Бизнес ,
27 дек 2022, 09:03
В Минстрое назвали заказчиков строительных работ на новых территориях
Но частные подрядчики опасаются рисков для рабочих и техники
Замглавы Минстроя назвал ответственных за строительство домов и дорог в Донбассе
Заказчиками восстановительных работ в Донбассе выступают не менее шести госструктур и 55 регионов, сообщил РБК первый замглавы Минстроя. Есть проблемы с привлечением строительной техники, но они решаемы, сказал также он
Заказчиками строительных работ на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, которые по указу президента России Владимира Путина вошли в состав России 30 сентября, выступают различные федеральные государственные структуры и госкомпании; объекты распределяются между ними в соответствии со специализацией. Об этом РБК рассказал первый заместитель министра строительства и ЖКХ Александр Ломакин.
В частности, Фонд развития территорий (образован из Фонда защиты прав дольщиков и Фонда капитального ремонта) занимается восстановлением инженерной инфраструктуры, подконтрольная Минстрою публично-правовая компания (ППК) «Единый заказчик» — восстановлением жилых и социальных объектов, а госкомпания «Автодор» — дорожной инфраструктурой. Минэнерго отвечает за энергетическую инфраструктуру, объекты газового, электрического хозяйства, там работают также Военно-строительная компания (ВСК) Минобороны, Минтранс, перечисляет чиновник. Минстрой занимается координацией всех строительных работ, добавил он.
В пресс-службе «Единого заказчика» уточнили, что планируют восстановить 1,8 тыс. объектов в Мариуполе. На присоединенных территориях уже приведено в порядок 570 км дорог, 16 мостов, сообщил РБК представитель «Автодора». По его словам, там работают подрядчики из различных регионов России, которые привлекли более 2 тыс. человек. В целом в четырех регионах работают 44 тыс. строителей, говорил ранее вице-премьер Марат Хуснуллин. РБК направил запросы в другие упомянутые госструктуры и ведомства.
Первый замминистра не стал называть подрядные компании, которые уже получили контракты для работы в этих четырех регионах. «Большое количество [частных подрядных] организаций там работают. ППК ВСК либо ППК «Единый заказчик» — это же заказчики, а строительство идет силами строительных компаний», — сказал лишь он. На присоединенных территориях также идет так называемая шефская работа, в рамках которой 55 российских регионов содействуют восстановлению тех или иных населенных пунктов. «Они тоже привлекают свои региональные строительные компании», — добавил Ломакин.
Какие сложности возникают при работе в новых регионах
Лизинговые и страховые компании не рекомендуют работать на приобретенной в лизинг технике в четырех новых регионах, рассказал РБК источник в крупной строительной компании и подтвердил Ломакин. Это связано с «юридическими и техническими моментами», но они решаемы, говорит первый замглавы Минстроя. Источник РБК уточнил, что рекомендации связаны с тем, что в случае разрушения техники из-за боевых действий лизингоприобретатели должны будут возместить ее стоимость, поскольку это не будет являться страховым случаем.
«Частные подрядчики не хотят рисковать своими работниками и дорогостоящей техникой», — подтверждает другой источник в строительной отрасли.
«Автодор-Лизинг» — совместное предприятие «Газпромбанк Лизинга» и «Автодора», которое было создано в октябре 2022 года и планирует закупать технику у китайских производителей, — предоставляет технику на «всей территории России без учета наиболее сложных территорий», говорил гендиректор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин, презентуя это СП. Так он ответил на вопрос, будет ли «Автодор-Лизинг» работать на присоединенных территориях. Калинкин также отметил, что работа лизинговых компаний на новых территориях осложнена проблемами со страхованием. РБК направил запрос в пресс-службу «Газпромбанк Лизинга».
«Есть сложности [c работой на новых территориях] с техникой, которая находится в лизинге. Но, слава богу, техники, которая находится в собственности [подрядчиков], достаточно большое количество. Поэтому каких-то глобальных сложностей мы не видим», — подчеркнул Ломакин. В ноябре херсонские власти, наоборот, запретили вывозить спецтехнику с территории области.
Сколько потратят на строительство
Все строительные работы в четырех новых регионах объединены в программу, которая называется «специальный инфраструктурный проект», департамент по его реализации был создан в Минстрое в конце мая. Хуснуллин называл строительство на присоединенных территориях «самым большим проектом» России. Расходы на этот проект российские власти ранее не раскрывали.
В федеральном бюджете, принятом на 2023–2025 годы, указано, что деньги на реализацию решений президента и правительства «по обеспечению жизнедеятельности и восстановлению инфраструктуры на территориях отдельных субъектов» России заложены в секретных статьях. Всего на секретные статьи бюджета, в которые входят также отдельные мероприятия в сфере национальной обороны и безопасности, исследования и использования космического пространства и т.п., в следующие три года планируется потратить 374,2 млрд руб. Сколько из этих денег пойдет именно на строительство в четырех регионах, не раскрывается. Ломакин это не комментирует.
Новосибирские строители восстанавливают Мариуполь в ДНР в рекордные сроки
В среднем у специалистов уходит примерно одна неделя на постройку одного этажа жилого дома
22 марта 2023, 10:16
Владлена Гавриленко / фото: вести новосибирск
Новосибирские строители помогают восстановить разрушенные города в Донецкой Народной Республике. 300 специалистов задействованы в Мариуполе, восстановление города идет полным ходом. Об этом сообщил губернатор Новосибирской области Андрей Травников во время прямого эфира программы «Вести Новосибирск» 22 марта 2023 года.
«Сегодня вообще работает 300 человек на том квартале, который за нами закреплен. Это не только новосибирцы, но и местные жители, которые вовлечены в восстановление родного города. Хотя, кончено, основной костяк – это наши новосибирские строители», — уточнил Андрей Травников.
В среднем у строителей уходит примерно одна неделя на постройку одного этажа жилого дома. Уже восстановлены десятки многоэтажек, за этот год планируют восстановить более 1700 жилых домов. Восстанавливают и социальные объекты: больницы, школы, детские сады.
Ранее «Вести Новосибирск» писали, что губернатор Андрей Травников обозначил главные проблемы строительного комплекса региона. В настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров во многих сферах строительства.
Владлена Гавриленко / фото: вести новосибирск
Петербургские строители нацелились на Мариуполь
Пока в Северной столице идет спад в строительной отрасли, они предлагают перекинуть кадры и мощности в разрушенный город
Для восстановления Мариуполя у петербургских девелоперов есть все необходимые ресурсы /FREEPIK
Генеральный директор строительной компании ООО «Грейс» Кирилл Бунчук предложил привлечь петербургские строительные компании к восстановлению разрушенной инфраструктуры Мариуполя. Об этом он заявил в пятницу, 3 июня, во время встречи председателя Законодательного собрания Петербурга Александра Бельского и вице-губернатора Петербурга Алексея Корабельникова с предпринимателями города.
Несколькими днями ранее власти Петербурга осмотрели в Мариуполе объекты, подлежащие восстановлению, и подписали с руководителем администрации города Константином Иващенко соглашение об установлении побратимских связей, сообщала пресс-служба Смольного 1 июня. По оценке Иващенко, доля полностью разрушенных домов в городе составляет около 15%. Всего в населенном пункте 2708 многоквартирных домов и 48 400 частных домовладений, писали «РИА новости» со ссылкой на Иващенко. Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев напоминает, что в Мариуполе до начала проведения специальной военной операции проживало порядка 431 000 человек. По приблизительным оценкам, так или иначе пострадать могло до 70% жилого фонда.
По словам Бунчука, на внутреннем строительном рынке Петербурга из-за высоких процентных ставок и снижения покупательской способности населения наметился спад. В то же время высвобождающиеся кадры и мощности местные девелоперы могли бы использовать для проведения работ в Мариуполе по заказу властей города. Бунчук считает, что строительные фирмы готовы провести работы по ценам, близким к себестоимости. Он уверен, что для восстановления города также можно использовать местные строительные материалы.
«В текущей ситуации, при наличии такой возможности, лучше, чтобы власти не закупали строительные материалы где-нибудь в Европе, в Китае. А использовали те, которые применяются в России, оптимально — петербургские», — прокомментировал Бунчук корреспонденту «Ведомостей».
Вице-губернатор Корабельников пообещал взять инициативу строителей «на карандаш». «Мы понимаем, что с логистикой могут быть дополнительные проблемы, как и с точки зрения ценообразования. Но тем не менее совершенно правильный вопрос, мы его возьмём на карандаш и проработаем», — прокомментировал он.
Опрошенные «Ведомостями» представители строительной отрасли согласились, что для восстановления Мариуполя у петербургских девелоперов есть все необходимые ресурсы и опыт восстановления и реконструкции зданий, в отличие от застройщиков Краснодарского края или других приграничных субъектов РФ. Бюджет Северной столицы является профицитным, что дает возможность выделить из местной казны средства на помощь городу.
В то же время генеральный директор ООО «Стройкрафт» Николай Большаков отмечает, что самостоятельно, без государственного финансирования такой проект вряд ли будет интересен местным подрядчикам. Но с учетом господдержке строительные компании будут готовы выполнить работы по заказу властей. «Если будет господдержка, то естественно согласимся. Вложение собственных средств — нереально, только при поддержке властей», — отметил он.
По оценке Большакова, с учетом логистических издержек и базового меблирования стоимость 1 кв. м построенного жилья в Мариуполе может составить от 80 000 до 100 000 руб. в домах от 12 этажей и выше. Если дома будут девятиэтажными, то цена за один квадратный метр вырастет до 110 000 руб.
В конце мая в Петербурге был создан штаб по координации проектов возрождения Мариуполя. Как сообщал губернатор Александр Беглов, в первую очередь Петербург планировал помогать восстанавливать инженерную инфраструктуру: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспортную инфраструктуру, дороги. Специальная рабочая группа должна определить необходимый объем работ. Но пока власти не озвучивали оценку затрат, необходимых на восстановление города.
Политолог Дмитрий Солонников напоминает, что юридически выделить деньги из бюджета Петербурга на проведение работ в другом субъекте невоможно. Для этого рассматриваются альтернативные варианты финансирования. По данным Смольного, вместе с федеральными властями будет создан специальный фонд. Беглов сообщал, что власти города подали заявку в Минюст для перерегистрации под эти цели «Фонда Победы». «Наверняка будут привлечены и коммерческие структуры», — отметил Солонников
Разуваев напомнил, что в истории современной России уже есть пример восстановления разрушенного города — это Грозный в Чеченской Республике. Столицу субъекта восстанавливали и застраивали несколько лет, при этом деньги привлекались из различных бюджетных и внебюджетных источников. Однако восстановление Мариуполя может столкнуться с юридическими аспектами, которые могут осложнить проводимые работы. «В Мариуполе осталось много предприятий с неопределенным статусом владельцев», — привел пример Разуваев.