Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д2 № 9153
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.
Спрятать пояснение
Пояснение.
Все представленные понятия — это социальные институты.
Ответ: социальный институт.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.9 Основные институты общества
Спрятать пояснение
·
·
Сообщить об ошибке · Помощь
Определите и впишите понятие , являющееся лишним для приведенных ниже слов.
Семья, государство, бизнес, образование, религия, личность.
На этой странице находится ответ на вопрос Определите и впишите понятие , являющееся лишним для приведенных ниже слов?, из категории
Обществознание, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Обществознание. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
-
Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.
3. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный институт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;
− одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
4. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
|
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья |
1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
5. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
6. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
7. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
8. Установите соответствие между функциями и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ |
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
|
А) воспроизводство новых поколений Б) создание правовых норм В) первичная социализация индивида Г) осуществление социального управления Д) обеспечение здоровой окружающей среды |
1) семья 2) государство |
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
10. Составьте развернутый план по теме «Социальные институты»
2. Выбор обобщающего понятия
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Пресная вода и пища; уважение других людей; самореализация; потребность; самосохранение.
Для выполнения этого задания нужно повторить тему “Потребности”.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Пресная вода и пища, уважение других людей, самореализация, самосохранение – всё это потребности человека.
Пресная вода и пища — это биологические потребности, уважение других людей — социальная потребность, самореализация — духовная, самосохранение — биологическая.
Ответ: ПОТРЕБНОСТЬ
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Построение теорий; проведение экспериментов; научное познание; организация наблюдений; выдвижение гипотез.
Построение теорий, проведение экспериментов, организация наблюдений, выдвижение гипотез – методы научного познания.
Ответ: НАУЧНОЕПОЗНАНИЕ
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Искусство, наука, образование, мораль, культура.
Искусство, наука, образование, мораль – элементы духовной культуры.
Ответ: КУЛЬТУРА
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Институт общества; семья; государство; бизнес; образование.
Институт общества (общественный институт) — исторически сложившаяся, устойчивая форма совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Семья; государство; бизнес; образование являются общественными институтами.
Ответ: ИНСТИТУТОБЩЕСТВА
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Способности; задатки; одарённость; талант; гениальность.
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно осуществлять какую-либо деятельность. По степени (уровню) рвзвития способности делят на задатки, одаренность, талант и гениальность.
Задатки — это заложенная генетически предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности (например, музыкальный слух).
Талант — высокая степень развития способностей.
Гениальность — высшая степень развития способностей.
Ответ: СПОСОБНОСТИ
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Музыка; театр; искусство; скульптура; живопись.
Музыка, театр, скульптура, живопись – всё это виды искусства.
Ответ: ИСКУССТВО
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Добро, долг, совесть, честь – это категории морали.
Мораль — это совокупность социальных норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом с позиций добра и зла, хорошего и плохого.
Моральные категории
— это фундаментальные понятия морали.
Основные моральные категории:
– Древнейшими моральными категориями являются добро и зло;
– Категория долга — ней на уровне общественного сознания представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею;
– Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного;
– Категории чести и достоинства отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности.
Ответ: МОРАЛЬ
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование
Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
|
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья |
1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений — коммуникаций, и соответствующие структуры — социальные _____________(А). Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. К примеру,
отношения в сфере распределения материальных благ являются _____________(Б), отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать_________________ (В).
По своему характеру эти отношения могут быть партнёрскими, основанными на согласовании _____________(Г) сторон, или же _________________(Д), когда устремления участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остаётся всегда неизменным.
Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной_____________(Е), по мере изменения общества.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) экономический |
2) интерес |
3) компромиссный |
4) эволюция |
5) конфликтный |
6) коммуникация |
7) группа |
|
9) политический |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный институт».
1) семья
2) бизнес
3) наука
4) акция
5) прибыль
6) право.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В перечне социальных институтов, которые относятся к политической сфере общественной жизни, есть два «лишних» элемента. Найдите их.
Варианты ответов
- государство
- собственность
- гражданское общество
- право
- армия
- класс
Как происходит формирование социальных институтов?
Варианты ответов
- возникновение общественной потребности
- стихийные действия по удовлетворению потребности
- конфликт частных интересов в процессе деятельности
- нужда в организации деятельности
- выработка алгоритма деятельности, регулирующих её норм
- закрепление в общественном сознании
Какие из перечисленных социальных институтов относятся к духовной сфере общества?
Варианты ответов
- семья
- менеджмент
- гражданское общество
- наука
- церковь
Формирование гражданских качеств школьника — это одна из … института образования
Варианты ответов
- социальных ролей
- социальных функций
- социальных норм
- основных ценностей
Потребность общества в безопасности и порядке удовлетворяют прежде всего …
Варианты ответов
- институты семьи и брака
- экономические институты
- политические институты
- институты образования и культуры
- институты религии
Верны ли утверждения?
Варианты ответов
- С латыни термин «институт» переводится как норма, порядок.
- Одним из старейших социальных институтов является семья.
- Изменения в общественной жизни практически сразу приводят к изменению всех социальных институтов данного общества.
- Социальные институты могут исчезать под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Социальные институты способствуют социализации личности
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Деятельность; учёба; игра; труд; общение.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Парламент; правительство; суд общей юрисдикции; орган власти; арбитражный суд.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; рынок; государство; политическая партия; СМИ.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Земля; труд; фактор производства; капитал; информация.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Музыка; театр; живопись; искусство; балет.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный контроль; мораль; право; поощрение; наказание.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Прибыль; источник финансирования; амортизация; банковский кредит; продажа акций.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Музыка; театр; искусство; скульптура; живопись.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Способности; задатки; одарённость; талант; гениальность.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Институт общества; семья; государство; бизнес; образование.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Акционерное общество; физическое лицо; субъект права; производственный кооператив; гражданин.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Государство; территория; суверенитет; налогообложение; правительство.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; мера пресечения; залог;…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Пресная вода и пища; уважение других людей; самореализация; потребность; самосохранение.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Гражданственность; патриотизм; ценность; гуманизм; свобода.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Адаптация; овладение нормами; освоение опыта; социализация; воспитание.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание.
Отрасль права; норма права; система права; подотрасль права; институт права.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Супруг; член семьи; сын; отец; брат.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Заработная плата; рента; факторный доход; прибыль; процент.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание.
Социальные нормы; правовые нормы; корпоративные нормы; моральные нормы; политические нормы.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Религиозное объединение; вера; культ; обряды; религия.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Президент; министр; губернатор; депутат парламента; политическая элита.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
История; политология; культурология; гуманитарная наука; религиоведение.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).
Поощрение; санкция; наказание; премирование; присвоение почётного звания.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Вексель; чек; ценная бумага; акция; государственная облигация.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Глобализация; доступность товаров; интернационализация оказания услуг; свобода передвижения по…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Демократический режим; республика; монархия; унитарное государство; форма государства.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это словосочетание.
Публичное право; финансовое право; административное право; уголовное право; государственное право.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).
Форма познания; ощущение; восприятие; представление; суждение.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово.
Мировые деньги, функции денег, средство платежа, средство накопления, мера…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Спад, рецессия, депрессия, цикл, подъём.
ПОЯСНЕНИЕ:
Экономический цикл…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление,…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Ценные бумаги, вексель, облигация, чек, акция.
ПОЯСНЕНИЕ:
Все это различные виды ценных…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Зарплата, факторный доход, рента, процент, прибыль.
ПОЯСНЕНИЕ:
Прибыль,…
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Спад, рецессия, цикл, депрессия, подъём, пик.
ПОЯСНЕНИЕ:
Спад, рецессия, , депрессия, подъём,…
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
Понятие и виды социальных институтов
Характерные черты социальных институтов
Функции социальных институтов
Виды взаимосвязи и развитие социальных институтов
Значение социальных институтов
24. Социальные институты.mp4
Известно, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Перечисленные сферы отличаются друг от друга характером общественных отношений, видами деятельности и социальными институтами. Что же такое социальный институт?
В повседневной жизни мы чаще всего слово "Институт" употребляем в значении высшего учебного заведения, например Педагогический институт.
Но, это не единственное значение этого слова — оно многозначное. «Институт» — слово, пришедшее к нам из латинского языка, в переводе означает «учреждение». В общественных науках употребляется термин «социальный институт».
В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор.
Свидетельство о заключении брака — официальный документ, подтверждающий, что два человека состоят в браке. Свидетельство о заключении брака выдаётся государственным служащим только после регистрации записи акта гражданского состояния
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. социальными нормами.
Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом. Социальные институты сложились исторически и востребованы обществом.
Например, институт брака. Его главная функция – создание семьи. Институты брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей. Этот социальный институт урегулирован Семейным кодексом РФ и традициями празднования бракосочетания.
Немного истории
Первые социальные институты появились, когда еще первобытное общество начало переходить к первым цивилизациям. Уже в сформировавшихся самых первых, древних цивилизациях можно было определить, к примеру, социальные институты государства, образования и армии. Естественно, с того времени общество проделало огромный путь и пережило немало трансформаций. Современные институты сильно отличаются от древних, хотя основные атрибуты сохранились и сегодня. Пусть они и трансформировались, но главные атрибуты государства (власть, закон, армия) все еще существуют. Также существуют деньги как экономический институт. Только сейчас мы рассчитываемся в магазинах красивыми купюрами, а раньше эту роль выполняли черепки, монеты или натуральный обмен. И, конечно же, сохранился институт семьи, самый древний и самый устойчивый. В процессе социального развития между людьми могут возникать всевозможные взаимодействия, и только те, которые являются самыми устойчивыми, могут обрести статус социального института. Ведь основная черта этого образования – устойчивое социальное взаимодействие.
ПРИМЕР: армии древних государств создавались для защиты своих национальных интересов, содержания массы рабов в повиновении, восполнения и увеличения их количества, порабощения других народов.
Условия появления системы социальных институтов:
а) в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов потребность в данном институте;
б) общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.
Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества.
Этапы институционализации:
1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;
2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
3) создание особой системы знаков, символов;
4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
5) создание материальной базы социального института;
6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.
Виды социальных институтов
Предназначение социальных институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества.
Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;
5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.
Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.
Неосновные институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи.
Примеры:
1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения;
2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
Формальные и неформальные институты
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
Как связаны основные подсистемы общества и главные социальные институты?
Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов.
Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие:
1) экономическая сфера – производство;
2) социальная сфера – семья и брак;
3) политическая сфера – государство;
4) духовная сфера – образование и религия.
Краткая характеристика основных социальных институтов
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.
Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты.
Основные черты (признаки) социального института:
1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.
2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.
3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.
4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.
5. Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.
6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Функции социальных институтов
Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
Явная функция института брака — создание семьи
Неявная функция – обеспечение эмоционального спокойствия, поддержка вступающих в брак
Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная.
Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле. (Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся).
Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный "кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа».
К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.
Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
Дисфункции социального института – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
В чём выражаются дисфункции социального института?
1) неясность целей;
2) неопределённость функций;
3) падение социального престижа;
4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
От правильного и чёткого исполнения функций социальными институтами зависит стабильность всего общества. Если официальные институты перестают исполнять возложенные на них функции, то их замещают теневые институты — а это угрожает стабильности общества. К примеру, если институт государства не исполняет нормально возложенные на него функции, на его место могут прийти криминальные структуры.
ОБЩИЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Организуют и упорядочивают деятельность человека, всего общества. Например: социальный институт президентства организует деятельность власти, да и всего общества
Присваивают своим участникам социальные роли и статусы. Например: такой социальный институт, как школа, присваивает статусы учителя, ученика, между которыми складываются специфические отношения, урегулированные правом, традициями...
Вводят множество санкций - как наказания, так и поощрения. Например, в социальном институте семье за неисполнение родительских обязанностей супруги могут быть лишены своих родительских прав
Обеспечивают стандартные образцы поведения людей в социально типичных (обычных) ситуациях. Например: в школе обычная ситуация - начало урока. Стандартное поведение учащихся в данном случае - встать, приветствуя учителя
К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести также следующие:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.
ТАБЛИЦА: Цели деятельности и конкретные функции основных социальных институтов
Обеспечение функциональности
Чтобы социальный институт мог исполнять свои функции, он должен обладать тремя категориями средств:
Право. В рамках определенного института необходимо установить свои нормы, правила, законы. Этот признак социального института на примере образования проявляется в обязательном получении знаний детьми. То есть, согласно законам института образования, родители должны отправлять детей в школы с определенного возраста в обязательном порядке.
Материальные условия. То есть чтобы детям было где учиться, нужны школы, садики, институты и т. д. Необходимо обладать средствами, что помогут реализовать законы.
Моральная составляющая. Большую роль в соблюдении законов играет одобрение общественности. После окончания школы дети идут на курсы или в институты, они продолжают учиться потому, что понимают, зачем нужно образование.
Виды взаимосвязи и развитие социальных институтов:
1) сотрудничество;
2) конфликт (борьба в средневековой Европе государства и католической церкви).
Институты редко остаются устойчивыми в течение долгого времени.
Примеры:
1) институт дворянских дуэлей чести (Авраам Линкольн предложил в качестве оружия бросание картошин с расстояния 20 м.);
2) школа (в индустриальную эпоху в значительной степени отбирает у семьи функцию социализации подрастающего поколения).
Общей тенденцией в наши дни является сегментация институтов, т.е. рост их числа и сложности, в основе которой лежит степень разделения труда в обществе.
Значение социальных институтов
Социальные институты определяют общество в целом. Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Таким образом, есть основания сделать небольшое заключение: социальные институты – это особые организации, которые должны удовлетворять базовые потребности общества и защищать интересы индивидов, что даст возможность интегрировать население, если же один из институтов выйдет из строя, в стране с вероятностью в 99% могут начаться волнения, разные проявления недовольства, перевороты, митинги, вооруженные восстания и т.д.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ — РЕШИ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1
В перечне социальных институтов, которые относятся к политической сфере общественной жизни, есть два "лишних" элемента. Найдите их. Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) гражданское общество
2) право
3) классы
4) государство
5) собственность
6) армия
Задание 2
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.
Задание 3
Верны ли утверждения? Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
1)
Явные функции социальных институтов признаны обществом, но не заявлены официально.
2) С латыни термин "институт" переводится как норма, порядок.
3) Социальные институты способствуют социализации личности.
4) Одним из старейших социальных институтов является семья.
5) Социальные институты могут исчезать под влиянием внутренних и внешних факторов.
Задание 4
Какие из перечисленных социальных институтов относятся к духовной сфере общества? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) церковь
2) семья
3) гражданское общество
4) менеджмент
5) наука
Задание 5
Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
А) государство
Б) религия
В) образование
Г) производство
Д) семья
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) экономика
2) политика
3) духовная культура
4) социальные отношения
Задание 6
Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
Задание 7
Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Задание 8
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Задание 9
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
Задание 10
Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги
Б) радиокурс по изучению французского языка
В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов
Г) публикация программы политической партии
Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы
ФУНКЦИЯ
1) идеологическая
2) культурно-образовательная
3) рекреативная
Задание 11
Задание 12
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальный институт»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;
− одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Образец плана по теме Социальные институты общества
(Задание № 28 ЕГЭ по Обществознанию)
1. Понятие и виды социальных институтов общества
2. Основные институты экономической подсистемы
2.1 Производство, распределение, обмен, потребление
2.2 Собственность
2.3 Рынок, торговля, деньги
2.4 Банки, фирмы
3. Основные институты политической подсистемы
3.1 Власть, государство, партия
3.2 Закон, право, свобода
3.3 Парламент, правительство, суд
3.4 Гражданство
4. Основные институты социальной подсистемы
4.1 Семья, брак
4.2 Материнство, отцовство, детство
4.3 Социализация
4.4 Школа, ВУЗ, здравоохранение
4.5 Социальный группы
5. Основные институты духовной подсистемы
5.1 Наука, образование
5.2 Религия, мораль
5.3 Искусство
5.4 СМИ
6. Роль социальных институтов в удовлетворении потребностей человека и общества
Образец задания № 25 (ЕГЭ по Обществознанию)
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Ответ:
Институт общества — это исторически сложившаяся,
устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Примеры предложений:
Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется
наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма
отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.
Источники:
- Портал для школьников и учителей «Обществознание: изучаем вместе». Лекция 9 Институты общества
- ВикиЧтение. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ (Шемаханова Ирина Альбертовна). Основные институты общества
- Основные институты общества CKnow → База знаний → ЕГЭ Обществознание