Как Вы думаете, в чем может заключаться секрет успеха такого гиганта, как Toyota. Думаю, что в первую очередь в организации производства.
Успех «Тойоты» у потребителей всего мира завоеван тяжелым, упорным трудом, идеальным сочетанием инновации, высочайшего качества и культуры производства. Она научила мир, как надо делать современные автомобили. До сих пор немногие знают одно из главных ноу-хау японского гиганта — Toyota Production System (TPS) – производственная система Тойота. Эта система даже стала предметом детального изучения ученых. В 1991 г. вышла книга трех экспертов из престижного Массачусетского института технологии «Машина, которая изменила мир». Авторы подробно описывают производственный процесс компании, который проходит под лозунгом «Только вовремя» («just in time»). Ее разработал Taiichi Ohno, начитавшись книг американского специалиста по контролю за качеством Эдварда Деминга.
Сердцем системы является полная ликвидация отходов и простоев, а также концентрация на качестве автомобиля в процессе постоянного усовершенствования (kaizen). Комплектующие и части для сборки автомобиля подаются на конвейер тогда, когда они нужны. Не позже, ни раньше. Никаких складских запасов. Конвейер работает исключительно на потребителя, а не на склад. На первый взгляд, это не такая уж и сложная задача, но когда речь идет о координации производства, доставки и проверки качества тысяч комплектующих, сложность задачи становится очевидной. Каждый рабочий на длинном конвейере имеет около минуты на выполнение своей операции. Он проверяет работу предыдущего и в каждый момент может остановить весь конвейер.
Помимо производственной системы, компания Toyota славится механизмом ведения менеджмента, именно благодаря рациональной системе производства и управления трудовыми ресурсами она смогла добиться огромных высот, став одним из мировых лидеров на рынке автомобилей. Принципы менеджмента этой компании полностью основываются на её философии, которая ориентирована на долгосрочную перспективу. Она представляет из себя ряд правил и идей, которые определяют управление ресурсами, и состоит из трёх частей:
управление людскими ресурсами;
создание высокоэффективной системы поставщиков;
развитие системы дистрибуции.
Все эти три принципа неразделимы между собой и представляют мощное орудие в конкурентной борьбе.
Философия долгосрочной перспективы основывается на следующих принципах:
Принимай управленческие решения с учётом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.
Используй «вытягивающую» схему, чтобы избежать перепроизводства. Организация работы производства требует, чтобы потребитель получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве.
Выравнивай объёмы работ. Для того, чтобы создать правильное бережливое производство и добиться улучшения качества обслуживания, нужно выровнять график производства, не всегда строго следуя порядку поступления заказов.
Останавливай производство, если того требует качество.
Стандартные задачи и и т.д…
Началом истории компании Toyota считают 1933 год. Тогда в Toyoda Automatic Loom Works занимались текстильной промышленностью, а об автомобилях не было и речи. Но вскоре она стала расширяться и основала автомобильный департамент.
Сейчас Toyota – это один из крупнейших производителей автомобилей по всему миру. Компания также является массовым автопроизводителем Японии и выпускает свыше 5 500 000 машин в год. Чтобы понимать всю масштабность бренда, вы должны знать, что этот показатель равен производству 1 машины каждые 6 секунд. Как удалось добиться такого успеха?
Подход Toyota – это не только технологии и инструменты
Бренд Toyota развивается, в первую очередь, благодаря людям, которые работают, делятся опытом, принимают решения, совершенствуя при этом друг друга и самих себя. Дао Toyota – это доверие к своим сотрудникам, определённая культура, а не стандартный набор методов и техник повышения продуктивности, совокупность приёмов, а также методов совершенствования и повышения эффективности. Ежедневно инженеры, специалисты по качеству, опытные рабочие, поставщики, руководители групп и операторы решают возникающие проблемы вместе. Производственная культура, подготовка кадров, самоотдача руководства – это основные составляющие успеха Toyota. В своём подходе к делу японская компания руководствуется 14-ю основными принципами.
14 принципов, составляющих подход Toyota
1. Принимать решения следует с учетом долгосрочной перспективы, несмотря на возможный вред краткосрочным финансовым целям.
Для достижения этой задачи следует руководствоваться системным и стратегическим подходfvb. Основная задача руководителя – создать ценность для клиента, общества и экономики в целом. Если вы верите в себя, свои силы и дело, которым занимаетесь, успех не заставит себя ждать.
2. Непрерывный процесс работы позволяет выявить основные проблемы производства.
Технологический процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы неоконченная работа не стояла на месте, а время на её завершение сократилось до минимума. Связь между процессами и людьми позволит находить проблемы мгновенно. Такая форма работы должна быть понятной для каждого сотрудника.
3. Умное балансирование поможет избежать перепроизводства.
Позаботьтесь о том, чтобы потребитель получил то, что вы пообещали в нужное время и в нужном количестве. Запас вашей продукции должен пополняться по мере необходимости. Складирование лишней может привести к финансовым потерям.
4. Распределяйте объём работ равномерно.
Устранение перегрузки людей и оборудования, выравнивание неравномерности графика производства – очень важны. Этим фактом часто пренебрегают в крупных компаниях.
5. Останавливайте производство, чтобы решить проблемы, которые вредят качеству.
Качество для потребителя определяет ценность вашего предложения. Не жалейте финансовых средств на современные методы обеспечения качества. Создавайте оборудование, которое может самостоятельно распознавать проблемы и останавливаться при их выявлении. Принцип полной или частичной остановки процесса производства должен обеспечить нужное качество «с первого раза» и стать неотъемлемой частью культуры компании.
6. Ставьте стандартные задачи.
Используйте стабильные методы работы. Тогда результат производства станет более предсказуемым, повысится систематичность работы сотрудников. В таких условиях выпуск продукции будет равномерным. Не надо мешать творческому самовыражению работников, если оно направлено на повышение качества. Опыт, собранный одним сотрудником, передастся в наследство следующему.
7. Используйте визуальный контроль.
Простые визуальные средства помогут определить вашим коллегам, где им удалось соблюсти стандарт, а где есть отклонения. Не надо применять компьютерный мониторинг, если он отвлекает сотрудника от дел. Если это возможно, сократите объём отчётов до одной страницы, даже когда речь идёт о серьёзных финансовых вопросах.
8. Применяйте проверенные технологии.
Они призваны помогать людям, а не заменять их. Иногда необходимо выполнить процесс вручную и только потом вводить дополнительное оборудование, если это нужно. Вместо непроверенных методик лучше использовать привычный, отработанный процесс. Но не стоит напрочь забывать об инновациях, если речь идёт о поисках новых путей.
9. Воспитывайте лидеров, которые досконально знают своё дело.
Лидер должен иметь навыки общения с людьми и точно выполнять поставленные перед ним задачи. Он обязан знать всё о философии компании и уметь преподнести её другим. Хороший руководитель знает повседневную работу как свои пять пальцев. Вот только в таком случае он сможет соответствовать философии компании и продвигать её идеи.
10. Работайте с коллективом.
В компании должна быть стабильная производственная культура со своими убеждениями и ценностными ориентирами. Тогда вы сможете обучить работников действовать согласно корпоративной философии, благодаря которой они достигнут удивительных результатов. Помните, что люди в вашей компании должны работать на общую цель.
11. Уважайте своих партнёров и поставщиков.
Относитесь к ним как к равноправным участникам общего дела. Создайте для партнёров условия, в которых они смогут развиваться. Тогда они поймут, что ими дорожат.
12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть всё своими глазами.
Представители высшего руководства должны сами увидеть проблему, которую пытаются решить. Глядя лишь на монитор компьютера, слушая других людей, вы не сможете трезво оценить происходящее.
13. Принимайте решение не торопясь.
Не следует делать выводы, не взвесив при этом все «за» и «против», не подумав об альтернативах. Возможно раздумья займут много времени, но тогда вы сможете двигаться по точно проложенному пути.
14. Следите за самосовершенствованием.
Развивайтесь, чтобы выявить причины неэффективной работы. Храните базу знаний об организации компании, избегайте текучести кадров, следите за постепенным продвижением сотрудников по карьерной лестнице.
Принципы Дао Toyota представляют собой отправную точку в её развитии. Компания руководствуется ими не только на сборочных линиях для серийного производства, но и выстраивает собственную корпоративную этику.
Toyota – компания, которая не нуждается в представлении. Миллионы людей по всему миру мечтают о том, чтобы обладать одним из автомобилей этой марки. В 2014 году Toyota Motor Corporation заняла 9-е место в рейтинге Fortune Global 500, основой составления которого является выручка компаний. Давай окунемся в историю и посмотрим, с чего всё начиналось.
Сегодня Toyota – это один из мировых лидеров в автомобилестроении. Это огромная корпорация, и к своему успеху она шла долгие годы.
Начало пути
Ключевой фигурой в истории Toyota является Сакичи Тойода. В далеком 1926 году он открыл небольшую компанию Toyoda Automatic Loom Works. Сакичи Тойода был совершенно уникальным человеком. С самого детства он показывал свои способности к изобретению, и в 18 лет выдал свой первый ткацкий станок на ручном управлении. Аналогов этому прибору на то время не было. Не удивляйтесь, что речь зашла именно о ткацких станках. Те, кто никогда не углублялся в историю Toyota, не знают об этом, но путь великой автомобильной корпорации начинался именно с производства ткацких приспособлений.
Интересный факт: Toyota Prius Hybrid является самым экологичным в мире автомобилем.
Toyoda Automatic Loom Works выпускала отличные ткацкие станки, которыми пользовалась вся Япония. Сакичи настолько любил свое дело, что даже первыми игрушками его маленького сына были заготовки и инструменты для изготовления ткацких приборов. К сожалению, Сакичи недолго прожил в счастливом браке с женой. По тем или иным причинам, брак развалился, но сын Киичиро остался жить с отцом и помогать ему в его бизнесе. Первый логотип компании Сакичи разрабатывал тоже вместе со своим сыном. А привычный нам логотип Toyota был создан уже в 1989 году в рамках конкурса на лучший значок для автомобилей Тойота. Бытует мнение, что на современном логотипе изображена немного видоизмененная ткацкая петля, но сама компания трактует логотип иначе.
Автомобильная мечта
И хотя бизнес Сакичи шел прекрасно, ему все равно чего-то не хватало. Он даже и не собирался довольствоваться тем, что имеет. Он продолжал усердно работать и искать «себя». Автомобили – это то, к чему всегда тянуло Сакичи Тойода. Он относился к ним не просто как к средству передвижения. У Сакичи было свое, даже немного философское видение автомобилей: собственный «железный конь», который полностью подвластен человеку – что может быть лучше? Свои идеи Сакичи передал своему сыну, который точно так же «заболел» автомобилями. В 1929 году мечта окунуться в автомобильный мир победила все препятствия и трудности, и Киичиро отправился в путешествие по Соединенным Штатам Америки с целью узнать как можно больше о современных на тот момент автомобилях.
И путешествие это прошло не зря. В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works, которой уже полностью руководил Киичиро Тойода, был открыт новый департамент по производству автомобилей. И хотя Сакичи тогда уже не было на этом свете, его сын не изменил семейным ценностям и следовал в бизнесе именно тем идеям, которые завещал ему отец.
Интересный факт: для съемок третьей части фильма «Терминатор» компания Toyota бесплатно предоставила семь автомобилей модели Tundra, все из которых были нещадно разбиты во время съемочного процесса.
Первые автомобили Toyota
Первые автомобили под маркой Toyota появились в 1935 году – легковой автомобиль А1 и грузовой G1. Это были только первые шаги Toyota в производстве автомобильной продукции, и естественно, первые модели не были чем-то инновационным. Тем не менее, первая попытка создать если не оригинальный, то вполне качественный автомобиль, прошла очень успешно.
Киичиро смог нанять профессиональных и преданных своему делу сотрудников. Позже, в своих интервью, он не раз заявлял, что если бы не усилия первой команды Toyota, то ничего бы не вышло. Да и сам Киичиро Тойода был трудоголиком – работа и бизнес были всегда на первом плане (а особенно в те годы), и практически вытеснили все остальные сферы жизни.
Главные принципы бизнеса Toyota
В самые первые годы работы в компании Toyota были разработаны главные принципы деятельности, которые остаются актуальными и по сей день. Вот несколько из них:
— качество прежде всего. Один из основных подходов к качеству продукции в Toyota – если что-то можно сделать лучше, чем есть сейчас, то это нужно обязательно сделать;
— минимизация количества брака. Исключить брак полностью на крупном производстве не получится, но всегда нужно предпринимать максимум усилий, чтобы уменьшить его количество. Если для этого нужно остановить производство на какое-то время, провести реорганизацию или еще что-то – это все делалось, несмотря на трудности;
— соблюдение всех сроков. Поставки материалов для изготовления продукции, выпуск автомобилей на рынок – всё это не должно было выходить на рамки заранее установленных сроков. В компании были твердо уверены, что если сорвется срок выполнения даже несущественной задачи, всё остальное может пойти по наклонной;
— никакой халатности при выполнении своих обязанностей. Небрежность, невнимательность, безответственность – это не стиль сотрудников Toyota. Принцип «нет халатности» распространялся не только на персонал самой компании, но и на ее партнеров и всех, кто каким-либо образом имел к ней деловое отношение.
Военные трудности
Во время войны компании Toyota было нелегко, как и многим другим. Военные действия сильно ударяли по промышленности страны, в том числе и автомобильной. Конечно, тогда было не до завоевания новых горизонтов. Основной целью стало хотя бы не потерять то, что уже было достигнуто. У Toyota были государственные заказы на производство военных грузовиков, и это спасало компанию от банкротства.
Тем не менее, после окончания войны компании пришлось практически начинать всё с начала. Многое было уничтожено, да и временные потери были колоссальны. Но опять же, благодаря упорству и преданности автомобильной промышленности, компания Toyota смогла возродиться. Уже в 1949 году в массовое производство был запущен новый легковой автомобиль Toyota SA.
Забастовка и легендарный Land Cruiser
В 1950 году в компании Toyota рабочие впервые выступили с забастовкой. Недовольство сотрудников рабочим процессом заставило руководство многое поменять в компании. В частности, изменения сильно коснулись департамента продаж. После пересмотра текущей структуры компании, было решено вывести отдел продаж практически в отдельную компанию — Toyota Motor Sales Co LTD. Принципы производства также были усовершенствованы не только с учетом интересов потребителей, но и с учетом пожеланий сотрудников. Много внимания уделялось сведению к минимуму отходов производства и минимизации временных потерь.
Киичиро Тойода умер в 1952 году. Но и без своего «отца» компания Toyota продолжала процветать. Выпускается автомобиль с усовершенствованной проходимостью Toyota Jeep BJ. Через несколько лет эта же модель ставится на массовое производство с названием, которое сейчас известно абсолютно всем — Land Cruiser.
Представительство в Америке
В 1957 году произошло значимое событие в истории Toyota – было открыто первое официальное представительство в Соединенных Штатах Америки. Особенно полюбилась американцам модель Toyota Publica – за свою доступную цену и маневренность.
Сумасшедший рост производства
С конца 1950-х Toyota переживает невероятный подъем производства. Каждый месяц с конвейера сходят более 10 тысяч автомобилей, и каждая модель находит своих поклонников. В 1962 году Toyota выпускает миллионный по счету автомобиль. Открываются филиалы и представительства во многих странах Европы и Азии.
Знаменитая Toyota Corolla впервые была выпущена в 1966 году. Именно с этого момента само слово «Toyota» начало прочно ассоциироваться с качеством, надежностью и долговечностью. Toyota Corolla выпускается и до сих пор в различных вариациях. Этот автомобиль является предметом воздыхания не только заядлых автомобилистов, но и всех людей, которые ценят качество и удобство.
Интересный факт: Toyota Corolla является самым массовым автомобилем компании. Выпущено более 40 миллионов автомобилей этой модели.
В начале 1980-х Toyota выпускает еще одну легендарную модель авто — Toyota Camry. «Кэмри» на японском означает «корона». Это название стало в какой-то мере знаковым, ведь автомобиль получился действительно «королевским». А в середине восьмидесятых с конвейера Toyota сходит юбилейный 50-миллионный автомобиль.
Создание бренда Lexus
В 1988 году компанией Toyota был создан новый бренд автомобилей под названием Lexus. Эта продукция ориентирована на богатых потребителей, которым, помимо удобства и качества, нужна еще и роскошь. Запуск автомобилей под новым «статусным» брендом позволил Toyota отхватить существенную долю рынка состоятельный потребителей. В Toyota поняли, насколько важна сегментация производства, и начали выпускать новые бренды под определенную категорию потребителей: Scion – автомобили для молодежи, Daihatsu – юркие авто для вечно спешащих городских жителей, Hino – вместительные грузовые машины.
Toyota сегодня
Что можно сказать о сегодняшнем положении Toyota на автомобильном мировом рынке? Глядя на показатели ее успеха, создается впечатление, что уже ничто не способно пошатнуть позиции компании. Toyota уже давно произвела свой 100-миллионный автомобиль, и что-то нам подсказывает, что в скором времени рекорд вновь будет побит.
Назвать главные причины успеха компании довольно сложно, так как тут речь должна идти и об оригинальности продукции, и о трудолюбии сотрудников, и об упорстве руководства, и об уникальных технологических решениях. Всё это в сумме дало то, что мы сейчас называем одними из лучших автомобилей современности – автомобили Toyota. А ведь начиналось всё с мечты скромного японского столяра.
( 74 оценки, среднее 4.62 из 5 )
Производители иногда предполагают, что успех Тойоты начинается и заканчивается с производственной системы Toyota (TPS). По правде говоря, внедрение TPS является лишь первым шагом на пути оптимизации всех функциональных процессов предприятия.
Многие производители пытаются отгадать загадку производственной системы Toyota: все чаще приверженцы TPS находят, что она не гарантирует конкурентного преимущества. TPS лишь уравнивает их производственное мастерство с другими приверженцами Лин. То, что эти компании по-прежнему упускают, так же важно как двигатель для автомобиля: Система Разработки Продукции Toyota (Toyota Product Development System – TPDS).
Эксперты говорят, что эффект от бережливой разработки продукции, которую практикует Toyota, может превзойти даже потенциальную производительность и сокращение затрат, предоставляемые TPS. Кроме того, TPS может выжать так много отходов из производственного процесса, что разработка продуктов и процессов становится критическим ограничением, говорит Джеффри К. Лайкер, профессор Мичиганского университета в Анн-Арборе и соавтор книги (с Джеймсом М. Морганом) «Система Разработки Продукции Toyota» (2006).
Среди автопроизводителей использование Бережливого производства становится все менее конкурентным преимуществом, говорит Рон Харбор, президент Harbour Consulting. В недавнем исследовании Harbour Consulting отмечается, что происходит все более широкое распространение Лин и сокращение разрыва производительности труда среди североамериканских автопроизводителей. Разрыв между наиболее и наименее производительным заводом в плане общего количества затраченного времени (сборка, штамповка и силовой агрегат) составил всего 7,33 часа на один автомобиль в 2005 году, по сравнению с 9,08 часов в 2004 году и 16,56 часов на один автомобиль в 1996 году.
В то время как шесть крупнейших автопроизводителей находятся ближе друг к другу, чем когда-либо в плане производительности труда, остаются большие разрывы по ряду других показателей производства, в том числе по использованию производственных мощностей. Toyota, Nissan и DaimlerChrysler используют от 94% до 106% от своих североамериканских мощностей. Honda и General Motors – до 91% и 90% соответственно, в то время как сборочные заводы Ford загружены всего на 79% своего потенциального объема производства.
Использование производственных мощностей – существенный элемент затрат, который зависит от гибкости каждого производителя и оказывает влияние на разработку продукта. Когда сборочные заводы могут производить множество моделей на разных платформах, компания имеет гораздо больше шансов полностью использовать свой человеческий капитал и оборудование.
В то время как Toyota все еще сохраняет свои впечатляющие показатели с использованием практик Лин, TPS дает меньший вклад, а больший обеспечивает бережливая разработка продукции. В свою очередь, лучшие практики разработки находятся в синергии с TPS.
Например, в исследовании Harbour отмечается, что работа по улучшению качества была самым большим фактором повышения производительности и улучшения для всех автопроизводителей. Кроме того, согласно отчету, американские автопроизводители извлекли уроки из Бережливого производства.
Так, General Motors принадлежат 5 из 10 лучших сборочных заводов в Северной Америке с приростом в 3%, несмотря на снижение объема. Завод Ford в Атланте в докладе назван лучшим сборочным заводом с результатом 15,37 часов на сборку одного автомобиля. На втором месте завод General Motors №2 в Ошаве, выпускающий средние седаны Pontiac Grand Prix, Buick LaCrosse, Buick Allure.
Чтобы понять достижение Форда в 15,37 часов, сравните его с типичным временем сборки одного автомобиля в 1980-х годах — 40 часов на заводе GM в Фремингхэме, штат Массачусетс. (По иронии судьбы, Ford вскоре закрыл этот завод Атланте, как часть своей программы реструктуризация «Путь вперед», и GM приостановил работу Ошавы №2 в 2008 году).
Lean в настоящее время является мантрой автопроизводителей США – да и других производителей Северной Америки. Но в то время как Лин постоянно пересматривает и совершенствует лучшие практики для производственных цехов, сама концепция производства также развивается – от массового производства к массовой кастомизации (изготовлению на заказ).
Разработка продукта: следующей конкурентный уровень
В то время как TPS все еще дает значительный эффект, несмотря на переход к массовой кастомизации, разнообразие номенклатуры и объема продукта усиливает значение разработки. Мало того, что разработка усложняется из-за увеличения модельного ряда продуктов, увеличивается потребность во взаимодействии между разработчиками продукта и производственниками.
В анализе, сделанном Merrill Lynch и Morgan Liker Cite, запуск в производство новых моделей за последние пять лет увеличивается с огромной скоростью. Между 2003 и 2005 годом в США ежегодно запускалось более 60 новых моделей транспортных средств.
И разработчики продукта должны были сделать больше с меньшими затратами, поэтому количество уникальных платформ транспортных средств значительно сократилось. Рассмотрим быстрое распространение кроссоверов. На эти гибриды легкового автомобиля и внедорожника, которых не существовало еще 20 лет назад, в 2006 году в Северной Америке приходилось более 16% от общего объема продаж автомобилей, говорится в отчете Лайкера.
Такое увеличение не единственное преимущество, предоставляемое бережливой разработкой продукта. Как практикует Toyota, в центре внимания процесса сокращения отходов — сокращение времени от концепции автомобиля до его наличия в салонах. Цель Toyota, говорит Лайкер, заключается в предоставлении клиентам новых идей как можно скорее. Быстрое предоставление новых возможностей и стиля для производства моделей помогает максимизировать воздействие на рынок, тем самым увеличивая потенциальную прибыль.
Время «от идеи до внедрения» Toyota является одним из ярких показателей бережливой разработки продукта. Например, всего 22 месяца потребовалось от моделирования до начала производство нового пикапа Тойота Tundra, говорит Ючиро Обу (Yuichiro Obu), главный инженер технического центра Toyota в Анн-Арбор, вместо 30-40 месяцев, которые были обычным явлением в США в конце 1980-х годов. Запуск новой модели Toyota занимает в среднем 24 месяца, но регулярно укладывается в 15 месяцев и в отдельных случаях — даже быстрее 10 месяцев.
Разработка ключевых компетенций
Один из секретов в основе успеха бережливой разработки продуктов Тойота — поддержка TPS и преданность постоянному совершенствованию. Морган и Лайкер подчеркивают приверженность Тойоты «важности надлежащей интеграции людей, процессов, инструментов и технологий, чтобы увеличить ценность для клиента и общества».
Еще одним преимуществом является опыт бережливого производства компании. «Ключевым фактором является способность Toyota адаптироваться и продвигать уроки TPS вверх по течению к разработке продуктов», – говорит Брайан Шепард, вице-президент подразделения по разработке продуктов PTC в Нидхеме — основного поставщика ПО для CAD/CAM. Одним из примеров является их решительные усилия по синхронизации процессов. Они пытаются добиться успеха в координации деятельности большого числа людей, чтобы они могли работать над улучшениями одновременно, а не последовательно. Поэтому они могут быть самыми быстрыми в мире в разработке продуктов».
Поставщики также используют стратегию бережливой разработки продуктов Toyota. В некоторых случаях Toyota помогает своим поставщикам с продуктовой стратегией. Одним из примеров является PTC, которая продолжает вносить изменения в разработку продуктов с момента своего основания в 1985 году. Сегодня PTC с Toyota в качестве клиента считают важным партнерское сотрудничество для оптимизации программных решений.
Решения PTC были впервые протестированы Тойотой в 2000 году для разработки двигателя и трансмиссии, а в 2002 году было принято решение о дальнейшем использовании программы ProENGINEER.
«В течение следующего года при сотрудничестве с Toyota мы оптимизировали ProENGINEER для их потребностей», – говорит Шепард. Развертывание улучшенной версии Wildfire 2.0 началась в 2004 году после полевых испытаний на объектах Toyota.
Шепард говорит, что вариант совместной разработки с Toyota применяется PTC только для важнейших стратегических клиентов. «Что оправдывает подобное сотрудничество: Toyota является лидером среди автопроизводителей в производстве, результаты выгодны всем нашим клиентам. По сути, выбирая партнера для совместной разработки, мы формируем будущее направление нашего продукта».
Шепард выделяет шесть областей программного обеспечения, подходящих для сотрудничества:
— Хранящиеся в Интернете базы данных для централизации и управления данными и процессами.
— Управление хранением и повторным использованием существующих знаний — лучшие практики для разработки и производства продукции.
— Интегрированное быстрое CAE.
— Комплексное и сопутствующее NC планирование и обработка.
— Улучшение сотрудничества и мобильности во внутренней и внешней цепи поставок.
— Полная 3-D аннотация для удаления чертежей с критического пути.
Шепард говорит, что совместная с Toyota разработка программного обеспечения продолжается посредством проведения видеоконференций каждые две-три недели, а также встреч лицом к лицу в Японии и США. Интерес Toyota отражает преданность автопроизводителя к созданию передового опыта в области разработки продуктов как стратегическому приоритету.
«В свою очередь, совместная разработка улучшает качество нашей продукции и возможности для всех наших клиентов. Наше сотрудничество с Toyota в течение последних пяти лет было процессом непрерывного совершенствования. Взаимный успех является ключом к нашим отношениям».
С начала совместной разработки программного обеспечения PTC с Toyota, к программе присоединились новые участники, в том числе Boeing, Airbus и подразделение автоматизации и приводов Siemens, добавляет Шепард. Он говорит, что выгоды от программы совместной разработки вытекают из обязательств по постоянному совершенствованию и изучения того, как технология может помочь осуществить эти улучшения.
Шепард предостерегает тех, кто вступает на путь бережливой разработки продуктов: «Будьте готовы к трудностям в оценке успехов. В разработке продуктов время цикла длиннее, и измерения являются более сложными и не столь точными. Хотя это делает бережливую разработку более сложной чем бережливое производство, имейте в виду, что поскольку вы работаете на передовой, возможностей для получения конкурентных преимуществ больше. Кроме того, бережливая разработка продукта является ключом к долгосрочным (перспективным) успехам предприятия».
Лайкер добавляет: «В дополнение к предоставлению больших возможностей для конкурентных преимуществ продуктов, стратегия бережливой разработки может открыть более широкие возможности в производственном процессе».
Начните с бережливого предприятия
«Вы рассматриваете возможность использовать TPS или бережливую разработку продукции Toyota? Сначала оцените внедрение системы с точки зрения стратегии бережливого предприятия, – предупреждает Лайкер. — В Toyota TPS и бережливая разработка продукции — не точечные решения. Для достижения успеха основополагающими принципами Lean должна быть охвачена вся деятельность компании».
«Два ключевых аспекта нашего процесса разработки в том, что он всегда должен быть клиент-ориентированным, и что принципы TPS должны применяться, – говорит Марк Шраге, исполнительный директор Технического центра Toyota в Анн-Арбор. — Основы философии [Лин] одинаковы».
Другим фактором является способность Тойоты внутренне сбалансировать глубокий профессиональный опыт и кросс-функциональную интеграцию. Шраге приводит пример интеграции из производства.
«Одна из задач инжиниринга заключается в проектировании качества продукта с самого начала — еще до того, у нас есть физическая модель», – объясняет он. — Помощь инженерам-конструкторам заключается в том, что производственники принимают участие с самой начальной стадии разработки. Идея разработки продукта в том, чтобы узнать, какие свойства конструкции помогут обеспечить качество, требуемое клиенту. Во время разработки пикапа Tundra производственники участвовали даже в ранних обсуждениях пластилиновых моделей».
Для руководства разработкой продукта через процесс кросс-функциональной интеграции, Toyota ввела должности главных инженеров для интеграции разработки от начала до конца. Морган и Лайкер пишут о них: «Они не менеджеры проектов, они руководители и технические системные интеграторы для моделей Toyota. Именно к этим людям обращаются для разрешения сложных проблем. Уникальная роль главных инженеров Toyota в том, чтобы быть клеем, который скрепляет всю систему разработки продукта». Главная ответственность этой должности: доставка ценности клиенту.
Шраге отмечает, что культура на рабочем месте лежит в основе стремления Toyota к совершенству и беспрестанному улучшению. «Ключевым моментом культуры является то, что люди должны быть открыты идеям из любых частей организации. Иногда производственники будут спорить с разработчиками, чтобы упростить конструкцию для облегчения процесса изготовления, сборки или обеспечения более высокого качества».
Начиная с модели Prius, главный инженер по кросс-функциональной интеграции Такеши Учиямада (Takeshi Uchiyamada) стал проводить регулярные встречи в «обея» (большой комнате). «Встречаясь лицом к лицу, мы можем легко и быстро общаться и обсуждать вопросы и варианты дизайна, – говорит Шраге. — Например, всего одна встреча может быстро выявить и решить проблемы, и это результат кросс-функциональной интеграции. В обея можно решить все на самом раннем этапе концепции продукта — до любой инструментальной обработки или производственных затрат».
Лайкер и Морган утверждают, что конкуренция ставит все более сложные задачи по разработке продуктов. Бережливая разработка продукта должна стать основной профессиональной компетенцией и должна быть встроена в среду бережливого предприятия.
Источник: IndustryWeek
Автор: Джон Тереско (John Teresko)
Первод Камзин Владимир
Toyota Motor Corporation («Тойота Мотор») – японская корпорация, занимающаяся проектированием, выпуском и продажей автомобилей и автомобильных запасных частей.
Японский автопроизводитель любит позиционировать себя красиво – «Today. Tommorow. Toyota» (Сегодня. Завтра. Тойота) – так звучит один из ее слоганов. Есть ли основания для такой гордости?
В 2019 этот бренд занял среди автопроизводителей 1-ое место в рейтинге «BrandZ Top 100». Toyota Motor является одной из крупнейших автомобилестроительных компаний в мире и выпускает автомобили также под брендами Hino, Daihatsu, Lexus.
До 2019 по рыночной стоимости компания являлась лидером среди автогигантов, но 1-ое место пришлось уступить Tesla. В 2020 капитализация Toyota Motor Corp. по данным Forbes составила 173,3 млрд.$. В рейтинге Самых ценных брендов-2020 данного финансового издания корпорация занимает 11-ое место с объемом продаж 187 млрд.$. В списке крупнейших публичных компаний мира Global-2000 в 2020 Toyota Motor на 11-й строчке с продажами в 280,5 млрд.$, с прибылью 22,7 млрд.$, и активами 495,1 млрд.$.
В компании трудятся около 360 тыс. работников, а с конвейеров ежегодно сходят до 9 миллионов автомобилей! Скорость выпуска моделей Toyota легко подсчитать – 1 машина в 6 секунд!
С 1982 Toyota является членом «Большой тройки» — неформального звания трех самых крупных автомобилестроительных компаний. Состав «Большой тройки» не остается постоянным – и если поначалу лидерство американских производителей было безусловно («детройтская тройка» включала в себя General Motors (GM), Chrysler и Ford), то сейчас налицо новое троевластие – все тот же GM, но уже Toyota и Honda, на пятки которым наступают Volkswagen и Hyundai.
Кажется, действительно, основания для гордости есть. Но как же корпорация достигла таких впечатляющих результатов? Ведь японская компания интересна не только своими финансовыми показателями, но и особой моделью ведения бизнеса. Как развивалась история марки Toyota Motor?
С чего все начиналось
Компания была основана Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), чьей биографии посвящена отдельная статья.
Основатель Toyota Motor
История японской компании началась еще в 1933 в японском городе Тойота, где сейчас сосредоточены 7 из 12 ее заводов и расположен головной офис. Но вовсе не город подарил название знаменитой компании. Все получилось как раз наоборот: город, до 1959 обозначенный на картах как Коромо, приобрел новое имя в честь лидера автопрома, который и по сей день определяет его экономику.
Автомобильная компания имеет текстильные корни. В 1933 Тойода открывает автомобильное подразделение на базе Toyoda Automatic Loom — фирмы своего отца Works, специализирующейся на текстильной промышленности. Днем учреждения Департамента автомобилестроения становится «день знаний» 01.09.1933. Получить начальный капитал для развития автомобилестроения помогли именно ткацкие машины – Тойода-старший выгодно реализовал патент на разработку автоматического прядильного станка. Считается, что эти вырученные средства, которые по договору составили 100 тыс. фунтов стерлингов, дали старт автомобильному подразделению. В биографии Киичиро Тойота вопрос «ста тысяч» — куда же прошли деньги? — рассмотрен более детально.
История автопроизводства компании началась при активной поддержке государства, которых не удовлетворяло доминирование американских автогигантов (Ford Motor, GM, Chrysler) на местном рынке. Киичиро занялся скупкой, разборкой и «творческой переработкой» машин, произведенных в США и Европе.
История названия и логотипа компании
Название Toyota Motor получила от своего основателя, г-на Киичиро Тойода, который немного трансформировал свою фамилию, поставив вместо «д» — «т» — измененное название писалось восемью иероглифами, а «8» считается в Японии счастливым числом.
Правильно считают в Японии — кто терпелив, тот бедности не поддается. По сей день некоторые люди усматривают в фирменном знаке Toyota Motor закрученную нитку с иголкой, в память о текстильных корнях автомобильной компании. Впрочем, по официальной версии, логотип отражает равновесие между корпорацией, покупателями и конкурентами.
Изображение торговой марки компании
Торговая марка Toyota Motor до 2019 была самой дорогой среди автопроизводителей. В рейтинге Interbrand Самых дорогих брендов мира в 2019 японский бренд оценивается в 56,2 млрд.$ и занимает 7-ую строчку. Среди основных факторов эффективности японской торговой марки издание Interbrand указывает актуальность, подлинность и присутствие на рынке.
Довоенный и послевоенный период в истории компании
Копирование и поиск оптимальных конструкторских решений – таким был начальный этап будущего лидера автопрома. Разобрав и изучив американские машины Chevrolet (General Motors) и Chrysler Airflow, в мае 1935 автомобильное подразделение выпускает первый собственный авто Model А1. В этом же году в ноябре появляется грузовик модели G1, прототипом которого послужил Ford.
После презентации выпускаемых транспортных средств в 1936, государство выдает перспективной компании лицензию на производство легковушек и грузовиков. 28 августа 1937 департамент автостроения при текстильном производстве становится самостоятельной компанией — Toyota Motor Co., Ltd. В этом же году фирма получила крупный правительственный заказ на 3 тыс.грузовиков общей стоимостью 100 тыс. фунтов стерлингов.
В 1938 компания переходит к серийному производству новой модели автомобиля — Model АА.
Toyota Model АА
С 1939 работает научно-исследовательский центр Toyoda Science Research Center. Основатель компании понимал важность собственных инновационных разработок, ведь на простом копировании «далеко не уедешь».
Годы Второй мировой войны стали периодом расцвета компании, которая за счет военных заказов получала хороший доход. Производство было поставлено на «военные рельсы»: компания производила грузовики модели KB, автомобили-амфибии Su-Ki, внедорожники серии AK10. Тойода создает дочерние компании по производству стали, металлообрабатывающих станков, комплектующих. Независимость от поставщиков становится серьезным преимуществом Toyota Motor.
После окончания войны вследствии оккупации и инфляции компания оказалась на грани банкротства. Киичиро вводит политику жесткой экономии, которая закладывает фундамент основного принципа компании — «производства с нулевым запасом».
В послевоенный период компания выпускала грузовики для оккупационного правительство и ремонтировала машины.
В 1947 начинается выпуск мини-автомобиля Toyota Model SA. Бюджетное авто, разгонявшееся до 54 км/ч, имело прототип на Volkswagen Type 1
За компактные габариты авто серии SA окрестили «Тойота-малышкой» (Toyopet), модель выпуска 1947
Постепенно Toyota Motor наращивала производство, чему послужили отмена в 1949 запрета на выпуск машин личного пользования и банковские кредиты. В 1950 компания выпустила болем 11 тыс. автомобилей, 5 лет спустя – вдвое больше.
В 1955 был налажен выпуск первого полноценного автомобиля Toypet Crown. Этот же год принес предприятию звание «крупнейшего японского автомобилестроителя».
Коллектив компании
В 1949 из-за сокращений и уменьшения заработной платы, на заводе происходит забастовка рабочих. Чтобы избежать нарастания конфликта, в 1950 Тойода уходит с поста президента. В итоге, чтобы не допустить разорения фирмы, все равно пришлось провести непопулярные массовые увольнения: из 8 тыс. работников оставили 6,4 тыс. Тойода не планировал надолго оставлять компанию, но жизнь распорядилась по-другому – в 1952 он умирает.
Основатель всегда ценил вклад команды, еще в 1935 Киичиро Тойода сформулировал 5 принципов, один из которых гласил: «Всегда стремись создать на работе домашнюю теплую и дружественную атмосферу».
Теперешнее руководство фирмы во главе с председателем правления Такеши Учиямада (Такэси Утиямада, Takeshi Uchiyamada) и президентом Акио Тойода (Akio Toyoda) продолжает воплощать принципы основателя компании.
В 2014 стартовал мотивационный проект для сотрудников «Дорога «строит» людей, а люди строят автомобили». Основной идеей инициативы является обучения сотрудников опыту вождения на всех типах дорог по всему миру, чтобы в итоге получить более глубокое понимание для изготовления машин будущего.
Концептуальный автомобиль Toyota на водородных топливных элементах на выставке Megaweb Toyota City Showcase в Токио
По данным Bloomberg, под крылом автогиганта трудятся 369 701 человек, согласно Forbes – на фирме занято 370 870 работников, сама же корпорация указывает меньшее число 359 542 тысяч, включая болем 70 тыс. Работников в самой Японии. В предприятиях за рубежом нанимается, как правило, местный персонал.
Начало успешного этапа в истории Toyota Motor
Подразделение реализации выделяется в отдельную компанию, что приводит к увеличению экспортных продаж; самостоятельной компанией становится и департамент ремонта и обслуживания авто. В компании начинается успешный период.
В 50–х гг. появляется Land Cruiser.
В 1961 выпускается модель Toyota Publica — бюджетное авто, быстро получивший известность. В 1962 компания отмечает выпуск миллионного автомобиля, десять лет спустя — 10-миллионного.
Toyota Publica 1961 года выпуска
В 1966 появляется самая топовая модель Toyota Motor – автомобиль Corolla, заслуживший звание массового. С 1966 автомобилей этой марки различных модификаций продано свыше 40 млн. единиц! Toyota Corolla класса-С стала бестселлером и внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое продаваемое авто в мире.
Toyota Corolla 1966 года выпуска
Тем временем, Toyota Motor заключает деловое соглашение с японскими фирмами Hino и Daihatsu, которые становятся ее дочерними предприятиями.
В 70–х гг. компания работает на полную силу – появляются новые заводы, модернизируется техника, выпускаются модели Celica, Sprinter, Tercel и др. В начале 80-х годов начинается производство модели Camry, в 86-м выпускается 50-миллионное авто.
Toyota Camry 1985 года выпуска
В 1982 подразделения Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. объединились в одну корпорацию Toyota Motor Corporation.
В 1988 Toyota представляет новую марку автомобилей класса «люкс» — Lexus, которая изменила представление о компании, как производителя исключительно бюджетных машин. Модель Lexus прочно занимает нишу автомобилей «премиум» класса. Она становится символом роскоши, известным даже ребенку: «На передаче «Самый умный» победил пятиклассник Вовочка, который на вопрос – «морковка, лук, картошка, Lexus — что лишнее?» правильно ответил «морковка, лук, картошка».
Lexus
В 1988 компания заканчивает строительство собственного испытательного полигона в г. Сибецу и в рамках научно-исследовательской деятельности открывает совместные проекты с такими компаниями, как Fujitsu, IBM Japan, Toshiba.
В 1997 был выпущен «гибридомобиль» — смесь обычной машины с двигателем внутреннего сгорания и электромобиля, который приводится в действие благодаря электрическому заряду. Таким образом, гибридное авто берет все лучшее от бензинового двигателя и электрического мотора. Модель гибридомобиля Toyota Prius, созданная в 1997, разошлась за первый год продаж 20 000 экземплярами.
Гибридомобиль Toyota Prius
Еще одна модель гибридной машины Toyota Auris Hybrid была внесена в книгу рекордов Гиннеса за рекордную экономичность в своем классе — расход топлива у этой модели равняется 3,46 литра на 100 км по городу.
В этом же году Toyota Motor выпускает первое поколение электромобилей – выходит RAV4 EV — электронная версия кроссовера RAV4.
В 1999 с конвейера сходит 100-миллионный автомобиль Toyota.
Тойота в России
В 90-ые гг. начинается история продвижения Toyota Motor на российском рынке, который для компании является одним из наиболее приоритетных. В 2007 в Санкт-Петербурге (поселок Шушары) начало работу автосборочное предприятие, с конвейера которого в декабре сходит первый автомобиль Toyota Camry. На питерском заводе, занимающем 224 Га, трудятся около 600 сотрудников. Предприятие выпускает хиты продаж японского автогиганта – модели Camry и RAV4.
В 2019 Toyota Motor вошла в ТОП-20 «Любимых брендов россиян» (19-ое место).
2000-ые
В 2007 компания с гордостью заявляет, что ее объемы продаж превысили размеры главного конкурента, General Motors. В 2012 с конвейера сходит 200-миллионное транспортное средство корпорации.
В 2011 сильнейшее за всю известную историю Японии землетрясение приводит к вынужденной остановке заводов компании. Но уже в 2012 Toyota Motor восстанавливает производство и выводит на рынок ряд новых моделей.
С конца 2016 компания уделяет электрокарам повышенное внимание, выпущены и iQ EV.
Но взоры компании устремлены не только на земные дороги, как оказалось, космосом грезят не только Илон Маск, Джефф Безос и Ричард Брэнсон. В 2019 вице-президент Toyota Шигеки Тераши (Shigeki Terashi) презентовал совместный с JAXA проект планетохода и подчеркнул, что «с момента основания мы придерживаемся философии, согласно которой мы должны делать все возможное, чтобы приносить пользу обществу… Для меня большая честь участвовать в проекте, направленном на расширение области человеческой деятельности до Луны».
По проекту планетоход способен разместить 2 члена экипажа / фото с сайта компании
В 2019 в префектуре Айти открылся новый исследовательский центр. Научный комплекс эксплуатируется частично, к 2023 заработает на полную мощность. В строительство центра, расположенного на 650 Га и включающего полигоны для скоростных и внедорожных испытаний, автомобильный концерн направил более 2,8 млрд.$ инвестиций.
Открытие исследовательского центра, 2019
Производственная система компании
Большую роль в успешности компании сыграла ее производственная система Toyota production system (TPS), представляющая свод принципов ведения производства. Главным создателем TPS считается Таити Оно, работавший на заводе Toyota Motor с 1943.
Принцип «камбан», являющийся одним из основных в TPS — везде и всегда стремится исключить потери времени, материалов и производственных мощностей. Принцип «камбан» заключается в отказе от выпуска крупных партий продукции, когда детали, необходимые для конвейерной линии, оказываются на ней в требуемый момент времени и в нужном количестве. Это позволяет высвободить производственные площади и ликвидировать часть складских помещений. Поэтому «камбан» требует планирование и реализацию производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и часам!
Принцип «точно вовремя», он же «точно в срок» работает везде – и на этапе заказа сырья и комплектующих, и на этапе отгрузки готовых изделий.
Удивительно, но и сейчас запас деталей на производстве компании составляет всего 1,5 часа, а на производственной линии может и вовсе составлять полчаса.
Таити Оно сформулировал также принцип «генти генбуцу», смысл которого заключается в необходимости увидеть центр проблемы собственными глазами. При возникновении каких-то осложнений, Таичи приходил на «проблемный» участок, мелом обводил вокруг себя линию и стоял в этих границах до вечера, наблюдая происходящее вокруг. «Круг Оно» позволял на основе знания реальной ситуации проанализировать и решить проблему.
Г-н Оно тесно сотрудничал с еще одним разработчиком Toyota production system Сигео Синго. Тот всю жизнь занимался усовершенствованием производственных процессов и был убежден, что процесс развития должен быть постоянным, и на отметках «оптимально» останавливаться не стоит, а надо идти дальше.
Toyota Motor в производстве руководствуется также «кайдзен» — принципом непрерывных улучшений. Производство должно непрерывно совершенствоваться – гласит «кайдзен». Этот принцип на предприятии направлен снизу вверх – менеджеры обязаны всегда реагировать на предложения рабочих. Принципиальный подход Toyota подвергать все сомнению и совершенствовать стимулирует сотрудников непрерывно учиться.
Интересен введенный на предприятии способ передачи информации — сигнальная система «андон» (от яп. «шнур»). В случае малейшего отклонения, оператор в обязательном порядке должен дернуть за шнур, протянутый вдоль всей линии конвейера, и остановить производственный процесс. «Правило шнура» дает возможность не плодить брак, быстро разобраться в ситуации и снизить расход в материалах. Принцип остановки производства в случае неполадок действует на Toyota Motor еще с начала 60-х гг.
На Toyota Motor повсеместно действует «дзидока» — принцип интеллектуальной автоматизации, куда же без автоматизации на японском предприятии?
Вот часть основных принципов Toyota production system, введенная на заводах Toyota Motor к середине 60-х гг.
10 лет спустя TSP внедрили и у поставщиков комплектующих. Уважение к партнерам и помощь в развитии также является неотъемлемой частью философии компании. К примеру, в 1984 совместно с американской компанией General Motors Toyota открывает в США завод по выпуску автомобилей. Готовность компании поделиться с конкурентом секретами производственной системы лежит в своеобразной идеи «расплатиться по долгам» с Америкой – ведь у Генри Форда японцы позаимствовали принцип конвейера, а у ряда американских машин – технологии.
Производственная система шлифовалась из поколения в поколение и продолжает совершенствоваться в 3-м тысячелетии. Самое важное – что все принципы работают как единая слаженная система. А «бонус» производственного подхода Toyota заключается в том, что основополагающие методы TSP абстрагированы от отрасли автомобилестроения и могут применяться в любом производстве. TSP широко распространена вне Тойота и внедрена, к примеру, в компаниях GE и Boeing.
На заводе Мотомачи, Тойота-Сити, Япония, основанном в 1959, успешно внедрена система «бережливого производства»: компактное размещение оборудования с применением многоуровневых эстакад и мостиков для работников позволяет эффективно использовать каждый кубометр производственного помещения.
Компания сейчас
Корпорация работает в следующих сегментах:
- Автомобилестроение;
- Финансовые услуги;
- Другие направления.
Автомобильный сегмент разрабатывает, производит, собирает и продает легковые автомобили, минивэны, грузовики и соответствующие автомобильные аксессуары. Данное подразделение участвует в разработке интеллектуальных транспортных систем, включая радарный круиз-контроль и электронные системы взимания платы за проезд.
Toyota Motor выпускает продукцию под собственным логотипом, а также под брендами Lexus, Daihatsu и Hino.
Hino с 60-х гг. прошлого столетия является подразделением Тойота. Под этим логотипом автогигант производит грузовики и автобусы.
грузовик Hino
С брендом Daihatsu Тойота начала сотрудничество еще в 1967, с 2016 торговая марка полностью принадлежит TMC. Бренд специализируется на выпуске микро- и минилитражек, минивэнов, средних внедорожников.
Разработки по созданию бренда Lexus, начавшиеся в 1983, завершились в 1988 презентацией новинки LS400 на автошоу в США. Теперь торговая марка, вначале ориентированная на завоевание американского рынка, является символом престижа и технологичности во всем мире.
Lexus LC 500
В 2016 компания закрыла торговую марку Scion, под логотипом которой продала с 2003 свыше 1,2 млн. автомобилей. Причиной послужило снижение популярности у целевой аудитории – бренд продвигался среди молодежи.
Торговые марки компании, помимо бренда Toyota
Сегмент финансовых услуг через дочерние компании осуществляет финансирование покупки или аренды, и предоставляет розничный лизинг.
Сегмент других направлений специализируется на проектировании, производстве и продаже жилья и телекоммуникаций.
Где производится продукция Тойота
Японская корпорация имеет около 50 компаний по производству автомобилей по всему миру, и производственные мощности у себя на родине в Хоккайдо (Hokkaido), Тахара (Tahara), острове Кюсю (Kyushu) и др.
Крупные фабрики работают на территории Таиланда (10 тыс.сотрудников), США (штат 7,5 тыс.), Канады (7 тыс.работников).
Распределение полусотни заводов Тойота вне Японии / данные с сайта компании
Выпуск транспортных средств Toyota Motor по годам / данные с сайта компании
В 2019 все заводы компании суммарно выпустили свыше 9 млн. единиц транспортных средств.
Toyota GT86
Ролик ниже демонстрирует производство двигателей компании в Западной Виргинии, США:
А в этом видео компания открывает завесу на выпуск машин Тойота на двух японских заводах в городах Иокогама и Тояма:
Головной офис
Штаб-квартира компании находится в Японии в городе Тойота, префектура Айти.
На Токийской фондовой бирже в сентябре 2020 за одну акцию компании предлагают около 7000 иен (эквивалент 66$).
Проблемы с качеством
Toyota Motor известна высоким качеством своей продукции – компания не раз получала международные награды за высокие стандарты качества и надежности. Тем неприятней стала возникшая в 2010-м проблемная ситуация с тормозной системой у легковых седанов. Пережить ее японцам было очень нелегко. Президент компании, Акио Тойода самостоятельно сел за руль автомобилей с неполадками, чтобы после описать некорректно работавшие тормоза. Принеся глубокие извинения за причиненное людям беспокойство касательно качества и безопасности, Toyota Motor отозвала с рынка более полумиллиона своих автомобилей. Toyota Motor усилила контроль качества, которое закладывается на всех этапах производства. Сотрудники компании относятся к каждому автомобилю так, будто это их собственная машина.
Немаловажную роль в умении держать удар играет именно философия компании — ее руководящие принципы заключаются в уважении культуры и закона каждой страны, честном и открытом ведении бизнеса, развитии корпоративной культуры и стремлении к гармонии в мировом сообществе.
Экологическая и социальная ответственность
Первый принцип Киичиро Тойода, которому он следовал при руководстве компанией, звучал так: «Всегда будь верен своим обязанностям, способствуя успеху компании и всеобщему благу».
Toyota Motor продолжает заботиться не только о собственном финансовом благополучии, но и о «всеобщем благе», уделяя большое внимание защите окружающей среды. Несмотря на то, что большим компаниям тяжело совмещать промышленный рост и заботу об экологии, Toyota Motor стремится разрабатывать и внедрять экономичные и одновременно экологичные технологии.
Компания выпускает модели, почти на 80% состоящая из перерабатываемых материалов. Японский автопроизводитель стал первым, кто начал массово выпускать гибридные автомобили.
В 2017 суммарные продажи гибридных транспортных средств превысили 10 млн. единиц. К 2030 компания планирует перевести на технологию гибридного привода «Hybrid Synergy Drive» всю линейку своей продукции.
Компания стремится не только снизить выбросы СО2 при эксплуатации авто, но и сократить его выбросы максимально до нуля в процессе производства машин. Toyota Motor бережно расходует воду путем ее очистки и возврата в производство.
Ежегодно проводится глобальная акция «Зеленый месяц Тойота», цель которой — привлечь внимание к природоохранным вопросам. С 1973 предприятие и словом, и делом, информирует общество о важности экологических мероприятий.
На «зеленом месяце Тойота» в Алматы, 2019
С 1997 открыт для посещения «Лес Тойоты» — место для отдыха и общения с природой, находящееся в 15 минутах езды от штаб-квартиры корпорации.
Forest of Toyota
Компания выпускает книги для детей с правилами безопасного поведения на дороге – за полстолетия было опубликовано свыше 140 млн. экземпляров. В Аргентине, Индии, Таиланде, Вьетнаме, США проводит инициативы, направленных на снижение числа ДТП.
TMC активно занимается благотворительной деятельностью, как самостоятельно, так и совместно с партнерами. Toyota выступает в качестве всемирного партнера олимпийского движения. В 2015 корпорация заключила соглашения о сотрудничестве с Международным олимпийским и паралимпийским комитетами, которые распространяются на 2017-2024 гг. (олимпиада в Токио 2020 перенесена на 2021, Пекин 2022 и Париж 2024).
C 2012 компания удерживает звание крупнейшего производителя автомобилей в мире. В списке Fortune Global-500 в 2020 занимает 10-ую строчку. Немаловажную роль в истории бренда Toyota Motor сыграли принципы управления ее основателя, а также производственная система, внедренная на предприятии.
Успех компании предопределил баланс между ее производственной культурой, направленной на совершенствование работников, и технической системой, в основе которой лежит принцип потока, создающего добавочную ценность. Качество выпускаемой продукции, внимание к деталям и постоянные инновации по праву вывели корпорацию на пьедестал мирового лидера автопрома.
«- Можно ли управлять мечтой?
— Да, если ты сидишь за рулем «Тойоты», — отвечают в компании Toyota Motor».
Тойота — управляй мечтой
Список источников
- Профиль компании на Forbes
- Профиль компании на Bloomberg
- Официальный сайт компании
- Краткий обзор компании на официальном сайте
- Канал компании на Youtube
- Завод Тойота в РФ
- Джеффри Лайкер. Дао Toyota
Видео на десерт: Прикольная реклама Тойоты