1.2.1 Что меняет «цифра»
Время чтения — 8 минут
Прежде чем вплотную подойти к разработке цифровой стратегии, необходимо сделать шаг назад и вспомнить, что такое ЦТ и почему сейчас для ее осуществления уже есть ряд предпосылок. Интернет, мобильные устройства, цифровые сервисы и другие доступные цифровые технологии позволяют радикально изменять широкий круг взаимодействий: компаний друг с другом, компаний и граждан, граждан и государства. Все большую роль в этих взаимодействиях играют алгоритмы. Переход к алгоритмическому взаимодействию в сочетании с сетевыми эффектами приводит к кратному, иногда в десятки и сотни раз, увеличению эффективности взаимодействия участников: снижению стоимости процесса, росту его скорости, уменьшению количества ошибок.
Это и есть содержание цифровой трансформации, в процессе которой проявляются качественные, революционные изменения в структуре экономики, центры создания добавленной стоимости перемещаются в область выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате ЦТ происходит переход к новому технологическому и экономическому укладу, а также создание новых отраслей экономики.
Подробно о цифровой трансформации см. раздел 6 и статью «Цифровая трансформация» в CDTOwiki.
Трансформационная логика требует переосмыслить не только подходы к бизнесу, но и выполнение органами власти своих функций, предоставление государственных услуг, осуществление контрольно-надзорной деятельности
Цифровизация — улучшение существующих процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений.
Цифровая трансформация — глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств. Разница между цифровизацией и ЦТ показана на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1
Этапы цифровизации процессов в государстве
Результаты автоматизации и цифровизации в виде внутренних автоматизированных и прошедших реинжиниринг процессов, внедренных автоматизированных систем и надежных данных во многих случаях служат основой для ЦТ. Внутреннее устройство трансформации обусловлено как количеством участников, так и масштабом и сложностью изменений.
Трансформация органа государственной власти (ОГВ) в общем случае затронет сам этот орган; несколько смежных ОГВ (с точки зрения обмена данными); возможно, отрасли (с широким кругом участников); неопределенно широкий круг граждан. Поэтому типичная дорожная карта такой трансформации будет включать в себя разнообразные проекты и деятельность:
- традиционные проекты автоматизации и цифровизации (направленные, например, на автоматизацию внутренних процессов или внедрение управления данными, архитектурой, ИТ-активами);
- проекты создания и разработки всех компонентов архитектуры, на которых работают новые цифровые процессы (отдельные цифровые сервисы или более сложные архитектуры);
- «втягивание» внешних участников в цифровое взаимодействие (такая деятельность может быть организована как на проектных, так и на иных принципах);
- непрерывное развитие цифровой архитектуры, которое также может быть организовано на проектных и непроектных принципах.
В рассуждениях о цифровых стратегиях важно учитывать, что в целом они предполагают реализацию не только трансформационных, но и других проектов: в «цифре» (информатизация), для «цифры» (инфраструктура) и на периферии «цифры» (образование и подготовка кадров, создание институтов развития).
Подробно о цифровых проектах см. раздел 6.
1.2.2 Стратегия как рабочий инструмент
Стратегию обычно считают высокоуровневым документом, которому противопоказано погружение в детали. У руководителей возникает соблазн писать «будет проведена цифровая трансформация отрасли», «организации будут взаимодействовать на цифровой платформе» или использовать другие обобщенные формулировки. Однако цифровые процессы требуют точности, конкретности. Что означает формулировка «организации будут взаимодействовать»? Обмениваться знаниями и практиками, переписываться в чате, контрактоваться? Если последнее, то для каких видов услуг или продукции?
Стратегия для многих — нечто не только абстрактно-размытое, но и сакральное. Ее часто воспринимают как священный Грааль: обладание стратегией желанно, потому что она дает ответы на важные вопросы, но при этом не до конца понятно, как она устроена и в чем ее смысл. Ее пишут (иногда с участием дорогостоящих консультантов), чтобы положить на полку, а реальная работа в организации идет своим ходом независимо от стратегии.
На самом деле стратегия — это не размытое и отвлеченное понятие, а полезный рабочий инструмент, требующий иного подхода и навыков, чем краткосрочное планирование. Работающая стратегия должна содержать измеримые показатели, которые отражают цели организации. Этот инструмент эффективен в связке с остальными инструментами планирования и реализации задач; цели, поставленные в стратегии, должны учитываться в ежедневной работе. Стратегия должна строиться на данных, чтобы после завершения ее реализации можно было оценить, удалось ли достичь целевого состояния, и ответить на этот вопрос должны не люди, а данные.
Данные нужны и для того, чтобы создать саму стратегию: они подсказывают, какие цели будут действительно амбициозными, но при этом реальными и релевантными для организации. Есть два риска. Первый — поставить глобальную цель и не достичь ее, потому что цель оказалась слишком сложной. Неудача может негативно сказаться и на мотивации команды, и на оценке работы руководителя. Второй риск — недооценить потенциал организации, команды, ведомства, отрасли в целом. Для разработки грамотных и эффективных стратегий ЦТ руководителям цифровой трансформации потребуется поддержка в виде обучения, выстраивания межрегиональной коммуникации, исследовательских и аналитических материалов.
Понятие «инструмент» применительно к стратегии подразумевает, что стратегия используется как инструмент управления верхнего уровня. Стратегическое управление — это вершина пирамиды управления, верхний слой в иерархии «стратегия — тактика — операции». Классический подход к стратегическому управлению организациями заключается в построении стратегии верхнего уровня с последующей разработкой и реализацией подчиненных стратегий (ИТ, кадровой, финансовой).
В силу резкого сокращения цикла «разработка — реализация» оправданным становится применение подхода к функциональной стратегии как к составной части общей. В результате цифровая стратегия оказывается частью стратегии «пространственного развития региона» или «развития отрасли». Фокус доклада — именно цифровая стратегия, но в нем много говорится и про стратегию как общее понятие. При этом основным ориентиром при разработке стратегии для авторов доклада является архитектурный подход (см. о нем подробнее в разделе 5), а основное внимание уделено стратегиям ФОИВ, отраслевым и региональным стратегиям, стратегиям организаций (главным образом государственных). Рассуждения авторов доклада также применимы к подразделению организации или к группе связанных организаций (холдингу).
Уровень государства и наднациональный уровень в докладе не рассматриваются. Также не рассматриваются отдельные процессы (внутри организации, кросс-организационные или межведомственные), отдельные домохозяйства и отдельные люди, хотя у них вполне могут быть собственные стратегии.
27 апреля 2021
Цифровые платформы как инструмент цифровой трансформации
Платформизация промышленного сектора
Цифровая трансформация сегодня играет важную роль в развитии промышленного сектора. Предприятия постепенно преобразуются, переходя к платформенному типу управления, объединяя в одну информационную среду задачи управления знаниями персонала, управления технической информацией, вопросы управления качеством, производственными процессами, функции интегрированной логистической поддержки.
Цифровая платформа обеспечивает непрерывный бизнес-процесс, необходимый для улучшения взаимодействия с клиентами, сотрудниками и партнерами.
В основе цифровых платформ лежит интернет вещей, объединяющий множество компонентов: датчики устройств, механизмы приема данных, машинное обучение для выполнения задач или действий на основе правил, аналитические инструменты на базе искусственного интеллекта, интерфейсы прикладного программирования (API), другое программное обеспечение и инструменты, контролирующие соответствие нормативным требованиям. Все эти компоненты должны быть согласованы и интегрированы, чтобы улучшить работу пользователей.
Постоянное наблюдение за процессом производства, надежный управленческий аппарат и оптимизация затрачиваемых на организацию производства ресурсов –объединяют в себе платформы промышленного интернета вещей (IIoT).
Подход платформизации позволяет производственным предприятиям выходить за рамки реорганизации внутренних бизнес-процессов, трансформируя в целом бизнес-модель в основанную на технологиях и данных, которая создает ценность, облегчая обмены между взаимозависимыми группами. Платформы сегодня позволяют объединять конечных пользователей и производителей для заключения сделок друг с другом. Они также разрешают компаниям обмениваться информацией для улучшения сотрудничества или создания инновационных продуктов и услуг. Экосистема платформы соединяет две или более сторон, создавая сетевые эффекты, увеличивая ценность для всех участников процесса.
Подход платформизации активно распространяется в мировой промышленности. Французская коммунальная корпорация ENGIE направила свои усилия еще несколько лет назад на создание «цифровой фабрики», чтобы связать свои усилия с партнерами и клиентами в рамках экосистемы умного города. Британская страховая компания Aviva создала цифровую платформу, чтобы предлагать своим клиентам инновации и разработку продуктов с помощью анализа данных о клиентах и управления рисками. Немецкая компания Klöckner & Co, бизнес которой – логистика металлургической продукции, перестроила бизнес-модель на базе отраслевой цифровой платформы для связи поставщиков и клиентов в отрасли распределения стали.
В России элементы платформы уже используются АО «Вертолеты России», на ряде предприятий Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации. В сентябре 2020 года в России стартовало масштабное развертывание платформы для цифровизации промышленности, о чем сообщал Союз отечественных товаропроизводителей: они запустили сертифицированную по международным стандартам платформу «Инкона». По оценкам Союза, внедрение платформы только к ВВП промышленного сектора может давать ежегодный прирост 3,7%, что соответствует приросту ВВП страны на уровне до 0,9% – упоминают в «Известия».
Переход бизнеса в режим реального времени
Почему выбирают этот новый тип бизнес-модели? Ответ связан с ключевым показателем цифровой экономики – потребностью в скорости, когда все процессы подключены и отслеживаемы в режиме реального времени.
Например, производителю это помогает связывать цепочки поставок и систем управления запасами с обратной связью потребителей, чтобы иметь возможность управлять поставками и распределять объемы партий. Для коммунального предприятия – это возможность динамического выставления счетов клиенту на основе интеллектуальной системы учета, осуществления продаж, в том числе новых продуктов на основе меняющихся требований клиентов.
В качестве одного из примеров динамически развивающегося бизнеса, основанного на переходе на корпоративную цифровую платформу, можно привести компанию «Сибур».
Нефтегазохимический производитель нацелен на активную цифровую трансформацию уже давно и с каждым годом оцифровывает и подключает все больше направлений к единой системе управления. Наибольший экономический эффект дочерней компании холдинга – «ЗапСибНефтехиму» в 2020 году принесло применение инновационной системы «Эконс», который в компании оценивают в приблизительно 700 млн рублей.
В основе технологии лежат математические модели, в режиме реального времени пересчитывающие ключевую информацию о технологических процессах в финансовом эквиваленте. Оператор онлайн может наблюдать за тем, где у компании на настоящий момент больше прибыли, а где наоборот – опасная зона убытков. Все решения операторов контролируются с помощью специальных электронных отчетов, благодаря которым становится возможным объективно оценивать рабочий процесс и вносить необходимые правки в режиме реального времени.
В системе объединяются сразу несколько важных аспектов для повышения работоспособности и прибыльности. Централизованное наблюдение за рабочим процессом упрощает работу на производстве, при этом сводя шанс возможной ошибки или простоя к минимуму.
Инновации, основанные на данных
Переход на бизнес-модель подключенных производств и создание промышленных экосистем – это не просто тренд, а необходимость. Новая веха технического прогресса требует сокращения издержек, ускорения производственного цикла и повышения безопасности.
Подключение сразу нескольких филиалов к одной системе не просто упрощает процесс управления производственным процессом, но и делает его экономически выгодным, сокращая время на обработку данных и оптимизируя ресурсы компании.
Программное обеспечение и инновации, основанные на данных, становятся важнейшими отличительными чертами для многих организаций, стремящихся конкурировать в цифровой экономике.
Переход к этому новому типу бизнес-модели требует принципиально иной технологической архитектуры для поддержки требований бизнеса, цифровых технологий и ИТ-архитектуры, которая должна быть динамичной, чтобы она могла развиваться с течением времени. Такой переход позволит организации стать более умной, гибкой, легко масштабировать бизнес и взаимодействовать со своими клиентами и партнерами в режиме реального времени.
Хотите узнать больше о изучению перехода к индустрии 4.0, изучение практики построения цифровых фабрик и промышленных производств, основанных на технологиях промышленного интернета вещей, искусственного интеллекта и машинного обучения, математического моделирования и цифровых двойников, робототехники и когнитивной автоматизации, компьютерного зрения и видеоаналитики, аддитивных технологий и технологий AR~VR в промышленности? Присоединяйтесь 14-15 июля к участникам онлайн конференции «DIGITAL MANUFACTURING Online Conf: на пути к Индустрии 4.0». Участие бесплатное, по предварительной регистрации.
Больше информации — на официальной странице онлайн события: https://smartgopro.com/digitalenterprise/ и https://smartgopro.com/manufacturing2021/
Узнать больше о мероприятиях и услугах компании можно по телефону +7 (495) 128 37 03 или электронной почте info@smartgopro.ru.
Авторы блога SmartGoPro – Елена Попова, ресечер-аналитиков проектов, и Анастасия Баранова.
Для подготовки материала использованы материалы компаний «Сибур», SAP, IDC, медиа ресурса «Известия».
Актуальные новости и аналитика в сфере цифровизации
«Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» актуализирована в соответствии с директивами Правительства России и одобрена на заседании правления компании. В ближайшее время обновленный вариант документа будет вынесен на рассмотрение совета директоров ОАО «РЖД».
«При актуализации мы исходили из директив правительства и опыта компании в части цифровой трансформации и импортозамещения, а также результатов оценки «цифровой зрелости» и технологического развития, проведенных ведущими консультантами. В соответствии с директивами велось взаимодействие и отработка замечаний с Минтрансом и Минцифры России», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин. Он также подчеркнул, что актуализированная стратегия увязана с «Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и стратегическими документами государственного уровня, в частности, отраслевой стратегией цифровой трансформации, разработанной Минтрансом России.
Основные цели «Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» – это обеспечение цифрового лидерства, расширение продуктовой линейки транспортных услуг, повышение эффективности бизнес-процессов и обеспечение технологической безопасности.
При актуализации оценивался текущий статус цифровых проектов и перспективы, уточнялись их эффекты и ключевые показатели эффективности. В числе наиболее перспективных: внедрение технологии информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированная система взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе и другие.
«Очень серьезно был расширен блок по кадровому обеспечению цифровой трансформации. Для нас это важнейшее направление, поскольку именно от этого зависит итоговый успех. Масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупнейшие компании, и нам необходимо не просто привлекать и подготавливать высококвалифицированный персонал, но и удерживать специалистов, укрепляя бренд работодателя для «цифровых» специальностей», – отметил Евгений Чаркин.
В стратегии детально проработаны вопросы импортозамещения в области ИТ. В компании реализуется план по переходу на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, по всем классам ПО определены целевые значения.
Мониторинг эффективности реализации актуализированной стратегии будет проводиться Минцифрой России по перечню из 20 ключевых показатели эффективности, которые включают, в том числе, долю расходов на закупку российского программного обеспечения и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.
|
ИТ-стратегия и цифровая трансформация: публикации, обучение, консалтинг |
Новая книга по ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации в обмен на подписку
Корпоративное обучение с параллельной разработкой основы ИТ-стратегии и
цифровой трансформации
На этой странице рассмотрена стратегия цифровой трансформации производства. Под этим обычно понимают существенное (в разы) увеличение выгод бизнеса за счет существенно более полной автоматизации бизнес-процессов и внедрения новых ИТ-технологий, которые сильно меняют бизнес-процессы (существенно уменьшая число требуемых людей). На этой странице рассмотрена стратегия цифровой трансформации производства для конкретной компании. Под этим обычно понимают:
Стратегия цифровой трансформации производства уместна:
Стратегия цифровой трансформации производства является одной из типовых вариантов цифровой трансформации бизнес-процессов. Цифровая трансформация производства
|
Есть разные точки зрения, что такое стратегия цифровой трансформации производства, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос. Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «Стратегия цифровой трансформации производства«, март, 2021. |
В статье рассмотрены типовые точки зрения, как должна выглядеть стратегия цифровой трансформации производства:
- точка зрения директора по производству
- точка зрения гендиректора
- точки зрения ИТ-директора
- точка зрения ответственного за цифровую трансформацию бизнеса (если такой человек есть)
- точка зрения консультантов
см. полный текст статьи
Если предположить, что в разработке стратегии цифровой трансформации участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот примерная структура стратегии цифровой трансформации производства:
В стратегии цифровой трансформации производства целесообразно рассмотреть все разделы стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:
Разделы | Входит в стратегию |
1. Требования бизнеса к ИТ | |
1.1. Цели бизнеса и основные проекты | √ |
1.2. Требования бизнеса к ИТ | √ |
1.3. Этапы развития ИТ | √ |
2. Текущее состояние ИТ | |
2.1. Информатизация и цифровая трансформация бизнес-процессов по производству (основные цеха, ремонт, склад и т.д.) | √ |
2.2. Потоки данных, базы данных | √ |
2.3. Информационные системы (ИТ-сервисы) | √ |
2.4. Инфраструктура ИТ | |
2.5. Управление ИТ (ИТ-служба) | |
2.6. ИБ | |
2.7. Цифровая трансформация бизнеса | √ |
3. Требуемое состояние ИТ | |
3.1. Видение, миссия, цели ИТ | |
3.2. Приоритеты цифровой трансформации бизнес-процессов по производству (основные цеха, ремонт, склад и т.д.) | √ |
3.3. Информационные системы | √ |
3.4. Инфраструктура ИТ | |
3.5. Управление ИТ | |
3.6. ИБ | |
3.7. Цифровая трансформация бизнеса | √ |
4. Портфель проектов по ИТ | |
4.1. Информационные системы | √ |
4.2. Инфраструктура ИТ | |
4.3. Управление ИТ | |
4.4. ИБ | √ |
4.5. Сравнение проектов | |
5. Сценарии развития ИТ | √ |
6. Планы на 1 и 2-3 года. Бюджет ИТ | √ |
7. Контроль и пересмотр стратегии цифровой трансформации | √ |
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
Разработка стратегии цифровой трансформации производства
Стратегию цифровой трансформации производства лучше разработать совместно с консультантами как еще один этап работ после разработки основы стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:
Стратегия цифровой трансформации производства является частью полной стратегии (включающей цифровую трансформацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ):
Более подробно тема полной стратегии цифровой трансформации бизнеса рассматривается здесь.
2022: Технологический суверенитет и продажа собственных ИТ-продуктов. Евгений Чаркин — о приоритетах РЖД в области «цифры»
Заместитель гендиректора РЖД Евгений Чаркин, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2022 года, поделился приоритетами цифровой трансформации компании. Перед РЖД стоят две крайне важные задачи. Одна из них – достижение эффектов от цифровой трансформации РЖД, стратегия которой начала реализовываться в 2019 году и была актуализирована в 2022 году.
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
За три года цифровизация принесла РЖД более 8 млрд рублей, привёл данные Чаркин. И этот показатель будет расти по экспоненте по мере масштабирования внедряемых решений, ожидают в компании.
Более 90% клиентов РЖД сейчас взаимодействуют с транспортной компанией без бумажных документов, более 73% билетов дальнего следования продаётся в электронном формате. Развивается электронный документооборот: в 2021 году количество электронных документов в компании составило 11,2 млн, а за 11 месяцев 2022 года – 13 млн.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Другая важнейшая задача – обеспечение технологического суверенитета. Ещё в 2017 году РЖД первой из госкомпаний получила прямое поручение президента России о разработке и реализации программы по переходу на преимущественно отечественное ПО, с того времени РЖД этой темой занимается. К настоящему моменту десятки тысяч сотрудников РЖД работают в отечественных системах – это и корпоративный мессенджер, системы ВКС и др. Но сделать предстоит ещё не меньше.
При этом РЖД активно работает с Минцифры и с профильным индустриальным центром компетенций по импортозамещению (ИЦК) по внесению решений собственной разработки в реестр отечественного ПО, чтобы ПО официально считалось российским. По состоянию на конец ноября 46 систем РЖД находятся в реестре, и эта практика будет развиваться. А с февраля 2022 года РЖД не закупает больше никакого иностранного ПО.
Вышеупомянутые ИЦК – более 30, напомним, были созданы летом 2022 года по поручению зампреда правительства Дмитрия Чернышенко. ИЦК, связанный с железно-транспортной логистикой, возглавляет гендиректор РЖД. В рамках этого ИЦК компания заявила 8 систем, которые имеют отраслевое значение: это и перевод системы продажи билетов на открытый стек технологий, и импортозамещение системы эксплуатации инфраструктуры, которая потенциально может быть интересна не только РЖД, но и любому оператору линейной инфраструктуры. В списке также система, связанная с техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) активов РЖД и автоматизированная система управления перевозочным процессом.
Эти системы интересны всей отрасли, в том числе партнёрам, и имеют серьёзный экспортный потенциал, говорит Евгений Чаркин. К примеру, более 10 стран работают на системе «Экспресс 3» – системе РЖД для бронирования и продажи билетов.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Второй трек в этом плане – импортозамещение ERP. Заместитель гендиректора РЖД напомнил, что их компания ранее была выбрана якорной по созданию отечественного шаблона ERP. Сейчас совместно с коллегами РЖД, с одной стороны, заканчивает проектирование целевой системы, в с другой стороны – финализирует дорожную карту, которую планирует в ближайшее время с правительством и с партнёрами из «Росатома» и «Газпром нефти» подписать.
Задача – выполнение требований указа президента о переводе на отечественные решения элементов критической информационной инфраструктуры (КИИ) до января 2025 года. В РЖД обещают её выполнить.
И третий трек – участие в сквозных треках по внедрению отечественного оборудования. Здесь РЖД заявляет себя, как одного из якорных заказчиков.
Большая линия работ в РЖД ведётся в области искусственного интеллекта. Всего сейчас реализуется 13 проектов. От их реализации компания рассчитывает получить совокупный эффект более 60 млрд рублей. Эта сумма может быть и больше. Например, система интеллектуального осмотра коммерческих поездов, которую РЖД внедрили на пилотном участке из 33 станций, принесла эффект, вдвое превышающий понесённые инвестиции.
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
Упомянул Евгений Чаркин и о ещё одном важном для РЖД треке – создании рыночных продуктов.
|
То, что мы создаём на базе РЖД, обкатываем, и что приносит эффект в РЖД, совершенно точно имеет смысл выводить в формат рыночных продуктов. Это то, чем мы занимаемся, и уже есть несколько успешных примеров, — говорит Евгений Чаркин. |
|
Из презентации Евгения Чаркина на TAdviser SummIT
В сентябре, например, РЖД внесла в реестр отечественного ПО «АРМ Кассира» на базе российских технологий, позволяющее в одном месте купить билеты на многие виды транспорта. Также она начала предлагать своим заказчикам, в том числе в формате облачного сервиса, систему «ИВА-Р» – систему ВКС, способную подключить более 7 тыс. пользователей. В разработке для «ИВА-Р» такой функционал, как дистанционный контроль здоровья, удаленный технический контроль, инвентаризация.
Опыт по роботизации процессов также был реализован на базе облачной платформы – «облачной фабрики роботов», и она уже доступна для внешних клиентов. Можно зайти на сайт и купить робота либо заказать под себя какого-либо программного робота. По данной модели уже начаты несколько пилотных проектов внутри холдинга РЖД.
Фотогалерея саммита
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.
2021
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года
2019
CIO Евгений Чаркин раскрыл подробности новой цифровой стратегии РЖД на TAdviser SummIT
Выступая на конференции TAdviser SummIT 27 ноября 2019 года, Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД, рассказал в деталях о стратегии цифровой трансформации компании, которую совет директоров утвердил в конце октября. Чаркин считает серьезным успехом своей команды тот факт, что программу цифровизации удалось привязать к программе развития РЖД: «Всем становится понятен вклад ИТ-направления в развитие компании», отметил он.
Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
|
Важнейший элемент платформенного подхода – это возможность создавать новые сервисы, заложенная в платформенной архитектуре, пояснил Евгений Чаркин. — На базе наших цифровых платформ в дальнейшем будут создаваться отраслевые решения любой сложности. |
|
Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.
CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.
|
Сегодня у нас показатель посещаемости сайта – миллион человек в месяц. Мы ставим задачу обеспечить максимально таргетированное предложение для каждого, — подчеркнул ИТ-директор РЖД. — Для этих целей развиваем блок технологий аналитической обработки больших данных. |
|
В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.
Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).
|
Цель – совместно с технологиями интернета вещей создавать цифровых двойников объектов, которые позволят, в частности, резко повысить эффективность ремонтных работ, — поясняет Чаркин. |
|
Слайд из презентации Евгения Чаркина
ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.
|
За любой трансформацией обязательно стоит изменение процессов, — говорит Евгений Чаркин. — Поэтому первый принцип реализации стратегии – реорганизация бизнес-процессов. |
|
Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.
Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.
|
Человеку не свойственно выходить из зоны комфорта. А как заставить это огромное количество людей работать по-новому? Для этого совместно с HR-департаментом разработана специальная программа, — рассказывает Евгений Чаркин. |
|
Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.
Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.
|
Поставленные планы мы, несомненно, выполним. Для этого, в частности, в стратегии цифровизации четко прописаны не только цели, но и параметры KPI трансформации. Однако необходимо поддерживать качественные взаимодействия государства и крупной инфраструктурной компании, — отметил Евгений Чаркин. |
|
Слайд из презентации Евгения Чаркина
По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников — руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.
Совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации
28 октября 2019 года совет директоров РЖД утвердил стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии.
РЖД приступает к цифровой трансформации
Реализация стратегии будет способствовать не только внедрению в холдинге РЖД инноваций и прорывных технологий, но и изменению корпоративной культуры, повышению эффективности и формированию новых бизнес-процессов, а также расширению набора предлагаемых рынку услуг, говорится в сообщении РЖД.
По экспертным оценкам, которые приводят в самой РЖД, экономический эффект от цифровой трансформации для компании составит 150 млрд рублей, а для экономики страны – 400 млрд рублей.
Одним из основных принципов реализации стратегии станет формирование восьми цифровых платформ – комплексов взаимосвязанных технологических решений для взаимодействия участников транспортного рынка. В их числе платформы:
- мультимодальных пассажирских перевозок,
- мультимодальных грузовых перевозок,
- транспортно-логистических узлов,
- оператора линейной инфраструктуры,
- логистического оператора электронной коммерции,
- управления перевозочным процессом,
- тягового подвижного состава
- непроизводственных процессов.
Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в этих сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления и других.
Подробнее о некоторых платформах ранее в докладе на TAdviser SummIT рассказывал ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин (см ниже).
2016
Цифровая железная дорога в РЖД: элементы ИТ-стратегии
Комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога»
Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий
Задачи:
- сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
- уменьшение бумажного документооборота
- повышение надёжности и безопасности движения
- сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
- снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
- развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров
Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий
Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:
- Инновационная мобильность
- CRM
- Мобильные сервисы для инвалидов
- Единое информационное пространство для пассажира
- Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
- Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам
Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:
- Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
- Оформление перевозочных документов в электронном виде
- Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
- Доверенная среда локомотивного хозяйства
- Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
- Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност
Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации — одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:
- Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
- Актуализация нормативной базы
- Создание новой корпоративной культуры
- Развитие кадрового потенциала Компании
- Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.
ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:
- Практическое освоение новых цифровых технологий
- Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
- Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
- Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
- Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки
Технологии цифровой железной дороги
Основные технологии:
- Промышленный интернет вещей – IIoT
- Big Data
- Интеллектуальные управляющие системы
- Мобильные приложения
- Технологии беспроводной связи
Перспективные технологии:
- Системы распределенного реестра — Вlockchain
- Цифровое моделирование в строительстве – BIM
- Технологии виртуальной и дополненной реальностей
- Робототехника и сенсорика
- Прочие технологии
Грузовые перевозки РЖД
Пассажирские перевозки РЖД
Целевая архитектура ЦОД РЖД
Цифровая связь РЖД
Аналитика ТТК по пассажиропотокам
Перспективные проекты ТТК и РЖД
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга
Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки
В РЖД не доверили «Ай-Теко» и «Бостон консалтинг» писать ИТ-стратегию
В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.
Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.
К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.
Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.
При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).
Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.
|
Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. — Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке. |
|
При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.
Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.
Новый ИТ-директор Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию
В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.
Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД
Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.
Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.
Второе направление развития ИТ РЖД — разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.
Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.
Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).
В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.
В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент — реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.
В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие — замещаться.
В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.
Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.
В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.
В конце августа правление ОАО «РЖД» одобрило актуализированную Стратегию цифровой трансформации компании. О том, какие новые акценты появились в цифровом развитии, как идёт процесс внедрения новых систем в различные сферы деятельности компании, какие профессии появятся благодаря цифровизации, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
– Евгений Игоревич, что изменилось в Стратегии после доработки?
– ОАО «РЖД» стало одной из первых российских компаний сопоставимых масштабов с государственным участием, разработавших и утвердивших на уровне совета директоров Стратегию цифровой трансформации. Это произошло в 2019 году, и за прошедшее время мы получили полезный опыт реализации Стратегии, первые эффекты, определили направления для концентрации усилий. В прошлом году вследствие пандемии коронавируса мы по-иному расставили приоритеты и сфокусировались в первую очередь на проектах цифровой трансформации, обеспечивающих дистанционное и бесконтактное взаимодействие как внутри компании, так и с нашими клиентами. Этой весной в соответствии с поступившими в компанию директивами Правительства РФ мы развернули работу по актуализации Стратегии цифровой трансформации. Она велась в соответствии с методическими рекомендациями Минцифры России и уже близка к завершению. В сентябре проект документа будет рассмотрен советом директоров ОАО «РЖД».
В первую очередь поменялись структура Стратегии, комплекс целей и ключевых показателей эффективности. При этом концептуальные подходы остаются прежними, ведь стратегия – это долгосрочный вектор развития. Мы актуализировали оценку эффектов и потребностей в инвестициях, оценили статус текущих цифровых проектов и их перспективы. Особое внимание уделено вопросам импортозамещения и информационной безопасности. Среди выделенных в качестве перспективных для развития технологий можно отметить внедрение информационного моделирования (BIM-системы) в управлении жизненным циклом объектов, автоматизированное планирование ремонтов и текущего содержания инфраструктуры, интегрированную систему взаимодействия с клиентами в части грузовых перевозок, внедрение смарт-контрактов на блокчейн-платформе. Серьёзно расширен блок кадрового обеспечения цифровой трансформации.
В Стратегии чётко определён порядок её последующей актуализации – через три года, при условии, что в этот период не произойдёт значительного изменения внутренних и внешних условий деятельности, в том числе в сфере государственного регулирования.
– Стратегия предусматривает создание восьми цифровых платформ, которые охватывают деятельность всех подразделений компании. По каким направлениям работа продвинулась наиболее далеко?
– В ходе актуализации Стратегии мы нашли возможность реализовать сервисы в сфере электронной коммерции, для которых ранее предусматривали отдельную цифровую платформу, в рамках других платформ. Таким образом, мы сократили общее количество платформ до семи.
Работа по развитию цифровых платформ ведётся в соответствии с утверждёнными планами, поэтому сложно говорить о каких-либо внутренних различиях в степени продвижения. Мы в первую очередь отталкиваемся от потребности «бизнеса» – функциональных заказчиков, ориентируемся на решение их ключевых вопросов и задач.
При этом в актуализированной Стратегии мы переносим фокус с цифровых платформ и отдельных сервисов на комплексные цифровые проекты – именно они станут основным объектом управления в ходе дальнейшей цифровой трансформации. Комплексный цифровой проект – это совокупность взаимосвязанных мероприятий по развитию цифровых платформ и созданию цифровых сервисов, обеспечивающих возможность предоставления заказчикам, акционерам, работникам или обществу комплексной цифровой услуги за счёт скоординированной работы различных организаций, подразделений и хозяйств холдинга «РЖД». Смысл изменения в том, что комплексный проект охватывает все аспекты деятельности и более полно учитывает эффекты, включая эффект синергии, в рамках единого сквозного бизнес-процесса.
В мире довольно широко распространена концепция Two-Speed IT. Она возникла на заре цифровой трансформации и предполагает, что для успешного начала цифровых преобразований какая-то часть IT-блока организации должна двигаться намного быстрее, чтобы отрабатывать гипотезы новых направлений бизнеса, нащупывать верные пути преобразований, апробировать многообещающие технологии. При этом ни в коем случае нельзя забывать об IT-поддержке текущего, во многом нецифрового бизнеса, которая, соответственно, обеспечивается другой частью IT-блока.
В определённом смысле эта концепция применима и к ландшафту информационных систем. Вы не можете заменить, перевести на новые технологии сразу все системы. Некоторые из них закрывают определённую нишу, решая локальную задачу, потребность в их развитии минимальна, модификация экономически невыгодна. В конечном итоге и эта функциональность мигрирует в «цифру», но явно не в первую очередь. При этом и те и другие классы систем важны для такого огромного хозяйственного организма, как холдинг «РЖД».
– По каким критериям выбираются объекты для опережающего внедрения цифровых проектов?
– Мы разработали методику приоритизации цифровых проектов, предусматривающую их интегральную оценку. На первом месте всегда стоит комплексный эффект – влияние на производственные процессы, персонал, экономику и финансы.
При этом мы никогда не внедряем технологию ради технологии, не делаем проекты ради проектов. Как я уже отмечал, в прошлом, «пандемийном» году на первый план вышли технологии бесконтактного взаимодействия – как ответ на требование рынка дать удобный и безопасный доступ к сервисам РЖД. Думаю, это требование останется актуальным и при коронавирусных ограничениях, и после их отмены.
– Цифровизация РЖД – государственная задача или инструмент совершенствования компании?
– И то и другое. Основная цель цифровой трансформации ОАО «РЖД» – преобразование деятельности компании за счёт выстраивания на основе цифровых технологий эффективных внутренних процессов и создания цифровых продуктов для существующих и новых рыночных сегментов. Она достигается за счёт внедрения новых технологий, изменения культуры, бизнес-процессов и технологической базы в ответ на внешние вызовы, в том числе отраслевые. При этом ОАО «РЖД» является государственной компанией, а масштабы её деятельности таковы, что оказывают прямое воздействие на транспортную отрасль и всю национальную экономику. Поэтому и эффекты проявляются как на корпоративном, так и на отраслевом, и даже на макроэкономическом, уровне.
– Не секрет, что крупные компании принимают участие в формировании государственной политики в отношении цифровизации. Какова роль ОАО «РЖД» в этом процессе?
– Практический опыт ОАО «РЖД» может быть полезен органам государственной власти, и мы работаем в постоянном открытом режиме для того, чтобы им делиться. В частности, могу сказать, что Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием были разработаны Минцифры России с учётом наших предложений и наработок.
Считаю, что государство и бизнес по таким принципиально важным вопросам, как подходы к цифровой трансформации, должны находиться в режиме постоянного диалога. Не раз отмечал, что в этой сфере нет готовых рецептов успеха, а значит, нужно обсуждать, спорить и определять оптимальные варианты по всем «развилкам». Это наилучший механизм страховки от принятия неправильных решений.
– Вы часто говорите на отраслевых конференциях, что в ОАО «РЖД» процессы не просто оцифровываются, они меняются, оптимизируются перед цифровизацией. Как это делается?
– Наш подход принципиально не отличается от общепринятого в мире. Мы начинаем с детального описания процесса, создаём его модель, описываем все элементы, участников, необходимые ресурсы и инструменты управления. Затем анализируем, какие слабые места можно улучшить с помощью цифровых инструментов и сервисов: ускорить время обслуживания клиентов, упростить взаимодействие, сократить количество рутинных операций, наладить работу с данными, автоматизировать отчётность. И подбираем цифровые технологии с требуемыми показателями эффективности, разрабатываем системы в соответствии с техническим заданием. После этого переходим к опытной эксплуатации, а затем, в случае успеха, и к тиражированию решения на сети.
Один из наиболее ярких примеров такой оптимизации – Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки». До её запуска заказать услугу грузовой железнодорожной перевозки, найти вагоны, заказать дополнительные услуги можно было только «классическим» путём – взаимодействуя с несколькими контрагентами, заполняя и подписывая бумажные документы, тратя время на получение необходимой для выбора услуг информации. Сегодня же всё это можно сделать буквально в несколько кликов, затратив считаные минуты.
– Сейчас в сфере цифровых технологий нередко вспоминают фразу американского экономиста Питера Друкера: «Культура съедает стратегию на завтрак». Что делается в ОАО «РЖД», чтобы культура имела правильный рацион?
– Мы ставим перед собой цель формирования цифровой культуры, включающей цифровое лидерство, акцент на инновации, командную работу, публичность, своевременное информирование и получение обратной связи, а также внимание к вопросам информационной безопасности. Считаю, что ключевой инструмент изменения культуры – это обучение. Это основной, совершенно необходимый элемент трансформации, позволяющий преодолеть сопротивление и свойственную людям боязнь всего нового. Совместно с кадровым блоком компании мы уже реализовали целый ряд специализированных образовательных программ и планируем расширить эту линейку.
Важным инструментом развития цифровой культуры ОАО «РЖД» является также экосистема внутрикорпоративных коммуникаций, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных каналов информирования и обратной связи. В частности, уже более двух лет совместно с Издательским домом «Гудок» мы ежеквартально выпускаем «Вестник цифровой трансформации РЖД», подробно рассказывающий о наших проектах, приоритетах, дискуссиях и их результатах. А в ближайшие месяцы «Вестник» расширится за счёт запуска абсолютно нового интернет-ресурса, контент которого будет гораздо богаче. Детали пока сообщать не буду, сохраню интригу.
– Необходимость защиты данных тормозит цифровизацию?
– Разработка новых систем с самого первого дня ведётся с учётом всех требований информационной безопасности. Поэтому о каком-то замедлении говорить вряд ли возможно. Отмечу, что безопасность информационных систем РЖД обеспечивается с соблюдением всех требований регуляторов, а также с использованием собственных уникальных наработок в этой области. Работа по развитию подходов в сфере киберзащиты осуществляется на постоянной основе, включая взаимодействие с государством.
– Как выглядит ОАО «РЖД» в реализации проектов цифровой трансформации в сравнении с ведущими железнодорожными компаниями мира?
– Впервые оценка цифровой зрелости ОАО «РЖД» была проведена в феврале 2019 года, и она составила 2,76 балла по пятибалльной шкале. В конце 2020 года мы провели аналогичную оценку повторно, и показатель вырос до 3,58 балла.
Также компанией Gartner был проведён сравнительный анализ цифровой зрелости ОАО «РЖД» по ключевым направлениям с крупнейшими компаниями транспортной отрасли. В целом компания с 3,58 балла выглядит весьма достойно: лидеры этой группы оцениваются на уровне 3,83 балла, а средняя оценка составляет 2,90. Это означает, что мы движемся по траектории цифровой трансформации весьма активно, приближаясь по уровню цифровой зрелости к признанным отраслевым лидерам.
– В проектировании цифрового развития РЖД опираются на зарубежный опыт или выбирают свой путь, не повторяющий существующие практики?
– Я бы сказал, что мы в каждом конкретном случае действуем наиболее рациональным образом. Быть первопроходцем – достаточно дорогое удовольствие, и не всегда такой подход оправдан при наличии объективной информации о вариантах решений, достигнутых эффектах, рисках и так далее.
Другое дело, что специфика отрасли иной раз не позволяет опереться на имеющийся опыт – просто потому, что никто и никогда такого раньше не делал. Именно в таких случаях у нас и появляются уникальные цифровые решения, которые впоследствии имеют все шансы стать отраслевым стандартом де-факто.
– Прежняя промышленная революция была связана с автоматизацией, нынешняя – с цифровизацией. Побудьте футурологом, представьте, какая индустриальная революция может быть после цифровизации?
– Полагаю, что следующая революция будет связана с биотехнологиями. Мы неминуемо придём к необходимости интеграции живых систем с компьютерными – просто потому, что это выведет на новый уровень эффективность работы и жизненный комфорт. Появятся новые интерфейсы для взаимодействия человек – машина, позволяющие передавать информацию и отдавать команды гораздо быстрее (сегодня уже есть ряд таких разработок). Большинство рутинных операций, для которых сегодня ещё нужен человек, будут полностью автоматизированы. Роль человека станет иной – проектирование, создание, отладка, мониторинг и контроль того, как машины будут работать в сфере материального производства.
– Если сегодня не включаться в мировую гонку цифровизации, через какое время компания и страна станут технологически отсталыми?
– Я думаю, для нашей страны уже нет смысла даже гипотетически рассматривать такой вариант. Мы в этой гонке участвуем уже несколько лет, государственный курс на цифровую трансформацию определён и оформлен в виде целого ряда решений. При этом у нас все шансы стать лидерами в отдельных направлениях, например в сфере квантовых технологий, создании новых алгоритмов, информационной безопасности – в общем, везде, где на первом плане интеллект и научная школа. Это то, за что российских айтишников ценят во всём мире.
– Разрабатываются цифровые системы управления сортировочными станциями, идёт подготовка к вождению поездов без машинистов, роботы выполняют запросы пользователей в ГВЦ… Безлюдные технологии оказываются эффективнее применения человеческого труда и постепенно будут занимать всё больше управленческого и производственного пространства. Когда роботы заменят людей на железной дороге? В каких специальностях работники первыми уступят свои должности машинам? Какие новые профессии откроет цифровизация РЖД?
– Когда роботы заменят людей на железной дороге? Отвечу кратко: полностью – никогда. Роботизация в первую очередь будет приходить туда, где характер труда наиболее монотонный, не творческий. И этот процесс уже идёт. В прошлом году в ГВЦ были роботизированы 983 рутинные, то есть простые, но трудоёмкие операции. Человека заменили не андроиды из стекла и пластика, а программные роботы.
Ведётся работа по созданию беспилотного подвижного состава. По мере развития технологий автоведения профессия машиниста будет трансформироваться в профессию машиниста-оператора с изменением требований и характера деятельности. Большинство профессий претерпят существенные изменения в характере своей деятельности с учётом цифровизации. Среди них диспетчеры, операторы по обслуживанию и ремонту вагонов, монтёры и механики, а также работники инженерных специальностей.
Появятся новые, сейчас ещё достаточно редкие профессии – такие, как организатор беспилотных систем, дизайнер цифровых коммерческих сервисов, инженер данных Интернета вещей и данных экологического мониторинга, специалист по обучению умной робототехники, систем искусственного интеллекта и машинного зрения, специалист по кибербезопасности систем управления железнодорожным транспортом, и многие другие. И безусловно, будет расти роль тех, кто непосредственно занимается цифровой трансформацией: руководителей проектов, владельцев продуктов, бизнес-аналитиков, Data-инженеров, DevSecOps-инженеров, аудиторов информационных систем, аудиторов информационной безопасности, архитекторов.
Беседовал Александр Зубов
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Содержание
- Что такое стратегия цифровой трансформации
- Как создать стратегию цифровой трансформации
- Как стратегия цифровой трансформации экономит миллионы
- Кто занимается стратегией цифровой трансформации
О том, что такое цифровая трансформация и зачем она бизнесу в 2022 году, мы уже рассказали в этом тексте. Но как ее реализовать? И для небольших, и для глобальных изменений в компании нужна стратегия. Она поможет внедрять технологии в бизнес-процессы осознанно, с пользой для предприятия, а не просто брать то, что сработало у конкурента. Что такое стратегия цифровой трансформации, как ее разрабатывают и кто этим занимается — разбираемся вместе с генеральным директором АО «Электронная Москва», ИТ-предпринимателем, бизнес-трекером ФРИИ и Фонда «Сколково» Александром Жигалиным.
Что такое стратегия цифровой трансформации
Если на старте цифровой трансформации вы задаете себе вопрос «Зачем это делать?» — вы уже начали создавать стратегию.
Стратегия цифровой трансформации (ЦТ) — это комплексное понятие. В стратегию входит исследование текущего состояния компании, постановка целей для развития. Также при создании стратегии специалисты изучают отрасль, тренды цифровизации. Итог этого исследования — документ с дорожной картой цифровой трансформации и рекомендациями по выбору инструментов, KPI процесса.
Цифровую трансформацию можно поделить на два блока. Первый — работа с уменьшением операционных расходов. В этом случае цели и план будут простыми: разбираться в текущих бизнес-процессах, найти способы снизить затраты за счет цифровых технологий. Например, электронный документооборот ускоряет взаимообмен с поставщиками, оплаты. В результате вы быстрее получаете деньги и повышаете важный для компании показатель оборачиваемости средств. Или, например, при помощи интернета вещей вы ставите наблюдение за оборудованием.
Интернет вещей (Internet of Things, IoT) — концепция сети передачи данных между физическими объектами («вещами»). Сеть организовывается с помощью встроенных в физические предметы датчиков, которые собирают данные, и ПО, которое их обрабатывает. Самый простой пример IoT — фитнес-трекер, который может наблюдать пульс человека, считать шаги и отслеживать фазы сна.
За счет этого можно предотвратить поломки оборудования, сократить затраты на его ремонт и обслуживание. Вам не нужно будет оплачивать ремонтного рабочего, который регулярно приходит и осматривает оборудование, — за него это сделает специальный датчик. Данные с него идут в систему мониторинга, которая предупредит о возможной поломке, напомнит о плановом обслуживании или среагирует на экстренные случаи. Большинство компаний в России сейчас работают над этим блоком цифровой трансформации.
Второй блок цифровой трансформации — это способ создания для компании нового способа зарабатывать деньги при помощи цифровых инструментов. Это может быть создание новых цифровых бизнес-моделей внутри существующего бизнеса или вынесение их в отдельный бизнес.
Например, завод КАМАЗ производит автомобили — это их основной бизнес. Около года назад они запустили портал аренды спецтехники на базе шасси КАМАЗ. Через сервис можно на короткий срок арендовать подъемный кран, вышку или самосвал. В этом бизнесе КАМАЗ выступает посредником: у них покупают вышки и краны, а КАМАЗ предлагает эту спецтехнику сдавать в аренду через их сервис. Сама компания при этом берет комиссию. Это цифровая бизнес-модель «многосторонней платформы», которая имеет мало общего с основным бизнесом, но дает новый способ для КАМАЗа зарабатывать деньги.
В стратегии цифровой трансформации нужно учитывать оба этих блока: снижение издержек и новые способы зарабатывать деньги. Большая трансформация и изобретение новой бизнес-модели без сокращения издержек не то чтобы невозможны, но затруднительны.
Как создать стратегию цифровой трансформации
Для простого бизнеса, например продажи товаров, стратегию трансформации можно не изобретать. Она уже используется в мировых практиках. Первое, что нужно сделать, — перевести как можно больше простых операций в электронный вид. Это весь бумажный документооборот с подрядчиками, поставщиками и покупателями. За счет этого мы экономим деньги: нам нужно меньше времени и сотрудников для операционки. Дальше можно размышлять над автоматизацией функционала разных сотрудников, это помогает сократить затраты на персонал.
В крупных и более сложных компаниях стратегия цифровой трансформации создается в несколько этапов:
- Стратегическая сессия топ-менеджмента компании. На этих сессиях руководство определяет цели компании на ближайшие пять-десять лет, ставят цели по росту прибыли, запуску новых направлений и повышению эффективности бизнеса. Далее эти цели разбивают во времени: что должно произойти через три года, через год.
- Исследование компании и ее точек роста, анализ конкурентов. На этом этапе нужно выяснить, какие тренды есть в отрасли, что уже внедрили конкуренты. Исходя из анализа конкурентов, можно определить, где находится компания по отношению к лидерам отрасли: отстает, догоняет или близка к ним. У догоняющих здесь будет преимущество. Те, кто идет впереди, всегда экспериментируют, совершают и исправляют ошибки. Последователи могут использовать опыт тех, кто уже успешно прошел путь цифровой трансформации.
- Исследование технологических и управленческих трендов. Для цифровой трансформации важно выбрать актуальные инструменты. Если мы видим, что весь мир движется в сторону электротранспорта, то создавать новые направления с использованием паровой тяги, наверное, не стоит.
- Формирование портфелей проектов. На этом этапе можно взять value chain или цепочку создания ценности компании и на ней разобрать, в каких аспектах бизнеса вы можете внедрить цифровые технологии. Например, в части логистики нужно сократить время на отгрузку-приемку готовой продукции, в части производства — снизить операционные расходы на ремонт оборудования. Для каждого проекта нужно прописать цели, задачи, образ хорошего результата. Затем их нужно разложить в календарном плане, назначить каждому портфелю проектов ответственного руководителя. На этом этапе вы формируете пилотную версию стратегии.
- Тестовое внедрение, проверка эффективности. На этом этапе можно сделать систему автоматизации на коленке и попробовать внедрить ее на небольших объемах компании. Важно показывать руководителям быстрый результат: сколько удалось сэкономить на небольшом внедрении, а вот сколько сэкономим или заработаем на нем через год, два, пять лет.
- Выбор сценария проектного управления. Здесь можно выбрать стандартный сценарий проектного управления, который называется Waterfall, или любой из фреймворков Agile-управления, например Scrum.
Waterfall — это модель для разработки продуктов, которая позволяет решать задачи по принципу последовательного плана без возврата на предыдущие этапы. Графически ее можно представить в виде непрерывного потока или водопада. Также модель Waterfall часто называют каскадной. Узнать больше.
Agile — это группа методик для гибкого управления проектами в команде разработки. Рабочий процесс при таком подходе разбивается на небольшие временные промежутки, их еще называют спринтами (от английского sprint — бег на короткую дистанцию) или итерациями. Во время каждого спринта команда разработки создает часть продукта, которую можно протестировать и оценить. Такой подход позволяет вносить существенные изменения в проект, даже когда разработка в самом разгаре. Узнать больше.
По сценарию Waterfall, если вы решили полететь на Марс, вы строите ракету, тестируете ее и летите на Марс. В Agile-подходе вы проектируете ракету, в процессе итераций понимаете, что Марс вам не нужен, подумываете о том, чтобы полететь на Уран, а оказываетесь в итоге на Луне.
В Agile можно возвращаться на шаг назад, если вы не получаете нужного результата. Чтобы при этом не тратить много денег акционеров, итерации нужно делать короткими и дешевыми, чтобы быстро определиться с путем ЦТ.
- Формирование документа для руководства. Если вы не записали стратегию — значит, ее не существует. В документе обязательно должна быть дорожная карта с планом внедрений, список рекомендованных цифровых инструментов и рекомендации по сценарию проектного управления. Это executive summary, которое может уместиться на двух листах или нескольких слайдах презентации. Однако не каждый руководитель поверит вам, если под два листа не подложить огромную стопку документов с исследованиями и обоснованиями. Фиксируйте каждый этап разработки стратегии: исследование компании, анализ конкурентов, изучение трендов и цифровых инструментов. Добавьте эти данные в финальный документ, чтобы у руководства не возникало вопросов.
Как только стратегия готова и одобрена руководством, она переходит в ответственность проектного менеджера, который будет ее реализовывать. Этот специалист выбирает конкретные технологии, собственное или покупное ПО и другие организационные вопросы. Работа стратега на этом этапе выполнена.
Как стратегия цифровой трансформации экономит миллионы
Я участвовал в разработке цифровой трансформации одного крупного металлургического холдинга. Сначала на уровне топ-менеджмента составили стратегию компании на 10–15 лет вперед: как предприятие будет развиваться, какие есть угрозы и возможности. Главной целью было повысить показатель EBITDA. Нужно было, чтобы каждый департамент внес вклад, в том числе ИТ.
Здесь началась моя работа. Совместно с руководителями по логистике, сбыту, производству, ремонту мы провели локальные стратегические сессии. Мы сделали обзор технологий, которые применяются у конкурентов, провели сбор потребностей, что мы хотим и не хотим изменить. Для каждого блока мы сформировали портфель проектов. Проработали дорожные карты, ожидаемый результат и сроки его достижения, какой бюджет нужен, когда произойдет возврат инвестиций, как это повлияет на EBITDA.
Проекты, в которых эффект был предсказуемым и очевидным, мы запустили сразу. Одновременно внутри мы создали департамент цифровой трансформации, который и делал дешевые тестовые проекты по каждому направлению бизнеса.
Например, мы запустили один очень простой в технической реализации проект. Мы написали модель расчетов для доменной печи в Excel-таблице. Человек из департамента ЦТ сидел рядом с оператором доменной печи, давая ему рекомендации по режиму работы в соответствии со своей моделью. Так как доменных печей много, можно было сравнивать: как идет процесс с рекомендациями и без. В итоге этот проект на Excel за месяц работы дал в годовом пересчете 500 млн рублей к EBITDA компании, при том что сама реализация стоила 3–4 миллиона.
Такие маленькие победы очень важны. Когда мы работаем с ЦТ, есть несколько энтузиастов, которые двигают идею и горят ей. Есть все остальные, которые делятся на тех, кто склонен поддержать, и страшных консерваторов, которых нужно переубедить. Задача быстрых успешных проектов — перетянуть на свою сторону менее консервативное меньшинство, чтобы они активно участвовали в проектах. Консервативное большинство будет наблюдать за изменениями и включится на поздней стадии.
Кто занимается стратегией цифровой трансформации
Для формирования стратегии цифровой трансформации компании могут отправить на обучение сотрудника компании, нанять в штат специалиста или пригласить стороннего эксперта на аутсорсе.
В России пока что более распространенный подход — сотрудник в штате. При этом стоимость специалистов по цифровой трансформации и в целом работников ИТ-сектора довольно высока, ее подняли крупные компании вроде Газпромнефти и Сбера. Многие средние компании в результате не могут себе позволить нанять в штат высококвалифицированных специалистов с опытом.
В следующем поколении проектов цифровой трансформации участие специалистов на аутсорсе будет больше. Скорее всего, это будет гибридная модель, когда внутри компании есть руководитель цифровой трансформации, который хорошо понимает цели бизнеса, а под стандартные задачи ищут специалистов со стороны.
На программе «Мастер цифровой трансформации» мы готовим специалистов, которые либо возглавят процессы ЦТ, либо будут поддерживать руководителя, который их возглавит. Это управленцы, которые понимают, какие есть подходы и инструменты в стратегическом планировании.
На программе можно получить базовые навыки специалиста по ЦТ:
- знание подходов к управлению проектами;
- инструменты стратегического анализа: SWOT-анализ, PEST-тест, цифровое бизнес-моделирование;
- знание существующих технологических трендов, укладов, направлений;
- умение считать экономические показатели проектов (TCO, ROI) и управлять ими.
Обладая знаниями и навыками с курса и анализируя тренды рынка, выпускники программы смогут запустить процесс цифровых изменений в компании любого масштаба.