Санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера.
Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования надо использовать как одну из составляющих образовательного процесса, интегрируя в специфичные для детей дошкольного возраста виды деятельности. В обязанности педагога входит контроль за санитарно-гигиеническими условиями при работе с компьютером.
При организации работы с компьютером необходимо соблюдать следующие гигиенические требования к видеомонитору, помещению, размещению ребенка за столом, продолжительности занятий, профилактике общего и зрительного утомления.
Основное негативное воздействие на организм оказывает зрительно-напряженная работа с видеомонитором. В зависимости от продолжительности работы за ним могут наблюдаться: покраснение глаз, зуд, «мурашки» и двоение в глазах, головные боли. Причина этих явлений — особенности экранного изображения (самосветящееся, а не отраженное, маленький контраст и пр.). Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с монитором, но совсем избежать его не удается.
При оборудовании рабочего места пользователя ПК необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.
Расстояние между рабочими столами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно составлять не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями — не менее 1,2 м. Столы для ПК должны быть одноместными.
Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31 см. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка, или чуть ниже, на расстоянии не менее 50 см. Необходимо следить, чтобы в процессе работы малыш не приближался к экрану, не заходил за заднюю панель компьютера.
Наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона. Предпочтительнее расположение цветных знаков на экране видеомонитора на светлом фоне.
Для снижения общего и зрительного утомления предлагается проведение специальных упражнений для глаз, которые могут выполняться на рабочем месте.
Площадь в компьютерном зале на одно рабочее место должна составлять не менее 4,5-6 м². Количество мест не должно превышать 12. Компьютеры размещают по периметру на расстоянии 1 м от стены.
При отделке интерьера используют материалы, не выделяющие вредных соединений и веществ в воздух, поверхность пола в компьютерном зале должна быть ровной, не скользкой, с антистатическими свойствами. Запрещена окраска стен в темные тона. Желательно, чтобы компьютерный зал был ориентирован на север, северо-восток. Оптимальные параметры температуры воздуха 19-20 °С.
Ввод в эксплуатацию помещения осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам.
Ежедневно перед началом и после окончания занятий необходимо проводить влажную уборку зала и протирать экраны выключенных компьютеров.
Занятия с использованием компьютеров проводят в дни с наиболее высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) один раз в день и не чаще З раз в неделю. Продолжительность работы с компьютером, на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин. и для детей 6 — 7 лет — 15 мин. Для снижения утомляемости во время занятий на компьютере чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в ДДУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающий ее безопасность для детей.
Занятия на компьютере должны проводиться в присутствии педагога или преподавателя, прошедшего инструктаж по технике безопасности при работе на компьютере.
На первом занятии в компьютерном зале педагог в виде краткой беседы, содержащей четкие и конкретные указания, знакомит детей с условиями и содержанием рабочего места, назначением ограждений и приспособлений, с обязанностями детей.
Памятка «Правила работы с компьютером для детей»
Использование компьютера в современном мире – необходимость для взрослых и детей. Работа в офисе, выполнение школьных заданий, занятия на курсах дополнительного образования. Везде нужен компьютер. Рекомендованные нормы использования в 15-30 минут в день не соблюдаются. И дети начинают болеть «компьютерными болезными» — снижение зрения, ухудшение осанки и даже искривление позвоночника, гиподинамия (малая подвижность мышц со всеми вытекающими отсюда последствиями). Чтобы избежать таких печальных перспектив и сделать пребывание за компьютером комфортным для ребенка, мы составили эту памятку с правилами работы за компьютером для детей. Но подойдут они и их родителям.
Нормы работы с компьютером для детей
Время работы ребенка за компьютером, которое рекомендуют специалисты – 20 минут дошкольники, 30 – 60 минут младшие школьники. Эти нормы, к сожалению, не всегда соблюдаются. Поэтому нужно составить правильный режим для детей, регламентирующий работу за компьютером.
Иногда дети сидят за компьютером дольше, чем взрослые. Детский организм не предназначен для подобного вида нагрузок. Это может привести к непоправимым последствиям для здоровья.
Пока родители на работе, дети начинают играть в компьютерные игры. Проследите за играми, которые установлены на ваш компьютер. Исключите агрессивные, наносящие вред психологическому здоровью ваших детей.
Создайте для вашего ребенка собственный компьютерный уголок. У него должны быть соответствующие возрасту и росту стол и стул. Монитор должен быть установлен на уровне глаз. Не нужно, чтобы шея вытягивалась лишний раз вверх или вниз. Ноги должны касаться пола или стоять на подставке.
Что нельзя делать за компьютером
+ Не стоит долго сидеть за компьютером. Даже если нужно выполнить какое-то школьное задание, требующее длительного пребывания за компьютером, нужно устраивать себе периодические разминки и выполнять упражнения для глаз.
+ Не работайте за компьютером в положении лёжа, ведь это сильный удар по зрению.
+ Не работайте за компьютером в темноте.
+ Не сидите за компьютером дольше 1,5 – 2 часов в день.
+ Не устанавливайте яркость монитора на максимум.
+ Не работайте за компьютером перед сном.
+ Не работайте за компьютером с мокрыми руками.
+ При возникновении ошибок или каких-либо неисправностей работы компьютера, необходимо обратиться за помощью к родителям.
+ Не кладите ногу на ногу и не вытягивайте ноги во время работы за компьютером. Это лишняя нагрузка на спину.
Правила сидения за компьютером
+ В настройках монитора установите комфортный для глаз режим мерцания.
+ На мониторе не должны появляться блики во время использования. Избегайте прямого попадания солнечного или искусственного света на монитор.
+ Идеальный размер монитора – не менее 17 дюймов.
+ Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.
+ В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.
+ Используйте дополнительное боковое освещение слева.
+ Если необходимо перепечатать текст из книги или с листов бумаги, установите их близко к экрану, чтобы глаза не напрягались при постоянном движении от текста к монитору.
+ Если ноги не достают до пола, необходимо установить под них комфортную подставку.
+ Спину необходимо держать прямо.
+ Чтобы снизить нагрузку на поясницу, можно подложить между спинкой компьютерного стула и спиной валик.
+ Для разгрузки кистей рук, можно сделать подставку под клавиатуру. Чтобы руки не уставали, их необходимо держать над клавиатурой. Клавиатуру лучше выбрать светлого цвета. От темной клавиатуры глаза быстрее устают.
+ Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности. Если дома есть турник, то можно повисеть на нем, расслабив все тело.
+ Если в редких случаях ребенок работает за ноутбуком на диване, используйте подставку для ноутбука и подложите ему под спину подушку. Работу на диване стоит минимизировать или исключить полностью.
+ Для дополнительного комфорта глаз можно использовать специальные очки для работы за компьютером.
+ Старайтесь пить больше воды во время работы за компьютером. Это полезно для всего организма в целом и для суставов, которые находятся в скованном положении.
Упражнения для глаз
+ Отвести взгляд от монитора и закрыть глаза.
+ Не открывая глаз, зажмуриться 10 раз.
+ Интенсивное моргание 10 раз.
+ «Рисовать» закрытыми глазами геометрические фигуры.
+ 10-15 раз переводить взгляд от самой отдаленной точки до кончика носа.
+ Массаж висков по часовой и против часовой стрелки.
Очень важный совет – это контроль ребенка во время работы за компьютером. Следите за тем, как он сидит за компьютером и что делает в это время. Тогда вы сможете сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье вашего ребенка. Будьте примером для него – приучитесь сами следить за осанкой, вместе делайте упражнения для осанки и зрения. Регулярно ходите на длительные пешие прогулки. Найдите любимый вид спорта. Даже простое катание на велосипеде принесет вам огромную пользу.
Нормы работы с компьютером для детей
Время работы ребенка за компьютером, которое рекомендуют специалисты – 20 минут дошкольники, 30 – 60 минут младшие школьники. Эти нормы, к сожалению, не всегда соблюдаются. Поэтому нужно составить правильный режим для детей, регламентирующий работу за компьютером.
Иногда дети сидят за компьютером дольше, чем взрослые. Детский организм не предназначен для подобного вида нагрузок. Это может привести к непоправимым последствиям для здоровья.
Пока родители на работе, дети начинают играть в компьютерные игры. Проследите за играми, которые установлены на ваш компьютер. Исключите агрессивные, наносящие вред психологическому здоровью ваших детей.
Создайте для вашего ребенка собственный компьютерный уголок. У него должны быть соответствующие возрасту и росту стол и стул. Монитор должен быть установлен на уровне глаз. Не нужно, чтобы шея вытягивалась лишний раз вверх или вниз. Ноги должны касаться пола или стоять на подставке.
Что нельзя делать за компьютером
+ Не стоит долго сидеть за компьютером. Даже если нужно выполнить какое-то школьное задание, требующее длительного пребывания за компьютером, нужно устраивать себе периодические разминки и выполнять упражнения для глаз.
+ Не работайте за компьютером в положении лёжа, ведь это сильный удар по зрению.
+ Не работайте за компьютером в темноте.
+ Не сидите за компьютером дольше 1,5 – 2 часов в день.
+ Не устанавливайте яркость монитора на максимум.
+ Не работайте за компьютером перед сном.
+ Не работайте за компьютером с мокрыми руками.
+ При возникновении ошибок или каких-либо неисправностей работы компьютера, необходимо обратиться за помощью к родителям.
+ Не кладите ногу на ногу и не вытягивайте ноги во время работы за компьютером. Это лишняя нагрузка на спину.
Правила сидения за компьютером
+ В настройках монитора установите комфортный для глаз режим мерцания.
+ На мониторе не должны появляться блики во время использования. Избегайте прямого попадания солнечного или искусственного света на монитор.
+ Идеальный размер монитора – не менее 17 дюймов.
+ Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.
+ В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.
+ Используйте дополнительное боковое освещение слева.
+ Если необходимо перепечатать текст из книги или с листов бумаги, установите их близко к экрану, чтобы глаза не напрягались при постоянном движении от текста к монитору.
+ Если ноги не достают до пола, необходимо установить под них комфортную подставку.
+ Спину необходимо держать прямо.
+ Чтобы снизить нагрузку на поясницу, можно подложить между спинкой компьютерного стула и спиной валик.
+ Для разгрузки кистей рук, можно сделать подставку под клавиатуру. Чтобы руки не уставали, их необходимо держать над клавиатурой. Клавиатуру лучше выбрать светлого цвета. От темной клавиатуры глаза быстрее устают.
+ Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности. Если дома есть турник, то можно повисеть на нем, расслабив все тело.
+ Если в редких случаях ребенок работает за ноутбуком на диване, используйте подставку для ноутбука и подложите ему под спину подушку. Работу на диване стоит минимизировать или исключить полностью.
+ Для дополнительного комфорта глаз можно использовать специальные очки для работы за компьютером.
+ Старайтесь пить больше воды во время работы за компьютером. Это полезно для всего организма в целом и для суставов, которые находятся в скованном положении.
Упражнения для глаз
+ Отвести взгляд от монитора и закрыть глаза.
+ Не открывая глаз, зажмуриться 10 раз.
+ Интенсивное моргание 10 раз.
+ «Рисовать» закрытыми глазами геометрические фигуры.
+ 10-15 раз переводить взгляд от самой отдаленной точки до кончика носа.
+ Массаж висков по часовой и против часовой стрелки.
Очень важный совет – это контроль ребенка во время работы за компьютером. Следите за тем, как он сидит за компьютером и что делает в это время. Тогда вы сможете сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье вашего ребенка. Будьте примером для него – приучитесь сами следить за осанкой, вместе делайте упражнения для осанки и зрения. Регулярно ходите на длительные пешие прогулки. Найдите любимый вид спорта. Даже простое катание на велосипеде принесет вам огромную пользу.
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-210 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.
В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.
В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.
Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?
Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?
О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.
Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.
Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.
Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.
Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.
Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.
Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.
Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?
Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.
В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.
Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.
Приведенные выше нормы рассчитаны для тех детей, которые чувствуют себя хорошо, не болеют и не испытывают чрезмерных нагрузок в школе. В противном случае садиться за компьютер не рекомендуется. Если необходимо обязательно выполнить школьное задание, то проводить за компьютером следует в два раза меньше времени, чем указано в общей инструкции.
Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?
Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.
Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.
Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств.
Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.
Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу. Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету. Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.
- почему нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени перед экраном;
- какая норма пребывания за компьютером или с телефоном;
- как установить здоровые отношения между ребенком и гаджетом.
Сводная таблица суммарной ежедневной продолжительности использования гаджета ребенком согласно международных и отечественных рекомендаций
Экранное время: причины ограничения
В любом удобном месте, где есть интернет, дети могут играть, общаться, использовать компьютер для развития, обучения и выполнения домашних заданий. Тем не менее, переизбыток времени, проведенного перед экраном, наносит вред развитию ребенка. Об этом не раз заявляли педиатры, окулисты, психологи. Рассмотрим подробнее.
1.Физиологический аспект.
Зрение — активный процесс. При взгляде на объект глаза делают определенное сканирующее движение, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор обрабатывает эту информацию и создает образ — в результате мы видим то, на что смотрим.
При взгляде на монитор ситуация меняется — активность глаз и зрительного анализатора головного мозга падает по причине физических свойств электронного луча, который с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране. Глаза не успевают сканировать изображение, они могут лишь адаптироваться, замереть. В чем опасность?
- Пассивность передается всему телу: даже очень непоседливые малыши сидят перед экраном с характерным застывшим взглядом.
- Избыточная зрительная нагрузка. Глаза ребенка не рассчитаны на длительное восприятие информации в подобном ключе. Незаметные блики экрана, несоблюдение правильного расстояние между ним и глазами ребенка заставляют непроизвольно напрягать зрение.
2.Психологический аспект.
Взрослый человек при взгляде на экран воспринимает информацию активно: слушает, анализирует, делает какие-то выводы. Ребенок, особенно маленький, так не делает — его полностью захватывает происходящее.
В мае 2016 года в «Журнале развития и поведенческой педиатрии» психолог Джастин Парент с коллегами опубликовал исследование, согласно которому неконтролируемое продолжительное использование гаджетов может нанести вред всему детскому организму. У детей от 3 до 17 лет, чье экранное время было превышено, наблюдалось нарушение сна и проблемы с поведением.
Психологи отмечают, если не вводить ограничительные меры, дети становятся зависимыми от своих устройств, используют интернет-контент, игры в качестве основной формы развлечения и заменяют живое общение социальными сетями.
Нормы экранного времени для детей разных возрастов
Многие специалисты, организации исследовали влияние количества времени, проведенного перед экраном гаджетов, и составили соответствующие рекомендации, которые ограничивают использование устройств нездоровым для детей образом.
1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
В апреле 2019 года ВОЗ опубликовала обновленные рекомендации, согласно которым для полноценного развития ребенку нужно больше времени для активных игр, здорового сна и меньше экранного времени.
- До 1 года использовать гаджеты не рекомендуется, поощряется чтение и рассказывание историй.
- 1−2 года. Годовалым детям проводить время за просмотром телевизора, видео, компьютерными играми не рекомендуется. Для 2-летних малышей экранное время не должно превышать 60 минут.
- 3−4 года. Совместно просматривать мультфильмы, играть со своими детьми в развивающие компьютерные игры рекомендовано не более 60 минут в день. Чем меньше, тем лучше.
- От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учетом особенностей и потребностей ребенка.
2. Американская академия педиатрии (ААР)
ААР длительный период не разрешала использовать гаджеты малышам до 2 лет и считала, что норма экранного времени для детей не должна превышать 120 минут. В апреле 2021 организация выпустила новые рекомендации, согласно которым цифровые технологии глубоко интегрированы в нашу жизнь, поэтому для ограничения экранного времени требуется гибкий подход. Специалисты рекомендуют отойти от строгих ограничений и разрешать проводить время за компьютером и телефоном в умеренном количестве, индивидуально рассчитанном для ребенка.
На сайте предлагают использовать ресурсы Семейный медиа-план и Калькулятор медиа-времени.
3. MediaSmarts
Метью Джонсон, директор по образованию некоммерческой благотворительной организации по цифровой и СМИ-грамотности MediaSmarts, считает, норма экранного времени — баланс между возрастными особенностями ребенка и его интересами.
- До 2 лет ребенок нуждается в маме, близком человеке, а не телефоне. Использовать цифровые устройства рекомендуется не более 10 минут за сутки, т.к. идет формирование мозга и принципа получения информации о мире.
- 3−4 года. Дети активно интересуются видео и играми, продолжительность развития и развлечения с помощью гаджетов за день должна составлять не более 60 минут.
- 5−10 лет. Дошкольники, ученики начальных классов проявляют интерес и уверенно пользуются устройствами, используя их как инструмент обучения, потребления контента, игр. 60−90 минут в сутки достаточно для баланса между весельем и пользой.
- 11−13 лет. Подростки могут самостоятельно контролировать экранное время, оно не должно превышать 2 часа.
4. Роспотребнадзор, СанПин
В 2020 году Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) совместно с Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава России (НМИЦ) опубликовали рекомендации по нормативам экранного времени в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Документ интегрирован в Санитарно-эпидемиологические правила работы разных детских организаций. Гигиенические нормативы времени, которое дети могут провести с гаджетами в школе и дома, опираются на результаты научных исследований Отделений медицинских наук РАН.
- До 5 лет использовать цифровые устройства для учебы, развлечения не рекомендуется.
- 6−8 лет. Ученикам начальных классов проводить время перед экраном компьютера или телефона можно не более 80 минут дома, 40 в школе.
- 9−10 лет. В 4−5 классе посвящать обучению, развлечению при помощи гаджетов можно 90 минут дома, 50 в школе.
- 11−14 лет. У подростков широкий спектр интересов и потребностей, лимит экранного времени увеличивается до 120 минут дома, 60 в школе.
- 14−16 лет. По мере взросления ребенка норма продолжительности использования гаджетов растет: для компьютера — 170 минут дома, 70 в школе; для ноутбука, планшета — 150 минут дома, 80 в школе.
Как родителям не допустить превышения экранного времени
Понимание последствий увлечения гаджетами и знание норм экранного времени поможет родителям не только установить соответствующие рамки пользования цифровыми устройствами, но и наполнить жизнь ребенка разнообразием без телефона, планшета и компьютера.
Вот несколько советов в помощь родителям:
- установите и оговорите с ребенком четкие ограничения использования гаджетов;
- разговаривайте с ребенком о его здоровье, интересах, правилах безопасности в интернете;
- используйте приложения, помогающие проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках;
- во время семейных трапез заранее просите откладывать телефон и сосредотачиваться на еде и общении друг с другом — сделайте это правилом;
- внедряйте совместное чтение, прогулки, творческие занятия, игры — развлекайтесь вместе здесь и сейчас;
- запишите ребенка в спортивную или художественную секцию;
- и главное — начните с себя, покажите на своем примере, что телефон и прочие устройства стоит использовать рационально, тогда от них будет исключительная польза.
Что еще поможет использовать гаджеты без вреда для ребенка?
Помимо сокращения экранного времени важно следовать правилам, составленным на основе рекомендаций по работе с цифровыми устройствами для школьников от Роспотребнадзора и ведущих педиатров:
1. Система отдыха, перерывы:
- дети до 8 лет должны делать перерывы по схеме «30 минут за компьютером и 90 минут отдыха».
- детям 9−15 лет после каждого часа перед экраном следует прерываться на 2 часа.
2. Физические упражнения:
- во время перерывов важно делать несложные упражнения (наклоны, приседания) и гимнастику для пальцев и кистей.
3. Гимнастика для глаз:
- каждые 20−30 минут стоит делать легкую разминку для глаз, чтобы снизить зрительную нагрузку.
4. Положение тела и монитора:
· Важно следить за осанкой и расстоянием между экраном и глазами, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на зрение, позвоночник, руки.
Гаджеты не представляют опасности и способствуют развитию ребенка, если уметь грамотно ими пользоваться: выделять должное количество экранного времени в рамках нормы, разговаривать о правилах, позволяющих безопасно учиться и развлекаться в сети. Сегодня родителям нужно быть гибкими, меняться и адаптироваться под современные реалии. Баланс между реальной жизнью и экранным временем будет благотворно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, стимулировать интеллектуальное и творческое развитие.
Фотограф: Julia M Cameron: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4143795/
Правила работы на компьютере для детей
1.Ребенок
может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.
2.Лучше
играть в компьютерные игры в первой половине дня.
3.В
течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.
4.Комната,
в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
5.Мебель
(стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
6.Расстояние
от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
7.В
процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением
правильной осанки ребенка.
8.После
игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
9.Игровую
деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
Зрительная гимнастика
« Бабочка».
Веки должны ассоциироваться с крылышками этого красивого насекомого. Необходимо
моргать глазами, при этом все движения должны быть легкими, воздушными и
достаточно быстрыми.
«Веселые
часики». В этом случае глаза являются стрелками, которые смотрят то вправо,
то влево. Необходимо выполнить не менее 20 повторений, при этом стоит
внимательно следить за ровным положением головы.
«Жмурки».
Данная игра известна всем детям. При выполнении этого упражнения необходимо
крепко зажмурить глаза, приблизительно на 5 секунд, а затем их полностью
расслабить.
«Железнодорожный
светофор». Ребенок представляет себя светофором. Он должен закрывать то
правый, то левый глаз.
«Кто кого
переглядит». Необходимо как можно дольше не моргать глазами. С каждым днем
это время начнет увеличиваться. Как только ребенок моргнет, он должен закрыть
глаза и представить, что спит. Напряжение с расслаблением благотворно действует
на мышцы.
«Близко-далеко». На окно необходимо прикрепить
небольшой круг. Ребенок должен переводить взгляд с него на более далекий
объект. Например, на уличный столб, дерево, соседнее здание.
Основные
признаки компьютерной зависимости у детей
· У
ребенка теряется интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребёнок стремится провести за
компьютером. - Сокращается круг общения.
- Общение с другими детьми сводится только к компьютерным
играм, формируется узкая компания игроков. - Общение с другими детьми перестает интересовать ребёнка
совсем. - Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению и замыкается в себе.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных
разговоров. - Ребенок начинает обманывать, не выполнять обещания, стремится
любыми способами заполучить желаемое, скрывает, сколько на самом деле
времени провёл за компьютером; - Становится пассивным в реальной жизни.
- На любые ограничения может реагировать нервно, сильно
переживать, становиться раздражительным, плаксивым, иногда грубым. - Теряет контроль над временем, и над своим поведением.