В результате поглощения одних компаний другими происходит концентрация производства децентрализация

Слияние и поглощение компаний

Для создания единой структуры и объединения нескольких компаний в один бизнес законодательными актами предусмотрена процедура реорганизации, которая проводится в форме слияния либо поглощения. На международном рынке такие сделки называются сделками M&A, в результате которых бизнес выходит на качественно новый уровень.

В рамках сопровождения сделок M&A мы:

  • Разработаем стратегию проведения;
  • Найдем и проведем оценку целей для слияния или поглощения, подберем объект для сделки;
  • Проведем Due Diligence – комплексное исследование компании, выступающей в качестве объекта сделки M&A;
  • Оценим активы и ее бизнес;
  • Займемся подготовкой документов по сделке и ее реализацией, на связи будет команда правового консалтинга;
  • Проведем мониторинг и оценим результаты по сделке.

Что означает процедура слияния и поглощения?

Слияние или поглощение – одни из форм реорганизации бизнеса. При слиянии образовывается новая компания из двух других, здесь возможны два варианта: компании объединяются в одну новую и полностью прекращают свое существование либо происходит слияние активов двух разных компаний, сами фирмы после проведения процедуры не ликвидируются.

При поглощении юрлицо, заинтересованное в покупке нового бизнеса, приобретает более трети долей в уставном капитале поглощаемой компании, которая продолжает свое развитие до тех пор, пока у нее есть другие акционеры. Часто поглощение может преобразоваться в слияние.

Кроме того, в российском законодательстве есть вариант присоединения, и в данном случае все присоединяемые юрлица прекращают свой бизнес и отдают его развитие новой компании, которая и выступила инициатором такого вида реорганизации.

Разновидности слияния и поглощения компаний

Выделяют несколько видов слияния и поглощения:

  1. Горизонтальное, в котором происходит слияние двух одинаковых фирм с одинаковым бизнесом. Такой процесс снижает конкуренцию на рынке.
  2. Вертикальное, в котором компании занимаются бизнесом в одной отрасли и имеют схожую специализацию. Обычно это приводит к появлению новой монополии.
  3. В результате смешанного слияния происходит объединение компаний из разных отраслей.

К поглощению относится присоединение, в ходе которого одна компания покупает основную долю в уставном капитале другой компании.

Цели слияния

При слиянии у нового юрлица уже имеются конкретные права и обязанности, которые компания получила от каждого участника этой процедуры. Иногда слияние выступает в качестве альтернативы ликвидации.

Но при грамотном ведении слияния это отличный инструмент для развития бизнеса, в результате которого объединяются активы предприятий и распределяются доли их учредителей в новой компании.

Слияние фирм дает:

  1. Дополнение уже имеющихся активов сливающихся компаний;
  2. Финансовую экономию за счет снижения затрат;
  3. Снижение конкуренции на рынке.
  4. Можно рассматривать как альтернативу банкротству, особенно в период кризиса.

Преимущества и недостатки поглощения

В результате поглощения у новой компании:

  1. Растут позиции на рынке за счет выхода в новые регионы (в том случае, ели она поглощает юрлица из других регионов), увеличивается спектр услуг и клиентская база.
  2. Происходит объединение технологий, персонала и ресурсов, что положительно влияет на бизнес.
  3. Возникает необходимость в более строгом контроле за действиями поглощаемых компаний.

Однако у процесса поглощения есть и недостатки:

  1. Часто возникают конфликты среди учредителей;
  2. Высокие затраты на реализацию процедуры;
  3. Потеря выгодных клиентов и качества сервиса;
  4. Возникает риск ухода квалифицированных сотрудников, изменение внутрикорпоративной культуры.

Алгоритм слияния компаний (основные этапы)

В среднем сроки слияния компании – от 3 до 12 месяцев и за это время нужно учесть интересы не только владельцев реорганизуемых юрлиц, но и их кредиторов, клиентов, разобраться с налогами и бухгалтерским учетом, погасить задолженность внебюджетным фондам.

  1. Собственники предприятий принимают решение об их слиянии. Местоположение на процесс слияния не влияет, такую процедуру могут провести компании, находящиеся в совершенно разных регионах. После переговорной стадии стороны заключают соглашение о реорганизации путем слияния.

    Решение о подписании такого соглашения компании принимают независимо друг от друга, обычно учредители подписывают специальный протокол, который выносится на повестку дня внеочередного собрания владельцев. В протоколе фиксируются предложения учредителей и акционеров по созданию специальной комиссии, которая и занимается слиянием или поглощением, устанавливается порядок передачи имущества юрлиц, его прав и обязанностей.

  2. Собственникам нужно определиться с местом постановки на налоговый учет – фирмы, участвующие в слиянии или поглощении, могут находиться в разных регионах и новую компанию можно оформить в какой-то из них либо выбрать третий регион для оплаты налогов и взаимодействия с государством.
  3. На третьем этапе нужно известить о процедуре налоговую – составляется уведомительное письмо по специальной форме –С-09-04, утвержденная приказом ФНС России от 09. 06.2011.
  4. Поскольку все отношения с кредиторами и контрагентами нужно переоформлять на вновь создаваемую путем слияния компанию, старым юрлицам придется погасить долги и потребовать их оплаты с должников, выполнить все обязательства по заключенным договорам и отношения по ним перенести на новую фирму.

    Если долги вовремя не оплатить, кредиторы могут заявить об их предварительном погашении после публикации сообщения о проводимом слиянии в «Вестнике государственной регистрации» — это специальный журнал, в котором юрлица и предприниматели сообщают о реорганизации, ликвидации и банкротстве. Иначе задолженность по обязательствам оформляется на вновь создаваемую компанию.

  5. В ходе слияния придется заключить и новые договора с работниками либо изменить условия уже действующих трудовых контрактов, причем работник не обязан соглашаться на работу в новой компании.
  6. В «Вестнике государственной регистрации» собственники сливаемых юрлиц дважды публикуют сообщения о проводимой процедуре – делать это нужно раз в месяц.
  7. Далее составляется передаточный акт, на основании которого активы и имущество передается правопреемнику компаний, для этого тоже нужно создать комиссию.
  8. На заключительном этапе

Необходимые документы для проведения слияния

Каждая процедура требует подготовки своего пакета документов для подачи в регистрирующий орган. Для слияния нужно сделать:

  1. Заявление о регистрации новой компании по форме №Р12001;
  2. Учредительные документы (если подаете их по почте или лично, то готовьте два экземпляра, одного будет достаточно для оформления слияния в электронной форме);
  3. Квитанция по оплате госпошлины;
  4. Копии публикаций в «Вестнике государственной регистрации», которые сообщают кредиторам о слиянии либо письма в их адрес;
  5. Договор о слиянии в одном экземпляре.

В договоре о присоединении указывают порядок и сроки проведения совместного общего собрания участников, и конкретные изменения в учредительных документах компании, к которой присоединяют новое юрлицо. При отсутствии возможности провести совместное собрание нужно это указывать в договоре.

Кроме того, в договор включают сведения о наименованиях присоединяемых фирм, а также на каких условиях они входят в новый бизнес:

  • Размер уставного капитала юрлица, к которому присоединяют компании;
  • Конкретные действия для каждой из них и сроки;
  • Размер долей присоединяемых компаний.

Подать документы в регистрирующий орган можно почтой, через МФЦ, нотариуса либо через сайт налоговой, но у заявителя должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись.

Документы подаются в налоговую по месту нахождения юрлица, к которому присоединяют новые фирмы.

Получить новые документы можно через 6 рабочих дней лично или по доверенности.

ООО, Акционеры, Договоры, Инвесторы

Нужна помощь адвоката?

Позвольте нам разобраться с Вашими проблемами

Рекомендуем почитать

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

      1. Различия в доходах

Более успешные в
экономическом плане социальные группы
получают более высокие доходы и имеют
более высокий уровень жизни. Государство
призвано перераспределять часть доходов
в пользу бедных слоев населения, чтобы
обеспечить им приемлемые условия жизни.

    1. Фиаско экономики

Преимущества
рыночной экономики в том что она
распределяет ресурсы. Изымает их из
неэффективных отраслей и направляет в
более эффективные. Использует передовые
технологии причем в пользу общественных
интересов. Рыночный механизм усиливает
ответственность бизнеса за принимаемые
решения. Побуждает использовать мотивы
людей и четко определять их потребности.

Но иногда в экономике
возникают сбои.

      1. Общественные товары

Экономика не
заинтересована в производстве общественных
товаров.

Эти товары неделимы,
их не может купить индивидуальный
покупатель. Не существует эффективных
способов отстранения индивидов-непла­тельщиков
от использования общественных товаров.
Нельзя одним разрешить ходить по улицам,
а другим – нет. В результате человек
может пользоваться общественным товаром
бесплатно. В общественных товарах
сливаются государственные и частные
интересы. Образование, здравоохранение
становятся все более частными.

      1. Концентрация производства

В результате
поглощения одних компаний другими
происходит концентрация производства.
Это приводит к монополизации рынков.

Себестоимость
продукции растет, а заплата снижается.

      1. Безработица

Экономика может
функционировать при неполной занятости
и тогда страдает население. Государство
должно создавать новые рабочие места.

      1. Инфляция

Эффективность
экономики может быть ниже некоторого
оптимального уровня. Ресурсы используются
не полностью. А содержать их надо. Это
приводит к росту цен. Как результат
возникает инфляция

      1. Циклические колебания

Колебания спроса
на рынке приводят к колебаниям в
экономике. Ситуации перепроизводства
и дефицита сменяют друг друга.

      1. Дифференциация

Лидеры в отрасли
получают более высокие доходы, чем
аутсайдеры. Разрыв между ними может
значительно расти.

      1. Торможение разработок

Бизнес старается
использовать уже имеющиеся разработки
и игнорировать будущие. Перекачивает
ресурсы в более прибыльные отрасли.

Фундаментальная
наука к таковым не относится, ее результат
сомнителен. Предприятия нацелены на
быструю отдачу. Инвесторы игнорируют
отрасли с длительным сроком окупаемости.
Задача государства – стимулировать
фундаментальную науку и научно-технический
прогресс.

    1. Фиаско государства

Фиаско государства
— ситуация, при которой правительственное
вмешательство в экономику не обеспечи­вает
эффективного размещения ресурсов, а
также соответствия поли­тики
распределения принятым в данном обществе
представлениям о справедливости.

Государство не
просто пассивно компенсирует несовершенство
рынка. Оно проводит свою собственную
активную политику.

Виды политики:

  • «свобода действий
    + констебль». XVIII—XIXвв. Субъекты сами принимают решения, а
    государство защищает част­ную
    собственность;

  • централизованного
    управления;

  • срединного пути
    – государство находит компромисс между
    саморегулированием рынка и вмешательством
    государства;

  • конкурентного
    порядка — государство демонополизирует
    национальную экономику;

  • точечная политика
    – государство решает самые острые
    проблемы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

9.9. диверсификация, концентрация и централизация производства

Производство это процесс создания разных видов экономического продукта с использованием факторов производства, направленный на достижение наилучшего результата. Зависимость количества продукта, которое предприятие может производить в зависимости от объема применяемых ресурсов (при условии, что предприятие производит однородный продукт), называется производственной функцией.

Важнейшей составной частью структуры современной рыночной экономики является диверсификация экономической деятельности. Под диверсификацией подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность предприятия. Активность крупных предприятий и целых отраслей расширяется за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции. Диверсификация обусловлена стремлением предприятий в условиях конкуренции упрочить свое положение, своевременно отреагировать на изменения экономической конъюнктуры, обеспечить эффективность своей деятельности. Другими словами, диверсификация решает проблему зависимости предприятия от конъюнктуры единственного рынка, на котором она работает, поскольку неблагоприятная ситуация в одной отрасли не будет означать для предприятия угрозу разорения. При этом предприятия из специализированных превращаются в многоотраслевые комплексы конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей.

Диверсификация делится на производственную (организация нового производства) и рыночную (присоединение уже функционирующих производств).

В условиях постоянного роста объема однородной или технологически связанной продукции факторы производства сосредоточиваются на крупных предприятиях. Это объективный процесс производства, в основе которого лежит определяющий мотив предпринимательства увеличение прибыли. Для того чтобы обеспечить непрерывное увеличение прибыли, предпринимателю приходится капитализировать часть прибыли, превращая ее в добавочные факторы производства. Это обусловливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства.

Стремление к максимизации прибыли и конкуренция приводят к форсированному развитию техники, ко все более крупному производству, совершенствованию системы машин и технологий.

Рост размеров предприятий может происходить и посредством поглощения одним предприятием другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных предприятий в форме акционерных обществ. Централизация производства (капитала) осуществляется в результате конкурентной борьбы и приводит к перераспределению ресурсов (капитала), имеющихся в обществе. Централизация производства отличается от концентрации производства, которая означает увеличение размеров отдельных (индивидуальных) предприятий за счет капитализации прибыли. Концентрация и централизация производства как два способа расширения масштабов предприятий находятся в тесной взаимосвязи. Оба процесса обусловливают быстрый рост масштабов предприятий, который на определенном уровне приводит к господству монополий. Концентрация и централизация производства приводит к сосредоточению гигантских богатств в руках финансовой олигархии.

Акционерные общества, образуемые в результате централизации производства и составляющие подавляющее большинство современных предприятий, обладают значительными возможностями финансирования поглощений: эмитированием долгосрочных облигаций, получением банковских ссуд, использованием системы участия и т. п.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое бизнес, предпринимательство и коммерция?

Какие признаки свойственны предпринимательству?

Почему предпринимательские способности относят к экономическим ресурсам?

Из каких частей состоит предпринимательский доход?

Что такое предприятие и чем оно отличается от фирмы?

Почему без трансакционных издержек в экономике никогда бы не появились предприятия?

Чем определяются оптимальные размеры предприятия?

Каковы типичные признаки предприятия, характеризующие его как первичное звено в экономике?

Дайте характеристику внутренней и внешней среде предприятия.

Какие цели решает предприятие?

Что понимается под процветающим предприятием?

Назовите основные показатели эффективности работы предприятия.

Охарактеризуйте конкурентоспособность предприятия.

Что такое организационно-правовая форма предприятия и какие формы предпринимательской деятельности используются в современной мировой экономике?

Что Вы понимаете под диверсификацией, централизацией и концентрацией производства?

Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.

Эти понятия вошли в письменный английский в начале XIX века, когда политический деятель Франции впервые описал в своей статье существующую централизацию бюрократической власти и усилия граждан на пути к децентрализации государственных функций. В течение XIX и XX вв. идеи свободы и децентрализации достигли своего апогея благодаря политическим движениям анархистов.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение.

Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.

В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Описание децентрализации простыми словами

Если говорить простым языком, то децентрализация – это перераспределение власти. Вся власть, которой обладал только центр начинает расходиться и по областям на места.

В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик.

То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.

А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

Децентрализация в производстве

На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.

Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы.

Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации.

В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.

На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:

  • решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
  • выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
  • контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.

Большая степень децентрализации на предприятии способствует:

  • увеличению управленческих навыков руководителей;
  • увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
  • самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.

Децентрализация в экономике

Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам.

Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

Децентрализация в управлении государством

Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами.

Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

Отличия децентрализации от федерации

Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами.

Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.

Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.

Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.

Децентрализация может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства.

Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно.

В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.

Плюсы и минусы децентрализации

Достоинства

  • Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
  • Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
  • Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
  • Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
  • Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
  • Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.

Недостатки

  • Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
  • Дублирование исполняемых функций.
  • Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
  • Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
  • Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.

Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство.

Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.

Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.

Ваш репост и оценка статьи:

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/detsentralizatsiya.html

Централизация и децентрализация 2020

Термины централизации и децентрализации относятся к политической и административной структуре страны. В централизованном государстве власть и власть сосредоточены в руках центрального правительства, которое принимает решения и выполняет большинство функций.

И наоборот, в децентрализованном состоянии полномочия и обязанности распределяются и распределяются между регионами и районами. Хотя все централизованные правительства имеют общие черты и аналогичные характеристики, не все децентрализованные страны одинаковы.

Фактически, процесс децентрализации может варьироваться в зависимости от страны и может осуществляться по-разному. Например, степень автономии регионов и местных органов власти сильно различается. Как Соединенные Штаты, так и Китай используют децентрализованный подход, но результаты очень разные.

Единые штаты в США имеют большую степень автономии, а китайские регионы остаются под строгим контролем центрального правительства.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

Что такое централизация?

В централизованной стране власть и власть сосредоточены в руках центрального правительства, а регионы и местные власти практически не имеют власти.

Во многих случаях централизованное правительство связано с идеей авторитарного режима, который не допускает участия общественности и демократии. Тем не менее, это не всегда так.

Хотя военные и диктаторские режимы пытаются сосредоточить власть в руках немногих, существует несколько демократических и высокоэффективных стран, таких как Дания и Норвегия, которые используют централизованную модель. Централизация имеет много преимуществ:

  • Это очень эффективная система;
  • Процесс принятия решений является быстрым и эффективным;
  • Нет дубликатов — и, следовательно, бюрократический аппарат лучше функционирует;
  • Он способствует равенству по всей стране, поскольку решения, принятые на центральном уровне, обычно применяются ко всем регионам; а также
  • Это способствует возникновению единой национальной экономической системы.

Централизация и децентрализация - Справочник студента

Что такое децентрализация?

В децентрализованной системе власти, функции и полномочия распределяются между местными органами власти и организациями и не сосредоточены в руках центрального правительства.

Власть может быть разделена между регионами, провинциями или даже городами — каждая страна и каждая децентрализованная система имеют разные особенности, и степень автономии различных областей может варьироваться. Децентрализация часто рассматривается как ответ на проблемы, связанные с централизованным правительством (т.

Е. Отсутствие участия общественности, чрезмерный контроль, экономический спад и т. Д.). Фактически, эта система имеет ряд преимуществ:

  • Он ограничивает (или избегает) риски чрезмерной концентрации власти;
  • Это может способствовать экономическому развитию;
  • Он обеспечивает более широкое участие в политической жизни;
  • Это вызывает политические нововведения;
  • Он способствует созданию политики, ориентированной на потребности отдельных регионов; а также
  • Он уважает этнические и культурные различия.

Сходство между централизацией и децентрализацией

Централизация и децентрализация являются противоположными концепциями. В одном случае власть находится в руках немногих, тогда как в других полномочиях и функциях распределяются среди большего числа игроков. Несмотря на различные различия между ними, мы можем идентифицировать некоторые аналогичные аспекты:

  1. В обоих случаях центральное правительство сохраняет определенную степень контроля. Фактически, в децентрализованных странах, таких как Китай, местные власти находятся под пристальным контролем центрального правительства, и их полномочия ограничены;
  2. Как централизация, так и децентрализация не ограничиваются управлением. Эти два условия могут относиться к централизации и децентрализации политических структур, административных органов, сил безопасности, экономических властей и социальных групп; а также
  3. Обе системы могут быть эффективными в содействии экономическому росту и политической стабильности.

Разница между централизацией и децентрализацией

Централизация и децентрализация — это два очень разных процесса, которые могут определять страну по-разному. В централизованном государстве процесс принятия решений становится ответственностью немногих людей и находится в руках центрального правительства.

Напротив, децентрализованное государство стремится к участию местных органов власти и государственных органов. Тем не менее, стоит отметить, что централизованное государство не обязательно является авторитарным или деспотическим государством, и, таким же образом, децентрализованная система необязательно влечет за собой более высокую степень участия общественности.

Обе системы имеют преимущества и недостатки, а некоторые из основных различий между ними включают следующее:

  1. Процесс централизации может быть инициирован по различным причинам: некоторые правительства считают, что более высокий уровень контроля над политической и экономической системой страны может привести к экономическому росту, порядку и процветанию. И наоборот, другие правительства инициируют процесс централизации, чтобы обеспечить более высокий уровень контроля над населением и ограничить местные и общественные свободы. Вместо этого процесс децентрализации неизбежно приносит больше местной и региональной автономии, а власть центрального правительства может быть немного уменьшена. Децентрализация может быть результатом политического и экономического кризиса или может основываться на явной политике и намерениях; а также
  2. Если мы подумаем об эффективности, мы можем поверить, что централизованное правительство способно принимать и принимать решения гораздо быстрее, поскольку бюрократический процесс короче и быстрее. Тем не менее, хотя решения могут быть приняты быстрее, они не могут быть адаптированы к потребностям населения. Напротив, в децентрализованном государстве лица, принимающие решения, ближе к более широкому населению и поэтому могут определять региональные и местные потребности, тем самым способствуя более эффективному и эффективному законодательству и законопроектам.

Разница между централизацией и децентрализацией

В сегодняшнем мире мы можем идентифицировать многие примеры централизованных и децентрализованных стран: Дания, Норвегия и Великобритания соответствуют первой категории, тогда как Швейцария, США и Китай являются децентрализованными государствами. Основываясь на различиях, изложенных в предыдущем разделе, мы можем выделить несколько других функций, которые дифференцируют процесс централизации от ее противоположности.

Централизация против децентрализации с помощью таблицы сравнения

централизация децентрализация
Этническое разнообразие Централизованное правительство часто не учитывает конкретные потребности малых и местных общин. Будучи далекими от населения, лица, принимающие решения, часто упускают из виду важность учета этнического разнообразия и содействия культурной интеграции и равенству. В децентрализованной системе лица, принимающие решения, часто могут ориентировать этнические меньшинства и небольшие общины на свои законы и законопроекты. Децентрализованная модель может лучше обслуживать разнообразные интересы.
Участие Централизованная система не обязательно исключает участие общественности — хотя правительству легче принимать и принимать решения без необходимости публичного контроля. Считается, что децентрализованная система усиливает и способствует участию общественности. Но это не всегда так — например, Китай — это децентрализованная однопартийная система, в которой коммунистическая партия строго контролирует население и все общественные решения.
Решение конфликта Централизованное правительство может привести к местным и региональным волнениям, когда местные общины недовольны или не обращают внимания на центральную политику. В то же время централизованное правительство часто находится в лучшем положении для переговоров с третьими сторонами и другими странами. В децентрализованном государстве социальные и региональные беспорядки лучше обрабатываются, поскольку лица, принимающие решения, ближе к широкому населению. Тем не менее, в то же время, децентрализованное правительство может иметь меньшее влияние на торговлю и переговоры с третьими сторонами и зарубежными странами.

Реферат: Возьмите домашнее сообщение о централизации и децентрализации

Централизация и децентрализация — это два процесса, которые глубоко влияют на политический, социальный и экономический аспекты страны. В централизованном государстве власть находится в руках центрального правительства, но это не обязательно означает авторитарный или деспотический режим.

Многие западные демократии используют централизованную систему, чтобы ограничить дублирование и не тратить деньги на бесполезные бюрократические процессы. Централизованное состояние имеет много преимуществ (то есть эффективность, быстрота и т. Д.), Но в то же время имеет различные недостатки.

Централизация власти часто рассматривается как сокращение участия общественности, а централизованное правительство часто обвиняют в политических и экономических неудачах.

В децентрализованном состоянии функции и обязанности (не всегда одинаково) распределяются между регионами, городами и местными органами власти.

Часто считается, что децентрализованная система усиливает участие и равенство общественности, поскольку лица, принимающие решения, ближе к населению, и могут предлагать и вводить индивидуальные законы и законопроекты для удовлетворения конкретных потребностей местных общин и групп меньшинств.

Процесс децентрализации может начаться после крупного политического и экономического кризиса или может быть результатом четкой политики. Фактически, различные страны, такие как Великобритания или Испания, увеличивают степень автономии местных регионов и районов в целях обеспечения равного роста.

Централизация и децентрализация — два очень разных процесса, но ученые и практические работники не смогли определить, лучше ли другой.

Не все централизованные страны одинаковы, и не все децентрализованные страны одинаковы.

Централизованная система лучше подходит для малых стран, тогда как децентрализованная модель идеальна для крупных и очень разных стран, таких как Китай или Соединенные Штаты.

Источник: https://ru.esdifferent.com/difference-between-centralization-and-decentralization

2.7. централизация и децентрализация • Менеджмент, О.С.Виханский, 2003

В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем.

Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений, даже если он только этим и будет заниматься, В этой ситуации возникает вопрос: должны ли права быть сконцентрированы наверху или распределены по уровням организации? На практике — это дилемма между централизацией и децентрализацией, являющейся большой проблемой в проектировании организации.

Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организаци. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Понятия «централизация» и «децентрализация» ровсе не исключают друг друга.

Они выступают лишь разными способами решения проблемы искажения информации при перемещении ее с уровня на уровень, способами решения этой проблемы через разную степень распределения прав и ответственности по «вертикали» управления.

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией — это проблема выбора оптимальной конструкции организации. Поэтому децентрализация не может рассматриваться вне связи с централизацией.

Она существует лишь по отношению к централизации, и в этом их диалектическое единство.

Так, например, передача полномочий в ходе централизации вверх по уровням управления одновременно означает и необходимость, в силу определенной ограниченности физиологических возможностей человека, проведения децентрализации в управлении уровнем, получившим больше прав.

  • Степень централизации или децентрализации в организации или ее подразделениях может измеряться с помощью следующих переменных:
  • • число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
  • • важность решения для организации в целом;
  • • степень контроля за исполнением принятого решения.

Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией. Р.

Акофф объясняет тягу к централизации желанием координировать работу нижестоящих уровней и использовать потенциальную синергию, а также стремление предотвратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, последствия действий которых для организации в целом не всегда видны и предсказуемы.

Давление в сторону децентрализации, по его мнению, обусловлено желанием облегчить проявление быстрых и эффективных инициатив и реакций на изменения с тех уровней, на которых потребности, опасности и возможности проявляются раньше всего, и обогатить труд руководителей нижестоящих уровней управления путем расширения их ответственности.

При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы.

Капиталоемкость принимаемых решений. На практике, в регулирующих документах компаний указывается даже конкретная сумма, в пределах которой руководитель может принимать те или иные Решения. Соответственно, если организация допускает относительно большой размер этой суммы для среднего или нижнего уровней управления, то она строит свою деятельность на децентрализованной основе.

Единообразие политики. Например, организация банковского дела или торговли предполагает, что одна и та же компания во всех своих отделениях должна одинаково качественно строить свои отношения с потребителями. Это же, в свою очередь, вынуждает ее использовать высокостандартизированные процедуры.

Размеры предприятия. Ранее уже назывались возможные пределы эффективно управляемой организации. Так как в любом случае существует предел, до которого централизация дает эффект, то после превышения этого предела встает вопрос о децентрализации.

Организационная культура. Приобретенные организацией с момента ее создания ценностные ориентации, нормы и образцы поведения носят, как правило, устойчивый характер и не могут быть игнорированы при выборе проектируемой системы.

Философия управления. Субъективная вера высшего руководства в один из управленческих подходов может определенное время удерживать организацию от нового выбора. Например, Г.

Форд-старший известен тем, что гордился отсутствием у него каких-либо управленческих титулов, кроме президента и генерального управляющего компании, и собственноручно принимал максимально возможное число важных решений. В отличие от него, А.

Слоун — председатель Совета директоров «Дженерал Моторс» — вывел компанию на высокий уровень, когда лишь 5% решений принимались на уровне штаб-квартиры корпорации.

Стремление частей к самостоятельности. В социальных системах, каковой является организация, отделение части от целого сопровождается стремлением этой части превратиться в новое целое, стать самостоятельной. Тенденция проявляется тем сильнее, чем больше различие между бывшим целым и отделившейся частью.

Наличие соответствующих кадров. Отсутствие у руководителей нижестоящих уровней готовности принять на себя большую ответственность не может способствовать развитию процессов децентрализации, а порой может перерасти в скрытое сопротивление этому процессу.

Развитие техники контроля. Широкое внедрение в организациях электронных информационных систем резко снижает искаженность информации и позволяет быстрее переходить к децентрализации.

Степень разделения труда. Высоко диверсифицированные компании, как правило, строятся на децентрализованной основе по продукту, проекту, потребителю, рынку, территории.

Тип предпринимательства. Каждый бизнес имеет свою динамику, характеризующуюся разной скоростью изменений. Известно, что высокая скорость изменений невозможна в условиях жесткой централизации. Так, фирмы-производители ЭВМ обычно отличаются высокой степенью децентрализации в своей деятельности.

Изменения внешней среды. Государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.п. может способствовать развитию одного из рассматриваемых процессов.

Отмечено, что децентрализация обладает рядом преимуществ.

Она увеличивает скорость и повышает объективность принятия решений, делает организацию гибкой и своевременно реагирующей на внешние изменения, создает для работников определенные удобства и удешевляет делопроизводство, развивает способности руководителей и творческое, доверительное начало в их деятельности. Однако отмечено также и то, что децентрализация имеет и негативную сторону. Она может увести в сторону от главных целей организации, ослабить контроль и единство действий и, наконец, может привести к тому, что решение вовсе не будет принято.

Источник: https://uchebnik.biz/book/115-menedzhment/106-27-centralizaciya-i-decentralizaciya/

Курсовая работа: Проблемы централизации и децентрализации в управлении организацией. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Централизация и децентрализация в структуре органов управления организацией…………………………………………………………………… 5
1.1 Общая характеристика систем управления…………………………………. 5
1.2 Важнейшие принципы управленческой деятельности……………………… 8
1.3 Анализ соотношения централизации и децентрализации…….……………. 12
2 Проблемы централизации и децентрализации в управлении организацией 16
3 Примеры организаций с централизованным и децентрализованным управлением………………………………………………………………….. 19
3.1 ОАО «Сильвинит»…………………………………………………………….. 19
3.2 Централизованное Управление корпоративными финансами в реальном времени 20
3.3 ООО «Бугурусланнефть»…….……………………………………………… 23
Заключение…………………………………………………………………………. Список используемых литературных источников………………………………. 26 27

Введение

Представления
о роли и месте управления организацией,
о содержании управленческой деятельности,
методах и принципах её осуществления
неоднократно претерпевали существенные
изменения с тех пор, как управление
стало рассматриваться как особый вид
деятельности, осуществляемой в
организации. Взгляды на управление
развивались по мере того, как развивались
общественные отношения, изменялся
бизнес, совершенствовалась технология
производства, появлялись новые средства
связи и обработки информации.

Тема
данной работы сформулирована исходя
из реальной практической потребности. Основным принципом менеджмента является
принцип оптимального сочетания
централизации и децентрализации в
управлении.

Проблема централизации и
децентрализации в менеджменте – это
проблема распределения полномочий на
принятие конкретно определенных решений
на каждом уровне управленческой иерархии,
поэтому мне хотелось бы рассмотреть их
более подробно.

  При
выполнении данной работы примерно в
равных долях были использованы источники,
включающие в себя классическую литературу
по
менеджменту, современные направления
в практике менеджмента и собственные
предположения и выводы по данной
теме.Цель
работы – изучить проблемы централизации
и децентрализации при построении
структур управления.

  • Для
    достижения поставленной цели необходимо
    решить несколько задач:
  • 1.
    Рассмотреть соотношение централизации
    и децентрализации при построении
    структуры организации;
  • 2.
    Провести анализ проблем централизации
    и децентрализации
  • 3.
    Рассмотреть примеры организаций с
    централизацией и децентрализацией
  • Данная
    работа состоит из введения, трех глав,
    заключения и списка использованной
    литературы.
  • 1
    Централизация и децентрализация
    управления организацией
  • 1.1
    Общая характеристика систем управления

Оpгaнизaции,
в кoтopыx pyкoвoдcтвo выcшeгo звeнa ocтaвляeт зa
coбoй бoльшyю чacть пoлнoмoчий, нeoбxoдимыx
для пpинятия вaжнeйшиx peшeний, нaзывaютcя
цeнтpaлизoвaнными.

Дeцeнтpaлизoвaнныe
opгaнизaции — тaкиe opгaнизaции, в кoтopыx
пoлнoмoчия pacпpeдeлeны пo нижecтoящим ypoвням
yпpaвлeния. Нa пpaктикe нe вcтpeчaeтcя пoлнocтью
цeнтpaлизoвaнныx или дeцeнтpaлизoвaнныx
opгaнизaций.

Для тoгo, чтoбы oпpeдeлить,
нacкoлькo дaннaя opгaнизaция цeнтpaлизoвaнa
пo cpaвнeнию c дpyгими, выявляют cлeдyющиe
xapaктepиcтики:

  1. Кoличecтвo peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx yпpaвлeния. Чeм бoльшe чиcлo peшeний, кoтopыe пpинимaют нижecтoящиe pyкoвoдитeли, тeм мeньшe cтeпeнь цeнтpaлизaции;

  2. Вaжнocть peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx;

  3. Пocлeдcтвия peшeний, пpинимaeмыx нa нижecтoящиx ypoвняx. Еcли pyкoвoдитeли cpeднeгo звeнa мoгyт пpинимaть peшeния, зaтpaгивaющиe бoлee чeм oднy фyнкцию, тo opгaнизaция cлaбo цeнтpaлизoвaнa;

  4. Кoнтpoль зa paбoтoй пoдчинeнныx. В cлaбo цeнтpaлизoвaннoй opгaнизaции выcшee pyкoвoдcтвo peдкo пpoвepяeт пoвceднeвныe peшeния пoдчинeнныx pyкoвoдитeлeй. Оцeнкa дeйcтвий дeлaeтcя нa ocнoвaнии cyммapныx дocтигнyтыx peзyльтaтoв. [1]

  1. Дocтoинcтвa
    цeнтpaлизoвaнныx cтpyктyp
    cocтoят в cлeдyющeм:

  2. цeнтpaлизaция yлyчшaeт кoнтpoль и кoopдинaцию
    cпeциaлизиpoвaнныx фyнкций, yмeньшaeт
    кoличecтвo и мacштaбы oшибoчныx peшeний,
    пpинимaeмыx мeнee oпытными мeнeджepaми;

  3. cильнoe цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт
    избeжaть cитyaций, пpи кoтopыx oдни oтдeлы
    фиpмы pacтyт и paзвивaютcя зa cчeт дpyгиx или
    opгaнизaции в цeлoм;

  4. цeнтpaлизoвaннoe yпpaвлeниe пoзвoляeт бoлee
    экoнoмнo и лeгкo иcпoльзoвaть oпыт и знaния
    пepcoнaлa цeнтpaльнoгo aдминиcтpaтивнoгo opгaнa.

Под
децентрализацией понимается передача
права принятия решений низовому
оперативно-хозяйственному звену –
производственным отделениям, пользующимся
хозяйственной самостоятельностью. Это
предполагает высокую степень координации
деятельности но всех уровнях управления
фирмой, выступающей как единое целое.[1]

Принцип
сочетания централизации и децентрализации
в менеджменте предполагает необходимость
умелого использования единоначалия и
коллегиальности. Под единоначалием
понимается предоставление высшему
руководителю фирмы или подразделения
такой полноты власти, которая необходима
для принятия решений, и персональной
ответственности за порученное дело.[3]

Коллегиальность
предполагает выработку коллективного
решения на основе мнений руководителей
разного уровня и прежде всего исполнителей
конкретных решений – руководителей
производственных отделений.

Коллегиальность
повышает объективность принимаемых
решений, их обоснованность и способствует
успешной реализации таких решений.

Однако принятие коллегиальных решений
происходит намного медленнее, чем
индивидуальных.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/34263/kursovaya-problemy-centralizacii-decentralizacii-upravlenii-organizaciey.html

Централизация и децентрализация

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт дистанционного образования

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Контрольная    работа

По дисциплине: Теория организации

Тема: Централизация и децентрализация

Выполнил:

Студент    курса

 семестр

Содержание:

Введение…………………………………….…….…….3

Часть 1…………………………………………….……..5

Часть 2……………………………………………….….12

Заключение………………………………………….….20

Список литературы……………………………….……21

Введение

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации

Централизация — одна из двух форм монополизации (другая — концентрация). Централизация и концентрация — две стороны одного экономического процесса. Централизация представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением и ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка голосующих акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. холдинг) над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных технико-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних систем, и это единственное направление создания промышленно-финансовых групп, являющихся стержнем любой национальной экономики

Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией.

Она облегчает процессы принятия решений, стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией.

Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством.

Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации (НИИ, ОКБ, центральный склад с большим объемом погрузочно- разгрузочных работ и т.д.).

Негативные стороны децентрализации — эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос.

Часть 1. Сущность централизации и децентрализации. Основные преимущества и недостатки для крупных и малых предприятий

В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. На другом конце экстремума находятся организации, где процесс принятия решений переместился вниз, к руководителям наиболее тесно связанным с конкретным вопросом, по которому принимается решение. Первый случай известен как централизация второй — как децентрализация

Термин «централизация» относится к степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано только с формальной властью, т.е. с правами, которыми наделено определенное лицо в организации.

Преимущества централизации:

1. Централизация улучшает 
контроль и координацию специализированных 
независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями

2. Сильное централизованное 
управление позволяет избежать 
ситуации, при которой одни отделы 
организации растут и развиваются за счет других или организации в целом

3. Централизованное управление 
позволяет более экономно и 
легко использовать опыт и 
знания персонала центрального 
административного органа

Чем больше организация, тем более сложные решения она принимает. Во многих фирмах необходимо принимать относительно быстрые решения в связи с поведением конкурентов, изменением потребностей клиентов, поступающими жалобами клиентов или работников. В случае, когда скорость принятия решений критическая, необходимо прибегнуть к определенной децентрализации. Однако децентрализовать — это не значит отменить контроль. Контроль должен быть настолько эффективен, чтобы децентрализованные действия можно было бы правильно оценить

Суть организаций «команд и контроля» состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: руководители и персонал принимают решения, управляющие среднего звена передают, и согласовывают их, работники выполняют. Сопоставительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», слишком дороги, медленно приспосабливаются и плохо реагируют на потребности клиентов, слишком ограничены в творчестве инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции. Становится все более ясным, что «командно-контрольный» тип управления — это неадекватный ответ на современные потребности клиентов и возрастающую роль научных принципов управления.                                                          

Факторы, определяющие условия и стратегию деятельности организации, в настоящее время во многом отличны от тех которые существовали в прошлом. Рынки конечного использования продукции требуют более быстрой и целенаправленной ответной реакции, Возрастают объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Технологические возможности получать, обрабатывать и передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники и телекоммуникаций сделали реальным распределение принятия решений («команд») без потери контроля. Работники сейчас лучше образованы, составляют меньшее количество и требуют большего участия и разнообразия в работе. Стратегия все больше смешается от конкурентных условий, основывающихся на ценах и объеме производства, к целям увеличения ценности для клиентов. Сила конкуренции зависит от квалификации, скорости специфичности и уровней, предоставляемых клиентам услуг. Соответственно, существующие хозяйствующие субъекты сталкиваются с тем, что принципы «команд и контроля» ведут к снижению конкурентоспособности

Вот почему все больше пробивает себе дорогу новый набор организационных принципов, ориентированных на создание предпринимательских организаций, где работники всех уровней сосредоточены на увеличении степени удовлетворения потребителей. В таких организациях традиционная иерархическая структура больше не является единственной или доминирующей. В соответствии с функциями члены организации объединяются в команды, осуществляют перекрестное обучение и обеспечиваются коммерческой информацией, дающей им возможность выполнять несколько функций,  быстро реагировать на изменяющиеся потребности. Формирование таких команд, решающих специфические задачи повышения эффективности функционирования, является скорее нормой, чем исключением. Структуры стремятся к большей гибкости, хотя рационально построенная иерархия сохраняется

Такие процессы, как групповое решение проблем, последовательные усилия по обновлению производства и т.д., создают условия для интеграции функций и обеспечивают базис для регулярной адаптации структур к изменяющимся потребностям клиентов. Принципиальное значение имеет отказ от сложившихся стереотипов, согласно которым важные указания спускаются свыше и отступление от предписаний будет наказуемо. Каждый член организации должен стремиться к целям групповой работы, решению проблем и принятию риска. Перестройка организаций в указанном направлении возможна путем соединения перепроектирования действующих блоков «снизу доверху» и последовательных организационных инициатив «сверху донизу»

В децентрализованных организациях действия по разрешению проблем могут предприниматься более быстро, большее количество людей участвует в достижении конечного результата

Децентрализация требует такой организации управленческой деятельности, которая позволяла бы принимать трудные и ограниченные во времени решения. Анализ опыта децентрализации в структурах управления позволяет выявить целый ряд преимуществ таких организационных перестроек

Во-первых, в результате децентрализации активнее развиваются профессиональные навыки руководителей, власть и ответственность которых за принятие решений возрастает

Во-вторых, децентрализованная структура ведет к усилению соревновательности в организации, стимулирует руководителей к созданию атмосферы конкуренции

В-третьих, в децентрализованной модели организации руководитель может проявлять больше самостоятельности в осознании и определении своего личного вклада в решение проблем. Расширение свободы действий ведет к созидательности и изобретательности, а управлении, к стремлению внести вклад в рост и развитие фирмы в целом

В-четвёртых, децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых да высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней

Необходимо отчетливо понимать, что процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и расходов. Приходится в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников к переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов

В любом случае более высокая степень децентрализации в организациях, рассматриваемая как передача в низовые звенья процесса принятия решений, предполагает, что:

1. Большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

2.   Решения, принятые на низших уровнях, более важны;

3. Различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;

4. Уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом

Такой подход приводит к высокой автономности в принятии решений в отдельных подразделениях, к расширению свободы от непосредственного централизованного контроля. Благодаря этому растет ответственность подразделений за их прибыльность или убыточности. Эти подразделения представляют собой относительно автономные замкнутые на себя небольшие компании в структуре основной компании

Сравнение различных типов организационных структур показывает, что организации с меньшим количеством уровней и более широким охватом контролем оказываются более гибкими и динамичными, чем централизованные пирамидальные структуры. Широкий охват контролем облегчает передачу власти вниз, ее децентрализацию.  Создаются условия для деятельности лучше обученных и тренированных руководителей, сокращения сети коммуникаций, уменьшения административной дистанции между уровнями управления

На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывает размер организации влияет, прежде всего на ее сложность. Если организация принимает большое количество работников, она будет стремиться извлечь экономическую выгоду из специализации. Результатом станет возросшая горизонтальная дифференциация. Группировка сходных функций способствует эффективности внутри группы, однако может вызвать конфликты. Приходится развивать вертикальную дифференциацию, чтобы координировать горизонтально организованные подразделения. По мере того как организации увеличивают количество своих работников, добавляется больше организационных проблем. При увеличении размеров организацией проще управлять, если она достаточно формализована

  Согласно результатам проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью на международных рынках

Источник: https://www.referat911.ru/Teoriya-organizacii/centralizaciya-i-decentralizaciya/368420-2825514-place1.html

5.6. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой

Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Централизованными организациями называются те, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений. Децентрализованные организации — такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией — это проблема выбора оптимальной конструкции организации. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела).

  • Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики:
  • — количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
  • — важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более, чем одну функцию, то организация слабо централизована;

— контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.

  1. Достоинства централизованных структур состоят в следующем:
  2. — централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций;
  3. — уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;
  4. — сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирм растут и развиваются за счет других или организации в целом;
  5. — централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
  6. Преимущества децентрализованных структур:
  7. — управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации;
  8. — децентрализация дает возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает;
  9. — децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией;
  10. — децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры.
  11. При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы:
  12. 1) капиталоемкость принимаемых решений, многие предприятия документально фиксируют конкретную сумму, в пределах которой руководитель может принимать те или иные решения;
  13. 2) единообразие политики;
  14. 3) размеры предприятия. Существует предел, до которого централизация дает эффект, после превышения этого предела актуален вопрос о децентрализации;
  15. 4) организационная культура;
  16. 5) философия управления;
  17. 6) стремление частей к самостоятельности. Выделение части из целой организации сопровождается стремлением этой части превратиться в новое целое;
  18. 7) наличие соответствующих кадров. Если у руководителя отсутствуют нижестоящие уровни, которые готовы принять на себя большую ответственность, то это не может способствовать развитию процессов децентрализации, а может даже перерасти в скрытое сопротивление этому процессу;
  19. 8) развитие техники контроля;
  20. 9) степень разделения труда;
  21. 10) тип предпринимательства. Высокая скорость изменения невозможна в условиях жесткой централизации;

11) изменение внешней среды. Государственная политика в области демонополизации, налогообложения может способствовать развитию централизации или децентрализации.

Выходные данные учебника:

Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. — ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

Источник: https://port-u.ru/postroeniestruktury/centridecentr

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии