Современные формы методы приемы работы с детьми во внеурочное время

«Современные формы, методы, приемы работы с детьми во внеурочное время»

Подготовила: Лаврухина М.И.

Актуальностьтемы:

  1. Возникновение многообразных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество.
  2. Расширение международных связей и увлечение организованным туризмом, увеличение потребности в специалистах нового качества
  1. Формирование у учащихся разнообразных компетенций.
  2. Необходимость поиска форм и методов совмещения урочной и внеурочной работы для эффективного решения неизбежно возникших противоречий.

Противоречия:

  1. Между большим объемом учебного материала и недостаточным временем на уроке;
  2. Между богатым потенциалом краеведческого материала и невозможностью использовать его полностью в учебное время;
  3. Между традиционными и инновационными методами обучения;
  4. Между личной потребностью школьников к творческой деятельности и возможностью её проявить.

Постановка проблемы: Развитие личности школьника, его субъективного опыта современными методами внеурочной деятельности.

Цель:

Изучение возможностей использования новых методов и технологий во внеурочное время с целью развития практической, исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Дидактические задачи:

  1. Формирование компетентности в сфере познавательной практической деятельности.
  2. Обеспечение ситуации для выявления индивидуальных способностей каждого ребенка и их реализация.
  3. Формирование навыков исследовательской работы.
  4. Социализация учащихся.

Методические задачи:

  1. Закрепить знания, полученные на уроке;
  2. Научить проводить самостоятельные учебные исследования;
  3. Обучить умениям оформлять текстовые, графические и другие материалы;  
  4. Воспитывать уважение к любым востребованным обществом видам знаний и умений, культ профессионализма, патриотизм, здоровый образ жизни.
  1. Используемые методы и педагогические технологии Метод экскурсии(путешествие);
  2. Метод проблемного изложения материала;
  3. Проектная технология;
  4. Технология «мозгового штурма»
  5. Внеклассные мероприятия с применением информационных технологий;

Метод экскурсий. Экскурсия может проводится различным образом, чтобы экскурсия действительно принесла пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением экскурсии учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задания или несколько вопросов. Каждая группа идет своим маршрутом и собирает сведения.

   После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Проблемное обучение. Проблемное обучение предусматривает новую структуру проведения беседы, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащихся. Роль учителя возрастает, так как ему необходимо четко управлять внеклассным занятием, давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности учащихся, контролировать конечный результат.

      Сущность проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий определенной трудности. Для их преодоления требуется творческая мыслительная деятельность. Это вызывает у учащихся интерес к предмету, развивает настойчивость, побуждает преодолевать трудности, укрепляет веру в свои возможности.

Метод проектов.     Метод проектов- интересен по своей подготовке. Метод проектов  нашел свое применение во многих странах мира , потому что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей,  при решении одной проблемы дает возможность применить полученные знания на практике,  генерируя при этом новые идеи. В основе проекта лежит какая — то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и  владение  большим объемом разнообразных предметных знаний для решения данной проблемы. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Метод проектов-  вносит определенную лепту в общее развитие каждого учащегося.

     Существуют различные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Технология «Мозгового штурма» 

Цель:

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Использование ИКТ во внеурочное время 

1 эт Использование компьютеров для дидактических материалов, использование справочников, Интернет –ресурсов

2 эт.     Использование компьютера как средства обучения

3 эт.     Использование ИКТ для организации творческой деятельности ученика

Этапы реализации. 

1 этап.

Введение учащихся в проблему, формулирование тем

   Формирование групп для проведения исследований

Выдвижение гипотез, решение проблем и определение формы  представления результатов

2 этап

Обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации

3 этап

Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

4 этап

Подготовка учащихся к  презентации по отчету о проделанной работе

5 этап

Защита полученных результатов и выводов

Достигнутые  результаты 

  1. Умение самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их не практике;
  2. Повышение познавательного интереса учащихся, приобщение к творческой исследовательской работе;
  3. Коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;
  1. Укрепление физического и психического здоровья;
  2. Проявление патриотизма.

Основные направления развития учащегося

1. Формирование познавательного интереса

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

Метод поиска правильного решения. Приёмы: включение ребёнка в активную самостоятельную познавательную деятельность, оценка и поддержка на каждом этапе поиска. На уроках, классных часах, при проведении олимпиад, интеллектуальных игр.

  Метод взрыва. Приёмы: доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребёнка, создание ситуации, когда ребёнок как бы сам принимает правильное решение, что приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению. Уроки литературы, внеклассная деятельность.

  Метод реконструирования. Приёмы: создание положительных перспектив в жизни ребёнка, составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребёнка.

  Методы поощрения и наказания. Приёмы: грамоты, поощрительные записи в дневнике, сюрпризы, подарки, поощрения в виде экскурсионных поездок, участия в праздничных мероприятиях.

1.Формирование мировоззрения через успешное изучение предметов  и самообразование.

2.Развитие умения общаться и сотрудничать.

3.Развитие интеллекта.

4.Развитие эмоциональной и волевой сфер.

5. Приобщение к опыту других.

6. Развитие речи.  

2. Развитие способностей к учебным предметам

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

   Метод осмысленного, целенаправленного наблюдения, нацеленного на решение определённых задач. Приёмы: анализ, синтез, группировка, классификация, обобщение, самостоятельное формулирование выводов на основе наблюдений; передача от учителя к ученику инициативы в реализации отдельных компонентов учебного процесса поэтапно; усложнение заданий (так же поэтапно). Уроки, дополнительные занятия , беседы во время проведения экскурсий, дополнительные как письменные, так и устные задания, выполнение которых требует специальной индивидуальной подготовки.

1.Формирование глубокого знания учебных предметов.

2. Развитие умения общаться, мыслить на достойном уровне.

3.Развитие эмоциональной и волевой сфер.

4.Формирование положительной «Я – концепции».

5.Развитие мотивационно – потребностной сферы.

6. Развитие умения уважать своё и чужое мнения.

7. Воспитание социально – активной личности.

3. Развитие коммуникативных умений формирование толерантности

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

    Метод обучения правильному общению через деловое общение в группах с поэтапным контролем и проверкой на заключительном уровне, эмоциональному общению во внеурочное время. Приёмы: беседы с последующим анализом ситуаций как положительного, так и отрицательного свойства, создание условий для приобретения положительного опыта общения, создание положительного общественного мнения.

  Метод переучивания. Приёмы: включение ребёнка в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося.

  Метод реконструирования. Приёмы: создание положительных перспектив в жизни ребёнка, использование ведущих положительных качеств в воспитательной деятельности, ведение дневника самонаблюдения и саморазвития, составление программ саморазвития в целом или отдельных качеств ребёнка (в данном случае, развития толерантности).

Методы поощрения и наказания. Приёмы: благодарственные письма родителям и ребёнку за достойное поведение и , наоборот, контрграмоты за самое недостойное поведение и общение, поощрительные записи в дневнике или, наоборот, записи – замечания, подарки, различные поощрения, в том числе и выборы в актив класса.

1.Развитие эмоциональной и волевой сфер.

2.Сохранение физического и морального здоровья учащихся.

3.Развитие умения управлять своей речью, своими мыслями и эмоциями.

4.Уважение к окружающим.

5. Желание совершать поступки, идущие во благо другим.

6. Получение социально – адаптивной успешной личности

4. Воспитание коллективизма

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

   Метод убеждения. Приёмы: работа в группе, участие в работе класса, в подготовке внеклассных мероприятий, участие в различных групповых соревнованиях на разных уровнях. Беседы с приглашением взрослых товарищей.

  Метод перевоспитания. Приёмы: вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где чётко оговорены права и обязанности каждого для всех, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, как члена коллектива, контроль за деятельностью ребёнка как члена социума.

  Методы поощрения и наказания. Приёмы: благодарность за групповую работу как в устной форме, так и с вручением похвальных листов, выпуск стенных газет с одобрением работы класса, группы и с порицанием в виде дружеских шаржей о подводящих коллектив, другие поощрения.

  Метод «узнаю лучше – уважаю больше». Приёмы: коллективные посещения учреждений культуры, проведение достаточно количества внеклассных мероприятий с самоподготовкой к ним, установление дружбы между семьями, проведение внеклассных мероприятий с участием родителей, бабушек и дедушек.  

1.Развитие толерантности.

2.Развитие умения отвечать за свои поступки перед коллективом.

3.Развитие эмоциональной и волевой сфер.

4.Развитие мотивационно – потребностной сферы.

5.Развитие желания действовать в унисон с коллективом, за который ты несёшь ответственность.

5. Воспитание трудолюбия

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

Метод убеждения. Приёмы: Работа в группе, чёткий контроль за выполнением ученических обязанностей (проверка тетрадей, читательского дневника, ведения ученического дневника и т. д.)

  Метод переучивания. Приёмы: включать в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося. Работа дома и рассказ о ней, работа в классе как учебная, так и общественная, беседы, диспуты на тему и т д.

  Метод личного примера. Приёмы: включение ребёнка в работу через подражание примеру взрослого, беседы с родителями о правильности трудового домашнего воспитания, проведение совместно с родителями трудовых десантов, выездов на природу, где родители личным примером будут учить правилам поведения, выживания в лесу, лугу и т. д.

1.Ответственное отношение к основной обязанности ученика – учёбе.

2. Развитие внеучебных знаний, умений и навыков.

3.Развитие волевой сферы.

4.Развитие мотивационно – потребностной сферы.

5. Развитие уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

6.Развитие любознательности.

7.Развитие желания совершать добрые дела во благо другим.

8.Профориентация.

6. Формирование собственной внутренней позиции

Формы, приемы, методы работы

 Предполагаемый результат

   Метод интеллектуального развития. Приёмы: новые способы запоминания, формирующие способности мышления к осуществлению операций обобщающего характера, становление речи, как более логичной, доказательной, становление таких свойств внимания, как устойчивость, распределение,  переключение, объём, выводят ребёнка на новый уровень инициативы и самостоятельности в организации как учебного, так и самовоспитательного процесса. Ребёнок сам вовлекается в собственное интеллектуальное развитие. Следовательно, происходит становление собственной внутренней позиции. Правильное распределение учебной и внеучебной деятельности и взаимообмен способами этой деятельности между взрослым – учеником, между учителем – учеником, между учеником – учеником создают внутреннюю активную позицию интеллектуального индивида.

  Метод переубеждения. Приёмы: создание положительно общественного мнения на имение собственного взгляда на проблему, создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта, включение в активную социально – ценную деятельность, оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося, контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребёнку требований, предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося, такие как отстаивание заведомо неверной точки зрения.

  Метод реконструирования. Приёмы: создание положительных перспектив в жизни ребёнка при имении крепкого внутреннего стержня.

1.Воспитание ребёнка с активной жизненной позицией.

2. Развитие умения общаться и отстаивать свою точку зрения.

3.Развитии эмоциональной и волевой сфер.

4. Формирование «Я – концепции».

Выводы:

  1. Применение новых методов и технологий во внеурочное время совершенствует знания и умения;
  1.  Формирует социальную активность ;
  2. Определяет поведенческие нормы, творческое воображение;
  3. Определяет нравственные и духовные ценности;
  4. Побуждает самостоятельно заниматься изучением английского языка;
  5. Улучшает  контакт учителя с учащимися;
  6. Обогащает знания учащихся новыми сведениями.

Литература:

  1. С. Н. Савина «Внеклассная работа по иностранным языкам».-М. «Просвещение»,1991.
  2. В.Г. Быкова «Нестандартные формы организации урока(методические рекомендации)».-Вязьма, 1995.
  3. А.В. Конышева «Нестандартные формы организации урока иностранного языка».Новополотск 1998.
  4. А.В. Конышева «Проблемное обучение на уроках иностранного языка» Новополотск 2001.
  5. П. Е. Решетников «Нетрадиционные технологические системы подготовки учителей»М. Владос 2000.
  6. Интернет- ресурсы:

       festival.1 september. ru

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
Школьник знает и понимает общественную жизнь    
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
Школьник ценит общественную жизнь    
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Автор: Галина Мещерякова

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Материалы по мотивации на Педсовете

  • Как вовлечь ребёнка в учебу. Основы эмоциональной и когнитивной вовлеченности
  • Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых
  • Учусь по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?
  • Как вовлечь детей в учебу: 7 простых приемов от выпускников Центра опережающей педагогики
  • Как удержать внимание на уроке-лекции. Как сделать лекцию интересной и запоминающейся?
  • Как заинтересовать ребёнка в учёбе? Опыт выпускницы с красным дипломом
  • Чудеса мотивации: на урок как в театр. Занятия по химии в антураже вселенной Гарри Поттера
  • Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?
  • Мотивация к учебе. Где ее раздают?
  • 7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
  • Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников
  • 8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики

Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо
решение следующих задач: определение содержания, форм и методов
воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических

особенностей обучающихся.
Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить
не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о
человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве
приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное
здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и
духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и
трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к
семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной
воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и
неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический
кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим
количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной
педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по
словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе
воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается
,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе
современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный
руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать
разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей,
воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в любой
школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия
с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке
имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.
Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их
узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные
для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить
счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что
часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение
необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас
говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые
возможны в школе, а именно: познавательная деятельность,
ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно,что все
они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в
школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных
интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой
процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений , взглядов,
усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют
ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать
выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной
деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания,
дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей
происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах
управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне
ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в
таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания,
заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и
пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру,
способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся,
которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных
учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже
имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки,
конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение
театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное
общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не
должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего
взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность.
Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры,
праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные
прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации
всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе
не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако
для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся,
какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как
конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их
самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В
воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом
поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной
работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела.
Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы)
воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание,
деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее
ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы,
классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен
информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира,
хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия
является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь
вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем,
которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные
деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно
переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен
уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут
лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы
занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты,
дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере
этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю
пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной
жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку
открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы
в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления,
открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная
деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до
ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного
кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь
нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и
организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического
зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть
спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше
названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства
воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися.
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы
психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и
групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические
упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений
воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог
должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально
их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма
работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру
(соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие
обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания,
действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают
обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их
эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.
Действия
– это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность,
которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности,
познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким
образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом
направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются
учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике
школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей
школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе
классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела:
праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки
, обычно привязанные к
календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты
потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем
влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая
уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в
музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные
поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к
памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом);
спортивные соревнования , дни здоровья; практикум по правилам поведения и
безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет,
праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из
практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения,
первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом,
поставленное в расписание уроков (увы, теперь уже нет!). В это время классный
руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает
нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение
книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для
решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и
успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание
учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово
ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие
актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором
значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.

Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно
условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут
выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем,
что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности
школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

– общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”,
“Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются
детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ
самостоятельно из источников. Литературу указать.

“Живая газета”.

Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей.

Модель – это старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась “живая”
газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий
которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров
журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж,
литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д.
Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают
программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать
международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе,
селе и обязательно о своем отряде, классе. Главное – выбирается идея, которую
газета будет защищать, и явления , против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рублики: “Шар земной”, “Родной край”,
“Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное –
невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и
телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку,
куплеты.

Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты;
плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно
прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие);
хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть
политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной –
разной.

“Час тихого чтения”.

Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и
расширяет кругозор.

Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников
теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой,
освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения,
мышления и памяти.

В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с
собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им
предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине
и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2
дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В
итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу.
Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд
книг, которые они предложат ребенку.

Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если
по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот
список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали
учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры,
расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети
переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

“Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей,
коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней
проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать
действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во
имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой
фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней
повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Наша школа через 50
лет”, “Классная комната, построенная мною”, “Искусство в нашей школе”, “Школьный
двор моих внуков”.

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с
набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента
союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано,
содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита
проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от
групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин
будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным,
веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект –
мечту. Классные руководители должны поддерживать это вспыхнувшее желание,
подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые
места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый
изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

Из опыта работы.

Сказочная викторина для обучающихся 2-х классов.

Цели:

  • развивать память, мышление
  • познакомить со строением сказки

Наглядность: картинки со сказочными героями, рисунки.

Формируемые умения и навыки: учить отгадывать сказки по именам героев, по их
действиям.

1. Вступительное слово учителя:

– Сказок очень много. Ребята, а вы любите сказки?

– Чем сказки отличаются от других художественных произведений?

– Кто пишет сказки?

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды по 6 человек в каждой и
посоревнуемся. Остальные будут болельщиками. Помогут вам вопросы. Кто ответит на
вопрос, будет в команде.

Вопросы: У названных героев двойные имена. Дано начало, вы завершаете.

Кощей (Бессмертный)
Елена (Прекрасная)
Финист (Ясный Сокол)
Братец (Иванушка)
Никита (Кожемяка)
Баба – (Яга)
Сестрица – (Аленушка)
Мальчик – (с – пальчик)
Иван (Царевич)
Змей (Горыныч)
Крошечка – (Хаврошечка)
Оле – (Лукойле)

Итак, команды созданы.

2. По картинкам назвать сказки.

зонтик – “Оле – Лукойле”
горошина – “Принцесса на горошине”
санки – “Снежная Королева”
крапива – “Дикие лебеди”.

3. “Угадай сказочные имена и предметы”.

  1. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Аленушка)
  3. Пресмыкающийся с тремя и более головами . (Змей Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)
  5. Традиционное мужское имя в сказках. (Иван)
  1. В чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб)
  2. На ее кончике смерть одного из героев. (Игла)
  3. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин)
  4. Имя героя, спавшего на печи (Емеля)
  5. Жилище Бабы – Яги. (Избушка)

4. Кто больше назовет сказок

– о детях

– о птицах

5. Изобрази героев сказки (сценка, пантомима)

– Бабу – Ягу

– Змея – Горыныча

6. Почтальон Печкин случайно выронил телеграммы , и они попали к нам в руки,
но мы не можем понять от кого они, может вы нам поможете?

  1. Поздравляю … с днем рождения.
  2. Нашел сапоги – скороходы, скоро прибуду домой .
  3. Буду, буду умываться по утрам и вечерам.
  1. Баба и дед, спасите, за мной гонится лиса.
  2. Лиса заняла мой домик, и выгнала. Помогите!
  3. Приходил волк и съел 6-х козлят. Спасите!

Итог: Ребята, вам понравились сказки? Я очень рада, что вы так хорошо и много
знаете сказок! Надеюсь, что вы и дальше будете много читать сказок разных
народов и разных писателей: Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и др. До новых
встреч.

Литература:

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж . “
    Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”,
    литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов.

Виды и формы воспитательной работы.

№ п/п Вид деятельности Целевое назначение Активные формы
организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представление об окружающей
действительности, формирует потребность в профессиональном образовании,
способствует интеллектуальному развитию.
Урочная: семинар, лекция, ролевая игра,
защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения,
интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие
урочную деятельность)
2. Общественная Содействует социализации учеников, включает Встречи с политическими деятелями, выпуск
периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
3. Ценностно – орентированная Рациональное осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”.
Диспуты на нравственные темы, этикет и
профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование,
анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
4. Спортивно – Оздоровительная Здоровый образ жизни, формирует силу,
выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений.
Кружки, секции, общефизическая подготовка,
спартакиады, товарищеские состязания.
5. Художественная Чувственное мироощущение,
потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и
способностей.
Музыкальные и литературные
гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности,
спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
6. Свободное общение Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения,
викторина, вечера, именины группы.
7. Трудовая Создание, сохранение и приумножение
материальных ценностей.
Общественно-полезный труд по
самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

Горох Наталья Ивановна

преподаватель химии

ГБПОУ «Минераловодский региональный

многопрофильный колледж»

г. Минеральные Воды

Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека.»

В. Г. Белинский.

Проблема воспитания стоит остро особенно сейчас, в наше непростое время.

В современной педагогике существует проблема целей образования, что важнее: знания или развитие личности учащегося, его воспитание. На уроке и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать у учащихся все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку. Эти качества должны формироваться и развиваться на любом уроке, будь то химия, математика или физика. Надо формировать у учащихся: гуманность, товарищество, доброту, вежливость, дисциплинированность, ответственность.

Воспитание учащихся — одна из важнейших задач учебного заведения. Преподавателю нельзя быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь от этого зависит судьба страны. Надо стремиться воспитать человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважение относящегося к истории родной страны, ее традициям.

Очень часто мы слышим вопрос от учащегося, зачем учить химию, или физику, или математику, она нам в жизни не пригодиться. Поэтому в своей работе я придаю большое значение формированию интереса к предмету, развитию у учащегося самостоятельности, логического мышления.

Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательные и развивающие задачи своего предмета, то у учащегося формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.

Чтобы развить интерес к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Формируя познавательный интерес к химии, особое место отвожу внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа по химии углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует правильной постановке эксперимента.

Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний по предмету.

При организации внеклассной работы можно выделить образовательные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи внеклассной работы:

1. Расширение и углубление химических и политехнических знаний;

2. Формирование экспериментальных навыков и умений;

3. Развитие технического творчества.

Воспитательные задачи внеклассной работы:

1.Формирование у учащихся интереса к предмету;

2.Развитие познавательной активности учащихся, воспитание инициативы и самостоятельности;

3. Воспитание любви и уважения к труду, умение трудиться целенаправленно.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

-осуществление тесной связи с содержанием курса химии;

-соответствие возрастным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовки;

-добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов учащихся;

-сочетание разных форм и видов работы;

-включение элементов занимательности;

-соблюдение принципа научности и доступности.

Основные формы внеклассной работы по химии: массовая, групповая и индивидуальная. Они различаются не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения.

При проведении внеклассной работы по химии нельзя забывать о занимательности, которая необходима для детей любого возраста.

Предметные недели – это продолжение учебно- воспитательного процесса начатого на уроке. Ёе разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.

Один из действенных способов поддержания интереса к предмету – проведение химических вечеров, конференций, которые, как правило надолго запоминаются учащимся.Опыт проведения вечеров по химии показывает, что они полезны не только для учащегося, но и для учителя, так как они помогают лучше узнать своих учащихся, развивают организаторские способности, заставляют творчески работать над собой.

Каждый год в нашем колледже проводиться неделя химии. Составляется план проведения недели химии. Учащимся сообщается заранее, где они могут участвовать. Например, программа проведение недели химии:

  • Понедельник: конкурс газет, ребусов, кроссвордов на тему: “Химия и жизнь ”

  • Вторник: Лекторская группа с сообщением на тему:« Вода – самое удивительное вещество»

просмотр фильмов «Приключений капли воды» ,« Тайна капли воды”

  • Среда: Викторина “Что? Где? Когда?”

  • Четверг: Круглый стол на тему : “Вода — самое необыкновеннее и удивительное вещество в мире” (межпредметное мероприятие: химия, физика).

  • Пятница: Занимательные опыты. Подведение итогов .

В рамках недели химии проводятся много занимательных игр, конкурсов “Своя игра”, “Звёздный час”, “Пойми меня”, “Самый умный”. Участие во внеклассных мероприятиях способствует развитию личности учащегося, развитию таких качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм.

Также одним из направлений моей внеклассной работы является организация проектной деятельности учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; развивает у учащихся самостоятельность, активность; сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, необходимую каждому образованному человеку. В этом помогает метод проектов. Использование проектных технологий позволяет мне формировать такие личные качества учащихся, как умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор темы, анализировать результаты деятельности.

Суть метода проекта сводится к тому, что учащегося обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить.

В нашем колледже были подготовлены проекты на различные темы: «Химия вокруг нас»; «Наследственность болезни», « Последствия аварии на чернобыльской АЭС», социальный проект «Гордость России». Проект «Гордость России» был подготовлен инициативной группой учащихся Почему возникла идея подготовки этого проекта: проблемы – низкая познавательная активность у учащихся, плохое знание русских учённых, неразвитое чувство патриотизма. При работе над проектом был оформлен фотоколлаж с фотографиями великих учённых, подготовлены доклады и презентации о их работе. Этот материал был заслушан на конференции.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное и полезное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяла проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Третье направление – это организация индивидуально – групповой работы с учащимися по подготовке к предметным и дистанционным олимпиадам, конкурсам и интернет — проектам. Это ещё одно не менее важное направление, которое с успехом можно организовать через внеурочную деятельность.

При подготовке к предметной олимпиаде ученик должен выбрать навыки решения олимпиадных задач. Поэтому с такими учащимися я провожу очень большую индивидуальную работу. Принятая технология организации и проведения таких олимпиад даёт возможность проявить творческие способности и умения, лишь малой части учащихся. Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей учащихся, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому учащемуся. Поэтому в своей работе я использую проведение дистанционных олимпиад.

У проводимых олимпиад особенность заключается в том, что они дистанционные. Дистанционный характер заключается в удалённости учеников и организаторов друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Система дистанционных предметных олимпиад с научно – обоснованной и организационно – деятельностной структурой открытых заданий даёт практически любому учащемуся проявить свои способности. Дистанционные олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся, как по определённому учебному предмету, так и в межпредметных областях. Помогают решить проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощутить себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.

Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, учащиеся становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.

Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой потенциал.

Таким образов, дистанционные олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ.

В процессе подготовки наши отношения становятся партнёрскими, каждая из сторон заинтересована в конечном результате. Мои учащиеся участвуют в различных дистанционных олимпиадах, где занимают призовые места. Это дистанционная эколого-биологическая олимпиада, интернет – проект «Путешествие в мир химии», дистанционная олимпиада по химии «VIDEOUROKI», международный интернет – проект «Диалог культур», международный интернет – проект «Мосты дружбы», Циолковские чтения, интернет- проект «Химстарт» г.Ярославль, арт-талант и многие другие.

Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности учащегося.

Методически грамотно организованная внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно – технического процесса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в институт творческого освоения мира.

Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.

Литература:

  1. «Образовательные технологии в профшколе» №3, 2006г.

  2. Проектированное образовательной технологии НПО, Москва, 2006г.

  3. А. К. Колеченко. «Энциклопедия педагогических технологий» Издательство «Каро» Санкт – Петербург 2005г.

  4. Т.М. Енякова «Внеклассная работа по химии» Издательство «Дрофа», Москва, 2004г.

  5. «Химия» Проектная деятельность учащихся. Автор составитель Н.В. Ширшина, Волгоград, 2007г.

  6. «Современные технологии в процессе преподавания химии» Москва, 2007г.

  7. Журнал «Химия в школе» № 3 2002г., №7 2000г.

  8. Г.М. Чернобельская. Основаны методики обучения химии. – М.: Просвещение, 2000г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии