Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Предприятие, товарищество, хозяйственное общество, кооператив, корпорация.
Задание 3-1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».
1) фирма 2) предпринимательство 3) предложение
4) инвестиции 5) спрос 6) инфляция
Задание 3-2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».
1) амортизация 2) конвертируемость 3) инвестиции
4) эмиссия 5) конкуренция 6) издержки
Задание 8 Установите соответствие между примерами и видами собственности:
ПРИМЕР |
ВИД СОБСТВЕННОСТИ |
||||
А) недвижимое имущество компании ООО «Василёк» Б) приватизированная гражданином квартира В) автомобиль, закреплённый за гаражом воинской части Г) имущество посольства РФ в Китае Д) полученный по наследству внуком дачный участок |
1) частная 2) государственная |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Задания 9
1. По окончании колледжа студент планирует открыть индивидуальное предприятие. Найдите в приведенном списке примеры трудностей, с которыми он может столкнуться при такой форме организации бизнеса, 1 3 5
1) высокий риск вложения капитала
2) ограниченность свободы действий
3) ограниченность средств на рекламу
4) сложность управления предприятием
5) ограниченность средств для привлечения профессионалов
2. Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать собственное частное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов. 234
1) лёгкость получения банковских кредитов
2) высокая степень сохранности коммерческой информации
3) простота организации и управления
4) не надо делиться прибылью с совладельцами
5) достаточно средств для рекламной кампании
6) возможность привлечь высококлассных специалистов
3. Алина и Сергей составляют бизнес-план развития своего предприятия. Что из перечисленного они могут использовать как источники финансирования своего бизнеса? Запишите цифры, под которыми эти источники. 245
1) совершенствование производственных технологий
2) амортизационный фонд
3) повышение производительности труда
4) доходы от реализации продукции предприятия
5) привлечение кредитов
6) налоговые отчисления
4. Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? 234
1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.
2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.
3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.
4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.
5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.
6) Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.
5. Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Акционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. 156
1) дает право на участие в управлении фирмой
2) дает право на получение фиксированного дивиденда
3) дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства
4) дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по истечении срока погашения
5) дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соответствующих решений
6) является долевой ценной бумагой
6. Василий решил создать коммерческую организацию. Какие первые шаги он должен для этого предпринять? 246
1) уплатить подоходный налог 2) оформить учредительные документы
3) подтвердить свою кредитоспособность
4) пройти государственную регистрацию 5) внести залоговую сумму
6) выбрать организационно-правовую форму предприятия
7. Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции?16
1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров
2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок
3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обычным акциям
4) на получение части прибыли, зависящей от её величины
5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров
6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций
8. Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны. 134
1) доступна для гражданского оборота
2) призвана поддерживать стабильность национальной валюты
3) подтверждает участие в бизнесе
4) наделяет владельца правом на получение дивидендов
5) выпускается на ограниченный срок
6) носит долговой характер
9. Решив заняться предпринимательской деятельностью, Сидоров выбрал в качестве ОПФ статус ИП. Что из приведённого в списке относится к преимуществам 125
1) упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта
2) льготная система налогообложения
3) полная имущественная ответственность по обязательствам
4) отсутствие компаньонов по бизнесу
5) свободное использование выручки
6) обязательная государственная регистрация
10. Фирма Z планирует расширение производства. Что из приведённого ниже они могут использовать как источники финансирования бизнеса? 146
1) привлечение кредитов 2) налоговые отчисления
3) повышение производительности труда
4) прибыль от реализации продукции предприятия
5) совершенствование производственных технологий
6) выпуск и размещение акций предприятия
11. Решив создать коммерческую организацию, учредители выбрали в качестве ОПФ ООО. Что из приведённого в списке относится к преимуществам данной ОПФ? 126
1) упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта
2) небольшой минимальный размер учредительного капитала
3) полная имущественная ответственность по обязательствам
4) отсутствие имущественной ответственности учредителей по обязательствам организации
5) свободное использование выручки
6) возможность учредителей выйти из организации с компенсацией принадлежащей им доли
-
В стране Н. государство решило выкупить у частных компаний предприятия, ставшие убыточными. Какое понятие используется для характеристики этих властных решений государства?
-
приватизация 3) девальвация
-
национализация 4) акционирование
-
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ |
А) предоставляет право на участие в управлении компанией Б) даёт право на получение фиксированного процента B) удостоверяет отношения долга Г) предоставляет право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока Д) удостоверяет право обладателя на долю в капитале компании |
1) облигация 2) обыкновенная акция |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
-
Установите соответствие между примерами и видами источников финансирования.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ |
А) чистая прибыль фирмы Б) государственный заказ В) получение кредитов Г) амортизационные отчисления Д) выпуск и продажа ценных бумаг |
1) внутренние 2) внешние |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
15.Найдите в приведенном списке отличительные признаки кооператива. 125
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности
2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов ком. организации
3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна
4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации
5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации
16. Найдите в приведённом ниже списке формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. 234
1) общественное объединение 2) хозяйственное общество
3) хозяйственное товарищество 4) производственный кооператив
5) потребительский кооператив 6) благотворительный фонд
17. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ЦЕННЫХ БУМАГ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
… |
Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия |
Облигация |
Ценная бумага, дающая владельцу право требовать её погашения в установленные сроки |
18. Назовите любые три конкурентных преимущества фирмы и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
1) высокое качество выпускаемой продукции (например, тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает y конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами);
2) привлекательность внешнего вида продукции (например, женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих конкурентов);
3) отличный сервис (например, компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери);
4) удобство расположения офиса (например, предприниматели города Z стремятся арендовать помещения в торговых центрах, расположенных y станций метро).
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант 4
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.
Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа
А1. Биологическую природу человека отражает потребность
1) познавать мир и самого себя 3) участвовать в совместной деятельности
2) иметь потомство 4) осознавать цель своих действий
А2. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется
1) техникой 2) прогрессом 3) культурой 4) искусством
А3. Хозяйственная деятельность человека вдвое увеличила поступление в атмосферу окислов серы и азота. Всё это может иметь негативное влияние на здоровье людей и качество пищевых продуктов. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?
1) экономических 2) геополитических 3) социальных 4) экологических
А4. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является его признание обществом.
Б. Критерием истинности знания является возможность его практического применения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. В стране Н. государство решило выкупить у частных компаний предприятия, ставшие убыточными. Какое понятие используется для характеристики этих властных решений государства?
1) девальвация 2) приватизация 3) национализация 4) акционирование
А6. Направлением государственной политики, обеспечивающим повышение уровня занятости населения, в рыночной экономике является
1) повышение размера пособий по безработице
2) создание фондовых бирж
3) создание возможностей для переквалификации
4) централизованное планирование хозяйственной деятельности государства
А7. Организацию, которая в условиях рынка призвана обеспечить регулярное осуществление купли-продажи акций, облигаций и др. ценных бумаг, называют
1) инвестиционным фондом 3) фондовой биржей
2) центральным банком 4) коммерческим банком
А8. На рисунке отражена ситуация на рынке страховых
услуг (P – цена, Q – количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).
Чем может объясняться подобное изменение?
1) снижением выплат после наступления страховых случаев
2) повышением доходов потребителей
3) введением обязательного страхования автогражданской ответственности
4) увеличением числа страховых компаний
А9. Верны ли следующие суждения об экономическом развитии?
А. Развитие рыночной экономики носит циклический характер.
Б. В условиях рынка происходит только интенсивное развитие экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. К критериям социальной стратификации относится(-ятся)
1) черты характера 2) размер дохода 3) форма проведения досуга 4) политические убеждения
А11. В 2009 году ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого выяснялось владение россиянами различными навыками и умениями. Результаты опроса представлены в таблице.
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
1) значительнее всего молодёжь превосходит пожилых в умении пользоваться компьютером
2) пожилые люди лучше владеют компьютером, чем видеокамерой
3) молодёжь предпочитает покупать одежду в магазине
4) пожилые люди с трудом справляются с приготовлением обеда и шитьём
А12. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Образование в обществе социальных групп связано с переходом в индустриальную фазу развития.
Б. Отношения во всех социальных группах обязательно регулируются официальными документами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13. Нормативный компонент политической системы включает
1) политические партии 2) государство 3) политические традиции 4) политическую культуру
А14. Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Выборы проводятся на безальтернативной основе.
3) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
4) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
А15. В государстве М. действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а также церковь. Какой политический режим существует в данном государстве?
1) демократический 2) олигархический 3) авторитарный 4) тоталитарный
А16. Верны ли следующие суждения о политической деятельности?
А. Государство является одним из субъектов политической деятельности.
Б. Политическая деятельность всегда базируется на научных основах.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А17. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) государственная обеспеченность 3) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан 4) нормативно-правовой характер
А18. Брак между супругами может быть расторгнут только в судебном порядке, если
1) один из супругов осуждён к лишению свободы на срок более 3 лет
2) один из супругов признан судом недееспособным
3) один из супругов признан судом безвестно отсутствующим
4) у супругов есть несовершеннолетние дети
А19. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гражданин В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) потерпевший 2) истец 3) защитник 4) ответчик
А20. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?
А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.
Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1. Какое слово пропущено в таблице?
Функции рынка |
Характеристика |
Информационная |
Рынок предоставляет информацию о ценах, дефицитах и избытке товара |
Регулирующая |
С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара. |
… |
Рынок связывает воедино производителей и потребителей. |
Ответ __________________
В2. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение».
1) Охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное;
4) общественно-опасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ
В3. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ТИПЫ СЕМЕЙ |
A) Жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой. Б) В семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены — домашние дела. B) Отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания. Г) На семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры. Д) Муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены. |
1)патриархальная 2)партнёрская |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
В4. Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гарантированность прав человека
2) разделение властей
3) наличие законодательства
4) верховенство права
5) выборы в представительные органы власти
Ответ: ___________________________.
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Первые законы появились в глубокой древности. (Б) Законодательная деятельность является одной из функций государства. (В) Сегодня в большинстве стран законы принимают всенародно избранные парламенты. (Г) Появление законодательства следует рассматривать как значительное социальное изобретение человечества. (Д) Оно просто необходимо для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся ситуациях жизни.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль корректирует ________(А) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых ________(Б) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. ________(В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми ________(Г). В процессе ________(Д) они усваиваются настолько прочно,
что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства ________(Е). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) внутренний контроль
2) обязанность
3) поведение
4) стратификация
5) социализация
6) внешний контроль
7) санкции
нормы
9) долг
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В7. Что позволяет отнести сказания, былины, обрядовые песни к произведениям народной культуры? Укажите цифры, под которыми указаны признаки народной культуры.
1) сложность восприятия произведений неподготовленным зрителем (слушателем)
2) коммерческий характер (нацеленность на получение дохода) произведений
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
4) анонимность создателей
5) учёт запросов самых широких слоёв общества
6) обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками
Ответ: ___________________________.
В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Познание мира; 2) научное исследование; 3) народная мудрость;
4) теоретическое обобщение; 5) художественный образ.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)
С1. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
С2. Авторы пишут о неоднозначности влияния неравенства на общество. Приведите по одному данному авторами объяснению положительного и отрицательного влияния неравенства на общество. Приведите вывод, который сделали авторы, проанализировав влияние неравенства.
С3. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.
С4. Каково, по мнению авторов, экономическое последствие попыток введения уравнительного распределения? Опираясь на обществоведческие знания и знания из смежных дисциплин, поясните этот вывод и конкретизируйте его на примере.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
С6. Назовите три любых объекта гражданских прав и проиллюстрируйте примерами правоотношения, возникающие по их поводу.
С7. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.
С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Виды знаний». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1. «Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай» (К. Гельвеций).
С9.2. «Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех, которые живут, чтобы заставлять работать других» (К. Раиберти).
С9.3. «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Д. Карнеги).
С9.4.«Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).
С9.5. «Закон никогда не делал людей справедливыми, а, напротив, вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителями несправедливости» (Г. Торо).
А5. В стране Н. государство решило выкупить у частных компаний |
||||||||
Пробный экзамен по обществознанию. Вариант 2. |
предприятия, ставшие убыточными. Какое понятие используется для |
|||||||
характеристики этих властных решений государства? |
||||||||
Часть 1 |
1) |
девальвация |
||||||
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером |
2) |
приватизация |
||||||
выполняемого вами задания (A1–A22) поставьте знак «×» в клеточке, |
3) |
акционирование |
||||||
номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
4) |
национализация |
||||||
А1. Биологическую природу человека отражает потребность |
А6. К числу факторов производства относится |
|||||||
1) |
участвовать в совместной деятельности |
|||||||
2) |
осознавать цель своих действий |
1) |
капитал |
|||||
3) |
познавать мир и самого себя |
2) |
торговля |
|||||
4) |
иметь потомство |
3) |
потребление |
|||||
ru |
||||||||
4) |
распределение |
|||||||
А2. Научные знания, в отличие от обыденных, |
net |
|||||||
1) |
предполагают проверку истинности полученных сведений |
|||||||
2) |
отражают окружающую действительность |
А7 Центральный банк |
||||||
. |
. |
|||||||
3) |
формируются на основе жизненного опыта |
1) |
осуществляет эмиссию денег |
|||||
4) |
передаются из поколения в поколение |
2) |
выдает ипотечные кредиты |
|||||
kdr |
3) |
утверждает законы, регулирующие экономическую деятельность |
||||||
А3. Какую функцию науки иллюстрирует выведение неприхотливых, |
4) |
принимает вклады граждан |
||||||
устойчивых к болезням пород домашних животных? |
||||||||
1) |
мировоззренческую |
А8. На рисунке отражена ситуация на рынке автомобилей – линия спроса D |
||||||
2) |
производственную |
|||||||
3) |
прогностическую |
переместилась в новое положение D1. Это перемещение может быть связано, |
||||||
4) |
познавательно-объяснительную |
в первую очередь, с |
P |
D1 |
||||
D |
||||||||
А4. Верны ли следующие суждения о типах общества? |
||||||||
А. В постиндустриальном обществе важнейшими социальными ценностями |
||||||||
являются способность и готовность к изменениям и инновациям. |
P – цена товара, Q – объём спроса товара |
|||||||
Б. В индустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, |
Q |
|||||||
границы между социальными общностями устойчивы. |
1) |
уменьшением издержек производства автомобилей |
||||||
1) |
верно только А |
|||||||
2) |
верно только Б |
2) |
увеличением объёма услуг общественного транспорта |
|||||
3) |
верны оба суждения |
3) |
увеличением доходов населения |
|||||
4) |
оба суждения неверны |
4) |
совершенствованием технологии производства автомобилей |
А9. Верны ли следующие суждения об экономической науке? |
3) |
правящие и оппозиционные |
||||
4) |
региональные и национальные |
|||||
А. Экономическая наука изучает хозяйственную деятельность людей. |
А15. В государстве С существует свободная конкуренция различных партий, |
|||||
Б. Экономическая наука изучает только современное общество. |
||||||
1) |
верно только А |
программ, лидеров в борьбе за голоса избирателей. Какому политическому |
||||
2) |
верно только Б |
режиму присуще это явление? |
||||
3) |
верны оба суждения |
1) |
тоталитарному |
|||
4) |
оба суждения неверны |
2) |
авторитарному |
|||
А10. По какому признаку люди образуют такую социальную общность, как |
3) |
республиканскому |
||||
4) |
демократическому |
|||||
москвичи? |
А16. Верны ли следующие суждения о государстве? |
|||||
1) |
территориальному |
|||||
2) |
этнонациональному |
А. Государство является институтом политической власти. |
||||
3) |
социально-классовому |
Б. Государство обладает аппаратом управления и принуждения. |
||||
4) |
экономическому |
ru |
||||
1) |
верно только А |
|||||
А11. Видом социальных норм являются |
2) |
верно только Б |
||||
1) |
убеждения |
3) |
верны оба суждения |
|||
2) |
социальные роли |
net |
||||
. |
.4) оба суждения неверны |
|||||
3) |
обычаи |
А17. Какая форма юридического лица, являющегося коммерческой |
||||
4) |
санкции |
|||||
А12. Верны ли следующие суждения об этнических общностях? |
организацией, предполагает, что прибыль распределяется между работниками |
|||||
в соответствии с их трудовым участием? |
||||||
А. Племена, народности, нации – это исторические формы этноса. |
1) |
открытое акционерное общество |
||||
Б. Условием возникновения большинстваkdrэтносов является общность |
2) |
производственный кооператив |
||||
территории и общность языка. |
3) |
закрытое акционерное общество |
||||
1) |
верно только А |
4) |
унитарное предприятие |
|||
2) |
верно только Б |
А18. К принципам демократического судопроизводства относят |
||||
3) |
верны оба суждения |
|||||
4) |
оба суждения неверны |
1) |
обязательность личного признания обвиняемого для вынесения приговора |
|||
А13. Нормативный компонент политической системы включает |
2) |
отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях |
||||
3) |
оказание влияния на судей общественными организациями |
|||||
1) |
политическую культуру |
4) |
возможность разбирательства уголовных дел судом присяжных |
|||
2) |
государство |
А19. Какое из перечисленных ниже действий повлечёт за собой гражданско- |
||||
3) |
политические партии |
|||||
4) |
политические традиции |
правовую ответственность? |
||||
А14. С точки зрения отношения к государственной власти политологи выделяют |
1) |
Иван не уплатил налог на прибыль, полученную принадлежащей ему фирме. |
||||
2) |
Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного домика. |
|||||
партии |
3) |
Предприниматель дал взятку должностному лицу. |
||||
1) |
либеральные и консервативные |
4) |
Руководитель предприятия не выполнил предписания пожарной инспекции. |
|||
2) |
левые, правые и центристские |
А20. Верны ли следующие суждения о субъектах правоотношений? |
В3. Установите соответствие между проявлением экономической жизни |
||||||||||
А. Юридическое лицо может вступать в правоотношения только с юридическим |
общества и соответствующим ему смыслом понятия «экономика»: к каждой |
||||||||||
лицом. |
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из |
||||||||||
Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют |
второго столбца. |
||||||||||
права и юридические обязанности. |
|||||||||||
1) верно только А |
ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ |
СМЫСЛ ПОНЯТИЯ |
|||||||||
2) верно только Б |
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
«ЭКОНОМИКА» |
|||||||||
3) верны оба суждения |
А) дискуссия специалистов о путях прове- |
1) экономика как хозяйство |
|||||||||
4) оба суждения неверны |
дения экономической реформы |
2) экономика как наука |
|||||||||
Часть 2 |
Б) составление бизнес-плана фирмы |
||||||||||
В) выплата налогов научно- |
|||||||||||
Ответом к заданиям этой части (В1–В7) является слово |
исследовательским центром |
||||||||||
(словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы |
Г) продажа товара в магазине |
||||||||||
сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 |
ru |
||||||||||
Д) разработка принципов развития |
|||||||||||
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой |
рыночного хозяйства |
||||||||||
клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
||||||||||
net |
|||||||||||
цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии |
. |
||||||||||
с приведёнными в бланке образцами. |
. |
Ответ: |
|||||||||
kdr |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
||||||
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице. |
|||||||||||
Судебный процесс |
В4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной |
||||||||||
(традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||
ПРОЦЕСС |
ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА |
1) совместное проживание нескольких поколений |
|||||||||
Уголовный |
Изобличение преступников, предание их суду, |
2) принятие решений всеми членами семьи |
|||||||||
назначение наказания. |
3) экономическая зависимость женщины от мужчины |
||||||||||
… |
Исковые дела по спорам, возникающим из |
4) справедливое разделение домашних обязанностей |
|||||||||
семейных правоотношений. |
5) возложение домашних обязанностей на женщину |
||||||||||
6) экономическая самостоятельность женщины |
|||||||||||
Ответ: ___________________________. |
Ответ: ___________________________. |
||||||||||
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, |
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого |
||||||||||
характеризуют социальную динамику. |
обозначено определённой буквой. |
||||||||||
1)прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация |
(А)В стране состоялся референдум по вопросу принятия новой конституции. |
||||||||||
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу |
(Б)Сторонники конституции одержали верх над её критиками и противниками. |
||||||||||
цифры, под которыми они указаны. |
(В)Думается, что победители впали в преждевременную эйфорию. |
||||||||||
(Г)Оппозиция уже заявила о том, что готовит акции протеста. |
Ответ:
9) |
отношение |
|||||||||||||||
Определите, какие положения текста носят |
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. |
|||||||||||||||
1) фактический характер |
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. |
|||||||||||||||
2) характер оценочных суждений |
Ответ: |
|||||||||||||||
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
||||||||||
выражающую его характер. |
||||||||||||||||
Ответ: |
||||||||||||||||
В7. В стране Н. развито фабричное производство. Какие иные признаки |
||||||||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
|||||||||||||
свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального |
||||||||||||||||
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. |
типа? |
|||||||||||||||
1) |
Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство. |
|||||||||||||||
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на |
2) |
Религия оказывает значительное влияние на развитие общества. |
||||||||||||||
место пропусков. |
3) |
Формируется класс промышленных рабочих. |
||||||||||||||
«Правовая норма – это общее ________ (А) поведения, установленное |
4) |
Существует разделение труда. |
||||||||||||||
государством, регулирующее общественные ________ (Б). Юридические |
ru |
|||||||||||||||
5) |
Происходит механизация и автоматизация производства и управления. |
|||||||||||||||
нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим |
Ответ: ___________________________. |
|||||||||||||||
разнообразием. Однако существо их таково, что они, несмотря на |
||||||||||||||||
net |
||||||||||||||||
разнообразие, обнаруживают тесную ________ (В), представляя |
.В8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных |
|||||||||||||||
в совокупности единую ________ (Г). Основной частью системы права |
понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно |
|||||||||||||||
являются ________ (Д) права. Система права включает в себя такие отрасли |
указано. |
|||||||||||||||
kdr |
||||||||||||||||
права, как конституционное, гражданское, трудовое, семейное,. |
1)объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, |
|||||||||||||||
административное, уголовное и другие. Нередко слова «право» и «закон» |
4) |
субъекты деятельности, 5) структура деятельности. |
||||||||||||||
используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами |
Ответ: ___________________________. |
|||||||||||||||
называются правовые акты, которые, по общему правилу, принимаются |
||||||||||||||||
законодательным органом государственной ________ (Е) и являются |
главными. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Cписок терминов:
1)правило
2)норма
3)взаимосвязь
4)система
5)судопроизводство
6)власть
7)отрасль
указ президента
Часть 3 |
С1. Как философ оценивает значение гипотез в научном познании мира? |
||
(Приведите две авторские оценки.) |
|||
Для ответов на задания этой части (С1–С8) используйте бланк |
|||
ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем |
|||
развернутый ответ на него. |
С2. Почему автор берет в кавычки слово «доказанные», говоря об истинах? |
||
Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от |
Какой известный вам термин использует для обозначения данного вида |
||
полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и |
истин современная теория познания? |
||
полный правильный, и частично правильный ответ. |
|||
Прочитайте текст и выполните задания С1–С4. |
С3. Какие особенности, по мнению автора, характеризуют взгляды |
||
настоящего ученого на научное познание? Укажите три таких |
|||
Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, |
особенности. |
||
покоится на очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда |
С4. Кого называют агностиками? Правомерно ли, по вашему мнению, |
||
отчасти «подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда |
|||
опровергаются и тогда – отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы |
отнести сторонника взглядов, изложенных в тексте, к агностикам? |
||
и драгоценны; без них исследование мира не могло бы совершаться и |
Приведите два обоснования своего мнения. |
||
наука стала бы невозможною. Но они совсем не суть «доказанные |
С5 Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «прибыль»? Привлекая |
||
истины», даже и те из них, которые доселе подтверждались при |
|||
наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем |
ru |
||
.знания обществоведческого курса, составьте два предложения, |
|||
более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность научных |
содержащие информацию о прибыли. |
||
предположений и объяснений. Только настоящие ученые знают границы |
|||
net |
|||
своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание.и далекая |
С6. Проиллюстрируйте примерами реализацию семьёй трёх любых её |
||
цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча. |
функций (сначала назовите функцию, а затем приведите соответствующий |
||
Настоящий ученый прекрасно понимает, что «научная» картина |
пример). |
||
kdr |
|||
мироздания все время меняется, все осложняясь, углубляясь, уходя в |
С7. Государство А. до принятия новой конституции было президентской |
||
детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства. Достаточно |
|||
вспомнить, как изменилась вся картина мира после того, как |
республикой, а после ее принятия стало парламентской республикой. |
||
астрономическая система Птолемея была вытеснена системой Коперника; |
Однако пост президента был сохранен. Кто будет возглавлять |
||
или – что дало науке и народам открытие электричества или радио, или |
исполнительную власть в А.? Какие полномочия сохранятся у президента |
||
беспроволочной передачи, или раскопки доисторических городищ, или |
А.? (укажите любое одно полномочие). Перед кем будет ответственно |
||
спектральный анализ. Настоящий ученый знает, что <…> все его |
правительство? |
||
«определения», «объяснения» и «теории» – попытки приблизиться к |
С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество и его |
||
живой тайне материального и душевного мира. О продуктивности науки |
|||
не стоит спорить: за нее свидетельствуют вся современная техника и |
структура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать |
||
медицина. Но что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то |
эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или |
||
наука плавает по морям проблематичного и таинственного. |
(И. Ильин) |
более детализированы в подпунктах. |
|
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том |
С9.5 |
||||||
Политология |
«Эффективное управление возможно только при |
||||||
содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью |
условии разумного контроля и за самим решением, и |
||||||
выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– |
за его исполнением не только сверху, но и снизу» |
||||||
C9.6). |
(Б. Спиноза). |
||||||
С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, |
|||||||
обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); |
С9.6 |
||||||
сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это |
Правоведение |
«Кто ниспровергает законы, тот грозит самым |
|||||
отношение. |
добропорядочным людям бичом и верёвкой» |
||||||
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой |
(М. Монтень). |
||||||
проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения |
|||||||
используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, |
|||||||
соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и |
ru |
||||||
собственный жизненный опыт. |
|||||||
С9.1 |
|||||||
Философия |
«Разумный человек приспосабливается к миру; |
||||||
неразумный пытается приспособить мир к себе. |
|||||||
. |
|||||||
Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных» |
|||||||
(Б. Шоу). |
net |
||||||
. |
|||||||
С9.2 |
|||||||
Социальная |
«Все люди «идеалисты», они стремятся к чему-то, |
||||||
психология |
kdr |
||||||
выходящему за пределы физического |
|||||||
удовлетворения. Различаются люди именно тем, |
|||||||
в какие идеалы они верят» (Э. Фромм). |
|||||||
С9.3 |
|||||||
Экономика |
«Человек с множеством достоинств добавит к ним |
||||||
ещё два, если окажется способным заработать и |
|||||||
разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус). |
|||||||
С9.4 |
|||||||
Социология |
«Важнейшими человеческими качествами, на |
||||||
которых основываются правила этикета, выступают |
|||||||
тактичность и чуткость» (И.И. Кондрашин). |
|||||||
Итоговый тест по экономике
Семейным бюджетом называется |
||||||||||||
|
||||||||||||
Один из признаков рыночной экономики – |
||||||||||||
|
||||||||||||
3. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В стране Н. происходит резкий рост цен на потребительские товары. Деньги обесцениваются. Падают реальные доходы населения. Какое экономическое понятие используется для характеристики данного процесса? |
||||||||||||
|
||||||||||||
5. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Одним из источников доходов государственного бюджета являются(-ется) |
||||||||||||
|
Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налог»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
8. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите? |
||||||||||||
|
||||||||||||
10. Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
11. Верны ли следующие суждения о ценных бумагах?
|
||||||||||||
|
||||||||||||
12. Центральный банк РФ |
||||||||||||
|
||||||||||||
13. Налоговые поступления в бюджет государства позволяют финансировать социальные программы. Какая функция налогов проявляется в данном факте? |
||||||||||||
|
||||||||||||
14. Что относится к расходам государственного бюджета? |
||||||||||||
|
||||||||||||
15. Валовым внутренним продуктом называют |
||||||||||||
|
||||||||||||
16. Центральный банк, в отличие от коммерческих банков, |
||||||||||||
|
||||||||||||
17. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике? А. Государство является производителем общественных благ. Б. Государство всегда регулирует распределение ограниченных факторов производства. |
||||||||||||
|
||||||||||||
18. В стране Н. государство решило выкупить у частных компаний предприятия, ставшие убыточными. Какое понятие используется для характеристики этих властных решений государства? |
||||||||||||
|
||||||||||||
19. Конкуренция важна, потому что она |
||||||||||||
|
||||||||||||
20. Внедрение достижений науки и техники в производство, как правило, способствует |
||||||||||||
|