В Великобритании впервые была создана модель общественного телевидения и
радиовещания, которая в дальнейшем так или иначе копировалась другими странами. Уникальность её заключается в том, что одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-би-си стала редакционная самостоятельность как от государства, так и от коммерческих источников, преданность её общественным интересам. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-би-си было сведено к минимуму. Деятельность корпорации с момента основания финансировалась за счет взимания абонентской платы с владельцев теле — и радиоприемников. (С 1971 года абонементная плата за использование радиоприёмников
отменена.13) Другими источниками финансирования являются доходы от продажи и распространения телефильмов и программ собственного производства и от издательской
деятельности.
Основным принципом работы Би-би-си с момента создания является
беспристрастность и сбалансированность в подаче информации, подготовка программ с расчетом на вкусы и интересы всех слоев аудитории, а также наиболее полное информирование общества о положении в стране. Особое внимание уделяется освещению событий во всех национальных регионах Соединенного Королевства.
Другой элемент политики общественного вещателя Великобритании – принцип беспристрастности и баланса различных точек зрения в содержании программ. Лицензия предписывает компании Би-би-си воздержаться от выражения собственного мнения в программах, не выражать поддержку определенной политической линии и по возможности представлять максимальное число точек зрения на рассматриваемые проблемы. Эти принципы-требования к содержанию передач закреплены в целом ряде ведомственных “руководств” по подготовке программ Би-би-си. Специальные службы компании контролируют его исполнение, выборочно отслеживая содержание вещания и рассматривая поступающие жалобы зрителей, при необходимости вырабатывают соответствующие рекомендации.
Но деятельность Би-би-си это не только образец «высокого», качественного телевидения и радиовещания, не только «знак качества», известный на весь мир, не только значимая страница в истории зарубежной журналистики, но и эталон того, как может развиваться вещательная компания реализуя последние технические достижения и завоёвывая аудиторию через все возможные каналы связи, включая Интернет, мобильный телефон и т. д.
К последним тенденциям в телевещании Великобритании можно отнести борьбу за новый, неосвоенный еще рынок: телевещания через мобильные телефоны. Насыщенность мобильными телефонами в Великобритании сейчас превышает 100%, так как многие имеют по два и более телефона14. Однако телевещание через мобильную
аппаратуру находится пока в зародыше ввиду ее относительного несовершенства. В
частности, находящаяся сейчас в пользовании система мобильных телефонов третьего
поколения может выйти из строя, если к ней одновременно подключится более 100 тысяч пользователей. Правда, разрабатываются новые технологии, но пользователи пока в нерешительности, какую из предлагаемых систем предпочесть. Они опасаются, что произойдет то же, что было в 80-х гг., когда внедрялись видеомагнитофоны и шла борьба между технологиями Ви-си-ар и «Бетамакс». Последняя была потом отвергнута, и приобретшие основанную на ней аппаратуру оказались в накладе.
Тем не менее, фирмы мобильной телефонии считают, что телевещание через
мобильные телефоны будет распространяться. Эту точку зрения разделяют кабельная компания НТЛ, приобретшая фирму мобильной телефонии «Вирджин мобайл», и спутниковая Би-скай-би.
Летом 2006 г. Би-би-си и Ай-ти-ви совместно с телекомпанией «Евроспорт»
(владельцем одноименного международного канала), американской «Картун нэтуорк»,
контролирующей «Тайм-Уорнер», телефонной «Бритиш телеком» и радиокомпаниями
«Кризалис» и «Ю-би-си медиа» создали свой консорциум мобильного телевещания. Они решили предложить владельцам мобильных телефонов 6 телеканалов, включая круглосуточный информационный канал Би-би-си «Ньюс-24» и один из цифровых каналов Ай-ти-ви. До конца 2006 г. эта система проходила испытания15.
Таким образом, завязалась борьба за новый рынок телевещания и общественная корпорация Би-би-си, как в свое время при начале кабельного, спутникового и цифрового телевещания, не преминула обеспечить себе место на этом рынке, чтобы представить альтернативу коммерческому вещанию.
На наш взгляд, можно объективно говорить о том, что в настоящее время идет процесс интеграции между компаниями, представляющими телекоммуникации (стационарные или мобильные), телевидение и доступ к Интернету. Это происходит как экономическим путем (через слияние компаний), так и технологическим (путем создания соответствующих устройств).
Что касается Интернета, то здесь как и во многих других отраслях Би-би-си
занимает ведущее место. Наиболее известный британский сайт – сайт общественного вещателя Би-би-си. Он содержит оперативную информацию и огромный архив медиаконтента. По самым скромным подсчетам, число уникальных посещений может достигать 150 млн. в месяц16. В планах развития — создание бесплатной библиотеки
радио и телепрограмм Би-би-си, что требует значительных инвестиций. Руководство корпорации рассматривает возможность введения платного доступа к ним, поскольку сайт становится самым востребованным источником контента Би-би-си.
Изучение принципов работы и последних тенденций в развитии Би-би-си
представляется особенно интересным с точки зрения использования накопленного корпорацией опыта и новейших тенденций развития в приложении к современному отечественному телевидению.
Материал взяти из: Ломоносов-2009 секция «Журналистика»
Страницы: 1 2 3
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ
- 1.1. Основные модели общественного телевидения
- 1.2. Зарубежная модель общественного телевидения
- Глава II. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ЭВОЛЮЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ
- 2.1. История общественного телевидения в России
- 2.2. Сравнительный анализ телеканалов BBC и ОТР
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет телевидение остается одним из самых сильных инструментов формирования общественного мнения. Телевидение, являясь самым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной России, обеспечивает большинство людей сведениями из всех областей человеческой деятельности, тем самым, влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе. Телевидение заполняет досуг человека, информирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Современная же культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Поскольку телевидение является средством массовой коммуникации и мощным инструментом формирования общественного сознания, собственник того или иного канала (будь то государство или коммерческая организация) не может преследовать только прагматические цели. Он обязан учитывать национальные, социальные особенности аудитории.
Порядка 90 лет существует общественное телевидение в мировой телевизионной практике. Российскому общественному телевидению как телеканалу и как явлению 19 мая 2014 г. исполнился ровно год. За этот короткий срок телеканал уже успел обзавестись постоянными заинтересованными зрителями и постоянными критиками своей работы. Но, что еще более важно, сформирован телеконтент и выработана общая концепция телеканала. Сегодня ОТР можно рассматривать на федеральном уровне не просто как набор телепрограмм, расставленных в сетке вещания, а как целостный проект со своими миссией и задачами.
Все средства массовой информации вне зависимости от их политики вещания должны отвечать требованиям так называемого системного подхода. Иными словами – выполнять возложенные на них социальные функции по информированию, рекреации, культурному просвещению, социализации и так далее.
Однако современное телевидение редко выдерживает баланс в выполнении этих функций. Таким образом, один телеканал больше тяготеет к информационному вещанию, другой – к развлекательному, а третий – к аналитическому, и это зависит не только от предпочтений учредителя. Многие факторы вкупе влияют на формирование образа канала, в том числе и технические. Такие, например, как частота вещания, охват территории, возможность устраивать свое программное производство.
Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. И эта медиафункция утрируется, когда речь заходит о российском общественном телевидении. Ведь ОТР – это не просто информационный или развлекательный канал. Основными задачами он ставит перед собой развитие гражданского общества и пропаганду общечеловеческих ценностей. Однако насколько приписываемые ОТР социальные функции и качества соответствует действительности? Для этого и необходимо провести анализ формата телеканала.
Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос развития телевидения в России является одним из важных и дискуссионных по своей сути. Варианты и прогнозы развития телевидения в России и в мире предлагаются и рассматриваются самые различные, но одна из очевидных тенденций последних лет — общественное телевидение, которое является новым типом и форматом вещания. Общественное телевидение отличается своей независимостью, свободой слова, большим выбором предложений программ и прочих медиа решений.
Сторонники общественного телевидения, прежде всего, журналисты, которые отстаивают свободу слова, его независимость и выступающие за активное развитие телевидения выступают за создание общественного ТВ, которое может стать источником информации, свободным от какого-либо влияния различных групп и интересов. Формирование и развитие демократического гражданского общества в России делает рассмотрение феномена общественного телевидения довольно актуальным.
Важный вклад в изучение национальных систем общественного телевещания внесли международные организации, такие как ЮНЕСКО, Европейская ассоциация регионального телерадиовещания (Circom), а также международные исследовательские компании.
Объект исследования — общественное телевидение в целом как реальная форма социально-функциональной организации института телевидения.
Предмет исследования – конкретные общественные телеканалы (BBC, ОТР).
Цель исследования — на основе анализа социальных условий в России и изучения мирового опыта определить предпосылки становления отечественного общественного телевидения.
Для достижения данной цели нам потребуется решить следующие задачи:
- рассмотреть основные модели общественного телевидения;
- изучить зарубежную модель общественного телевидения;
- провести исторический анализ общественного телевидения в России;
- провести сравнительный анализ телеканалов BBC и ОТР.
Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на достаточно широкое освещение темы развития и трансформации концепции общественного телевидения в условиях современного медиарынка, общественное телевидение как таковое практически не попадало в поле зрения исследователей. В работе предметом исследований избрана национальная модель общественного телевидения Великобритании, осуществлен анализ последних тенденций и проблем в данной сфере, рассмотрены первые признаки трансформации концепции в условиях развития цифрового телевещания, а также рассмотрение возможности создания регионального общественного вещания.
Теоретическая и практическая значимость результатов настоящего исследования представляется достаточно высокой. Его основные положения, выводы и прогнозы создают предпосылки осуществления на практике оптимального планирования, формирования, регламентации, обеспечения системного функционирования и контроля общества за деятельностью телевидения в информационном обществе сообразно существующим национальным, социальным, экономическим, политическим и культурным предпосылкам и с учетом опыта зарубежных медиасистем.
Материалы и источники исследования. К вопросу об автономности общественного телевидения как некой социальной единицы в своих теоретических работах обращаются такие отечественные исследователи, как А.Г. Качкаева, В.И. Савинков, С.С. Сумленный, И.В. Григорьева.
Основными методами исследования в работе стали анализ документов, как отечественных, так и зарубежных, особенно на английском языке, изучение аналитических монографий, статей и обзоров, посвященных деятельности британских средств массовой информации, а также изучение освещения исследуемой темы в сети Интернет.
При непосредственном написании практической части работы использовался системно-структурный подход.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемой литературы.
Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ
1.1. Основные модели общественного телевидения
Мировой опыт создания общественного вещания предполагает, по крайней мере, два варианта зарождения общественного вещания. Первый из них создавался по инициативе власти, ну а второй под давлением народа.
Исторически, первой моделью был британский вариант. Общественное вещание в этой стране было создано в 20-х годах прошлого века Королевской хартией. Ну а как следствие, по такому же принципу создавались большинство европейских моделей общественного вещания. Альтернативные варианты были созданы во Франции и Чехии.
Предпосылкой создания института общественного телевидения во Франции было недовольство молодежи вещательной политикой государственных телеканалов. Во время усиления волнений, когда население уже пошло на штурм Эйфелевой башни, власти пошли на создание нового — общественного формата вещания.
За годы войны во всех странах была создана радиопромышленность, которая в массовых масштабах поставляла армии радиооборудование. После войны эти заводы остановились, и промышленники стали искать новые рынки сбыта своей продукции. Первый взгляд пал на продажу радиоприемников населению. Но проблема возникала в том, что не существовало передач, которые можно было бы предложить слушателям. Кроме того, не было также системы сбыта, которая могла бы продавать и обслуживать технически сложные аппараты населению. Для решения этих проблем стали создаваться корпорации, в которые стали вступать заводы, сбытовые сети и специально созданные программные службы, которые стали делать развлекательные и информационные передачи. Именно таким образом и была создана BBC. Это был достаточно долгий процесс трансформации государственных телеканалов. Для превращения коммерческих корпораций в общественные понадобился политический фактор.
Миллионы погибших людей во время войны разрушили религиозную мораль, веру в прогрессивный характер развития человеческой цивилизации. Кроме того, эффективность военной пропаганды напугала европейское общество. Если до этого господствовало представление о человеке как о разумном индивидууме, стремящемся к познанию, то после войны представление о человеке сменилось на образ толпы управляемой эмоциями и легко подверженной внешнему воздействию. В 1917 году в России произошла революция и к власти пришли коммунистическая партия, социалистические идеи стали очень популярны в Европе.
У европейских правящих политических элит, сформировалось убеждение, что ограничением «красной пропаганды» удастся остановить рост популярности демократических и рабочих партий.
Именно поэтому во второй половине 1920-х годов в большинстве стран мира коммерческие корпорации были преобразованы в общественные. Кроме того, было введено монополия на вещание – были запрещены все остальные вещатели.
Давление общества на власть в поддержку общественного вещания имеет место и в других странах. Громкие истории в Чехии и США, когда народ был недоволен попытками Парламента контролировать телевидение. Национальные модели общественного вещания, несмотря на многообразие форм, имеют четыре объединяющих признака.
Во-первых, все общественные телерадиоканалы формируются только на основе специального законодательства. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу Би-би-си, или Закон об общественном вещании, принятый в 1967 году в США, давший старт развитию общественного вещания в этой стране.
Во-вторых, любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства.
В-третьих, финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.
В-четвертых, содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории.
Прежде чем переходить к анализу общественного телевидения как самостоятельного явления, целесообразно ввести понятие «общественного» в более широком виде.
Общественным вещанием является всякое вещание, удовлетворяющее трем условиям: оно должно служить интересам общества, финансироваться обществом, контролироваться обществом. Под обществом в данном случае подразумевается «все население страны (региона), которую обслуживает общественная вещательная организация». Это определение хотя и выражает основную идею общественного вещания, но при этом не носит строгого характера: каждый из его пунктов допускает неоднозначное толкование. Служить интересам общества, информируя его о последних событиях, развлекая и просвещая его, предоставляя отдельным его членам возможность донести до других свою точку зрения — это в той или иной степени цель телевидения как такового. В то же время именно способы достижения этой цели, особенности того, как «служит» обществу тот или иной телевещатель, являются важнейшим результатом его деятельности, так как в конечном итоге, с точки зрения общества, важна именно социальная миссия телеканала: то воздействие, которое телеканал оказывает на людей, формирующих это общество. От этого напрямую зависит и контент телеканала, он должен быть максимально разнообразным и включать в себя все жанры программ, от новостных и аналитических до развлекательных.
На сегодняшний день в научной литературе существует несколько понятий «Общественное телевидение». И.В. Григорьева считает, что общественное телевидение – это средство массовой информации, которое предоставляет информацию, помогающую зрителю сформировать наиболее объективное понимание сути происходящего. Факты, сообщаемые общественным телевидением, должны подвергаться тщательной проверке. Автор статьи отмечает, что обеспечение зрителей независимой, объективной информацией – одна из основных задач общественного вещания.
Н.Е. Орешкина придерживается мнения, что общественное телевидение – это «некоммерческий институт, находящийся в общественной или государственной собственности, отвечающий за выполнение ряда общественных функций, возложенных на него государством или иным институтом регулирования вещательной деятельности в стране, посредством вещания на одном или нескольких телевизионных каналах».
С.С. Сумленный в своей статье «Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы» определяет общественное телевидение как независимые медиа, отражающие интересы широкого спектра общественных групп.
На современном этапе общественные телеканалы функционируют более чем в 40 странах мира.
В Северной Америке можно наблюдать две разных модели общественного телерадиовещания. Ее можно назвать уникальной. Если в Европейских моделях общенациональное общественное телевидение создавалось через трансформацию государственных телерадиокомпаний, и тем самым ликвидировало государственную монополию в эфире, то в США вообще никогда не было общенациональных государственных телерадиокомпаний. И изначальная идея создания общественного вещания в США была преимущественно в противовес коммерческому и потому в первую очередь акцентировало свое внимание на детских и образовательных передачах, от которых навряд ли можно ждать большой прибыли, но в то же время они являются общественно значимыми, особенно с непрерывным ростом образования.
В 1951 году Федеральная комиссия связи, FCC, зарезервировала первые 242 телевизионных канала для некоммерческого вещания, завив, что эти частоты необходимы для образовательных целей. Стали запускаться первые каналы. Правительство США выделило средства на создание материально-технической базы некоммерческого вещания. Это вызвало рост не только числа некоммерческих вещателей, но так же увеличился охват населения. Если коммерческое телевидение просуществовало исключительно за счет доходов от рекламы, то общественное было наоборот совершенно свободным от нее, и лишено мотивации, присущей коммерческим вещателям. Но это не значит, что меркантильные подоплеки не играют никакой роли в выборе политики общественного вещания. Известный американский социолог Роберт Путнам связывает социальную роль общественного вещания с задачей накопления «социального» капитала. «Общество, для которого характерна обобщенная взаимность, более эффективно, чем общество всеобщего разобщения, точно так же, как деньги эффективнее бартера.» — пишет Путман. Общественное вещание в США вопрос спорный и поэтому зачастую является предметом дискуссий. Его сторонники считают, что именно эти вещатели смогли создать популярные во всем мире детские и молодежные программы, и остались свободными от властей и корпораций.
Противники же критикуют его финансовую несостоятельность, и постоянное выпрашивание денег у Конгресса и неэффективный менеджмент.
Но, несмотря на разногласия, в 1967 году была учреждена некоммерческая корпорация «Служба общественного вещания» (PBS) . Эта организация включает себя 356 местных станций общественного телевидения, и каждая из них имеет свою собственную организацию. Поэтому и управление компанией строится в соответствие с ее характером. Согласно уставу PBS, утвержденному в 2000 году, членами корпорации могут стать только некоммерческие образовательные телевизионные станции, как они определены в Законе о коммуникациях. Для участия в управлении делами, каждая станция должна иметь по три представителя в том числе двух внештатных, которые и являются членами совета директоров. В свою очередь Совет директоров создает исполнительный комитет, а так же финансово-бюджетный комитет для контроля за финансовыми делами корпорации. Совет также назначает президента PBS, который является главой всей корпорации.
Финансирование представляет собой острейшую проблему для всех организаций общественного вещания. В отличии от европейской практики организации общественного вещания, в США нет лицензионных сборов за пользование телеприемниками или специальных налогов. Финансирование складывается на местах, и распределяется в неравных долях между станциями. И в результате получается небольшая сумма из федерального бюджета.
Программная политика общественного вещания также является ареной постоянных споров. Одни полагают, что общественному вещанию в первую очередь следует заниматься образовательными и детскими передачами, избегая дискуссий или документального кино. К числу сторонников таких взглядов относился президент США, Ричард Никсон, который хотел прекратить финансирование общественного вещания, видя в нем опасность для правления Республиканской партии. Напротив, сторонники демократической партии стремились к тому, чтобы телерадиовещание больше внимания уделяло общественным проблемам. В Европейских моделях общественного вещания больше сходств.
Франция.
Вопросы общественного вещания решены в законе о свободе вещания 1986 года.
В настоящее время во Франции существует шесть национальных компаний, три из них являются теле- и три — радиовещательными компаниями:
- Франс 2, с мандатом транслировать телевизионные программы на всю центральную территорию;
- Франс 3, с мандатом транслировать телевизионные программы национального или регионального характера на всю центральную территорию;
- Ля синкъем, с конкретным мандатом транслировать программы культурного и образовательного характера;
- Радио-Франс, с общим мандатом транслировать радиопрограммы;
- Радио-Франс-Отр-Мер, с мандатом делать радио- и телевизионные программы для трансляции в заграничных департаментах и территориях;
- Радио-Франс-Интернасьональ, с мандатом транслировать международные радиопрограммы.
Кроме того, общественный спутниковый канал Ля Септ-АРТЕ отвечает за трансляцию культурных и европейских программ.
Япония.
Организация общественного вещания Эн-эйч-кей создана в 1926 году на основе трех городских радиовещательных компаний.
В настоящее время Эн-эйч-кей функционирует как классическая организация общественного вещания, в соответствии с Законом о вещании от 1950 года с внесенными в него поправками.
Эн-эйч-кей является оператором пяти национальных телевизионных и трех национальных радиостанций. Она также предоставляет вещательные услуги во всем мире, имея в своем составе Эн-эйч-кей Уорлд ТВ, Эн-эйч-кей Уорлд Премиум и Эн-эйч-кей Уорлд Радио Джапан. У Эн-эйч-кей есть две наземные телевизионные службы: Дженерал ТВ (Общее ТВ) и Эдьюкейшнл ТВ (Образовательное ТВ).
Великобритания.
Британская вещательная корпорация (Би-би-си) была создана в 1926 году в соответствии с Королевской грамотой (Патент), и по сей день она имеет свой прежний статус. С самого своего начала в 1926 году и до 1954 года Би-би-си обладала монополией на вещание. Даже после 1954 года монополия на радиовещание оставалась в силе, поскольку эта область рассматривалась как традиционный рынок Би-би-си, однако независимые телевизионные станции были лицензированы. До 1981 года независимые вещательные компании также, как и Би-би-си, были обязаны обеспечивать вещание в качестве «общественной образовательной, информационной и развлекательной службы». В 1973 году было разрешено местное коммерческое радиовещание.
В настоящее время Би-би-си предоставляет широкий спектр услуг, включая наземные каналы телевещания, и пять радиовещательных программ для общего приема на территории Соединенного королевства, по одной дополнительной радиовещательной программе для Шотландии и Северной Ирландии, две для Уэльса, а также целый ряд местных радиовещательных программ. Эти услуги называют местными службами. Би-би-си также имеет всемирную службу вещания, которая осуществляет трансляцию программ и оказывает услуги зарубежной аудитории на разных языках. Все эти услуги Би-би-си предоставляет как единый корпоративный орган.
Германия.
Германская модель общественного телевидения — публично-правовые каналы.
Отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей.
Общество также реализует свой контроль программной политики общественного телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности.
Система финансирования общественного вещания в ФРГ значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала — ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich — Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 году) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 году) — финансируются за счет рекламных поступлений.
Другой особенностью публично-правовых каналов, определяющей их чисто немецкую специфику, является значительная децентрализация, в том числе и организационная.
Канал ARD — это федералистское объединение публично-правовых телерадиокомпаний, в котором единая финансовая и программная политика согласованно определяется компаниями земель. По первому каналу наряду с общими информационными и развлекательными программами транслируются и программы земельных компаний в соответствии с их долей доходов от абонентской платы. По третьему каналу также идут региональные программы.
Программы ZDF имеют отчетливый общенациональный фокус, однако часть времени на канале отводится и региональным и местным программам.
Страны Северной Европы.
Для аудитории стран Северной Европы монополия общественного вещания стала привычной. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм соседей, только упрочила положение общественных вещательных монополий.
Общими чертами, характерными для программной и экономической политики вещания стран Северной Европы являются: сохранение общественной (прежде всего государственной) собственности в сфере общественного вещания; опора на абонентскую плату как единственный или главный источник финансирования общественного вещания; доминирование национальных, главным образом документальных программ при значительной доле программ, произведенных общественными вещателями (55-60%); замкнутость национальных рынков телепрограмм (телепрограммы различных жанров, производимые в странах Северной Европы, редко экспортируются в другие страны, что лишает общественных вещателей дополнительных источников доходов, однако усиливает национальное и культурное своеобразие телевидения).
Несмотря на наличие общих принципов программной политики, между общественными вещателями Северной Европы существуют определенные экономические и организационные различия. Экономически «чистая» система общественного вещания существует только в Швеции и Норвегии, где национальные общественные вещатели SVT и NRK финансируются полностью за счет абонентской платы зрителей.
Вопрос о необходимости для России обзавестись общественным телевидением относится к числу тем, дискуссия по которым возникает и прекращается с завидной регулярностью. Ключевыми понятиями в подобных дискуссиях обычно выступают «ответственность», «объективность», «высокое качество передач», «малое количество рекламы» и другие, несомненно, замечательные качества, которые априори приписываются общественному телевидению.
Страницы: 1 2 3
Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Экономика»
преподавательский стаж — 5 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Общественное вещание – это вещание радио и телестанций, чья деятельность полностью либо частично финансируется обществом.
Понятие медиаэкономики
Определение 2
Медиаэкономика – это область прикладного научного знания, занимающаяся изучением работы медиапредприятий в рамках отдельной отрасли национального хозяйства.
Ученые стали проявлять интерес с средствам массовой информации в середине прошлого века. В этот период печатные и газетные издания переживали бум продаж и тиражей. Появилась потребность в фундаментальном знании, способном структурировать работу медиапредприятий. Стоит отметить, что быстрые темпы развития СМИ начались еще в начале двадцатого века, что было вызвано появлением свободного времени у рабочих, а значит, возникновению потребности в досуге и развлечениях.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
На сегодняшний день рынок СМИ представлен радио-, теле- и интернет вещанием. Печатная продукция сохраняет стабильное положение на рынке, несмотря как качественные изменения в технологической составляющей.
Медиаэкономика изучает современные СМИ на двух уровнях:
- Микроэкономический уровень или медиаэкономикс занимается организацией работы медиапредприятий с целью эффективного использования ими ресурсов и факторов производства.
- Макроэкономический уровень отслеживает влияние СМИ на политические, культурные, социальные и экономические преобразования в обществе.
Отношения между субъектами СМИ формируют рынок, подчиняющийся общим законам. Медиапредприятия конкурируют друг с другом за рынки сбыта и доступ к аудитории. Они производят информационный продукт, предавая ему определенную форму и содержание. Лояльность аудитории создает условия для реализации услуг рекламодателям. Медиапредприятия продают доступ к аудитории для представителей реального сектора, а также для политических деятелей и социальных организаций. Некоторые специалисты считают, что главным товаром рынка СМИ является сама аудитория.
«Модели общественного вещания в развитых рыночных демократиях» 👇
Сущность общественного телевидения
В развитых стран сформировалось три модели телевещания:
- Государственное телевидение СССР и стран социалистического лагеря.
- Коммерческое телевидение США.
- Общественное телевидение стран Западной Европы.
Отличительные особенности каждой модели заключаются в организационной структуре программ, а также в источниках финансирования. На сегодняшний день большая часть телевизионных каналов придерживается смешанной модели поступления денежных средств. Финансирование может поступать от телезрителей, государства, спонсоров, рекламодателей, а также в ходе бартерного обмена. Общественное телевидение строится преимущественно на частной собственности, доходах от рекламы и подчиняется рыночному механизму.
Общественное телевидение стало ответом коммерческим каналам. При этом представители власти в Европе и Америке быстро поняли социально-политическую важность общественных каналов. За этим последовало установление контроля над содержанием программ. Действенным инструментом стало распределение частот вещания между различными каналами.
Сущность общественного телевидения заключается в установлении отношений между государством, социальными организациями и населением. Оно стало продолжением демократических идей, пропагандируемых политической властью. Некоторые страны устанавливают квоты, регламентирующие количество общественно полезных информационных передач в общей сетке вещания каналов (например, в США эта квота составляет пять процентов).
Особенность общественного телевидения предполагает минимальное использование денег частного производственного сектора. Считается, что рекламодатели способны оказывать воздействие на мировоззрение общественности, что противоречит самим принципам общественного телевидения. Поэтому большинство каналов прибегают к таким источникам финансирования, как государственные субсидии, спонсорство, бартер. Примером субсидий могут послужить финансовая поддержка французским правительством национального кинематографа. Спонсорская помощь часто является косвенной. Оплата спортивных соревнований, транслируемых на общественных каналах, представляет собой один из методов получения спонсорских взносов.
Модели общественного вещания в развитых странах
Британская модель общественного вещания предполагает сохранение основных его принципов в условиях смешанных рыночных отношений. Основоположником ее стало BBC, чья цель сводилась к информированию, просвещению и развлечению зрителей. Доходы компании складывались из платежей, поступавших от телезрителей. Однако, BBC проявила зависимость от политической власти, и долгое время продолжала оказывать всяческое содействие. На сегодняшний день компания характеризуется универсальным охватом населения, широким спектром передач, поддержкой меньшинств, заботой о сохранении национальной идентичности. BBC борется за качество информационного контента, а не за его количество.
Во Франции общественное телевидение находится под контролем государственной власти. Такое положение дел стало продолжением государственной политики в послевоенное время. Большая роль отводилась общественному радио. С помощью общественного телевидения правительство Франции пыталось вернуться к республиканским ценностям. На сегодняшний день финансирования общественных телеканалов происходит согласно смешанной модели.
Немецкое общественное телевидение поддерживает публично-правовые каналы. В послевоенное время Германия выстраивала всю свою экономику, в том числе и СМИ, с нуля. Для того, чтобы избежать политизации СМИ в Германии была создана уникальная система, основывающаяся на государственном надзоре. При невыполнении аудиовизуальной отраслью своих основных задач их существование или деятельность могут быть оспорены в судебном порядке.
Модель общественного вещания Северной Европы строится на принципах сохранения общественной собственности, доминировании национальных программ, замкнутости национальных рынков. Созданные в данном регионе информационные продукты очень редко экспортируются в другие страны. Уникальной моделью общественного вещания стала финская модель, которая основывалась на доходах, поступавших от рекламодателей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Телевидение и общество: три модели
Есть три традиционные модели организации телевидения -коммерческое, общественное и государственное. Формировались они десятилетиями, и по ним живет весь мир. Различаются эти модели и программной политикой, и способом финансирования, и организационной структурой.
Коммерческое телевидение считается американской моделью и живет исключительно за счет рекламы. Зрители получают как бы «бесплатный» доступ к его программам. Как бы — поскольку в стоимость товара, который они купят, расходы на рекламу уже заложены. Такие телеканалы заинтересованы и в завоевывании как можно более широкой аудитории, и в ее постоянном расширении. Ведь чем больше аудитория, тем больше реклама. При этом аудиторию коммерческие каналы привлекают в идеале пассивную, для них главное — ее потребительские функции.
Общественное вещание ассоциируется скорее с европейской моделью. Главная идея — СМИ не просто машина для зарабатывания денег, они несут определенную общественную миссию. На таких каналах программы могут и не иметь высоких рейтингов, но быть социально полезными, как, например, образовательные передачи. Общественное телевидение часто живет на сборы от населения, но в чистом виде такое финансирование существует лишь в Великобритании (ВВС) и в скандинавских странах. В других же европейских государствах (например, в Германии, где аж два общественных канала — ARD и ZDF) общественным каналам разрешено иметь и рекламные доходы, правда, в ограниченном размере. Общественное телевидение — в идеале, конечно, — относится к своим зрителям не как к потребителю, которому надо что-то продать, а как к людям, способным мыслить, и мыслить критически.
Государственное ТВ преобладает в странах бывшего соцлагеря, и чем оно характеризуется, все знают хотя бы на примере России.
Идея нравственного, позитивного телевидения ближе всего к общественной модели. Теоретически это довольно логично: НТВ выбрало нишу канала оппозиционного, а значит, аудиторию оно должно иметь критически мыслящую. И в этом смысле с функциями общественного телевидения образ нравственного канала вроде бы совпадает. Но проблема в том, что у зрителя НТВ не ассоциируется с оппозиционностью. И еще одна сложность: за общественное-то телевидение зритель платит, то есть платит за право получать не жвачку для мозгов, а хоть какой-нибудь смысл. А бесплатно такие модели пока не работали: общественно полезные передачи чаще всего имеют рейтинги гораздо ниже, чем «коммерческие», и рекламы не привлекают. Таким образом, если канал принимает на себя общественные функции, это обязывает его пересматривать и организационную структуру, и программную политику, и схему финансирования.
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил в ближайшее время рассмотреть вопрос о создании в России общественного телевидения и не исключил, что базой для него станет один из существующих федеральных каналов.
Согласно Пояснительной записке к Типовому закону об общественном вещании, разработанному ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи в марте 1998 года, общественным следует считать вещание: а) предназначенное для общества, б) финансируемое обществом, в) контролируемое обществом. При этом под «обществом» понимается все население страны или региона, которое призвана обслуживать конкретная вещательная организация.
Родоначальником общественного вещания принято считать британскую компанию ВВС, созданную в 1922 году, а в 1927 году преобразованную в общественную вещательную корпорацию. Первоначально компания вещала только на радиочастотах, а с 1932 года начала попытки регулярных телевизионных передач. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, деятельность ВВС была приостановлена и возобновлена только с прекращением военных действий.
Период с конца 1940-х годов по 1970-е годы стал расцветом общественного вещания, когда оно распространилось практически во всех западноевропейских странах, Северной и Южной Америке, ряде азиатских стран и Австралии.
Национальные модели общественного вещания, несмотря на многообразие форм, имеют четыре объединяющих признака.
Во-первых, все общественные телерадиоканалы формируются только на основе специального законодательства. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу Би-би-си, или Закон об общественном вещании, принятый в 1967 году в США, давший старт развитию общественного вещания в этой стране.
Во-вторых, любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства.
В-третьих, финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.
В-четвертых, содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории.
На современном этапе общественные телеканалы функционируют более чем в 40 странах мира.
Австралия
Общественное вещание представлено Австралийской вещательной корпорацией (Эй-би-си) и Специальной Корпорацией службы вещания (Эс-би-эс).
Эй-би-си транслирует развлекательные и информационные программы, представляющие общий интерес, как по радио, так и по телевидению, а меньшая по объему Эс-би-эс транслирует специальные программы, направленные на удовлетворение интересов разнообразного по культуре населения Австралии в области средств массовой информации. Обе корпорации являются общественными, работающими в соответствии с Уставами, принятыми Австралийским Федеральным парламентом. Они подотчетны правительству в сфере расходования общественных средств, но ни Эй-би-си, ни Эс-би-эс не зависят от правительственного контроля и пользуются достаточной творческой и редакторской свободой.
Канада
Общественное телевидение представлено Канадской вещательной корпорацией (Си-би-си). Си-би-си была создана в 1936 году для обеспечения национальных услуг радиовещания, в некоторой степени из опасения, что растущая американская система вещания будет доминировать в канадском эфире.
В настоящее время Си-би-си производит обширный набор информационных и развлекательных программ для наземного и кабельного телевидения, радио, а также для трансляции на международных коротких волнах, на обоих официальных языках — французском и английском.
Франция
Вопросы общественного вещания решены в законе о свободе вещания 1986 года.
В настоящее время во Франции существует шесть национальных компаний, три из них являются теле- и три — радиовещательными компаниями:
— Франс 2, с мандатом транслировать телевизионные программы на всю центральную территорию;
— Франс 3, с мандатом транслировать телевизионные программы национального или регионального характера на всю центральную территорию;
— Ля синкъем, с конкретным мандатом транслировать программы культурного и образовательного характера;
— Радио-Франс, с общим мандатом транслировать радиопрограммы;
— Радио-Франс-Отр-Мер, с мандатом делать радио- и телевизионные программы для трансляции в заграничных департаментах и территориях;
— Радио-Франс-Интернасьональ, с мандатом транслировать международные радиопрограммы.
Кроме того, общественный спутниковый канал Ля Септ-АРТЕ отвечает за трансляцию культурных и европейских программ.
Япония
Организация общественного вещания Эн-эйч-кей создана в 1926 году на основе трех городских радиовещательных компаний.
В настоящее время Эн-эйч-кей функционирует как классическая организация общественного вещания, в соответствии с Законом о вещании от 1950 года с внесенными в него поправками.
Эн-эйч-кей является оператором пяти национальных телевизионных и трех национальных радиостанций. Она также предоставляет вещательные услуги во всем мире, имея в своем составе Эн-эйч-кей Уорлд ТВ, Эн-эйч-кей Уорлд Премиум и Эн-эйч-кей Уорлд Радио Джапан. У Эн-эйч-кей есть две наземные телевизионные службы: Дженерал ТВ (Общее ТВ) и Эдьюкейшнл ТВ (Образовательное ТВ).
Великобритания
Британская вещательная корпорация (Би-би-си) была создана в 1926 году в соответствии с Королевской грамотой (Патент), и по сей день она имеет свой прежний статус. С самого своего начала в 1926 году и до 1954 года Би-би-си обладала монополией на вещание. Даже после 1954 года монополия на радиовещание оставалась в силе, поскольку эта область рассматривалась как традиционный рынок Би-би-си, однако независимые телевизионные станции были лицензированы. До 1981 года независимые вещательные компании также, как и Би-би-си, были обязаны обеспечивать вещание в качестве «общественной образовательной, информационной и развлекательной службы». В 1973 году было разрешено местное коммерческое радиовещание.
В настоящее время Би-би-си предоставляет широкий спектр услуг, включая наземные каналы телевещания, и пять радиовещательных программ для общего приема на территории Соединенного королевства, по одной дополнительной радиовещательной программе для Шотландии и Северной Ирландии, две для Уэльса, а также целый ряд местных радиовещательных программ. Эти услуги называют местными службами. Би-би-си также имеет всемирную службу вещания, которая осуществляет трансляцию программ и оказывает услуги зарубежной аудитории на разных языках. Все эти услуги Би-би-си предоставляет как единый корпоративный орган.
США
Американский вариант общественного вещания — Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) — возник как альтернатива коммерческим сетям с их ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы.
PBS была создана в 1969 году на основе закона об общественном вещании (1967). PBS была сформирована из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника — государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства.
Германия
Германская модель общественного телевидения — публично-правовые каналы.
Отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей.
Общество также реализует свой контроль программной политики общественного телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности.
Система финансирования общественного вещания в ФРГ значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала — ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich — Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 году) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 году) — финансируются за счет рекламных поступлений.
Другой особенностью публично-правовых каналов, определяющей их чисто немецкую специфику, является значительная децентрализация, в том числе и организационная.
Канал ARD — это федералистское объединение публично-правовых телерадиокомпаний, в котором единая финансовая и программная политика согласованно определяется компаниями земель. По первому каналу наряду с общими информационными и развлекательными программами транслируются и программы земельных компаний в соответствии с их долей доходов от абонентской платы. По третьему каналу также идут региональные программы.
Программы ZDF имеют отчетливый общенациональный фокус, однако часть времени на канале отводится и региональным и местным программам.
Страны Северной Европы
Для аудитории стран Северной Европы монополия общественного вещания стала привычной. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм соседей, только упрочила положение общественных вещательных монополий.
Общими чертами, характерными для программной и экономической политики вещания стран Северной Европы являются: сохранение общественной (прежде всего государственной) собственности в сфере общественного вещания; опора на абонентскую плату как единственный или главный источник финансирования общественного вещания; доминирование национальных, главным образом документальных программ при значительной доле программ, произведенных общественными вещателями (55-60%); замкнутость национальных рынков телепрограмм (телепрограммы различных жанров, производимые в странах Северной Европы, редко экспортируются в другие страны, что лишает общественных вещателей дополнительных источников доходов, однако усиливает национальное и культурное своеобразие телевидения).
Несмотря на наличие общих принципов программной политики, между общественными вещателями Северной Европы существуют определенные экономические и организационные различия. Экономически «чистая» система общественного вещания существует только в Швеции и Норвегии, где национальные общественные вещатели SVT и NRK финансируются полностью за счет абонентской платы зрителей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Содержание:
Когда мы говорим об истоках общественного вещания, мы должны упомянуть о нехватке спектра. И правда, одна из причин создания общественного вещания заключалась в том, что спектр радиочастот был ограничен, и должен был быть способ поделиться им.
Но у людей, которые создали общественное вещание, были большие амбиции. Они рассматривали вещание как способ поддержать здоровье демократии и сделали общественное вещание ключевым институтом, помогающим обществу стать информированным, политически ангажированным и социально сплоченным.
Модели службы общественного вещания
Британская модель службы общественного вещания чтит традиции. Отец-основатель — Би-би-си, целью которой было информирование зрителей. Тем не менее, Би-би-си зависит от политической власти. Французская модель находится под контролем правительства из-за государственной политики. Правительство использует телевидение для продвижения республиканских ценностей. В Германии большой упор делается на отсутствие политизации. Если телеканалы не отвечают информационным требованиям, на них могут быть поданы иски.
Однако к концу 20 века влияние общественных вещателей начало ослабевать.
Примечание Исследования показывают, что люди, получающие новости по общественному телевидению, лучше информированы, чем люди, получающие новости по частному телевидению. Они с большей вероятностью будут голосовать и иметь более реалистичное представление об обществе, особенно по таким вопросам, как преступность и иммиграция.
Общественное вещание — это вещание радио- и телевизионных станций, деятельность которых полностью или частично финансируется обществом.
Концепция экономики СМИ
Экономика средств массовой информации — это область прикладной науки, связанная с изучением медиа-предприятий в рамках определенного сектора экономики.
Интерес к средствам массовой информации начали проявлять исследователи в середине прошлого века. В течение этого времени печатные и газетные издания переживали бум продаж и тиражей. Возникла необходимость в базовых знаниях, которые могут структурировать работу медиакомпаний. Стоит отметить, что бурное развитие средств массовой информации началось в начале ХХ века с появлением свободного времени среди рабочих и, следовательно, необходимости проведения досуга и развлечений.
Сегодня медиа-рынок представлен радио, телевидением и Интернетом. Несмотря на качественные изменения в технологической составляющей, печатные СМИ сохраняют устойчивые позиции на рынке.
Экономика СМИ изучает современные СМИ на двух уровнях:
- Микроэкономический уровень или экономика СМИ касается организации медиа-компаний с целью эффективного использования ресурсов и факторов производства.
- На макроэкономическом уровне прослеживается влияние средств массовой информации на политические, культурные, социальные и экономические изменения в обществе.
Взаимоотношения между медиа-акторами формируют рынок, который подчиняется общим законам. Медиакомпании конкурируют друг с другом за рынки и доступ к зрителям. Они производят информационный продукт, придавая ему определенную форму и содержание. Лояльность аудитории создает условия для продажи услуг рекламодателям. Медиакомпании продают доступ к аудитории реальному бизнесу, а также политикам и общественным организациям. Некоторые эксперты считают, что важнейшим активом медиа-рынка является сама аудитория.
Модели службы общественного вещания в развитых странах
Британская модель службы общественного вещания сохраняет свои основные принципы в смешанной рыночной среде. Она появилась на Би-би-си, целью которой было информирование, просвещение и развлечение зрителей. Его доходы были основаны на платежах от зрителей. Однако Би-би-си продемонстрировала свою зависимость от политической власти и оказывала всю возможную помощь в течение длительного времени. Сегодня корпорация выделяется своим широким охватом, широким спектром программ, поддержкой меньшинств и заботой о сохранении национальной самобытности. BBC борется за качество контента, а не за его количество.
Во Франции общественное телевидение контролируется государственными органами. Такое положение дел стало продолжением государственной политики в послевоенный период. Важная роль отводится общественному вещанию. С помощью общественного телевидения французское правительство попыталось вернуться к республиканским ценностям. Сегодня общественные телеканалы финансируются по смешанной модели.
Немецкое общественное телевидение поддерживает общественные вещательные компании. В послевоенный период Германия восстановила с нуля всю свою экономику, включая средства массовой информации. Чтобы избежать политизации СМИ в Германии, была создана уникальная система, основанная на государственном контроле. Если аудиовизуальная индустрия не выполняет свои основные функции, ее существование или деятельность могут быть оспорены в суде.
Модель общественного вещания в Северной европе основана на принципах общественной собственности, доминирования национальных программ и закрытых национальных рынков. Информационная продукция, разработанная в этом регионе, очень редко экспортируется в другие страны. Уникальной моделью службы общественного вещания была финская модель, основанная на доходах рекламодателей.
Суть общественного телевидения
В развитых странах появились три модели телевизионного вещания:
- Государственное телевидение СССР и страны социалистического лагеря.
- Коммерческое телевидение в США.
- Общественное телевидение в Западной Европе.
Отличительные особенности каждой модели лежат как в организационной структуре программ, так и в источниках финансирования. Сегодня большинство телеканалов придерживаются смешанной модели денежного потока. Финансирование может поступать от зрителей, государственных учреждений, спонсоров, рекламодателей, а также от бартера. Общественное телевидение основывается, главным образом, на частной собственности, доходах от рекламы и подчиняется рыночному механизму.
Общественное телевидение — это ответ коммерческим вещателям. Однако власти Европы и Америки быстро осознали общественно-политическое значение общественных каналов. За этим последовало введение контроля за содержанием программ. Распределение частот между различными каналами стало эффективным инструментом.
Суть общественного телевидения заключается в установлении отношений между государством, общественными организациями и населением. Она стала продолжением демократических идей, продвигаемых политической властью. Некоторые страны устанавливают квоты для регулирования доли общественно полезных информационных программ в общем объеме программ канала (в США, например, эта квота составляет пять процентов).
Отличительной особенностью общественного телевидения является минимальное использование средств частного производственного сектора. Предполагается, что рекламодатели способны влиять на мнение аудитории, что противоречит принципам общественного телевидения. Поэтому большинство вещателей прибегают к таким источникам финансирования, как государственные субсидии, спонсорство, бартер. Примером субсидий является финансовая поддержка национального кинематографа со стороны французского правительства. Спонсорская поддержка часто бывает косвенной. Оплата спортивных мероприятий, транслируемых по общественным каналам, является одним из способов получения спонсорской помощи.
- Уровни бюджета — концепция и определение
- Парадокс Джевонса — методология и история
- Экономическая специфика рынка образовательных услуг — сущность и структура, экономический взгляд
- Кривая бюджетных ограничений — характеристика, суть и графическое представление
- Экспорт капитала — причины, сущность и формы
- Ндс и акцизы — общие понятия и концепция
- Поволжье как экономический субъект РФ — история, определение, география и состав
- Экономический потенциал территории — концепция, структура и факторы
Общественное телевидение в странах мира
Согласно Пояснительной записке к Типовому закону об общественном вещании, разработанному ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи в марте 1998 года, общественным следует считать вещание: а) предназначенное для общества, б) финансируемое обществом, в) контролируемое обществом. При этом под «обществом» понимается все население страны или региона, которое призвана обслуживать конкретная вещательная организация.
Родоначальником общественного вещания принято считать британскую компанию ВВС, созданную в 1922 году, а в 1927 году преобразованную в общественную вещательную корпорацию. Первоначально компания вещала только на радиочастотах, а с 1932 года начала попытки регулярных телевизионных передач. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, деятельность ВВС была приостановлена и возобновлена только с прекращением военных действий.
Период с конца 1940-х годов по 1970-е годы стал расцветом общественного вещания, когда оно распространилось практически во всех западноевропейских странах, Северной и Южной Америке, ряде азиатских стран и Австралии.
Национальные модели общественного вещания, несмотря на многообразие форм, имеют четыре объединяющих признака.
Во-первых, все общественные телерадиоканалы формируются только на основе специального законодательства. Это могут быть отдельные законы, как, например, Королевская хартия, составляющая правовую базу Би-би-си, или Закон об общественном вещании, принятый в 1967 году в США, давший старт развитию общественного вещания в этой стране.
Во-вторых, любое общественное вещание предусматривает контроль со стороны общества через соответствующие коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества, и гарантирует вещателю независимость от государства.
В-третьих, финансирование общественного вещания производится в соответствии с законом и исключает возможность подчинить канал коммерческим интересам.
В-четвертых, содержание общественного вещания, его программная политика строится на основе объективной информации и стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории.
На современном этапе общественные телеканалы функционируют более чем в 40 странах мира.
Австралия
Общественное вещание представлено Австралийской вещательной корпорацией (Эй-би-си) и Специальной Корпорацией службы вещания (Эс-би-эс).
Эй-би-си транслирует развлекательные и информационные программы, представляющие общий интерес, как по радио, так и по телевидению, а меньшая по объему Эс-би-эс транслирует специальные программы, направленные на удовлетворение интересов разнообразного по культуре населения Австралии в области средств массовой информации. Обе корпорации являются общественными, работающими в соответствии с Уставами, принятыми Австралийским Федеральным парламентом. Они подотчетны правительству в сфере расходования общественных средств, но ни Эй-би-си, ни Эс-би-эс не зависят от правительственного контроля и пользуются достаточной творческой и редакторской свободой.
Канада
Общественное телевидение представлено Канадской вещательной корпорацией (Си-би-си). Си-би-си была создана в 1936 году для обеспечения национальных услуг радиовещания, в некоторой степени из опасения, что растущая американская система вещания будет доминировать в канадском эфире.
В настоящее время Си-би-си производит обширный набор информационных и развлекательных программ для наземного и кабельного телевидения, радио, а также для трансляции на международных коротких волнах, на обоих официальных языках — французском и английском.
Франция
Вопросы общественного вещания решены в законе о свободе вещания 1986 года.
В настоящее время во Франции существует шесть национальных компаний, три из них являются теле- и три — радиовещательными компаниями:
— Франс 2, с мандатом транслировать телевизионные программы на всю центральную территорию;
— Франс 3, с мандатом транслировать телевизионные программы национального или регионального характера на всю центральную территорию;
— Ля синкъем, с конкретным мандатом транслировать программы культурного и образовательного характера;
— Радио-Франс, с общим мандатом транслировать радиопрограммы;
— Радио-Франс-Отр-Мер, с мандатом делать радио- и телевизионные программы для трансляции в заграничных департаментах и территориях;
— Радио-Франс-Интернасьональ, с мандатом транслировать международные радиопрограммы.
Кроме того, общественный спутниковый канал Ля Септ-АРТЕ отвечает за трансляцию культурных и европейских программ.
Япония
Организация общественного вещания Эн-эйч-кей создана в 1926 году на основе трех городских радиовещательных компаний.
В настоящее время Эн-эйч-кей функционирует как классическая организация общественного вещания, в соответствии с Законом о вещании от 1950 года с внесенными в него поправками.
Эн-эйч-кей является оператором пяти национальных телевизионных и трех национальных радиостанций. Она также предоставляет вещательные услуги во всем мире, имея в своем составе Эн-эйч-кей Уорлд ТВ, Эн-эйч-кей Уорлд Премиум и Эн-эйч-кей Уорлд Радио Джапан. У Эн-эйч-кей есть две наземные телевизионные службы: Дженерал ТВ (Общее ТВ) и Эдьюкейшнл ТВ (Образовательное ТВ).
Великобритания
Британская вещательная корпорация (Би-би-си) была создана в 1926 году в соответствии с Королевской грамотой (Патент), и по сей день она имеет свой прежний статус. С самого своего начала в 1926 году и до 1954 года Би-би-си обладала монополией на вещание. Даже после 1954 года монополия на радиовещание оставалась в силе, поскольку эта область рассматривалась как традиционный рынок Би-би-си, однако независимые телевизионные станции были лицензированы. До 1981 года независимые вещательные компании также, как и Би-би-си, были обязаны обеспечивать вещание в качестве «общественной образовательной, информационной и развлекательной службы». В 1973 году было разрешено местное коммерческое радиовещание.
В настоящее время Би-би-си предоставляет широкий спектр услуг, включая наземные каналы телевещания, и пять радиовещательных программ для общего приема на территории Соединенного королевства, по одной дополнительной радиовещательной программе для Шотландии и Северной Ирландии, две для Уэльса, а также целый ряд местных радиовещательных программ. Эти услуги называют местными службами. Би-би-си также имеет всемирную службу вещания, которая осуществляет трансляцию программ и оказывает услуги зарубежной аудитории на разных языках. Все эти услуги Би-би-си предоставляет как единый корпоративный орган.
США
Американский вариант общественного вещания — Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) — возник как альтернатива коммерческим сетям с их ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы.
PBS была создана в 1969 году на основе закона об общественном вещании (1967). PBS была сформирована из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника — государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства.
Германия
Германская модель общественного телевидения — публично-правовые каналы.
Отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей.
Общество также реализует свой контроль программной политики общественного телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности.
Система финансирования общественного вещания в ФРГ значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала — ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich — Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 году) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 году) — финансируются за счет рекламных поступлений.
Другой особенностью публично-правовых каналов, определяющей их чисто немецкую специфику, является значительная децентрализация, в том числе и организационная.
Канал ARD — это федералистское объединение публично-правовых телерадиокомпаний, в котором единая финансовая и программная политика согласованно определяется компаниями земель. По первому каналу наряду с общими информационными и развлекательными программами транслируются и программы земельных компаний в соответствии с их долей доходов от абонентской платы. По третьему каналу также идут региональные программы.
Программы ZDF имеют отчетливый общенациональный фокус, однако часть времени на канале отводится и региональным и местным программам.
Страны Северной Европы
Для аудитории стран Северной Европы монополия общественного вещания стала привычной. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм соседей, только упрочила положение общественных вещательных монополий.
Общими чертами, характерными для программной и экономической политики вещания стран Северной Европы являются: сохранение общественной (прежде всего государственной) собственности в сфере общественного вещания; опора на абонентскую плату как единственный или главный источник финансирования общественного вещания; доминирование национальных, главным образом документальных программ при значительной доле программ, произведенных общественными вещателями (55-60%); замкнутость национальных рынков телепрограмм (телепрограммы различных жанров, производимые в странах Северной Европы, редко экспортируются в другие страны, что лишает общественных вещателей дополнительных источников доходов, однако усиливает национальное и культурное своеобразие телевидения).
Несмотря на наличие общих принципов программной политики, между общественными вещателями Северной Европы существуют определенные экономические и организационные различия. Экономически «чистая» система общественного вещания существует только в Швеции и Норвегии, где национальные общественные вещатели SVT и NRK финансируются полностью за счет абонентской платы зрителей.
Медведев предложил создать независимое от владельцев общественное ТВ
Энциклопедия ньюсмейкеров.
2012.