Нахушева Ирина Анзауровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 2», город Майкоп
Урок-игра
по обществознанию
11 класс
«Слагаемые успеха в бизнесе»
Цели урока: (Слайд 3)
·
Показать
главные условия и слагаемые успешного развития собственного бизнеса на примере
деятельности предприятий и фирм.
·
Развивать
навыки сотрудничества в группах, совершенствовать навыки самостоятельно
работать с текстом учебника, совместно решать проблемные вопросы, чётко
формулировать ответы на поставленные вопросы, обобщать сказанное, выражать
собственное мнение, проявлять творческие способности.
·
Воспитывать
навыки общения, коллективного решения поставленных задач.
Задачи урока: (Слайд №4)
·
1)
актуализировать знания учащихся о правовых основах предпринимательской
деятельности;
·
2) развивать у
учащихся умение применять на практике полученные знания: составлять проект
своего дела, решать задачи; развивать навыки проектной деятельности;
·
3)
способствовать формированию экономической культуры учащихся.
Тип урока: Изучение
нового материала.
Форма работы:
Групповая.
Оборудование:
Презентация по теме, опорные листы с заданиями, учебники, интернет ресурсы,
наглядные материалы (плакаты, видеоматериалы, презентации учащихся)
Ход урока:
1. Вступление (5-8 минут):
Многие сегодня
хотят начать своё дело и стать бизнесменами. Но бизнес – это дело непростое.
Чтобы стать бизнесменом, надо, прежде всего, обладать определёнными качествами:
творчески относиться к делу, способность рисковать, самостоятельность, необходимо
проконсультироваться с юристом, а, может быть, и самим иметь юридическое
образование. Кроме этого необходимо ещё множество различных обстоятельств, о
которых мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
Таким образом, тема сегодняшнего
урока: «Слагаемые успеха в бизнесе».
Цель урока:
Показать главные условия и слагаемые успешного развития собственного бизнеса
Сегодня мы
попробуем проанализировать деятельность фирм в сфере производства товаров и
услуг.
В ходе работы мы
попробуем ответить на основные вопросы: (Слайд 5)
— Кто такой
предприниматель?
Ученик 1: Предпринимательство – это процесс
организации производства товаров
и услуг для получения прибыли
Ученик 2: Бизнес – это процесс создания
чего-то нового, что обладает
стоимостью
Ученик 3: Предпринимательство – это процесс,
приносящий в результате денежный
доход и личное удовлетворение достигнутым результатом.
Ученик 4: Предприниматель – это человек,
который умножает не только свое, но и
национальное богатство, находит способы лучшего использования
ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.
Ученик 5: Предприниматель – это частное
лицо, которое предпринимает действия
по поставке на рынок товаров или услуг ради получения прибыли.
Ученик 6: Бизнесмен – это, прежде всего
человек, организующий предприятие по
производству продукции и оказанию услуг за счет собственных или
привлеченных средств, с целью получения прибыли.
—
Что такое бизнес?
«Бизнес – это деятельность, связанная с производством товаров и услуг и
осуществляемая собственниками капитала с целью получения прибыли или других
форм доходов»
— Как начать бизнес?
— Какие проблемы
решить в первую очередь?
— Какие пути решения
можно использовать? Почему? (Слайд №6)
Итак, прежде
чем мы приступим к работе, давайте вспомним:
— Любой
предприниматель, начиная своё дело, должен руководствоваться –
каким правилом?
(Доходы должны превышать расходы,
и предприниматель должен получить прибыль)
— Что такое прибыль?
( Разница между общим
доходом и издержками производства)
— Что такое издержки
производства?
(Это затраты на
приобретение и использование факторов производства)
— Какие мы знаем
факторы производства?
(Труд
– заработная плата, земля – рента, капитал — %, предпринимательские
способности)
Таким образом,
прибыль – это то, что остаётся от реализации товара за вычетом заработной
платы, ренты, % и т. д. . (Слайд №7)
Учитель:
Каковы задачи предпринимательства на сегодняшний момент? (учитель ответы
учащихся фиксирует на доске в виде схемы)
Учащиеся высказывают мнения: . (Слайд №8,9,10)
Ученик
1: получение прибыли, с которой платятся налоги, тем самым пополняя
казну государства.
Ученик
2: создание новых рабочих мест;
Ученик
3: самореализация;
Ученик
4: внедрение новых технологий, проявление творчества и др.
Начиная
своё дело, мы должны продумать организационно-правовую форму
предпринимательства, затем источники финансирования – это внутренние:
использовать собственную прибыль, амортизационные отчисления (износ техники
перенесём на стоимость товара), или внешние: банковский кредит (краткосрочный –
до года или долгосрочный – более чем на год), средства других финансовых
учреждений и фондов, а, может быть, нам потребуются партнёры.
Эти вопросы будет
решать группа №1. (Слайд №11)
Затем, мы посмотрим, кто отвечает за успешную работу
предприятия?
— Кто им может стать? (Менеджер)
— Кто такой менеджер? (Специалист по управлению
производством и обращением товаров, наёмный управляющий)
— Какие основные функции он выполняет? (Организация,
планирование, руководство, контроль).
Эти вопросы будет
решать группа №2. (Слайд №12)
Создавая бизнес, мы должны приспособить производство к
требованиям рынка. А это главная задача маркетинга.
— Что такое маркетинг? (Это деятельность, направленная на
формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена)
— Каковы основные принципы маркетинга?
1.
Изучение
рынка.
2.
Проникновение
на рынок и разработка стратегии сбыта.
3.
Воздействие на
рынок.
Разбираться с этими принципами будет 3
группа (Слайд №13)
Созданием рекламы для произведённой
продукции будет заниматься группа №4 (Слайд №14)
Затем экспертная группа ( может, учащиеся
всего класса, из других групп) подведёт итоги работы каждой группы (Слайд №15)
После выступления
каждой группы проводится небольшое обсуждение для дополнений или корректировки
деятельности группы. . (Слайд №16,)
2. Подготовка к работе (10 минут)
3. Изложение материала (каждая
группа по 8-10 минут) Подготовка работ в группах выполняется заранее – учащиеся получают
опережающее задание по созданию проектов «Производственная или торговая фирма »
1 Группа:
Обратить внимание на:
—
Организационно-правовые формы предпринимательства:
· Индивидуальный предприниматель
(Имеет товарный знак, фирменное наименование, использует наёмный труд,
квалификацию, отчётность, налогообложение, государственная регистрация,
незначительный стартовый капитал, отвечает всем имуществом).
· Товарищество (капитал разделён на
доли (вклады) учредителей, минимальное число участников — 2. Полное
товарищество – все солидарны друг с другом, товарищество на вере – есть
несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах
внесённых вкладов. Регистрация, по обязательствам товарищества приходится
отвечать всем солидарно).
· ООО (от 1 – до 50 человек,
Уставной капитал состоит из долей участников, простая процедура выхода,
максимальный риск – размер вклада предпринимателя).
· Акционерное общество (уставной
капитал оговорен и разделён на определённое число акций, открытое – свободная
продажа акций, закрытое – акции распространяются только среди участников, выход
из общества – продажа своих акций).
· Государственные и муниципальные
унитарные предприятия (имущество неделимо, руководитель – единоличный
исполнительный орган, руководитель назначается и снимается с должности,
недвижимое имущество – не продаётся и не сдаётся в аренду)
— Источники
финансирования
А) внутренние:
u Прибыль
u Амортизационные отчисления (износ
оборудования переносится на стоимость продукции)
Это финансирование за счёт
собственных средств.
Оно поможет, но если предприниматель
захочет расширить своё производство, он вынужден прибегнуть к внешним
источникам финансирования.
Б) Внешние источники:
u
Банковские
кредиты (краткосрочные и долгосрочные)
u
Средства
различных финансовых учреждений (страховые и инвестиционные компании,
пенсионные фонды)
u
Государственные
и региональные фонды поддержки малого предпринимательства ( есть и в России, он
даёт льготный % в банке.
— Для расширения производства можно взять
партнёров (если банк не даёт долгосрочный кредит):
u Индивидуальное предприятие можно
преобразовать в товарищество. Партнёры вносят свой пай – производство
расширяется.
u Индивидуальное предприятие можно
преобразовать в закрытое акционерное общество – выпустить акции, распространить
среди тех, кто готов рискнуть своим капиталом в обмен на определённую долю
участия в этом предприятии.
2 Группа:
Обратить внимание на функции менеджмента:
— Организация:
u
Распределить
работу среди отдельных групп (подразделения, отделы, цехи), распределить
работников по квалификации.
u
Схема
управления предприятием: 3) руководитель (топ-менеджер) – 2) заместитель
директора по производству, 1) начальники подразделений (участка, цеха).
— Планирование:
u
Постановка
целей: краткосрочные, долгосрочные (на перспективу)
— Руководство:
u
Создание
условий труда работникам (освещение, новое оборудование).
u
Заинтересованность,
стимулирование (премии, путёвки).
u
Обеспечение
карьерного роста (курсы повышения квалификации, обучение в столице).
— Контроль:
u
Качество
продукции (плохо – штраф, хорошо – стимул).
u
Рациональное
использование ресурсов (из остатков – сумочки, шарфики, варежки, аппликации).
3 Группа:
Обратить внимание на:
Большую роль в организации бизнеса и
создании предприятия играет маркетинг.
Его основные принципы:
— Изучение рынка:
u
Выяснить,
нужен ли этот товар (шуба на севере – необходимость).
u
Есть ли он же
на рынке (магазины, рынок).
u
По какой цене
продаётся?
u
Есть ли
конкуренты, насколько они сильны.
— Проникновение на рынок:
u
Чтобы учесть
запросы потребителей, выбрать лучшие условия продажи, разместить рекламу,
необходимо использовать сегментацию (разделение рынка на отдельные части в
зависимости от различных параметров):
А) учесть
климатические условия, плотность населения, продолжительность зимы –
географическая сегментация,
Б) учесть уровень
доходов, род занятий, пол, возраст, размер семьи – демографическая сегментация,
В) стиль жизни,
личные качества (все в норке – и я) – психофизическая сегментация,
поведенческая.
— Стратегия сбыта:
u Товар должен удовлетворять потребности
покупателя по качеству и внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию
(гарантия).
u Цена должна учитывать затраты и прибыль,
не должна быть выше других – упор на качество.
= метод
«снятия сливок» — сразу высокая цена из-за риска,
= метод
«цена проникновения» — сначала дёшево, затем повысить.
u
Распространение
товара:
А) либо посредникам
дают на реализацию
Б) либо создают свои
торговые точки (с транспортом, со складами).
4 Группа:
Большую роль в
стимулировании сбыта продукции играет реклама.
(Видеоролик, рисунок, стихи. Учитывать:
скидки, качество, универсальность, цвет, носкость и т. д.).
Эксперты – учащиеся
класса из других групп:
u
Оценить
достоинства и недостатки в работе каждой группы.
u
Дополнения.
u
Удалось ли нам
создать успешный бизнес?
4.Заключение.
Рефлексия. (5 минут) . (Слайд №17)
Итак,
подводя итоги, можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале нашего
урока? Каковы же основные слагаемые успеха в бизнесе? Появилось ли у Вас
желание стать предпринимателем? Что Вам не хватает для занятия
предпринимательской деятельностью? С какими новыми понятиями Вы познакомились?
В каких вопросах расширили знания? Что вам понравилось, а что не очень на
уроке?
Учащиеся
отвечают на поставленные вопросы.
Выставляются оценки за самостоятельную работу всем учащимся, а также дополнительные
оценки наиболее активным учащимся.
5.Формулирование домашнего
задания
Учитель:
Перелистав страницы истории, мы возвращаемся в сегодняшнюю действительность. Вопрос:
Знаете ли вы фамилии современных российских предпринимателей, чья деятельность
способствует улучшению экономики России? (подготовить о них сообщение).
Учащиеся:
Записывают в дневники домашнее задание.
Тема: Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса.
Цель: Сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя.
Задачи: 1. Освоить основные этапы создания фирмы на репродуктивном уровне; познакомить с технологией создания собственного дела, планирования предпринимательской деятельности; раскрыть значение основных факторов, определяющих успешность бизнеса.
2. Выяснить какие качества личности необходимы предпринимателю; выявить у себя наличие предпринимательских способностей;
3. Развивать навыки творческой самостоятельной работы на уроке; принятия самостоятельных решений.
4. Способствовать воспитанию чувства ответственности, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютеры для выполнения заданий, пакеты проектных заданий, бумага.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Основная часть.
1. Мотивационная часть. Определение темы, постановка задач.
Слайд 1 – Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята.
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Что такое фирма и как она действует на рынке». Посмотрите на слайд нашей презентации и прочтите высказывания.
Слайд 2
- «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать их так, а не иначе» (Б. Бишоп).
- «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда ваш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д. Риз).
— Найдите ключевое слово, объединяющее эти высказывания. (бизнес)
— Какое родственное понятие термину «бизнес» мы с вами знаем? (предпринимательство)
— Как мы назовем человека занимающегося предпринимательской деятельностью? (бизнесмен, предприниматель, промышленник, хозяин, купец, кооператор)
— Когда человек становится предпринимателем? (когда открывает собственную фирму)
— Вспомните, какова цель предпринимательской деятельности (получение прибыли)
— А теперь попытаемся собрать воедино всю информацию, полученную из этих высказываний и сформулируем тему сегодняшнего урока. (мы сегодня будем говорить о том, как стать предпринимателем и как сделать свой бизнес прибыльным)
Слайд 3 – тема урока
Слайд 4 – дерево ожиданий
— Какие новые знания и умения вы хотели бы освоить на сегодняшнем уроке?
(1. Хотелось бы узнать, что необходимо для создания фирмы.
2. Что необходимо, чтобы фирма приносила хорошую прибыль.
3. Какими качествами личности должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем.
4. А мне бы хотелось знать, есть ли качества предпринимателя у меня.)
Слайд 5 – цели.
— Итак цель нашего сегодняшнего урока:
2.Рентабельность.
Слайд 6 – Предпринимательство в нашей стране сегодня развивается большими темпами. В основе рыночной экономики лежит экономическая свобода, которая стимулирует предпринимательскую деятельность и способствует экономическому росту общества. Эта хозяйственная система открывает возможности любому гражданину нашей страны при наличии склонностей начать собственное дело: стать владельцем магазина, кафе, собственной мастерской, создать малое предприятие. Организуя собственный бизнес, предприниматель должен быть уверен в том, что он будет рентабельным.
Что такое рентабельность?
Слайд 7. (рентабельность – показатель эффективности работы предприятия; рентабельность = прибыль/затраты).
— Чем выше процент рентабельности, тем больше дохода приносит фирма.
— Какое слово в названии нашей темы созвучно понятию рентабельность? (успешный).
Слайд 8. (повторяется слайд 2). На основе высказываний Б. Бишопа и Д. Риза выделите условия успешного бизнеса. (Успешный бизнес — учет интересов и потребностей покупателя + активность предпринимателя).
3. Качества личности предпринимателя.
— Значит, одним из немаловажных качеств личности предпринимателя является активность. Какие еще качества необходимы предпринимателю для ведения успешного бизнеса?
Слайд 9. (учащиеся называют качества личности предпринимателя и записывают их на доске: ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самодисциплина, творчество, коммуникабельность, инициативность, амбициозность, лидерство)
4. Мотивы предпринимательской деятельности.
— Роль предпринимателей зачастую заключается в соединении идеи (открытия) и капитала. Открыть собственное дело и превратить его в процветающее не так-то просто, и тем не менее только за последние годы возникли тысячи новых предприятий. Так что же заставляет предпринимателя идти на риск и начинать новое дело?
(1. Пример окружающих;
2. Стремление обрести независимость, свободу, престиж;
3. Практически неограниченные возможности получения прибыли, обогащения;
4. Опыт прежней работы;
5. Возможность заниматься любимым делом в удобное для себя время;
6. Знания, полученные в школе, в вузе)
Слайд 10.
— Значит мотивами предпринимательской деятельности могут быть:
5. Этапы создания предприятия.
— Создание новой фирмы процесс не быстрый. Его можно разделить на несколько этапов:
Слайд 11: 1 этап: идея + человек (определение направления предпринимательской деятельности)
2 этап: разработка проекта (бизнес-плана) (определение «ниши» для предпринимательской деятельности — анализ рынка; определение величины имеющихся средств и путей их получения (наличие собственных средств; получение кредита и возможность его погашения); выбор организационно-правовой формы (хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, кооператив и др.)
Слайд 12: 3 этап: организация предприятия (проведение переговоров с партнерами; подготовка регламентирующих документов; регистрация предприятия; получение необходимых финансовых и материальных ресурсов)
4 этап: начало деятельности (организация работы предприятия: подбор кадров, выработка технологии работ).
6. Практическая работа.
Слайд 13 — А теперь знания, полученные на этом и предыдущих уроках применить, выполняя практическую работу.
— Не случайно на сегодняшнем уроке вы сидите подобным образом. Вы разделены на три группы. На этом столе (парта у доски) для каждой из групп лежит проектное задание. Там же вы найдете алгоритм его выполнения. Одним из этапов этой работы будет создание логотипа вашей будущей фирмы. Из каждой группы выберите двух дизайнеров для выполнения этого задания.
— Прошу руководителей проектных групп подойти и взять задания, а дизайнеров занять места за компьютерами. Приступаем к работе.
Бланк оформления проектов
Мотивация (лист 1)
Названия фирмы ______________________
Вид деятельности (лист 2)
Правовая база (Конституция РФ, ст. 8, 34; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»; Закон РФ «О малом предпринимательстве»; Закон РФ «О мелкорозничной торговле»)
Правовая форма организация деятельности (юридическое лицо; организация, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица; индивидуальный предприниматель)
Формирование начального капитала (лист 3)
Экономические ресурсы источники, средства обеспечения производства. Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал).
Ожидаемый результат (лист 4,5)
7. Защита проектов.
Вопросы, заданные учащимися в ходе защиты:
- Достаточно ли будет экономических ресурсов для вашего проекта к нашей географической зоне?
- Будет ли достаточно потребителей вашего товара и услуги в нашей местности?
- Возможно ли расширение вашего бизнеса и выход за пределы города, области?
— Вы достойно справились с поставленной задачей. Ваши проекты реалистичны, целесообразны, экономически обоснованы. Будем надеяться, что в недалеком будущем вы сможете реализовать их на практике.
— Руководители команд выставьте оценки своим товарищам, в соответствии с их вкладом в общую работу. Ведомости передайте мне.
8.Предпринимательство и предприниматели Белгородской области.
— Предпринимательство, как вид экономической деятельности человека появилось очень давно. Вспомним финикийских купцов. Они приобретали товары и перепродавали их, получая при этом прибыль. Новый этап развития предпринимательства начался с наступления промышленной эпохи. Теперь предприниматели сочетали производство и продажу своего товара.
— Славилась своими предпринимателями и наша Белгородская область.
(сообщения и Боткине и Ребиндере. Слайды 14-18)
— И сейчас, многое жители нашего города предпочитают заниматься рискованным, но полезным для человека и всего общества предпринимательским трудом.
9. Анкетирование.
— А теперь узнаем, кто из вас обладает склонностью к предпринимательской деятельности. Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на предложенные вам вопросы.
Тест.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?
5. Вы вполне здоровы?
6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?
9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?
10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?
11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?
12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?
13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?
14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?
15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?
16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?
17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?
18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?
19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?
20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?
— Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте сумму очков.
Слайд 19. Результат: если сумма набранных вами очков равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идея действительно того заслуживала.
Вы набрали от 13 до 17 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.
Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.
— Будем надеяться, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную и благодарную работу.
III. Рефлексия.
Слайд 20 — Оправдались ли ваши ожидания от урока?
(1. Да, мы узнали, что необходимо знать для создания фирмы, и создали проекты новых фирм.
2. Мы узнали, что рентабельность необходимое условие для успешного существования фирмы.
3. Мы узнали, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем.
4. А также мы проверили, обладаем ли мы склонностью к предпринимательской деятельности.)
— Как вы думаете, реально ли практически воплотить в жизнь в нашем городе созданные вами проекты фирм?
IV. Итог урока.
Слайд 21 — Спасибо всем. Вы сегодня очень хорошо поработали.
Условия создания успешного бизнеса.
НУЖНО СОСТАВИТЬ 5 ХОРОШИИХ ВОПРОСОВ , что бы получить хорошую оценку .
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
У меня не получается((((( Параграф есть в интернете !
))) Заранее спасибо!
Вы открыли страницу вопроса Условия создания успешного бизнеса?. Он относится к категории
Экономика. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Экономика,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
§ 23. предприниматель и создание фирмы. условия создания успешного бизнеса
Итак, мы обсуждали экономическую логику создания и деятельности фирм. Попробуем теперь взглянуть на этот процесс с более близкого расстояния — с точки зрения предпринимателя, создающего фирму. Для того чтобы этот анализ был изначально точным, дадим определение предпринимателя.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесет ему прибыль.
Какие люди чаще всего становятся предпринимателями? Исследования показывают, что чаще всего такую дорогу в жизни выбирают люди, отличающиеся следующими особенностями:
ГЛАВА Д Е С Я T А Я
желание определять свою жизнь самому;
склонность к умеренному риску;
уверенность в своей способности добиться успеха;
желание немедленно видеть результат своих усилий;
энергичность;
ориентация на будущее;
умение организовывать работу других людей;
склонность измерять успех в деньгах.
Надо сказать, что вокруг предпринимательства сложилось немало мифов, например:
Удачливыми оказываются только те предприниматели, которые нашли уникальную идею.
Предпринимательство — дело несложное.
Предпринимательство — это рисковая игра.
Предпринимательство встречается только в малом бизнесе.
Все эти мифы абсолютно ложны. Немало удачных фирм было создано и живет за счет того, что организовавшие их предприниматели просто нашли несколько иной способ делать то же, что и другие. При этом предпринимательство — достаточно сложное занятие, так как организатору фирмы приходится решать очень много весьма разнообразных задач и в области маркетинга, и в области менеджмента (об этом мы расскажем несколько позже). Но сказать, что это просто рисковая игра — «чет—нечет, повезет—не повезет», — тоже нельзя. Очень многое зависит от управленческой квалификации предпринимателя, его умения избежать достаточно стандартных ошибок — тех, которые убивают большинство молодых фирм. И наконец, предпринимательство вовсе не ограничивается только малым бизнесом. Скажем, один из богатейших людей Великобритании — сэр Ричард Брэнсон, владелец авиакомпании «Virgin Airlines* и многих других, имеющих в названии общее слово «Virgin», — создал огромную бизнес-империю, всю жизнь действуя как типичный предприниматель.
Огромный мировой опыт предпринимательства позволяет утверждать, что это не только не игра, но сложная сфера профессиональной деятельности. Непонимание этого является причиной тех 9 роковых ошибок, которые чаше всего губят молодые фирмы:
некомпетентность в менеджменте;
отсутствие опыта;
плохое управление финансами;
неумение разработать план стратегического развития;
неконтролируемый рост фирмы;
неудачное размещение фирмы;
плохой контроль за запасами ресурсов и готовой продукции;
неквалифицированное установление цен;
неумение перейти от этапа предпринимательства к этапу регулярного менеджмента, когда создатель фирмы передает текущее руководство бизнесом наемным менеджерам.
О серьезности этих ошибок говорит тот факт, что, по данным американской статистики, 24% вновь созданных фирм прекращают существование уже в течение первых двух лет с момента создания, 51% новых фирм закрываются в первые 4 года, а 63% неспособны дожить до седьмой годовщины с момента создания. Для того чтобы избежать такого развития событий, предпринимателю необходимо:
знать суть своего бизнеса до мельчайших деталей;
разработать хорошо продуманный бизнес-план;
умело управлять финансовыми ресурсами;
обладать навыками анализа финансовой отчетности своей фирмы;
научиться эффективно управлять персоналом фирмы.
Но даже если предприниматель достаточно умен, чтобы избежать всех этих ошибок, и его бизнес развивается успешно, то все равно легкой его работу не назовешь. Дело в том, что практически любой предприниматель сталкивается с нестабильностью доходов, риском потери всего бизнеса, ненормированным рабочим днем и высокой интенсивностью труда, низким уровнем доходов до тех пор, пока бизнес не станет достаточно большим, нервным характером работы, полной ответственностью за все дела фирмы.
Очевидно, что основная (хотя и не единственная) цель собственников и менеджеров фирмы — обеспечение успешного развития ее бизнеса и личное обогащение на этой основе. Но как этого добиться? Анализ деловой практики показывает, что успешность такого рода усилий определяется двумя факторами (рис. 10-7):
ростом продаж и активов;
поддержкой государства.
«ЭКСПЕРТ»
РОСТ ПРОДАЖ И АКТИВОВ
ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА
РЕЙТИНГ (РАНЖИРОВАНИЕ ПО УСПЕШНОСТИ)
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Рис. 10-8.
Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов
Отметим сразу, что реально успех фирмы связан с ростом только тех продаж, которые являются прибыльными, причем с уровнем прибыльности не ниже определенного (для данной фирмы) минимума. И аналогично рост активов эффективен только в том случае, если он позволяет (прямо или косвенно) наращивать производство именно такой прибыльной продукции.
Пытаясь понять далее, что обеспечивает рост продаж и активов, мы с неизбежностью приходим к выводу, что этот результат сам обеспечивается воздействием двух факторов (рис. 10-8):
эффективного менеджмента;
эффективных инвестиций.
Такое разграничение носит, конечно, весьма условный характер, так как без эффективного менеджмента немыслимы эффективные инвестиции, т. е. вложение денежных средств в развитие бизнеса. Что касается понятия «эффективный менеджмент», то это такой менеджмент, который позволяет обеспечить использование денежных средств, вкладываемых в развитие фирмы, для выполнения двух взаимосвязанных условий (рис. 10-9):
повышения конкурентоспособности продукции фирмы;
повышения рыночной стоимости фирмы.
Оба вышеупомянутых условия крайне важны сегодня для российских фирм, но далеко не всегда осознаются их менеджерами и тем более редко воплощаются в их реальные программы действий. И это является той причиной, по которой очень многие российские фирмы (особенно в промышленности) переживают сегодня не лучшие времена, так как их теснят с отечественного рынка иностранные конкуренты, лучше освоившие правила создания конкурентоспособного и потому успешного бизнеса.
Соответственно не так широко, как бы этого хотелось, распространено пока среди российских менеджеров и понимание того, что повышение конкурентоспособности — это не столько результат борьбы за ограничительные пошлины на ввоз импортных товаров, сколько следствие выбора и реализации хорошо продуманной маркетинговой стратегии (рис. 10-10).
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ФИРМЫ — суммарная стоимость выпущенных фирмой акций (для открытых АО с котирующимися ценными бумагами) или сумма, за которую фирма может быть потенциально продана новому владельцу.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Рис. Ю-10.
Основания выработки эффективной маркетинговой стратегии фирмы
д
Как показано на рис. 10-10, выработка такой стратегии требует от менеджеров фирмы регулярного анализа четырех основных элементов:
позиции фирмы на рынке, т. е. того, как ее товары воспринимаются потенциальными покупателями, какого уровня технического совершенства, качества и надежности они в данном случае ожидают;
запросов рынка, т. е. того, какие потребности сегодня предъявляются на рынке потребителями или какие их потребности можно попытаться удовлетворять завтра;
возможностей снижения издержек, т. е. того, может ли наша фирма снижать издержки производства своих товаров быстрее и в большей мере, чем конкуренты, создавая себе возможности продавать эти товары по более низкой цене;
возможностей создания дифференцированной продукции, т. е. того, может ли наша фирма создавать модификации своих товаров, отличные по свойствам от того, что делают конкуренты, и потому более привлекательные для потребителей даже при такой же, как у конкурентов, или более высокой цене.
Такого рода анализ — элементарная основа любой маркетинговой деятельности. И напоминать об этом приходится лишь потому, что до сих пор менеджеры многих российских предприятий позволяют себе пренебрегать поиском ответов на эти вопросы. Но это приводит их к выработке зачастую крайне неудачных маркетинговых стратегий, а соответственно к принятию столь же бессмысленных ценовых решений и — в худших вариантах — становится причиной гибели предприятий.
Для того чтобы новый бизнес имел шансы на успех, предпринимателю надо найти верные ответы на следующие вопросы:
Какие именно товары или услуги надо предложить покупателям, чтобы привлечь их внимание?
Как надо организовать производство товаров или оказание услуг, чтобы добиться того качества или тех издержек (и цены продаж), при которых покупатели захотят покупать именно у нас?
Как следует рекламировать свои товары или услуги, чтобы покупатели их заметили и захотели купить?
Откуда взять деньги, чтобы оплатить все расходы на создание фирмы и организацию производства первых партий товаров?
Ответ на первые три вопроса предпринимателю необходимо искать в области:
менеджмента производства;
маркетинга;
финансового менеджмента (рис. 10-11);
бухгалтерского учета;
информационных технологий.
МЕНЕДЖМЕНТ — совокупность правил эффективной организации текущей и перспективной деятельности фирмы.
Успешность работы фирмы
Решение создать бизнес
Как продвигать товар на рынке и почем его продавать (МАРКЕТИНГ)
Стоимость
фирмы (Богатство владельца)
Как финансировать развитие фирмы (ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ)
Рис. 10-11.
Основные виды решений, которые необходимо принимать предпринимателю для обеспечения успешного развития его бизнеса
Под менеджментом производства понимается решение вопросов о том, сколько и каких работников и других ресурсов производства фирма должна использовать для создания и организации продаж своих товаров и как сделать это с минимальными издержками при необходимом качестве.
Такое решение принимают обычно на основе принципов менеджмента, которые, по мнению одного из родоначальников менеджмента — Анри Файоля, включают:
разделение труда. Это естественное явление. Его целью яляется повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти;
власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции — награды или кары, — сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность;
дисциплину. Это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками;
единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник;
единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом;
вознаграждение персонала — оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника;
Презентация «Условия бизнес-успеха. Экономическое значение менеджмента и маркетинга» предназначена для 11 класса, базовый уровень, изучающих экономику по УМК «Экономика» И.В. Липсица, адресована педагогам и учащимся. Доступна к использованию на уроке, трансформированию в разные формы проведения уроков, Соответствует требованиям ФГОС-2.
О сайте
Сетевое издание «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века» www.fond21veka.ru является официально зарегистрированным в РФ средством массовой информации. Сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-82417 от 30.12.2021 года. Опубликованные в сетевом издании материалы являются авторскими и представлены на сайте исключительно для ознакомле-ния. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакцией сетевого издания выступает ИП Гильмиев Марат Рафилевич (ИНН 165506551997, ОГРНИП 317169000068952). Полная контактная информация представлена ниже и на данной странице.
К сведению пользователей
Использование, в том числе копирование, материалов сайта полностью или частично без согласия автора — запрещено. Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Если Вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются Ваши материалы, сообщите нам на электронный адрес: info@fond21veka.ru и материалы будут удалены. Пользуясь сайтом и его услугами Вы безоговорочно соглашаетесь с условиями ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ, ПОЛИТИКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ, в случае несогласия с какими-либо положениями данных документов, следует прекратить использование Сайта и покинуть его.
1. Предприниматель и создание фирмы
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И СОЗДАНИЕ
ФИРМЫ
2. План
ПЛАН
1.
2.
3.
Кто чаще всего становится
предпринимателем?
Ошибки предпринимателей
Условия успешности фирм
. С/п: § 23.
3. Предприниматель
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Это человек, который на свои средства и под
свой риск создает фирму с целью создания
благ и получения прибыли
4. Кто чаще всего становится предпринимателем?
КТО ЧАЩЕ ВСЕГО СТАНОВИТСЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ?
Люди, имеющие следующие особенности:
Желание определять свою жизнь самому;
Уверенность в способности добиться успеха;
Склонность к риску;
Энергичность;
Организаторские способности
и др.
5. Ошибки предпринимателей
ОШИБКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Неумение разработать план стратегического
развития;
Отсутствие опыта;
Плохое управление финансами;
Неудачное размещение фирмы;
Плохой контроль за запасами ресурсов и
готовой продукции
и др.
6. Условия успешности бизнеса
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ БИЗНЕСА
Рост
продаж и активов
Поддержка государства
7. Факторы, обеспечивающие рост прибыльных продаж и активов
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РОСТ
ПРИБЫЛЬНЫХ ПРОДАЖ И АКТИВОВ
Эффективный
менеджмент
Эффективные инвестиции
Менеджмент – это правила эффективной
организации текущей и перспективной
деятельности фирмы
8. Условия эффективности инвестирования средств в деятельность коммерческой фирмы
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОММЕРЧЕСКОЙ ФИРМЫ
Повышение конкурентоспособности фирмы
Повышение рыночной стоимости фирмы
Рыночная стоимость фирмы – суммарная
стоимость выпущенных фирмой акций или
сумма, за которую фирма может быть
потенциально продана новому владельцу
9. Элементы регулярного анализа деятельности фирм
ЭЛЕМЕНТЫ РЕГУЛЯРНОГО АНАЛИЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ
Позиция
фирмы на рынке
Запросы рынка
Возможности снижения
издержек
Возможности создание
дифференцированной продукции
10. Важные вопросы, стоящие перед предпринимателями
ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Какие именно товары или услуги надо
предложить покупателям, чтобы привлечь их
внимание?
Как надо организовать производство товаров
или оказание услуг чтобы добиться того качества
при котором покупатели захотят покупать именно
у нас
Как следует рекламировать свои товары или
услуги?
Откуда взять деньги чтобы оплатить всех расходы
на создание фирмы и организацию
производства первых партий товара?
11. Ответы на поставленные вопросы следует искать в области
ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ СЛЕДУЕТ
ИСКАТЬ В ОБЛАСТИ
Менеджмента
производства
Маркетинга
Финансового
менеджмента
Бухгалтерского учёта
Информационных технологий
12. Принципы менеджмента
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Разделение труда
Власть и ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство руководства, направления
Подчинение частных, личных интересов общим
Вознаграждение персонала
Справедливость
Инициатива и др.
13. Маркетинг
МАРКЕТИНГ
Набор методов, с помощью которых фирма
определяет, что, для кого, как и почём
производить и продавать и добиваться
успешности продаж:
1. исследования рынка, на котором
предполагается продавать товары и услуги
2. реклама товаров и услуг
3. продвижение продукции с помощью различных
методов привлечения внимания покупателей
и др.
14. Финансовый менеджмент
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Набор
методов и правил
управления денежными
ресурсами фирмы с целью
обеспечения устойчивости
развития
15. Источники денежных средств
ИСТОЧНИКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Нераспределённая
прибыль – это часть
прибыли, направленная на развитие
фирмы после или вместо изъятия
прибыли собственником в качестве
своего дохода
Амортизация – перенесение стоимости
постепенно снашивающихся основных
фондов на стоимость производимой
продукции
16. Источники денежных средств
ИСТОЧНИКИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
17. Подготовка бизнес — плана
ПОДГОТОВКА БИЗНЕС — ПЛАНА
Какой
товар или услуги он будет
предлагать на рынок
Каких покупателей и чем он
надеется привлечь
Как он надеется выиграть у
конкурентов
Что потребуется для организации
бизнеса