Русский язык 10 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019
Часть 1
Ответом к заданиям 1 — 26 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1) Чай был для России довольно дорогим удовольствием — он стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами, и путь от Пекина до Москвы занимал более года. (2) … со временем увеличивается доля морских перевозок, заканчивается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в конце 19 столетия начинается поистине триумфальное шествие чая по России. (3) Чай дешевеет, продаётся буквально на каждом углу, вводится в довольствие русской армии. (4) По всей стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет — появляется особый вид приглашения в гости «на чай»; такова история распространения чая в России.
Ответ:
1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В середине XIX века чай был дорогим продуктом, поскольку доставлялся в Россию торговыми караванами.
2) После строительства Транссибирской железнодорожной магистрали чай подешевел и начал продаваться буквально на каждом углу, хотя раньше был дорогим удовольствием: доставлялся в Москву в течение года.
3) По всей стране в конце XIX века открываются чайные, вырабатывается чайный этикет — появляется особый вид приглашения в гости «на чай».
4) Когда-то чай доставлялся в Россию торговыми караванами, его доставка занимала более года, именно столько времени требовалось, чтобы преодолеть путь от Пекина до Москвы.
5) Так как раньше требовался целый год, чтобы доставить чай из Пекина в Москву, он стоил очень дорого, но построенная Транссибирская железнодорожная магистраль упростила доставку чая, и цена его стала более доступной для населения.
Ответ: 2, 5
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот противительный союз.
Ответ: однако, но
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова история. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
История, -и, ж.
1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
2) Наука о развитии человеческого общества. История средних веков.
3) Ход развития, движения чего-н. История болезни.
4) Наука о развитии какой-н. области природы, знания. История театра.
5) Прошлое, сохранившееся в памяти человечества. История умалчивает об этом.
6) Рассказ, повествование. Рассказывать разные истории.
7) Происшествие, преимущ. неприятное, скандал. Попасть в историю.
Ответ: 3
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Плодоносить
оптОвый
исчерпАть
закУпорить
прозорлИва
Ответ: исчерпать
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Глинистая порода явственно сланцеватого сложения встречается в самых древних геологических отложениях.
Устроившись на завод, он сразу же приступил к своим инженерским обязанностям.
Шахтёры имели уныло заспанный вид и землистый цвет лица.
На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, но мы всё-таки в последний момент успели отбежать в сторону.
Лесистая гора привлекла внимание туристов.
Ответ: каменная
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за территорией нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового.
Ответ: пределами
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара носков местные сторожа изобретший эту игру сто абитуриентам лягте
Ответ: ста
8. Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
1) Прочитав очерк «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, понимаешь, что насколько есть любовь, не имеющая границ, любовь, ради которой совершают даже убийство. 2) В пьесах Островского «Горячее сердце», «Гроза», «Снегурочка» созданы образы решительных и смелых героинь, но с трагической судьбой. 3) Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полного внешнего благополучия, но представлявшего порой нелицеприятную картину. 4) Те, кто выросли в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. 5) По окончании написания пьесы «Гроза» через месяц в Костроме случилась похожая история с А. П. Клыковой. 6) Волга дала Островскому обильную пищу, указывает ему новые темы для драм и комедий и вдохновляет его на создание шедевров. 7) «Литературная экспедиция», предпринятая Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на процесс создания пьесы «Гроза»: прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. 9) Все, кто читал «Бесприданницу», замечали, как по мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ: 3, 1, 8, 4, 6
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зар…сли, прим…рение (сторон), оз…рённый
2) пром…чить, попл…вок, несг…раемый
3) омр…чать, г…ревать, пол…гаться
4) поч…татель (таланта), зам…рев, неприк…саемый
5) пок…сить (траву), изб…рательный, п…рила
Ответ: 2, 4
10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) контр…гра, меж…нтервальный (диапазон), сверх…нтересный
2) п…никнуть, из…гнул, пр…образ
3) не…данный, не…жатый, чере…чур
4) пр…бывать (на отдыхе), пр…твориться (спящим), пр…украсить
5) неот…емлемый, суб…ект, интерв…ю
Ответ: 1, 2, 3
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ливн…вый, горош…к
2) погор…вать, ландыш…вый
3) узорч…тый, расплывч…тый
4) сирен…вый, застенч…вый
5) горяч…, сгущ…нное (молоко)
Ответ: 1, 2, 3
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) наточ…шь, движ…шься
2) зате…вший, засе…нный
3) невид…мый, выгляд…шь
4) подкол…шь, заброс…вший
5) бор…шься, мел…шь
Ответ: 2, 3, 5
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Для ночлега гуси выбирают ровный, (не) заросший камышом берег.
2) (не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие свои качества перед лицом смерти.
3) Мужество есть (не) что иное, как твёрдость в истине.
4) В юности он жил в бедности и постоянно (не) доедал.
5) После школы он (не) спеша шёл домой.
Ответ: не доедал
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)СЛЕДСТВИЕ усилениях холодов я завтра надену ТО(ЖЕ) пальто, что и вчера. Нужно иметь (В)ВИДУ, что эта идея ТАК(ЖЕ), как и предыдущая, может не понравиться начальству.
(НА)ВСТРЕЧУ нам шёл Петров и улыбался, (НЕ)СМОТРЯ на то, что был сильно расстроен.
(И)ТАК, этот таинственный миф существует (В)ТЕЧЕНИЕ многих тысячелетий. ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, он всё ТАК(ЖЕ) не утратил веры в человеческую доброту.
Ответ: навстречу несмотря
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Услужливый труже(1)к трактирного бизнеса, одетый в штопа(2)ую-перештопа(3)ую рубашку из холсти(4)ой ткани, предложил нам долгожда(5)ый ночлег в некраше(6)ой, но мастерски белё(7)ой комнатушке.
Ответ: 4, 5, 7
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Жду не дождусь возвращения на Родину.
2) Бабушка встала ни свет ни заря и отправилась доить корову.
3) Дед сердечно жалел нищих да милостыню им не подавал.
4) Ум передовые взгляды не только не ценятся в фамусовском обществе но и преследуются им.
5) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.
Ответ: 3, 5
17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Невдалеке (1) печально чернеющая (2) виднеется промысловая избушка (3) припорошенная снегом (4) а (5) из проделанного в крыше (6) отверстия вырываются клубы дыма, и (7) подхваченные ветром (8) они тотчас же исчезают вдали.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 7, 8
18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Вощев (1) однако (2) стоял, с робостью наблюдая шествие этих неизвестных ему детей (3) словно (4) он стыдился, что пионеры (5) наверное(6) знают и чувствуют больше его.
Ответ: 1, 2, 3, 5, 6
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.
Ответ: 2, 4
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Так вот Маргарита говорила (1) что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день (2) чтобы я наконец её нашёл (3) и (4) что (5) если бы этого не произошло (6) то она отравилась бы (7) потому что жизнь её пуста.
Ответ: 1, 2, 3, 6, 7
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2) Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны капусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимолость, бузина, шиповник — остатки прежних «клумб». (3) Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ракит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4) Мы вошли в дом. (5) Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку — кабинет Радилова. (6) Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова — старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.
(7) — Давно вы пожаловали в нашу сторону? — спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая глазами.
Ответ: 4, 6
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
— (1) Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. (2) Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. (3) Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. (4) Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
— (5) Как вкусно!
(6) И он с жадностью ел и всё повторял:
— (7) Ах, как вкусно! (8) Ты попробуй!
(9) Было жёстко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».
(10) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. (11) К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, как, в сущности, много довольных, счастливых людей! (12) Какая это подавляющая сила! (13) Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… (14) Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. (15) Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днём едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. (16) Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей
погибло от недоедания… (17) И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. (18) Это общий гипноз.
(19) Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. (20) Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно.
(21) Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. (22) Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжёлого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. (23) Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. (24) Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… (25) Ах, если б я был молод!
(26) Иван Иваныч прошелся в волнении из угла в угол и повторил:
— (27) Если б я был молод!
(28) Он вдруг подошел к Алёхину и стал пожимать ему то одну руку, то другую.
— (29) Павел Константиныч, — проговорил он умоляющим голосом, — не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! (30) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! (31) Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. (32) Делайте добро!
(33) И всё это Иван Иваныч проговорил с жалкой, просящею улыбкой, как будто просил лично для себя. (ЗЗ)Потом все сидели в креслах, в разных концах гостиной, и молчали.
(По А. П. Чехову*.)
* Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) — русский писатель, прозаик, драматург.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Николай Иванович наслаждался собственным крыжовником, потому что он был необыкновенно сладким.
2) Николай Иванович был доволен своею судьбой, самим собой, потому что достиг цели в жизни, получил то, что хотел.
3) Необходимо, чтобы кто-нибудь напоминал тем, кто сыт и счастлив, что есть несчастные и нельзя забывать о них, потому что, когда стрясётся беда, его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
4) Герой любил заглядывать в окна и смотреть на счастливые семейства, сидящие вокруг стола и пьющие чай.
5) Иван Иванович считал, что человек не должен успокаиваться, давать усыплять себя, он должен видеть цель и смысл своей жизни в том, чтобы делать добро.
Ответ: 2, 3, 5
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 10 и 13 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 подводится итог тому, о чём говорится в предложениях 2 — 9.
3) В предложения 15 — 16 представлено рассуждение.
4) В предложениях 21 — 23 представлено описание.
5) В предложениях 29 — 32 представлено повествование.
Ответ: 4, 5
24. Из предложений 23 — 27 выпишите фразеологизм.
Ответ: горит голова
25. Среди предложений 1 — 8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 3
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 — 25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26. Создавая свой рассказ «Крыжовник», А. П. Чехов хотел показать, как человек путём самообмана придаёт особую значимость тому, что на самом деле таковым не является. Писатель очень точен в своей речи, языковые средства, к которым он прибегает, помогают выразить основную мысль: необходимо делать добро в своей жизни. Это лексические средства (А) … (предложение 3) и (Б) … («покажет когти», «стрясётся беда» в предложении 19), которые способствуют более глубокому и полному пониманию и осмыслению идейно-художественного своеобразия произведения, как и троп (В) … («любимую игрушку» в предложении 4, «возвышающий обман» в предложении 9, «довольного, счастливого человека» в предложении 19); а синтаксическое средство (Г) … (в предложениях 7, 8, 11, 12, 29, 30, 32) помогает выразить сильное эмоциональное состояние героев.
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) метафора
3) контекстные антонимы
4) противопоставление
5) ряд однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) фразеологизм
8) эпитет
9) парцелляция
Ответ: 3, 7, 8, 6
Для ответа на это задание используйте бланк ответов № 2.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответ:
Информация о тексте
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1) Проблема равнодушного отношения к миру, к людям, которую порождает сытая самодостаточная жизнь. (Разве должен человек стремиться только к эгоистическому существованию и вести пассивный образ жизни?) |
1) Человек не должен позволять себе равнодушного отношения к миру и людям и вести пассивный образ жизни. «Человеку нужно не три аршина земли; не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». |
2) Проблема необходимости следовать в своей жизни высоким целям. (Достойной ли для человека ограничить себя, своё развитие только одной целью: вырастить в приобретённом собственном поместье крыжовник?) |
2) Кислый крыжовник кажется герою сладким, как приземлённые его цели — создают иллюзию осмысленного и правильного жизненного пути, тогда как смысл человеческой жизни не в обретении личного счастья, а в стремлении делать добро. |
3) Проблема деградации человека, которая связана с внутренней успокоенностью, в стремлении изолироваться в своём личном счастливом узком жизненном пространстве. (К чему приводит человека алчность, самолюбие, стремление лишь к приобретению, наживе?) |
3) Надо, чтобы кто-нибудь постоянно напоминал людям, что есть несчастные, которые ждут нашего участия, и если мы будем равнодушны к ним, то и к нам в беде никто не придёт на помощь. Стремление только к приобретениям и наживе приводит к духовной нищете. |
Задание № 1
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
Задание № 2
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега стари(4)ый русский город.
Задание № 3
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Каждый вечер наши гости непреме(1)о усаживаются на кожа(2)ом диване, возле которого стоит полирова(3)ый столик с крахмале(4)ой скатертью и вяза(5)ыми салфетками.
Задание № 4
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Когда Рубинштейн стоял за дирижёрским пультом, его дли(1)ые волосы вздымались и закрывали половину лица, точно льви(2)ая грива, он всем обликом неожида(3)о напоминал царстве(4)ого льва.
Задание № 5
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
На картине А.К. Саврасова, призна(1)ого во всем мире живописца, изображе(2)о весе(3)ее пробуждение природы: воздух, звенящий от грачи(4)ого гомона, посеревший снег…
Задание № 6
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Беше(1)ая скачка на разгорячё(2)ом коне, нежда(3)ые слёзы помогли нам раскрыть загадку этой недюжи(4)ой натуры.
Задание № 7
Укажите цифры, на месте которых ставится одна Н.
В центре гости(1)ой был краше(2)ый стол, на котором можно было заметить клюкве(3)ый морс и варё(4)ый картофель.
Задание № 8
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
На картине Веймера «Уличка» каме(1)ая мостовая вымете(2)а, мощё(3)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады домов снизу выбеле(4)ы извёсткой.
Задание № 9
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Бабушка медле(1)о стала вынимать из плетё(2)ой корзинки принесё(3)ые с собой сушё(4)ые грибы.
Задание № 10
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый, идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и утончё(4)ое изящество.
Задание № 11
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В лесу, за песча(1)ым карьером, за полузаброше(2)ой деревней, утопавшей в мали(3)ике, можно было найти в утре(4)ие часы десятка по два белых грибов.
Задание № 12
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Неуката(1)ой дорогой мы идём по лесоразработке, простирающейся на несколько километров. Выйдя из леса, следуем вначале по уже езже(2)ому просёлку, а затем по асфальтирова(3)ому шоссе, заменившему старую немощё(4)ую дорогу.
Задание № 13
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Масле(1)ые ржа(2)ые лепёшки, сгущё(3)ое молоко, говяжья тушёнка, печё(4)ый в золе картофель – всё покажется вкусным на свежем воздухе даже сверхизыска(5)ому гурману.
Задание № 14
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Заснеже(1)ые ёлки под звёздным небом торжестве(2)ее, чем в праздничных залах. Он надел шерстя(3)ую гимнастёрку, а сверху набросил овчи(4)ый тулуп.
Задание № 15
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
День был безветре(1)ый. Вдоль берега, усея(2)ого острыми камнями, разведчики вышли к непаха(3)ому полю. Командира беспокоили пута(4)ые известия, получе(5)ые от разведчиков второй роты.
Задание № 16
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Полы в комнатушке были некраше(1)ые, на стенах висели, покосившись, запылё(2)ые писа(3)ые маслом картины, а на столе стояла закопчё(4)ая посудина с травя(5)ым отваром.
Задание № 17
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Этот стриже(1)ый по последней моде малый был ветре(2)ый, говорил быстро, пута(3)о, манеры его не были изыска(4)ы. Произнося свои речи, он крутил серебря(5)ую пуговицу на кителе, будто хотел её оторвать вовсе.
Задание № 18
Укажите цифры, на месте которых ставится одна Н.
Далеко вверх забрались миниатюрные белё(1)ые негашё(2)ой известью глиня(3)ые домики. Эстрада для оркестра была доверху заколоче(4)а досками.
Задание № 19
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В стари(1)ые времена лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
Задание № 20
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Подли(1)о романтический и одновреме(2)о гуманистический пафос поэзии Лермонтова коренился в напряжё(3)ых духовных исканиях исти(4)ого поэта.
Задание № 21
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.
Задание № 22
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Композицио(1)о и сюжетно картины просты: на одной из них исти(2)ым художником изображе(3)ы прибой в зимний ветре(4)ый день, на другой – просёлочная дорога с одиноко шагающим путником.
Задание № 23
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Айвазовский обладал исключительно разносторо(1)им дарованием, в котором были стра(2)о сопряже(3)ы качества, соверше(4)о необходимые для художника-мариниста.
Задание № 24
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.
Задание № 25
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.
Задание № 26
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Услужливый труже(1)ик трактирного бизнеса предложил нам долгожда(2)ый ночлег в некраше(3)ой, но мастерски беле(4)ой комнатушке.
Задание № 27
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
Задание № 28
Укажите цифры, на месте которых ставится одна Н.
Около гости(1)ицы на асфальтирова(2)ой дорожке стояла краше(3)ая скамейка, на которую и присел отдохнуть наш ю(4)ый герой.
Задание № 29
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
Задание № 30
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В XX веке в Исландии была установле(1)а конституцио(2)ая республика – самый распростране(3)ый в Европе государстве(4)ый строй.
Задание № 31
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на букве(2)о-звуковое письмо так и не были реализова(3)ы: обществе(4)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(5)ой в иероглифическом письме.
Задание № 32
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они непреме(2)о отмече(3)ы очарованием вдохнове(4)ых импровизаций.
Задание № 33
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась тесовая крыша с узорчатой, раскраше(2)ой вышкой, это и была девичья, выстрое(3)ая настоящим русским теремом.
Задание № 34
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
До наших дней в архивах сохранились подли(1)ые счета, предъявле(2)ые художнику за доставле(3)ые ему масля(4)ые краски.
Задание № 35
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Стари(1)ый дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(2)ы свежими досками, окна покраше(3)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(4)ое резьбой, ещё пахло смолой.
Задание № 36
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все нарушения бывают чётко зафиксирова(4)ы кинокамерой.
Задание № 37
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.
Задание № 38
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Музыка С.С.Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю постичь глуби(2)ые основы произведения, оценить неожида(3)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(4)о логичные формы.
Задание № 39
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Духовный кризис Сергея Есенина, вызва(1)ый крушением его революцио(2)о-религиозных иллюзий, нежда(3)ым осознанием ненужности в новой России, семейной и бытовой неустрое(4)остью, отразился на проблематике его любовной лирики.
Задание № 40
Укажите цифры, на месте которых ставится одна Н.
И казалось, будто где-то над этими нехоже(1)ыми тропами и малоезже(2)ыми дорогами, которые избра(3)ы безысходной природой для таинстве(4)ого зимнего ночлега, заря никогда не вспыхнет, никогда не расстелет свой кумач.
Задание № 41
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Удивительный факт: революцио(1)ой «Марсельезой» заинтересовалась прежде всего Екатерина II, хотя, как утверждали многие её совреме(2)ики, императрица была соверше(3)о лише(4)а музыкального слуха.
Задание № 42
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В первых картинах И.Н.Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
Задание № 43
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ой мудрости, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.
Задание № 44
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Кто бывал в деревнях под Владимиром, тот надолго запомнил дома, украше(1)ые деревя(2)ой резьбой, подобной тонкому кружеву, рассматривая которые можно мысле(3)о побывать в сказке.
Задание № 45
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Ряже(1)ые искре(2)е смеялись, но были немного смуще(3)ы и разочарова(4)ы оказа(5)ым приёмом. Всё говорило о том, что они незва(6)ые гости.
Задание № 46
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Голова ране(1)ого в последнем бою сержанта была забинтова(2)а, шинель забрызга(3)а грязью, за плечом сверкала начище(4)ая до блеска винтовка с оптическим прицелом.
Задание № 47
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Кто из нас не мечтал стать отважным путешестве(1)иком, чтобы, ступив на неизведа(2)ые земли незва(3)ым гостем, рассказать затем своим соотечестве(4)икам об открытых таинстве(5)ых племенах?
Задание № 48
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Природа начала быстро перестраиваться, подчиняясь нежела(1)ой, незва(2)ой ра(3)ей осени: деревья торопились сбросить мороже(4)ую листву, на лугах нескоше(5)ая трава покрылась инеем.
Задание № 49
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Белеют стволы деревьев, освещё(1)ые лу(2)ым светом, а кудрявые кусты будто выкраше(3)ы серебря(4)ой краской.
Задание № 50
Укажите цифры, на месте которых ставится НН.
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, тушё(3)ыми в пря(4)остях.
Вариант 1. Типы придаточных предложений по значению.
А) изъяснительное В) определительное С) обстоятельственное
1) Он пополнел и неохотно ходил пешком, так как страдал отдышкой.
2) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.
3) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
4) Из-за скалистого холма, где тёк ручеёк, возвышался другой холм.
5) Впереди, где осталась роща, возвышались берёзы.
6) Он очнулся, когда солнце стояло уже высоко.
7) Куда ушла она, никто не мог сказать.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
9) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
10) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было.
11) Он взглянул на меня так, что я вздрогнул.
12) Дети чувствуют, кто их любит.
13) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
14) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
15) Раз посеял просо, не жди бобов.
16) Зимой мы часто встречались в чайных и кидали медяки в пузо горласты органов, чтобы музыка заглушала разговоры.
17) Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского национального университета.
18) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.
19) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.
20) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.
21) Ты рада, что ты дома?
22) Куда река пошла, там и русло будет.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019. 15 вариантов. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 15
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)В жаркий летний день люди обеспокоены необходимостью сохранить или вернуть прохладу и для этого включают кондиционер — устройство, которое охлаждает воздух в помещении, удаляя из этого воздуха часть его тепловой энергии. (2)Но кондиционер не может заставить тепловую энергию исчезнуть, он просто передаёт её от более холодного воздуха в комнате более горячему наружному воздуху, то есть у вас в комнате становится прохладнее, в то время как наружный воздух становится ещё жарче. (3) кондиционер передаёт энергию в направлении, противоположном естественному потоку тепла, это устройство представляет собой разновидность теплового насоса.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Кондиционер передаёт тепловую энергию воздуха в помещении более горячему наружному воздуху, то есть в направлении, противоположном естественному потоку тепла, представляя собой разновидность теплового насоса, охлаждающего воздух помещения.
2) Простое устройство, способное удалять из воздуха помещения часть его энергии и, таким образом, действующее как насос, понижающий температуру воздуха в комнате, называется кондиционером.
3) Кондиционер — это устройство, которое охлаждает воздух в помещении, удаляя из этого воздуха часть его тепловой энергии, то есть при работающем кондиционере в комнате становится прохладнее, в то время как наружный воздух становится ещё жарче.
4) Устройство, работающее по принципу насоса, который охлаждает воздух в помещении, удаляя из этого воздуха часть его тепловой энергии, известно как кондиционер.
5) Кондиционер, охлаждающий воздух помещения, является разновидностью теплового насоса, поскольку передаёт тепловую энергию воздуха в помещении более горячему наружному воздуху, то есть в направлении, противоположном естественному потоку тепла.
Ответ:________________________________
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕПЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕПЛО, -а, ср.
1) Тёплая погода, тёплое время года. Весеннее, летнее т. После зимы пришло т. С теплом просыпается вся природа. Т. бабьего лета.
2) Нагретость воздуха, тёплый воздух, исходящий от нагретого, горячего предмета. Сухое, приятное т. Ночное, душистое т. Держать руки над теплом. Испускать, вбирать, распространять т. Теплом повеяло, обдало. Земля дышит теплом. Температура воздуха — пять градусов тепла (выше нуля).
3) Тёплое, нагретое место, помещение. Кошка любит спать в тепле. Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле (посл.).
4) Ощущение теплоты, согретости тела. По всему телу разлилось приятное т.
5) перен. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. Т. дружбы. Душевное пг. Окружить гостя теплом.
Ответ:________________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вероисповедАние / молЯщий / жалюзИ / красИвее / откУпорить
Ответ:________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Испрадьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В связи с высокой точностью выполняемой работы приходилось каждый раз разогревать нужную МИКРОСКОПИЧНУЮ часть диска до высокой температуры, что отнимало много времени.
Избыток информации, которой располагает человек, сбивает с толку и требует большего времени на обдумывание и усвоение, поэтому не менее вреден, чем недостаточная ИНФОРМАЦИОННОСТЬ.
Латинский алфавит было предложено ДОПОЛНИТЬ тремя буквами — для удобства применения его в германском языке.
Отец мечтал о том, чтобы сын его вырос храбрым воином, ИСКУСНЫМ стрелком и позаботился о расширении и могуществе своих владений.
В прошлом некоторые сорняки применялись как пищевые растения или служили ИСХОДНЫМ материалом для выведения высокопродуктивных сортов культурных растений.
Ответ:________________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Добавленное на игру время уже не имело роли в определении победителя.
Ответ:________________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
кустарник более КОЛКИЙ / ЗАМЁРЗ на улице / новые ПАСПОРТА / русских ДЕРЕВНЕЙ
ТРЕПЛЕТ скатерть
Ответ:________________________________
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
|
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
|
В) нарушение в построении предложения с однородными членами |
|
Г) нарушение в построении сложного предложения |
|
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
|
|
|
|
|
|
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зам..реть, зан..маться, заг..релый 2) кинем..тограф, интелл..ктуал, м..лчаливый
3) акв..марин, иде..лизм, р..стовщик 4) нач..нание, р..внина, предпол..гать
5) б..рюзовый, непром..каемый, кол..систый
Ответ:________________________________
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раз..гнуть, з..мена, из..драть 2) пр..одолел, пр..восходный, пр..спокойно
3) и..бавить, ра..влечь, бе..душный 4) раз..ять, из..ездить, над..ярус
5) пред..дущий, раз..скивать, на..грыш
Ответ:________________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) гостин..ца, завистл..вый 2) откашл..лся, выздоравл..вать 3) недоум..вать, стро..вой
4) привередл..вый, вытерп..л 5) придирч..вый, досух..
Ответ:________________________________
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неосяза..мый, возненавид..шь 2) (дети) высп..тся, засе..нный 3) слыш..мый, разруш..нный
4) увид..нный, побор..мся 5) хлопоч..щий, (они) накоп..т
Ответ:________________________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Легкоатлета, первым пересёкшего финишную черту, по его признанию, охватили (НЕ)ПОДДАЮ-ЩИЕСЯ описанию чувства.
Когда молодые люди увидели, какими благодарными могут быть животные за заботу о них, они (НЕ)РАЗДУМЫВАЯ активно включились в волонтёрскую деятельность.
Маше было (НЕ)ЖАЛЬ времени, потраченного на просмотр фильма: она уже не чувствовала себя одинокой, когда поняла, что героиня картины испытывала знакомые ей самой чувства. —
По обозначенной в статье проблематике создано уже много трудов, тем не менее в мировой экономике эти проблемы (НЕ)РЕШЕНЫ.
(НЕ)СМОТРЯ на сложные экономические условия деятельности в аграрной среде, объёмы и темпы роста производства малых форм хозяйствования продолжают увеличиваться.
Ответ:________________________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ томительной минуты капитан не отвечал, и с огромным облегчением пилот вдруг (С)НОВА услышал его голос по внутренней связи и почувствовал, что самолёт с готовностью отвечает его уверенным движениям.
О том, что на Марсе возможна жизнь, свидетельствуют, (НА)ПРИМЕР, эксперименты, (ВО)ВРЕМЯ которых изучалась приспособляемость земных организмов к марсианским условиям.
Спокойным уверенным тоном, (В)СЛУХ или даже мысленно, про себя, опытный психолог всегда говорит о желаемом событии так, БУД(ТО) оно уже произошло.
На занятиях по психологии студенты оказались (В)ПЕРВЫЕ, но ВСЁ(ТАКИ) услышали много уже известного им из разных источников.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа обсуждалась переброска стад и табунов в прошлом, настоящем и будущем, а ТАК(ЖЕ) виды на засеянные луга на далёких горных пастбищах и оценка сена, оставшегося с зимы в далёких амбарах и в горных долинах, где стада зимовали и кормились.
Ответ:________________________________
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Согласно получе(1)ым указаниям, водитель съехал с автострады на второстепе(2)ую дорогу и два километра следовал по ней; далее, проехав меж двух увитых плющом деревя(3)ых столбов, свернул на гравиевую аллею, немного попетлял по парку, украше(4)ому разнообразными дикови(5)ыми деревьями, и наконец очутился перед большим каме(6)ым особняком.
Ответ:________________________________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) То бойкие то нежные и задушевные переливы русской гармошки не могут не тронуть человеческого сердца.
2) В тени плакучих берёз и пышных клёнов серебристыми струями поблёскивал говорливый ручей.
3) Вечерний ветерок приносил запахи душистой мяты и ещё каких-то ароматных трав горькую свежесть полыни.
4) В X — первой половине XI века в Древней Руси сражения происходили в пешем строю и лошади использовались только для передвижения и перевозки грузов.
5) Из простого пресного теста делали колядки и сочни лапшу пельмени и вареники.
Ответ:________________________________
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многолетний режим погоды (1) свойственный топ или иной местности на Земле (2) и (3) являющийся (4) одной из его географических характеристик (5) называют климатом.
Ответ:________________________________
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вставайте (1) люди (2) русские (3)
На смертный бой, на грозный бой.
Вставайте (4) люди (5) вольные (6)
За нашу землю честную!
(В.А. Луговской)
Ответ:________________________________
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Заповедники образуются, как правило, на тех территориях (1) природа (2) которых наименее (3) была затронута человеком (4) и (5) где встречаются уникальные или редкие виды флоры и фауны.
Ответ:________________________________
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Солдат расположился на ночлег вблизи муравейника (1) и (2) поэтому (3) пока он спал (4) под одежду забрались муравьи (5) ему пришлось всё утро от них избавляться.
Ответ:________________________________
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Урал — чудесный горный край. (2)Это один из самых развитых промышленных регионов России. (3)Крупнейший город Южного Урала — Челябинск. (4)Даже и сегодня его жизнь во многом подчинена нуждам гигантов индустрии — металлургического комбината, ГРЭС и Челябинского тракторного завода. (5)Челябинский тракторный завод — это город в городе Челябинске. (6)Сейчас рабочие торопятся на завод, и я — с ними. (7)Цикл производства на тракторном полный от литья до сбор-ки — хочу ознакомиться со всем циклом производства трактора.
Ответ:________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Дочери действительного статского советника Брындина, Кити и Зина, катались по Невскому в ландо. (2)С ними каталась и их кузина Марфуша, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить у знатной родни и поглядеть на «достопримечательности». (3)Рядом с нею сидел барон Дронкель, свежевымытый и слишком заметно вычищенный человечек в синем пальто и синей шляпе. (4)Сёстры катались и искоса поглядывали на свою кузину. (5)Кузина и смешила, и компрометировала их. (6)Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо и не слыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже, лакейскую шляпу с галунами, вскрикивала при каждой встрече с вагоном конножелезки… (7)А её вопросы были ещё наивнее и смешнее…
(8)— Сколько получает жалованья ваш Порфирий? — спросила она, между прочим, кивнув на лакея.
(9)— Кажется, сорок в месяц…
(10)—Не-уже-ли?! (11)Мой брат Серёжа, учитель, получает только тридцать! (12)Неужели у вас в Петербурге так дорого ценится труд?
(13)—Не задавайте, Марфуша, таких вопросов, — сказала Зина, — и не глядите по сторонам. (14)Это неприлично. (15)А вон поглядите, — поглядите искоса, а то неприлично, — какой смешной офицер! (16)Точно уксусу выпил! (17)Вы, барон, бываете таким, когда ухаживаете за Амфиладовой.
(18)— Вам, mesdames, смешно и весело, а меня терзает совесть, — сказал барон. — (19)Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневу, а я по вашей милости не поехал. (20)Неловко, знаете ли… (21)Ко-медия, а всё-таки следовало бы поехать, показать своё сочувствие… идеям… (22)Mesdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев?
(23)— О да… понятно! (24)Тургенев ведь…
(25)— Подите же вот… (26)Всем, кого ни спрошу, нравится, а мне… (27)Не понимаю! (28)Или у меня мозга нет, или же я такой отчаянный скептик, но мне кажется преувеличенной, если не смешной, вся эта галиматья, поднятая из-за Тургенева! (29)Писатель он, не стану отрицать, хороший… (30)Пишет гладко, слог местами даже боек, юмор есть, но… ничего особенного… (31)Пишет, как и все русские писаки… (32) Как и Григорьевич, как и Краевский… (33)Взял я вчера нарочно из библиотеки «Заметки охотника», прочёл от доски до доски и не нашёл решительно ничего особенного… (34)Ни самосознания, ни про свободу печати… никакой идеи! (35)А про охоту так и вовсе ничего нет. (35)Написано, впрочем, недурно!
(37)— Очень даже недурно! (38)Он очень хороший писатель! (39)А как он про любовь писал! —вздохнула Кити. (40) — Лучше всех!
(41)— Хорошо писал про любовь, но есть и лучше. (42)Жан Ришпен, например. (43)Что за прелесть! (44)Вы читали его «Клейкую»? (45)Другое дело! (46)Вы читаете и чувствуете, как всё это на самом деле бывает! (47)А Тургенев… (48)Что он написал? (49)Идеи всё… (50)Но какие в России идеи? (51)Всё с иностранной почвы! (52)Ничего оригинального, ничего самородного!
(53)— А природу как он описывал!
(54)— Не люблю я читать описания природы. (55)Тянет, тянет… «(56)Солнце зашло… (57)Птицы запели… (58)Лес шелестит…» (59)Я всегда пропускаю эти прелести. (60)Тургенев хороший писатель, я не отрицаю, но не признаю за ним способности творить чудеса, как о нём кричат. (61)Дал будто толчок к самосознанию, какую-то там политическую совесть в русском народе ущипнул за живое… (62)Не вижу всего этого… (63)Не понимаю…
(64)— А вы читали его «Обломова»? — спросила Зина. (65) — Там он против крепостного права!
(66)— Верно… (67)Но ведь и я же против крепостного права! (68)Так и про меня кричать?
(69)— Попросите его, чтоб он замолчал! (70)Ради бога! — шепнула Марфуша Зине.
(71)3ина удивлённо поглядела на наивную, робкую девочку. (72)Глаза провинциалки беспокойно бегали по ландо, с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение. (73)Губы её дрожали от гнева.
(74)— Неприлично, Марфуша!— шепнула Зина. (75)— У вас слёзы!
(76)— Говорят также, что он имел большое влияние на развитие нашего общества, — продолжал барон. (77)— Откуда это видно? (78)Не вижу этого влияния, грешный человек. (79)На меня, по крайней мере, он не имел ни малейшего влияния.
(80)Ландо остановилось возле подъезда Брындиных. (По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, классик мировой литературы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Марфуше было интересно рассматривать то, что она не могла увидеть в провинции.
2) Зина считает неприличными вопросы об оплате труда.
3) Барон Дронкель знает название цикла рассказов И.С. Тургенева, о котором он рассуждает.
4) Превосходство И.С. Тургенева над другими писателями, по мнению барона Дронке- ля, нельзя не признать.
5) Слушая высказывания барона, Марфуша испытывала острое чувство негодования.
Ответ:________________________________
23. Какие из перечисленных уттверждений являются верными? Укажите номера ответов.
-
Предложение 3 содержит рассуждение.
-
Предложения 6—7 поясняют предложение 5.
-
Предложение 14 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 13.
-
В предложениях 41-52 представлено повествование.
-
Предложения 72-73 содержат описание состояния человека.
Ответ:________________________________
24. Из предложений 1-7 выпишите слово со значением «выставлять в неблаговидном свете, порочить».
Ответ:________________________________.
25. Среди предложений 25-36 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью контекстных синонимов и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(- их) предложения(-ий).
Ответ:________________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Создавая образы персонажей рассказа, А.П. Чехов для их характеристики на протяжении всего рассказа использует такую форму речи, как (А)___. Об отношении провинциалки к высказываниям барона, о чувствах, которые она испытывает, А.П. Чехов даёт представление читателю, используя разнообразные средства выразительности, в том числе синтаксические: (Б)___(предложения 69, 70) и (В)___(в предложекии 72). Авторское отношение к барону и кузинам Марфуши обнаруживает троп — (Г)___(например, в предложениях 64—68)».
Список терминов:
1) сравнение
2) антонимы
3) фразеологизм
4) восклицательное предложение
5) ирония
6) ряд однородных членов
7) диалог
анафора
9) цитирование
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Убедитесь в том, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 15 Ландо́ (через фр. landau от нем. Landau(er)) — легкая четырехместная повозка со складывающейся вперед и назад крышей
Проблемы текста |
Авторская позиция |
1) Проблема невежества. (В чём проявляется невежество? Можно ли скрыть невежество? Как невежество себя обнаруживает?) |
1) Невежество проявляется в необразованности, отсутствии знаний и неразвитости сознания, в отсутствии стремления разобраться в предмете обсуждения. Невежество можно скрыть только в кругу других невежественных людей, в присутствии человека сведущего оно всегда обнаружит себя в ложных или незрелых, нелепых высказываниях. |
2) Проблема отсутствия живых чувств. (В чём причина отсутствия у человека живых чувств? К чему приводит отсутствие живых чувств?) |
2) Причиной отсутствия живых чувств может быть стремление к соблюдению ложно понимаемых приличий, основанных на лицемерии, привычка вращаться в обществе ограниченных людей и бездумное следование тем традициям, которые в нём сложились. Отсутствие живых чувств приводит к общей неразвитости души и к отторжению всего того, что связано с проявлением непосредственных чувств и живых движений души. |
3) Проблема превратно понимаемых приличий. (Что является неприличным?) |
3) Неприличным является проявление невежества и глупости, а не естественное выражение чувств. |
№ |
Вариант 15 |
1 |
15 51 |
так как поскольку |
|
2 |
|
3 |
2 |
4 |
вероисповедание |
5 |
информированность |
6 |
играло значения |
7 |
деревень |
8 |
65318 |
9 |
14 41 |
10 |
234 |
11 |
13 31 |
12 |
24 42 |
13 |
несмотря |
14 |
вслухбудто |
15 |
123456 |
16 |
13 31 |
17 |
15 51 |
18 |
1346 |
19 |
1 |
20 |
1345 |
21 |
135 |
22 |
125 |
23 |
235 |
24 |
компрометировалакомпрометировать |
25 |
29 |
26 |
7465 |
9
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и
нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по
отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Морфологический
разбор
Настройки разбора
Указывать часть речи
сверху слова?
Об инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора
предложения.
Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только
определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Приложение доступно в Google Play
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут
попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в
раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке
разбора.
Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте
admin@rustxt.ru
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
mabobemeaio144
Вопрос по русскому языку:
Привет. помогите с упражнением
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
danded
Пришла долгожданная весна. Школьники хорошо подготовились к радостной встрече. Настало время встречать пернатых гостей. Ещё зимой они начали строить птичьи домики. Каждая семья скворцов получит новый дом.
haghash455
Пришла долгожданная весна.Настало время встречать пернатых гостей.Школьники хорошо подготовились к радостной встрече.Ещё зимой они начали строить птичьи домики.Каждая семья скворцов получит новый дом.
Имена прилагательные: (какая?)-долгожданная-ед.число;(каких?)-пернатых-множ.число;(какой?)-к радостной-ед.число;(какой?)-новый-ед число.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.