Стенограмма выступления Т. И. Максимова на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».
Владимир Иванович уже рассказал о тех фундаментальных изменениях, которые нам предстоит пройти. Это очень амбициозные планы, и мы сами для себя сформулировали и поставили. Мы получили политическую поддержку, но впереди самая сложная часть реформирования – это реализация, то есть переход к фактическим действиям. В этой связи, нам не менее будет важна поддержка со стороны бизнес-сообщества, так как мы считаем, что предлагаемые изменения отвечают интересам государства и интересам добросовестного бизнеса.
В таможенных правоотношениях есть два ключевых игрока – таможня и бизнес. От качества этого взаимодействия зависит многое. Для нас важно, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструктивном ключе и взаимном уважении. Для этого необходимо выстраивать отношения на понятных принципах и четко им следовать. Мы провозгласили два основополагающих принципа – равноудаленность и равнодоступность. Равноудаленность означает, что у нас нет участников ВЭД, которые имеют какие-то особые отношения с ФТС России, которые помогают им в бизнесе. Это исключено, мы намерены обеспечить единые правила игры для всех. Таможня не должна быть фактором, влияющим или определяющим какие-то конкурентные преимущества участников ВЭД. Таможня, как правоприменитель, обладает широкими полномочиями, но мы сознательно взяли путь на то, чтобы мы, применяя свои законные полномочия, не формировали конкурентную среду. Бизнес конкурирует с бизнесом. Таможня не является участником этого процесса. В конце года был подписан Указ Президента о развитии конкуренции. Мы взяли его как основу для исполнения. Там четко прописано, что государственные органы должны исключить любое воздействие на формирование конкурентных условий на рынке. Это не значит, что мы отказываемся от своих законных полномочий. Мы не намерены их использовать для выгоды каких-либо участников. Переход всех таможенных органов на государственные площади – шаг в этом направлении.
Равнодоступность. Второй ключевой принцип означает, что мы открыты и готовы сотрудничать с любыми организациями, ассоциациями и представителями бизнеса. У этого правила есть исключение. Мы не хотим сотрудничать с откровенными нарушителями, жуликами и недобросовестными организациями. У нас для этого достаточно инструментов, позволяющих правильно проанализировать и отфильтровать данные организации. Здесь важно, что четкое формулирование этих принципов получило поддержку со стороны бизнеса в виде Хартии добросовестных участников ВЭД (далее – Хартия). Это шаг со стороны бизнеса навстречу нам. Мы, безусловно, приветствовали подписание этой Хартии. Сейчас процесс запущен, присоединяются новые участники. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана и дальше.
Что означает Хартия? Хотелось бы разъяснить те преимущества, которое дает подписание Хартии. Мы подготовили изменения в работу нашего Экспертно-консультативного совета. Мы хотим дать добросовестным участникам ВЭД, которые являются нашими союзниками в продвижении всех предлагаемых реформ, реально работающий и эффективный инструмент решения возникающих системных проблем. Мы хотим, чтобы добросовестные участники ВЭД (которые сами себя продекларировали добросовестными) имели возможность прийти к нам и в конструктивном ключе обсудить возникающие проблемы и выработать предложения или решения этих проблем. Мы не хотим, чтобы они искали пути решения своих проблем в иных форматах, в иных организациях или на местах. Мы хотим, чтобы эта работа велась на системной основе на нашей площадке. Мы готовы со своей стороны обеспечить этот конструктивный диалог. Наш Экспертно-консультативный совет (ЭКС) должен стать ключевой площадкой взаимодействия таможни и бизнеса, где реально будут решаться системные вопросы взаимодействия. Более того, это будет не только инструмент для бизнеса, но и для таможни. За мою практику работы в таможенных органах, я убедился, что возникает немало ситуаций, когда и таможня, и бизнес оказываются заложниками ситуации. Ввиду того, что наличие пробелов какого-нибудь специфического отраслевого законодательства, которое не позволяет быстро и просто осуществить таможенное декларирование каких-то сложных товаров, за законодательство отвечает другое отраслевое министерство. Но, тем не менее, все равно это становится проблемой таможни и бизнеса. И таких проблем не мало. Хотелось бы, чтобы мы вместе, в формате ЭКС, садились и вырабатывали решения и предложения и, если надо, выходили на другие уровни, на другие площадки совместно с проработанными инициативами, и добивались снятия этих проблем. К сожалению, чисто репутационно, страдаем от этого и мы, и вы. Это очень важный момент в новом формате.
Отдельно надо сказать, что реальная жизнь очень динамичная. Постоянно все меняется, возникают новые товарные группы, новые правоотношения, к которым нужно подстраиваться. Мы надеемся, что этот инструмент станет инструментом отслеживания изменений и выработки лучших практик. В ассоциацию входят компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в разных юрисдикциях. Для нас это тоже определенная возможность. Мы хотели бы в новом Экспертно-консультативном совете обобщать лучшие мировые практики, которые уже есть. Если есть проблемы, то, наверняка, с ними уже где-то сталкивались. Мы считаем, что этот опыт можно и нужно обобщать для того, чтобы вырабатывать совместные решения. Надеемся в этом на поддержку с вашей стороны.
Несколько слов о том, как будет работать Экспертно-консультативный совет. Мы договорились, что он будет достаточно компактный. У нас будут 20 представителей деловых кругов. Их мы разделили на 4 категории для того, чтобы дать возможность представить все ключевые сегменты этого рынка. У нас будут экспортеры/импортеры, компании, осуществляющие деятельность на различных этапах цепи поставок. Имеются ввиду те, кто непосредственно экспортно-импортными операциями не занимаются, но оказывают услуги или какие-либо работы в этой сфере. Мы запустили процедуру подписания Хартии. Сегодня будет очередной этап, Ассоциация планирует подписать декларацию. У нас уже более 100 организаций, подписавших Хартию. Мы до начала апреля ждем завершения процесса подписания. После этого бизнес-сообщество, исходя из своих внутренних договоренностей, в которые мы не собираемся вторгаться, определит представителей по этим 4 направлениям в наш Экспертно-консультативный совет, и мы предметно начнем с ними работать. Алгоритм работы будет следующим. Мы определили 5 ключевых направлений работы в ЭКС, которые на наш взгляд, покрывают большинство возникающих сложных ситуаций. Каждое направление будет курировать профильный заместитель руководителя ФТС России с тем, чтобы понять уровень принятия решения и понять возможность по привлечению/проведению межведомственных согласительных процедур.
Отдельно отмечу позицию категорирования участников ВЭД. Мы предложили Владимиру Ивановичу Булавину, и он согласился, что раз в полгода будем собирать Совет под его председательством для обсуждения идей инициатив подходов категорирования участников ВЭД. Это очень важная тема и для вас, и для нас. Мы готовы слушать, вы готовы слышать, и готовы обсуждать разные варианты. Алгоритм работы следующий. У нас есть представители от деловых кругов, которые со своей стороны обобщают существующие проблемные вопросы, выносят их на ЭКС, где мы совместно с бизнес-сообществом в форматах различных рабочих секций или комиссий прорабатываем суть проблемы. У нас уже есть такая практика. Она была не формализована. Сейчас мы хотим ее формализовать, чтобы она была в понятной форме. После того как предложение/обобщение сформулировано, есть две развилки. Если вопрос касается правоприменительной практики, то мы выносим его на заседание президиума ЭКС под председательством руководителя, или формулируем проблему (в чем она состоит, если речь идет об отсутствии единообразия в правоприменении таможенными органами). Если вопрос касается изменения нормативно-правового регулирования, то тогда мы можем только поднять свое предложения на уровень либо Минфина, либо Правительства России, либо иного федерального органа исполнительной власти с тем, чтобы сформулировать вопрос. По крайней мере, это предложение будет проработано на нашем уровне и согласовано со всеми заинтересованными участниками. Такой подход более эффективен. Это подход «снизу вверх», нежели подход «сверху вниз», который часто сейчас практикуется, когда некая организация/ассоциация, используя свой лоббистский ресурс или возможности, пишет бумагу большому начальнику, и сверху вниз спускается резолюция проработать, договориться. Мы считаем, что лучше работать снизу вверх, чем сверху вниз, так как эффективность такого процесса существенно выше. После того, как мы все это проработали, мы это поднимаем и вместе пытаемся решить вопрос, в котором все заинтересованы. Возникшая синергия должна дать больше результата.
Вчера мы подготовили предложения, доложили их руководителю, он нас концептуально поддержал. Конечно мы будем ждать инициатив и от бизнес-сообщества, но мы договорились о том, что как минимум две рабочие секции нам нужно создать. Одна связана с таможенной стоимостью. Проблема всем хорошо известна, многие пытались подступиться к ней с разных сторон, но до сих пор решения нет. Мы надеемся, что вместе с бизнес-сообществом найдем правильный алгоритм решения этой проблемы. Ждем инициативы с вашей стороны, готовы обсуждать и искать решения. Мы будем создавать специальную рабочую секцию по таможенной стоимости с тем, чтобы смотреть как в других юрисдикциях эта проблема решается. Очевидно, что техническая оснащенность таможенных органов, в том числе различными аналитическими ресурсами, значительно выше, чем была раньше. Это дополнительное преимущество, которое надо использовать. Как именно использовать – мы готовы обсуждать, в том числе с вашим участием.
Вторая рабочая секция – это экспертная группа по морским перевозкам. В этом сегменте есть специфика, которую надо учитывать. Без опыта лучших мировых практик нам не обойтись, поэтому мы рассчитываем, что участники процесса, связанного с морскими перевозками, поддержат и присоединятся. Это касается всех, кто занят – перевозчики, стивидоры, владельцы инфраструктуры портовой, экспедиторы, морские агенты. Мы всех приглашаем к участию для вырабатывания единого подхода с тем, чтобы в целом по стране практика была единообразной, чтобы различные морские регионы не сильно отличались как с точки зрения процедур, так и с точки зрения применения.
В завершении скажу, что Хартия является для нас основополагающим инструментом для выстраивания конструктивных отношений. Мы надеемся, что процесс будет подхвачен и поддержан другими участниками. Хочу пригласить вас еще раз к нашему взаимодействию в новом формате, в новом ЭКС. Надеюсь, что это сотрудничество будет взаимовыгодным.
Проводить таможенные операции по перемещению грузов на территорию Российской Федерации могут только участники внешнеэкономической деятельности. Существует несколько типов участников ВЭД, каждый из которых взаимодействует с таможенными органами по-разному. Взаимоотношения таможни и участников ВЭД регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, основные положения изложены в 363 статье.
- Физические, юридические лица, ИП
- Таможенный представитель
- Таможенный перевозчик
- Владелец склада временного хранения
- Владелец таможенного склада
- Магазин беспошлинной торговли
Физические, юридические лица, ИП
Участником ВЭД считается любое физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые занимаются перемещением товаров через таможенную границу.
Регистрация участников ВЭД происходит на таможне в момент таможенного оформления товаров при предоставлении уставных документов. В зависимости от статуса лица необходим разный перечень документов.
Таможенный представитель
Таможенный представитель или таможенный брокер — это компания, которая является посредником между заказчиком и таможней. Таможенный брокер (customs broker) — жаргонное название таможенного представителя, который от имени своего клиента учувствует в таможенных процедурах, совершает таможенные операции и оказывает прочие услуги, необходимые для выпуска товарной партии в свободное обращение на территории Таможенного союза.
Согласно действующему законодательству декларантом на таможне может выступать, как сама организация, которая занимается перевозкой груза, так и ее представитель, выступающий от ее имени.
Таможенный представитель позволяет официальным лицам проще контролировать процесс перевозки груза через границу, его оформления на посту и уплату всех необходимых платежей и налогов. Таможенный брокер выступает своего рода гарантом своего клиента.
Более подробно о том, зачем нужен таможенный брокер можно прочитать в нашей статье: кто такой таможенный брокер.
Таможенный перевозчик
Таможенный перевозчик – это транспортная компания, которая оказывает услуги по перевозке грузов, находящихся под таможенным контролем. Основная обязанность перевозчика доставлять товары по указанному адресу и в указанные сроки. Перевозка товаров производится под таможенным контролем, в соответствии с требованиями законодательства.
Таможенный перевозчик должен отвечать следующим требованиям:
- иметь опыт работы по перевозке грузов не менее 2-х лет;
- предоставить обеспечительный платеж в размере 200 тысяч Евро;
- предоставить разрешительные документы на осуществление перевозки грузов;
- наличие транспортного средства в собственности, либо в аренде;
- отсутствие задолженностей перед таможенными органами;
- не привлекаться к административной ответственности в течении последнего года.
Владелец склада временного хранения
Собственником склада временного хранения чаще всего выступает сам таможенный орган, однако владеть им может любое юридическое лица. Для них предусмотрена специальная процедура регистрации в реестре собственников СВХ. Все склады должны соответствовать определенному перечню требований ФТС. После чего организации выдается специальное свидетельство, которое подтверждает ее включение в реестр.
Склады временного хранения предоставляют комплексную услугу, в которую входит: въезд на территорию склада, стоянка, разгрузка/погрузка товаров и их хранение.
Груз на СВХ может храниться не более двух месяцев. В определенных случаях этот срок может быть либо продлен, либо сокращен. Отчет времени начинается со дня регистрации документов в ТС.
Владелец таможенного склада
По мимо складов временного хранения существуют и таможенные склады. Наиболее целесообразное использование последних заключается в том случае если у вас большой объем поставок, которые выгоднее продавать именно со склада. В этом случае оплата таможенных пошлин ложится на покупателя. К тому же товар на ТС может храниться до трех лет. На ТС осуществляются: погрузка, разгрузка, взвешивание, сортировка, переупаковка грузов.
Режим таможенного склада рассчитан на ввоз иностранной продукции, которая должна храниться под контролем таможенных органов на специальных складах, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения нетарифного регулирования.
Под таможенным складом также понимается помещение или территория. Следует различать два этих понятия. Конечно, чаще всего, таможенный склад используется для прохождения вышеописанной процедуры, однако он может быть использован для хранения товаров, помещенных и под другие таможенные режимы.
Магазин беспошлинной торговли
Режим беспошлинной торговли подразумевает ввоз иностранных товаров на территорию РФ без начисления таможенных пошлин, налогов и не тарифного регулирования. Важное условия этого режима состоит в том, что реализация товаров, прошедших эту процедуру возможна лишь в специальных магазинах беспошлинной торговли. Его владелец несет непосредственную ответственность за исполнение всех требований, предъявленных законодательством в данном случае.
1. В целях совершенствования таможенного регулирования и публичного обсуждения проектов международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования таможенные органы устанавливают и поддерживают официальные отношения консультативного характера с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.
2. Для повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями.
3. Для установления и поддержания официальных отношений консультативного характера и взаимодействия в целях повышения эффективности таможенного контроля между таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность (участниками внешнеэкономической деятельности), уполномоченными экономическими операторами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их ассоциациями и объединениями, при таможенных органах могут создаваться консультативные органы и приниматься документы, регулирующие порядок такого взаимодействия.
Екатерина Кац
В разработанной ФТС «Стратегии-2030» институт таможенных представителей даже не упомянут. Но в ходе публичной дискуссии об их роли на Международном таможенном форуме стало очевидно: сектор проходит через трансформацию на всем пространстве ЕвразЭС
В октябре 2019 года в Москве прошел Международный таможенный форум, и открылся он круглым столом «Таможенный представитель: роль в современной экономике». Важность дискуссии для рынка ВЭД не только РФ, но и ЕвразЭС (ЕАЭС) в целом подчеркивало участие в нем двух представителей руководства Федеральной таможенной службы России (ФТС) и представителей от Казахстана и Беларуси.
Открывая круглый стол, первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов сообщил, что в России сейчас действуют 519 таможенный представителей, внесенных в реестр, и «традиционно» через них проходит почти половина объемов декларирования. Чиновник заметил, что среди брокеров очень много бывших сотрудников таможни и «к сожалению, переток идет только в одном направлении — в ФТС мало из бизнеса приходят, в Европе этот переток идет в обе стороны, хотя от бизнеса в таможню — всегда меньше».
Среди достижений ФТС при проведении реформы он назвал введение электронного декларирования, реализацию комплексной программы цифровизации, а также изменения, происходящие в структуре самих таможенных органов. В этой ситуации и институт таможенных представителей, которые оказывают широкий перечень услуг, должен трансформироваться, приспосабливаться к новым реалиям и предлагать собственные решения, подчеркнул Руслан Давыдов. Он предложил представителям бизнеса высказаться о проблемах, чтобы и ФТС могла прислушаться к их «чаяниям».
Модератор дискуссии, член правления НП «Гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Юрий Ковалев сравнил работу таможенных представителей и турагентов: для простых операций и тот, и другой уже не нужны, но когда задача сложная и комплексная, обойтись без их услуг невозможно. «Пост-контроля становится больше», констатировал Юрий Ковалев, что автоматически означает и рост ответственности таможенных представителей.
Бумажные реки против цифровых
«Упрощение процесса таможенного администрирования, появление авторегистрации и единых лицевых счетов (ЕЛС) приведет к тому, что импорт-экспорт сырья будут все активнее оформлять сами участники ВЭД, но сложные поставки и процедуры будут по-прежнему проходить через профессиональных операторов, — уверен спикер. — Но реформы категорирования, управления рисками и ряд других идут не так активно, как хотелось бы». По его словам, основные ожидания связаны с необходимостью реформирования Кодекса административных правонарушений, где «мы отстали на десятилетия».
Елене Ягодкиной, заместителю руководителя ФТС, модератор адресовал вопрос о прогнозах работы на рынке таможенных представителей, поскольку в «Стратегии-2030» — утвержденном правительством Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ — о них нет ни слова. «Означает ли это, что у них не будет роли?» — поинтересовался Юрий Ковалев.
Елена Ягодкина ответила на «провокационный вопрос», что значимость института таможенных представителей будет возрастать. По ее словам, рынок в последние годы стабилизировался по количеству участников. Очевидна тенденция на укрупнение — у таможенных представителей теперь развитая филиальная сеть, расширяется охват регионов, где они востребованы. Меняется потребительский спрос, используется сложное оборудование, все это требует участия высококлассных специалистов.
При этом ФТС идет по пути упрощения процедуры вступления в ряды таможенных представителей, стремится сделать прозрачными и понятными процедуры контроля за членами реестра, постепенно внедрять технологии электронного документооборота. «Но мы не видим встречного движения, лишь около 40% таможенных представителей перешли на электронное взаимодействие», — сообщила Елена Ягодкина. Юрий Ковалев также призвал коллег «быть более технологически продвинутыми, пользоваться электронными сервисами».
Четыре тезиса «Гермеса»
О том, в чем состоит ценность таможенного представителя для бизнеса и государства, рассказал вице-президент Гильдии «Гермес» Евгений Кошкаров. Он отметил четыре основных категории: компетенции (таможенных и экономических процедур); технологии; стандарты и ответственность. По его мнению, клиенты становятся более требовательными. Увеличивается также включенность России в международные цепочки разделения труда, это следствие и импортозамещения, и развития экспорта. Рост эффективности новых технологий оформления наталкивается на усложнение структуры товарооборота, многие участники ВЭД теперь одновременно являются и импортерами, и экспортерами, подчеркнул докладчик.
По словам Евгения Кошкарова, движение навстречу ФТС и взаимодействие очевидны. Таможенные представители аккумулируют компетенции, в частности Гильдия подготовила недавно учебник по классификации товаров — эта проблема волнует всех участников рынка ВЭД, сообщил он. Кроме того, важен опыт, накопленный в «технологиях», и речь идет не только об информационных, но и (что важнее) об организационных технологиях.
Невидящее око
Участники мероприятия неоднократно упоминали, что на международном уровне недооценивают изменения, происходящие в экономике России. Вначале Юрий Ковалев выразил сожаление, что их игнорирует Всемирный банк, затем Руслан Давыдов сообщил: таможенные брокеры теперь обязаны публиковать тарифы, ставки и доходы упали, но Всемирный банк этого не видит.
В России сейчас действуют 519 таможенный представителей, внесенных в реестр, и «традиционно» через них проходит почти половина объемов декларирования
Евгений Кошкаров пояснил: технологии (в том числе организационные) — это как раз те реформы и достижения, которых упорно не видит Всемирный банк. Спикер рассказал, что недавно ФТС утвердила технологию, разработанную Балтийской таможней, где совмещаются электронное декларирование и бумажный документооборот, в частности — предоставление сертификата по форме А (являющегося основным международным документом).
«Это пример того, как бизнес и ФТС совместно разрабатывают правила, что приводит к снижению издержек участников ВЭД, — прокомментировал он. — Необходимо успевать за изменениями в структуре грузооборота с точки зрения новых стандартов регулирования ВЭД. Есть позитивный опыт: как закрыть документы, которые не успела создать Евразийская комиссия, с помощью методических рекомендаций и пособий для декларантов. В частности, совместными усилиями Гильдия и Балтийская таможня разработали методички в таких областях, как авторегистрация и валютный контроль».
Евгений Кошкаров считает, что поскольку таможенные представители несут солидарную ответственность перед государством — финансовые гарантии в эквиваленте 500 тыс евро, а также поскольку они — единственные участники рынка, которые страхуют ответственность перед третьими лицами, это делает их гарантами качества работы.
Барьеры и их устранение
О том, каких шагов от регулятора ждут участники ВЭД, рассказал Андрей Баринов, президент Национальной ассоциации таможенных представителей, руководитель платежной системы «Таможенная карта».
«С точки зрения ФТС важными критериями того, насколько добросовестно и качественно работает в тот или иной момент декларант или участник ВЭД, являются транзакционное отслеживание товаров и грузов, а также статистика. Очевидно, что бизнес воспринимает таможню как барьер в цепи поставок. Таможенный брокер — то лицо, которое помогает компании преодолевать этот барьер с той или иной степенью успешности, — сказал спикер. — Аргументируя полезность института таможенных представителей, необходимо рассмотреть, как бизнес оценивает изменения. Очевидно, что создание электронной таможни и введение ЕЛС — прогрессивные шаги “навстречу”, но мне кажется, что сделаны только первые шаги. Вынос “фронта” приемной электронной таможни в онлайн — очень эффективный шаг. Но за ним следует сложный шаг, которого обнаглевший бизнес ждет от таможни, но которого она сделать не сможет: сделать так, чтобы бэк-офис таможни, ее функциональные подразделения столь же быстро и эффективно работали в онлайне, умели взаимодействовать и чтобы бизнес получал ответы на свои запросы».
Пока же есть одно окно, в которое бизнес пытается втащить все свои нужды, заявил докладчик. «Как раз в этот момент возникает потребность в компетенциях, знаниях и опыте брокера, который может сказать, как правильно категорировать и оформлять товары, чтобы упростить задачу регулятору, — считает Андрей Баринов. — Развиваются сервисы, есть попытки создать с помощью искусственного интеллекта выделение категорий товаров. Развивается прослеживаемость товаров и грузов с внутрикорпоративной маркировкой. Огромный массив первичной информации, которую получают операторы и ФТС, дает возможность научиться управлять этими грузопотоками. Для ФТС это также показывает уровень транспарентности, прозрачности. Высокий уровень компетенции таможенных представителей при обработке и подаче таможенных документов сделает взаимоотношения комфортными, добавит уверенности во взвешенности и правильности решений».
Наднациональное саморегулирование
Геннадий Шестаков, председатель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, считает, что роль таможенных представителей в экономической безопасности государства весьма значительна. И складывается она из двух частей: административный ресурс властей и благонадежность участников рынка, что, в целом, приводит к прозрачности процедур ведения бизнеса. С точки зрения властей, основным критерием выступает своевременная уплата компанией налогов, но участникам ВЭД необходима большая открытость.
Докладчик поделился опытом саморегулирования в Казахстане, где существует официально признанный рейтинг таможенных представителей. В нем учтены два понятия из Таможенного кодекса: «система управления рисками» и «субъектоориентированность». По его словам, идея рейтингования возникла еще в 2015 году, но только через два года местный Таможенный комитет ее поддержал. «В рейтинге отражается, что таможенные представители публичны и не криминализированы. В нем участвуют только члены Ассоциации», — подчеркнул Геннадий Шестаков. В документе отражаются и данные об уплате налогов, и профессиональные показатели — в частности, количество деклараций на одного специалиста.
Отсутствие коррупции обеспечивает отсутствие в составе рейтинговой комиссии членов исполнительной дирекции Ассоциации. С каждым членом рейтинговой комиссии заключается договор о конфиденциальности сведений. В 2019 году был подписан меморандум между Казахстанской ассоциацией и Таможенным комитетом. В рейтинге-2019 приняли участие около 40 компаний, но вошли в него только 15, которые соответствуют всем критериям и признаны таможней как благонадежные.
Опыт Ассоциации уже считается базой для управления рисками в системе таможенных органов Казахстана, а также применяется в Киргизии и Узбекистане: на уровне трех государств в 2017 году подписаны соглашения о создании регионального совета, сообщил Геннадий Шестаков. Методология расчетов также представлена в «Гермес». Сейчас Казахстанская ассоциация занимается созданием публичных стандартов услуг по каждой операции и таможенной процедуре. Аудит компаний обеспечит прозрачность работы.
Появление Таможенного союза довольно сильно изменило психологию таможенных органов, участники ВЭД радостно сбежали с российско-китайских границ на казахстанско-китайские
Евгений Шестаков рассказал, что в Казахстане сейчас действуют около 230 таможенных брокеров, также прослеживается тенденция к укрупнению игроков в связи с введенным обеспечением (равнозначным установленному в РФ). При этом реформа привела к существенному росту «серого рынка» с 8 до 20–30%: декларации подаются под электронной цифровой подписью самого декларанта, брокеры не несут никакой ответственности.
Транзит с двойным стандартом
Другого партнера РФ по ЕАЭС — Республику Беларусь — представлял Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений, созданного в январе текущего года. В стране в 2018 году около 30 тыс. субъектов рынка участвовали в декларировании товаров. 542 юридических лица занесены в реестры, которые ведут таможенные органы, среди них практически все «валообразующие предприятия».
Докладчик напомнил, что Евразийская экономическая комиссия обладает широкими компетенциями в сфере выстраивания процедур ВЭД, согласно положениям ст. 363 Таможенного кодекса ЕвразЭС. «Уровень отношений таможенных органов и бизнес-сообщества, в том числе — с экономическими операторами, заложен в основном наднациональном документе ЕвразЭС, но эти компетенции комиссия не развивает, они пошли в национальное законодательство. И мы имеем ситуацию, когда за два года уже сложилась практика реализации этих отношений на уровне национальных таможенных органов и бизнес-сообщества», — заявил Вадим Мацкевич. При этом инициативы белорусской стороны далеко не всегда находят поддержку со стороны ФТС РФ и таможенных органов других стран — участниц ЕАЭС. По словам Мацкевича, актуальной задачей является устранение избыточного регулирования таможенных отношений.
Прослушав доклад представителя Беларуси, Руслан Давыдов, который в течение мероприятия постоянно что-то конспектировал, сказал Вадиму Мацкевичу, что ему было бы «очень интересно послушать об отношении к 358-му Указу Президента Республики от 2011 года». Поскольку сам Вадим Мацкевич, по его словам, не помнил содержание Указа, первый заместитель руководителя ФТС расшифровал: в нем сказано, что «белорусские компании, обладающие статусом уполномоченных экономических операторов, которые являются владельцами складов временного хранения для последующего экспорта, освобождаются от уплаты ввозного НДС». Представитель Беларуси сообщил: это продиктовано стремлением развивать весь комплекс логистических услуг как транзитной страны и желанием создать максимально комфортные условия для обработки иностранных грузов.
Евразийский «оптимизм»
Судя по данной дискуссии (проясняющей, как Беларусь стала основным поставщиком бананов, сыров и креветок на столы россиян), уже и сейчас хватает проблем при попытках «синхронизации» таможенного законодательства стран ЕАЭС, у каждой из которых есть собственные интересы, перевешивающие наднациональные. Но выступивший на круглом столе признанный футуролог российской экономики Михаил Хазин (сам он, впрочем, себя футурологом не считает, поскольку «основывает свои прогнозы на четкой логике»), решил еще больше усложнить задачу.
Он заявил, что в течение ближайших двух-трех, максимум — пяти лет (этот прогноз он назвал оптимистическим) полноправными членами ЕАЭС станут страны, которые никогда не были республиками СССР, а именно — Турция и Япония. Свои прогнозы он обосновал так: США заявили, что импортеров не любят, Евросоюз будет пребывать в крайне плачевном состоянии, у соседей не будет выбора. И к этому надо быть готовым, считает экономист. «Появление Таможенного союза довольно сильно изменило психологию таможенных органов, участники ВЭД радостно сбежали с российско-китайских границ на казахстанско-китайские, — напомнил Михаил Хазин. — Я не исключаю, что такого рода история повторится. Турция, конечно, очень бюрократизированная страна, но любой вопрос там можно решить в течение суток. Мы должны будем соответствовать. Или все деньги будут в Турции».
Один из путей решения проблемы — в усилении саморегулирования путем формирования требований со стороны участников отраслевых ассоциаций. И только они должны выступать лоббистами отраслевых интересов, считает экономист.
Цеховики нашего времени
Подводить итоги дискуссии взялся сам Руслан Давыдов, который пообещал учесть пожелания участников мероприятия. Политика ФТС направлена на создание равных условий для всех, и служба старается согласовывать с бизнесом все шаги и реформы, заявил чиновник, в том числе и обсуждать в рамках Форума комплексную программу развития. Это же касается и «Стратегии-2030» (презентация ее первоначального варианта состоялась в сентябре 2019 года, а обсуждение — позднее в рамках Форума).
Но по многим вопросам мнение руководства ведомства явно отличается от мнений представлений участников ВЭД. В частности, Павел Поляков, председатель правления Ассоциации деловых партнеров в сфере ВЭД, в своем докладе подкрепил тезис о высоких компетенциях брокеров: при примерно одинаковом объеме декларирования таможенные представители допускают нарушения законодательства в 7,6 раза реже, чем сами декларанты. Значит, им могли бы предоставить и преференции с точки зрения системы управления рисками, сделал вывод выступающий.
Руслан Давыдов согласился с мнением, что с саморегулируемыми организациями и ассоциациями надо работать, но сравнил отраслевые объединения со средневековыми цехами, «которые привносили в жизнь не только хорошее». «Ассоциация — это замкнутая каста, которая к себе никого не впускает и диктует определенные правила государству. Безусловно, отрасль нужно представлять коллективно, но должны учитываться и интересы общества, а не только определенной части бизнеса, который, как известно, нацелен на извлечение максимальной прибыли».
В пример чиновник привел сайты таможенных представителей, где в перечне услуг обозначена в том числе такая, как «подбор оптимальных кодов — не реальных, а оптимальных». «Для профессионалов не все звучит так безобидно, особенно настораживает, что еще нет сделки, но уже предлагается составить контракт, подобрать коды и «порешать все вопросы, — пояснил Руслан Давыдов. — Возможно, поэтому у таможенных представителей индекс нарушений в 7 раз ниже чем у тех, кто не умеет это делать. Надо продумать конструкцию взаимодействия с учетом вашего профессионализма. Государство должно что-то дать взамен на ответственность и качество».
Комментарии экспертов
Заместитель руководителя ФТС России Елена Ягодкина:
В 2019 году завершились масштабные мероприятия по поэтапному переводу лицевых счетов участников ВЭД на централизованный ресурс «Единый лицевой счет», в рамках которого всем юридическим лицам были открыты лицевые счета. Также мы обеспечили возможность перехода на ЕЛС для индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Сегодня ЕЛС открыты у 321,5 тыс. юридических и физических лиц — индивидуальных предпринимателей. 100% денежных средств, уплаченных юридическими лицами в счет таможенных и иных платежей, администрируется в ЕЛС.
Внедрение технологии ЕЛС позволило оптимизировать большинство операций с денежными средствами: сократились сроки зачисления средств на лицевой счет, сроки возврата денежных средств и количество необходимых для этого документов.
Благодаря переходу на ЕЛС взаимодействие с плательщиком теперь сконцентрировано в одном таможенном органе — в зависимости от места налогового учета.
Уменьшились число требований о корректировке деклараций по причине неверного указания реквизитов платежных документов, а также число отказов в рассмотрении заявлений о возврате средств. Это связано с тем, что в ЕЛС уплата и расходование таможенных и иных платежей осуществляются по общему свободному остатку денежных средств по коду бюджетной классификации (КБК) без детализации до платежных документов.
Дальнейшим этапом развития технологии ЕЛС станет возможность подачи документов о распоряжении и контроле движения денежных средств в таможенные органы в электронном виде.
Оригинал публикации
Малому и среднему бизнесу зачастую непросто выйти на международные рынки из-за опасений по поводу сложности таможенных процедур. Законов и правил много. А ошибка при декларировании товара может привести к значительным материальным (штраф) и моральным (возбуждение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица и даже руководителя фирмы) потерям. Этот материал, подготовленный совместно с платежной системой «Таможенная карта», поможет сориентироваться, в каких областях есть наибольшие риски, что можно попробовать сделать самостоятельно, а что — при помощи специалиста.
Для импорта товара надо пройти несколько этапов: найти надежного поставщика, заключить с ним контракт, согласовав все необходимые условия, хорошо упаковать и правильно маркировать товар и, наконец, при ввозе задекларировать его, уплатив пошлины и налоги. На каждом этапе есть свои подводные камни. Мы расскажем об основных действиях и рисках, а также том, как можно эти риски избежать.
Оформление контракта
Есть несколько условий, которые в международном контракте должны быть всегда: например, предмет (по поводу чего контракт заключается), цена контракта, наименование товара, сроки и условия поставки, валюта платежа.
Условия поставки для внешнеэкономических контрактов определяются по стандартным базисам Инкотермс. Они едины для всех стран и позволяют сторонам не спорить из-за разного понимания своих обязательств. Например, есть базис FCA: продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление в своей стране, а доставку организует покупатель. А если в договоре указан базис DDP, то продавец отвечает и за отгрузку, и за доставку, и за прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как в своей стране, так и в стране, где находится покупатель.
Международная торговая палата обновляет Инкотермс каждые 10 лет. Последнее обновление было в 2020 году. При составлении контракта можно использовать любую версию, но надо указать, какую именно вы выбрали.
Редакцию контракта может предложить любая из сторон. Лучше составить контракт на двух языках. Например, на русском и английском.
Риски. Если в договоре указана не вся информация, декларант не отвечает или либо не может предоставить документы, есть риск отказа в выпуске товара с последующим возбуждением дела об административном правонарушении, в том числе с конфискацией товара.
Решение. Достаточно быть просто внимательным при составлении договора. Однако на долгосрочную и объемную поставку лучше все-таки привлечь юриста, специализирующегося на ВЭД. Александр Кононов, руководитель Управления по сопровождению ВЭД из «Таможенной карты», видит тенденцию, что компании стали чаще обращаться за поддержкой уже с самого начала оформления товара, т.е. уже при составлении контракта.
Сертификация товара
Понять, требуется ли обязательная сертификация для вашего товара, непросто. Требований и технических регламентов по разным видам товаров много. Обязательной сертификации подлежат, например, товары для детей, молочная продукция, продукция легкой промышленности, мебель. Поэтому лучше в этом вопросе обратиться к специалисту, который подскажет, нужна ли сертификация для ввозимого товара или нет. Эксперты «Таможенной карты» помогут найти проверенных партнеров — аккредитованные сертификационные организации и испытательные лаборатории.
Если вы ищете такую компанию самостоятельно, то проверьте, чтобы она работала качественно. Раньше импортер мог обратиться в любую организацию по сертификации, где сертификат оформили бы за 15 минут. Но регулятор стал строже следить за работой таких организаций. Ужесточение правил — правильный путь, потому что у компании должна быть аккредитация для проверки соответствия, отмечает Александр Кононов. Проверить аккредитацию можно через реестры национальной системы аккредитации.
Также необходимо учитывать, что с 1 января 2021 года вступили в силу сразу несколько нормативно-правовых актов, которыми внесены значительные изменения в сфере подтверждения соответствия продукции. Важные изменения внесли в деятельность аккредитованных лиц в области оценки соответствия продукции два приказа Минэкономразвития — № 704 от 24 октября 2020 года и № 707 от 26 октября 2020 года. Документами четко прописаны требования к лицам, которые могут принимать участие в работах по подтверждению оценки соответствия продукции. Сформирован перечень сведений и скан-копий документов, которые органы по сертификации и испытательные лаборатории должны предоставлять Росаккредитации через электронный сервис. В первую очередь нововведения касаются перехода на электронный документооборот: все материалы направляются в электронный сервис ФГИС Росаккредитация в виде скан-копий. Также более прозрачной система стала в части проведения испытаний сертифицируемой продукции: без протокола испытаний, скан-копия которого вносится в электронный сервис, невозможно оформить сертификат. Указанные выше положения закрепляют ответственность самих заявителей за предоставленные в реестр данные и исключают возможность выдачи сертификата без реальных исследований образцов продукции.
Именно поэтому перед сертификацией обязательно требуют ввезти образцы. Для этого есть специальная таможенная процедура. Документы, подтверждающие факт ввоза образцов для сертификации, могут быть затребованы при оформлении основной партии.
Риски. В рамках таможенной проверки или на этапе выпуска товара таможенный орган может не согласиться с тем, что ввезенные товары не подлежат обязательной сертификации, либо установить, что выданный сертификат аннулирован, а выдавший его орган не аккредитован. В этом случае участника ВЭД ожидают серьезные финансовые потери, а подчас и репутационные потери, связанные с отказом в выпуске товаров, возбуждением дела об административном правонарушении.
Решение. Обязательно проверить, требует ли ваш товар сертификации. Обращаться за квалифицированной помощью в надежные сертификационные центры. Оформлять ввоз образцов для сертификации.
Отправка товара
Поставщик должен отправить именно те товары, о которых вы договорились, и в согласованном количестве. Он также должен дать вам сопроводительные документы.
Минимум документов, который должен быть у импортера, — контракт, приложения к контракту: спецификации на товар, инвойс (счет на оплату), упаковочный лист (в нем указывают количество товаров, вес товара без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест), транспортная накладная. Но таможня может запрашивать дополнительную информацию (экспортные декларации, платежные поручения, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию и др.).
На товаре обязательно должна быть маркировка — специальный знак ЕАС (Eurasian Conformity — евразийское соответствие). Он означает, что ввозимый товар прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности. Наносить маркировку должен продавец, но импортер должен за этим проследить.
Риски. Главная сложность в том, что товар и документы отправляет поставщик, но в случае его ошибки отвечать при декларировании будет покупатель. Например, рассказывает Александр Кононов, есть случай, когда предприниматель купил контейнер китайских автомобильных моек на сумму порядка $75 тыс. Он заключил договор, оплатил товар, но при поставке товаров никаких документов вообще не получил, только товарную накладную. Ни номера декларации, ничего. Чем закончилась история, неизвестно, однако ясно, что ввезти такую партию товара было крайне сложно, если вообще возможно.
Также опасны «подарки» от отправителя. Если эти «подарки» не внесены в декларацию, таможня рассмотрит эти «подарки» как незадекларированный товар, составит протокол о нарушении таможенных правил и наложит штраф от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров, с конфискацией или без нее. Поэтому предупредите поставщика, чтобы он ничего не докладывал к грузу без предупреждения и документов.
Если таможня запрашивает дополнительные документы, необходимо их своевременно предоставить. Отсутствие ответа может повлечь отказ в выпуске товара с последующим возбуждением дела об административном правонарушении, в том числе с конфискацией товара.
Решение. Главная рекомендация — быть достаточно внимательным и дать поставщику четкие инструкции, что надо делать, как упаковывать товар. Но иногда стоит проконсультироваться с таможенным специалистом. В частности, возможно обратиться к профильным специалистам «Таможенной карты».
Декларирование
Подать декларацию надо, когда груз поступил на склад временного хранения. Со склада в таможню отправляется отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз.
Сделать это можно самостоятельно в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно. Это позволяют сделать такие цифровые платформы, как тамо • ОС. Сервис поможет не только заполнить и загрузить документы, но и подсветит ошибки при их заполнении, например, если сумма инвойса не сходится с декларацией. Он также напомнит про страховку. Такие нюансы предприниматели могут машинально пропустить, особенно если в компании нет специального подразделения для таможенных вопросов.
После оформления и отправки документов в таможню их проверит инспектор. Взаимодействие происходит в режиме онлайн, поэтому весь процесс вы сможете легко отследить и оперативно ответить на все вопросы. А на основе уже полученной декларации с отметкой о выпуске можно в будущем повторить процедуру и сэкономить время. Просто сохраните декларацию в личном кабинете.
Классификация товара
Классификация товара — выбор кода по товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). От выбора кода зависит размер таможенных платежей, которые импортер должен будет уплатить при ввозе товара.
Классификация товара — всегда индивидуальная процедура, которая зависит от множества критериев. Импортер в первую очередь должен понимать, что за товар он везет, и верно определить код товарной номенклатуры. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.
Риски. Так как код товара определяет таможенную пошлину, есть риск заплатить пошлину не по той ставке, получить штраф и задержку товара на складе.
Решение. Если вы еще плохо разбираетесь в товарной номенклатуре ВЭД и у вас есть сомнения насчет правильности выбранного кода, обратитесь к специалисту. Особенно это важно при первой поставке товара.
Расчет таможенной стоимости
Порядок определения таможенной стоимости регламентирован Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и решениями Евразийской экономической комиссии. Таможенную стоимость определяет сам импортер. Она формируется из стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до пересечения грузом границы России (ЕАЭС). В дополнительные расходы обычно входит страховка, доставка, погрузка. Важно не забыть учесть их в таможенной стоимости.
Таможенные органы будут проверять указанную декларантом стоимость. Они ведут статистику цен на ввозимые товары за несколько лет. У ФТС есть система управления рисками. Таможенники ее часто применяют при проверке стоимости, но предугадать, как она сработает, невозможно — доступ к системе есть только у ФТС. Доначисления могут быть как небольшими, 15–20 тыс. руб., так и огромными.
Более того, уже после выпуска товара таможенный орган может провести проверку за предшествующие три года. Об этом говорит п. 7 ст. 310 Таможенного кодекса ЕАЭС. А законодательством государств-членов может быть установлено, что таможенный контроль проводиться в течение пяти лет. В частности, таможенники могут изменить код классификации товара, метод определения таможенной стоимости.
Практика по корректировке таможенной стоимости или оспаривания кода товара отличается по регионам. В одном субъекте можно проиграть, а в другом по аналогичному делу — выиграть. Специалисты в таможенной сфере отмечают тенденцию: суды стали более глубоко и строго изучать процедуру оформления товара и таможенного контроля. Так, до 2016 года импортеры выигрывали почти в 80% случаев, говорит Александр Кононов. В 2018 и 2019 годах процент снизился до 55–60. Объяснить это можно, во-первых, изменениями законодательства, во-вторых, тем, что суды стали тщательно изучать действия импортера.
Риски. Корректировка таможенной стоимости может стать для вас полной неожиданностью. В практике специалистов «Таможенной карты» есть случай, когда компания много лет ввозила товар по заявленной стоимости, проблем не возникало. Но однажды стоимость скорректировали, увеличив на 6,5 млн руб. При этом весь товар стоил 1 млн. Выяснилось, что другой импортер ввозил идентичный товар самолетом, что увеличивало его стоимость. Это отразилось в системе ФТС и стало причиной доначисления. Компания взяла кредит в банке, оплатила хранение товара на складе временного хранения (на таких складах на платной основе хранятся все товары, ввозимые в Россию), внесла обеспечение, переоформляла и перепродавала декларации и даже пыталась вывезти товар. Но в итоге совместно со специалистами «Таможенной карты» удалось доказать, что заявленная стоимость изначально была верна, и товар выпустили.
Решение. Сервис «Таможенной карты» тамо • ОС помогает учесть все составляющие таможенной стоимости, чтобы избежать базовых ошибок. Если все-таки возникают претензии или вопросы, то для переписки с таможенными органами лучше сразу привлечь специалиста. Александр Кононов рассказывает, что иногда клиенты обращаются поздно, уже на стадии судебного разбирательства. К тому времени, как правило, сделано много ошибок, в первую очередь из-за самостоятельной переписки с таможенными органами. Если декларант что-то не представит, то суд может поддержать таможенные органы исключительно по формальным основаниям, даже если по существу клиент прав. Конечно, и в этом случае можно помочь, но шансы на успех снижаются.
Оплата таможенных платежей
Таможенные платежи можно оплатить самостоятельно, а можно воспользоваться различными сервисами, повышающими удобство взаимодействия с государством. Например, виртуальной или пластиковой картой от платежной системы «Таможенная карта». Она позволяет вносить любые таможенные платежи в режиме 24/7 с привязкой к конкретной декларации. Деньги мгновенно зачисляются в ФТС. Все расчеты проходят через защищенный процессинговый центр. Проконтролировать их вы сможете в личном кабинете.
Новая информация. Обучение
Нехватка знаний, информации, как проработать логистику, как оформить документы — одна из ключевых проблем предпринимателей, отмечают в «Таможенной карте». Проблему можно решить, получив базовые знания о ВЭД на информационных онлайн-курсах. Например, в тамо • школе. Это курсы и база знаний по таможенному оформлению. Он состоит из десяти частей. Из них вы узнаете, что такое ВЭД, на что обратить внимание при заключении сделок и как выбрать поставщика, которому можно доверять, как правильно рассчитать таможенную стоимость и какие методы для этого существуют, как правильно заполнить таможенные документы и многое другое.
После каждой темы надо ответить на вопросы. Они предназначены скорее для самопроверки и наработки практики. Так что если ответ неправильный, то вы все равно сможете перейти к следующей теме. Завершив обучение, вы получите сертификат.
Справка
Тамо — набор удобных сервисов для малого и среднего бизнеса для самостоятельного ведения ВЭД.
В тамо входит:
— тамо • ОС — операционная система для международной торговли;
— тамо • школа — информационные курсы и база знаний по таможенному оформлению;
— тамо • эксперт — консультации по любым таможенным процедурам.
Больше подробностей можно узнать на сайте продукта gotamo.ru (платежная система «Таможенная карта» — регистрационный № 0016 в Реестре операторов платежных систем).
Международная торговля — это привилегия современного мира, которая дает каждому человеку возможность довольствоваться товарами из-за рубежа. Однако ВЭД накладывает особые обязательства на своих участников. Одна из таких особенностей — растаможка грузов. Это довольно сложный тип деятельности и поэтому выполнение задач чаще всего доверяют уполномоченным работникам, а в статье мы подробно рассказываем, кто это такой — таможенный представитель, чем он занимается, его права и обязанности, а также об ответственности перед клиентом.
Определение
Расшифровку следует начать с того, что это юридическое лицо, действующее от имени и по поручению заказчика, защищая и представляя его интересы при растаможке. Все нормы и правила взаимодействия закреплены законодательно в ТК ЕАЭС. В список задач входит проведение всех необходимых мероприятий, которые связаны с оформлением деклараций в ведомстве, осуществлением предварительного осмотра, а также присутствием на досмотрах сотрудниками Службы, если возникает такая необходимость. Дополнительно он может вносить платежи за доверителя и выполнять иные сопутствующие услуги, связанные с грузом, если действия предусмотрены договором. При этом правовые возможности брокера равны правам заказчика: кроме заполнения сопроводительной документации допускается досматривать отправления, открывать упаковку и требовать дополнительные справки и сведения, при условии обоснования необходимости. Начало взаимодействия начинается сразу после подписания соответствующего контракта, если не указаны иные сроки.
Оформить товар можно после передачи всех данных в декларации, все операции и режим которой полностью соблюдены и соответствуют актуальной законодательной базе. Таможенный представитель, как субъект права является юридическим лицом и ответственным посредником перед заказчиком и Службой, так как вся деятельность регулируется статьей 401 ТК ЕАЭС. Для выполнения заказанных услуг брокер должен закрепить за собой статус в качестве юрлица, а также зарегистрироваться в Реестре. При этом профессионал не имеет права осуществлять такую работу, если за ним закреплен статус госпредприятия.
Федеральная Таможенная Служба занимается активным внедрением современных технологий, нацеленных на сокращение временных затрат, оптимизацию ресурсов и экономию средств, что в итоге должно повысить комфорт взаимодействия, осуществляемого преимущественно через интернет. Дополнительное преимущество таких нововведений — повышение прозрачности всех процессов и борьба с коррупцией.
Дополнительно разработаны специальные бланки, которые можно заполнить через компьютер с предварительно установленной программой. Расстояние до самой таможни при таких новшествах совершенно неважно.
Несмотря на значительное облегчение всех процессов к заполнению документации необходимо с максимальной ответственностью: не допускаются ошибки, а в каждом поле точно указывается информация, предусмотренная инструкцией. Заполненная и передаваемая декларация в обязательном порядке заверяется электронно-цифровой подписью, без которой прием справок не осуществляется.
Для обработки полученных Службой форм также используется особое программное обеспечение, которое оперативно анализирует информацию, а ее алгоритм точно выявляет все допущенные неточности. Несоответствия в итоге влекут за собой отказ в регистрации или задержку, а значит, лицо, перевозящее короб через границу, несет существенные временные и финансовые потери.
Чтобы не допустить убытков, специалист, занимающийся оформлением важных бумаг, должен в совершенстве знать инструкцию по заполнению единого бланка, а также регулярно отслеживать вносимые изменения и корректировки.
Кто это такой — таможенный брокер: как работает, его функции, чем он занимается, список обязанностей
В списке обязательных действий специалиста на первом месте стоит именно документальное заверение груза заказчика, описанного при составлении договора. Профессионал действует на таможне только в интересах своего доверителя, а заключенный контракт наделяет его всеми необходимыми правами с возможностью выполнения всех манипуляций.
Исходя из этого общий алгоритм работы складывается из следующих пунктов:
- заполнение всей документации на перевозимые товары;
- размещение посылок под процедуру растаможки;
- предоставление работникам ведомства всех требуемых справок о содержимом, весе и других информационных составляющих;
- оплата назначаемых пошлин, налоговых и иных сборов;
- перенаправление отчетности в соответствующие органы.
В соответствии с содержанием заключенного договора допускается также выполнение иных действий, необходимость в которых возникает при перемещении груза через границу.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Чем занимается таможенный брокер и его ответственность
Все права и обязательства строго регламентируются отдельным рядом законов и приказов (как международных, так и российских). Согласно актуальной законодательной базе, представителем является юрлицо, которое включено в Реестр, согласованный с ФТС. Чтобы подать заявку на включение в Базу, компания-представитель должна отвечать характеристикам:
- являться юридическим лицом (за исключением регистрации в качестве гос.предприятия);
- обязательное заключение договора страхования деятельности, сумма которой равна или превышает ставки, описанные Правительством РФ;
- отсутствие невыполненных обязательств по внесению платежей за растаможку, а также иных сборов, описанных в ТК ЕАЭС;
- все производства по ст. 16.2 КоАП РФ должны быть закрыты или исполнены;
- регистрация в Личном кабинете тамож.представительства;
- наличие установочного капитала и материально-технической базы, которые позволять предоставлять услуги по растаможке.
В дополнение к вышеперечисленным требованиям важно отметить, что все специалисты обязательно подписывают контракт страхования рисков гражданской ответственности, к которой могут привлекаться после нанесения ущерба имуществу заказчика, а также в случае несоблюдения пунктов договора. Сумма начинается от 20 млн руб., но размер осуществляемых выплат должен точно соответствовать нанесенному урону, но не превышает его предельного значения.
Если условия нарушаются исполнителем, ответственность при предоставлении недостоверных сведений при декларировании ложится на работника, а значит он должен будет заплатить штрафы, взыскания и отвечает по административному кодексу самостоятельно. Если правила нарушаются систематически, то компанию исключают из Реестра.
Деятельность, осуществляемая таким профессионалом, подразумевает сохранение и неразглашение конфиденциальных данных. Использование коммерческой, банковской и другой тайны в своих интересах преследуется законом.
Таможенный брокер: как стать представителем таможни в РФ
Все действия, манипуляции и обязанности юридического лица, описанные в договоре, вступают в силу с момента подписания. Документ содержит отдельные пункты об ответственности обеих сторон соглашения.
Первыми в списке обязательных процедур являются:
- анализ отправлений, которые подлежат дальнейшему оформлению;
- определение перечня требуемых документов в зависимости от специфики груза;
- сверка кода по ЕТН ВЭД;
- расчет точных сумм вносимых платежей и пошлины;
- подача сопроводительной документации в ведомство и декларирование.
Декларанты — высококвалифицированные специалисты, ежедневно оформляющие множество различных коробов, отличающихся между собой спецификой, обладающие знаниями в законодательной и логистической сфере, а также являющиеся опытными товароведами. Только специально обученный человек сможет учесть все тонкости при оформлении бумаг и проведет все процедуры в рамках закона, оказав помощь при перемещении продукции через границу с минимумом затрат и исключая риски просрочек.
Безусловно, цена может отличаться даже внутри компании и она преимущественно зависит от статуса заказчика (физическое или юридическое лицо), а также от объема оказываемых услуг. Предпочтительнее выбирать полное сопровождение груза с момента размещения на складах временного хранения и до выпуска из таможни. При этом специалист выполняет такие задачи как:
- бесплатные консультации по вопросам растаможки;
- подготовка и заполнение декларации на месте;
- подсчет платежей, а также внесение средств на депозит Службы при передаче полномочий от клиента;
- проверка нетарифных мер;
- помощь на подготовительном этапе (сбор сертификатов, разрешение или лицензий, входящий в полный пакет документов);
- представление интересов доверителя при стандартных процедурах досмотра, а также иное взаимодействие с представителями ведомства от доверителя;
- сопровождение при выпуске задекларированной продукции;
- исполнение других обязанностей, предусмотренных договором.
Таможенная брокерская деятельность: преимущества взаимодействия
Любое лицо в праве самостоятельно составлять, собирать и заполнять всю документацию, требуемую Службой, для перемещения груза через границу. Следует учесть, что работники структуры максимально тщательно проверяют все входящие акты и лицензии, имеют право произвести дополнительный досмотр. Именно в ходе таких проверок обнаруживается огромное количество ошибок, которые становятся причиной задержек, просрочек при регулярных поставках, которые влекут за собой штрафы, а также возможны незапланированные траты на оплату складов для бережного хранения изделий и коробов. В связи со всеми пунктами можно сделать вывод, что на человека ложится довольно большая ответственность, за которую, при допущении ошибок в документации, придется платить «из кармана».
Официальный брокер — специалист, который ежедневно занимается вопросами перевозок через границу и всегда знает актуальную информацию, осведомлен о корректировках. Представители оформляют документы безошибочно и в кратчайшие сроки, что прямо сказывает на сроках и затратах на растаможку.
Говоря о явных положительных характеристиках сотрудничества с профессионалом, можно выделить следующие пункты:
- отработанные и наиболее результативные схемы взаимодействия с госструктурой, наличие шаблонов для грузов различной специфики и назначения;
- декларирование товаров по стандартизированной схеме, отработанной опытным путем;
- точное соблюдение срока и размера вносимых платежей, соответствие нормативно-правовым актам;
- целенаправленное профвзаимодействие со структурами для наиболее оперативного решения конфликтных и спорных ситуаций;
- услуги по логистическим схемам, а именно подбор подходящих маршрутов направления, точек контроля, что суммарно позволяет ускорить весь процесс оформления и доставки;
- взаимовыгодное сотрудничество, а именно декларирование продуктов клиентов логистических компаний, что выгодно выделяет все достоинства перед конкурентами, а также может использоваться как дополнительный заработок.
Так, современные компании таможенного брокерства готовы работать в совершенно разных режимах:
- импорт и экспорт изделий;
- оформление и передача грузовой товарной декларации;
- временные ввоз и вывоз;
- оформление складоместа на СВХ с обеспечением требуемых условий в зависимости от специфики;
- иное профвзаиможействие.
Для того, чтобы облегчить задачи по учету и регитстрации товаров и продукции, воспользуйтесь специальным ПО от «Клеверенс». В нашем каталоге вы найдете решения, которые подойдут для различных видов бизнеса: от e-commerce до крупных производств.
Правовое положение таможенного представителя: требования и правовой статус брокера
Со стороны сотрудничества назвать какие-либо недостатки для клиента не получится, за исключением необходимости оплаты согласно договору. Однако это правило возможно только при условии сотрудничества с добросовестным и ответственным специалистом. На практике мошенничество в данной отрасли не встречается, так как для оказания услуг клиентам придется подтвердить свой статус, который присваивается только при условии соблюдения отдельных пунктов, которые и можно считать минусами профессии:
- обязательное лицензирование и включение в единый Реестр;
- подача отчетности в ведомство не реже, чем через каждые 6 месяцев;
- оплата 500 тысяч Евро для ведения брокерской деятельности без ограничений;
- несение ответственности за груз и его сохранность перед таможней и заказчиком;
- уплата всех пошлин от имени доверителя и представление его интересов.
Если юридическое лицо работает с регулярным нарушением условий договора, законов и иных нормативных актов, то его исключают из Реестра. Именно такие строгие меры и определение функций о том, кто может быть таможенным представителем позволяют повысить качество оказания услуг заказчикам, а также отслеживать законность всех манипуляций.
На самом деле, уже начиная с 2019 года все процессы по внешне-экономической деятельности претерпевают изменения, возникшие из-за девальвации, наложения санкций, интеграции программы импортозамещения. Представительство при этом стало менее востребовано по причине внедрения электронных сервисов с подсказками для пользователей. Таким образом, рынок развивается по демпинговому принципу, то есть тот, кто дешевле предложит помощьу — будет более востребован. Европейский опыт показывает, что сегодня работа профессионала стоит не более 30 Евро. Критичное занижение цен в реальной ситуации вынуждает находить постоянных клиентов для взаимодействия и заключать с ними долгосрочные контракты.
Что делает таможенный брокер и сколько это стоит
Оплата за работу производится согласно заключенному соглашению. Контракт всегда содержит в себе информацию и сведения о характере груза, специфике планируемой процедуры, региона производимого контроля, а также иных факторов:
- Банковская гарантия на 500 тысяч Евро, при этом он самостоятельно оплачивает ежегодно от 2% суммы (от 760 000 руб.).
- Оплата СВХ. Стоимость места разная, но в среднем по России это 3000 рублей.
- Повышение лояльности и повышение скорости «решения вопросов» в структурах, а именно коррупционная составляющая.
- Оплата аренды офиса, зарплата персоналу и продление лицензий на программное обеспечение.
Таким образом, таможенный представитель — это посредник, оказывающий профессиональную помощь на границах с оформлением импорта и экспорта различных изделий. Его глубочайшие знания помогают исключить просрочки и проходить все контрольные процедуры с максимальным комфортом, ведь буквально все задачи можно переложить на его «плечи», в то время как сам заказчик может спокойно заниматься вопросами личного бизнеса.
Количество показов: 10806
12 окт. 2021 г.
При перемещении грузов через границу бизнес обязательно сталкивается с таможней. Некоторые общаются с ней самостоятельно, другие привлекают для этого таможенного представителя как аккредитованного посредника. Давайте разберёмся, зачем нужен такой посредник и какая от него польза.
Кто такой таможенный представитель?
Таможенный представитель – он же тампред или таможенный брокер – это компания, которая уполномочена взаимодействовать с таможней от лица импортёра или экспортёра и несёт полную ответственность за результаты такого взаимодействия.
Тампред берёт на себя весь цикл таможенного оформления: сбор и подготовку документов, расчёт платежей, подачу декларации, ответы на запросы таможни, общение с инспектором. Ежедневно работая с разными клиентами и грузами, тампред всегда в курсе законодательных нововведений, вступления в силу очередных подзаконных актов и рекомендаций профильных министерств.
Некоторые таможенные представители имеют статус уполномоченного экономического оператора, который даёт значительные преференции при прохождении границы: отсрочку таможенных платежей, ускорение всех процедур, отсутствие валютного контроля и другие. Такому брокеру можно поручить стать техническим импортёром, чтобы воспользоваться этими преимуществами. В таком случае клиент покупает ввезённый товар уже на территории РФ в рублях и с НДС у таможенного брокера и не становится участником ВЭД.
Помимо таможенного оформления многие таможенные брокеры оказывают дополнительные услуги, которые позволяют организовать поставку под ключ, среди них: логистика, сертификация, помощь в маркировке товара и другие.
Что делает таможенный представитель?
Главная задача таможенного представителя – знать детали, которые позволят клиенту не платить лишнее и учесть все обязательные расходы. Итак, с чем поможет таможенный представитель:
- рассчитает все затраты на поставку, начиная от логистики и заканчивая таможенными платежами;
- составит список документов для таможенного оформления: вы будете точно знать, что именно нужно подготовить; и, скажем, нотификация ФСБ при ввозе невинной детской игрушки не станет сюрпризом уже по приезду груза на терминал;
- соберёт и проверит все документы на соответствие требованиям таможни: например, контракт на внешнеэкономическую сделку в Meridian проверяют юрист и главный бухгалтер. Они дают рекомендации по корректировкам и предлагают согласовать их с зарубежным партнёром;
- проверит, «проходная» ли цена: это важнейший параметр в декларации – слишком высокая цена импортного товара может вызвать подозрение в выводе валюты за рубеж, а слишком низкая – в стремлении снизить сумму таможенных платежей;
- сориентирует о необходимости сертификации: стулья, ввезённые для меблировки ресторана, требуют декларацию о соответствии техрегламентам Таможенного союза, но эти же самые стулья, ввезённые для собственного офиса, освобождены от такого требования – опытный брокер сориентирует вас, исходя из условий именно вашей поставки;
- подаст декларацию и будет общаться с инспектором: для этого у брокера есть отдельные специалисты, которые называются декларантами; именно они берут на себя правильное заполнение декларации, подачу собранного пакета документов и отработку вопросов и уточнений проверяющего инспектора.
Ошибки на любом из описанных выше этапов – это не только потерянное время и деньги, но и риск получения от ФТС дела об административном правонарушении. Более того, если сумма недополученных таможенных платежей превысит 2 миллиона рублей, то возбуждается уголовное дело. Помимо этого, в случае если вы подобрали не верный код, ТН ВЭД таможня скорректирует его, а значит сумма таможенных платежей может измениться. Также может измениться и комплект документов, необходимый для таможенного оформления.
Сколько стоят услуги таможенного представителя?
Обычно стоимость услуг таможенного представителя – это цена за оформление одной декларации. У нас это 15 000 рублей в случае импорта и 12 000 рублей для экспортных операций. Но это средняя цена — точная стоимость услуги зависит от параметров груза и скидок. Оставьте заявку — мы сделаем точный расчет и расскажем подробности.