Требования к уставному капиталу управляющей компании жкх

Действующие лицензионные требования к управляющим компаниям, которые обслуживают многоквартирные дома, не содержат условия об их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Эту норму хотят изменить. В Госудуму внесен законопроект № 1068890-7, который устанавливает минимальный размер уставного капитала для УК — 5 млн. рублей.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что ежегодно по счетам УК проходят многомиллионные обороты, поэтому установление такого размера уставного капитала будет целесообразным.

Кроме того условием для получения лицензии будет наличие у должностного лица УК документа о профобразовании в области промышленной безопасности.

Также в проекте прописана норма, чтобы не менее 50 % сотрудников УК имели профильное образование.

Авторы проекта сетуют, что сейчас на рынок приходят управляющие компании, специалисты в которых не владеют методами управления в сфере ЖКХ, не знают технических требований к безопасности зданий.

Авторы проекта — депутаты Самарской области.

Решение создать управляющую компанию сложно назвать особо популярным среди отечественного бизнеса. Вместе с тем этот вид деятельности при условии серьезного отношения заслуженно считается одним из самых интересных и привлекательных, так как приносит стабильный доход. Рассмотрим подробнее, как открыть управляющую компанию с учетом актуальных требований законодательства, а также насколько перспективным является этот бизнес в сегодняшних условиях.

Открытие управляющей компании – особенности

Что потребуется и как открыть УК

Как получить дома в управление

Ошибки новичков и как их решают

На какие еще виды бизнеса стоит обратить внимание

Открытие управляющей компании – особенности

Управляющая компания – это юридическое лицо или ИП, которое занимается обслуживанием многоквартирных жилых домов. Можно выделить несколько характерных особенностей этого бизнеса, включая:

  • необходимость получения лицензии;
  • жесткое регулирование деятельности УК со стороны контролирующих органов;
  • сравнительно невысокий уровень конкуренции на рынке;
  • возможность прямых договоренностей с жильцами и их объединениями;
  • стабильное получение дохода;
  • хорошие перспективы для расширения бизнеса, в том числе – за счет участия в открытых конкурсах по выбору управляющих компаний, которые проводят местные администрации.

Экономика – расходы и сколько можно заработать

Немаловажной особенностью бизнеса УК выступает относительно небольшой объем начальных инвестиций. Его величина стартует на уровне 1 млн. руб. Обойтись меньшей суммой удается в достаточно редких случаях.

Норму прибыли в подобной деятельности сложно назвать высокой. В большинстве случаев она находится в диапазоне 7-15%. В то же время после заключения договора с собственниками жилья управляющая компания получает источник стабильного дохода, который к тому же поступает в ежемесячном режиме.

Уровень неплатежей в коммунальной сфере находится на относительно низком уровне. А потому проблем с получением оплаты за предоставляемые УК услуги обычно не возникает. Результатом становится сравнительно небольшой срок окупаемости вложенных средств, редко превышающий 2-2,5 года.

Что потребуется и как открыть УК

Чтобы стать управляющей компанией многоквартирного дома, необходимо произвести ряд предварительных мероприятий. Наиболее значимые из них описываются далее.

Что говорит закон

Но сначала требуется перечислить самые важные законодательные акты, регламентирующие деятельность управляющих компаний. Их перечень достаточно велик и включает:

  • Жилищный и Гражданский кодексы;
  • несколько Федеральных законов (базовые по рассматриваемой теме — №185-ФЗ от 21.07.2007 и №210-ФЗ от 30.12.2004);
  • Постановление №170, выпущенное Госстроем 27.09.2003;
  • ПП №1110 от 28.10.2014 (в актуальной редакции от 05.02.2022) и т.д.

В соответствии с положениями перечисленных нормативно-правовых документов, деятельность управляющей компании является лицензируемой. Важным дополнением становится возможность исполнения функций УК как юридическим лицом, так и ИП. Но второй формат ведения бизнеса практически не используется, так как не вызывает доверия со стороны жильцов. Далее перечислены основные шаги, которые требуется сделать для создания управляющей компании в сфере ЖКХ.

Шаг №1. Регистрация юрлица

Как было отмечено выше, подавляющее большинство УК являются юридическими лицами, преимущественно ООО. Процедура регистрации состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала выбирается название компании.
  2. Затем требуется определить юридический адрес, для получения которого приобретается или арендуется офис. Каких-либо особых требований к нему не предъявляется.
  3. После этого подбираются коды деятельности (по ОКВЭД-2) из нескольких возможных. Для УК лучше всего подходят три: 68.32.1, 68.32.2 и 68.32.3, соответственно управление жилым и нежилым фондами, а также их техническая инвентаризация.
  4. Далее производится разработка учредительной документации, включая Устав и решение об учреждении ООО.
  5. Потом необходимо выбрать систему налогообложения из двух доступных – ОСНО или упрощенка.
  6. После этого оформляется заявление на регистрацию, для чего применяется форма Р11001.

На завершающем этапе регистрации заявление вместе с учредительной документацией подаются в ФНС. Используются несколько способов сделать это – от личного визита или отправки Почтой России до направления документов в электронном формате посредством портала Госуслуги или непосредственно на сайте ФНС. Во втором случае удается избежать необходимости платить госпошлину в размере 4 тыс. руб.

Самым удоным и быстрым способом регистрации бизнеса является подача заявления у нас на сайте. В этом случае Вам не понадобится никуда идти и платить госпошлину в размере 4000 рублей. Чтобы посмотреть условия компаний, можно перейти по данной кнопке:

Шаг №2. Квалификационный экзамен и получение лицензии

Обязательным требованием к руководителю УК и последующему лицензированию выступает получение квалифицированного аттестата. Форма документа доступна для скачивания на портале Госуслуги. Услуга предоставляется бесплатно.

Для сдачи экзамена, проходящего офлайн, требуется подать заявление. Порядок его проведения регламентируется Минстроем. Полная экзаменационная программа включает 200 вопросов. Руководителю УК необходимо правильно ответить на заданные ему. При необходимости происходит повторная сдача, количество попыток не ограничено.

После получения квалифицированного аттестата можно обращаться в Жилищную инспекцию за лицензией на ведение деятельности УК – или лично, или через портал Госуслуги. Необходимо для этого заявления можно скачать там же. К нему прикладывают три сопроводительных документа:

  • о подтверждении полномочий руководителя;
  • квалификационный аттестат;
  • об уплате государственной пошлины в размере 30 тыс. руб.

Срок действия лицензии – 5 лет. Повторное получение разрешительного документа обойдется в 5 тыс. руб. Длительность рассмотрения документов – не более 45 рабочих дней. Основные причины для отказа – судимость у руководителя или отзыв ранее полученной лицензии.

Шаг №3. Приобретение оборудования

Следующий этап открытия УК – комплектование организации необходимым оборудованием. Оно делится на две категории – офисное, которое используется для оснащения рабочих мест персонала, и рабочее, непосредственно занятое обслуживание многоквартирных жилых домов.

В первую категорию входят:

  • столы;
  • стулья;
  • компьютеры;
  • оргтехника и т.д.

Ко второй, намного более дорогой и актуальной для выполнения прямых функциональных обязанностей УК, относятся:

  • различные приборы учета, требования к которым устанавливаются действующими нормативно-правовыми актами;
  • инструменты для работы сантехников и слесарей;
  • разнообразная специальная техника для выполнения ремонтных работ (строительный кран), для уборки территории (машина или трактор со щеткой) или вывоза мусора мусороуборочный автомобиль).

Именно последний пункт списка требует наиболее серьезных инвестиций. Тем более с учетом того, что значительная часть качественной и долговечной спецтехники производится за рубежом.

Шаг №4. Набор персонала

Штатное расписание управляющей компании определяется с учетом масштабов и специфики бизнеса. Помимо руководителя, среди персонала в обязательном порядке присутствуют:

  • главный инженер;
  • другие ИТР (инженерно-технические работники), например, технолог, сметчик и т.д.;
  • водители спецтехники и автотранспорта;
  • рабочие – сантехники, слесари, отделочники, кровельщики и другие (могут работать не в штате, а по договорам подряда);
  • дворники и другой технический персонал.

Как получить дома в управление

Успешная деятельность управляющей компании в значительной степени зависит от количества многоквартирных домов, которые она обслуживает. Поиск клиентов ведется по двум основным направлениям:

  • На вторичном рынке жилья – проведением переговоров непосредственно с жильцами, которые являются собственниками МКД. Убедить их далеко не просто и требует серьезных затрат – не столько финансовых, сколько временных. Но такой вариант действия справедливо считается самым эффективным.
  • На первичном (новостройки) – участием в конкурсах, проведением которых занимается местная администрация. Срок реализации мероприятия – 60 суток после ввода дома в действие. Альтернативная причина проведения конкурса – отказ прежней УК обслуживать жилье. Принцип определения победителя прост и понятен – предложение минимальной цены на обслуживание МКД.

Нередко применяют еще два способа получения дома в управление. Первый предусматривает договоренность с застройщиком. В этом случае УК обслуживает дом до объявления конкурса.

Второй предполагает назначение УК непосредственно муниципалитетом. Такой вариант возможен, если конкурс не состоялся или жители не смогли сами выбрать УК.

Плюсы и минусы бизнеса

Бизнес управляющих компаний, как и любой другой, имеет как плюсы, так и минусы. В качестве наиболее важных преимуществ выделяются такие:

  • сравнительно невысокий уровень конкуренции;
  • относительно низкий порог входа;
  • стабильное поступление дохода;
  • небольшой срок окупаемости инвестиций;
  • возможность выбора МКД для привлечения к сотрудничеству (преимущество обычно отдается новым домам, не требующим больших затрат на содержание).

Наиболее значимыми недостатками деятельности управляющих компаний выступают:

  • невысокая норма прибыли, редко доходящая до 12-15%;
  • высокий уровень бюрократизации;
  • жесткий контроль со стороны государственных органов, включая частые проверки и серьезную ответственность за выявленные нарушения;
  • необходимость получения руководителем – квалификационного аттестата, а всей УК – лицензии.

Ошибки новичков и как их решают

Первой и самой частой ошибкой новичков становится непонимание сложности и специфики бизнеса УК. Заниматься этим видом деятельности далеко не просто. Тем более – с учетом необходимости получения лицензии и несения достаточно серьезных расходов в виде инвестиций. Решение проблемы – внимательное изучение нюансов законодательства и четкое следование приведенным в статье рекомендациям.

На какие еще виды бизнеса стоит обратить внимание

Сегодня перед отечественным бизнесом открыты самые разные направления деятельности. В числе самых популярных выделяются: IT-отрасль во всех ее многочисленных проявлениях, сфера общепита, онлайн-образование, бьюти-индустрия, цветочные магазины, пекарни и многое другое.

Часто задаваемые вопросы

Чем занимаются управляющие компании и в чем их специфика?

Управляющие компании занимаются обслуживанием многоквартирных домов. Они выступают посредниками между жильцами/собственниками жилья и коммунальными компаниями. Характерными особенностями бизнеса выступает необходимость лицензирования и жесткий контроль со стороны государственных органов власти.

Насколько перспективным является бизнес УК в сфере ЖКХ?

При грамотной организации дела управляющая компания становится источником стабильного и достаточно существенного дохода. Причем поступающего на ежемесячной основе.

Какой размер инвестиций потребуется для создания УК?

Открытие управляющей компанией обойдется в сумму в районе 1 млн. руб. Если поставить цель обслуживать несколько крупных по размерам многоквартирных домов, потребуется еще больше – полтора-два миллиона.

В течение какого срока созданный бизнес окупится?

Практика показывает, что при должном отношении к открытию УК и ведению бизнеса вложенные средства окупаются в течение 2-2,5 лет. Дальнейшая деятельность управляющей компании приносит чистую прибыль.

Подведем итоги

  1. Управляющие компании в сфере ЖКХ – перспективный вид бизнеса.
  2. Его главными достоинствами становится относительно невысокая конкуренция и вполне разумный уровень начальных инвестиций, которые дополняются стабильно поступающим доходом.
  3. Потенциальными рисками становятся: сложность поиска клиентов, сильная бюрократизация этого вида деятельности, невысокая норма прибыли и серьезная ответственность.
  4. Открытие управляющей компании требует финансовых вложений в размере от 1 млн. руб.
  5. Срок окупаемости составляет около двух-двух с половиной лет.

Новые Лицензионные требования к управляющим компаниям

Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом. Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

Законотворчество

Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищного Кодекса РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
  • ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
  • ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.2014 г.;
  • «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
  • «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
  • «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
  • «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
  • «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
  • «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
  • «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
  • «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
  • «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
  • «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
  • «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;

«Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.

Предмет лицензионного контроля

Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

  1. информация об осуществляемой деятельности;
  2. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований;
  3. принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:

  • Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
  • предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
  • обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
  • гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
  • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
  1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
  2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
  3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
  4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
  5. Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
  6. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
  7. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата (о том, как его получить, читайте в нашей статье)

Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

Проверка лицензионных требований и ответственность за их несоблюдение

 В предыдущей статье Лицензионные требования к управляющим компаниям мы писали о том, какие требования предъявляются к руководителям УК, то есть к вам. А сегодня поговорим о том, кто осуществляет проверку лицензионных требований, каким образом и какая ответственность может последовать за их неисполнение.

Вас будет проверять ГЖН на предмет соблюдения лицензионных требований. Для этого к вам организуются документарные и выездные проверки. При этом, согласно требованию, ч.2 ст.196 ЖК РФ, если какие-либо нарушения у вас будут выявлены органом ГЖН, то в протоколе проверки должен быть указан факт нарушений, допущенный в результате ваших виновных действий/бездействия или вины иных ответственных лиц.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Алгоритм осуществления проверки

С целью соблюдения указанного требования ч.2 ст.196 ЖК РФ в соответствии с содержанием Приложения №1 к Приказу Минстроя РФ №657/пр от 28.10.2014 года пунктов 35-43 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» принят следующий план проверок:

  1. Должностное лицо из ГЖН письменно запрашивает у вас необходимые документы для их рассмотрения в ходе документарной проверки;
  2. Если в ходе проверки обнаружены ошибки, противоречия или несоответствие сведений в предоставленных вами документах, то уполномоченное лицо от ГЖН направляет письменное требование опять же вам, предоставить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме;
  3. Вы вправе вместе с подачей пояснений в ГЖН о выявленных ошибках или о противоречиях в проверяемых документах предоставить дополнительно подтверждающие документы по делу, чтобы доказать свою правоту;
  4. Члены проверяющей комиссии их обязательно изучают, чтобы убедиться в достоверности ранее предоставленных документов;
  5. Ели в ходе рассмотрения предоставленных пояснений и документов выявлены ошибки, несоответствия или признаки нарушения лицензионных требований и по этому поводу вами не были предоставлены пояснения, то в отношении вас будет проведена выездная проверка на основании распоряжения или приказа руководителя ГЖН.

Результат проверки

В соответствии с содержанием пункта 12 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» при проведении выездной проверки вы должны:

  • обеспечить свое присутствие или иного должностного лица, которое несет ответственность за организацию и соблюдение лицензионных требований;
  • предоставить должностным лицам ГЖН возможность изучить документы, касающиеся целей, задач и предмета выездной проверки, если ранее не проводилась документарная проверка.

Результатом проверки согласно п.13. «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» является:

  • составление акта проверки;
  • принятие мер, предусмотренных законодательством РФ: выдача предписаний, привлечение нарушителя к административной ответственности.

В случае, если вы не предоставите в строго установленные сроки уведомления об исполнении предписания, то ГЖН в соответствии с содержанием п.61 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» предпримет следующие действия:

  • уведомит вас о продлении сроков устранения нарушений (при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направит вам повторное предписание;
  • при отсутствии уважительной причины для отсрочки выполнения предписания ГЖН рассмотрит вопрос о привлечении вас к административной ответственности в установленном порядке.

Как оформляется акт проверки

В соответствии с содержанием пунктов 47,51,56,57-60 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю»:

  • акт проверки оформляется сразу после ее завершения в 2 экземплярах: 1 из них с копиями приложений будет вручен вам под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении;
  • к акту проверки также прилагаются объяснения работников УК, которые ответственны за нарушение лицензионных требований;
  • в случае выявления нарушений лицензионных требований вам будет выдано предписание об их устранении с указанием строго оговоренного периода;
  • предписание прикладывается к акту проверки и вручается вам вместе с экземпляром акта проверки;
  • вы можете обжаловать факты и выводы, указанные в акте проверки и/или в предписании, в течение 15 дней с даты получения акта проверки и в письменной форме направить свои возражения в ГЖН. При этом вы вправе приложить к своим возражениям документы, подтверждающие их обоснованность или их заверенные копии;
  • вы должны исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в ГЖН уведомление о его исполнении;
  • к уведомлению нужно обязательно приложить грамотно оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Ответственность

За нарушение лицензионных требований следует административная ответственность для руководителя УК, которая регламентирована нормами КоАП РФ:

  • Согласно ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления, правил ее осуществления грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц — в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
  • Согласно ч.2.ст.7.23.3. за невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или ее аннулирования, грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 150-500 тысяч рублей
  • Согласно ч.1.ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию трех лет
  2. на ИП — от 150-250 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
  • Согласно ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  2. на ИП — от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 250-300 тысяч рублей
  • Согласно ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на юридических лиц — от 200-300 тысяч рублей

! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Для того, чтобы избежать несоответствия лицензионным требованиям в ходе проверки ГЖН и административного взыскания в виде штрафа, нужно целиком и полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи.

Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ. Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании: Конституции РФ;

 КоАП РФ; ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

 В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований; подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

 Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок в соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  1. о выборе управляющей компании;
  2. решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  3. порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  4. порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  5. обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  6. применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке.

Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании. Полномочия муниципальных жилищных инспекторов Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  1. запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  2. беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах;
  3. (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  5. составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  6. рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  7. направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  1. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  2. о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  3. для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии. Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ). Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля.

Лицензионные требования

Нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Сегодня поговорим о том, какие лицензионные требования выдвигаются к лицензиатам (в нашем случае к управляющим компаниям), чем они регламентированы и что следует соблюдать, чтобы не попасть под штрафы и дисквалификацию. Если вы читаете эту статью, значит вы уже прошли лицензирование и осуществляете свою деятельность по управлению МКД либо только собираетесь заняться этим вопросом.

Напоминаем, что нарушение лицензионных требований может иметь для вас и вашей управляющей компании самые негативные последствия, поэтому нужно знать и отвечать требованиям закона.

Проверка лицензионных требований и ответственность за их несоблюдение

Проверка лицензионных требований и ответственность за их несоблюдение.

Законотворчество

Настоящие лицензионные требования составлены на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Жилищного Кодекса РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №384 «Техрегламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г.;
  • ФЗ от №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г.;
  • ФЗ от №209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 г.;
  • «Правил содержания общего имущества в МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», что следует из Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.;
  • «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД», одобренного Постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 г. (о чем мы писали в одноименной статье);
  • «Правил предоставления коммунальных услуг жильцам МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.;
  • «Правил, обязательных при заключении УК, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.;
  • «Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления КУ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №253 от 28.03.2012 г.;
  • «Правил противопожарного режима в РФ», содержащихся в Постановлении Правительства РФ №30 от 25.04.2012 г.;
  • «Правил предоставления органам местного самоуправления информации поставщиками ресурсов, необходимых для предоставления КУ, и (или) оказывающими коммунальные услуги либо услуги/работы по содержанию и ремонту общего имущества жильцов в МКД», которые утверждены Постановлением Правительства РФ №1468 от 28.12.2012 г.;
  • «Минимального перечня услуг и работ, а также правил предоставления услуг и оказания работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 г.;
  • «Правил осуществления деятельности по управлению МКД», закрепленных в Постановлении Правительства РФ №416 от 15.05.2013 г.;
  • «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении КУ по газоснабжению», описанных в Постановлении Правительства РФ №410 от 14.05.2013 г.;
  • «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД», согласно Постановлению Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г.;
  • «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003 г.;
  • «Методических рекомендаций по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом ГЖН субъекта РФ», содержащихся в Приказе Минстроя России №657/пр от 28.10.2014 г.

Предмет лицензионного контроля

Теперь осталось понять, что является объектом или предметом лицензионного контроля со стороны контролирующих органов. Согласно последнему пункту предыдущего раздела, предметом лицензионного контроля служат следующие сведения, содержащиеся в документах лицензиата:

  1. информация об осуществляемой деятельности;
  2. предпринимаемые меры по соблюдению лицензионных требований (в помощь вам наш вебинар);
  3. принимаемые меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля.

Итак, согласно пункту 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014 г., под лицензионными требованиями понимают:

  • Соблюдение предписаний, указанных в ч.2 ст.162 ЖК РФ, согласно которым УК при управлении МКД берет на себя обязательства и несет ответственность перед жильцами этого дома за:
  1. предоставление услуг и/или выполнение работ, которые гарантируют надлежащее содержание общего имущества в МКД
  2. обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и/или выполняемых работ надлежащему уровню содержания общего имущества в МКД, а также требованиям техрегламентов и установленных Правительством РФ правил его содержания
  3. гарантированное соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления КУ жильцам МКД, установленных Правительством РФ
  • Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2.ст.162 ЖК РФ, в которой говорится, что на основе этого документа управляющая компания по заданию жильцов, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в течение оговоренного срока за плату обязуется:
  1. выполнять работы и/или предоставлять услуги по управлению МКД
  2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД
  3. предоставлять коммунальные услуги жильцам МКД
  4. осуществлять иную согласованную с собственниками помещений МКД деятельность для улучшения управления многоквартирным домом
  • Соблюдение предписаний, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ, включает в себя:
  1. требования лицензионного контроля к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 Жилищного Кодекса, то есть, управляющая компания должна предоставить свободный доступ к сведениям об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и условиях их предоставления и выполнения, об их стоимости, о тарифах на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации по 731 Постановлению, о чем мы подробнее писали в другой статье
  2. наличие у должностного лица (лицензиата) квалификационного аттестата ( о том, как его получить, читайте в нашей статье)

Итак, мы перечислили все лицензионные требования, которым нужно следовать при осуществлении деятельности по управлению МКД. В последующих статьях мы подробнее остановимся на каждом из них.

5 существенных изменений в лицензионные требования для УК

5 существенных изменений в лицензионные требования для УК.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 770 подписчикам

Статьи по теме

Что надо знать о лицензировании УК в сфере ЖКХ

Что надо знать о лицензировании УК в сфере ЖКХ

Минстрой подготовил хорошую инфографику с информацией о том, что изменит лицензирование УК. Смотрите какие будут последствия введения новых стандартов на рынке управления жильём в РФ.

Квалификационный экзамен ЖКХ

Квалификационный экзамен ЖКХ

Как вы знаете, в свете последних изменений в Жилищном Кодексе РФ, в частности статьи 193 до 1 мая 2015 года проводилось обязательное лицензирование управляющих организаций. По новым стандартам УО не м…

Что будет с лицензией УК  при её реорганизации

Что будет с лицензией УК при её реорганизации

В настоящий момент на рынке ЖКХ остались только те управляющие компании, которые в мае текущего года получили лицензию на осуществление своей деятельности. Однако никто не застрахован от каких-либо из…

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) управляющей компании, распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал управляющей компании, не может являться:

1) юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, либо находится под прямым или косвенным контролем таких лиц;

2) юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

3) лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

4) лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 9 статьи 38 настоящего Федерального закона;

5) юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 9 статьи 38 настоящего Федерального закона.

2. Оценка соответствия лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требованиям к финансовому положению и деловой репутации осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, его единоличный исполнительный орган, лицо, указанное в подпункте 2 пункта 6 статьи 38.2 настоящего Федерального закона, в течение 30 дней со дня, когда ему стало известно о признании его не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным настоящим Федеральным законом, вправе направить жалобу о признании его не соответствующим требованиям к деловой репутации в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье — комиссия Банка России) в соответствии со статьей 60.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В течение пяти рабочих дней со дня принятия комиссией Банка России решения об удовлетворении указанной в настоящем пункте жалобы Банк России принимает решение об отмене решения об отказе в предоставлении предварительного согласия (последующего одобрения) Банка России на совершение сделки, направленной на приобретение более 10 процентов акций (долей) управляющей компании, и (или) сделки, направленной на установление контроля в отношении акционеров (участников) управляющей компании, или об отмене предписания об устранении нарушения, указанного в пункте 3 настоящей статьи, в случае, если указанные предписание или решение были приняты исключительно на основании признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации, в отношении которого лицо обратилось с жалобой. О принятых в соответствии с настоящим пунктом решениях Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, направляет сообщения в письменной форме соответственно лицу, обратившемуся с указанной жалобой, или в соответствующую управляющую компанию.

Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, его единоличный исполнительный орган или лицо, указанное в подпункте 2 пункта 6 статьи 38.2 настоящего Федерального закона, вправе обжаловать признание его не соответствующим требованиям к деловой репутации и последующие связанные с этим решения Банка России в судебном порядке только после обжалования их в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

3. В случае, если управляющей компанией в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выявлен факт их несоответствия требованиям к деловой репутации или иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, управляющая компания обязана в письменной форме уведомить об этом Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

При установлении неудовлетворительного финансового положения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и (или) факта несоответствия указанных лиц требованиям к деловой репутации Банк России в установленном им порядке направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений и (или) уменьшении участия указанных лиц в уставном капитале управляющей компании до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) управляющей компании, либо об устранении нарушений и (или) совершении сделки (сделок), направленной на прекращение контроля в отношении акционеров (участников) управляющей компании, и размещает на официальном сайте Банка России в сети Интернет информацию о направленном предписании не позднее дня его направления. Копии указанного предписания направляются управляющей компании, а также иным лицам, перечень которых определяется нормативным актом Банка России.

Управляющая компания не позднее дня, следующего за днем получения копии предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении указанной копии предписания в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России.

Указанные в настоящем пункте лица обязаны исполнить предписание в указанный в нем срок и не позднее пяти дней со дня исполнения предписания уведомить об этом управляющую компанию и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

Предписание подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Акт Банка России об отмене предписания направляется лицам, получившим предписание. Копии акта об отмене предписания направляются лицам, получившим копии предписания. Форма и порядок направления предписания и акта об отмене предписания устанавливаются нормативным актом Банка России. Информация об отмене предписания размещается не позднее дня направления акта об отмене предписания на официальном сайте Банка России в сети Интернет в порядке, установленном Банком России.

Управляющая компания не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России.

В случае неисполнения предписания указанными лицами Банк России вправе в судебном порядке требовать прекращения права прямо или косвенно распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал управляющей компании (уменьшения их участия в уставном капитале управляющей компании до размера, не превышающего 10 процентов акций (долей) управляющей компании, прекращения контроля в отношении акционеров (участников) управляющей компании).

4. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в сети Интернет в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи информации о направленном предписании Банка России и до дня размещения информации о его отмене указанное в пункте 3 настоящей статьи лицо имеет право голоса только по акциям (долям) управляющей компании в количестве, не превышающем 10 процентов акций (долей), составляющих уставный капитал управляющей компании. При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, голосующими не являются и при определении кворума общего собрания акционеров (участников) управляющей компании не учитываются. Установленное настоящим пунктом ограничение не распространяется на случаи, если протокол общего собрания акционеров (участников) управляющей компании составлен в день размещения Банком России информации о направленном предписании Банка России или ранее указанного дня.

Банк России в течение одного года со дня направления предписания, указанного в пункте 3 настоящей статьи, вправе обжаловать в судебном порядке решения общего собрания акционеров (участников) управляющей компании, принятые с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, и сделки, совершенные во исполнение указанных решений, если участие в голосовании акциями (долями), указанными в настоящем пункте, повлияло на решения, принятые общим собранием акционеров (участников) управляющей компании.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.07.2023 инвестиционные фонды вправе не раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с п. 5 ст. 41, определенную Решением Совета директоров Банка России от 23.12.2022.

5. Управляющая компания обязана соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится управляющая компания.

Требования к управляющим компаниям 2021

На данный момент, лицензионные требования к управляющим компаниям, установленные ст. 193 ЖК РФ, не содержат условия о минимальном размере уставного капитала. В эту норму и планируется внести поправки. В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий минимальный размер уставного капитала для УК в размере 5 млн. рублей.

Кроме того, в список требований к соискателю лицензии, лицензиату предлагается дополнить следующими требованиями:

  • наличие у должностного лица УК документа о профобразовании в области промышленной безопасности;
  • наличие у соискателя лицензии, лицензиата работников (не менее 50 % штатной численности), имеющих профобразование, необходимое для осуществления деятельности по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов.

По мнению авторов законопроекта, размер уставного капитала лицензиата, соискателя лицензии позволяет гарантировать удовлетворение требований ресурсоснабжающих организаций, перед которыми недобросовестные управляющие организации имеют долги за коммунальные услуги. Это позволяет обеспечить платежеспособность лицензиата, соискателя лицензии перед кредиторами.

Требования к управляющим компаниям 2021

Инициатива кажется спорной.

  • Размер уставного капитала лицензиата, соискателя лицензии не может гарантировать финансовой устойчивости УК и её возможности выполнять свои обязательства перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
  • Требование к работникам УК однозначно приведет к дополнительным затратам на обучение сотрудников либо привлечение квалифицированных специалистов, что станет одной из причин повышения стоимости содержания объектов в связи с необходимостью компенсировать соответствующие затраты.

Очевидно, что значительная часть УК, в случае принятия законопроекта, не сможет соответствовать новым лицензионным требованиям. В результате чего, небольшие УК будут вынуждены закрыться, а крупные УК, способные обеспечить соответствие новым требованиям, поделят между собой освободившиеся объекты, что также может стать одной из причин увеличения стоимости услуг по управлению многоквартирными домами.

Источник

Требования к управляющим компаниям 2021

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Илья Сотонин

основал и продал технологичную УК «Лига ЖКХ»

Рынок ЖКХ довольно сложный: нужно уметь искать и договариваться с подрядчиками, сотрудничать с жильцами и объяснять им, куда уходят деньги.

Я развиваю систему управления домами для УК и ТСЖ Doma.ai, а до этого создал в Екатеринбурге управляющую компанию «Лига ЖКХ»: мы обслуживали около 300 000 м² домов, развивали ее по принципу ИТ-бизнеса и продавали франшизу.

Расскажу, как открыть современную управляющую компанию и заработать на ней: что приносит деньги, где искать клиентов, как не столкнуться с конкурентами, почему собрания собственников лучше проводить онлайн и как не стать банкротом из-за долгов владельцев квартир.

Совет № 1

Начать с ТСЖ в своем доме

ТСЖ — товарищество собственников жилья — отлично подходит для тестирования бизнес-идеи УК. Это некоммерческая организация, которую владельцы помещений создают для обслуживания своего дома. Оно может генерировать доход, но его не получится распределить между собственниками, так что в классическом смысле «зарабатывать» оно не может.

Зато ТСЖ поможет понять, нравится ли вообще предпринимателю управлять многоквартирным домом. Если да — можно зарегистрировать УК и превратить это занятие в бизнес.

Кроме того, ТСЖ может стать своеобразным маркетинговым стартом. Товарищество может не только собирать деньги с жителей, но и сдавать в аренду общее имущество, например разместить на стене рекламный баннер. Заработанные деньги собственники вкладывают в улучшение дома: в хороший ремонт, новую детскую площадку или установку камер видеонаблюдения. Соседние дома обратят внимание на положительные изменения и попросят помощи, если на контрасте будет видно, что ваше ТСЖ лучше содержит дом, чем их УК.

Моя компания так и началась: родители создали ТСЖ, чтобы привести в порядок свой дом. ТСЖ получало деньги от аренды подвалов и отменило плату за содержание жилья для жителей, потому что денег хватало на все нужды дома.

Затем они помогли создать ТСЖ в другом доме по просьбе его жителей, но новое товарищество заявило: «А кто теперь будет дом обслуживать? Мы не хотим сами нанимать дворников и уборщиков. Можете нам помочь?» Так появилась «Лига ЖКХ», которая сначала работала с ТСЖ как обслуживающая компания, а затем начала сотрудничать и напрямую с жителями.

Для создания ТСЖ нужны заявление по форме Р11001, протокол решения общего собрания и устав — их регистрируют в налоговой инспекции. Важно везде указывать не ТСЖ, а ТСН, то есть товарищество собственников недвижимости — это терминология из ГК РФ, которым руководствуется налоговая. Если подавать документы лично, нужно заплатить госпошлину — 4000 Р. Если подавать электронно, платить не нужно.

Для УК обычно регистрируют ООО. Чаще всего УК работают по упрощенной системе налогообложения и платят 6% от прибыли. Если предприниматель хочет работать не с ТСЖ как сервисная компания, а напрямую с жителями, то нужно будет получить лицензию на управление многоквартирными домами. Ее выдают в региональной Государственной жилищной инспекции. Она действует пять лет и только в том регионе, в котором была получена. За лицензию нужно заплатить госпошлину — 30 000 Р.

Кроме того, там же директор компании должен сдать экзамен на право управления многоквартирными домами — в него входят вопросы в основном на знание жилищного кодекса РФ. Можно потренироваться в сдаче в специальных сервисах «Росквартала» или ЕИС24. Это неофициальные ресурсы, но вопросы обычно совпадают с теми, на которые нужно ответить на экзамене.

Совет № 2

Не занижать тариф и защитить его перед собственниками

Доход УК обычно состоит из ежемесячных платежей жителей. 30—40% от общей суммы платежа уходит на содержание дома: обслуживание насосов, уборку, инженеров. Остальное УК перечисляет компаниям, которые поставляют в дом воду, тепло и электричество, — их еще называют ресурсоснабжающими организациями, ресурсниками.

Конкретную сумму за 1 м² жилья, то есть тариф, собственники согласовывают на общем собрании. Представитель компании должен на этой встрече рассказать, что будет делать для дома, и озвучить предложение по цене. Поэтому все расчеты нужно сделать еще перед собранием: узнать расценки подрядчиков в вашем городе на нужные услуги, проверить состояние дома и посмотреть, много ли нужно вкладывать в текущий ремонт. Для простоты можно использовать калькулятор от Doma.ai.

Важно объяснить собственникам, почему они должны каждый месяц платить именно столько: чтобы УК могла заботиться о доме, следить за техническим обслуживанием техники, содержать имущество в порядке и чистоте.

По закону УК должна проводить собрания минимум раз в год: отчитываться за прошлый год, рассказывать о планах на следующий и о том, сколько на них уйдет денег. Я думаю, что нужно делать это чаще, потому что важно поддерживать контакт с владельцами помещений.

Я считаю главным преимуществом УК — прозрачность и понятность тарифа.

Чтобы проще было обработать данные, рекомендую каждому дому сделать отдельный расчетный счет в банке, это позволяет вести подомовой учет. Раздельные счета позволят избежать ситуаций, когда некоторые дома покрывают убытки соседнего. Каждый дом всегда должен быть в плюсе. По своей практике могу сказать, что собственникам прозрачная коммуникация нравится: они понимают, что никто ничего не ворует, начинают больше доверять УК.

Если не получится защитить тариф перед жителями и они не проголосуют за какую-то конкретную сумму на общем собрании, то для этого дома будет действовать рекомендованный мэрией общегородской тариф. Обычно это минимально допустимая сумма для обслуживания старого дома, в котором нет ничего из современного оборудования, только лифт и электричество. Новые дома — с телеметрией, умными счетчиками, пожарной сигнализацией, системой пожаротушения, повысительными насосами, системами доступа, домофонами, шлагбаумами — за общегородской тариф обслуживать невозможно.

Прозрачно рассказывать о деньгах стоит и жителям, которых УК еще не обслуживает, например когда предлагаете передать вам право на управление их домом. Если собственникам понравится ваш план и устроит тариф, они могут инициировать переход, проголосовать за него на общем собрании, а результаты отнести региональную госжилинспекцию. И написать заявление с просьбой перевести дом от старой УК в лицензию новой. Пока дома нет в лицензии, его нельзя обслуживать.

Совет № 3

Не рассчитывать сразу на прибыль

С одного дома на 100 квартир управляющая компания в среднем может собрать 125 000 Р в месяц. Но это выручка: из нее нужно оплачивать услуги персонала, проводить текущий ремонт и содержать дом в порядке. Поэтому первое время УК не приносит доход и держится на уровне самоокупаемости.

По моей практике, доход на уровне 15% от оборота начинает быть реальным, когда компания будет управлять 1000 квартир в совокупности в нескольких домах. Это условный показатель: все зависит от тарифа на содержание жилья, на который согласятся жители, и от общего количества жилых метров. Плюс доход можно получить с общего имущества — например, от сдачи его в аренду.

Совет № 4

Договориться с жителями, чтобы они платили за газ, воду и свет напрямую

Есть два варианта финансовых расчетов между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями:

  1. Жители платят за газ, воду и энергию управляющей компании, а уже она распределяет деньги между ресурсниками. Собственникам удобно, им проходит одна квитанция. Ресурсники тоже получают деньги от одного плательщика — от УК.
  2. Жители платят за ресурсы напрямую организациям, которые их поставляют. УК присылает в квартиры квитанции с оплатой своих услуг, остальным занимаются ресурсники.

Я рекомендую использовать второй вариант. Дело в том, что не все жители платят за ту же воду или электроэнергию вовремя. А ресурсоснабжающие организации требуют с УК сумму по общедомовому счетчику. То есть получается так: условная газовая компания насчитала дому 100 Р. Жители передали УК 95 Р, кто-то не доплатил. Но УК в этом месяце должна отдать 100 Р.

Возникает так называемый кассовый разрыв: вроде бы УК добросовестно работает, но при этом становится должником. Или берет недостающую сумму из денег на содержание дома, а значит, начинает страдать качество услуг.

Если жители заключат прямые договоры с ресурсниками, те будут заниматься неплательщиками сами, а в финансовой модели УК не появятся ненужные бизнесу долги.

Совет № 5

Стать подрядчиком для ТСЖ

УК может подписать договор и работать напрямую с жителями без посредников, а может стать подрядчиком у ТСЖ. На мой взгляд, второй вариант — самая здоровая бизнес-модель, потому что УК как подрядчик получает оговоренные деньги за конкретные услуги, обычно это примерно 15% от платы за содержание. Так работать проще: сумма приходит от ТСЖ, а не от каждого собственника квартир. УК в этой схеме не является транзитным звеном, которое вроде бы генерирует много оборота, но и расходы у организации огромные.

Плюс УК как подрядчик защищена от неплательщиков: с ними разбирается ТСЖ. Если товарищество не платит, можно расторгнуть с ним договор в одностороннем порядке через пару месяцев после появления задолженности, а потом подать в суд на взыскание долга. С жителями расстаться так быстро не получится: придется ждать истечения срока действия договора, выносить вопрос на общее собрание, идти в суд. А пока договор действует, дом придется обслуживать, несмотря на долги жильцов.

Схем работы для УК много. Иногда УК открывает подрядные компании в структуре собственного бизнеса. Например, создает свою клининговую компанию, которая будет обслуживать все дома УК и дополнительно зарабатывать как отдельный бизнес.

Я бы посоветовал использовать все возможные варианты: на рынке сейчас сложно найти хороших подрядчиков по выгодной цене, поэтому приходится нанимать специалистов в штат или создавать компании для выполнения работ самим.

Совет № 6

Прописать в договоре ежегодную индексацию

Если договор заключается напрямую с собственниками, то в документе нужно соблюсти требования Жилищного кодекса РФ.

За основу можно взять любой типовой договор и доработать под свою ситуацию с юристом: указать, как часто проводятся собрания, очно или заочно, какой порядок голосования. В договоре указывают размер платы за содержание жилья, то есть тариф. А подробную расшифровку всех услуг, которые обязуется выполнять УК, расписывают в приложении к договору.

Рекомендую прописать в договоре ежегодную индексацию тарифа: добавить пункт о ежегодном повышении с 1 января платы за обслуживание, например, на определенный процент, чтобы скорректировать рост платы за подрядчикам и за материалы для содержания дома.

Совет № 7

Заранее выбрать подрядчиков или нанять штат

Тариф на содержание дома зависит от количества и качества услуг. Есть необходимый минимум, который зависит от типа здания. Например, если в доме нет лифтов, их не нужно обслуживать, а значит, нельзя включать эти расходы в квитанцию. А если есть лифт, пожарная сигнализация, бассейн или даже вертолетная площадка, то отказаться от их обслуживания ради экономии нельзя, иначе все придет в негодность.

В любом случае даже для самой простой пятиэтажки УК понадобятся электрик, сантехник, дворники и управляющий. Еще придется обращаться к специалисту по биллингу, который выставляет квитанции каждый месяц — у них особые правила составления, простой бухгалтер может не справиться.

В маленькой компании функции управляющего выполняет директор, остальные задачи можно отдать на аутсорсинг. А сантехников и электриков искать на биржах фриланса — например, на «Юду» или «Профи.ру».

Еще УК необходима аварийная служба: ответить на звонок от жителя дома нужно в течение 5 минут либо перезвонить в течение 10 минут. Есть нормативы и по срокам реакции на обращения, например, человек не должен находиться в застрявшем лифте дольше 30 минут. Если нарушить требования закона, компанию могут оштрафовать — до 250 000 Р — или лишить лицензии.

Аварийная служба — это колцентр, в котором оператор принимает сообщения от жителей и передает информацию вашему специалисту, например электрику или сантехнику. Колцентр не обязательно организовывать самому, можно заключить договор с организацией, причем даже из другого города. А вот специалисты должны быть в вашем городе и достаточно свободны, чтобы быстро исправить проблемы.

Не стоит забывать и о текущем ремонте. Согласно нормативам, УК должна проводить его раз в 3—5 лет — в зависимости от классификации здания и степени износа.

Чаще всего подрядчики работают с УК по «абонентской» плате: то есть у каждого набора услуг своя цена на месяц. Например, в услугу по обслуживанию лифта входят текущее обслуживание, страхование», ежегодное освидетельствование и ремонт. Материалы и ремонтные работы при поломках могут потребовать дополнительных расходов.

Если объемы работ большие, штат может быть выгоднее. Например, однажды мы нанимали подрядчика по клинингу и в процессе узнали, что он платит своим работникам 30 Р в час, а мы ему — 120 Р в час. Понятно, что лучше взять этих же клинеров к себе и платить им по 60—80 Р.

У сотрудников в штате фиксированная зарплата за определенные обязанности, а дополнительные частные заказы они могут выполнять за доплату. Например, работы по общедомовому имуществу идет в счет зарплаты, а замена унитаза, лампочки или что-то еще — то есть работы внутри квартиры — оплачиваются жителями отдельно. При этом сотрудник может забрать себе 30—50%, а остальное достается УК, потому что заказы эти сотрудник выполняет в рабочее время.

В «Лиге ЖКХ» сначала все приходилось делать самостоятельно. Например, если ночью в доме прорвало трубу, жители звонили в диспетчерскую, а диспетчерская — это на самом деле твой телефон, который лежит под подушкой, пока ты спишь. Ты обязан ответить и пообещать выслать аварийную бригаду. Затем кладешь трубку, садишься в машину и по пути в этот дом ищешь трезвого сантехника, который готов помочь. С ним еще нужно договориться по деньгам, потому что в штате никого нет.

На тариф за содержание жилья влияет так называемый уровень обслуживания. Например, если нужно просто минимально содержать дом в порядке, это будет одна сумма. А если жители хотят, чтобы в подъезде было абсолютно чисто всегда, то влажную уборку нужно проводить не раз в неделю, а каждый день. Или если собственники квартир хотят видеть сантехника через пять минут после оформления заявки — это тоже возможно, просто придется платить больше.

Управляющая компания должна заранее понимать, что, в каком объеме и какого качества нужно жителям дома. И в зависимости от этого отбирать подрядчиков и рассчитывать финансовую модель.

Совет № 8

Автоматизировать бизнес-процессы, а не коммуникацию с жителями

Порой управляющие компании пытаются стать современными, цифровыми и разрабатывают собственные приложения для взаимодействия с жильцами. Мне кажется, внедрять какие-то технологии нужно ради денег, а не ради самой цифровизации. Нужно исходить из вопросов «Где я могу сэкономить?», «Где я могу повысить эффективность, чтобы больше заработать?» — потому что ручная обработка чего угодно всегда будет дороже, чем цифровизация процессов. Верно и обратное: если не задавать этих вопросов, то разработка приложения принесет только расходы и проблемы.

Например, управляющая компания сделала приложение для коммуникации с собственниками квартир. Допустим, житель видит проблему и вместо звонка пишет сообщения: «Почините лифт», «Сделайте ремонт в подъезде».

УК видит сообщения, но ничего не делает: эти расходы у нее не запланированы, потому что она неправильно рассчитала тарифы. То есть она, может, и хотела бы отремонтировать подъезд, но денег нет. И житель реагирует негативно: «Дали мне приложение, я создаю задачи, а с ними ничего не происходит».

В этой ситуации вместо коммуникации в цифровой формат нужно переводить бизнес-процессы. Например, автоматизировать финансовую часть: сделать программу прозрачных расчетов, чтобы директор УК понимал, сколько у него есть денег, сколько можно платить подрядчикам, сколько — сотрудникам.

Можно пойти дальше и разобраться, сколько задач в день должен выполнять один сотрудник. Зная это, можно ставить цели новым работникам и планировать загрузку с расширением штата. Или отследить, насколько эффективны текущие сотрудники.

То же самое работает и с подрядчиками. Собираем данные и смотрим: допустим, поступило 94 заявки по лифтам, а выполнено всего 10%. Тогда УК обращается к подрядчику: «Вот отчет за прошлый месяц. Сделайте нам перерасчет, потому что вы плохо отработали. И со следующего месяца вам нужно работать нормально, или мы ищем другого подрядчика».

Это и есть автоматизация и цифровизация бизнес-процессов. Когда они настроены, уже можно думать о том, как вести коммуникацию с жителями.

Совет № 9

Готовиться к борьбе со старыми УК

Бизнес в ЖКХ консервативный и своеобразный: когда мы начинали работать 10 лет назад, нам стреляли в окна, поджигали служебные машины, офис, лифты в домах, которые выбрали «Лигу». Полиция никого не нашла. Я не знаю, что еще можно сделать в такой ситуации, кроме как застраховать все, а офис разместить на высоком этаже, чтобы его было сложнее поджечь.

Сейчас дела обстоят лучше. Криминальные действия не имеют смысла, если жители дома решили отказаться от старой УК и официально договорились на общем собрании, что хотят работать с вами.

Конкуренты могут использовать и другие методы. Например, подделывать протоколы собраний или подать в суд «руками» одного из жителей, чтобы, например, оспорить результаты голосования. Это приостановит внесение дома в лицензию на несколько месяцев.

Рекомендую договориться с жильцами о том, что все собрания будут проводиться онлайн. Такой пункт можно добавить в договор между УК и жильцами. Онлайн-собрания подделать сложно, ведь все голосование проходит в специальных сервисах — например, в государственном ГИС ЖКХ.

Кроме того, онлайн-собрания легче проводятся: жителям проще зайти в сервис и проголосовать, им не нужно искать время и тратить несколько часов на разговоры с соседями во дворе.

Совет № 10

Работать с сообществами и инициативными жителями

Чаще всего с вопросом о смене старой УК в новую обращается инициативная группа жителей, которая хочет улучшить условия. Они уже сами все обсудили, откуда-то узнали о вас и решили запустить процесс смены.

Можно помочь инициативной группе с документами, но не стоит брать вообще все на себя. Ходить по подъездам и собирать голоса за смену старой УК в свою пользу — это неэффективно. Лучше провести встречу с парой активистов из каждого подъезда, все им подробно рассказать. А они уже пусть обращаются к соседям, убеждают их и предлагают проголосовать.

Кроме того, это поможет в возможных дискуссиях с УК старой формации. Если конкуренты начнут предъявлять претензии, всегда можно ответить: «Ребята, но мы же по подъездам не ходим, собственники сами нас нашли и выбрали. Значит, им не нравится, как вы работаете».

В нашей компании «Лига ЖКХ» процесс получения нового дома был устроен так. Когда жители обращались первый раз, мы публиковали на нашем сайте страницу их дома с инструкцией — что нужно сделать, чтобы дом перешел к нам. Затем инициативной группе нужно было набрать 10% от всего количества жителей, после мы встречались с ними по «Зуму» или лично в офисе и считали тариф. После этого активисты изучали договор, инициировали собрание и собирали листы голосования. И только потом мы готовили документы и относили их в жилинспекцию, чтобы добавить дом в лицензию. Всего же для смены УК за это должны проголосовать владельцы более 50% квадратных метров всего дома.

Совет № 11

Экономить с помощью заботы об экологии

Если управляющая компания подходит к своему делу с умом, то она может сэкономить. Например, УК может заменить окна на энергосберегающие и установить систему автоматического регулирования тепла. Это повысит энергоэффективность дома, снизит платежи за тепло, а заодно и положительно повлияет на глобальное потепление. Сэкономленные деньги УК может и дальше вкладывать в улучшение дома.

Есть и другие варианты сэкономить, в том числе с помощью экологических инициатив. Например, солнечный свет сильно нагревает комнату и из-за этого жители гоняют кондиционер. Но если у окошка сделать большой длинный козырек, который дает тень, то в квартире снижается потребление электричества.

Мы в 2017—2018 годах изучили все дома своей УК: кто сколько тратит гигакалорий на метр за сезон и сколько это в рублях. Наш самый энергоэффективный дом тратил 10 000 Р в год за квартиру площадью 100 квадратных метров, самый неэнергоэффективный — 32 000 Р в год. Когда житель видит эти цифры, то понимает, что это не просто идеи энергоэффективности и экологичности — это у него в кармане на 22 800 Р меньше из-за того, что дом не энергоэффективен.

Еще одна полезная идея — не выдавать бумажные квитанции людям моложе 50 лет, а отправлять их онлайн. Печатать квитанции — только за дополнительную плату, чтобы не тратить деньги и деревья. Бумага не обязательна, и отказ от нее даже в небольшой УК может сэкономить сотни тысяч рублей в год. С таким предложением в апреле 2022 года выступал даже Минстрой: из-за роста цен на бумагу ведомство предлагало перейти на электронные платежки.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии