Борьба с космополитизмом в СССР
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 61.
Обновлено 29 Ноября, 2022
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 61.
Обновлено 29 Ноября, 2022
Кампания против космополитизма в Советском Союзе стала одним из явлений в жизни общества послевоенного периода. Космополитов обвиняли в «низкопоклонстве перед Западом», это определение применялось к советским евреям. Начало кампании связано с победой в Великой Отечественной войне, подъёмом патриотических чувств и работой пропаганды, которая создавала образ врага — американских империалистов снаружи и «безродных космополитов» внутри страны.
Идеологический курс послевоенных лет
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны произошло ухудшение отношений с бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции — США и Великобританией.
Выступление Черчилля в начале 1946 года в Фултоне стало толчком к Холодной войне. В августе 1946 года появилось постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», а 26 августа ещё одно постановление, которое касалось репертуара театров.
Они оба были связаны с произведениями и постановками, которые проповедуют буржуазную идеологию и мораль, заискивание перед Западом, дух низкопоклонства.
В 1947 году последовали «суды чести» над рядом учёных, которых обвиняли в антипатриотических и антигосударственных поступках. В 1948 году был расформирован Музей нового западного искусства.
В январе 1948 года началась борьба с безродным космополитизмом, а само выражение впервые прозвучало в выступлении члена Политбюро Андрея Жданова, который считал, что интернационализм рождается там, где цветёт национальное искусство.
Далее последовала статья партийного деятеля Александрова в журнале «Вопросы философии» о том, что космополитизм является идеологией империалистической буржуазии. К космополитам стали относить покойных Троцкого, Бухарина, Милюкова, а также власовцев.
Одним из проявлений борьбы стало осуждение учёных, которые хотели печататься в иностранных журналах, а также ставить в своих работах ссылки на зарубежных авторов. Иностранные научные журналы стали поступать в спецхраны.
Проявления борьбы с космополитизмом
Под удар кампании попали архитекторы и, например, литературоведы, которые были сторонниками теории о «странствующем сюжете», а также историки-норманисты и специалисты по Хазарскому каганату.
Внешнеполитической курс молодого государства Израиль в 1948 году стал причиной роста уровня антисемитизма в СССР. Еврейский антифашистский комитет вскоре был распущен из-за обвинений в антисоветской пропаганде. Были закрыты также некоторые еврейские музеи, например в Вильнюсе, Биробиджане и Тбилиси. На Московском радио прекратились передачи на идише и к концу 1949 года закрылся последний еврейский театр.
Борьба с космополитизмом в СССР коснулась не только театра и литературы, но и естественных наук. В 1948 году была начала кампания против вейсманизма-морганизма, то есть представителей классической генетики, которой противопоставили мичуринскую агробиологию.
В 1949 году кампания прекратилась появлением в газете «Правда» статьи о том, что космополитизм является идеологическим орудием американской реакции.
Со стороны государства органы пропаганды возглавляли Михаил Суслов и Дмитрий Шепилов. Последний в начале 1950-х годов стал руководителем коллектива по написанию первого в СССР учебника по политэкономии и с ноября 1952 года — главным редактором газеты «Правда».
Что мы узнали?
Для понимания истории СССР рубежа 1940–1950-х годов следует понимать, к чему привела борьба с космополитизмом и как она поэтапно происходила в естественных и гуманитарных науках. Кратко подытоживая, последствием такой кампании стала изоляция советского населения от внешнего мира, борьба также негативно повлияла на развитие советской науки и культуры.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 61.
А какая ваша оценка?
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
1949, янв. Начало кампании по «борьбе с космополитизмом»
Кампания по «борьбе с космополитизмом» в СССР началась в январе 1949 г. Она носила массовый политический характер и была направлена против скептически и прозападно ориентированных настроений у советской интеллигенции. Такие тенденции рассматривались властью в качестве антипатриотических. Продолжалась кампания до 1953 г.
Причина начала кампании
В конце 1948 г. процесс формирования НАТО подошел к фазе завершения. СССР к этому времени терпит фиаско в своем стремлении превратить Израиль в ближневосточный сателлит СССР. Правительство Израиля взяло курс на сближение с США. Еврейское население в такой ситуации стало рассматриваться как подозрительное, склонное к влиянию Запада. Советские власти, взявшие курс на изоляцию, начинают репрессии против евреев. 20.11.1948 г. после выхода постановления «О Еврейском Антифашистском Комитете» стартуют массовые аресты участников, которых обвинили в работе на разведывательные структуры США. Несмотря на рост антисемитизма даже во внутренней документации ВКП(б), он все еще маскировался под борьбу с пособниками буржуазии.
В начале января 1949 г. Сталин получил сообщение 1-го секретаря МК и МГК ВКП(б) Г. Попова. В нем указывалось на конфликт, возникший между деятелями, представлявшими Союз советских писателей и Всероссийское театральное общество. По мнению Попова, последние начали критиковать «социалистический реализм» в пьесах мастеров. Со стороны же ССП звучали обвинения в проявлениях космополитических настроений и буржуазного эстетизма. Попов принял позицию ССП и описал Сталину ситуацию, как целенаправленное давление представителей «буржуазного формализма» на их лидера Фадеева.
Вскоре от Шепилова Сталину поступило письмо театральных критиков. В нем звучали слова жалоб в отношении ССП. Однако Сталин не стал рассматривать этот документ, назвав его проявлением антипатриотической атаки на участника ЦК Фадеева. 24.01.1949 г. Оргбюро ЦК поручило главному редактору газеты «Правда» выпустить редакционную статью по данной проблеме.
Оформление статьи и начало кампании
28.01.1949 г. газета «Правда» выпустила редакционную статью «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Работали над ней не только сотрудники газеты, но и члены ССП. Статью редактировал непосредственно И. Сталин. В ней критиков Юзовского, Гурвича, Варшавского, Борщаговского назвали «последышами буржуазного эстетизма», утратившими все признаки ответственности перед народными массами. Их обвинили в приверженности буржуазному космополитизму, который был неприемлем для советских граждан, а также в отсутствии чувства национальной советской гордости.
Ключевое обвинение в статье касалось попыток критиков указывать на художественное несовершенство советских патриотически ориентированных произведений литературы и искусства. По мнению власти, эти деятели порочили образ советских писателей, противясь стремлению советских авторов показать гражданина СССР с цельным и всепобеждающим характером.
Первыми итогами публикации статьи стали аресты А. Аникста, Г. Гуковского, Л. Малюгина, Г. Бояджиева. При этом С. Мокульского лишили поста руководителя ГИТИСа. Сразу же последовала рекомендация ЦК КПСС редакторам газет принять во внимание статью в «Правде». Это вызвало появление массовых статей, направленных против деятелей литературы и критиков еврейского происхождения.
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Борьба с космополитизмом, дата которого прочно вошла в советскую историю, была санкционирована правительством. Это была идеологическая кампания, направленная против граждан, представлявших, по мнению руководства страны, опасность для государства. Они отличались другими мыслями, не согласовывавшимися с направлением внутренней и внешней политики советского правительства. Рассмотрим далее, как проходила борьба с космополитизмом.
Общие сведения
Борьба с космополитизмом в СССР, кратко говоря, была направлена против советской интеллигенции. Они считались носителями прозападных идей. Чем было ознаменовано начало борьбы с космополитизмом? Дата кампании совпадает с периодом холодной войны. Основной ее мишенью стали деятели культуры и науки, советские евреи. Все они считали себя русскими, однако были обвинены правительством в отсутствии патриотизма, связях с Западом, отступлении от идей Маркса и Ленина.
Причины борьбы с космополитизмом
Победа в Великой Отечественной вызвала у страны гордость за подвиг своего народа, мощный подъем патриотизма. Это все посеяло в умах людей надежду на улучшение жизни, расширение свободы, ослабление жесткого госконтроля в разных сферах. Но назрела холодная война. Она разрушила веру в светлое будущее. В качестве первых признаков ухудшения отношений страны с Западом выступала политика государства в 1946 г. Правительство оказывало давление на представителей буржуазии и интеллигенции. В популярных журналах на первых полосах публиковались постановления ЦК о культуре. В изданиях «Ленинград» и «Звезда» критике подвергались писатели, поэты, режиссеры, композиторы. Среди них были Ахматова, Довженко, Зощенко, Твардовский, Эйзенштейн, Шостакович, Прокофьев. Они, как и многие другие, характеризовались в постановлениях ЦК как пошлые и безнравственные люди. Осуждение у правительства вызывали и работы Тарле. Он обвинялся, в частности, в ошибочности оценок Крымской войны, оправдании сражений, проходивших при Екатерине Второй. Это все сопровождалось смещениями с занимаемых должностей, арестами. Эти люди подвергались гонениям из-за того, что они считали себя в определенной степени независимыми от идеологии Советского Союза, свободными в выборе между Востоком и Западом. Слово «космополит» означает всеобщность. Она выражает принадлежность гражданина к миру, вне зависимости от того, в какой он стране родился и проживает.
Борьба с космополитизмом в СССР (кратко)
Первые обвинения людям в следовании западным традициям стали появляться еще до холодной и даже до Великой Отечественной войны. Так, широко известны репрессии в отношении тех, кто не соглашался с общественно-политическим устройством страны. Если говорить о том, кто возглавил борьбу с космополитизмом в СССР, то это, несомненно, был Сталин. Толчок кампании был дан его речью 24 мая 1945 г. в ней Сталин отмечал значение русского народа, называя его направляющей силой всей нации. Все его слова активно поддерживались советской прессой. В умах народа укоренялось мнение о том, что именно русские явились главной силой, уничтожившей фашистов, что без их помощи ни одна другая нация в составе Советского Союза с этим не смогла бы справиться. Вся агитация проходила под знаменем культивирования патриотизма. Зачастую в зарубежных и отечественных изданиях борьба с космополитизмом, кратко говоря, приравнивается к антисемитизму Сталина. Такое мнение выражают многие историки.
Цели
Идеологические кампании в послевоенный период получили широкое распространение и вызвали большой общественный резонанс. Основная цель правительства, по мнению ряда исследователей, состояла в установлении и сохранении контроля над нациями для последующего манипулирования. Борьба с космополитизмом (год первых проявлений — 1948) всегда находилась под пристальным вниманием Сталина. Он придавал ей особое идеологическое значение.
«Суды чести»
Как развивалась борьба с космополитизмом? Год 1948 считается наиболее ярким периодом ее проявления. По инициативе Сталина были учреждены «суды чести». Их образование – официальное начало борьбы с космополитизмом. «Суды чести» должны были выявлять все проявления низкопоклонства и раболепия перед культурой Запада. На них возлагалась обязанность ликвидировать недооценку роли деятелей советской культуры и науки в развитии всей мировой цивилизации. Начало борьбы с космополитизмом сопровождалось в первую очередь гонениями евреев. Кампания прошла во всех городах страны. Суды действовали в каждом ведомстве. Они рассматривали антиобщественные и антигосударственные поступки и действия, не подлежащие наказанию по действовавшему в то время УК.
Дело «КР»
Оно стало поводом для широкомасштабной кампании во всех исследовательских институтах страны. Ученые Клюева и Роскин создали в 1947 г. эффективный препарат против рака. Назывался он «Круцин» («КР»). Открытием сразу же заинтересовались в Америке. США предложили провести совместные исследования. По их завершении предлагалось издать книгу. С согласия правительства была достигнута соответствующая договоренность. В Америку был направлен Парин (академик-секретарь АМН). Он передал американцам ампулы препарата и черновик записей о биотерапии злокачественных опухолей. Все эти действия Парин совершал с согласия министра здравоохранения СССР. Но этим событием оказался крайне недоволен Сталин. Вернувшегося из Америки Парина арестовали. Он был осужден на 25 лет по статье «Измена Родине». Кроме этого, состоялся суд над Роскиным и Клюевой.
Кампания в Ленинграде
Борьба с космополитизмом активно развернулась и в городе на Неве. В 1948-м он стал центром кампании. Сильнее всех пострадал Ленинградский университет. На историческом и филологическом факультетах прошли аресты и изгнания лучших профессоров. Среди них были Вайнштейн, Гуковский, Рабинович, Мавродин и другие. Евреев выгоняли из аспирантуры. Окончив университет, после распределения они получали направление в глухую провинцию или вовсе оставались безработными. На долгое время был прекращен прием евреев на должности преподавателей. Всем сотрудникам и студентам запрещалось печататься в зарубежных изданиях. Борьба с космополитизмом была очень выгодна «бездарным ученым». Многие из них скрыто использовали запрещенные иностранные издания, выдавая публикации за свои.
Негативная окраска термина
В марте 1945 г. Александров опубликовал статью в журнале «Вопросы философии». В ней он обвинял в антипатриотических настроениях таких видных деятелей, как Троцкого, Милюкова, Бухарина. Космополитами, по его мнению, были и левые эсеры и коммунисты, в особенности перешедший к фашистам во время войны генерал Власов. Именно с этой статьей многие историки связывают появление яркой негативной окраски термина. Космополиты сравнивались с «врагами народа» или «изменниками Родине». Александров в своей статье называл конкретные фамилии. В числе них был и главный редактор «Вопросов философии» – того журнала, где она была напечатана. С этого момента борьба с безродным космополитизмом перешла в литературу.
«Антипатриотическая группа театральных критиков»
Сталин, придавая идеологическое значение кампании, сам нередко печатался в передовых изданиях под псевдонимом. Так, он опубликовал статью в газете «Правда». В ней было несколько разъяснений понятия, однако в литературе получил распространение только один «безродный космополит». В 1949 году разгорелся настоящий конфликт между критиками Театрального общества и руководителями Союза писателей. Первые в своих статьях подвергали опале произведения социалистов (Фадеева, в частности). Последние, в свою очередь, обвиняли критиков в космополитизме. Инициатором конфликта стал Попов, лично обративший внимание Сталина на происшествие. В результате была развернута крупномасштабная борьба с космополитизмом в писательских кругах. Больше всех пострадали, разумеется, снова евреи.
Последствия
Борьба с космополитизмом привела к изоляции советского народа от внешнего мира. По мнению ряда исследователей, вся кампания была развернута Сталиным для ужесточения своей политики (и внешней, и внутренней). Среди последствий следует назвать негативное влияние борьбы на развитие советской науки и культуры. Возможности ученых и деятелей были существенно ограничены. Усиление идеологического контроля значительно отбросило Советский Союз назад в сравнении с Западом. В качестве примера можно привести закрытие дороги отечественным генетикам. Академиком Лысенко была монополизирована агробиология. Множество медиков, почвоведов и других специалистов было отнесено на последний план. Это серьезным образом препятствовало развитию ключевых агробиологических сфер. В рамках кампании критиковались важнейшие направления науки, запрещалось сотрудничество с иностранными коллегами. Существенно была ограничена возможность дискуссии, выражения мнения в среде образованнейших и передовых деятелей.
Заключение
Следует сказать, что борьба с космополитизмом считалась проявлением антисемитизма. Однако, по мнению ряда исследователей, она не была направлена конкретно на евреев. Кроме этого, масштабных репрессий, таких, как были в 30-е годы, не проводилось. Основной целью борьбы был захват общественной мысли и установление контроля над ней. В результате действий правительства, «судов чести» был нанесен серьезный урон многим научным направлениям. Существенные ограничения устанавливались для свободы слова, мысли, печати. Правительство вело деятельность, направленную на изоляцию страны от любого западного влияния. Это было добровольное жертвование положением государства на международной арене. В советском обществе велась работа по искоренению морального и научного авторитета Запада. Несомненным является влияние холодной войны на активизацию кампании. Сталин, оценивая ситуацию в мире и в стране, решил переставить акценты в коммунистической пропаганде и идеологии против инакомыслия с целью усиления патриотизма среди населения. В ходе борьбы пострадали деятели разных национальностей. Однако, как свидетельствуют исторические источники, больший удар был нанесен евреям.
70 лет назад, 12 августа 1952, были расстреляны 13 членов Еврейского антифашистского комитета. О том, как шла компания по борьбе с «безродными космополитами», приведшая к такому исходу, рассказывает Ян Топоровский.
Великолепная семерка
29 января 1949 года в газете «Правда» появилась огромная редакционная статья «Об антипатриотической группе театральных критиков». Это был сигнал к борьбе с «безродными космополитами». В статье назывались их имена: Иосиф Юзовский, Абрам Гурвич, Александр Борщаговский, Григорий Бояджиев. Яков Варшавский, Леонид Малюгин, Ефим Холодов. Первые семь человек: светлые головы, прекрасные перья — великолепная семерка. Но за ними назовут и остальных… В правдинском залпе по «безродным» еще не были раскрыты псевдонимы «космополитов». Начало этому положила газета «Культура и жизнь» на следующий день — 30 января 1949-го, объявив, что театральный критик Ефим Холодов — это Меерович, вот оно, оказывается, как…
Иосиф Юзовский
Леонид Малюгин
Абрам Гурвич
Григорий Бояджиев
Ефим Холодов
Борьба с «космополитами» началась с театра и перекинулась на все сферы жизни: кино, музыку, науку, образование, архитектуру… Сегодня это далекое прошлое кажется наваждением, бредом, виртуальной, как сейчас говорят, реальностью. Но в шабаше, который все более и более напоминал этническую чистку, принимали участие именитые, известные в СССР и за его пределами люди. Они делали вид, а возможно, верили, что происходящее — в порядке вещей. И если вначале статьи были «От редакции», то потом появились «авторские» — с подписями деятелей культуры и науки…
Карикатура на театральных критиков — «безродных космополитов», пытающихся замарать грязью белоснежную чайку (символ театрального искусства). 1949
«Люди, чуждые советскому обществу»
О происках антипатриотической группы театральных критиков
(фрагмент)
…Ни в одной другой стране литература и искусство не пользуются такой безграничной любовью и таким требовательным вниманием миллионов людей, как у нас. Пристально, с глубоким интересом следит наш народ за успехами советской литературы и искусства и радуется их достижениям, больно переживает всякую неудачу. Недаром каждое значительное произведение советской литературы и искусства сравнивается у нас с выигранным сражением или с крупной победой на хозяйственном фронте.
Только люди чуждые советскому обществу, безродные космополиты, лишенные священного чувства любви к Родине, к родной культуре, могут отрицать передовую роль и великое преобразовательное значение советской литературы и искусства. Вредоносные космополитические идейки людей такого рода нанося прямой ущерб интересам народа, интересам советской литературы и искусства. Примером тому является «деятельность» группы театральных критиков, в которой объединились Ю. Юзовский, А. Гуревич, А. Борщаговский, И. Альтман, Е. Холодов (Меерович), Г. Бояджиев, Л. Малюгин, Я. Варшавский и др.
Этой группе безродных космополитов не дороги интересы родины, интересы советского народа. Зараженные упадочной идеологией буржуазного запада, раболепствуя перед иностранщиной, они отравляют здоровую творческую атмосферу советского искусства тлетворным духом буржуазного ура-космополитизма, эстетства и барского снобизма. Выступления этих эстетствующих анти-патриотов, людей без роду, без племени, направлены против всего нового, передового в советской драматургии и театре. Эстетство — по природе своей — антинародно, антипатриотично, антинационально.
(«Культура и жизнь», 30 января 1949 г.)
Случайная жертва
Припоминаю беседу с одесситом Давидом Фудимом, вернувшимся со Второй мировой и сразу же оказавшимся в пекле борьбы с «космополитами». После войны Давид вернулся в Одессу, но жить там не было сил — всех родственников (более 40 человек) убили немцы. И Давид переехал в Москву, к родной тетке Юдифь. Он поведал мне, и даже предъявил вырезки из газет той поры: «Правда», «Культура и жизнь», «Литературная газета» — следом издания калибром поменьше. «Стреляли» не только в центре страны, но и в республиках — Украине, Таджикистане… «Стреляли» по «космополитам». В основном, по людям с еврейскими фамилиями, которых скрупулезно выискивали и выделяли из рядов советской творческой интеллигенции. Но «осколки» могли ранить и простых граждан.
Подозрительная фамилия
Случайной жертвой, как рассказал Давид Фудим, стал Валентин Фердинандович Асмус. Это был крупнейший ученый в области философии и логики, автор популярных учебников. Асмус был немцем, Обличителей подвела его фамилия. Московские родственники Фудима, у которых он жил после войны, были с Асмусом в добрых отношениях. И Давиду хорошо запомнился тот январский день 1949 года, когда Асмус пришел к ним с женой. Валентин Фердинандович пребывал в состоянии полного транса. Он рассказал, как только что был подвергнут беспощадной критике на научном судилище (оно состоялось в здании, что находилось где-то в районе Сретенских ворот, потому Асмус и забежал к Фудиму, в ближайшую квартиру своих знакомых). Асмус уселся в кресло-качалку, обескураженный всем происходящим. До конца жизни он не мог понять, чего же от него хотели на этом сборище. А обвиняли его в том, что в своих книгах по формальной логике он не упоминал и, главное, не предвидел, что в 1917 году произойдет Октябрьская революция. Его обвиняли в «космополитизме». Но подобные случаи — единичны.
Судьба Борщаговского
Главной целью были «безродные». Их оказалось много. И все «чуждые», «безродные» и «пришлые», но одного племени. Еврейского. Их выискивали во всех сферах жизни. Ю. Юзовский, А. Гурвич, А. Борщаговский… — их и подобных им предавали анафеме. Давид Фудим хорошо знал Борщаговского. Кстати, последний — единственный из «антипатриотической группы театральных критиков», кто дожил до «нашего времени» — XXI века.
Александр Борщаговский
Когда началась война с космополитами, Борщаговского лишили всего. Он перестал быть членом редколлегии журналов «Новый мир» и «Театр», был уволен с должности заведующего литературной части Театра Красной армии, более того, его — автора популярных критических статей — перестали печатать, тем самым лишив средств к существованию.
Средства «поддержки» тайно передавали два человека — Константин Симонов, сам яростно громивший «космополитов», и удивительный писатель и человек Виктор Некрасов. Симонов передавал деньги через свою жену, актрису Валентину Серову. Она тайно встречалась с Валентиной Филипповной, или, как ее называли близкие, Лялей — женой Борщаговского, и вручала ей деньги. Надо отметить, сказал Давид, что семья Борщаговского, когда пришло время, все до копейки вернула Симонову. Что же касается Виктора Платоновича Некрасова, то он категорически отказался принять деньги обратно. Во времена «войны с космополитами» окружающие старались их не замечать и избегать. Знакомые переставали звонить, друзья — встречаться, а вот навещать их, или, не дай бог, помогать, считалось крайне опасным делом. Но находились смельчаки. К ним относился и Давид Фудим.
Борщаговский был лишен не только работы, но и квартиры. По всей видимости, он обитал до этого в ведомственном доме, и его оттуда выселили. Семья жила то у одного, то у другого знакомого. Но не каждый был настолько смел, чтобы надолго предоставлять им свое жилище, кроме того, не у каждого были необходимые условия, чтобы принять четверых: главу семьи — Александра Михайловича, или Шуру, как его называли близкие, его жену Валентину Филипповну, Свету — дочь жены от первого брака, и Алену — только родившуюся. Почти каждый день Давид помогал им переезжать с одной квартиры на другую — он переносил сумки с вещами и постельными принадлежностями… У Александра Борщаговского даже отняли читательский билет Библиотеки имени Ленина. Потому его друзья (читай, Фудим), брали для него необходимые книги, и Давид стоял рядом, пока Борщаговский, опираясь на подоконник, делал необходимые выписки для своего будущего сочинения.
Дело в том, что Борщаговскому надо было зарабатывать деньги, чтобы кормить семью и, что для него немаловажно, отдавать долги. И он, никогда не пробовавший себя в художественной литературе, решил испытать себя в роли исторического романиста. И задумал роман «Русский флаг» — именно для него и делал выписки. Это роман об обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Дело в том, что во время Крымской войны 1853-1856 годов военные действия происходили и на другом краю Российской империи. В 1854 году англо-французская эскадра атаковала Петропавловск-Камчатский. Борщаговский написал об этом роман и даже сумел издать его.
Буржуазные космополиты в музыкальной культуре
Т. Хренников, В. Захаров
(фрагмент)
…Разоблачение в редакционных статьях газет «Правда» и «Культура и жизнь» антипатриотической группы театральных критиков привлекло глубокое внимание всей советской общественности. Эстетствующие космополиты-формалисты нанесли немалый вред развитию советской театральной культуры. Представители безродного космополитизма подвизались и в области музыки. На участке музыкальной критики и музыковедения они в течении ряда лет вели борьбу против демократизма и реалистичности музыки.
Еще год назад в постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 года ЦК ВКП (б) констатировал нетерпимое состояние советской музыкальной критики, «которая перестала выражать мнение советской общественности, мнение народа и превратилась в рупор отдельных композиторов.
Тогда же на собраниях и в печати советская музыкальная общественность заклеймила деятельность группы музыковедов и критиков — Л. Мазеля. Д. Житомирского, С. Шлифштейна, И. Мартынова, Г. Шнеерсона, И. Бэлзы, А. Оголевца, Ю. Вайнкопа и некоторых других поборников формализма. Однако вредная деятельность этих критиков не была разоблачена до конца. Недостаточно были раскрыты анти-патриотизм, безродный космополитизм этих критиков, стремление «воспеть» «современные» «общемировые» произведения композиторов-формалистов. Разоблачение партийной печатью антипатриотической группы театральных критиков помогло глубже осознать и пороки такого рода музыкальной критики.
… Раболепствуя перед модернисткой, больной, сумбурной музыкой Мазель, Житомирский, Шлифштейн и другие эстетствующие космополиты снобистски относились к массовым музыкальным жанрам.
«Присяжными» рецензентами журнала «Советская музыка» были до недавнего времени критики Г. Коган и И. Ямпольский. Их статьи и брошюры, посвященные советским пианистам и скрипачам, проникнуты духом групповщины и пренебрежительное отношения к талантливым советским исполнителям.
…Секретариат и музыковедческая комиссия Союза советских композиторов несут прямую ответственность за то, что до сих пор не вскрыты и не разгромлены до конца антипатриотические настроения в музыкальной критике и науке, не дан должный отпор их носителям и пропагандистам. Только на основе полного разоблачения и разгрома враждебных групп в советском музыкознании, только на основе выдвижения молодых сил советские музыковеды и критики смогут сплотиться в борьбе за высокоидейную, реалистическую советскую музыку.
(«Культура и жизнь», 20 февраля 1949 г.)
Двойственность «проводников»
Когда «космополиты» были разгромлены — еврейские театры закрыты, музеи еврейской истории и культуры аннулированы, еврейское (на идише) радио замолкло, еврейские газеты и журналы перестали выходить, — наступила мертвая тишина. Никто не знал, в какой следующей бойне придется принимать участие. И какая роль уготовлена ему — палача или жертвы…
Следует отметить двойственное положение в разразившейся войне «проводников линии партии». Ведь среди них были и талантливые люди. В то время они старались оправдать себя тем, что «вынуждены были выполнять волю руководства». И не только в то время…
Однажды в телепрограмме «Большие родители» выступал сын писателя Александра Фадеева и актрисы Ангелины Степановой. Он пытался хоть как-то смягчить, оправдать то, что сделал отец. О Фадееве известно, например, что он громил и Бориса Пастернака — официально, а вечером в ресторане «Арагви» поднимал тост за лучшего советского поэта. Симонов же громил «космополитов» (в том числе и своего «безродного» товарища Борщаговского!) — и в то же время, по утверждению Давида Фудима, тайно поддерживал его семью.
«Космополит № 3»
Некоторые утверждают, что «за космополитизм» не сажали. Только угнетали, унижали и издевались. Но Фудим считал, что нет никакой разницы: цель-то одна — сделать жизнь невыносимой. Того же мнения придерживался и Борщаговский.
Но Давиду известен был случай, когда человека все-таки посадили за «космополитизм», добавив для верности статью о национализме. Этим «космополитом» был писатель Александр Исбах. Человек, прошедший Финскую и Вторую мировую, награжденный Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны. Орденом Трудового Красного знамени, Орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими воинскими наградами. Даже его, орденоносца не пощадили — зачислили в «безродного и националиста». Сами понимаете, «националиста» какого народа.
Когда Фудим учился в московском пединституте, Исбах преподавал там западную литературу. Потом — во времена борьбы с инородцами — исчез. А когда вновь появился после лагерей, то был в жутком состоянии. Лицо искривлено: парез — результат инсульта. Он пережил очень много, хотя отсидел всего несколько лет. Но он не был главным. На роль «главных отщепенцев СССР» выдвигались другие. Борщаговский был одним из первых. Фудим называл его «Космополит № 3» — по аналогии с космонавтами: «Космонавт № 1», «Космонавт № 2»… А Борщаговский значился (в списке «Правды») третьим… «Космополит № 3».
Разгромить буржуазный космополитизм в искусстве
И. Пырьев
(фрагмент)
В эти дни во всех областях искусства и литературы происходит очищение от анти-патриотов, людей сторонних, самовлюбленных и равнодушных ко всякому народному, национальному, советскому. Партия требует от нашего искусства дальнейшего и неуклонного движения вперед, а буржуазные космополиты мешают этому движению, тормозят его.
Так же, как в области театра, у нас в кино тоже есть называющие себя критиками космополиты, проповедующие свои враждебные взгляды на искусство. Никакое истинно народно произведение никогда не взволнует таких «критиков». Прочтя хороший сценарий или посмотрев прекрасную советскую картину, они не обрадуются успехам родного искусства удачам автора…
…юзовские, борщаговские, левины, малюгины и прочие, работая многие годы в нашем искусстве в качестве редакторов сценарных отделов киностудий, членов редколлегий, членов художественного совета Министерства кинематографии и даже сценаристов, ни разу не выступили со статьями о советской кинематографии вообще и с критикой каких-либо картин в частности.
В продолжение десятка лет они сознательно игнорировали и замалчивали успехи и победы нашего кино, не замечали его силы, его огромного значения, его боевой партийности и подлинной народности. Особенно активно развернули свою деятельность космополиты в Ленинграде, под руководством ярого врага советского искусства Л. Трауберга…
(«Литературная газета». 02. 03. 1949 г.)
Сталинские премии… литрабам
Фудим видел все, что происходит, не снаружи, а изнутри. Он видел, как война с «безродными» привела к уничтожению творческих людей, а на первый план выдвигались люди, лишенные таланта. Например, Анатолий Сафронов и Анатолий Суров. Последнего никто до этого не знал, но в борьбе с космополитизмом — выделился. И, как награду за «творческие» труды, получил за неизвестно откуда взявшиеся пьесы, аж три Сталинские премии. Он был абсолютно бездарным человеком, более того, никогда ничего не писал, на него работали литрабы — уволенные со своих должностей «космополиты». В том числе и два кинодраматурга: Леонид Трауберг, создавший вместе с Козинцевым «Трилогию о Максиме», и «космополит» Блейман…
Получалось, что Сталинская премия вручена не только Сурову, но и его литрабам. Кстати, это тот самый Суров, о котором Эммануил Казакевич написал свой знаменитый сонет, передававшийся из уст в уста! Вот четверостишие:
Суровый Суров не любил евреев.
Он к ним враждою вечною пылал,
За что его не жаловал Фадеев
И А. Сурков не очень одобрял.
Но, правды ради, следует отметить, что «трижды лауреат Сталинской премии» Суров обошелся со своими литрабами почти порядочно — отдал половину гонорара. А были и такие, что использовали труд «безродных» и даже денег за работу не отдавали.
На чуждых позициях
О происках антипатриотической группы театральных критиков
(фрагмент)
Факты показывают, что излюбленным приемом этой группы критиков является двурушничество. Понимая, что никто не позволит им открыто проповедовать свои антипатриотические взгляды, они прикрываются маской радетелей за высокое художественное качество советского искусства. На словах они готовы признать принципы социалистического реализма, на деле опорочивают эти принципы. Прикрывая свое духовное убожество демагогической болтовней о «художественном мастерстве», они протаскивают старые, реакционные теории «чистого искусства», «искусства для искусства». Яростно ополчаясь против новых произведений советской драматургии, раскрывающих благородные черты людей нашей современности, они стремятся принизить и опошлить их идейное содержание…
… Люди, входящие в эту группу, проникли в некоторые научно-исследовательские учебные заведения и театры (Бояджиев, Борщаговский, Малюгин и др.). Они влияют на направление подготовки кадров театроведов и критиков, прививают им свои буржуазно-эстетские, снобистские взгляды и вкусы. Кадры театроведов и критиков должны воспитываться в духе большевистской партийности. Необходимо готовить работников. Умеющих горячо и принципиально бороться за реалистическое направление в искусстве, поддерживать новое, прогрессивное, коммунистическое. Людям, стоящим на чуждых, антипатриотических позициях, нельзя доверять ответственное дело воспитания кадров…
(«Культура и жизнь», 30 января 1949 г.)
Упряжка, снаряженная «Правдой»
…В «Записках баловня судьбы» Александр Борщаговский рассказал, как сложилась судьба «безродных» после того, как война с «космополитами» сошла на нет:
«Выпущенный из тюрьмы, навсегда сломленный Иоганн Альтман (редактор журнала „Театр“. — Я.Т.) умер вдруг от разрыва аорты. Когда застрелился Александр Фадеев, в сообщении о его самоубийстве говорилось о тяжком недуге — алкоголизме. Это правда, но только малая ее часть, краешек правды, следствие, а не причина. Причина в нагнетавшемся и пригибавшем чувстве вины перед его погибшими товарищами. И, может быть, последним, не имеющим оправдания грехом Фадеева было то, как отдал он черной клевете и тюрьме своего друга Альтмана, отдал не посреди безумия и апокалипсиса в 1937. А двенадцать лет спустя.
Умер старейший из нас — Гурвич. Мудрый, несуетный человек, он искал причины случившегося в 1949 году в себе, просил и меня думать о своих ошибках и работать, работать, двигаться мыслью и сердцем к истине. Сказано было кем-то, кажется, Гейне: „Это было тогда, когда не все еще думали, что живая собака лучше мертвого льва!“.
А Гурвич и был львом — красавец, превосходный оратор, критик, снискавший уважение писателей от Шолохова и Фадеева до Олеши и Паустовского, чтимый и теми, о ком писал сурово, строго, порой несправедливо; партнер Маяковского по схваткам на бильярде, известный шахматный композитор — он умирал, как в клетке, в своей квартирке на Красной Пресне. Судьба отнимала у него все: деятельность, возможность печататься, Лялю Левыкину, жену, актрису Ю. Завадского, прелестную, верную подругу жизни, а после — это было уже не трудно — и саму жизнь.
Малюгин и Юзовский умерли от рака, если долгое изощренное истязание нервов может служить причиной или ускорителем рака, то нетрудно понять, как пришла к этим веселым, жизнелюбивым, талантливым людям смертная беда.
Утонул в Москве—реке такой мирный Фима Холодов.
Я оставался один изо всей упряжки семериком, снаряженной „Правдой“».
Снайперы от кино, музыки и литературы…
Отметим, что подобные «упряжки» были снаряжены сотнями и тысячами по всему СССР. И не только центральными, но и иными (областными и городскими) газетами, союзами творческой интеллигенции, институтами и учебными заведениями, партийными ячейками, рабочими собраниями, митингами беспокойной общественностью, и просто добровольными помощниками… Ну разве можно остаться в живых после ковровой бомбардировки «Правды» и других центральных газет?! Или снайперских выстрелов режиссера Пырьева, композитора Хренникова, писателей Фадеева, Симонова — и других «проводников», и потомственных следопытов?!
Последние свидетели
Во время нашей беседы Давид Фудим (на тот момент уже житель Иерусалима) обмолвился, что в Израиль, возможно, приедет съемочная группа режиссера Алексея Германа-старшего, а с ним и его жена, сценаристка Светлана Кармалита, и он, Давид, с нетерпением ждет их приезда. Если такое случится, он увидит Светлану и напомнит ей дни, когда брел с семьей Борщаговского в очередную квартиру, а с ними, держась за руку, шла девочка — белобрысая Света, которой тогда было совсем мало лет.
Состоялась ли их встреча, мне неизвестно. Да и спросить уже не у кого. Давид Фудим покинул Иерусалим, Александр Борщаговский простился с Москвой, а Светлана Кармалита и ее муж Алексей Герман-старший — Санкт-Петербург.
Ян Топоровский
Традиционный призыв в любой борьбе
Борьба с космополитизмом — изоляционисткая, националистическая, антисемитская компания, проводимая в Советском Союзе его властями в конце 40- годов ХХ века. Была призвана уничтожить надежды некоторой части интеллигенции на смягчение режима, возникшие после победы над фашизмом, восстановить целостность «железного занавеса» между страной и остальным миром, нарушенную войной, снова сплотить вокруг вождя и партии слегка расслабившееся победой население указанием ему нового врага взамен побеждённых прежних: кулаков, буржуев, дворян, врагов народа, вредителей
Годы компании по борьбе с космополитизмом 1947-1953
Причины возникновения компании по борьбе с космополитизмом
События Великой Отечественной войны подсказали Сталину, гениальному политику и знатоку человеческих душ, что вера в светлое будущее, мировую революцию не являются для советского народа объединяющей идеей, без которой не может существовать ни одно государство или общество. Заменить её Сталин решил «добрым старым» национализмом, лишь подретушировав его лозунги: давний «монархия. православие, народность» был заменен «партией, коммунизмом, великодержавием». Национализм по-сталински, как и любой другой, держался на трех китах: мы самые лучшие и неповторимые; вокруг нас жестокие, коварные. могущественные враги;
для победы над ними необходимы единство, бдительность, твердость. Одна часть поставленной задачи обеспечивалась эксплуатацией таких людских пороков как зависть (к более зажиточному и успешному Западу) и антисемитизм, который неизменно присутствует в любом социуме. Другая — развитым аппаратом репрессивным и идеологической обработки масс. Третья — ретушью, трактовкой в определённом ключе, а надо — и фальсификацией истории.
В двух январских номерах газеты «Красный флот» за 1951 год появились статьи писателя-мариниста Константин Бадигин, посвященных истории российского мореплавания и российских географических открытий, в которых автор упоминул никому не известный древний документ, относящийся к первой половине XV в. Этот манускрипт, ранее хранившийся в библиотеке Соловецкого монастыря, назывался «Си книгы уставець окиану-морю. Хождение Иваново Олельковиця сына Ноугородца». В манускрипте приводились сенсационные сведения о русском северном мореходстве ХIII — XV веков, о регулярных морских походах русских мореходов на восток и вокруг Скандинавского полуострова, об их географических открытиях, приоритете русских над иноземными путешественниками в освоении Арктики — строили корабли, превышавшие размерами, технической оснащенностью, скоростными качествами западноевропейские суда. Бадигин даже защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. Уже после смерти Сталина рукопись диссертации вместе с приложенными к ней фотографиями «копии с древнерусских рукописей и миниатюр», древней карты и фрагмента иконы были направлены директором Арктического научно-исследовательского института в Институт русской литературы на экспертизу. Специалисты в области палеографии и древнерусского языка нашли, что «все эти материалы представляют собой грубую современную подделку. Почерк, якобы XVI века, содержит начертания букв, не существующих в реальных рукописях ни этого, ни более раннего, ни более позднего времени. Миниатюра выполнена приемами современной живописи. Подделкой, неудачно использующей отдельные старинные мотивы, является карта и фрагмент иконы
Компания по борьбе с космополитизмом. Кратко
- 1941 — выходит в свет книга литературоведа Исаака Нусинова (1889-1950) «Пушкин и мировая литература»
- 1942, 29 июля — для поднятие патриотического духа Красной армии введены ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова
- 1943, сентябрь — восстановление в СССР патриаршества
- 1945, январь — журнал «Новое время». Статья Отто Вилле Куусинена «О патриотизме»:
"Коммунизм ничего общего с космополитизмом не имеет.... Космополитизм — идеология, совершенно чуждая трудящимся. Это идеология, характерная для представителей международных банкирских домов и международных картелей, для крупнейших биржевых спекулянтов, мировых поставщиков оружия («торговцев смертью») и их агентов"
- 1945, 24 мая — на приёме в Кремле Сталин провозгласил тост за русский народ, назвав его «наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза»
- 1946, 14 августа — постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в которых журналы обвинялись в публикации произведений, культивирующих несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада
- 1946, 26 августа — постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» подчёркивало, что в некоторых театрах стали часты постановки пьес буржуазных авторов, открыто проповедующих буржуазную идеологию и мораль
- 1947, 28 марта — Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах. Согласно ему в каждом ведомстве предполагалось создание особого органа — «суда чести», на который возлагалось «рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке»
- 1947, 13 мая — на встрече с писателями К. Симоновым, А. Фадеевым, Б. Горбатовым Сталин сказал:
"есть такая тема, которая очень важна, которой нужно, чтобы заинтересовались писатели. Это тема нашего советского патриотизма. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей… у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Это традиция отсталая, она идет от Петра. У Петра были хорошие мысли, но вскоре налезло слишком много немцев, это был период преклонения перед немцами. Посмотрите, как было трудно дышать, как было трудно работать Ломоносову, например. Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами..."
- 1947, май — поэт Николай Тихонов выступил против книги Исаака Нусинова, обвинив автора в том, что Пушкин у него «выглядит всего лишь придатком западной литературы», в преклонении перед Западом, в забвении того, что только русская литература «имеет право на то, чтобы учить других новой общечеловеческой морали»
- 1947, 17 июня — закрытое письмо ЦК (17 июня), посвященное «делу КР» как проявлению «низкопоклонства и раболепия» интеллигенции перед «буржуазной культурой Запада»
Член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюева и профессор Г. И. Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от рака — «КР» (круцин). Открытием (находившемся в состоянии разработки и ещё не проверенным должным образом) заинтересовались специалисты из США, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований. Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 года командированный в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским учёным рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден на 25 лет за «измену Родине»
- 1947, 13 августа — статья первого заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Дм. Шепилова “Советский патриотизм”: “теперь не может идти речь ни о какой цивилизации без русского языка, без науки и культуры народов Советской страны. За ними приоритет”
- 1948, январь — выступление на совещании деятелей советской музыки А. Жданова (1896-1948) — члена Политбюро ЦК ВКП(б): «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает (…) потерять свое лицо, стать безродным космополитом». Первое употребление термина «Безродный космополит»
- 1948, 10 февраля — Постановление политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“»:
"В погоне за ложной "оригинальностью" музыки композитор Мурадели пренебрег лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мелодий и широтой диапазона, народностью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире"
- 1948, 6 марта — закрыт и расформирован «за буржуазность» Музей нового западного искусства
- 1949, 28 января — считается официальным началом компании по борьбе с космополитизмом: статья в газете «Правда» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», которую отредактировал лично Сталин:
"В театральной критике сложилась антипатриотическая группа последышей буржуазного эстетства, которая проникает в нашу печать и наиболее развязно орудует на страницах журнала «Театр» и газеты «Советское искусство». Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят ее движение вперед. Им чуждо чувство национальной советской гордости".
Большинство названных в статье критиков имели еврейские фамилии
С этого момента компания по борьбе с космополитизмом приобрела открыто антисемитский характер. В народе ходила шутка «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом»
- 1949, 8 февраля — году Сталин подписал постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о роспуске объединений еврейских советских писателей в Москве, Киеве и Минске
- 1949, 10 февраля — статья в «Правде» президента Академии художеств А. Герасимова «За советский патриотизм в искусстве»:
"люди, подобные гурвичам и юзовским, есть и среди критиков, пишущих по вопросам изобразительного искусства. А. Эфрос, А. Ромм, О. Бескин, Д. Аркин, Н. Пунин, И. Маца, Я. Пастернак, И. Врона, В. Костин и некоторые другие систематически злобно пытались дискредитировать достижения советских художников"
- 1949, 16 февраля — статья в «Правде» Н. Грибачёва «Против космополитизма и формализма в поэзии»
- 1949, 18 февраля — статья в «Вечерней Москве» «Безродные космополиты в ГИТИСе»
- 1949, 20 февраля — статья в газете «Культура и жизнь» Т. Хренникова «Буржуазные космополиты в музыкальной критике»
- 1949, 3 марта — статья в «Правде» И. Большакова «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве»
- 1949, 29 марта — на совещании редакторов центральных газет начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) М А. Суслов предложил «осмыслить» ситуацию и прекратить публиковать «крикливые» статьи. Начало сворачивания кампании по «борьбе с космополитизмом». Однако понятие «космополит» бытовало в советской печати вплоть до середины 1953 года и «плавно» переросло в «Дело врачей»
- 1949, май — В журнале «Огонёк» статья президента Академии художеств СССР А. Герасимова о том, что в произведениях ведущих художников Запада торжествуют «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом»
- 1949, 1 декабря — в Москве закрыт еврейский театр ГОСЕТ. До этого в течение 1949 года были ликвидированы еврейский музей в Вильнюсе, краеведческий музей в Биробиджане, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, прекращены передачи Московского радио на идиш, закрыто Московское государственное еврейское театральное училище имени Ш. Михоэлса, все существовавшие в СССР еврейские театры: в Минске, Черновцах, Биробиджане
Метастазы заговора космополитов стали обнаруживать на местах: в Харькове, Киеве, Минске, и не только в искусстве. но в истории, биологии, точных науках. На собраниях и в отчётах акцентировалась идея о «диверсионных» методах «космополитов»: шантаже, угрозах, клевете, запугиваниях в адрес учёных-патриотов. В большинстве случаев обвинение в космополитизме сопровождалось лишением работы и «судом чести», реже арестом. По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 года был арестован 431 еврей-представитель литературы и искусства: 217 писателей, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов (Википедия)
- 1951, 27 февраля — статья Михаила Бубеннова «Нужны ли сейчас литературные псевдонимы?» в газете «Комсомольская правда»
- 1951, 6 марта — статья Михаила Шолохова «С опущенным забралом» в «Комсомольской правде»
- 1951, 23 октября — статья «Против рецидивов антипартийных взглядов в литературной критике» в газете «Правда»
Итоги компании по борьбе в с космополитами
-
Компания по борьбе с космополитизмом мало сказалась на повседневности советских людей. Хотя сотни или тысячи потеряли работу, здоровье, свободу, веру в человека, иногда — жизнь, по сравнению с количеством жертв террора 30-х годов — это мелочь. Отставание в естественных, гуманитарных науках виделось единицам. Нелюбовь к интеллигенции, евреям больше не стала, потому что больше было некуда. Но след в истории Компания оставила заметный. Лозунги 40-х годов определили направление идеологической работы государства до его крушения в 1991-м:
— советский народ более нравственно здоров, чист, непорочен, чем население загнивающего Запада;
— строительство великой державы — Советского Союза сопровождается попытками окружающих многочисленных врагов его уничтожить
— единение, единомыслие — наш ответ на эти происки
Тонко замаскированная антисемитская кампания в Советском Союзе и Восточном блоке, 1948–1953 гг.
Антикосмополитическая кампания (Русский : Борьба с космополитизмом, Космополитизм Борбы) был плохо замаскированной антисемитской кампанией в Советском Союзе, которая началась осенью 1948 года. Евреев характеризовали как безродных космополитов и преследовали их.
Содержание
- 1 Истоки
- 2 Советский Союз
- 3 Наследие
- 4 Ссылки
- 5 Дополнительная литература
Истоки
Иосиф Сталин
После Второй мировой войны, Еврейский антифашистский комитет (JAC) становился все более влиятельным в период после- Холокоста советских евреев и был принят в качестве его представителя на Западе. Поскольку его деятельность иногда противоречила официальной советской политике (см. Пример Черная книга советского еврейства ), она доставляла неудобства советским властям. Центральная ревизионная комиссия Коммунистической партии Советского Союза пришла к выводу, что вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на «борьбе с силами международной реакции», ЕКК продолжил линию Бунд — обозначение опасное, так как бывших членов Бунда предстояло «зачистить».
Во время встречи с советской интеллигенцией в 1946 году Сталин выразил обеспокоенность по поводу последних событий в советской культуре, которые позже материализовались в «битве против космополитизм »(см. Доктрина Жданова ).
В последнее время, кажется, наблюдается опасная тенденция в некоторых литературных произведениях, возникшая под пагубным влиянием Запада и вызванная подрывной деятельностью иностранной разведки. Часто на страницах советских литературных журналов встречаются произведения, в которых советские люди, строители коммунизма показаны в жалких и нелепых формах. Положительный советский герой высмеивается и уступает место всему иностранному, а космополитизм, с которым мы все боролись со времен Ленина, характерный для политических пережитков, многократно приветствуется. В театре кажется, что советские пьесы вытесняются пьесами зарубежных буржуазных авторов. То же самое начинает происходить и в советских фильмах.
В 1946 и 1947 годах новая кампания против космополитизма затронула советских ученых, таких как физик Петр Капица и президент Академии наук. Наук Белорусской ССР, Антон Романович Жебрак. Их вместе с другими учеными осудили за контакты с западными коллегами и поддержку «буржуазной науки».
В 1947 году многих литературных критиков обвинили в «преклонении колен перед Западом» («низкопоклонство перед западом», также «идолопоклонство перед западом», «идолопоклонство Запада», «идолопоклонство Запада»), а также антипатриотизм и космополитизм. Например, кампания была нацелена на тех, кто изучал творчество Александра Веселовского, основоположника русской сравнительной литературы, которую характеризовали как «буржуазное космополитическое направление в литературной критике».
Советский Союз
В январе 1948 г. был убит глава ЕАК, популярный актер и всемирно известный общественный деятель Соломон Михоэлс ; его убийство было оформлено как автомобильная авария, когда грузовик переехал его, когда он шел по узкой дороге. За этим последовали возможные аресты членов JAC и его прекращение.
СССР проголосовал за 1947 год План раздела Палестины ООН, а в мае 1948 года он признал создание здесь государства Израиль, впоследствии поддержав его оружие (через Чехословакию в нарушение эмбарго) в арабо-израильской войне 1948 года. Многие советские евреи почувствовали вдохновение и сочувствие по отношению к Израилю и отправили тысячи писем в (все еще формально существующий) JAC с предложениями внести свой вклад или даже стать волонтерами в защите Израиля.
В сентябре 1948 года в Москву прибыла первый посол Израиля в СССР Голда Меир. Огромные толпы энтузиастов (около 50 000 человек) собрались вдоль ее пути и в московской синагоге и вокруг нее, когда она посетила ее на Йом Кипур и Рош ха-Шана. Эти события совпали по времени с видимым всплеском русского национализма, организованным официальной пропагандой, все более враждебной холодной войной и осознанием советским руководством того, что Израиль выбрал западный вариант. Внутри страны советские евреи считались источником ответственности за их международные связи, особенно в Соединенных Штатах, и растущее национальное сознание.
Когда к концу 1948 года Соединенные Штаты стали противником Советского Союза, СССР перешел на другую сторону в арабо-израильском конфликте и начал поддерживать арабов против Израиля, в первую очередь политически и позже также в военном отношении. Со своей стороны Давид Бен-Гурион заявил о поддержке Соединенных Штатов в корейской войне, несмотря на сопротивление левых израильских партий. Начиная с 1950 года израильско-советские отношения были неотъемлемой частью холодной войны, что имело зловещие последствия для советских евреев, поддерживающих Израиль или воспринимаемых как поддерживающие его.
Новый этап кампании начался 28 января 1949 г., когда в газете «Правда», официальном органе ЦК ЦК, появилась статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». из Коммунистической партии :
В театральной критике сложилась антипатриотическая группа. Он состоит из последователей буржуазного эстетизма. Они проникают в нашу прессу и наиболее свободно действуют на страницах журнала «Театр» и газеты «Советское искусство». Эти критики утратили чувство ответственности перед людьми. Они представляют собой космополитизм без корней, глубоко отталкивающий и враждебный советскому человеку. Они препятствуют развитию советской литературы; им чуждо чувство национальной советской гордости.
Кампания включала в себя крестовый поход в подконтрольных государству СМИ с целью разоблачения литературных псевдонимов еврейских писателей, заключая их настоящие имена в круглые скобки, чтобы показать публике, что они были этнические евреи.
13 советских еврейских поэтов и писателей, пятеро из которых являются членами Еврейского антифашистского комитета, , были казнены в Лубянской тюрьме в Москве 12 августа., 1952.
Историк Бенджамин Пинкус писал, что кампания изначально не была антисемитской, и «что некоторые евреи принимали активное участие в кампании антикосмополитизма». Однако евреи подвергались непропорционально сильной атаке с точки зрения » частота доносов »,« интенсивность нападений »и суровость санкций. Он заключает, что«… больше нельзя сомневаться в том, что антикосмополитическая кампания приобрела полностью еврейский характер », и приводит несколько причин, поддерживающих« считают, что антикосмополитическая кампания стала я проводил откровенную антиеврейскую кампанию ».
Чехословацкий министр информации и культуры Вацлав Копецки был известен своими антисемитскими обличениями, в которых он критиковал евреев за их якобы Сионизм и космополитизм. В декабре 1951 года Копецки заявил, что «большая часть людей еврейского происхождения» придерживается «космополитического мышления». По словам Копецки, Коммунистическая партия Чехословакии недостаточно серьезно относилась к антикосмополитической кампании.
Наследие
В результате кампании многие советские евреи были увольняли с работы, а евреям неофициально запрещали работать на определенных работах. Например, в 1947 году евреи составляли 18 процентов советских научных работников, но к 1970 году это число снизилось до 7 процентов, что все еще было выше, чем примерно 3-4 процента всего советского населения, которое они составляли в то время.
Все еврейское подавлялось советскими властями. Например, стих на идиш в исполнении Михоэлса был вырезан из знаменитой колыбельной, которую по очереди исполняли люди разных национальностей в классическом советском фильме 1936 года Цирк, восстановленном во время десталинизации.
Американский историк. Вальтер Лакер отмечал: «Когда в 1950-х годах при Сталине евреи Советского Союза подверглись жестокому нападению и были казнены многие люди, это происходило под знаменем антисионизма, а не антисемитизма, который получил дурную репутацию Адольфом Гитлером. «
Ссылки
Дополнительная литература
- Азадовский, Константин; Егоров, Борис (2002). «От антизападничества к антисемитизму: Сталин и влияние« антикосмополитических »кампаний на советскую культуру». Журнал исследований холодной войны. 4 (1): 66–80. doi : 10.1162 / 152039702753344834.
- Костырченко, Геннадий (1995). Из красных теней: антисемитизм в сталинской России. Книги Прометея. ISBN 978-0-87975-930-8.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Идеологические кампании конца 1940-х гг.
Особенности политической системы СССР в послевоенный период:
- укрепление единоличной власти И. В. Сталина;
- проведение выборов в Советы всех уровней;
- преобразование в 1946 г. Совета народных комиссаров в Совет министров (председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин);
- новый виток политических репрессий
- dозврат к политике террора.
Борьба с космополитизмом.
- Конец 1948 г.- начало борьбы с космополитизмом (космополитизм рассматривает жителей Земли вне зависимости от гражданства): считалось, что некоторые представители интеллигенции утратили веру в советский строй, выступили за установление буржуазных порядков.
Запрещено было вступать в брак с иностранцами.
Во главе данной борьбы против «безродных космополитов» стоял А. Л. Жданов. Он обвинил деятелей культуры в «низкопоклонстве перед Западом».
14 августа 1946 г. — принято Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», в котором беспощадной критике подвергли творчество А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др.
4 сентября 1946 г.- критика фильма Л. Лукова «Большая жизнь» и второй части фильма С. Эйзенштейна «Иан Грозный».
1946-1948 – Постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», ,об опере В.И. Мурадели «Великая дружба» и др.
10 февраля 1948 – Постановление «Об упадочнических явлениях в советской музыке».
Это примеры грубого командного руководства культурой, тоталитарного подавления прав личности.
Разгул национализма.
- Начало разгула национализма, особенно антисемитизма (против евреев). Были запрещены культурные и общественные организации евреев, закрыты периодические издания.
Ноябрь 1948 – роспуск Еврейского антифашистского комитета и аресты среди его активистов («дело Еврейского антифашистского комитета»).
20 июня 1950 – убийство в Минске художественного руководителя и ведущего артиста Московского Еврейского театра С.М. Михоэлса.
- 1951-1952 – широка кампания критики национальных этносов мусульманских народов.
Контроль науки.
- Идейному разгрому подверглась наука.
- августа 1946 – проведение сессии ВАСХНИЛ, на
- которой произошёл разгром генетиков и победа «мичуринцев» во главе с Т.Д. Лысенко.
- На развитии сельского хозяйства отрицательно отразилась «лысенковщина», это нанесло сильный удар по ключевой науке современного естествознания генетике. Генетика была объявлена «лженаукой».
- Начались атаки на квантовую теорию и теорию относительности. Последняя была названа «реакционным эйнштейнианством».
- Реакционной лженаукой объявили кибернетику. Советские официальные философы утверждали, что она необходима империалистам США для разжигания третьей мировой войны.
ПОЛИТИЧЕCКИЕ ПРОЦЕССЫ.
- Конец 1940-х гг. — «ленинградское дело». Выдвинуто обвинение против деятелей партии и государства в намерении превратить Ленинград в опору борьбы со Сталиным и его окружением.
1950 г. — расстреляны председатель Госплана Н.А. Вознесенский, председатель Совмина РСФСР М.И. Родионов, один из организаторов обороны Ленинграда во время блокады А.А. Кузнецов, секретарь Ленинградского обкома партии П.С.Попков. Всего по этому делу осуждено выше 200 ленинградских партийных и советских работников.
Их обвинили в попытке разрушить СССР, противопоставив Россию – СССР, а Ленинград – Москве.
- 1946 г.- дело Шахурина (комиссара авиационной промышленности)-Новикова(командующего ВВС), или «Авиационное дело», по которому было арестовано руководство авиационной промышленности и командование ВВС. Им ставилось в вину также неправильное производство и испытания авиационной техники. Но обвинения шли с другого конца. Они допускали производство и поставку в армию некачественных самолетов и моторов. Руководители промышленности и командование ВВС по договоренности вооружали Красную Армию бракованными самолетами.
- «Мингрельское дело», начатое в ноябре 1951 голу органами Госудасрвтенной Безопасности Грузинской ССР в отношении руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Им было предъявлено тяжкое обвинение в национализме и ориентации на Турцию .По личному поручению Сталина это дело, направленное против Лавретия Берии, курировал первый секретарь ЦК КП ГССР, Акакий Мгеладзе.
- Начало 1953 г.- «Дело врачей». Была арестована группа врачей Кремлевской больницы по обвинению в том, что они якобы повинны в смерти Жданова в 1948 г. и пытались умертвить других государственных деятелей. Началась травля медицинских работников, усилился антисемитизм. Со смертью Сталина «дело» было прекращено.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.