Рекомендации
для воспитателя
«Как правильно организовать
утренний отрезок времени в детском саду»
Утро – время формирования настроя человека на предстоящий день. С
каким настроением воспитатель начнет свой рабочий день, с таким настроением
зайдут в группу дети. Для того чтобы день начался с позитивной ноты, педагогу
необходимо абстрагироваться от всех своих неблагоприятных мыслей и встречать
детей и родителей в спокойствии, добром расположении духа и улыбкой. Не зря
говорят, поведение детей – это отражение отношения взрослого к ребенку.
Готовимся к приходу детей
Воспитатель должен занять
свое рабочее место за 10-15 минут до прихода детей. За это время педагог без
спешки
Ø обязательно
осуществляет проветривание помещений в соответствии с утвержденным
руководителем графиком;
Ø подготавливает
журналы фиксации утреннего фильтра детей группы для родителей, табель
посещаемости и другую локальную документацию в соответствии с возрастом своей
возрастной группы;
Ø готовится
к первому занятию: готовит демонстрационные материалы, раздаточные (если
необходимы), материалы и оборудование для продуктивных видов деятельности,
физкультурных занятий, подобрать музыкальное сопровождение (при необходимоси) и
т.д., продумывает удобное расположение демонстрационных материалов (для
восприятия детей и для объяснения и показа педагогом),
Ø готовится
индивидуальной работе с воспитанниками в соответствии с планом: готовит
художественную литературу, дидактические игры, игрушки и другие необходимые
материалы;
Ø Продумывает
информацию которую необходимо донести родителям или готовит вопросы которые
хочет узнать педагог (самочувствие ребенка, как спал, вопросы по питанию,
одежде и прочие).
Встреча детей и родителей
Ø ВОСПИТАТЕЛЬ
ОБЮЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕЧЕТ ДЕТЕЙ! Нельзя допускать того, чтобы педагог занимался
своими делами, а дети и без внимания педагога заходили в группу.
Ø Как
только ребёнок или несколько детей пришли, воспитатель выходит в приемную,
здоровается со всеми, интересуется настроением ребят, как добрались до детского
сада, что было в дороге интересного и т.д.
Ø Общаясь
с детьми и родителями воспитатель наблюдает за психическим и физическим
состоянием каждого пришедшего воспитанника. Если ребенок вялый, у него
температура или другие признаки заболевания, педагог тактично объясняет
родителям, что сегодня он не сможет их принять. (Так как у Максима насморк и
слабость, он бледный, ему необходимо побыть дома, подлечиться, а родителям
понаблюдать за состоянием и если станет хуже обратиться к врачу). Обязательно
проводится температурный фильтр с занесением данных осмотра в журнал.
Ø Педагог
встречает пришедших с улыбкой и ровным, доброжелательным голосом.
Ø Если
возникает необходимость, педагог советует родителям одеть ребенка по легче или
немного по теплее (например, сегодня ветер в сторону окон нашей группы, поэтому
лучше оставить Олю в колготках и одеть водолазку).
Ø Также,
воспитатель должен обратить внимание на то, с каким настроением ребенок пришел
в детский сад, как с ним общаются родители. Если ребенок расстроен и в
конфликте с родителем, поинтересуйтесь что стряслось, постарайтесь сгладить
ситуацию (если ребенок не слушается маму, скажите о том, что Миша, наверное, не
специально расстроил маму. Скорее всего, он не выспался или у него плохое
настроение, но сегодня все наладиться, и он обязательно встретит маму вечером с
хорошим настроением и т.д.).
Ø Если
ребенок очень расстроен и отказывается идти в группу, постарайтесь его отвлечь:
расскажите, чем сегодня планируете заниматься, что нового сегодня увидят
ребята, завлеките игрушкой. Это поможет переключить ребенка, он немного
успокоится. Протяните ребенку руки, попытайтесь его обнять, скажите что вы и
ребята его очень ждали, чтобы поиграть, сходить вместе на музыкальное занятие,
прогулку и т.д.
Ø Приучайте
детей и родителей здороваться при встрече. Ваш личный пример очень важен. Если
ребята молчат при встрече, поздоровайтесь с ним и спросите, что он забыл вам
сказать? В младших группах можно завести дидактическую куклу, которая каждое
утро будет встречать ребят и здороваться.
После того как ребята вошли в группу педагог
организует с ребятами индивидуальную и подгрупповую работу. Дверь из приемной в
группу должна быть открыта, чтобы педагог всегда видел и приветствовал вновь
пришедших ребят и родителей. В младшем дошкольном возрасте дверь между приемной
и групповой ячейкой может быть закрыта (чтобы дети не выбегали в след за
родителями). Как только дверь открывается, и родители заводят ребят в группу,
воспитатель должен подойти и принять ребенка из рук в руки. Если какая либо
совместная с воспитанниками деятельность не позволяет педагогу подойти к двери
приемной встретить малыша, воспитатель протягивает руки к ребенку, здоровается
и обнимает его, интересуется настроением и новостями (тот же процесс встречи
ребят, как и в приемной).
Деятельность детей в утренний отрезок времени
1. Трудовая
деятельность в центре природы: младший
дошкольный возраст – помогает воспитателю полить цветы, вытереть тряпочкой
крупные листья цветов, вымыть поддон цветочного горшка, промокнуть тряпочкой
лишнюю воду; в среднем и старшем дошкольном возрасте – под контролем взрослого
самостоятельно полить цветы, протереть листья, очистить шероховатые листья от
пыли кисточкой, орошать цветы распылителем, прорыхлить землю и т.д.
2. Провести
работу в Календаре природы и наблюдений:
отметить время года, погодные условия (идет снег, светит солнце, дует ветер и
др.); в среднем и старшем дошкольном возрасте – дату и день недели, погодные
условия — яркость солнечного света, направление и сила ветра, осадки и т.д.,
каких животных и птиц видели на участке и другое.
3. Проведение
утренней гимнастики: ежедневно в
соответствии с расписанием музыкального зала (средний и старший дошкольный
возраст), в младших возрастных группах утренняя гимнастика , если позволяет
пространство может проводится в группе. В теплый период времени (лето) утренняя
гимнастика проводится на прогулке.
4. Чтение
художественной литературы: с использованием
наглядности (показ иллюстраций), инсценировка произведения с использованием
различных видов театра, слушанием аудиозаписи.
5. Беседа:
может осуществляться по содержанию прочитанной книги, тематическая беседа
(например, социально-нравственное развитие – этикет, безопасность, профессии,
поведение в общественных метах и др.)
6. Дежурство:
со среднего дошкольного возраста, ребята в фартуке и косынке помогают младшему
воспитателю накрывать на стол: разложить хлеб в хлебницу, разложить ложки,
расставить салфетницы; в старшем дошкольном возрасте – расставить бокалы,
разложить салфетки в салфетницу.
7. Игровая
деятельность: настольно-печатные, дидактические
игры — положительно влияют на формирование представлений о качествах предметов
и способствуют развитию внимания, мышления, речи ребенка. Важны игры, направленные
на развитие слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, осязательного анализаторов
(восприятия). Игры на узнавание позволят детям в дальнейшем знакомиться с
окружающей действительностью. В старшей группе дидактические игры усложнены,
например, «Что из чего сделано», «Что где прорастает?», «Установи цепочки
развития» и т.д.;
сюжетно-ролевая
игра – игра, которую ребенок организует, опираясь на свой жизненный опыт. В
сюжетно-ролевых играх отражается имеющиеся у детей представления об окружающей
действительности. Эти игры помогают развить воображение, фантазию, речь, умение
общаться и взаимодействовать с коллективом, проявлять свои эмоции, свое отношение,
отстаивать свое мнение, через взятие на себя определенной роли и проигрывая
ее; пальчиковые игры – развивают речь ребенка, мелкую моторику рук, умение
соотносить свою речь с действием.
8. Индивидуальная
работа: по плану педагога.
9. Самостоятельная
деятельность детей: здесь
большую роль играет развивающая предметная среда. Развивающая предметная среда
– это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою
очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Для
правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать
развивающую предметную среду, которая предполагает наличие: игровых зон; центр
уединения и релаксации; разнообразие игрового оборудования и игрушек, в том
числе наличие современных игрушек; дидактического и демонстрационного
материала; в достаточном количестве материала для продуктивной деятельности; атрибутики
для творческой деятельности; центров воды и песка, экспериментирования; спортивного
инвентаря и оборудования; атрибутов для сюжетно-ролевых игр, разнообразие
конструкторов и модулей.
10. Гигиенические
процедуры: поход в туалет (на горшок), мытье рук,
очистка носа от слизи. Перед посещением туалетной комнаты воспитатель
напоминает правила безопасности – не толкаться, не лить воду на пол, открывать
вначале холодную воду, потом постепенно горячую. Воспитатель напоминает, что у
одной раковины стоят 2-3 человека, не толкаются. Напоминает, что обязательно
нужно закатать рукава, объясняет и/или показывает правило намыливания рук и
смывание водой. Во время гигиенических процедур педагог проговаривает названия
туалетных принадлежностей (мыльница, мыло, полотенце, раковина, унитаз и т.д.),
проговаривает свойства воды (мыльная-прозрачная вода, теплая-горячая-холодная
вода), проговаривает действия (намыливаем, смываем, вытираем, промываем, трем,
вода течет, брызжет и т.д).
Перед
тем как педагог позволит пройти ребятам за стол, необходимо напомнить им о правилах
поведения за столом (есть аккуратно, не крошить хлеб, ноги должны стоять ровно
на полу, не разговаривать за столом, не мешать другим и т.д.). Также
воспитатель обязательно знакомит ребят с теми блюдами, которые дети будут
употреблять на завтрак. Рассказывает о пользе этих блюд.
Правильно
спланированный и организованный утренний отрезок времени позволит сохранить
положительно-эмоциональный настрой вашей возрастной группы.
Разработала:
Телятник
Татьяна Адамовна
старший
воспитатель ВК категории
МДОАУ
«Детский сад №19 г.Орска»
Организация и проведение утреннего приема
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дети. Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
Во время утреннего приёма решаются задачи всех образовательных областей.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Утренний приём отражается в календарном плане воспитателей и соответствует календарно-тематическому планированию «Образовательной программы ДОУ».
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. В летний период утренний прием воспитатель проводит на свежем воздухе.
Прием детей начинается обычно с 7-30 часов и продолжается до 8 — 20 часов. Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно, проветрить помещение. Подготовить материал для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей — дидактические игры, картины, различные атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр, изобразительные средства, музыкальные композиции и т.д. Педагог подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.
Первое, на что должен обратить внимание воспитатель во время утреннего приема – это состояние здоровья ребёнка. Если педагог внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются. Если у воспитателя возникло подозрение, что ребенок не здоров, он беседует с родителями, узнает, как малыш спал, не жаловался ли на что-либо, и измеряет ему температуру. Если заболевание у ребенка выявилось после ухода родителей, воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более пяти дней, родители должны представить справку о том, что ребенок здоров.
Встречая каждого ребёнка, воспитатель беседует с ним о погоде на улице, о настроении, с которым дошкольник пришел в детский сад. У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детский сад, кого встретил?». В младших группах минута вхождения более театрализована. Ребенка может встречать вместе с воспитателем сказочный персонаж. Педагог использует песенки, потешки, яркие игрушки, которые помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Ритмичный текст стихов, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение.
Утром, если дети приходят постепенно, удобно проводить индивидуальную работу, которая планируется заранее с конкретным ребёнком или с небольшой группой детей. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций.
Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст.
Так же в утренний отрезок времени планируются наблюдения за комнатными растениями в уголке природы, проводится работа с календарём природы (дети отмечают день недели, число, месяц, осадки).
В утренние часы проводится трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия, то возникает необходимость отразить это в плане. Воспитатель организует труд в уголке природы. Дети поливают растения, рыхлят землю, при этом дети закрепляют названия комнатных растений, пошагово выполняя правила ухода за ними.
В решении задач области «Художественное творчество», детям предлагают сделать зарисовки своего настроения, нарисовать музыку или рисунок на свободную тему. Можно предложить работу с пластилином или с глиной.
От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня. От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Консультация «Работа с детьми в утренние часы»
«Утренний круг, как способ организации речевого общения детей»
УТРО
Содержание
Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
Планирование утреннего отрезка времени.
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим детского сада.
Утренний приём – наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Это работа по:
-исправлению и воспитанию у детей правильного произношения;
-развитию устной речи и выработке правильной интонации;
-физическому воспитанию, стимулирование двигательной активности.
Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно – печатных игр – забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазанье, подлезание, прокатывание мяча обруча, кегли).
Планируют дидактические игры
В циклограмме пишется название и цель игры.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы, возникшие по инициативе детей.
В циклограммах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, дедушке, о младших братьях и сёстрах, об объектах природы и многом другом. Беседы – могут сопровождаться рассматриваем доступных детям иллюстраций. В циклограмме старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних животных. о жизни посёлка. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.
В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.
В плане также отражается кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно – гигиенических навыков.
Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и наоборот, если занятия предполагают большую подвижную активность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.
Мероприятия. По содержанию утренний отрезок времени включает:
-утреннюю гимнастику,
-игровую деятельность,
-познавательную деятельность,
-трудовую деятельность,
-индивидуальную работу (указываются конкретно имена тех детей, с кем будут заниматься),
-утренний круг, круг Радости ориентирован на общий настрой группы на день.
На утро до завтрака планируется утренняя гимнастика (разученный комплекс меняется через две недели). С утра начинается и реализация модели двигательной В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей – игры, общение, труд, индивидуальную работу.
С утра начинается и реализация модели двигательной активности воспитанника, с включением здоробьесберегающей технологии.
Требования
-Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребёнок должен увидеть результат своей работы. Сюжетно – ролевый и строительные игры не планируются.
-Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку.
-Нельзя планировать утром деятельность в которой предполагается использование колющих и режущих предметов, мелких предметов.
-Планируются только знакомые для детей виды деятельности.
«Утренний круг», выступает как индикатор взаимоотношений среди воспитанников.
Существенным для всего живого в мире является ритм. Взрослый человек научился преодолевать ритмы дня и ночи, весны и лета, осени и зимы. Детский организм должен в определённое время принимать пищу, в определённые часы спать и бодрствовать. Чем ритмичнее протекает жизнь маленького человечка, тем здоровее он будет. Ребёнку также необходимо ритмичное принятие душевной пищи: чтобы игра и учение были попеременно включены в течении дня.
Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребёнка. Так, утром ребёнок приходит в детский сад и воспитателю важно настроить всю группу, как единый музыкальный инструмент, т.е. создать атмосферу доброжелательности. В этом ему помогает «утренний круг».
Воспитатель встречает детей доброжелательной улыбкой, спокойствием. Аура его чиста и открыта.в арсенале воспитателя много различных игр. Он играет с детьми заинтересованно, радостно: сценарий «утренний круга» он знает наизусть.
В комплекс «утреннего круга» предусмотрены ритмические, психофизические упражнения.
Цели и задачи:
-Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно – делового общения детей и взрослых.
-Развивать навыки (введения коммуникации, планирования собственной деятельности и т.п.)
-Развивать умения «считывать информацию» об эмоциональном состоянии других людей.
-Учить объяснять словами своё эмоциональное состояние.
-Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплементы ит.п.).
-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
-Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
-Учить внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказыванием других.
-Учить делать выбор.
-Учить планировать собственную деятельность.
-Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Структура:
Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).
Игра ( тренинг, пение, слушание).
Обмен новостями.
Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
Дети в утреннем кругу дарят друг другу комплименты, выражают симпатии, выбирают место рядом с товарищем, при грамотном наблюдении за детьми в процессе «утреннего круга» педагог может чётко спрогнозировать свою работу на обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий.
Рекомендации для педагогов
по планированию утреннего отрезка времени в ДОУ.
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
игровую деятельность,
беседы с детьми,
рассматривание предметов и иллюстраций,
короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящей непосредственно образовательной деятельности.
Если НОД будет спокойного характера, требующая умственной активности и усидчивости детей, как, например, НОД по формированию элементарных математических представлений, по речевому развитию (разучивание стихотворения, пересказ), на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если НОД предполагает большую подвижность, детей (физическое развитие, музыкальное развитие), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
в младшей и средней — 3-4 вида,
в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны.
Организация дня
Методика проведения утреннего сбора в детском саду
11.01.20184255.3k
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Психолого-педагогическая суть процесса
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:
- развивает толерантное отношение к людям;
- формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Утренний сбор способствует тому, что дети учатся играть не рядом, а вместе, терпимо относясь друг к другу
Задачи
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
- Создаёт условия для общения детей и взрослых:
- Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
- Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
- Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
- Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
- Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Таблица: актуальные задачи группового сбора для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
|
|
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Видео: опыт проведения утренних сборов с комментариями воспитателя
Тематика утренних кругов
Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.
Тема конкретного утреннего сбора должна прослеживаться на всех этапах работы, в том числе и в процессе игры
Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Таблица: картотека утренних сборов во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Фатиева И., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №1, п. Шушенское, Красноярский край. |
Тема | Структура утреннего сбора |
Вкусные дары осени | Позывной «Дудочка».
Приветствие.
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Игра-тренинг.
Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
Игра на воображение с опорой на комментарий. |
Грузовик привёз игрушки | Позывной «Погремушка».
Приветствие.
Игра-тренинг.
Подвижная игра «Найди домик игрушки». |
Дом, в котором мы живём | Позывной «Картинка — дом».
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Интервью «Какой дом у тебя».
Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф). |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html |
Таблица: картотека утренних сборов для старшего дошкольного возраста (фрагмент)
№ недели | Тема недели | Структура утреннего сбора |
1 | Лето |
|
2 | Овощи, фрукты |
|
29 | Космос |
|
Этапы группового сбора и приёмы их проведения
Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
- Приветствие (1–3 минуты).
- Игра (2–5 минут).
- Обмен новостями (2–10 минут).
- Составление плана дня (5–12 минут).
Иногда даже простая игрушка при проведении привычных видов работы вносит необходимую новизну в традиционный утренний круг
Приветствие
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).
Относительно комплиментов как приёма проведения первого этапа утреннего сбора у методистов нет однозначного мнения: одни отстаивают пользу такого задания (дети расширяют словарный запас, учатся быть вежливыми и предупредительными), другие настаивают на том, что много комплиментов малыши не подберут, то есть некоторые дети останутся без внимания. Значит, обида от всех негативных составляющих (расставания с домом, ранний подъём в детский сад и пр.) усилится.
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
- музыку (примеры песенок можно посмотреть здесь);
- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
- речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение
Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.
Таблица: примеры речёвок для утреннего сбора
Автор | Медовикова Ж. А., воспитатель МДОУ детский сад №113, г. Рыбинск, Ярославская область. |
Текст речёвок |
|
Цит. по: http://vospitateljam.ru/kartoteka-utrennix-privetstvij/ |
Игра
Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.
Дошкольник будет стараться любой вид деятельности свести к игре, поскольку именно в ней он приобретает необходимые навыки и умения.
Забавы в младших и средней группах могут быть:
- пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.);
Пальчиковые игры с миниатюрными героями очень нравятся детям
- словесными («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.);
- играми-фантазиями (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
- играми-цепочками (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.
Психологические особенности возраста таковы, что младшие ребята предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, в то время как старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.
Таблица: игры для утреннего круга
Возраст | Название | Цели | Содержание |
Младший дошкольный | «Снежный ком» | Тренировка памяти, речи. | Воспитатель первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово). |
«Да, нет» | Формирование умения работать коллективно, развитие быстроты реакции и внимания. | Педагог задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно. | |
Средний, старший | «Послушай тишину» | Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче. | Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины». |
Старший | «Нос, нос, рот» | Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции. | Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий. |
«Покажи своё настроение» | Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей. | Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает. |
Фотогалерея: образцы пальчиковых игр
Игровые ситуации
Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.
Это интересно. Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Таблица: примеры игровых ситуаций для группового сбора
Тема | Суть игровой ситуации |
День улыбок | Этот день в группе начинается с рисования улыбок:
В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку. |
День переучёта | Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:
Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. |
День, когда всё наоборот | Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность. |
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Обмен новостями
Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.
Малыши обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью
Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
- Что за погода на улице?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц, день недели, число?
- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
- отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
- обогатить и активизировать свой словарь;
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Обмен новостями может быть организован в форме телефонного разговора двух подружек или друзей
Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
- не запрещаем (запретных тем нет).
Составление плана дня
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.
На этом этапе можно использовать такой приём, как презентация. Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.
Если этап составления плана на день включает проектную деятельность, то можно немного сократить этап обмена новостями
Ряд методистов советует на этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.
Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:
- в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
- в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);
Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец
- в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
- в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
- в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).
Таблица: примеры утренних сборов ДОУ для разных возрастных групп (фрагменты)
Автор | Группа | Содержание сбора |
Павлова О., воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Дельфин», г. Троицк, Челябинская область. | Первая младшая |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-pervoi-mladshei-grupe-myshata.html | ||
Ковернева Н., воспитатель дошкольного мини-центра КГУ «Средняя школа №9», г. Петропавловск, Казахстан. | Вторая младшая |
|
Цит. по: https://multiurok.ru/files/utriennii-krugh-dlia-2-mladshiei-ghruppy.html | ||
Зарубина Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №31», г. Ачинск, Красноярский край. | Средняя |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-srednei-grupe.html | ||
Чекоева С., музыкальный руководитель МКДОУ №10, г. Беслан, Республика Северная Осетия. | Старшая | (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки). Приветствие. В.: Давайте поприветствуем друг друга.
<…В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».
В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей). |
Мешкова М., воспитатель МДОУ №4 «Звёздочка», п. Шушенское, Красноярский край. | Подготовительная | В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога). Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»). Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»). Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть. Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:
Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели». |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-sbora-v-podgotovitelnoi-grupe.html |
Видео: утренний круг с элементами познавательной деятельности
https://youtube.com/watch?v=vd7l38-FiXg
Утренний сбор — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(112 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Ленара Яхина
Организация и методика проведения утреннего приёма
Организация и методика проведения утреннего приёма.
Цель: Постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада, создание спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребенка, укрепление интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком.
Задачи:
1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущение психологического комфорта.
2. Общение с детьми.
3. Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга.
4. Дать новую информацию.
5. Решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и так далее.)
6. Организация планирования детской деятельности.
Методика проведения:
Заранее прихожу в группу проветриваю помещение. Приветливо встречаю детей и их родителей. Создаю хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Спрашиваю у родителей о состоянии здоровья ребёнка. Обращаю внимание на внешний вид детей. Заметив неполадки, предлагаю ребёнку привести себя в порядок, помогаю ему, если это требуется. Приучаю детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в одежде, причёске, вырабатывая привычку быть всегда опрятным и чистым. Пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Если кто- то забывает об этом — напоминаю. Слежу, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не может самостоятельно выбрать себе занятие,помогаю ему: подключаю к играющим детям, помогаю в выборе игрушек или даю ребенку какое-либо конкретное поручение. Создаю условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе. Предлагаю поиграть в настольную игру (по валеологии)
«Полезно – вредно»
.
Настольно–печатная игра «Полезно – вредно»
.
Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов
Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
Утренний прием в подготовительной группе консультация (подготовительная группа) на тему
Выступление на педсовете.
«Утренний прием как способ организации речевого общения детей»
Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В детском саду этому вопросу уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Мы проводим работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Но особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая с взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело — сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей группе мы должны использовать разнообразные методы и формы включения всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего приема как важного режимного момента.
Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребенка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу.
Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми. С учетом этого основными задачами утреннего приема детей являются:
■установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
■развитие самостоятельности, самоорганизации.
В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Утренний прием для детей — это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний прием дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Используя утренний прием как одну из форм организации образовательного процесса с детьми можно выделить в нем несколько основных этапов.
С целью установления эмоционального контакта утренний прием начинается с приветствия , в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида душевных и деловых качеств. Например: «Арина, ты вчера хорошо дежурила по столовой, ты такая трудолюбивая»; «Саид, ты очень смелый и добрый, ты защищаешь слабых»; «Дашенька, у тебя сегодня такая красивая прическа».
Сигналом утреннего сбора может послужить колокольчик. Дети усаживаются в круг , взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку сидящему слева, и приветствует: «Доброе утро, Ваня! Я рада, что ты сегодня с нами». Ваня, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Можно предложить поиграть в игру «Клубочек» . «Сейчас я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Саша в группе есть…» В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то я отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальчика и передает его следующему про кого будет моя песенка». Игра «Дрозды» Дети делятся на пары, повторяют за воспитателем слова и действия. «Я дрозд, и ты дрозд. У тебя нос, и у меня нос. У меня губки сладкие, и у тебя губки сладкие. У меня щечки гладкие, и у тебя щечки гладкие. Я тебя люблю!» Обнимаются. Такие игры создадут благоприятные отношения между детьми группы и будут являться положительным настроем на весь день.
Обмен информацией — второй этап утреннего приема, основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Количество детей, которые принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное, ограничивается.
Следующий этап утреннего сбора — групповая деятельность. На этом этапе можно провести игру «Скажи по-другому». Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: сок из апельсина, стул из дерева, а дети соответственно отвечают: апельсиновый, деревянный и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. На этом же этапе можно использовать еще одну игру — «Ищу соседа». Дети сидят в кругу, одно место свободно. Ребенок находящийся слева от свободного стула начинает игру : «Никто справа не сидит, пусть ко мне подсядет тот, у кого есть….» Тот к кому относятся эти слова пересаживается на свободный стул.
Ежедневные новости — четвертый этап утреннего сбора — настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию: и о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды); плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.); и об особом событии — дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.
Таким образом, прием — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей. В ходе утреннего приема дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
с группами для тубинфицированных детей№61»
Выступление на педсовете.
«Утренний прием как способ организации речевого общения детей»
Составила:
Воспитатель
Ласточкина Е.В.
I кв. категория
г. Нижнекамск
2018 год
Планирование утреннего отрезка времени в ДОУ
Рекомендации для педагогов по планированию утреннего отрезка времени в ДОУ.
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности. Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает: • игровую деятельность, • беседы с детьми, • рассматривание предметов и иллюстраций, • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни. Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города. Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящей непосредственно образовательной деятельности. Если НОД будет спокойного характера, требующая умственной активности и усидчивости детей, как, например, НОД по формированию элементарных математических представлений, по речевому развитию (разучивание стихотворения, пересказ), на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если НОД предполагает большую подвижность, детей (физическое развитие, музыкальное развитие), то утренняя деятельность должна быть более спокойной. Количество видов деятельности в утренние часы: • в младшей и средней — 3-4 вида, • в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны. Планирование воспитательно – образовательной деятельности в утренний отрезок времени Дата:_____________________________________________________________________ Воспитатель:___________________________________________ Время Задача Деятельность Что указываем в плане Что выполнено Утренний отрезок времени Включить детей в общий ритм жизни детского сада создать бодрое, жизнерадостное настроение обучение детей планированию проектированию деятельности создание условий для содержательной индивидуальной избирательной деятельности в соответствии с их интересами индивидуальное общение педагогов с каждым ребёнком индивидуальная работа по разным видам деятельности работа по исправлению неправильного звукопроизношения по развитию речи выработка правильной интонации по физическому воспитанию игровая деятельность беседы с подгруппой детей по инициативе взрослого беседы по теме, предложенной или выбранной ребёнком (детьми) рассматривание иллюстраций наблюдение в природе наблюдение явлений общественной жизни трудовая деятельность рассматривание народных игрушек, вышивок, посуды и др. изобразительная деятельность по желанию детей работа по воспитанию культрно- гигиенических навыков — имена детей, с кем будем работать — по какому разделу программы — вид, форма и название работы — тема беседы — вопросы — повседневный труд (дежурства) не каждый день, если вводится новый вид дежурства — усложнение труда — изменение условий труда — условия для развития игры — приёмы руководства игровой деятельность — атрибуты и оборудование для игр с группой или подгруппой детей — название игр — приемы вызова интереса к подвижным играм — что наблюдают, с какой целью — какой вид труда — как распределятся обязанности в труде — условия для самостоятельной деятельности — вид развлечения — кто участвует — мотивация детей на деятельность — виды игр: — вид игры сюжетная настольно-печатная дидактическая — условия, созданные воспитателем — приемы руководства Рекомендации _________________________ Данный материал поможет воспитателю спланировать работу в утренний промежуток времени, сделать самоанализ, а так же старшему воспитателю осуществить тематический контроль по данной проблеме
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в средней группе Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в старшей группе Перспективное планирование по лепке из соленого теста для детей подготовительной группы Тематическое планирование в старшей группе. Кружок ПДД
Похожие статьи:
Перспективно-тематическое планирование в детском саду
Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе