Роль малого бизнеса в развитии экономики рф региона муниципального образования проект

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 040

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Казимагомедова З.А.

1

Алиев Б.Х.

1

Ахмедов М.Ш.

1

Гаджиев О.С.

1


1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»

В статье раскрывается значение субъектов малого предпринимательства и его роль в развитии экономики РФ и ее регионов. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом экономической системы государства, хотя доля субъектов малого бизнеса в целом невелика. Как мощный источник развития экономики малый бизнес отвечает экономическим интересам РФ, позволяя приумножать ее национальное богатство и создавать новые ценности. Однако вклад малого предпринимательства в экономику России незначителен, так как на данном этапе экономического развития государственное регулирование этого сектора экономики в нашей стране не может приносить тех результатов, которых от него ждут. В России малый бизнес в своей деятельности встречается с серьезными проблемами, которые связаны с формой собственности, размером предприятия, а также другими проблемами микро- и макроэкономики государства. В статье уделено внимание практике государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации.

малое предпринимательство

реальный сектор экономики

государственное регулирование

стимулирование инвестиций

особый режим налогообложения

налоговые льготы

факторы производства

1. Алиев Б.X., Алимирзоева M.Г. О необходимости регионализации экономических реформ в России // Финансы и кредит. – 2010. – № 38 (422). – С. 15–20.

2. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 25. – С. 41–45.

3. Кадиева Р.А.,. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 6. – С. 13–24.

4. Казимагомедова З.А., Алиев Б.Х. Султанов Г.С. Результативность механизма налогового стимулирования инвестиционной активности в регионах // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 285.

5. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики российской федерации // Финансы и кредит. – 2011. – № 37 (469). – С. 20–27.

6. Борзенков Р. Малый бизнес в современной России // Общество и экономика. – 2014. – № 6. – С. 133–157.

7. Васильев В.А. Развитие и особенности правового регулирования малого бизнеса в России // Аудитор. – 2012. – № 3. – С. 54–62.

8. Васильева Е.Н. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в условиях инновационного развития регионов РФ // Экономика и управление. – 2011. – № 1. – С. 105–109.

9. Сайфиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект // Финансы. – 2014. – № 10. – С. 47–51.

10. Сомоев Р.Г., Алиев Б.Х., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. – 2015. – № 9. – С. 655–664.

Одной из составных частей экономики развитых стран, как показывает мировая практика, является малый и средний бизнес. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, влияя на стабильность и динамичность развития экономики государства в рыночной среде. В этих условиях предприниматели используют не только преимущества специализации своего предприятия и заинтересованность его работников, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: более эффективное использование таких элементов производства, как основные средства, сырьё, материалы, топливо и энергия, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Причиной распространенности малого бизнеса является доступность для широкого круга людей, функционирование в различных сферах деятельности, не требующих крупных финансовых вложений, больших материальных и трудовых ресурсов [6]. Именно малый бизнес является базой формирования среднего класса, обеспечивающего стабильность развития российского общества. Деятельность субъектов малого бизнеса более всего распространена в торговле, сфере услуг, легкой и пищевой промышленности, на транспорте.

К показателям, характеризующим роль малого предпринимательства в экономике любой страны, относятся:

– число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов экономики;

– объем ВВП, произведенного малыми предприятиями, и его доля в объеме ВВП в отдельном регионе, субъекте Федерации или в стране в целом;

– обеспечение бесперебойной работы крупных промышленных предприятий;

– сумма налогов и сборов, уплаченных субъектами малого предпринимательства, и их доля в формировании региональных и федеральных бюджетов;

– численность работников, занятых на малых предприятиях полную норму рабочего времени, внешних совместителей и временно занятых на основании договоров гражданско-правового характера;

– эффективность деятельности малых предприятий, которую можно оценить через показатели финансовых результатов деятельности предприятий этой группы;

– вклад малых предприятий в насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами) и удовлетворение потребностей населения. Этот индикатор может использоваться только в тех странах, где малый бизнес еще недостаточно развит.

К критериям отнесения предприятий к категории малых и средних, в соответствии с положениями законодательства, относят среднюю численность работников, независимо от вида деятельности, и предельный объем выручки от реализации продукции (работ и услуг) и балансовую стоимость активов [2]. Субъектами малого предпринимательства являются также внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, для которых суммарная доля участия субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале не превышает 25 % и средняя численность работников не превышает 100 человек, со средней выручкой для микропредприятий – 60 млн руб., для малых предприятий – 400 млн руб. [8]

К особенностям отечественных малых предприятий в России следует отнести:

– поиск отечественными предприятиями дополнительных источников дохода, зачастую не связанных с основным видом деятельности, в условиях нестабильности;

– низкий уровень технической оснащенности и безграмотность предпринимателей в управленческой сфере;

– решение проблем занятости населения;

– налоговая и кредитная политика, направленные на стимулирование развития предпринимательства [8].

По данным Федеральной налоговой службы на апрель 2015 г. в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. Подобная негативная тенденция имеет административную и экономическую основу.

В настоящее время вновь наблюдается небольшое оживление в сфере малого бизнеса. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось на 25,6 ед. и составило 1 464,4 ед.

Согласно статистическим данным количество малых предприятий в 2013–2015 гг. в России растет, несмотря на неблагоприятные экономические условия. Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе по стране не сократилась, но темпы роста численности в 2014 г. были ниже, чем в 2015 г. На индивидуальных предпринимателях сложности 2014 г. отразились сокращением численности в 2014 г. на 3,4 % [7]. Но предприниматели быстро адаптировались к существующим экономическим условиям, и в 2015 г. их численность выросла на 19 %.

Несмотря на развитие, малый бизнес имеет ряд проблем, затрудняющих его функционирование:

– недостаточная заинтересованность органов власти субъектов Федерации в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса;

– отсутствие механизма предоставления льгот финансовым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов;

– дефицит маркетинговой и консультационной поддержки субъектов малого бизнеса;

– отсутствие широкого информационного обеспечения функционирования предприятий малого бизнеса.

Основными экономическими причинами неразвитости малого бизнеса являются постоянно повышающиеся в результате скачков курса рубля цены на сырье и основные средства, высокие ставки по кредитам, рост отчислений в социальные внебюджетные фонды, организация сбыта произведенной продукции [5].

В условиях кризиса перед экономикой страны стоит задача стимулировать инвестиционную активность реального сектора экономики. Причем главным инвестиционным ресурсом выступают собственные средства. Стимулирование инвестиций осуществляется в этих условиях с помощью таких инструментов государственного регулирования, как налоговые льготы. Для субъектов малого бизнеса инвестиционно-ориентированная налоговая политика включает следующие условия:

– налоговое стимулирование производственных и научно-производственных организаций;

– освобождение организаций от уплаты налогов в течение первых двух лет с момента создания;

– введение специальных налоговых режимов.

Все эти условия работают в рамках действующего налогового законодательства России [3]. Вместе с тем существуют недостатки налоговой системы в части налоговых льгот для малых предприятий в рамках общей системы налогообложения в целях увеличения и стимулирования инвестиционной активности.

Масштабы развития малого предпринимательства в России и вклад данной сферы в оздоровление экономики в настоящее время явно недостаточны. Они все еще не соответствуют мощному природно-ресурсному, научно-техническому и человеческому потенциалу нашей страны [1]. В рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183, что говорит о неблагоприятных условиях ведения бизнеса.

Если говорить о влиянии на формирование доходов бюджета, то по данным Федеральной налоговой службы РФ общий объем поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный бюджет РФ в 2014 г. увеличился на 18 %. Более 64 % общего объема поступлений налога на совокупный доход приходится на единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения.

Значение, роль и место малого предпринимательства в экономике Дагестана отмечены в стратегии социально-экономического развития РД на период до 2025 г., согласно которой объем выпуска товаров и оказания услуг субъектами малого предпринимательства в ВВП республики должен увеличиться в 2025 г. примерно до 45 % [4]. За последнее время руководством республики Дагестан приняты и реализованы ряд мер по развитию и защите прав предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и создание правовой базы.

Для поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане создана специальная инфраструктура, которая включает систему грантов и бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства РД, Дагестанская лизинговая компания и мобильный консультационный центр. Дагестанские предприниматели активно участвуют в конкурсах грантов, проводимых дагестанским правительством: в 2009 г. гранты получили 177 предпринимателей, в 2014 г. – 455 предпринимателей, а в 2016 – 484 предпринимателя. На мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Дагестане в 2016 г. из федерального бюджета было выделено 248,1 млн руб.

Степень эффективности применения мер по поддержке малого бизнеса в Республике Дагестан демонстрирует динамика изменений количества и среднесписочной численности предприятий малого бизнеса.

Анализ численности лиц, занятых в малом бизнесе РД, показывает, что в 2014 г. произошло снижение количества налогоплательщиков на 5,2 % на фоне ввода западных санкций и роста инфляции, а в 2015 г. произошел рост численности предпринимателей на 11,2 % [9]. Причем снижение произошло в результате выхода из бизнеса плательщиков ЕНВД, т.е. лиц, занятых в сфере услуг. В 2015 г. население адаптировалось к существующим условиям и вернулось в бизнес, что подтверждает и рост налоговых платежей [10]. Причем рост налоговых платежей опережает прирост количества налогоплательщиков, что свидетельствует об увеличении прибыльности малого бизнеса и эффективности администрирования налогоплательщиков, занятых в сфере малого предпринимательства (табл. 3).

Таблица 1

Изменение количества и численности занятых на малых предприятиях РФ в 2013–2015 гг.

Показатели

2013

2014

2015

откл. 2014

к 2013

откл. 2015 к 2014

сумма

%

сумма

%

Количество зарегистрированных малых предприятий (тыс. ед.)

2063,1

2103,8

2241,2

40,7

102,0

137,4

106,5

Среднесписочная численность работников МП (тыс. чел.)

11695,7

11744,2

13517,3

48,5

100,4

1773,1

115,1

Индивидуальные предприниматели

(тыс. чел.)

2499,0

2413,8

2791,4

–85,2

96,6

377,6

115,6

Примечание. *Рассчитано: по данным Российского статистического ежегодника за 2014–2015 гг.

Таблица 2

Изменения количества налогоплательщиков, уплачивающих налог
в рамках специальных налоговых режимов по РД в 2013–2015 гг.*

Показатели

2013

2014

2015

откл. 2014

к 2013

откл. 2015

к 2014

сумма

%

сумма

%

Единый налог при упрощенной системе налогообложения

Количество налогоплательщиков

Всего, в т.ч.

8982

9888

10512

906

110,1

624

106,4

Организации

4575

4816

4979

241

105,3

163

103,4

Индивидуальные предприниматели

4407

5072

5533

665

115,1

461

109,1

Единый налог на вмененный доход

Количество налогоплательщиков

Всего, в т.ч.

19077

16420

17325

– 2657

86,1

905

105,4

Организации

1468

1420

1373

– 48

96,7

– 47

96,7

Индивидуальные предприниматели

17609

15000

15952

– 2609

85,2

952

106,3

Единый сельскохозяйственный налог

Количество налогоплательщиков

Всего, в т.ч.

1922

2123

2290

201

114,1

167

104,4

Организации

758

922

997

164

121,6

75

108,1

Индивидуальные предприниматели

1164

1201

1293

37

103,2

92

107,7

Количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы

Всего, в т.ч.

29981

28431

30127

– 1550

94,8

1696

106,0

Организации

6801

7158

7349

357

105,2

191

102,7

Индивидуальные предприниматели

23180

21273

22778

– 1907

91,8

1505

107,1

Примечание. *Cоставлено по данным формы № 5-УСН, № 5-ЕНВД, № 5-ЕСХН УФНС РФ по РД за 2013–2015 гг.

Таблица 3

Структура и динамика налогов, взимаемых в бюджетную систему РД
с субъектов малого предпринимательства*

Показатели

2013

2014

2015

откл. 2014 к 2013

откл. 2015 к 2014

сумма

%

сумма

%

Налоговые доходы

24117,7

26642,8

27488,8

2525,1

110,5

846,0

103,2

Налоги, поступившие

от субъектов малого бизнеса

Уд. вес ( %),

в том числе

809,7

3,4

950,1

3,6

1161,7

4,2

140,4

117,3

211,6

122,3

Налог, взимаемый в

связи с применением УСН

544,4

584,1

679,9

39,7

107,3

95,8

116,4

ЕНВД

248,2

344,1

456,6

95,9

138,6

112,5

132,7

ЕСХН

16,1

19,9

22,2

3,8

123,6

2,3

111,6

Патентная система

1,0

2,0

3,0

1,0

200,0

1,0

150

Примечание. *Cоставлено по данным формы 1-НМ УФНС РФ по РД за 2013–2015 гг.

Налоговые поступления от малого бизнеса за период 2013–2015 гг. невелики и составляют в 2013 г. – 3,4 %, в 2014 г. – 3,6, в 2015 г. – 4,2 % от налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан. Анализ динамики показывает рост по всем видам налогов, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов. Рост происходит на фоне объявленных Российской Федерации санкций, снижения цен на нефть и связанного с этими событиями повышения курса доллара, роста цен на все виды товаров. Действующая на территории республики система поддержки малого предпринимательства в виде Фонда микрофинансирования и Фонда содействия малого и среднего бизнеса, Дагестанская лизинговая компания способствуют адаптации предпринимателей республики к сложившимся условиям и росту их доходов.

Так как в российской экономике наблюдается социально-экономическая нестабильность то малоэффективные реформы не налаживают отношения между предпринимательством, государством и обществом. Для эффективного решения задач социально-экономического развития общества и развития предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, предоставление одинаковых условий всем субъектам экономики для входа на рынок, сокращение налоговой нагрузки. Для России на современном этапе развития рыночных отношений стимулирование развития сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей устранение кризисных явлений в экономике и формирование высокоразвитой рыночной экономики.


Библиографическая ссылка

Казимагомедова З.А., Алиев Б.Х., Ахмедов М.Ш., Гаджиев О.С. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8-1.
– С. 164-168;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41640 (дата обращения: 22.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

УДК 332

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Калганова Олеся Олеговна1, Власова Наталья Юрьевна2
1Уральский государственный экономический университет, магистрант
2Уральский государственный экономический университет, научный руководитель, доктор экономических наук, профессор

Аннотация
Статья посвящена роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике каждого отдельного региона. Рассмотрена экономическая сущность малого и среднего бизнеса. Выявлены аспекты влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональную экономику.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, регион, региональная экономика, среднее предпринимательство, средний бизнес


THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE REGION’S ECONOMY

Kalganova Olesya Olegovna1, Vlasova Natalya Yurevna2
1Ural State University of Economics, undergraduate
2Ural State University of Economics, scientific adviser, doctor of economic sciences, professor

Abstract
The article devoted to the role of small and medium-sized enterprises in the economy of each individual region. The author has considered the economic essence of small and medium-sized businesses. The author has revealed aspects of the impact of small and medium-sized enterprises in the regional economy.


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Калганова О.О., Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18813 (дата обращения: 24.02.2023).

Малое и среднее предпринимательство играет весомую роль в народнохозяйственном комплексе любого региона и всей страны в целом. Оно представляет собой сложное социально-экономическое явление и обладает количественными и качественными характеристиками. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют и успешно во множестве отраслей экономики.

Малым признается то предприятие, чья средняя численность, без учета внешних совместителей составляет от 16 до 100 работников, а величина дохода не превышает 800 миллионов рублей. Предприятие является средним, если его численность работников находится в пределе от 101 до 250 человек, и доход не превышает 2 миллиардов рублей [1].

Что касается структуры уставного капитала ООО и АО, то суммарная доля участия либо голосующие акции Российской Федерации в целом, или ее субъектов (областей, краев, автономных округов) и муниципалитетов, а также организаций, имеющих религиозную или общественную направленность, а также различных фондов (в т. ч. и благотворительных) ООО или АО не должны быть больше четверти  (т.е. 25%). Также суммарная доля участия либо голосующие акции в уставном капитале ООО или АО иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не должна превышать 49%[1].

Малое и среднее предпринимательство, несомненно, важная, даже неотъемлемая часть структуры области или региона, как социальной, так и экономической. Сегодня доля малого предпринимательства в экономике субъекта РФ очень значительна.  Малый  и средний бизнес выказывает ярко выраженную региональную ориентацию в силу своих специфических особенностей. Его субъекты  ориентируются на потребности местного рынка, а также на существующие возможности, и уже исходя из этого, строят свою предпринимательскую деятельность.

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет огромное влияние на экономику региона и его роль в экономике региона проявляется во множестве аспектов. Рассмотрим их подробнее.

Автор выделяет шесть аспектов влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на экономику любого региона (Рис.1).

Рисунок 1 – Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона

Первым, и самым важным, аспектом является повышение уровня занятости и самозанятости в регионе. Человек получает возможность реализовать свои предпринимательские способности. Все, кто хочет работать – имеют такую возможность. Развитие предпринимательства позитивно сказывается на состоянии рынка труда. Это объясняется  в первую очередь тем, что создаются новые рабочие места, а это в свою очередь значит, что увеличиться и спрос на рабочую силу. Одним из показателей, характеризующих эффективность хозяйственную деятельности региона, является уровень безработицы [2, с.45]. Таким образом, участие в экономике региона субъектов малого и среднего предпринимательства очевидно.

Во-вторых – малое и среднее предпринимательство создает комфортную среду для жизни населения. Оно помогает ослабить тенденции к социальной дифференциации, которые присущи рыночной экономике.

Третье проявление роли выражается в удовлетворении локального спроса и специфических потребностей в специализированной продукции и услугах, так как только малые предприятий способны обеспечить индивидуальный подход к клиенту и в полной мере удовлетворить спрос за счет узкой специализации. Лучше всего представление о конъюнктуре рынка дает именно малый бизнес, учитывает все детали [3, с.14]. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удается обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту, что никогда не удастся крупному  бизнесу, с его направленностью на удовлетворение спроса широких слоев населения.

Также, малое и среднее предпринимательство способствует развитию региональных рынков, так как оно отвечает и за формирование местной инфраструктуры. Благодаря ему, есть возможность снижения транспортных расходов на перевозки меж регионами. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой отток рабочей силы с периферии страны в центр. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса уменьшает отток рабочей силы и формирует экономику региона.

Что касается обеспечения налоговых поступлений в бюджет региона – бюджет региона получает большую часть поступлений именно от налоговых отчислений субъектов МСП и прочих поступлений от них же.

И в завершении, малое и среднее предпринимательство, несомненно, способствует экономическому развитию региона. Это выражается и в создании значительной части валового регионального продукта, и в инновационной деятельности малых предприятий. Именно малый бизнес является «проводником» инноваций, активно осваивает новые технологии, а также создает инновационные продукты.

Таким образом, мы видим, что роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике любого региона крайне велика. Чем больше доля малых и средних предприятий, тем более развитой считается экономика региона. На сегодняшний день, лидерами являются Москва, Московская область, город Санкт-Петербург, а также Свердловская область.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» № 95-ФЗ от 29.07.07 г. // Консультант Плюс.
  2. Поздеева О.Г., Иванова О.Ю.: Региональная экономика: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Издательство УрГЭУ,2016. 112 с.
  3. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 160 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Калганова Олеся Олеговна»



Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Одной из главных задач государственного регулирования данной сферы должно быть создание эффективных мер финансовой поддержки субъектов малых и средних форм предпринимательской деятельности.

Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как более или менее самостоятельная отрасль нынешней рыночной экономики. МСП имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества.

Цель исследования — проанализировать роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.

В качестве методов исследования были использованы общетеоретические и эмпирические методы, такие как: аналитический метод, исследование и детальный анализ.

Благодаря малому бизнесу появляются новые рабочие места, которые повышают экономическую активность населения, а это необходимо для развития экономики России. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РФ выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость.

Общемировой тенденцией становится создание специализированных структур, ведающих делами малого бизнеса; реализация государственных программ финансового, технологического, инфраструктурного, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям. При этом меры поддержки не направлены на сдерживание естественных изменений рыночных условий в среднесрочной и долгосрочной перспективе и защиту неконкурентных малых предприятий, а на создание среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране, регионе, либо совокупности стран (например, в Европейском Союзе) [5].

Малый и средний бизнес сегодня сталкивается с рядом барьеров, которые прежде всего выражены невнятностью и несовершенством политики государства по отношению к субъектам МСП. Из года в год определенные трудности у предпринимателей не изменяются:

‒ большая налоговая нагрузка и неоднократные внесения поправок в налоговое законодательство и налоговую отчетность;

‒ изменчивое и непрозрачное законодательство, которое регламентирует деятельность малых форм хозяйствования в различных сферах: непрерывное осуществляется корректирование правил работы компаний (особенно, касаемо налогообложения и внешнеэкономической деятельности);

‒ наличие слабых мест в законодательстве: неполноценность обеспечения равноправия различных форм собственности и защиты частной собственности;

‒ частые проверки контролирующих органов;

‒ невысокий покупательский спрос.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

‒ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

‒ вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

‒ ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

‒ насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

‒ навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. [2, c. 208].

Повышение значимости малого и среднего бизнеса в российской экономике осуществляется за счет роста количества выпуска продукции (работ, услуг).

Для субъектов МСП успешным фактором их деятельности служит увеличение такого показателя, как среднесписочная численность работников. Такая ситуация говорит о том, что малый и средний бизнес эффективен в общих экономических процессах.

Увеличение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны характеризуется еще и повышением инвестиционной активности компаний, а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.

Малый и средний бизнес наиболее рационально применяет находящиеся в их распоряжении следующие факторы производства: основные средства, сырье, материалы, топливо, энергия, а также рабочая сила. Благодаря этому, зачастую, на малых предприятиях рентабельность значительно выше в соответствии со среднедостигнутой в той или иной отрасли экономики.

При развитии малых форм хозяйствования успешно решаются следующие вопросы:

‒ формируются конкурентных условия, позволяющие обеспечить оптимальную цену товаров (работ, услуг);

‒ обеспечивается лучшее удовлетворение покупательского спроса в товарах (работах, услугах);

‒ увеличивается ассортимент, а также повышается качества предлагаемых на рынке товаров, работ, услуг [4].

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.

Во-первых, МСП первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.

Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.

В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.

Общегосударственная поддержка субъектов МСП также крайне необходима. Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при создании комплекса мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса поспособствует развитию, совершенствованию, а также расширению малого и среднего предпринимательства, как одного из наиболее значимых элементов рыночной экономики, необходимых для ее развития [3].

Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных и часто встречающихся в различных странах мира форм экономической активности. МСП в России должно быть опорой государства в пределах осуществляемых социально-экономических реформ, а не являться не более, чем дополнением крупного предпринимательства, обеспечивающим только десятую часть ВВП государства. Малый бизнес — неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.

Литература:

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.: [ред. от 27.11.2017 г.]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  2. Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013. — 254 c.
  3. Драчева, Н. Малое предпринимательство как объект наблюдения в новейшей истории России // Предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 32–41.
  4. Каленская, Н. В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н. В. Каленская, Р. М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — С. 3–8.
  5. Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017. — С. 184–188.

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый бизнес, бизнес, малая форма хозяйствования, малое предпринимательство, малый, рыночная экономика, крупное предпринимательство, предпринимательство, экономика страны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильная школа №181»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Малый бизнес в современной рыночной экономике: роль, проблемы и дальнейшая перспектива»

Выполнила ученица 11В класса

Мотыгуллина Алия

Научный уководитель: Кадиров Р.М

Учитель истории и обществознания

Казань, 2022

Содержание

Введение        3

1. Роль и функции малого бизнеса в рыночной экономике        4

1.1. Сущность и функции малого бизнеса        4

1.2. Роль малого бизнеса в современной экономике        8

2. Анализ динамики, проблем и направленийразвития малого бизнес в Р        12

2.1. Анализ динамики и проблем малого бизнеса в РФ        12

2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ        21

Заключение        28

Список использованной литературы        30

Введение

Актуальностьтемы проектной работы определяется тем, что сегодня в РФ малый бизнес действует в условиях крайней неустойчивости среды, что требует от современного предпринимателя активности в поиске возможностей, стремления к изменениям и совершенствованию работы фирмы, отсутствия страха перед риском, связанным с организацией нового предприятия и разработкой новых идей, продукции, видов услуг.

Малый бизнес играет довольно значимую роль в национальной экономике современных государств, его развитие влияет на экономический рост, на наполнение рынка товарами необходимого качества, решает многие экономические и социальные проблемы. Поэтому чрезвычайно важно рассмотреть сущность данного понятия, определить его функции в экономике государства, а также проанализировать основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с предпринимательской деятельностью, российский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Сегодня в Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Целью работы является определение роли малого бизнеса в экономике и анализ дальнейших перспектив в РФ.

Основные задачи:

1.Рассмотреть сущность и функции малого бизнеса;

2.Определить роль малого бизнеса в экономике;

3.Провести анализ динамики и проблем развития малого бизнеса в РФ;

4.Обозначить перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Предметом исследованияв проектной работе выступает малый бизнес. Объектом исследованияявляются показатели развития малого бизнеса в РФ.

1. Роль ифункциималого бизснеса врыночнойэкономике

1.1. Сущность и функции малого бизнеса

Развитие малого бизнеса в РФ началось 25 лет назад и сейчас является важнейшим видом ведения предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство является одним из важнейших социальных институтов, которые можно исследовать через призму социологии.

Прежде чем подойти к раскрытию сущности малого предпринимательства, необходимо изучить, что собой представляет такое экономическое явление как «предпринимательство» в целом, и малое предпринимательство в частности.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке».

Что касается уточнения термина «малое предпринимательство», то здесь стоит отметить, что под данной категорией стоит понимать коммерческую деятельность, осуществляемую относительно небольшими организациями, определяющими темпы экономического роста и состояние занятости населения.

В какой бы сфере ни была представлена предпринимательская деятельность, и какое бы направление малого бизнеса не было выбрано, его основной целью всегда является получение экономической выгоды для хозяйствующего субъекта за счет развития производства и удовлетворения требований клиентов. Также стоит отметить, что развитость сектора малого бизнеса посредством гибкости и мобильности данной формы бизнеса позволяет обеспечить диверсификацию экономики.

Малый бизнес представляет собой один из элементов экономической деятельности, выполняющий ряд функций особо важных для экономики любого современного государства:

  1. Развитие сектора малого бизнеса способствует снижению уровнябезработицы в стране за счет появления новых рабочих мест. В этом секторе экономики занята большая часть экономически активного населения.
  2. Малый бизнес выполняет функцию эффективной апробации[1] инноваций в массовом производстве, так как позволяет быстрее и экономичнее, чем на крупном предприятии, определить результат изменения технологического процесса.
  3. Предприятия малого бизнеса способствуют дифференциации[2] производства, за счет освоения новых перспективных сфер рынка. В процессе организации деятельности, предприниматели создают новые малые компании в отраслях, которые внедряют и осваивают передовые технологии, способствуют приближению инновационных товаров и услуг к потребителю.

Безусловно, все в иды малого б изнеса, и меют как с вои сильные, т ак и слабые сторо ны. Малый бизнес и меетопреде ленные пре имущества:

А нижеперечисленные не достатки в де ятельности м алых предпр иятийсниж ают эффект ивность их фу нкциониров ания, и, ч аще всего, я вляютсясле дствиемнесоб люденияпр авовых нор м со сторо ны самих хоз яйствующихсубъе ктов. Поэтому бо льшинство ор ганизаций, от носящихся к м алому бизнесу, уходит с р ынка или, к ак минимум, коре ннымобразо м видоизме няютвыбра нноеизнач ально бизнес- направление.

1.Ограниче нныйдосту п к высоко качественн ым ресурса м.

2.Зависимост ь от поддер жки крупны х фирм и госу дарства.

3.Половин а малых пре дприятий г ибнет в 1 срок с воегосущест вования, но тут же и х место за нимаютвно вьвозника ющие фирмы. Особе нно высок уро веньбанкротст ва фирм в пер вые три го да.

4.Малый биз нес сильно з ависит от ко нъюнктуры.

5.Небольшие р азмеры не поз воляютсоз дать внутр и фирмы со временные стру ктуры и эффе ктивноеспе циализиров анноеупра вление.

6.Нестабильность э кономическо й и политичес кой жизни.

7.Отсутствие и нформацион ной и консу льтативной по мощи.

Таким образо м, предпри нимательск ая деятель ность в сфере м алого бизнес а – это акти вная и чаще все го инновац ионная деяте льностьопре деленного со циальногосубъе кта, основ анная на в ладении ил и распоряже нииразлич ного рода собст венностью, це лью которо й является организация с воегосамосто ятельного де ла или участ ие в други х предприят иях с цель ю получени я прибыли с в ложенного к апитала.

1.2. Роль малого бизнеса в современной экономике

Масштабность пре дпринимате льскойдеяте льностив со временном м ире, ее возрос шая роль в э кономике от дельных стр ан и целом в м ирохозяйст венных связ яхпозицио нирует ее к ак важный ф актор в фор мировании и ст ановлении про грессивнойстру ктурысовре менного об щества.

Субъекты м алого бизнес а представ ляют собой в ажную част ь экономик и страны. О ни влияют н а экономичес кое развит ие и формиро вание инно вационного поте нциалагосу дарства. В р азвитыхстр анах вклад м алого и сре днего пред принимател ьства в ВВ П страны н аходится н а уровне 50–60%, в Росс ии данный по казатель сост авил 21%

Процент ма лых и сред них предпр иятий за рубе жом, в сре днем, дост игает 50%. А в от дельных за падныхстр анах этот по казатель пр иближается к 90% — в ос новном там, г де бизнес ( в том числе, и и ностранный) по лучает хоро шуюподдер жку и от госу дарства, и от ч астныхфин ансовыхстру ктур. Аналогичная с итуациянаб людается с до лей занято го населен ия, приход ящейся на се ктор малого и сре днего пред принимател ьства: в Росс ии малый б изнесобес печивает о коло 27% посто янныхрабоч их мест, в р азвитыхстр анах – 50–80%

Малый бизнес де йствительно о казывает з начительное в лияние на э кономическое по ложениестр аны, посре дством раз вития конкуре нции и фор мирования но выхрабочи х мест. Зн ачимость м алого бизнес а не только в обес печении те мпов развит ияэкономи ки, но и в соз дании совре меннойсоц иальной ку льтуры, в то м числе — соз дании сред него класс а.

Интересы субъе ктов малого б изнеса вес ьмаразнообр азны и раз нонаправле нны. Социа льныеаспе ктыпроявл яются в ор ганизациивос производст ва такого ф актора про изводства к ак труд, р абочая сил а. Правовые ас пектыпроя вляютсяв фор мированиипосто янных и аде кватных ус ловийучре ждения и р азвитияма лого бизнес а. Экономичес кие аспект ы выражаютс я в образо ванииприб ыли, ее ма ксимизации с м инимумомотр ицательных в нешнихэффе ктов, сниже ниииздерже к. На перв ый план дл я предприн имателей в ыступают э кономическ ие интерес ы. Последн иедостаточ но тесно мо гут быть с вязаны с де йствиями ор ганамивласт и, такими к акпредост авление раз личных префере нций, а име нно: пониже ниеналого вых ставок, досту п к финансо вым и матер иальнымфо ндам, к инфор мационномуобс луживанию и к адровомуобес печению.

Таким образо м, можно с делать сле дующие выво ды.

Развитие м алого пред принимател ьстваспособст вует повыше ниювнутре ннего спрос а, росту н алоговых посту плений, раз витию конкуре нции и сни жению завис имости от с ырьевого э кспорта.В современных ус ловиях раз витие мало го бизнеса с пособствует фор мированию но выхрабочи х мест, сн ижениюбезр аботицы и ст абилизирует со циально-эко номическую с итуацию в стр ане в цело м. Развитие м алого бизнес а является а ктуальным во просом, ка к для Росс ии в целом, т ак и для от дельных ре гионов. Эффективное фу нкциониров ание в стр анеинститут а малого пре дпринимате льстваспособст вует росту э кономики не то лько в стаб ильных усло виях, но и пр и низких те мпах ее раз вития, ста гнации.

Малое произ водство эко номичнее, че м крупное. Обор ачиваемост ь капитала у н их в 2,5 р аза выше, а сро ки капитал ьногостро ительства короче, т акжевелик а экономия н а администр ативных рас ходах. Наибо лее конкуре нтоспособн ые и устойч ивые малые пре дприятия, к ак правило, уз ко специал изированы и уч аствуют в б изнес-процессе н а правах нез аменимого ко мпонента д ля большого б изнеса.

2. Анализ динамики, проблем и направлений

развития малого бизнеса в России

2.1. Анализ динамики и проблем малого бизнеса в РФ

Впервые вк лад малого и сре днегобизнес а в российс кую эконом ику Росстат о ценил в 2018 го ду (за 2017 го д) — 21,9% В ВП. В разв итых стран ах этот по казатель об ычнонаход ится в диа пазоне 50–60%. Н а сокращен ие малого б изнеса, гл авнымобразо м, влияет н алоговоебре мя. После у величения Н ДС с 18 до 20% в 201 9 году кру пный бизнес ст ал резко со кращатьсво и расходы, и это, в пер вуюочеред ь, отразилос ь на малом б изнесе, котор ыйзачасту ю выступает в к ачестве его по дрядчика.

По данным Единого реестр а субъекто в малого и сре днего пред принимател ьства, по состо янию на 10.02. 2022 г. чис лосубъекто в малого б изнеса в Росс иисостави ло 212 103 е д.

Рис. 2.1.1. Динамика субъе ктов малого б изнеса в Росс ии в 2017- 2022 гг., е д.

Как показа но на рису нке 2.1.1, за перио д 2017-2022 г г. наблюдаетс я ежегодна я тенденци я снижения ч исласубъе ктов малого б изнеса в Росс ии. В цело м за анализ ируемый пер иод снижен иесостави ло 56 385 е д. Продолжается и ли уход из б изнеса, ил и переход в серу ю экономику, часть ма лыхпредпр иятий пере водятся на ре жим самоза нятости.

Рис. 2.1.2. Динамика численности р аботников пре дприятий м алого бизнес а в РФ в 2017- 2022 гг., че л.

По рисунку 2.1.2 видно, что сор азмерно с со кращением ч исла малых пре дприятий, от мечается и те нденциясн ижениячис ленности р аботников, з анятых в м алом бизнесе. З а анализируе мый период с нижениесост авило1 612 437 че л. По состо янию на 10.02. 2022г. чис ленность р аботников пре дприятий м алого бизнес а в РФсост авила 5 820 542 чел.

Рис. 2.1.3. Динамика количества в идоввыпус каемой пре дприятиями м алого бизнес а продукци и в РФ в 2017- 2022 гг., е д.

Как показа но на рису нке 2.1.3, нес мотря на с нижениечис ла субъекто в малого б изнеса, наб людается б лагоприятн аятенденц ияувеличе нияассорт иментавыпус каемого им и товара. Так, по состо янию на 10.01. 2017г. кол ичествови дов выпуск аемой пред приятиями м алого бизнес а продукци и в РФсост авляло 796 е д. На 10.02.20 22г. количест во видов в ыпускаемой про дукцииуве личилось от носительно 2017 го да на 603 е д. и соста вило 1 399 е д.

Рис. 2.1.4. Географическая стру ктурасубъе ктов малого б изнеса в Росс ии по состо янию на 10.04. 2022г., %

Как видно по р исунку 2.1.4, географичес кая структур а распреде лениясубъе ктов малого б изнесадост аточнонер авномерна. В ос новном мал ый бизнес р асположен в субъе ктах Центр альногофе дерального о круга (34%), Пр иволжского ФО (1 9%) и Северо-З ападного ФО (1 3%).

Рассмотрим 10 с амыхпопул ярных ОКВЭ Д у российс ких предпр иятий мало го бизнеса.

Рис. 2.1.5. Топ-10 самых по пулярных О КВЭД у росс ийских пре дприятий м алого бизнес а по состо янию на 10.02. 2022г., %

На основан ии рисунка мо жносказат ь, что в основном пре дприятия м алого бизнес а в РФ з аняты в сфере стро ительства (1 9%), деяте льности част ныхохранн ых служб (16%), де ятельностирестор анов (12%) и в о птовой тор говле (11%). Т акжедостаточ но популяр ны у малых пре дпринимате лей такие сфер ы деятельност и, как упр авление экс плуатацией ж илого фонд а (9%), роз ничная тор говля, пре имуществен но продукт амипитани я (8%) и аре нда и упра влениесобст венным или аре нднымнежи лымимущест вом (8%).

По рисунку 2.1.7 в идно, что в стру ктуреоборот а малых пре дприятий по в идам эконо мической де ятельности в Росс ии в 2019 го ду преобла дали предпр иятия, зан ятые в сфере о птовой и роз ничной тор говли – до ля данных пре дприятий в об щем обороте росс ийскогома лого бизнес а составил а 59%. Так же следует от метить дол и предприят ий сферы обр абатывающи х производст в (11%) и стро ительства (6%). При этом чрез вычайнома лойостаетс я доля мал ыхпредпри ятий, внедр яющих новые те хнологии и ли выпуска ющих образ цы принцип иально ново й продукци и (3%).

Рис. 2.1.7. Структура оборот а малых пре дприятий по в идам эконо мической де ятельности в Росс ии в 2022 го ду, %

Малый и сре дний бизнес Росс ии по итог ам третьего к вартала 2021 года приб лизился к состо яниюстагн ации — значе ниеиндекс а деловой а ктивности м алых и сре днихпредпр иятий (RSB I) снизилос ь до 50,9 пу нкта.

Среди недост атков также с ледуетотмет ить, что в Росс иииспользу ютсяразлич ные методы у величения н алоговой н агрузки на пре дпринимате лей, в том ч ислепосре дствомкваз иналогов [3], хот я помимо это го, предпр иниматели п латят и пр ямые налог и в соответст вии с Нало говым коде ксом. Эту не гативную те нденцию по дтверждают и с ами бизнес мены, отвеч ая на вопрос об у величении ф актической н алоговой н агрузки (в ключаяштр афы, сборы, рост к адастровой сто имости и т. п.)

Рис. 2.1.9. Изменение н алоговой н агрузкидл я предприят ий малого б изнеса в Росс ии в 2021 го ду, %

Как видно из р исунка 2.1.9, в 2021 го ду 23 % опро шенных пре дпринимате лей указал и на повыше ниеналого вой нагруз ки на 10 %, 14 % о прошенных у казали на у величение н алоговой н агрузки на 10- 20 %. При это м 5 % респо ндентов от мечаютуве личение на 20- 30 %, а 6% рес пондентов – н а более че м 30 %.

Рис. 2.1.10. Факторы, о граничиваю щие развит ия малого б изнеса в Росс ии, по мне нию самих пре дпринимате лей, в 2021 году, %

Исходя из р исунка 2.1.10, в 2021 го ду среди ос новных проб лемпредпр инимателям и отмечалос ь влияние э кономическ их факторо в на веден ие малого б изнеса, а и менно расту щие общие в нутрихозяйст венные рас ходы и снижение с проса, и, в пер вуюочеред ь, экономичес кая неопре деленность. К в ысокимфин ансовымзатр атампредпр иниматели от несли расхо ды на тариф ы, кредиты, аре нду. Основ ными админ истративны ми барьера ми были от несеныкачест во законод ательства и эффе ктивность су дебно-право вой систем ы. Предпри нимателями б ыл отмечен в ысокий уро вень конкуре нции, в то м числе со сторо ны импорта, те невого сектор а и монопо лий.

Кроме того, в Росс ии существует р яд актуаль ныхпробле м, связанн ых с интегр ацией малы х предприн имателей в е динуюсоци альнуюсисте му, внедре нием в пре дпринимате льскуюдеяте льностьизобрете ний и инно ваций, гото вности пре дпринимате лей развив аться в нау коемкихотр асляхпром ышленности и про изводства. Т ак, важно от метить слабое р азвитиеинфр аструктуры, особе нно в малы х городах, что т акжесдерж иваетразв итие малого бизнеса в РФ. Н апример, не доступност ь производст венных и оф исныхпоме щений.

Особые сло жности пре дприятия м алого бизнес а испытыва ют на совре менном эта пе, в перио д пандемии коро навируса. Т ак, по дан ным статист ики, полов ина малого б изнеса в Росс ии не может по лучить госу дарственну ю поддержку. Об этом сооб щилаТорго во-промышле ннаяпалат а (ТПП) по ито гам опроса 24 000 б изнесменов.

По данным Т ПП[4], из-за объ явленного през идентомВл адимиром Пут иным нерабоче го режима в а преле 2020 го да временно з акрылись 46% ко мпаний. 41% пре дприятий все ми силами п ытаются со хранить рабоч ие места и в ыплачиватьз арплатусво им сотрудн икам. Однако по ловина пре дприятий м алого бизнес а не может по лучить помо щь, потому что не по падает в уст ановленные к атегории. Т ак, по дан нымМинэко номразвити я, на допл ату в виде д вух МРОТ[5] от правите льствасмо гут рассчит ывать 3,3 м лн. жителей Росс ии. Это лишь по ловина все х занятых в м алом и сре днем бизнесе и п ятая часть с учёто м индивиду альных пре дпринимате лей и их сотру дников, а т акже микро предприяти й.

При этом по д анным ТПП, 58% пре дпринимате лей заявил и, что не мо гут заплат ить за аре нду. Более 47% пр и этом не мо гут перейт и на удаленный ре жим работы. Большинст во предста вителейма лого бизнес а выступают з а введение в ластями ре жима чрезв ычайной ситу ации по все й стране и пр изнаниепостр адавшими все х отраслей.

Также прав ительство р азрешило б изнесменамбр ать кредит ы под 0% д ля выплаты з аработных п лат. Но Пр авительствопуб лично приз налосисте мунеэффект ивной — ба нки выдают з аймы с тру дом и неохот но. Взять кре дитне смог даже министр э кономическо го развити я Максим Ре шетников, и нкогнито поз вонившийв нес колько бан ков. Многие пре дставители м алого бизнес а не могут вос пользоватьс я и другим и методами гос поддержки из-з а путаницы в госу дарственно м реестре.

Таким образо м, несмотр я на актив нуюполити ку государст ва по оказ аниюподдер жки малому пре дпринимате льству, на со временном эт апе малый б изнеснахо дится в уп адке. Зависимость от кру пных поста вщиков сыр ья, диктую щих свои ус ловия, и требо ванияклие нтов поста вки с обяз ательнойотсроч кой платеж а привело к то му, что биз нес стал у ходить в те нь. Малым пре дприятиям не х ватает оборот ныхсредст в.

2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Существующие се годняотно шения между об ществом и м алым бизнесо м требуют о дновременно го решения проб лемы в раз ныхнаправ лениях: от решения фу ндаменталь ногопроти воречия, с вязанного с в ысокойсте пенью соци ально-эконо мическогонер авенства, до ус илий, напр авленных н а изменение и нформацион но-коммуни кационнойсре дывзаимоде йствиянасе ления и пре дставителе й малого б изнеса.

Развитие м алого бизнеса, его стано вление и фу нкциониров ание, его стру ктура и ди намика в ре шающейсте пени завис ят от цело го перечня по литических, со циальных и э кономическ их условий стр аны. На со временном эт апе Правите льство РФ н амерено вс ячески под держивать м алый бизнес, в недряя нов ые законы, кре дитные про граммы, до полнительн ыесубсиди и и льготы. Учре ждены ассо циации пре дприятий м алого бизнес а, Федерац ияразвити я и поддер жки малого пре дпринимате льства, раз личные фон ды и орган изации, ок азывающие со действие в ре ализации э кономическ их програм м для пред приятийма лых форм. Однако, ст абильное р азвитие се ктора мало го бизнеса в до лгосрочной перс пективе по- прежнему требует з начительны х финансов ыхвложени й со сторо ныгосударст ва.

Отсутствие ст атистическ и значимого до лгосрочногорост а реальных до ходов насе лениянапр ямуюсвяза но с ожида ниями пред приятий ма лого бизнес а – на 2020 го д при отсутст вии стимул ирующих мер со сторо ныгосударст ва не ожид аетсязнач ительного рост а количест васубъекто в малого пре дпринимате льства.

Выделим фа кторы, котор ые в 2022 го ду могут у величить з атраты мало го бизнеса:

1. Рост затр ат на обяз ательную м аркировку то варов;

2. Отказ в р яде регионо в от режим а ЕНВД[6];

3. Не снижа ющиеся тамо женные, ад министрати вные барьер ы;

4. Блокиров ка счетов б анками,внесудебн аяблокиро вка счетов ИФ НС;

5. Рост ожи даний давле ния на биз нес со сторо ны ИФНС.

Оценивая ф акторы, котор ые влияют н а рост издер жек малого б изнеса в 20 22 году, мо жноожидат ь, что субъе кты малого б изнеса будут в бо льшей степе ни использо ватьпреиму щества, котор ые дает ИП. В с вязи с эти м произойдет из менениестру ктуры мало го бизнеса – д альнейший рост до ли ИП и сн ижение дол и ООО. ИП без сотру дников будут стре миться пере водиться н а налог на професс иональныйдо ход (налог д ля самозан ятых).

Следует от метить бла гоприятную те нденциюпро движения Росс ии в между народном ре йтингеDoingBusiness, которая с пособствуетдальнейше му развитию м алого бизнес а

Рис. 2.2.1. Место Росс иив между народном ре йтингеDoingBusiness в 2010-2021 гг.

Как видно по р исунку 2.2.1, за после дние 11 лет Росс ияподнялас ь в междун ародном ре йтинге с 1 23 места до 28 мест а.

Многое сде лано для про движения м алого бизнес а среди бо льшихгосу дарственны х заказов. М ного принято з аконов в по ддержкунаро дныхпромыс лов, появи лись грант ы для соци альныхпрое ктов. Начи ная с 2018 го да по насто ящее время р азвитиема лого бизнес а в Российс кой Федера циипроисхо дит по дву м ключевым н аправления м: быстрая а даптация к из менениям и прео долениекр изиса. Сего дня модно от крыватьст артапы с м инимальным и вложения ми. По-пре жнему попу лярны моде ли «постро й с нуля», о днако, здес ь все завис ит от сфер ы. Например, от крыть кофе йню без вло женийневоз можно. Но мо жносущест венносокр атитьзатр аты. Поэто му сегодня т ак популяре н рынок фр аншиз. Ест ь реальная воз можность ку пить готов ый бизнес з а 200-300 т ыс. руб., и у же с перво го месяца по лучатьприб ыль. Важно пр авильновыб иратьфранч айзи, ведь от к ачественно й упаковки фр аншизы зав исит успех бу дущего пре дприятия.

На втором месте сто итпроблем а поиска и нвестиций. Се годня есть м асса площа док в сети, г де можно в ыгодно про дать свою б изнес-идею и по лучить старто вый капита л. Однако, в с илу очень в ысокой кон куренции, з десьдейст вительно ну жнопредст авитьнест андартную и дею и прав ильно ее по дать. В тре нде сложные те хнологичные ре шения: печ ать на кофе, у мныеиздел иядля дом а, автомат изированные по мощники в б ыту и так д алее.

Государственные про граммы под держки мало го бизнеса в Росс ии пока не достаточноэффе ктивны. Поэто му в после днее время этот се гментначи наетактив но пользов атьсяальтер нативными источ никами фин ансировани я: Малый б изнеспродо лжает оста ваться в росс ийской эко номике сам ым слабым з веном. У м алого бизнес а обычно нет хоро шихзалого в, такие ко мпаниизач астуюнепрозр ачны, оцен ивать их п латежеспособ ность банк ирам дорого, а м аржа в ито геоказываетс я невелико й.

.

Таблица 2. 2.1

Целевые ин дикаторы ре ализацииСтр атегии раз вития мало го предпри нимательст ва в РФ на пер иод до 2030 го да

Показатели

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Оборот мал ыхпредпри ятий в % к 2014 г.

134

185

250

Доля занят ых в малом пре дпринимате льствев об щем числе з анятых, %

16,4

19,5

21,0

Количество нест ационарных тор говыхобъе ктов кругло годичного р азмещения и моб ильных тор говыхобъе ктов, тыс. е д.

109,0

114,0

115,0

Минимальная до ля участия м алого пред принимател ьства в госз акупках, %

15

15

15

Доля экспорт а малого пре дпринимате льства в об щем объеме э кспорта из Росс ии, %

2,5

4,0

5,0

Доля кредито в малого пре дпринимате льствав об щем кредит ном портфе ле ЮЛ и ИП, %

12,0

14,0

15,0

Количество м алых предпр иятий (вкл ючая ИП) н а 1000 чело век населе ния, ед.

25,0

28,0

29,0

Доля гражд ан, планиру ющих открыт ь свой биз нес в тече ние трех б лижайших лет, %

7,5

10,0

12,5

В связи с с итуацией с коро навирусом в а преле 2020 го да Правите льство РФ внесло в список постр адавшихотр аслейтуриз м и гостин ицы, авиа- и а втоперевоз ки, культуру и с порт, обще пит, допол нительноеобр азование, ор ганизацию ко нференций, ре монтбытово й техники, х имчистки и с алоны красот ы. Позже в не го внесли сто матологию, к инотеатры.

Малый бизнес из постр адавшихотр аслей может р ассчитыват ь на отсроч ку налогов ( кроме НДС), аре ндных плате жей. К тому же т акие компа ниивремен но запреще но банкрот ить. Кроме то го, президе нт Владимир Пут ин 15 апре ля объявил о прямой по мощи малому б изнесу. На по ддержкусмо гут претендовать б изнесмены, котор ые к 1 мая у волилине бо лее 10% сотру дников по ср авнению с 1 а преля. На эту меру по ддержки вы делят до 80 м лрд. рубле й.

Можно выде лить следу ющие приор итетныенаправления р азвитиягосу дарственно й поддержк и малого б изнеса в Росс ии:

1. Повышение эффе ктивности работы ор гановмест ногосамоу правления в во просах раз вития пред принимател ьства;

2. Повышен иедоступност и финансов ыхресурсо в для пред принимателе й;

3. Оказание по ддержкинач инающимсубъе ктаммалого бизнеса;

4. Популяр изация пре дпринимате льства и во влечение местного н аселения в предпринимательскую деятельность;

5. Развитие к адрового поте нциаласубъе ктовпредпр инимательст ва;

6. Стимулирование и нновационно й активност и предприн имателей;

7. Повышение досту пностиэнер гетическихресурсо в

8. Помощьтехноло гическому пере вооружению про изводства пре дприятий м алого бизнес а;

9. Информа ционная и ко нсультацио ннаяподдер жкасубъекто в б изнеса.

10. Снижен иеналогово й нагрузки и о птимизация с истемы рас пределения н алоговых до ходов от пре дпринимате льскойдеяте льности по уро внямбюджет ной систем ы.

Согласно про веденному а нализу пре длагается про ведение сле дующих меро приятий, н аправленны х на устра нение проб лем стимул ирования р азвитияма лого бизнес а в РФ:

— создание е диной площ адки для по ддержкима лого предпр инимательст ва, совмест но с уже су ществующим и центрами и фо ндами во вз аимодейств ии с Правите льством Росс ии;

— для реше ния кадров ых проблем пре длагаетсявз аимодейств ие с высши ми учебным и заведени ями на рег иональном уро вне. Созда ние на их б азе центров по вышения кв алификации, посто янноевзаи модействие с пре дпринимате лями, для о пределения потреб ности в ка дровых ресурс ах и возмо жности пре доставлени я практики сту дентам;

— создание про граммы попу ляризации пре дпринимате льскойдеяте льностисре ди населен ия;

— взаимоде йствие с субъе ктами круп ногопредпр инимательст ва с целью мо ниторинга и х потребносте й, которые с пособны ре шить деяте льности.

Чтобы прео долеть криз ис малого б изнеса в 20 20 году, в ажнымнапр авлением з десьявляетс я разработ ка и реализ ациягосуд арственной про граммы раз вития терр иторий и по ддержкило кального б изнеса. В с вязи с эти м появляетс я потребност ь в создан ии региона льныхнало говыхкани кул, перево да семейно го бизнеса в л ьготную кате горию, и пр инятиизако на о социа льном пред принимател ьстве с выте кающими ль готами, дл я определе ниявозмож ности новы х рабочих мест д ля социаль но незащище нныхгрупп н аселения.

Развитие м алого бизнес а – это стр атегически й проект, пос колькуспособст вуетразработ ке и внедре ниюиннова ций, поддер жаниюопти мальной ко нкурентнойсре ды, создан ию дополните льныхрабоч их мест, пре пятствует р азвитиюмо нополии и у величивает потреб ительский с прос. В резу льтате, рас ширение гр аницдеяте льностима лыхпредпр иятий не то лькоблагот ворно влияет н а отечестве ннуюэконо мическую с истему, но и поз воляет ему в ыйти на но вый, более к ачественны й уровень р азвития.

Итак, развитие пре дпринимате льстваявл яется одно й важных з адач для Росс ии. Оказыв ая помощь пре дпринимате лям, госуд арство тем с амым формирует то варныерын ки, поддер живает пре дпринимате льскуюдеяте льность.

Таким образо м, по резу льтатам про веденного а нализамож но сделать с ледующие в ыводы.

Данные реестр а субъекто в малого и сре днего пред принимател ьствасвидете льствуют о я вныхпробле мах в сегме нте малого б изнеса.

Подавляющее бо льшинство пре дприятий м алого и сре днегобизнес а работают в р асчете на с проснаселе ния на тов ары и услу ги. Если у н аселения до ходы не растут, то это с ильноогра ничивает воз можности д ля развити я бизнеса, особе нно в таки х областях, к акторговл я, обществе нноепитан ие.

Как показы ваетпракт ика, субъе кты малого б изнесаявл яются мало з ащищенными и в кр изисные го ды наиболее по двержены не гативному воз действию. Уч итываяхар актерные особе нности мало го бизнеса, о н нуждаетс я в постоя ннойподдер жке со сторо ны органов госу дарственно й власти и мест ногосамоу правления. Ст имулирован иепредпри нимательско й активност и позволит у величить н алоговые посту пления в фе деральный и ре гиональные б юджеты. А в сре днесрочной перс пективебу дет способст воватьсоз данию новы х рабочих мест н а малых пре дприятиях.

В условиях кр изисной эко номикидля осу ществленияэффе ктивного фу нкциониров ания малого б изнесанеоб ходимоиспо льзовать ко мплексный по дход, осно ванный на и нновационно м развитии в ко нтуреупра вленияжиз неннымцик лом малого б изнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес – это б изнес, реа лизуемый в м алых форма х, основан ный на осу ществлении пре дпринимате льскойдеяте льности. Х арактерные д ля него гиб кость и способ ность к быстро й приспосаб ливаемости в ус ловиях пере менчивой р ыночнойстру ктурыявля ютсянеобхо димыматрибуто м успешного фу нкциониров аниярыноч ной эконом ики.

Малый бизнес в РФ распространен гораздо меньше, чем в среднем в мире, не говоря уже о Китае, Европе или США. Причины кроются в условиях ведения бизнеса и нежелании предпринимателей выходить из тени.

В последние годы вес малого бизнеса в обществе существенно вырос. Реализуются проекты по популяризации малого и среднего предпринимательства, организуются обучающие проекты, людям разъясняются нюансы, оказывается практическая помощь.

Проблемы в развитии малого бизнеса являются актуальными вопросами для современной российской экономики. Обозначим основные проблемы для развития малого бизнеса в большинстве регионов. К ним относится недостаток финансирования, недоступность займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки.

Ухудшающиеся экономические условия и вновь появляющиеся нормы административного регулирования буквально выталкивают предпринимателей в тень, заставляют их уходить от безналичного расчета, применять различные схемы, например многие ИП переходят в самозанятые, чтобы сэкономить на налогах. В результате кризиса в экономике в связи с пандемией коронавируса около половины (48%) малых и средних предприятий не могут получить поддержку, которую предложило государство.

Все это приводит к замедлению темпов развития малого бизнеса в стране, его неравномерности по отраслям и регионам, что, в свою очередь, крайне негативно сказывается на экономике РФ, благосостоянии населения.

Исследование данных официальной статистики в отношении современного состояния малого бизнеса свидетельствует о том, что в дальнейшем развитию этого субъекта хозяйствования следует уделять повышенное внимание.

Существуют следующие меры поддержки малого предпринимательства: федеральные программы поддержки бизнеса – минэкономразвития РФ; АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; субсидии от центра занятости; грантовая поддержка; АО «МСП Банк»; региональные программы поддержки; субсидии на возмещение процентов по кредиту.

Переход к ускоренному развитию малого бизнеса требует, прежде всего, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Также важно способствовать оптимальному распределению предприятий, установлению связей между научными учреждениями, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть третья: Федеральный закон РФ от 26.11.2001г. № 146-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 18.03.2019г. № 34-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. — № 49. – Ст.4552.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ в ред. от 02.08.2019г. № 293-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. — № 31. – Ст.4006.
  3. Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016г.
  4. Агеев А.И. Предпринимательство. Учебник / А.И. Агеев. – М.: Институт экономических стратегий, 2016. – 536 с.
  5. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. 5-е изд. / А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, И.В. Крюкова, П.Б. Люлин – М.: Проспект, 2016. – 400 с.
  6. Добреньков В.И. Малое предпринимательство в парадигме социальной инноватики. Теория и методология / В.И. Добреньков, Е.В. Добренькова, Ю.А. Афонин. – М.: Академический проект, 2017. – 352 с.
  7. Ларионова И.К. Предпринимательство. Учебник / И.К. Ларионова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 190 с.
  8. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / под ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 292с.
  9. Чеберко Е.Ф. Предпринимательская деятельность. Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. – М.: Юрайт, 2018. – 220 с.
  10. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Г.А. Яковлев, — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2016. — 313 с.
  11. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/ (дата обращения 07.05.2020).
  12. Малое и среднее предпринимательство в РФ. 2019: Стат.сб./ Росстат. – M., 2019. – 87 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf(дата обращения: 07.05.2020).
  13. Малый бизнес приблизился к стагнации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/06/05/2020/5eb2d7d19a7947914acf8e5e (дата обращения: 07.05.2020).
  14. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 07.05.2020).
  15. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 07.05.2020).
  16. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tpprf.ru/ (дата обращения: 07.05.2020).
  17. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html(дата обращения: 07.05.2020).

[1] Проверка в реальных условиях, на практике, теоретически построенных методов, расчетов

[2] Способ поведения фирмы в условиях рыночной конкуренции, выражающийся в ее стремлении придать своей продукции такой вид, который выделял бы ее из общей массы аналогичной проодукции других производителей

[3] Обязательный платеж, у которого отсутствует какой-либо юридический признак налога

[4] Торгово-промышленная палата

[5] Минимальный размер оплаты труда

[6] Единый налог на вменённый доход

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии