Современный
общевойсковой бой отличается большим
арсеналом средств уничтожения, огромной
мощностью этих средств, скоротечностью
силовых, огневых контактов. Участники
боя в течение короткого времени переживают
очень сильные стрессовые ситуации. В
этих условиях они должны суметь правильно
оценить складывающуюся обстановку,
принять выполнимое адекватное решение,
внятно довести до исполнителей их задачи
и организовать между ними взаимодействие.
С
точки зрения психологии такая деятельность
требует огромного напряжения всех сил
человеческого организма. В первую
очередь человек должен превозмочь
чувство страха. Бауржан Момыш — улы
писал: «Кто сказал, что страха нет? Страх
есть, он вездесущ и присущ каждому
живущему. Чувство страха преодолевается
сознанием, глубоким сознанием чувства
долга и благородства».6
Эти необходимые качества формируются
в ходе воинской службы, боевой подготовки.
База
для формирования этих качеств создается
в ходе морально-политической подготовки:
государственно-правовая подготовка,
агитационно-массовая работа,
индивидуально-воспитательная работа.
Затем на основе сознательного исполнения
воинского долга, зрелого чувства
патриотизма, сформированных навыков
боевой деятельности воспитывается
эмоционально-волевая устойчивость
военнослужащих в бою.
-
Влияние
обстановки боя на психику военнослужащих
Широкоизвестно
словосочетание «деморализованные
войска». Его употребляют тогда, когда
хотят охарактеризовать части и
подразделения, потерявшие способность
действовать, сопротивляться, утратившие
веру в себя, своих командиров, правоту
своего дела. Личный состав таких
подразделений по-прежнему имеет оружие
и боеприпасы, сведен в боевые расчеты
и подразделения, которые возглавляют
в принципе подготовленные командиры,
однако боеспособность этих подразделений
утеряна.
Приведу
пример из истории. Год 1700-ый, армия Петра
I
в процессе Северной войны пытается
взять штурмом крепость Нарва, принадлежавшую
шведам. Вооруженная группировка русских
войск насчитывала около 40 тысяч человек
и 181 орудие, в том числе 108 – тяжелые. В
крепости находились всего 8 тысяч
человек пехоты, 200 конников, 400 ополченцев
из числа жителей города, 30 артиллеристов
и 400 орудий, из которых можно было
использовать только 30 (по количеству
солдат-артиллеристов). Шведский король
Карл XII
привел на выручку крепости группировку
в составе 5 300 пехотинцев, 3 130
кавалеристов и 37 орудий.
Битва
для русских войск закончилась поражением.
Они потеряли 8 тысяч человек и 145 орудий.
Потери шведов составили 3 тысячи человек.
Главная причина поражения заключалась
в деморализации личного состава русских
войск в силу полного отсутствия боевой
подготовки, а также, потому что на
командных должностях в русской армии
были иноземцы-наемники.
Моральный
фактор имеет психологическую сторону,
и суть его составляет общественно-психологический
элемент. Действия человека обусловлены
особенностями его психики, его мыслями
и чувствами. «Всё, что приводит людей в
движение, — отмечал К.Маркс, — должно
пройти через их голову…».7
Индивидуальная психология – это
совокупность психических процессов,
состояний, свойств, характеризующих
отдельную личность с присущими ей
индивидуальными особенностями.
Индивидуально-психологическая сторона
морального фактора непосредственно
связана с реагированием человека на
складывающуюся обстановку. Мы ведем
речь о сложной обстановке боя, которая
требует от человека определенной
подготовленности в плане самообладания,
хладнокровия, резистенции к сложным
ситуациям, умения подавить в себе чувство
нерешительности, растерянности,
обреченности, страха. Какова же природа
возникновения этого феномена под
названием «страх»?
С
самого рождения наряду с пищевыми,
дыхательными и другими нервными центрами
начинает функционировать нервная
структура, обеспечивающая непосредственные
оборонительные реакции, направленные
на сохранность организма, Это, так
называемый, центр оборонительной
потребности, инстинкта самосохранения
или центр
страха.
В
процессе жизни в результате накапливания
жизненного опыта над сформировавшимися
еще до рождения нервными центрами,
обеспечивающими жизненные отправления
организма, происходит надстраивание
более сложных нервных систем, обеспечивающих
поведение человека, формируется система
условных рефлексов.
Различают
3 психофизических уровня поведения:
-
Безусловнорефлекторный,
унаследованный, инстинктивный -
Условнорефлекторный,
первосигнальный – результат приобретенного
личного опыта поведения -
Условнорефлекторный,
второсигнальный – результат овладения
общественным опытом (опытом других
людей)
Те
же уровни различают и у страха:
Возникновение
страха в ответ на сильный раздражитель.
Переживаемый в этом случае страх в
наибольшей степени биологизирован.
Человек, подвергшийся воздействию
сильного раздражителя (яркая вспышка,
толчок, внезапный громкий звук),
оказывается напуганным, даже не успев
сообразить, что его напугало. Это
состояние правильно было бы назвать –
испуг.
Испуг – это первый уровень страха.
Испуг
– это врожденная эмоция, это защитное
свойство живого организма, его
охранительная реакция на получаемые
извне вредные или опасные, угрожающие
целостности организма раздражители.
Не будь испуга – люди бы погибали раньше,
не успев оценить грозящей опасности.
Эмоция испуга возникает независимо от
сознания человека, как только на него
воздействует раздражитель. В этот момент
испуг выполняет защитную функцию,
мобилизуя все силы организма. Но защитная
роль испуга заканчивается, как только
она отмечена сознанием. После этого
испуг становится ненужным и даже опасным,
т.к. нарушает обычную деятельность
организма. Испуг, прежде всего, нарушает
координацию работы внутренних органов,
желез внутренней секреции, двигательного
аппарата. Это подкорковая эмоция, и
может быть подавлена эмоцией сознания
(убежденность, идеал, мировоззрение и
т.д.).
Второй
уровень страха
(назовем его «боязнь»)– это собственно
страх, как нечто приобретенное в жизни.
Он возникает в ответ на сигнальные
раздражители, которые по механизму
условных рефлексов лишь сигнализируют
о возможной боли и т.д. Допустимо
утверждать, что боязнь возникает по
причине недооценки своих сил, а также
из-за переоценки трудностей. В отличие
от испуга страх — это приобретенная
реакция с опорой на прежний практический
опыт, например:
—
переживания по пути следования в
стоматологическую поликлинику;
—
мандраж перед выполнением соотносительно
сложного упражнения на брусьях;
—
неприятные ощущения перед прыжком в
холодную воду;
—
нерешительность перед разбегом в прыжках
через коня в длину и т.д.
Третий
уровень страха
– это приобретенная реакция, основанная
на опыте, но на опыте чужом: увиденном,
услышанном, прочитанном и т.д. Страх,
основанный не на личном опыте, сильнее
личного, уже пережитого. Назовем его
«страх». Это достаточно тягостное
состояние, проявляющееся в виде
беспокойства, тревоги.
Существует
разновидность страха – это страх
аффектный.
Я бы назвал его предпаническим. Состояние
аффекта – это настолько сильное
переживание, настолько сильный
раздражитель, стрессор, что человек
действует, но действует, не осознавая
того, что делает. Аффект- это как моральный
паралич, своего рада кратковременное
сумасшествие, выпадение памяти,
исчезновение способности думать и
осознавать свои поступки, поведение,
целесообразность действий и ответственность
за совершаемое. Аффектный страх есть
разновидность этого состояния. Страх
неосознанный, но в, то же время, как
результат определенной мыслительной
деятельности, хотя бы и кратковременной,
хотя бы и на самом низшем уровне. Человек
цепенеет, теряет способность мыслить
и действовать. Логично предположить,
что аффектный страх есть преддверие
паники, основа для панических действий.
Наполеон
Бонапарт в своей книге «Мысли» писал:
«В каждом сражении бывает момент, когда
самые храбрые солдаты после величайшего
напряжения чувствуют желание бежать.
Это паника порождается отсутствием
доверия к своему мужеству; ничтожного
случая, какого-нибудь предлога достаточно,
чтобы вернуть им это доверие: высокое
искусство состоит в том, чтобы создавать
их».8
Паника
– разновидность страха. Паника – это
смятение, растерянность. Паника охватывает
людей в условиях чрезвычайной опасности,
чаще всего опасности преувеличенной
или мнимой (у страха глаза велики!).
Опасная обстановка характеризуется
сложностью, непонятностью, отсутствием
информации. В такой ситуации человек
не может ответить себе на вопрос – что
делать дальше? И тут в поле его зрения
попадает бегущий человек, сослуживец.
Этот бегущий человек воспринимается
человеком более информированным, уже
принявшим для себя решение, ответившим
на вопрос – что делать, и уже исполняющим
свое решение и действующим. Дальше
срабатывает стадный инстинкт, и только
что сомневавшийся человек уже несется
впереди собственного визга!
Таким
образом, и это показывают современные
военные конфликты и локальные войны,
личный состав в бою подвержен травмам,
не связанным с ранениями и контузиями.
Анализ потерь в живой силе показывает,
что потери, связанные с тяжелыми
расстройствами психики, превышают 20%
от всех санитарных потерь. В бою более
или менее эффективно действуют только
25% пехотинцев. Это наблюдения из опыта
II
мировой войны. В арабо-израильских
войнах потери армии Израиля от боевых
психических травм (БПТ) составляли от
37% до 72%, в зависимости от интенсивности
боевых действий. После завершения
военных действий в Ливане почти у 50%
американских военнослужащих наблюдались
тяжелые расстройства психики.
Во
время обследования дивизиона, который
перенес тяжелый бой, выяснилось, что
четверть солдат от страха рвало. Еще
четверть прохватил понос. 10% обмочились.
Одни ломаются сразу, другие держатся
дольше. Лишь ничтожные 2% находят в бою
«упоение», но это скорее психопаты,
доведенные до предела невероятным
стрессом. Так пишут американские
исследователи. Они же утверждают, что
человек имеет абсолютный предел
физической выносливости: в лучшем случае
60 дней боев или 200-240 дней лишений.
Обобщая
сказанное, доложу, что по оценке военных
специалистов БПТ в войне с применением
обычного оружия могут составить в
среднем до 20% от санитарных потерь в
первые 30 суток боевых действий.
Впоследствии БПТ могут вообще превысить
все санитарные потери, особенно при
применении оружия массового поражения
и высокоточного оружия.
Есть
необходимость определиться с терминологией
изучаемого вопроса.
Санитарные
потери
– это раненые и больные, утратившие
боеспособность более, чем на 1 сутки и
поступившие в медицинские пункты и
лечебные учреждения.
Боевая
психическая травма
– изменение психического состояния
военнослужащего до степени, исключающей
ведение боя вследствие воздействия
стрессоров.
Стрессор
– психический раздражитель, вызывающий
расстройство центральной нервной
системы человека, которое способно
лишить его способности эффективно
выполнять функциональные обязанности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
17.02.2016777.46 Кб33RUS_ОИС.rtf
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1.
Министерство обороны Республики Казахстан
Воспитательная работа в боевой обстановке
2.
Метод: Лекция
Время: 1 час
Учебные вопросы:
1.Современные вызовы безопасности государства. Роль морально
психологической и идеологической работы по поддержанию боевой
готовности подразделения.
2.Организация непрерывной воспитательной, моральнопсихологической и
идеологической работы в боевой обстановке (МПО).
3.
Литература:
Конституция РК
Военная доктрина РК, 2017 г.
Приказ МО РК от 4.03.2014 г. №92 «Об утверждении системы
основных организационных и идеологических мероприятий в ВС РК».
Учебное пособие: МПО служебно — боевой деятельности ВС РК.
4.
По периметру границы сформирован пояс
безопасности
ОДКБ
Участие в региональных и международных
организациях по коллективной защите от
террористических и иных угроз
Учения контртеррористических подразделений в
рамках международного сотрудничества (АТЦ СНГ,
РАТС ШОС, ОДКБ)
Действуют правоохранительные структуры,
обеспечивающие внутреннюю и внешнюю
безопасность государства
Регулярные войска (Вооруженные Силы,
другие воинские формирования РК)
Территориальная оборона
4
5.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
КАЗАХСТАНА
Польша
Великобритания
Российская Федерация
Соединенные штаты Америки
Германия
Республика Беларусь
Қазақстан
Швейцария
Китайская
Народная
Республика
Астана
Украина
Индия
Грузия
НАТО
Турецкая
Республика
Болгария
Республика
Узбекистан
Италия
Армения
Кыргызская
Республика
Словацкая
Республика
ОДКБ
ШОС
6.
Экстремистские,
религиозные (религиозно – политические) группы и организации
нейтрализованные в Казахстане в ходе специальных операций:
7.
СПИСОК ЗАПРЕЩЕННЫХ ПО РЕШЕНИЮ СУДА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И
ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НА ТЕРРИТОРИИ РК:
I. На основании решения Верховного
Суда РК (2004 г.)
1. «Аль-Каида»
2. «Исламское движение Восточного
Туркестана»
3. «Исламское движение Узбекистана»
4. «Курдский Народный конгресс»
II. Согласно решению Верховного Суда
(2005 год)
5. «Асбат аль-Ансар»
6. «Братья мусульмане»
7. «Движение Талибан»
8. «Боз гурд»
9. «Жамаат моджахедов Центральной
Азии»
10. «Лашкар-е Тайба»
11. «Общество социальных реформ»
III. Решением суда г.Астаны (2005 год)
12. Организация «Хизб-ут — Тахрир»
IV. Решением суда г.Астаны (2006 год)
13. «АУМ Синрекё»
14. «Организация освобождения Восточного
Туркестана».
V.Решением Суда г.Астана (2008 год)
15. «Исламская партия Туркестана».
VI. Решением суда г.Атырау (2011 год)
16. «Джунд-аль-Халифат»
VII. Решением суда ВосточноКазахстанской области (2012 год)
17. РОО «Сенім. Білім. Өмір»
VIII. Решением Сарыаркинского
районного суда г.Астаны (2013 год)
18. «Таблиги джамагат»
IX. Решением Сарыаркинского районного
суда г.Астаны (2014 год)
19. «Ат-такфируаль-хиджра»
XII. Решением Есильского районного суда
г.Астаны (2015 год)
20. «Исламское государство»
21. «Фронт ан-Нусра»
XIII. Решением Есильского районного
суда г.Астаны (2018 год)
22. ДВК (Демократический выбор
Казахстана).
7
8.
Морально-психологическое обеспечение действий войск (сил) в ходе
контртеррористической
операции
представляет
собой комплекс
согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени
одновременных или последовательных мероприятий информационновоспитательной,
психологической,
военно-социальной,
культурнодосуговой
работы,
защиты
войск
(сил)
от
информационнопсихологического воздействия противника, обеспечения войск (сил)
техническими средствами воспитания, направленных на достижение
морально-психологического превосходства над противником в период
ведения боевых действий, боев, ударов и других мероприятий и акций,
проводимых для решения поставленных задач в определенном районе
(зоне) в установленный период времени.
9.
Целью МПО боевых действий является:
формирование и поддержание высокой
моральной готовности и психологической
устойчивости личного состава подразделения
при подготовке и в ходе ведения боевых
действий.
10.
Стороны
КТО
11.
Жертвы
12.
Угроза, создаваемая НВФ:
1) Члены НВФ, как правило, с безразличием относятся к смерти.
2) Они не испытывают переживаний морально-психологического и
этического плана. Особенности их воспитания и образа жизни
позволяют легко переносить трудности и лишения.
3) Они довольствуются скудной пищей и минимальными
удобствами.
4) НВФ отличаются хорошим знанием местности и способностью
быстро передвигаться в пешем порядке. Кроме этого, они могут
быть обучены применению современных образцов вооружения.
5) Стратегия НВФ основывается на ведении борьбы в течение
многих лет. Цель кампании заключается в том, чтобы завоевать
поддержку со стороны населения и овладеть всей территорией
страны.
13.
Тактика имеет следующие особенности:
проведение специфических операций, рассчитанных, прежде
всего, на достижение внезапности;
ведение наступательных действий даже при временном
переходе к обороне;
высокая мобильность при передвижении;
преимущественное проведение операций ночью;
детальная подготовка каждой атаки, тщательный учет
соотношения сил и условий обстановки;
частое использование различных видов засад;
широкое применение мин, включая мины-ловушки и т.д.;
оборона населенных пунктов состоящих из прочных строений
с применением искусственных заграждений и использованием
естественных препятствий.
14.
Успех действий НВФ зависит от следующих условий:
Поддержка со стороны населения.
НВФ не могут вести активную борьбу без поддержки со
стороны гражданского населения, так как они снабжает
продовольствием,
предоставляет
убежище,
оказывают
медицинскую помощь, а также обеспечивают разведывательной
информацией и пополнением.
Если правительство не располагает достаточной силой, а
население
проявляет
резкое
недовольство,
то
умело
организованная пропаганда позволяет НВФ добиться поддержки
со стороны народа. В таких случаях, когда население не выражает
готовности к добровольному оказанию поддержки, НВФ зачастую
принуждают людей к сотрудничеству с ними методами террора и
другими крайними мерами.
15.
Сильное руководство.
Возглавляет НВФ, как правило, человек не только имеющий
высокую подготовку, но и фанатически верящий в правоту своего
дела. Он смелый, волевой, хладнокровен и жесток, обладает
политической проницательностью.
Эффективная разведка.
Хорошо организованная разведка является залогом успешных
действий
НВФ.
Только
при
наличии
эффективной
разведывательной организации, действующей среди населения, в
государственных учреждениях, в вооруженных силах и полиции,
члены НВФ могут получить информацию, необходимую им для
планирования операций, ведения пропаганды и обеспечения своей
безопасности.
16.
Местность.
Базы НВФ размещаются с таким расчетом, чтобы они могли служить местом
укрытия, тылового обеспечения и проведения учебно-боевой подготовки. В
большинстве случаев такие базы создаются в труднодоступных районах,
например, в лесах, горах. Создание баз на такой местности существенно
затрудняет, применение регулярных войск против повстанцев, и наблюдение
как с воздуха, так и с земли. В ряде случаев НВФ могут размещаться в
густонаселенных районах, где их относительно трудно выявить. Однако это
характерно лишь для начального периода вооруженного конфликта.
Поддержка извне.
Движению НВФ как правило, требуется поддержка извне. Эта поддержка может
предоставляться в различных формах, например, в виде создания учебных
центров, предоставления финансовых средств, вооружения и предметов
материально-технического обеспечения. На стороне НВФ могут действовать
войска государств, поддерживающих революционное движение.
17.
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕХ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ:
1.Единое руководство.
Контртеррористические действия проводятся в форме совместных
операций, общее руководство которыми осуществляется объединенными
военно-гражданскими комитетами.
2.Симпатии и доверие населения.
Если есть поддержка со стороны населения, движение НВФ оказывается в
изоляции, утрачивая при этом источники разведывательной информации,
материального обеспечения и другие виды помощи от населения.
18.
3.Разведка.
Успех ведения контртеррористических действий зависит от хорошо
организованной разведки.
4.Обеспечение безопасности своих баз.
Для
успешного
ведения
контртеррористических
действий
необходимо обеспечить безопасность всех своих баз независимо от того,
будет ли это крупный порт, пункт дислокации войск, аэродром,
полицейский или сторожевой пост.
Весь личный состав независимо от характера выполняемых задач
должен быть подготовлен к ведению обороны своих баз.
19.
5.Замысел боевых действий.
Контртеррористические действия должны планироваться и проводиться с целью
постоянного расширения контролируемых районов.
6.Захват и удержание инициативы.
Для захвата и удержания инициативы необходимо выработать четкую
политическую линию и вести наступательные действия с решительными целями во
всех районах страны.
7.Мобильность и гибкость.
Формирования сил безопасности должны быть оснащены, обучены и подготовлены
к ведению боевых действий в течение длительного времени в условиях страны.
20.
8.Обеспечение внезапности и безопасности.
Для достижения внезапности действий, прежде всего, необходимо
строжайшее сохранение в тайне разрабатываемых планов. Утрата
фактора внезапности приводит к безрезультатным операциям и
временной потере инициативы.
9. Духовное превосходство войск.
Духовное превосходство войск. так же необходимо для победы
над НВФ, как и завоевание превосходства в воздухе, на земле и на
море. В достижении такого превосходства состоит главная задача
совершенствования системы морально-психологического обеспечения
для воспитательных структур Вооруженных Сил, других войск,
воинских формирований ВС РК.
21.
Основные усилия морально-психологического обеспечения
действий войск (сил) в ходе боевых действий при
контртеррористической операции направляются на:
1) подготовку сознания и психики личного состава вести боевые
действия в условиях правового поля мирного времени на своей
территории;
2) разъяснение им важности и необходимости ликвидации очага
вооруженного конфликта;
3) поддержание
постоянной
боевой
настороженности
и
бдительности по недопущению возможных диверсионных
действий со стороны вооруженных формирований;
4) поддержание благоприятной морально-психологической и
информационной обстановки в районе конфликта;
5) работу с местным населением;
6) недопущение негативного информационно-психологического
воздействия бандформирований на свои войска (силы) и
население региона.
22.
В интересах выполнения главной задачи — недопущения боевых
действий противоборствующими сторонами — проводится целый
комплекс мероприятий:
индивидуальная работа;
инструктажи различных категорий военнослужащих;
встречи с местным населением и обмен мнениями после их
завершения; изучение традиций местного населения;
организация
боевого
и
правового
информирования,
взаимодействие с прессой;
чествование лучших воинов;
смотры-конкурсы на лучшую заставу;
оказание помощи местным жителям;
доставка газет, писем, кинообслуживание, обеспечение
художественной, военно-мемуарной и другой литературой.
23.
Основные формы воспитательной работы при ведении боевых
действий (МПО):
информирование
(боевое,
военно-политическое,
правовое,
техническое, медицинское);
прослушивание и просмотр информационных материалов;
собрания личного состава;
прямые обращения командования к личному составу;
встречи личного состава с командованием, ветеранами и участниками
военных действий, государственными деятелями;
обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых
действиях (боевой службе);
индивидуальная работа должностных лиц органов по работе с личным
составом в боевых порядках;
доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих
за воинские преступления.
24.
и
н
в
а
з
о
б
и
с
а
п
С
!
е
и
н
а
м
Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно–служебной деятельности.
Воспитательная работа проводится по следующим основным направлениям:
Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина–патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально–этического стандарта антикоррупционного поведения.
Правовое воспитание, оказывающее целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
В работе с сотрудниками должны используются следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков.
Воспитательная работа с сотрудниками проводится с использованием следующих форм воспитания:
лекция; доклад; беседа (групповая или индивидуальная); общее собрание сотрудников по категориям; служебное совещание; инструктивное занятие (инструктаж); митинг личного состава; вечер – чествование лучших сотрудников (вечер–портрет); вечер вопросов и ответов; тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий); устный журнал; диспут; дискуссия; викторина; экскурсия; научно-практическая (читательская) конференция.
Основными средствами реализации задач воспитания являются:
1. Индивидуальная воспитательная работа;
2. Информационно-пропагандистская работа;
3. Работа актива служебных коллективов органов (учреждений).
Индивидуальная воспитательная работа проводится в следующих формах:
– индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие);
– психолого-педагогическое наблюдение;
– изучение документов, характеризующих сотрудника;
– обобщение независимых характеристик;
– анализ результатов служебной деятельности и показателей служебной дисциплины.
В первоочередном порядке индивидуальная воспитательная работа должна быть организована с сотрудниками, проявляющими низкие адаптационные способности к условиям служебной деятельности, склонными к отклоняющемуся поведению, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, по результатам профессионального психологического отбора, изучения индивидуально-психологических качеств и анализа поведения на службе и в быту, совершившими нарушения служебной дисциплины.
В обязательном порядке индивидуальная воспитательная работа организуется с сотрудниками:
– впервые принятыми на службу в органы внутренних дел;
– окончившими образовательные учреждения МВД России;
– вновь назначенными на вышестоящие должности;
– переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений);
– многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей;
– пережившими сложные жизненные ситуации.
Работа активов служебных коллективов может осуществляться в форме создаваемых общественных формирований, которые действуют на основании положений, утверждаемых в установленном порядке.
Отдел морально-психологического обеспечения Волгоградской академии МВД России курирует работу следующих общественных формирований:
– совет курсантов и слушателей при начальнике академии;
– совет педагогов-наставников;
– постоянно действующий семинар для заместителей начальников курса;
– координационно-методический совет по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности ФГКОУ ВО «ВА МВД России»;
Каждое из указанных общественных формирований действует на основании утвержденных Положений.
Работа актива на факультетах и курсах в Волгоградской академии МВД России осуществляется в следующих формах:
– редколлегия;
– совет комнаты воспитательной работы;
– совет коллектива физической культуры;
– совет курса.