Содержание
- 1 Учет персонала
- 2 Можно ли не составлять документ
- 3 Структура и содержание документа
- 4 Организационная структура
- 4.1 Типовая схема УК среднего размера
- 4.2 Организационная структура крупной УК
- 4.3 Оргструктура ЖЭУ
- 4.4 Структура управления ТСЖ
- 5 Образец бланка штатного расписания ЖКХ
Прежде чем изучать эту статью рекомендуется изучить функциональные обязанности персонала в ЖКХ по этой ссылке.
Управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) – организации, которым отведена важная роль в отношениях собственников жилых помещений и исполнителей комплекса жилищно-коммунальных услуг. Ведение хозяйственной деятельности предусматривает управленческие мероприятия, в том числе разработку и утверждение штатного расписания (ШР) и организационной структуры. Ответим на часто возникающие вопросы: в чем важность документов, в каких случаях применяются и можно ли обойтись без них, какие должности существуют в управляющей компании. Приведем примеры, обсудим структурные элементы.
Учет персонала
Каждая организация ЖКХ уникальна по величине обслуживаемого жилого фонда, его состоянию и оснащению. Эти показатели ложатся в основу нормирования численности рабочего и руководящего состава. Зная, сколько людей справится с поставленными задачами, осуществляют бюджетирование расходов на персонал. Основной и самой большой статьей расходов предприятий занимающихся обслуживанием жилых зданий является фонд оплаты труда (ФОТ).
Штатное расписание является удобной и прозрачной формой для аккумулирования всех данных по ФОТ. В нем отражается структура затрат на оплату труда по каждому направлению работ организации. Данные ШР применяются:
- в планировании и экономических расчетах
- для установления цен и тарифов на услуги
- при подборе персонала и оформлении трудовых отношений
- при расчете заработной платы
ШР – это документ организации, устанавливающий нормы численности разных категорий работающего состава, в текущей деятельности.
Можно ли не составлять документ
Решение о разработке и внедрении ШР каждая организация принимает самостоятельно. Контролирующие государственные органы при каждом удобном случае спросят о его наличии, но не накажут, если его не окажется. ШР не относится к разряду обязательных документов, но существует практически в каждой компании ЖКХ. Этому есть логичное объяснение. Штатное расписание в организации:
- повышает уровень информированности и управляемости
- упрощает проверки соблюдения норм трудового законодательства
- оптимизирует бухгалтерские программы для начисления заработной платы и социальных взносов
Цены на жилищные и коммунальные услуги для населения должны нести адекватную социальную нагрузку. Штатное расписание управляющей компании служит обоснованием затрат на оплату труда, включенных в расчет коммунальных тарифов. Важно составлять документ в соответствии с действующими правилами.
Структура и содержание документа
В помощь организациям, постановлением Госкомстата № 1 от 01.05.2004 года утверждена унифицированная форма № Т-3, структуру которой не запрещается адаптировать под конкретные условия. Образец формы штатного расписания представляет собой таблицу, включающую следующие графы:
- подразделение, его номер и код
- наименование должности, профессии, специальности
- уровень квалификации: разряд, категория, классность
- количество штатных единиц
- часовая тарифная ставка или месячный оклад каждого сотрудника
- надбавки: премии, стимулирующие выплаты, имеющие регулярный характер
- коэффициенты: климатические, отраслевые, связанные с особыми условиями труда
- сумма выплат за полную месячную норму времени
Предусмотрен столбец примечание. Рабочий, электронный вариант может быть дополнен фамилиями работников, занимающих конкретную ставку.
Разработкой штатного расписания в УК занимается специалист по кадрам или инженер по организации и нормированию труда. Документ согласовывает главный бухгалтер, утверждает генеральный директор.
В ТСЖ, проект ШР готовит правление. В Уставе товарищества указываться: кто утверждает штатное расписание ТСЖ. Эти полномочия даны общему собранию собственников. Визу на документе ставит председатель ТСЖ. Но только протокол, с положительным результатом голосования членов товарищества, является основанием для утверждения. В таком же порядке вносят изменения по количеству штатных единиц и окладов.
Можно сокращать штат управляющей компании или добавлять штатные единицы, исходя из производственной нагрузки и финансовых возможностей. Следует знать, что нельзя одновременно изменить размер оплаты труда сотрудников. Пересмотр уровня заработных плат производится в строгом порядке, установленном федеральным и региональным законодательством.
Организационная структура
Штатное расписание управляющей компании принимают за базу для составления организационной структуры управления. В него включено такое количество персонала, которое необходимо для содержания и обслуживания жилого фонда. При построении орг.структуры ставится задача – сделать предприятие ЖКХ результативной производственной системой.
Типовая схема УК среднего размера
Приведена организационная структура для эксплуатирующей организацией размером в 200 000-400 000 тысяч квадратных метров управляемого жилья.
В управляющей компании, взявшей на обслуживание многоквартирные дома (МКД) в отдельно взятом районе или в поселке, обязательно присутствует служба главного инженера. В структуре службы действует ремонтное подразделение, которое возглавляет инженер по эксплуатации. Он работает с технической документацией, разрабатывает графики предупредительных и текущих ремонтов. В обязанности инженера входит: организация и материальное обеспечение, контроль над качеством и безопасностью труда:
- Слесарей-сантехников, обслуживающих домовые водопроводные, теплоснабжающие и канализационные сети
- Электрогазосварщиков, имеющих установленный уровень квалификации для проведения сварочных работ на трубопроводах и при монтаже металлоконструкций
- Электриков, отвечающих за бесперебойное поступление электрической энергии в квартиры и места общего пользования
- Плотников и кровельщиков – специалистов с определенными навыками для производства ответственных ремонтных работ на крышах и кровельных перекрытиях
- Разнорабочих – людей в круг обязанностей, которых входит большой объем подготовительных мероприятий, подсобных, погрузочно-разгрузочных операций и уборка мусора
В непосредственном подчинении и под руководством главного инженера исполняют должностные обязанности:
- Инженер-энергетик, в компетенции которого входит контроль над соответствием технической документации систем обеспечения всеми видами энергии. Он контролирует нагрузку сетей, следит за функциональным состоянием оборудования, внедряет мероприятия для исключения аварий
- Инженер производственно-технического отдела (ПТО) – осуществляет надзор над состоянием и содержанием зданий и сооружений. Планирует и курирует ремонтные мероприятия, осуществляет приемку отремонтированных объектов
- Специалист по работе с ресурсоснабжающими организациями (РСО): рассчитывает режимы, готовит договоры на поставку воды, тепловой и электрической энергии, контролирует объемы поставок и выполнение договорных условий сторонами
Самостоятельным подразделением является эксплуатационная служба. В задачи службы входит поддержание и благоустройство придомовой территории и общего хозяйства МКД. В штате кроме начальника эксплуатационной службы, обеспечивающего общее руководство, находятся подчиненные ему начальники участков. Их количество зависит от площади обслуживания. Начальники участков организуют:
- Дворников по очистке придомовых площадей от мусора, снега, наледи
- Техничек или рабочих по комплексной уборке домовладений, включающих уборку стен и пола лестничных клеток и маршей, помещений лифтов, окон подъездов
- Уборщиков мусоропроводов, выполняющих очистку и дезинфекцию мусоропроводов
Под руководством начальника эксплуатационной службы также работают диспетчеры, с обязанностью учета заявок и их выполнения. Специалисты по работе с населением, которые отслеживают показания приборов учета, дают разъяснения по вопросам начисления и оплаты коммунальных услуг.
Кроме главного инженера и начальника эксплуатационной службы напрямую генеральному директору подчиняются:
- Главный бухгалтер, возглавляющий работу: одного или нескольких бухгалтеров, экономиста, финансиста и бухгалтера-кассира
- Юрист, осуществляющий экспертизу документов, правовое сопровождение договоров, претензионную работу и представительство в рамках предоставленных компетенций
- Начальник отдела кадров, отвечающий за подбор персонала, оформление кадровых документов и организацию работы специалиста по охране труда
- Системный администратор, выполняющий функции по обеспечению работы оргтехники и сетевого ресурса организации
Структурными единицами являются помощник генерального директора и водитель автомобиля руководителя.
Организационная структура крупной УК
Пример орг.структуры приведен для компании управляющей жилым фондом в 1 500 000 квадратных метров.
В таких компаниях структура значительно укрупнена и расширена. В непосредственном подчинении генеральному директору находятся следующие руководители:
Директор аварийно-диспетчерской службы (АДС) – организует силами аварийно-восстановительной службы устранение всех внештатных ситуаций на коммуникационных сетях. Чаще всего сама АДС – это отдельное подконтрольное юридическое лицо.
Финансовый директор, осуществляющий руководство бухгалтерией, начальниками планово-экономического и финансового отдела.
Главный инженер, служба которого усилена: отделом ПТО со сметчиком и несколькими инженерами в штате, главным энергетиком, инженером по работе с твердыми бытовыми отходами (ТБО), инженером по лифтам.
- Директор по работе с населением, организующий выполнение обязанностей специалиста по работе с Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ)
- Начальник юридической службы в подчинении, которого может быть 3 и более юристов, в том числе отдельная должность юриста по претензионной работе
- Начальник службы безопасности, обеспечивающий охрану объектов и имущества УК
- Директор жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ). Управление может включать до 10 ремонтных и эксплуатационных участков
Оргструктура ЖЭУ
Штатное расписание в ЖКХ содержит нормированное количество единиц ремонтного, обслуживающего персонала и специалистов. Типовая организационная структура включает подчиненные директору ЖЭУ должности и подразделения:
- Мастер участка по благоустройству территории
- Инженер по эксплуатации с подчинением ремонтного участка
- Бухгалтер и подчиненные ему паспортист и бухгалтер-кассир
- Специалист по охране труда
Структура жилищно-эксплуатационного управления может быть включена в общую схему крупной УК. Организационная структура и штатное расписание утверждается каждым ЖЭУ отдельно и является самостоятельным документом.
Структура управления ТСЖ
Оргструктура ТСЖ или товарищества собственников недвижимости (ТСН) имеют отличительные особенности. Это связано с тем, что ТСЖ самостоятельно осуществляют только текущее обслуживание. Для выполнения ремонтных или аварийно-восстановительных работ ТСЖ заключают подрядные договоры с управляющей компанией или с другими компаниями. Аварийно-диспетчерская служба так же нанимается по отдельному подрядному договору.
В организационную структуру ТСЖ (ТСН), вносят не подразделения и службы, а должности специалистов и профессии рабочих, работающих по найму. Количество единиц, в соответствии со штатным расписанием ТСЖ. Схема содержит следующий перечень структурных единиц:
- Председатель ТСЖ – выборная должность, полномочия в соответствии с уставными документами
- Дворник – численность определяется в зависимости от типа поверхности, проходимости территории и применения механизации
- Консьерж – профессию включают в ШР по желанию жильцов подъезда
- Техничка – количество единиц рассчитывается от площади убираемых лестничных маршей и клеток и частоты уборки
- Слесарь-сантехник – число рабочих нормируют с учетом длительности эксплуатации инженерных систем МКД
- Электрик – предъявляются требования к квалификации и допуск к работе в электроустановках
- Бухгалтер – ведет отчетность, работает с банком и налоговой инспекцией, начисляет заработную плату
- Паспортист – регистрация и снятие с учета жителей
Следует отметить, что такие штатные единицы как сантехник, электрик, сварщик чаще всего нанимаются не на полную ставку для экономии затрат ТСЖ. В во многих случаях таких единиц вообще нет в штатном товарищества, а их наличие заменяет подрядный договор со специализированной компанией или с соседним ЖЭУ.
Председателю помогает выборный орган – правление. Небольшие товарищества, с согласия работников заключают трудовые на неполное рабочее время или договоры совместительства.
Образец бланка штатного расписания ЖКХ
alt=»» width=»1026″ height=»644″ />
Бланк штатного расписания
Внедрение грамотно составленного штатного расписания и оргструктуры положительно влияет на эффективность деятельности ЖКХ. При разработке документов необходимо: выработать цели и задачи организации, учесть все направления деятельности, правильно распределить обязанности. ШР регулирует вопросы оплаты труда. Оргструктура регламентирует бизнес-процессы. Рекомендуем более подробно ознакомиться с функциональными обязанностями персонала в ЖКХ.
ЖК РФ устанавливает, что управляющей организацией (управляющим) может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. При этом законодатель стремится создать условия, чтобы сделать рынок управления жильем открытым. Управление жильем в условиях конкуренции является предпосылкой для улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания граждан.
Ранее в том виде, в каком он предусматривался Законом о ТСЖ, аналогичный способ управления применялся крайне редко. В соответствии с Законом о ТСЖ (ст. 21) способ управления «кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службой заказчика на жилищно-коммунальные услуги» должен был избираться на общем собрании домовладельцев. Но на практике жилыми домами чаще всего управляют Службы заказчика, уполномоченные ОМС без проведения каких-либо собраний. Закон о ТСЖ не предписывал определять в качестве Служб заказчика именно МУПы и муниципальные учреждения. Несмотря на это, за редким исключением, именно за ними закреплялся муниципальный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Система перечисления бюджетных средств (ассигнований «на разницу в тарифах», субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсаций расходов на предоставление льгот) также складывалась с обязательным участием в качестве получателей муниципальных организаций[1]. Тем самым на этот рынок не допускались организации иных форм собственности и индивидуальные предприниматели. Конкуренция между потенциальными управляющими практически отсутствует.
Если по публично или кулуарно принятому решению какой-то многоквартирный дом (группа домов) выбывает из управления муниципальной Службы заказчика, то это практически не сказывается на объемах ее работы. Поэтому муниципальные управляющие зачастую не стремятся повысить качество, снизить цены. Они заинтересованы не в минимизации стоимости работ и услуг, а в ее увеличении.
В соответствии с положениями ЖК РФ собственники помещений не должны ограничиться выбором способа управления. Помимо этого они обязаны выбрать конкретную управляющую организацию, которая и будет управлять многоквартирным домом, сформулировать на общем собрании условия договора с ней и подписать договор управления.
По мнению автора, хотя закон и не ограничивает виды организационно-правовых форм управляющих организаций, тем не менее такая форма, как государственное или муниципальное учреждение, для роли управляющего явно не подходит.
Во-первых, учреждение имеет ограниченную правоспособность и может осуществлять только те виды деятельности, которые разрешит учредитель. Формально собственники помещений могут столкнуться с ситуацией, когда управляющий (учреждение) не вправе выполнять все, что ему заказывают, или теряет право осуществлять какой-либо вид деятельности, если после заключения договора учредитель вносит изменения в устав учреждения.
Во-вторых, бюджетное учреждение (а ими являются все муниципальные или государственные учреждения) финансируется по смете. В ГК РФ они так и называются — «финансируемые собственником учреждения». Их доходы учитываются в составе доходов соответствующего бюджета (как доходы от использования соответствующего имущества). А если в смете расходов не будут заложены средства на выплату неустоек или другие необходимые или возможные затраты?
В-третьих, руководитель учреждения назначается органами власти. При смене администрации, например после очередных выборов, могут поменять и руководителя учреждения. Учреждения — организации некоммерческие, а договоры управления являются возмездными. Да, учреждению можно осуществлять с разрешения собственника приносящую доходы деятельность. Но такая деятельность по определению не может быть единственным или преобладающим по объему источником финансирования учреждения*. Иначе «учреждение» становится просто ширмой фактически коммерческой организации.
В-четвертых, в соответствии с новыми требованиями Кодекса управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и отопления (теплоснабжения). Она должна продавать собственникам помещений воду, газ, электрическую и тепловую энергию, приобретаемые у производителей или продавцов данных ресурсов. При этом управляющая организация сама приобретает статус энергоснабжающей организации. Это вытекает из ст. 1 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: «…энергоснабжающая организация — коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии». Следовательно, функционирование управляющей организации в форме учреждения как некоммерческой организации не будет соответствовать этому Закону.
Не многим лучше вариант МУП (ГУП) с возможностью получения собственником предприятия части прибыли, определения целей, предмета и видов деятельности, порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности, назначения руководителя, ликвидации по решению публичного образования и т. п.
Частные управляющие организации не могут позволить себе иметь раздутый управленческий аппарат, содержать специалистов и технические средства, которые задействованы лишь эпизодически. Их не связывает штат организации, согласованный с ОМС (по сложившейся практике ценообразования — чем больше штат, тем выше цены на содержание и ремонт жилья). Частных управляющих, выбранных непосредственно собственниками помещений, сложнее заставить в административном порядке бесплатно выполнять работы, затраты на проведение которых будут компенсироваться фактически за счет платежей собственников. Такие организации должны более мобильно реагировать на запросы рынка и предоставлять по отдельным договорам имеющие спрос дополнительные услуги.
Следует отметить, что продекларированное ранее в ряде программных документов о реформировании ЖКХ разделение функций заказчика и подрядчика в соответствии с Кодексом не является обязательным. Выбранная управляющая организация вправе как самостоятельно (своими силами) оказывать услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, так и привлекать для этих целей любые иные подрядные организации по своему выбору. Решение вопроса: привлекать или не привлекать подрядчиков для выполнения (оказания) конкретных работ (услуг), — прерогатива самой управляющей организации. Ведь ответственность перед собственниками остается у управляющего.
Управляющие должны иметь возможность самостоятельно решать: какими силами и как организовать работу диспетчерского пункта, иметь свое аварийное подразделение или заключить договор на аварийное обслуживание со сторонней организацией, какую выбрать организацию по обслуживанию лифтов и вывозу бытовых отходов, иметь в своем составе управляющих на каждый дом или осуществлять управление централизованно, нанимать дворников или приобрести уборочную технику, сколько иметь уборщиц, сантехников и электриков и т. п. При этом они должны ориентироваться на запросы своих заказчиков — собственников помещений в конкретном доме, которые будут оценивать результат и оплачивать цену договора управления.
Договор управления
Предусмотренный ЖК РФ договор управления многоквартирным домом — новый вид гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 162 Кодекса одной стороной договора управления является управляющая организация, другой могут быть:
- собственники помещений в многоквартирном доме (если управляющая организация выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме);
- органы управления ТСЖ, жилищного кооператива или специализированного потребительского кооператива, предусмотренного федеральным законом. Это возможно, если управляющая организация выбирается органами управления этих некоммерческих организаций. При этом факт заключения договора управления не означает изменения способа управления многоквартирным домом;
- ОМС в установленных ЖК РФ случаях. Кодекс допускает заключение договора управления многоквартирным домом в случае, если все помещения в таком доме находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. 163).
Договор управления многоквартирным домом заключается в простой письменной форме. При этом каждый собственник помещения заключает его на условиях, указанных в решении общего собрания.
Условия договора управления всегда должны быть одинаковы для всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку это единый сложный объект недвижимости. Им может управлять только одна управляющая организация. Условия управления многоквартирным домом как единым объектом не могут быть различными, взаимоисключающими, противоречивыми. Безусловно, полного единства мнений достичь на практике невозможно. Вместе с тем решения на общем собрании по этому вопросу принимаются простым большинством голосов, вероятность получения которого достаточно высока.
Положение о том, что договоры управления должны заключаться на единых условиях для всех собственников помещений в конкретном многоквартирном доме, распространяется и на случаи, когда управляющая организация выбирается на открытом конкурсе, проводимом ОМС (часть 4 ст. 162 ЖК РФ). В этом случае договоры также должны заключаться не муниципалитетом, а самими собственниками помещений.
Предметом договора управления многоквартирным домом является осуществление управляющей организацией по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату следующей деятельности (ст. 162 ЖК РФ):
- оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;
- предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме;
- осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
Кодекс впервые называет существенные условия договора управления: он может считаться заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Отсутствие в договоре управления согласия хотя бы по одному из существенных условий не позволяет считать такой договор заключенным. Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. ЖК РФ называет следующие существенные условия договора управления:
- состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в т. ч. по предотвращению и ликвидации аварий, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, за предоставление которых отвечает управляющая организация;
- порядок определения цены договора и составляющей ее платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы собственниками помещений в многоквартирном доме;
- порядок осуществления контроля выполнения управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Таким образом, договор должен четко определять, в отношении какого имущества осуществляется управление. Это положение конкретизируется путем описания общего имущества многоквартирного дома.
Стороны должны указать в договоре управления, что необходимо сделать для достижения целей управления домом. Собственники помещений вправе определить любой перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Единственным критерием при установлении такого перечня является обеспечение собственниками помещений необходимого состояния многоквартирного дома, определяемого правовыми актами, имеющими обязательную силу. При этом управляющий не вправе навязывать какие-либо работы и услуги, поскольку любой договор заключается по соглашению сторон (ст. 421 ГК РФ)[2]. Он может лишь объяснить собственникам влияние включения или невключения какой-либо конкретной работы или услуги на состояние дома. Окончательное решение по этому вопросу всегда остается за собственниками — на них лежит вся ответственность за принятое решение. Следует отметить, что перечни работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, упоминавшиеся в ст. 1 Основ в определении термина «плата за ремонт жилья», после прекращения их действия с 1 марта 2005 г. теряют свою обязательную силу. Соответственно, если право определения цены договора управления является компетенцией собственников помещений, то государственное регулирование цен на содержание и ремонт жилья будет упраздняться по мере реализации собственниками помещений своего самостоятельного выбора способа управления домом.
В договоре управления указывается перечень коммунальных услуг, которые обязана предоставлять управляющая организация: она должна отвечать за оказание всех коммунальных услуг, которые только возможно предоставить в конкретном многоквартирном доме[3]. Управляющие должны отвечать также за электро- и газоснабжение, от ответственности за предоставление которых дистанцировались прежние управляющие, поскольку сами ресурсы — холодная и горячая вода, газ, электрическая и тепловая энергия — подаются в жилое помещение по общедомовым сетям, за содержание которых они отвечают. Преобладающим
способом оплаты коммунальных услуг будет являться оплата с использованием показаний общедомовых или индивидуальных приборов учета. Необходимо подчеркнуть, что выбранная управляющая организация должна являться единственным лицом, отвечающим перед собственниками жилых и нежилых помещений в доме за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг.
Поскольку договор управления является возмездным, то в нем должна быть указана общая цена договора. Помимо этого он отражает расчет платы собственников за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, а также порядок ее внесения (сроки, номер банковского счета управляющего, основания и порядок снижения оплаты и т. п.).
Важнейшим условием договора управления является контроль выполнения обязательств управляющей организации. Дело в том, что сегодняшние управляющие подвергаются в основном административному контролю со стороны муниципалитетов, да и то чаще по обращениям и жалобам граждан. Представляется, что при новом порядке отношений, помимо государственного и муниципального контроля, должен сложиться институт действенного контроля всеми собственниками. ЖК РФ (часть 11 ст. 162) обязывает управляющего ежегодно в течение первого квартала текущего года представить собственникам помещений в многоквартирном доме в устной или письменной форме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Договором срок представления отчета может быть изменен.
Кодекс устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее года и не более пяти лет (часть 5 ст. 162). При отсутствии заявлений сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях (часть 6 ст. 162). Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления не позднее тридцати дней со дня его подписания (часть 7 ст. 162). Договором этот срок может быть изменен. За нарушение указанного срока к управляющему могут быть применены соответствующие санкции.
Выше уже отмечалось, что согласно ЖК РФ передача жилых домов в управление управляющей организации должна осуществляться не в масштабе всего поселения, административного округа или района, а в отношении каждого многоквартирного дома в отдельности. Исходя из этого для каждого дома, даже если одна управляющая организация управляет группой близлежащих однородных домов, должен заключаться самостоятельный договор управления. Это вытекает из положений ст. 161 ЖК РФ, согласно которым выбор управляющей организации может осуществляться на собрании собственников помещений только одного дома.
Немаловажным обязательством по договору управления является передача технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением домом. Управляющая организация обязана передать ее за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом вновь выбранной управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. В случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений передача технической документации должна производиться одному из собственников, указанному в решении общего собрания, или, если он не указан, любому собственнику помещения в таком доме. Порядок ведения технической документации на многоквартирный дом, в т. ч. воссоздание документации, если она по какой-либо причине отсутствует, должен согласовываться сторонами в договоре управления.
Нелегитимные способы управления многоквартирными домом
Перечень способов управления многоквартирным домом, указанный в ст. 161 ЖК РФ, является исчерпывающим[4].
Между тем гражданское законодательство предусматривает и другие, которые, как представляется, не могут быть использованы. Рассмотрим три способа управления многоквартирным домом, которые не будут соответствовать новому жилищному законодательству Российской Федерации.
1. Глава 16 ГК РФ содержит положения о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в общей собственности. Эти положения могут применяться только к объектам, которые целиком находятся в собственности нескольких лиц (например, квартира, перешедшая в собственность нескольких наследников или находящаяся в общей собственности супругов). При этом весь объект в целом принадлежит нескольким лицам, и в его составе нет каких-либо отдельных объектов, принадлежащих единолично каждому из них.
В многоквартирном доме объект управления несколько иной. Квартиры, комнаты и нежилые помещения (самостоятельные объекты) могут находиться в индивидуальной собственности различных лиц, а общее имущество находится в долевой собственности всех собственников таких помещений. Право на долю в общем имуществе является производным от права собственности на индивидуально определенную вещь (ст. 289 ГК РФ). Объектом управления по ЖК РФ является общее имущество многоквартирного дома. Квартиры в состав объекта управления не входят. Именно поэтому ранее Закон о ТСЖ, а теперь ЖК РФ содержит специальный режим выбора и реализации способа управления многоквартирным домом.
2. Следует иметь в виду, что нельзя рассматривать доверительное управление (глава 53 ГК РФ) как самостоятельный способ управления многоквартирным домом. Доверительное управление предусмотрено для случаев, когда его объект находится в собственности одного или небольшого числа собственников.
Для передачи дома в доверительное управление необходимо свободное волеизъявление всех (100%) собственников помещений в многоквартирном доме и доверительного управляющего. В абсолютном большинстве случаев такого соглашения достичь невозможно. На практике решение о передаче дома в доверительное управление принимали не все собственники (ст. 1014 ГК РФ), а ОМС и органы государственной власти субъектов Федерации. Естественно, они не вправе это делать, поскольку владеют только частью квартир в домах и долей в праве на общее имущество в многоквартирном доме. При этом права других собственников распоряжаться своей собственностью игнорируются.
Если требования об изъятии из хозяйственного ведения предприятий или оперативного управления учреждений муниципального или государственного имущества (квартир, находящихся в муниципальной или государственной собственности) выполнялись (п. 3 ст. 1013 ГК РФ), то независимая оценка всего дома практически никогда не производилась[5].
Сами договоры доверительного управления подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что также игнорируется, а без этого они считаются недействительными (п. 3 ст. 1017 ГК РФ). При этом доверительный управляющий действует за вознаграждение, размер и форма которого указываются в договоре (ст. 1016 ГК РФ). То есть такой управляющий не может получать от граждан какие-либо платежи, поскольку у него отсутствуют с ними договорные отношения (договор заключен городом). Кроме того, надо учитывать, что в соответствии с ГК РФ обязательства доверительного управляющего в отдельных случаях подлежат исполнению за счет управляемого имущества (п. 2 ст. 1020, п. 3 ст. 1022 ГК РФ), что крайне рискованно.
3. Выбор способа управления многоквартирным домом не может решаться путем заключения договоров (соглашений) о совместном владении и пользовании общим имуществом между органами власти (действующими от их имени организациями или лицами) и другими собственниками помещений по предлагаемой муниципалитетом единой для всех домов форме (а такая практика сложилась в Москве и ряде других городов). Это не совместимо ни с одним из способов управления, указанных в ст. 161 ЖК РФ.
Отличие заключается в том, что выбор способа управления всегда должен осуществляться на общем собрании собственников помещений каждого в отдельности многоквартирного дома. Если в таком доме часть жилых или нежилых помещений находится в собственности муниципалитета или в региональной либо федеральной собственности, то в выборе способа управления на общем собрании должны участвовать соответственно ОМС, органы власти субъектов Федерации, федеральных органов власти. Но подменять решение собрания договором ЖК РФ не допускает.
Расторжение или изменение ранее заключенных договоров управления
Наличие договора управления предусмотрен ЖК РФ только при:
- выборе собственниками помещений способа управления многоквартирным домом с привлечением управляющей организации;
- заключении такого договора органом управления ТСЖ или ЖСК;
- заключении договора управления ОМС при управлении домом, в котором все помещения находятся в публичной собственности;
- выборе ОМС управляющей организации на открытом конкурсе в случае, когда собственники помещений не выбрали способ управления многоквартирным домом или не реализовали выбранный способ управления.
Согласно ст. 9 Вводного закона действие раздела VIII ЖК РФ «распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными жилыми домами». То есть нормам этого раздела Кодекса придана обратная сила, что допускается п. 2 ст. 422 ГК РФ. Это означает, что любые договоры ОМС с муниципальными Службами заказчика должны соответствовать обязательным правилам и требованиям, установленным ЖК РФ, независимо от момента их заключения и срока действия. По мере выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления таким домом ранее заключенные ОМС договоры управления с подобными службами прекращаются.
Если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ непосредственного управления своим домом, то надобность в договорах управления отпадает. Они сами решают все необходимые вопросы. В этом случае собственники вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения ранее заключенных ими договоров (соглашений), чаще всего с муниципальными Службами заказчика.
При создании собственниками помещений ТСЖ или жилищного кооператива все отношения между членами этих некоммерческих организаций строятся на началах членства и будут урегулированы их уставами. Между ТСЖ (ЖСК) и членами этих некоммерческих организаций не может быть договорных отношений (в частности, по поводу управления, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома). Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ или жилищного кооператива (физических и юридических лиц, ОМС), то они в соответствии с ЖК РФ должны будут заключить с ТСЖ или потребительским кооперативом не договоры управления, а возмездные договоры о содержании и ремонте жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
При выборе собственниками помещений способа управления многоквартирным домом через управляющую организацию отношения сторон будут урегулированы новым договором управления, заключаемым на условиях, выработанных на общем собрании. Если собственники помещений выбрали нового управляющего после вступления в силу ЖК РФ, действие прежнего договора прекращается.
Поскольку разделу VIII придана обратная сила, то положение о соответствии договора установленным в законе требованиям не зависит от того, что до вступления в силу ЖК РФ эти требования законодательно не устанавливались (п. 2 ст. 422 ГК РФ) и договор мог заключаться только при согласовании предмета договора и условий, согласования которых добивалась одна из сторон (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
Указанные меры позволят собственникам помещений в каждом отдельном многоквартирном доме самостоятельно не только выбирать способ управления домом, но и заказывать необходимые им условия управления.
Примерные договоры управления
В целях совершенствования договорных отношений собственников помещений, ТСЖ и потребительских кооперативов, управляющих организаций с ремонтно-эксплуатационными, специализированными подрядными организациями и ресурсоснабжающими организациями ОМС могут разработать, утвердить и опубликовать примерные условия или примерные формы договоров (ст. 427 ГК РФ). Принимаемые примерные договоры должны содержать условия выполнения работ и оказания услуг, а также подачи ресурсов, обеспечивающие баланс интересов подрядчиков (производителей ресурсов) и потребителей. При их разработке ОМС желательно привлекать ассоциации ТСЖ или потребительские кооперативы, общественные организации по защите прав потребителей, подразделения государственной жилищной инспекции, представителей управляющих, подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Это позволит предотвратить многие конфликтные ситуации и повысит шансы применения разработанных условий.
В примерных договорах необходимо учитывать, что даже если договор заключается юридическим лицом (ТСЖ, ЖСК, управляющей организацией), конечными потребителями все же будут являться граждане. В связи с этим положения договоров, касающиеся качества жилищных и коммунальных услуг, ответственности сторон, информации об условиях предоставления коммунальных услуг и др., должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Целесообразно отразить в примерных договорах условия обеспечения установленных параметров качества жилищных и коммунальных услуг, условия оплаты (сроки, порядок снижения оплаты в случаях нарушения качества или непредоставления жилищных и коммунальных услуг), а также ответственность сторон и порядок изменения или расторжения договоров.
Примерные условия и договоры могут применяться сторонами исключительно по доброй воле. Это относится как к частным организациям, так и действующим в форме государственных или муниципальных предприятий или учреждений. Примерные условия и договоры носят рекомендательный характер и не должны навязываться силой административного воздействия. Заключаемые с их использованием договоры могут содержать перечни и объемы работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, отличающиеся от перечней и объемов работ и услуг, выполняемых по договорам с лицами, осуществляющими управление другими домами. Применение примерных условий и форм договоров должно не усугублять, а, наоборот, снижать монопольное давление ресурсоснабжающих организаций на своих контрагентов, обеспечивать защиту прав и интересов потребителей, ТСЖ и потребительских кооперативов.
Нельзя путать примерные условия с типовыми договорами. В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ типовые договоры и положения содержат «правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров». Такие правила могут устанавливаться только Правительством РФ и только «в случаях, предусмотренных законом». Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Федерации и ОМС не вправе принимать формы типовых договоров или издавать обязательные для сторон договоров правила (гражданско-правовые императивные нормы).
[1] Устранение этого недостатка должно произойти по мере прекращения практики установления “стопроцентных” тарифов, перехода субъектов Российской Федерации к предоставлению субсидий в денежной форме (в частности, на персонифицированные социальные счета) и “монетизации” льгот на жилье и коммунальные услуги.
[2] Такой подход должен распространяться и на определение перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который устанавливается в договорах с привлекаемыми подрядчиками собственников помещений, осуществляющими непосредственное управление домом, а равно органов управления ТСЖ или кооперативов (при реализации второго способа управления).
[3] В п.4 ст.154 ЖК РФ содержится перечень коммунальных услуг: «холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в т.ч. поставка газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в т.ч. приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления)».
[4] Ранее Закон о ТСЖ (п.2 ст.20) содержал открытый перечень способов управления и допускал их установление федеральными законами и законами субъектов Федерации. С 1 марта 2005 г. это положение теряет свою силу.
[5] Это требование ст.8 Федерального закона от 29.07.98 №1 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Руководители компаний, которые только готовятся выйти на рынок управления многоквартирными домами или заключили первые договоры с собственниками, сталкиваются с множеством вопросов. В помощь им эксперт в сфере ЖКХ Сусана Киракосян и эксперт по корпоративным спорам Андрей Бежан провели курс для начинающих управляющих МКД. Рассказываем об основных темах семинара.
В процессе создания управляющей организации условно выделяются три главных этапа
Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Сусана Киракосян отметила, что получить лицензию на управление МКД и зарегистрировать управляющую организацию – это только начало. Чтобы стать лучшим управляющим МКД, необходимо научиться держать под контролем все сферы деятельности компании, а также знать о рисках, которые грозят молодой УО, и уметь от них защититься.
Эксперт отметила, что от идеи создать новую управляющую организацию до начала деятельности по управлению многоквартирным домом необходимо пройти три этапа:
- Планирование и создание.
- Подготовка к деятельности.
- Начало работы.
Каждый из этих этапов имеет свои стадии, которые могут быть дополнены в зависимости от опыта учредителей новой УО и обстоятельств выхода на рынок управления МКД.
Стратегии и инструменты прибыльного роста управляющей организации
Планирование и создание УО
На стадии планирования работы УО необходимо решить несколько важных вопросов: будет ли офис размещаться в собственном помещении или взять его в аренду, а также приобретать или арендовать необходимое для работы оборудование и технику. Тут же учредители должны составить штатное расписание новой компании: какие сотрудники войдут в штат, а кто будет работать на аутсорсинге.
Кадровое обеспечение УО зависит от её финансовых возможностей и предполагаемых размеров: небольшие компании могут обойтись минимумом специалистов. Обязательно в штате должны быть руководитель УО, главный инженер и отдел ПТО, секретарь и специалист по работе с населением, финансовый отдел (бухгалтер, финансист). Остальные необходимые специалисты могут работать по договору: юристы, отдел кадров, АДС, специалист по заполнению ГИС ЖКХ, маркетолог и т.д.
Также на этом этапе решаются вопросы о выборе организационно-правовой формы и фирменного наименования. Эксперты напомнили о том, что название новой УО не должно быть тождественно с наименованием уже существующей компании (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ, письмо Минстроя России от 21.06.2018 № 26618-АЧ/04).
Когда у новой компании есть название, юридический адрес и в ней сформирован штат, можно приступать к завершающей стадии этого этапа – государственной регистрации юридического лица.
Оценка тождественности и схожести наименований управляющих компаний
Подготовка к работе и её начало
При подготовке к деятельности УО необходимо:
- Изучить все законы РФ и субъекта РФ, в котором компания будет работать: как НПА общего характера (кодексы), так и документы, касающиеся эксплуатации и управления МКД, предоставления коммунальных услуг.
- Выполнить все лицензионные требования, указанные в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, п. 3 ПП РФ № 1110. Последствия их нарушения предусмотрены в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а основания для аннулирования лицензий в судебном порядке – в ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.
- Подготовить шаблоны внутренних документов (положений, инструкций, приказов) и документов для ОСС, проект договора управления и приложений к нему.
При этом новая УО должна организовать информационную и материальную базу для своей работы: разместить информацию о себе в ГИС ЖКХ и других информационных системах, создать и наладить работу АДС либо заключить договор с подрядчиком, установить онлайн-кассы.
Когда изучены все нормативно-правовые документы, созданы локальные документы УО, можно приступать к работе с жителями многоквартирных домов, которые УО планирует взять в управление. Диалог следует начать с инициативными собственниками, советом МКД, председателем и правлением ТСЖ или кооператива.
После этого УО переходит к завершающему этапу: заключению договоров управления с собственниками помещений в МКД, с РСО и подрядчиками. На этой стадии Сусана Киракосян предлагает УО определить, по каким видам коммунальных услуг требуются договоры с РСО и выгодны ли прямые договоры собственников с поставщиками ресурсов.
Рекомендации, как УК выполнить все лицензионные требования
Подробнее – в видеозаписи семинара
На онлайн-семинаре мы также говорили о том, как организовать работу с жителями и их обращениями, какие существуют риски в сфере управления многоквартирными домами и разобрали кейсы работы со стартапами управляющих организаций.
Мы обсудили, какие органы проверяют управляющие организации, и главное – где компании брать деньги на оплату административных штрафов.
Андрей Бежан рассказал о том, что на первоначальном этапе деятельности для управляющей организации оптимальна форма ООО, и привёл примеры из судебной практики о том, какие действия руководителей УО могут привести к банкротству компании и субсидиарной ответственности ее органов управления . Подробный разбор всех этих тем вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 833 подписчикам
Материалы к статье
Видео онлайн-семинара «Курс для начинающего управляющего МКД» 4 hours, 27 minutes
Слайды онлайн-семинара «Курс для начинающего управляющего МКД» 61 страниц 1850 Кб
Алгоритм создания управляющей организации 3 страниц 253 Кб
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Структура раздела:
-
Организационная структура управляющей
компании -
Штатное расписание УК
-
Система премирования в УК
Организационная структура управляющей компании
Структура УК определяется количеством
и содержанием выполняемых компанией
функций. Управление таким сложным
инженерным объектом, как многоквартирный
дом, требует специальных профессиональных
знаний, реализации различных функций,
количество которых может расти, образуя
новые направления и требуя привлечения
дополнительных человеческих ресурсов.
Приведенные в предыдущем разделе функции
УК носят рекомендательный характер и
могут быть детализированы с учетом
положения и размера управляющей компании,
необходимых профилей должностей
сотрудников и работников компании.
Общее руководство:
-
Руководство деятельностью управляющей
компании в соответствии с действующим
законодательством и согласно утвержденному
уставу и договору управления с
собственниками помещений. -
Организация и ведение бухгалтерского
учета в соответствии с едиными
методологическими основами бухгалтерского
учета и отчетности на территории
Российской Федерации для организаций,
являющихся юридическими лицами
независимо от подчиненности и форм
собственности. -
Обеспечение кадрами требуемой
квалификации и специальности, организация
учебно-методической работы по необходимым
видам и формам подготовки и повышению
квалификации работников управляющей
компании. -
Документальное оформление управленческих
решений, действий, связей; организация
документооборота; упорядочение и
хранение исполненной документации;
контроль своевременного исполнения
приказов, поручений и распоряжений,
техническое обслуживание работы
руководителя управляющей компании. -
Обеспечение работников всем необходимым
для их деятельности, прием, хранение и
отпуск товарно-материальных ценностей;
контроль за их использованием.
Хозяйственное обслуживание зданий и
помещений УК в соответствии с правилами
и нормами производственной санитарии
и пожарной безопасности.
Рекомендуемый перечень должностей:
генеральный директор компании,
коммерческий директор, заместитель
директора по производству (главный
инженер), главный бухгалтер, инспектор
по кадрам, секретарь, заведующий
хозяйством.
Технический контроль и
планирование:
-
Анализ технического состояния жилых
домов. -
Создание и ведение базы данных
технического состояния жилых домов. -
Проведение инвентаризации инженерного
оборудования, капитальности и других
параметров объектов жилых домов,
определение необходимости и возможности
ремонта объектов. -
Анализ сложившегося состояния находящихся
в управлении жилых домов, уровня и
качества предоставляемых услуг и работ,
подготовка предложений по повышению
качества обслуживания домов. -
Планирование и организация работ по
техническому обслуживанию, текущему
и капитальному ремонтам. -
Планирование и организация выполнения
мероприятий по повышению благоустройства
жилых домов. -
Планирование и организация выполнения
мероприятий по выполнению прочих
требований законодательства по
обслуживанию и эксплуатации жилых
домов. -
Оперативное планирование сложных
ремонтных работ. -
Составление перечня требуемых работ
по обслуживанию и ремонту жилых домов
и предоставлению коммунальных услуг. -
Разработка проектно-технологической
документации на проведение ремонтных
работ и модернизации оборудования,
ведение иной технической документации. -
Разработка требований по качеству
содержания и ремонта жилых домов. -
Разработка нормативов по уходу, надзору,
обслуживанию и ремонту оборудования. -
Организация работ по монтажу, демонтажу
и утилизации оборудования. -
Разработка рекомендаций по методам и
техническим решениям устранения
обнаруженных дефектов. -
Реализация инвестиционных программ
-
Организация технического контроля.
-
Контроль технического состояния жилых
домов. -
Осуществление контроля санитарно-технического
состояния жилых домов, объектов
инженерной инфраструктуры. -
Обеспечение технических условий
эксплуатации и осуществление контроля
над правильной эксплуатацией и
содержанием общего имущества жилых
домов подрядными организациями. -
Проведение документальных и иных
проверок (инвентаризации и пр.) в части
контроля над использованием по назначению
общего имущества жилых домов. -
Контроль объема и качества коммунальных
услуг (в условиях наличия/отсутствия
приборов учета). -
Надзор за правилами эксплуатации
оборудования и грузоподъемных механизмов. -
Контроль и обеспечение работ по
подготовке жилищного фонда к сезонным
условиям эксплуатации. -
Контроль качества и объема выполненных
работ и предоставленных услуг, приемка
произведенных работ и услуг согласно
заключенным договорам. -
Актирование выполненных работ,
актирование фактов невыполнения
договорных обязательств. -
Подготовка данных для корректировки
размера оплаты жилищно-коммунальных
услуг в случае отклонения их качества
от нормативного уровня. -
Формирование заказа на работы по
содержанию, обслуживанию и ремонту
общего имущества домов и на поставку
коммунальных услуг. -
Выбор поставщиков ЖКУ и подрядчиков
на проведение аварийных, ремонтных и
иных работ. -
Организация и проведение конкурсов
между предприятиями различных форм
собственности на обслуживание и ремонт
жилищного фонда. Выбор перечня домов,
выставляемых на конкурс, предоставление
необходимой информации для потенциальных
участников конкурса, осмотр с участниками
конкурса выставляемых на конкурс жилых
домов, участие в работе конкурсной
комиссии. -
Обеспечение взаимодействия всех
участников процесса предоставления
ЖКУ. -
Работа с ресурсоснабжающими предприятиями
по подготовке проектов договоров в их
технической части между управляющей
компанией и ресурсоснабжающими
организациями. -
Обеспечение согласованной технической
политики с поставщиками коммунальных
услуг. -
Обеспечение аварийно-диспетчерского
обслуживания. -
Прием и регистрация заявок, ведение
учета ремонтных работ. -
Подготовка и предоставление собственникам
помещений отчета о выполнении всех
работ и мероприятий, прочее информирование
собственников помещений. -
Обеспечение потребителей информацией
о нормативных показателях качества
жилищно-коммунальных услуг, сроках их
представления и размерах финансовых
санкций за нарушение нормативного
уровня качества. -
Проверка соблюдения потребителями
жилищно-коммунальных услуг своих
обязательств по договору управления. -
Работа с населением по ликвидации
задолженности по оплате жилищно-коммунальных
услуг.
Рекомендуемый перечень должностей:
заместитель директора по производству
(главный инженер), инженер, инспектор,
техник, сметчик, диспетчер
Финансово-экономическая
деятельность:
-
Проведение анализа финансово-хозяйственной
деятельности управляющей компании. -
Анализ и контроль финансовых результатов
хозяйственной деятельности. -
Ведение расчетного счета в кредитном
учреждении (банке). -
Определение резервов для оптимизации
затрат. -
Расчет фактической себестоимости
оказания услуг по управлению. -
Расчет заработной платы работникам
управляющей компании. -
Начисление и перечисление платежей в
государственный бюджет, взносов на
государственное социальное страхование,
средств на финансирование капитальных
вложений. -
Формирование предложений о размере
платы за работы и услуги по содержанию
и ремонту общего имущества домов,
включая услуги по управлению. -
Расчет стоимости мероприятий по
содержанию и ремонту общего имущества
жилых домов. -
Расчет стоимости мероприятий по
повышению благоустройства жилых домов. -
Определение размера платежей за
жилищно-коммунальные услуги и услуги
по управлению с учетом права на льготы. -
Оформление платежных документов
(счетов-квитанций) на оплату
жилищно-коммунальных услуг и услуг по
управлению. -
Проведение перерасчета платежей за
жилищно-коммунальные услуги:-
при изменении тарифов на жилищно-коммунальные
услуги; -
при временном отсутствии потребителя
по месту жительства (при отсутствии в
жилом помещении индивидуальных приборов
учета по соответствующим видам
коммунальных услуг); -
при отклонении показателей качества
ЖКУ от нормативного уровня и (или) при
предоставлении коммунальных услуг с
перерывами, превышающими установленную
продолжительность; -
при введении дополнительных льгот или
их отмене.
-
-
Проведение перерасчета платежей за
услуги по управлению при отклонении
показателей критериев эффективности
работы управляющей компании. -
Рассмотрение жалоб и заявлений граждан
по вопросам, связанным с начислением
платы за жилищно-коммунальные услуги. -
Организация расчетно-кассового
обслуживания. -
Анализ информации о поступлении денежных
средств на лицевые счета плательщиков; -
Осуществление поквартирного учета и
анализа оплаты за поставляемые жилищные
и коммунальные услуги. -
Выявление потребителей, имеющих
задолженность по платежам за ЖКУ и
услуги по управлению. -
Работа с должниками за поставленные
услуги. -
Начисление пени в установленном
договором размере при нарушении
потребителями сроков внесения платежей
за ЖКУ и услуги по управлению. -
Ведение базы данных о наличии/движении
жильцов. -
Открытие и ведение накопительных
лицевых счетов. -
Мониторинг состояния накопительных
лицевых счетов. -
Консолидация финансовых средств для
расчетов с подрядчиками за выполненные
работы и предоставленные услуги в
соответствии с заключенными договорами. -
Осуществление расчетов с подрядчиками
за реализованную продукцию (услуги,
работы) в соответствии с актами оценки
качества выполненных работ и поставленных
услуг. -
Своевременное перечисление средств
поставщикам и подрядчикам за
предоставленные ЖКУ. -
Разработка и внедрение наиболее
целесообразных форм расчетов с
поставщиками и потребителями ЖКУ,
способствующих своевременности
платежей, уменьшению затрат, недопущению
убытков и выполнению основных показателей
финансового плана. -
Предъявление претензий (совместно с
юридическим отделом) поставщикам или
заказчикам ЖКУ, кредитно-расчетным
организациям банкам, в случае невыполнения
ими условий заключенных договоров,
контрактов. -
Применение штрафных санкций к подрядчикам,
осуществляющим работы по обслуживанию
и ремонту жилищного фонда и поставке
коммунальных услуг в соответствии с
заключенными договорами. -
Привлечение инвестиций для выполнения
работ. -
Мониторинг инвестиционных программ.
Рекомендуемый перечень должностей:
коммерческий (финансовый) директор,
заместитель директора по экономике,
главный бухгалтер, бухгалтер, экономист
Договорно-правовая деятельность:
-
Разработка и оформление договоров с
организациями, обслуживающими жилые
дома, и поставщиками коммунальных
услуг. -
Подготовка проектов договоров аренды
общего имущества. -
Заключение договоров на оказание услуг
по сбору платежей населения за
жилищно-коммунальные услуги со
специализированными организациями. -
Юридическое оформление договоров,
обеспечение законности, проверка
соответствия действующему законодательству,
приказам инструкциям, положениям и
другим документам правового характера,
имеющим отношение к обслуживанию и
ремонту жилищного фонда. -
Контроль за выполнением договорных
обязательств, рассмотрение и составление
протоколов разногласий к договорам,
обеспечение правовыми средствами
проверки качества работ и услуг,
обеспечение соблюдения законодательства
о труде. -
Контроль за уровнем дебиторской и
кредиторской задолженности управляющей
компании, нарушений договорных
обязательств. -
Расторжение заключенных договоров в
судебном порядке или по соглашению
сторон. -
Анализ практики заключения и исполнения
договоров на поставку ЖКУ и представление
руководителю управляющей компании
предложения по устранению выявленных
недостатков. -
Экспертиза договоров поставки ЖКУ.
-
Страхование риска гибели жилого
помещения. -
Рассмотрение предложений, жалоб,
заявлений потребителей жилищно-
коммунальных услуг по вопросам, связанным
с жилищно-коммунальным обслуживанием. -
Подготовка ответов на поступившие
жалобы и заявления граждан. -
Представление интересов управляющей
компании на судебных заседаниях по
делам о жилищно-коммунальном обслуживании
и его оплате. -
Подготовка материалов для судебного
взыскания задолженности. -
Участие в разъяснительной работе по
содержанию общего имущества жилых
домов. -
Контроль соблюдения установленного в
управляющей компании порядка предъявления
и рассмотрения претензий к деятельности
компании. -
Ведение претензионной и исковой работы,
представление в установленном порядке
интересов управляющей компании в судах,
органах государственного управления
при рассмотрении правовых вопросов. -
Методическое руководство исковой
работой, если она ведется другими
структурными подразделениями компании. -
Анализ состояния претензионной и
исковой работы, разработка и принятие
мер по устранению недостатков в
деятельности управляющей компании,
выявленных при защите прав и представлении
интересов компании. -
Выявление нарушений действующего
законодательства в деятельности
компании, принятие необходимых мер по
их предупреждению и устранению. -
Оказание консультационной помощи
структурным подразделениям управляющей
компании, а также жильцам, по вопросам
применения действующего законодательства
в части, касающейся деятельности
управляющей компании. -
Экспертиза проектов внутренних
нормативно-правовых актов управляющей
компании на предмет соответствия их
действующему законодательству Российской
федерации. По согласованию с руководством
привлекает к участию в этой работе
должностных лиц и специалистов других
подразделений управляющей компании. -
Подготовка предложений руководству
управляющей компании об изменении
действующих или отмене фактически
утративших силу внутренних нормативно-
правовых актов компании. -
Ведение систематизированного учета
поступающих в управляющую компанию и
издаваемых ею нормативных актов. -
Участие в организации и проведении
информационной работы, информировании
сотрудников компании о действующем
законодательстве, разъяснение практики
его применения. -
Проведение правового анализа результатов
хозяйственной деятельности управляющей
компании совместно с финансово-экономической,
инженерно- технической службами и
другими подразделениями компании. -
Изучение условий и причин возникновения
непроизводительных расходов. -
Подготавливает материалы по недостачам
и хищениям денежных средств и
товарно-материальных ценностей для
направления их в судебные и следственные
органы. -
Подготовка (при необходимости) правового
заключения по документам на списание
материальных ценностей.
Рекомендуемый перечень должностей:
ведущий юрисконсульт, юрисконсульт.
Рекомендуемая
организационная структура управления
УК представлена на рисунке 3.1.
|
Рис. 3.1. Организационная структура |
Примерные
формы положений о структурных
подразделениях приведены в Приложении.
В
случае выполнения обслуживающих функций
(поддержание надлежащего состояния
общего имущества в многоквартирном
доме, обеспечение постоянной
работоспособности оборудования и
удовлетворение потребностей жильцов
дома по техническому обслуживанию или
изменению внутриквартирных коммуникаций)
самой управляющей компанией, она должна
располагать собственными дополнительными
трудовыми ресурсами.
Выполнение
данных функций работниками может
осуществляться по двум вариантам — по
гражданско-правовым договорам, когда
работники (исполнители работ) не входят
в штат управляющей компании или по
трудовому договору, когда работники
входят в штат управляющей компании.
Выбор зависит от количества работ и
состояния жилфонда.
Первый
вариант
Предположим,
что в управлении компании находится 10
домов, возраст которых до 10 лет. На этом
этапе существования домов и при таком
размере площади обслуживаемого жилищного
фонда их техническое состояние не
требует серьезной поддержки, т.к. они
новые. Следовательно, перечень обязательных
работ по обслуживанию жилищного фонда
будет небольшим, а сами мероприятия
разделяются существенным временным
промежутком. Но может возникнуть
необходимость оказания жильцам
дополнительных платных услуг, не входящих
в плату за содержание и ремонт (ремонт
квартир, перепланировка помещений,
замена водопровода, радиаторов отопления,
электропроводки, установка различной
бытовой техники: стиральных, посудомоечных
машин, водонагревателей, кондиционеров
и т.д.). Таким образом, доля дополнительных
услуг в общем объеме работ по обслуживанию
жилищного фонда может оказаться больше,
чем доля обязательных. Такое соотношение
будет являться временным и зависеть от
срока эксплуатации дома, а так же от
степени износа конструкций и оборудования.
Эти дополнительные услуги житель
оплачивает управляющей компании.
Управляющая компания, в свою очередь,
выплачивает определенную долю
непосредственному исполнителю —
сантехнику, электрику, другому
профессиональному рабочему. Размер
доли должен заранее оговариваться
компанией и работником. Контроль качества
оказания услуги осуществляет специалист
управляющей компании, например, инженер
производственно-технического отдела.
Управляющей компании невыгодно
платить рабочему фиксированную заработную
плату, т.к. его услуги по обслуживанию
и ремонту жилищного фонда требуются
редко. В этой ситуации рекомендуется
заключать гражданско-правовой договор
на оказание услуг. Данный договор имеет
три основных преимущества:
-
Управляющая компания освобождается
от обязательных социальных выплат
(ЕСН). -
Управляющая компания оплачивает только
фактически выполненный объем работ в
соответствии с планом-графиком
мероприятий по техническому обслуживанию,
текущему и капитальному ремонту и не
платит только за присутствие работника
на рабочем месте. -
Договор может быть заключен на любой
срок, и в случае недовольства управляющей
компанией выполнением работником своих
обязанностей, расторгнуть его проще,
чем обычный трудовой договор, возместив
исполнителю фактически понесенные им
расходы (ст. 782 Гражданского кодекса
Российской Федерации).
В
приложении приведены примерные формы
договоров на оказание услуг по санитарному
обеспечению, электротехническим работам,
работам по сантехническому обслуживанию,
заключаемые управляющей компанией
соответственно с сантехниками, электриками
и уборщицами.
Второй
вариант
Рассмотрим
ситуацию, когда в составе домов,
находящихся в управлении управляющей
компании, имеется 30 домов с возрастом
примерно 25 лет. Ежедневно поступают
жалобы от жильцов на прохудившиеся
трубы, плохую работу старой проводки и
т.п. Площадь обслуживаемого жилищного
фонда большая, а его состояние требует
постоянной поддержки и вложений.
Перечень обязательных мероприятий
по содержанию жилищного фонда очень
широкий. Данные мероприятия проводятся
часто. Поэтому оплачивать труд работников
пропорционально объему выполняемых
работ управляющей компании будет очень
невыгодно, т.к. объем большой. Оплата
комплекса проводимых работ по обслуживанию
и ремонту жилищного фонда по
гражданско-правовому договору может
оказаться выше затрат на заработную
плату обслуживающего и технического
персонала, состоящего в штате управляющей
компании и получающего фиксированные
оклады. Дешевле ввести в штат управляющей
компании несколько должностных единиц
(работников) и заключить с ними обычные
трудовые договоры.
Согласно
второму варианту эти рабочие войдут в
штат инженерной службы на основании
заключенных с ними трудовых договоров.
Руководство их деятельностью рекомендуется
осуществлять инженером или другим
должностным лицом, занятым контролем
над санитарным и техническим состоянием
общего имущества дома.
Аспекты трудовых
отношений
Трудовой
договор (трудовой контракт, трудовое
соглашение) — это соглашение между
работодателем и работником о характере
трудовых отношений. Трудовой договор
юридически оформляет взаимные права и
обязанности участников трудового
процесса. Грамотно составленный трудовой
договор защитит интересы работодателя,
не ущемляя при этом прав работника.
Согласно
ст.56 ТК РФ, трудовой договор — соглашение
между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель
обязуется предоставить работнику работу
по обусловленной трудовой функции,
обеспечить условия труда, предусмотренные
трудовым законодательством и другими
нормативными актами, своевременно и в
полном размере выплачивать работнику
заработную плату, а работник обязуется
лично выполнять определенную этим
соглашением трудовую функцию, соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка,
действующие у данного работодателя.
Существенными
условиями трудового договора являются
(ст.57 ТК РФ):
-
место работы — наименование и
местонахождение организации, куда
принимается работник. Если структурные
подразделения организации расположены
в различных местностях и административных
районах, то место работы при заключения
трудового договора уточняется
применительно к этим структурным
подразделениям. Поскольку место работы
является необходимым договорным
условием, его изменение возможно только
по взаимному согласию сторон; -
трудовая функция — род работы в
соответствии с квалификацией по
определенной профессии (должности),
которую должен выполнять работник. Род
работы остается неизменным на все время
действия трудового договора. Работодатель
не вправе требовать от работника
выполнения работы, не обусловленной
трудовым договором; -
дата начала работы (и дата ее окончания,
если заключается срочный трудовой
договор). Время начала работы является
необходимым условием трудового договора
и имеет существенное значение, поскольку
с этого момента на работника
распространяется законодательство об
оплате труда. Обычно начало работы
следует непосредственно за заключением
трудового договора. Однако стороны
могут договориться и о некоторой
отсрочке этого момента; -
условия оплаты труда (в том числе размер
тарифной ставки или должностного оклада
работника, доплаты, надбавки и
поощрительные выплаты). При заключении
трудового договора условие об оплате
труда также должно рассматриваться в
качестве существенного, и если стороны
по нему не пришли к соглашению, трудовой
договор не может считаться заключенным.
В соответствии со ст.129 TK РФ при оплате
труда рабочих могут применяться тарифные
ставки, оклады, а также бестарифная
система, если организация сочтет такую
систему наиболее целесообразной.
Кроме
того, в трудовом договоре обязательно
нужно отметить, если он заключен на
время выполнения сезонных работ, если
он является срочным трудовым договором
или трудовым договором по совместительству.
Трудовой
договор может содержать и дополнительные
условия, например (ст.57 ТК РФ):
-
об установлении испытательного срока;
-
о неразглашении охраняемой законом
тайны; -
о совмещении профессий (должностей);
-
о видах и об условиях дополнительного
страхования работника; -
об улучшении социально-бытовых условий
работника и членов его семьи; -
об обязанности работника отработать
после обучения не менее установленного
трудовым договором срока, если обучение
проводилось за счет средств работодателя; -
о продолжительности дополнительного
отпуска, а также иные условия, не
ухудшающие положение работника по
сравнению с ТК РФ, законами и иными
нормативными правовыми актам (ст.57 ТК
РФ).
Приложение
к договору — это правовой документ,
являющийся неотъемлемой частью договора
и содержащий дополнительные данные о
сделке. В трудовых договорах используются
следующие приложения:
-
Должностная инструкция;
-
График работы;
-
Соглашение о неразглашении конфиденциальной
информации; -
Перечень расценок работ.
Основными
отличиями трудового договора от
гражданско-правовых договоров являются
личное выполнение работником своих
трудовых функций и подчинение работника
внутреннему трудовому распорядку
организации.
Согласно
ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой
акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или у
индивидуального предпринимателя и
заключаемый работниками и работодателем
в лице их представителей.
Отношения
между наемным работником и собственником
предприятия регламентируются трудовыми
договорами с сотрудниками и Трудовым
кодексом. Трудовой договор устанавливает
отношения между отдельным работником
и работодателем, тогда как коллективный
договор включает в себя правила, которые
касаются всего коллектива, трудовой
договор устанавливает минимальные
требования, которые работодатели могут
уточнять в коллективном договоре.
Государство
поощряет компании, заключившие
коллективные договоры. В соответствии
со ст. 255 Налогового кодекса РФ, расходы
на премии и любые социальные выплаты,
прописанные в коллективном договоре,
а не во внутренних документах, относятся
на себестоимость как необходимые расходы
и работодатель не платит с них налоги.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Управление МКД управляющей организацией
Одним из способов управления МКД является управление управляющей организацией.
Для признания способа управления МКД управляющей организацией необходимо соблюдение следующих условий:
1) собственники приняли решение о выборе способа управления МКД — управление УО;
2) выбрали конкретную управляющую организацию;
3) утвердили на собрании проект договора управления (с существенными условиями);
4) собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников в данном доме, заключили с избранной УО договор управления МКД (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ);
5) в течение 30 дней УО приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКД (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
УО — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
УО — коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли от оказания услуг и (или) выполнения работ при управлении МКД.
Существуют следующие особенности управления УО (ч. 6.2, 13 ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 2.3, 10, 10.1, 11 ст. 161, ч. 7, 10, 11 ст. 162 ЖК РФ).
Во-первых, УО несет ответственность перед собственниками:
— за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ;
— за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома.
Во-вторых, УО обязана приступить к выполнению договора управления не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.
В-третьих, УО получает плату за предоставленные КУ и осуществляет расчеты с РСО за поставленные коммунальные ресурсы и водоотведение, с региональным оператором за оказание услуг по обращению с ТКО.
В-четвертых, УО вправе давать предложения ОСС по перечню работ и услуг (управление МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт ОИ) и по размеру соответствующей платы.
В-пятых, УО обязана отчитываться перед собственниками о выполнении договора управления за предыдущий год ежегодно в течение первого квартала текущего года и размещать отчет в ГИС ЖКХ.
В-шестых, УО обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию о деятельности по управлению МКД.
УО несет ответственность за выполнение всех работ и оказание услуг в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями договора управления. УО вправе осуществлять работы своими силами или с привлечением подрядных организаций и не вправе отказываться от заключения договоров с РСО и региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
УО по своему усмотрению привлекает подрядчиков для выполнения работ. Соответственно, собственники в МКД не наделены полномочиями по выбору подрядчиков и определению условий, на которых привлекается та или иная подрядная организация.
Управлять МКД может только одна УО (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Обязанности управляющих компаний многоквартирных домов
Ответственность управляющих компаний
Куда и как жаловаться на управляющую компанию?