Задания Д9 C2 № 9
В безветренный жаркий день ребята шли по просёлочной дороге. Мимо проехал автомобиль, поднявший над дорогой клубы пыли, которая ещё долго не оседала на землю.
Почему пыль оседала очень медленно?
Какое физическое явление иллюстрирует этот пример?
Спрятать решение
Решение.
1. Над землей висит сухая пыль, которую не сдувает ветер, так как его нет. Пылинки не слиплись, и каждая в воздухе висит отдельно. Пылинки взаимодействуют не только с Землей, но и с совершающими хаотическое движение молекулами газов, составляющих воздух.
2. Наблюдается броуновское движение.
Примечание редакции Решу ВПР.
Этот вопрос и ответ на него взяты нами из образца Всероссийской проверочной работы по физике для 7 класса. Затрудняемся представить реальную ситуацию, когда приведенное авторами объяснение было бы верным. Существенность броуновского движения — то есть влияния случайной силы — по сравнению с остальными силами зависит от размера и материала пылинок. Для придорожной были случайная сила несущественна. Возможно, авторы имели в виду какую-то особую лабораторную нанопыль, но мы такую на дорогах не видели.
Напомним, что оседание пыли изучал ещё в середине 19 века Джордж Габриэль Стокс, сформулировавший позже основы газоочистки. В то время он изучал загрязненность лондонского воздуха пылью, обусловленной каминным отоплением города. Именем Стокса назван закон, по которому можно найти скорость оседания пылинок. С того времени известно, что флуктуации (и случайная сила, которая им соответствует) важны по сравнению с остальными силами, если облако пыли с течением времени расплывается вбок — если пыль диффундирует. Если же расплывание вбок незаметно, и пыль оседает вниз (или улетает вверх), то случайная сила не важна.
Среди причин, влияющих на оседание пыли, прежде всего следует учитывать гидродинамический поток восходящего воздуха, а это явление лежит за пределами приближения броуновского движения.
Примечание кафедры статистической физики.
Броуновское уравнение получается так: пишется второй закон Ньютона для одной пылинки, в него дописывается зависящая от времени «случайная сила», параметры которой определяются флуктуациями воздуха. Затем решение уравнения усредняется по функции распределения случайной силы. Получаются макроскопические параметры типа среднеквадратичной скорости диффузии.
При анализе оседания пыли всегда учитывается вязкость. Поэтому для оценки скорости оседания (без учета случайной силы) надо в закон Стокса подставить параметры пылинки, то есть вес пылинки приравнять силе Стокса и выразить скорость падения пылинки. Получатся метры в час. Броуновское движение накладывает на это падение расширение во все стороны пылевого облака. Это расширение характеризуется коэффициентом диффузии, и он мал. В реальных расчётах броуновскую диффузию пыли всегда отбрасывают на фоне турбулентных и конвективных эффектов в атмосфере. С оговоркой: если мы не говорим о таком явлении, как «турбулентная диффузия». Но в школе мы об этом не говорим. И, в любом случае, там другой механизм образования случайной силы.
Кроме того, пыль часто бывает заряжена, это явление часто учитывают при анализе влияния пыли на образование капель. Это важный фактор, оказывающий влияние и в сухом, и во влажном воздухе.
О ещё одной задаче из образца ВПР можно прочесть здесь.
А о том, что авторы ВПР думают про питание космонавтов, — здесь.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Приводится только название явления ИЛИ только объяснение примера | 1 |
Ответ указан верно | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Источник: Демонстрационная версия ВПР по физике 7 класс 2019 год.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,615 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Код
ВПР.Физика.7класс.Образец
Проверочнаяработа по ФИЗИКЕ
7 классОбразец
Инструкцияповыполнениюработы
Навыполнениеработыпофизикедаётся45минут.Работасодержит11заданий.
Взаданиях,послекоторыхестьполесословом«Ответ»,запишитеответвуказанномместе.В заданиях 4, 8, 9 нужно написать развёрнутый текстовый ответ. В заданиях 10, 11 нужно написатьрешениезадачполностью.Вслучаезаписиневерногоответазачеркнитеего и запишите рядом новый.
Привыполненииработыможнопользоватьсянепрограммируемымкалькулятором.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии временипропускайтезадание,котороенеудаётсявыполнитьсразу,ипереходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаемуспеха!
Установитесоответствиемеждуприборамиифизическимивеличинами,которыеониизмеряют.
А) барометр
ПРИБОРЫ ФИЗИЧЕСКИЕВЕЛИЧИНЫ
-
плотность
Б) динамометрВ) мензурка
-
объёмжидкости
-
атмосферноедавление
-
масса
-
сила
А |
Б |
В |
Запишитевтаблицувыбранныецифрыподсоответствующимибуквами.
Ответ:
Нарисункепредставленграфикзависимостикоординатыxотвремениtдлятела, двигавшегося вдоль оси0x.
x,
Используяданныеграфика,выберитеизпредложенногоперечня дваверных утверждения. Укажите их номера.
-
Перемещениетелазапромежутоквремениот0доt3равнонулю.
-
Вмоментвремениt1телоимеломаксимальнуюскорость.
-
Вмоментвремениt2телоимеломаксимальнуюпомодулюскорость.
-
Моментвремениt3соответствовалостановкетела.
-
НаучасткеВСтелодвигалосьравномерно.
Ответ:
Почемускоростьдиффузиисповышениемтемпературывозрастает?
Выберитедваутверждения,которыевернообъясняютувеличениескоростидиффузии сповышением температуры соприкасающихся веществ, и запишите номера, под которыми они указаны.
-
Принагреваниивеществаувеличиваетсярасстояниемеждумолекулами,имолекулам другого вещества проще проникнуть в эти промежутки.
-
При нагревании вещества скорость молекул уменьшается, и молекулы другого вещества легче проникают в промежутки между ними.
-
Принагреваниивеществаувеличиваетсяскоростьмолекул,ионибыстрееперемешиваются.
-
Принагреваниивеществаегомолекулылегчесоединяютсясмолекуламидругого,и быстрее образуется смесь веществ.
-
При нагревании вещества его молекулы уменьшаются и легче проникают в промежутки между молекулами другого вещества.
Ответ:
Пищудлякосмонавтовизготовляютвполужидкомвидеипомещаютвтюбики сэластичными стенками. При лёгком нажатии на тюбик, его содержимое выдавливается. Действиекакогофизическогозаконаиллюстрируетэтотпример? Сформулируйтеэтотзакон.
Ответ:
В таблице даны плотности некоторых твёрдых веществ. Если вырезать из этих веществ сплошные (без полостей внутри) кубики, то какие кубики смогут плавать в воде? Плотность воды – 1000 кг/м3.
Названиевещества |
Плотностьвещества,кг/м3 |
Алюминий |
2700 |
Парафин |
900 |
Плексиглас |
1200 |
Фарфор |
2300 |
Сосна |
400 |
Вответенапишитеназваниявеществ.
Ответ:
Катер, двигаясь по течению реки равномерно относительно воды, за 3 часа проходит расстояние 21 км, а в обратную сторону за то же время проходит расстояние 6 км. Скорость течения реки постоянна.
Определитескоростькатеравстоячейводе.Ответдайтевкилометрахвчас(км/ч).
Ответ: км/ч.
Рассчитайте силу, с которой воздух давит на поверхность стола, длина которого равна 1,2м, ширина равна 0,5 м, атмосферноедавление равно 100 кПа. Ответдайте вкилоньютонах(кН).
Ответ: кН.
РассмотритеиллюстрациюкбаснеИ.А.Крылова. Верно ли, что в результате действия сил, приложенных к возу, он останется и «ныне там»? Или всё-таки героям басни удастся его сдвинуть? Ответ поясните.
Ответ:
В безветренный жаркий день ребята шли по просёлочной дороге. Мимо проехал автомобиль, поднявший над дорогой клубы пыли, которая ещё долго не оседала на землю.
Почемупыльоседалаоченьмедленно?
Какоефизическоеявлениеиллюстрируетэтотпример?
Ответ:
Сплошной кубик, подвешенный на динамометре, полностью погрузили в некоторую жидкость. При этом показания динамометра уменьшились в 3 раза по сравнению с теми показаниями, когда кубик находился в воздухе. Определите отношение плотностиматериала, из которого изготовлен кубик, к плотности жидкости. Обозначьте силы, действующие на кубик в воздухе и в жидкости.
Решение: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сколько времени должен непрерывно работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из колодца глубиной 50м откачать воду, объёмом 100 м3? Плотность воды равна 1000 кг/м3, Ускорение свободного падения g = 10 м/с2.
Решение: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Системаоцениванияпроверочнойработы
Оцениваниеотдельныхзаданий
Номерзадания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого |
Баллы |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
23 |
№задания |
Ответ |
1 |
352 |
2 |
15 или51 |
3 |
13 или31 |
5 |
парафин,сосна |
6 |
4,5 |
7 |
60 |
Решенияиуказаниякоцениваниюзаданий4,8,9,10и11
Пищудлякосмонавтовизготовляютвполужидкомвидеипомещаютвтюбики сэластичными стенками. При лёгком нажатии на тюбик, его содержимое выдавливается. Действиекакогофизическогозаконаиллюстрируетэтотпример? Сформулируйтеэтотзакон.
Решениеиуказаниякоцениванию |
Баллы |
|
2 |
ПриводитсятольконазваниезаконаИЛИтолькоегоформулировка |
1 |
Ответневерныйилиотсутствует |
0 |
Максимальныйбалл |
2 |
Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова. Верно ли, что в результате действия сил, приложенных к возу, он останется и «ныне там»? Или всё-таки героям басни удастся его сдвинуть? Ответ поясните.
Решениеиуказаниякоцениванию |
Баллы |
ащукатянетвводу».Значит,силырака и щуки направлены под углом друг к другу, и расположены не в вертикальной плоскости.
Допускаетсядругаяформулировкарассуждений,обоснованноприводящая к верному ответу. |
2 |
Вответеученикуказываетсилы(лебедя,ракаищуки),нонеобъясняетрезультат ихдействия. |
1 |
Другиеслучаи,неудовлетворяющиекритериямна2и1балл |
0 |
Максимальныйбалл |
2 |
В безветренный жаркий день ребята шли по просёлочной дороге. Мимо проехал автомобиль, поднявший над дорогой клубы пыли, которая ещё долго не оседала на землю.
Почемупыльоседалаоченьмедленно?
Какоефизическоеявлениеиллюстрируетэтотпример?
Решениеиуказаниякоцениванию |
Баллы |
Допускаетсядругаяформулировкарассуждений. |
2 |
ПриводитсятольконазваниеявленияИЛИтолькообъяснениепримера |
1 |
Ответневерныйилиотсутствует |
0 |
Максимальныйбалл |
2 |
Сплошной кубик, подвешенный на динамометре, полностью погрузили в некоторую жидкость. При этом показания динамометра уменьшились в 3 раза по сравнению с теми показаниями, когда кубик находился в воздухе. Определите отношение плотностиматериала, из которого изготовлен кубик, к плотности жидкости. Обозначьте силы, действующие на кубик в воздухе и в жидкости.
Решениеиуказаниякоцениванию |
Баллы |
Дано: Решение: Fдин1=3Fдин2 Fдин1 Fарх ρкуб/ρжидк=? F дин2 mg mg Ввоздухе Вжидкости Fдин1–mg= 0Fдин2–mg+Fa=0m= ρкубV Fa=ρжидкVg Fдин1=mg=ρкубVg Fдин2=mg–Fa=ρкубVg–ρжидкVgρкубVg= 3(ρкубVg– ρжидкVg) 2ρкуб=3ρжидк ρкуб/ρжидк=1,5 Ответ:ρкуб/ρжидк=1,5 |
|
4 |
Решениесодержитпп.IиII,нополученневерныйответ |
3 |
Решениесодержитпп.IиII,новодномизнихприсутствуетоднаошибка |
2 |
Решениесодержиттолькоодинизпп.IиII,илиобапункта,ноонисодержатболее однойошибки |
1 |
Решениеотсутствует |
0 |
Максимальныйбалл |
4 |
Сколько времени должен непрерывно работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из колодца глубиной 50м откачать воду, объёмом 100 м3? Плотность воды равна 1000 кг/м3, Ускорение свободного падения g = 10 м/с2.
Решениеиуказаниякоцениванию |
Баллы |
Дано: Решение: P= 50кВт P=А/t h= 50м А=Fh V= 100м3 F=mg t=? m=ρV t=(ρVgh)/At= 100 c Ответ:t=100с. |
|
|
3 |
Решениесодержитп.I,нополученневерныйответ |
2 |
Водномизуравненийп.Iдопущенаошибка |
1 |
Болеечемодноуравнениеп.Iсодержитошибку. ИЛИрешениеотсутствует |
0 |
Максимальныйбалл |
3 |
Системаоцениваниявыполнениявсейработы
Максимальныйбаллзавыполнениеработы23.
Рекомендуемаятаблицапереводабалловвотметкипопятибалльнойшкале
Отметкапопятибалльнойшкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичныебаллы |
0–8 |
9–13 |
14–19 |
20–23 |
©2019Федеральнаяслужбапонадзорувсфереобразованияинауки
Главная » Физика — 5 — 9 классы
В безветренный жаркий день ребята шли по проселочной дороге. Мимо проехал автомобиль и поднял клубы
пыли, которая ещё долго не оседала. Почему пыль оседала очень медленно? Какое физическое явление иллюстрирует этот пример?
Ответ №1
Над землей висит сухая пыль, которую не сдувает ветер, так как его нет. Пылинки не слиплись, и каждая в воздухе висит отдельно. Пылинки взаимодействуют не только с Землей, но и с совершающими хаотическое движение молекулами газов, составляющих воздух.
это броуновское движение