Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Егорьевский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по физической культуре
Тестовые задания для студентов средних профессиональных учебных заведений на тему: «Основы физической культуры и здорового образа жизни»
Егорьевск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов 2. Социально-биологические основы физической культуры 3. Основы здорового образа жизни студента 4. Основы методики физического содержания 5. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 6. Массовый спорт, спорт высших достижений, профессионально-прикладная физическая культура 7. Лечебная физическая культура Ответы к тесту Список литературы |
2 3-4 4-5 5-8 8-10 10-11 11-12 12-14 15 16 |
Введение
Физическая культура является неотъемлемой частью общей культурой личности и общества. В средних специальных учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и является важным компонентов целостного развития личности и профессиональной подготовки студентов.
Объективный контроль знаний на соответствие требованиям образовательных нормативных документов различного уровня — одна из актуальных проблем настоящего времени. Как учащиеся овладевают учебным материалом, насколько верны, прочны и гибки приобретенные ими знания и умения, какие корректирующие элементы следует внести в содержание и форму познавательной деятельности — вот перечень актуальных в настоящее время вопросов. Ответить на них в какой-то степени позволяет педагогическое тестирование. Педагогическое тестирование — это один из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого. На наш взгляд, он лишен таких традиционных недостатков, присущих другим методам контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т.п. Сегодня хорошо составленные тесты по разным областям знаний становятся необходимой частью любого учебного процесса.
Основы физической культуры и здорового образа жизни
1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
1. Физическая культура — это
а) отдельные стороны двигательных способностей человека;
б) восстановление здоровья средствами физической реабилитации;
в) часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей издаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств;
г) педагогический процесс, направленных на обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
2. Спорт — это
а) педагогический процесс направленный на всестороннее гармоничное развитие личности;
б) составная часть физической культуры исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специально практики подготовки человека к соревнованиям;
в) один из обязательных компонентов здорового образа жизни;
г) специализированный вид физического воспитания, который осуществляется в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии.
3. Физическое воспитание — это
а) составная часть физической культуры исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специально практики подготовки человека к соревнованиям;
б) процесс физического образование и воспитания, выражающий высокую степень физической подготовленности к жизни, труду и защите Родины;
в) часть общечеловеческой культуры, совокупность материальных и духовных ценностей издаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных качеств;
г) педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний.
4. Физическое воспитание включает в себя
а) подготовка спортсменов к высшим достижениям;
б) процесс формирования двигательных умений и навыков;
в) воспитание физических качеств;
г) процесс передачи специальных физкультурных знаний.
5. Физическое воспитание направленно на
а) укрепление здоровья;
б) формирование социально активного человека;
в) дисадаптацию организма;
г) повышение работоспособности.
6. Отличительной особенностью спорта по отношению к другим формам физической культуры является
а) развитие интеллекта;
б) соревновательная деятельность;
в) развитие морфологических характеристик;
г) функциональные нагрузки.
7. Физическая подготовка — это
а) процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями;
б) отдельные стороны двигательных возможностей человека;
в) комплекс морфо-функциональных свойств организма;
г) процесс соревновательной деятельности.
8. Физическое совершенство — это
а) педагогический процесс, направленных на обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств;
б) отдельные стороны двигательных возможностей человека;
в) процесс физического образование и воспитания, выражающий высокую степень физической подготовленности к жизни, труду и защите Родины;
г) педагогический процесс; специфика которого заключается в обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств человека.
9. Показателями физического совершенного человека являются
а) пропорционально развитое телосложение;
б) правильная осанка;
в) способность быстрого освоения новых движений;
г) повышенная частота сердечных сокращений.
10. Занятия оздоровительной физической культурой направленны а
а) оздоровление организма;
б) достижение максимально высокого результата;
в) повышение работоспособности организма;
г) всесторонне физическое развитие.
2. Социально-биологические основы физической культуры
11. Организм человека — это
а) трудящийся общественный индивид;
б) единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система;
в) фенотип;
г) экологический субъект.
12. Грамотно организованные занятия физическими упражнениями
а) вызывают деформацию скелета;
б) укрепляют позвоночник;
в) способствуют расширению грудной клетки;
г) способствуют замедлению старения костей.
13. Физическое бездействие может привести к
а) уменьшению мышечной массы тела;
б) увеличению жировой массы тела;
в) разрыхлению суставного хряща;
г) увеличению массивности костей.
14. В результате физических тренировок происходит
а) повышение прочности сухожилий;
б) возрастание площади поверхности прикрепления мышечных волокон к костям;
в) увеличению объема мышечных волокон;
г) увеличению количества сухожилий.
15. Под воздействием физических тренировок
а) увеличивается подвижность грудной клетки;
б) уменьшает дыхательный объем;
в) увеличивается активность выделительной функции;
г) возрастает жизненная емкость легких.
16. Температура тела при выполнении физической работы
а) несколько повышается;
б) несколько понижается;
в) остается на том же уровне.
17) Физическое развитие — это
а) определенные стороны двигательных возможностей человека;
б) комплекс морфо-функциональных возможностей человека;
в)педагогические процесс, направленный на формирование физически совершенного человека;
г) часть общечеловеческой культуры, направленный на разностороннее совершенствование организма.
18) Человеческий организм, как биологический субъект, способен к
а) саморазвитию
б) самовоспроизведению;
в) саморегуляции;
г) самоотторжению.
19) Человеческий организм состоит из
а) тела (сомы);
б) внутренних органов;
в) внутренней среды.
20) Костная система включает
а) грудную клетку;
б) череп;
в) печень;
г) позвоночный столб.
21) К костям пояса нижних конечностей относятся кости
а) большеберцовая;
б) бедренная;
в) лучевая;
г) тазовая.
22) К костям пояса верхних конечностей относятся
а) малоберцовая кость;
б) локтевая кость;
в) лопатка;
г) ключица.
23) Занятия физической культурой влияют на опорно-двигательный аппарат в виде
а) повышения эластичности связок;
б) увеличения массивности костей;
в) уменьшения количества мышечных клеток;
г) увеличения мышечной массы.
3. Основы здорового образы жизни студента
24) В концепцию здоровья входит здоровье
а) психическое;
б) тактическое;
в) социальное;
г) соматическое (физическое).
25) К признакам здоровья относятся
а) отсутствие дефектов развития;
б) отсутствие резервных возможностей организма;
в) устойчивость к действию повреждающих факторов;
г) отсутствие заболеваний.
26) Мотивами соблюдения здорового образа жизни могут быть
а) самосохранение;
б) карьера;
в) подчинение правилам культуры и быта;
г) получение удовлетворения от табакокурения.
27) К составляющем здорового образа жизни относятся
а) выбор профессии;
б) рациональное питание;
в) выполнение требования гигиены и закаливания;
г) оптимальную двигательную активность;
д) отказ от вредных привычек;
е) культура сексуального поведения;
ж) организацию рационального режима труда и отдыха.
28) Принципы рационального питания
а) достижение энергетического баланса;
б) сохранение правил хранения продуктов;
в) ритмичность приема пищи;
г) сбалансированность основных пищевых веществ.
29) Значение белков пищи — это
а) обеспечение пластических процессов;
б) транспортировка веществ;
в) защитная функция;
г) растворение витаминов A,D,E,K.
30) Полноценные белки животного происхождения присутствуют в пищевых продуктах
а) макаронах;
б) яйцах;
в) говядине;
г) моркови;
д) молоке.
31) Жиры необходимы человеку, так как они
а) являются источником энергии;
б) в них содержится холестерин, участвующий в образовании клеточных мембран;
в) необходимы при образовании жирорастворимых витаминов;
г) являются основой составляющей гормонов.
32) Пищевым источником углеводов являются
а) хлебобулочные изделия;
б) рыба;
в) конфеты;
г) овощи.
33) Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока из которых являются вредными, такие ка
а) никотин;
б) липиды;
в) цианид;
г) мышьяк.
34) К последствиям курения относят
а) разрушение зубной эмали;
б) заболевание пищеварительного тракта;
в) укрепление сосудов;
г) хронические заболевания дыхательных путей.
35) Сигаретный дым
а) воздействует на слизистую оболочку желудка;
б) вызывает бронхит;
в) увеличивает объем мышечных волокон;
г) вызывает сужение сосудов.
36) При систематическом употреблении алкоголя
а) нарушается функция центральной нервной системы;
б) ухудшается работа важных внутренних органов;
в) ухудшается внимание и память;
г) происходит укрепление иммунитета.
37) В результате приема наркотиков
а) страдает печень;
б) происходит химическая травма нервных клеток;
в) нарушается деятельность почек;
г) происходит укрепление сосудов.
38) Признаками наркомании являются
а)психическое истощение;
б) физическое совершенство;
в) депрессия;
г) бессонница и бледность.
39) При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать
а) физические качества;
б) биологические ритмы;
в) чередование физической и умственной работы;
г) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
40) Личная гигиена — комплекс мероприятий по уходу за
а) кожей тела;
б) волосами;
в) рабочим кабинетом;
г) одеждой и обувью;
д) полостью рта.
41) Гигиенические требования к одежде направлены на обеспечение
а) нормального кожного дыхания;
б) оптимального уровня температуры тела;
в) достаточного газообмена организма с окружающей средой;
г) закупорки выносящих протоков потовых желез.
42) Гигиенические принципы закаливания
а) систематичность;
б) постепенность;
в) дозированость.
43) Для закаливания используются
а) воздух;
б) вода;
в) ЛФК
г) солнце.
44) Закаливание солнцем способствует
а) повышению тонуса ЦНС;
б) увеличению барьера защитной функции кожи;
в) снижению ЧСС;
г) образованию витамина D.
45) При закаливание воздушные ванны
а) укрепляют сосуды;
б) повышают общий тонус;
в) понижают количество эритроцитов;
г) улучшают обменные процессы.
46) К водным закаливающим процедурам относятся
а) обливание водой;
б) воздушные ванны
в) обтирание влажным полотенцем
г) купание.
47) К способам быстрого снятия стресса относятся
а) отрыв от повседневности;
б) массаж
в) повышение нагрузки на работе;
г) физические упражнения.
48) Общие принципы преодоления стрессов
а) учиться радоваться жизни;
б) стремиться к разумной организованности;
в) будьте пессимистом;
г) регулярно заниматься физическими упражнениями.
49) Двигательная активность человека — это сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в
а) организованных занятиях;
б) период сна;
в) самостоятельных занятиях;
г) повседневной жизни.
50) Среди форм самостоятельных занятий физическими упражнениями выделяют
а) упражнения в течении учебного дня;
б) утреннюю гигиеническую гимнастику;
в) самостоятельные тренировки;
г) групповые занятия с тренером.
51) В комплексы упражнений гигиенической гимнастики следует включать упражнениями
а) с предельными отягощениями;
б) дыхательными;
в) на растяжение мышц;
г) на гибкость.
52) Оптимальный режим двигательной активности студентов для достижения оздоровительного эффекта составляет часов в неделю
а) 1;
б) 2-3;
в) 6-8;
г) 12-14.
4. Основы методики физического воспитания
53) В комплекс средств физического воспитания входят
а) технические средства;
б) физиологические упражнения;
в) оздоровительные силы природы;
г) тренажеры.
54) Эффект физических упражнений определяется его содержанием, под которым понимается совокупность следующих процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнениям
а) физиологических;
б) социологических;
в) психологических;
г) экологических.
55) Техника физических упражнений — это
а) способ применения двигательных действий;
б) отдельные стороны двигательных способностей человека;
в) сбалансированная динамика физической нагрузки;
г) способы выполнения двигательных действий, с помощью которых эффективно решается двигательная задача.
56) Методы физического воспитания — это
а) морфофункциональные способности спортсмена;
б) способы применения физических упражнений;
в) способности выполнения максимальных усилий;
г) техники выполнения максимальных усилий.
57) Среди общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании, выделяют методы
а) использование слова;
б) обеспечение наглядности;
в) строгой регламентации;
г) соревнований.
58) Сила — это способность человека
а) противостоять утомлению;
б) преодолевать внешнее сопротивление;
в) выполнять движения с большой амплитудой;
г) управлять своими движениями.
59) Выносливость — это способность организма
а) выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени;
б) адаптироваться к физическим нагрузкам;
в) длительное время выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление;
г) быстро разучивать новые движения.
60) Гибкость — это
а) способность управлять своими движениями во времени и пространстве, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, быстро овладевать новыми движениями;
б) способность длительное время выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление;
в) способность выполнять движения с большой амплитудой;
г) способность выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени.
61) Быстрота — это
а) способность управлять своими движениями во времени и пространстве, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, быстро овладевать новыми движениями;
б) способность длительное время выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление;
в) способность выполнять движения с большой амплитудой;
г) способность выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени.
62) Ловкость — это
а) способность управлять своими движениями во времени и пространстве, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, быстро овладевать новыми движениями;
б) способность длительное время выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление;
в) способность выполнять движения с большой амплитудой;
г) способность выполнять движения в минимальный для данных условий промежуток времени.
63) Принципы физического воспитания — это
а) отдельный стороны двигательных возможностей человека;
б) руководящие положения, раскрывающие логику решения задач и обозначающие главные правила их реализации;
в) способы использования физических упражнений;
г) морфологические характеристики спортсменов.
64) Общеметодические принципы физического воспитания
а) наглядности;
б) цикличности;
в) доступности;
г) сознательности.
65) К средствам физического воспитания относятся
а) тренажерные устройства;
б) физические упражнения;
в) круговая тренировка;
г) идеомоторные упражнения.
66) Формы самостоятельных занятий
а) упражнения в течении учебного дня;
б) утренняя гигиеническая гимнастика;
в) разминка;
г) самостоятельные тренировочные занятия.
67) Из скольких частей состоит классическое тренировочное занятие
а) одной;
б) трех;
в) пяти;
г) семи.
5. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
68) Задачами врачебного контроля при занятиях физическими упражнениями и спортом являются
а) определение и оценка функциональных возможностей;
б) изучение заболеваемости и травматизма;
в) контроль адекватности физических нагрузок;
г) определение рациональности техники выполнения упражнений.
69) У тренированного спортсмена по сравнению с нетренированным человеком частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя
а) выше;
б) ниже;
в) такая же.
70) В норме у взрослого нетренированного мужчины ЧСС колеблется в пределах
а) 20-30 ударов в минуту;
б) 30-40 ударов в минуту;
в) 60-80 ударов в минуту;
г) 90-100 ударов в минуту.
71) Тест Купера — это бег
а) 8-минутный;
б) 10-минутный;
в) 12-минутный;
г) 15-минутный.
72) Педагогический контроль включает
а) учет спортивных результатов;
б) контроль за посещаемостью занятий;
в) биохимический анализ крови;
г) оценку спортивных результатов.
73) К признакам нормальной осанки относятся
а) лопатки на одном уровне;
б) расположение остистых отростков позвонков по ровной линии;
в) разные треугольники между туловищем и свободно опущенной рукой;
г) надплечия на одном уровне.
74) Пульс покоя в среднем у здорового человека составляет
а) у мужчин 60-80 ударов в минуту;
б) у женщин 100-120 ударов в минуту;
в) у мужчин 100-120 ударов в минуту;
г) у женщин 65-85 ударов в минуту.
6. Массовый спорт, спорт высших достижений, профессионально-прикладная физическая культура
75) Основными направлениями в развитии спортивного движения является спорт
а) массовый;
б) специфический;
в) высших достижений;
г) художественный.
76) Массовый спорт состоит из
а) оздоровительно-рекреативного;
б) высших достижений;
в) профессионально-прикладного;
г) школьно-студенческого.
77) В современном спорте высших достижений можно выделить спорт
а) западный;
б) олимпийский;
в) профессиональный;
г) потребительский.
78) Родиной Олимпийских игр является
а) Древняя Греция;
б) Древний Рим;
в) Киевская Русь;
г) Индия.
79) Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в
а) 1569 году до н.э.;
б) 1276 году до н.э.;
в) 776 году до н.э.;
г) 506 году до н.э..
80) Местом проведения первых Олимпийских игр современности явились
а) Милан;
б) Рим;
в) Афины;
г) Москва.
81) Современный Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, которые олицетворяют единство пяти
а) стран;
б) континентов;
в) народов;
г) великих спортсменов.
82) Олимпийский девиз
а) «Мы — непобедимы!»;
б) «Ловчее, скорее, дальше!»;
в) «Спорт — вперед!»;
г) «Быстрее, выше, сильнее!».
83) Олимпийских флаг имеет пять разноцветных колец, расположенных на полотнище цвета
а) белого;
б) голубого;
в) розового;
г) желтого.
84) Неотъемлемые элементы Олимпийского движения
а) зажигать Олимпийский огонь;
б) произносить Олимпийскую клятву от имени участников
в) на открытии Олимпиады оглашать список Олимпийских видов спорта;
г) утверждать талисман олимпийских игр.
85) Профессионально-прикладная физическая подготовка — это
а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;
б) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте;
в) специализированный вид физической культуры, направленный на восстановление функций организма после повреждающих воздействий профессиональной деятельности.
86) Направленность профессионально-прикладной физической подготовки является
а) формирование прикладных двигательных умений;
б) развитие физических способностей;
в) реабилитация организма;
г) адаптация организма к условиям профессиональной деятельности.
87) Основой профессионально-прикладной физической подготовки является
а) общая физическая подготовка;
б) игровая подготовка;
в) спортивная подготовка;
г) тактическая подготовка.
88) Основным средством профессионально-прикладной физической подготовки является
а) физические упражнения;
б) гигиенические мероприятия;
в) тренажеры;
г) естественные силы природы.
89)Формы физической культуры в свободное и рабочее время специалистов
а) организованные физкультурно-оздоровительные занятия после работы;
б) самостоятельные занятия физической культурой в режиме рабочего дня;
в) самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия в свободное время;
г) организованные экскурсии.
90) К видам производственной физической культуры относятся
а) вводная гимнастика;
б) водная гимнастика;
в) поход;
г) физкультминутка.
91) Среди видов производственной физической культуры выделяют
а) физкультурные паузы;
б) микропаузы активного отдыха;
в) спортивные соревнования;
г) занятия лечебной физической культурой.
7. Лечебная физическая культура
92) В лечебной физической культуре для профилактики и лечения заболеваний и повреждений применяются следующие основные средства
а) физические упражнения;
б) естественные факторы природы;
в) массаж;
г) рефлексотерапия.
93) Для профилактики заболеваний в лечебной физической культуре применяют основные средства
а) идеомоторные упражнения;
б) лечебный массаж;
в) двигательный режим;
физиотерапия.
94) Подбор физических упражнений и определение их продолжительности в лечебной физической культуре осуществляется с учетом
а) принципа постепенности;
б) места жительства больного ;
в) особенностей личности больного;
г) особенности течения болезни.
95) Продолжительность физических упражнений в лечебной физической культуре зависит от
а) пожеланий больного;
б) сложности упражнений;
в) индивидуальной реакции организма больного на нагрузку;
г) числа упражнений в комплексе.
96) Число повторений каждого упражнения в лечебной физкультуре зависит от
а) особенности течения болезни;
б) характера упражнений, входящих в данный комплекс;
в) местонахождения больного;
г) продолжительности выполнения упражнений.
97) В лечебной физической культуре плотность нагрузки в занятии достигает
а) 25-30 %;
б) 70-75 %;
в) 85-90 %;
г) 95-100%.
98) Физическая нагрузка в лечебной физической культуре дозируется в зависимости от
а) проявлений заболевания;
б) просьб больного;
в) функциональных возможностей;
г) возраста больного.
99) Пульс в состоянии покоя в норме составляет в среднем
а) 30-50 ударов в минуту;
б) 60-90 ударов в минуту;
в) 90-120 ударов в минуту;
г) 120-150 ударов в минуту.
100) Физические упражнения, которые противопоказаны при сердечно-сосудистых заболеваниях
а) упражнения с напряжением;
б) плавание;
в) ходьба;
г) скоросто-силовые упражнения.
101) Физические упражнения, требующие ограничений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
а) упражнения для мышц спины;
б) прыжковые упражнения;
в) упражнения для мышц брюшного пресса;
г) беговые упражнения.
102) Физические упражнения которые противопоказаны при заболеваниях глаз (миопии)
а) дозированная ходьба;
б) упражнения с отягощениями;
в) настольный теннис;
г) прыжковые, беговые упражнения.
103) К внешним признакам утомления относятся
а) изменение характера занимающегося;
б) изменение окраски кожи;
в) потливость;
г) изменение показателей дыхания.
Ответы к тестовым заданиям
1) в 2) б 4) б,в,г 5) а,б,г 6) б 7) а 9) а,б,в 10) а,в,г 11) б 12) б,в,г 13) а,б,в 14) а,б,в 15) а,в,г 16) а 17) б 18) а,б,в 19) а,б,в 20) а,б,г 21) а,б,г 22) б,в,г 23) а,б,г 24) а,в,г 25) а,в,г 26) а,б,в 27) б,в,г,д,е,ж 28) а,в,г 29) а,б,в 30) б,в,д 31) а,б,в 32) а,в,г 33) а,в,г 34) б,г 35) а,б,г |
36) а,б,в 37) а,б,в 38) а,в,г 39) б,в,г 40) а,б,г,д 41) а,б,в 42) а,б,в 43) а,б,г 44) а,б,г 45) а,б,г 46) а,в,г 47) а,б,г 48) а,б,г 49) а,в,г 50) а,б,в 51) б,в,г 52) в 53) а,в,г 54) а,в 55) г 56) б 57) а,б 58) б 59) в 60) в 61) г 62) а 63) б 64) а,в,г 65) б,г 66) а,б,г 67) б 68) а,б,в 69) б |
71) в 72) а,б,г 73) а,б,г 74) а,г 75) а,в 76) а,в,г 77) б,в 78) а 79) в 80) в 81) б 82) г 83) а 84) а,б,г 85) а 86) а,б,г 87) а,б,в 88) а 89) а,б,в 90) а,г 91) а,б 92) а,б,в 93) а,б,в 94) а,в,г 95) б,в,г 96) а,б,г 97) а 98) а,в,г 99) б 100) а,г 101) б,г 102) г 103) б,в,г |
Список литературы
-
Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ. ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2011.
-
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013.
-
Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2010.
-
Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: Автореф. докт. дис./ С.В. Барбашов. Омск, 2008 — 48 с.
-
Поддубный А.В. Методические основы педагогического тестирования: Учеб. пос./ А.В. Поддубный, И.К. Панина, Л.Я. Ащепкова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2013. — 119 с.
-
Попков В.Н. Тестирование и оценивание: Учеб. пос. для студ./ В.Н. Попков. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. — 76 с.
-
Чесноков Н.Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учеб.-метод. пос. / Н.Н. Чесноков, А.А. Красников. — М.: СпортАкадемПресс, 2007. — 85 с.
Лекция
№ 9
Общефизическая и специальная физическая
подготовка.
Зоны интенсивности физических
упражнений.
ПЛАН.
-
Классификация физических упражнений
-
Спортивная подготовка, ее цель и задачи.
-
Общая физическая подготовка, ее цели
и задачи. -
Специальная физическая подготовка, ее
цель и задачи. -
Зоны интенсивности физических упражнений.
-
Квалификации физических упражнений
Все спортивные упражнения можно разделить
на две большие группы:
1. циклические – это упражнения,
с относительно постоянными структурами
и мощностью;
2. ациклические – это упражнения,
при которых резко меняется характер
двигательной активности.
В циклических упражнениях — чем
больше скорость, тем выше физическая
нагрузка.
Одним из таких показателей, уровня
выносливости, служит предельное время
выполнения избранного упражнения.
Действительно, чем выше тяжесть
работы, тем короче предельное время
выполнения работы.
Выносливость является одним их наиболее
важных физических качеств человека.
Выносливость – это способность
организма длительное время эффективно
выполнять мышечную работу, преодолевая
наступающее утомление. Различают общую
и специальную выносливость.
Общая выносливость – способность
организма длительное время эффективно
выполнять любую мышечную работу,
преодолевая наступающее утомление.
Специальная выносливость –
способность организма длительное время
эффективно выполнять специфическую
мышечную работу, присущую тому или
иному виду физических упражнений или
виду спорта.
При выполнении упражнений направленных
на развитие выносливости тренировочная
нагрузка характеризуется следующими
компонентами:
-интенсивность упражнения;
-продолжительность упражнения;
-количество повторений;
-продолжительность интервалов отдыха;
-характер отдыха.
Большое практическое значение для
тренировки выносливости имеет
классификация тренировочных нагрузок
по воздействию на функции энергообеспечения.
Из физиологии нам известно, что
энергообеспечение организма при
выполнении различных физических
упражнений обеспечивается двумя путями:
анаэробным и аэробным.
Соотношение этих двух путей энергопродукции
неодинаково в различных циклических
упражнениях.
Энергообеспечение всех видов деятельности
в организме происходит при помощи трех
механизмов.
Первый механизм –
анаэробно-креатинфосфатный,
обеспечивает энергрснабжение организма
всего в течение 15-20 секунд.
Второй механизм –
анаэробно-гликолитический,
обеспечивает энергрснабжение организма
после исчерпания запасов креатинфосфатного.
Запасов этого механизма энергоснабжения
хватает на 30-40 минут работы.
Третий механизм –
аэробно-окислительный, обеспечивает
энергрснабжение организма после
исчерпания запасов гликолитического.
Этот механизм обеспечивает мышечную
деятельность организма за счет окисления
жиров, и диапазон его деятельности
находится в пределах от 40 минут до 2-4
часов и более.
2. Спортивная подготовка, ее цель и задачи
Цель физической культуры –
укрепление здоровья, повышение физической
подготовленности и работоспособности,
воспитание гармонично развитого
человека.
Систематические занятия физической
культурой и спортом расширяют границы
функциональных возможностей организма
человека.
Физические качества, развиваемые с
помощью физической (спортивной)
тренировки, имеют свойство переноса на
все виды деятельности человека на
производстве и в быту, и проявляются в
повышении эффективности умственной и
физической работы.
Цель спортивной тренировки –
достижение высоких спортивных результатов.
Спортивная подготовка сложный
и многосторонний педагогический процесс,
включающий:
-спортивную тренировку;
-спортивные соревнования;
-общий режим жизни, специальное питание,
средства отдыха и восстановления и т.д.
Основными видами спортивной
подготовки являются:
-физическая подготовка;
-техническая подготовка;
-тактическая подготовка;
-морально-волевая подготовка;
-теоретическая подготовка.
Физическую подготовку принято
подразделять на:
-общую физическую подготовку (ОФП);
-специальную (спортивную) физическую
подготовку (СФП).
Соотношение ОФП и СФП в процессе
спортивной тренировки непостоянно, и
меняется по мере роста спортивного
мастерства в сторону увеличения доли
СФП.
Техническая подготовка направлена
на изучение и совершенствование техники
движений, свойственных данному виду
спорта.
В процессе ОФП спортсмен пополняет фонд
двигательных навыков и умений, необходимых
ему в жизни и в спортивной деятельности.
В ходе СФП спортсмен овладевает
рациональной техникой избранного вида
спорта, расширяет и углубляет свою
спортивную специализацию, доводит до
совершенства необходимые навыки и
умения.
Тактическая подготовка вооружает
спортсмена способами и формами ведения
борьбы в процессе соревнований. В
содержание программы тактической
подготовки входит обучение спортсмена
поведение во время соревнований,
преодоление возможных трудностей и
использование возникающих ситуаций.
Морально-волевая подготовка —
направлена на воспитание у занимающихся
нравственных черт и волевых качеств.
Воля – это сознательная активность
спортсмена, направленная на преодоление
трудностей, на достижение поставленной
цели. Воля воспитывается в процессе
преодоления трудностей, возникших во
время тренировок и соревнований: страха
перед трудным элементом, болезненных
ощущений или неблагоприятных условий
внешней среды (жара, холод, высокая
влажность и др.), соблюдение установленного
режима дня, подчинение правилам спортивных
соревнований, выполнение дисциплинарных
требований на учебно-тренировочных
занятиях и т.д. Волевые усилия всегда
носят осознанный характер.
Теоретическая подготовка
спортсмена вооружает его специальными
знаниями, имеющими отношение к спортивной
деятельности. Она включает знания по
истории, теории и методике спорта вообще
и данного вида в частности, физиологии
и психологии, гигиене и биомеханике
физических упражнений, врачебному
контролю, правилам организации и
судейства спортивных соревнований.
Теоретическая подготовка осуществляется
непосредственно на учебно-тренировочных
занятиях, но может проводиться также в
виде лекций, бесед, самостоятельного
изучения соответствующей литературы
и других источников.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Понятие выносливости в физиологии связано с понятием утомления и говорит о свойствах организма сохранять в течение определенного времени свою работоспособность, преодолевая наступление утомления. Таким образом, выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности .
Различают общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая — частью специальной подготовленности.
По мнению Скородумовой А.П., если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять её без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа носит более специфический характер, — специальной [1].
Общая выносливость — это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно — сосудистой, дыхательной, ЦНС и др. системам. Матвеев Л.П. полагает, что термин «общая выносливость» означает совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявлений работоспособности в различных видах деятельности [2].
Уровень развития и проявления общей выносливости определяется следующими компонентами:
— аэробными возможностями источников энергообеспечения (за счет использования окислительных реакций кислорода);
Аэробные возможности зависят от:
— аэробной мощности, которая определяется абсолютной и относительной величиной максимального потребления кислорода (МПК);
— аэробной ёмкости – суммарной величины потребления кислорода на всю работу;
— степенью экономизации техники движений (биомеханическая);
— уровнем развития волевых качеств.
Разные авторы дают свое определение выносливости, но все они сходятся во мнении, что под общей выносливостью понимается способность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без снижения её эффективности выполнения.
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)
По мнению Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности; играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, и к тому же, общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости, а это значит, что она необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узкой направленности [3].
Под общей выносливостью мы понимается способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости .
Уровень развития и проявления специальной выносливости зависит от целого ряда факторов:
1. Общей выносливости;
2. Быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
4. Техники владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
5. Возможностей нервно-мышечного аппарата;
5.1. Скоростных возможностей (быстроты и гибкости работающих мышц);
5.2. Координационных способностей (точности движений);
5.3. Силовых качеств и развития других двигательных способностей;
По данным Холодова Ж.К., Кузнецова В.С. специальная выносливость классифицируется [17]:
1. По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
2. По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
3. По признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.
Захаров Е.Н. выделяет следующие методы развития выносливости:
Равномерный непрерывный метод. Он заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15-30 минут и до 1-3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности[4]:
Переменный непрерывный метод. Этот метод отличается от регламентированного равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной, например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фартлек» («игра скоростей»). В ней в процессе длительного бега на местности — кросса — выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров.
Интервальный метод. Заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (обычно до 120 секунд) через строго определённые интервалы отдыха.
Повторный метод. При этом методе выполняются повторные выполнения упражнений с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма.
Аэробные возможности развиваются эффективно при выполнении длительных непрерывных упражнений, таких, как кроссовый бег, ходьба на лыжах, плавание. Можно для этих целей применять и спортивные игры. Аэробные возможности относительно малоспецифичны и не очень сильно зависят от вида упражнения. Чем ниже мощность выполняемой работы, тем меньше ее результативность зависит от совершенства двигательного навыка и больше — от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма при этом будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. В связи с этим выносливость к работе такой направленности приобретает общий характер и ее называют общей выносливостью. Общая выносливость является не только основой поддержания высокой работоспособности но, компенсируя неблагоприятные сдвиги в организме и восстанавливая энергоресурсы и обеспечивает переносимость высоких объемов тренировочных нагрузок, т.е. физическую работоспособность человека.
Влияние музыки на выносливость.
Как показывают исследования [5], музыка способна улучшить выносливость спорстменов-бегунов. Это происходит тогда, когда темп музыки соотносится с ритмом вашего бега. К примеру, знаменитый эфиопский марафонец Хайле Гебреселассие (Haile Gebrselassie) рассказывал, что он может синхронизировать свои движения во время бега с музыкальным ритмом. Это позволяет ему координировать бег и повышать выносливость. При этом так же улучшается техника бега, и изнурительные нагрузки переносятся легче. Гебреселассие знаменит тем, что устанавливал мировые рекорды в беге на длительные дистанции под очень быструю композицию Scatman. Найдите для себя собственный эквивалент Scatman, оптимально соответствующий вашему темпу во время бега.
В исследовании, проведенном Лондонским университетом Брунел (Brunel University) в 2006 году, выявлено, что испытуемые способны пробежать дистанцию 400 метров быстрее, если слушали музыку. Этот эффект был еще сильнее, когда испытуемые бежали под свою любимую ритмичную мелодию. Когда участники эксперимента бежали дистанцию 400 метров без звукового сопровождения, их результаты ухудшались в среднем на пол секунды.
Наиболее ярко эффект воздействия музыки проявляется при занятиях на беговой дорожке.
В недавнем исследовании Лондонского университета Брунел (Brunel University) приняли участие 30 человек. Они бежали на беговой дорожке сначала под ритмичную музыку с ритмом 125 BPM, потом под нейтральную музыку и без музыкального сопровождения. Исследователи изучали воздействие музыки на выносливость спортсменов, замеряя время проведенное на беговой дорожке в каждом из трех вариантов. В результате эксперимента выяснилось, что испытуемые способны увеличить время занятий на беговой дорожке на 15% при прослушивании ритмичной музыки, по сравнению с бегом без музыкального сопровождения.
На графике приведена зависимость времени занятия на беговой дорожке в минутах с ритмичным музыкальным сопровождением, с нейтральной музыкой и без музыки.
Таким образом, выносливость зависит от многих факторов, в том числе и от музыки, под которую спортсмен осуществляет ту или иную деятельность. Выносливость – способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Характеризуется оно временем выполнения работы определённой интенсивности. По характеру различают эмоциональное, сенсорное (чувствительное), умственное, физическое утомление. Физическое утомление проявляется в разной работе, и соответственно, различают силовую, скоростную, общую (глобальную) выносливость, при которой в работе участвуют 2/3 всех мышц, и местную (локальную). Выносливость определяется свойствами ЦНС и процессами, происходящими в ней при мышечной деятельности, прежде всего энергетическим обменом. Мерилом развития выносливости обычно служит длительный бег.
Для сокращения мышц нужна энергия, которая освобождается при определённых химических процессах. Основной источник энергии – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), запасы которой в мышцах очень невелики, её хватает на несколько десятых долей секунды. Её ресинтез (восстановление) обеспечивает ряд промежуточных реакций, завершающихся окислением гликогена до молочной кислоты и воды при анаэробном (бескислородном) режиме работы и до углекислого газа и воды при аэробном (кислородном) режиме. При длительной малоинтенсивной работе продолжительностью более 25-30 минут, в связи с исчерпанием запасов гликогена (запаса глюкозы), в энергетический обмен вступают жиры. Процесс замещения углеводов жирами может быть настолько интенсивным, что 80 % всей необходимой в данных условиях энергии освобождается в результате расщепления жира. Вот почему в рекомендациях по борьбе с лишним весом всегда называется бег, ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гребля и тому подобные упражнения небольшой интенсивности, но продолжительностью не менее 30 минут.
Чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза некомпенсированного утомления, успешнее будет происходить борьба организма с утомлением, продолжительнее может быть сама работа.
Выносливость необходима практически в любом виде спорта — конькобежцы, лыжники, биатлонисты, бегуны, пловцы, боксёры, футболисты и др. должны в течении длительного времени выдерживать большие нагрузки и выносливость играет важную роль в любом виде спорта.
Список литературы:
-
Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. – М.: Советский спорт, 2010.
-
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры? 1991
-
Холодов Ж.К, Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, 2009
-
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994.-368 с.
-
Karageorghis, Mouzourides, Priest, Sasso, Morrish & Whalley. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2009, Vol. 31. 18 – 36.