Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 94 ТК РФ
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 139-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 139-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.
Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 настоящего Кодекса:
при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 94 ТК РФ:
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
— для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
— для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;
— для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
— при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;
— при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.
Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 настоящего Кодекса:
— при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;
— при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 N 252″Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации»
Статья 95 ТК РФ:
Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.
Части 1-4 и 6 статьи 96 ТК РФ:
Ночное время — время с 22 часов до 6 часов.
Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.
Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.
Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Статья 101 ТК РФ:
Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Часть 1 статьи 104 ТК РФ:
Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — три месяца.
Часть 2 статьи 348.8 ТК РФ:
Продолжительность ежедневной работы для спортсменов, не достигших возраста восемнадцати лет, может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной частью первой статьи 92 настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 16 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»:
Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, занятые на работах в зоне отчуждения), устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск.
Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 813″О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа»:
В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Установить продолжительность работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, не более 8 часов в день и 39 часов в неделю.
Пункт 13 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта», утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133:
13.Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
Приказом Минтранса России от 11.10.2021 N 339 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.
Пункт 6 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений» (утв. Приказом Минфина РФ от 02.04.2003 N 29н ):
6. В зависимости от конкретных условий производства на отдельных участках (объектах работ) графиком работ может быть установлена продолжительность рабочей смены не более 12 часов.
Пункт 6 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424):
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пункты 6, 8 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (утв. Приказом Минтранса России от 02.10.2020 N 404):
6. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, — 7 часов.
8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с работником.
Пункт 8 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181):
8.Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников не может превышать 12 часов.
Пункт 9 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» (утв. Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 223):
9.При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) работника не может превышать 12 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается.
Пункт 10 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2013 N 183):
10. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников не может превышать 24 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается.
Пункт 12 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2011 N 308):
12. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников не может превышать 24 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается.
Пункты 6 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139):
6. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные пунктом 7 настоящего Положения.
Пункт 9 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» (утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61):
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) лоцмана не может превышать 24 часов. При этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки или последовательных лоцманских проводок без предоставления специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками не может превышать 12 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время не сокращается.
Пункты 5, 6, 17 и 22 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» (утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 423):
5. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников определяется с учетом требований статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе при суммированном учете рабочего времени, за исключением машинистов и помощников машинистов электропоездов (далее — работники локомотивных бригад), работающих на линии, не может превышать 12 часов.
Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работников локомотивных бригад, работающих на линии, не может превышать 8 часов 30 минут, а в случае разделения рабочего дня на части — 12 часов.
При разделении рабочего дня на части продолжительность рабочего времени после перерыва не может превышать 4 часов.
17. Работникам при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.
Общая продолжительность рабочего времени за рабочий день (смену) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной для конкретной категории работников правилами внутреннего трудового распорядка организации. Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками работы или графиком сменности.
24. Привлечение к сверхурочной работе допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Пункт 39 «Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации» (утв. Приказом Минсельхоза России от 27.07.2020 N 421):
39. Труд членов экипажа судна организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы.
Пункт 2.2 «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536):
Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее — занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
Пункты 5 и 6 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10):
5. Нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД не может превышать 36 часов в неделю, то есть продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
6. При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время — 9 часов, в ночное время — 12 часов.
Пункт 5 и 9 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы» (утв. ПриказомГоскомрыболовства РФ от 08.08.2003 N 271):
5. Для плавающего состава рыбопромысловых судов и членов промысловых бригад (артелей) продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем не может превышать 7 часов, в предвыходные дни — 5 часов, а в предпраздничные дни — 6 часов.
9. Продолжительность рабочего времени в ночное время для плавающего состава не сокращается.
Пункты 6, 10, 13-15 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133):
6. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Для женщин — работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
Пункты 5, 6 и 17 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170):
5. Продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).
Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:
для женщин — членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность рабочего дня — 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными днями;
для членов экипажей судов атомного технологического обслуживания (АТО), проводящих работы с подводными и надводными кораблями и судами с атомными энергетическими установками, продолжительность рабочего дня — 6 часов при 36-часовой рабочей неделе с одним выходным днем
6. В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода) и выполняемых им заданий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.
17. Ежедневная общая продолжительность работы членов экипажей судов, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за недостающего по штату члена экипажа и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг должностных обязанностей членов экипажей судов, не должна превышать 12 часов.
Постановление Минтруда РФ от 03.06.1997 N 27 «О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота»:
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Согласиться с предложением Министерства транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации о разрешении администрации Санкт — Петербургского и Архангельского морских портов устанавливать, в порядке исключения, по согласованию с выборным профсоюзным органом для членов экипажей морских судов портового флота ежедневную продолжительность рабочего времени (вахты, смены) до 24 часов при соблюдении следующих условий:
а) работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;
б) судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;
в) ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной п. 2.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 11;
г) в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);
д) суммированный учет рабочего времени.
Пункты 7, 12, 13 и 15 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания» (утв. Приказом Минтранса России от 20.09.2016 N 268):
7. Для женщин — членов экипажей судов при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее параллели 63°45′ северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном параллелью 41° северной широты, а на востоке — меридианом 160° западной долготы, а также для членов экипажей судов, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — 36 часов в неделю.
12. Продолжительность несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов в ночное время не сокращается.
13. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный график несения вахт (выполнения судовых работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график несения вахт (выполнения судовых работ).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного периода) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющих трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации) могут устанавливаться графики несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.
15. Для членов экипажа судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее — суда портового флота), в которых климатические условия (арктические и замерзающие порты) и протяженность акватории морского порта не позволяют организовать сменную работу при продолжительности несения вахт (выполнения судовых работ), установленной пунктом 13 настоящего Положения, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением) или иными локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, может устанавливаться продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:
1) работа судна осуществляется исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему;
2) санитарно-бытовые условия на судне и условия отдыха членов экипажей судов портового флота соответствуют санитарным правилам для морских судов;
3) ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает восьми часов;
4) в течение смены членам экипажей судов предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом внутренним трудовым распорядком дня на борту судна;
5) условия питания членов экипажей судов соответствуют условиям и нормам питания экипажей морских судов;
6) установлен суммированный учет рабочего времени;
7) после окончания смены членам экипажей судов предоставляется непрерывный отдых, который должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху рабочей смене.
Пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:
4. При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
Пункт 3 Положения о кабинете мануальной терапии (отделе НИИ) амбулаторно-поликлинического учреждения (утв. Приказом Минздрава РФ от 10.02.1998 N 39 «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации»):
3. Продолжительность рабочей недели врача — мануального терапевта составляет 30 рабочих часов.
Пункты 1 – 2 Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 N 50):
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) предоставляется следующим категориям работников:
1.1. Центры по профилактике и борьбы со СПИДом, организации и специализированные организации здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.
Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;
средний медицинский персонал, занятый лечением и непосредственным обслуживанием больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;
младший медицинский персонал, занятый обслуживанием и уходом за больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;
специалисты и служащие, занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.
1.2. Организации здравоохранения и госсанэпидслужбы, их структурные подразделения, за исключением перечисленных в разделе 1.1
Врачи (в том числе руководители организаций и их структурных подразделений), имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при проведении консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;
средний медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;
младший медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при уходе за ними и проведении другой работы;
специалисты и служащие, имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными.
1.3. Лаборатории (отделы, отделения, группы) организаций здравоохранения и госсанэпидслужбы, осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции
Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), проводящие все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;
средний медицинский персонал, проводящий все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;
младший медицинский персонал, работающий в указанных лабораториях и имеющий контакт с кровью и материалами, поступающими от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;
специалисты и служащие, участвующие в проведении всех видов лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.
1.4. Научно-исследовательские организации здравоохранения и госсанэпидслужбы и их структурные подразделения
Научные сотрудники, руководители, специалисты, служащие и рабочие, привлеченные к работе с ВИЧ-инфицированными и потенциально зараженными ВИЧ-материалом (в том числе животными) и по выполнению научной тематики по проблеме СПИДа.
1.5. Научно-производственные объединения, предприятия (производства) и их структурные подразделения по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов
Руководители, специалисты, служащие, рабочие, работающие с вирусом СПИДа и материалом, инфицированным ВИЧ.
2. Сокращенная продолжительность рабочего дня (смены), установленная из расчета 36-часовой рабочей недели, предоставляется работникам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, лишь в те дни, когда они были фактически заняты на работах в опасных для здоровья условиях труда.
Пункт 4 и пункт 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):
4. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа устанавливается трехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт (работ).
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительность рейса, навигационный или эксплуатационный период) могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.
11. Ежедневная продолжительность рабочего времени членов экипажа, включая время несения вахт, выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за временно отсутствующих членов экипажа и выполнения дополнительных работ, не являющихся выполнением должностных обязанностей, не может превышать 12 часов.
Показать больше
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;
для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее — 6 часов.
Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой — третьей статьи 92 настоящего Кодекса:
при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
1. Законодательством устанавливается как недельная норма рабочего времени, так и продолжительность ежедневной работы для некоторых категорий работников, т.е. максимально допустимая продолжительность ежедневной работы для конкретного работника (группы работников) в течение суток.
Продолжительность рабочего времени для конкретного работника (группы работников) в течение суток называется рабочим днем (сменой).
2. Конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности как при 5-дневной, так и при 6-дневной рабочей неделе с соблюдением требований, указанных в комментируемой статье, т.е. при соблюдении максимально допустимой продолжительности рабочего дня (смены).
3. Для инвалидов продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается с учетом требований, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Она является обязательной для исполнения организациями независимо от организационно-правовой формы (ст. 11 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
4. Для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых работах и на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) закреплена федеральными законами.
5. Ограничение законом (или на его основе) продолжительности рабочего времени необходимо не только для определения меры труда, но и для охраны права на отдых работника. Поэтому в отдельных случаях законодательство относит к рабочему времени некоторые перерывы в процессе работы, например для обогревания на холодных работах, 3 — 5-минутные перерывы для отдыха на интенсивных конвейерных работах, перерывы для кормления ребенка в возрасте до 1,5 лет и др. Эти перерывы оплачиваются по среднему заработку. В таких случаях рабочее время как норма труда не совпадает с фактически отработанным — фактическое будет меньше. При сверхурочной работе фактически отработанное время будет больше установленной законодательством нормы.
6. Продолжительность нормального рабочего времени для творческих работников театров, театральных и концертных организаций, а также организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов, как и у других работников, не может превышать 40 ч в неделю (ст. 351 ТК).
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 утв. Перечень профессий и должностей творческих работников СМИ, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены ТК.
7. Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 утв. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.
В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться
Здравствуйте,
Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» — отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» — выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.
На странице билетов добавляется кнопка «Билеты», нажимая — разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.
«Полезные ссылки» — нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.
В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.
- Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
- Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
- Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете.
- Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.
Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» — для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.
На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.
С уважением команда Тестсмарт.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г. N 6094
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 августа 2004 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
(в ред. Приказов Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484, от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212, от 03.05.2018 N 170, от 07.08.2019 N 262)
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3) приказываю:
Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.
Министр
И. ЛЕВИТИН
Приложение
к Приказу Минтранса России
от 20 августа 2004 г. N 15
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
(в ред. Приказов Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484, от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212, от 03.05.2018 N 170, от 07.08.2019 N 262)
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» <*> (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители). (в ред. Приказов Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170, от 07.08.2019 N 262)
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
II. Рабочее время
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 05.06.2017 N 212)
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170)
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170)
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)
13.1. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей; (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья). (в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170)
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется. (в ред. Приказов Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484, от 03.05.2018 N 170)
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)
III. Время отдыха
24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Абзац 3 — Исключен. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <1>, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52 (ч. III), ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 4, ст. 5194; N 52 (ч. II), ст. 7173. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
28. Пункт исключен. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)
Трудовое законодательство устанавливает норму рабочего времени — это 40 часов в неделю. На мой взгляд, ограничение рабочего времени и установление его нормы — это ключевое завоевание цивилизации. Только вспомните, сколько потрясений, бунтов, революций происходило именно из-за избыточного рабочего времени!
Какова сущность рабочего времени? Согласно ст. 91 ТК РФ, рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. В конвенциях МОТ рабочим это время описывается более категорично: это время, в течение которого работник находится в распоряжении работодателя.
Но не напоминает ли вам сегодняшняя ситуация в вопросе рабочего времени сюжет фантастических романов? Когда отклонения от нормы сначала были редкими явлениями, потом более частыми, а потом нормы уже и встретить было трудно, потому что нормой скорее становилось отклонение от неё. Так и здесь. Все чаще используются нестандартные режимы рабочего времени, нестандартные способы предоставления отдыха, необычные формы занятости и т.д. Ответим на некоторые распространенные вопросы относительно нестандартного рабочего времени.
В каких случаях законодательством предусмотрена продолжительность рабочего дня менее 8 часов?
Ст. ст. 92, 93 ТК РФ предусматривают случаи, когда рабочее время работника может быть мене 8 часов.
Прежде всего это когда работнику может быть в силу закона установлено сокращенное рабочее время. Причем иногда в этом случае оклад работников сохраняется полный, несмотря на сокращенное рабочее время (инвалиды, «вредники»), а иногда оклад уменьшается пропорционально отработанному времени (несовершеннолетние).
Также работнику по его просьбе может быть установлено и неполное рабочее время, причем иногда такое пожелание работника — обязательно для работодателя (например, в отношении беременных женщин). Единственная возможность установления неполного рабочего времени по инициативе работодателя — в силу ст.74 ТК РФ при угрозе массовых сокращений. Оклад при неполном рабочем времени устанавливается пропорционально отработанному времени всегда.
В каких случаях допускается привлечение работника к работе за пределами рабочего времени?
По общему правилу работа за пределами рабочего времени запрещена. Но законом предусмотрены и случаи, когда это возможно — это сверхурочная работа и ненормированный рабочий день (ст.ст. 99, 101 ТК РФ). Первый вариант более распространен в рабочих коллективах, второй — для офисных сотрудников.
Несмотря на одинаковую сущность — работа за пределами нормального рабочего времени по инициативе работодателя — эти два варианта отличаются оформлением и компенсацией. Если ненормированный рабочий день с согласия сторон трудового договора оформляется в трудовом договоре и в последующем не требует согласия работника на каждое привлечение, то на сверхурочную работу каждый раз запрашивается согласие работника (кроме форс-мажорных обстоятельств, указанных в законе).
Ненормированный рабочий день компенсируется дополнительным отпуском (не менее 3 дней), а сверхурочная работа компенсируется дополнительный оплатой или по желанию работника дополнительным времени отдыха.
В чем особенности работы по графику?
В отличии от привычной организации работы 5 дней в неделю в конкретные часы, установленные в локальных актах компании, в компании может быть предусмотрена работа по сменам или по графику.
Для обоих этих режимов работодатель разрабатывает график, но в первом случае смены работников сменяют друг друга в течении одного дня (2-3 смены), а в другом случае работники работают в разные дни согласно графика.
Законодательством предусмотрены следующие требования к составлению графиков (ст. 103 ТК РФ):
- продолжительность междусменного должна составлять не менее двойной продолжительности смены;
- продолжительность еженедельного отдыха — не мене 42 часов;
- ознакомить работников с графиком необходимо не менее, чем за 1 месяц до его введения;
- изменение графика за период времени менее 1 месяца возможно только с согласия работника;
- работа в течение двух смен не допускается.
Насколько законно, если работник работает в субботу и воскресенье, отдыхает в другие дни недели?
По общему правилу выходными днями является суббота и воскресенье, но возможны и варианты. Например, иные дни, причем воскресенье остается общим выходным днем, желательно, чтобы выходные дни шли подряд. Но если установить таким образом выходные не получается, то можно использовать выходные по скользящему графику (например, в эту неделю понедельник- вторник, а на следующей среда-четверг) в зависимости от потребностей производства (ст. 111 ТК РФ). Такие особенности должны быть зафиксированы не только в локальных актах работодателя, но и в трудовом договоре работника
Возможен и другой вариант — работа в субботу и воскресенье (при этом эти дни являются выходными для работника). Как известно привлечение работника к работе в выходной (нерабочий праздничный) день возможно только с согласия работника кроме форс-мажорных случаев, предусмотренных законом. В этом случае работодатель обязан предоставить работнику компенсацию: оплата работы в выходной день в двойном размере или по желанию работника предоставление дня отдыха (ст. 113,153 ТК РФ).
Могут ли работники приходить на работу в разное время, если работодатель согласен с этим? Как это оформить?
Привычно начало и конец дня закреплялись в правилах внутреннего трудового распорядка (например, с 9 до 18 часов). Но работнику по его просьбе могут быть установлены и иные часы работы, конечно, если это приемлемо для работодателя. Эти отличия от общего графика обязательно должны быть закреплены в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Также на сегодняшний день довольно широко распространена работа по гибкому графику. Это когда работник обязан быть на работе в фиксированные часы (например, с 11 до 16), а начало и конец рабочего дня может выбирать по своему усмотрению (например, начало с 09 до 11, конец с 16 до 18) (ст. 102 ТК РФ). Этот режим необходимо предусмотреть в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками.
И, наконец, некоторые компании позволяют некоторым работникам (чаще руководителям) свободное использование рабочего времени — это значит они могут работать в любое время дня и ночи (чаще это дистанционные работники, но иногда и те, кто является на работу на территорию работодателей) (ст. 312.4 ТК РФ).
Какие возможны варианты предоставления обеденного перерыва?
Как известно, обед предоставляется продолжительностью от 30 минут до 2 часов, каждые 4 часа работы (ст. 108 ТК РФ). Однако не так много работодатели, которые устанавливают конкретные часы обеда (например, с 13 до 14 часов), все чаще работодатели устанавливают продолжительность отдыха и период, в который он может быть использован (например, 1 час в течении периода с 12 до 15 часов). Время обеда не оплачивается. Кроме этого, ТК РФ предусматривает возможность приема пиши на рабочем месте, если работа не позволяет отлучиться работнику на перерыв. В этом случае время обеда входит в рабочее время и оплачивается.
Еще имеет место разделение рабочего дня на части (в случаях, если, перерыв составляет более 2 часов), который применяется, например, для водителей (ст. 105 ТК РФ).
Как учитывать рабочее время, если работник отсутствует в офисе?
Традиционно работник в течении рабочего дня работник должен находиться на территории работодателя и выполнять свои трудовые функции. Но это не единственно возможные формы работы в современном мире. Нередко встречаются надомный труд, когда работник изготавливает какие-то изделия непосредственно на дому (гл. 49 ТК РФ).
Также широко распространен разъездной характер работы, когда работник выполняет трудовую функцию переезжая с места на место (например, от клиента к клиенту) (ст. 168.1 ТК РФ).
В последнее время трудовое законодательство закрепило также дистанционную работу. Этот вид работы применяется в тех случаях, когда работник может выполнять обязанности вне территории работодателя с использованием интернета (ст. 49.1. ТК РФ).
Все эти виды работы специально особенности оформления и регулирования рабочего времени. Но их объединяет то, что работодатель не видит работника, поэтому учет рабочего времени (заполнение табелей) представляет некоторую сложность. При этом у работодателя не исчезает обязанность по учету рабочего времени работников (ст. 91 ТК РФ). Какие способы используют компании, чтобы контролировать удаленных работников? Вот некоторые способы: телефонные и скайп- и видео отчеты, фотография рабочего времени, использование специальных мобильных приложений и спутниковых маячков.
Мы рассмотрели различные варианты отклонений от нормы рабочего времени. Но реальная жизнь, как правило, интереснее и сложнее любых схем. Поэтому в реальности встречаются самые различные (иногда немыслимые) комбинации описанных выше отклонений.
Например, работа по графику увеличенные смены с суммированным учетом прием пищи в течении работы сверхурочная работа.
Или дистанционный труд свободный графиком разъездной характер работы.
Или неполный рабочий день гибкий график ненормированный рабочий день предоставление обеда в период времени.
Поэтому, если у ваших работников рабочее время нестандартное, обратите особое внимание на его правовое регулирование, в частности, оформление и учет. Будем привыкать к тому, что рабочее время сотрудников все больше и больше отклоняется от нормы, и наверное, нестандартные ситуации рабочего времени скоро станут наше нормой жизни.
Приказ № 15 п. 9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.