Цены и ценообразование
является одним из ключевых элементов
рыночной экономики.
Под ценой понимается
количество денег, запрашиваемое за
продукцию или услугу, или сумма благ,
ценностей, которыми готов пожертвовать
потребитель в обмен на потребление
определённой продукции или услуги.
На основе цен
осуществляется оборот общественного
продукта между сферами производства
и потребления, отраслями материального
производства и непроизводственной
сферы, отдельными предприятиями с
различными формами собственности, а
также производится перераспределение
национального дохода путём формирования
системы налогообложения и одновременно
вводятся более низкие цены на отдельные
виды детских и других товаров.
В отличие от цены
ценообразование представляет собой
процесс формирования цены на товар или
услугу. Имеют место в основном две
системы ценообразования:
1) централизованная,
которая предполагает формирование цен
государственными органами на основе
издержек производства и обращения;
2) рыночная,
основанная на базе взаимодействия
спроса и предложения.
Функции цен – это
формы реализации в реальной действительности
ее сущности как экономической категории
и внешнего проявления содержания.
Цены выполняют
следующие основные функции:
1) Учётно-измерительную;
2) Регулирующую
(сбалансирования спроса и предложения);
3) Распределительную
(перераспределительную);
4) Способствующую
рациональному размещению производства;
5) Стимулирующую;
6) Социальную.
Окончательная
цена может существенно отличатся от
цены, которую хотел бы получить
изготовитель товара.
С помощью цены
можно стимулировать или дестимулировать:
1) Научно-технический
прогресс;
2) Экономию затрат
ресурсов;
3) Изменение качества
продукции;
4) Изменение
структуры производства и потребления.
Цена – это, прежде
всего. инструмент регулирования
экономических процессов в сфере
производства, обмена, обращения и
реализации продукции (товаров и услуг),
при этом она всегда воздействует на
экономические интересы.
На уровне
экономической системы устанавливаются
общие принципы формирования цен в стране
(административно или на основе рыночного
механизма). В дальнейшем правительство
может вмешиваться в ценообразование
отдельных предприятий как в рамках
антимонопольной политики (тарифная
политика), так и в рамках поддержания
стабильности цен (ценовые ограничения).
27.Стратегии дифференцированного ценообразования.
Стратегии дифференцированного
ценообразования основаны на неоднородности
покупателей и возможности продажи
одного и того же товара по разным ценам.
К стратегиям дифференцированного
ценообразования относятся:
— ценовая стратегия скидки на втором
рынке — основана на особенностях
переменных и постоянных затрат по
сделке. Заключается в дифференцированном
ценообразовании или стратегии скидок
на вторичных демографических рынках
(например, студенты, дети, пенсионеры);
— ценовая стратегия периодической скидки
— базируется на особенностях спроса
различных категорий покупателей.
Применяется при временных и периодических
снижениях цен на модные товары вне
сезона, внесезонных туристических
тарифов, цен на билеты на дневные
представления (спектакли), цен на
устаревшие модели и т.д. Основной принцип
стратегии таков: характер снижения цен
можно прогнозировать во времени и он
известен покупателям;
— ценовая стратегия «случайной скидки»
(«случайного» снижения цен) — опирается
на поисковые затраты, мотивирующие
случайную скидку. Таким образом фирма
пытается одновременно максимизировать
количество покупателей, информированных
о низкой цене и не информированных.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание страницы
- Понятие ценовой политики предприятия
- Главные цели ценовой политики
- Разновидности ценовой политики
- Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
- Как определить эффективность ценовой политики?
Цель деятельности коммерческого предприятия – извлечение прибыли. Доход компания получает за счет реализации товаров и услуг. Продажа может быть как оптовой, так и розничной. Ключевым фактором, влияющим на успех реализации, является стоимость продаваемого продукта. Определение стоимости зависит от ценовой политики предприятия.
Что представляет собой прибыль предприятия?
Понятие ценовой политики предприятия
Ценовая политика (ЦП) – это совокупность принципов установления определенной стоимости на товары и услуги. Это маркетинговый инструмент, который влияет на успех продаж и позиционирование компании.
Какие существуют методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия?
Главная задача ценовой политики – получение стабильной прибыли от реализации, обеспечение конкурентоспособности. Побочных задач может быть множество. Зависят они от особенностей функционирования компании. При формировании ЦП во внимание принимаются следующие моменты:
- Влияние стоимости на конкурентоспособность компании.
- Шансы организации выиграть в «ценовой войне».
- Разумность выбранной ценовой политики в отношении новой продукции.
- Изменение стоимости на основании жизненного цикла продукта.
- Возможность установления различных базисных цен.
Для формирования стоимости допускается выбрать компанию, схожую по характеристикам с предприятием. Она оценивается на предмет соотношения издержек к прибыли.
Какие существуют типы ценовых политик и стратегий?
Главные цели ценовой политики
Рассмотрим главные цели ценовой политики компании:
- Продолжение деятельности организации. Предприятие осуществляет свою деятельность под влиянием таких угроз, как лишние мощности, высокая конкуренция, резкое изменение спроса. С частью этих рисков можно бороться путем снижения стоимости. Однако уменьшение цены должно быть таким, чтобы полученный доход покрывал издержки. Эта цель ЦП считается краткосрочной.
- Краткосрочное увеличение прибыли. Иногда стоимость на товар изменяется для максимального извлечения прибыли. Часто такая цель ставится в рамках переходной экономики. Это краткосрочная задача. В долгосрочной перспективе такая цель не используется, так как значительное повышение стоимости не даст выиграть в конкурентной борьбе.
- Краткосрочное увеличение продаж. В этом случае стоимость на товар, напротив, снижается. Привлекательная цена позволяет увеличить объем сбыта. Альтернативный вариант – назначение комиссионных для посредников, что также помогает повысить продажи. Данная мера позволит извлечь максимальную прибыль, а также завоевать долю в рынке.
- «Снятие сливок». Данная мера актуальна в том случае, если компания реализует новую продукцию. В этом случае назначается максимально высокая стоимость. Если продажи начинают падать, стоимость незначительно снижается для обеспечения оборота.
- Долгосрочное увеличение прибыли. Одна из действующих стратегий – формирование имиджа компании, которая выпускает исключительно качественную продукцию. Если клиент уверен в качестве продукта, он будет готов приобретать его по высокой стоимости. Это позволит добиться долгосрочной максимизации прибыли.
Для установления оптимальной ценовой политики ставится одна цель. Подбирается она в зависимости от особенностей конкретного предприятия, его конкурентов.
Что необходимо делать при разработке ценовой политики и стратегии предприятия?
Разновидности ценовой политики
На практике применяются эти формы ценовой политики:
- Политика высоких цен. При появлении нового товара на рынке устанавливается максимально высокая стоимость. Актуально это только для действительно новой продукции, которая пользуется спросом и защищена патентом. Стоимость постепенно уменьшается в том случае, если замечено снижение спроса.
- Политика низких цен. Актуальна в том случае, если компании нужно быстро войти на рынок и завоевать свою долю. Подходит для стимулирования спроса. Применяется на рынках с увеличенным объемом производства, повышенной эластичностью спроса. Издержки компании покрываются за счет того, что продажи товара по небольшой стоимости максимально увеличиваются.
- Политика дифференцированных цен. Средняя стоимость продукции меняется под влиянием надбавок, скидок. Каждому сегменту потребителей предлагается отдельная стоимость на товар.
- Политика льготных цен. Компания получает возможность привлечь новых клиентов за счет льготных предложений. Этот способ подходит для расширения рынка сбыта.
- Политика гибких цен. Стоимость определяется в зависимости от возможностей потребителей. Довольно часто изменяется.
- Политика стабильных цен. В этом случае цены не меняются в течение длительного времени. Подходит для товаров повседневного спроса.
Перед установлением конкретной ценовой политики нужно внимательно отслеживать изменения цен на товары на рынке. Перед выбором стратегии нужно принимать во внимание внутренние (специфика предприятия) и внешние (особенности рынка) факторы.
ВАЖНО! Выбранная политика время от времени меняется. Нельзя выбрать одну стратегию и пользоваться ей десятилетия. Политика определяется в зависимости от внешних факторов, которые постоянно меняются.
Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
Не существует объективно идеальной ценовой политики. Эффективность ее определяется в зависимости от целого ряда факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на ЦП:
- Тип рынка, в рамках которого функционирует компания. Если это рынок совершенной конкуренции, роль ЦП является минимальной, так как компания не властна над ценой. Минимальна также роль ценовой политики в условиях монополии.
- Эластичность спроса. Она может быть прямой, перекрестной, зависящей от дохода.
- Размер компании, число подразделений в ней, имеющийся капитал.
- Если организация выпускает потребительскую продукцию, она имеет большее влияние на ЦП, в отличие от компаний, занимающихся выпуском производственных товаров.
- Свобода влияния на цену у маленьких компаний ограничена.
- Каналы распределения товаров. Производитель продукции может сам заниматься реализацией товара, а также использовать для этого посредников. В первом случае влияние компании на ЦП более высоко.
- Рыночный сегмент.
- Географический район.
- Наличие инфляции.
- Размер налогов.
- Степень вмешательства в деятельность компании государственных органов.
Эффективность ценовой политики зависит не только от усилий компании, но и от множества других предприятий. Не все организации могут влиять на стоимость. Наименьшая результативность ЦП наблюдается у малых компаний с большим налогообложением, в деятельность которых вмешиваются государственные структуры.
Как определить эффективность ценовой политики?
Эффективность ЦП компании определяется следующими путями:
- Соответствие выбранной ценовой политики финансовой стратегии организации.
- Реализация поставленных целей. К примеру, компания желает максимально увеличить показатели сбыта. Подбирается соответствующая ценовая политика. По прошествии времени анализируется, насколько увеличился рынок сбыта. Если показатель достиг поставленных целей, выбранная ЦП считается эффективной.
- Успешность реализации продукции. Основная цель использования ЦП – увеличение продаж товара. Если продукцию не удается реализовать по установленной стоимости, ценовую политику нельзя назвать эффективной.
- Гибкость ценовой политики.
- Влияние установленных цен на показатели рентабельности.
- Влияние ЦП на конкурентоспособность организации, укрепление ее позиций на рынке.
- Обеспечение финансовой устойчивости.
- Адекватность стоимости качеству продукции.
- Сбалансированность цен.
При анализе эффективности ценовой политики нужно принимать во внимание основные показатели успешности деятельности предприятия: рентабельность, уровень продаж, конкурентоспособность, увеличение дохода.
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
- с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
- путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
- путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
- путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.
В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.
В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
- эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
- разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
- государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.