Страхование автотранспортного средства к какому виду бизнеса относятся

Под автострахованием понимается тип страховых услуг, предоставление которых направлено на защиту интересов владельцев транспортных средств. Объектом страхования становится либо непосредственно автомобиль/мотоцикл/спецтехника, либо гражданская ответственность их собственника/водителя. Рассмотрим подробнее основные виды страховок на автомобиль, которые применяются в России на практике.

Виды автострахования

Наиболее распространенными на сегодняшний в день в России считаются такие виды страхования автомобиля – один обязательный (ОСАГО) и два добровольных (ДСАГО и КАСКО). Особенности каждого из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

ОСАГО

Оформление полиса ОСАГО позволяет застраховать гражданскую ответственность автовладельца. Наличие страховки выступает одним из обязательных условий для управления любым транспортным средством на дорогах страны.

Документ защищает водителя автомобиля в случае, если он становится виновником ДТП. В подобной ситуации компенсация пострадавшей стороны выплачивается страховой компанией, оформившей полис. Законодательством установлена предельная сумма выплаты. Она достигает полумиллиона рублей при нанесении вреда здоровью или жизни других людей и равняется 400 тыс. рублей, если речь идет об ущербе транспортному средству.

Страхование автотранспортных средств в рамках ОСАГО жестко регламентируется законодательством.

Это касается и правил расчета стоимости обязательной страховки. Она определяется путем умножения базового тарифа (коридор между минимальной и максимальной ставкой – устанавливается Центробанком России) на несколько коэффициентов, значения которых учитывают несколько параметров:

  • категория и мощность транспортного средства;
  • правовой статус собственника техники;
  • возраст и стаж водителя;
  • тяжесть и частота ДТП, виновником которых он стал, и т.д.

ДСАГО

Полис ДСАГО также страхует гражданскую ответственность автовладельца, но на добровольных началах. Фактически выступает дополнением к ОСАГО, позволяя увеличить величину страховой компенсации. Максимальное значение выплаты равняется 3 млн. рублей, что позволяет возместить практически любой ущерб, нанесенный транспортному средству.

Конкретное значение компенсации определяется договором, заключенным со страховой компанией. Допускается назначение любой суммы в пределах указанного выше лимита. Порядок оформления полиса ДСАГО и правила расчета стоимости страховки разрабатываются непосредственно автостраховщиком. Контроль над этими процессами со стороны регулятора рынка намного менее жесткий, чем по отношению к ОСАГО.

КАСКО

Еще одна разновидность добровольного автострахования. В этом случае объектом страховки становится автомобиль. Наличие полиса позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного транспортному средству – как во время движения, так и в случае противоправных действий третьих лиц, например, угона.

Перечень страховых рисков определяется по согласованию сторон и перечисляется в полисе КАСКО. Он выступает, наряду с характеристиками автомобиля, ключевым фактором, влияющим на итоговую стоимость страховки. Правила расчета цены, как и другие нюансы оформления автострахования КАСКО, определяются конкретной страховой компанией.

Обычно стоимость полиса заметно превышает сумму, которую требуется заплатить в рамках получения страховки по ОСАГО.

Другие виды страхования

На практике применяются, хотя и значительно реже, другие виды автострахования. Обычно речь идет о защите водителей, а не транспортного средства. В качестве примера можно привести страховку от несчастных случаев, когда перечень рисков включает:

  • вред здоровью;
  • смерть;
  • потерю трудоспособности и другие подобные страховые случаи.

Характерные особенности автострахования такого рода выражаются в нескольких ключевых моментах, в числе которых:

  • добровольный характер процедуры;
  • определение стоимости по правилам, разработанным страховой компанией;
  • объектом страховки могут становиться люди, которые находятся внутри машины в процессе движения – как водитель, так и пассажиры.

Отдельного упоминания заслуживает автострахование при выезде за границу России. Например, при посещении на собственном автомобиле стран Шенгенской зоны оформляется полис по системе Зеленая карта. Такая страховка является обязательным требованием для пересечения границы с подобным государством.

Ответы на вопросы

Какие виды автострахования применяются в России чаще всего?

Самым востребованным видом автострахования справедливо считается ОСАГО. В этом нет ничего удивительного, так как он является обязательным. Далее по популярности следуют два добровольных – КАСКО и ДСАГО.

Какой полис обойдется дороже – ОСАГО, ДСАГО или КАСКО?

На итоговую стоимость каждого из перечисленных видов автостраховки влияет множество факторов. Но в общем случае при равных стартовых условиях самым дорогим наверняка окажется полис КАСКО. ОСАГО занимает промежуточное место, а ДСАГО, если не включать слишком большое количество рисков, потребует наименьших расходов.

Какие виды страховки являются обязательными, а какие – добровольными?

В России к числу обязательных относится только один вид автострахования – ОСАГО. Также страховка потребуется и во время заграничной поездки. Например, по системе Зеленая карта при въезде в страны Шенгенского соглашения. Все остальные разновидности автостраховки являются добровольными.

Кто контролирует рынок услуг автострахования в России?

Регулятором отечественного рынка страховых услуг, в том числе в части автострахования, выступает Центробанк страны. Серьезную роль в управлении конкретным сегментом играет РСА – Российский Союз Автостраховщиков.

Подведем итоги

Наиболее популярными и востребованными видами автострахования в России выступают три: ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Первый относится к обязательным, а два оставшихся нередко дополняют его. В этом случае — при правильном подходе к оформлению договоров со страховыми компаниями – удается надежно и эффективно защитить интересы автовладельца и водителя, что выступает главной целью автостраховки.

Василий поехал доставлять клиенту шкаф, но по пути попал в аварию. Пострадали обе машины и груз — у шкафа треснуло зеркало. Общий ущерб — 90 000 ₽. Автомобиль компании застрахован только по ОСАГО. Это значит, что 30 000 ₽ страховая выплатит пострадавшему, а остальные расходы возьмет на себя компания. Рассказываем, как и что можно застраховать бизнесу, который пользуется автомобилями.

Корпоративное автострахование пригодится всем видам бизнеса, которые владеют автотранспортом — например, компаниям, которые перевозят грузы или пассажиров. Если у компании есть собственная курьерская служба или руководство компании ездит на корпоративном автомобиле, страховка тоже нужна — в этих случаях можно застраховать и груз, и автомобиль.

Чтобы проще было понять условия договора и предмет страхования, разберемся с терминами.

Риск — событие, от наступления которого страховался бизнес. Например, риск угона, аварии, кражи.

Объект страхования — то, что страхуют: например, автомобиль, груз, пассажир.

Покрытие — сумма, на которую бизнес застраховал объект. Например, груз застраховали на 200 000 ₽, а корпоративный автомобиль — на 800 000 ₽.

Премия — сумма, которую бизнес выплачивает страховой компании. Может быть единовременной или ежемесячной.

Франшиза — доля ущерба, которую оплачивает не страховая компания, а владелец бизнеса. Например, машина застрахована на 500 000 ₽, а 20 000 ₽ — это франшиза. Если автомобиль попадет в аварию с ущербом на 50 000 ₽, то страховая выплатит 30 000 ₽, а оставшиеся 20 000 ₽ франшизы — предприниматель.

Полис — документ-страховка, который подтверждает, что автомобиль или другое имущество застраховано.

От чего можно застраховать

Автомобиль

Транспортное средство — это легковой или грузовой автомобиль. Машина может пострадать в аварии, загореться, провалиться под асфальт, пострадать из-за града или стихийного бедствия — например, во время урагана на автомобиль упадет дерево. Машину могут угнать, слить бензин, разбить стекло — поводов для страховки много.

На случай угона, кражи, повреждения из-за пожара, взрыва, стихийного бедствия, падения предметов можно застраховать автомобиль по КАСКО.

Иногда автомобиль может причинить вред имуществу или жизни и здоровью других людей. Тогда нужно застраховать свою гражданскую ответственность. Это обязательный вид страхования ответственности автовладельца в РФ — ОСАГО. Правда, лимит выплат у такой страховки — всего 400 000 ₽. Если автомобиль компании попадет в ДТП с машинами класса люкс и премиум, и его признают виновным, то лимитов выплат скорее всего не хватит.

«Если хотите перестраховаться, стоит обратить внимание на ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности. Сумма выплат по ДСАГО может достигать нескольких миллионов рублей. Стоимость такого страхования каждый страховщик может определять самостоятельно, в отличии от ОСАГО — тарифы на обязательное страхование определены законодательно».

Дмитрий Харченко

Заместитель директора по страхованию филиала АО «Объединенная страховая компания»

Груз

Страхование груза дает возможность компенсировать убытки, если груз поврежден, безнадежно испорчен или его вообще украли. При поездках на большие расстояния может произойти что угодно.

noteimage

Есть разные степени страховой защиты — с ответственностью за все риски, за частную аварию, без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Можно страховать груз с ответственностью за промежуточное складирование или временное хранение в пункте назначения. Если сломается рефрижераторное оборудование, груз может быть испорчен. От этого тоже можно застраховаться.

Услугу страхования грузов предоставляют многие страховые компании. Можно получить разовый полис на одну перевозку или генеральный полис на определенный период времени.

Цена полиса чаще всего зависит от расстояния перевозки и общей стоимости груза, однако у некоторых компаний могут быть дополнительные условия: например, можно застраховаться от всех возможных рисков или только от оговоренных — скажем, вы можете купить страховку, по которой получите выплату только если груз украдут.

Пассажиры

По закону все компании, которые перевозят пассажиров, должны застраховать их жизнь, здоровье и багаж. Это называется ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. То есть, если во время поездки на туристическом автобусе пассажир получил травму или его багаж был утерян, туристическая компания должна выплатить ему компенсацию. А ей, в свою очередь, деньги выплатит страховая компания.

Такая страховка нужна всем компаниям-перевозчикам пассажиров, исключение — такси. Если у вас ИП и несколько своих маршруток, которые относятся к общественному транспорту, ОСГОП вам необходимо. Купить полис ОСГОП можно в большинстве крупных страховых компаний — тарифы везде одинаковые и установлены законом. Лимиты ответственности тоже зафиксированы в законе: не меньше 2 025 000 ₽ за причинение вреда жизни, не меньше 2 000 000 ₽ — за причинение вреда здоровью и не меньше 23 000 ₽ — за причинение вреда имуществу. Действует ОСГОП не меньше года.

Пассажирам важна не только безопасность, но и комфорт. В любом туристическом или просто междугороднем автобусе приятнее ехать с доступом к Wi-Fi. И даже если автобус курсирует исключительно между городскими достопримечательностями, интернет лишним не будет. Такой Wi-Fi можно подключить с Билайн Бизнес. Специалисты компании приедут к вам, установят и настроят оборудование, помогут оформить страницу авторизации.

noteimage

Что учитывать, покупая страховку

Регион. В мегаполисе автомобилей больше, поэтому и вероятность попасть в ДТП выше. При этом страховые компании учитывают не только величину города, важны еще и численность населения и количество машин на каждого жителя.

«При страховании ОСАГО есть территориальный коэффициент, который влияет на стоимость страхования. Для каждого региона он свой — например, 1,72 для Санкт-Петербурга, 1,9 для Москвы, 1,99 для Мурманска. Страховщики внимательно анализируют убыточность, характерную для того или иного региона, и направляют в ЦБ РФ на утверждение коэффициенты.

В Мурманске территориальный коэффициент больше, чем в Москве, из-за суровых погодных условий в городе. ДТП там случаются чаще: город расположен в пересеченной и гористой местности, большую часть года там холодно, на дорогах часто гололед».

Дмитрий Харченко

Заместитель директора по страхованию филиала АО «Объединенная страховая компания»

История вождения. Страховщик оценивает убыточность автомобиля или транспорта, который он собирается принять на страхование. Ему важно понимать, принесет ли парк страховщику крупные выплаты или наоборот, обращений не будет и страхование сработает в плюс.

«При страховании ОСАГО картина убыточности прозрачная, так как есть база Российского Союза Автостраховщиков. Без получения информации из этой базы полис ОСАГО технически нельзя выпустить. Значит, полностью исключена возможность того, что неаккуратный водитель, получивший несколько выплат в течение года в одной страховой компании, пойдет и возобновится в другой страховой компании со скидками. Если ездил без обращений, то можно получить скидку до 50%. А если каждый год заявлял по несколько убытков, то придется платить с повышением в 2,45 раза к базовому тарифу».

Дмитрий Харченко

Заместитель директора по страхованию филиала АО «Объединенная страховая компания»

Как можно сэкономить на страховке

Использовать франшизу. Франшиза — это часть ущерба, которую не покрывает страховая компания. Эта часть может измеряться в конкретной сумме или процентах от всей страховой суммы.

Также бывает условная и безусловная франшиза. При условной ситуация такая: если ущерб меньше размера франшизы, выплата не производится. То есть если водитель разбил фару и ущерб меньше оговоренной франшизы, то он чинит ее сам. Если разбил бампер и ущерб больше размера франшизы, то страховая выплачивает деньги в полном объеме.

Безусловная франшиза вычитается из суммы, которую возмещает страховая компания вне зависимости от размера ущерба.

С франшизой выгоднее страховаться водителям с аккуратной манерой вождения и большим опытом, а также владельцам подержанных машин, для которых небольшая царапина не критична. Нужно учитывать и особенности хранения автомобиля. В крытом паркинге или на охраняемой стоянке риск повреждений минимальный. А если автомобиль парковать у подъезда, то риск повреждений будет выше.

Изучать продукты страховой компании. Страховые компании предлагают разные продукты, например, программу страхования с франшизой или усеченные программы страхования типа «КАСКО 50/50». Суть такой программы в том, что страхователь сначала платит только половину от стоимости годовой страховки КАСКО. Вторую половину доплачивает, только если произошел страховой случай и страхователь обращается за выплатой. Так можно сравнить стоимость восстановительного ремонта с суммой, которую надо доплатить при обращении в страховую и, если нужно, не вносить ее.

«Если мои клиенты хотят приобрести КАСКО, но у них нет средств на страхование с полным покрытием, я советую такую программу. Она, на мой взгляд, выигрывает перед программами, которые обязательны при страховании кредитных залоговых автомобилей. С такой программой вы получите защиту на случай любого серьезного повреждения своего автомобиля».

Дмитрий Харченко

Заместитель директора по страхованию филиала АО «Объединенная страховая компания»

Коротко про автострахование для бизнеса

noteimage

  1. Застраховать можно любой автомобиль компании — хоть грузовой, хоть легковой.
  2. Для страхования лучше всего выбирать КАСКО — если хотите сэкономить, ищите программу 50/50 или используйте условную франшизу.
  3. Если перевозите пассажиров, вам обязательно нужен полис ОСГОП. Без него возить людей на маршрутке или туристическом автобусе нельзя.
  4. Если хотите сэкономить на страховке груза, ищите компанию, в которой можно застраховаться от определенного количества оговоренных рисков, а не от всех возможных.

noteimage

Эксперты

personPhoto

Все, что нужно знать о страховании транспорта

Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его
могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные
средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования
имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности
(ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от
повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной,
которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся
на ­особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.

Обязательное страхование автогражданской ответственности

Что такое ОСАГО?

Обязательным является такой вид страхования, когда предприятие вынуждено осуществлять
его из-за того, что его обязывает к этому какой-либо закон (п. 3 ст. 3 Закона
РФ от 27.11.1992 г. № 4015–1 «Об организации страхового дела в РФ»).

Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств» обязывает компании, имеющие
автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности. Гражданская
ответственность может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью
или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют
автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

Хотя есть исключение. Организации не придется страховать гражданскую ответственность,
если она арендует транспортное средство «с экипажем» (автомобиль содержит
его владелец). В этом случае все расходы по страхованию как самого транспортного
средства, так и ответственности за причиненный им ущерб несет арендодатель.

Если фирма использует автомобиль своего сотрудника по договору аренды без экипажа
или по договору безвозмездного пользования, то владельцем транспортного средства,
а следовательно, и страхователем является организация. Если организация выплачивает
работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях,
то застраховать свою гражданскую ответственность должен сам работник.

Правила «автогражданки»

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять
дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством
(п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру
и не зарегистрируют в ГАИ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор
со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация
должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

  • заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая
    приведена в Приложении № 1 к Правилам страхования;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, указанного
    в заявлении о заключении договора страхования;
  • водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем,
    а также документы, подтверждающие право водителя на управление этим транспортным
    средством.

У транспортного средства может быть несколько владельцев — собст­венник, арендатор
и т.д. Один из них вправе застраховать ответственность всех остальных. Для этого
их нужно перечислить в договоре со страховой компанией.

После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу
транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении №
2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца.
Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая
компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную
плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.

Еще страховая компания должна выдать организации два бланка извещения о ДТП.
Его нужно заполнить в случае аварии и вручить страховщику в течение 5 дней с
момента ДТП.

Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее
одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до
тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора.
Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет
срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если
владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий
год более чем на 30 дней.

Страховая премия

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность,
должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия,
которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается
исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства
РФ от 08.12.2005 г. № 739.

Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна
их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового
автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы
для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места
регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.

Марка машины и ее возраст не учитываются, зато учитывается срок договора и
период пользования автомобилем.

Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных)
сегодня рассчитывается по следующей формуле:

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см.
Таблицу 1).

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного
средства;

КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении
страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих
договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается
впервые, то КБМ принимается равным 1;

КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста
и стажа водителя;

КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным
средством;

КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу
2);

КС — от периода использования транспортного средства;КП
— от срока страхования (см. Таблицу 3);

КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит
от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения
договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

Таблица 1

Таблица 2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

Таблица 3

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений,
которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит
коэффициент КН в размере 1,5.

Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено
умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения
страховой выплаты.

Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить
и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием
для предъявления регрессивного требования.

Пример 1

Легковой автомобиль принадлежит ООО «Сталкер». Базовая ставка страхового
тарифа (ТБ) по нему равна 2 375 руб. Автомобиль приобретен и поставлен на
учет в 2006 году.

Территория преимущественного использования — г. Москва (КТ = 2).

Договор обязательного страхования автогражданской ответственности заключается
впервые (КБМ = 1).

Возраст водителей, указанных в страховом полисе, — 27 лет, стаж ­вождения
1,5 года (КВС = 1,15).

К управлению автомобиля допущены два водителя, указанные в договоре обязательного
страхования (КО = 1).

Мощность двигателя составляет 119 л. с. (КМ = 1,3).

Период пользования автомобилем — 12 месяцев в году (КС = 1).

Страхователь признан добросовестным, поэтому коэффициент КН не применяется.

СП = 2 375 руб. ? 2 ? 1 ? 1,15 ? 1 ? 1,3 ? 1 = 7 101,25 руб. (в год).

Обратите внимание! Сумма страховой премии не может превышать трехкратного
размера базовой ставки страховых тарифов, скорректированных на региональный
коэффициент. В приведенном примере максимальная сумма страховой премии не
должна превышать 14 250 руб. (2 375 руб. ? 2 ? 3).

В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав
прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии
с российским законодательством. Это ­установлено пунктом 2 статьи 263 Налогового
кодекса.

Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки,
рассчитанную для него по установленному тарифу.

Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются
в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо
противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания
на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества,
но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев
транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы
на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что
организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму
расходов по обязательным видам страхования имущества.

Новое о страховых коэффициентах

В конце прошлого года (8 ноября 2006 г.) Госдума РФ приняла в третьем чтении
поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств», которые устанавливают порядок применения коэффициента
в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат («бонус-малус»). Новый
закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.

В действующей редакции «Закона об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» (№ 40-ФЗ) предусмотрено следующее описание
коэффициента КБМ:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в
зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками
при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
указанного транспортного средства в предшествующие периоды».

В принятой во втором чтении редакции законопроекта предлагается следующий вариант:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в
зависимости от: … наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками
в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного
страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем
управление транспортным средством только указанными страхователем водителями,
— наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие
периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности
каждого из этих водителей».

По словам депутатов, это нововведение поможет устранить несправедливости в
применении коэффициента «бонус-малус», а именно когда накопленный бонус терялся
при смене транспортного средства ­страхователем — физическим лицом.

Фактически теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности,
то есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него
стоимость ОСАГО. Например, нарушил ПДД водитель на работе (на «Камазе») и попал
в ДТП — теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий
коэффициент «бонус-малус».

Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где наш «аварийный» водитель
указан в качестве лица, допущенного к управлению. Сегодня среднестатистический
российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Следовательно,
в среднем страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность
повысить ­тариф сразу по трем договорам.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании,
которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора.
Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях
(вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную
страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема
может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики
за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить
доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только
при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора
в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в
полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит
сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя
в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно
будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего,
сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.


Порядок получения страхового возмещения

Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти
рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая.
Для этого в страховую компанию нужно представить:

  • заявление с требованием о страховом возмещении в произвольной форме;
  • извещение о ДТП (форма этого документа утверждена приказом МВД РФ от 14
    июня 2003 г. № 414);
  • справку об участии в ДТП (Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по
    организации деятельности подразделений ГАИ при производстве по делам об административных
    правонарушениях (письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/ц–72));
  • копию протокола об административном правонарушении (Приложение № 1 или
    № 2 к Методическим рекомендациям).

После получения потерпевшей стороной остальных документов они также передаются
страховой компании. Речь идет о:

  • справке об участниках ДТП (Приложение № 31 к Методическим рекомендациям);
  • копии постановления по делу об административном ­правонарушении при наличии
    события административного правонарушения;
  • документах, подтверждающих право собственности организации на поврежденное
    имущество или право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося
    в собственности другого лица;
  • заключении независимой экспертизы о размере причиненного вреда;
  • документах, подтверждающих оплату услуг независимого эксперта, если оплата
    произведена потерпевшим;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного
    транспортного средства от места ДТП до места его ремонта или хранения;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по хранению поврежденного
    имущества со дня ДТП до дня проведения ­страховщиком осмотра или независимой
    экспертизы.

Если во время ДТП пострадало имущество, то его остатки необходимо представить
в страховую компанию. Та в свою очередь должна провести осмотр и независимую
экспертизу поврежденного имущества. Для этого ей отводится 5 рабочих дней со
дня получения заявления о страховой ­выплате от потерпевшего.

Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в
страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те
же сроки проводятся по месту его нахождения.

Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления
полного пакета документов.

В течение 15 дней с момента получения документов, подтверждающих страховой
случай, страховая компания должна возместить убытки потерпевшей стороне или
направить мотивированный отказ в выплате страхового возмещения.

Размер страхового возмещения

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать
утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения
ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно
понесенные расходы:

  • на лечение;
  • дополнительное питание;
  • приобретение лекарств;
  • протезирование;
  • посторонний уход;
  • санаторно-курортное лечение;
  • приобретение специальных транспортных средств;
  • подготовку к другой профессии.

В рамках страховых выплат возмещается также ущерб, причиненный в результате
потери кормильца, а также расходы на погребение.

Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему
его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества.
При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной
стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость
восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или
превышает его стоимость до аварии.

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных
расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества
в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним
относятся:

  • материалы и запасные части, необходимые для проведения ­ремонтных работ;
  • расходы на оплату работ по ремонту транспортного средства.

Если в результате ДТП повреждено не только транспортное средство, но и объекты
недвижимости, находящиеся в месте аварии, то возмещению подлежат и расходы организации
по доставке материала и запасных частей к месту ремонта этого имущества, а также
расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.

Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов,
агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на
ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились
в соответствующем регионе.

Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию
транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также
расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или
до дня проведения независимой экспертизы.

Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит
страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном
страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

  • жизни или здоровью, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000
    руб., одного потерпевшего — не более 160 000 руб.;
  • имуществу, при наличии нескольких потерпевших — 160 000 руб., одного потерпевшего
    — не более 120 000 руб.

Указанные страховые суммы выплачиваются в каждом страховом случае. Это значит,
что если в течение нескольких часов автомобиль попал в несколько аварий, то
по каждой из них максимальная страховая сумма составит 400 000 руб.

Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то
размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам.
Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства
и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении
дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик
должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой
премии.

Добровольное страхование автомобилей

Особенности добровольного страхования авто

Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным.
Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо
заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны
быть указаны следующие основные моменты:

1. Срок действия договора (как правило, один год).

2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом
случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного
средства.

Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит
первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис.
Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь
случится.

Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не
сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно
арендатору (ст. 669 ГК РФ).

Учет и налогообложение

Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются
для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу
на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится
и к арендованным автомобилям.

Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса
разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного
налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

В бухгалтерском учете затраты на страхование транспортных средств являются
расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Отражать в учете затраты
на страхование нужно в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо
от времени их фактической оплаты. Единовременный платеж за год предприятие отражает
на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывает 1/12 ее
часть на счета учета затрат на производство и реализацию.

Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового
случая, не облагается НДС.

На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263
НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация
— свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной
деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая
оплата страховой премии.

Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация
учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом
учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы
в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате
страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав
прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя
данные бухгалтерского учета.

Пример 2

1 ноября 2006 года ООО «Зигзаг» заключило договор страхования легкового автомобиля
от угона сроком на один год с единовременной уплатой страховой премии в сумме
18 000 руб. Организация определяет доходы и расходы методом начисления. Ежемесячная
сумма, которая включается в состав расходов, как в налоговом, так и в бухгалтерском
учете, составит

18 000 руб.: 12 мес. = 1 500 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Зигзаг» были сделаны следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию»
— 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования;

Дебет 76 субсчет «Расчет по имущественному страхованию» Кредит 51
— 18 000 руб. — отражена задолженность предприятия по договору страхования
имущества.

Ежемесячно:

Дебет 26 Кредит 97 — 1 500 руб. — часть расходов по страхованию
легкового автомобиля включена в состав общехозяйственных расходов.

В налоговом учете 2006 года в состав прочих расходов нужно включить сумму
страховых платежей в размере 3 000 руб. (1 500 руб. ? 2 мес.). А в 2007 году
в состав прочих расходов будет включена сумма 15 000 руб. (18 000 руб. — 3
000 руб.).

Организации, использующие для определения доходов и расходов кассовый метод,
могут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на всю сумму страховых расходов
в том месяце, когда был уплачен взнос (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае данные
налогового учета не будут совпадать с данными бухгалтерского учета.

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить
на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит,
что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или
имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен
в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том
случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств.
Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать
документально.


Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

Расходы, которые понесла организация в страховом случае, являются чрезвычайными
расходами (п. 13 ПБУ 10/99). Поэтому их нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные
расходы». Страховое возмещение, выплачиваемое организации, считается чрезвычайным
доходом. Его нужно учесть на счете 99 субсчет «Чрезвычайные доходы». Размер
возмещения зависит от ущерба, причиненного автотранспортному средству.

В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов,
увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие
у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных
расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Пример 3

ООО «Гром» в сентябре 2006 года застраховало свой автомобиль на случай аварии
на сумму 290 000 руб. В декабре этого же года автомобиль сильно пострадал
в аварии. Ремонту и восстановлению автомобиль не подлежит. Это подтверждено
актом о ДТП, выданном в ГАИ, а также справкой, полученной от независимого
оценщика. Предприятие решило автомобиль списать. От страховой компании было
получено страховое возмещение.

Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете составляет
400 000 руб. Сумма амортизации, начисленной к моменту аварии, как в бухгалтерском,
так и в налоговом учете, — 100 000 руб. За проведение независимой экспертизы
ООО «Гром» заплатило 2 000 руб.

В налоговом учете для определения доходов и расходов ООО «Гром» ­использует
метод начисления.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
Кредит 99 субсчет «Чрезвычайные доходы»
— 290 000 руб. — ­начислено
страховое возмещение;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
— 290 000 руб. — перечислено страховое возмещение;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные
средства в эксплуатации»
— 400 000 руб. — списана ­первоначальная
стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
100 000 руб. — списана сумма амортизации, начисленной на момент аварии;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 01 субсчет «Выбытие
основных средств»
— 300 000 руб. (400 000 руб. — 100 000 руб.) —
списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 субсчет «Чрезвычайные расходы» Кредит 76 субсчет «Расчеты
с прочими кредиторами»
— 2 000 руб. — учтена стоимость независимой
экспертизы;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с прочими кредиторами» Кредит 51
— 2 000 руб. — оплачены услуги эксперта.

В налоговом учете страховое возмещение (290 000 руб.) включается в состав
внереализационных доходов. А остаточная стоимость автомобиля и расходы на
проведение экспертизы (300 000 руб. + 2 000 руб.) — в состав внереализационных
расходов. Следовательно, в декабре 2002 года ­налогооблагаемая прибыль ООО
«Гром» будет уменьшена на 12 000 руб.

Когда застраховано арендованное имущество, учет возмещения зависит от того,
в пользу кого заключен договор. Ведь договор страхования можно заключить как
в пользу арендатора, так и в пользу арендодателя (ст. 930 ГК РФ).

Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается.
Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском
и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало
собственное имущество.

Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии