Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль
Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.
-
Что такое госрегулирование в экономике страны
-
Какие функции и цели госрегулирования экономики
-
Какие методы использует государство при регулировании экономикой
-
Фискальная политика
-
Денежно-кредитная политика
-
Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране
-
Какие последствия
Что такое госрегулирование в экономике страны
Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.
Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.
В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:
- власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
- власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.
При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.
При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.
Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.
Какие функции и цели госрегулирования экономики
Главные цели государственного регулирования в экономике:
- соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
- обеспечение экономической безопасности;
- предотвращение экономических кризисов;
- контроль уровня инфляции;
- создание условий для полной занятости населения.
Основные функции государственной власти в экономике страны:
- сбор и публикация достоверной информации;
- помощь социально незащищенным слоям населения;
- контроль качества товаров и услуг;
- перераспределение денежных потоков;
- формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
- установление правил внешнеэкономической политики;
- введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
- стандартизация процессов и методов контроля;
- сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
- разработка законодательства в сфере экономики и права;
- регуляция и контроль денег в экономике;
- создание общественно необходимых благ.
В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:
- заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
- гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
- развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.
То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.
Какие методы использует государство при регулировании экономикой
Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:
- Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
- Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.
Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:
- фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
- монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.
Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.
Фискальная политика
Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:
- увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
- снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.
Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.
Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.
Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.
Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.
Денежно-кредитная политика
Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.
Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:
- операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
- обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
- ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.
Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.
Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране
Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:
- налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
- инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
- дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
- ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
- регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.
Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:
- Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
- Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.
Функциональные инструменты государственного контроля — это:
- регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
- лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
- сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.
Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.
Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.
Какие последствия
Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.
Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.
Комментарии: 0
«Специфические» функции государства по отношению к бизнесу:
- Удовлетворение нужд предпринимателей в безопасности (физической, социальной, имущественной);
- Правовое обеспечение предпринимательской деятельности, установление одинаковых для всех правил игры и контроль за их соблюдением;
- Проведение политики «закрытых дверей» по отношению к иностранному капиталу в качестве средства ограждение национального предпринимательства от конкуренции извне.
- Амортизация центробежных тенденций, изначально заложенных в рыночных отношениях и порождаемых стремлением к личной выгоде, реализации частного интереса;
Помогли ответы? Ставь лайк 👍
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 28 Апрель 2022 в 17:53
На вопрос ответил(а): Астафьева Любовь, 28 Апрель 2022 в 17:53
C 2014 года Помогаем сдавать тесты!
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Методы ГРЭ:
- прямые;
- косвенные.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Оцените страницу:
Уточните, почему:
не нашёл то, что искал
содержание не соответствует заголовку
информация сложно подана
другая причина
Расскажите, что вам не понравилось на странице:
Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!
Государство в период становления и развития предпринимательства выполняет следующие основные функции.
Первая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики.
Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования.
Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.
Вторая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного менеджмента и маркетинга, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Третья функция государства в становлении и развитии предпринимательства – создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур.
Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.
Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом.
Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.
Четвертая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.
Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д.
Государственный заказ – это не только заказ федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.
Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.
Пятая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.
В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса.
Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство).
Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ.
Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).
Шестая функция государства в становлении и развитии предпринимательства – обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта. Последний обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества.
Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.
Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах.
Так, необходимо научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества.
Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование.
Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода.
Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной властью.
О чем говорят функции государства?
Функции государства – это «лакмусовая бумажка», характеризующая соответствие страны её статусу. Фактически от того, как они реализуются, зависит и то, может ли государство претендовать на успешное выполнение задач, через которые и достигается цель, поставленная в основном документе страны.
Понятие в видах
Функции государства по своей сути всегда представляют собой основные виды деятельности. Говоря простым языком, функции – это тот набор основных форм, который позволяет с большей эффективностью разрешать задачи, поставленные перед строго определенным государством. Однако, несмотря на всё многообразие стран, в большинстве своем функции имеют схожие признаки, к которым традиционно относят следующие:
- это основное действие, которое поддерживает существование страны на конкретном историческом промежутке. В данном случае ярким примером может служить регулирование взаимоотношений между частным и государственным сектором экономики как действие, направленное на разрешение экономической задачи;
- это внешнее выражение сущности государства. Примером представляется защита личности от насилия как со стороны членов общества, проживающего на данной территории, так и со стороны государственных органов;
- это методы управления процессами, происходящими в государстве. Например, при нестабильной политической ситуации государство обязано сохранять порядок от стихийных митингов или акции вандализма.
Это и определяет деление на основные виды: основные и специфические (особые) функции государства. Именно они позволяют провести оценку качества «работы» столь сложного механизма, как страна.
Основные функции государства
Наука выработала определенный список направлений, по которым любое государство ведет работу. Различают внутренние и внешние направления. К внутренним традиционно относят охрану собственности любого типа (частную, смешанную или государственную), правоохранительную и правоустанавливающую, социально-экономическую, экологическую и научную функции. К внешним — защиту интересов государства и/или его граждан на международной договорной арене и от нападения извне. В недавнем прошлом к ним добавляли и ведение захватнических войн, но с принятием устава ООН такую функцию официально не признают, хотя признаки её у некоторых государств явно наличествуют. Все эти функции имеют длительную природу действия, осуществляясь день ото дня.
Специфические функции государства
Несколько иначе обстоят дела с видом специфических функции. Фактически это моментальная реакция государства на непредвиденную проблему. К такого рода ситуациям относят, например, стихийные бедствия. И в данном случае функции государства выражаются в форме устранения последствий и восстановлении существовавшего порядка, т.е. во введении чрезвычайного положения. Как правило, специфические функции исполняются лишь тогда, когда нужно быстро достичь установленного ранее порядка, действуя при этом исключительно от имени государства как субъекта, выражающего волю всех своих граждан.
В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что функции государства представляют собой особую модель поведения, при которой выполняются его задачи и достигается поставленная цель.
Похожие статьи
- Каковы внутренние и внешние функции государства в современном мире?
- Понятие механизма государства, структура механизма государства, функции
- Функции государства в рыночной экономике. Государство в условиях рыночной экономики
- Содержание, особенности, понятие и классификация функции государства
- Сущность и функции кредита. Функции государственного кредита
- Государственная служба РФ. Органы государственной службы
- Что такое боярская дума? Определение, функции, права
Политика – это важнейшая составная часть среды бизнеса. Влияние политики на деятельность субъектов бизнеса чрезвычайно велико.
Вместе с тем все группы субъектов бизнеса, прежде всего предпринимательские фирмы, заинтересованные в проведении определенной политики, активно влияют на поведение отдельных политических деятелей, политических партий и их представителей.
Даже наемные работники, участвуя в качестве избирателей депутатов в органы государственной власти, участвуют в формировании политического курса страны.
Политика представляет собой сферу отношений, в которые вступают люди, стремящиеся к достижению административной власти.
Само по себе познание того или иного направления для политика необходимо. Но, совмещая политику с бизнесом, вольно или не вольно начинаешь подстраивать политику под себя, что очень плохо и для народа, и для государства в целом.
Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, политика в общем случае является продолжением деловых интересов, порождением деловых отношений во внешнеэкономической сфере.
С другой стороны, реальный бизнес часто оказывается поставленным в зависимость от политической ориентации тех или иных партий, отдельных руководителей, является как бы продолжением политики в сфере экономики.
И в прошлом и в настоящем отдельные люди приступали к политической деятельности с целью обеспечения административных гарантий успешного занятия бизнесом. Такие гарантии давало наличие административной власти.
В настоящее время политика превратилась в особую разновидность профессиональной деятельности. В развитых странах политик – это не только призвание, но и прежде всего профессия. Университеты готовят специалистов по политическому маркетингу, лоббизму, политическому менеджменту, партийной работе, имиджеологии и конфликтологии.
Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию…
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков»… И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.
Это не плохо и не хорошо — это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».
Умение управлять государством — это и есть политика. Умение управлять финансами — это бизнес, здоровая экономика и сила государства. А функция государства известна — организовывать жизнь общества и наслаждаться этим дуэтом.
Политика в ее прямом понимании — всеобъемлющая наука. Ее не изучают в студенческих аудиториях учебных заведений. Политика — удел мудрого человека. В большую политику приходят по зову сердца уже зрелые и просвещенные люди. Профессиональная политика — это судьба человека, всесторонне образованного, вдумчивого, с философским мышлением, жаждущего все глубже и глубже познавать жизнь общества. У такого политика нет точки насыщения в познании окружающего его мира и законов развития общества. Для него общечеловеческие законы — это первичная потребность, а деньги — лишь средство для существования. Такие люди, как правило, высокогуманные и не амбициозны.
- Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое
- Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
- Плата за жилое помещение и коммунальные услуги (договора аренды)
- Понятие внешней среды бизнеса и ее значение в жизнедеятельности организации (средой косвенного воздействия)
- Причины провала проекта (проектный менеджмент)
- Электронная коммерция в России: основные направления и объемы (сфера экономики)
- Коммуникативная компетентность в искусстве общения (оценки актуального или потенциального)
- Сущность и специфические признаки государства
- Специфика маркетинговых исследований на рынке труда
- Межрегиональная миграция рабочей силы в современной России. Изучение структуры предложения рабочей силы в регионе
- Торговые центры в России: состояние, анализ и прогноз развития (рост вакантности в центральном стрит-ритейле)
- Отношение людей к предпринимательству. Особенности прагматического, критического и романтического отношения людей к предпринимательству и бизнесу