Проведение SWOT-анализа транспортной компании позволяет оценить внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на стратегическое развитие фирмы. В ходе анализа выявляются сильные и слабые стороны предприятия, а также риски и возможности для эффективного развития.
SWOT-анализ логистической компании в таблице
Сильные стороны:
· рост спроса на транспортные перевозки; · большой стаж водителей; · продуманное ценообразование; · система доставки сборных грузов, позволяющая экономить средства клиентов; · услуга доставки по адресу получателя; · срочная доставка груза. |
Возможности:
· улучшение сервиса и сокращение времени обслуживания; · создание гибкой системы скидок; · повышение узнаваемости бренда; · внедрение на корпоративный рынок (B2B). |
Слабые стороны:
· отсутствие проработанной клиентской базы; · неизвестность компании в регионе |
Угрозы:
· конкуренция и вытеснение со стороны более крупных игроков рынка; · спад спроса; · нестабильность экономической ситуации. |
Вывод. Компания молодая, поэтому необходимо найти конкурентные преимущества и создать гибкую систему мотивации для стимулирования клиентов к использованию услуг. Требуется создание базы и внедрение на корпоративный рынок.
Развитие логистической деятельности транспортной компании в условиях конкурентного рынка
NovaInfo 47, с.148-152, скачать PDF
Опубликовано 8 июня 2016
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 64
CC BY-NC
Аннотация
В данной статье рассматривается рынок транспортных компаний, функционирующих в Омском регионе. Представлен анализ пяти конкурирующих компаний по основным критериям, отражены результаты SWOT анализа компании ООО «Шерл ТК» и сформулированы рекомендации для дальнейшего развития её логистической деятельности.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ, ГРУЗОВЛАДЕЛЕЦ, ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИК, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ, SWOT АНАЛИЗ
Текст научной работы
Транспортные компании, функционирующие на рынке транспортно-экспедиционных услуг представляют собой логистических операторов, оказывающих грузовладельцам перечень востребованных ими услуг. В настоящее время в Омском регионе на данном сегменте рынка действует более 200 транспортных компаний. Среди них имеют место Омские региональные, как правило, небольшие компании; столичные компании, имеющие сеть филиалов по России; зарубежные операторы логистичсеких услуг, имеющие филиалы не только в России, но и в Европе, Азии и др. странах. Все компании отличаются перечнем оказываемых услуг, тарифами, скоростью доставки груза и др. критериями. В перечень оказываемых услуг могут входить: перевозки разными видами транспорта, экспедирование грузов, оформление таможенных и иных сопроводительных документов, таможенная очистка импортных и экспортных грузов, услуги складирования, погрузочно-разгрузочные работы, разные виды упаковки, формирование сборных грузов, разработка оптимальных транспортных схем, контроль груза в пути и др. [ 1 ].
Исследуя региональный рынок транспортных компаний необходимо проанализировать общий объём грузоперевозок в регионе.
Таблица 1 – Динамика грузоперевозок Омского региона по кварталам в 2015-2016гг
Грузооборот |
|||
тыс. т-км |
в % к |
||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду |
||
2015 год |
|||
I квартал |
102007,6 |
77,0 |
68,1 |
II квартал |
141741,5 |
104,2 |
139,0 |
III квартал |
97715,9 |
65,8 |
68,9 |
IV квартал |
85611,2 |
65,6 |
87,6 |
год |
427076,2 |
78,0 |
78,0 |
2016 год |
|||
I квартал |
68721,0 |
67,4 |
80,3 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что грузооборот Омского региона в I-ом квартале 2016 года снизился на 32,6 %, по сравнению с тем же периодом 2015 г. Существующую ситуацию можно объяснить следующими причинами: ростом цен на бензин и дизельное топливо, увеличением госпошлины и таможенных тарифов на большегрузный транспорт, увеличением стоимости обязательного автострахования, уходом мелких транспортных компаний с рынка в связи с увеличением стоимости услуг и снижением спроса, введением платы по системе «Платон», глобальными геополитическими проблемами, влиянием введенных ЕС экономических санкций против России.
Большинство транспортных компаний имеют свою филиальную сеть, специализируются на использовании определенных видах транспорта и направлениях перевозок. В целях развития логистической деятельности Омского филиала ООО «ШЕРЛ ТК» был проведен анализ основных конкурентов данного сегмента рынка. Анализ пяти компаний осуществлялся по следующим критериям: количество филиалов, виды перевозок, услуги компании, виды транспортных средств, наличие складского терминала и его площадь. В качестве базы исследования были взяты такие крупные транспортные компании, как: ООО «РАТЭК», ООО «ПЭК», ООО «Деловые линии», ООО «ЖелДорЭкспедиция», ООО «Шерл ТК».
Транспортная компания ООО «ШЕРЛ ТК» работает на рынке грузовых перевозок с 1993 года, является одной из опытных логистических компаний России. К 1998 г компания имела собственный парк вагонов и начала осуществлять международные перевозки. К 2005 году на территории РФ было открыто 22 филиала ООО «ШЕРЛ ТК». На сегодняшний день компания владеет более чем 220 единицами ж/д вагонов, в том числе изотермическими, рефрижераторными, цельнометаллическими и универсальными крытыми [4]. Сравнение Омского филиала ООО «Шерл ТК» с филиалами других транспортных компаний представлены в таблице 2.
Таблица 2. — Сравнительный анализ филиалов транспортных компаний в г. Омске
Критерий |
ООО «РАТЭК» |
ООО «ПЭК» |
ООО «Деловые линии» |
ООО «ЖелДорЭкспедиция» |
ООО «ШЕРЛ ТК» |
Количество филиалов |
120 |
112 |
170 |
174 |
22 |
Виды перевозок |
ЖД перевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки, авиаперевозки |
Автоперевозки авиаперевозки |
ЖД перевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки, авиаперевозки |
Жд перевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки |
Жд перевозки, контейнерные перевозки, автоперевозки |
Виды транспортных средств |
Автотранс-порт, Ж/Д транспорт |
Автотранспорт |
Автотранспорт |
Ж/Д транспорт, автотранспорт |
Ж/Д контейнеры (транспорт) |
Услуги компании |
Хранение, упаковка, страхование, погрузо-разгрузочные работы, отслеживание груза |
Хранение, упаковка, страхование, погрузо-разгрузочные работы, отслеживание груза |
Хранение, упаковка, страхование, погрузо-разгрузочные работы, отслеживание груза |
Хранение, упаковка, страхование, погрузо-разгрузочные работы, отслеживание груза |
Хранение, упаковка, страхование, погрузо-разгрузочные работы, отслеживание груза |
Складские терминалы |
2 терминала общей площадью 10700м2 |
Терминал общей площадью более 1000м2 |
Терминал общей площадью 4400м2 |
Терминал общей площадью 3152м2 |
Терминал общей площадью 1200м2 |
Таким образом, из таблицы 2 видно, что самой большой сетью филиалов обладает компания ООО «ЖелДорЭкспедиция» — 174 филиала. На последнем месте транспортная компания ООО «ШЕРЛ ТК» — всего 22 филиала. По видам перевозок лидером из представленных в анализе транспортных компаний, является компания ООО «РАТЭК», которая предоставляет клиентам все виды перевозок грузов, от авиа до автоперевозок. На последнем месте по видам перевозок компания ООО «ПЭК», так как не осуществляет услугу железнодорожных и контейнерных перевозок, в отличие от компаний-конкурентов. Компания ООО «ШЕРЛ ТК» занимает среднюю позицию, так как не предоставляет услугу авиаперевозки грузов.
Все транспортные компании осуществляют стандартный перечень дополнительных услуг, таких как: хранение, упаковка, страхование и т.д. Компании отличаются тарифной ставкой, условиями страхования, хранения, площадью и количеством складских терминалов. Самой большой площадью и количеством складских терминалов, из представленных компаний, владеет компания ООО «РАТЭК» в г.Омске — 2 терминала, общей площадью 10700м2. Компания ООО «ШЕРЛ ТК» на четвертом месте так, как имеет один складской терминал, общей площадью 1200 кв.м. Увеличение количества складских помещений позволит принимать большее количество грузов , в том числе и на ответственное хранение.
Компания ООО «ПЭК» предлагает услугу – страхование грузов по самой низкой ставки на рынке перевозок сборного груза — 0,1% от стоимости груза (при перевозке по территории РФ), и 0,3% для перевозок в Казахстан. Самая высокая ставка по страхованию груза у компании ООО «ШЕРЛ ТК» — 0,4%. Компании ООО «РАТЭК», ООО «Деловые линии», ООО ЖелДорЭкспедиция предлагают услугу страхования грузов по ставке – 0,3% от объявленной стоимости груза. Таким образом, компании ООО «ШЕРЛ ТК» необходимо пересмотреть партнеров-страховщиков по более приемлемой ставке страхования грузов.
Для успешного развития, компании ООО «ШЕРЛ ТК» необходимо постоянно адаптировать свою маркетинговую и логистическую стратегии к условиям изменяющейся внешней среды. Надежным инструментом выбора оптимальной маркетинговой стратегии является SWOT-анализ, как достаточно простой способ оценки, позволяющий проанализировать различные аспекты внешней и внутренней среды с целью выявления угроз.
Проведенное исследование конкурентной среды является основой для
разработки мероприятий, способствующих развитию логистической деятельности исследуемой транспортной компании.
Результаты SWOT -анализа Омского филиала ООО «Шерл ТК» в сравнении с основными конкурентами рынка представлены в таблице 3. Из представленных данных следует, что при наличии слабых сторон и угроз со стороны внешней среды у ООО «Шерл ТК» есть реальные возможности для развития и укрепления своих конкурентных позиций.
Таблица 3 – SWOT-анализ Омского филиала ООО «ШЕРЛ ТК»
Внутренняя среда |
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
Внешняя среда |
Возможности:
|
Угрозы:
|
Таким образом, следует отметить, что создание отдела авиаперевозок, снижение процентной ставки по страхованию груза, приобретение собственного автопарка по лизингу, создание на сайте личного кабинета и бесплатное sms и/или e-mail уведомление о статусе груза, а также расширение складской площади позволит принимать большее количество грузов на ответственное хранение; расширить географию перевозок грузов позволит привлечь новых клиентов, увеличить реализации услуг и прибыль компании.
Читайте также
-
Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России
- Крестьянникова М.Ю.
-
Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
- Миронкина А.Ю.
-
Организация риск-менеджмента на предприятии
- Петрова А.Н.
-
Методы уклонения от риска
- Вяземская Л.С.
-
Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
- Тимиргалеева Р.Р.
- Утукина Т.А.
Список литературы
- Авдейчикова Е.В., Хоботова С.Н., Бургат В.В., Кошкина С.Н. Торговый бизнес в региональной экономике: теория и практика. Омск: Омский институт «филиал» РГТЭУ., — 2010г.-261с.
- Авдейчикова Е.В., Метелёв И.С. Развитие рынка логистических услуг в Омском регионе Проблемы современной экономики.- С-Пб.: ЦНИТ «Астерон», 2008.-№3(27).-С.344-348.
- Авдейчикова Е.В., Метелёв С.Е. Формирование логистической инфраструктуры Омского региона. Самара. Вестник СГЭУ, 2009.-№2(52).-С.5-10.
- [Электронный ресурс] URL: http://www.omsk.sherl.ru/contacts (дата обращения 15.04.2016)
- [Электронный ресурс] URL: http://logist.ru (дата обращения 28.03.2016)
- [Электронный ресурс] URL: http://www.ipovs-logistics.ru (дата обращения 30.03.2016)
Цитировать
Авдейчикова, Е.В. Развитие логистической деятельности транспортной компании в условиях конкурентного рынка / Е.В. Авдейчикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 148-152. — URL: https://novainfo.ru/article/6701 (дата обращения: 22.03.2023).
Поделиться
В
сложившейся экономической ситуации
эффективность характеризует выживаемость
предприятия. Предприятию необходимо
не только выжить, но и по возможности
повысить свой конечный результат, а
именно прибыль. Конечный результат
характеризует степень достижения цели
или целей, ради которых приводится в
движение весь механизм хозяйственной
деятельности. Экономические отношения
лежат в основе различных отношений
между людьми — политических, культурных
и т.д. Поэтому, конечные финансовые
результаты — это, по сути, то, ради чего
мы живем и работаем.
Проведем
SWOT — анализ АТП, который поможет выявить
сильные, слабые стороны, а также
возможности и угрозы данного коммерческого
предприятия
Таблица
4.1 — SWOT-матрица
Сильные |
Слабые |
Новый Широкая Хорошая Высокая Хорошая |
Отсутствие Отстутствие Высокий Высокая |
Продолжение |
|
Возможности |
Угрозы |
Формирование Сокращение Приобретение Выход Дальнейшее Привлечение Увеличение |
Рост Рост Появление Возможность Снижение |
Определим
экспертные количественные оценки парных
сочетаний: “сильная сторона – угроза”
“слабая сторона – угроза”. “Сильная
сторона – возможность”, “слабая сторона
– возможность”. Результаты сведём в
таблицу 4.2.
Таблица
4.2
– Экспертные
количественные оценки парных сочетаний
Сильные |
Слабые |
Итого Итого |
||||||||||
Новый |
Широкая |
Хорошая |
Квалифицированный |
Хорошая |
Высокая |
Отсутствие |
Отсутствие |
Высокий |
Высокая |
|||
Угрозы |
Рост |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
5 |
4 |
4 |
5 |
1 |
33 |
Рост |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
42 |
|
Появление |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
2 |
3 |
37 |
|
Возможность |
5 |
2 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
35 |
|
Снижение |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
33 |
Продолжение
таблицы 4.2
Возможности |
Формирование |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
1 |
39 |
Сокращение |
4 |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
4 |
4 |
36 |
|
Приобретение |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
4 |
5 |
42 |
|
Дальнейшее |
5 |
2 |
5 |
4 |
3 |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
37 |
|
Привлечение |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
5 |
3 |
35 |
|
Итого |
38 |
32 |
40 |
37 |
34 |
38 |
36 |
44 |
41 |
31 |
Анализируя
данную таблицу можно сделать сделать
следующие выводы:
1.
Наиболее важной угрозой для фирмы
является росто затрат на обслуживание
подвижного состава.Также важной угрозой
является появление на рынке конкурентов;
2.
Основной возможностью для фирмы является
приобретение специализированных
автомобилей и выход на новые сегменты
рынка;
3.
Основные сильные стороны для фирмы –
хорошая ремонтная база и новый
автомобильный парк;
4.
Основные слабые стороны – отсутствие
службы маркетинга и высокий уровень
наклданых расходов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Вы собираетесь написать бизнес-план по перевозке грузов ? Если ДА, вот пример SWOT-анализа для компании-грузоперевозчика, который поможет вам сформировать конкурентную стратегию.
Бизнес-план транспортного предприятия по экономическому анализу
В большинстве стран мира экономическая сила в значительной степени зависит от эффективной, безопасной, надежной и устойчивой системы грузовых перевозок; это жизненно важный сектор в торговле и промышленности. Отрасль грузоперевозок отвечает за гибкое, надежное и экономичное перемещение товаров в пределах и за пределами Соединенных Штатов. Отрасль грузоперевозок вносит свой вклад в национальную экономику Соединенных Штатов, и отрасль несет ответственность за обеспечение работой миллионов людей.
Важно учитывать множество факторов, прежде чем приступить к созданию отрасли грузоперевозок. Тот факт, что отрасль прибыльна, не означает, что вы не потеряете свои инвестиции в течение короткого периода времени, если не будете выполнять свою домашнюю работу и, что важнее всего, экономический анализ.Безопаснее начать свой автотранспортный бизнес в качестве владельца-оператора, если вы знаете, что не готовы вступить в партнерские отношения с крупными инвесторами.
Идет В соответствии с нашим видением, нашей миссией и видом бизнеса, который мы хотим создать, у нас нет другого выбора, кроме как следовать надлежащим процедурам. В соответствии с надлежащей процедурой необходимо нанять бизнес-консультанта, который поможет нам провести SWOT-анализ и подготовить маркетинговый план компании-перевозчика для нашего бизнеса.
Terry Granville Truck Service Inc. наняла опытного бизнес-консультанта с предвзятостью для стартапов в США, чтобы помочь нам провести тщательный SWOT-анализ и помочь нам сформулировать другие бизнес-стратегии, которые помогут нам развивать наш бизнес и успешно конкурировать в отрасли грузоперевозок.
Как компания, мы стремимся максимально использовать свои силы и возможности, а также преодолевать наши слабости и угрозы. Вот краткое изложение результатов SWOT-анализа, проведенного от имени Terry Granville Truck Services Inc.;
- Сила:
Наши сильные стороны в У.S включает; размерные преимущества, ценовые преимущества, цепочка поставок, лояльность клиентов и прочная репутация среди отечественных игроков отрасли.
- Слабость:
Нашей слабостью может быть недостаток финансов, высокая долговая нагрузка, структура затрат, отсутствие масштаба по сравнению с нашими коллегами, которые уже завоевали позиции в отрасли.
- Возможности:
Возможности, которые доступны нам как компании-перевозчику в США, — это онлайн-рынок, новые услуги, новые технологии и, конечно, открытие новых рынков.
- угроза:
Некоторые из угроз, с которыми мы, вероятно, столкнемся, — это зрелые рынки , плохая экономика (экономический спад), жесткая конкуренция, нестабильные расходы и рост цен на топливо.
Таблица 2 SWOT-анализ РЖД
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
-
Сильные стороны
На сегодняшний день РЖД принадлежит практически вся железнодорожная сеть страны, включая сами железные дороги, депо, логистические центры и т.д. Также, РЖД владеет более чем 90% всех локомотивов страны. Такое преимущество позволяет компании оставаться лидирующим оператором на рынке железнодорожных грузоперевозок. Остальным компаниям, желающим транспортировать свои грузы по железным дорогам страны, необходимо выплачивать тарифы за пользование инфраструктурой. Такое положение создает существенное конкурентное преимущество на рынке грузоперевозок.
Также, сильной стороной компании является низкая стоимость ее услуг при перевозке грузов на большие расстояния (более 2000 км). Тот факт, что Россия является самой большой страной мира определяет необходимость в транспортировке грузов на огромные расстояния. Эксплуатация железнодорожного транспорта позволяет достичь существенной экономии на масштабе за счет относительно низких переменных издержек, связанных с использованием железнодорожной сети, вагонов и локомотивов. Такого преимущества не получает главная конкурирующая отрасль – автомобильные грузоперевозки так как при транспортировке груза на большие расстояния автомобилю необходимо существенно большее количества топлива и, также, износ автомобилей выше, чем у вагонов и локомотивов.
На железнодорожном транспорте можно перевозить максимально возможное количество грузов, чего не скажешь об автомобилях. Тоннаж вагонов заметно превышает тоннаж грузовых автомобилей. Это позволяет перевозить на поездах те грузы, которые невозможно доставить с помощью фур.
В некоторых регионах России до сих пор не развито автомобильное сообщение. Напротив, благодаря быстрому развитию железнодорожной инфраструктуры в XX веке, куда большее число субъектов страны имеют железнодорожное сообщение. В таких условиях, порой использование железнодорожных грузоперевозок является единственной возможной альтернативой.
Одной из частей Государственной программы «Развитие транспортной инфраструктуры»19 является подпрограмма «Магистральный железнодорожный транспорт», в рамках которой ожидается проведение мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры. Также, согласно программе развития Холдинга РЖД до 2030 года, предусмотрено несколько способов государственного участия в развитии инфраструктуры: внесение средств в уставной капитал, льготное финансирование окупаемых инвестиционных проектов и т.д. Несмотря на то, что государственная поддержка направлена в первую очередь на развитие пассажирских перевозок, очевиден также и положительный эффект для грузоперевозок ввиду того, что во многом инфраструктура для обоих направлений деятельности РЖД совпадает.
Поезда подвержены значительно меньшему влиянию внешней среды нежели автомобили так как используют отдельную транспортную сеть. Риск того, что автомобиль с грузом попадет в аварию значительно выше, чем аналогичный риск для железнодорожного состава. Соответственно и риск утери груза для поездов ниже.
-
Слабые стороны
Средняя скорость перевозки грузов железнодорожным транспортом в России составляет от 11 до 15 км/ч по разным оценкам20. Для сравнения средняя скорость перевозки в Германии более 50 км/ч, в США около 45 км/ч21. При перевозках на небольшие расстояния, преимущество автомобильных грузоперевозок очевидно. Но зачастую, даже на расстояниях, превышающих 2000 км, железнодорожный транспорт не способен достичь преимущества в скорости за счет использования отдельной маршрутной сети, так как на пути следования поезду необходимо совершать множество остановок в депо, либо на железнодорожных путях скапливается слишком много составов (из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры) и образуются пробки.
Как было сказано выше, железнодорожные грузоперевозки заметно дешевле автомобильных при транспортировке груза на большие расстояния за счет меньших переменных издержек. При транспортировке на малые расстояния, ситуация обратная – высокие постоянные издержки содержания составов, и связанная с этим тарификация для клиентов, делают невыгодным их использование, если путь от места отправления до места назначения менее 2000 км.
Если речь не идет о специализированных грузовых терминалах, имеющихся в портах и на больших заводах, которые оборудованы железнодорожными путями, груз, отправленный по железной дороге, необходимо доставить на станцию отправления и забрать со станции прибытия. Это создает неудобство для клиентов и заставляет их использовать несколько транспортных операторов (ЦФТО для отправки грузов по железным дорогам и автомобильных для доставки грузов до и со станций).
Если сравнивать с автомобильными грузоперевозками, то для того, чтобы груз по железным дорогам клиенту необходимо значительно большее количество документов. Это создает лишнее неудобство для потребителя и, зачастую, лишнюю бюрократическую работу для работников ЦФТО.
Высокую значимость имеет такая слабая сторона РЖД как невозможность собственноручной установки тарифов на перевозку грузов. на сегодняшний день, данной деятельностью занимается государство и, соответственно, учитывает в большей степени социальную функцию грузоперевозок. В связи с этим падает их коммерческая выгода.
-
Возможности
Развитие международной торговли (особенно в рамках транспортировки грузов из Европы в Азию и наоборот) создает множество преимуществ для РЖД. На сегодняшний день, доля России в грузообороте между Европой и Азией составляет от 1 до 2%. Учитывая географическое положение страны, можно уверенно утверждать, что это заметно ниже потенциальных возможностей. Благодаря сети железных дорог, РЖД могло бы значительно увеличить свое влияние как логистического оператора. Также, реализации данного преимущества способствует растущий объем сотрудничества между Россией и Китаем, как в сфере политики, так и в сфере экономики.
После введения платы, взимаемой с грузовых автомобилей за пользование общедоступных дорог, тарифы автомобильных транспортных компаний были повышены. При сохранении или даже уменьшении тарифов ЦФТО, компания сможет повысить свою относительную ценовую привлекательность для клиентов (но, как было сказано ранее, установкой тарифов занимается государство).
Основными грузами, перевозимыми РЖД являются уголь и нефтепродукты (совокупно около 47% всех грузов). После девальвации рубля, российские компании, занимающиеся добычей угля и нефти, находятся в относительном конкурентном преимуществе на мировом рынке, что позволяет предположить увеличение объемов экспорта. Как было сказано в PEST анализе, несмотря на падение внешней торговли в денежном выражении, в 2015 году отмечался рост объемов экспорта нефтепродуктов в физическом выражении (4,9% рост). Объем экспорта каменного угля наоборот уменьшился: со 153,1 млн. т. В 2014 году до 152,7 млн. т. в 2015 году (падение около 0,3%). Заметно, что производители нефтепродуктов уже смогли извлечь выгоду из падения стоимости рубля, в то время как, производители угля еще нет. В любом случае, при сохраняющемся относительно низком курсе валюты, можно рассчитывать на увеличение объемов экспортных операций основных грузоотправителей РЖД.
-
Угрозы
Как известно РЖД – компания со 100% государственным участием. Также, одной из основных функций компании является социальная, заключающаяся в создании условий для быстрого и доступного пассажирского железнодорожного сообщения. Ввиду вышесказанного, на протяжении всей истории своего существования, РЖД могла рассчитывать на государственную поддержку в виде прямых, направляемых на развитие как инфраструктуры (и пассажирской и грузовой), так и подвижного состава. В последние пару лет в стране наблюдается затяжной экономический кризис, что несомненно отражается и на возможностях государства инвестировать в масштабные программы (например, программа развития РЖД 2030). Скорее всего, компания не сможет рассчитывать на ту финансовую поддержку, на которую она могла рассчитывать в предыдущие годы, и которая отчасти компенсировала потери РЖД, связанные с поддержанием работы убыточных пассажирских перевозок.
На данный момент Российской Федерацией реализуется две государственных подпрограммы общей программы развития транспортной системы страны, направленных на развитие автомобильных дорог: «Дорожное хозяйство»; «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства». В рамках первой из них проводятся работы по модернизации нынешней инфраструктуры региональных и федеральных автомобильных дорог. В рамках второй подпрограммы была создана компания «Российские автомобильные дороги» на условиях государственно-частного партнерства; основной целью компании является также ремонт и содержание дорог федерального значения. Обе перечисленных государственных программы создают компаниям, занимающимся автомобильными грузоперевозками небольшое конкурентное преимущество относительно РЖД. Тем не менее, данная угроза хоть и стоит упоминания все же не является существенной, так как аналогичные программы реализуются и для железнодорожного транспорта.
-
Выводы по SWOT-анализу
Рассмотрев сильные и слабые стороны РЖД и угрозы и возможности, возникающие на рынки, автор делает следующие выводы:
- Опираясь на S1 и S2, РЖД может предоставлять уникальный перечень возможности для производителей, производящих продукцию на экспорт. То есть РЖД является ключевым игроком на рынке. Все внешние угрозы, рассмотренные выше, не способны повлиять на деятельность компании и она будет продолжать занимать доминирующее положение на рынке грузоперевозок.
- Ввиду наличия возможностей O1 и O3 и имеющихся у РЖД сильных сторон, необходимо развивать деятельность, связанную с экспортными перевозками.
- Слабые стороны W3 и W4 показывают, что РЖД необходимо улучшать свои операции для того, чтобы предоставлять своим клиентам лучший сервис.
Для работы, в наибольшей степени важен второй вывод так как он говорит, что РЖД необходимо улучшать операции, связанные с доставкой экспортных грузов. Одной частью таких операций является работа припортовых станций, на которых сегодня отмечается проблема, поставленная в работе.