Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы
Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728
Паспорт программы
Наименование |
Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы |
Цель разработки национального проекта |
— обеспечение качественных изменений в структуре предпринимательства; |
Срок реализации |
2021 – 2025 годы |
Ожидаемый экономический эффект (в количественном выражении) |
1. Доведение доли МСП в ВВП до 35 %. 2. Рост объема туризма в ВВП до 8,4 трлн тенге. 3. Снижение доли государства в экономике до 14 %.
4. Создание 995,3 тыс. рабочих мест, в том числе: |
Ожидаемый социальный эффект (в качественном и/или количественном выражении) |
1. Трудоустройство граждан на постоянные рабочие места – 1,7 млн человек; |
Объем финансирования, необходимый для реализации национального проекта |
8 455 329 919 тыс. тг., (в том числе республиканский бюджет – 1 030 884 427,0 тыс. тг., местный бюджет – 124 695 492,0 тыс. тг., внебюджетные средства – 7 299 750 000,0 тыс. тг.): |
АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», дочерняя организация АО «НУХ Байтерек», является финансовым оператором Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы и осуществляет поддержку субъектов предпринимательства путем:
- портфельного субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/микрокредитам субъектов малого, в том числе микропредпринимательства;
- субсидирования части ставки вознаграждения и частичного гарантирования по кредитам/договорам финансового лизинга предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности, выданным банками второго уровня/лизинговыми компаниями;
- субсидирования ставки купонного вознаграждения и гарантирования по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства.
Условия субсидирования проектов по портфельному субсидированию в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы
Участники | Субъекты малого, в том числе микропредпринимательства | ||
Отрасль |
Без отраслевых ограничений — по кредитам БВУ По перечню приоритетных секторов экономики – для микрокредитов МФО |
||
Максимальная сумма кредитования | на инвестиции не более 20 миллионов тенге, на пополнение оборотных средств не более 5 миллионов тенге | ||
Размер субсидирования по кредиту |
Базовая ставка НБ РК + 7%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством Проекты, реализуемые в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, базовая ставка НБРК+7%, из которых 5 % оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством |
||
Размер субсидирования по микрокредиту | Ставка вознаграждения 28%, из них субсидии 50% | ||
Срок кредитования |
1. направленные на инвестиции, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования; 2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 2 года без права пролонгации срока субсидирования |
Условия субсидирование проектов Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы в рамках направления «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
Участники |
предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в приоритетных секторах экономики, по перечню согласно Перечню приоритетных секторов экономики Проекты, реализуемые в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, осуществляются без отраслевых ограничений |
||
Отрасль | Без отраслевых ограничений – для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров | ||
Максимальная сумма кредитования |
Не может превышать 3 млрд. тенге для одного предпринимателя. В случае, если нескольким аффилированным предпринимателям предоставляется кредит для реализации одного бизнес-проекта, то данная сумма не может превышать 3 (три) млрд тенге. Сумма кредита/договора финансового лизинга с учетом всех действующих кредитов/лизинговых сделок по проектам в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, не может превышать 1,5 млрд тенге для одного предпринимателя. |
||
Размер субсидирования | Базовая ставка НБ РК + 5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством | ||
Срок кредитования | 1. направленные на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования; 2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 3 года без права пролонгации срока субсидирования | ||
Рефинансирование | Подлежат кредиты/лизинговые сделки со сроком не более 2 лет с даты выдачи первого кредита/лизинга |
Условия субсидирование проектов Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы в рамках направления «Региональное финансирование субъектов малого частного и среднего частного предпринимательства»
Участники |
Субсидирование в рамках Региональной программы осуществляется в социально уязвимых регионах или в период ввода чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации, или иных случаях по письменному согласованию местным исполнительным органом с уполномоченным органом по предпринимательству. Условия субсидирования в социально уязвимых регионах или в период ввода чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации письменно согласовываются местным исполнительным органом с уполномоченным органом по предпринимательству. |
||
Отрасль | Без отраслевых ограничений | ||
Максимальная сумма кредитования |
Сумма кредита, по которому осуществляется субсидирование части ставки вознаграждения, не может превышать 500 (пятьсот) млн тенге для одного субъекта малого и среднего предпринимательства, согласно письменному соглашению между финансовым агентством и местным исполнительным органом, и рассчитывается без учета задолженности по кредиту аффилированных с ним лиц/компаний. Максимальный лимит финансирования для микрофинансовой организации на одного субъекта малого и среднего предпринимательства не более 8 000 (восемь тысяч) МРП. |
||
Размер субсидирования | Субсидирование осуществляется только по кредитам/микрокредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 8,5 %, из которых разница оплачивается субъектом малого и среднего предпринимательства согласно письменному соглашению между финансовым агентством и местным исполнительным органом. При этом ставка вознаграждения, оплачиваемая субъектом малого и среднего предпринимательства, должна быть не менее 1 % годовых. | ||
Срок кредитования |
Срок субсидирования по кредитам/микрокредитам составляет 5 (пять) лет. Срок субсидирования кредитов/микрокредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования. |
Условия субсидирования части ставки купонного вознаграждения в рамкх Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы
Участники | Предприниматель — субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность без отраслевых ограничений (за исключением проектов в сфере торговой деятельности (кроме пополнения оборотных средств) и работающий по видам деятельности, указанным в пункте 4 статьи 24Кодекса, отдельные субъекты предпринимательства, выпускающие финансовые инструменты в виде облигаций в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан; |
Максимальная сумма | Суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций эмитента, по которым осуществляется субсидирование части ставки купонного вознаграждения, не может превышать 7 млрд. тенге на одного эмитента. |
Размер субсидирования | Субсидируемая часть ставки купонного вознаграждения составляет 7 (семь) процентных пунктов. |
Срок субсидирования | Срок субсидирования части ставки купонного вознаграждения по облигациям составляет 5 (пять) лет, но не более срока обращения облигаций |
Валюта | тенге |
Предпринимателю может быть оказана комплексная поддержка в рамках всех инструментов Программы.
Гарантированию подлежат начинающие предприниматели, предприниматели реализующие и (или) планирующие реализовать собственные проекты в приоритетных секторах экономики
Условия гарантирования кредита в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы по направлению «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
ГАРАНТИИ для начинающих предпринимателей | ГАРАНТИИ для действующих предпринимателей | |||
Максимальный размер гарантии: | до 85 % от кредита | до 50 % от кредита | ||
Максимальный размер кредита: | Max — 360 000 000 тенге | Max — 1 млрд. тенге | ||
Отрасль: | 1. для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах — без отраслевых ограничений 2. для проектов в городах республиканского значения/областных центров — в рамках приоритетных секторов экономики | |||
Цель кредитования: |
1. Инвестиции, приобретение основных средств; 2. Пополнение оборотных средств; 3. Кредит в рамках проекта в размере 100 % включительно направлен на пополнение оборотных средств не более 500 млн. тенге (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением заявителем основной деятельности); 4. Рефинансирование. |
|||
Ставка по кредиту: | Базовая ставка вознаграждения, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенная не более чем на 5%. | |||
Максимальный срок гарантии | не более срока кредита | |||
Обеспечение кредита, залоговой стоимостью от суммы кредита: | от 15% | от 50% | ||
Собственное участие в Проекте по кредитам свыше 500 млн.тенге: | на уровне не ниже 10% от общей стоимости реализации проекта собственных средств (денежных средств, движимого/недвижимого имущества), в том числе имуществом третьих лиц | |||
Срок рассмотрения: | по кредитам до 500 млн.тенге — до 5 рабочих дней; по кредитам свыше 500 млн.тенге — до 10 рабочих дней; |
Условия гарантирования финансового лизинга в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы по направлению «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
Максимальный размер гарантии: | до 70 % от стоимости предмета лизинга | ||
Максимальный размер финансового лизинга: | Max — 500 000 000 тенге | ||
Отрасль | 1. для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах — без отраслевых ограничений 2. для проектов в городах республиканского значения/областных центров — в рамках приоритетных секторов экономики | ||
Цель финансового лизинга: | 1. Инвестиции, приобретение основных средств; 2. Пополнение оборотных средств; 3. Кредит в рамках проекта в размере 100 % включительно направлен на пополнение оборотных средств не более 500 млн. тенге (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением заявителем основной деятельности); 4. Рефинансирование. | ||
Ставка по финансовому лизингу: | Базовая ставка вознаграждения, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенная не более чем на 5%. | ||
Максимальный срок гарантии | не более срока финансового лизинга | ||
Обеспечение кредита, залоговой стоимостью от суммы кредита: | от 30% | ||
Срок рассмотрения: | По кредитам до 500 млн.тенге — до 5 рабочих дней; по кредитам свыше 500 млн.тенге — до 10 рабочих дней; |
Реализация Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы
Субсидирование проектов по всем направлениям за период с 01.01.2023 г. по 01.02.2023 г.
ОБЛАСТИ |
Нацпроект | Портфельное субсидирование | ИТОГО |
Акмолинская область | 1 |
1 |
|
Актюбинская область |
25 |
25 |
|
Алматинская область |
33 |
33 |
|
Атырауская область | 3 |
3 |
|
Восточно-Казахстанская область | 2 |
2 |
|
г. Алматы | 53 |
53 |
|
г. Астана | 8 |
8 |
|
г. Шымкент | 7 |
7 |
|
Жамбылская область | 14 |
14 |
|
Западно-Казахстанская область | 14 |
14 |
|
Карагандинская область | 6 |
6 |
|
Костанайская область | 10 |
10 |
|
Кызылординская область | 2 |
2 |
|
Мангистауская область | 31 |
31 |
|
Павлодарская область | 0 |
0 |
|
Северо-Казахстанская область | 3 |
3 |
|
Туркестанская область | 15 |
15 |
|
Абайская область | 0 |
0 |
|
Жетысуская область | 2 |
2 |
|
Улытауская область | 5 |
5 |
|
Общий итог | 234 |
0 |
234 |
Гарантирование проектов за период с 01.01.2023 г. по 01.02.2023 г.
ОБЛАСТИ |
Кол-во подписанных гарантий | Общая сумма кредита, тенге | Общая сумма гарантий, тенге |
Актюбинская область |
6 |
617 900 000 |
287 921 006 |
Жамбылская область |
11 |
1 040 405 000 |
540 763 377 |
г. Шымкент |
5 |
292 000 000 |
93 757 978 |
ЗКО |
12 |
774 416 400 |
358 159 793 |
Кызылординская область |
12 |
731 600 000 |
393 756 250 |
Атырауская область |
11 |
738 217 000 | 203 943 640 |
ВКО |
2 |
550 000 000 |
270 000 000 |
Карагандинская область |
7 |
677 500 000 |
317 408 687 |
Алматинская область |
7 |
768 000 000 |
272 695 117 |
Мангистауская область |
14 |
753 000 000 |
197 906 800 |
г. Астана |
8 |
1 204 950 000 |
406 572 549 |
Туркестанская область |
5 |
202 520 000 |
53 048 412 |
Костанайская область |
12 |
1 606 892 900 |
653 385 903 |
г. Алматы |
7 |
533 000 000 |
202 877 585 |
Павлодарская область |
9 |
738 984 347 |
307 933 573 |
Акмолинская область |
4 |
194 000 000 |
94 205 000 |
СКО |
2 |
64 752 800 |
22 344 100 |
РФ по области Абай |
4 |
138 600 000 |
64 047 446 |
РФ по области Жетiсу |
5 |
415 000 000 |
107 687 709 |
Итого
|
143 | 12 041 738 447 | 4 848 414 925 |
Более подробную информацию о результатах реализации Программы можно получить на сайте Даму https://damu.kz/poleznaya-informatsiya/reports/dkb-2025/month/
Реализация программы
Информация по подписанным проектам по субсидированию в разрезе регионов по состоянию на 01 октября 2022 года:
Регион
|
Кол-во проектов
|
Сумма кредита, млн. тенге |
Акмолинская область |
67 |
27,350 |
Актюбинская область |
77 |
39,798 |
Алматинская область |
80 |
134,289 |
Атырауская область |
35 |
24,238 |
Восточно-Казахстанская область |
60 |
43,951 |
г. Алматы |
113 |
183,998 |
г. Нур-Султан |
75 |
94,792 |
г. Шымкент |
82 |
80,427 |
Жамбылская область |
46 |
57,545 |
Западно-Казахстанская область |
53 |
29,759 |
Карагандинская область |
52 |
50,613 |
Костанайская область |
68 |
33,196 |
Кызылординская область |
37 |
4,547 |
Мангистауская область |
59 |
22,195 |
Павлодарская область |
40 |
58,419 |
Северо-Казахстанская область |
51 |
43,089 |
Туркестанская область |
59 |
34,739 |
итого: |
|
|
Более подробную информацию о результатах предоставления субсидий в рамках реализации программы можно получить на сайте Даму https://damu.kz/poleznaya-informatsiya/reports/seconomy/spredictive/
Информация по подписанным проектам по гарантированию в разрезе регионов по состоянию на 01 октября 2022 года:
Регион
|
Кол-во проектов
|
Сумма кредита, млн. тенге
|
Сумма гарантии млн. тенге |
г. Нур-Султан |
37 |
11 854 |
5 285 |
г. Алматы |
21 |
12 173 |
4 508 |
Акмолинская область |
27 |
9 117 |
4 146 |
Актюбинская область |
37 |
11 486 |
5 215 |
Алматинская область |
21 |
12 028 |
5 552 |
Атырауская область |
12 |
2 925 |
1 031 |
ВКО |
18 |
1 857 |
818 |
Жамбылская область |
20 |
3 039 |
1 257 |
ЗКО |
12 |
923 |
431 |
Карагандинская область |
22 |
2 432 |
1 163 |
Костанайская область |
39 |
7 492 |
3 316 |
Кызылординская область |
18 |
2 087 |
858 |
Мангистауская область |
32 |
3 864 |
1 685 |
Павлодарская область |
26 |
7 386 |
2 901 |
СКО |
29 |
6 382 |
2 935 |
Туркестанская область |
15 |
7 146 |
3 109 |
г. Шымкент |
18 |
4 970 |
1 992 |
итого: |
406
|
|
|
Более подробную информацию о результатах предоставления гарантий в рамках реализации программы можно получить на сайте Даму https://damu.kz/poleznaya-informatsiya/reports/seconomy/guarantee/
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728 «Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы»
Все программы
Гарантии Фонда
Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы
Размер гарантии
до 85% от суммы кредита
Срок
не более срока кредита
Гарантии по микрокредитам
Для микро и малого бизнеса в Казахстане
Размер гарантии
до 85% от суммы кредита
Срок
не более срока кредита
Экономика простых вещей
Предпринимателям которые развивают отечественное производство
Размер гарантии
Не более 50% от суммы кредита
Срок
не более срока кредита
Даму Оптима
Размер гарантии
Не более 50% от суммы Кредита
Срок
не более срока кредита
Гарантирование по облигациям/«зеленым» облигациям
Размер гарантии
50% от объема выпуска облигации
Гарантирование проектов в области энергоэффективности
Размер гарантии
до 85% от суммы кредита
Срок
не более срока кредита
Гарантирование проектов в агропромышленном комплексе
Для предпринимателей занятых в агропромышленном комплексе
Размер гарантии
до 50% от суммы кредита*
Срок
не более срока кредита
Субсидирование процентной ставки
Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы
Портфельное субсидирование
Субсидии для микро и малого бизнеса в Казахстане
Экономика простых вещей
Субсидии для предпринимателей которые развивают отечественное производство
Снижение рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии
Размер субсидии
не более 112.5 млн. тенге для уменьшения суммы основного долга по кредиту. Не более 25% от первоначальной суммы кредита
Срок
не более 150 календарных дней
Устойчивые города для низкоуглеродного развития
Размер субсидии
не более 180млн. тенге для уменьшения суммы основного долга по кредиту. Не более 40% от первоначальной суммы кредита
Срок
не более 150 календарных дней
Cубсидирование части ставки купонного вознаграждения
Размер субсидии
конечная ставка на заемщика 6%
Программы кредитования
Еңбек
Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства
Процентная ставка
не более 6%
Даму Факторинг
Факторинг для микро, малого и среднего бизнеса
Процентная ставка
ставка вознаграждения, увеличенная не более 13%
Финансирование проектов в рамках проекта ПРООН -ГЭФ «Снижение рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии»
Процентная ставка
Ставка вознаграждения + не более 4% от ставки размещения
Даму Регионы
Кредиты для бизнеса с возможностью субсидирования займов
Процентная ставка
cтавка вознаграждения по Кредиту, увеличенная не более чем на 5,5%
Даму – Лизинг
Лизинг для вашего бизнеса
Программа поддержки МСБ в сфере обрабатывающей промышленности 3 транш
Кредитование предпринимателей занятых в обрабатывающей промышленности
Процентная ставка
не более 6%
Программа поддержки МСБ в сфере обрабатывающей промышленности 2 транш
Кредитование предпринимателей занятых в обрабатывающей промышленности
Процентная ставка
не более 6%
Программа поддержки МСБ в сфере обрабатывающей промышленности 1 транш
Кредитование предпринимателей занятых в обрабатывающей промышленности
Процентная ставка
не более 6%
Даму — Микро
Кредитование микро и малого бизнеса через микрофинансовые организации
Процентная ставка
не более 25%
Ожидать ли безвозмездной финансовой помощи
Сегодня казахстанские молодые бизнесмены могут рассчитывать на существенную финансовую помощь в виде государственных грантов. Мы расскажем, кто и как может их получить, а также на каких условиях.
Рука помощи
Правительством Казахстана была утверждена программа массового предпринимательства «Енбек», которая включает в себя несколько направлений, развитие которых призвано помочь казахстанцам получить профессиональную квалификацию или организовать свое дело.
Одним из таких направлений является развитие массового предпринимательства, в рамках проекта «Бастау Бизнес». Суть проекта заключается в обучении желающих основам предпринимательства, а затем в финансировании старта собственного дела. Программа в целом и сам проект «Бастау Бизнес» финансируется государством.
Реализуют проект региональные Центры занятости населения и управления социального благосостояния акиматов.
В частности, участники проекта должны:
- пройти предварительное профильное обучение или обучение основам предпринимательства на специальных курсах, организованных Центрами занятости (в т.ч. при Палате «Атамекен»);
- после получения сертификата об окончании обучения участники обязаны защитить бизнес-проект своего будущего дела;
- в качестве стартового капитала на запуск собственного бизнеса успешно защитившимся выдается безвозмездный государственный грант в сумме от 100 до 200 МРП (от 306 300 тг. до 612 600 тг. в мае 2022 г.);
- в течение года начинающего предпринимателя курирует региональная Палата предпринимателей, помогая в реализации бизнес-проекта.
Следует иметь в виду, что государственный грант это не кредит на развитие бизнеса. Его не требуется возвращать, не требуется уплачивать проценты. Единственным условием выделения денег является использование средств по целевому назначению –на организацию собственного дела.
Кто может получить грант?
Проект рассчитан на:
- лиц, прошедших профильную подготовку на курсах Центров занятости;
- безработных (независимо от факта регистрации в Центре занятости);
- самозанятых лиц, проживающих в сельской местности и малых городах.
Для того, чтобы претендовать на получение гранта, необходимо:
- стать участником программы «Енбек»;
- пройти курсы краткосрочного профильного обучения на базе Центра занятости или обучения основам предпринимательства (в колледжах, ВУЗах, организациях послевузовского образования, по проекту «Бастау Бизнес» на базе РПП «Атамекен»);
- ранее не получать гранты в рамках других госпрограмм.
Вместе с тем, стать участниками программы «Енбек» могут безработные и самозанятые, переселенцы (мигранты), кандасы, а также получатели адресной социальной помощи (АСП). При этом приоритетное право имеют трудоспособные инвалиды, молодежь, члены малообеспеченных и (или) многодетных семей.
Процедура участия
Желающим получить господдержку на организацию своего дела следует обратиться с копией удостоверения личности в Центры занятости населения по месту жительства с заявлением о желании стать участником программы «Енбек» (проекта «Бастау Бизнес»), районные акиматы или районные представительства НПП «Атамекен».
Сама процедура участия в проекте «Бастау Бизнес» состоит из следующих этапов:
- тестирование (до 3 дней);
- групповое обучение (21 день);
- индивидуальное консультирование по будущему бизнес-проекту;
- подготовка к защите бизнес-проекта (до 7 дней);
- сопровождение в реализации бизнес-проекта (до 12 месяцев).
По окончании обучения необходимо подать заявку на получение государственного гранта, приложив подготовленный бизнес-план. Разработанный бизнес-план необходимо защитить на специальной комиссии, которую формирует Палата предпринимателей. В состав комиссии входят не менее 5 человек из числа представителей акимата, общественных объединений, ВУЗов, региональных СМИ.
В случае одобрения проекта участник получает безвозмездный грант в качестве стартового капитала. Перед получением средств необходимо зарегистрироваться в налоговой в качестве ИП или стать плательщиком ЕСП.
Как отчитываться за полученные деньги?
Региональная палата предпринимателей «Атамекен» занимается курированием новоиспеченных предпринимателей в течение года с момента получения гранта. В течение первых трех месяцев получатель в обязательном порядке отчитывается перед Палатой, подтверждая целевое расходование полученных средств.
Использовать их можно на:
- покупку оборудования;
- приобретение инвентаря и прочих технологических средств;
- покупку рабочего или продуктивного скота или птицы, саженцев и т.д.
Для этого предоставляются на проверку отчеты, чеки, счета-фактуры, а также выписки с банковского счета.
В случае, если будет обнаружено нецелевое расходование средств, получатель будет обязан вернуть всю сумму государству.
Задать интересующие вопросы можно по телефонам:
1411 (колл-центр Минтруда и соцзащиты населения);
1432 (колл-центр НПП «Атамекен»);
+7(727) 33-101-33
Для поиска нажмите на иконку лупы или Enter
У Вас возникли вопросы? Воспользуйтесь нашим разделом Вопросы и ответы в котором мы расскажем все о наших сервисах.
Вопросы и ответы
Кредиты
Депозиты
Текущие счета
Карты
Автокредиты
Другое
Евразийский Банк
Финансовая грамотность
Документация
Контакты
Выберите ваш город
Ваш город: Алматы.
Верно?
Получить консультацию
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наш менеджер перезвонит Вам в самое ближайшее время для уточнения деталей.
Хорошо
Получить консультацию
Спасибо!
Ваша заявка принята. Наш менеджер перезвонит Вам в самое ближайшее время для уточнения деталей.
Хорошо
Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025». Программа направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года и «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года.
Программа разработана в реализацию Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 05 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года № 772 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года.
Программа реализует инструменты государственной поддержки в виде субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга и гарантирования кредитов.
Кроме того, Программа предусматривает выдачу государственных грантов и обучение предпринимателей, направленная на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
Целями Программы являются обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Программа предусматривает 4 направления:
- Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов.
- Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.
- Снижение валютных рисков предпринимателей.
- Нефинансовые меры поддержки предпринимательства.
1. Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов
Государственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается в:
- субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
- субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков;
- частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития.
Более подробную информацию можно получить:
- на сайте www.damu.kz;
- Call-центр: +7 (727) 244 55 77; 8 (800) 080 1890 или короткий номер:1408 (звонки по Казахстану бесплатно)
2. Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики
В рамках второго направленияПрограммы реализуются проекты предпринимателей в приоритетных секторах экономики.
Второе направление Программы предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:
- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
- субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков;
- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выданным в рамках обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования в обрабатывающей промышленности и услуг, а также по переработке в агропромышленном комплексе;
- субсидирование ставки купонного вознаграждения по облигациям, выпущенным субъектами предпринимательства;
- частичное гарантирование по кредитам банков/банка развития;
- частичное гарантирование по кредитам, выдаваемым банками в рамках обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования в обрабатывающей промышленности и услуг, а также по переработке в агропромышленном комплексе;
- предоставление государственных грантов;
- развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры;
- создание индустриальных зон.
3. Снижение валютных рисков предпринимателей
Третье направление Программы предусматривает оказание предпринимателям следующих мер финансовой поддержки:
- субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний;
- субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков.
Участниками третьего направления Программы могут быть предприниматели, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики, согласно приложению 2 к Программе, и имеющие валютную выручку в размере не менее 10% от общего объема денежной выручки за предыдущие шесть месяцев до подачи заявления предпринимателем финансовому агентству.
Более подробную информацию можно получить:
- на сайте www.damu.kz;
- Call-центр: +7 (727) 244 55 77; 8 (800) 080 1890 или короткий номер: 1408 (звонки по Казахстану бесплатно)
4. Нефинансовые меры поддержки предпринимательства
Четвертое направление предусматривает оказание государственной нефинансовой поддержки субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой.
Государственная нефинансовая поддержка заключается в следующем:
- Разъяснение мер государственной поддержки по компоненту «Бизнес-Насихат»;
- Разъяснение об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза;
- Разъяснение мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса;
- Обучение основам предпринимательской деятельности;
- Повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий;
- Предоставление сервисной поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности;
- Предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий;
- Привлечение внешних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий;
- Технологическое развитие предприятий;
- Установление деловых связей с иностранными партнерами.
Реализация нефинансовых мер поддержки предпринимательства осуществляется в рамках инфраструктуры поддержки предпринимательства при соблюдении следующих принципов: обслуживание субъектов частного предпринимательства посредством «одного окна», устранение дублирования, упрощение и оптимизация правил и требований, автоматизация установленных процедур и регламентов.
В инфраструктуру поддержки предпринимательства входят:
- Центры обслуживания предпринимателей в областных центрах и городах Астана, Алматы, Семей, Шымкент.
- Центры поддержки предпринимательства в моногородах, малых городах и районных центрах;
- Бизнес-инкубаторы.
Более подробную информацию можно получить:
- на сайте www.damu.kz;
- Call-центр: +7 (727) 244 55 77; 8 (800) 080 1890 или короткий номер: 1408 (звонки по Казахстану бесплатно).
Основные условия по инструменту субсидирование
В рамках первого направления:
Максимальная сумма кредита/лизинговой сделки подлежащая субсидированию без отраслевых ограничений не может превышать 750,0 млн. тенге для одного предпринимателя.
Субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 50% от номинальной ставки будет субсидироваться государством, а разница оплачивается предпринимателем.
Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 6% оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.
Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.
В рамках второго направления:
Максимальная сумма кредита, подлежащая субсидированию, не может превышать 2,5 млрд. тенге для одного предпринимателя.
В приоритетных секторах экономики в рамках Программы субсидирование осуществляется только по кредитам/договорам финансового лизинга с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 40% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 6% оплачиваются субъектом частного предпринимательства, а разница субсидируется государством.
Субсидирование ставки вознаграждения по договорам финансового лизинга банка развития осуществляется с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.
В рамках третьего направления:
Максимальная сумма кредита, подлежащая субсидированию, не может превышать 2,5 млрд. тенге для одного предпринимателя.
Субсидирование осуществляется по кредитам банка с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 30% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Субсидирование ставки вознаграждения осуществляется по валютным кредитам банка с номинальной ставкой вознаграждения не более 12%, из которых до 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Субсидирование также осуществляется по договорам финансового лизинга лизинговых компаний/банка/банка развития с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей базовую ставку вознаграждения, установленную Национальным банком Республики Казахстан и увеличенную на 5 (пять) процентных пунктов, из которых 40% от номинальной ставки компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банка развития может осуществляться по кредитам с номинальной ставкой вознаграждения не более 13%, из которых 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Субсидирование ставки вознаграждения может осуществляться по валютным кредитам банка развития, по которым банк развития снижает ставку вознаграждения до 11%, из которых 4% компенсирует государство, а разницу оплачивает предприниматель.
Срок субсидирования по кредитам/договорам финансового лизинга, направленным на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования. Срок субсидирования кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, составляет 3 (три) года без права пролонгации срока субсидирования.
Условия гарантирования кредитов
- Гарантия предоставляется только по новым кредитам, выдаваемым для реализации новых проектов, а также реализуемым проектам, направленным на инвестиции, модернизацию и расширение производства, включая рефинансирование
- Гарантирование осуществляется в рамках первого и второго направления:
Первое направление — участниками гарантирования могут быть:
1) предприниматели, начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений;
2) молодые начинающие предприниматели, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты во всех регионах без отраслевых ограничений и без учета места регистрации предпринимателя.
Второе направление — участниками гарантирования могут быть предприниматели, реализующие и/или планирующие реализовать проекты в приоритетных секторах экономики.
ЭКСПРЕСС-ГАРАНТИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- Начинающий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк за кредитом менее 3 (трех) лет.
- Молодой начинающий предприниматель — индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию за кредитом менее трех лет (возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя в банк/лизинговую компанию, допускается аффилиированность молодого начинающего предпринимателя с начинающими/действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя);
- Максимальный размер гарантии — до 85% от суммы кредита;
- Сроки гарантии — не более срока кредита;
- Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей;
- Срок рассмотрения Фондом проекта — 5 рабочих дней;
- Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование;
- Максимальный размер кредита — до 60 млн. тенге.
ЭКСПРЕСС-ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- Действующий предприниматель – предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк за кредитом более 3 (трех) лет;
- Максимальный размер гарантии — до 50% от суммы кредита;
- Сроки гарантии — не более срока кредита;
- Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей;
- Срок рассмотрения Фондом проекта — 5 рабочих дней;
- Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование;
- Максимальный размер кредита — до 180 млн. тенге.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
- Максимальный размер гарантии — не более 50% от суммы кредита до 360 млн. тенге;
- Сроки гарантии – не более срока кредита;
- Собственное участие – не менее 10% от суммы проекта свыше 180 млн. тенге.
- Стоимость гарантии — бесплатно (без комиссии) для предпринимателей.
- Срок рассмотрения Фондом проекта — 10 рабочих дней;
- Целевое назначение кредита: инвестиции; приобретение новых и/или модернизация основных средств; пополнение оборотных средств, рефинансирование.
- Максимальный размер кредита — до 360 млн. тенге.
Предоставление государственных грантов
Целевые гранты начинающим субъектам частного предпринимательства, молодым предпринимателям, женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет (далее — предприниматели) выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей в рамках приоритетных секторов экономики.
Максимальная сумма Гранта для одного Предпринимателя не может превышать 3 000 000 (три миллиона) тенге.
Средства Гранта предоставляются государством через местные исполнительные органы (далее — Координатор) по итогам проводимых конкурсов по отбору предпринимателей на предоставление целевых грантов. При этом обязательным условием для участия в конкурсе является прохождение предпринимателями (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения для начинающих предпринимателей по проекту «Бизнес советник»/«Бизнес-Бастау».
Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок дает рекомендации на основании следующих критериев оценки бизнес — проекта Предпринимателя:
- новизна бизнес идей;
- конкурентоспособность бизнес-проекта (проработка рыночной потребности-маркетинговый анализ);
- готовность бизнес-проекта к внедрению (проработка вопроса организации производства, наличие помещения для размещения Предпринимателя, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства);
Обязательными условиями бизнес-проекта являются софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 10 (десять) %, в том числе личным имуществом от объема предоставляемого Гранта.
Предприниматели должны использовать средства гранта на следующие цели:
- приобретение основных средств и материалов;
- приобретение нематериальных активов;
- приобретение технологии;
- приобретение прав на франшизу;
- расходы, связанные с исследовательскими работами, внедрением новых технологий.
Основные условия предоставления государственной поддержки в рамках четвертого направления «Нефинансовые меры поддержки предпринимательства» программы «Дорожная карта бизнеса 2025»:
1. Центры обслуживания предпринимателей
Проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки проектов в рамках приоритетных секторов экономики за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций.
Проект будет состоять из двух этапов:
Первый этап будет осуществляться на территории Казахстана.
На данном этапе будет проводиться повышение квалификации руководящих работников и менеджеров путем организации бизнес-тренингов, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим (далее — Бизнес-тренинг). В процессе обучения Участники Проекта будут разрабатывать бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.
Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами, и включает в себя:
- стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля;
- установление деловых связей по вопросам трансферта технологий и приобретения оборудования;
- взаимной поставки товаров, работ и услуг;
- приобретения франшиз;
- получения грантов международных и зарубежных организаций;
- создания совместных предприятий.
2. Проект «Деловые связи»
Проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки проектов в рамках приоритетных секторов экономики за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций.
Проект будет состоять из двух этапов:
Первый этап будет осуществляться на территории Казахстана.
На данном этапе будет проводиться повышение квалификации руководящих работников и менеджеров путем организации бизнес-тренингов, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, маркетингу, установлению деловых контактов с бизнес-партнерами и другим (далее — Бизнес-тренинг). В процессе обучения Участники Проекта будут разрабатывать бизнес-планы развития своего предприятия под руководством иностранных и отечественных бизнес-тренеров.
Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку за рубежом, в том числе для установления деловых связей с иностранными партнерами, и включает в себя:
- стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля;
- установление деловых связей по вопросам трансферта технологий и приобретения оборудования;
- взаимной поставки товаров, работ и услуг;
- приобретения франшиз;
- получения грантов международных и зарубежных организаций;
- создания совместных предприятий.
3. Обучение топ-менеджмента
Участником Программы могут стать руководители высшего и среднего звена предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики.
Цель — предоставление лучшего мирового опыта ведения бизнеса для топ-менеджмента;
Целевой сегмент – субъекты МСБ;
Исполнитель – АОО «Назарбаев Университет»;
Программа «Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса» поможет Вам получить знания о новейших моделях построения и ведения бизнеса, повысить уровень квалификации и профессиональных управленческих навыков, с целью увеличить конкурентоспособность, выживаемость и устойчивый рост.
4. Программа «Бизнес – Советник»
Проект «Бизнес-Советник» предусматривает предоставление стандартизированного пакета услуг Оператором, включающего:
- Краткосрочное обучение населения с предпринимательской инициативой и предпринимателей основам предпринимательства;
- Предоставление стандартного пакета необходимых предпринимателю документов;
- Информационно-аналитическую поддержку и организацию свободного доступа предпринимателей к бизнес-порталу Оператора;
- Предоставление результатов маркетинговых исследований в приоритетных отраслях экономики.
В процессе краткосрочного обучения предпринимателям будут предоставляться учебные материалы по основам предпринимательства, стандартные пакеты документов, включающие учредительные документы, типовые бизнес-планы, технико-экономические обоснования, документы на получение кредита, отчеты маркетинговых исследований по отрасли, а также справочники идей для малого бизнеса.
5. Программа «Старшие сеньоры»
Реализация компонента «Старшие сеньоры» ориентирована на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов с успешным опытом работы, как в процессе проведения бизнес-тренингов на первом этапе Проекта, так и для консультирования Участников Программы непосредственно на предприятиях по внедрению новых методов управления, технологий производства и оборудования, и обучения персонала.
Условия реализации компонента «Старшие Сеньоры».
- Участником компонента «Старшие Сеньоры» могут стать участники Программы, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в приоритетных секторах экономики согласно приложению 1 к Программе;
- Оплата расходов по привлечению иностранных экспертов по компоненту «Старшие Сеньоры» будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, связанных и несвязанных грантов;
- Оплата расходов по перелету и оплате услуг иностранных экспертов будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета;
- Транспортные и суточные расходы иностранных экспертов, а также их проживание на территории Казахстана будут осуществляться за счет собственных средств предпринимателя;
- Организация стажировки участников Проекта за рубежом, в том числе визовая поддержка и проживание, будут финансироваться за счет средств связанных и несвязанных грантов международных и зарубежных организаций.
6. Сервисная поддержка ведения действующей предпринимательской деятельности
В рамках четвертого направления Программы «Дорожная карта бизнеса — 2025» предпринимателям оказывается сервисная поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности. Сервисная поддержка бесплатно предоставляется действующим предпринимателям в виде специализированных услуг и индивидуальных консультаций. Сервисная поддержка предоставляется в Центрах обслуживания предпринимателей в гг. Астана, Алматы, Шымкент и Семей, а также во всех областных центрах Казахстана по принципу «одного окна». Жители моногородов, малых городов и районных центров могут получить сервисные услуги, обратившись в Центры поддержки предпринимательства, а также Региональные и районные Палаты предпринимателей Республики Казахстан.
Оператором данного Инструмента является Национальная палата предпринимателей «Атамекен», Фонд «Даму» осуществляет мониторинг реализации Инструмента.
Для предпринимателей специализированные сервисные услуги предоставляются бесплатно.
В рамках реализации сервисной поддержки предприниматели могут получить следующие виды сервисных услуг:
1. Услуги, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности, включающие консультации по вопросам:
- Налогообложения и налогового администрирования;
- Налогового законодательства и законодательства, регулирующего бухгалтерскую деятельность предприятия;
- Обработки первичных документов, начисления налогов и других отчислений в бюджет;
- Восстановления бухгалтерского учета;
- Ведения бухгалтерского учета;
- Работы с программой «1С-Бухгалтерия»;
- Подготовки и сдачи налоговых и статистических отчетов;
- Составления дополнительных отчетов по финансовой деятельности для сторонних организаций;
- Представления электронной статистической отчетности.
2. Услуги по таможенным процедурам, включая следующее:
- Консультации в сфере таможенного законодательства и таможенных процедур;
- Консультации по правилам и порядку декларирования товаров, определения и корректировки таможенной стоимости, заполнения таможенной декларации;
- Консультации по тарифному и нетарифному регулированию по конкретным товарам;
- Документальное сопровождение внешнеэкономической деятельности;
- Консультации по получению лицензий, разрешений для внешнеэкономической деятельности;
- Консультации по декларированию грузов в рамках Таможенного Союза;
- Консультационные услуги по условиям внешнеторгового контракта.
3. Сопровождение обращений предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой:
- В государственных органах по вопросам получения лицензий и разрешений;
- В банках второго уровня по вопросам получения кредитов;
- В институтах развития по вопросам получения мер государственной поддержки.
4. Оказание юридических услуг, включая следующее:
- Консультационные услуги по подготовке документов к регистрации, перерегистрации, ликвидации предприятия (частного предпринимателя);
- Подготовку документов к регистрации, перерегистрации, ликвидации предприятия (частного предпринимателя);
- Консультации по разработке проектов договоров;
- Разработку проектов договоров;
- Консультации в области гражданского и трудового права;
- Консультации по ведению документооборота;
- Аудит документооборота с предоставлением рекомендаций;
- Консультации по подготовке пакета документов к кредитованию, кроме бизнес-плана;
- Подготовку пакета документов к кредитованию, кроме бизнес-плана;
- Консультации по ведению кадровой документации;
- Аудит кадровой документации с предоставлением рекомендаций;
- Консультационные услуги, связанные с проверкой документов на соответствие требованиям законодательства РК.
5. Услуги по вопросам маркетинга, включая:
- Консультации по разработке ценовой политики;
- Разработку ценовой политики по конкретным товарам, работам и услугам с учетом рынка, а также анализа итогов и планов государственных закупок, закупок национальных компаний и недропользователей по аналогичным товарам, работам и услугам;
- Консультации по разработке бизнес-плана и подготовке к рассмотрению в банках второго уровня;
- Разработку бизнес-плана и подготовку к рассмотрению в банках второго уровня;
- Консультации по разработке маркетинговой стратегии предприятия (частного предпринимателя);
- Разработку маркетинговой стратегии предприятия (частного предпринимателя);
- Консультации по оценке и анализу маркетинговой деятельности предприятия (частного предпринимателя);
- Оценку и анализ маркетинговой деятельности предприятия (частного предпринимателя);
- Консультации по анализу плана продвижения товаров и/или работ и/или услуг, изучению типов спроса на товары и/или работы и/или услуги;
- Анализ плана продвижения товаров и/или работ и/или услуг, изучение типов спроса на товары и/или работы и/или услуги с выдачей рекомендаций или заключения;
- Консультации по анализу конкурентной среды;
- Анализ конкурентной среды с учетом рынка, а также анализа итогов и планов государственных закупок, закупок национальных компаний и недропользователей по аналогичным товарам, работам и услугам;
- Консультации по разработке торговой марки, рекламной компании;
- Разработка торговой марки, рекламной компании.
6. Консультации в сфере обслуживания информационных технологий, включающие:
- Разработку и поддержку интернет-ресурсов;
- Создание сайта-визитки предприятия (частного предпринимателя);
- Создание и ведение бизнеса в интернете;
- Установку и поддержку программы электронной сдачи отчетов;
- Установку и поддержку программы «1С-Бухгалтерия».
7. Услуги, связанные с государственными закупками, закупками национальных компаний и недропользователей, включающие:
- Подготовку заявок для участия в конкурсе/тендере;
- Проведение экспертизы (аудита) заявок для участия в конкурсе/тендере;
- Подключение к интернет-источнику, содержащему единую структурированную информационную базу по закупкам Казахстана;
- Экспертизу (аудит) документации предприятия/частного предпринимателя на предмет возможности усовершенствования для участия в государственных и иных закупках;
- Обжалование действий/бездействий организаторов закупок;
- Расчет казахстанского содержания;
- Представление аналитических отчетов по емкости рынка государственных и иных закупок Казахстана, на основе годовых планов закупок.
8. Консультации в сфере государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) по:
- Подготовке конкурсной заявки потенциального частного партнера в рамках конкурса по определению частного партнера;
- Разработке концепции проекта ГЧП в рамках определения частного партнера;
- Подготовке и заключению договора ГЧП;
- Вопросам реализации проектов ГЧП.
Автоматизированные госуслуги одним списком для бизнеса, необходимые для получения гарантии
Новая экономическая политика Казахстана направлена на развитие малого и среднего бизнеса и села. Особое внимание уделяется насыщению внутреннего рынка отечественными товарами и услугами. В развитии микро-, малого и среднего бизнеса в РК активное участие принимает специальный фонд развития предпринимательства — Фонд «Даму», дочерняя организация НУХ «Байтерек». Реализация госпрограмм фокусируется на развитии массового предпринимательства как драйвера экономики, решающего множество задач. Об итогах прошлого года и планах на предстоящий в работе АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» — в интервью с председателем правления Гаухар Бурибаевой.
— Гаухар Асылбековна, какую помощь предпринимателям оказывает Фонд «Даму»?
— В качестве финансового агента Правительства РК Фонд «Даму» успешно реализует государственные программы, нацеленные на повышение предпринимательской активности в стране. На решение этих вопросов направлены финансовые инструменты фонда: субсидирование процентной ставки по займам предпринимателей, частичное гарантирование по кредитам и льготное финансирование через БВУ.
В 2022 году более 50,5 тысячи проектов предпринимателей по всему Казахстану поддержаны фондом. Общая сумма кредитов составила более 1,5 триллиона тенге. Из этой суммы 63,3 процента — инвестиции. То есть более половины средств направлены на развитие новых проектов и модернизацию действующих производств в РК. Отмечу, что развитие обрабатывающей промышленности — одно из приоритетных направлений. Эта отрасль поддерживается фондом в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства 2021-2025 годы, программы «Экономика простых вещей» и «Даму Өндіріс», направленных на насыщение внутреннего рынка отечественными товарами народного потребления и стимулирование ее конкурентоспособности.
С 2020 года для развития массового предпринимательства внедрено новое направление по поддержке микропредпринимательства в рамках нацпроекта. Этот сегмент имеет потенциальные возможности для создания мультипликативного эффекта в развитии регионов. Такие предприниматели в последующем зачастую вырастают в малые и средние предприятия. В 2021 году доля поддержанных микропредприятий инструментами Фонда «Даму» составляла 93 процента. По итогам 2022 года портфель фонда увеличился на 49 832 проекта микро- и малого бизнеса на общую сумму 1,2 миллиарда тенге. А это более 98 процентов от общего количества проектов прошлого года.
Есть кейсы, когда фонд поддержал стартапы, предоставив гарантию до 85 процентов от суммы займа, так как у предпринимателей на тот момент не было активов для залога. Позже многие из них обращались с проектами по расширению своей деятельности. И для получения кредита им достаточно было гарантии в размере 50 процентов, так как уже имелся опыт работы, финансовая история и, соответственно, активы для залога в банк.
Также есть успешные истории, когда предприниматели вначале импортировали товар, а в последующем наладили его собственное производство. К примеру, компания ТОО «ТАВИ Павлодар». Изначально компания реализовывала фурнитуру и комплектующие для производства мебели, в последующем организовала производство матрасов, открыло собственное производство поролона.
— Как сказывается реализация госпрограмм на увеличении занятости населения, какие отрасли и проекты можно выделить по итогам 2022 года?
— В ходе реализации госпрограмм акцентируется внимание и на вопросе создания рабочих мест. Нацпроект, в рамках которого фондом реализуются инструменты субсидирования и гарантирования, тоже не стал исключением. Одним из критериев эффективности для предпринимателей, получившим поддержку в рамках нацпроекта, является обязательное увеличение численности рабочих мест. За 2010-2021 годы при поддержке «Даму» было создано 188 тысяч новых рабочих мест и сохранено 797 тысяч рабочих мест.
Наиболее активно в разрезе регионов мерами господдержки в 2022 году воспользовались предприниматели Актюбинской и Жамбылской областей, городов Астана, Алматы и Шымкент. Говоря об отраслях, то по сумме кредитов наибольшее количество заявок поступило от обрабатывающей промышленности, развития микробизнеса, логистики и других.
Фонд поддерживает проекты, направленные не только на импортозамещение товаров внутри страны, но и на экспортно ориентированные предприятия. В качестве примера можно выделить уникальный проект не только для РК — ТОО «QazAlPack», которое производит алюминиевые банки и крышки для напитков в Шымкенте. Это первый в Центральной Азии завод производственной мощностью до 750 миллионов комплектов в год.
— Какие изменения в госпрограммах и достижения были у вас в 2022 году?
— В прошлом году были внесены изменения в нацпроект по развитию предпринимательства. Так, была установлена сумма займов по проектам в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах во всех секторах экономики: для субсидирования до 1,5 миллиарда тенге, для частичного гарантирования до 360 миллионов тенге. Увеличен размер гарантии фонда до 85 процентов от суммы кредита в западных и южных регионах республики, в том числе в областных центрах данных регионов.
В рамках реализации госпрограмм акцентировано внимание на развитии приоритетных отраслей экономики, влияющих на повышение качества жизни казахстанцев, в их числе образование, здравоохранение, легкая промышленность, туризм и другие секторы промышленности.
Кроме этого, предпринимателям предоставлена возможность рефинансирования кредитов, полученных в подсанкционных российских банках, с сохранением получаемых субсидий и гарантий фонда в других БВУ.
Также внимание уделяется развитию зеленых проектов. В 2022 году обновлена программа субсидирования за счет средств ПРООН, в частности, увеличена сумма субсидий до 180 миллионов тенге по основному долгу, исключено ограничение по сумме кредита. Между фондом и ПРООН заключено соглашение о привлечении гранта на сумму 1,3 миллиона долларов США.
За дебютное размещение соцоблигаций фонда в 2022 году мы признаны победителями в номинации «Лучшая сделка первичного размещения (Казахстан)» ежегодной премии Cbonds Awards. Объем эмиссии составил 1 миллиард тенге, со сроком обращения 5 лет. Целью выпуска являлось направление полученных от сделки средств на кредитование СМСП через БВУ. Ввиду социальной направленности размещенные облигации фонда соответствуют целям устойчивого развития и критериям ESG.
Новшеством стало внедрение программы «Даму-Факторинг». Этот инструмент способствует решению проблем с отсутствием залогового обеспечения у предпринимателей, покрытию дефицита финансов и кассовых разрывов.
Развитию АПК также уделяется особое внимание. В этой связи внесены изменения в Программы гарантирования АПК в части увеличения размера гарантии по приоритетным инвестиционным проектам до 2,5 миллиарда тенге.
Помимо республиканских программ, с 2010 года Фонд «Даму» совместно с акиматами областей и городов республиканского значения реализует точечные региональные программы (ТРП) финансирования субъектов МСБ. ТРП позволяют развивать предпринимательскую активность с учетом специфики и потребностей отдельного региона.
Акиматы и фонд совместно выделяют средства в БВУ, например в соотношении 50/50, для финансирования предпринимателей, развивающих свои проекты в отраслях экономики, необходимых для конкретного региона/города. Реализация данного направления позволила регионам открыть и расширить производства в сферах пищевой, легкой, мебельной и строительной промышленности. А также каждый регион делает акцент на поддержку СЧП в необходимых сферах экономики.
— Как осуществляется процесс подачи заявки на получение мер господдержки и мониторинга реализации проектов?
— В своей работе мы стремимся сделать бизнес-процессы максимально доступными, удобными и прозрачными. Для реализации этой цели с 2016 года планомерно внедрялись цифровые технологии. В прошлом году уровень цифровизации фонда составил 100 процентов. Сейчас процесс рассмотрения заявки не превышает 5-10 рабочих дней, раньше это занимало до 21 дня. Если ранее для подписания договоров требовалось от 3 до 5 рабочих дней, то сегодня подписание документов производится в течение одного часа. Заявки предприниматели могут подавать онлайн через eGov.kz и online.damu.kz. В 2022 году доля онлайн-заявок составила более 98 процентов.
Мониторинг достижения заявленных целей проектов, реализуемых при поддержке Фонда «Даму», обязательная процедура, закрепленная в государственных программах. Это обеспечивает проверку соответствия проектов требованиям государственных программ в части целевого использования займов и достижения установленных критериев эффективности.
Стоит отметить, что ключевой подход фонда при мониторинге сводится к подтверждению реализации проекта и целевого использования средств, а не применению каких-либо ограничительных мер. Так, в 2022 году по инструменту субсидирования выявлено всего 264 нарушения. Это чуть более 1 процента от общего количества поддержанных проектов за год. То есть, можно сказать, казахстанские предприниматели ответственно относятся к исполнению своих обязательств при использовании мер государственной поддержки.
— Каковы планы у Фонда «Даму» на 2023 год?
— В этом году планируется утверждение новой стратегии развития фонда на следующий десятилетний период. В рамках подготовительных работ предполагается, что фонд, как и прежде, продолжит свою работу по поддержке субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства. Основной упор будет на дальнейшее развитие инструмента гарантирования. Условия с каждым годом адаптируются под запросы целевой аудитории. Так, в 2022 году было разработано направление по гарантированию облигаций как альтернатива для предпринимателей по привлечению средств в бизнес.
Для развития массового предпринимательства совместно с акиматами областей и городов республиканского значения будем реализовывать точечные региональные программы (ТРП) финансирования МСБ. В целом мы планируем сохранить ежегодный рост охвата предпринимателей мерами господдержки на уровне 10 процентов. Для этого, к примеру, мы продолжаем работу по привлечению дополнительных инвестиций на поддержку зеленых/социальных проектов, а также проектов устойчивого развития.
— Спасибо за интервью!
Материал предоставлен Фондом «Даму»
Новая
экономическая политика Казахстана направлена на развитие малого и среднего
бизнеса и села. Особое внимание уделяется насыщению внутреннего рынка
отечественными товарами и услугами. В развитии микро-, малого и среднего бизнеса
в Казахстане активное участие принимает специальный фонд развития
предпринимательства — Фонд «Даму», дочерняя организация НУХ «Байтерек». Реализация
государственных программ фокусируется на развитии массового предпринимательства
как драйвера экономики, решающего множество задач. Об итогах прошлого года и
планах на предстоящий в работе АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» в
интервью с председателем правления Гаухар Бурибаевой.
— Гаухар Асылбековна, какую помощь
предпринимателям оказывает Фонд «Даму»?
—
В качестве финансового агента Правительства РК Фонд «Даму» успешно реализует
государственные программы, нацеленные на повышение предпринимательской
активности в стране. На решение этих вопросов направлены финансовые инструменты
Фонда: субсидирование процентной ставки по займам предпринимателей, частичное гарантирование
по кредитам и льготное финансирование через БВУ.
В
2022 году более 50,5 тыс. проектов предпринимателей по всему Казахстану поддержаны
Фондом. Общая сумма кредитов составила более 1,5 трлн тенге. Из этой суммы
63,3% — инвестиции. То есть более половины средств направлены на развитие
новых проектов и модернизацию действующих производств в Казахстане. Отмечу, что
развитие обрабатывающей промышленности — одно из приоритетных направлений. Эта
отрасль поддерживается Фондом в рамках Национального проекта по развитию
предпринимательства на 2021-2025 годы, программ «Экономика простых вещей» и «Даму
Өндіріс», направленных на насыщение
внутреннего рынка отечественными товарами народного потребления и
стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.
С
2020 года для развития массового предпринимательства внедрено новое направление
по поддержке микропрепринимательства в рамках Нацпроекта. Этот сегмент имеет потенциальные
возможности для создания мультипликативного эффекта в развитии регионов. Такие
предприниматели в последующем зачастую вырастают в малые и средние
предприятия. В 2021 году доля поддержанных микропредприятий инструментами Фонда
«Даму» составляла 93%. По итогам 2022 года портфель Фонда увеличился на
49 832 проекта микро- и малого бизнеса на общую сумму 1,2 млрд тенге. А это
более 98% от общего количества проектов прошлого года.
Есть
кейсы, когда Фонд поддержал стартапы, предоставив гарантию до 85% от суммы
займа, так как у предпринимателей на тот момент не было активов для залога. Позже многие
из них обращались с проектами по расширению своей деятельности. И для получения
кредита им достаточно было гарантии в размере 50%, потому что уже имелись опыт работы,
финансовая история и соответственно активы для залога в банк.
Также
есть успешные истории, когда предприниматели вначале импортировали товар, а в
последующем наладили его собственное производство. К примеру, компания ТОО
«ТАВИ Павлодар». Изначально она реализовывала фурнитуру и комплектующие
для производства мебели, в последующем организовала производство матрасов, открыла собственное производство поролона. Предприятие уже планирует экспортировать
свою продукцию в ближнее зарубежье.
— Как сказывается реализация
госпрограмм на увеличении занятости населения, какие отрасли и проекты можно
выделить по итогам 2022 года?
—
В ходе реализации госпрограмм акцентируется внимание и на вопросе создания
рабочих мест. Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021-2025
годы, в рамках которого Фондом реализуются инструменты субсидирования и
гарантирования, тоже не стал исключением. Одним из критериев эффективности для
предпринимателей, получивших поддержку в рамках Нацпроекта, является обязательное
увеличение численности рабочих мест. За 2010-2021 годы при поддержке «Даму»
было создано 188 тыс. новых рабочих мест, сохранено 797 тыс. рабочих мест.
Наиболее
активно в разрезе регионов мерами государственной поддержки в прошлом году воспользовались
предприниматели Актюбинской и Жамбылской областей, а также городов Астаны,
Алматы и Шымкента. Говоря об отраслях, то по сумме кредитов наибольшее
количество заявок поступило от обрабатывающей промышленности, развития
микробизнеса, логистики и др.
Фонд
поддерживает проекты, направленные не только на импортозамещение товаров внутри
страны, но и на экспортно ориентированные предприятия, выпускающие различный
спектр продукции. В качестве примера можно привести ТОО «QazAlPack», которое производит алюминиевые банки и крышки для напитков в индустриальной зоне «Онтүстік» Шымкента — это уникальный проект не
только для Казахстана. Это первый в
Центральной Азии завод производственной мощностью до 750 млн комплектов в год.
Проект оснащен самым передовым оборудованием из США.
— Какие изменения в госпрограммах и
достижения были у вас в 2022 году?
—
В прошлом году были внесены изменения в
Нацпроект по развитию предпринимательства. Так, была установлена сумма займов
по проектам в моно-, малых городах и сельских населенных пунктах во всех
секторах экономики: для субсидирования до 1,5 млрд тенге, для частичного
гарантирования до 360 млн тенге. Увеличен размер гарантии Фонда до 85% от суммы
кредита в западных и южных регионах республики, в том числе в областных центрах данных
регионов.
В
рамках реализации госпрограмм акцентировано внимание на развитие приоритетных
отраслей экономики, влияющих на повышение качества жизни казахстанцев, в их
числе образование, здравоохранение, легкая промышленность, производство
продуктов питания, логистические услуги, туризм и другие секторы промышленности.
Кроме
этого, предпринимателям предоставлена возможность рефинансирования кредитов,
полученных в санкционных российских банках, с сохранением получаемых субсидий и
гарантий Фонда в
других БВУ.
Также
много внимания уделяется развитию «зеленых» проектов. В 2022 году обновлена
программа субсидирования за счет средств ПРООН, в частности увеличена сумма
субсидий до 180 млн тенге по основному долгу, исключено ограничение по сумме
кредита. Между Фондом и ПРООН заключено Соглашение о привлечении гранта на
сумму 1,3 млн долларов.
За
дебютное размещение социальных облигаций Фонда в 2022 году мы признаны
победителями в номинации «Лучшая сделка первичного размещения (Казахстан)»
ежегодной премии Cbonds Awards. Объем эмиссии составил 1 млрд тенге, со сроком
обращения 5 лет. Целью выпуска являлось направление полученных от сделки
средств на кредитование СМСП через БВУ. Ввиду социальной направленности размещенные облигации Фонда соответствуют целям устойчивого развития и
критериям ESG.
Новшеством
стало внедрение программы «Даму-Факторинг». Этот инструмент способствует
решению проблем с отсутствием залогового обеспечения у предпринимателей,
покрытию дефицита финансов и кассовых разрывов.
К
тому же развитию агропромышленного комплекса уделяется особое внимание со
стороны государства. В этой связи внесены изменения в Программы гарантирования
АПК в части увеличения размера гарантии по приоритетным инвестиционнным
проектам до 2,5 млрд тенге.
Помимо
республиканских программ с 2010 года Фонд «Даму» совместно с акиматам областей
и городов республиканского значения реализует точечные региональные программы
(ТРП) финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. ТРП
позволяют развивать предпринимательскую активность с учетом специфики и
потребностей отдельного региона.
Акиматы
и Фонд совместно выделяют средства в БВУ, например, в соотношения 50/50, для
финансирования предпринимателей, развивающих свои проекты в отраслях экономики, необходимых для конкретного региона/города. Среди этих программ «Астана Бизнес»
(Астана), «Jana Business» (Алматы), «Ақ Ниет» (ВКО), «Мен кәсіпкер боламын»
(Шымкент). Реализация данного направления позволила регионам открыть и
расширить производства в сферах пищевой, легкой, мебельной и строительной
промышленности. А также каждый регион делает акцент на поддержку СЧП в
необходимых сферах экономики, например, «Almaty Business» — стимулирование к
развитию предпринимательства в малоактивных районах города, «Jana Business» —
развитие факторинговых сделок и возможность финансирования промышленных парков
города, «Мен кәсіпкер боламын» — начинающие предприниматели и женское
предпринимательство и т.д.
— Как осуществляется процесс подачи
заявки на получение мер господдержки и мониторинга реализации проектов?
—
В своей работе мы стремимся сделать бизнес-процессы максимально доступными,
удобными и прозрачными для предпринимателей. Для реализации этой цели с 2016
года планомерно внедрялись цифровые технологии. В прошлом году уровень
цифровизации Фонда составил 100%. Сейчас процесс рассмотрения заявки не
превышает 5-10 рабочих дней, тогда как раньше это занимало до 21 дня. Если
ранее для подписания бумажных договоров требовалось от 3 до 5 рабочих дней с
учетом передачи бумажных экземпляров в банки и необходимости личного посещения
предпринимателями банков либо филиала Фонда, то сегодня подписание документов
производится в течение одного часа. Заявки предприниматели могут подавать
онлайн через eGov.kz и online.damu.kz. В 2022 году доля онлайн-заявок составила
более 98%.
Мониторинг
достижения заявленных целей проектов, реализуемых при поддержке Фонда «Даму»,
обязательная процедура, закрепленная в государственных программах. Это обеспечивает проверку соответствия
проектов требованиям государственных программ в части целевого использования
займов и достижения установленных критериев
эффективности.
Стоит
отметить, что ключевой подход Фонда при мониторинге сводится к подтверждению
реализации проекта и
целевого использования средств, а не применению каких-либо ограничительных мер.
Так, в 2022 году по инструменту субсидирования выявлено всего 264 нарушения. Это
чуть более 1% от общего количества поддержанных проектов за год. То есть, можно
сказать, казахстанские предприниматели ответственно относятся к исполнению
своих обязательств при использовании мер государственной поддержки.
— Какие планы у Фонда «Даму» на
2023 год?
—
В этом году планируется утверждение новой Стратегии развития Фонда на следующий
десятилетний период. В рамках подготовительных работ предполагается, что Фонд,
как и прежде, продолжит свою работу по поддержке субъектов микро-, малого и
среднего предпринимательства. Основной упор будет на дальнейшее развитие инструмента
гарантирования. Условия с каждым годом адаптируются под запросы целевой
аудитории. Так, в 2022 году было разработано направление по гарантированию облигаций,
как альтернатива для предпринимателей по привлечению средств в бизнес.
Для
развития массового предпринимательства совместно с акиматам областей и городов республиканского
значения будем реализовывать точечные региональные программы (ТРП)
финансирования МСБ. Эти программы позволяют развивать предпринимательскую
активность с учетом специфики и потребностей отдельного региона. В целом мы планируем
сохранить ежегодный рост охвата предпринимателей мерами господдержки на уровне
10%. Для этого, к примеру, мы продолжаем работу по привлечению дополнительных
инвестиций на поддержку «зеленых»/социальных проектов, а также проектов
устойчивого развития.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.