Вы пришли в компанию по объявлению крупной известной компании лидеру отрасли требуются


Подборка по базе: 1. Цикл Карно состоит из … двух адиабат и двух изобар двух адиаб, Реферат «Этногеография и география религий» По теме_ «Как и когд, Практическое задание_ _Адаптированная основная общеобразовательн, Специфика социальной самоорганизации состоит.docx, л сокращения желудочков состоит из нескольких пери.docx, Ответы по параграфу 1.4 задание 8 Постройте таблицы истинности д, Современная невербальная семиотика состоит из отдельных дисципли, краткий отчёт классного часа В чем состоит моя мотивация к учебе, Содержание разделов дисциплины АП 2022.doc, 5А Из чего состоит Земля.docx


управление командой проекта

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

Екатеринбург, УрГЭУ

управление командой проекта

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

Екатеринбург, УрГЭУ

Тема 1. Основы формирования и развития команды инвестиционного проекта

Одним из важнейших условий успешной реализации проекта является эффективная команда. В этой главе вы получите ответы на следующие вопросы: как создать эффективную проектную команду? Можно ли это сделать, не встречаясь лично? Что значит быть командным лидером? Как распределить основные функции в команде? Как развивать команду?

Тема состоит из следующих разделов:

1. Как создать команду?

2. Командный лидер.

3. Распределение ролей в команде.

4. Как мотивировать команду? Командный дух.

5. Развитие команды.


Команда проекта – это совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и подчиненных руководителю проекта.

Каждый руководитель в своей практике рано или поздно сталкивается с необходимостью найма персонала. Перед ним встают вопросы: «Как подготовиться к собеседованию?», «Какие вопросы задать кандидатам?», «Как определить, обладает ли кандидат необходимыми деловыми и личностными качествами?», «Мотивирован ли он на работу в проекте?»
1. Как создать команду?
Чтобы инновационный проект оказался успешным, должны быть выполнены следующие условия: удачная идея, наличие партнеров или инвесторов, достаточный ресурс времени и пр. Однако самый важный фактор — это профессиональные и личные качества и компетенции участников проектной команды, реализующей данный проект. Если участники проекта по-настоящему креативны и талантливы, если они «горят» своей идеей и готовы поддерживать друг друга, то они наверняка смогут добиться успеха. А нужна ли проектная команда, если я могу все сделать сам? Автор инновационной идеи зачастую искренне не понимает, зачем делиться с кем-то информацией и потенциальными доходами. Ему представляется, что именно он сам лучше всех остальных понимает и знает суть своей разработки и как никто другой заинтересован в ее реализации. Давайте рассмотрим плюсы и минусы такого подхода. Чьи аргументы кажутся вам более убедительными? Наиболее яркие аргументы сведены в таблицу 1.

Почему лучше все сделать самому Почему лучше все сделать в команде
Экономия времени. «На создание команды нужно время», «решения принимаются быстрее в одиночку, чем при обсуждении», «можно сэкономить время на объяснение своей идеи и т. д.»

Успех — личный успех. «Ни с кем не надо делиться», «от того, что ты все сделал сам, получаешь личное удовольствие», «нет необходимости решать, каким образом распределять прибыль»

Нет проблем, связанных с коммуникациями. «Нет конфликтов», «не нужно налаживать общение, возможно, не с самыми легкими в общении людьми», «не нужно тратить время на болтовню»

Сохраняется полный контроль. «Все под контролем», «хочешь сделать хорошо — сделай сам», «можно быть уверенным, что все будет сделано в срок»

Возможность услышать критику. «Можно проверить свои идеи», «можно понять, как сделать лучше», «есть кому критиковать»

Разделение труда. «Можно разделить роли и функции», «каждый делает что-то свое и поэтому выйдет лучше и быстрее», «можно распределить обязанности по проекту»

Использование творческого и инновационного потенциала всех. «Будет больше идей», «одна голова хорошо, а пять лучше», «каждый предлагает что-то свое» y Наличие поддержки. «Иногда руки опускаются и необходимо, чтобы кто-то сказал тебе: “Все будет хорошо!“», «только в команде ты чувствуешь настоящую поддержку», «вместе мы — сила»

Синергетический эффект. «Мы усиливаем друг друга», «в команде получается то, что ни у кого бы из нас отдельно не получилось», «иногда проблема кажется нерешаемой, но в процессе обсуждения мы находим неожиданное решение, которое никому из нас в голову не приходило»

Зачастую термин «команда» трактуется достаточно свободно. Его часто относят к группе людей, которые выполняют общую работу, хотя их индивидуальные роли могут быть определены нечетко. При этом у менеджеров возникает недоумение, почему такая команда не работает или работает неэффективно.
Группа (малая группа) — немногочисленная общность людей, обладающая структурой и объединенная общей целью деятельности, члены которой взаимодействуют друг с другом.
Основными чертами малой группы являются:

  1. Немногочисленность, т. е. численность малой группы составляет от двух до 100 человек, в то время как численность проектной группы ограничивается семью, реже 10 участниками.
  2. Наличие структуры, т. е. распределение функций внутри группы.
  3. Определенность количественного и качественного состава группы.
  4. Наличие у каждого из членов группы статуса/ положения в группе.
  5. Непосредственное общение между членами группы.

Можно выделить следующие важнейшие отличительные характеристики проектной команды по сравнению с малой группой:

  1. Команду от группы отличает положительная экспансивность.
  2. В команде существует система распределения ролей.
  3. «Самонастройка» и гибкость команды.

Может ли группа сама собой стать командой? Потенциально это возможно, но лишь при наличии целого ряда условий. Впрочем, даже наличие всех необходимых факторов обеспечивает лишь возможность создания команды, но вовсе не означает, что команда будет образована неизбежно! Другой путь — путь сознательного формирования/ построения команды — это тимбилдинг.
Тимбилдинг — процесс сознательного построения команды, предполагающий подбор участников и распределение ролей.

Процесс формирования проектной команды, объединяющий четыре этапа тимбилдинга, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Логика тимбилдинга

На первом этапе формируется ядро команды, каждый из участников может стать командным лидером. На втором этапе создается стратегия, что предполагает формирование целей и планируемых результатов деятельности команды.

2. Командный лидер

Что такое быть лидером команды? Существует обширная классификация лидерства и типов лидеров. Для нас наиболее интересно деление лидерства на два следующих типа:

1. Единоличное лидерство. По меткому сравнению И. Адизеса, единоличный лидер похож на «указательный палец», показывающий каждому, что он должен делать.

2. Командное лидерство. Командный лидер — это умелый организатор, способный и готовый формировать команду единомышленников, не предполагающую безусловное подчинение или однозначное согласие с его мнением.

Сравнение двух данных типов лидеров приведено в таблице 2.

Таблица 2 СРАВНЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНОГО И КОМАНДНОГО ЛИДЕРА

Единоличный лидер Командный лидер
Не ограничивает свою роль рамками (вмешивается во все) Выбирает предпочтительную для себя роль (делегирует полномочия)
Добивается от подчиненных следования заданным им правилам Извлекает выгоду из множественности мнений
Собирает вокруг себя сторонников Ищет таланты
Командует подчиненными Превращает коллег в своих сторонников
Определяет цели Формулирует миссию (главную стратегическую цель)

Командный лидер — это умелый организатор, способный и готовый формировать команду единомышленников, не предполагающую безусловное подчинение или однозначное согласие с его мнением.
При формировании команды необходимо:

  • оценить потенциальные возможности людей и правильно распределить роли;
  • четко определить стратегическую цель деятельности команды. Формулируя стратегическую цель, необходимо ответить на вопрос: зачем нам все это? Что мы дадим людям, обществу, стране и самим себе, реализуя этот проект? Цель команды должна стать личной целью каждого ее участника; y правильно распределить обязанности, права и ответственность между участниками проектной команды. Каждый участник команды должен иметь право принимать решения по вопросам, за которые он/она несет ответственность;
  • обеспечить постоянное повышение квалификации участников команды. Каждый участник проектной команды должен понимать перспективы и возможности своего личного и профессионального развития;
  • развивать положительную экспансивность. Необходимо поддерживать в группе такие ценности, как взаимное уважение, стремление оценивать человека по его вкладу в общую работу команды, открытость и публичность, демократичность и стремление видеть друг в друге положительное;
  • развивать навыки коллективного принятия решений. Требуется обеспечить ситуацию, когда каждый может свободно выражать свое мнение по любому обсуждаемому вопросу. Конструктивная критика принимаемых решений необходима и должна поощряться, а не наказываться; y поощрять инициативу. В процессе обсуждения руководитель должен учитывать простое правило: «Сначала выслушайте идеи подчиненных самого низшего ранга, потом рангом выше, и только затем высказывайте свои»;
  • в случае возникновения противоречий, как внутри команды, так и между ней и другими, обсуждать их коллективно и открыто. В противном случае команда распадется на микро-группы и перестанет существовать

3. Распределение ролей в команде
Роль — набор типичных действий и привычное поведение, основанное на компетенциях и психологических особенностях человека.
Необходимо различать понятия «командная роль» и «проектная функция». Роль — это более устойчивое и долгосрочное явление. Проект, в свою очередь, проходит ряд стадий, и на разных стадиях участники проектной команды выполняют различные функции. Скажем, на первых стадиях проекта важной функцией является его презентация перед инвесторами, потенциальными партнерами и прочее. В дальнейшем эта функция отмирает, зато возникает функция работы с клиентами. Но очевидно, что обе эти функции вполне способен выполнять один тот же человек в рамках отведенной ему командной роли. Правильно распределив роли в команде, легко распределить и функции, причем часто для этого не нужно никаких дополнительных собраний и решений. Зная свое место в команде и возложенную на него роль (роли), участник команды сам берет на себя выполнение той или иной функции.

Следовательно, распределение ролей предшествует процессу распределения функций и существенно облегчает его. Прежде чем пойти далее, ответим на еще один актуальный вопрос: можно ли создать эффективную команду без очного общения и личных встреч?
Задание 1 Попробуйте ответить на следующий простой тест (табл. 3). Поставьте галочки в каждой строке в соответствии с вашим ответом на вопрос. Если вы ответили «да» хотя бы на пять вопросов, вы вполне готовы формировать команду в удаленном режиме.

Сделайте акцент на тех вариантах ответов, где вы указали «нет» или «не знаю», — возможно, вы обнаружите те проблемы и «узкие места», над которыми вам стоит поработать.
Таблица 3 – ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ

Вопрос Да Нет Не знаю
Вы умеете четко формулировать свои мысли и стараетесь всегда понять мнение других?
В процессе онлайн-общения вы всегда остаетесь самим собой, не пытаясь изобразить из себя кого-то другого?
Вы готовы сотрудничать с людьми, даже если знаете их не очень хорошо?
Вы способны выслушать критику от малознакомых людей без встречных претензий и упреков, но и не впадая в отчаянье?
Вы умеете сопереживать людям, которых никогда лично не видели?
Вы выполните любое задание в срок, даже если никто вас не будет контролировать?

4.Как мотивировать команду? Командный дух
Одной из ключевых проблем команды является мотивация ее участников. Особенно сложно правильно осуществить ее на этапе стартапа, когда у руководителя проекта просто нет возможностей для материального стимулирования участников команды. Особую роль при этом приобретает командный дух. Ведь он предполагает готовность сотрудников работать «не за страх, а за совесть», просто потому, что «мы — команда!»
Командный дух – это чувство единения, общности и принадлежности к группе.
Как сформировать командный дух? В японском менеджменте сформулированы основные условия («заповеди») формирования командного духа:

  1. Служение общей благой идее.
  2. Честность. y Совместная работа.
  3. Постоянное совершенствование.
  4. Вежливость и взаимное уважение.

При всей, казалось бы, простоте сформулированных условий следовать им вовсе не так уж просто, ведь менеджеру придется полностью отказаться как от любых способов манипуляции участниками проекта, так и от таких административных приемов повышения эффективности, как жесткий контроль и система наказаний.
Задание 2 Выберите два-три лозунга для своей команды, которые, на ваш взгляд, помогут сформировать командный дух. Дайте обоснование выбору.

Лозунги:

1. Победа любой ценой!

2. Порядок прежде всего!

3. Один за всех и все за одного!

4. Пленных не брать!

5. Каждый имеет право на ошибку!

6. Не боги горшки обжигают!

7. Все или ничего!

8. Свобода или смерть!

9. Без борьбы нет победы!

10. Через тернии к звездам!

11. Ни шагу назад!

12. Нет предела совершенству!

13. Лучшее — враг хорошего!

14. Здесь и сейчас!

15. Тише едешь, дальше будешь!
Задание 3 Вы пришли в компанию по объявлению: «Крупной известной компании, лидеру отрасли, требуются инициативные и креативные сотрудники, опыт работы не обязателен».

Вы входите в большое, солидно обставленное, но давно не ремонтированное помещение, где вас встречает строгий и официальный начальник отдела кадров в возрасте около 60 лет. Из разговора вы понимаете, что сейчас компания испытывает трудности, связанные с влиянием кризиса и усилением конкуренции, ваша цель — расширить сферу сбыта компании, причем очевидно, что вам придется часто выезжать в область.

Менеджер подчеркивает, что в первый год работы вы должны зарекомендовать себя, и поэтому ваша зарплата будет минимальной. В дальнейшем оплата будет возрастать, причем пропорционально времени работы.

Начальник отдела с гордостью сообщает, что большинство сотрудников компании работают в ней с момента ее основания в 1992 году. График работы с 09:00 до 18:00. Особо указывается, что в компании ежедневно проводятся планерки у генерального директора в 18:00, на которых каждый сотрудник отчитывается в том, что сделано за день. Пропуск такой планерки карается штрафом, неоднократный пропуск — увольнением. В 09:00 ежедневно аналогичные совещания проводят начальники отделов, на них каждому сотруднику дается конкретное задание на день, которое он должен выполнить.

Проанализируйте данную организацию, используя знания, полученные на лекции, и дополнительные источники.

Вопросы для проверки знаний:

1. На какой тип лидерства ориентирована данная компания? Единоличное или командное лидерство?

2. Можно ли сказать, что в компании сформирован командный дух? Обоснуйте свое предположение.

3. Можно ли эту компанию назвать проектно-ориентированной? Основанной на командной работе?

4. Соответствует ли истине объявление о найме сотрудников? Этой компании действительно нужны креативные и инициативные сотрудники?

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный технический университет»

Кафедра экономической безопасности

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению дисциплины, проведению практических занятий для обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика»,

27.03.05 «Инноватика», специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» всех форм обучения

Воронеж 2021

УДК 001.895:33(07) ББК 65.290я7

Составитель

канд. экон. наук, доц. А. В. Красникова

Инновационная экономика и технологическое предпринимательство:

методические указания к изучению дисциплины и проведению практических занятий для обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика», 27.03.05 «Инноватика», специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» всех форм обучения / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост. А. В. Красникова. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. 30 с.

Методические рекомендации включают основные разделы и темы дисциплины, задания для выполнения на практических занятиях.

Предназначены для студентов 3 курса бакалавриата и 2 курса магистратуры при изучении дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» и выполнении практических заданий.

Методические указания подготовлены в электронном виде и содержатся в файле МУ_ ИЭиТП_ 2021.pdf.

Ил. 1. Табл. 13.

УДК 001.895:33(07) ББК 65.290я7

Рецензент — И. Ф. Елфимова, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности ВГТУ

Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

2

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для бакалавров обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», 27.03.05 «Инноватика», 35.05.01 Экономическая безопасность по дисциплине «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство». Методические указания включают рекомендации по выполнению практических заданий и задания для самостоятельной работы.

В результате изучения дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» обучающиеся получат навыки:

разработки основных разделов проекта по продвижению инновационной продукции;

оцени инвестиционной привлекательности проекта;

выявления рисков проекта и разработки мероприятий по нейтрализации

рисков;

разработки презентации и подготовки доклада для защиты проекта;

публичных выступлений с защитой проекта.

Методические указания включают несколько разделов. В первом разделе приведено содержание основных тем, изучаемых в рамках дисциплины. Второй раздел посвящен рекомендациям по выполнению практических заданий и заданий для самостоятельных работ.

3

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 Введение в инновационное развитие:

сущность и свойства инноваций;

классификация инноваций;

инновационный процесс и инновационная деятельность;

инновационное предпринимательство;

базисные инновации и технологические уклады;

основные этапы развития теории инноваций;

модели инновационного процесса: линейная, модель давления рыночного спроса, интерактивная модель;

гипотезы инновационного процесса: «технологического толчка» (от науки — к рынку), «давления рыночного спроса» (от потребностей рынка — к науке), интерактивной модели (дуальная модель, объединяющая два предыдущих подхода). Способы выхода инноваций на рынок: парадигма «закрытых инноваций», модель «открытые инновации»;

соответствие бизнес-модели инновационному процессу.

Тема 2. Формирование и развитие команды:

понятие предпринимательской команды;

эффективность команды;

командное лидерство;

мотивация команды;

распределение командных ролей и функций;

развитие команды;

поддержание командного духа. Учет психологических особенностей личности;

технологии командообразования.

Тема 3. Бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план:

содержание процессов генерирования бизнес-идей;

алгоритм креативного рождения идеи бизнеса с ее последующим развитием в систему решений (бизнес-модель);

базовые положения создания и применения бизнес-моделей: понятие и виды моделей бизнеса (бизнес-модель М. Джонсона, К. Кристенсена, Х. Кагерманна), ключевые этапы формирования бизнес-модели;

механизм выбора бизнес-модели компании;

ключевые элементы, функциональные блоки бизнес-модели;

переход от бизнес-модели к бизнес-плану. Концепция ценностного предложения А. Остервальдера.

Тема 4. Маркетинг. Оценка рынка:

специфика маркетинговых исследований в сфере инноваций;

– методы и подходы к оценке рынка в разных отраслях;

– критерии оценки привлекательности сегмента;

4

инструменты маркетинговых исследований: алгоритмы, методы исследования и методы сбора информации;

особенности маркетинга высоко технологичных стартапов;

особенности продаж инновационных продуктов.

Тема 5. Product development. Разработка продукта:

концепция жизненного цикла продукта;

основные подходы к разработке продукта — метод водопада (каскадный метод) и метод гибкой разработки;

теория решения изобретательских задач;

теория ограничений;

процесс улучшения характеристик существующих видов продукции;

разработка новых видов продукции;

техническое сопровождение проекта создания нового продукта (технологии) от предпроектных разработок до проектирования, создания и использования. Инструменты современного процесса Product development: анализ конкурентной среды, технический аудит, разработка технико-экономического обоснования, технической документации, управляющих программ.

Тема 6. Customer development. Выведение продукта на рынок:

основы понятия Customer development, по С. Бланку и Б. Дорфу;

составляющие Customer development: выявление потребителей, верификация потребителей, расширение клиентской базы, выстраивание компании;

изучение потребностей и запросов потребителей;

методы моделирования потребностей потребителей;

факторы поведения потребителя;

приемы привлечения внимания потребителя;

оценка эффективности проводимых мероприятий и оптимизация маркетинговой деятельности предприятия;

специфика поведения индивидуальных и корпоративных потребителей.

Тема 7. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собст-

венности:

понятие интеллектуальной собственности, ее основные юридические свойства и система охраны, понятие и содержание интеллектуальных прав, их соотношение с понятием нематериальных активов;

IP-стратегия инновационного проекта и ее составляющие;

различия между двумя основными режимами правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности — авторским правом и патентным правом;

патентование, системы и процедуры патентования в России, за рубежом, на международном уровне. Понятия «формула изобретения (полезной модели)», «приоритет», «уровень техники», «патентный поиск», «патентная чистота»;

существующие правовые способы приобретения и коммерциализации интеллектуальной собственности;

5

– основные особенности секретов производства (ноу-хау) и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Тема 8. Инструменты привлечения финансирования:

– источники финансирования проекта: средства бюджета и внебюджетных фондов, государственных институтов развития, компаний, индивидуальных предпринимателей, частных, институциональных и иностранных инвесторов, кредитно-финансовых организаций, научных и образовательных учреждений;

инструменты финансирования: инвестиции бизнес-ангелов и венчурных фондов, гранты, субсидии;

выбор и обоснование источников финансирования инновационного

проекта;

– финансовое моделирование проекта. Технологии переговоров с инвесторами о финансировании проекта.

Тема 9. Оценка инвестиционной привлекательности проекта:

статические и динамические методы оценки экономической эффективности инновационных проектов;

принципы оценки эффективности проектов;

чистая прибыль инновационного проекта как критерий экономической эффективности;

сравнительный анализ различных видов оценки: коммерческой, общественной, участия в проекте;

система метрик инновационных проектов с учетом неприменимости критериев экономической эффективности на ранних стадиях развития проектов (до выхода на устойчивые продажи). Критерии инвестиционной готовности проекта для венчурных инвестиций и их отличие от критериев для прямых инвестиций;

основные прикладные программные продукты для оценки инвестиционной привлекательности проекта: ППП «Альт-Инвест», PROJEСT EXPERT, «Инвестор», ТЭО-ИНВЕСТ. Достоинства и недостатки ППП. Оценка инвестиционной привлекательности проекта с использованием ППП «Аль-Инвест».

Тема 10. Риски проекта:

риски, возникающие при осуществлении инновационного проекта: вероятность потери конкурентоспособности на отдельных стадиях управления рисками;

идентификация риска;

качественный и количественный анализ вероятности возможного влияния риска на проект;

угрозы экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов;

применение методов и средств для снижения рисков и последствий от рисковых событий;

мониторинг рисков по проекту;

6

методы оценки проектных рисков: экспертные методы, вероятностный анализ, метод аналогов, анализ чувствительности проекта, метод «дерева решений» (на стадии разработки проекта);

страхование, диверсификация;

опцион;

система оценивания базовых рисков инновационного проекта, планирование и осуществление противодействия рискам проекта в случае существенного изменения ситуации. Оценка рисков проекта с использованием ППП «АльИнвест».

7

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1 Формирование и развитие команды

Вопросы для обсуждения темы

1.Что понимается под предпринимательской командой?

2.Что такое эффективность команды и как создать эффективную проектную команду?

3.Что значит быть командным лидером?

4.Как распределить основные роли и функции в команде?

5.Перечислите основные этапы развития команды.

Задания для решения

Задание 1.1.

Попробуйте ответить на следующий простой тест (табл. 1.1). Поставьте галочки в каждой строке в соответствии с вашим ответом на вопрос. Если вы ответили «да» хотя бы на пять вопросов, вы вполне готовы формировать команду в удаленном режиме. Сделайте акцент на тех вариантах ответов, где вы указали «нет» или «не знаю», — возможно, вы обнаружите те проблемы и «узкие места», над которыми вам стоит поработать.

Таблица 1.1 Тест на способность формирования команды в удаленном режиме

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

Вы умеете четко формулировать свои мысли и ста-

раетесь всегда понять мнение других?

В процессе онлайн-общения Вы всегда остаетесь

самим собой, не пытаясь изобразить из себя кого-

то другого?

Вы готовы сотрудничать с людьми, даже если

знаете их не очень хорошо?

Вы способны выслушать критику от малознакомых

людей без встречных претензий и упреков, но и не

впадая в отчаянье?

Вы умеете сопереживать людям, которых никогда

лично не видели?

Вы выполните любое задание в срок, даже если

никто Вас не будет контролировать?

Задание 1.2.

Выберите два-три лозунга для своей команды, которые, на ваш взгляд, помогут сформировать командный дух. Дайте обоснование выбору.

Лозунги:

8

1.Победа любой ценой!

2.Порядок прежде всего!

3.Один за всех и все за одного!

4.Пленных не брать!

5.Каждый имеет право на ошибку!

6.Не боги горшки обжигают!

7.Все или ничего!

8.Свобода или смерть!

9.Без борьбы нет победы!

10.Через тернии к звездам!

11.Ни шагу назад!

12.Нет предела совершенству!

13.Лучшее — враг хорошего!

14.Здесь и сейчас!

15.Тише едешь, дальше будешь!

Задание1.3.

Вы пришли в компанию по объявлению: «Крупной известной компании, лидеру отрасли, требуются инициативные и креативные сотрудники, опыт работы не обязателен». Вы входите в большое, солидно обставленное, но давно не ремонтированное помещение, где вас встречает строгий и официальный начальник отдела кадров в возрасте около 60 лет.

Из разговора вы понимаете, что сейчас компания испытывает трудности, связанные с влиянием кризиса и усилением конкуренции, ваша цель — расширить сферу сбыта компании, причем очевидно, что вам придется часто выезжать в область. Менеджер подчеркивает, что в первый год работы вы должны зарекомендовать себя, и поэтому ваша зарплата будет минимальной. В дальнейшем оплата будет возрастать, причем пропорционально времени работы.

Начальник отдела с гордостью сообщает, что большинство сотрудников компании работают в ней с момента ее основания в 1992 году. График работы с 09:00 до 18:00. Особо указывается, что в компании ежедневно проводятся планерки у генерального директора в 18:00, на которых каждый сотрудник отчитывается в том, что сделано за день. Пропуск такой планерки карается штрафом, неоднократный пропуск — увольнением. В 09:00 ежедневно аналогичные совещания проводят начальники отделов, на них каждому сотруднику дается конкретное задание на день, которое он должен выполнить.

Проанализируйте данную организацию, используя знания, полученные на лекции, и дополнительные источники.

Вопросы для проверки знаний:

1. На какой тип лидерства ориентирована данная компания? Единоличное или командное лидерство?

9

2.Можно ли сказать, что в компании сформирован командный дух? Обоснуйте свое предположение.

3.Можно ли эту компанию назвать проектно-ориентированной? Основанной на командной работе?

4.Соответствует ли истине объявление о найме сотрудников? Этой компании действительно нужны креативные и инициативные сотрудники?

Вопрос для обсуждения Вы готовы принять предложение по трудоустройству в этой компании?

Задание 1.4.

Команда из шести человек трудилась над выполнением одного заказа. При этом каждый затратил 50 человеко-часов. Заказ принес компании 1 200 000 рублей. Определите производительность труда каждого сотрудника в расчете на человеко-час.

Домашнее задание

Задание 1.5.

Определите основную идею Вашего проекта. Определите цели и задачи проекта. Сформируйте команду проекта, определите основные роли каждого члена команды проекта и сделайте обоснование. Результаты оформите в виде табл. 1.2.

Таблица 1.2

Распределение ролей в команде

Необходимые роли в проекте

Обоснование

….

Практическоехиэт занятие № 2 Бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план

Вопросы для обсуждения темы

1. В чем заключается суть и содержание процесса генерирования бизнес-

идей?

2.Как создать бизнес-модель и трансформировать ее в бизнес-план?

3.Перечислите ключевые этапы формирования бизнес-модели.

4.Назовите функциональные блоки бизнес-модели.

5.В чем состоит концепция ценностного предложения А. Остервальдера?

Задания для решения

Задание 2.1.

Используя материалы лекции, объясните, как соотносятся возможности рынка и возможности компании, процесс генерирования идей, формирование бизнес-идеи и коммерциализация идеи.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1.

Тетрадь для студента
Тема 2
Формирование
и развитие
команды
Марина Арнольдовна Макарченко,
Университет ИТМО,
заведующий кафедрой производственного
менеджмента и трансфера технологий,
доктор экономических наук, доцент
21

2.

Тема 2
Формирование и развитие команды
Талант выигрывает игры,
а команда — чемпионаты.
Майкл Джордан
О чем эта тема?
Одним из важнейших условий успешной реализации
проекта является эффективная команда. В этой главе
вы получите ответы на следующие вопросы: как создать эффективную проектную команду? Можно ли
это сделать, не встречаясь лично? Что значит быть
командным лидером? Как распределить основные
функции в команде? Как развивать команду?
Тема состоит из следующих разделов:
1. Как создать команду?
2. Командный лидер.
3. Распределение ролей в команде.
4. Как мотивировать команду? Командный дух.
5. Развитие команды.
Изучив данную тему, вы сможете создать свою
собственную уникальную проектную команду на
основе личных особенностей участников, распределить функции в команде и приступить к реализации вашего группового проекта.
1. Как создать команду?
Чтобы инновационный проект оказался успешным,
должны быть выполнены следующие условия:
удачная идея, наличие партнеров или инвесторов,
достаточный ресурс времени и пр. Однако самый
важный фактор — это профессиональные и личные
качества и компетенции участников проектной
команды, реализующей данный проект. Если участники проекта по-настоящему креативны и талантливы, если они «горят» своей идеей и готовы
поддерживать друг друга, то они наверняка смогут
добиться успеха.
А нужна ли проектная команда, если я могу все
сделать сам? Автор инновационной идеи зачастую
искренне не понимает, зачем делиться с кем-то
информацией и потенциальными доходами. Ему
представляется, что именно он сам лучше всех
остальных понимает и знает суть своей разработки
и как никто другой заинтересован в ее реализации.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы такого
подхода. Чьи аргументы кажутся вам более убе-
22
Учебное пособие
дительными? Наиболее яркие аргументы сведены
в таблицу 1.
Зачастую термин «команда» трактуется достаточно свободно. Его часто относят к группе людей,
которые выполняют общую работу, хотя их индивидуальные роли могут быть определены нечетко.
При этом у менеджеров возникает недоумение,
почему такая команда не работает или работает
неэффективно.
Группа (малая группа) — немногочисленная общность людей, обладающая структурой и объединенная общей
целью деятельности, члены которой взаимодействуют друг с другом.
Основными чертами малой группы являются:
y Немногочисленность, т. е. численность малой
группы составляет от двух до 100 человек,
в то время как численность проектной группы
ограничивается семью, реже 10 участниками.
y Наличие структуры, т. е. распределение функций внутри группы.
y Определенность количественного и качественного состава группы.
y Наличие у каждого из членов группы статуса/
положения в группе.
y Непосредственное общение между членами
группы1.
Можно выделить следующие важнейшие отличительные характеристики проектной команды по
сравнению с малой группой:
y Команду от группы отличает положительная
экспансивность.
y В команде существует система распределения
ролей.
y «Самонастройка» и гибкость команды.
1
Подробно о малой группе см.: Макарченко М.А. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие для
бакалавров. — СПб.: СПбГУНиПТ, 2008. — 160 с. (с. 48–56).

3.

Тетрадь для студента
Таблица 1
ОДИН ИЛИ В КОМАНДЕ?
Почему лучше все сделать самому
y
Экономия времени. «На создание команды
нужно время», «решения принимаются
быстрее в одиночку, чем при обсуждении»,
«можно сэкономить время на объяснение
своей идеи и т. д.»
Почему лучше все сделать в команде
y
Возможность услышать критику. «Можно проверить свои
идеи», «можно понять, как сделать лучше», «есть кому
критиковать»
y
Разделение труда. «Можно разделить роли и функции»,
«каждый делает что-то свое и поэтому выйдет лучше
и быстрее», «можно распределить обязанности по проекту»
y
Успех — личный успех. «Ни с кем не надо
делиться», «от того, что ты все сделал сам,
получаешь личное удовольствие», «нет
необходимости решать, каким образом
распределять прибыль»
y
Нет проблем, связанных с коммуникациями.
«Нет конфликтов», «не нужно налаживать
общение, возможно, не с самыми легкими
в общении людьми», «не нужно тратить время
на болтовню»
y
Сохраняется полный контроль. «Все под
y
Использование творческого и инновационного
потенциала всех. «Будет больше идей», «одна голова
хорошо, а пять лучше», «каждый предлагает что-то свое»
y
Наличие поддержки. «Иногда руки опускаются
и необходимо, чтобы кто-то сказал тебе: “Все будет
хорошо!“», «только в команде ты чувствуешь настоящую
поддержку», «вместе мы — сила»
y
Синергетический эффект. «Мы усиливаем друг друга»,
контролем», «хочешь сделать хорошо —
сделай сам», «можно быть уверенным, что все
будет сделано в срок»
Положительная экспансивность —
это желание участников сотрудничать друг с другом, характеризующееся
общим положительным настроем и дружелюбием.
Может ли группа сама собой стать командой?
Потенциально это возможно, но лишь при наличии
целого ряда условий. Впрочем, даже наличие всех
необходимых факторов обеспечивает лишь возможность создания команды, но вовсе не означает,
что команда будет образована неизбежно! Другой путь — путь сознательного формирования/
построения команды — это тимбилдинг.
Тимбилдинг — процесс сознательного построения команды, предполагающий подбор участников и распределение ролей.
Процесс формирования проектной команды,
объединяющий четыре этапа тимбилдинга, представлен на рисунке 1. На первом этапе формируется
ядро команды, каждый из участников может стать
командным лидером. На втором этапе создается
стратегия, что предполагает формирование целей
и планируемых результатов деятельности команды.
«в команде получается то, что ни у кого бы из нас отдельно
не получилось», «иногда проблема кажется нерешаемой,
но в процессе обсуждения мы находим неожиданное
решение, которое никому из нас в голову не приходило»
Наибольшую сложность у участников обычно вызывают два последних этапа, поэтому им мы уделим
особое внимание в дальнейшем (параграфы 3 и 4).
Этап 1.
Создание ядра команды.
Этим ядром может быть носитель
идеи, менеджер проекта,
а в идеале — их сочетание
Этап 2.
Формирование стратегии
команды
Этап 3.
Подбор участников
и распределение ролей
Этап 4.
Формирование командного духа
и субкультуры команды
Рисунок 1. ЛОГИКА ТИМБИЛДИНГА
23

4.

Тема 2
Формирование и развитие команды
2. Командный лидер
Что такое быть лидером команды? Существует
обширная классификация лидерства и типов лидеров1. Для нас наиболее интересно деление лидерства на два следующих типа:
1. Единоличное лидерство. По меткому сравнению И. Адизеса, единоличный лидер похож на
«указательный палец», показывающий каждому, что он должен делать.
2. Командное лидерство. Командный лидер —
это умелый организатор, способный и готовый
формировать команду единомышленников, не
предполагающую безусловное подчинение или
однозначное согласие с его мнением.
Сравнение двух данных типов лидеров приведено в таблице 2.
Таблица 2
СРАВНЕНИЕ ЕДИНОЛИЧНОГО И КОМАНДНОГО ЛИДЕРА
Единоличный лидер
Командный лидер
Не ограничивает
свою роль рамками
(вмешивается во все)
Выбирает
предпочтительную для
себя роль (делегирует
полномочия)
Добивается от
подчиненных
следования заданным
им правилам
Извлекает выгоду
из множественности
мнений
Собирает вокруг себя
сторонников
Ищет таланты
Командует
подчиненными
Превращает коллег
в своих сторонников
Определяет цели
Формулирует
миссию (главную
стратегическую цель)
Командный лидер — это умелый
организатор, способный и готовый формировать команду единомышленников, не предполагающую безусловное
подчинение или однозначное согласие
с его мнением.
Лидер появляется и формируется в группе, лишь
взаимодействуя с другими людьми. Очевидно, что
1
См., например: Белбин Р.М. Команды менеджеров. — Манн,
Иванов и Фербер, 2012. — 238 с. (с. 16–39, 111–168).
24
Учебное пособие
с точки зрения успеха команды более эффективным является командное лидерство. Более подробно об этом можно посмотреть в дополнительных материалах2.
Но что значит на практике быть командным
лидером? При формировании команды необходимо:
y оценить потенциальные возможности людей
и правильно распределить роли (об этом подробнее — в следующем разделе);
y четко определить стратегическую цель деятельности команды. Формулируя стратегическую цель, необходимо ответить на вопрос:
зачем нам все это? Что мы дадим людям,
обществу, стране и самим себе, реализуя этот
проект? Цель команды должна стать личной
целью каждого ее участника;
y правильно распределить обязанности, права
и ответственность между участниками проектной команды. Каждый участник команды
должен иметь право принимать решения по
вопросам, за которые он/она несет ответственность;
y обеспечить постоянное повышение квалификации участников команды. Каждый участник проектной команды должен понимать
перспективы и возможности своего личного
и профессионального развития;
y развивать положительную экспансивность.
Необходимо поддерживать в группе такие
ценности, как взаимное уважение, стремление
оценивать человека по его вкладу в общую
работу команды, открытость и публичность,
демократичность и стремление видеть друг
в друге положительное;
y развивать навыки коллективного принятия
решений. Требуется обеспечить ситуацию,
когда каждый может свободно выражать свое
мнение по любому обсуждаемому вопросу.
Конструктивная критика принимаемых решений необходима и должна поощряться, а не
наказываться;
y поощрять инициативу. В процессе обсуждения
руководитель должен учитывать простое правило: «Сначала выслушайте идеи подчиненных
самого низшего ранга, потом рангом выше,
и только затем высказывайте свои»;
y в случае возникновения противоречий, как
внутри команды, так и между ней и другими,
обсуждать их коллективно и открыто. В противном случае команда распадется на микрогруппы и перестанет существовать.
2
[Электронный ресурс]. Лекция И. Адизеса. URL: https://www.
youtube.com/watch?v=x6hAVdc-7eI; Выступление И. Адизеса. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=a9JeOhwx3yY; Блог по тимбилдингу. Susan M. Heathfield. URL: https://www.thebalance.com/
keys-to-team-success-1918508.

5.

Тетрадь для студента
3. Распределение ролей
в команде
Мы уже говорили о необходимости распределения
ролей. Но что такое роль?
Роль — набор типичных действий
и привычное поведение, основанное на компетенциях и психологических
особенностях человека.
Существуют разные подходы к классификации
ролей, и один из таких подходов мы используем на
нашем практическом занятии1. Правильное распределение ролей в команде — это своеобразное
искусство, которое предполагает умение не только
определить характеристики человека, но и учесть
возникающие проблемы и противоречия.
Необходимо различать понятия «командная
роль» и «проектная функция». Роль — это более
устойчивое и долгосрочное явление. Проект,
в свою очередь, проходит ряд стадий, и на разных
стадиях участники проектной команды выполняют
различные функции. Скажем, на первых стадиях
проекта важной функцией является его презентация перед инвесторами, потенциальными партнерами и прочее. В дальнейшем эта функция отмирает, зато возникает функция работы с клиентами. Но
очевидно, что обе эти функции вполне способен
выполнять один тот же человек в рамках отведенной ему командной роли. Правильно распределив
роли в команде, легко распределить и функции,
причем часто для этого не нужно никаких дополнительных собраний и решений. Зная свое место
в команде и возложенную на него роль (роли),
участник команды сам берет на себя выполнение
той или иной функции. Следовательно, распределение ролей предшествует процессу распределения
функций и существенно облегчает его. Прежде чем
пойти далее, ответим на еще один актуальный вопрос: можно ли создать эффективную команду без
очного общения и личных встреч?
режиме. Сделайте акцент на тех вариантах ответов, где вы указали «нет» или
«не знаю», — возможно, вы обнаружите те
проблемы и «узкие места», над которыми
вам стоит поработать.
Таблица 3
ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ
В УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕ
Вопрос
Да
Нет
Не
знаю
Вы умеете четко
формулировать свои мысли
и стараетесь всегда понять
мнение других?
В процессе онлайн-общения
вы всегда остаетесь самим
собой, не пытаясь изобразить
из себя кого-то другого?
Вы готовы сотрудничать
с людьми, даже если знаете
их не очень хорошо?
Вы способны выслушать
критику от малознакомых
людей без встречных
претензий и упреков, но и не
впадая в отчаянье?
Вы умеете сопереживать
людям, которых никогда
лично не видели?
Вы выполните любое задание
в срок, даже если никто вас
не будет контролировать?
4. Как мотивировать
команду?
Командный дух
Попробуйте ответить на следующий простой тест (табл. 3). Поставьте галочки
в каждой строке в соответствии с вашим
ответом на вопрос. Если вы ответили
«да» хотя бы на пять вопросов, вы вполне
готовы формировать команду в удаленном
Одной из ключевых проблем команды является мотивация ее участников. Особенно сложно правильно осуществить ее на этапе стартапа, когда у руководителя проекта просто нет возможностей для материального стимулирования участников команды.
Особую роль при этом приобретает командный
дух. Ведь он предполагает готовность сотрудников
работать «не за страх, а за совесть», просто потому,
что «мы — команда!»2.
1
Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 389 с. (гл. «Методы и технологии
командообразования», с. 230–253).
2
[Электронный ресурс]. «Команда». URL: https://www.youtube.
com/watch?v=6wTqAssKEwk; Что может получиться у студентов,
см.: URL: https://vk.com/pmitt?w=wall-95033926_140.
Задание 1
25

6.

Тема 2
Формирование и развитие команды
Командный дух — это чувство
единения, общности и принадлежности к группе.
Как сформировать командный дух?
В японском менеджменте сформулированы основные условия («заповеди») формирования командного духа:
y Служение общей благой идее.
y Честность.
y Совместная работа.
y Постоянное совершенствование.
y Вежливость и взаимное уважение.
При всей, казалось бы, простоте сформулированных условий следовать им вовсе не так уж просто,
ведь менеджеру придется полностью отказаться
как от любых способов манипуляции участниками
проекта, так и от таких административных приемов
повышения эффективности, как жесткий контроль
и система наказаний.
Что разрушает командный дух?
y Разделение на «элиту» и «болото».
y Авторитарный стиль руководства и жесткое
единоличное лидерство.
y Многие принципы классического западного
антикризисного управления.
Как только для достижения общих целей внедряется внутреннее соревнование и соответствующая
система стимулирования (индивидуальное поощрение за лучшие достижения), наносится непоправимый удар по командному духу. Согласны ли вы с тем,
что поощрение лучших разрушает командный дух?
Задание 2
Выберите два-три лозунга для своей команды, которые, на ваш взгляд, помогут сформировать командный дух. Дайте обоснование выбору.
Лозунги:
1. Победа любой ценой!
2. Порядок прежде всего!
3. Один за всех и все за одного!
4. Пленных не брать!
5. Каждый имеет право на ошибку!
6. Не боги горшки обжигают!
7. Все или ничего!
8. Свобода или смерть!
9. Без борьбы нет победы!
10. Через тернии к звездам!
11. Ни шагу назад!
12. Нет предела совершенству!
13. Лучшее — враг хорошего!
14. Здесь и сейчас!
15. Тише едешь, дальше будешь!
26
Учебное пособие
Задание 3
Вы пришли в компанию по объявлению:
«Крупной известной компании, лидеру
отрасли, требуются инициативные и креативные сотрудники, опыт работы не обязателен». Вы входите в большое, солидно
обставленное, но давно не ремонтированное помещение, где вас встречает строгий
и официальный начальник отдела кадров
в возрасте около 60 лет.
Из разговора вы понимаете, что сейчас
компания испытывает трудности, связанные с влиянием кризиса и усилением конкуренции, ваша цель — расширить сферу сбыта компании, причем очевидно, что вам придется часто выезжать в область. Менеджер
подчеркивает, что в первый год работы вы
должны зарекомендовать себя, и поэтому
ваша зарплата будет минимальной. В дальнейшем оплата будет возрастать, причем
пропорционально времени работы.
Начальник отдела с гордостью сообщает,
что большинство сотрудников компании работают в ней с момента ее основания
в 1992 году. График работы с 09:00 до 18:00.
Особо указывается, что в компании ежедневно проводятся планерки у генерального
директора в 18:00, на которых каждый сотрудник отчитывается в том, что сделано
за день. Пропуск такой планерки карается
штрафом, неоднократный пропуск — увольнением. В 09:00 ежедневно аналогичные совещания проводят начальники отделов, на них
каждому сотруднику дается конкретное задание на день, которое он должен выполнить.
Проанализируйте данную организацию,
используя знания, полученные на лекции,
и дополнительные источники1.
Вопросы для проверки знаний:
1. На какой тип лидерства ориентирована данная компания? Единоличное или
командное лидерство?
2. Можно ли сказать, что в компании сформирован командный дух? Обоснуйте свое
предположение.
3. Можно ли эту компанию назвать
проектно-ориентированной? Основанной
на командной работе?
4. Соответствует ли истине объявление
о найме сотрудников? Этой компании
действительно нужны креативные
и инициативные сотрудники?
1
См. основную и дополнительную литературу, а также лекцию
И. Адизеса: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/
watch?v=x6hAVdc-7eI.

7.

Тетрадь для студента
Вопрос для обсуждения
Вы готовы принять предложение по трудоустройству в этой компании?
5. Развитие команды
В учебнике «Экономика инноваций»1 подробно
рассматриваются этапы развития команды при
прохождении стадий инвестиционного проекта,
включающих: рre-seed (предпосевная стадия), seed
(посевная стадия), start-up (старт-ап), early stage
(ранний рост), expansion (расширение), exit (выход)
(подробнее см. в темах 3–9). Мы здесь зададимся
только одним вопросом: что более подвержено изменению — проект или команда? Быстрее
изменяется команда или быстрее меняются стадии
проекта?
Ответ на вопрос вовсе не так очевиден. С одной
стороны, почти нет команд, которые бы не видоизменялись и не меняли свой состав в ходе реализации проекта. С другой стороны, разве нет команд,
которые реализуют не один, а несколько проектов
одновременно, причем эти проекты могут находиться на разных стадиях внедрения? Следовательно, один и тот же состав и тип команды может
соответствовать проектам на разных стадиях. Также
зачастую на практике один и тот же менеджер
ведет несколько проектов, для каждого из которых
создается своя команда. Одна команда существует
десятилетиями, другая же прекращает свою жизнь
за несколько месяцев.
Можно сделать следующий вывод: команда —
это не механизм, а живой организм, развитие
которого обусловлено в большей степени конкретной средой и возможностями, нежели общими
правилами. Нет общего рецепта успеха команды
и (или) ее долголетия, но вы можете найти свой
уникальный рецепт для своей уникальной проектной команды!
Задание 4
Команда из шести человек трудилась над
выполнением одного заказа. При этом
каждый затратил 50 человеко-часов.
Заказ принес компании 1 200 000 рублей.
Определите производительность труда каждого сотрудника в расчете на
человеко-час.
Вопросы для самопроверки
1. Что из нижеперечисленного НЕ относится
к малой группе:
A. Пассажиры поезда.
B. Работники парикмахерской.
C. Рабочие строительной бригады.
2. Что из нижеперечисленного характеризует командного лидера:
A. Харизма.
B. Умение правильно распределять роли.
C. Либерализм.
3. На общий сбор группы пришли не все студенты, сославшись на занятость и пробки. Можно ли считать это проявлением
отсутствия командного духа:
A. Однозначно да.
B. Да, если время и место были согласованы со всеми заранее.
C. Нет, это объективные причины.
4. В группе низкая экспансивность, это:
A. Мешает сформировать команду.
B. Помогает сформировать команду.
C. Никак не скажется на формировании
команды.
5. Работа в команде имеет следующее преимущество:
A. Снижает время на принятие решений.
B. Упрощает процесс распределения прибыли.
C. Повышает креативность.
6. Создание онлайн-команды (без очных
встреч):
A. Неизбежно.
B. Возможно.
C. Невозможно.
7. К заповедям формирования командного
духа относится:
A. Безоговорочное подчинение.
B. Совместная работа.
C. Отказ от увольнения работников.
8. Командный дух предполагает:
A. Чувство общности.
B. Четкое выполнение инструкций.
C. Отсутствие лидера.
1
Экономика инноваций. Курс лекций / под ред. И.П. Иващенко. —
М.: МГУ, 2013. — 309 с. (гл. 8, с. 207–239).
27

8.

Тема 2
Формирование и развитие команды
Практическое занятие:
деловая игра «Построение команды»
Деловая игра осуществляется в два этапа. Первый
(предварительный) занимает 30 минут, второй (основной) — один час. Для второго этапа игры должна быть осуществлена предварительная подготовка
(домашнее задание). 1
Домашнее задание выполняется после лекции
и перед началом деловой игры. Методики диагностики членов команды, описание результатов и все необходимые для их понимания
термины (теоретические основы) приведены
на сайте http://psylab.info1.
Домашнее задание для проведения
деловой игры «Построение команды»
Необходимо пройти индивидуальное тестирование:
1. На темперамент — личностный опросник
Айзенка. Личностный опросник Айзенка —
серия из нескольких авторских опросников,
по заявлению Айзенка, направленных на
диагностику личности, хотя на самом деле
опросник выявляет темпераментные характеристики.
2. Стиль мышления — опросник «СМ» (стили
мышления) представляет собой русскоязычную адаптированную версию известного
опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном. Перевод и адаптация
выполнены А.А. Алексеевым.
«бывал за границей», вы должны спросить об
этом у него, и только в том случае, если он
ответит утвердительно, вписывать его имя.
Если он ответит отрицательно, вы должны
искать другого человека, соответствующего
этой характеристике.
y Если в ячейке написано «проверить», то
вы должны лично удостовериться в том,
что человек, имя которого вы вписываете,
соответствует этой характеристике. Например,
если вы считаете, что Иван Петров знает
стихотворение Пушкина, то недостаточно
получить от него подтверждение вашего
предположения, он должен прочесть
стихотворение вслух, громко и полностью.
y На игру отводится 25–30 минут
(с инструктажем). Побеждает тот, кто первым
заполнит все клеточки (ячейки) именами других
слушателей курса или наибольшее количество
клеточек, если все ячейки не заполнит никто.
Промежуточные призы (поощрительные)
получит тот, кто первым заполнит вертикаль,
горизонталь и диагональ карточки.
Второй этап деловой игры
Распределение ролей. Осуществляется индивидуально и в группе. Для осуществления второго этапа
игры необходимо иметь выполненное домашнее
задание — индивидуальное тестирование.
Формулировка задания
Первый этап деловой игры
Заполните таблицу 4, соблюдая следующие условия:
y Таблица должна быть заполнена именами
(фамилиями) ваших одногруппников (других
слушателей курса). Вписывайте их в ячейки.
y Свое имя (фамилию) вписывать нельзя.
y Одно имя (фамилия) может повторяться
не более чем два раза (если группа менее
10 человек — три раза), причем имя
не должно повторяться на одной строке,
в одном столбце или по диагонали.
y Вы должны получить личное подтверждение
от человека, что он соответствует этой
характеристике. Например, если вы считаете,
что Иван Петров соответствует характеристике
1
28
Тест Айзенка [Электронный реурс]. URL: http://psylab.info/.
Учебное пособие
1. Спроектируйте самостоятельно команду из
4–7 человек. Определите ее цель. Распределите
роли в своей команде на основе ваших личных
представлений о темпераменте и типе мышления ваших одногруппников (см. табл. 6).
2. Проверьте результаты индивидуального тестирования по двум опросникам (личностный
опросник Айзенка и опросник «СМ») своих
одногруппников, включенных вами в команду,
на соответствие спроектированных вами для
них функций в команде полученным результатам тестов. Сделайте выводы о соответствии
или несоответствии командных ролей, а также
о необходимости дальнейших корректировок
в ролевой структуре вашей «команды мечты».
3. Скорректируйте ролевую структуру «команды
мечты» вашего проекта в соответствии с полученными данными. Представьте результат в форме таблицы 5.

9.

Никогда бы
не прыгнул
с парашютом
Не менее двух раз
видел рассвет
Знает приемы
самообороны
Может в уме
умножить две
двузначные цифры
(проверить)
Считает, что
каждый сам делает
свою судьбу
Считает, что
«политика —
грязное дело»
Любит манную
кашу
Умеет играть на
музыкальном
инструменте
Не любит цирк
Помнит имена всех
одногруппников
(проверить)
Уверен, что без
денег и связей не
попадешь в шоубизнес
Готов прокричать
ваше имя пять раз,
прыгая на одной
ноге (проверить)
Никогда не видел
живой козы
Может сесть на
шпагат
Пел в хоре
Может переплыть
реку (хотя бы
небольшую)
Не менее двух раз
был на море
Любит рыбалку или Плачет в кино
охоту
Умеет танцевать
бальный танец
(танго, вальс и т. д.)
(проверить)
Боится пауков
Может отжаться
от пола 10 раз
(проверить)
Может не дышать
Не любит фильмы
более одной
ужасов
минуты (проверить)
Умеет ставить
палатку
Любит вязать или
вышивать
Ненавидит рэп
Знает наизусть
стихотворение
Пушкина
(проверить)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ КОМАНДЫ
Таблица 4
Имеет не менее двух
братьев или сестер
Не умеет сохранять
в тайне чужие секреты
Умеет делать кораблик
из бумаги (проверить)
Верит в астрологию
Не любит собак
Занимался или
занимается
спортом
Любит юмористические
передачи по ТВ
Знает не менее 10 слов
по-немецки (проверить)
Помнит имя первой Может приготовить
учительницы
обед из трех блюд
(проверить)
Любит балет
Знает народную
песню (проверить)
Согласен с тем, что
«добро должно
быть с кулаками»
Никогда бы не
отдал своего
ребенка
в спортивную
секцию
Умеет делать
арабеск
(«ласточку»)
(проверить)
Согласен, что
«счастливы только
дураки»
Любит читать
дамские романы
Умеет рисовать
Бывал за границей
Никогда не бывал
в театре
Знает анекдот
про студента
или школьника
(проверить )
Тетрадь для студента
29

10.

Тема 2
Формирование и развитие команды
Таблица 5
ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ В ПРОЕКТЕ
ФИО человека,
назначенного на роль
Роль
4. На основе результатов предыдущей работы
и распределения ролей осуществите распределение функций в команде. Эта работа осуществляется командой коллективно. Более подробное
описание дано ниже (см. домашнее задание по
групповому проекту).
Обоснование
назначения на роль
Суть действий в ходе создания
и представления проекта
a) официальный руководитель команды,
b) финансист,
c) коммуникатор,
d) инженер проекта,
e) маркетолог.
5. Используйте результаты вашей работы для финальной презентации.
Таблица 6
ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛЕЙ В КОМАНДЕ
Типичные действия,
характерные для этой роли
Роль
30
Подходящий
темперамент
Подходящий
стиль
мышления
Интегратор
Может воспринимать изучаемый объект в целом, но его
представление недостаточно детально
Сангвиник или
холерик
Генератор идей
или синтезатор
Аналитик
Воспринимает только отдельные аспекты проблемы или
вопроса, но создает детальное представление о данном
аспекте
Меланхолик
Аналитик
Системный
аналитик
Обеспечивает взаимосвязь и координацию действий
интегратора и аналитика
Флегматик
Генератор идей
или синтезатор
Футуролог
Прогнозирует будущее, определяет возможные последствия
и результаты решений
Холерик
Идеалист
Историк
Осуществляет ретроспективный анализ, определяет причины
появления проблемы, дает информацию о традициях решения
проблемы
Флегматик
Реалист
Синхронист
Создает общее представление о структуре и природе
проблемы
Флегматик или Реалист
сангвиник
Оптимист
Видит в предлагаемом решении положительные
стороны, открывающиеся перспективы и возможности, но
склонен к поспешности и излишнему риску
Холерик или
сангвиник
Пессимист
Видит проблемы и сложности в любом предлагаемом решении, Меланхолик
определяет скрытые угрозы, но склонен к заниженной оценке
перспектив, слишком осторожен
Реалист
Реалист
Осуществляет обработку данных оптимиста и пессимиста,
создает общую оценку угроз и перспектив, оценивает риск
Сангвиник или
флегматик
Прагматик или
реалист
Критик
Выдвигает обвинения и аргументы за или против любого
принимаемого решения
Меланхолик
или холерик
Прагматик или
реалист
Защитник
Отстаивает принимаемые решения, предлагает аргументы
в его пользу, отклоняет выдвинутые обвинения
Сангвиник или
холерик
Идеалист или
романтик
Судья
Рассматривает аргументы критика, защитника, определяет, как
компенсировать недостатки решения, принимает решение
Сангвиник или
флегматик
Генератор идей
или реалист
Учебное пособие
Идеалист или
романтик

11.

Тетрадь для студента
Вопросы для обсуждения
по деловой игре
«Построение команды»
1. Могут ли остаться нераспределенные роли?
2. Что делать, если нет человека, абсолютно подходящего на данную роль?
3. Может ли один человек играть несколько ролей?
4. Может член команды остаться без роли?
5. Если несколько человек подходит для одной
роли, как осуществить выбор?
6. Сколько ролей может играть один человек?
7. Может ли человек, играющий одну роль, исполнять несколько функций в проекте?
8. Если человек играет несколько ролей — это
означает, что он должен выполнять несколько
функций?
Домашнее задание
по групповому проекту
ею, формирует стратегические планы,
заключает контракты, осуществляет контроль
за ходом работ по проекту, решает кадровые
вопросы и конфликты.
y Финансист — человек, решающий
финансовые вопросы, разрабатывающий
финансовый план, смету, рассчитывающий
себестоимость, ведущий финансовую
отчетность.
y Коммуникатор — человек осуществляющий
связь с поставщиками, инвесторами,
партнерами, ведущий переговоры,
презентующий проект.
y Инженер проекта — человек, решающий
вопросы планирования производства
образцов, технологии, материальнотехнического снабжения и ведущий
соответствующую документацию.
y Маркетолог — человек, осуществляющий
анализ рынка, формирующий представление
о целевых потребителях, решающий
вопросы ценообразования. Представьте
результаты вашей работы в виде таблицы
(см. табл. 7).
Обоснуйте формирование состава вашей проектной команды, распределение ролей и функций
в команде. Укажите, кто и почему получил ту или
иную роль и функцию. Обсудите с другими членами команды полученные результаты. Придите к общему решению. Распределите следующие функции:
y Официальный руководитель команды —
проект-менеджер, который осуществляет
организацию работы команды и управление
Таблица 7
Основная литература
Дополнительная литература
1. Казин Ф.А., Макарченко М.А., Тихомирова О.Г., Биккулов А.С., Яныкина Н.О., Зленко А.Н. Современные
технологии инициирования, разработки и управления
проектами в вузе: учебно-методическое пособие. —
СПб.: Университет ИТМО, 2016. — 147 с. [Электронный
ресурс]. URL: http://books.ifmo.ru/file/pdf/1949.pdf
(гл. 3, с. 49–57).
2. Экономика инноваций. Курс лекций / под ред.
И.П. Иващенко. — М.: МГУ, 2013. — 309 с. (гл. 8,
с. 207–239).
1. Белбин Р.М. Команды менеджеров. — Манн, Иванов
и Фербер, 2012. — 238 с. (с. 16–39, 111–168).
2. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 389 с. (гл. «Методы
и технологии командообразования», с. 230–253).
3. Макарченко М.А. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие для бакалавров. — СПб.: СПбГУНиПТ, 2008. — 160 с. (с. 48–56).
4. Patterson F., Kerrin M., Gatto-Roissard G. Characteristics
& Behaviours of Innovative People in Organizations:
Literature review., 2009. URL: http://www.nesta.org.uk/
library/documents/characteristics-inno-orgs-interimreport.pdf.
ОПИСАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ
Функция
ФИО человека,
исполняющего
функцию
Обоснование
назначения
31

12.

Тема 2
Для заметок
32
Учебное пособие
Формирование и развитие команды

В процессе обсужденияруководитель должен учитывать простое пра­вило: «Сначала выслушайте идеи подчиненныхсамого низшего ранга, потом рангом выше,Командный лидер — это умелыйи только затем высказывайте свои»;организатор, способный и готоy в случае возникновения противоречий, каквый формировать команду единомышленвнутри команды, так и между ней и другими,ников, не предполагающую безусловноеобсуждать их коллективно и открыто. В про­подчинение или однозначное согласиетивном случае команда распадется на микро­с его мнением.группы и перестанет существовать.Лидер появляется и формируется в группе, лишьвзаимодействуя с другими людьми.

Очевидно, что2[Электронный ресурс]. Лекция И. Адизеса. URL: https://www.youtube.com/watch?v=x6hAVdc­7eI; Выступление И. Адизеса. URL:https://www.youtube.com/watch?v=a9JeOhwx3yY; Блог по тим­1См., например: Белбин Р.М. Команды менеджеров. — Манн,билдингу. Susan M. Heathfield. URL: https://www.thebalance.com/Иванов и Фербер, 2012. — 238 с. (с. 16–39, 111–168).keys­to­team­success­1918508.24Учебное пособиеТетрадь для студента3. Распределение ролейв командеМы уже говорили о необходимости распределенияролей.

Но что такое роль?Роль — набор типичных действийи привычное поведение, основанное на компетенциях и психологическихособенностях человека.Существуют разные подходы к классификацииролей, и один из таких подходов мы используем на1нашем практическом занятии. Правильное рас­пределение ролей в команде — это своеобразноеискусство, которое предполагает умение не толькоопределить характеристики человека, но и учестьвозникающие проблемы и противоречия.Необходимо различать понятия «команднаяроль» и «проектная функция».

Роль — это болееустойчивое и долгосрочное явление. Проект,в свою очередь, проходит ряд стадий, и на разныхстадиях участники проектной команды выполняютразличные функции. Скажем, на первых стадияхпроекта важной функцией является его презента­ция перед инвесторами, потенциальными партне­рами и прочее. В дальнейшем эта функция отмира­ет, зато возникает функция работы с клиентами.

Ноочевидно, что обе эти функции вполне способенвыполнять один тот же человек в рамках отведен­ной ему командной роли. Правильно распределивроли в команде, легко распределить и функции,причем часто для этого не нужно никаких допол­нительных собраний и решений. Зная свое местов команде и возложенную на него роль (роли),участник коман ды сам берет на себя выполнениетой или иной функции. Следовательно, распределе­ние ролей предшествует процессу распределенияфункций и существенно облегчает его. Прежде чемпойти далее, ответим на еще один актуальный во­п рос: можно ли создать эффективную команду безочного общения и личных встреч?режиме.

Сделайте акцент на тех вариантах ответов, где вы указали «нет» или«не знаю», — возможно, вы обнаружите тепроблемы и «узкие места», над которымивам стоит поработать.Таблица 3ТЕСТ НА СПОСОБНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫВ УДАЛЕННОМ РЕЖИМЕВопросДаНетНезнаюВы умеете четкоформулировать свои мыслии стараетесь всегда понятьмнение других?В процессе онлайн­общениявы всегда остаетесь самимсобой, не пытаясь изобразитьиз себя кого­то другого?Вы готовы сотрудничатьс людьми, даже если знаетеих не очень хорошо?Вы способны выслушатькритику от малознакомыхлюдей без встречныхпретензий и упреков, но и невпадая в отчаянье?Вы умеете сопереживатьлюдям, которых никогдалично не видели?Вы выполните любое заданиев срок, даже если никто васне будет контролировать?4.

Как мотивироватькоманду?Командный духОдной из ключевых проблем команды является мо­тивация ее участников. Особенно сложно правиль­Задание 1но осуществить ее на этапе стартапа, когда у руко­Попробуйте ответить на следующий про- водителя проекта просто нет возможностей для ма­стой тест (табл. 3). Поставьте галочкитериального стимулирования участников команды.в каждой строке в соответствии с вашимОсобую роль при этом приобретает командныйответом на вопрос. Если вы ответилидух. Ведь он предполагает готовность сотрудников«да» хотя бы на пять вопросов, вы вполнеработать «не за страх, а за совесть», просто потому,2готовы формировать команду в удаленном что «мы — команда!».12Жуков Ю.М. Методы практической социальной психоло­[Электронный ресурс]. «Команда». URL: https://www.youtube.гии. — М.: Аспект Пресс, 2014.

— 389 с. (гл. «Методы и технологииcom/watch?v=6wTqAssKEwk; Что может получиться у студентов,командообразования», с. 230–253).см.: URL: https://vk.com/pmitt?w=wall­95033926_140.25Тема 2Формирование и развитие командыКомандный дух — это чувствоединения, общности и принадлежности к группе.Как сформировать командный дух?В японском менеджменте сформулированы основ­ные условия («заповеди») формирования команд­ного духа:y Служение общей благой идее.y Честность.y Совместная работа.y Постоянное совершенствование.y Вежливость и взаимное уважение.При всей, казалось бы, простоте сформулирован­ных условий следовать им вовсе не так уж просто,ведь менеджеру придется полностью отказатьсякак от любых способов манипуляции участникамипроекта, так и от таких административных приемовповышения эффективности, как жесткий контрольи система наказаний.Что разрушает командный дух?y Разделение на «элиту» и «болото».y Авторитарный стиль руководства и жесткоеединоличное лидерство.y Многие принципы классического западногоантикризисного управления.Как только для достижения общих целей внедря­ется внутреннее соревнование и соответствующаясистема стимулирования (индивидуальное поощре­ние за лучшие достижения), наносится непоправи­мый удар по командному духу.

Согласны ли вы с тем,что поощрение лучших разрушает командный дух?Задание 2Выберите два-три лозунга для своей команды, которые, на ваш взгляд, помогутсформировать командный дух. Дайте обоснование выбору.Лозунги:1. Победа любой ценой!2. Порядок прежде всего!3. Один за всех и все за одного!4. Пленных не брать!5.

Каждый имеет право на ошибку!6. Не боги горшки обжигают!7. Все или ничего!8. Свобода или смерть!9. Без борьбы нет победы!10. Через тернии к звездам!11. Ни шагу назад!12. Нет предела совершенству!13. Лучшее — враг хорошего!14. Здесь и сейчас!15. Тише едешь, дальше будешь!26Учебное пособиеЗадание 3Вы пришли в компанию по объявлению:«Крупной известной компании, лидеруотрасли, требуются инициативные и креативные сотрудники, опыт работы не обязателен». Вы входите в большое, солиднообставленное, но давно не ремонтированное помещение, где вас встречает строгийи официальный начальник отдела кадровв возрасте около 60 лет.Из разговора вы понимаете, что сейчаскомпания испытывает трудности, связанные с влиянием кризиса и усилением конкуренции, ваша цель — расширить сферу сбыта компании, причем очевидно, что вам придется часто выезжать в область. Менеджерподчеркивает, что в первый год работы выдолжны зарекомендовать себя, и поэтомуваша зарплата будет минимальной.

В дальнейшем оплата будет возрастать, причемпропорционально времени работы.Начальник отдела с гордостью сообщает,что большинство сотрудников компании работают в ней с момента ее основанияв 1992 году. График работы с 09:00 до 18:00.Особо указывается, что в компании ежедневно проводятся планерки у генеральногодирек тора в 18:00, на которых каждый сотрудник отчитывается в том, что сделаноза день. Пропуск такой планерки караетсяштрафом, неоднократный пропуск — увольнением. В 09:00 ежедневно аналогичные совещания проводят начальники отделов, на нихкаждому сотруднику дается конкретное задание на день, которое он должен выполнить.Проанализируйте данную организацию,используя знания, полученные на лекции,1и дополнительные источники.Вопросы для проверки знаний:1.

На какой тип лидерства ориентирована данная компания? Единоличное иликомандное лидерство?2. Можно ли сказать, что в компании сформирован командный дух? Обоснуйте своепредположение.3. Можно ли эту компанию назватьпроектно- ориентированной? Основаннойна командной работе?4. Соответствует ли истине объявлениео найме сотрудников? Этой компаниидействительно нужны креативныеи инициа тивные сотрудники?1См. основную и дополнительную литературу, а также лекциюИ.

Адизеса: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=x6hAVdc­7eI.Тетрадь для студентаВопрос для обсужденияВы готовы принять предложение по трудоустройству в этой компании?5. Развитие команды1В учебнике «Экономика инноваций»подробнорассматриваются этапы развития команды припрохождении стадий инвестиционного проекта,включающих: рre­seed (предпосевная стадия), seed(посевная стадия), start­up (старт­ап), early stage(ранний рост), expansion (расширение), exit (выход)(подробнее см.

в темах 3–9). Мы здесь зададимсятолько одним вопросом: что более подверже­но изменению — проект или команда? Быстрееизменяется команда или быстрее меняются стадиипроекта?Ответ на вопрос вовсе не так очевиден. С однойстороны, почти нет команд, которые бы не видоиз­менялись и не меняли свой состав в ходе реализа­ции проекта. С другой стороны, разве нет команд,которые реализуют не один, а несколько проектоводновременно, причем эти проекты могут нахо­диться на разных стадиях внедрения? Следова­тельно, один и тот же состав и тип команды можетсоответствовать проектам на разных стадиях. Такжезачастую на практике один и тот же менеджерведет несколько проектов, для каждого из которыхсоздается своя команда.

Одна команда существуетдесятилетиями, другая же прекращает свою жизньза несколько месяцев.Можно сделать следующий вывод: команда —это не механизм, а живой организм, развитиекоторого обусловлено в большей степени кон­кретной средой и возможностями, нежели общимиправилами. Нет общего рецепта успеха командыи (или) ее долголетия, но вы можете найти свойуникальный рецепт для своей уникальной проект­ной команды!Задание 4Команда из шести человек трудилась надвыполнением одного заказа. При этомкаждый затратил 50 человеко-часов.Заказ принес компании 1 200 000 рублей.Определите производительность труда каждого сотрудника в расчете начеловеко-ч ас.Вопросы для самопроверки1.

Что из нижеперечисленного НЕ относитсяк малой группе:A. Пассажиры поезда.B. Работники парикмахерской.C. Рабочие строительной бригады.2. Что из нижеперечисленного характеризу­ет командного лидера:A. Харизма.B. Умение правильно распределять роли.C. Либерализм.3. На общий сбор группы пришли не все сту­денты, сославшись на занятость и проб­ки. Можно ли считать это проявлениемотсутствия командного духа:A. Однозначно да.B.

Да, если время и место было согласованы со всеми заранее.C. Нет, это объективные причины.4. В группе низкая экспансивность, это:A. Мешает сформировать команду.B. Помогает сформировать команду.C. Никак не скажется на формированиикоманды.5. Работа в команде имеет следующее пре­имущество:A. Снижает время на принятие решений.B. Упрощает процесс распределения прибыли.C. Повышает креативность.6. Создание онлайн­команды (без очныхвстреч):A.

ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ!!!!!

Вы руководитель крупной компании. Вам требуется новый секретарь. Собеседование и испытательный срок прошли три кандидата со следующими профессиональными и личными характеристиками (А, Б, В). Кого Вы примите на работу? Обоснуйте свое решение.

А) Имеет очень хорошие профессиональные навыки и большой послужной список, организован и аккуратен, но в общении с посетителями проявляет грубость и недоброжелательность.

Б) Профессиональные навыки на довольно высоком уровне. Вежлив, общителен и дружелюбен как с начальством, так и посетителями. Аккуратен и организован, но при этом не умеет хранить секреты фирмы и много разговаривает по телефону с посторонними людьми.

В) За испытательный срок показал себя воспитанным и добросовестным. Дружелюбен и тактичен в общении с посетителями, но профессиональные навыки недостаточные. Не умеет адекватно реагировать на возникшие проблемы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии