14 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
6.docx
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
Ответы
1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.
Автор: Квардакова Ольга Павловна.
Тренировочные упражнения ЕГЭ №6
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7.Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
Ключи:
- Загладить вину
- Ранней юности
- Цель достигнута
- Притворной яростью
- Произошло событие
- Необычных
- Внезапной
- Неизвестного
- Краткое
- Руками
- Человек или рабочих
Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание №6. Отработка лексических норм языка.
Задания подобраны в соответствии с демоверсией 2022 года из открытого банка ФИПИ .
Автор: Русланова Т.И.
→ скачать задания docx
Тренировочные упражнения ЕГЭ №6
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
4. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
5. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
6. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
7. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
8. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
9. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
10. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
11. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Ключи:
1. Необычных
2. Внезапной
3. Неизвестного
4. Краткое
5. Руками
6. Человек или рабочих
7. Загладить вину
8. Ранней юности
9. Цель достигнута
10. Притворной яростью
11. Произошло событие
Связанные страницы:
Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет протокол встречи с клиентом. Этот документ способствует улучшению формулировок основных достигнутых договоренностей, но не является договором. Его составление – мостик к пониманию между двумя сторонами. А также на практике замечено, что протокол встречи с каждым клиентом способен увеличить продуктивность отдельно взятого менеджера.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк протокола встречи с клиентом .docСкачать образец протокола встречи с клиентом .doc
Важным моментом является отметка времени. Принцип прост: если что-либо можно измерить, значит, этим можно управлять. Заполнение этого пункта позволяет правильно распределить время, избавиться от незапланированного увеличения продолжительности встреч.
Элементы протокола
После названия, располагающегося по центру в верхней части листа документа, идет заполнение информации о месте и времени проведения. Рекомендуется максимально точно записывать как временные промежутки, так и географические данные.
В верхней части также указывается дата подписи. Идеально, чтобы стояло единственное число во всех случаях. Но бывают ситуации, когда подписи ставятся после согласований или консультации с руководителями организаций. Таким образом, эта дата может отличаться от первой.
После вводной информации идет перечисление организаций и присутствующих на встрече лиц. Обязательно при этом указывать должностное положение сотрудников и причастность их к той или иной организации.
Если в ходе встречи присутствует какой-либо привлеченный специалист (переводчик, консультант, технический гуру), то о его присутствии можно указать в конце документа, оформив текст в качестве сноски, примечания или приложения.
Формулировка
После перечисления сторон встречи в документе в укороченном виде перечисляются основные принципиально важные моменты, выносимые на обсуждение. Обе стороны должны быть согласны с информацией. Для того чтобы это стало возможным, должны учитываться финансовые и иные возможности обеих сторон. Идеальный вариант – установление долгосрочных и взаимовыгодных отношений.
Важно! Протокол встречи с клиентом не является договором о поставках или каким-либо другим видом соглашения. Единственное, на что претендует грамотно составленный документ, – это на возможность последующих консультаций и встреч не позднее конкретно указанного числа.
Специфика
Протокол должен быть вручен клиенту сразу же после окончания встречи. Для согласования чем раньше предоставлена информация о достигнутых договоренностях, тем лучше для обеих сторон. Более того, некоторые компании прибегают к визуальному протоколированию сразу же в процессе переговоров. Достигнутая точка соприкосновения интересов сторон сразу же фиксируется маркером на доске или другим способом. Позже протокол должен поступить в обе организации, которые вели переговоры.
Необходимо распределить роли встречи между участниками. Например, докладчик, председатель, секретарь, рядовой участник и пр. Это поможет избежать путаницы и провести встречу более продуктивно.
Что должно быть зафиксировано
Удобнее каждую отдельную тему для обсуждения выносить в отдельный пункт протокола. Напротив пункта – сразу фиксировать принятое решение, желательно упоминая лиц, взявших на себя ответственность за выполнение.
Секретарь, выбранный из участников собрания, не должен упускать принципиальных моментов и важных мыслей, возникших в результате встречи.
Недопустимо пользоваться при составлении протокола жаргонной или ненормативной лексикой. Правила делового этикета предполагают только косвенную речь. Например, «Ивановым А.А. вынесено предложение..». Также необходимо избегать субъективных оценок личности, чрезмерного сосредоточения на личных вопросах и пр. Официальный стиль текста должен соблюдаться неукоснительно.
Какие могут быть цели встречи с клиентом
Исходя из того, какая по счету встреча предполагается, поставщик и клиент могут руководствоваться разными мотивами и задачами. Конечная цель известна обоим: совершение сделки по продаже. Но цели помельче могут формулироваться следующим образом:
- Определение готовности клиента к сотрудничеству, заключению договора в принципе.
- Определить круг потребностей, удовлетворение которых преследуется.
- Наметить примерный перечень товаров или услуг из ассортимента компании, подпадающих под интересы.
- Показать товар во всей красе, дать использовать пробники, убедиться в качественности предлагаемой продукции или услуги.
- Получить «обратную связь», выслушать конструктивные отзывы о своем товаре от клиента, подготовиться к аргументированному диалогу.
Другие формы
Ели говорить о том, в какой еще форме может быть оформлен протокол встречи с клиентом, то можно классифицировать три основные:
- В виде таблиц (либо одной таблицы с множеством строк и столбцов).
- В свободной форме без соблюдения граф только с постановкой даты и подписи.
- В виде укороченного «резюме» на каждого из клиентов (к самой принимающей организации при этом эта информация не поставляется).
Сбор информации
Помимо мотивирующих задач, перед продавцом может стоят задача сбора информации о клиенте. Могут быть выяснены, например, такие вопросы:
- Сфера деятельности.
- Размер организации клиента, годовой оборот активов.
- Существует ли потребность в конкретном товаре и или услуге. Если да, то насколько она сильна и можно ли ее развить.
- Сталкивался ли клиент с конкурентами, использовал ли их товар или услугу. Если да, то что именно его устроило или не устроило.
- Какие качества должен иметь оптимальный для этого покупателя поставщик.
Словом, протокол встречи с клиентом – важная бумага для фиксации предварительных договоренностей, выполнения грамотной работы менеджера любой уважающей себя организации.
Мини-сборник для подготовки
выполнения задания ЕГЭ №6
Алгоритм выполнения
задания
1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно
относится — на исключение или замену.
2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите
в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая
избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание.
Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который
содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура
словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании
лишним.
4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл
предложения.
5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить
речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что
подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
• неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических
оборотах: играть роль и иметь значение ⇒ играть значение, иметь
роль;
• употребление слова в несвойственном ему значении: В концерте принял
участие известный оперный магнат;
• смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски: В
описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и
др.
Теоретический материал
Лексические нормы (или
нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора
слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также
употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента
целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе,
хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни,
основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные
преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис,
огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен,
главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна,
наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели
вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся
мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Тавтология
Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление
однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли;
соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого
долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся
выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К
недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;
Нарушение лексической
сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться
друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая
несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической
несовместимости.
Примеры нарушения лексической
сочетаемости: сделать
решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман
дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать
первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки
(совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания);
табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих
(заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Ошибки в употреблении
фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна
небесная, зарубить на носу).
Фразеологические
ошибки — это искажение формы
фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение
лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на
носу»); - Сокращение
или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца
выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо
«Обратиться не по адресу»); - Употребление
фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых
варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему
досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока
суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы
обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не
стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава
(спустя рукава или сложа руки);
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов,
устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от
причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это
слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие
неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)
Архаизмы –
слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были
заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в
которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические
исследования).
Неологизмы – новые
слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке
вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм —
лексическая единица, употребление которой ограничено
определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо
глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у
Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе
(одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с
которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был
сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» —
интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в
ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая
(подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию
иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом
герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему
урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и
поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка
связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений
логических связей в тексте, сочетание
противоречащих друг другу понятий.
Примеры
алогизмов: Благодаря
плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного
рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика
по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под
давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно
участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях
алогизмы часто используются в качестве художественного приема
Словарик плеоназмов и тавтологий |
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным |
А В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П простаивать без дела Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я В роли плеоназма может выступать местоимение свой Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ. |
Тренировочные упражнения
I.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно
употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного
русского литературного языка.
1.Чтобы
закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин
поклялся своему юному спасителю в верности.
2.Сегодня,
когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов
Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни»,
который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3.Если
искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно
улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым
воспроизведением действительности.
4.Почуяв,
что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в
сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5.
В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись
как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы
выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
6.Изучением
необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в
общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7.Отказ
Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной
неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку
в биографию великого писателя.
8.Уже
больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах
неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9.Существенно
увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с
клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10.Если вы когда-нибудь видели фильмы
немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно
жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11.Завод
в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять
человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно
и на Заречье, и даже у нас в школе.
Ключи:
1. Загладить
вину
2. Ранней
юности
3. Цель
достигнута
4. Притворной
яростью
5. Произошло
событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек
или рабочих
Бесплатный интенсив по русскому языку
28 марта — 3 апреля
На бесплатном интенсиве ты:
✅ Разберёшься со спряжениями и правописанием глаголов и глагольных форм.
✅ Научишься решать задание с самым низким процентом выполнения.
✅ Вспомнишь исключения, узнаешь все нюансы и ловушки.
✅ Получишь много полезных материалов, которые помогут без проблем справиться с 12 заданием.
✅ Узнаешь, какие частые речевые ошибки допускают выпускники в сочинениях.
✅ Поймёшь, как написать сочинение.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово…
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 4 сек.
ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 6: номер 38 | r05v2 | Отредактируйте предложение ис…
35
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Время показало, что так называемая цивилизация — очень хрупкая штука, что челов…
На чтение 11 мин. Просмотров 28 Опубликовано 21.08.2022
Содержание
- Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ 2020:
- Главные определения
- Для выполнения задания необходимо:
- Задание 6
- Задание 6 ЕГЭ по русскому языку с ответами
- Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
- Разбор задания
- Рекомендации к выполнению задания
- Теория и практика для №6 задания по русскому языку в 1 файле
Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ 2020:
- Найдите смысловое (семантическое) противоречие.
- Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
- Если это ошибка, то исправьте ее.
Главные определения
Плеоназмы — словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.
Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.
Замена неверно употреблённого слова
Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».
Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
Нарушение традиции
Изменение фразеологизма
Неоправданный оксюморон
Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.
Для выполнения задания необходимо:
Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.
Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.
А теперь посмотрим полезное видео по этому заданию (не смущайтесь нумерации 20).
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку с ответами
Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание №6. Отработка лексических норм языка.
Задания подобраны в соответствии с демоверсией 2022 года из открытого банка ФИПИ .
Автор: Русланова Т.И.
→ скачать задания docx
Тренировочные упражнения ЕГЭ №6
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
4. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
5. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
6. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
7. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
8. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
9. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
10. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
11. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Ключи:
1. Необычных
2. Внезапной
3. Неизвестного
4. Краткое
5. Руками
6. Человек или рабочих
7. Загладить вину
8. Ранней юности
9. Цель достигнута
10. Притворной яростью
11. Произошло событие
Связанные страницы:
Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
Теория для Задания №6 ЕГЭ 2022 по русскому языку
«Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.»
Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2022 г.:«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.»
Ответ: главную
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
2) Замена.«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.»
Ответ: потерпели
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:
- понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
- учитывать особенности сочетаемости слов;
- правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
- избегать речевой избыточности;
- не допускать речевой недостаточности;
- учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)3) Если это ошибка, исправь ее.
ТЕОРИЯ
Типы ошибок
№
|
ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ
|
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом(проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
1) Нарушение лексической сочетаемости слов.Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
*Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
- замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
- совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксомПаронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание №5 ЕГЭ по русскому языку.
3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).
4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).
*Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании №6 это не проверяется.
В кабинете висели русские писатели (портреты).В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
3) Неразличение синонимичных слов.
Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать – вкалывать и тд.)
Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)
*Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.
Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).
В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение/оружие, брак – супружество/некачественная продукция).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
4) Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
*Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).
Диалектизмы — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)
Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово.
Разбор задания
Прочитаем внимательно предложение по отдельным смысловым частям:
В этом пейзаже – плеоназма и тавтологии нет.
Не было ни одной кричащей краски – лишних слов нет.
Ни одной острой черты в рельефе – ошибок нет.
Его скупые озёрца – всё верно.
Наполненные тёмной и спокойной водой – тавтологии нет: прилагательные характеризуют слово «водой» с разных сторон.
Выражали главную суть – пример плеоназма: суть – это и есть главное, следовательно, лишним является слово «главная».
Ответ: главную.
Рекомендации к выполнению задания
Ошибки в употреблении лишнего слова связаны с такими понятиями, как плеоназм и тавтология.
Плеоназм – оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например, человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе).
Тавтология – повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысл: старый старик, высокая высота, проливной ливень, улыбнулся широкой улыбкой, маленькие мелочи.
Теория и практика для №6 задания по русскому языку в 1 файле
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.