Время работы музея в балаклаве подводных лодок режим работы

Балаклавский музей холодной войны, музей подводных лодок, подземный военно-морской музей, объект 825 ГТС, объект РТБ 820 — военный музей и одна из самых популярных севастопольских достопримечательностей имеет множество названий. Пусть вас не смущает такое разнообразие — речь идет о том самом когда-то секретном объекте, который цепью тоннелей вонзился в горные склоны Балаклавы. Расскажем, как организована работа музея, как он возник и что вызывает особенный трепет туристов.

Балаклава, музей подводных лодок: засекреченная советская база

Крым, и особенно Севастополь, — это не только ласковое море и чистые пляжи. Это место дислокации Черноморского флота, который охраняет границы государства. Удобное географическое расположение Балаклавы, примостившейся в центре одноименной бухты, способствовало тому, что еще в 50-е годы прошлого века в одном из скальных массивов началось строительство сверхсекретной военной базы. Сеть глубоких туннелей изрезала всю гору. В результате на свет появились два мощных объекта: 825 ГТС (гидротехническое сооружение для приема атомных подлодок) и 820 РТБ (ремонтно-техническая база для них же).

Даже по советским меркам это было что-то невообразимое как в плане технологий, так и в плане секретности. Вход в канал закрывался понтонным мостом, а вход непосредственно в сооружение закрывал батопорт, морской затвор. Внутри был еще один корпус, полностью заполненный воздухом. Вся конструкция могла выдержать ударную волну, радиацию и давление до 55 кг на квадратный сантиметр. Объект целиком, вместе с десятью подлодками и обслуживающим их персоналом, мог автономно существовать до 30 дней.

В 90-е годы рухнул железный занавес, подлодки ушли из Балаклавы, одновременно лишив ее статуса закрытого города, секретная база осталась бесхозной. Позже администрация города решила превратить военный объект в музей. За относительно короткий срок он приобрел такую же популярность, как и другие достопримечательности Балаклавы, прежде недоступные туристам.

Бывший сверхсекретный объект 825ГТС, способный выдержать прямое попадание атомной бомбы, ныне превратился в туристическую достопримечательность Балаклавы. База подводных лодок сегодня является музеем, куда водят экскурсии для туристов Севастополя и Крыма.

СОДЕРЖАНИЕ


  • Где находится музей
  • Исторический очерк
  • Особенности посещения
  • Экскурсии по музею
  • Интересные места базы
  • Как добраться до музея
  • Контакты. Цены. Видео

Где находится объект 825 ГТС на карте Балаклавы

База-музей подводных лодок располагается в западной части Балаклавы, у Таврической набережной. Рядом раскинулась прекрасная Балаклавская бухта, завораживающая открывающимися панорамами (можно посмотреть через веб-камеры). А еще поблизости несложно отыскать памятник «Помни войну (1941-1945)». В пешей доступности также вы сможете найти гостиницу-ресторан Рота Chalet Marina, где можно снять номер, и Дачу инженера А.М. Завадского Фата Моргана.

История базы подводных лодок в Балаклаве

После распада СССР были рассекречены многие ранее недоступные посторонним объекты. Можно рассуждать о том, во всех ли случаях это было оправдано, но дело уже сделано. Впрочем, раскрытие тайн военных заодно показало, какие немалые усилия прикладывались ранее для обеспечения обороноспособности страны и каким незаурядным техническим потенциалом обладала тогда армия.

Решение Лаврентия Павловича

Окончание Второй мировой войны сразу же продемонстрировало миру новую угрозу – атомную бомбу. СССР имел все основания опасаться вчерашнего союзника, располагающего этим страшным видом вооружения, США, и не скрывали своей враждебности. Поэтому в Советском Союзе тоже велись разработки собственного атомного оружия. А заодно решался и вопрос создания таких баз, что могли бы устоять против сверхмощного удара.

старое фото входа в базу

На высшем уровне все советские атомные разработки курировал Л.П. Берия. Соответственно, именно он получил от Сталина распоряжение: подыскать место под базу для подводных лодок, да такую, что выдержит прямое ядерное попадание.

Вскоре Лаврентий Павлович выдал решение. Оптимальным местом ему показалась Балаклава. Ее бухта была оптимальной для тайных операций, так как с открытого моря она полностью не просматривается ни с какого угла (из-за своей сложной извилистой формы). Соответственно, шпионам потенциального противника пришлось бы потрудиться для обнаружения военного объекта. Рядом с Балаклавой находился военно-морской Севастополь, но сам городок был относительно тихим и не привлекал внимания.

фото лодок возле базы

Решение Лаврентия Павловича все изменило. В 1953 году тихая Балаклава стала закрытым районом закрытого севастопольского региона. Там начали строить секретный объект, причем местные жители знали только о факте какой-то стройки. Что именно сооружается – этого им не сообщали.

Подземный завод

Начатое в 1953 г., строительство было завершено только в 1961-м. Были как чисто технические сложности (как, например, необходимость вести проходческие работы в каменном массиве), так и проблемы с секретностью. В ходе работ изымались большие объемы породы. Ее вывозили на баржах и сбрасывали в море, причем ради секретности делалось это только по ночам.

Работы вели военные строители, а также профессиональные метростроевцы, создатели московского метро – только они смогли выполнить сложные проходческие работы. В результате получился настоящий подземный завод, способный устоять при прямом попадании атомной бомбы в 100 килотонн. Его зашифровали кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвященных должно было означать «городская телефонная станция» – опять же для конспирации.

опытная подводная лодка возле базы ремонта

Получился настоящий подземный завод площадью более 9500 кв. м (из них 5200 кв. м – водной поверхности). Его задачей было обеспечивать ремонт и оснащение подводных лодок проектов 613 и 633, массово производившихся тогда в СССР.

На территории комплекса создавались склады вооружений для этих лодок (в том числе ядерных боеголовок). Имелся судоходный подземный канал (глубиной 8 м, длиной более 600 м), в котором могли одновременно поместиться 7 лодок соответствующей конструкции. Был также и сухой док, и все оборудование, необходимое для ремонта подводных судов.

Канал проходил насквозь под горой Таврос. Лодки, входя под землю в Балаклавской бухте, выходили в открытое море с другой стороны горного массива. Ради секретности оба входа были тщательно замаскированы – настолько, что даже жители Балаклавы долгое время не подозревали, что происходит под землей совсем рядом с их городком. Для загрузки боеприпасов в условиях войны была предусмотрена специальная штольня.

секретные фото выхода лодок

В случае ядерной опасности база могла быть полностью изолирована от внешнего мира с помощью двух доковых запоров (официально они называются батопортами) повышенной надежности. На ней несло службу специализированное подразделение, занимавшееся оснащением боеприпасов, в том числе ядерных.

Печальный конец

За время существования базы на ней побывало 155 экипажей подводных лодок. На подземном заводе работали лучшие специалисты, укрепляя безопасность страны. Но все когда-то заканчивается. После распада СССР содержать базу-завод стало не по средствам Украине, которой она досталась. Тогда же в моде была «открытость перед партнерами», что и привело к рассекречиванию множества военных объектов.

Жители Балаклавы сильно удивились – они только из распоряжения о закрытии базы от 1993 года узнали о ее существовании. А сам объект был фактически брошен на произвол судьбы. Он практически не охранялся – по подземным помещениям лазили любители острых ощущений.

база до реконструкции

Конкурентами им выступали сборщики цветных металлов – они тащили на пункты приема все, что можно и что нельзя тоже. Только в 2000 году базу официально передали на баланс украинской армии, но и это ничего не изменило. Грабеж продолжался до 2003 года. Было расхищено практически все оборудование, некоторые помещения из-за отсутствия наблюдения и обслуживания стали аварийными. База пребывала в плачевном состоянии.

Вторая жизнь

План спасения разрушающегося объекта предложило «Морское собрание» Севастополя. Оно обратилось к Балаклавской мэрии с предложением сделать на бывшем заводе музей морской техники, подводного флота и эпохи «холодной войны» в целом.

Идея нашла поддержку – небольшому городу требовались достопримечательности для привлечения туристов. Новый музей открылся в 2003 году. Ныне он является организационной структурой севастопольского Военно-исторического музея фортификационных сооружений.

Сегодняшняя его экспозиция создавалась не сразу – собирались материалы, оформлялись новые выставочные блоки, проводилась реконструкция помещений. В планах было даже установить под землей настоящую подводную лодку (из числа списанных), но они пока не реализованы. Впрочем, музей еще находится в стадии развития, так что все возможно.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Доступны для посещения далеко не все помещения бывшего подземного завода. Это объясняется их аварийным состоянием, которое делает просто опасным прогулки по таким участкам. Возможно, их еще откроют для посетителей после восстановления и укрепления.

Подземный завод на сегодняшний день является самым популярным экскурсионным объектом Балаклавы. Экскурсии в этот город из других крымских регионов обычно ориентируются именно на его посещение.

Режим работы балаклавского Музея подлодок

Хотя бывшая база подводных лодок ныне не имеет военного значения (хотя периодически слухи об этом появляются), все же это военный режимный объект. Даже в качестве музея он не позволяет многого из того, что в других собраниях считается совершенно естественным. Потенциальным гостям надо это учитывать.

вход в базу ремонта

Музей работает круглый год, но режим его функционирования зависит и от сезона, и от особенностей нагрузки, и от внутренних работ. Поэтому лучше выяснить расписание по телефону или на официальном сайте непосредственно перед посещением – время и количество выходных могут сильно меняться. Но не это главное – для посетителей бывшей секретной базы действует еще целый ряд ограничений:

  1. Музей нельзя посетить индивидуально и самостоятельно – только с экскурсией и в составе группы. Группы формируются как заранее (по предварительным заказам), так и на месте – из индивидуальных экскурсантов.
  2. В музее туристы передвигаются только по установленным экскурсионным маршрутам – из соображений безопасности.
  3. Посетителям следует довольно тепло одеваться или иметь теплые вещи с собой (если лето и на улице жарко). Под землей температура не поднимается выше +17 даже в самую жару.
  4. Музей имеет ограниченную пропускную способность – около 1500 человек в день. Поэтому в разгар сезона лучше приезжать пораньше, и все равно быть готовым к тому, что придется подождать.
  5. Дети до 5 лет включительно на экскурсии не допускаются.

Экскурсантам следует учесть и другие нюансы. Например, на территории музея нет туалетов для посетителей. Некоторые экскурсии требуют прохождения определенного расстояния пешком (оно невелико, около километра, но все же) – это тоже нужно знать. Правда, есть и другая экскурсионная программа, но для нее придется особенно тепло одеться – она проводится с катера по воде подземного канала.

фото внутри подземного музея

Цены на билеты нельзя назвать низкими, но они доступны. Предусмотрены льготные детские билеты. Также 2 раза в месяц (когда именно – лучше уточнить) школьникам и студентам разрешен бесплатный вход при наличии документа. Однако и в этом случае придется становиться участником экскурсионной группы. Есть также целый ряд льготных категорий посетителей, которые могут пройти в музей бесплатно в любой день (при наличии подтверждающих документов). Полный список представлен на официальном сайте.

Организационные трудности делают особенно удобным посещение музея в составе организованной группы от туристического агентства. В этом случае турбюро возьмет на себя все проблемы с согласованием и доставит экскурсантов в музей к заказанному времени проведения экскурсии. Такие поездки предлагают буквально все крымские туристические бюро. Полезно будет заранее выяснить, будет ли экскурсия пешей или на катере – чтобы одеться соответственно.

фото внутри Балаклавского музея

В музее не разрешено проводить видео- и аудиозапись, но фотографировать можно бесплатно и без дополнительных разрешений. Правда, при этом действует запрет на использование вспышки.

Экскурсии на завод подводных лодок

Отзывы посетителей музея однозначны: он производит сильнейшее впечатление. Главную роль при этом являет осознание достоверности – ведь даже уничтоженное торговцами металлом оборудование было восстановлено в изначальном виде.

Варианты экскурсий

По территории подземного объекта ныне проводят два типа экскурсий. Первый маршрут – пешеходный. Он более насыщен в плане программы. Только таким способом можно ознакомиться со всеми тематическими экспозициями, оформленными в залах музея (по истории подводного флота, по истории строительства комплекса, а также выставки, посвященные условиям подводной службы и истории лодки «Курск» и ее гибели).

Объект 825ГТС в Балаклаве

Именно этот вариант экскурсии позволяет посетить арсенал, где сохранялись и обслуживались ядерные боеприпасы, а также увидеть модели советских подводных лодок разных типов.

Экскурсанты, выбирающие этот маршрут, должны учитывать, что для него «вход» и «выход» – не одно и то же. Они располагаются в разных частях набережной. Протяженность маршрута составляет около километра, продолжительность экскурсии – 1 час 20 минут.

Второй маршрут проходит по подземному каналу. Экскурсанты перемещаются на небольших катерах. Этот вариант оригинальней и не требует работы ногами, но зато несколько ограничен в плане информативности. Историю строительства объекта тут только излагают экскурсоводы. Нет возможности осмотреть тематические экспозиции.

схема музея

Зато посетители осматривают места стоянок и ремонта лодок, систему погрузки боеприпасов и затворные системы, способные при необходимости надежно изолировать базу от внешнего мира. Этот маршрут заканчивается там же, где и начинается, ибо проходит по всему подземному каналу – туда и назад.

Определить преимущества той или иной экскурсии трудно. Второй вариант однозначно можно рекомендовать тем, кто испытывает затруднения с пешим перемещением. В идеале же лучше пройти оба маршрута.


В тему: Экскурсии в Севастополе и Экскурсии из Севастополя


Главные достопримечательности музея

Пешеходный экскурсионный маршрут подразумевает 12 остановок – одно это многое говорит о насыщенности экспозиции. Все же есть ряд мест, привлекающих особое внимание туристов.

Первый транспортный зал

Помещение это помогало эффективно перемещаться и перемещать грузы по подземному комплексу. Из него можно было попасть в топливное хранилище, в мастерскую для оборудования торпед, к грузовой штольне и к каналу. Сегодня в зале размещена экспозиция, рассказывающая об истории строительства объекта 825 ГТС – фото на разных этапах, образцы оборудования…

Второй транспортный зал и минно-торпедная часть

минно-торпедная часть музея

Здесь проводилось обслуживание, контроль и подзарядка торпед. Отсюда же их транспортировали либо в арсенал, либо непосредственно на подводные лодки. Транспортировка шла по специально проложенным рельсам. Лодка в этом случае заходила в канал, торпеды грузились на нее с помощью специального крана (его можно видеть во время экскурсии по каналу).

Транспортная потерна

Это длинный подземный ход, предназначенный для перемещений между отдельными структурными подразделениями объекта. Он был одним из самых сложных в строительстве, ибо прокладывался в очень твердых породах и должен был иметь строго определенный изгиб (это было необходимо для повышения устойчивости в случае ядерной атаки – тогда потерна становилась как бы дополнительной защитой). Прокладку хода вели самые квалифицированные рабочие Метростроя – больше никто не мог справиться с этой задачей.

Сухой док

Док предназначался для комплексного ремонта подлодок. Постановка лодки в него была довольно сложной операцией (включавшей самые неожиданные составляющие – например, уборку со дна дока рыбы после откачки воды). В доке лодка обшивалась лесами, и квалифицированные рабочие проводили все необходимые ремонтные операции.

Сухой док

На смежных с доком площадках располагалось ремонтное оборудование, парк станков, установки для зарядки аккумуляторов. Завод был двухэтажным – над производственными площадями размещались кабинеты руководства. Тут же были столовая и медпункт. Последний раз в доке ремонтировали подводную лодку в 1991 году.

Батопорты подземного канала

Эти мощные запирающие конструкции должны были изолировать базу от внешнего мира со стороны моря. Обычно батопорты используют при запирании сухих доков. Это особые конструкции, которые затапливают в нужном месте.

погрузка туристов в катер

И они перекрывают проход по воде, ложась на донный грунт. Батопорты подземного музея-завода в Балаклаве отличаются от обычных доковых повышенной мощностью и прочностью. Их осматривают туристы, выбравшие экскурсию на катере.

Арсенал

Обычно именно эта часть маршрута вызывает наибольший интерес у туристов. Арсенал занимал несколько помещений. И теперь там не только воссоздана обстановка времен холодной войны, но и представлены экспозиции, посвященные истории советского надводного и подводного флотов.

фото внутри базы

Комплекс арсенала имеет двойные двери повышенной толщины и прочности – они должны были уберечь запас боеприпасов в случае ядерной атаки. Хотя они создавались в 1950-е годы, по виду они напоминают антураж современных фантастических фильмов.

Далее туристы имеют возможность осмотреть помещения, где проводилась сборка и проверка боеприпасов, транспортные пути, которыми они перемещались на хранение или погрузку на лодки, а также склады. Особого внимания заслуживает отсек хранения боевых частей с ядерными зарядами (ракеты хранились не оснащенными, боевые части устанавливались на них при необходимости).

У туристов также есть возможность познакомиться с системами обеспечения секретности и безопасности в арсенале. Им показывают сейфы, где хранилась техническая документация и производственные инструкции, а также знакомят с правилами посещения арсенала и мерами безопасности при этом.

фото секретной базы ремонта подлодок

В транспортной потерне, которая в случае войны должна была служить не только транспортным коридором, но и местом проведения стыковки ядерных боезарядов с ракетами-носителями) сейчас оформлена выставка, посвященная советскому надводному флоту. А сборочный цех стал местом размещения экспозиции, рассказывающей о подводном Черноморском флоте.

Здесь наибольшее внимание привлекают модели подводных лодок. Лодка проекта 641 не имеет советского «имени собственного», а НАТО окрестило ее «Фокстротом». Это дизель-электрическая лодка; 4 таких судна были задействованы в ходе Карибского кризиса 1962 года.

Лодки проекта 877 в СССР получили имя «Варшавянка». На западе же их прозвали «Черными дырами» – из-за повышенной незаметности и сложности обнаружения. «Варшавянки» до сих пор состоят на вооружении. Примечательно, что музейная модель (масштаб 1:50) является действующей, она выполняет 50 команд и используется как тренажер для занятий с подводниками, а также при съемках художественных фильмов. Создал ее Владимир Гуров, капитан 1 ранга в отставке.

макеты подводных лодок

Естественно, в музее еще много всего интересного – от особенностей передачи звука до предупреждающих надписей на стенах. Все это вместе и создает полноту ощущения путешествия на машине времени в эпоху холодной войны. В планах сотрудников – пополнение коллекций, восстановление новых помещений и создание новых экспозиций.


Не пропустите: Лучшие достопримечательности Севастополя


Как добраться до музея подлодок из Севастополя

Рядом с базой подводных лодок остановок нет, ближайшая – в 800 м или в 10 минутах ходу, называется «Оболонь». До нее можно доехать на автобусах №№ 8 и 27 – от Кадыковского комбината, 9 и 182 – от 5-го км Балаклавского шоссе, 33 – от Железнодорожного вокзала, 34 и 94 – от ост. «2-е отделение», 35 – от Казачьей бухты.

На машине самостоятельно добраться до музея от центра Севастополя (от площади Нахимова) можно так:

А вот так доехать до музея можно на от центра Балаклавы:

Контактная информация. Цены на билеты. Видео

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым.
  • Координаты GPS: 44.500724, 33.596329.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Телефоны: +7-8692-63-75-90 (офис), +7-978-889-10-56 (экскурсии).
  • Группа в ВКонтакте: https://vk.com/club64899617
  • Электронная почта: vimfs@mail.ru
  • Режим работы (график): со среды по воскресенье – с 9:20 до 16:00.
  • Цены на входные билеты: для взрослых – 300 рублей, для учащихся – 100 руб.
  • Цена экскурсионного посещения: 20000 р. за индивидуальную лекцию-экскурсию.

Сильное и сложное впечатление оставляет посещение музея. С одной стороны, его существование в помещениях секретной базы доказывает, что холодная война закончилась. С другой же, масштабность самого сооружения показывает, насколько серьезной штукой является атомная угроза. А она-то никуда не делась…

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

  • Музей подводных лодок
  • Объект 825 ГТС — немного истории
  • Официальный сайт
  • Фото
  • Где находится — адрес и координаты
  • Расположение карте
  • Как добраться?
  • Режим работы
  • Цена билета
  • Экскурсии на базу подводных лодок
  • Описание — что вас ожидает в музее?
  • Видео
  • Отзывы туристов о посещении

Музей подводных лодок

Долгое время подземелья горы Таврос на западном берегу Балаклавской бухты тщательно скрывались от посторонних глаз, представляя собой сеть засекреченных объектов времён «холодной войны». В толще горы расположены судоходный канал, ядерный арсенал объекта 820 РТБ и производственные помещения уникального объекта 825 ГТС.

С недавних пор достояние бухты стало известным даже рядовым путешественникам. На месте засекреченных ранее объектов в 2003 г. был открыт уникальный музейный комплекс. Военно-исторический музей фортификационных сооружений считается одним из самых интересных в окрестностях Севастополя. Ежегодно его посещают более 200 000 человек.

В 2023 г. музейный комплекс заработал в совершенно новом формате. Благодаря масштабной реконструкции, проведённой специалистами военно-строительного комплекса Министерства обороны России, здесь появились интерактивные площадки, мультимедийные зоны со световыми и шумовыми спецэффектами, оригинальными инсталляциями.

  • Большая статья со всеми достопримечательностями Балаклавы по этой ссылке.

Объект 825 ГТС — немного истории

После Второй мировой войны США начали разрабатывать план атомной бомбардировки крупнейших городов и ключевых военно-стратегических объектов СССР. И.В. Сталин в свою очередь принял решение о строительстве стратегического объекта, где в случае угрозы ядерной войны могли быть скрыты подводные лодки.

Рельеф Балаклавской бухты оказался настолько подходящим для этой цели, будто о военной базе позаботилась сама природа. Предполагалось, что секретное убежище в горе Таврос может выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

  • Строительство объекта № 825 ГТС (гидротехническое сооружение) по проекту специалистов ленинградского института «Гранит» стартовало в 1953 г. и велось буровзрывным методом круглосуточно.
  • Объект, предназначавшийся также для обслуживания и ремонта подлодок, включал в себя канал с сухим доком, ремонтные цеха, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедную часть.
  • В горе был вырыт подземный завод, к которому вёл скрытый от посторонних глаз канал, пронизывающий гору Таврос насквозь. Глубина канала составляет 8 м при ширине 10-24 м, общая его длина – более 600 м.

Вход и выход на завод были защищены батопортами, буквально выдвигающимися из скалы и закрывающимися маскировочной сетью. Сеть была так искусно подобрана под окружающий горный ландшафт, что даже местные жители не догадывались о существовании объекта до 1993 г.

Завод пришёл в упадок в 80-х годах прошлого столетия, а с развалом СССР и вовсе перестал существовать. После раздела Черноморского флота подземный комплекс остался без охраны. Из-за этого почти всё имущество было разграблено.

В 2003 г. подземный комплекс начал работать как филиал Центрального музея Вооружённых сил Украины. Военно-морской комплекс, получивший название «Балаклава», принял первых посетителей в июне 2003 г. В апреле 2014 г. он стал площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений РФ.

Официальный сайт

  • Актуальная информация о достопримечательности представлена на официальном сайте тут.

Фото

Балаклава, фото

Где находится — адрес и координаты

  • Музейный комплекс расположен на Таврической набережной, 22 в Балаклавском районе, недалеко от причала №249.
  • Координаты места: 44.500747, 33.596297.

Важно! Приём посетителей осуществляется через главный вход со стороны набережной.

Расположение карте

Как добраться?

Добраться до музейного комплекса можно на автобусах и маршрутных такси №№ 9, 27, 33, 34, 94 и 182 до остановки общественного транспорта «Оболонь», расположенной на ул. Новикова. Далее необходимо пройти около 500 м пешком по Таврической набережной. Этот же участок в летние месяцы можно преодолеть на электробусе.

Из центра города удобнее всего добираться автобусом, следующим в Балаклаву с 5-го километра (конец пр-та Генерала Острякова).

Режим работы

  • Комплекс открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 21:00 за исключением последнего понедельника каждого месяца (санитарный день).
  • Кассы работают с 8:45 до 19:00, проход через турникет на последнюю экскурсию осуществляется в 19:30.

Цена билета

  • Стоимость билета на самостоятельный осмотр основной композиции комплекса с аудиогидом составляет 700 ₽ для детей от 14 лет и взрослых, 350 ₽ для детей 7-13 лет.
  • Вход для детей 3-6 лет свободный.

Экскурсии на базу подводных лодок

Для посетителей комплекса предусмотрен экскурсионный маршрут с аудиогидом. В программу включено посещение подземных лабиринтов протяжённостью 900 м: базы укрытия подлодок, судоходного канала и арсенала ядерного оружия. Продолжительность экскурсии составляет около часа.

Описание — что вас ожидает в музее?

Посетители могут осмотреть ряд экспозиций комплекса:

  1. первый транспортный зал,
  2. шлюзовую камеру,
  3. минно-торпедную часть,
  4. заводскую потерну (транспортный коридор, который ведёт к производственным помещениям),
  5. преддоковую площадку, где находится сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1 М»,
  6. сухой док (помещение, где обслуживались лодки),
  7. погрузочную площадку Объекта 820 РТБ,
  8. противоударные защитные ворота,
  9. хранилище снаряженных торпед,
  10. выставку кораблей – носителей ядерного вооружения,
  11. эвакуационный коридор,
  12. локальную зону Объекта № 820 РТБ, где собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части,
  13. арсенальный двор,
  14. зал памяти.

Большой интерес для гостей музея представляют экспозиция «На страже морских границ», фотовыставка «Преступление перед человечеством».

В 2023 г. началась масштабная реконструкция музея. Было принято решение пополнить экспозицию музейного комплекса новым экспонатом – подводной лодкой ПЗС-50 (С-49) проекта 633-РВ, предоставленной ВМФ России. Для её размещения был реконструирован сухой док.

При музейном комплексе открыта отдельная от основных экспозиций площадка, где проводится иммерсивное шоу с элементами квеста и перфоманса «Балаклава 2033». Площадь игровой зоны составляет более 1500 м2. Для участников квеста предусмотрено более 100 заданий и загадок, разработано более 8 сюжетных линий. Общее игровое время составляет до 90 минут.

  • Стоимость: от 1250 ₽ за человека.
  • Местоположение: Балаклавский р-н, Таврическая набережная, 11.

При музейном комплексе работает сувенирный зал.

Видео

Отзывы туристов о посещении

  1. Гости Севастополя рекомендуют музейный комплекс к обязательному посещению – уникальные исторические памятники приморской военной фортификации интересны как взрослым, так и детям школьного возраста.
  2. Посетители называют экспозицию музея по-настоящему впечатляющей, а экскурсии познавательными, интересными и содержательными. Визуальным и звуковые эффекты помогают полностью погрузиться в особую атмосферу подземного убежища.
  3. Туристам, планирующим посещение, рекомендуется обратить внимание на то, что морской канал и экспозиционные залы находятся в закрытом подземном пространстве, где постоянная температура воздуха составляет +15…18С°. Влажность воздуха – 80-90%.

Обратите внимание! Путешественники отмечают, что в летние месяцы наблюдается большой наплыв желающих посетить музейный комплекс, нередки большие очереди в кассу. Поэтому наиболее удачным временем для поездок называют межсезонье.

Какой режим работы у музея подводных лодок в Балаклаве?

Комплекс открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 21:00 за исключением последнего понедельника каждого месяца (санитарный день). Кассы работают с 8:45 до 19:00, проход через турникет на последнюю экскурсию осуществляется в 19:30.

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ

Музей подводных лодок в Балаклаве

В истории Балаклава известна кровопролитным и горячим сражением 1954 года в Крымской войне. В 1957 году на территории города с военным портом построили базу подводных лодок.

Монументальный парк располагался под землёй и принадлежал к категории секретных, поэтому ему дали неброское название «объект 825 ГТС». Сейчас на территории этой базы оборудован музей, привлекающий в Балаклаву тысячи любителей военной истории.

  • Музей на базе секретного объекта
  • История создания подземной экспозиции
  • Интересные экспозиции
  • Правила посещения и цена экскурсий
  • Как добраться до Музея подлодок в Балаклаве
  • Музей подводных лодок на карте Крыма

Музей на базе секретного объекта

Музей подводных лодок находится в южной части Крымского полуострова. Исторический и культурный объект разместился в тонком перешейке Балаклавской бухты.

Напротив него, на другом берегу залива, находятся интересные места, которые тоже рекомендуется посетить туристу — руины фортификации Чембало и красивая набережная Назукина.

Подземный музейный комплекс испещряет собой внутреннюю часть горы Таврос и имеет 2 выхода: к Балаклавской бухте и морю. Он был открыт в 2003 году, спустя 10 лет после ликвидации подземной базы. Сейчас музей подводных лодок является одним из наиболее необычных мест в Крыму и включает в себя сразу несколько любопытных объектов:

  • — ремонтно-технический цех;
  • — топливные хранилища для хранения сырья объёмом 9.5 тысяч тонн;
  • — заводской цех по ремонту кораблей с доком на суходоле;
  • — отсек для сборки и испытаний ядерных ракет;
  • — укрытия для субмарин.

Сегодня экскурсии по бывшей секретной базе подводных лодок проводятся на отдельных участках. Тем не менее, у посетителей есть возможность оценить впечатляющие масштабы этого места.

Раньше с воздуха военный комплекс не был виден совсем. Можно было заметить только бетонированные участки, на которых сооружались муляжи жилых домов и зелени.

Сегодня бывшие арсеналы и цеха переоборудованы под тематические и экспозиционные залы. Действует 2 экскурсионных маршрута.

  • — Один из них — пеший, по лабиринтам бывшей подземной базы с посещением судоходного канала, коллекции ядерного оружия ВМФ СССР, знакомством с советскими и современными подводными субмаринами.
  • — Вторая экскурсия предусматривает путешествие на катере по подземному водному каналу длиной 600 м с посещением сухого дока, расположенного на глубине 8 м под уровнем моря.

История создания подземной экспозиции

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, был создан на месте засекреченной советской базы. Строительство объекта началось в 50-е годы XX столетия, а крымский город был выбран для него неслучайно. Именно здесь дислоцируется Черноморский флот, охраняющий государственные границы.

После окончания Великой отечественной войны в СССР создали новое оружие разрушительной силы — ядерные боеголовки. Их успешно протестировали, а затем руководство государства задумалось о строительстве военной базы, которая могла бы защитить от последствий ядерного взрыва.

Вопросами ядерного вооружения в то время занимался Лаврентий Берия. Именно ему Сталин поручил подыскать место для сооружения секретной базы. Берия сделал акцент на Балаклавской бухте, которая была скрыта от посторонних глаз и располагалась вблизи севастопольской военно-морской базы Черноморского флота.

Строительство подземного объекта в Балаклаве начали в 1953 году. В этот период город уже получил статус закрытого. Строительный процесс был закамуфлирован под сооружение ГТС, а впоследствии эта аббревиатура стала частью названия секретной военной базы.

В 1961 году объект ввели в эксплуатацию. На его площадях размещали и ремонтировали подводные лодки, хранили боезапасы для них, занимались сборкой субмарин. В течение 30 лет здесь базировалась 155 бригада подлодок.

В 1993 году военный объект закрыли и ликвидировали. Только после этого местные жители узнали, что здесь располагалась военная база, а не городская телефонная станция. В 2003 году на месте военного секретного объекта открыли Балаклавский музей подводных лодок.

Интересные экспозиции

Курортный комплекс Азовский

Музей подводных лодок представляет большой интерес для гостей Балаклавы. Здесь размещено много ценных военных экспонатов, в числе которых есть даже настоящая подлодка. Она пришвартована около подземного причала в центральной штольне.

Сооружения бывшего секретного объекта являются центральными достопримечательностями музея и оформлены в виде тематических экспозиций. Подземные коммуникации занимают площадь около 5 тысяч кв.м. и представляют собой настоящий лабиринт внутри горы. Аварийное состояние многих залов базы не позволяет заходить туда даже сотрудникам музея.

Экскурсионный маршрут пролегает через центральный тоннель протяжённостью 500 м. В его центре есть проходной канал для подводных субмарин. В этом же тоннеле разместился и сухой док, в котором раньше ремонтировали подводные лодки.

С обеих сторон тоннеля есть ответвления, где располагаются ремонтные мастерские и цеха. Входы в некоторые из таких помещений оборудованы противоатомными дверями с гидрозатвором. В их основе находится армированный бетон, способный выдержать ядерный удар.

Находясь в музее подводных лодок в Балаклаве, обязательно посетите следующие интересные объекты:

  • — главная вентиляционная установка на входе в объект 820 РТБ;
  • — техническая зона объекта 820 РТБ с пультами управления вентиляцией и климатом, понижающей подстанцией, кладовой, агрегатной, учебными классами, прочими служебными помещениями;
  • — макет дизель-электрической подводной лодки;
  • — макет ядерной торпедной боеголовки;
  • — экспозиция «подводные силы Черноморского флота СССР»;
  • — экспозиция «Подводные силы Черноморского флота в Великой отечественной войне»;
  • — хранилище торпед с макетом тяжёлого авианесущего крейсера «Киев»;
  • — мостик через морской канал;
  • — придоковая площадка;
  • — батопорт сухого дока;
  • — потерна завода по ремонту подводных лодок;
  • — экспозиция «краткая история строительства фортификационных сооружений Севастополя»;
  • — экспозиция «карта подземных сооружений Севастополя и стенды с фамилиями строителей объекта».

Посетив подземные экспозиции и сооружения музея, вы можете выйти в арсенальный дворик, где размещены образцы торпед и мин, а также находится стоянка самолёта ЯК-38 с вертикальным взлётом и посадкой.

Правила посещения и цена экскурсий

Посещение музея подводных лодок — платное. Стоимость билета составляет:

  • — 300 рублей — для взрослых;
  • — 100 рублей — для студентов (при наличии подтверждения) и детей;
  • — Бесплатно — для детей возрастом 5-7 лет.

В соответствии с правилами посещения на военный объект нельзя заходить детям младше 5-ти лет.

График работы музея: среда-воскресенье. Обеденный перерыв здесь начинается в 1255 и заканчивается в 1325. В ноябре-апреле музей открыт для посетителей с 1000 до 1600. На протяжении всего лета и первой половины осени учреждение работает с 1000 до 1700.

Ходить по объекту без экскурсовода нельзя. Экскурсии проводятся группами от 10-ти человек, поэтому нужно ждать, когда наберётся достаточное количество людей.

Внутри запрещено вести профессиональную фотосъёмку и видеосъёмку.

Поскольку бункер находится в горной скале, в залах довольно прохладно. Поэтому возьмите с собой на экскурсию тёплую одежду.

Как добраться до Музея подлодок в Балаклаве

Место расположения достопримечательности — Балаклавская бухта, что в 17 км от центра Севастополя. Добраться сюда можно на общественном и личном транспорте.

  • — От железнодорожного или автовокзала в Севастополе нужно доехать к конечной остановке «5-й километр Балаклавского шоссе».
  • — Сюда также ходят троллейбусы №№ 17 и 20, автобусы №№ 26, 20 и 17.

Добравшись к данному пункту, нужно пересесть на маршрут №№ 99, 94 или 9, проехать до остановки «Оболонь», повернуть вправо и дойти к западной части Балаклавской бухты. Пеший путь занимает 10-15 минут.

Аналогичное путешествие можно совершить на собственном автомобиле, ориентируясь на координаты карты или автомобильный навигатор.

Музей подводных лодок на карте Крыма

Адрес: Таврическая набережная, д.11.

https://yandex.ru/maps/-/CGT4M2-Y

Подождите, пожалуйста,
мы подбираем вам лучшие варианты!

На чтение 14 мин Просмотров 2.1к. Опубликовано 19/05/2021
Обновлено 23/07/2022

Балаклавский подземный музейный комплекс открылся после реконструкции, выполненной военными строителями в рекордные сроки. В музее была обновлена экспозиция, появились новые экспонаты, мультимедийные экраны, подсветка и звуковые эффекты, отремонтированы помещения площадью 19 тысяч квадратных метров.

Военные строители за два месяца превратили музей в новый современный арт-объект, – рассказал журналистам заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов, посетивший сегодня музейный комплекс. – Мы действуем поэтапно. Первым проектом была Дорога памяти на территории главного храма Вооруженных сил России, а сейчас продолжение – этот музей, посвященный Черноморскому флоту и подводным лодкам. Здесь завершен первый этап, осенью приступим к реализации второго.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты от Центрального военно-морского музея МО РФ и Черноморского флота, в том числе – подводная лодка проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри.

– Музей и раньше притягивал большой интерес и внимание, а сейчас мы видим, что он преобразился в современный, интерактивный, уникальный музейный комплекс, не имеющий аналогов во всем мире, – сообщил губернатор Севастополя Михаил Развожаев.

В результате реконструкции музей получил современные системы вентиляции и очистки воздуха, видеонаблюдение, помещения были защищены от сырости и влаги, стены очищены и покрыты специальной краской, а полы забетонированы.

Директор музея Юрий Тарариев сообщил , что Музей фортификационных сооружений, в состав которого входит Балаклавский подземный комплекс, был передан Управлению специальных проектов минобороны России. Это позволило провести такую масштабную реконструкцию в короткие сроки. Работы начались 19 февраля, а уже 9 мая музей принял первых посетителей. Строители работали в несколько смен, даже ночью. В результате бывший секретный военный объект был впервые приспособлен к работе в качестве современного музея и подготовлен к приему большого потока туристов. По словам директора, до реконструкции комплекс посещали около 250 тысяч человек в год.

Музей подводных лодок в Балаклаве

 Если раньше мы рассказывали на словах, как все могло происходить во время ядерного удара, то сейчас человек может все это прочувствовать на себе, увидеть, как идет взрывная волна, услышать работу счетчика Гейгера, – говорит Тарариев. – Ядерный арсенал теперь представлен в истинном виде, можно проследить всю процедуру загрузки торпед на подводную лодку. Рядом выставлены модели кораблей – носителей ядерного оружия. Это первый авианесущий крейсер “Киев”, атомный крейсер “Адмирал Нахимов”, ракетный корабль на воздушной подушке “Бора”, который и сегодня находится на вооружении флота.

Из новых экспонатов – гусеничный подводный аппарат МТК-200, напоминающий луноход. Это уникальная разработка советских конструкторов, предназначенная для поиска затонувших подлодок. В 1970-х годах в СССР было выпущено всего три таких аппарата. Также музею был передан настоящий спускаемый космический аппарат “Союз”, который был в космосе. Долгое время он использовался на Черноморском флоте для тренировок космонавтов на случай приводнения.

Экскурсию завершает пантеон памяти, в котором под потолком развешаны белые бумажные кораблики, а навстречу зрителю плывут лица погибших моряков.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Пантеон памяти появился по инициативе Тимура Иванова, – говорит Тарариев. – В нем представлены 3,5 тысячи портретов подводников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Содержание

  1. Режим работы музея подводных лодок в Балаклаве
  2. Как добраться до музея подводных лодок в Балаклаве
  3. Закрытый город
  4. Музей подводных лодок в Балаклаве
  5. Маршруты экскурсий
  6. Видео о музее подводных лодок в Балаклаве

Режим работы музея подводных лодок в Балаклаве

Посещение: ср-вс с 10:00 до 16:20
Касса: ср-вс с 09:50 до 16:10
Выходные: пн, вт

СТОИМОСТЬ БИЛЕТА

Взрослые: 300 руб.
Учащиеся: 100 руб.
Дети 5-7 лет: бесплатно

ТЕЛЕФОН (ДЛЯ СПРАВОК)+7 (869) 263-75-90ТЕЛЕФОН (ЭКСКУРСИОННЫЙ ОТДЕЛ)+7 (978) 889 10 56

АДРЕС БАЛАКЛАВСКОГО ПОДЗЕМНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА: г. Севастополь, Балаклавский р-н. Таврическая набережная, 22. Центральный офис Музейного комплекса +7 (8692) 77-71-34 56, Экскурсионный отдел +7 978 889 10 56 E-mail: k-825@inbox.ru

Как добраться до музея подводных лодок в Балаклаве

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20.

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

Балаклавский подземный музейный комплекс

Закрытый город

Балаклавский музейный комплекс является филиалом Военно-исторического музея фортификационных сооружений. Его местоположение довольно специфично — в 17 километрах от Севастополя, в подземельях горы Таврос, на территории бывшего подземного завода.

Музей подводных лодок в Балаклаве

На площадке музея расположены производственные помещения завода по ремонту субмарин 825 ГТС, ядерный арсенал 820 РТБ ВМФ, морской судоходный канал. Все объекты на территории комплекса были засекречены во время холодной войны.

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Личный состав и обслуживающий персонал попадал на территорию объекта 825 ГТС через специальный тамбур. Сейчас это вход в музей, а выход после экскурсии осуществляется в арсенальный дворик объекта 820 РТБ. Для этого сейчас построен специальный мостик через канал, который соединяет территории объектов в единое музейное пространство. Все входы перекрываются специальными защитными железобетонными воротами, способными выдержать ударную волну ядерного взрыва.

Защитные ворота.
Защитные ворота. 

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

Балаклавский подземный музейный комплекс

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Балаклавский подземный музейный комплекс

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Балаклавский подземный музейный комплекс

Маршруты экскурсий

1. Подземный музейный комплекс в Балаклаве.

Маршрут №1: Обзорная пешеходная экскурсия, протяженностью 900 метров, по подземным лабиринтам горы «Таврос», продолжительностью 1 час 20 мин., с 12-ю остановками. Вы увидите первый в Советском Союзе подземный противоатомный, совершенно секретный объект, для укрытия подводных лодок от атомного взрыва, подземный морской 600-метровый судоходный канал, пронизывающий насквозь гору Таврос с севера на юг,  и единственный сохранившийся в Европе арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, в помещениях которого в настоящее время размещены  музейные экспозиции: входная группа – 1-й транспортный зал, экспозиция «История строительства подземного комплекса» – экспозиция «Подземный Севастополь» – главный транспортный коридор , выставка плакатов “История становления и создания атомного подводного флота СССР ” – пред доковая площадка – переход к арсенальной части музея – экспозиция ЦКБ  «Черноморец» – экспозиция “Подводные силы Черноморского флота” – переход к экспозиции «Подводные силы Черного моря в ВОВ» – восточный выход из подземного комплекса.

Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве

Маршрут №2: Маршрут проходит по водному каналу объекта 825 ГТС. Экскурсия дает возможность познакомиться с музеем категориям посетителей, для которых преодоление пешего маршрута протяженностью более 1 км является проблематичным – это пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, посетители с детьми до 5 лет. В ходе экскурсии по водному каналу Вы познакомитесь с уникальными фортификационными элементами Балаклавского подземного комплекса: батопортами, перекрывающими вход и выход из канала; места стоянок подводных лодок в случае нанесения ядерного удара; малым батопортом, отделяющим сухой док от основного канала и вблизи увидите сам док, где проводился ремонт подводных лодок, и элементы электрической кран-балки, с помощью которой осуществлялся процесс погрузки торпед на борт подводных лодок. Также вы познакомятся с историей создания и функционирования уникального гидротехнического сооружения по укрытию и ремонту подводных лодок и секретного объекта по хранению и регламентному обслуживанию ядерных боеголовок для ракет, ракето-торпед и торпед Черноморского флота. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

2. Музейный комплекс «Михайловская батарея» на Северной стороне г. Севастополя.

 Обзорная экскурсия по залам одного из самых ранних и сохранившихся сооружений Севастополя – Михайловской береговой батарее. Продолжительность экскурсии 60 мин. Вы совершите путешествие по территории и казематам Михайловской батареи, построенной в 1846 году, как одно из 10-ти фортификационных сооружений на побережье города. До сегодняшнего дня сохранилось всего две батареи — Михайловская и Константиновская, названные в честь великих князей, сыновей Николая I. Экспозиция  на площади более чем две тысячи квадратных метров отражает историю города-крепости. Почти двадцать тысяч уникальных экспонатов, размещенные на площади почти четырех футбольных полей  показывают достоверную историю становления города крепости. Множество экспонатов и артефактов демонстрируются впервые: собственные чертежи генерала Тотлебена,  личная печать адмирала Лазарева. Уникальна диорама Балаклавского сражения 25 октября 1854 года выполненная  в масштабе 1:72. Одним из уникальных экспонатов Михайловской батареи является орден Святителя Николая Чудотворца. Впервые публично демонстрируются фотографии автопробега Санкт-Петербург — Севастополь в 1911 году,  как император вручает награды победителям. Одна из жемчужин музея – однопудовый крепостной единорог на поворотной раме.   В России в артиллерийском музее есть только чертежи такого станка, а здесь он воссоздан так, как выглядел накануне Крымской войны. Впервые полностью представлена фото экспозиция история Качинской авиационной школы, основанная в Севастополе, и в свое время, размещавшейся в казематах Михайловской батареи. В числе уникальных предметов экспозиции вы увидите оригинал текста радиограммы Фрунзе Врангелю с предложением сложить оружие. Подлинные документы второй обороны Севастополя, настоящее стрелковое и холодное оружие того периода, более 60-ти флотских мундиров, которые ранее не были представлены в таком объеме ни в одном музее.

Музей подводных лодок в Балаклаве
Музей подводных лодок в Балаклаве
Мина корабельная КСМ.

Мина корабельная средняя КСМ. На второй картинке в галерее схема корабельной мины. На схеме 1. Якорь; 2. Буек верхней антенны; 3. Верхняя антенна; 4. Корпус мины; 5. Вьюшка минрепа; 6. Нижняя антенна; 7. Штерт-вьюшка. Мина устанавливалась на тележке. Тележка нужна, чтобы перемещать мину по палубе, докатить до ее края и сбросить в море. Дальше тележка выполняет роль якоря. Достигнув дна, освобождается минреп, мина всплывает и удерживается минрепом на заданной глубине, как воздушный шарик. Глубина места постановки от 120 до 1500 метров, диапазон углублений 10-210 м. Взрыватель неконтактный антенный КСМ. Диаметр опасной зоны 28 м, высота 36. Минимальный минный интервал – расстояние, на котором мина не взорвется от взрыва соседней, 60 м.

Мина авиационная донная (АМД).
Мина авиационная донная (АМД).

Мина авиационная донная (АМД). Как следует из названия, мина устанавливалась путем сбрасывания с самолета с высоты 300-600 метров при скорости самолета 300 км/ч. Сброшенная мина опускалась на парашюте, который отсоединялся при погружении мины. Мина оснащалась индукционным взрывателем, устанавливалась на глубинах от 3 до 30 метров. Оснащалась прибором срочности, обеспечивающим необходимую задержку включения аппаратуры, и прибором кратности, что позволяло осуществить взрыв проходящих кораблей после завершения возможного траления района установки. [3] Недостатком таких мин была низкая точность постановки из-за спуска ее на парашюте. Интересный момент для домохозяек. В качестве временного замедлителя срабатывания различных минных устройств зачастую используется обычный сахар. Сахар растворяется в морской воде, и исполнительное устройство получает свободу перемещения. Вот такой неожиданный конкурент домашней кухне.

Сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М"
Сверхмалая подводная лодка “Тритон-1М”

На преддоковой площадке расположилась сверхмалая подводная лодка “Тритон-1М”. Сверхмалые подводные лодки предназначались для обеспечения боевых пловцов. С их помощью проводилось боевое патрулирование, осуществлялись диверсионные операции. Первая лодка “НВ” (Носитель водолазов) семейства “Тритон” закончила свои испытания в 1959 году и была принята на вооружение всеми флотами СССР. Она была проста в эксплуатации и очень облегчала работу пловцов. Подводная лодка проекта 907 “Тритон-1М” прошла испытания в 1972 году. ВМФ разместил заявку на 32 лодки. Длина лодки 5 метров, высота и ширина менее 1,4 м. Водоизмещение 3,7 т. Дальность хода до 35 миль. Скорость 6 узлов, глубина погружения 40 м. Автономность при работе двигателя ограничивалась 7,5 часами. При необходимости лодка могла оставаться на грунте до 10 суток. Лодки этого проекта выведены из эксплуатации, в наличии осталось несколько штук сверхмалых подводных лодок на музейных площадках и в качестве образцов. Одна оказалась в Балаклаве, знаю еще одну в Музее мирового океана в Калининграде.

Макет ядерной боеголовки ракеты

Макет ядерной боеголовки ракеты

Макет ядерной боеголовки. Такая, казалось бы, безобидная “морковка”. Современные баллистические ракеты оснащены разделяющимися головными частями. На второй картинке схема применения баллистической ракеты Minuteman III. [6] 1. Старт ракеты из шахты; 2. Отделение первой ступени; 3. Отделение второй ступени;. 4. Отделение третей ступени от блока разведения; 5. Наведения блока разведения на первую цель; 6. Отделение первого блока, перенацеливание (развозка) и отделение блоков на вторую и третью цели. Стреляют, паршивцы, в нашу сторону. Ничего, наши ракеты имеют до десяти отделяемых блоков, а теперь еще и гиперзвук. Совместно с боевыми блоками могут использоваться ложные цели и постановщики помех для противодействия системам ПРО.

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Виртуальный тур около входа в музей подводных лодок.

Видео о музее подводных лодок в Балаклаве

Теперь это ЛУЧШИЙ МУЗЕЙ КРЫМА. Подземная база подводных лодок.
Объект 825 ГТС в Балаклаве, штольни, музей, Балаклавский подземный музейный комплекс
Балаклава. Музей в Балаклаве, секретный объект ГТС 825. Достопримечательности Балаклавы.
Легенды Крыма. Секретный объект 825
В Музее подводных лодок в Балаклаве завершилась масштабная реконструкция
Музей подводных лодок в Балаклаве открылся после реконструкции
В Балаклавском подземном музейном комплексе открылись новые экскурсионные возможности
Новый экскурсионный маршрут под подводной лодкой появился в Балаклавском музее

Изготовление фасадов для вашей мебели

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии