Исследователи
различают три подхода
к пониманию проблем социальной
ответственности бизнеса
и этики управленческих решений:
-
Традиционный
(узкоэкономический) —
сформулирован лауреатом Нобелевской
премии Милтоном
Фридманом. Логика
этого подхода такова: деловые организации
должны служить интересам их собственников,
а менеджеры — всего лишь наемные
служащие, чья задача заключается в том,
чтобы вести бизнес в соответствии с
желаниями собственников. Отсюда следует,
что истинная роль бизнеса состоит «в
использовании его энергии и ресурсов
в деятельности, направленной на
увеличение прибыли, при условии что он
придерживается правил игры… [и] участвует
в открытой конкурентной борьбе, не
прибегая к мошенничеству и обману».
Таким образом, считается, что организация
несет социальную ответственность,
соблюдая законы и предписанные правила
ведения бизнеса. -
Этический
подход (с точки зрения заинтересованных
лиц) — сформулирован
профессором социологии, признанным
«гуру» менеджмента Питером
Друкером. Сущность
этого подхода заключается в признании
того, что организация в целом несет
обязательства этического характера
перед определенными группами
заинтересованных лиц — стейкхолдерами.
В число
стейкхолдеров, как правило, включают
учредителей, менеджеров, акционеров
(собственников), поставщиков, кредиторов,
клиентов, местные сообщества, профсоюзы,
государственные регулирующие органы,
профессиональные ассоциации и сотрудников.
Эта многослойная общественная среда
способна существенно влиять на достижение
целей организации, поэтому руководству
приходится уравновешивать внутренние
чисто экономические цели с социальными,
этическими и экономическими интересами
стейкхолдеров. На практике (на развитых
рынках) этот подход наиболее распространен.
-
Социально-этичный
(утвердительный подход) —
сформировался в 60-70-е годы прошлого
века под влиянием философско-этических
воззрений ряда теоретиков менеджмента:
Курта Левина, Эдгара
Шайна, Генри Минцберга и
др. Согласно этому подходу менеджеры
и сотрудники организации отвечают за
сбалансированное следование компании
общим интересам: экономическим интересам
организации, интересам партнеров
(стейкхолдеров) в и глобальным общественным
интересам. Этот подход утверждает, что
организации должны нести добровольные
обязательства перед обществом и
направлять часть средств на его
совершенствование.
Сторонники
традиционного подхода
выдвигают аргументы против широкой
социальной ответственности:
-
ценой
такого поведения становится снижение
доходных статей компании, следовательно,
расходы на программы социальной
ответственности переносятся на
потребителей в виде повышения цен; -
расплата
за социальную ответственность может
принять форму снижения заработной
платы, уменьшения дивидендов, сокращения
инвестиций в отделы НИОКР, в обновление
и совершенствование производственных
мощностей, уменьшения кредиторской
задолженности и т.п.; -
принятие
социальной ответственности может
ввести сотрудников в заблуждение
относительно главных целей организации; -
ответственность
за решение социальных проблем должна
лежать на индивидуумах, а не на компаниях; -
решение
социальных проблем относится к
компетенции государственных и
муниципальных органов и предприятий,
руководители корпораций не вправе
решать общественные проблемы; -
компания,
которая берет на себя большую долю
социальной ответственности, может
проиграть в конкурентной борьбе; -
эффект
социальных программ нельзя точно
определить — о результатах подобных
действий крайне трудно отчитываться
перед стейкхолдерами и широкой
общественностью; -
нарушается
принцип максимизации прибыли.
В то
же время, преследуя только экономические
цели и соблюдая при этом законы и нормы
государственного регулирования,
организация:
-
удовлетворяет
потребительский спрос в товарах и
услугах; -
создает
рабочие места; -
платит
налоги; -
обеспечивает
определенный уровень возврата на
капитал (в виде дивидендов); -
создает
новые общественные богатства и ценности.
Таким
образом, организация вовлечена в
теснейшее социальное взаимодействие
и вносит определенный вклад в выше
обозначенные сферы. Сторонники этического
и социально-этичного подходов выдвигают
ряд аргументов за
социальную ответственность:
-
социальная
вовлеченность организации отвечает
ее интересам, так как создает лучшее
общество и лучшую среду для ведения
бизнеса; -
программы
социальной ответственности — средство
создания и поддержания положительного
публичного имиджа; -
социально
ответственный и этичный менеджмент
предупреждает или ослабляет отрицательный
эффект воздействия на организацию со
стороны таких влиятельных групп, как
государственные и муниципальные органы
власти; -
широкая
общественность ожидает этичного
поведения организаций и их руководства
— несоответствие этим ожиданиям может
привести к негативным последствиям; -
внутреннее
моральное обязательство вести себя
социально ответственно и этично лишь
подтверждает тот факт, что собственники,
менеджеры и сотрудники организации
являются членами общества и для них
естественно следовать его моральным
нормам; -
создаваемые
организациями социальные проблемы,
такие, например, как загрязнение
окружающей среды, должны решаться за
счет этих организаций; -
социальная
ответственность уравновешивает
могущество и ответственность компании; -
социальная
ответственность оправдывает существование
организации как элемента общества.
Соседние файлы в папке ЛЕКЦИИ Мент
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
16.04.2015271.99 Кб49Тема 6 Лекция 7 Стратегическое и тактическое планирование.wbk
- #
- #
Людмила Юрьевна Ананьева
Эксперт по предмету «Менеджмент организации»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Концептуальные основы корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (далее — КСО) в своей основе несет добровольное участие бизнеса в принятии на себя ответственности за свою деятельность и ее возможные последствия. Ее основные направления отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные направления КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В своем становлении КСО прошла долгий путь развития, в процессе которого были сформированы определенные подходы к интерпретации ее сущности и предназначения.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Условно их можно разделить на базовые и прочие. Базовые подходы к определению сущности КСО, сложившиеся в процессе ее эволюции, принято подразделять на три базовых категории. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо базовых подходов были сформированы иные подходы КСО. Особую популярность среди них получили интегрированный подход и концепция корпоративной социальной восприимчивости.
Рассмотрим концептуальные подходы к определению сущности КСО более подробно.
Базовые подходы корпоративной социальной ответственности
Согласно классическому подходу в современном мире большая часть руководителей считаются специалистами в области менеджмента и управления. При этом, не имея своего собственного бизнеса, они выступают в качестве наемных работников. Следовательно, они должны нести ответственность перед владельцами тех компаний, в которых они работают. Их основной задачей выступает эффективное содействие реализации интересов собственников компаний.
«Подходы корпоративной социальной ответственности» 👇
Иначе данный подход принято называть теорией «корпоративного эгоизма». Основным его сторонником считается Милтон Фридман. По его мнению, основополагающей целью собственников всех корпораций является прибыль, достижение которой возможно лишь при условии обеспечения эффективности использования инвестированного капитала. При этом социальной ответственность обладает не бизнес как таковой, а те люди, которые стоят во главе управления компанией.
Таким образом, сущность ответственности каждого отдельно взятого бизнеса сводится к увеличению прибыли его акционеров. Основным недостатком данного подхода считается его ограниченность. Свое проявление она находит в том, что в кратко- и долгосрочных перспективах выгоды и издержки бизнеса отличаются:
- в краткосрочном периоде в случае социально ответственного поведения компания несет определенные расходы;
- в долгосрочном периоде бизнес выигрывает от развития отношений с местными сообществами и улучшения имиджа компании.
Замечание 1
Следовательно, в стратегической перспективе бизнес должен быть социально ориентированным. Для этого в краткосрочной перспективе ему необходимо понести определённые затраты.
Второй подход, именуемый теорией «корпоративного альтруизма», является прямо противоположным классической концепции КСО. Его сущность сводится к тому, что всякий бизнес помимо роста прибыли своих собственников должен также проявлять заботу о внешнем окружении.
Как известно, деятельность всякого бизнеса, особенно крупного, так или иначе, затрагивает интересы множества сторон. Их также принято называть заинтересованными лицами или стейкхолдерами. Вся их совокупность делится на два вида:
- внутренние стейкхолдеры;
- внешние стейкхолдеры.
К числу первых относятся собственники бизнеса, его менеджмент и сотрудники. Вторые представлены потребителями, поставщиками, конкурентами, государством и обществом в целом.
Согласно подходу, основанному на корпоративном альтруизме, бизнес должен быть ответственным не только по отношению к внутренним, но и к внешним стейкхолдерам. В частности, речь идет о необходимости вклада бизнес-организаций в повышение качества жизни населения, решение общественно важных проблем и сохранении окружающей среды.
Замечание 2
Данный подход был разработан и впервые официально провозглашен Комитетом по экономическому развитию США. Он предполагает необходимость прибыльных организаций выделять (жертвовать) денежные средства в виде части своих доходов на финансирование удовлетворения потребностей общества.
Третьим базовым постулатом концепции социальной ответственности бизнеса считается теория «разумного эгоизма». Она предполагает, что КСО заключается непосредственно в «хорошем бизнесе». Обоснованием подобного положения выступает идея о том, что социализация бизнеса в долгосрочной перспективе сокращает потери прибыли.
В соответствии с данным подходом текущие затраты бизнеса, связанные с поддержкой и реализацией благотворительных и социальных программ, приводят к сокращению текущей прибыли с одной стороны, но с другой – создают благоприятное социальное окружение в долгосрочной перспективе, обеспечивая, таким образом, основу устойчивых прибылей.
Прочие подходы корпоративной социальной ответственности
Одновременно с базовыми подходами КСО свое развитие получила концепция социальной восприимчивости, основанная на экологической концепции выживания бизнеса благодаря адаптации к условиям окружающей среды.
Под восприимчивостью бизнеса стала пониматься его способность реагировать на социальное давление.
В соответствии с данным подходом компании должны иметь элементарное представление о той среде, в которой они функционируют для того, чтобы иметь возможность адаптироваться к ней. Следовательно, бизнесу тем легче адаптироваться к внешней среде, чем она проще.
В последнее десятилетие ХХ века свое развитие получил интегрированный подход КСО. Он предполагал, что социальная активность бизнеса и благотворительная деятельность компаний должны в все большей мере концентрироваться вокруг какой-либо определенной области, непосредственно связанной с основные направлением ее деятельности.
Иначе интегрированный подход КСО принято называть подходом, основанным на социально значимых направлениях деятельности. Его главным достоинством считается смягчение противоречий между обществом и интересами бизнеса, для чего в ход идет весь набор доступных компании инструментов. Реализация социальных программ более не считается нерациональной тратой средств.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Этические подходы к ведению бизнеса
Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить этические проблемы. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Вот ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными.
Автор: Михаил Вячеславович Плoтникoв, заместитель заведующего кафедрой общего и стратегического менеджмента Нижегородского филиала ГУ-BШЭ, заместитель декана отделения Высшей школы менеджмента по стратегическому развитию; бизнес-консультант.
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:
- управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
- попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
- социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.
Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:
- традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
- прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
- плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
- «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
- локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.
Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
- Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
- Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
- Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.
Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:
- ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
- расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
- принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
- ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
- решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
- компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
- эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
- нарушается принцип максимизации прибыли.
В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:
- удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
- создает рабочие места;
- платит налоги;
- обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
- создает новые общественные богатства и ценности.
Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов за социальную ответственность:
- социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
- программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
- социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
- широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
- внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
- создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
- социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
- социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.
За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:
- Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
- Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
- Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
- Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
- Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.
Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.
В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».
Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».
В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность; то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.
Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:
- Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
- Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
- «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.
Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:
- помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
- выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
- выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
- будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
- отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
- будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
- не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
- помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
- чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
- воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
- никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
- не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
- не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
- согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
- в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
- руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
- высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
- будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
- помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
- занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
- будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
- не страшитесь талантливых подчиненных;
- предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
- хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
- помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
- сочувствие часто ценнее денег;
- умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:
- управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
- попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
- социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.
Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:
- традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
- прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
- плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
- «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
- локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.
Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
- Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
- Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
- Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.
Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:
- ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
- расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
- принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
- ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
- решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
- компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
- эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
- нарушается принцип максимизации прибыли.
В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:
- удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
- создает рабочие места;
- платит налоги;
- обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
- создает новые общественные богатства и ценности.
Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:
- социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
- программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
- социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
- широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
- внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
- создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
- социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
- социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.
За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:
- Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
- Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
- Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
- Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
- Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.
Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.
В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».
Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».
В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.
Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:
- Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
- Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
- «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.
Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:
- помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
- выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
- выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
- будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
- отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
- будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
- не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
- помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
- чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
- воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
- никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
- не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
- не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
- согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
- в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
- руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
- высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
- будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
- помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
- занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
- будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
- не страшитесь талантливых подчиненных;
- предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
- хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
- помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
- сочувствие часто ценнее денег;
- умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.
Корабейников Игорь Николаевич1, Учкина Валерия Александровна2
1Оренбургский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмент
2Оренбургский государственный университет, магистр, направление подготовки: менеджмент
Аннотация
В статье проанализированы различные подходы к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса», данные зарубежными и отечественными авторами. Также приводится авторское определение «социальной ответственности бизнеса».
Библиографическая ссылка на статью:
Корабейников И.Н., Учкина В.А. Особенности интерпретации понятия «Социальная ответственность бизнеса» // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94170 (дата обращения: 24.02.2023).
На сегодняшний день проблеме социальной ответственности бизнеса уделяется большое внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных ученых.
Однако, несмотря на постоянно возрастающее внимание к рассматриваемому вопросу, единого общепринятого понимания «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративной социальной ответственности» по-прежнему не существует.
В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и проанализировать подходы к понятию «социальная ответственность бизнеса» и их особенности в отечественной и зарубежной научной литературе.
В таблице 1, отражены наиболее известные определения социальной ответственности бизнеса, структурированные с точки зрения различных подходов к пониманию данного понятия.
Таблица 1 – Подходы отечественных и зарубежных авторов к определению понятия «социальная ответственность бизнеса» [1-5]
Подход |
Автор |
Интерпретация |
Классический | М. Фридман
Т. Левитт |
Социальная ответственность бизнеса является излишней, поскольку в свободном обществе существует только одна ответственность предприятия: использование своих ресурсов для участия в деятельности, направленной на повышение его прибылей без обмана и мошенничества
Функция бизнеса – это производство устойчиво высокой прибыли. Благосостояние и общество не является делом корпорации. Её дело – делать деньги, а не нежную музыку |
Социальный | Г. Боуен
Д. Вуд |
Реализация той политики, принятие таких решений, либо следование такой линии поведения, которые были бы желательны с позиции целей и ценностей общества
Это система принципов социальной ответственности, процессов социальной восприимчивости и политик, программ и результатов, которые относятся к социальным взаимодействиям фирмы |
Стратегический | К. Девис | Осознание организацией проблем, выходящих за пределы узких экономических, технических и правовых требований для достижения общественной пользы, наряду с традиционными экономическими выгодами, к которым стремится организация |
Российский | Ассоциация менеджеров России
С.В.Перегудов В.С.Комаровский, Н.А.Волгин |
Добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанных напрямую с основной деятельностью организации и выходящих за рамки определенного законодательного минимума
Социальная ответственность бизнеса выходит за рамки установленных законом норм и предполагает добровольную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей Добровольный вклад бизнеса, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах |
Различные подходы к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса» в западной литературе существуют уже много лет. Например, классический подход сформировался на основе теории корпоративного эгоизма. Данная теория подразумевала, что социально ответственной организация является уже в том случае, если создаются новые рабочие места, выплата заработной платы происходит вовремя, исполняется законодательство в части уплаты налогов, производится качественная продукция.
Эта позиция сформулирована известным экономистом Милтоном Фридманом. По его мнению, руководители бизнеса не должны отвлекаться на разрешение социальных проблем общества, а заниматься своим прямым делом – производство товаров и услуг. Социальные проблемы должно решать государство и заинтересованные в этом лица.
Сторонником либерального подхода также выступал Т. Левитт. Профессор отмечал, что главная цель функционирования предприятия заключается в получении и максимизации прибыли, а не повышение благосостояния общества [6].
Не могу согласиться с точкой зрения, высказанной М. Фридманом и Т. Левиттом. Конечно, главной целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Однако понятие социальной ответственности характеризуется определенными морально-этическими акцентами, а именно: организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению.
Плохая репутация, публичный экологический скандал, раскрывшиеся неэтичные действия – сегодня всё это может в одночасье обрушить рыночную стоимость организации, несмотря на её экономическую эффективность. Резкую негативную реакцию получила Volkswagen Group, когда обнаружились манипуляции концерна при определении токсичности дизельного выхлопа, что обрушило акции компании более чем на 20% [1].
Социальный подход представлен теорией «разумного эгоизма». Сторонниками данной теории являлись Г. Боуен, Д. Вуд. В соответствие с данным подходом социальная ответственность бизнеса – это «хороший бизнес», при котором корпорация направляет часть своей текущей прибыли на проведение социальных и благотворительных программ, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, в конечном счете, преумножает свою прибыль в будущем [6]. То есть такое социально-ответственное поведение – реальная возможность для повышения стабильности компании, улучшения ее репутации и имиджа, расширения партнерских связей с заинтересованными лицами.
Стратегический подход к изучению понятия «социальная ответственность бизнеса», предложенный таким исследователем как К. Девис предполагает расширение границ социальной ответственности за рамки решения краткосрочных, внутренних производственных и социальных задач [6]. Он предусматривает деятельность, направленную на решение как внутренних, так и внешних долгосрочных социальных, экологических и экономических проблем. На наш взгляд, именно стратегический подход ассоциируется с успешным мировым опытом, поскольку направлен на развитие не только самого предприятия, но и территории его присутствия.
Название российского подхода связано с тем, что представителями являются отечественные авторы. Объединение трактовок понятия «социальная ответственность бизнеса» Ассоциации менеджеров России, С. В. Перегуды, В. С. Комаровского, Н. А. Волгина стало возможным благодаря схожести мнений авторов между собой.
Исходя из трактовки, предложенной представителями российского подхода, понимание социальной ответственности бизнеса с позиции добровольных действий компании, выходящие за рамки минимума определенного законодательно, на наш взгляд, оправдано.
Но следует заметить, что социальная ответственность бизнеса должна носить регулярный характер.
Анализ вышеприведенных подходов к интерпретации понятия «социальная ответственность бизнеса» зарубежных и российских исследователей позволяет сделать вывод о том, что сегодня не выработано единого определения.
Однако очевиден, на наш взгляд, тот факт, что все существующие сегодня понятия едины в одном: социальная ответственность бизнеса предусматривает ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами, в отношении потребителей, в отношении работников, перед обществом в целом, экологическую ответственность.
Таким образом, принимая во внимание все вышеуказанные определения данные различными авторами, приведем собственное определение. Социальная ответственность бизнеса – это вклад организации в развитие экономических, социальных, экологических программ, выходящий за рамки определенного законом минимума на постоянной, добровольной и безвозмездной основе на территории своего присутствия.
Библиографический список
- Чижова Т. А., Трошина Е. П. Исследование подходов к определению корпоративной социальной ответственности и её значимости для современного бизнеса //Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. – 2020. – С. 204-207.
- Бикеева М. В. Теория корпоративной социальной ответственности в условиях европейской интеграции //Экономические исследования и разработки. – 2017. – №. 7. – С. 31-42.
- Ассоциация менеджеров России: деловое объединение России. URL: https://amr.ru/ (дата обращения: 30.11.2020).
- Перегудов, С.П. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии / С.П. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. − 2005. − № 96. − С. 22-32.
- Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практик: мат-лы заседания круглого стола / под общ. ред. В.С. Комаровского, Н.А. Волгина. − М.: Изд-во РАГС, 2005.
- Захаров В. В., Новгородова Н. С., Подворотова Д. М. Корпоративная социальная ответственность //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2013. – №. 13. – С. 53-59.
- Ермакова Ж. А. Корпоративная социальная ответственность : учебное пособие / Ж. А. Ермакова, И. Н. Корабейников, Р. М. Прытков: Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : Огу. 2016. – 255 с.
- Корабейников И. Н., Штудент К. В. Социально-экономическое партнерство: понятие, принципы, проявления //Казанская наука. – 2015. – № 11. – С. 79-81.
- Корабейников И. Н., Корабейникова О. А. Развитие социального партнерства при реализации проектов на рынке информационных услуг //Труды VII Всероссийского симпозиума по экономической теории. – 2016. – С. 25-26.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Учкина Валерия Александровна»