1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин
Статья 23. Протест прокурора
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест — это правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта, и добивается восстановления нарушенного права. Протест представляет собой документ прокурорского реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.
«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».
Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.
В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.
Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.
Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.
Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.
Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест как акт прокурорского реагирования на незаконные правовые акты
Каметова Полина Александровна, магистрант
Уральский государственный юридический университет им. В.Ф.Яковлева
Аннотация. Действующее в Российской Федерации законодательство определяет прокуратуру как централизованную федеральную единую систему органов и организаций. Основными направлениями надзорного органа считаются: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, уголовное преследование и иные. Для каждого из них характерны определенные меры реагирования. Так, например, в рамках осуществления прокурором надзора за соблюдением законодательства активно используется протест. Его цель заключается в том, чтобы добиться устранения нарушений на досудебной стадии. Несмотря на универсальность и эффективность данной меры, практика принесения протеста свидетельствует о том, что возникает ряд проблем и вопросов при его подготовке, принесении и исполнении.
Ключевые слова: протест, прокурор, акт прокурорского реагирования, надзор, прокурорское реагирование.
При анализе особенностей надзорной и ненадзорной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации исследователи зачастую используют такую категорию как «акты прокурорского реагирования». В действующем законодательстве отсутствует не только дефиниция данного понятия, но и форма его воплощения; термин носит сугубо научный характер. Мнения ученых относительно толкования понятия расходятся. Н.Н. Чувелева под ними понимает ответную меру на выявленные нарушения. С мнением автора стоит не согласиться, поскольку не всегда акт прокурорского реагирования связан с нарушением закона. Подтверждением тому является предостережение о недопустимости нарушения закона. Е.Р. Ергашев, М.Н. Мирошниченко предлагают следующее определение: «Акты прокурорского реагирования – специфические установленные законом правовые средства, применяемые указанными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществления своих надзорных и ненадзорных полномочий»[1]. О.Н. Коршунова считает: «Это документы, в которых отражается осуществляемая прокурором деятельность и ее результаты, выводы, предписания, которые могут быть представлены как в императивной, так и в диспозитивной формах»[2]. Определение, предложенное ученой, в сравнении с определением Е.Р. Ергашева и М.Н. Мирошниченко, более узкое. В целом соглашаясь со всеми предложенными мнениями авторов, думается, что, прежде чем предложить толкование термина «акты прокурорского реагирования», необходимо выделить его основные характеристики:
1. Представляет собой результат деятельности уполномоченного сотрудника прокуратуры при осуществлении им полномочий;
2. Должен быть основан на действующем в государстве законодательстве;
3. Облачен в форму правоприменительного акта с определенной структурой, содержащей вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части. Содержит данные о месте, дате составления; субъекте, в отношении которого составляется; сути нарушения закона (возможного нарушения закона); сведения о действиях, которые необходимо предпринять для устранения нарушений;
4. Носит индивидуальный характер — акт обращен к определенному должностному лицу, органу или организации в связи с конкретными нарушениями закона (возможными нарушениями);
5. Преследует цель восстановить законность, посредством устранения выявленных нарушений или причин и условий, способствующих в дальнейшем совершению нарушения;
6. Как юридический факт создает, прекращает или изменяет определенные правоотношения;
7. Носит опосредованный характер, нарушения устраняют не прокуроры, а лица, их допустившие;
8. Имеет срочный характер;
9. Содержит требование об обязательности рассмотрения;
10. Перечень актов реагирования исчерпывающий.
Актом прокурорского реагирования признается правовое средство реагирования на нарушение закона (возможное нарушение), выявленное прокурором в процессе осуществления деятельности, со стороны органов власти, их должностных лиц, организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы, выраженное в форме документа и преследующее цель восстановление законности. Реагирование должно отвечать требованиям императивности, оперативности, своевременности, обоснованности, справедливости и конкретности. Выбирая тот или иной акт реагирования, прокурор исходит из следующих обстоятельств: фактические обстоятельства дела; причины, вызвавшие нарушение закона (возможное нарушение закона); характер нарушения (возможного нарушения); степень вины правонарушителей; последствия нарушения (возможного нарушения).
Объектом исследования в рамках настоящей статьи является такой надзорный акт прокурорского реагирования, как протест. Протест, несмотря на то, что является исторически первым актом реагирования (появление относится к периоду правления Петра I), не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. В качестве примера подтверждения следует привести статистические данные основных показателей работы органов прокуратуры республики Коми с января по февраль 2022 года, опубликованные на официальном сайте прокуратуры республики Коми https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_11. Так, за два истекших месяца 2022 года количество принесенных протестов, превышает количество иных актов реагирования: шестьсот шестьдесят шесть протестов (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – шестьсот семнадцать), пятьсот пятьдесят три иска (заявления), направленных в суд (АППГ – пятьсот семьдесят шесть), пятьсот представлений (АППГ – триста восемьдесят три), семнадцать предостережений о недопустимости нарушения закона (АППГ – шестнадцать). Практика принесения протестов на территории Новосибирской области отличается. Данные результатов деятельности прокуратуры Новосибирской области с января по февраль 2022 года, опубликованные на официальном сайте https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_54, следующие: тысяча четыреста семьдесят пять протестов (АППГ – тысяча семьдесят пять), четыреста тридцать пять исков (заявлений), направленных в суд (АППГ – четыреста двадцать девять), три тысячи двести двадцать пять представлений (АППГ – две тысячи девятьсот восемьдесят пять), триста семьдесят четыре предостережения о недопустимости нарушения закона (АППГ – триста семьдесят пять). Количество протестов в анализируемом периоде в сравнении с АППГ выросло на тридцать семь и два процента.
В статье 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) содержатся общие условия для принесения протеста. Ряд ученых и практикующих юристов отмечают о необходимости дополнения указанной нормы официальной дефиницией понятия «протест прокурора», предлагая свои варианты. Т.А. Рабко определяет: «Протест – юридический акт, в форме которого прокурор дает указания по поводу отдельных случаев нарушения законности, выразившихся в виде издания незаконного акта управления, и добивается устранения нарушений»[3]. Ф.Ф. Галиев считает, что: «Протест – это мера реагирования на противоправный акт государственного органа, органа местного самоуправления, органов контроля, управления коммерческой или некоммерческой организацией или соответствующих должностных лиц, содержащий мотивированное требование о его отмене или приведении в соответствие с законом»[4]. П.М. Любчикова понимает под протестом: «Регламентированное законом официальное возражение от имени государства, обращенное к определенным субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение»[5]. Обобщая приведенные дефиниции понятия «протест», необходимо отметить, что мнения ученых, раскрывающие ту или иную характеристику данного акта прокурорского реагирования, в целом схожи. Согласиться с утверждением о необходимости дополнения статьи 23 Закона о прокуратуре нормой, содержащей определение термина «протест» не представляется возможным, поскольку на уровне подзаконного нормативного правового акта, а именно в пункте 22 Приложения № 1 приказа Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 года № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» уже содержится данная дефиниция: «Протест – акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт государственного органа или должностного лица, содержащий мотивированное требование об отмене незаконного правового акта или приведении его в соответствие с законом»[6]. Протест обладает как общими характеристиками, свойственными для всех актов прокурорского реагирования, так и индивидуальными. На последних следует остановиться подробнее, поскольку ряд из них связан с проблемами практической реализации.
1. Приносится на действующий правовой акт, полностью или частично противоречащий закону. Несмотря на то, что законодатель определил границы предмета опротестования, в научной литературе до сих пор идут дискуссии. С.В. Отческая полагает: «Предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица. Прокурорам приходится нередко использовать право принесения протеста в случаях обращения к нему граждан с жалобами на устное распоряжение руководителя предприятия, учреждения или организации о задержке выдачи заработной платы или об отказе в выдаче трудовой книжки работнику, подавшему заявление об увольнении. На основе поступившей жалобы, прокурор приносит протест на предмет отмены этих устных распоряжений должностного лица»[7]. Поддерживает указанную точку зрения О.В. Воронин: «В исключительных, грубых случаях нарушения закона допустимо принесение протеста и на отдельные противоправные действия должностных лиц»[8]. Противоположной позиции придерживается С.В. Филипенко. Ученый отмечает: «Протест может быть принесен лишь на правовой акт, принятый должностным лицом либо коллегиальным органом. Ранее в прокурорской практике встречались случаи, когда протесты приносились на различные договоры между гражданами и организациями, содержащие положения, противоречащие закону. Такой подход в корне неправилен, поскольку указанные документы не являются правовыми актами, а представляют собой добровольные соглашения между субъектами гражданско-правовых отношений»[9]. С мнением автора следует согласиться. Позиции, предложенные С.В. Отческой и О.В. Ворониным, не только противоречат буквальному толкованию части 1 статьи 23 Закона о прокуратуре, но и не соответствуют положениям общей теории права в части того, что одной из характеристик правового акта является письменная форма.
Правовой акт, на который приносится протест, может быть представлен, например, в форме законов, приказов, постановлений, распоряжений, т.е. он может быть как нормативный, так и правоприменительный. Формулировку законодателя «противоречащий закону» следует трактовать в широком смысле, а именно несоответствие Конституции Российской Федерации, международным договорам, законам и подзаконным нормативным правовым актам, в том числе региональным, и т.д.
2. Правом принесения протеста обладает прокурор и его заместитель. Помощники прокурора по результатам проведения надзорных мероприятий и выявления положений правового акта, не соответствующего действующему законодательству, готовят проекты протестов.
3. Протест приносится должностному лицу или в орган, издавшим правовой акт, противоречащий закону. В случаях, если имеются основания полагать, что указанные лица, отклонят протест, или когда на издание незаконного акта следует обратить особое внимание ввиду его общественной опасности, прокурор вправе направить акт реагирования в вышестоящий орган или должностному лицу.
4. Общий срок рассмотрения протеста составляет 10 дней со дня поступления адресату. Исключениями являются: 1. принесение протеста на решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В указанных случаях срок рассмотрения акта прокурорского реагирования увеличивается до ближайшего заседания коллегиального органа; 2. наличие исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона. Общий срок сокращается до того количества дней, которое прокурор посчитает достаточным для устранения нарушений. Предоставление данного права прокурору обосновано, поскольку появляется возможность уменьшить вред от незаконного акта. Законодатель, используя оценочную категорию «исключительные обстоятельства, требующие немедленного устранения нарушения закона», предоставил ученым еще один повод для дискуссий.
Ф.Ф. Галиев, С.Н. Бабаев отмечают, что правило применяется, когда исполнение акта связано с угрозой наступления или наступлением опасных последствий, например, нанесение вреда здоровью, причинение материального ущерба, дезорганизация деятельности государственных органов. Соглашаясь с указанной позицией, С.В. Филипенко указывает также на необходимость закрепления термина в Законе о прокуратуре. Поддержать мнение ученого сложно, поскольку, как уже указано выше, исследуемая категория является оценочной. Думается, что, используя её, законодатель умышленно не стал ограничивать возможные случаи исключительных обстоятельств, ввиду их изменчивости и разнообразия.
Необходимо отдельно остановиться на сроках принесения протеста и сроках принятия по нему решения. Первые не вызывают вопросов, поскольку принесение протеста является результатом надзорной деятельности прокуратуры, которой, в свою очередь, свойственна оперативность и незамедлительность реагирования. Сроки принятия решения по протесту законодательно не урегулированы. На практике зачастую анализируемые сроки не совпадают. Адресат может умышленно или непреднамеренно, отчитавшись в десятидневный срок, не предпринять конкретных действий по устранению указанного в протесте нарушения. Думается, что в целях устранения подобных ситуаций необходимо внести изменения в статью 23 Закона о прокуратуре, предусмотрев норму о сроках принятия решения по протесту и обязанности в эти сроки сообщить о результатах в прокуратуру.
5. К содержанию, как к официальному документу надзорного органа, предъявляется ряд требований. Так помимо сведений, которые должны быть в него включены, как и любой иной акт прокурорского реагирования, он должен содержать: 1. наименование и реквизиты правового акта, на который приносится протест; 2. цитирование части (абзаца, пункта, части, статьи) или полностью акта, противоречащих закону; 3. наименование и реквизиты закона, которому противоречит опротестовываемый акт, в том числе с указанием конкретной нормы; 4. аргументированное обоснование необоснованности и незаконности правового акта; 5. сроки рассмотрения протеста; 6. обязанность лица, которому приносится протест, сообщить письменно о результатах рассмотрения; 7. указание на обязанность уведомить о дате рассмотрения.
В.А. Кузьмин и Е.В. Китрова в качестве еще одного обязательного элемента протеста называют: «предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести)»[10]. Аналогичной позиции придерживается Ю.А. Зюбанов: «Протест содержит требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий действующему закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с законодательством или его отмене»[11]. Признавая обоснованность и значимость внесения в протест конкретных предложений по устранению нарушений, на данный момент такие требования будут считаться незаконными. На это указывал Верховный суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 года № 59-АД11-1: «Законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме»[12]. Действуя в соответствии с требованиями закона, прокурор обязан указать в протесте лишь на обязанность рассмотреть его и привести правовой акт в соответствие с законодательством. Подобная формулировка критикуется С.В. Филипенко: «Формулировку «привести опротестованные акты в соответствие с федеральным законодательством» без изложения возможных действий, полагаем неправильной. Такое неконкретное предложение ведет к тому, что правонарушитель под различными предлогами может затягивать устранение нарушений закона. Если прокурор излагает свое предложение конкретно, то он может проконтролировать, насколько правильно оценили его предложение; насколько полны их действия»[9]. С мнением автора следует согласиться, решение проблемы видится во внесении изменений в статью 23 Закона о прокуратуре путем закрепления права прокурора включать в протест конкретные предложения о способах устранения нарушений.
Форма протеста официально не утверждена, нормативно не закреплены требования к его содержанию. Выделенные в рамках настоящей статьи условия, подлежащие указанию в протесте, обобщены на основании теории и практики его использования. Ученые рассуждают о необходимости закрепления на уровне подзаконного нормативного акта формы протеста. Думается, что необходимость в этом отсутствует, поскольку данный акт прокурорского реагирования, являясь официальным документом надзорного органа, обладает творческой составляющей. Основные же обстоятельства, подлежащие обязательному отражению в документе, неявно, но содержатся в тесте Закона о прокуратуре.
6. Принесение протеста преследует определенные цели. С учетом указанного выше, может сложиться впечатление, что данные цели сводятся исключительно к отмене или изменению положений опротестовываемого правового акта, однако, конечной целью протеста, является защита прав человека, общества и государства, а также обеспечение верховенства закона.
7. Один из немногих актов прокурорского реагирования (исключения составляют также протест на приговор, решение, постановление или определение суда и требование об изменении нормативного правового акта), который может быть отозван. Думается, что законодатель, предоставив такую возможность, допускал вероятность изменения обстоятельств, из которых исходил прокурор, например, принятие нового правового акта или установление ранее неизвестных факторов, требующих отступления от избранной позиции. Правом отозвать протест обладает только лицо его принесшее. Думается, что в целях исключения фактов необоснованного направления протестов, указанным правом необходимо наделить вышестоящих прокуроров. Отозвать акт возможно только до его рассмотрения.
8. Действие правового акта, противоречащего закону, не приостанавливается в случае принесения протеста. Данная характеристика с момента проведения судебно-правовой реформы является предметом активных дискуссий ученых. О.В. Воронин не согласен с данной позицией законодателя, обосновывая это тем, что полномочие прокурора на приостановление позволило бы как исключить негативные последствия действия акта, так и побудить поднадзорного субъекта незамедлительно устранять нарушения. Противоположной позиции придерживаются В. В. Бойцова, Ф.Ф. Галиев, С.В. Филипенко. Так последний отмечает: «Присоединяюсь к мнению ученых, отрицающих необходимость наделения прокурора данным правом, поскольку считаю, что, с одной стороны, реализация этого права повлечет за собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, а с другой – предложение не учитывает всех возможных (прежде всего экономических) последствий приостановления действия правовых актов»[9].
Нередки на практике случаи злоупотребления со стороны поднадзорных прокуратуре субъектов. Должностные лица уклоняются от выполнения требований протеста путем их игнорирования или отклонения, в том числе оспаривания в судебном порядке. Это неизбежно ведет к тому, что срок действия незаконного правового акта увеличивается, и, как следствие, под угрозу нарушений ставятся интересы граждан, общества и государства. В качестве примера следует привести апелляционное определение Свердловского областного суда от 29 октября 2020 года по делу № 33а-13691/2020. Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обращалось в Кировский районный суд города Екатеринбурга с целью признать незаконным протест прокуратуры Свердловской области на приказ об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Вторичные драгоценные металлы». Решением суда первой инстанции требования Министерства удовлетворены, протест признан незаконным. Не согласившись с решением, прокуратурой Свердловской области подана апелляционная жалоба. Свердловский областной суд решение Кировского районного суда города Екатеринбурга отменил и принял новое решение, которым в удовлетворении административного иска Министерства к прокуратуре Свердловской области о признании незаконным протеста отказано. Решение Свердловского областного суда поддержано Седьмым кассационным судом общей юрисдикции.
Несмотря на указанные выше факты, поддержать позицию ученых о наделении прокуратуры правом приостановления действия опротестовываемого правового акта не представляется возможным. Одним из аргументов этому может стать право прокурора сократить общий срок рассмотрения протеста (анализ данного права приведен выше).
Обобщая указанные выше характеристики, следует отметить, что протест только тогда достигнет целей принесения, когда будет законным, оперативным и убедительным. Статья 23 Закона о прокуратуре, регулирующая порядок принесения протеста, в целом остается неизмененной с 1992 года. За двадцать лет с момента принятия закона экономические, социальные и политические отношения коренным образом изменились. Исследование, проведенное в рамках настоящей статьи, свидетельствует о том, что существующие проблемы при реализации прокурором обязанности по принесению протеста связаны с несовершенством действующего законодательства. В целях их устранения предлагается внести следующие изменения в Закон о прокуратуре:
1. закрепление нормы о сроках принятия решения по протесту и обязанности в эти сроки сообщить о результатах прокурору;
2. наделение вышестоящего прокурора правом отзыва протеста;
3. дополнение нормой, предоставляющей прокурору право включать в протест конкретные предложения о способах устранения нарушений.
Список литературы
1. Ергашев Е.Р., Мирошниченко М.Н. К вопросу о средствах прокурорского реагирования в сфере экологического законодательства [Электронный ресурс] // Экологическое право. – 2007. № 5. – Режим доступа к ст.: Консультант Плюс. Версия Проф;
2. Коршунова О.Н., Лавров В.В., Никитин Е.Л., Головко И.И., Кулик Н.В., Исламова Э.Р., Плугарь Д.М., Дытченко Г.В., Коряченцова С.И., Кустов М.Н., Васильева А.В., Левченко О.А., Мельникова М.Б., Рубцова О.Н., Стеля В.А., Талья Е.А. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] // РУСАЙНС. 2019. – Режим доступа к ст.: Консультант Плюс. Версия Проф;
3. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика [Электронный ресурс] // Журнал российского права. –февраль 2002. № 2. – Режим доступа к ст.: https://cyberleninka.ru;
4. Галиев Ф.Ф. Протест прокурора как акт правоприменительный [Электронный ресурс] // Правовое государство: теория и практика. –2012. № 3 (29). – Режим доступа к ст.: https://elibrary.ru;
5. Любчикова П.М. Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. № 3. – Режим доступа к ст.: https://cyberleninka.ru;
6. О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 года 450 (ред. от 27 мая 2021 года) // Законность. – 2011. – № 12; Законность. – 2021. – № 7;
7. Отческая Т.И. Прокурорский надзор как средство обеспечения законности в сфере государственного управления (по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан): автореферат дис. канд. юрид. наук. [Электронный ресурс] // Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 1999. – 26 ст. – Режим доступа к ст.: https://dissercat.com;
8. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – 266 с.;
9. Филипенко С.В. Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов [Электронный ресурс] // Российский юридический журнал. – 2014. № 3 (96). – Режим доступа к ст.: https://elibrary.ru;
10. Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) от 2007 года [Электронный ресурс] // Режим доступа к ст.: Консультант Плюс. Версия Проф;
11. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] // М.: Проспект, 2018. 400 с. – Режим доступа к ст.: Консультант Плюс. Версия Проф;
12. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 59-АД11-1 Электронный ресурс // Консультант Плюс. Версия Проф.
21.
Протест прокурора на противоречащие
закону правовые акты
В соответствии со ст. 23
ФЗ «О прокуратуре РФ» «прокурор или его
заместитель приносит протест на
противоречащий закону правовой акт:
-
В орган или должностному
лицу, которые издали этот акт; -
В вышестоящий орган или
вышестоящему должностному лицу; -
Обращается в суд в
порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством РФ.
Протест подлежит
обязательному рассмотрению не позднее
чем в десятидневный срок с момента его
поступления, а в случае принесения
протеста на решение представительного
(законодательного) органа субъекта РФ
или органа местного самоуправления —
на ближайшем заседании. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного
устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок
рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору в письменной форме. При
рассмотрении протеста коллегиальным
органом о дне заседания сообщается
прокурору, принесшему протест. Протест
до его рассмотрения может быть отозван
принесшим его лицом.
Протест прокурора
представляет собой одно из основных
правовых средств реагирования прокурора
на выявленные нарушения закона. Протест
приносится на правовой акт в случае его
противоречия закону. В нем заключается
требование об устранении имеющихся
противоречий, приведении акта в
соответствие с действующим
законодательством либо его отмене.
Сфера применения протеста
ограничена только правовыми актами.
Принесение протеста следует рассматривать
не только как право, но и как обязанность
прокурора. Прокуроры районов, городов
вправе приносить протесты на правовые
акты органов местного самоуправления,
органов контроля районного звена, их
должностных лиц. Определение органа, в
который приносится протест, производится
прокурором исходя из конкретных
обстоятельств, характеризующих состояние
законности в органе, издавшем незаконный
правовой акт, содержание установленных
в акте противоречий и актуальность их
устранения, масштабы распространенности
нарушений, представленных в подлежащем
опротестованию акте. Протест приносится
в орган, издавший противоречащий закону
правовой акт, при наличии данных о
реальности серьезного и ответственного
подхода к его рассмотрению.
В законе форма протеста
не определяется, однако в практике
прокурорского надзора, по существу,
единственной признается письменная
форма. Его обязательными реквизитами
являются:
— точное название органа,
в который приносится протест;
— наличие акта, являющегося,
по мнению прокурора, противоречащим
закону;
— конкретное название
закона и его положений, в противоречие
с которым вступил опротестованный
акт;
— обстоятельства, дающие
основание для вывода о его незаконности;
— четкое изложение
требований прокурора со ссылкой на
правовые нормы, регламентирующие
процедуру принесения и рассмотрения
протеста;
— подпись лица, принесшего
протест, с указанием должности и классного
чина.
Возможность отзыва
протеста допускается только до его
рассмотрения.
Соседние файлы в папке proknadzor
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #