07.01.2015
Зайнаб Биишева «Песнь о Мастере и Подмастерье»
Урок состоит из конспекта и презентации. В начале урока идет знакомство с биографией
писателя.Далее начинается анализ произведения «Песнь о Мастере и Подмастерье».
На уроке используются различные методы работы с текстом.
Ученики составляют синквейны .А в конце урока класс делится на 2 группы и составляют интеллектуальные карты героям Мастеру и Подмастерье.
Оценить
8596
Содержимое разработки
Урок в 5 классе
по рассказу Зайнаб Биишевой:
«Песнь о Мастере и Подмастерье»
Цель урока.
Развивать умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание по вопросам; формировать умения стилистической точности письменной речи; развивать умение передачи образов родной природы в рисунке; воспитывать у детей чувство нравственности, любви к родному краю, республике.
Оформление.
Портрет Зайнаб Биишевой, эпиграф, выставка книг, иллюстрация к повести «Песнь о Мастере и Подмастерье», компьютер-презентация.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок культуры Башкортостана. Посмотрите на доску, на ней написаны слова Зайнаб Биишевой. Давайте почитаем их.
Стою я на вершине самоцветной.
На Урал- тау, на скале отвесной,
Петляя, вьется меж крутых отрогов
Путь, мною пройденный в борьбе и с песней,
Я на ладонь свое большое сердце
Кладу- комок отзывчивый, певучий,
Оно огнем высоким догорает
В любви к народу и земле могучей.
Зайнаб Биишева
— Скажите, пожалуйста, кому посвящены эти слова? Да, свое высказывание З. Биишева посвятила своему народу. Действительно, наша республика – очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми.
Именно такому человеку мы посвящаем наш урок . Познакомимся с биографией Зайнаб Биишевой, проанализируем рассказ «Песнь о Мастере и Подмастерье», поговорим о героях рассказа, увидим презентацию,рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята.
2.Изучение новой темы.
Знакомство с биографией.
Зайнаб Биишева – известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.
Зайнаб Абдулловна — родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году .
Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать — не стало и отца. Несмотря на жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу, и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.
В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.
Зайнаб Биишева всегда увлеклась литературой, очень много читала книг, и ее первые стихи появились, когда она училась еще в младших классах. Любовь к чтению, к литературе сделали ее писательницей. Ею написаны множество стихотворений, поэм. рассказов, повестей, стихотворений. Наиболее известным ее книгам относятся «Кюнхылыу», «Странный человек», «Где ты, Гюльниса?», «Думы, думы», «Любовь и ненависть», «Униженные».
В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.
Ее произведения – это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.
Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.
Зайнаб Биишева вела большую общественную работу, избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан. Награждена тремя орденами «Знак Почета». В 1990 ей было присвоено почетное звание «Народный писатель Башкортостана».
В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.
Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.
Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.
Ее имя носят крупнейшее в Башкортостане книжное издательство «Китап», улицы в Кировском районе города Уфы и деревне Ключи Снежинского городского округа в Челябинской области, средняя школа в селе Мраково. На родине Зайнаб Биишевой в Кугарчинском районе действует ее дом-музей.
Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.
Вот такая биография Зайнаб Биишевой. Ее называют дочерью башкирского народа, так как в своем творчестве она пишет о народе, восхищается красотой своей родины.
Анализ рассказа.
Сейчас перейдем к обсуждению рассказа «Песнь о мастере и Подмастерье», для того, чтобы узнать чему учит нас этот рассказ, что хотела писательница донести до нашего сознания, написав этот рассказ.
И первый вопрос такой:
Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай
Кого называют олатай? -Расскажите о Хасбулат олатае? Сколько ему лет? Найдите в учебнике где об этом написано?
Слайд
О чем рассказывает Хасбулат олатай?
Как выглядит сундук?
Что такое реликвия? Реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.
Что есть в сундуке? ( перечисляем, обсуждаем).(деревянный ковшик для кумыса,боевой рог,сбруя всадника,сабля,папаха,кувшин)
Что было изображено на рукоятке сабли? Что оно означало? (лев и сизый голубь). Это означает, чтоу хозяина этой сабли сердце отважное, как у льва,а душа чистая ,как у сизого голубя.
Кто хозяин сабли?(Кахым-туря)
Что ценное достает он из сундука?(КУВШИН)
СЛАЙД
Каким образом кувшин попал Хасбулат олатаю? Кто такой Акбулат?(вместе воевали,во время первой мировой войны встретились
Описать кувшин. Что там было написано? ( в учебнике страница 200-2001).
Творческая работа учащихся.Рисунки чудесного кувшина Мастера.Что означает ваши рисунки кувшина?
Каким образом девушки носят воду? (описание в странице 203).
Назовите главных героев рассказа. Мастер и подмастерье, два соседа, которые выросли и жили в одном ауле . Как выглядит аул, где жили Мастер и Подмастерье? (Найти описание аула. Страница: 202).
Дайте характеристику Мастеру и Подмастерье. Их имена люди помнили ли? (страница 203-204).
Слайд
Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами
Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины
А почему его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье – это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела
Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались
В отличии от Подмастерья Мастер о чем думал, чем он занимался?
Слайд
«Новый барыш» говорить Подмастерье, что это означает?
Каким даром обладал мастер? Какое счастье ему улыбнулось? Какое слово он дал себе? (страница: 205).
Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.
Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье. Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги.
То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.
И ему не важны были деньги.
Что считал он наградой за свой труд? Доброе слово людей. Он говорил так: «Разве радость моих односельчан, их благодарность не есть самая высокая награда за труд?» Наверное, поэтому в сделанных им пиалах чай становился необыкновенно душистым, а вода в его кувшинах хранил свою свежесть и прохладу.
А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.
Он считал что: «Благодарностью сыт не будешь? Ноги босые обуешь?»
Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера.Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить. И хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом. (206-207СТР.)
Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.
Как принял Мастер это предложение?
Мастер был глубоко потрясен добротой своего соседа. Зачитать: «Какие, однако, добрые люди бывают на свете. Ты же живя с ними бок о бок, можешь покинуть этот мир, даже не узнав об этом».
Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.
После продажи кувшинов, как выглядит Подмастерье? Что он купил Мастеру, и как Мастер воспринимает его подарки?
Подмастерье заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер вначале был рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок
Вот пролетели года,как они выглядят?(стр.210)
Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.
Что случилось с Подмастерье? Он стал лепить кувшины, и люди заметили, что кувшины похожи на кувшины Мастера. А на это у Подмастерья тоже был ответ готов: «Я давно знал секрет изготовления этих волшебных кувшинов. Просто я не хотел отбирать кусок хлеба у Мастера»
Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.
Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Что предлагает ему правитель старины? Каким образом он работал?
Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.
Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.
Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.
Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.
Могила его долгие годы считалась святым местом. И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине.
Что случилось, расскажите. В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.(стр.214)
Подмастерье коварно обманул.
Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.
Таким образом, его обман раскрылся.
Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.
Поэтому в рассказе Зайнаб Биишева приводит пословицу «У лжи ноги коротки». Что это означает? Обман, ложь долго не скроешь, все равно обман быстро раскроется.
Кто олицетворяет добро, а зло?
Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.
Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?
Сейчас, в сегодняшней жизни, в нашем обществе есть ли такие люди как Мастер или как Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.
А каких людей ценят и уважают? Как Мастер.
Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете?
Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23
Чему учит этот рассказ, и какие выводы вы сделали для себя.
Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным.. И не когда не должен обманывать.
Любую работу выполнять всей душой и доводить до конца.
Стараться радовать окружающих.
Любить правду и разоблачать ложь.
Свой хлеб добывать своими силами.
Заполнение таблицы.По таблице дадим краткую характеристику Мастеру и Подмастерье.
Мастер |
Подмастерье |
|
Что делал из обычной глины? |
Чудесные, легкие кувшины. |
Некачественные кувшины, которые быстро разбивались. |
Как относился к людям? |
Дарил людям радость , даром раздавал свои кувшины . |
Беспечно. Радовался, что каждый разбитый кувшин сам по себе находка! |
О чем мечтал? |
Отдавать людям плоды своего труда и читать в ответ на их лицах благодарные улыбки. |
Разбогатеть . |
Тексты – ловушки
В свободное от работы время Мастер слушал музыку и спал.(уходил в леса и горы)
Подмастерье уже ехал из аула , забрав всё до единого волшебные кувшины , которые какэлектрические лампочки освещали полутемный дом Мастера( осенние звёзды)стр.209,6 часть
И в правду , теперь там черными буквами было написано «Мастер»и листья ландыша были окрашены в другой цвет, они были желтые.(Подмастерье и голубые)
Лишь перед самым закатом солнца , когда я остаюсь один , нисходит на меня вдохновение , и я обретаю высокий дар творчества ,- рассказывал Подмастерье. (перед самой зарёй)
Задание: дописать начало или конец пословиц и поговорок , которые были даны в рассказе .
1)Сделай добро и брось в море -………….; народ не узнает-…………….(народ узнает,рыбы узнают)
2)У лжи…….. коротки(ноги,хотя и через сотни лет раскрывается обман)
3)Воля соседа- воля ……(божья)
Составление синквейна.
Мастер
Добрый,искренний
Работает,ищет,старается
Человек с золотыми руками
Умелец
Подмастерье
Жадный,ленивый
Обманывает,хвастается,прячет
Двуличный,лицемерный человек
Обманщик
Составление интеллект-карты двум героям: Мастеру и Подмастерье.
Алгоритм построения интеллект-карт прост:
готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;
учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа);
кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие);
от центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.
от каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.
Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки. Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями – ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта — это изображение информации в графическом виде. Строгих правил составления карты нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление было продуктивным – для этого интеллект – карты и были придуманы. Мастер и Подмастерье-семья,дом,внешний вид, характер,события,моё отношение к герою и т.д.
Защита проекта.
3. Обобщение.
1).Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?
2). Как вы думаете, есть ли и в наши дни Мастера и Подмастерья?
3). Чему учат произведения Зайнаб Биишевой?
4.Оценивание.
5. Домашнее задание:написать мини сочинение «Как стать настоящим мастером».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/91728-zajnab-biisheva-pesn-o-mastere-i-podmastere
Также вас может заинтересовать
- Открытый урок «Солнце источник света и тепла»
- Открытый урок по истории — «Золотой век Екатерины Великой»
- Открытый урок по теме «Молодежные субкультуры»
- Внеклассное чтение: «Рыцари, рыцарская честь, устаревшие ли это понятия?»
- Открытый урок по литературе «И.С. Тургенев. Бирюк: Изображение быта крестьян»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Мастер- класс
«Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка»
Мастер класс подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «Воротынская средняя школа»
Воротынского района
Нижегородской области
Хохлова Татьяна Федоровна
2023г.
Из всех…знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно,
красиво говорить на своём языке.
Учёный-языковед В.И. Чернышёв
Основой речевой культуры являются качества речи:
Общие задачи учителя в развитии речи учащихся.
А)Речевая практика (создание речевых ситуаций, развитие интересов, потребностей самостоятельной речи)
Б) Постоянная специальная работа (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический, уровень связной речи, текста)
В)Хорошая речевая среда (речь взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.)
Г)Конкретные умения в области развития речи (лексический запас, синтаксические конструкции, логические связи, образование форм)
Д)Выполнение требований культурной речи
Основные направления развитие речевой культуры
1)Произносительный уровень: дикция, интонация, выразительность
2) Синтаксический уровень: образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов
3) Уровень текста: анализ образцов разных типов текста, изложение, сочинение
4) Словарный уровень: обогащение и активизация словаря
5)Морфологический уровень: образование новых слов, употребление частей речи, форм склонения и спряжения.
Сравнение
Сравнение начинается с описания
Ручка и карандаш – это школьные принадлежности. У них много общего. Они небольшого размера. Имеют вытянутую форму. Поверхность у них гладкая, твердая. Но у ручки и карандаша есть отличия . В данном случае они разного цвета. Ручка сделана из пластмассы, а карандаш из дерева. У ручки и карандаша немного разное назначение: ручкой мы пишем, а карандашом рисуем.
Объединение
Задание : объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.
Каша – листья – рыба
(Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую землю, которая напоминала кашу.)
Лес – парта – бегемот
(Проходя по лесу, бегемот сломал дерево, из которого человек потом смастерили парту.)
Выбор
цвет
вкус
величина
Хорошо или плохо?
Задание : найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.
Снегопад — __________________
Листопад — __________________
Путешествие — _______________
Ремонт в квартире — __________
(Ремонт в квартире это хорошо, потому что моя комната станет красивой и современной. Но это и очень плохо, потому что мне приходится красить, помогать маме клеить обои, не могу посмотреть телевизор.)
Соотнеси описание и картинку
Соедини линией соответствующее описание и картинку
Когда учебный год только начался и особо можно не вникать в учебу, так как еще будет время наверстать упущенное.
Это тот самый золотой час, когда все сбывается и подарки, и угощения, и внимание родственников и друзей, все в одно время. А еще прекрасное время провести его в компании веселых друзей.
Это время надежд, время влюблённых, время мимоз и тюльпанов, это время предвкушения игр и новинок во всем.
Это самые совершенные каникулы из всех, во-первых, они самые продолжительные, во-вторых, это самое золотое время для нашего здоровья, вокруг много фруктов, свежих ягод, приятного тепла.
Предложения
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)
Ученик рисует.
_______________ ученик рисует.
_______________ ученик рисует ___________.
_______________ученик рисует ______ __ _________.
___ _____ _________ученик рисует _____ __ ______.
Предложения
Задание: «построить лесенку» из предложений (научиться составлять распространенные предложения)
Ученик рисует.
Старательный ученик рисует.
Старательный ученик рисует котёнка .
Старательный ученик рисует котенка в альбоме .
На уроке старательный ученик рисует котенка в альбоме.
Перевоплощения
Задание: дети придумывают слово на заданную тему и к каждой букве этого слова подписывают слово, которое могло бы раскрыть тему сочинения.
Однажды утром я увидел человека, который шел по улице еще спящего города. Мимо него ехал трамвай. Человек запрыгнул, купил билет и доехал до НИИ. Так назывался институт, в котором он работал – научно – исследовательский.
Этот человек был настоящим ученым. Он исследовал тайны морей. Искал ответ на вопрос: почему крабы не живут во всех морях?
У
Утром
Ч
Человек
Е
Ехал
Н
НИИ
И
Искал
К
Краб
Текст
Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».
У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.
Текст
Задание: 1 вариант – списать рассказ «Друзья»; 2 вариант – списать рассказ «Помощники».
У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.
Редактирование текста
Редактирование текста
Замечания редактора
Б ольшую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). У людей (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа (4) доведет», «Без языка, как ____ ______ (5) ». И это ___ (6) случайно, так как язык является средством __________ и __________ (7) .
1 – заменить синонимом
2 – уточнить, для кого именно
3 – устранить речевую ошибку
4 – фактическая ошибка
5 – дописать пословицу
6 – пропущена отрицательная частица
7 – вставить пропущенные слова
Редактирование текста
Редактирование текста
Замечания редактора
Огромную роль играет язык в жизни людей . В народе издавна бытуют пословицы : «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук ». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания .
1 – заменить синонимом
2 – уточнить, для кого именно
3 – устранить речевую ошибку
4 – фактическая ошибка
5 – дописать пословицу
6 – пропущена отрицательная частица
7 – вставить пропущенные слова
Упражнения
1.Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса.
2.Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи.
3.Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся.
4.Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи.
Упражнения. docx
Приложение
Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса:
1. «Слова-приятели». Придумай по три синонима к каждому слову: бездельник, приказ, волшебник, воин, отец, пища. Запиши их по образцу: Бездельник – лежебока, лентяй, лодырь. Если затрудняешься, обратись к «Словарику синонимов» в учебнике. Выбери одну «цепочку слов» и составь с каждым словом по одному предложению.
2. «Слова-неприятели». Как называются слова, которые имеют противоположные значения? Назови противоположные значения слов: быстро, вежливый, горячий, грустный, длинный, добрый, ласково, радость, солнечный. Запиши их по образцу: Быстро – медленно. Выбери одну пару слов, составь с каждым словом словосочетания и запиши их.
3. «Объясни слово». Работа в паре: по очереди объясните значения слов друг другу. Кремль, ярмарка, люлька, цирк, театр, желудь.
Проверьте себя по толковому словарю.
4. «Многозначные слова». Найди и подчеркни в тексте многозначные слова: Удивительные вещи Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, а стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. «Слон затрубил», — говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)
5. «Прямое и переносное значение». Укажи словосочетание, в котором глагол употреблен в прямом значении: Горят глаза, разбегаются тучи, горят фонари, разбегается спортсмен. Укажи словосочетания, в которых глагол употреблен в переносном значении: Кусаются цены, развесил белье, кусается собака, развесил уши
Упражнения, направленные на точность, логичность и коммуникативную целесообразность речи:
1. «Найди ошибку». Исправь предложения: На пруду плавает красивая лебедь. В углу стоит черный пианино. У нас в комнате красивая тюль. Вымыть волосы новой шампунью. Определи род существительных. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».
2. «Составь предложение». Слова в предложении потерялись, помоги им вернуться на место. Запиши полученные предложения, выдели грамматическую основу. Реки зима и озера заморозила. Лесом за солнце тихо скрылось багровое. Высыпали небе на звезды яркие.
3. «Магазин». Поставь слова во множественное число и родительный падеж, из полученных слов выбери 3 и составь с ними предложения на тему «В магазине»: Помидор, огурец, абрикос, яблоко, груша, килограмм
Упражнения, направленные на контроль речи обучающихся:
1. «Ударение». Прочитай слова и поставь ударение: баловаться, заржаветь, кашлянуть, начать, облегчить, звонить, начала, дотронешься. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике.
2. «Произношение». Произнеси правильно: ЧТо, доЖДь, еГО, конеЧНо, нароЧНо, сквореЧНик, скуЧНый, леГКий. Проверь себя по «Орфоэпическому словарику» в учебнике
3. «Контроль речи». Найди ошибки и исправь их: У Саши нет ботинков. Мама купила две пары носок. Мы хочем идти гулять. Если возникли затруднения, обратись к «Орфоэпическому словарику».
4. «Угадай». Узнай слово по значению. Запиши его и поставь ударение. Водитель автомобиля. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.
5. «Игра звуков и букв». Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает. Составь с этими словами словосочетания. Овечья, честный, Ульяна, корзина, объем, зимний, ручьи, бульканье.
Упражнения, направленные на выразительность, содержательность и ясность речи:
1. «Интонация». Прочитай фразу «Маша умеет играть на гитаре» с различной эмоциональной окраской: ‒ удивление, ‒ огорчение, ‒ ирония, ‒ восхищение, ‒ гнев, ‒ констатация факта.
2. «Выражение». Прочитай предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово: Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку. Мама мне купила игрушку.
Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Притча «Все в твоих руках.»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Спасибо за внимание!
Развлечение для детского праздника: «Сочиняем вместе»
Это очень веселое развлечение, которое не только поднимет настроение маленьких гостей, но и расширит их представление о частях речи. Здесь приведены 3 маленьких сказки, в которые надо вставить прилагательные.
Роль ведущего в данном случае лучше предоставить взрослому или старшему из детей, умеющему читать и писать.
Игра ведется следующим образом. Ведущий берет ручку и листок бумаги, на котором напечатан или написан текст истории. Игроки по очереди называют любые прилагательные, чем затейливее, тем веселее. Например, лохматый, пупырчатый, облезлый, медвежий, новогодний и т.п. Слова не должны повторяться! Ведущий вписывает названные игроками прилагательные вместо пропусков в тексте. При этом он должен соблюсти грамматические требования к роду, числу и падежу (по контексту). Ведущий вписывает слова по порядку и не может переставлять их в тексте в соответствие со смыслом рассказа, иначе получится не смешно.
После того, как в рассказе не останется ни одного свободного места, надо прочитать то, что получилось всем присутствующим.
……… сказка о ……… принцессе
В ……… царстве, в ……… государстве жила-была ……… и ……… принцесса. Когда ей исполнилось пятнадцать лет, ее ……… отец, ……… король, решил выдать ее замуж. Со всех концов ……… земли приехали к ……… принцессе свататься ……… царевичи, ……… королевичи, ……… рыцари и даже ……… и ……… Змей Горыныч. Десять ……… дней и десять ……… ночей бились они на самом ……… турнире. А уже ……… и ……… принцесса сидела на ……… балконе и хотела, чтобы победил ……… и ……… принц ……… королевства, который нравился принцессе больше всех. Но он на ……… турнир не пришел, а победил ……… и ……… Змей Горыныч. Прогнал он ……… царевичей, покусал ……… королевичей и потоптал ……… рыцарей. Залилась принцесса ……… слезами, замахала на Змея Горыныча ……… веером и пожаловалась своей ……… маме. А мама у принцессы была ……… и ……… волшебница, она превратила ……… Змея Горыныча в ……… и ……… принца. Принц принцессе понравился, и жили они долго и счастливо!
Сказка о ……… черепахе
Жил-был ……… старик с ……… старухой у самого ……… моря. Однажды вышел он на ……… берег, забросил свой ……… невод и поймал ……… черепаху. И сказала ему черепаха ……… голосом:
– Отпусти меня в ……… море, к моим ……… черепашатам, а за это я выполню три твоих ……… желания.
Задумался ……… старик, почесал в ……… затылке и ответил:
– Хочу, чтобы моя ……… старуха стала ……… и ………! Хочу, чтобы моя ……… избушка стала ……… и ……… дворцом! А еще хочу, чтобы я сам, ……… и ………, снова стал ……… и ………!
– Будет исполнено, старче! – молвила ……… черепаха и исчезла в ……… пучине.
Пришел старик домой, а там уже стоит ……… и ……… дворец, на крыльце сидит ……… и ……… старуха. Посмотрел на нее старик и побежал к зеркалу. А в нем – не он, а кто-то ужасно ……… и ………! Но делать нечего. Так и прожил ……… старик с ……… старухой сто лет во дворце у самого ……… моря, проклиная ……… черепаху и ее ……… и ……… черепашат!
……… история о ……… мальчике
В одном ……… городе жил ……… и ……… мальчик, который всю жизнь мечтал плавать на ……… корабле под ……… парусами, увидеть ……… страны, ……… диковины и прочие чудеса, о которых рассказывали ……… моряки в ……… тавернах. И однажды мальчику повезло. В таверну пришел ……… господин и сказал, что хочет нанять на свой ……… корабль ……… команду, чтобы отправиться на поиски ……… сокровищ. Желающих было много, но ……… мальчику все-таки удалось получить ……… должность ……… юнги. И вот одним ……… и ……… утром они отправились в ……… плавание. Они плыли, плыли, плыли и, наконец, приплыли на ……… остров. ……… капитан достал из ……… сундука ……… карту, и вся команда, вооружившись ……… лопатами, отправилась на ……… берег. Но они не знали, что на этом острове живет ……… и ……… великан. Увидев ……… гостей, он очень рассердился и стал швырять в них ……… камнями и ……… корягами. ……… капитан корабля испугался и отдал ему ……… мальчика, а сам со своими ……… пиратами отправился искать ……… клад. Великан схватил мальчика и утащил его в ……… пещеру. Но ночью, когда взошла ……… луна, ……… мальчик прокрался мимо ……… великана, сел на ……… корабль и уплыл далеко-далеко. Когда ……… великан проснулся и увидел, что ……… пленник сбежал, он очень рассердился, набросился на ……… и ……… пиратов и съел их. А ……… мальчик вырос и сам стал ……… и ……… капитаном и всю жизнь плавал по ……… морям и ……… океанам на своем ……… корабле, который он назвал «……… осьминог».
Вы можете с легкостью и сами придумать другие шаблоны для сочинения таких забавных историй с эпитетами, учитывая тему праздника или интересы собравшихся гостей.
Помимо прилагательных можно вставлять в рассказы и существительные, только записывающему придется их быстро и правильно склонять по падежам, родам и числам:
Война ……… и ………
В одной сказочной стране, помимо всех прочих, жили ……… и ………. Но однажды к ним прибежали очень взволнованные и испуганные ……… , ……… и ……… , а с ними еще десять ……… и сообщили, что на сказочное королевство напали злые ……… и ……… и привели с собою армию ужасных гигантских ……… , вооруженных большими страшными ……… и ……… . Но жители королевства не испугались, схватили свои боевые ……… , построили высокую стену из ……… и ……… и решили сражаться до последних ………. И только коварные ……… и подлые ……… струсили и под покровом ночи перешли на сторону неприятеля, а на рассвете бросились в атаку вместе с врагами, крича: «Да здравствуют ……… ! Долой ………!» Они пробили стену, но за нею оказался ров, полный ……… и ……… . Нападающие упали в него и храбрые ……… и ……… обстреляли их из своих ……… и закидали их с головой ……… и ………, и те стали молить о пощаде, крича: «Простите нас! Во всем виноваты не мы, а ……… , ……… и ……… ! Это они всё затеяли! Отпустите нас и мы подарим вам много золотых ……… , серебряных ……… и деревянных ………!» Но никто им не поверил. Поверженных врагов связали и бросили в темницу на съедение ……… , на растерзание ……… и на осмеяние ……… . А жители сказочного королевства жили долго и счастливо, утвердив в честь победы над врагами орден, на которой были изображены ……… и ……… .
© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2001 г.
Детские праздники. Всё для подготовки детских праздников, утреников и концертов дома и в детских садах, школах, детских лагерях и творческих студиях.
Источник статьи: http://www.olesya-emelyanova.ru/index-detskie_prazdiki_sochinyaem_vmeste.html
Праздник должен быть не только сытным, но и веселым )))
В позапрошлый Новый год я нашла вот такую затею
1. Подготовка: Пишется заготовка – текст поздравления с пропущенными
прилагательными.
Потом я зачитывала текст, а гости предлагали варианты (мы ТАКОГО навставляли, что до 8 марта хохотала )
Пример: “В этот _____________ и ______________праздник, когда на _____
__________небе горят __________ звезды и за этим _____________столом в
этом _______________зале (квартире) собрались ____________ дамы и не
менее_______________ кавалеры.
Желаю присутствующим _______________чудес, _______________
радости,_______________ счастья,_______________ любви.
И не удивительно, если к нам придут _______________ Дед Мороз и _______________Снегурочка. Они поздравят нас
с _______________ Новым годом, раздадут _______________
подарки, выпьют с нами _______________вина или _______________
водки и мы вместе споем _______________ песню.
А в 12 часов пробьют _______________ куранты и на
всей _______________земле воцарится _______________ 2011 год,
_______________обжиманцы. Мы поиграем в _______________ игры
и поставим _______________ сценки. Пусть _______________
веселье царит всю _______________ночь. Утром нас ожидает
_______________ похмелье и _______________ воспоминания
о _______________ вечеринке.
2. Это конкурс ( Расскажи мне о себе при помощи песни) вызвал просто фурор, слезы текли по лицу и настрой был замечательный
Каждому из присутствующих гостей предлагается вспомнить и записать по несколько строк из шести наиболее любимых песен. После того, как гости выполнят условие, им предлагается ключ к разгадке:
1. Первая песня – ощущения после первого поцелуя.
2. Вторая – воспоминания после первой брачной ночи.
3. Третья – напоминание о медовом месяце.
4. Четвертая – через год после свадьбы.
5. Пятая – о чем я думаю сегодня, когда сегодня с тобою мы вдвоем.
6. Шестая – наутро после золотой свадьбы
3. Конкурс Степень трезвости прошел так, как и предполагалось
Это очень простая и веселая игра для раззадоривания гостей. Ведущий называет различные слова, а гости хором, быстро и не задумываясь, называют уменьшительно-ласкательную форму этого слова. Например:
Мама-мамочка
Тапка-тапочка
Сумка-сумочка
Лампа-лампочка
Коза-козочка
Роза-розочка
Вода-водочка (у нас именно ТАК и прокричали сразу двое парней
)
Правильно конечно «водичка», но почему-то в большинстве случаев уже
подвыпившие гости отвечают «водочка». На этом слове ведущий останавливает
игру и объявляет всем участникам диагноз: «повышенный бутылизм».
4. Игра в кости
Для игры понадобится игральный кубик с цифрами от одного до шести.
Участники начинают по очереди бросать кубик. Выпавшее число показывает, что он будет делать, если выпало число:
поцеловать
пожевать
погладить рукой
шлепнуть
почесать
Участники второй раз бросают кубик. Выпавшее число показывает, с какой частью тела он будет это делать:
губы
нос
лоб
щеки
уши
шея
Участники третий раз бросают кубик. Выпавшее число показывает, с кем он это будет делать. Цифра на кубике соответствует номеру участника.
У нас прикол получился в том. что ТРИЖДЫ подряд попались в паре два мужчины (в третий раз мой муж закричал :”Нее, я со Славкой больше целоваться не буду!!” )
5. Где-то в середине подбили мы наших мужчин на Зажигательный стриптиз (а что, прикольненко получилось
На этот конкурс приглашается несколько желающих, как мужчин, так и женщин.
Всем раздаются кольца из резинки диаметром 20-30 см. в зависимости от габаритов участников. Резинку можно сделать из подтяжек или использовать ту, которая вшивается в пояс. Все участники надевают резиновые кольца чуть выше груди. Затем под звуки медленной музыки и под аплодисменты зрителей участники начинают медленно и эротично снимать резинку через ноги. Побеждает тот, кто больше всех понравится зрителям.
6. А за подарок надо было выполнить задание – рассказать новогодний стишок (на стульчике, как в детстве )
7. На елке у меня были Новогодние пожелания
Понадобится:
– несколько пустых спичечных коробков;
– цветные бумажные или шелковые ленточки;
– оберточная бумага разных цветов (можно также использовать настоящие деньги в качестве обертки);
– цветная писчая бумага;
– нитки;
– ножницы;
– клей.
Ход работы:
Эти подарки-пожелания предназначены не только для украшения новогодних елок, но и для проведения вечеринок. Изготовить украшения очень просто:
пустой спичечный коробок упаковываем в оберточную бумагу, закрепляем бумагу скотчем, крест-накрест перевязываем ленточкой и вешаем на елку.
Изюминка украшения в том, что внутрь каждого коробка мы кладем сложенный в несколько раз листок цветной бумаги с написанным на нем пожеланием.
В разгар новогодней ночи, под звон бокалов, можно предложить каждому
гостю снять с елки приглянувшуюся коробочку, развернуть бумагу и получить напутствие на сле-дующий год.
Варианты текстов
Пусть удачу вам подарит новый год,
Сложные решит задачи
И успех с собою принесет,
Счастье и любовь в придачу!
Пусть Новый год
Морщинок не прибавит,
А старые разгладит и сотрет,
Здоровье укрепит,
От неудач избавит
И много–много счастья принесет!
Пусть Новый Год вас осенит,
Подарит вам успех.
И в вашем доме пусть звучит
Веселый, звонкий смех.
Пусть рядом будет верный друг
И в праздник, и в ненастье.
И пусть в ваш дом,
Как снежный ком,
Всегда приходит счастье!
Чтобы всегда была альтернатива,
Светила в жизни, чтобы, перспектива.
А интуиция тебя не подводила,
Инфляция по кошельку не била.
Карьерный рост достиг чтоб апогея,
Доходом обернулась всякая затея,
Чтоб корреляция сквозила в коллективе,
Легко жилось, любилось в этом мире.
Чтоб песнею была тебе работа,
Чтоб растворилась в ней твоя забота.
Чтоб был всегда на высоте престиж,
А имя было на устах и без афиш.
Пусть положение в работе будет прочным,
Надежны связи, мысли непорочны,
В реальность превратятся вдруг надежды,
Беда уйдет, ее заметишь прежде.
Ну вот, пожалуй, и все С наступающим Новым годом
Источник статьи: http://www.stranamam.ru/post/848730/
- Главная
- Вставьте пропущенное слово
Задания «Вставьте пропущенные слова в текст»
Задания «Вставьте в текст пропущенные слова» — это отличный тренажер для умственных способностей ребенка, который способствует развитию речи, умению грамотно высказать свою мысль, а также умению находить и использовать ассоциации. На первый взгляд, кажется, что задание — необычайно легкое. Но для ребенка узнать (а главное — понять) слово — это целое достижение. Хвалите его за любые победы (даже самые маленькие).
Мы подготовили несколько текстов: сказка, сочинение, рассказ и предлжения. Задача ребенка подобрать по смыслу пропущенные слова в этих текстах.
Вставьте пропущенные слова в сочинении о школе. В этом сочинении девочка-школьница рассказывает о том, как она любит свою школу, учителей и одноклассников.
В этом задании вставьте пропущенное слово в каждое предложение текста о зиме. В первом задании вам дается рассказ «Снежная горка», в котором повествуется о том, как дети строили снежную горку в своем дворе,
Задание «Вставьте пропущенное слово в тексте рассказа» представляет собой упражнение в онлайне для развития речи. Задание предназначено для старших дошкольников и младших школьников в качестве обучающего материала по чтению.
Задание «Вставьте пропущенное слово в текст сказки» представляет собой развивающее занятие по развитию и тренировке речи ребенка.Для выполнения задания ребенок должен вставить пропущенные слова в тех местах текста, где есть пробелы. В этом занятии слова нужно вставить в отрывок текста из сказки.
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
12
Дописать подхоящие по смыслу слова, вставить пропущенные буквы в_ющееся_____________, суч_я_____________, с_емка_______________, под_ехать к _____________, ребяч_и_____________, за сем_ю____________, сер_езный__________, пред_явить____________, с_ежился от ____________, с_едобные ___________, чирикан_е_____________.
1 ответ:
0
0
вьющееся растение,
съемка торжества,
подъехать к воротам,
ребячьи шалости,
за семью печатями,
серьезный вид,
предъявить пропуск,
съежился от холода,
съедобные грибы,
чириканье воробьев
Читайте также
Земляной-суффикс,окончание
огненный-по тому же признаку
водяной
деревянный
солнечный
в доме
1
Скрипнула и захлопнулась, оба сказуемые
<em>6. <span>Не поклонясь до земли,грибка не подымешь.</span></em>
<span>Здесь употребленно деепричастие «ПОКЛОНЯСЬ». Деепричастный оборот | не поклонясь до земли|, грибка не подымешь. </span>
<span>Слово «ПОКЛОНЯСЬ» является устаревшем.</span>
Смысл этой пословицы в том, что если не нагнуться к земле, то гриб не поднять.
<span>Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и , тому подобными, отношениями и интересами.<span>Осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, совершенствуется духовная сфера жизни общества, расширяется свобода личности.</span></span>
Однажды я задал вопрос есть тут инопланетяне и я построил машину, которая может передать послания и я отправил послание и через 1 час и они прилетели и зобрали меня я испугался они заговорили не понимал и они посмотрели на меня и я им сказал:»я подарю вам переводчик и отдам машину»они согласились и отпустили меня и я их больше не видел
Существуют различные технологии и методики, способствующие решению данных задач. Предлагаю методику использования текстов с пропусками слов. Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия; развивает умения применять полученные знания на практике. Методика работы может быть самой различной: самостоятельная работа (работа в парах, группах) с учебником в классе как вариант самостоятельного добывания знаний, коллективная работа под руководством учителя, можно использовать в качестве проверки ЗУН по изученной теме или можно использовать в качестве домашнего задания. Предлагаемые тексты разрабатываются учителем по одному параграфу, если изучение новой темы, или по целому разделу, если цель-контроль знаний учащихся. Если материал разработан для отдельного параграфа, то рабочий лист содержит от пяти до двадцати пропусков. Ученик должен прочитать материал по учебнику, понять его, осознать и потом заполнить пропущенные слова, фразы, предложения. Задания могут предлагаться ученикам дифференцированно: от простого – формулирование предложений близко к содержанию учебника и разнится несколькими словами, до сложного – смысл содержания параграфа учебника передаётся другими словами. Эффективна групповая работа при выполнении подобных заданий, т.к. в группе обучаемые помогают друг другу усваивать материал. Они делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают.
Задание по теме «Периодическая система химических элементов»
Атом кремния содержит в ядре …. протонов и … нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно … элемента. Число энергетических уровней определяется номером … и равно … .Число внешних электронов определяется номером … и равно … .
(14 протонов,14 нейтронов, порядковому номеру элемента, определяется номером периода и равно 3, номером группы и равно 4)
Задание по теме «Количество вещества. Моль»
Вставьте пропущенные слова в предложения:» Массу измеряют в миллиграммах,…, килограммах. Количество вещества измеряют в …,…,…». (граммах, молях)
Задание : по теме «Простые и сложные вещества»
Дополни предложения, вставляя пропущенные слова:
а) Вода — это … , состоящее из … воды.
б) … воды состоит из … водорода и кислорода.
в) Вода — это ……. вещество.
г) … водорода состоит … водорода, поэтому водород — это … вещество
(вещество, молекул. Молекула, атомов. Молекула, атома, простое)
Задания по теме «Смеси»
Смесь может быть приготовлена путем смешивания как минимум………..веществ. Смеси могут быть разделены на отдельные…………с помощью………методов, основанных на………физических свойствах компонентов.
(«Компоненты»,»Различиях»,»Двух»,»Физических»)
Задание по теме «Углеводы»
Задание: Закончить предложения, вставляя пропущенное слово
1)Как многоатомный спирт глюкоза вступает в реакцию с…
2)Глюкоза как альдегид вступает в химическую реакцию с….
3)В водном растворе глюкозы в динамическом равновесии находятся….
4)В живой клетке глюкоза является основным источником…
5)Изомером альдегидоспирта глюкозы является….
6)Скисание молока, квашение капусты и огурцов, силосование зелёных кормов происходит при….
7)В состав молекул РНК входит углевод…
8)В состав молекул ДНК входит углевод…
9)Моносахариды-это углеводы, которые….
10)Кристаллическая глюкоза состоит из….
-
гидроксидом меди
2. оксидом серебра
3. молекулы циклического бетта строения
4. энергии
5. фруктоза
6. реакциях брожения
7. рибоза
8. дезоксирибоза
9.содержат гидроксильные и альдегидную (альдозы) или кетонную (кетозы) группы.
10.молекул циклического строения
Задания по теме «Строение атома»
1.В пределах одного периода с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства______________, а неметаллические_______________, так как:
2.заряды атомных ядер_________________
3.число электронов на внешнем энергетическом уровне_____________________
4.число энергетических уровней в пределах периода_______________ (оно равно номеру________________)
5.радиус атомов______________________
(ослабевают, усиливаются, увеличиваются, увеличивается, не изменяется, периода, уменьшается)
Впишите пропущенные слова: ( на листочке ставите номер предложения и пропущенное слово или слова)
1.В пределах одной группы (главной подгруппы) с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства______________, а неметаллические_______________, так как:
2.заряды атомных ядер_________________
3.число электронов на внешнем энергетическом уровне_____________________(оно равно номеру___________).
4.число энергетических уровней в атомах_______________ (оно равно номеру________________)
5.радиус атомов______________________
(усиливаются, ослабевают, увеличиваются, не изменяется, группы, увеличивается. периода)
Задания по теме «Оксиды»
Вставьте в задание номер 2 на ваших листочках формулы оксидов вместо пропусков.
В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (III)_____( глина), оксид кремния (IV)__________(песок), оксид железа (III)___________(содержится в красном железняке).
Водная оболочка земли – гидросфера – это оксид водорода__________.
В воздухе есть оксид углерода (IV)________________(углекислый газ).
Задания по теме «Арены»
Вставьте пропущенные слова: 1)Ароматическими называются углеводороды в составе которых имеется…….. 2)Их общая формула……,где n принимает значения……3)Ароматическими эти углеводороды были названы потому, что……..4)Простейшим представителем ароматических углеводородов является….5) Его молекулярная формула…….6)Бензол-это сильно ненасыщенное соединение, т.к. в его молекуле…….7)Однако, бензол не дает реакции с…….8)Объяснение этому противоречию следующее:……………
( 1) ароматическая система, 2)СнН2н-6, 3)имеют приятный запах, 4)бензол, 5)с6н6, 6)недостает 8 атомов, 7) с непредельными соединениями)
Задания по теме «Вещества»
Задание: в приведённых предложениях вместо точек вставьте в нужном числе и падеже необходимые по значению слова – «химический элемент» ,«простое вещество» , «сложное вещество».
1). Нитрид алюминия – это …………………………….. , так как состоит из разных …………………………….. — алюминия и азота.
2). При разложении известняка образуются два …………………………….. – оксид кальция и углекислый газ.
3). …………………………….. хлорид бария содержит два
…………………………….. – барий и хлор.
4). Взаимодействие …………………………….. – водорода и кислорода приводит к образованию …………………………….. – воды.
5). Серная кислота является …………………………….. , так как состоит из атомов трёх …………………………….. – водорода , серы и кислорода.
Задание по теме «Химическая связь»
Внимательно прочитайте текст, а затем вставьте в него пропущенные слова, необходимые по смыслу.
Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1) __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)______________. Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3) _________.
По числу общих электронных пар она бывает 4) ________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это 5)___________.
Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется 6) _____________, а с разной электроотрицательностью – 7)_________. Связь в металлах между атом – ионами посредством _____________________ называется металлической.
(ионы, ионная, общих электронных пар, одинарная, двойная, тройная, электроотрицательность, неполярной, полярной, общим пучком отрицательно заряженных электронов)
Задание по теме «Алюминий»
Алюми́ний —— элемент ______________подгруппы __ группы, ______ периода, с атомным номером ____. Относится к группе _________ металлов. Наиболее распространённый _______ и _________ по распространённости химический элемент в земной коре (после кислорода и кремния).
Простое вещество алюминий — _________ парамагнитный металл __________ цвета, легко поддающийся формовке, литью, механической обработке. Алюминий обладает высокой ________________, стойкостью к _______за счёт быстрого образования прочных оксидных плёнок, защищающих поверхность от дальнейшего взаимодействия.
(главной. 3, 3 периода, 13, легких, металл, третий, легкий, серебристо-белого , тепло и электропроводностью, коррозии)
Задание по теме «Железо»
Желе́зо — элемент _______ группы (по старой классификации — побочной подгруппы восьмой группы) _________периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером _—. Обозначается символом Fe (лат. Ferrum). Один из самых распространённых в земной коре металлов (________ место после алюминия).
Простое вещество железо—_______металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро ________________при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе. В чистом кислороде железо_________, а в мелкодисперсном состоянии самовозгорается и на воздухе.
(восьмой, 4, второе, ковкий, корродирует , горит)
Задание по теме «Натрий»
Натрий —___________металл, в тонких слоях с ___________ оттенком, пластичен, даже ________ (легко режется ножом), свежий срез натрия _______. Величины __________________________ натрия достаточно высоки, _____________ равна 0,96842 г/см³ (при 19,7 °C), температура __________________ 97,86 °C, температура _____________883,15 °C.
Под давлением становится прозрачным и красным, как рубин
(серебристо-белый, фиолетовым, блестит, электропроводности и теплопроводности. плотность, плавления, кипения)
Задание по теме «Классификация солей»
-
_____________— (нормальные) соли — продукты замещения всех катионов _________в молекулах кислоты на катионы металла (Na2CO3, K3PO4).
-
_______ соли — продукты частичного замещения катионов водорода в кислотах на катионы металла (NaHCO3, K2HPO4). Они образуются при нейтрализации основания избытком кислоты (то есть в условиях недостатка основания или избытка кислоты).
-
_______ соли — продукты неполного замещения гидроксогрупп основания (OH—) кислотными остатками ((CuOH)2CO3). Они образуются в условиях избытка основания или недостатка кислоты.
По числу присутствующих в структуре катионов и анионов выделяют следующие типы солей
-
_______соли — соли, состоящие из одного вида катионов и одного вида анионов (NaCl)
-
_______ соли — соли, содержащие два различных катиона (KAl(SO4)2·12 H2O).
-
________ соли — соли, в составе которых присутствует два различных аниона (Ca(OCl)Cl).
___________ соли (кристаллогидраты), в состав которых входят молекулы кристаллизационной воды, например, Na2SO4·10 H2O, и ___________ соли, содержащие комплексный катион или комплексный анион (K4[Fe(CN)6], [Cu(NH3)4](OH)2).___________ соли образованы биполярными ионами, то есть молекулами, содержащими как положительно заряженный, так и отрицательно заряженный атом
(Средние , водорода, кислые, основные, простые, двойные, смешанные, гидратные, комплексные, внутренние)
Задание по теме «Классификация кислот»
-
По содержанию атомов кислорода:
-
_____________(HCl);
-
_______________ (HNO3, H2SO4).
-
По количеству кислых атомов водорода
-
___________________(HNO3);
-
_______________________ (H2SeO4);
-
__________________________ (H3PO4, H3BO3);
-
__________________________
-
По силе
-
______________— диссоциируют практически полностью, константы диссоциации больше 1·10−3 (HNO3);
-
________________ — константа диссоциации меньше 1·10−3 (уксусная кислота Kд= 1,7·10−5).
-
-
По устойчивости
-
______________ (H2SO4);
-
______________________ (H2CO3).
-
-
По принадлежности к классам химических соединений
-
___________________________ (HBr);
-
_________________________ (HCOOH,CH3COOH);
-
-
По летучести
-
___________________ (HNO3,H2S, HCl);
-
_____________ (H2SO4) ;
-
-
По растворимости в воде
-
______________________ (H2SO4);
-
____________________________(H2SiO3);
-
(бескислородные ,кислородсодержащие ,одноосновные , двухосновные, трёхосновные ,многоосновные., сильные ,слабые , устойчивые , неустойчивые, неорганические , органические , летучие , нелетучие , растворимые, нерастворимые )
Задания по теме «Классификация оснований»
1. По кислотности (по числу групп ОН— в молекуле основания): ______________- – NaOH, KOH, ______________________ – Ca(OH)2, Al(OH)3.
2. По растворимости: ______________ – LiOH, KOH __________________– Cu(OH)2, Al(OH)3.
3. По силе (по степени диссоциации):
а) _______________ (α = 100 %) – все растворимые основания NaOH, LiOH, Ba(OH)2, малорастворимый Ca(OH)2.
б) ______________ (α Cu(OH)2, Fe(OH)3 и растворимое NH4OH.
4. По химическим свойствам: ___________________ – Са(ОН)2, NaОН; ___________________- – Zn(ОН)2, Al(ОН)3
(однокислотные , многокислотные , растворимые (щелочи), нерастворимые , сильные, слабые. основные , амфотерные )
Задание по теме «Классификация оксидов»
_____________________ оксиды:
-
_______________оксиды (например, оксид натрия Na2O, оксид меди(II) CuO): оксиды металлов, степень окисления которых I—II;
-
______________________ оксиды (например, оксид серы(VI) SO3, оксид азота(IV) NO2): оксиды металлов со степенью окисления V—VII и оксиды неметаллов;
-
_________________________ оксиды (например, оксид цинка ZnO, оксид алюминия Al2О3): оксиды металлов со степенью окисления III—IV и исключения (ZnO, BeO, SnO, PbO);
_______________________ оксиды: оксид углерода(II) СО, оксид азота(I) N2O, оксид азота(II) NO, оксид кремния(II) SiO
(солеобразующие, основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие)