Логистика коммерческого предприятия: особенности организации и оптимизации
Каждое направление логистической деятельности постоянно нуждается в оптимизации. Это позволит добиться максимального экономического эффекта при минимальных издержках на производстве.
Автор статьи:
Анастасия Осипова
-
Роль и задачи отдела логистики на предприятии
-
Правила построения службы логистики
-
Особенности направлений логистики компании
-
Производственная логистика
-
Закупочная логистика
-
Логистика запасов
-
Транспортная логистика
-
Информационная логистика
-
Железнодорожная логистика
-
Таможенная логистика
-
Методы оптимизации логистики на предприятии
-
Выводы
От эффективности управления логистикой на предприятии зависит товарооборот и издержки компании. При правильно выстроенной стратегии по доставке грузов, ежемесячный оборот возрастет, благодаря заметному снижению издержек на транспортировку и складирование ресурсов. Ниже мы рассмотрим основы логистики организации любого вида деятельности и методы ее совершенствования, которые помогут оптимизировать производственные циклы.
Роль и задачи отдела логистики на предприятии
В основном она ответственна за закупку, снабжение и сбыт, транспортировку и хранение товаров, материалов, сырья и прочих ценностей. Логистика на предприятии применяется с целью оптимизации издержек, связанных с перемещением ТМЦ. Это понятие предполагает также управление информационными ресурсами, обеспечивающих оптимизацию логистических процессов на предприятии.
Простыми словами – это деятельность, направленная на управление материальными, информационными и кадровыми потоками, функционирующими в рамках одного проекта/компании. Отдел занимается разработкой методологии, научного подхода эффективного перемещения, хранения и распределения активов предприятия. Деятельность охватывает все этапы производства, начиная от первичного поставщика сырья, заканчивая доставкой готового продукта к потребителям.
Деятельность подразделяется на два вида:
- Внутренняя логистика на предприятии занимается решением задач компании. Ответственные лица контролируют уровень запасов, осуществляют закупку, доставку и распределение необходимых активов.
- Внешняя логистика отвечает за транспортировку ТМЦ потребителям или на оптовый рынок.
К задачам внешней логистики можно отнести:
- анализ спроса на продукцию и корректировка производственных объемов, в соответствии с запросами потребителей;
- оценку имеющихся запасов на складах и остатков у потребителей;
- доставку произведенного продукта конечному потребителю;
- хранение ТМЦ.
К основным функциям отдела логистики относится:
- планирование и перемещение готовой продукции;
- контроль сопроводительной документации;
- работа с транспортными и экспедиционными компаниями;
- страхование перевозок;
- планирование и исполнение бюджета;
- постановка задач экспедиторам и доставка грузов заказчикам;
- управление рисками и их учет при планировании бюджета;
- участие в конфликтных ситуациях;
- оптимизация эффективности перевозок;
- ведение учета ТМЦ, инвентаризация, подготовка отчетов;
- анализ издержек и, при необходимости, составление плана мероприятий по улучшению качества работы отдела;
- работа с поступающим сырьем, его распределение и сортировка;
- учет выполненных заказов и т. д.
Логистика в деятельности предприятия – главное связующее звено между всеми этапами производства, это значит, что без специального отдела работа компании неэффективна. В особенности это касается многопрофильных предприятий. Отдел логистики обеспечивает эффективное управление производственно-коммерческой деятельностью. Его функции охватывают все процессы, связанные с производством, снабжением и ресурсосбережением.
Благодаря своевременной оптимизации деятельности отдела логистики, предприятие нарастит собственные мощности и прибыль.
Правила построения службы логистики
Организация логистики на предприятии во многом зависит от направления деятельности компании, ее размеров и мощностей, ежемесячного товарооборота, количества поставщиков и потребителей. В зависимости от указанных внутренних и внешних показателей, на производстве устанавливается определенная иерархия. Каждая выделенная структура делится на несколько уровней развития логистики, подотчётных управляющему:
Первый уровень | Общее управление | Вице-президент по логистике |
Второй уровень | Программное управление | Руководители групп |
Третий уровень | Оперативное управление | Менеджеры |
Первый уровень выполняет следующее:
- контроль деятельности логического отдела;
- корректировка планов и направлений;
- разработка стратегий, долгосрочное и краткосрочное планирование;
- оценка работы системы;
- координация служб доставки;
- контроль и согласование бюджета.
Деятельность системы базируется на имеющихся показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Первый уровень службы логистики взаимодействует со всеми нижестоящими подразделениями.
Функции второго уровня:
- оформление и обработка поступающих заказов;
- контроль закупок;
- организация транспортного и складского хозяйства;
- реализация плана работ;
- контроль за деятельностью подчиненных;
- устранение ошибок, несоответствий;
- отчет перед руководством компании.
Участниками второй ступени считаются руководители-менеджеры отделов снабжение, сбыта, складского хозяйства и т. д., инженеры, контролеры и аналитики. Благодаря их совместным действиям, все проблемы разрешаются своевременно и без осложнений.
В обязанности третьего уровня логистики торгового предприятия входит:
- управление передвижением ТМЦ;
- взаимодействие с поставщиками при просрочке дедлайнов;
- передача менеджерам информации о зафиксированных нарушениях;
- управление подсистемами программного уровня;
- отчет перед вышестоящим руководством.
Особенности направлений логистики компании
Теперь расскажем кратко о специфике логистики коммерческих предприятий. Тесное взаимодействие всех систем управления и их согласованное функционирование – залог успешной работы компании.
Производственная логистика
Она занимается управлением материальных ресурсов, начиная с поставок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Производственная логистика преследует цели максимально снизить себестоимость изделий, улучшая его качественные характеристики. В ней не предусмотрены какие-либо товарно-денежные отношения.
Закупочная логистика
Направление рассматривает вопросы, связанные с поиском поставщиков, оптимизацией запасов на складах, сокращением расходов на закупку.
Подразделяется на два вида:
- Традиционная. Разовая закупка сырья и материалов на конкретный срок.
- Оперативная. Приобретение ТМЦ по мере расходования имеющихся ресурсов.
Она отвечает за бесперебойные поставки сырья и оптимизацию складских запасов.
Логистика запасов
Разновидность управления, нацеленная на рациональное использование запасов на складах. Организация складской логистики позволяет грамотно распределить излишки сырья при заказе больших партий, вовремя приобрести товар до ожидаемого скачка цен и снабдить им конкретный участок производства.
Транспортная логистика
Направление отвечает за снижение издержек на транспортировку ТМЦ. Данное направление логистики на предприятии занимается перевозкой грузов, поставками товаров. Специалисты подбирают необходимый вид транспорта, планируют оптимальные маршруты, связывают все автоперевозки и управляют информационными потоками.
Информационная логистика
Отдел занимается менеджментом внутренних и внешних потоков информации. Его приоритетная задача – управление программным и техническим обеспечением с разработкой новых мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы. Оптимизация работы логистического отдела позволяет бесперебойно взаимодействовать всем подразделениям предприятия. Информационная логистика востребована в компаниях с большим товарооборотом, к примеру, на хлебопекарном предприятии. При оформлении оптовых заказов все покупатели должны быть занесены в электронную базу, иначе при доставке товаров произойдет путаница.
Железнодорожная логистика
Грузоперевозки на железнодорожном транспорте – популярный вариант недорогой доставки товаров. Она отвечает за определение оптимальных маршрутов, выбор вида подвижного состава, погрузочно-разгрузочные операции и оформление накладных.
Таможенная логистика
Направление, используемое в международных компаниях для организации поставок сырья и товаров между государствами. Специалисты занимаются документацией и организацией грузоперевозок.
Методы оптимизации логистики на предприятии
Высокая конкуренция вынуждает предприятия значительно сокращать свои расходы в каждом подразделении логистической системы, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Для примера рассмотрим нерациональное сокращение издержек.
Логистический отдел бумажной компании, чтобы сократить расходы на арендную плату, решил перенести распределительный центр за пределы городской черты. Принимая решение, никто из управляющих не учитывал транспортное обеспечение, месторасположение потребителей и поставщиков, объемы поставок. Вследствие необдуманных действий, компания за первый квартал работы потеряла порядка 185 тыс. рублей в связи с увеличением затрат на грузоперевозки. В итоге расходы на транспорт превысили экономию, которую удалось получить за счет снижения арендной платы на помещение в центре города.
Для того чтобы рационально оптимизировать деятельность логистического отдела, важно своевременно внедрять мероприятия по снижению затрат на каждом этапе производства.
Сегменты логистики | Варианты оптимизации | Эффективность мероприятия |
Закупки | Внедрение системы управления запасами | Затраты снижаются на 30 %, неликвиды не накапливаются |
Использование системы анализа финансовой устойчивости поставщиков | Риски при закупках сырья снижаются | |
Склад | Внедрение системы ЛТ | Оптимизируются издержки на хранение ТМЦ |
Расположение складского помещения | Снижаются расходы на перевозки до 30 % | |
Изменение внутренней технологии | Эффективность склада увеличивается до 40 % | |
Транспорт | Рассмотрение возможности приобретения и аренды транспорта | Себестоимость грузоперевозок снижается до 40 % |
Использование систем маршрутизации | Снижаются издержки до 40 % |
Сформировать универсальный план оптимизации логистики невозможно, т. к. уровень управления производством и подход к снижению издержек у всех компаний разный.
Начать совершенствование экономики и системы управления на предприятии следует с планирования продаж. Для начала необходимо исследовать ассортимент и выявить наиболее сильные и высокодоходные позиции. Для этого применяется система ABC-анализа: следует разделить все позиции на группы по востребованности, от наиболее популярных к наименее рентабельным.
XYZ-анализ поможет оценить регулярность сбыта той или иной товарной группы. Объединив полученные результаты, можно оптимизировать ассортимент, сократить число выпускаемых позиций и снизить издержки на закупки.
Далее следует составить рейтинг поставщиков по заданным критериям:
- надежность;
- стоимость;
- качество сырья;
- условия оплаты;
- финансовое состояние подрядчика.
Затем оценить каждого контрагента по десятибалльной шкале и подвести итоги.
Окончательный рейтинг – это сумма присвоенных оценок по каждому показателю, поделенная на удельный вес участника. Это поможет снизить риск при работе с неблагонадежными поставщиками.
Важно определить эффективную модель складской логистики. Если компания имеет постоянный высокий спрос на продукцию, то использование своих помещений вполне оправданно. При нестабильном показателе и низком товарообороте, лучше воспользоваться предложениями логистических операторов. Выбирая местоположение хранилищ, особое внимание нужно уделить не только цене, но и удаленности от основных поставщиков/потребителей, это поможет сократить издержки на транспортировку грузов.
Огромную роль в оптимизации логистики играет и человеческий фактор. Поэтому для улучшения эффективности работы сотрудников необходимо пересмотреть мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников разработать уникальные системы вознаграждений и взысканий.
Особое внимание следует уделить транспортникам. Оптимизация грузоперевозок поможет снизить издержки на доставку сырья, время обслуживания потребителей, благодаря увеличению, например, вместимости транспорта или сокращения точек получателей.
Важный вопрос, который необходимо решить в ходе совершенствования транспортной логистики: использовать свой автопарк или привлекать экспедиционную компанию?
Если выбрать сторонних автоперевозчиков, то себестоимость транспортировок снижается на 40 %, а вот приобретение собственных машин позволит не зависеть от тарифов посредников и значительно повысит качество оказываемых услуг. В обоих случаях для улучшения эффективности логистики необходимо прокладывать оптимальные маршруты грузоперевозок, которые сократят неоправданные холостые пробеги. Контроль за расходом топлива и передвижением автотранспорта можно отслеживать в реальном времени через систему GSM или Глонасс, это сократит издержки до 40 %.
Выводы
Логистика на предприятии – это система управления закупками, снабжением и сбытом, распределением остатков ТМЦ на складах. Она имеет несколько основных разновидностей с уникальными функциями. Каждое направление логистической деятельности нуждается в оптимизации, чтобы добиться максимального экономического эффекта при минимальных издержках на производстве.
#
Нюансы бизнеса
#
Нюансы бизнеса
ЛЕКЦИЯ 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
Возникновение и
развитие рынка, в рамках которого
осуществляется кругооборот ресурсов,
доходов и продуктов, происходит при
выполнении нескольких обязательных
условий. Среди них:
-
общественное
разделение труда, которое неизбежно
приводит к обмену продуктами и услугами; -
экономическая
обособленность производителей — как
непременное условие эквивалентного
обмена; -
свобода
предпринимательской деятельности.
Все субъекты
хозяйственной деятельности во взаимосвязи
составляют единое экономическое
пространство, где на каждом предприятии
производственные факторы взаимодействуют
друг с другом
и обеспечивают выпуск продукции (т.е.
товаров и услуг). При
этом в любом случае предприятие
функционирует в условиях ограниченных
ресурсов. В соответствии с экономическими
законами оно может действовать так,
чтобы:
а) максимизировать
свои результаты (т.е. при заданном
объеме
производственных
ресурсов, стремиться к наибольшему
выпуску
продукции);
б) минимизировать
расход производственных ресурсов
при
определенном объеме выпуска
продукции;
в) оптимизировать
результаты (т.е. затраты и результаты
должны
находиться в определенном оптимальном
сочетании).
Кроме того, любое
предприятие должно находиться в
состоянии финансового равновесия,
иными словами, своевременно выполнять
свои платежные обязательства перед
бюджетом, работниками и поставщиками
материальных ресурсов. В рыночныхусловиях
предприятие (фирма) в значительной
степени автономно
выявляет спрос потребителя, увязывает
ресурсы с требованиями
рынка, реализует свою продукцию по
рыночным ценам.
Однако, находясь
в составе экономической системы более
высокого порядка, предприятия,
производящие продукцию, не могут
обойтись без взаимодействия с другими
организациями, составляющими
инфраструктуру рынка. Именно экономические
и организационные связи
предприятий-производителей товаров и
услуг дают возможность осуществить
обменные процессы и довести
изготовленную продукцию до потребителя.
Логистика служит необходимой
составляющей этих процессов.
Главная
цель логистики
— обеспечение поставок необходимой
продукции
в нужное место, в указанное время, при
оптимальных затратах,
требуемого качества и количества.
Быстрое развитие логистики
в настоящее время связано с принципиальными
изменениями условий хозяйствования,
вызванными прежде всего трансформацией
мировой экономической системы в сервисную
экономику, с рыночным приоритетом
потребителя, глобализацией и интеграцией
экономических процессов.
Кроме того, к
факторам, влияющим на интенсивное
развитие ЛС, mожно
отнести: формирование глобальных цепей
поставок, резкое сокращение жизненного
цикла продукции, переориентация
традиционного производства на производство
«под заказ» и массовую
кастомизацию (mass
customization),
конструктивное
усложнение
товаров и стремительное расширение их
разнообразия, внедрение
новых логистических технологий доставки
грузов, бурное
развитие информационных систем и
технологий поддержки логистики и SCM,
стремление
компаний сокращать совокупную стоимость
и затраты времени, связанные с движением
товаров, и т.д.
Уровни экономических
систем и логистика
Уровни экономических систем |
Предмет |
Отражение |
1. |
Социальные
и процессы |
Инфляция, |
2. |
Сетевые |
Потоки |
3. |
Объекты действующие в |
Предприятия, |
4. |
Проекты |
Логистические |
В дальнейшем
изложении экономических основ построения
и функционирования Л С будем исходить
из того, что под логистикой
понимается
«инструментарий
интегрированного управления материальными
потоками, а также связанной информацией,
финансами
и услугами, способствующий достижению
корпоративных целей
организации бизнеса с
оптимальными
затратами ресурсов».
Приоритетными
направлениями в решении экономических
проблем логистики в настоящее время
становятся механизмы приспособления
ЛС к интересам потребителей и конъюнктуре
рынка в условиях острой конкуренции.
Повышается значимость фактора времени
как управленческого ресурса. Растут
риски, а следовательно, — необходимость
знать причины их возникновения и
возможности снижения. Специфика ЛС
оказывает влияние и на подходы к оценке
ее экономической эффективности.
Ориентация на
минимизацию издержек как частный
критерий экономической эффективности
в этих системах остается в силе, но лишь
при условии нахождения оптимального
сочетания затрат основного
и оборотного апиталов, задействованных
в рамках рыночной
стратегии участников ЛС, и приносимой
ими прибыли.
Условием
эффективности стратегии и тактики
логистики становится организация
гармоничного производства и сбыта,
интеграция логистической деятельности
в основных сферах (производстве,
снабжении, распределении) с целью
оптимизации ресурсов при организации
бизнеса и реализации корпоративной
стратегии. Отправной точкой такой
интеграции служит непрерывный мониторинг
динамики спроса, с учетом которой
разрабатываются плановые показатели
составных звеньев цепи поставок (ЛС).
Построение
эффективной ЛС позволяет компаниям
решать ряд хозяйственных задач:
-
синхронизировать
объемы производства с объемами
логистических операций складирования,
грузопереработки, транспортировки;
-
снижать потери
и ущерб от логистических рисков; -
устанавливать
целесообразные уровни кооперации в
цепи поставок; -
рационализировать
документооборот и информационные
потоки, связанные с логистической
деятельностью, и т.д.
Отличительной
чертой экономики логистики служит не
только
ее ориентация на
предприятие (что отражает лишь
корпоративные цели обслуживания не
только сегмента рынка, но и территории,
региона и даже страны в целом). Эффективность
Л С становится часто ключевым фактором
национального успеха. Однако это
утверждение не исключает важности
экономики логистики для
самих предприятий (особенно для средних
и малых) с небольшими
циклическими (во времени) потоками
широкой номенклатуры
грузов. В этом случае рационализация
работ (транспортных, экспедиторских,
складских, погрузочно-разгрузочных и
т.д.) достигается путем высокоорганизованного
логистического сервиса на основе
оптимизации затрат и качества.
Экономика
логистики изучает экономические
отношения, возникающие в экономическом
пространстве логистики. В данном
случае
под экономическим
пространством понимается
насыщенная
территория, вмещающая множество объектов
и связи между ними. Среди его объектов
— предприятия промышленности, торговли
и сферы услуг, логистические мощности
(транспортные, складские, терминальные),
транспортные коммуникации,
телекоммуникационные системы и т.д.,
которые взаимодействуют в соответствии
с пространственной (территориальной)
структурой
экономики и
пространственной (территориальной)
организацией
хозяйственных единиц, объединяемых
материальными и сопровождающими
их информационными и финансовыми
потоками.
Экономическое
пространство логистики коррелирует с
понятием
Л С, с которой связано представление об
эффективной интеграции
логистической деятельности в рамках
цепи поставок. Качество этого пространства
определяется такими характеристиками,
как плотность
(валового
продукта, ресурсов, основного капитала
и т.д. на ед. площади пространства) и
связанность
(интенсивность
экономических связей между частями и
элементами этого пространства, условиями
мобильности товаров, услуг, капитала
и т.д., определяемыми развитием транспортных
и коммуникационных сетей).
Для функционирования
экономического пространства логистики
необходимо принимать во внимание
существование экономического
расстояния, которое,
в отличие от физического (км и т.д.),
определяется
прежде всего транспортными и трансакционными
издержками
(в том числе на преодоление физического
расстояния).
Экономическое
пространство ЛС может охватывать
различные формы
организации хозяйства и типы
пространственных структур. Необходимыми
признаками и условиями существования
экономического пространства логистики
являются: общее экономическое
(федеральное) законодательство, единство
денежно-кредитной системы, единство
таможенной территории и функционирование
общих инфраструктурных систем (транспорта,
связи и т.д.). Экономическое
пространство логистики есть составная
часть экономического пространства
страны, единство которого обеспечивается
Конституцией, где зафиксированы следующие
условия:
-
гарантируемое
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, защита
конкуренции, свобода экономической
деятельности, не запрещенной законом
(ст. 8); -
недопущение
установления внутренних таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного движения
товаров, услуг и финансовых средств; -
запрещение
введения и эмиссии других денег в
России, кроме рубля, и т.д.
Большинство
стран мира, кроме самых малых, имеют
неоднородное экономическое
пространство. Эта особенность отличает
Россию. Но даже в границах неоднородного
экономического пространства выделяются
особые части — анклавы
и эксклавы, которые
приходится учитывать при рассмотрении
экономических отношений в ЛС.
Под анклавом
понимается
обособленный участок территории, который
по отношению к окружающей его территории
отличается специфическими условиями
(экономическими, финансовыми,
национально-культурными и т.п.). Типичными
примерами анклавов являются свободные
и офшорные
экономические
зоны, имеющие особые режимы
внешнеэкономической и финансовой
деятельности.
Эксклав
—
отдельная от основной территории страны,
ее часть. В
Российской Федерации всеми признаками
эксклава обладает Калининградская
область, окруженная территориями Польши
и Литвы. В определенном смысле эксклавами
являются объекты за границей, находящиеся
в собственности, в аренде или под
юрисдикцией России. Эти особенности
оказываются особенно важными при
организации транспортных потоков.
Экономические
основы логистики опираются на трехполюсную
систему (треугольник): макроэкономика,
микроэкономика и региональная
(пространственная) экономика (рис. 1,1) и
являются отражением
теории общего экономического равновесия,
экономического
воспроизводства, экономического роста,
теории устойчивого развития,
а также теории международной торговли,
международной
экономической интеграции и т.д.
Особое
место в логистике принадлежит методологии
оптимального
размещения
производственно-логистических мощностей
(производственных
площадок, складов разного уровня и
назначения, грузовых терминалов и т.д.)
относительно источников сырья и рынков
сбыта продукции. Эта методология находит
отражение в разных теориях. В соответствии
с теорией В. Лаун-Хардта, точка оптимума
находится в зависимости от весовых
соотношений перевозимых грузов и
расстояний (метод локационного
треугольника). По теории А. Вебера,
фактором размещения служит «экономическая
выгода», которая выявляется в зависимости
от места деятельности.
Выгода заключается в сокращении издержек
производства
и реализации продукта (к наиболее
значимым элементам производственных
издержек относят затраты на сырье,
материалы,
рабочую силу, транспорт и агломератные
затраты).
Наиболее поздняя
теория (1993) — о функциях и размещении
системы пунктов в рыночном пространстве
— теория центральных мест В. Кристаллера.
Согласно этой теории, зоны обслуживания
и реализации с течением времени имеют
тенденцию оформляться в правильные
шестиугольники (пчелиные соты), а вся
территория покрывается шестиугольниками
(без просвета). Благодаря этому
минимизируется среднее расстояние для
реализации продукции и обслуживания
потребителей.
Дальнейшее развитие
теории размещения привело к появлению
теории,
построенной
на
анализе взаимосвязанных предприятий.
Она
основана на переходе от минимизации
издержек
(не только
транспортных, но и производственных) к
максимизации прибыли и доходов с
использованием понятий переменных цен,
ренты, функций спроса и предложения,
элементов динамики.
В
работах А. Леша, который насытил теорию
размещения разнообразными
инструментами микроэкономики, значительно
расширился
состав факторов и условий, рассматриваемых
при размещении
предприятий и их сочетаний (налоги,
пошлины, эффекты монополий
и олигополии и т.д.). Он проанализировал
размещения фирм
в условиях конкуренции, когда выбор
местоположения определяется
не только стремлением каждой фирмы к
максимуму прибыли,
но и увеличением числа фирм, заполняющих
все рыночное пространство.
Соответственно в пространственном
ценообразовании
отдельные фирмы должны корректировать
цены с целью защиты
своего рынка от проникновения других
фирм. А. Леш доказывал
оптимальность гексагонального размещения
фирм (т.е. в вершинах
правильных шестиугольников). Экономический
регион рассматривался им как рынок с
границами, обусловленными межрегиональной
конкуренцией. Идеальная форма региона
— правильный
шестиугольник. Анализировались несколько
типов (уровней) регионов, включая
рыночные зоны, определяемые радиусами
конкурентоспособного
сбыта соответствующих видов продукции,
и экономическим ландшафтом — высшим
типом региона, объединяющим
рыночные зоны. Наряду с этими положениями
им были выдвинуты
предположения о мобильности товаров и
услуг в краткосрочном
периоде и факторов производства в
долгосрочном периоде,
что послужило развитию теории
межрегиональной торговли (в
частности теории Б. Олина).
В итоге анализа
экономических особенностей логистики
можно сделать следующие выводы:
-
логистика —
составляющая обменных процессов, она
необходима и экономически оправдана
в высокоразвитой рыночной экономике,
где товарность достигла своего наивысшего
уровня; -
предметом
экономических основ логистики служат
экономические отношения, возникающие
в экономическом пространстве
логистики, предусматривающие
взаимодействие в соответствии со
структурой экономики и пространственной
организацией хозяйственных единиц; -
междисциплинарный
характер экономики логистики предполагает
взаимосвязанное рассмотрение как общих
положений экономической теории, так и
ее специальных приложений, а также и
объединенный анализ положений макро-,
микро- и региональной экономики; -
экономические
особенности ЛС требуют не только учета
частных экономических эффектов элементов
Л С, но и рассмотрение синергетического
эффекта их взаимодействия (от локальных
оценок хозяйственных систем к
интегрированным показателям); -
экономические
механизмы приспособления ЛС к условиям
острой конкуренции наряду с минимизацией
издержек ориентированы на оптимальное
сочетание затрат основного и оборотного
капитала в рамках рыночной стратегии
и обеспечиваемой ею прибыли; -
экономические
основы логистики базируются на учете
разнохарактерных факторов регулирования
затрат по всей цепочке
ценностей — от
закупок до реализации исходя их динамики
спроса; динамический аспект экономических
процессов является преобладающим в
логистике;
-
основу
экономического пространства логистики,
охватывающего разные формы организации
хозяйств и типы пространственных
структур, составляет экономическое
расстояние, определяемое транспортными
и трансакционными издержками, а не
только складскими издержками, затратами
на создание и дислокацию запасов и т.д.
Формирование цен в логистике также
опирается на пространственные особенности
ЛС; -
качество
экономического логистического
пространства определяется плотностью
и связанностью (интенсивностью
экономических связей между частями
этого пространства и условиями
мобильности товаров, услуг, капитала); -
экономические
характеристики ЛС зависят от экономических
инноваций в ее элементах и их взаимосвязей
в соответствии с теорией диффузии и
регионального жизненного цикла, а также
теории полюсов роста и осей развития; -
экономика
логистики — как составляющая новой
экономики, ориентированной на услуги,
— учитывает издержки рыночных трансакций
и тем самым приобретает черты
коммуникационной экономики; -
каждый раздел
экономики логистики имеет специфику,
определяемую природой ЛС
(пространственным и коммуникационным
компонентами), синергетическим эффектом
(как результатом интеграции),
глобализацией и воздействием развития
информационных технологий.
Среди
основополагающих принципов логистики
следует особо выделить принцип общих
затрат,
т.е. необходимость оптимизировать
общие затраты в ЛС, которые включают
сумму операционных логистических
издержек (затраты на транспортировку,
складирование, грузопереработку и
т.п.), трансакционные и другие управленческие
расходы, затраты на страхование
логистических рисков и потенциальных
ущербов (потенциальная потеря прибыли)
от неправильных
логистических решений, затрат на
иммобилизацию средств в запасах. Эти
вопросы более подробно рассматриваются
в
гл. 4. Для того чтобы экономические
решения в логистике были обоснованными
и соответствовали современным тенденциям
развития, необходимо изучать
особенности ресурсного обеспечения ЛС
и возможности воздействия экономических
механизмов на эффективность поставок,
производства и обслуживания.
1.2.
РЕСУРСЫ ЛОГИСТИКИ И
ОСНОВЫ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Известно, что
признаком производственной деятельности
служат действия, направленные на
удовлетворение человеческих потребностей,
часто сопровождаемые внесением
материальных изменений
в используемые ресурсы или их состояние
в пространстве
и во времени.
Особенностью
современной логистики является
деятельность, основанная на экономических
компромиссах и ориентированная на
клиентов. На рис. 1.3 представлены
особенности формирования ресурсов
логистики.
К
ресурсам
логистики могут
быть отнесены материальные средства
производства, в том числе средства
транспортировки, складирования,
упаковки, грузопереработки, информационные
средства, нематериальные и человеческие
(кадровые) ресурсы.
Материальные
ресурсы —
активы, которые отражаются в балансе
компании (основные и оборотные средства,
инвестиции). В цепях поставок (ЛС) в общем
процессе создания ценности для потребителя
задействованы многие организации.
Поэтому ресурсы каждой из них вносят
свой вклад в конечный результат, имея
при этом свои особенности. При интеграции
ключевых бизнес-процессов этих
организаций (концепция SCM
[6]) использование
различных видов ресурсов приходится,
как правило, рассматривать через призму
партнерских отношений с учетом
особенностей контрактных соглашений.
Пространственные особенности
экономики отражаются прежде всего в
трансакционных издержках. Известно,
что материальные и финансовые активы,
а также способность рационально их
использовать определяют стоимость
компании. Применительно к стоимости Л
С их необходимо
рассматривать в совокупности с
трансакционными издержками (см. рис.
1.3).
Нематериальные
активы в
ЛСподразделяются
на три категории: «гудвилл»
(репутационные), собственные технологии,
стратегические активы. «Гудвилл»
(репутационные активы) — марки, имидж
и т.д.,
наличие которых способствует укреплению
доверия партнеров и потребителей
логистических услуг к их производителю,
что
выражается в повышении объема продаж,
а нередко и ценовых премиях.
Собственные технологии включают патенты,
авторские права
и производственные секреты, позволяющие
с выгодой использовать уникальные
знания (в том числе организационные
24
и управленческие).
Стратегические активы — имеющиеся у
системы (организации) преимущества,
благодаря которым она занимает
наиболее выгодную конкурентную позицию,
в том числе монополистическую, или
обслуживает уникальный сегмент рынка.
Условные обозначения:
1— Виды
и разновидности ресурсов (по звеньям
ЛС)
II—
Пространственная
составляющая ресурсов Л С
1 — основные
средства
-
оборотные средства
-
инвестиции
-
квалификация
-
навыки
-
активность
(результативность) -
стратегические
активы -
собственные
технологии -
репутационные
активы, «гудвилл»
Особенности
формирования ресурсов ЛС
Особую
роль в нематериальных активах в Л С
играет информация
(как трансформированные знания) и методы
обоснования решений, используемые при
функционировании систем логистики
(в управлении запасами, организации и
управлении транспортировкой, складским
хозяйством, грузопереработкой, упаковкой,
в организации информационного и
финансового сопровождения материальных
логистических потоков).
Человеческие
ресурсы в Л С — квалификация и навыки,
которыми обладают работники,
задействованные в системе, а также их
способность и готовность к совместной
деятельности. Кроме того, при оценке
стоимости звеньев, относящихся к Л С,
следует учитывать логистическую и
маркетинговую активность и опыт
формирования отношений, сложившихся с
потребителями.
С позиций
микроэкономики, каждая ЛС характеризуется
определенным составом факторов
производства логистических услуг.
Трансформация факторов производства
в конечный продукт
(комплекс услуг) составляет сущность
процессов, происходящих
в ЛС. Среди этих факторов можно выделить
такие, как пространство,
земля (природно-естественные ресурсы),
труд (использование
физических и умственных способностей
людей в процессе производства),
капитал (инвестиционный ресурс, т.е.
деньги, вкладываемые в средства
производства — здания, сооружения,
оборудование, инструменты, сырье,
материалы и т.д.), предпринимательские
способности (умение людей соединять
все факторы производства
с наибольшей эффективностью).
С
развитием производства, с вовлечением
в оборот новых ресурсов
и появлением новых продуктов и отраслей
углубилась дифференциация
между ними (с точки зрения ресурсов).
Одинаковость ресурсов,
но не одинаковая их доступность приводит
к необходимости
обмена, поэтому различия в доступности
факторов производства
— основа и условия обмена. Развитие
средств транспорта и логистических
технологий доставки грузов и пассажиров
превратило
мир в единое пространство, но условием
развития мирового рынка послужил
прогресс не только в области транспорта,
но и связи. Доступность мирового рынка
для каждого производителя способствовала
дальнейшему разделению труда и
дифференциации ресурсов.
В соответствии с
принципами микроэкономики отношение
между любым набором производственных
факторов и максимально возможным
итоговым выходом продукции или услуг
описывается соответствующей
производственной функцией, которая
отражает особенности
технологии производства этих товаров
или
услуг.
Если весь выбор
факторов укрупненно представить как
затраты труда L
и капитала
К, то
производственную функцию можно выразить
следующим образом:
Q=f(L,K),
где
Q
—
максимальный объем продукции, производимый
приданном соотношении L
и
К
и данной
технологии.
При разных
технологиях, разной организации
производства, снабжения и сбыта количество
конечного продукта при одних и тех
ресурсах может быть получено разное.
Производственная функция учитывает
только технически эффективные варианты,
т.е. те, которые обеспечивают наибольшее
количество продукта (или услуг), которое
может произвести фирма при данных
объемах потребления ресурсов.
Технически
эффективными считаются те варианты
производства
товаров и услуг в системе, которые нельзя
улучшить ни увеличением
производства продукта, ни сокращением
затрат какого-либо ресурса без снижения
выпуска и без увеличения затрат других
ресурсов. Двухфакторная производственная
функция дает возможность графического
анализа производства с применением так
называемых изоквант.
Изокванта —
кривая, отражающая альтернативные
варианты комбинаций факторов производства
товара или услуг, которые могут быть
использованы для выпуска данного объема
продукции (0. Графически изокванта
имеет вид, изображенный на рис.
1.4 (х]
и
х2
—
виды ресурсов). Точки на изокванте
отражают возможные
комбинации труда L
и капитала
К, при
котором за определенный период
времени может быть произведено, например,
100
единиц условной продукции при данной
технологии и других неизменных
факторах.
По отношению к
ресурсам фирма ведет себя как потребитель.
Значениям
производственной функции соответствует
полезность
соответствующего
набора ресурсов для производства (т.е.
объем выпуска). Каждая изокванта
характеризует определенный состав
ресурсов и уровень их использования и
обладает следующими свойствами:
-
возрастающая
функция, так как увеличение одного
ресурса при неизменном другом приводит
к росту объема выпуска; -
через каждую точку
на плоскости ресурсов с координатами
хх
и х2
проходит
одна изокванта;
-
все изокванты имеют положительный
наклон;
-
изокванта, отражающая больший выход
продукта, располагается правее и
выше;
-
все изокванты выпуклы к началу координат.
х2
(А)
Х]Щ
Рис. 1.4. Карта изоквант
Путем горизонтальных разрезов,
соответствующих разным уровням
производства, можно осуществить переход
к карте изоквант производственной
функции, где каждая изокванта отражает
комбинации затрат ресурсов, позволяющие
получить одинаковый объем продукта
{qvq2,
q3) (рис.
1.4).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание страницы
- Цели и задачи логистики
- Составляющие логистической структуры
- Организационная логистическая схема
- Базовые направления деятельности логистических служб
- Рекомендации по организации логистики
- Два логистических рынка
- Три уровня логистической структуры
- Информационный уровень
- Основные логистические проблемы
Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.
Вопрос: Организация оптовой торговли имеет в своей структуре обособленное подразделение логистики, работники которого самостоятельно не осуществляют грузоперевозку товара, а управляют процессом доставки товара до покупателя. Обязаны ли указанные работники проходить медосмотр?
Посмотреть ответ
Цели и задачи логистики
Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии – повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.
Какие существуют проблемы учета логистических затрат?
Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:
- оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
- грамотное осуществления руководства материальными запасами;
- алгоритмизация движения товаров;
- минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
- рационализация различных потоков – денежного, информационного, материального и пр.;
- снижение затрат на общую логистику;
- повышение стандартов потребительского сервиса;
- работа с упаковкой и тарой.
Составляющие логистической структуры
Логистика включает в себя такие элементы, как:
- Минимизация издержек.
- Увеличение прибыльности от каждой поставки.
- Заключение договоров.
- Управление запасами.
- Создание эффективной схемы доставки товара.
- Налаживание связи с таможенными органами.
- Мониторинг текущего спроса на рынке.
- Транспортировка продукции до конечного потребителя.
- Контроль над запасами на складах.
- Хранение и упаковка.
Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.
Организационная логистическая схема
ВАЖНО! Инструкция менеджера по логистике от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:
- Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
- Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
- Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
- Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.
Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:
- Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
- Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
- Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.
Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.
Базовые направления деятельности логистических служб
Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:
- Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
- Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
- Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
- Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
- Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.
Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.
Рекомендации по организации логистики
Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:
- Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
- Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
- Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.
Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.
Два логистических рынка
Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках – предпринимательском и потребительском.
Рынок поставщиков включает в себя:
- сырье;
- оборудование;
- комплектующие, запчасти;
- расходные материалы;
- товары, которые предназначены к перепродаже;
К рынку потребителей относятся:
- конечные пункты потребления;
- сеть розничной торговли;
- оптовики;
- дистрибьюторы;
- дилеры;
- торговые дома.
По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.
Три уровня логистической структуры
Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:
- Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
- Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
- Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.
Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.
Информационный уровень
Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:
- Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
- Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
- Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
- Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.
Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.
Основные логистические проблемы
Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:
- Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
- Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
- Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.
Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.
1. 11. Организация логистики на предприятии
Использование логистической системы предусматриваетуправление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю:
• планирование и контроль -плашфование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, информационные системы;
• управление отерадаями – на складах, на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов;
• управление запасами – прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья; полуфабрикатов и готового продукта; выбор тары и упаковки и др.
Логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
• оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;
• оперативное управление технологическими процессами производства;
• всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
• стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов;
• организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
• прогнозирование, планирование и нормирование расхода в производстве;
• организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
• контроль и управление запасами на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
• внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов и готовой продукции;
• информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
• автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:
^ оптимизации (минимизации) уровней всех запасов внутри
производственно-технологического цикла и складской
системы;
сокращения времени производственно-технологического
цикла;
^ уменьшения всех логистических издержек в производстве;
^ оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек предполагает выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений; определение изменения затрат, вызванного отказом отданного бизнес-процесса; определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции
должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.
Читайте также
10.3. Организация риск-менеджмента на предприятии
10.3. Организация риск-менеджмента на предприятии
Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска. Цель риска — это результат, который необходимо получить. Им могут быть выигрыш, прибыль, доход и т. п., получение максимальной прибыли.Вторым
3.3. Парадигмы логистики
3.3. Парадигмы логистики
Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы
3.4. Принципы логистики
3.4. Принципы логистики
Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – это обобщенные данные, законы явлений, взятые из наблюдений экспертов.Различают общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики.К
4.1. Методы логистики
4.1. Методы логистики
Совершенствование работы логистических систем невозможно без сбора достоверной информации и последующего ее анализа. Поэтому в общей теории и практике логистики повышенное внимание уделяется логистическим исследованиям, включающим в себя методы
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
В соответствии с действующим законодательством каждое предприятие, независимо от формы и вида собственности, должно вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, предоставлять государственным органам информацию,
8.4. Организация планирования инноваций на предприятии
8.4. Организация планирования инноваций на предприятии
Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки, анализа и синтеза плановой информации, контроля за исполнением
6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии
6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует ее организации. В зависимости от масштаба производства этим могут быть заняты сами руководители (на малых предприятиях), отдельные специалисты и
4. Организация производственного процесса на предприятии
4. Организация производственного процесса на предприятии
Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами
1. 8. Функции логистики
1. 8. Функции логистики
Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные,, ключевые и поддерживающиефункции.К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически
Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики
Тема 2. Основы транспортной логистики.
2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики
Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами
31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний
31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний
Обучающаяся организация ? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся
Вопрос 9 Организация аналитической работы на предприятии
Вопрос 9
Организация аналитической работы на предприятии
При организации экономического анализа хозяйственной деятельности на предприятии необходимо учесть, что он должен иметь научный характер, обоснованное распределение обязанностей между отдельными