразделениями центра;

  • согласование
    направлений деятельности всех структурных
    подразделений;

  • оперативное
    управление решением текущих и
    стратегических задач.

    Организационное
    направление —
    разработка
    общих вопросов региональной политики

  • поддержки малого
    и среднего предпринимательства:

  • поиск приоритетных
    направлений развития региона;

  • разработка
    концепций и программ развития малого
    предпринимательства;

  • организация
    взаимодействия и обратной связи
    между местной властью и
    предпринимательскими структурами;

  • лоббирование
    законодательства в вопросах малого
    предпринимательства.

Рис. 4. Организационная
структура бизнеса-центра

Образовательное
направление —
проведение
активного обучения и переподготовки
преимущественно по экономическим
специальностям:

  • предоставление
    начального экономического образования
    как главного базиса, необходимого для
    ведения собственного дела;

  • проведение
    тренингов, семинаров в областях
    маркетинга, менеджмента и финансового
    анализа;

  • обучение программам
    бухгалтерского учета с ориентацией на
    международные стандарты и использование
    современной компьютерной техники;

  • обучение работе
    с программами бизнес-планирования
    и стратегического прогнозирования;

  • проведение
    тестирования на возможность ведения
    собственного дела.

Информационное
направление —
предоставление
информации и помощь желающим начать
предпринимательскую деятельность:

  • разработка,
    распространение и обновление пакетов
    документов, необходимых для создания
    предпринимательских структур разных
    организационных форм;

  • предоставление
    юридических консультаций по вопросам
    регистрации и открытия организаций;

  • информирование
    предпринимателей и разработка
    бизнес-проектов для получения
    микрокредитов;

  • предоставление
    информации по вопросам составления
    бизнес-планов;

  • создание банка
    данных и разное информационное
    обслуживание.

Консультативное
направление —
предоставление
консультаций и практической помощи
действующим и новообразованным
организациям:

  • консультации
    юриста, аудитора;

  • консультации по
    вопросам бизнес-планирования;

  • использование
    компьютерных справочно-поисковых
    систем;

  • использование
    Internet
    (e-mail,
    телеконференции);

  • консультации по
    вопросам получения микрокредитов.

Аналитическое
направление —
анализ
ситуации на рынке и организация
маркетинговых исследований:

  • сбор аналитической
    информации для размещения на WEB-странице;

  • изучение рынка
    деловых услуг и сотрудничество со
    средствами массовой информации для
    широкого освещения деятельности
    бизнес-центра и создания положительной
    общественной мысли относительно
    развития малого предпринимательства;

  • сбор и анализ
    фактов из типичных юридических и
    бухгалтерских случаев ведения
    собственного дела, выводов о состоянии
    законодательства по вопросам
    предпринимательства, посылка обращений
    и писем в соответствующие инстанции;

  • анализ законотворческой
    деятельности в секторе малого
    предпринимательства;

  • сотрудничество
    с разными общественными советами и
    комиссиями для защиты интересов малого
    предпринимательства.

Инвестиционное
направление —
предоставление
помощи в поиске инвесторов и получении
инвестиций:

  • создание банка
    данных потенциальных инвесторов по
    разным сферам экономики (банков,
    компаний, фондов);

  • поиск инвесторов
    для предприятий малого предпринимательства;

  • разработка
    бизнес-планов, проектов для получения
    микрокредитов и т. п.

Деятельность
бизнес-центров, как правило, сосредоточена
на малых предприятиях, управляемых
собственниками.

Кроме бизнес-центров
в мировой практике получает развитие
и концепция бизнес-инкубаторов, которые
являются перспективной формой поддержки
малого предпринимательства. Главное
назначение бизнес-инкубаторов состоит
в оказании
первоначальной
помощи малым предприятиям и начинающим
предпринимателям.

Обычно в
бизнес-инкубатор объединяются 10-20
разнопрофильных малых предприятий для
реализации предпринимательских проектов.
Бизнес-инкубаторы
предоставляют предпринимателям услуги,
а также обеспечивают своих клиентов
консалтинговыми услугами, в первую
очередь — информацией об экономической
ситуации в регионах и рекомендациями
о предпринимательской деятельности,
оказывают помощь в подготовке кадров
для малых предприятий.

Бизнес-инкубаторы выполняют функции
по отбору, приему, размещению и всесторонней
поддержке, как правило, новообразованных
предпринимательских структур.

Бизнес-инкубаторы
существуют на средства от арендной
платы предпринимателей, а также от доли
прибыли (или объема продаж) вышедших из
«инкубаторов» и успешно
функционирующих
малых предприятий, на средства промышленных
корпораций, учебных
заведений
и венчурный капитал.

Критериями отбора
участников бизнес-инкубатора могут
быть:

  • инновационный
    характер создаваемых компаний;

  • потребность в
    консультировании по вопросам общего
    менеджмента;

  • наличие необходимого
    потенциала развития организации в
    данном регионе;

  • перспективность
    необходимых ресурсов в бизнес-инкубаторе
    для реализации определенных его целей
    (например, площади под аренду, оснащение);

  • взаимная
    заинтересованность к услугам как со
    стороны инфраструктуры бизнес-инкубатора,
    так и отдельных бизнес-структур;

  • взаимное дополнение
    и возможность эффекта синергии.

Кроме вновь
созданных, в бизнес-инкубатор могут
входить на ограниченный срок и уже
существующие, успешно функционирующие
организации, если они отвечают хотя бы
одному из
следующих требований:

  • стабильность и
    прибыльность, обеспечивающая поступление
    средств в бизнес- инкубатор за
    предоставленные ей услуги;

  • опыт, полезный
    для других участников бизнес-инкубатора;

  • производство
    товаров (предоставление услуг), которые
    могут быть непосредственно использованы
    участниками данного бизнес-инкубатора.

Словосочетание
«бизнес-инкубатор» изобрел американский
социолог в конце 50-х годов прошлого
столетия. Идея его состояла в том, что
социолог арендовал за бесценок никому
не нужный старый вокзал, делил его на
небольшие комнатушки, проводил в них
телефоны, нанимал высококлассного
юриста, консультанта-экономиста и
начинал сдавать (очень дешево) офисы
для начинающих предпринимателей,
стимулируя создание ими малых частных
предприятий. Результаты превзошли все
ожидания. По статистике, из 100
предпринимателей-новичков достигают
успехов лишь 12. А в бизнес-инкубаторе
социолога, который работал на старом
вокзале, почти 30 % предприятий в довольно
короткий срок успешно перешло из малого
предпринимательства в среднее. Причем
значительное количество из них завоевало
определенную нишу рынка. Таким образом,
бизнес-инкубатор
стал питательной средой для начинающих
предпринимателей.

Организации,
которые вошли в бизнес-инкубатор, были
объединены под одной крышей и почти
одновременно встречались с типичными
для начинающих предпринимателей
проблемами. Они начинали активно
общаться, проверять свои идеи, учитывать
ошибки, обмениваться опытом и значительно
быстрее, чем это было бы в одиночку,
преодолевать бюрократические преграды
и находить пути к успеху. Если им не
хватало собственного опыта, они обращались
к специалистам: юристам, экономистам,
менеджерам бизнес-инкубатора.

Успех первого
экспериментального инкубатора привел
к тому, что местные власти многих
штатов США начали широко финансировать
подобные инициативы, предоставлять
льготные
кредиты под подобные проекты, оказывать
спонсорскую помощь для развития
бизнес-инкубаторов. Последние
рассматривались как школа для
предпринимателей, своеобразная
стартовая площадка для развития
предпринимательства в регионе.

В результате
положительного опыта бизнес-инкубации
в США данная концепция стала широко
развиваться в Европе с учетом определенных
национальных особенностей относительно
экономических условий формирования
соответствующих структур. Причем
бизнес-инкубаторы,
которые
использовали новейшие технологические
решения и инновационные идеи, стали
трансформироваться в
технологические и инновационные центры,
а объединение
бизнес-инкубаторов и других инновационных
структур с промышленными
компаниями, объектами производственной,
экологической и социальной инфраструктуры,
органами власти привело к созданию
научно-технологических
парков.
Объединение
же технопарков стало следующим шагом
в развитии инновационных структур и
привело к появлению технологических
полисов,
которые
возникают на пересечении деятельности
научных и технологических парков.

Накоплен большой
мировой опыт функционирования упомянутых
структур. Рассмотрим особенности
создания и деятельности бизнес-инкубаторов
в США — одной из самых развитых стран
мира как в области науки, так и
предпринимательства.

В США функционируют
разные типы бизнес-инкубаторов:

  • инкубаторы,
    поддерживаемые обществом, помещения
    и оснащение которых являются собственностью
    местной власти, а средства на их
    становление и развитие выделяются из
    федеральных бюджетов;

  • промышленные
    инкубаторы, учрежденные и поддерживаемые
    большими промышленными
    организациями вместе с администрациями
    по экономическому развитию соответствующих
    штатов;

  • неприбыльные
    общественные инкубаторы, являющиеся,
    как правило, собственностью общественных
    неприбыльных организаций, которые
    соответственно и обеспечивают управление
    ими;

  • университетские
    бизнес-инкубаторы, главная особенность
    которых — размещение и нахождение
    в собственности университетов или
    других учебных заведений или же
    объединение значительного количества
    школ, колледжей, институтов и университетов
    в единый бизнес-инкубатор;

  • инкубаторы
    частных корпораций, создаваемые частными
    организациями по личной инициативе
    и развивающиеся за счет субсидий
    частного капитала.

Одной
из наиболее сложных проблем отечественных
бизнес-инкубаторов есть вопрос
финансирования.
Поскольку процедура получения долгосрочных
кредитов на 3-5 лет довольно сложная,
типично западный способ их финансирования
практически невозможен. Бизнес-инкубаторы
большей частью существуют за счет
финансирования международных донорских
организаций, помещения им предоставляются
службами трудоустройства населения
при администрациях городов и районов.

Обобщая информацию,
полученную от действующих бизнес-инкубаторов,
можно отметить следующие источники их
финансирования:

  • средства
    международных фондов, программ грантов
    и кредитов;

  • заинтересованных
    министерств, местных администраций,
    союзов и ассоциаций;

  • участников
    инкубаторов, средства спонсоров и
    инвесторов;

  • коммерческих
    структур и частных лиц, заинтересованных
    в работе бизнес-инкубаторов.

Серьезной опасностью
для развития бизнес-инкубаторов является
неприбыльность организаций. В лучшем
случае они способны возвратить лишь
часть израсходованных средств. При этом
появляется вероятность, что бизнес-инкубаторы
могут создаваться недостаточно
квалифицированными и ответственными
лицами с корыстной целью. Такая
бизнес-инкубация будет способствовать
лишь расцвету бюрократии и коррупции,
а не серьезному цивилизованному
предпринимательству.

В
условиях многоукладной экономики, при
отсутствии у подавляющего большинства
начинающих предпринимателей теоретических
знаний и практического опыта, отсутствии
реальной
инфраструктуры деловых услуг и
беззащитности предпринимателей
бизнес-инкубаторы являются очень
перспективным организационным
нововведением. Успешное развитие
экономики, формирование новой структуры
производства продукции, выполнения
работ и оказания услуг невозможны без
создания соответствующей среды, тесного
взаимодействия предпринимателей и
региональных государственных и
общественных организаций. В современных
условиях создание сети бизнес-инкубаторов
способно помочь дальнейшему развитию
предпринимательской среды, которая
стимулирует не только реализацию
предпринимательских идей, но и формирование
этики делового общения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бизнес-центр — это, как правило, негосударственная предпринимательская структура, созданная на общественных началах при содействии местной власти и иностранных организаций с целью поддержки развития малого предпринимательства в регионе.

Деятельность бизнес-центра обеспечивается на паритетной и регулярной основе, на принципах социального партнерства, сотрудничества работников органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, общественных и профсоюзных организаций работников негосударственного сектора экономики .

Целесообразно также создание на базе бизнес-центров специализированных клубов, таких, например, как клуб предпринимателей, клуб бухгалтеров и других, с целью проведения семинаров по разным направлениям хозяйственной деятельности, проблемным вопросам отчетности организаций, налогообложения и т. п. с приглашением в обязательном порядке к участию в их работе высококвалифицированных специалистов по направлениям бизнеса.

Деятельность бизнес-центров сосредоточена, как правило, на малых предприятиях, управляемых собственниками.

Кроме бизнес-центров в мировой практике получает также развитие концепция бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубаторы являются перспективной формой поддержки малого предпринимательства. Главное назначение бизнес-инкубаторов состоит в оказании первоначальной помощи малым предприятиям и начинающим предпринимателям. Обычно в бизнес-инкубатор объединяются 10-20 разнопрофильных малых предприятий для реализации предпринимательских проектов. Бизнес-инкубаторы предоставляют предпринимателям услуги, а также обеспечивают своих клиентов консалтинговыми услугами, в первую очередь — информацией об экономической ситуации в регионах и рекомендациями о предпринимательской деятельности, оказывают помощь в подготовке кадров для малых предприятий.

Бизнес-инкубаторы существуют на средства от арендной платы предпринимателей, а также доли от прибыли (или объема продаж) вышедших из «инкубаторов» и успешно функционирующих малых предприятий, на средства промышленных корпораций, учебных заведений и на венчурный капитал.

Бизнес-инкубаторы выполняют функции ПО отбору, приему, размещению и всесторонней поддержке, как правило, новообразованных предпринимательских структур.

Важной задачей при организации бизнес-инкубатора является создание действующей сети из организаций, учреждений и субъектов хозяйствования разных форм собственности, которые могут влиять на экономическое развитие определенного региона. Желательными партнерами бизнес-инкубаторов могут быть:

•        местные органы власти, которые могут играть важную роль при организации его как новой организационной структуры, экономически важной для данного региона, повысить статус бизнес-инкубатора, обеспечить ему необходимую поддержку по отношению к внешней среде, в особенности в решении вопросов, связанных с разными бюрократическими преградами;

•        объединения предпринимателей региона (союзы, гильдии, ассоциации, фонды), которые пользуются авторитетом в предпринимательских кругах, имеют определенное влияние на формирование экономической политики относительно перспектив развития приоритетных областей региона;

•        банки и прочие кредитные учреждения, которые могут стать источником

привлечения инвестиций в бизнес-инкубатор для новообразованных организаций;

•        научные учреждения и высшие учебные заведения, которые могут быть поставщиками новых кадров предпринимателей, высококвалифицированных специалистов — менеджеров, финансистов, экономистов, инженеров, разработчиков ноу-хау, технических и технологических новаций, а также базовыми учреждениями для проведения обучения и переподготовки (тренинга) работников компании, которые могут налаживать деловые контракты, обмениваться опытом, знаниями, находить ниши рынков и т. и.

В зависимости от поставленной цели, особенностей региона и возможностей организаторов могут создаваться разные типы бизнес-инкубаторов, а имении:

1)      поддерживающие новые, инновационные виды предпринимательства;

2)      ориентированные на создание новых организаций, компаний;

3)   объединяющие сеть существующих перспективных организаций разных форм собственности;

4)   комбинированные, специализирующиеся на разных вышеупомянутых формах деятельности.

В США функционируют разные типы бизнес-инкубаторов.

Инкубаторы, которые поддерживаются обществом. Характерным признаком их является то, что помещения и оснащение бизнес-инкубатора являются собственностью местной власти, а средства на их становление и развитие выделяются из федеральных бюджетов.

Промышленные инкубаторы. Особенность этого типа бизнес-инкубаторов — их учредительство и поддержка большими промышленными организациями вместе с администрациями по экономическому развитию соответствующих штатов.

Неприбыльные общественные инкубаторы. Подобного типа бизнес-инкубаторы являются, как правило, собственностью общественных неприбыльных организаций, которые соответственно и обеспечивают управление ими.

Университетские бизнес-инкубаторы. Их главная особенность — размещение и нахождение в собственности университетов или других учебных заведений либо же объединение значительного количества школ, колледжей, институтов и университетов в единый бизнес-инкубатор.

Инкубаторы частных корпораций. Подобного рода бизнес-инкубаторы создаются частными организациями по личной инициативе и развиваются за счет субсидий частного капитала.

Одна из наиболее сложных проблем отечественных бизнес-инкубаторов — вопрос финансирования. Поскольку процедура получения долгосрочных кредитов на 3-5 лет довольно сложная, типично западный способ их финансирования практически невозможен. Бизнес-инкубаторы большей частью существуют за счет финансирования международных донорских организаций, службами трудоустройства населения при госадминистрациях городов и районов им предоставляются помещения.

Серьезной опасностью для развития бизнес-инкубаторов является и то,  что они – неприбыльные организации. В современных условиях создание сети бизнес-инкубаторов способно помочь дальнейшему развитию предпринимательской среды, которая стимулирует не только реализацию предпринимательских идей, но и формирование этики делового общения.


Подборка по базе: Лексикология лекция 9.pdf, Задание по лекциям 2-12.docx24.docx, Биохимия ЛЕКЦИЯ 10.docx, Метод пособие Развитие-правовой-грамотности.pdf, 7 тема.docx, Отработка норматива — Тема -2.1.2.doc, Оказание первой помощи Тема 3.doc, Разработка урока по кубановедению Тема _ Краснодарский край в 19, АСР Тема №1 Класс. ЧС +.doc, Разгром в сталин битве тема.docx


Тема: Региональные предпринимательские сети: бизнес-центры,

бизнес-инкубаторы

Вопросам развития предпринимательства придается большое значение в рамках региональной политики поддержки предпринимательства и развития его соответствующей инфраструктуры. В частности, формируются сети региональных и городских бизнес-центров, инновационных центров, бизнес- инкубаторов, и т. п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах их создания.

Бизнес-центр – это, как правило, негосударственная предпринимательская структура, созданная на общественных началах при содействии местной власти и для поддержки развития малого предпринимательства в регионе. Деятельность бизнес-центра обеспечивается на паритетной и регулярной основе, на принципах социального партнерства, сотрудничества работников органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, общественных и профсоюзных организаций работников негосударственного сектора экономики (рис. 1).


Рис. 1. Взаимосвязи бизнес-центра с властью и предпринимательскими

структурами

Разработке стратегии деятельности бизнес-центра и приоритетных программ его работы по главным направлениям поддержки развития предпринимательства города или региона может предшествовать широкая общественная популяризация определенной деятельности с помощью средств массовой информации, организация открытых тендеров и конкурсов для участия предпринимательских структур (как правило, малых) в разного рода программах, выделение на страницах центральной, областной и городской прессы постоянной рубрики для освещения работы бизнес-центров в сфере развития малого предпринимательства города. Целесообразно также создание

на базе бизнес-центров специализированных клубов, например, клуба предпринимателей, клуба бухгалтеров и др. для проведения семинаров по разным направлениям хозяйственной деятельности, проблемным вопросам отчетности организаций, налогообложения и т. п., в обязательном порядке с приглашением к участию в их работе высококвалифицированных специалистов соответствующей области знаний.

Важно наладить через бизнес-центр получение сводной информации относительно состояния развития малого предпринимательства города или региона, оценивая и сравнивая ее с действующим законодательным полем страны. Поиск механизмов сотрудничества бизнес-центра с политическими партиями, объединениями профсоюзов и общенациональными общественными объединениями может оказывать содействие разработке предложений относительно усовершенствования законодательных актов и правительственных документов на уровне государства. Таким образом, деятельность бизнес- центров, созданных на уровне области, города или района, предусматривает всестороннюю поддержку развития малого и среднего предпринимательств в соответствующих территориальных единицах, реализуя следующие функции по структурно определенным направлениям (рис. 2).


Рис. 2 Организационная структура бизнеса-центра

Координационное направление взаимосвязь, согласование деятельности всех структурных звеньев бизнес-центра:

  • распределение обязанностей и полномочий между структурными подразделениями центра;
  • согласование направлений деятельности всех структурных подразделений;
  • оперативное управление решением текущих и стратегических задач.

Организационное направление – разработка общих вопросов региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства:

  • поиск приоритетных направлений развития региона;
  • разработка концепций и программ развития малого предпринимательства;
  • организация взаимодействия и обратной связи между местной властью и предпринимательскими структурами;
  • лоббирование законодательства в вопросах малого предпринимательства.

Образовательное направление проведение активного обучения и переподготовки преимущественно по экономическим специальностям:

  • предоставление начального экономического образования как главного базиса, необходимого для ведения собственного дела;
  • проведение тренингов, семинаров в областях маркетинга, менеджмента и финансового анализа;
  • обучение программам бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты и использование современной компьютерной техники;
  • обучение работе с программами бизнес-планирования и стратегического прогнозирования;
  • проведение тестирования на возможность ведения собственного дела.

Информационное направление – предоставление информации и помощь желающим начать предпринимательскую деятельность:

  • разработка, распространение и обновление пакетов документов, необходимых для создания предпринимательских структур разных организационных форм;
  • предоставление юридических консультаций по вопросам регистрации и открытия организаций;
  • информирование предпринимателей и разработка бизнес-проектов для получения микрокредитов;
  • предоставление информации по вопросам составления бизнес-планов;
  • создание банка данных и разное информационное обслуживание.

Консультативное направление – предоставление консультаций и практической помощи действующим и новообразованным организациям:

  • консультации юриста, аудитора;
  • консультации по вопросам бизнес-планирования;
  • использование компьютерных справочно-поисковых систем;
  • использование INTERNET (e-mail, телеконференции);
  • консультации по вопросам получения микрокредитов.

Аналитическое направление – анализ ситуации на рынке и организация маркетинговых исследований:

  • сбор аналитической информации для размещения на WEB-странице;
  • изучение рынка деловых услуг и сотрудничество со средствами массовой информации для широкого освещения деятельности бизнес-центра и создания положительной общественной мысли относительно развития малого предпринимательства;
  • сбор и анализ фактов из типичных юридических и бухгалтерских случаев ведения собственного дела, выводов о состоянии законодательства по вопросам предпринимательства, посылка обращений и писем в соответствующие инстанции;
  • анализ законотворческой деятельности в секторе малого предпринимательства;
  • сотрудничество с разными общественными советами и комиссиями для защиты интересов малого предпринимательства.

Инвестиционное направление предоставление помощи в поиске инвесторов и получении инвестиций:

  • создание банка данных потенциальных инвесторов по разным сферам экономики (банков, компаний, фондов);
  • поиск инвесторов для предприятий малого предпринимательства;
  • разработка бизнес-планов, проектов для получения микрокредитов и т.

п.

Деятельность бизнес-центров, как правило, сосредоточена на малых

предприятиях, управляемых собственниками.

Кроме бизнес-центров в мировой практике получает развитие и концепция бизнес-инкубаторов, которые являются перспективной формой поддержки малого предпринимательства. Главное назначение бизнес- инкубаторов состоит в оказании первоначальной помощи малым предприятиям и начинающим предпринимателям. Обычно в бизнес-инкубатор объединяются 10–20 разнопрофильных малых предприятий для реализации предпринимательских проектов. Бизнес-инкубаторы предоставляют предпринимателям услуги, а также обеспечивают своих клиентов консалтинговыми услугами, в первую очередь информацией об экономической ситуации в регионах и рекомендациями о предпринимательской деятельности, оказывают помощь в подготовке кадров для малых предприятий. Бизнес-инкубаторы выполняют функции по отбору, приему, размещению и всесторонней поддержке, как правило, новообразованных предпринимательских структур.

Бизнес-инкубаторы существуют на средства от арендной платы предпринимателей, а также от доли прибыли (или объема продаж) вышедших из

«инкубаторов» и успешно функционирующих малых предприятий, на средства промышленных корпораций, учебных заведений и венчурный капитал.

Важной задачей при организации бизнес-инкубатора является создание действующей сети из организаций, учреждений и субъектов хозяйствования разных форм собственности, которые могут влиять на экономическое развитие определенного региона. Причем объединение может происходить разными методами: от долевого участия присоздании бизнес-инкубатора как

юридического лица до участия в консультационном совете или сотрудничестве

на договорных основах. Объединение разных структур на взаимовыгодных основах может создать благотворительную среду как для развития самого бизнес-инкубатора, так и для экономического развития региона.

Желательными партнерами бизнес-инкубаторов могут быть:

  • местные органы власти, которые сыграют важную роль при организации его как новой организационной структуры, экономически важной для данного региона, что повысит статус бизнес-инкубатора, обеспечит ему необходимую поддержку по отношению к внешней среде, в особенности в решении вопросов, связанных с разными бюрократическими преградами;
  • объединения предпринимателей региона (союзы, гильдии, ассоциации, фонды), которые пользуются авторитетом в предпринимательских кругах и имеют определенное влияние на формирование экономической политики относительно перспектив развития приоритетных областей региона;
  • банки и прочие кредитные учреждения в качестве источника привлечения инвестиций в бизнес-инкубатор для новообразованных организаций;
  • научные учреждения и высшие учебные заведения, которые могут быть поставщиками новых кадров предпринимателей, высококвалифицированных специалистов-менеджеров, финансистов, экономистов, инженеров, разработчиков «ноу-хау», технических и технологических новаций, а также базовыми учреждениями для проведения обучения и переподготовки (тренинга) работников компании, способными налаживать деловые контракты, обмениваться опытом, знаниями, находить ниши рынков и т. п.

В зависимости от поставленной цели, особенностей региона и возможностей организаторов могут создаваться разные типы бизнес- инкубаторов, а именно:

  • поддерживающие новые, инновационные виды предпринимательства;
  • ориентированные на создание новых организаций;
  • объединяющие сеть существующих перспективных организаций разных форм собственности;
  • комбинированные, специализирующиеся на разных вышеупомянутых формах деятельности.

В зависимости от выбранного типа бизнес-инкубатора и ожидаемых результатов довольно важными вопросами при его создании являются определение критериев отбора и оценка перспективности участников.

Критериями отбора участников бизнес-инкубатора могут быть:

  • инновационный характер создаваемых компаний;
  • потребность в консультировании по вопросам общего менеджмента;
  • наличие необходимого потенциала развития организации в данном регионе;
  • перспективность необходимых ресурсов в бизнес-инкубаторе для реализации определенных его целей (например, площади под аренду, оснащение);
  • взаимная заинтересованность к услугам как со стороны инфраструктуры бизнес-инкубатора, так и отдельных бизнес-структур;
  • взаимное дополнение и возможность эффекта синергии.

Кроме вновь созданных, в бизнес-инкубатор могут входить на ограниченный срок и уже существующие, успешно функционирующие организации, если они отвечают хотя бы одному из следующих требований:

  • стабильность и прибыльность, обеспечивающая поступление средств в бизнес-инкубатор за предоставленные ей услуги;
  • опыт, полезный для других участников бизнес-инкубатора;
  • производство товаров (предоставление услуг), которые могут быть непосредственно использованы участниками данного бизнес-инкубатора.

В зависимости от вида бизнес-инкубатора, местоположения и специализации его функциональные направления деятельности могут включать разные спектры бизнес-услуг:

  • аренду площадей (офисных, производственных, лабораторных, конференц-залов);
  • техническо-административное обслуживание (почта, интернет, телефон, факс, ксерокс, офис-секретарь и т. п.);
  • консультационные (по бизнес-планированию, юридическим, налоговым и другим вопросам);
  • экономические (услуги бухгалтера, финансиста, экономиста, маркетолога, менеджера);
  • инвестиционные (поиск инвесторов, выдача кредитов, стартовое финансирование новообразованных компаний, создание кредитных союзов);
  • научно-технические (внедрение новых технологий, «ноу-хау», инноваций);
  • учебные (тренинги, курсы переподготовки, обучение по общему менеджменту и другим экономическим специальностям);
  • презентационные (выставки, конкурсы, конференции);
  • информационные (создание баз данных, передача новых информационных технологий в бизнесе, интернет-центры и сети);
  • издательские (издание буклетов, рекламных проспектов, открыток, новейших методических разработок и т. п.);
  • трудоустройство (поиск работы, базы данных профессий и вакансий, подготовка резюме, подготовка к собеседованию с работодателями и т. п.).

При отборе участников бизнес-инкубаторов важно сделать оценку трех основных составляющих успеха: бизнес-идеи, команды и компании.

В основе оценки бизнес-идеи лежит коммерческий (предпринимательский) подход к содержанию (сущности) идеи, который можно определить по следующим критериям:

  • спрос на товары (услуги), которые предлагаются к производству (величина абсолютного спроса; судьба рынка, который может быть охвачен, степень удовлетворения спроса и т. п.);
  • наличие необходимых ресурсов (доступность ресурсов, общая стоимость, величина стартового капитала и т. п.);
  • уровень конкуренции (норма прибыли в данных регионе, области; условия вхождения в рынок; количество конкурентов);
  • степень интеграции в коньюктуру региона (отдаленность размещения поставщиков и потребителей, географические условия, национальные традиции);
  • потенциал развития бизнес-идеи (перспективы роста рынков сбыта, продолжительность жизненного цикла товара, ценовая политика);
  • количество новообразованных рабочих мест (в сравнении с другими проектами, изменения в уровнях оплаты персонала, количество привлеченных квалифицированных специалистов и т. п.).

Подход к оценке команды состоит в том, что оценка инициативной группы и любого из инициаторов проекта, которые желают стать участниками бизнес-инкубатора, проводится в соответствии со следующими критериями:

  • профессиональные качества специалиста;
  • личные психологические характеристики;
  • накопленный опыт;
  • цели и стремления личности;
  • универсальность и компетентность команды;
  • слаженность в действиях команды.

Оценка компании (организации), которая хочет войти в бизнес-инкубатор, реализуется через следующие критерии;

  • стадия развития компании (до 2–3 лет);
  • этап жизненного цикла организации (этап роста);
  • потенциал роста (темпы роста реальные и прогнозные);
  • достигнутые результаты (судьба рынка, уровень качества продукции, финансовые показатели).

Последний подход особенно важен в случае выбора уже существующей организации, которая может быть включена в число участников бизнес- инкубатора для повышения его имиджа и жизнеспособности.

Словосочетание «бизнес-инкубатор» изобрел американский социолог в конце 50-х годов прошлого столетия. Идея его состояла в том, что социолог арендовал за бесценок никому не нужный старый вокзал, делил его на небольшие комнатушки, проводил в них телефоны, нанимал высококлассного юриста, консультанта-экономиста и начинал сдавать (очень дешево) офисы для начинающих предпринимателей, стимулируя создание ими малых частных предприятий. Результаты превзошли все ожидания. По статистике, из 100 предпринимателей-новичков достигают успехов лишь 12. А в бизнес- инкубаторе социолога, который работал на старом вокзале, почти 30 % предприятий в довольно короткий срок успешно перешло из малого предпринимательства в среднее. Причем значительное количество из них завоевало определенную нишу рынка. Таким образом, бизнес-инкубатор стал питательной средой для начинающих предпринимателей.

Организации, которые вошли в бизнес-инкубатор, были объединены под одной крышей и почти одновременно встречались с типичными для начинающих предпринимателей проблемами. Они начинали активно общаться, проверять свои идеи, учитывать ошибки, обмениваться опытом и значительно

быстрее, чем это было бы в

одиночку, преодолевать бюрократические преграды и находить пути к успеху. Если им не хватало собственного опыта, они обращались к специалистам: юристам, экономистам, менеджерам бизнес-инкубатора.

Успех первого экспериментального инкубатора привел к тому, что местные власти многих штатов США начали широко финансировать подобные инициативы, предоставлять льготные кредиты под подобные проекты, оказывать спонсорскую помощь для развития бизнес-инкубаторов. Последние рассматривались как школа для предпринимателей, своеобразная стартовая площадка для развития предпринимательства в регионе.

В результате положительного опыта бизнес-инкубации в США данная концепция стала широко развиваться в Европе с учетом определенных национальных особенностей относительно экономических условий формирования соответствующих структур. Причем бизнес-инкубаторы, которые использовали новейшие технологические решения и инновационные идеи, стали трансформироваться в технологические и инновационные центры, а объединение бизнес-инкубаторов и других инновационных структур с промышленными компаниями, объектами производственной, экологической и социальной инфраструктуры, органами власти привело к созданию научно- технологических парков.

Объединение же технопарков стало следующим шагом в развитии инновационных структур и привело к появлению технологических полисов, которые возникают на пересечении деятельности научных и технологических парков.

Накоплен большой мировой опыт функционирования упомянутых структур.

Рассмотрим особенности создания и деятельности бизнес-инкубаторов в США одной из самых развитых стран мира как в области науки, так и

предпринимательства. В США функционируют разные типы бизнес- инкубаторов:

  • инкубаторы, поддерживаемые обществом, помещения и оснащение которых являются собственностью местной власти, а средства на их становление и развитие выделяются из федеральных бюджетов;
  • промышленные инкубаторы, учрежденные и поддерживаемые большими промышленными организациями вместе с администрациями по экономическому развитию соответствующих штатов;
  • неприбыльные общественные инкубаторы, являющиеся, как правило, собственностью общественных неприбыльных организаций, которые соответственно и обеспечивают управление ими;
  • университетские бизнес-инкубаторы, главная особенность которых – размещение и

нахождение в собственности университетов или других учебных заведений или же объединение значительного количества школ, колледжей, институтов и университетов в единый бизнес-инкубатор;

  • инкубаторы частных корпораций, создаваемые частными организациями по личной инициативе и развивающиеся за счет субсидий частного капитала.

Во многих регионах нашей страны также приобретен положительный практический опыт в решении региональных проблем путем привлечения к процессу бизнес-инкубации малых предприятий и предоставления им необходимой помощи. Дальнейшее развитие в этом направлении возможно при условии проведения тщательного анализа приобретенного опыта, современных условий деятельности малого предпринимательства и выбора стратегических направлений движения на будущее.

Одной из наиболее сложных проблем отечественных бизнес-инкубаторов

есть вопрос финансирования. Поскольку процедура получения долгосрочных

кредитов на 3–5 лет довольно сложная, типично западный способ их финансирования практически невозможен. Бизнес-инкубаторы большей частью существуют за счет финансирования международных донорских организаций, помещения им предоставляются службами трудоустройства населения при администрациях городов и районов.

Обобщая информацию, полученную от действующих бизнес-инкубаторов, можно отметить следующие источники их финансирования:

  • средства международных фондов, программ грантов и кредитов;
  • заинтересованных министерств, местных администраций, союзов и ассоциаций;
  • участников инкубаторов, средства спонсоров и инвесторов;
  • коммерческих структур и частных лиц, заинтересованных в работе бизнес-инкубаторов.

Серьезной опасностью для развития бизнес-инкубаторов является неприбыльность организаций. В лучшем случае они способны возвратить лишь часть израсходованных средств. При этом появляется вероятность, что бизнес- инкубаторы могут создаваться недостаточно квалифицированными и ответственными лицами с корыстной целью. Такая бизнес-инкубация будет способствовать лишь расцвету бюрократии и коррупции, а не серьезному цивилизованному предпринимательству.

В условиях многоукладной экономики, при отсутствии у подавляющего большинства начинающих предпринимателей теоретических знаний и практического опыта, отсутствии реальной инфраструктуры деловых услуг и беззащитности предпринимателей бизнес- инкубаторы являются очень перспективным организационным нововведением. Успешное развитие экономики, формирование новой структуры производства продукции, выполнения работ и оказания услуг невозможны без создания соответствующей

среды, тесного взаимодействия предпринимателей и региональных

государственных и общественных организаций. В современных условиях создание сети бизнес-инкубаторов способно помочь дальнейшему развитию предпринимательской среды, которая стимулирует не только реализацию предпринимательских идей, но и формирование этики делового общения.

Лекция 10

Развитие сетевой модели взаимодействия предприятий на региональном уровне экономических отношений имеет важное значение, как для самих участников такого образования, так и для экономики региона в целом. Методология направленного формирования регионального сетевого образования состоит в том, что:

  • определяются направления хозяйственной деятельности, наиболее характерные для определенного региона. Они являются основой для формирования региональных сетевых структур;
  • осуществляется разработка производственно-технической структуры сетевого образования на основе завершенных групп производств с получение конкретного продукта;
  • на базе производственно-технологической структуры сети предприятий осуществляется формирование структуры сетевого образования;
  • в состав сетевого образования включаются и те структуры, с которыми постоянно сотрудничают его производства.

Следует отметить, что интеграционное взаимодействия большого и малого бизнеса возможно как через взаимодействие по горизонтали (партнерство) и через вертикальное взаимодействие (управление).

На основе больших фирм взаимодействие малых и крупных предприятий через партнерство возникает в основном в виде таких форм:

  • интрапренерство — образование небольшого коллектива для осуществления определенной цели или разработки поставленной идеи, необходимой для увеличения уровня технического развития крупной фирмы;
  • инкубаторство — «выращивание» малого предприятия, предоставление  ему разной помощи на этапах его развития;
  • сателлитная форма — формирование малых фирм-сателлитов — разных дочерних предприятий, имеющих родственные связи с «родителями», образование небольших предприятий, с юридической точки зрения самостоятельных, но в тоже время экономически зависимых от базовой структуры и т. д.

Взаимодействия крупных и малых предприятий на основе управления — это эффективная форма интеграции, единственная, которая ведет к формированию конкурентных промышленных структур современности. Вертикальная интеграция обладает устойчивыми внутренними отношениями субординации и контроля между главным предприятием и другими участниками сетевой структуры.

По мнению А.Ф. Шубина взаимодействия малого и крупного бизнеса через управление реализуется через такие направления взаимодействия [1]:

Первое направление — формирование холдинговых структур. При этом существует три принципа организации таких объединений:

  • принцип равенства предприятий — участников холдинга;
  • принцип целостности холдинга, который определяет деятельность холдинговой структуры как единого целого сетевого образования;
  • принцип централизма, который определяет отношения между материнской фирмой холдинга и другими, зависимыми от его участниками (в данном случае предприятиями малого бизнеса).

Второе направление – это объединение на основе франчайзинга. Франчайзинг включает в себе преимущества большого производства, а именно: экономия на рекламе, обучении кадров, управленческих расходах, затратах на внедрение новой технологии и продукции; и предприятий малого бизнеса, которым присуще знание местных условий, высокая «проникающая» способность, возможность реализации локальных контактов. Взаимодействия малых и крупных предприятий на основе франчайзинга является уникальным экономико-правовым средством, обеспечивающим сочетание единой коммерческой политики крупных фирм с предприимчивостью и инициативой собственников малых предприятий. Таким образом, и крупные и малые предприятия заинтересованы в такой форме сотрудничества.

Следует отметить, что при формировании сетевых структур на региональном уровне экономических отношений важную роль играют региональные предпринимательские сети. Основными моделями региональных предпринимательских сетей являются бизнес-центры и бизнес-инкубаторы.

Следует отметить, что слияние разных структур на взаимовыгодных основах может создать благоприятную среду не только для развития бизнес- инкубатора, но и благоприятно повлиять на уровень  экономического развития всего региона.

По мнению С. Е. Фролова для реализации всего заложенного потенциала, в формируемой инновационной региональной сетевой структуре, как правило, нужно создавать целый спектр важных комплексов, которые предназначены для регулирования и развития всех взаимосвязей входящих в него предприятий и организаций, такие как [2]:

  • сектор управления сетевой структурой, включающий: Совет региональной сетевой структуры и Агентство развития региональной сетевой структуры;
  • научно-образовательный комплекс, включающий: национальные и региональные исследовательские вузы, которые обеспечивают подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров, формирование новых знаний и осуществление научных исследований по большому спектру научных проблем;
  • научно-исследовательский комплекс, включающий: отраслевые и региональные институты, которые занимаются перспективными направлениями прикладной и фундаментальной науки;
  • финансово-инвестиционный комплекс, который включает: региональные и федеральные фонды стимулирования инновационного развития, инвестиционные структуры, венчурные фонды, банки, ассоциации бизнес-ангелов;
  • подразделение разработки нового продукта, который включает: технопарк, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, коучинг-центры, инновационные предприятия малого бизнеса и др.;
  • подразделение продвижения новых продуктов, которое включает: региональные Центры трансферта технологий, венчурные ярмарки, инновационные выставки и др.;
  • информационно-аналитический комплекс, который включает: ЦНТИ, торгово-промышленную палату, общую информационную инновационную сеть в регионе, региональные библиотеки и т.п.;
  • комплекс консалтинговой поддержки, который включает: аудиторские, юридические, патентные, инжиниринговые фирмы, экспертные центры, центры метрологии и сертификации, лаборатории оценки качества и др.;
  • комплекс производства новых продуктов, который включает: крупный и средний промышленный бизнес и др.;
  • комплекс снабжения, распределения, логистики, который включает: поставщиков оборудования, комплектующих и деталей и фирмы, занимающиеся распределением новых продуктов (розничные и оптовые торговые сети) и др.
  • комплекс сервисного обеспечения, который включает: предприятия, занимающиеся ремонтом и сервисным обслуживанием.

Сегодня всё более большое значение для экономики региона приобретает формирование региональной инновационной сетевой структуры. Предлагаем следующую структуру модели региональной инновационной сетевой структуры (рис. 1).

Модель региональной инновационной сетевой структуры

Рис. 1. Модель региональной инновационной сетевой структуры

Как следует из рисунка, предложенная модель региональной инновационной сетевой структуры включает следующие основные составляющие:

  • региональный контактно-координационный центр (РККЦ), на который предусмотрено возложение функций по организации управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе;
  • участники региональной инновационной сетевой структуры, к которым прежде всего относятся технопарк, научно-исследовательские и образовательные учреждения региона, а также государственные органы управления инвестиционной и инновационной деятельностью в регионе;
  • органы, осуществляющие финансирование инвестиционно-инновационной деятельности в регионе (это прежде всего финансово-кредитные институты и небанковские финансовые организации);
  • субъекты, которые являются потребителями инноваций и конечными реципиентами инвестиционных ресурсов, которые вкладываются (как субъекты выступают составляющие промышленно-производственного комплекса региона).

Рассмотрим и проанализируем основные структурные блоки предложенной модели региональной инновационной сетевой структуры, которые приведены на рисунке. Первый блок — это структуры продуцирования инноваций и кадрового обеспечения инновационного процесса. В него входят научно-образовательные и исследовательские структуры региона, на базе которых формируются такие региональные структуры:

а) региональные селекционные центры инноваций, которые проводят отбор разработок и формируют предложение новаций для производственно-хозяйственного комплекса региона;

б) региональные информационные центры новейших технологий, обеспечивающих реализацию государственной политики в области новых технологий как территориальное звено информационной инфраструктуры региональной инновационной системы;

в) региональные центры экспертизы научных исследований, которые создаются для координации и экспертизы научных исследований, проводимых научно-образовательными структурами региона.

Второй блок содержит структуры коммерциализации инноваций и формируется из локальных региональных инновационных структур, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, которые являются доминирующей формой организации инновационных процессов в России. Поскольку в соответствии с действующим законодательством инновационные проекты технопарков, при их реализации, пользуются таможенными и налоговыми преференциями, это позволяет уменьшить инвестиционные и операционные расходы на проекты.

Третий блок региональной инновационной сетевой структуры включает структуры финансового обеспечения инноваций, которые формируются из отечественных и зарубежных финансово-кредитных институтов. Ведущую роль в этом блоке играют: банки, региональные коммунальные небанковские инновационные финансово-кредитные учреждения, деятельность которых направлена ​​на финансовую поддержку инновационной деятельности в России.

Четвертая составляющая региональной инновационной сетевой структуры — это структуры производственного внедрения инновационных и инвестиционных проектов региона, то есть субъекты производственно-хозяйственного комплекса региона. Доминирующая роль в этом блоке отводится региональным промышленным и индустриальным паркам, специальным (свободным) экономическим зонам и территориям приоритетного развития, поскольку на этих территориях создано производственную инфраструктуру, использование которой позволяет сократить сроки и инвестиционные затраты на реализацию проектов.

Пятый структурный блок региональной инновационной сетевой структуры формируется в результате  государственной поддержки инноваций и объединяет государственные региональные органы управления инновационной и инвестиционной деятельностью. Они формируют и обеспечивают реализацию государственной политики в сфере инновационной и инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Очевидно, одним из главных элементов предлагаемой модели региональной инновационной сетевой структуры, которая влияет на ее эффективное функционирование, есть структура, которая координирует действия ее субъектов, является региональный контактно-координационный центр. При этом для эффективного взаимодействия субъектов региональной инновационной сетевой структуры в рамках их координации,  необходимо формирования организации, на которую государством возложены обязанности по организационной, финансовой и правовой поддержки инновационной и инвестиционной деятельности в регионе, а также научно-технологического парка, который на региональном уровне формирует инновационную и производственно-хозяйственную инфраструктуры.

Подведя итог данного раздела, отметим, что методология направленного формирования регионального сетевого образования состоит в том, что:

  • определяются направления хозяйственной деятельности, наиболее характерные для определенного региона;
  • осуществляется разработка производственно-технической структуры сетевого образования;
  • на базе существующей структуры сети предприятий осуществляется формирование структуры сетевого образования;
  • в состав сетевого образования включаются и те структуры, с которыми постоянно сотрудничают его производства.

Интеграционное взаимодействия большого и малого бизнеса возможно как через взаимодействие по горизонтали – партнерство и через вертикальное взаимодействие – управление. Взаимодействие малых и крупных предприятий через партнерство возникает в виде таких форм: интрапренерство, инкубаторство и сателлитная форма. Взаимодействия малого и крупного бизнеса через управление реализуется через такие направления взаимодействия: холдинговых структуры и франчайзинг. При формировании сетевых структур на региональном уровне экономических отношений важную роль играют региональные предпринимательские сети. Основными моделями региональных предпринимательских сетей являются бизнес-центры и бизнес-инкубаторы. Предложенная автором модель региональной инновационной сетевой структуры включает следующие основные составляющие: региональный контактно-координационный центр; участники региональной инновационной сетевой структуры, к которым прежде всего относятся технопарк, научно-исследовательские и образовательные учреждения региона, а также государственные органы управления инвестиционной и инновационной деятельностью в регионе; органы, осуществляющие финансирование инвестиционно-инновационной деятельности в регионе (финансово-кредитные институты и небанковские финансовые организации) и  субъекты, которые являются потребителями инноваций и конечными реципиентами инвестиционных ресурсов.

Заключение

Выявлено, что построение модели сетевого взаимодействия  региональных предприятий имеет следующие особенности:

  • интеграционное взаимодействия большого и малого предпринимательства возможно как через взаимодействие по горизонтали
  • партнерство, так и через вертикальное взаимодействие – управление;
  • взаимодействие малых и крупных предприятий через партнерство возникает в виде таких форм: интрапренерство, инкубаторство и сателлитная форма;
  • при формировании сетевых структур на региональном уровне экономических отношений важную роль играют региональные предпринимательские сети.

Библиографический список

  1. Шубин А.В.  Взаимодействие малых и крупных предприятий: автореферат дис… канд. экон. наук: 08.00.01(01). – М.: МГУ, 2008. – 27 с.
  2. Фролов С.Е. Формирование комплекса взаимосвязей в региональном инновационном кластере Пермского края // Сборник статей ежегодной всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе»: материалы научно-практической конференции. 17 ноября 2011г. / Под ред. Е.В. Поносовой. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011. – С. 409-412.

References

  1. Shubin A.V. Interaction between small and large enterprises: abstract of the dissertation of a scientific degree of candidate of economic sciences with a specialty: 08.00.01(01). – М.: MSU, 2008. – 27 p.
  2. Frolov S.E. The formation of complex interactions in regional innovation cluster of Perm Region // A collection of articles Annual scientific-practical all-Russia Conference with international participation « Actual problems of Economics and management in modern society». November 17, 2011 / Ed. E.V. Ponosova. – Perm: ANO VPO « Perm Institute of Economics and Finance», 2011. – P. 409-412.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии