Реквизит который используется в игре заря заряница

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 18. Подвижные национальные игры

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  • народные игры;
  • правила народных игр;
  • кричалки и песни, используемые в играх.

Урок посвящён русским народным играм: «Жмурки», «Горелки», «Заря-заряница» и «Ручеек».

Глоссарий

«Жмурки» – подвижная игра, в которой игрок с закрытыми глазами пытается поймать других участников.

«Горелки» – подвижная игра, в которой водящий («горящий») должен поймать одного из пары, пробегающей мимо него.

«Ручеек» — игра, в которой участники встают в колонну с поднятыми руками, и через «коридор» проходят новообразованные пары.

«Заря-Заряница» – подвижная игра, в которой используется реквизит – голубая ленточка. Ее водящий передает одному из участников, стоящему в кругу.

Основная литература

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 16.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Русская культура многогранна. Её величие отражается не только в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов, но и в народных играх. На нашем уроке мы узнаем о нескольких интересных старинных играх. В них играли наши предки, а сегодня попробуем и мы.

«Жмурки»

«Жмурки» – это детская подвижная игра, в которой один участник с завязанными глазами пытается поймать других. В разных странах также есть аналоги этой игры: к примеру, в Италии — «Слепая муха», в Испании – «Слепая курица», в Германии – «Слепая корова», а в Англии – «Толчок слепца».

Для жмурок вам понадобится плотный шарф (платок). Дополнительно можно приготовить колокольчик или бубен, но можно обойтись и без них. Тогда сигналы будете подавать голосом или хлопками в ладоши.

С помощью жребия выбирается водящий – как его называют, «жмурящийся» или «жмурок». Ему завязывают глаза, и он должен с закрытыми глазами поймать кого-то из других игроков, привлекающих его внимание звуками музыкальных инструментов или хлопками. Пойманный человек становится новым водящим.

«Горелки»

«Горелки» — старославянская подвижная игра, в которую раньше играли на различные праздники: Благовещенье, Троицу, Ивана Купала и т. д. Название произошло от песни, которая сопровождает эту игру: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Помимо «Горелок» встречаются и другие варианты названий этой игры: «Разлуки», «Разгары», «Огарыши», «Опрел», «Огорелыш», «Гори-дуб», «Гори-пень» и другие.

Для игры понадобится много свободного пространства и нечётное количество участников (от 11 человек). Нужно выбрать водящего, который будет «гореть». Всем остальным ребятам следует разбиться на пары и встать колонной позади «горящего» на расстоянии 3-4 метров от него.

Водящий поёт:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слов «беги» детям, которые стоят в последней паре, нужно бежать вдоль колонны (один — справа, а другой — слева). Их задача – встретиться с другой стороны и взяться за руки. Водящий же стремится поймать одного из пары до того, как ребята возьмут друг друга за руки. Если ему это удается, то он встаёт с пойманным игроком в пару. Ребёнок, оставшийся без пары, начинает водить.

Игру продолжают до тех пор, пока каждый из участников не пробежит по разу. При желании развлечение можно повторить 2-3 раза.

«Ручеек»

Также, как и в «Горелках», здесь выбирается один водящий. Остальные участники встают в колонну по два человека. Парам нужно встать так, чтобы между ними было свободное пространство, и сомкнуть поднятые вверх руки. Водящий входит в образованный коридор, берёт понравившегося ему человека за руку и встаёт с ним в конце (или, наоборот, впереди) колонны с поднятыми вверх руками. Человек, оставшийся без пары, делает тоже самое и т.д.

Игру лучше всего проводить под музыку и в быстром темпе.

Игра «Заря-заряница»

Все дети встают в круг, держа руки за спиной. Водящий ходит за кругом и приговаривает:

Заря-заряница

Красная девица

По небу ходила

Ключи обронила

Месяц видел

Солнце скрало!

С последними словами водящий осторожно протягивает одному их участников голубую ленту («ключи»). Об этом реквизите нужно позаботиться заранее. Тот игрок, которому подложили «ключи», должен сразу бежать за водящим и пытаться дотронуться до него лентой, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!». Ребята меняются местами – пойманный водящий встает в общий круг, а «запятнавший» его становится новой «зарею».

Сегодня мы познакомились только с несколькими русскими народными играми. Их в нашей культуре огромное множество. Самые простые игры зародились в глубокой древности. Многие из них напоминают игры животных: например, развлечения с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»). Или игры, во время которых участники лазят по деревьям и прыгают («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).

Также есть множество игр, которые воспроизводили в игровой форме различные земледельческие процессы (посев, сбор урожая) — «Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Мак», «Капуста».

В некоторых играх ярко выражены человеческие взаимоотношения. Например, в играх «Ящур», «Казаки-разбойники», «Городок» отражены социальные и семейно-бытовые взаимоотношения. Когда знаешь, что у игры есть свой глубокий подтекст, играть в нее гораздо интереснее.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Народная игра.

Соберите мозаику.

Решение:

2. Слова, относящиеся к теме урока.

Решите кроссворд.

По горизонтали:

1.«Жмурки», «Ручеек», «Горелки» — это …. (в ед. числе).

2.Игра, в которой водящий догоняет других участников с закрытыми глазами.

3.Реквизит, который используется в игре «Заря-заряница».

По вертикали:

1.Музыкальный инструмент, который может использоваться в игре «Жмурки».

2.Игра, название которой произошло от слова «Гори».

Решение:

Правила
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. на определенные слова водящий останавливается и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту.

Усложнение/Упрощение
Сначала все слова игры может произносить взрослый. По мере заучивания дети-водящие сами проговаривают свои слова.
Дети, бегущие за кругом, не должны сталкиваться, они аккуратно обегают друг друга. Забирая ленту у водящего, они опять не должны столкнуться.

Что развивает игра
Умение соблюдать правила, проявлять доброжелательность
Приобщение к русской культуре
Воспитание патриотических чувств у детей посредством русской народной игры.

Комментарии
Представленная игра очень нравится детям, проходит весело и динамично. С интересом в нее играют дети как старшей, так и подготовительных групп. Играть можно и в помещении, и на улице.

Подвижная игра «Горелки»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Дети хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Подвижная игра «Заря —  заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые.–
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

Подвижная игра «Гуси – лебеди»

 На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

     ПАСТУХ: Гуси, гуси!

     ГУСИ: (останавливаются и отвечают хором). Га, га,га!

     ПАСТУХ: Есть хотите?

     ГУСИ: Да, да, да!

     ПАСТУХ: Так летите же домой!

     ГУСИ: Серый волк под горой

                  Не пускает нас домой.

                  Зубы точит, съесть нас хочет!

     ПАСТУХ: Так летите, как хотите,

                       Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.

                                  Подвижная игра  «Поясок»        

Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:

Вот наш Вова (имя ребёнка) идёт

Поясочек несёт.

Кому дать, кому дать,

Кому поясочек передать?

Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две  неравные  группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:

                                 Ах, как мыши надоели,

                                 Развелось их просто страсть!

                                 Всё погрызли, всё поели,

                                 Всюду лезут, вот напасть.

                                 Берегитесь же, плутовки,

                                 Доберёмся мы до вас.

                                 Вот поставим мышеловки,

                                 Переловим всех сейчас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу взрослого «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается.  Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается или выбирается детьми. Дети хором произносят:

                 Мы, веселые ребята,

                 Любим бегать и скакать.

                 Ну, попробуй нас догнать.

                 Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 — 3 перебежек выбирается другой ловишка.

Подвижная игра «Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

 Дедушка водяной,

 Что сидишь ты под водой?

 Выгляни на чуточку,

 На одну минуточку.

Дети останавливаются,  водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Подвижная игра «Жмурки»

Дети образуют круг.  С помощью считалки выбирают водящего «жмурку», завязывают глаза, ставят на середину круга. Поворачивают «жмурку» несколько раз вокруг себя и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас!

 После этих слов игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманного нужно угадать на ощупь. Если «жмурка» угадает то, игрок меняется с ним местами.

Подвижная игра «Салки»

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

Правила ко всем «Салкам»

•        Ловить (салить) играющих — значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его.

•        Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу, считается пойманным и меняется ролью с «салкой» — водящим.

•        Каждый новый «салка» — водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.

Подвижная игра «Золотые ворота»

Участники (3-4 человека)  игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

Подвижная игра «Аленушка и Иванушка»

Играющие  встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, Иванушке завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать,  он может звать её: «Алёнушка, ты где?». Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята, и игра начинается сначала.

Вариант. У Аленушки может быть в руках колокольчик, для сложности.

Подвижная игра «Мороз – красный нос»

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий — Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Подвижная игра «Лягушки в болоте»

С двух сторон очерчивают берега, в середине — болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Подвижная игра «Редька»

Выбираются «попрошайка» и «бабка». За «бабкой» становятся игроки, держась за плечи друг друга. «Попрошайка» обходит колонну с песней:

Вокруг бабки хожу

У ней редьки прошу:

Бабка – сопливка,

Редька – червивка,

Бабка, бабка, дай редьки!

«Бабка отвечает»: Иди-ка, потяни.

«Попрошайка» идёт в конец колонны, обхватывает последнего игрока за талию и тянет к себе. Все игроки, которых он сумел вытянуть становятся за ним, держась уже за талию друг друга. Задача «попрошайки» вытянуть всю редьку с «бабкой». Та часть команды, которая за «попрошайкой» держат за талию друг друга.

Подвижная игра «Колечко»

Дети сидят на скамейках, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с колечком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет колечко каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно кладет колечко, затем отходит от колечка и зовет: «Колечко, колечко – выйди на крылечко!». У кого колечко, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущий остается прежний.

Подвижная игра «Здравствуй, сосед»

Играющие делаются на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

Подвижная игра «Зевака»

Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 2-3 упражнения с мячом.

Подвижная игра «Веревочка»

Берут длинную веревку, концы ее связывают, участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий заденет по руке, тот идет водить.

Подвижная игра «Пирожок»

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает «Где мой пирожок?», булочник отвечает «за печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит «Я бегу, бегу!». С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди идущего, он становится булочником, а последний игрок – пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель – булочника.

Русская народная игра «Заря-Заряница»

27 декабря 2022 г.

Автор: Беспалова Ирина Александровна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» р. п. Дергачи.
Номинация: Дошкольное образование.
Конкурс: Лидер инновационных педагогических кадров России 2022 года.

Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,.

На слова «ленты  голубые» водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Дети произносят слова: «Раз-два –не воронь. А беги как огонь!» Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится «зарёй».

Правила
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит вне круга . на определенные слова водящий останавливается и накидывает ленту на плечо  а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее прибежать. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит на свое место.

Скачайте методическую разработку

Заря-Заряница
Для просмотра файла войдите на сайт.

125.82 КБ


Всероссийская лига педагогов
127018, Москва, Сущёвский Вал, д.16, стр.4
8 800 600 47 33

Это хороводная игра. Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек. Хоровод идет в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг  хоровода.

Дети поют или приговаривают:

«Заря-заряница – на эти слова хоровод и Заряница двигаются по кругу в разные стороны.
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые».

Далее Заря кладет свой платочек на плечо игроку в хороводе и говорит: «За водой пошла!». Все игроки хором говорят:

«Раз, два, три,
Не воронь!
А беги как огонь!»

На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии