Минстрой РФ опубликовал письмо от 09.07.2019 № 25007-ОГ/04, в котором речь идёт о том, с какого момента управляющая организация может приступать к работе с новым для неё многоквартирным домом. В ведомстве разъяснили, что УО может сделать это не раньше, чем со дня внесения изменений в реестр лицензий.
Управляющая организация обратилась к Минстрою РФ с вопросом, может ли она начать управлять домом до того, как в региональный реестр лицензий будут внесены изменения. УО интересовало, имеет ли право управляющая компания, которая заключила договор управления МКД с застройщиком, начать работать в день получения застройщиком разрешения на ввод данного МКД в эксплуатацию.
Вопрос возник, поскольку в законодательстве есть противоречие: ст. 162 ЖК РФ требует приступить к работе с домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, а ст. 200 гласит, что в случае исключения дома из реестра, УО должна управлять МКД, пока не будет выбрана новая организация.
В письме от 09.07.2019 № 25007-ОГ/04 Минстрой РФ обратил внимание управляющих организаций на то, что № 485-ФЗ были внесены изменения в ст. 162 Жилищного кодекса РФ. Согласно им, УО обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Следовательно, управляющая организация не вправе начинать работать с многоквартирным домом до того, как изменения были внесены в реестр.
Внесение дома в реестр лицензий – важный момент для управляющих организаций. О том, почему органы Госжилнадзора могут в этом отказать, читайте в нашем материале.
Присоединяйтесь к 75 748 подписчикам
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку.
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 198 ЖК РФ
1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 469-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
4. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 настоящей статьи случая принятия решения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
(часть 5.3 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
5.4. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
(часть 5.4 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
6. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
11 января 2018 года вступают в силу изменения в Жилищный кодекс.
Предлагаем обзор данных изменений.
Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок.
Государственной жилищной инспекции добавили полномочий, теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Изменения в лицензировании управляющих компаний.
Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).
Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.
Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.
На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).
Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).
А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
О том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ.
Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.
Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 — 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.
При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).
Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ). Также это будет происходить без решения суда и по усмотрению жилинспекторов.
При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).
Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).
Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.
При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).
Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).
Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).
Про смену управляющей организации.
При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).
Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).
При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
При этом, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).
То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.
Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием.
Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).
Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).
Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.
Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов.
Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).
Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).
Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.
Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний.
Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.
Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК.
Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.
При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).
Про платежки и штрафы с управляющих организаций в пользу потребителя.
Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 — 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).
При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).
Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).
Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.
Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.
С какого момента управляющая организация начинает управление многоквартирным домом?
10 июня 2022
Согласно Положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10. 2014 № 1110, только внесение соответствующих изменений в реестр лицензий позволяет управляющей организации (далее — УО) взимать плату с собственников помещений в многоквартирном доме (далее — МКД).
До момента внесения МКД в реестр лицензий УО, она не обладает законным правом на содержание и управление МКД. В случае возникновения споров с собственниками по оплате жилищно-коммунальных услуг, решение может быть принято не в пользу УО.
В порядке части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) УО обязана приступить к управлению МКД не позднее, чем через 30 дней со дня подписания договора управления. Соответственно, УО после подписания договора управления нужно подать документы в Государственную жилищную инспекцию (далее — ГЖИ) для внесения МКД в реестр лицензий.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК УО обязана разместить сведения о подписанном договоре управления в МКД на сайте Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства до подачи пакета документов в ГЖИ.
Когда новая управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом?
Новости
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны важные разъяснения о правомерности осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом до внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). Так, согласно разъяснениям Минстроя России, в соответствии с частью 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 198 ЖК РФ.
Следовательно, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 7 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания либо с даты, установленной договором управления.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при заключении управляющей организацией договоров управления, управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, но не ранее даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для того, чтобы новая управляющая организация, выбранная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, смогла начать осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом (в том числе, осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями помещений в многоквартирном доме за предоставленные услуги и оказанные работы) недостаточно принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией и решения о выборе новой управляющей организации и утверждении условий нового договора управления.
Необходимо осуществить процедуру реализации принятых решений, в том числе, путем подписания договора управления многоквартирным домом собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, размещения информации на официальном сайте для раскрытия информации и внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Только после этого управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определенной условиями договора управления.
Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Цитата | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Мира Н пишет:
не знаю как технически на реформе. получается — на основании ОСС — один договор управления со своей датой начала управления, далее на основании конкурса — другой договор управления с датой не ранее 10 не позднее 2 месяцев с даты его проведения (обычно дата договора первого подписавшего собственника). То есть вы сейчас управляете на основании договора управления на основании конкурса. А в реестре лицензий дом у вас ? на основании ОСС? а почему конкурс не отменили по причине реализации права на выбор способа управления? Отправлено спустя 3 минуты 16 секунды:
у нас была такая ситуация. судились полтора года, так дом и не перешел к нам в реестре. сейчас пытаюсь неосновательное отсудить, завтра должно быть решение. но не уверена ни в чем… |
А к нам перешел точнее перейдет в ближайшее время, так как документы сдаются в гжи с решением суда
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Мира Н пишет:
действие договора управления — с момента включения в реестр лицензий и начала с этого времени управления домом. мое мнение. |
В этой связи целесообразно указывать следующее, чтобы иметь время на подготовку к вступлению в управление:
12.1. Настоящий Договор считается заключенным Сторонами с 01.06.2017г., но не ранее 15 (пятнадцати) дней с момента внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по управлению домами данных об управлении Многоквартирным домом.
До 01.06.2017г. МКД в лицензию не включили — договор в силу не вступил, ждем даты включения и спокойно приступаем затем к управлению.
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Воль де Мар пишет:
В этой связи целесообразно указывать следующее, чтобы иметь время на подготовку к вступлению в управление: До 01.06.2017г. МКД в лицензию не включили — договор в силу не вступил, ждем даты включения и спокойно приступаем затем к управлению. |
Ок, прошёл год в судах, наконец все закончилось , за это время сменился директор который подписал договор и куча всяких других изменений произошло, в ГЖИ сдавать договор первоначальный или все-таки откорректированный
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Ок, прошёл год в судах, наконец все закончилось , за это время сменился директор который подписал договор и куча всяких других изменений произошло, в ГЖИ сдавать договор первоначальный или все-таки откорректированный |
Думаю, первоначальный. Вы же новый не утверждали с собственниками на ОСС, да и во всех судах у вас фигурировал старый договор
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Воль де Мар пишет:
Думаю, первоначальный. Вы же новый не утверждали с собственниками на ОСС, да и во всех судах у вас фигурировал старый договор |
Я тоже к этому склоняюсь, но руки так и чешутся его переписать)
Цитата |
---|
Joli пишет: Я тоже к этому склоняюсь, но руки так и чешутся его переписать) |
Будь я главным ГЖИшником вашего региона, я бы тебе разрешил такой беспредел ))
Но ты этот договор уже везде показала. И если кто возмутиться в связи с заменой условий договора — у вас будет бледный вид.
Цитата | ||
---|---|---|
Воль де Мар пишет:
Будь я главным ГЖИшником вашего региона, я бы тебе разрешил такой беспредел )) |
Допустим, но в судах его не было , там протокол оспаривали , ГЖИ его вернули назад вместе с заявлением , так как нарисовался судебный спор. Сейчас по факту 30 числа предыдущая ук передаёт документацию, и открепляет дом с реформы и Гиса, мы к себе заводим, начинаем управлять по факту с 1 октября , а в договоре стоит 1 Марта 2017 года , бред по моему
Отправлено спустя 1 минуту 31 секунды:
Re: С какого врмени новая УК начинает управление МКД?
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Допустим, но в судах его не было , там протокол оспаривали , ГЖИ его вернули назад вместе с заявлением , так как нарисовался судебный спор. Сейчас по факту 30 числа предыдущая ук передаёт документацию, и открепляет дом с реформы и Гиса, мы к себе заводим, начинаем управлять по факту с 1 октября , а в договоре стоит 1 Марта 2017 года , бред по моему |
Тем более договор надо и в РСО предоставлять
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Допустим, но в судах его не было , там протокол оспаривали , ГЖИ его вернули назад вместе с заявлением , так как нарисовался судебный спор. Сейчас по факту 30 числа предыдущая ук передаёт документацию, и открепляет дом с реформы и Гиса, мы к себе заводим, начинаем управлять по факту с 1 октября , а в договоре стоит 1 Марта 2017 года , бред по моему |
Тем более договор надо и в РСО предоставлять
Отправлено спустя 51 секунды:
Re: С какого врмени новая УК начинает управление МКД?
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Тем более договор надо и в РСО предоставлять |
Ясно одно, в договоре дату начала управления заранее предвидеть нельзя
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Тем более договор надо и в РСО предоставлять |
Ясно одно, в договоре дату начала управления заранее предвидеть нельзя
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Joli пишет:
Ясно одно, в договоре дату начала управления заранее предвидеть нельзя |
Я тебя понимаю с первого раза)) мне повторять не надо
Цитата | ||||
---|---|---|---|---|
Воль де Мар пишет:
Я тебя понимаю с первого раза)) мне повторять не надо |
Я не сомневаюсь в твоей проницательности!)
В соответствии с 198 ЖК в совокупности со со.162 п.7 ЖК начинаем управлять после выполнения условий раскрытия инфо, направления заявления в ГЖИ и включения дома в реестр.Если договором управления не предусмотрен иной срок, не позднее 30 дней , с момента включения в реестр.
Но в Вашем случае смотрим еще постановление 124 п. 5 об обязанности исполнителя направить в рсо заявку на заключение договора. Далее смотрим постановления 354 п .14, в котором указывается, что ук признается исполнителем не ранее даты поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения.
У нас есть спор с рсо по такому же основанию. Дом включили в реестр лицензий 15 числа. НИ Старая ни новая ук не выставили квитанции за этот месяц. Старая неизвестно чем мотивировует. Новая сооответственно обозначенным выше. РСО бунтует .Хочет выставить новой ук за весь месяц. Так что Вы не одни с такими вопросами.
Извиняюсь за такое изложение.Пишу с телефона .
Цитата |
---|
Игры разума пишет: В соответствии с 198 ЖК в совокупности со со.162 п.7 ЖК начинаем управлять после выполнения условий раскрытия инфо, направления заявления в ГЖИ и включения дома в реестр.Если договором управления не предусмотрен иной срок, не позднее 30 дней , с момента включения в реестр. Но в Вашем случае смотрим еще постановление 124 п. 5 об обязанности исполнителя направить в рсо заявку на заключение договора. Далее смотрим постановления 354 п .14, в котором указывается, что ук признается исполнителем не ранее даты поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения. У нас есть спор с рсо по такому же основанию. Дом включили в реестр лицензий 15 числа. НИ Старая ни новая ук не выставили квитанции за этот месяц. Старая неизвестно чем мотивировует. Новая сооответственно обозначенным выше. РСО бунтует .Хочет выставить новой ук за весь месяц. Так что Вы не одни с такими вопросами. Извиняюсь за такое изложение.Пишу с телефона . |
Все норм!!! Видимо, когда писали жк рф даже не догадывались, что процесс перехода дома может затянуться на годы, п7 ст 162 с даты указанной в договоре или через 30 дней после подписания, то есть к примеру с 1 марта , а дом внесли в реестр 1 сентября)
Цитата | ||
---|---|---|
Joli пишет:
Все норм!!! Видимо, когда писали жк рф даже не догадывались, что процесс перехода дома может затянуться на годы, п7 ст 162 с даты указанной в договоре или через 30 дней после подписания, то есть к примеру с 1 марта , а дом внесли в реестр 1 сентября) |
Да такое происходит и при мирной передаче дома без судов. у нас многие многодомовые ТСЖ по 4 месяца передавали в свою же УК дома. И сейчас суды с ресурсниками и суды мне кажется в недоумении как за этот период взыскивать
Цитата |
---|
Игры разума пишет: Дом включили в реестр лицензий 15 числа. |
старая УК уже давным давно к этой дате передала тех документацию по дому (посккольку без этого не включили бы в реестр лицензий) И какие претензии к старой УК я не понимаю? И по договорам с РСО.
Цитата |
---|
Игры разума пишет: постановления 354 п .14, в котором указывается, что ук признается исполнителем не ранее даты поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения |
этот пункт не живой. Все суды в один голос говорят о том, что поставщиком ком. услуг признается УК с момента начала управления. Если РСО не выставили счета за этот месяц новой УК, то может еще прокатить (хотя, сомневаюсь, могут выставить и на сегодняшний день) и еще, если в договоре не сказано, что УК — исполнитель ком. услуг (тоже как вариант). Но, если новая УК выставила за этот период за управление, но не выставила за ресурсы, это выглядит по меньшей мере странно.
Где логика? УК получила уведомление от ГЖИ, что дом включен с 15 числа. Направила в РСО оферту на заключение договора с 01 числа, следующего за 15. Всем удобнее работать с 01.числа. Старая ук передала показания ипу и одпу с учетом текущего месяца лишь 26 числа. Фактически приступим к выполнению ДУ с 01.числа. Квитанции будет выставлять уже в следующем месяце. Другого варианта не вижу .Требования РСО считаю не логичными. Их счет к новой ук будет за период бездоговорной и выходящим за период включения дома в реестр
То, что всем удобнее работать с 1-го числа — это однозначно, но этот вопрос полюбовно нужно решать между УКшками. если уж так получилось, то нужно смотреть все факты. Каким образом старая УК могла передавать покаания с учетом текущего месяца, если проектную документацию отдала уж точно до 15-го (как минимум 20-го прошлого месяца). Не понимаю. Я написала, что логично по формальному, если читать буквально нормативку по внесению изменений в реестр лиц). там русским по-белому написано, что новая предоставляет заявление, протокол и договор, а старая предоставляет акт приема-передачи тех. доков. Дом включен 15-го и каким образом старая УК шлялась по МКД собирала показания ОДПУ!!!???!! и ИПУ? тоже совсем не логично и не понятно. и как старая УК брала за управление деньги, если уже передала тех доки и с реестра была исключена? вы подарили людям месяц бесплатного содержания ОДИ? По поводу бездоговорного я уже написала, ну так признают суды (это не я лично), с момента начала управления. признать с момента заключения договора — архисложно, практически нереально, нужны другие, как я и написала выше, «поводы». А вот начало управления суд может признать как угодно. Вообще ситуация на ровном месте решаемая. Нельзя разве договориться сторонам, если уж с самого начала не договорились? А если сейчас суд признает не Вашу правоту, Откуда будете деньги брать? Это хорошо, если всё обойдется, а если нет? ситуация крайне спорная.
Руководители не могут договориться .Был судебный спор и жалобы на не передачу тех. документов .Поэтому так и вышло. Срок начала управления указанный в протоколе и договоре управления уже давно вышел. Практику нашла, но взыскание РСО с УК но исходя из фактически сложившихся отношений.А их нет.
Ну вот, ситуация еще запутаннее оказывается. Напутали, запутали и зашили ситуацию. Нет чтоб договориться между собой. Вот населению какая в хрень разница кому платить за ресурсы? Если уж пошли в суд, то Вам в любом случае нужно ждать решения суда. Решение суда обещает быть интересным и с освещением важных вопросов.
Тут если что и было, то оно потерялось. Но скорее ничего не было, а кто старое помянет тому глаз вон.
Для непонятливых — в открытой части форума размещение такой информации приравнивается к диверсии. В следующий раз буду за такое просить пожизненный цик с гвоздями на Лубянке.
Цитата |
---|
Игры разума пишет: Практику нашла, но взыскание РСО с УК но исходя из фактически сложившихся отношений |
«Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды с учетом установленных по делу обстоятельств, исходили из того, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления домом — управление управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, поскольку обязанность по заключению такого договора возложена на управляющую организацию, которая вне зависимости от заключения договора снабжения обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг с даты заключения договора управления многоквартирным домом.»
А04-6048/2016 в помощь (свежачок просто попался на глаза). осталось доказать с какого числа Вы приступили к управлению, т.е. с момента фактических договорных отношений с собственниками на управление. А это, если я правильно поняла по тексту — с 1-го числа. В Вашем случае как раз тот вариант, когда выгодно применить негативную для УК практику
Вопрос: По каким вопросам орган государственного жилищного надзора может помочь?
Ответ: Госжилинспекция области может помочь в обязании юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, их обслуживание, предоставляющих коммунальные услуги, собственников жилых помещений соблюдать следующие требования, установленные жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении:
а) к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах
Вышеуказанные требования содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;
Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
б) по вопросам обязания УК, ТСЖ, ЖСК размещать для свободного доступа в сети Интернет информацию о своей деятельности по управлению МКД
Вышеуказанные требования содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Жилищный кодекс РФ (ст. 161 ч.101);
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016. № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;
в) к формированию фондов капитального ремонта
Вышеуказанные требования содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Жилищный кодекс Российской Федерации (раздел IX)
Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Областной закон от 11.06.2013 № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области»;
Областной закон «О внесении изменений в областной закон от 10.12.2013 № 71-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области»;
Постановление Правительства Ростовской области от 28.06.2013 № 421 «О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области»;
Приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 24.06.2013 № 51 «Об установлении Порядка предоставления владельцем специального счета и региональным оператором сведений, предусмотренных частью 7 статьи 177 и статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечня иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядка предоставления таких сведений»;
Постановление Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 09.12.2015 № 4 «О Порядке предоставления сведений в электронном виде о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома от собственников помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, на специальных счетах, о размере остатка средств на специальных счетах за отчетный период и контроля за предоставлением указанных сведений»;
г) предоставлению и размере оплаты за коммунальные услуги
Вышеуказанные требования содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Жилищный кодекс Российской Федерации (раздел VII);
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
д) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов
Вышеуказанные требования содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 161);
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вопрос: Каким способом можно направить обращение?
Ответ: Обращение может быть доставлено непосредственно гражданином либо его представителем, направлено по почте по адресу Госжилинспекции Ростовской области: 344022, пр.Театральный,85, по факсу: 8 (863) 210 22 14, по электронной почте (gzhi@donland.ru).
Также гражданин вправе лично передать письменное обращение в Госжилинспекцию области через «почтовый ящик сбора обращений граждан», размещенный на 2 этаже здания в холле Госжилинспекции области по адресу: 344022, г. Ростов-на-Дону, пр. Театральный, д. 85. Выемка из «почтового ящика сбора обращений» производится ежедневно в 12:00 и 15:00.
Обращения в Госжилинспекцию области в форме электронного сообщения направляются путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте Госжилинспекции области, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), либо путем направления на адрес электронной почты Госжилинспекции области.
Вопрос: Как написать обращение в Госжилинспекцию?
Ответ: Письменное обращение (жалоба) должно содержать:
- наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение (жалоба), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя либо наименование юридического лица, которым подается обращение (жалоба);
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения (жалобы);
- суть обращения (жалобы);
- дату обращения (жалобы), личная подпись.
В случае необходимости к письменному обращению могут прилагаться документы и материалы (либо их копии), подтверждающие доводы заявителя.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в Госжилинспекцию или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Госжилинспекцию Ростовской области, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Вопрос: Если направляется обращение по электронной почте или через сайт Госжилинспекции Ростовской области, как правильно его подготовить? Что необходимо обязательно указать?
Ответ: В обращении, поступившем в Госжилинспекцию области в форме электронного документа, указывается:
- наименование Госжилинспекции области, либо фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
- адрес электронной почты заявителя, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или его почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
- суть предложения, заявления, жалобы.
Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Вопрос: Каковы сроки рассмотрения обращения?
Ответ: Ответ на обращение (жалобу) подготавливается и направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации обращения (жалобы). В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения (жалобы), по решению руководителя Госжилинспекции либо уполномоченного на то лица срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Внимание! В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Прием документов и обращений (жалоб):
понедельник – четверг – 9.00 – 18.00;
пятница – 9.00 – 16.45;
предпраздничные дни – 9.00 – 17.00;
суббота и воскресенье – выходные дни;
перерыв – 13.00 – 13.45.
Телефон для справок отдела делопроизводства и контрольно-аналитической работы: (863) 210-22-50, 210-22-51.
Вопрос: Можно ли заявителю ознакомится с материалами дела по обращению? Допускается ли копирование документов?
Ответ: Можно. Для этого гражданин направляет в Госжилинспекцию области любым удобным для него способом заявление об ознакомлении с материалами дела. Заявление регистрируется в срок не позднее 3-х дней. Дату ознакомления заявителя с материалами дела назначает специалист, определенный резолюцией начальника Инспекции или его заместителя, по согласованию с заявителем. Ознакомление с материалами дела должно быть в срок не позднее 15 рабочих дней со дня поступления заявления в Инспекцию.
Ознакомление гражданина с материалами дела по его обращению проводится сотрудником контрольно-аналитического отдела в Госжилинспекции области в кабинете № 203. При возникновении у гражданина, знакомящегося с материалами дела, вопросов по материалам, документам, принятым решениям по его обращению, он вправе записаться на личный прием к должностным лицам Госжилинспекции области.
При ознакомлении гражданина с материалами дела по рассмотрению его обращения, он вправе снимать копии документов с помощью собственных технических средств, делать выписки, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и, если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Вопрос: С 11 января 2018 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым введено новое лицензионное требование об отсутствии тождественности или схожести до степени смешения фирменных наименований управляющих компаний – лицензиатов. Какие критерии для определения тожественности или схожести?
Ответ: Нормы гражданского либо жилищного законодательства критериев определения тождественности либо схожести до степени смешения фирменных наименований юридических лиц не определяют.
При этом Госжилинспекция области полагает возможным руководствоваться Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 № 482 (далее – Правила № 482), в частности, пунктами 41-44 названных Правил.
Так, пунктами 41,42 Правил № 482 предусмотрено, что обозначение считается тождественным, если оно совпадает с ним во всех элементах; обозначение считается сходным, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Лицензиаты, не соответствующие лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 1.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, обязаны внести изменения в свои учредительные документы в течение 6 месяцев со дня вступления Федерального закона от 31.12.2017 №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть, по 11.07.2018. При этом, преимущество будет иметь лицо, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее.
Вопрос: Что необходимо сделать собственникам, чтобы перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями?
Ответ: Необходимо инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.
Есть еще вариант, когда РСО переведет собственников помещений на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячные величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ).
Вопрос: Можно ли перевести потребителей в многоквартирном доме на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией по выборочным коммунальным услугам?
Ответ: Да, можно. В повестке общего собрания о переходе на прямые договоры между собственниками помещений и РСО обязательно укажите, договоры предоставления каких коммунальных услуг собственники будут заключать.
Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).
Вопрос: Каковы условия, при которых правомерно применение повышающего коэффициента?
Ответ: Одним из условий применения повышающих коэффициентов является обязанность собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета. Исполнители коммунальных услуг вправе в расчете с потребителями коммунальных услуг или теплоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым прибором учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
Не применяются повышающие коэффициенты исполнителем коммунальных услуг и теплоснабжающей организацией, если многоквартирный дом отнесен к категории ветхого, аварийного, подлежащего сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета тепловой энергии). То есть если многоквартирный дом относится к категории домов, на которых требование об их оснащении приборами учета не распространяется (Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты от 23.11.2009 №261-ФЗ).
Вопрос: Когда новая управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом?
Ответ: Управляющая организация вправе приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, но не ранее даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Следовательно, для того, чтобы новая управляющая организация, выбранная общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее — МКД), смогла начать осуществлять деятельность по управлению МКД (в том числе осуществлять расчеты с собственниками помещений и иными пользователями помещений в МКД за предоставленные услуги и оказанные работы) недостаточно принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о расторжении договора управления с действующей управляющей организацией и решения о выборе новой управляющей организации и утверждении условий нового договора управления.
Необходимо осуществить процедуру реализации принятых решений, в том числе:
- путем подписания договора управления многоквартирным домом собственниками помещений, обладающих более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме;
- размещения информации на официальном сайте для раскрытия информации;
- и внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
Только после этого управляющая организация может приступить к управлению многоквартирным домом с даты, определенной условиями договора управления.
Вопрос: Как лишить лицензии управляющую компанию?
Ответ: Только в судебном порядке. Орган государственного жилищного надзора может обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии у управляющей компании в случае, если общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов (МКД), достигнет 15 и более процентов от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла в течение календарного года.
При этом сведения о МКД исключаются из реестра лицензий субъекта РФ, и управляющая организация перестает им управлять, в случае, если в течение календарного года управляющей компании или ее должностному лицу судом 2 и более раза будет назначено административное наказание за неисполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома.
Вопрос: В какой срок при смене собственниками многоквартирного дома способа управления и создании ТСЖ, управляющая компания должна передать все документы на этот дом Правлению ТСЖ?
Ответ: Такой срок установлен постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Разделом V предусмотрен Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.
Согласно этому Порядку в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в Госжилинспекцию области, орган муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая указанное уведомление, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Документы передаются по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, т.е. не позднее, чем за 30 дней до прекращения договора управления.
За нарушение установленных порядка и сроков передачи тех. документации, связанной с управлением МКД, установлена административная ответственность (ст. 7.23.2 КоАП РФ), предусматривающая адм. штрафы для виновных граждан, должностных и юридически лиц, а при повторности совершения правонарушения – и дисквалификацию для должностных лиц.
Вопрос: С какими документами ТСЖ имеет право знакомиться член товарищества и имеет ли он право делать копии этих документов (например, в случае его обращения с жалобами в органы власти или с заявлением в суд)?
Ответ: В ст. 143.1 ЖК РФ закреплены права членов и не членов ТСЖ. Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Отказ в предоставлении документов для ознакомления может быть обжалован в судебном порядке.
Учитывая, что некоторые из вышеуказанных документов содержат персональные данные физических лиц, то снятие копий с них для предоставления третьим лицам не допускается без согласия этих физических лиц в силу Федерального закона от 27.06.2006 «О защите персональных данных».
Органы власти, являющиеся контрольными или надзорными органами, а также суд наделены правом на истребование всех необходимых документов для осуществления своих полномочий.
Вопрос: Какие виды работ предусматриваются программой капитального ремонта многоквартирных домов? Можно ли заменить бойлер по этой программе?
Ответ: При капитальном ремонте проводится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или их замена. За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (в 2016 году – 6,40 руб), может осуществляться финансирование только следующих работ (часть 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ):
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Для поддержания технического состояния дома отдельные работы можно выполнить, не дожидаясь сроков капитального ремонта. Таким образом, если требуется замена бойлера раньше сроков капитального ремонта, то это происходит за счет средств, собранных на содержание дома, либо, если этих денежных средств не хватает, собственники должны на общем собрании принять решение о сборе недостающей суммы, на основании сметы расходов на замену бойлера.
Вопрос: На основании каких данных устанавливаются сроки капитального ремонта многоквартирного дома?
Ответ: Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области осуществляется в рамках реализации «Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы» (далее — Региональная программа), утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 № 803.
Перечень работ, плановый период проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, в соответствии с частью 4 статьи 8 Областного закона от 11.06.2013 №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области», включаются в Региональную программу на основании данных, собранных в ходе мониторинга технического состояния многоквартирных домов в Ростовской области отдельно по каждому муниципальному образованию и в отношении каждого многоквартирного дома с учетом технического состояния каждого конструктивного элемента и инженерной системы.
При этом Региональной программой установлены предельные сроки проведения капитального ремонта.
Вопрос: Куда необходимо предоставить протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о принятом решении провести капитальный ремонт, если собственники накапливают средства на специальном счете?
Ответ: Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вместе с договором на выполнение работ по капитальному ремонту и актом приема выполненных работ предоставляется владельцем специального счета в банк, где он открыт (ст. 177 Жилищного кодекса РФ). Если по договору предусмотрен авансовый платеж (не более 30% от суммы договора), то акт выполненных работ не предоставляется. При этом копия протокола также направляется в Госжилинспекцию области.
Обращаем внимание, что в Госжилинспекцию Ростовской области необходимо направлять копии всех решений собственников и протокола, даже если вопросы не связаны с проведением капитального ремонта.
Вопрос: Должен ли потребитель платить за опломбирование индивидуального прибора учета?
Ответ: Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81(9) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, потребитель должен оплачивать только работы по монтажу,т.е. установке индивидуальных приборов учета.
Вопрос: Кто обязан поверять индивидуальные приборы учёта, как их вводить в эксплуатацию, какие последствия несвоевременной поверки
Ответ: Обязанность по обеспечению поверок индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета лежит на собственнике соответствующего помещения.
При установке нового прибора учёта или после поверки старого прибора учёта, такой прибор должен быть введён в эксплуатацию исполнителем соответствующей коммунальной услуги (управляющая или ресурсоснабжающая организация). Для этого, потребитель обязан направить исполнителю заявку, в которой указывается:
— сведения о потребителе (для физического лица — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
— предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
— тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
— сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
— показания прибора учета на момент его установки;
— дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
При пропуске срока очередной поверки, показания такого прибора учёта не могут использоваться при расчёте платы. В таком случае расчёт производится в течении первых трех месяцев исходя из среднемесячного объема потребления, а далее – по нормативу потребления.
Следует учитывать, что перерасчёт платы исходя из показаний прибора учёта в случае вывода его из эксплуатации по причине пропуска срока поверки, не предусмотрен, даже если впоследствии он будет поверен и повторно введён в эксплуатацию.
Вопрос: Что делать в случае неправильного расчёта платы?
Ответ: Проверить правильность расчётов потребитель может самостоятельно, расчётные формулы приведены в приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В случае, если потребитель считает, что начисление платы за коммунальную услугу, расчёт задолженности, пени, осуществлены необоснованно, ему следует обратиться к исполнителю соответствующей коммунальной услуги. Согласно п.п. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
В случае уклонения исполнителя от данной обязанности, потребитель вправе обратиться для защиты своих нарушенных прав в Госжилинспекцию области путём подачи письменного обращения с приложением копий платёжных документов за спорные расчётные периоды.
Вопрос: Что делать при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества?
Ответ: При обнаружении факта нарушения качества или отсутствия коммунальных услуг потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, то есть управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) или ресурсоснабжающей организации. Сообщить об этом можно в письменной форме или устно (в том числе по телефону). Сообщение подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение (фамилию, имя и отчество), номер и время регистрации сообщения.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом, время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Вместе с тем, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя в следующих случаях:
— непроведения исполнителем проверки в установленный срок,
— невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.
После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
Вышеуказанные акты будут являться основанием для проведения перерасчёта платы.
Вышеописанный порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрен разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Вопрос: Что входит в состав общего имущества многоквартирного дома?
Ответ: В состав общего имущества многоквартирного дома включены:
— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (в т.ч. лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование);
— крыши;
— ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
— ненесущие конструкции многоквартирного дома (в т.ч. окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
— механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения (квартиры);
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы, которого, определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, расположенные в границах земельного участка, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
— внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, система водоотведения, система отопления, электроснабжения.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Вопрос: Какова должна быть температура воздуха в жилых помещениях?
Ответ: В соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в жилых помещениях многоквартирных домов температура воздуха должна быть не ниже +18ºС, а в угловых комнатах – не ниже +20ºС. Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям действующих стандартов (ГОСТ).