Вдоль какого бульвара можно проехать на трамвае в москве

Среда, московское время: 10.34.

Запрыгиваю в трамвай №3 на остановке «Черноморский бульвар», практически равно удаленной от станций метро «Севастопольская» и «Чертановская» и потому нежно любимой местными жителями. Трамвай внезапно пуст: ну не считая еще трех таких же любительниц наземного транспорта.

Маршрут №3, максимально приближенный к современному, сформировался в 1956 году: тогда следование трамвая обозначалось как от станции метро «Кировская» до поселка ЗИС (рабочего поселка Завода имени Сталина). За минувшие 65 лет эти места успели войти в состав Москвы, застроиться пятиэтажками и подготовиться к реновации, а вот в траектории движения трамвая практически ничего не изменилось — конечно, кроме пейзажа за окном.

Симферопольский бульвар, по которому едет трамвай, — некогда главная улица этого рабочего поселка, общего дедушки районов Зюзино и Нагорный. Сейчас, конечно, многоэтажные новые дома здорово испортили шарм, но кое-где еще можно рассмотреть следы былой эпохи — небольшие двух- и трехэтажные домики или, наоборот, парадные дома с украшенными эркерами фасадами. Ну просто представьте себе, что едете по главной улице небольшого поселка, и это будет правдой. Кстати, на этом участке трамвай катится буквально по административной границе — ЮАО и ЮЗАО, Нагорный и Зюзино разделяют именно трамвайные пути. Можно проникнуться торжественностью момента…  ну и зачекиниться, например. С соответствующей припиской: мол, в пандемию выбирать не приходится, так хоть какую границу пересечь уже почитаешь за счастье.

Первая достопримечательность за окном: Москворецкий рынок, известное место паломничества за свежими ягодами и недорогими овощами. Принято считать, что Москворецкий остался едва ли не единственным классическим, нетронутым старомосковским рынком (это гордое звание делит с ним Преображенский), вот только ценители продуктового туризма вздыхают — от метро далековато! Пожалуйста, подсказка: можно на трамвае доехать, удобно.

На светофоре на пересечении с Нахимовским проспектом стоим несколько минут: развязка неудобная и для машин, и для рельсовых. Все, ЮЗАО мы покинули, дальше двигаться будем через Южный округ — и в Центральный. Кстати, вот парадокс: остановка на углу Нахимовского проспекта и Симферопольского проезда вновь называется «Симферопольский бульвар», хотя мы уже пару километров отъехали от «Симферопольского бульвара, 20» и вообще оставили бульвар позади.

На Варшавское шоссе трамвай выбирается через эстакаду — это короткая, но совсем не живописная часть маршрута. Внизу — железнодорожные пути и тоннель, в стороне — строительный рынок «Каширский двор»…  короче говоря, в окно смотреть незачем. Да и есть повод отвлечься: в трамвай нагрянул контролер. По опыту — рановато, обычно они начинают охоту уже внутри Садового. Но, может, решил пораньше поискать безбилетников — с тех пор как отменили вход только через переднюю дверь и через турникет и сделали акт прикладывания «Тройки» к валидатору фактически добровольным, для них столько соблазнов. Однако на этот раз — никого, все пассажиры порядочные и законопослушные. Что, кстати, тоже странно: обычно почти каждый раз можно наблюдать сцену торжественного выдворения из вагона наглого любителя халявы. Кстати, трамвай к этому моменту уже заполнен примерно на треть.

Дальше Варшавское шоссе тоже пейзажами не радует: справа — сплошь строящиеся многоэтажки, слева — то немногое, что осталось от старой застройки. Например, красное кирпичное здание «Варшавских бань». В 2021 году, конечно, бани — это уже скорее что-то вроде спа, а не повод с негодованием отвечать: «Какая баня, у него в квартире есть ванная!», однако успехом они по-прежнему пользуются, народ приезжает.

10.52 — метро «Нагатинская». Первая станция на пути нашего следования — всего через 20 минут. Здесь уже народу ощутимо прибавилось.

10.55 — станция МЦК «Верхние Котлы». Формально, конечно, это две станции одного пересадочного узла, однако на самом деле — самостоятельные единицы: расстояние-то между ними около 2 км. И трамвай — самый приемлемый способ эту пару километров преодолеть: после запуска МЦК даже остановку перенесли (раньше она называлась «Центр международной почты» в честь почтового отделения), кроме того, появилась зебра через Варшавское шоссе. Следующая — почти у съезда на ТТК. Не помню только, по какому тарифу «Тройки» зачтется связка «метро — трамвай — МЦК» и не придется ли за нее платить как за три отдельные поездки. Хотя представителям семейства рельсовых всяко удобнее, чем четырехколесным: с тех пор как в 2016 году запустили движение поездов по МЦК, на этом месте — хроническая пробка. Почему — черт знает: «Ласточки» вроде по собственным рельсам ездят, а не по тротуару, и огромной перехватывающей парковки нет. Однако все равно пробка.

На этот раз пробка усугубляется ремонтными работами. В 2021 году Варшавское шоссе угодило в очередной план по благоустройству в рамках программы «Мой район», поэтому смотреть по сторонам не слишком интересно — кругом ремонт. Обещают, что скоро отремонтируют дороги и тротуары, восстановят газоны, установят новые скамейки и урны, приведут в порядок лестницы и ограждения…  в общем, прекрасный план! В перспективе. Ну а пока — летняя московская пыль, смешавшись с пылью строительной, залетает в окно бегущего трамвая, а за окном мелькают рабочие в оранжевых жилетах. Чуть дальше, с левой стороны, по четную сторону Варшавки, мелькают монументальные нарядные сталинские дома: чем ближе к ТТК, тем меньше это шоссе уступает традиционно пижонским Ленинскому и Ленинградскому проспектам.

Остановка «Новоданиловский проезд. Академия водного транспорта». Справа — солидное краснокирпичное здание отеля «Азимут», которое закрывает от любопытных глаз архитектурный ансамбль «Даниловской мануфактуры», бывшей ткацкой фабрики. Самые крупные из корпусов названы в честь основателей предприятия — Кноппа и Мещерина, а мелкие — в честь тканей, которые тут производили: Фланелевый, Батистовый, Ситцевый и Сатиновый. На фасаде одного из зданий, который можно рассмотреть даже из окна трамвая, увековечена цифра 1876. Правда, у тех москвичей, кто хорошо помнит 1990-е годы, с этим местом совсем другая ассоциация — никакие не ткани…  то есть ткани, конечно, но в другом прочтении: здесь располагалась детская «Ярмарка на Тульской», на которой наравне с Коломенской ярмаркой и «Совенком» на Савеловской одевали добрую половину московских детей минувшей эпохи.

В 2010-х годах в «Даниловской мануфактуре» была предпринята одна из первых московских попыток создать на месте бывших фабричных коридоров модное лофт-пространство. Однако сегодня красный кирпич уже всем приелся: у нас есть «Трехгорная мануфактура», есть «Московский шелк», есть старый добрый «Флакон», есть «Арма», а совсем неподалеку есть завод Владимира Ильича (мы туда совсем скоро доедем). Но тем не менее каждому району Москвы, особенно расположенному в ржавом поясе, нужен свой лофт-квартал — это ведь и ресторанчики, и фактурные красные стены для девчачьих фотосессий, важное место!

До Зацепы водит мама два прицепа

Сразу за ТТК уходим с Варшавского шоссе вправо: узкий Холодильный переулок задуман только для движения трамваев, однако нет-нет, да залезает сюда какая-нибудь отчаянная машина — и провоцирует либо ДТП, либо просто пробку. На этот раз обошлось.

Подъезжаем к площади Серпуховской Заставы: добро пожаловать в Москву — ну в Москву в границах Камер-Коллежского Вала. Здесь и была граница, то есть пограничная застава, и здесь же сохранились улицы с характерными названиями — Мытная, Щипок, а также Зацепская площадь. Границы города были в первую очередь границами таможенными: здесь торговцы отчитывались, что и зачем везут. Еще есть легенда о происхождении названия улицы Зацепа, Зацепского Вала и Зацепской площади (туда доедем чуть позже): якобы там стояла очередь на заставу вдоль цепи.

Прежде всего, конечно, искали контрабандный алкоголь. Так что известная картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», строго говоря, наполнена внутренней трагедией — это попытка как можно скорее допить то, что можно допить, чтобы не платить таможенную пошлину. Вот только теперь вместо приграничных кабаков вдали белеет модный Даниловский рынок, и чисто теоретически никто не запрещает выходцам из подмосковных деревень и сел — Волхонки, Зюзино, Чертаново, Котловки и так далее — пропить здесь все излишки перед въездом в «настоящую» Москву. Традиции — сильная штука, может, поэтому жители южных границ так охотно оставляют деньги на Даниловском?

На рынок не поедем — туда убегают другие трамвайные рельсы, те, что в сторону Шаболовки. Сворачиваем на Даниловский Вал: слева остается внушительное здание Московского монетного двора. Отсюда выходит значительная часть мелочи, которая так надоедливо утяжеляет наши кошельки и карманы (или уже ничего не утяжеляет, все на карточки перешли?). Конечно, в Москве место для Монетного двора выбрано менее впечатляющее, чем в Петербурге — там-то он на территории Петропавловской крепости, но уж как есть.

А справа вот-вот покажутся ласточкины хвостики, белые зубчатые стены Свято-Данилова монастыря. Помните, несколько лет назад в Москву привезли мощи святого Спиридона Тримифунтского, и перед Храмом Христа Спасителя выстроилась длиннющая очередь паломников? Так вот, можно было в той очереди и не стоять: в Свято-Даниловом монастыре давно хранятся частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его башмачок: эти святыни передали в Россию с греческого Корфу (там, кстати, очереди к мощам тоже нет). Снаружи монастырь выглядит солидно и внушительно, почти как кремлевские стены, а вот внутри спряталось барокко — церковь Симеона Столпника. Сюда же, кстати, местные не ленятся приезжать за пирожками и прочей выпечкой из монастырской лавки — считается, что вкусно. Проверим как-нибудь в следующий раз.

Катимся дальше по Дубининской улице — не путать с Дубнинской (это далеко, это в Дегунино). Значительную часть территории слева занимают корпуса Павловской больницы, ныне ГКБ №4 — это одно из самых старых лечебных учреждений в России, основана она была еще в 1763 году, но работает до сих пор. Правда, тогда, в конце XVIII века, она считалась «больницей для бедных» и состояла из деревянных зданий. Позднее над архитектурным ансамблем потрудились такие гении своего времени, как Казаков и Жилярди, так что теперь здесь не только больница, но и памятники архитектуры.

Дальше очередное чудо краснокирпичной промышленной архитектуры, преобразованное в модный лофт — завод Владимира Ильича. Хотя сам Ильич, конечно, к его деятельности не имел никакого отношения, не работал там уж точно. Завод был основан в 1847 году для приготовления и починки машин, ввозимых из-за границы (иначе говоря, для адаптации их к российским реалиям), а в 1916-м перешел в собственность предпринимателя Михельсона. Он и сменил профиль производства на снарядный и машиностроительный. При чем здесь Ильич?..  Да лишь при том, что в августе 1918 года именно тут Ленин должен был выступать на митинге перед рабочими — и именно тут пряталась эсерка Фанни Каплан. Тут и настиг Ильича самый известный выстрел в советской истории (роковым, впрочем, не ставший). На месте покушения установлен монумент, а завод переименовали в 1922 году. Сегодня в бывшем заводском комплексе зданий в переулке с красноречивым названием Партийный обосновалась редакция газеты «Известия», кстати, ровесницы того покушения. Уютными эти места не назовешь, но разве фабрики да заводы обещали кому-то уют (особенно с таким бэкграундом)?

Дальше — перекресток: налево уходит улица с таможенно-пограничным названием Щипок (здесь раньше проезжающие возы щипали, «щупали», выискивая контрабанду), а направо — Жуков проезд (опять же не путаем с проспектом Маршала Жукова на северо-западе).

Здесь все чаще мелькают малоэтажные домики, правда, в невеселом состоянии: вроде бы уже и центр города, но какой-то совсем не гламурный и не ухоженный. На подъезде к Павелецкому вокзалу ровно вдоль трамвайных путей растянут рекламный баннер: анонс строящегося ЖК «Амарант». С ним весьма интересная история: как выяснили (ну прочитали на информационном щите) жители, ради сооружения этого неувядающего цветка — перевод с греческого! — планируется уничтожить 167 деревьев и 240 кустарников, а взамен посадить три новых дерева и сохранить еще одно. «Нормальное такое озеленение, да?» — задаются местные вопросом. Риторическим, конечно. Впору привыкать: не сегодня, так через десять лет по всей Москве будет что-то подобное, если, конечно, кому-нибудь чувства меры не завезут вместе с ежегодными поставками плитки.

Остановка «Зацепская площадь». Помните из детства: «Потому что до Зацепы водит мама два прицепа» — это вот сюда, да-да, мы приехали. С правой стороны — здание Павелецкого вокзала, а скоро здесь обещают построить очередной торговый центр: ну непорядок же, до ближайшего аж 10–15 минут пешком, никакой свободы шопинга! Котлован для него, как мы знаем, начали копать еще в благословенную эру Юрия Михайловича, но теперь твердо решили закончить. Ну а что, логично: сошел с поезда — и сразу в ТРЦ за покупками! На Курском так, на Киевском так, почему на Павелецком должно быть как-то иначе?

Подъезжаем к Павелецкому вокзалу, вполне резво — повезло со светофором! — переваливаемся через Садовое кольцо. 11.17 — метро «Павелецкая».

Москва настоящая, историческая, купеческая

Добро пожаловать в Замоскворечье! Здесь, конечно, пейзаж уже поуютнее — и все точно по Цветаевой (деликатно забудем, что вообще-то Марина Ивановна уроженка Тверской, Замоскворечье не любила): «слава прабабушек томных, домики старой Москвы… » В переулочки скромные, правда, трамвай заезжать не будет, но даже вдоль Новокузнецкой улицы только успевай головой вертеть — нормальная экскурсия по Замоскворечью занимает не один час. Конечно, только одним глазом, туда-сюда…

Слева — краснокирпичный храм какого-то не очень московского, а скорее византийского вида (да-да, мы помним про Третий Рим): отличается от тех маковок церквей, к которым мы привыкли. Разгадка проста: храм старообрядческий. Покровский старообрядческий собор 1910 года постройки в свое время стал жизненно необходимым местом для московской старообрядческой общины после того, как в 1905 году был принят манифест о веротерпимости и старообрядцам не нужно было прятаться.

За окном мелькают разноцветные особнячки, осколки купеческого царства. Тут уж точно надо брать с собой в трамвай экскурсовода, причем желательно выходить на каждой остановке, а не крутить головой по ходу движения. Знатоки Замоскворечья про каждый дом на Новокузнецкой улице готовы рассказывать целые истории, но у нас всего несколько минут. Вот, к примеру, №40 — особняк Бачуриной-Смирновой, около которого в 1994 году неудачно покушались на Бориса Березовского (тоже уже история). Совсем рядом — еще один печальный привет из 1990-х: в подъезде дома №30 по Новокузнецкой улице в 1995-м был убит Влад Листьев. Так что спорный вопрос, про какую Москву тут стоит экскурсии водить, про купеческую или про ту, недавнюю…

Малоэтажная, старая, уютная заявляет о себе более чем явно. Кокетливо-бирюзовый, с пышной белой лепниной и вылепленными на фасаде цифрами «1896» особняк №27 некогда принадлежал купцу Константину Бахрушину: построили здание гораздо раньше, а вот в 1896 году завершили парадную отделку. Сейчас, правда, назначение здания никак не соответствует его нарядному бирюзово-белому оформлению — там прокуратура. Напротив, под №26, тоже интересный дом: один из немногих сохранившихся в Москве с деревянным вторым этажом. Изящные модерновые башенки-сундучки серого цвета, №12 и 14, сегодня посольство Индонезии, а когда-то особняк купца Татищева, спроектированный в 1911 году архитектором Густавом Гельрихом. Практически напротив него, под №11 с острыми башенками — посольство Мали, бывшая городская усадьба купцов Целибеевых.

Не прекращая вертеть головой, подъезжаем к повороту в Климентовский переулок слева: впереди, за улицей, которая уже претендует на звание новых Патриков (каких уже по счету в Москве?), маячит шикарный храм Климента, Папы Римского. Нет, католики тут ни при чем, но что-то западное в этой постройке определенно есть: идеальный образчик барокко, над которым работал в 1760-е годы Пьетро Антонио Трезини, в просторечье Петр Трезин — тот самый итальянец, который был главным архитектором Петербурга.

11.20 — метро «Новокузнецкая». Большинство пассажиров трамвая вываливаются именно здесь — удобная станция, все логично — новые запрыгивать почему-то не спешат. Через пару минут переезжаем через Комиссариатский, а потом через Большой Устьинский мост. Вот теперь выбирай, что ловить в кадр: прекрасный вид на Кремль слева или высотку на Котельнической набережной справа?! Кажется, синдром Стендаля подкрадывается незаметно.

Площадь Яузские Ворота, а за ней — первые намеки на Таганку. Все-таки старая Москва вся неуловимо разная, и перепутать Замоскворечье с Таганкой на глаз практически невозможно (если развита, как принято нынче говорить, насмотренность). Там, справа, за голубой колокольней Троицкой церкви, совсем другая Москва, там Заяузье. Ну а трамвай аккуратно, мимо храма святых апостолов Петра и Павла, заезжает на самое начало Яузского бульвара.

У Покровских ворот

Кстати, если есть идея послать кого-то к черту на куличики, то это — сюда. Только не на куличики на самом деле, а на Кулишки — так назывался когда-то уголок между Москвой-рекой и Яузой. Сейчас его чаще можно встретить под названием «Ивановская горка», кстати, в последние несколько месяцев этот топоним стал почти нарицательным, общим обозначением борьбы защитников старой Москвы с беспощадной современной застройкой. Тут уж никаких трамвайных экскурсий: по Ивановской горке надо ходить пешком, искать следы дореволюционного криминала на Хитровке, сверяться с записками дяди Гиляя, завтракать в Blanc, листать умные книги в «Гиперионе», слушать орган в костеле и всячески погружаться в атмосферу, как говорится, самого богемного квартала Москвы.

По другую сторону Яузского бульвара можно рассмотреть один из самых известных домов советского кино — №16 по Подколокольному переулку (или №2 по Яузскому бульвару). Солидный, монументальный, но приземистый восьмиэтажный образец конструктивизма 1934 года — жилой дом, построенный для сотрудников Военно-инженерной академии имени Куйбышева. Дом настолько соответствует своей эпохе, что его даже украсили скульптурами — здесь рабочий с отбойным молотком и книгой и колхозница с винтовкой и снопом. Эти ребята напоминают скульптуры на крыше библиотеки имени Ленина (и правильно напоминают, в одно время созданы!), и кажется, что на уютном Бульварном кольце им совсем не место…  но в этом и соль Москвы — в архитектурной эклектике.

Дом, в народе прозванный голосовским (по фамилии архитектора), неоднократно снимался в кино: в «Холодном лете пятьдесят третьего… », в картине «Хрусталев, машину!» и, конечно, в «Покровских воротах». К ним, кстати, мы вот-вот подъедем, но искать следы любимого фильма бессмысленно: фасад дома сохранился — и достаточно. Теперь главный памятник здешних мест  — «Яма» на Хохловской площади, бесславно простаивающая в ограждениях. Не получилось здесь ни городского лектория, ни места для культурного уличного пьянства; власти Москвы пошли по самой надежной, проверенной тактике — запретительной. Так долго и бережно делали этот амфитеатр на Хохловской, так анонсировали…  и все, забор, привет!

Чуть поодаль, за деревьями и памятником Чернышевскому, притаился МОНИИАГ — Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, едва ли не старейший в Москве — принимать роды здесь начали в 1868 году, когда там открыла небольшую, на пять кроватей, лечебницу Елизавета Петровна Милюкова. Существующее сегодня здание построили в 1907 году, а в 1910-м открыли здесь еще и первую в Москве детскую консультацию с молочной кухней — именно этот роддом стал прообразом для всех остальных в Российской империи. И он все еще работает. Здесь все еще рожают — уже, считай, 150 лет подряд! Тут уж дело вкуса: можно ужасаться отсутствию «приличного» ремонта, а можно и завидовать своим детям, раз им выпало счастье появиться на свет под исторической крышей (тем более что куда более известный в народе роддом Грауэрмана закрыт, так что выбор невелик).

Останавливаемся на светофоре у пижонской «Кофемании». Есть минутка, чтобы окинуть взглядом летнюю веранду и в очередной раз удивиться — не оскудевает поток желающих выпить капучино за 500 рублей, ох не оскудевает!

Пересекаем Покровку, дальше — на Чистопрудный бульвар мимо здания театра «Современник» и библиотеки имени Достоевского. Мимо самого пруда — летом там нет недостатка в отдыхающих.

Несмотря на рекламу в строках Пушкина, «у Харитонья в переулке» (в Большом Харитоньевском) выходить не будем — нет там уж ни объявленной старой девой Татьяны Лариной, ни ее родственников, так что и искать нечего. Катимся дальше: трамвай высаживает пассажиров около памятника Грибоедову.

11.33 — метро «Чистые пруды», конечная.

Итого 59 минут. Считаем для сравнения: та же дорога от «Чертановской» до «Чистых прудов» на метро с пересадкой заняла бы 34 минуты. Трамвай в полтора раза медленнее, но точно интереснее и живописнее. И историчнее: если первая линия метро заработала в Москве только в 1935 году, то трамвай — в 1899-м. Почти 40 лет — слишком солидная разница даже для самых лучших друзей, хоть сегодня метро и трамвай неплохо дополняют друг друга (и засчитывают поездки по одной «Тройке»). Так что это разные жанры. Трамвай как раз для тех, кто любит ностальгически вздохнуть: мол, сейчас москвичи вечно бегут, у них нет времени посмотреть по сторонам…  Вот, пожалуйста: сиди час у окошка и смотри по сторонам. И фотографируй, все же помнят главное правило современного мира: не сфоткал — значит, не было!

Фото: Владимир Зуев

Ухоженное место, проходят выставки, красивая иллюминация вечером, удобно добираться, хорошее место встреч

Москва — город бульваров, а Тверской бульвар — старейший из них. Изначально он так и назывался — Бульвар, — и был первым из московских бульваров. Его проложили к 1796 году. И только через некоторое время ему дали название по соседней Тверской улице: бульвар заканчивается у Тверской улицы, далее плавно перетекает в Пушкинскую площадь и Страстной бульвар. В последующие годы в Москве стали появляться и другие бульвары, образовавшие своеобразное кольцо, которое стало называться бульварным. Это отчетливо видно на карте. Начиная с Гоголевского бульвара (начинается у Храма Христа Спасителя, прямо у выхода из м. Кропоткинская), друг за другом идут Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот и тянется аж до Пушкинской площади. В настоящий момент на Пушкинской площади находится киноконцертный зал «Россия», а на площади располагается памятник А. С. Пушкину — одно из самых популярных мест встреч в Москве.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Там же неподалеку на улице Большая Бронная 29 стоит первый открытый в России Макдональдс. Есть фотографии, на которых запечатлены первые очереди туда — это было нечто…

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Но вернемся к Тверскому бульвару. Вот он на карте.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Попасть туда можно, пройдя Никитский бульвар от улицы Воздвиженка — недалеко будет станция метро Арбатская — как синей, так и голубой ветки. При назначении встреч в этом месте нужно учитывать, что станций с названием Арбатская в московском метро две, а потому всегда нужно уточнять, где конкретно Вы встречаетесь: если назначаете встречу на поверхности, то пройти около 100 метров от одного входа до другого не составит труда, а вот если внутри, то придется делать неудобный переход с потерей около 20 минут.

Миновав Никитский бульвар, простой переходите дорогу и оказываетесь на Тверском бульваре. Обернувшись на Никитский бульвар, справа Вы заметите церковь Вознесения Господня, в которой в 1831 году Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Неподалеку установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр».

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

А по левую руку на торце дома по адресу Никитский бульвар 25 в настоящий момент можно увидеть довольно оригинальную роспись с узнаваемыми персонажами. Позади этого дома виднеется церковь Феодора Студита, сгоревшая до основания в 16 веке, но впоследствии вновь отстроенная.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Обернувшись к Тверскому бульвару, мы поднимаемся по нескольким ступенькам и видим памятник К. А. Тимирязеву. Он был установлен здесь в 1923 году, а ранее на этом месте стоял жилой дом, который был разрушен в октябре 1917 года. Стоит отметить, что Тверской бульвар довольно сильно пострадал и во время пожара 1812 года: сгорели не только посаженные деревья, но и некоторые дома вдоль бульвара. То, что мы видим сейчас, является восстановленным из руин местом.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Вообще на Тверском бульваре установлены еще 2 памятника, хотя фактически один из них — памятник А. С. Пушкину — стоит уже на Пушкинской площади, но ранее был установлен именно на Тверском бульваре. Я имею в виду памятники С. Есенину и А. Пушкину. Памятник С. Есенину расположен в центре бульвара со стороны нечетных домов и окружен ухоженными клумбами с довольно симпатичными фигурами Пегаса и райских птиц, а за памятником поэту установлены резные бронзовые скамейки.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Памятник А. С. Пушкину виден с конца Тверского бульвара, сразу после пересечения Тверской улицы: перейти можно только по подземному переходу, ведущему ко входу на станцию м. Тверская.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

А на самом бульваре, на том месте, где прежде стоял памятник, стоит камень, с сообщающей об этом факте надписью.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Памятник был установлен на Тверском бульваре в 1880 году по проекту скульптора А. М. Опекушина, чей проект выиграл в конкурсе на сооружение памятника. Однако изначально памятник был установлен в начале бульвара, спиной к Никитскому бульвару, но вскоре его перенесли именно на то место, которое обозначено памятным знаком. Примечательно, что скульптор изменил пропорции фигуры поэта, сделав его более высоким и величественным, а как известно в жизни поэт не обладал такими параметрами: его рост составлял 166,5 см, или же 2 аршина и 5 вершков с половиной. Кстати, А. М. Опекушин создал памятник поэту и в Санкт-Петербурге, где изобразил его все-таки в реальных пропорциях, что вызвало немало споров и негодования в момент открытия памятника. Но вернемся снова к Тверскому бульвару.

Вдоль главной аллеи бульвара установлены скамейки, фонари, по вечерам зажигается иллюминация.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Сразу после Великой Отечественной войны бульвар был облагорожен — посадили новые деревья, сделали дорожки, а также установили кованую ограду по проекту архитектора Г. Луцкого.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

В первые годы существования бульвара почти весь бомонд Москвы собирался именно здесь. Сюда приезжали на повозках, запряженных лошадьми, гуляли, устраивали балы. Позже с появлением трамвая, проложили трамвайные пути, которые впоследствии заменили троллейбусом, который курсирует вдоль бульвара до сих пор. Вдоль бульвара можно проехать на маршрутах 1,15 и 31. Где-то неподалеку в доме на Большой Никитской улице, где проживало семейство Гончаровых, А. С. Пушкин познакомился со своей будущей женой.

Если идти по бульвару со стороны Пушкинской площади, то по левую руку можно увидеть самый известный московский ресторан «Пушкинъ», пользующийся особой популярностью у иностранцев.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На Тверском бульваре расположены не только 3 известных памятника, но и 2 театра:

* Московский Драматический театр имени А. С. Пушкина

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

* Московский Художественный Академический театр имени М. Горького

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На территории бульвара, как раз неподалеку от Московского Художественного Академического театр имени М. Горького, то есть по нечетной стороне нумерации домов, растет старый-старый дуб. По преданию ему насчитывается более 200 лет и он чудом не пострадал во время пожара 1812 года. Раньше я ходила по Тверскому бульвару и даже не обращала на это внимания, а увидев его, был приятно удивлена, вспомнив пушкинские же строки:

«У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…»

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Дуб решили огородить от назойливых ног прохожих, чтобы хоть как-то обезопасить корневую систему долгожителя. И если приглядеться, то можно увидеть, как особо находчивые уже прикрепили к цепи замочек — эта современная свадебная традиция видна почти во всех памятных местах города, хотя обычно замочки крепят на мосту: самым известным местом является Лужковский мост, ведущий к Болотной площади. Был даже момент, когда инженеры всерьез обеспокоились за конструкцию моста и его вес, после тысячи прикрепленных на него замочков: было решено поставить на набережной специальные металлические деревья, чтобы мост не дай бог не рухнул от перевеса.

В фактическом конце бульвара, около Тверской улицы, довольно часто проходят различные фотовыставки. Я попала на фотовыставку «Страницы Победы».

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На бульваре оборудованы 2 детские площадки — в середине и в начале.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Есть общественные туалеты, на удивление, работающие.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Вдоль бульвара располагаются места, где можно просто перекусить, а также полноценно поесть: уже упоминаемый Макдональдс; очень милое кафе, расположенное напротив старого дуба по четной стороне, — «Кулинарная лавка братьев Караваевых»; ресторан «Бублик».

Добраться можно, как я уже и говорила, со стороны Никитского бульвара, а также прямо из выхода из метро Тверская, что будет гораздо ближе, если добираться по метро. Я довольно часто посещаю театры, в том числе и расположенные на Тверском бульваре Московский Драматический театр имени А. С. Пушкина и Московский Художественный Академический театр имени М. Горького. Приезжаю пораньше перед спектаклем, если погода позволяет, и в очередной раз прогуливаюсь по аллеям бульвара. Думаю, что Тверской бульвар конечно не шедевр архитектуры и инженерной мысли, да и растения диковинные тут вряд ли встретишь, но место довольно приятное и ухоженное, где приятно провести время, назначить встречу или даже свидание, ведь будучи в Москве, грех хоть однажды не прождать несколько минут под под памятником известному поэту. Однако гуляя даже здесь, стоит помнить, что понятие отдыха в Москве для некоторых весьма специфическое :)

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

P.S. Я даже не знаю, как так получилось, но гуляя по Тверскому бульвару, я как бы погрузилась в те самые пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила», ведь не зря здесь там много напоминаний о поэте… Здесь и «дуб зеленый», и «русалка ветвях сидит» (скорее под ветвями, но это такая современная интерпретация), и «неведомые дорожки», и «избушка на курьих ножках», да и «дядька Черномор»…

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Желаю всем жителям и гостям столицы приятной, а порой и сказочной прогулки по Тверскому бульвару!

Хотите на выходных погулять по любимым местам столицы, но боитесь непогоды? Не беда, автобус или трамвай провезут вас через Кремль, Храм Христа Спасителя, Белый дом, Поклонную гору – и многое другое. И потратиться придется только на обычный билет (или карту «Тройка»).

1. Автобус Б: «Садовое кольцо»

Очень красивый (и старинный – с 1912 года) маршрут по центру идет от Павелецкого вокзала до метро Смоленская, петляя по Садовому кольцу. По пути смотрим футуристическое здание Дома музыки, Таганскую площадь, театр Олега Табакова на Сухаревской, Каретный ряд, Старый и Новый Арбат, Парк Горького. Раньше Садовое кольцо называлось «Б» отсюда и название маршрута. А москвичи ласково называют его «Букашкой». 

Время в пути: 65 минут

2. Трамвай 39: «Чистые пруды – Университет»

Главная «туристическая» трамвайная линия Москвы проходит через Чистопрудный бульвар, Яузские ворота, Павелецкий вокзал и Ленинский проспект. Проезжая по маршруту 39, можно увидеть очень много московских достопримечательностей: «высотку» на Котельнической набережной,  старинные Донской и Свято-Данилов монастыри, Даниловский рынок, главное здание МГУ. В конце декабря-начале января по этому маршруту ходит праздничный новогодний трамвай – вы его легко узнаете по светящимся гирляндам и вагону с оленями (это не шутка).

Время в пути: 70 минут

3. Трамвай 4: «Бульвар Рокоссовского – Сокольническая застава»

Прогуляться в парке не выходя из трамвая? Легко. Садитесь на 4 маршрут и наслаждайтесь Сокольниками. Часть пути трамвая проходит непосредственно по этому знаменитому парку (вернее, по его «дикой» части), а часть – по тихим улочкам спальных районов. Трамвай ходит туда и обратно по разным дорогам, так что можете прокатиться в обе стороны. 

Время в пути: 45 минут

4. Монорельс: «Тимирязевская – улица Сергея Эйзенштейна»

Посмотреть на столицу можно и с воздуха: для этого нужно всего-навсего дождаться, пожалуй, самого необычного транспорта в городе – монорельса. Поездка на высоте 4-6 метров над землей позволит увидеть ВДНХ, памятник «Рабочий и колхозница», Музей космонавтики, Останкинскую телебашню и телецентр.

Время в пути: 20 минут

5. Автобус М27: «Парк Победы – Карачаровский путепровод»

Константин Кокошкин/Global Look Press

Удобный способ увидеть сразу все достопримечательности: начинаем с Поклонной горы, а затем проезжаем по широкому Кутузовскому проспекту, пересекаем Москву-реку по Новоарбатскому мосту и выезжаем прямо на Новый Арбат. Далее автобус проезжает мимо Александровского сада, вдоль стен Кремля, Большого театра, Лубянки, Китай-города и театра на Таганке. После автобус уходит в спальные районы – так что можно спокойно выйти на Таганской. Или проехать до конечной, где можно пересесть на МЦК.

Время в пути: 1 час 27 минут

6. Трамвай 6: «Сокол – Братцево»

Хотите посмотреть старейший московский парк? На севере столицы ходит трамвай 6, чей маршрут частично проходит по живописному парку Покровское-Стрешнево. Если хотите почувствовать себя в сказке, прокатитесь по этому маршруту вечером: эта часть парка не туристическая, и больше напоминает заросший лес. 

Время в пути: 70 минут

7. Троллейбус 70: «Белорусский вокзал – Братцево»

Этот маршрут как будто специально придуман для любителей старинных русских усадеб. Стартуем от Белорусского вокзала, по пути смотрим Путевой дворец Петра I, затем усадьбу Покровское-Стрешнево и усадьбу Строгановых. Бонусом идет первый московский аэродром (сейчас закрыт).

Время в пути: 1 час 18 минут

8. Ночной автобус Н1: «Китай-город – Шереметьево»

Если вам не спится, то после часа ночи можно совершить увлекательную поездку по Москве на ночном автобусе. Берите термос с чаем и пирожки: автобус едет из центра до аэропорта Шереметьево, показывая все основные достопримечательности. В Москве несколько ночных маршрутов, но все они начинаются от Китай-города. Н1 – первый и самый интересный. Он проезжает мимо Кремля, Большого театра, Лубянки, едет по всей Тверской улице до Белорусского вокзала, мимо Путевого дворца и Северного речного вокзала. Дальше начинается дорога в аэропорт.

Время в пути: 2 часа

9. Автобус М2: «Рижский вокзал – Фили»

Приятная прогулка вдоль старинных жилых кварталов Москвы. Можно сесть на Рижской и увидеть знаменитый Олимпийский стадион, Аптекарский огород, Библиотеку имени Ленина, проехаться по Новому Арбату и выйти на Поклонной горе.

Время в пути: 45 минут

Расписание маршрутов московских трамваев

фото трамвай

В данной статье для вас представлены действующие трамвайные маршруты Москвы с описанием маршрута следования, интервалом движения и понятным изображением на карте.

Маршруты расположены в порядке возрастания. Использование данной информации позволит вам сориентироваться на местности и с лёгкостью разобраться в сложной транспортной инфраструктуре столицы.   

Трамвай А, Калужская площадь – м. Чистые пруды

карта маршрута трамвая А

Маршрут трамвая А

Маршрут: улица Шаболовка – улица Серпуховский Вал – улица Даниловский Вал – Дубининская улица – Новокузнецкая улица – Садовнический проезд – Большой Устьинский мост – Устьинский проезд – Яузский бульвар – Покровский бульвар – Чистопрудный бульвар.
Интервал: 15-30 минут.

Трамвай № 1 Улица Академика Янгеля – Москворецкий  рынок

карта маршрута трамвая № 1

Маршрут трамвая № 1

Маршрут: Чертановская улица – Симферопольский бульвар.
Интервал: 5-10 минут.

Трамвай № 2 Детский санаторий – м. Семёновская

Карта маршрута трамвая № 2

Маршрут трамвая № 2

Маршрут: Открытое шоссе – Ивантеевская улица – 3-й проезд Подбельского – Погонный проезд – Миллионная улица – Краснобогатырская улица – улица Преображенский вал – улица Измайловский вал – Малая Семёновская улица (только к м. Семёновская) – Семёновский переулок (только к м. Семёновская) – Измайловская улица (только к м. Семёновская).
Интервал: 7-10 минут.

Трамвай № 3 Балаклавский проспект – м. Чистые пруды

Карта маршрута трамвая №3

Маршрут трамвая №3

Маршрут: Симферопольский бульвар – Варшавское шоссе – Холодильный переулок – улица Даниловский Вал – Дубининская улица – Новокузнецкая улица – Садовнический проезд – Большой Устьинский мост – Устьинский проезд – Яузский бульвар – Покровский бульвар – Чистопрубный бульвар.
Интервал: 10-20 минут.

Трамвай № 4л, м.Бульв. Рокоссовского – м. Сокольники

(кольцевое направление против часовой стрелки).

Карта маршрута трамвая № 4л

Маршрут трамвая № 4л

Маршрут: Ивантеевская улица – Погонный проезд – Миллионная улица – Краснобогатырская улица – Богородское шоссе – Большая Ширяевская улица – Большая Оленья улица – улица Олений вал – 2-й Полевой переулок – улица Стромынка – Преображенская улица – Большая Черкизовская улица – Халтуринская улица – Халтуринский проезд – Открытое шоссе.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 4пр, м.Бульв. Рокоссовского – м. Сокольники

(кольцевое направление по часовой стрелке).

Карта маршрута трамвая № 4пр

Маршрут трамвая № 4пр

Маршрут: Открытое шоссе – Халтуринский проезд – Халтуринская улица – Большая Черкизовская улица – Преображенская улица – улица Стромынка – 2-й Полевой переулок – Олений вал – Большая Оленья улица – Большая Ширяевская улица – Богородское шоссе – Краснобогатырская улица – Миллионная улица – Погонный проезд – 3-й проезд Подбельского – Ивантеевская улица.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 6 Братцево – м. Сокол

Карта маршрута трамвая № 6

Маршрут трамвая № 6

Маршрут: улица Героев Панфиловцев – Сходненская улица – Лодочная улица – улица Свободы – Волоколамское шоссе – Авиационная улица – Волоколамское шоссе.
Интервал: 5-10 минут.

Трамвай № 6к, Братцево-Восточный мост

Карта маршрута трамвая № 6к

Маршрут трамвая № 6к

Маршрут: улица Героев Панфиловцев – Сходненская улица – Лодочная улица.
Интервал: 3-22 минуты.

Трамвай № 7 м.Бульвар Рокоссовского — Нововоротниковский переулок

Карта маршрута трамвая № 7

Маршрут трамвая № 7

Маршрут: Ивантеевская улица – 3-й проезд Подбельского – Погонный проезд – Миллионная улица – Краснобогатырская улица – Преображенская улица – улица Стромынка – Русаковская улица – Краснопрудная улица – Каланчёвская улица – Протопоповский переулок – улица Гиляровского – улица Дурова – Делегатская улица – 3-й Самотёчный переулок – переулок Достоевского – улица Достоевского – Перуновский переулок – Сущёвская улица – Нововоротниковский переулок (обратно: Селезнёвская улица) – Краснопролетарская улица (только к м.Бульв. Рокоссовского).

Интервал: 10-20 минут.

Трамвай № 8 Новоконная площадь — 3-я Владимирская улица

Карта маршрута трамвая № 8

Маршрут трамвая № 8

Маршрут: Скотопрогонная улица (обратно: Чесменская улица) – Большая Калитниковская улица – Рогожский вал – шоссе Энтузиастов.
Интервал: 8-20 минут.

Трамвай № 9 м. Белорусская – МИИТ

Карта маршрута трамвая № 9

Маршрут трамвая № 9

Маршрут: Лесная улица – улица Палиха – одностороннее кольцо: Перуновский переулок – улица Достоевского – улица Образцова – Новосущёвский переулок – Минаевский переулок – Тихвинская улица.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 10 Улица Кулакова – м. Щукинская

Карта маршрута трамвая №10

Маршрут трамвая №10

Маршрут: Таллинская улица – улица Маршала Катукова – Строгинское шоссе – Новощукинская улица.
Интервал: будние дни: 3-10 минут, выходные: 15-25 минут.

Трамвай № 11 Останкино — 16-я Парковая улица

Карта маршрута трамвая №11

Маршрут трамвая №11

Маршрут: улица Академика Королёва – Продольный проезд – улица Бориса Галушкина – Ростокинский проезд – улица Богатырский мост – Краснобогатырская улица – улица Преображенский вал – улица Измайловский вал – Щербаковская улица – 2-я улица Измайловского Зверинца – Измайловский проспект – Главная аллея – Первомайская улица.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 12 Проезд Энтузиастов — 2-я улица Машиностроения

Карта маршрута трамвая № 12

Маршрут трамвая № 12

Маршрут: шоссе Энтузиастов – улица Рогожский Вал – Абельмановская улица – 3-й Крутицкий переулок – Новоспасский проезд – улица Симоновский Вал – Шарикоподшипниковская улица.
Интервал: 25-30 минут

Трамвай № 13 Детский санаторий — Каланчёвская улица

Карта маршрута трамвая № 13

Маршрут трамвая № 13

Маршрут: Открытое шоссе – Халтуринский проезд – Халтуринская улица – Большая  Черкизовская улица – Преображенская улица – улица Стромынка – Русаковская улица – Краснопрудная улица – Каланчёвская улица.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 14 м. Университет — Калужская площадь

Карта маршрута трамвая № 14

Маршрут трамвая № 14

Маршрут: Ломоносовский проспект – улица Вавилова – улица Орджоникидзе – улица Шаболовка.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 15 Таллинская улица — м. Сокол

Карта маршрута трамвая № 15

Маршрут трамвая № 15

Маршрут: улица Кулакова – улица Маршала Катукова – Строгинское шоссе – Новощукинская улица – Авиационная улица – Волоколамское шоссе.
Интервал: будние дни: 5-15 минут, выходные: 12-25 минут.

Трамвай № 16 м. Улица Академика Янгеля — Серпуховский вал

Карта маршрута трамвая № 16

Маршрут трамвая № 16

Маршрут: Чертановская улица – Симферопольский бульвар – Варшавское шоссе – Холодильный переулок – Серпуховский вал.
Интервал: 10-30 минут.

Трамвай № 17  Медведково – Останкино

Карта маршрута трамвая № 17

Маршрут трамвая № 17

Маршрут: Полярная улица – проезд Дежнёва – улица Менжинского – Енисейская улица – улица Лётчика Бабушкина – проспект Мира – Продольный проезд – улица Академика Королёва.
Интервал: 2-5 минут.

Трамвай № 19  Каланчевская улица — Нововоротниковский переулок

Карта маршрута трамвая № 19

Маршрут трамвая № 19

Маршрут: Каланчёвская улица – Протопоповский переулок – улица Гиляровского – улица Дурова – Делегатская улица – 3-й Самотёчный переулок – переулок Достоевского – улица Достоевского – улица Образцова – Новосущёвский переулок – Минаевский переулок – Тихвинская улица – Сущёвская улица  – Селезнёвская улица (только к Каланчёвской улице) – Нововоротниковский переулок (обратно – Краснопролетарская улица).
Интервал: 5-15 минут.

Трамвай № 20, Угрешская улица — Курский вокзал

Карта маршрута трамвая № 20

Маршрут трамвая № 20

Маршрут: Угрешская улица – Южнопортовая улица – Шарикоподшипниковская улица – улица Симоновский вал – Новоспасский проезд – 3-й Крутицкий переулок – Абельмановская улица – улица Малая Андроньевская – Трудовая улица – Большая Андроньевская улица – Костомаровский переулок – 3-й Сыромятнический переулок – Верхний Сусальный переулок – 1-й Сыромятнический переулок.
Интервал: 20-35 минут.

Трамвай № 21 Таллинская улица — м. Щукинская

Карта маршрута трамвая № 21

Маршрут трамвая № 21

Маршрут: улица Кулакова – улица Маршала Катукова – Строгинское шоссе – Новощукинская улица.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 22 м. Университет — Черемушки

Карта маршрута трамвая № 22

Маршрут трамвая № 22

Маршрут: Ломоносовский проспект – улица Вавилова – улица Кржижановского – Большая Черёмушкинская улица.
Интервал: 10-25 минут.

Трамвай № 23 Михалково — м. Сокол

Карта маршрута трамвая № 23

Маршрут трамвая № 23

Маршрут: Михалковская улица – Соболевский проезд – улица Клары Цеткин – улица Зои и Александра Космодемьянских – 1-й Новоподмосковный переулок – улица Константина Царёва – Волоколамское шоссе.
Интервал: 5-10 минут.

Трамвай № 24 Новогиреево — Курский вокзал

Карта маршрута трамвая № 24

Маршрут трамвая № 24

Маршрут: 3-й проспект Новогиреева – Зелёный проспект – 3-я Владимирская улица – шоссе Энтузиастов – Проектируемый проезд № 137 – Красноказарменная улица – улица Радио – Елизаветинский переулок – набережная Академика Туполева – Сыромятнический проезд – 3-й Сыромятнический переулок – Верхняя Сыромятническая улица – 1-й Сыромятнический переулок.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 25 Останкино – Сокольническая застава

Карта маршрута трамвая № 25

Маршрут трамвая № 25

Маршрут: 1-я Останкинская улица – улица Академика Королёва – Продольный проезд – улица Бориса Галушкина – Ростокинский проезд – Богородское шоссе – Большая Ширяевская улица – Большая Оленья улица – улица Олений Вал.
Интервал: 15-30 минут.

Трамвай № 26 м. Университет – Калужская площадь

Карта маршрута трамвая № 26

Маршрут трамвая № 26

Маршрут: Ломоносовский проспект – улица Вавилова – улица Кржижановского – Большая Черёмушкинская улица – Загородное шоссе – 4-й Рощинский проезд – улица Новая Заря – 1-й Рощинский проезд – улица Шаболовка.
Интервал: 6-15 минут.

Трамвай № 27 м. Дмитровская — м. Войковская

Карта маршрута трамвая № 27

Маршрут трамвая № 27

Маршрут: Дмитровский проезд – улица Костякова – улица Дубки – Красностуденческий проезд – Тимирязевская улица – улица Прянишникова – Михалковская улица – Соболевский проезд – улица Клары Цеткин – улица Зои и Александра Космодемьянских.
Интервал: 3-5 минут.

Трамвай № 28 Проспект Маршала Жукова — м. Сокол

Карта маршрута трамвая № 28

Маршрут трамвая № 28

Маршрут: Живописная улица – Новощукинская улица – Авиационная улица – Волоколамское шоссе.
Интервал: 8-15 минут.

Трамвай № 28к, Проспект Маршала Жукова — м. Щукинская

Карта маршрута трамвая № 28к

Маршрут трамвая № 28к

Маршрут: Живописная улица – Новощукинская улица.
Интервал: будние дни:10-20 минут, выходные: 5-25 минут.

Трамвай № 29 Детский санаторий — Богородское

Карта маршрута трамвая № 29

Маршрут трамвая № 29

Маршрут: Открытое шоссе – Ивантеевская улица – 3-й проезд Подбельского – Погонный проезд.
Интервал: 15-20 минут.

Трамвай № 30 Улица Кулакова — Михайлово

Карта маршрута трамвая № 30

Маршрут трамвая № 30

Маршрут: Таллинская улица – улица Маршала Катукова – Строгинское шоссе – Новощукинская улица – Авиационная улица – улица Константина Царёва – 1-й Новоподмосковный переулок – улица Зои и Александра Космодемьянских – улица Клары Цеткин – Соболевский проезд – Михалковская улица.
Интервал: будние дни: 5-10 минут, выходные: 15-20 минут.

Трамвай № 31 Проспект маршала Жукова – м. Войковская

Карта маршрута трамвая № 31

Маршрут трамвая № 31

Маршрут: Живописная улица – Новощукинская улица – Авиационная улица – улица Константина Царёва – Первый Новоподмосковный переулок – метро “Войковская”.
Интервал: 10-20 минут.

Трамвай № 32 Проезд Энтузиастов — м. Партизанская

Карта маршрута трамвая № 32

Маршрут трамвая № 32

Маршрут: шоссе Энтузиастов – проектируемый проезд №137 (только к проезду Энтузиастов) – Красноказарменная улица (только к проезду Энтузиастов) – Авиамоторная улица – Солдатская улица – Госпитальный вал – Семёновский проезд – Измайловское шоссе – Измайловский вал – Щербаковская улица – 2-я улица Измайловского Зверинца.
Интервал: 8-12 минут.

Трамвай № 33 Улица Подбельского — Сокольническая застава

Карта маршрута трамвая № 33

Маршрут трамвая № 33

Маршрут: Ивантеевская улица – 3-й проезд Подбельского – Погонный проезд – Миллионная улица – Краснобогатырская улица – улица Преображенская – улица Стромынка – 2-й Полевой переулок.
Интервал: 15-25 минут.

Трамвай № 34, 16-я Парковая улица — Новогиреево

Карта маршрута трамвая № 34

Маршрут трамвая № 34

Маршрут: Первомайская улица – Главная аллея – Измайловский проспект – 2-я улица Измайловского Зверинца – Щербаковская улица – Измайловский вал – Измайловское шоссе – проспект Будённого – шоссе Энтузиастов – 3-я Владимирская улица – Зелёный проспект – 3-й проспект Новогиреева.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 35 Новоконная площадь — Нагатино

Карта маршрута трамвая № 35

Маршрут трамвая № 35

Маршрут: Скотопрогонная улица (обратно – Чесменская улица) – Большая Калитниковская улица – Абельмановская улица – 3-й Крутицкий переулок – Новоспасский мост – Кожевническая улица – Павелецкая площадь – Дубининская улица – улица Даниловский Вал – Холодильный переулок – Варшавское шоссе – Нагатинская улица – Судостроительная улица.
Интервал: 8-25 минут.

Трамвай № 36 Детский санаторий — 3-я Владимирская улица

Карта маршрута трамвая № 36

Маршрут трамвая № 36

Маршрут: Открытое шоссе – Халтуринский проезд – Халтуринская улица – Большая Черкизовская улица – улица Преображенский вал – улица Измайловский вал – Измайловское шоссе – проспект Будённого – шоссе Энтузиастов.
Интервал: 7-15 минут.

Трамвай № 37 Новогиреево — Каланчевская улица

Карта маршрута трамвая № 37

Маршрут трамвая № 37

Маршрут: 3-й проспект Новогиреева – Зелёный проспект – 3-я Владимирская улица – шоссе Энтузиастов – Проектируемый проезд № 137 – Красноказарменная улица – улица Радио – Бауманская улица – Ольховская улица – Нижняя Красносельская улица – Краснопрудная улица – Каланчёвская улица.
Интервал: 10-30 минут.

Трамвай № 38 Черемушки — м. Пролетарская

Карта маршрута трамвая № 38

Маршрут трамвая № 38

Маршрут: Большая Черёмушкинская улица – Загородное шоссе – 4-й Рощинский проезд – улица Новая Заря – 1-й Рощинский проезд – улица Серпуховский Вал – улица Даниловский Вал – Дубининская улица – Павелецкая площадь – Кожевническая улица – Новоспасский мост – 3-й Крутицкий переулок.
Интервал: 10-20 минут.

Трамвай № 39 м. Университет — м. Чистые пруды

Карта маршрута трамвая № 39

Маршрут трамвая № 39

Маршрут: Ломоносовский проспект – улица Вавилова – улица Орджоникидзе – улица Серпуховский Вал – улица Даниловский Вал – Дубининская улица – Новокузнецкая улица – Садовнический проезд – Большой Устьинский мост – Устьинский проезд – Яузский бульвар – Покровский бульвар – Чистопрудный бульвар.
Интервал: будние дни: 5-15 минут, выходные: 15-20 минут.

Трамвай № 40 Угрешская улица – Новоконная площадь (обратное направление: Малый Калитниковский проезд)

Карта маршрута трамвая № 40

Маршрут трамвая № 40

Маршрут: Угрешская улица – Южнопортовая улица – Шарикоподшипниковская улица – улица Симоновский вал – 3-й Крутицкий переулок – Абельмановская улица – улица Талалихина – Большая Калитниковская улица – Чесменская улица (только к Новоконной площади).
Интервал: 15 минут.

Трамвай № 43 Угрешская улица – м. Семёновская

Карта маршрута трамвая № 43

Маршрут трамвая № 43

Маршрут: Угрешская улица – Шарикоподшипниковская улица – улица Симоновский вал – 3-й Крутицкий переулок – Абельмановская улица – Малая Андроньевская улица – Трудовая улица – Большая Андроньевская улица – Андроньевский проезд – Волочаевская улица – Красноказарменная улица – Авиамоторная улица – Солдатская улица – улица Госпитальный Вал – Семёновский проезд – проспект Будённого – Измайловское шоссе – улица Измайловский Вал – Малая Семёновская улица (только к м. Семёновская) – Семёновский переулок (только к метро “Семёновская”) – Измайловская улица.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 45 Новоконная площадь — Сокольническая застава

Карта маршрута трамвая № 45

Маршрут трамвая № 45

Маршрут: Новоконная площадь – Скотопрогонная улица (обратно – Чесменская улица) – Большая Калитниковская улица – улица Таллалихина – улица Рогожский вал – Малая Андроньевская улица – Трудовая улица – Большая Андроньевская улица – Андроньевский проезд – Волочаевская улица – Красноказарменная площадь – улица Радио – Бауманская улица – Ольховская улица – Нижняя Красносельская улица – Краснопрудная улица – Русаковская улица – 2-й Полевой переулок.
Интервал: 10-25 минут.

Трамвай № 46 м.Бульв. Рокоссовского — м. Пролетарская

Карта маршрута трамвая № 46

Маршрут трамвая № 46

Маршрут: Ивантеевская улица – 3-й проезд Подбельского – Погонный проезд – Миллионная улица – Краснобогатырская улица – улица Преображенский вал – улица Измайловский вал – Малая Семёновская улица (только к метро “Пролетарская”) – Семёновский переулок (только к метро “Пролетарская”) – Измайловское шоссе – проспект Будённого – Семёновский проезд – улица Госпитальный вал – Солдатская улица – Авиамоторная улица – Красноказарменная улица – проектируемый проезд № 137 – шоссе Энтузиастов – улица Рогожский вал – Абельмановская улица.
Интервал: 10-15 минут.

Трамвай № 47 Нагатино — Калужская площадь

Карта маршрута трамвая № 47

Маршрут трамвая № 47

Маршрут: Судостроительная улица – Нагатинская улица – Варшавское шоссе – Холодильный переулок – Серпуховский вал – улица Шаболовка.
Интервал: 5-15 минут.

Трамвай № 47к, Нагатино — Нижние Котлы

Карта маршрута трамвая № 47к

Маршрут трамвая № 47к

Маршрут: Судостроительная улица – Нагатинская улица – Варшавское шоссе.
Интервал: 5-10 минут.

Трамвай № 50 Проезд Энтузиастов — Каланчевская улица

Карта маршрута трамвая № 50

Маршрут трамвая № 50

Маршрут: шоссе Энтузиастов – проектируемый проезд № 137 – Красноказарменная улица – улица Радио – Бауманская улица – Ольховская улица – Нижняя Красносельская улица – Краснопрудная улица – Каланчёвская улица.
Интервал: 5-12 минут.

Ещё по этой теме:
Транспорт Москвы. Часть 1.
Транспорт Москвы. Часть 2.

На карте отмечены все действующие линии с регулярным движением маршрутов трамваев (красным цветом).
Актуальность карты — 2019 год.

Последние изменения маршрутной сети трамваев Москвы:
Трамвай 34 следует по маршруту 16-Парковая улица — метро «Семёновская» — укорочен, пущен по маршруту отмененного трамвая 34к.
Трамвай 12 направлен от 2-й улицы Машиностроения до 16-й Парковой улицы — продлён.
Трамвай 9 направлен по маршруту Тверская застава — МИИТ, трамвай 19 отменен, трамвай 50 направлен к метро «Новослободская».

Маршруты трамваев Москвы:
Трамвай А — Метро «Чистые пруды» — Калужская площадь — по будням
Трамвай Б — Сокольническая застава — Курский вокзал
Трамвай 1 — Москворецкий рынок — Улица Академика Янгеля
Трамвай 2 — Метро «Семеновская» — Детский санаторий
Трамвай 3 — Метро «Чистые пруды» — Балаклавский проспект
Трамвай 4л — Метро «Улица Подбельского» — Сокольническая застава — кольцевой
Трамвай 4пр — Метро «Улица Подбельского» — Сокольническая застава — кольцевой
Трамвай 6 — метро «Сокол» — Братцево
Трамвай 7 — Станция метро «Улица Подбельского» — Тверская Застава
Трамвай 9 — Тверская Застава — МИИТ
Трамвай 10 — Метро «Щукинская» — Таллинская улица
Трамвай 11 — Останкино — 16-я Парковая улица
Трамвай 12 — 16-я Парковая улица — 2-я улица Машиностроения
Трамвай 13 — Каланчевская улица — Детский санаторий
Трамвай 14 — Калужская площадь — Метро «Университет»
Трамвай 15 — Метро «Сокол» — Таллинская улица
Трамвай 16 — Улица Академика Янгеля — Новоданиловский проезд
Трамвай 17 — Останкино — Медведково
Трамвай 20 — Курский вокзал — Красноказарменная площадь
Трамвай 20п — Курский вокзал — Метро «Пролетарская» — по будням
Трамвай 21 — Метро «Щукинская» — Таллинская улица
Трамвай 23 — Метро «Сокол» — Михалково
Трамвай 24 — Курский вокзал — Новогиреево
Трамвай 25 — Останкино — Сокольническая застава
Трамвай 26 — Калужская площадь — Метро «Университет»
Трамвай 27 — Метро «Войковская» — Метро «Дмитровская»
Трамвай 27к — Михалково — Метро «Дмитровская»
Трамвай 28 — Метро «Сокол» — Проспект Маршала Жукова
Трамвай 29 — Детский санаторий — Богородское — по будням
Трамвай 30 — Михалково — Таллинская улица
Трамвай 31 — Метро «Войковская» — Проспект Маршала Жукова
Трамвай 32 — Проезд Энтузиастов — Метро «Партизанская»
Трамвай 34 — 16-я Парковая улица — Метро «Семеновская»
Трамвай 35 — Новоконная площадь — Нагатино
Трамвай 36 — Детский санаторий — Новогиреево
Трамвай 37 — Каланчевская улица — Новогиреево
Трамвай 38 — Черемушки — 3-я Владимирская улица
Трамвай 39 — Метро «Чистые пруды» — Метро «Университет»
Трамвай 40 — Угрешская улица — Новоконная площадь — по будням
Трамвай 43 — Метро «Семёновская» — Угрешская улица
Трамвай 45 — Сокольническая застава — Новоконная площадь
Трамвай 46 — Метро «Бульвар Рокоссовского» — Новоконная площадь
Трамвай 47 — Калужская площадь — Нагатино
Трамвай 47к — Нижние котлы — Нагатино — по будням в часы пик
Трамвай 49 — Балаклавский проспект — Нагатино
Трамвай 50 — Проезд Энтузиастов — Метро «Новослободская»


Бульварное кольцо (точнее, полукольцо, упирающееся обоими концами в Москву-реку) проходит по исторической границе центра
Москвы — бывшей стене Белого города. В конце XVIII века город вырос, стена потеряла своё оборонительное значение и была
разобрана, а на её месте заложили бульвары. О бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами,
и поныне называющихся «ворота».

Трамвайная линия, некогда проходившая по всему Бульварному кольцу, с годами безжалостно укорачивалась из-за необходимости
освободить место для автотранспорта. Сейчас трамвай от Яузских ворот проходит всего лишь по трём из десяти бульваров: Яузскому,
Покровскому и Чистопрудному. Да и эта линия уцелела, в общем-то, чудом: полная ликвидация трамвайных путей в пределах Садового
кольца должна была закончиться к 1960 году.

Последнее из закрытий участков Бульварной линии произошло в 1971 году: из-за
строительных работ по сооружению станции метро «Тургеневская» прекратилось движение по Сретенскому и Рождественскому
бульварам до Трубной площади. Эту связь так и не заменил ни один маршрут троллейбуса или автобуса, поскольку уклон Рождественского
бульвара в 9,2% превышает разрешённые для этих видов транспорта пределы. Лишь трамвай мог бы вернуться сюда, но суждено
ли ему это — покажет время.

Последние десятилетия трамвайная линия по бульварам заканчивается у метро «Кировская» («Чистые пруды»).
Изящный павильон этой станции сейчас довольно сложно оценить по достоинству: его придавили многоэтажные коробки и
загородили многочисленные ларьки. Впрочем, в 2003 году совершенно не сочетающиеся по стилю палатки были заменены
более адекватными сооружениями.

В начало

28 июля 2000 г.

А такой была эта площадь в середине 1930-х годов (фото из путеводителя «Осмотр
Москвы» 1938 года). Слева — направляющийся к Сретенскому бульвару трамвайный поезд.

В начало

Чистопрудный бульвар получил своё имя из-за пруда, расположенного в его восточной части. Этот пруд, долгое
время бывший грязной лужей и соответственно именовавшийся Поганым, был очищен в 1703 году и с тех пор называется
Чистым.

В начало

Апрель 2000 г.

Покровский бульвар. Трамвай-трактир следует из депо к своему постоянному маршруту вокруг Чистопрудного бульвара.

В начало

28 июля 2000 г.

Покровский бульвар. Уютный, зелёный…

В начало

28 июля 2000 г.

Яузский бульвар круто взбирается в гору от площади Яузских ворот. Этот участок трамвайной линии не действовал с
1938 по 1955 год — тогда все маршруты делали крюк через Солянку и Подколокольный переулок. Налево от этого перекрёстка
уходит в сторону Курского вокзала улица Воронцово поле, трамвайное движение по которой прекратилось ещё в октябре
1963 года. Но под её асфальтовой мостовой по-прежнему лежат деревянные шпалы, которые можно было наблюдать при прокладке
коммуникаций в 2004 году.

В начало

27 июля 2000 г.

Восточный конец Бульварного полукольца — это крутой спуск от Яузского бульвара к площади
Яузские Ворота. Рельеф местности здесь таков, что трамвайные пути по разные стороны бульвара проходят на совершенно
различных уровнях.

В начало

25 июля 2003 г.

[ Главная страница | «Аннушка» | Яузские
ворота >> ]

©1999-2023, Александр Елагин (если не указано иного). Внешний вид
и содержание сайта охраняются российским и международным законодательством об авторском праве. Запрещается использование
текста и изображений с данного сайта без предварительного разрешения авторов используемых материалов. Вся приведённая информация
отражает точку зрения авторов и не является официальной позицией какой-либо организации. Информация, содержащаяся на сайте,
рассматривалась авторами как достоверная на момент публикации. Авторы не несут ответственности за актуальность ссылок на
другие сайты и их информационное наполнение.

17 августа 2020

Посмотреть весь город и оказаться в сказочном лесу — можно просто сев на трамвай. Рассказываем о самых живописных маршрутах самого романтичного транспорта:

💙Трамвай А: «Новоконная площадь — Метро Чистые пруды»

«Аннушка» покажет вам Чистопрудный, Яузский и Покровский бульвары, проедет мимо Третьяковской галереи и Павелецкого вокзала.

💙Трамвай 39: «Метро Чистые пруды — Метро Университет»

Маршрут идёт через Чистопрудный бульвар, Яузские ворота и Павелецкий вокзал. Из окна можно увидеть высотку на Котельнической набережной, Донской и Свято-Данилов монастыри и главное здание МГУ.

💙Трамваи 4л и 4п: «Метро Бульвар Рокоссовского — Метро Сокольники» (кольцевые)

Чтобы прогуляться по Сокольникам, не выходя из трамвая, садитесь на 4 маршрут и наслаждайтесь. Часть пути проходит по парку, а часть — по тихим улочкам.

💙Трамвай 6: «Братцево — Метро Сокол»

Почувствуйте себя в сказке — садитесь на этот маршрут вечером. Он частично пройдет по «дикой» части парка Покровское-Стрешнево — за окном будто дикий лес!

Новости по теме

4 марта

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии