Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части размещения сведений в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент в рамках своей компетенции считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона N 44-ФЗ порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 (далее — Правила).
Пунктом 2 Правил установлен перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов.
В соответствии с пунктом 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня:
заключения контракта — информацию и документы, указанные в подпунктах «а» — «ж(1)», «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 Правил;
изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг — информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л», «н» и «п» пункта 2 Правил;
предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта — информацию, указанную в подпункте «и(1)» пункта 2 Правил.
Так, в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 Правил в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта).
Таким образом, заказчик в течение 5 рабочих дней со дня полного исполнения сторонами контракта своих обязательств, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения контракта), по приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплате контракта (отдельного этапа исполнения контракта) размещает в реестре контрактов вышеуказанную информацию в порядке, предусмотренном Правилами.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 N 442 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС), по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также согласно части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ Федеральное казначейство ведет реестр контрактов, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросу, указанному в обращении, заявитель вправе обратиться в Федеральное казначейство.
Скачать вложения:
- Письмо Минфина России от 04.06.2020 № 24-03-07/48234 «О сроке размещения заказчиком информации о приемке и оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в реестре контрактов, заключенных заказчиками» (438 Скачиваний)
Наверх
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Срок размещения в ЕИС документов об исполнении контракта
Срок размещения в ЕИС документов об исполнении контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок размещения в ЕИС документов об исполнении контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 N 11АП-16648/2020 по делу N А72-7492/2020
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа о признании обоснованной жалобы на действия заказчика в части нарушения ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Комиссией Ульяновского УФАС России был сделан вывод об исполнении ООО «Веста» обязательств по заключенному контракту в полном объеме без применения по данному контракту неустоек (штрафов, пеней), поскольку норма части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе содержит указание именно на применение к участнику неустоек (штрафов, пеней), соответственно указанные платежи должны быть произведены участником или взысканы заказчиком в добровольном или судебном порядке. В указанном случае претензия МБДОУ «Детский сад N 38 «Золотой петушок» от 11.12.2019 г., размещенная в реестре контрактов Единой информационной системы относительно нарушения сроков исполнения контракта, никаким образом не подтверждает факт взыскания с ООО «Веста» неустойки (штрафов, пеней), поскольку указанный документ не содержит сведения, подтверждающие, что обществом выставленные заказчиком требования удовлетворены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2023)Информацию и документы об исполнении контракта (его отдельного этапа), за исключением сведений о приемке товаров, работ, услуг и их оплате, направляйте в реестр контрактов не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем подписания вами документов, подлежащих включению в реестр, или за днем, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) представил вам такие документы (пп. «б» п. 15 Правил ведения реестра контрактов).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)3. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
В реестр контрактов по Закону №44-ФЗ
Информация о заключении контракта:
- до 1 июля 2023 года направляется в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;
- в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 1 июля 2023 г., если контракт сформирован и подписан с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, ч.11 ст.8 Закона №360-ФЗ, подпункт “г” п.2 ст.4 Закона №104-ФЗ, подпункт “а” п.15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. ПП РФ от 27 января 2022 г. N 60) (далее – Правила)).
Информация об изменении / расторжении контракта:
- до 1 июля 2023 года направляется в течение 5 рабочих дней с даты заключения контракта;
- с 1 июля 2023 года, если соглашение об изменении / расторжении контракта подписано с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания такого соглашения / расторжения контракта (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, подпункты “а”, “б” п.15 Правил, подпункт “д” п.2 Постановления №60).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:
- до 1 июля 2022 года вносится в течение 5 рабочих дней с даты подписания решения;
с 1 июля 2022 года, если решение подписано с использованием ЕИС, – в течение 3 рабочих дней с даты подписания решения (ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ, подпункты “а”, “б” п.15 Правил, подпункт “д” п.2 Постановления №60).
Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке, если не проводится электронное актирование, направляется не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке (п. 13 ч. 2 ст. 103, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
Информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке, если документ о приемке подписан с использованием ЕИС (проводится электронное актирование), вносится в день подписания документа о приемке (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
Перечисленные ниже документы и информация направляются в реестр контрактов, в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, подлежащего включению в реестр, или за днем представления контрагентом заказчику соответствующего документа:
– заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций) в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа (пп. “б” п.11 Правил);
– информация и документы об уплате заказчиком контрагенту аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в случае оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы РФ) (пп. “в” п.11 Правил);
– информация о прекращении обязательств контрагента, обеспеченных независимой гарантией, и дата такого прекращения (пп. “г” п.11 Правил);
– информация о договорах, заключенных контрагентом с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП, СОНО (в случае заключения контракта, с условиями ч.6 ст.30 Закона №44-ФЗ) (пп. “д” п.11 Правил);
– информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта (пп. “е” п.11 Правил);
– информация и документы о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта, о возврате заказчиком и контрагентом излишне уплаченной (взысканной) неустойки (штрафа, пени) (пп. “ж” п.11 Правил);
– информация и документы о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и об исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных ч. 4 ст. 33 Закона №44-ФЗ (пп. “з” п.11 Правил);
– информация и документы об уплате заказчиком и контрагентом суммы возмещения фактически понесенного ущерба в связи с изменением условий контракта (пп. “г” п.12 Правил);
– информация и документы об уплате заказчиком и контрагентом суммы возмещения фактически понесенного ущерба в связи с расторжением контракта (пп. “б” п.13 Правил);
– информация о признании судом контракта недействительным (пп. “в” п.13 Правил).
Несвоевременное направление или ненаправление в реестр контрактов необходимых документов может быть признано административным нарушением по ч.2 ст.7.31. КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей).
В реестр договоров по Закону №223-ФЗ:
Информация и документы о заключении договора вносится в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора (пп. “а” п. 10 Правил ведения реестра договоров (утв. ПП РФ от 31 октября 2014 г. №1132), ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ).
Информация о договорах с субподрядчиками направляется в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком (пп. “б” п. 10 Правил ведения реестра договоров).
Информация об исполнении договора размещается в течение 10 дней со дня его исполнения, в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и (или) оплаты договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ, пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров).
Сведения об изменении или расторжении договора направляются в течение 10 дней со дня внесения изменений или расторжения (пп. “в” п. 10 Правил ведения реестра договоров, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ).
Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, является административным нарушением по ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
Неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, согласно ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Агафонов Александр Федорович
Юристконсульт Линии юридических консультаций
Алёшин Игорь Николаевич
Бизнес-консультант, предприниматель, эксперт-практик по оптимизации бизнес-процессов и проектов, руководитель консалтинговой группы AL-BPM.
Алиев Нурлан Арифович
Адвокат. Аспирант, Преподователь в СГЭУ
Антипова Наталья Александровна
Эксперт Линии финансовых и кадровых консультаций, специалист по бюджетному учету.
Башкатов Максим Леонидович
Преподаватель кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель направления «Правовое развитие» в Фонде «Центр стратегических разработок», член экспертного совета Службы финансового уполномоченного
Беляева Ольга Александровна
Главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.
Богачева Алла Сергеевна
Специалист в области корпоративного права, юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Богунова Наталья Анатольевна
Специалист в области бухгалтерского и налогового учёта
Букина Ольга Александровна
Практикующий аудитор, налоговый консультант, член учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов, преподаватель, кандидат экономических наук
Булгаков Александр Николаевич
Юрисконсульт Линии юридических консультаций, советник государственной гражданской службы РФ I класса, специалист в области таможенного права.
Вагнер Станислав Александрович
Генеральный директор ООО «БухгалтерияПлюс», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.
Ветрова Дарья Евгеньевна
Юрисконсульт линии юридических консультаций
Гайдук Лариса Владимировна
Налоговый адвокат, эксперт-практик, аудитор, директор аудиторской компании «Метроэк».
Гусева Наталия Михайловна
Директор Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2 класса
Данилова Светлана Викторовна
Ведущий специалист учебно-методического центра.
Данякина Елена Ивановна
Сертификаты ДипИФР, CAP, ДипНРФ. Профбухгалтер, преподаватель ИПБ
Дорошенко Мария Валериевна
Генеральный директор компании «LegalPics», преподаватель Российской академии интеллектуальной собственности (РГАИС)
Желудков Анатолий Евгеньевич
Консультант по финансово-управленческому учету, кандидат экономических наук.
Журавлева Ирина Витальевна
Юрист, консультант по кадровому учету и трудовым спорам, научный редактор журнала «Кадровые решения», создатель и преподаватель курса повышения квалификации «Школа кадровика».
Зайцев Михаил Михайлович
Юрист, директор АНО «ИПЦ «Согласие».
Зуйков Александр Константинович
Практикующий юрист по решению внештатных ситуаций в области трудового законодательства, кадровой политики компаний, охраны труда работодателя, взыскания дебиторской задолженности. Автор многочисленных семинаров по вопросам трудового права.
Кайдаш Виктория Александровна
Руководитель отдела семинаров.
Климова Марина Аркадьевна
Независимый консультант-практик по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и трудового права, кандидат экономических наук.
Котова Любовь Алексеевна
Действительный государственный советник РФ 3 класса, Министерство финансов РФ.
Крутякова Татьяна Леонидовна
Аттестованный преподаватель ИПБ России, автор многочисленных книг и публикаций в профессиональных бухгалтерских изданиях
Леонтьева Татьяна Юрьевна
Ведущий преподаватель Негосударственного образовательного учреждения «Академия кадрового резерва», эксперт, акредитованный Министерством юстиции РФ
Лысов Сергей Владимирович
Член Адвокатской палаты г. Москвы, адвокат АБ «Кульков, Колотилов и партнеры, автор публикаций по вопросам разрешения споров, международного арбитража и банкротства.
Майфет Юлия Юрьевна
Эксперт по налоговому праву, действующий адвокат по налоговым спорам, юрист, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела выездных проверок Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (2009-2015гг.)
Маковская Александра Александровна
Эксперт по гражданскому и корпоративному праву, начальник отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, судья Высшего Арбитражного Суда РФ с 2005 по 2014 год (ВАС с 06.08.2014 включен в состав Верховного суда), имеет первый квалификационный класс судьи, удостоена награды — медаль «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» I и II степеней и звания «Почетный работник судебной системы
Микишанов Алексей Николаевич
Генеральный директор консалтинговой компании «ProBusiness Group», входящей в состав самой крупной российской рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис».
Молочков Андрей Александрович
Специалист в области банкротства
Недозор Александра Александровна
Генеральный директор ООО Юридический центр «Ваше право», юрист
Нефедьева Наталья Геннадьевна
Управляющий директор компании «Ваш, налоговый консультант»
Никитин Роман Игоревич
Юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Никифоров Максим Владимирович
Эксперт в области административного права
Николаева Ольга Викторовна
Бизнес-тренер по деловым тематикам, эксперт учебно-методического центра.
Пилипенко Елена Алексеевна
Магистр юриспруденции, член «Ассоциации юристов России», советник гос. гражданской службы 3 класса, руководитель юридического центра.
Плавник Радион Борисович
Главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России, действительный член Палаты налоговых консультантов России.
Подберёзко Денис Васильевич
Юрист-практик. Сопровождение и организация капитального строительства. Организация бизнес-процессов.
Поликарпова Ольга Валентиновна
Специалист в области бухгалтерского и налогового учета, эксперт Линии финансовых консультаций, налоговый консультант.
Полякова Екатерина Сергеевна
Специалист в области жилищного и семейного права.
Простенко Надежда Владимировна
МВА, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов РФ.
Рабинович Альмин Моисеевич
Руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза», кандидат исторических наук, аудитор
Селезнева Галина Анатольевна
Действительный государственный советник РФ 3 класса, Министерство финансов РФ
Смирнова Татьяна Степановна
Эксперт по налогообложению и налоговому контролю, кандидат юридических наук, начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, проводит налоговые проверки организаций — налогоплательщиков различных форм собственности
Тарасов Артем Александрович
Юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Тимошина Светлана Вячеславовна
Эксперт в области государственных и муниципальных закупок.
Трусова Эмма Валерьевна
Психолог-консультант, преподаватель, сертифицированный тренер профессионального и личностного роста.
Тюрин Антон Станиславович
Юрисконсульт. Линия юридических консультаций.
Удовик Екатерина Юрьевна
Директор агенства недвижимости «Домлайт», входит в президиум Поволжской Гильдии Риэлторов (ПГР), председатель комитета по PR и связям со СМИ в ПГР.
Ушак Наталья Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент, лектор института профессиональных бухгалтеров России, независимый консультант-эксперт в сфере бухгалтерского учёта, налогооблажения и финансов.
Фомин Владимир Михайлович
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Фисун Екатерина Александровна
Ведущий специалист учебно-методического центра.
Церковников Михаил Александрович
Доцент кафедры обязательственного права Исследовательского центра частного права имени С.С.Алексеева при Президенте РФ, кандидат юридических наук
Шарынина Т.В.
Экономист, финансист, методолог, кризисный менеджер
Шилкина Елена Викторовна
Специалист по охране труда.
Заказать
Если Вы являетесь нашим клиентом, то обязательно заполните ИНН:
Заказать
Если Вы являетесь нашим клиентом, то обязательно заполните ИНН:
Рассказываем об основных этапах электронного актирования и отвечаем на наиболее актуальные вопросы участников закупок
С 2022 года участники электронных закупок обмениваются закрывающими документами по контракту с помощью ЕИС. Это полезное нововведение вызывает вопросы у поставщиков, которые сталкиваются со сложностями как в ходе закупки, так и при работе в личном кабинете.
Что такое электронное актирование
Электронное актирование начало действовать с января 2022 года. Электронный документооборот между заказчиком и исполнителем контракта происходит в рамках Закона № 44-ФЗ, с помощью личного кабинета участников закупок в ЕИС. Порядок электронного актирования раскрыт в ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.
В конце статьи вы найдете общий алгоритм электронного актирования для поставщика, работающего в рамках Закона № 44-ФЗ.
В конце статьи есть шпаргалка
Важно: обязанность электронного актирования предусмотрена в отношении извещений о закупках, которые были размещены с 1 января 2022 года. Приемка по иным контрактам, извещения о проведении которых были размещены ранее этой даты, возможна в бумажной форме без обязательного применения функционала ЕИС (Письмо Казначейства РФ от 28.12.2021 № 95-09-11/10-640).
Если вы не сталкивались с процессом электронного актирования, рекомендуем заранее изучить особенности взаимодействия с заказчиком при электронном актировании, чтобы вовремя и правильно оформить соответствующие документы и получить оплату за исполненный контракт с первого раза. В случае необходимости доработать закрывающие документы срок рассмотрения результатов исполнения контракта, как правило, исчисляется заново.
Срок приемки результатов не может составлять более 20 рабочих дней (п. 4. ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Он исчисляется с даты направления документов в ЕИС, а не с даты поставки товара. Таким образом, для сокращения сроков оплаты по контракту настоятельно рекомендуем направлять закрывающие документы в день отгрузки товара, окончания выполнения работы, оказания услуг.
В каких случаях электронное актирование обязательно
Обязательный электронный документооборот касается только электронных способов закупок — как открытых, так и закрытых. Для закрытых электронных процедур предусмотрено право применять или не применять указанный порядок (п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Аналогичное право предусмотрено и в отношении закупок у единственного поставщика. Согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такие закупки на сумму не более 3 млн руб. проводятся в электронной форме, а значит, электронное актирование обязательно.
Таким образом, электронное актирование обязательно для всех электронных процедур, за исключением:
- закупок у единственного поставщика, в том числе малых закупок, по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- закрытых электронных процедур — право, а не обязанность.
Каков алгоритм действий
После поставки товара, выполнения работы или оказания услуги уполномоченное лицо поставщика формирует документ о приемке в сроки, установленные контрактом (п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Большинство заказчиков устанавливает 1–5 рабочих дней, но бывают случаи, когда требования контракта предусматривают направление соответствующих документов в день его исполнения, поэтому обращайте внимание на эти пункты в контракте.
Общий алгоритм электронного актирования
Этап 1. Доступ к электронному актированию открывает заказчик — это его задача. Открыть доступ в ЕИС можно только на этапе исполнения контракта.
Этап 2. Уполномоченное лицо поставщика с соответствующими правами в ЕИС (как правило, это директор, бухгалтер, или тендерный специалист) формирует закрывающие документы с помощью личного кабинета. Есть возможность создать акт, совмещенный со счетом-фактурой, либо отдельно счет-фактуру — это зависит от применяемой исполнителем системы налогообложения.
Обучение для поставщика по Закону № 44-ФЗ
Повышение квалификации онлайн, 96 ак. часов. Удостоверение
Посмотреть программу
Формируя документ, пользователь последовательно заполняет поля и вносит наименование товара, работы, услуги, количество, а также страну происхождения товара (пп. «б–д» п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Указание количества выполненных работ, оказанных услуг возможно в текстовом формате, в то время как для товара это исключительно цифровое обозначение.
Помимо документов, заложенных механизмом электронного актирования, можно добавить иные документы, если они предусмотрены условиями исполнения контракта (пп. «е» п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), к примеру, копию товарной накладной, которая была подписана в бумажной форме при передаче товара на склад.
Сформировав комплект документов, поставщик подписывает и направляет сведения заказчику. Они станут доступны для заказчика не позднее чем через час (п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Этап 3. Заказчик со своей стороны проверяет содержательную часть документа, а также корректность заполнения реквизитов документа, сверяет с тем, что было поставлено. При необходимости указывает сведения о штрафах и пени, предъявленных заказчиком и удержанных по условиям контракта.
Возможно отражение иной информации, к примеру, о налогах для физического лица, если таковым является исполнитель по контракту.
После приемки ТРУ заказчик подписывает документы в ЕИС. Срок, в течение которого должна быть осуществлена приемка, — не более 20 рабочих дней.
Важно: срок исчисляется от даты, когда в личном кабинете заказчика появился подписанный документ от поставщика.
При выявлении несоответствия товара, работы, услуги документам, направленным в ЕИС, или при наличии брака, иных недостатков заказчик вправе отказать в приемке или оформить частичную приемку, если такая предусмотрена условиями контракта. В случае отказа заказчик излагает причины и направляет их поставщику.
Если претензий к товару, работам или услугам у заказчика нет и выявлена, к примеру, ошибка, то заказчик вправе воспользоваться функционалом корректировки документа и направить уведомление в ЕИС поставщику. Важно учитывать, что исправлять документ нужно в те сроки, которые определены контрактом. Требований в рамках Закона № 44-ФЗ к срокам исправления документа нет.
Возможна ли интеграция с бухгалтерскими системами
При исполнении контрактов можно формировать проект документа о приемке во внешних бухгалтерских системах. Для этого в ЕИС доступен сервис информационного взаимодействия с бухгалтерскими системами. Сервис обеспечивает прием проектов документов из внешних систем.
Также возможна обратная интеграция из личного кабинета участника закупок ЕИС в бухгалтерские системы, но только при строгом соответствии документа форматам ЕИС. Практика использования этого сервиса показывает, что интеграция осуществляется небыстро, к этому просто нужно быть готовым.
Более подробно с требованиями к бухгалтерским системам для целей интеграции с ЕИС можно ознакомиться на официальном сайте ЕИС в разделе «Форматы информационного взаимодействия по 44-ФЗ».
Что такое многоэтапное актирование
Возможность многоэтапного актирования предусмотрена функционалом ЕИС. Такая необходимость может возникнуть, например:
- в ходе исполнения контракта, по которому поставка осуществляется по заявкам заказчика, то есть фактически каждая отдельная поставка может подразумевать оплату поставленного товара;
- в случае, когда количество или объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг невозможно определить (Письмо Казначейства РФ № 14-00-05/2543 от 08.02.2022).
Как наделить полномочиями сотрудников поставщика
Для формирования электронного документа о приемке организация или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы в ЕИС.
Для формирования документа о приемке пользователь должен обладать одним из полномочий:
- Руководитель — доступно только для руководителя организации. Пользователь с этой ролью по умолчанию получает все доступные права для работы с закрывающими документами.
- Уполномоченный специалист — присваивается пользователем с полномочием «Руководитель» или «Администратор». Далее пользователю с ролью «Уполномоченный специалист» необходимо назначить права для работы с документом о приемке. Их перечень определяет пользователь с полномочиями «Руководитель» или «Администратор» с установленным правом «Право на определение иных лиц, уполномоченных на осуществление действий в ЕИС и на ЭТП от имени участника закупок».
Для настройки прав работы с электронным актированием необходимо в перечне пользователей найти нужного, выбрать пункт «Права доступа пользователя» и в блоке «Электронный документооборот при исполнении контракта» установить соответствующие права. В зависимости от того, какие действия будет совершать сотрудник, ему назначаются следующие права:
- «Просмотр электронных документов»;
- «Создание и редактирование документов о приемке, корректировочных документов»;
- «Подписание документов о приемке»: доступно для пользователей с полномочиями «Лицо, ответственное за передачу товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг» или «Лицо, ответственное за оформление документов о приемке»;
- «Подписание документов о приемке уполномоченным лицом, имеющим право подписания от лица руководителя».
Документ о приемке будет считаться подписанным при следующей одновременной комбинации полномочий:
- при подписании двумя подписантами: одного с полномочиями «Лицо, ответственное за оформление документов о приемке», другого — «Лицо, ответственное за передачу товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг»;
- при подписании одним подписантом достаточно только установленного полномочия «Лицо, ответственное за оформление документов о приемке».
Подробное описание процесса наделения полномочиями пользователей в зависимости от вида документов в рамках электронного актирования доступно в ЕИС в разделе «Наделение полномочиями».
В конце статьи вы найдете общий алгоритм электронного актирования для поставщика, работающего в рамках Закона № 44-ФЗ.
В конце статьи есть шпаргалка
Как исполнителю работать с закрывающими документами в личном кабинете
Документ о приемке товара, выполненной работе или оказанной услуге формируется в личном кабинете поставщика и сводится к заполнению ряда реквизитов с информацией о грузоотправителе, количестве товара и пр. Подробный процесс работы с закрывающими документами изложен в инструкциях ЕИС.
Если перейти в раздел «Исполнение контрактов» личного кабинета поставщика, отобразится информация об исполнении всех контрактов. Для поиска нужного обязательства можно применить фильтры. Так, при выборе пункта «Контрагенты» в разделе «Исполнение контрактов» отобразится количество новых контрактов, по которым в личном кабинете заказчика открыт доступ на формирование документов о приемке.
В правой части страницы информации по контракту доступно отображение перечня документов о приемке/корректировочных документов по выбранному этапу контракта. Необходимо раскрыть информацию по этапу контракта для просмотра. Цвет индикатора в столбце «Статус документа» обозначает статус документов о приемке/корректировочных документах.
Важно: сформировать и подписать документ о приемке невозможно, пока заказчик не предоставит соответствующий доступ! Если возможности для предоставления документа о приемке нет, необходимо обратиться к заказчику с просьбой открыть доступ.
Какие есть статусы документов о приемке
Чтобы соблюсти предусмотренные контрактом сроки направления документов о приемке, поставщику необходимо отслеживать их статус в ЕИС. Так поставщик может оперативно внести корректировки, прогнозировать сроки поступления денежных средств по контракту.
Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов
Подробнее о курсе
В зависимости от текущего состояния документа о приемке в личном кабинете поставщика отображаются различные статусы:
- Подписано: статус присваивается документу о приемке после его подписания заказчиком без расхождений (полная приемка) и доставки итогового документа о приемке в личный кабинет поставщика в ЕИС.
Цвет индикатора — зеленый. - Подписано с частичной приемкой: статус присваивается документу о приемке в случае, если заказчик частично принял товары, работы, услуги, сформировал документ с расхождениями и направил его в личный кабинет поставщика. При согласии необходимо сформировать корректировочный документ о приемке, который также будет подписан заказчиком.
Цвет индикатора — зеленый. - Принят к учету: статус присваивается счету-фактуре после подписания заказчиком извещения о принятии счета-фактуры к учету и его доставки в личный кабинет поставщика в ЕИС.
Цвет индикатора — зеленый. - На подписании: статус присваивается документу о приемке в случае, если документ должен быть подписан несколькими пользователями и в текущий момент времени подписан лишь одним подписантом.
Цвет индикатора — зеленый.
В этом статусе направить документ заказчику на рассмотрение возможно только после его подписания всеми подписантами. - На рассмотрении: статус присваивается документу после его доставки в личный кабинет заказчика. Для подтверждения доставки в ЕИС формируется системное подтверждение, которое можно посмотреть в личном кабинете поставщика на вкладке «Документы» в разделе «Хронология» карточки документа.
Цвет индикатора — желтый. - Ошибка доставки: присваивается, если в течение 24 часов нет автоматического подтверждения от ЕИС о получении документа заказчиком или поступило извещение об ошибке от ЕИС.
Цвет индикатора — красный.
В этом случае необходимо проверить документы, скорректировать их при наличии ошибок и направить повторно. - Направлено заказчику: статус присваивается подписанному поставщиком документу при направлении его в личный кабинет заказчика до подтверждения о получении в личном кабинете поставщика.
Цвет индикатора — желтый. - Проект: статус присваивается при начальном формировании документа или его возврате на редактирование из иных статусов.
Цвет индикатора — серый.
В чем основные сложности электронного актирования
Реформа электронного актирования призвана улучшить ситуацию как для поставщиков и заказчиков, так и для контролирующих органов. Однако, несмотря на позитивные изменения, остаются и спорные моменты, требующие новых законодательных инициатив в интересах поставщиков. Среди основных проблем выделяют следующие:
- Заказчики включают в контракт обязанность предоставлять копии электронных документов на бумажном носителе на этапе поставки, что противоречит ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. В связи с этим рекомендуем анализировать проект контракта на этапе участия в закупке и своевременно направлять запрос на разъяснения, чтобы исключить это требование, а в случае отказа — обжаловать в УФАС.
- Длительный срок приемки результатов исполнения контракта 20 рабочих дней (п. 4. ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ) нивелирует все реформы в части сокращения сроков оплаты товара. В этом случае поставщик может получить деньги спустя месяц-полтора.
- Техническое несовершенство работы личного кабинета участника закупки (сбои, длительный отклик функционала ЕИС и пр.), которое требует дополнительных временных затрат по загрузке документов, их корректировке. По факту это не упрощает ситуацию для поставщика, а, наоборот, усложняет.
Таким образом, наиболее ощутимое преимущество системы электронного актирования для исполнителей — надлежащее подтверждение полномочий подписантов, а также верификация времени направления и подписания документа с последующим размещением его в ЕИС, что избавляет исполнителя от необходимости направления отчетных документов заказными письмами для надлежащего подтверждения факта получения.
Более подробно процесс электронного актирования описан на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. В частности, там вы найдете подробные инструкции, методические материалы и наглядные видео как для поставщика, так и для заказчика: раздел «Документы» — «Материалы для работы в ЕИС» — «Электронное актирование в ЕИС».
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Алгоритм электронного актирования
128.4 КБ
Скачать
Электронное актирование для поставщика
Юлия Романова
Директор Академии продаж OTC.RU
Специализация: аудит закупочной деятельности, организация периодической проверки и оценки компетенции
дата: 02.02.2022
Содержание:
- Вступление
- Общая информация
- Контрагенты
- Товары, работы, услуги
- Факт передачи ТРУ
- Подписанты
- Дополнительные документы
- Подписание
- Работа с корректировочными документами
Вступление
С 2022 года при исполнении контрактов по электронным процедурам (по конкурсу, аукциону, запросу котировок) формирование закрывающих документов происходит в электронном виде. Участнику необходимо сформировать документы самостоятельно в личном кабинета ЕИС и направить их заказчику. Работа по закрывающим документам ведется из раздела «Исполнение контрактов» в личном кабинете поставщика ЕИС, формирование документов доступно только по контрактам, которые находятся в статусе «Исполнение».
Поставщику доступны к формированию счет-фактура и документ о приемке. Также поставщик может загрузить документ формата xml из внешней системы. Например, поставщик формирует закрывающий документ в 1С, далее загружает в ЕИС и направляет его заказчику.
Когда нужна счет-фактура? Компании, которые осуществляют операции, облагаемые НДС, а также организации, которые получили авансы от своих покупателей (заказчиков), должны выставлять счета-фактуры. Ориентируйтесь на стандартный порядок выставления документов. Если в «бумажном» виде была нужна счет-фактура, то также ее необходимо выставить и в электронном формате.
Для создания документа о приемке в личном кабинете необходимо выбрать требуемый тип документа (счет-фактура или документ о приемке).
Форма документа о приемке содержит разделы, часть из которых подлежит заполнению поставщиком:
- Общая информация
- Контрагенты
- Товары, работы, услуги
- Факт передачи ТРУ
- Подписанты
- Дополнительные документы
- Подписание
Общая информация
Часть сведений в разделе «Общая информация» не подлежит редактированию. Предзаполнены: номер контракта, дата заключения контракта, идентификатор контракта.
Возможно указать отраслевую специфику – для документов о приемке признак по умолчанию включен, если:
- контракт, для которого формируется документ, имеет признак «Предмет контракта относится к работам по строительству».
- в связанном контракте все объекты закупки имеют признак «Лекарственный препарат»,
- контракт заключен на приобретение жилых помещений.
Включить формирование счета-фактуры в документ о приемке- признак доступен для редактирования. Не отображается, если поставщик является физическим лицом. Установлен по умолчанию, за исключением формирования документа о приемке со специализацией «Приобретение жилых помещений» или «Строительство». В зависимости от наличия признака определяется вид документа о приемке: − Счет-фактура и документ о приемке – если признак включен; − Документ о приемке – если признак выключен или поставщик является физическим лицом.
Порядковый номер документа – поле обязательно для заполнения, если не включен признак «Документ без номера».
«Дата составления документа о приемке» — поле обязательно для заполнения. Дата составления документа не может быть меньше текущей даты. Данный контроль срабатывает при подписании документа о приемке несколькими подписантами со стороны поставщика только при подписании первым подписантом.
Валюта- обязательное для заполнения поле (если в рублях контракт был заключен, то поле не редактируется, заполнено по умолчанию).
Дополнительно возможно прикрепить документ в форматах: pdf, docx, doc, rtf, xls, xlsx, jpeg, jpg, bmp, tif, tiff, txt, gif, csv, odp, odf, ods, odt, sxc, sxw, zip, rar. Допустимый размер файла 50 Мб. Также дополнительно возможно добавить информацию о платежно-расчетном документе.
Контрагенты
Вкладка «Контрагенты» состоит из подразделов:
- «Заказчик» – отображается всегда;
- «Поставщик» – отображается всегда;
- «Грузоотправитель» – отображается только в случае, если на вкладке «Поставщик» установлен признак «Грузоотправитель не совпадает с поставщиком» (признак не отображается для документов о приемке со специализацией «Строительство»);
- «Грузополучатели» – отображается только в случае, если на вкладке «Заказчик» установлен признак «Грузополучатель не совпадает с заказчиком» (признак не отображается для документов о приемке со специализацией «Строительство»);
- «Перевозчик» – отображается всегда (признак не отображается для документов о приемке со специализацией «Строительство»).
Сведения о поставщике заполняются в автоматическом режиме на основании данных ЕРУЗ. Остальные разделы подлежат заполнению участником закупки.
Товары, работы, услуги
Если для ТРУ в сведениях о контракте заполнено поле «Тип объекта закупки», то поле «Товар, работа или услуга» наследуется из сведений о контракте и недоступно для редактирования. Если для ТРУ в сведениях о контракте НЕ заполнено поле «Тип объекта закупки», но заполнено поле «Страна происхождения товара», то поле по умолчанию заполняется значением «Товар» и недоступно для редактирования. Если в сведениях о контракте не заполнены поля «Тип объекта закупки» и «Страна происхождения товара», то поле доступно для редактирования путем выбора значения из раскрывающегося списка:
- Товар (отображается по умолчанию)
- Работа;
- Услуга.
Возможна поставка ТРУ с улучшенными характеристиками. Данный признак по умолчанию включен:
- − если в сведениях о контракте (последней размещенной версии) для ТРУ был установлен признак «Объект закупки заменен на товар, работу, услугу, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых улучшены в сравнении с указанными в контракте», то в поле отображается текст «Да (установлено в информации о контракте)», то есть поле не доступно для редактирования;
- − при отсутствии вышеупомянутого признака в сведениях о контракте его возможно включить в документе о приемке в данном поле.
Поле «Налоговая ставка» Данное поле по умолчанию заполняется автоматически значением поля «Налоговая ставка» из сведений контракта. Если в сведениях о контракте значение налоговой ставки для ТРУ = «Без НДС» и был выключен признак «Сформировать документ без учета НДС» на вкладке «Товары, работы, услуги», то поле по умолчанию заполнено значением из контракта и доступно для изменения путем выбора из выпадающего списка, содержащего значения: − 0% − 10% − 20% В остальных случаях поле недоступно для редактирования. Если в сведениях о контракте было указано значение налоговой ставки, при включении признака «Сформировать документ без учета НДС» значение налоговой ставки автоматически изменяется на «Без НДС», без возможности изменения вручную.
Факт передачи товаров, работ, услуг
В данном разделе постащику необходимо отразить факт передачи товара, работы, услуги. В этом разделе возможно указать:
- ✓Товары переданы;
- ✓Результаты работ сдал;
- ✓Услуги оказаны в полном объеме или другое.
По умолчанию поле заполняется, если на вкладке «Товары, работы, услуги» заполнена таблица со сведениями о поставленных товарах (работах, услугах). Значение зависит от типов ТРУ (значения поля «Товар, работа или услуга» в карточке редактирования ТРУ), указанных на вкладке «Товары, работы, услуги».
Дата передачи товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) — поле доступно для редактирования. Дату можно ввести вручную в формате ДД.ММ.ГГГГ, либо путем выбора из календаря. В календаре не доступны для выбора даты, меньше даты заключения контракта и больше текущей даты. По умолчанию поле заполняется значением, указанным в поле «Дата составления документа о приемке» на вкладке «Общая информация». При изменении даты составления документа о приемке значение поля «Дата передачи товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг)» не обновляется. При ручном вводе даты меньше даты заключения контракта или больше даты составления документа под полем будет отображаться текст об ошибке красного цвета.
Подписанты
На вкладке «Подписанты» требуется указать информацию о подписантах, обладающих полномочиями на подписание документов. Здесь возможно добавить несколько подписантов. Для сохранения проекта документа нажмите на кнопку «Сохранить и проверить на нарушения» и далее на кнопку в верхнем правом углу. Документ будет отображаться для этапа контракта, в рамках которого был сформирован, в статусе «Проект».
Дополнительные документы
На вкладке «Дополнительные документы» доступна возможность прикрепить документы, не требующие их подписания со стороны Заказчика.
На вкладке всегда отображаются блоки:
- Платежно-расчетные документы.
- Документы, содержащие информацию о стране происхождения товара или о производителе товара.
- Прочие документы, предусмотренные контрактом.
Подписание
До подписания документа возможно просмотреть печатную форму. В печатной форме будут отображены только позиции детализации, если по товарам, работам, услугам была приведена детализация. Необходимо установить отметку о согласии на подписание указанной информации. Если на вкладке «Подписанты» в таблице подписантов указано более одного подписанта и при этом хотя бы один пользователь (кроме текущего, авторизованного) не подписал документ, то отображается кнопка «Подписать». Если на вкладке «Подписанты» в таблице подписантов указан только один подписант или указано более одного подписанта, но при этом все пользователи, кроме авторизованного, подписали документ, то отображается кнопка «Подписать и направить заказчику». При нажатии на кнопку «Подписать и направить заказчику»/«Подписать» отображается окно для подтверждения действий. Необходимо подтвердить действие. Документ будет направлен заказчику.
Работа с корректировочными документами
Если заказчик принял товары (работы, услуги) не в полном объеме и предоставил информацию о фактически принятых товарах (работах, услугах), то Поставщик в Личном кабинете может сформировать и направить Заказчику корректировочный документ. При этом для документов о приемке со специализацией «Приобретение жилых помещений» заказчикам не доступна функция частичной приемки, а поставщикам — функция формирования корректировочных документов. Следует отметить, что в случае мотивированного отказа необходимо формировать новый документ о приемке, а не корректировочный документ.
Корректировочный документ – это изменение существенных условий (например, цена, количество, стоимость). Исправление – изменение не существенных условий (например, адрес грузополучателя). Важно отметить тот факт, что в корректировочном документе вносятся изменения существенных условий (например, цена, количество, стоимость), поэтому при необходимости внести наряду со значительными изменениями также и незначительные изменения, например адрес грузополучателя, для получения в итоговом документе корректных данных о документе о приемке необходимо сначала создать исправление и изменить, например, адрес грузополучателя, а затем уже после подписания и размещения исправления необходимо сформировать корректировку и изменить количество.
Формирование корректировочного документа осуществляется путем выбора пункта контекстного меню «Создать корректировочный документ» для требуемого этапа контракта или для требуемого документа о приемке.
Электронное актирование в широком смысле подразумевает обмен электронными документами между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на этапе исполнения контракта. До 1 января 2022 года заказчик и поставщик при осуществлении приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг обменивались бумажными документами. С 1 января 2022 приёмка проводится с оформлением электронных документов через ЕИС. Расскажем, как это происходит.
Что такое электронное актирование
Актирование — это составление акта, который фиксирует какое-то событие, действие или сделку. Акт может быть составлен в различных областях, например, в юридической сфере, где акты используются для подтверждения фактов и договорённостей, в бухгалтерском учёте — для фиксации проведённых работ или полученных товаров, а также в других областях, где необходимо официально зафиксировать какое-то действие или событие.
Электронное актирование, в свою очередь, позволяет составлять акты в электронном виде, что удобно для дистанционной работы и быстрой обработки документации.
Федеральный закон № 44-ФЗ определяет порядок проведения государственных и муниципальных закупок в России и включает в себя требования по применению электронного актирования.
Согласно закону № 44-ФЗ, при проведении государственных и муниципальных закупок, документы должны быть подписаны электронной подписью и передаваться через специальную электронную систему.
Для этих целей применяется ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок) — онлайн-сервис, созданный для автоматизации процессов государственных и муниципальных закупок в России. В рамках ЕИС также используется электронное актирование.
Электронное актирование по 44-ФЗ в ЕИС представляет собой процедуру оформления акта выполненных работ или оказанных услуг в электронном виде с использованием электронной подписи. Акт должен быть подписан всеми заинтересованными сторонами (заказчиком и поставщиком), после чего он отправляется на проверку и регистрацию в ЕИС
Электронное актирование в ЕИС упрощает и ускоряет процедуру оформления и подписания актов, что является важным элементом эффективного управления государственными и муниципальными закупками в России.
Для кого электронная приёмка обязательна
Обязательное электронное актирование применяется с 2022 года. Приёмка в электронной форме обязательна для всех поставщиков, которые заключили контракты по результатам электронных процедур, в том числе закрытых. Исключение составляют закрытые закупки силовых структур и закупки малого объёма. Заказчик в проекте контракта обязан указать на электронный порядок приёмки (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), а поставщик не может отказаться от такого способа обмена документами.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи когда электронная приёмка – это обязанность заказчика и когда – право.
Обязательно применяется | Может применяться по желанию заказчика | Не применяется |
---|---|---|
|
|
В закупках малого объёма. |
Электронное актирование: пошаговая инструкция
Как же образом осуществляется электронное актирование? Инструкция включает в себя следующие шаги:
- Зарегистрируйтесь на ЕИС и получите электронную подпись (ЭП).
- Подготовьте акт выполненных работ или оказанных услуг в соответствии с договором.
- Подпишите акт ЭП и отправьте его в ЕИС на проверку и регистрацию.
- Ожидайте подтверждения от заказчика. Если акт отклонён, внесите необходимые изменения и отправьте его снова на проверку.
- Если акт подтверждён, сохраните его копию в вашем личном кабинете на ЕИС.
Это базовая инструкция, и процедура может отличаться в зависимости от конкретных условий вашей сделки и требований заказчика.
Подписание электронного акта о приёмке товаров, работ, услуг происходит в несколько этапов.
Подготовка к приёмке
Открыть доступ к электронному актированию в ЕИС можно только на этапе исполнения контракта — это делает заказчик. Затем поставщик может формировать документы о приёмке. У поставщика должны быть активированы права на просмотр договоров и создание документов о приёмке. Если документ заполняет и подписывает не ИП или руководитель организации, а уполномоченный сотрудник, ему нужна доверенность на подписание актов.
Заполнение документа о приёмке
Для того чтобы заполнить электронный документ о приёмке, нужно зайти в личный кабинет ЕИС и перейти в раздел «Исполнение контрактов». Затем в карточке контракта выбрать документ о приёмке (электронный акт) или загрузить его из внешних систем — файл должен быть в формате xml.
Частично документ будет уже заполнен. В него следует добавить недостающие сведения о компании, поставленных ТРУ и факте их передачи.
В документе о приёмке должны быть указаны:
- идентификационный код закупки (ИКЗ);
- название и местонахождение заказчика;
- наименование объекта закупки;
- реквизиты поставщика;
- наименование ТРУ и место их поставки;
- страна происхождения товара;
- количество поставленного товара, объём выполненных работ и оказанных услуг;
- стоимость исполненных обязательств с указанием цены за единицу товара.
При электронном актировании акт подписывают квалифицированной электронной подписью (КЭП). В течение часа ЕИС передаст документ заказчику. Временем получения будет дата его размещения в ЕИС с учётом часовой зоны заказчика.
«Калуга Астрал» предлагает два вида электронных подписей для физических лиц — Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП. Они подходят для торгов, внутреннего и внешнего ЭДО и для работы на федеральных порталах. Мы обеспечиваем оперативный выпуск и безбумажное продление сертификата, чтобы ваши электронные документы сохраняли свою юридическую силу. Также наши специалисты помогут руководителям организаций и ИП получить электронную подпись в УЦ ФНС «под ключ».
Электронное актирование в ЕИС: сроки
В течение 20 рабочих дней после поступления документа о приёмке заказчик должен его рассмотреть.
Если все данные в документах в порядке и ТРУ поставлены в полном объёме, заказчик заполняет электронный акт о полной приёмке и подписывает его в ЕИС. С даты подписания акта будет отсчитываться срок оплаты по контракту.
Если в оформлении документов есть опечатки или другие неточности, заказчик заполняет уведомление об уточнении, и поставщик вносит соответствующие правки.
Внесение исправлений в документ о приёмке, оформленный в соответствии с ч. 13 ст. 94, включает в себя следующие шаги:
- формирование документа с исправленными данными;
- подписание его УКЭП лиц, имеющих право действовать от имени поставщика и заказчика;
- размещение в ЕИС исправленного документа о приёмке.
Заказчик может принять ТРУ частично. Тогда поставщик формирует корректировочный документ на принятую часть, подписывает его и направляет заказчику.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Частичная приёмка и, как следствие, оформление корректировочных документов о приёмке со специализацией «Строительство» и «Приобретение жилых помещений» невозможны. По ним возможна только полная приёмка или мотивированный отказ от приёмки.
Кроме частичной приёмки, корректировочный документ составляют в случае, если стороны заключили допсоглашение об изменении существенных условий контракта (например, цены, количества ТРУ, ставки или суммы НДС).
Если заказчик не принимает ТРУ, то он должен направить мотивированный отказ от приёмки — в документе должны быть указаны причины. Поставщик может исправить замечания и сформировать новый документ о приёмке. Если действия заказчика неправомерны, их можно обжаловать.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
В ЕИС реализована возможность корректировки документов о приёмке не только поставщиком, но и заказчиком. Внесение заказчиком исправлений в подписанный документ о приёмке возможно только при наличии в сведениях о контракте признака «Контрактом предусмотрено удержание суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю)». Исправить можно только вкладку «Прочие начисления» в части информации о неустойках (штрафах, пени) и налогах (сборах, платежах).
Особенности электронного актирования
Единые правила оформления
Оформлять первичные учётные документы и счета-фактуры следует по единым правилам: стоимостные показатели округляют до второго десятичного знака после запятой. Такую позицию высказал Минфин в письме № 24-03-05/396 от 11 января 2022 года.
Возможность подписывать несколько актов на одном этапе
В своём письме № 14-00-05/2543 от 8 февраля 2022 года федеральное казначейство сообщает, что в ряде случаев можно формировать и подписывать несколько документов о приёмке на одном этапе исполнения контракта. Например, в закупках по заявкам заказчика или в тендерах, где количество или объём поставляемых ТРУ невозможно определить (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).
Формы актов в отдельных сферах деятельности
В строительстве обычно принимают большое количество различных работ и конструктивных элементов, и в документах может быть до нескольких тысяч позиций. Вносить каждую из них в электронный акт неудобно. Поэтому в ЕИС работает сервис по взаимодействию с внешними бухгалтерскими и сметными системами. Он обрабатывает сметы из других программ и переводит их в ЕИС.
Кроме того, есть рекомендованные формы актов для работ по строительству автодорог (письмо Минтранса № Д2/32814-ИС от 27 декабря 2021 года) и объектов капстроительства (письмо Минстроя № 58202-СМ/09 от 30 декабря 2021 года). В соответствии с письмом Росреестра №20-02798/21@ от 28 декабря 2021 года продавцы жилых помещений, застройщики и заказчики по контрактам — приобретатели жилых помещений обязаны формировать и подписывать документ о приёмке в ЕИС в сфере закупок с применением установленных в ЕИС форматов. Основанием для оплаты по таким контрактам будет являться подписанный сторонами контракта в ЕИС электронный документ о приёмке.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Поставщик обязан при формировании документов о приёмке указать отраслевую специализацию, если предметом контракта является:
- выполнение подрядных работ (стройка);
- поставка лекарств;
- закупка жилья.
В противном случае электронная приёмка будет невозможна.
Обменивайтесь юридически значимыми документами с контрагентами в сервисе Астрал.ЭДО. Сервис позволяет просматривать документы в любых форматах, а также поддерживает работу с маркировкой и проверяет, действительна ли электронная подпись контрагента.