Антикоррупционная Хартия российского бизнеса
Антикоррупционная хартия российского бизнеса была разработана в целях активизации участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм цивилизованного ведения бизнеса. Решение о разработке хартии было принято президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 04.10.2011, а 21 сентября 2012 года на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи документ был подписан организациями-разработчиками – Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийскими общественными организациями «Опора России» и «Деловая Россия».
Хартия, представляющая собой определенный свод правил ведения бизнеса, предполагает внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ, мониторинг и оценку результатов их реализации, эффективный финансовый контроль, обеспечение принципа публичности антикоррупционных мер, отказ от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции, содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности и другие меры.
ТПП Российской Федерации против коррупции
Предлагаем Вам присоединиться к предпринимателям, которые готовы противостоять коррупции и вести честный бизнес.
Для этого Вам необходимо:
Шаг 1. Ознакомиться с Антикоррупционной хартией российского бизнес в формате .pdf (версия для ознакомления)
Шаг 2. Если Вам близки принципы Хартии и Вы готовы честно вести бизнес, предлагаем заполнить следующие документы:
Заявление о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
Анкета участника Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса для подписания.
Шаг 3. Обратиться в Юридический департамент ТПП Курской области для получения подробной консультации.
(контакты указаны ниже)
Шаг 4. Получить Свидетельство о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Контакты:
+7 (4712) 54-07-00
info@kcci.ru
СМИ об антикоррупционнной деятельности ТПП Курской области
Антикоррупционная хартия российского бизнеса
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов как в России так и на международном уровне. Российский союз осуществляет свою деятельность посредством двух юридических лиц, обладающих различным правовым статусом – общероссийского объединения работодателей (РСПП (ООР)) и общероссийской общественной организации – РСПП.
РСПП сегодня — это более ста отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно — банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг.
РСПП объединяет тысячи крупнейших российских компаний — представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России.
РСПП одним из первых выдвинул идею совместной работы бизнес-сообщества по созданию условий противодействия коррупции в корпоративном секторе.
На съезде РСПП в феврале 2012 года утверждены основные принципы антикоррупционного поведения компаний-членов РСПП. Этот документ стал основой Антикоррупционной хартии российского бизнеса, которую 20 сентября 2012 года на ХI Инвестиционном форуме в Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева подписали руководители РСПП, ТПП РФ, Деловой России и ОПОРА России.
Суть этого документа во внедрении компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнерами по бизнесу и с государством. Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.
На основе информации о новых участниках Антикоррупционной хартии, предоставляемой ежеквартально всеми бизнес-союзами, РСПП будет формировать Сводный реестр организаций и компаний, заявивших о следовании принципам антикоррупционного поведения. Согласно Дорожной карте по реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса, должна быть разработана система подтверждения соответствия управления в компании антикоррупционным требованиям, включая внедрение комплайенс-процедур.
Сформирован Объединенный комитет по реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса, в состав которого вошли руководители всех бизнес-союзов, включая Президента РСПП. На своем первом заседании Комитет утвердил Положение о Сводном реестре и план мероприятий на ближайшую перспективу. Готовится структура единой автоматизированной базы данных участников Хартии и концепция официального сайта Антикоррупционной хартии российского бизнеса в сети Интернет. В начале будущего года будут разработаны Методические рекомендации по оценке соответствия деятельности компаний положениям Антикоррупционной хартии, а также развернута информационная работа по привлечению к этой важной общественной инициативе компаний и организаций РСПП.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса открыта для присоединения любой компании, вне зависимости масштаба и профиля деятельности, от формы собственности, организационно-правовой формы, территории размещения, а также для объединений или ассоциаций, имеющих целью представление интересов предпринимательского сообщества. Для индивидуальных предпринимателей.
Для присоединения к Хартии необходимо решение о присоединении, которые принимаются компаниями или ассоциациями в порядке, предусмотренном их учредительными документами.
Формы документов (заявление и анкету) можно на сайте Хартии against-corruption.ru. К ним также нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, после чего направить эти документы в адрес Президента РСПП Шохина Александра Николаевича по адресу: 109240 Москва Котельническая наб., д.17.
После получения документов РСПП издаст распоряжение о включении компании в Сводный реестр и вышлет в адрес компании соответствующее Свидетельство.
На рубрике сайта against-corruption.ru также можно будет увидеть сведения о компании, включенной в Сводный реестр участников Антикоррупционной хартии.
Указанные выше документы, необходимые для присоединения к Хартии могут быть также направлены в любую из организаций-инициаторов принятия Хартии – РСПП, ТПП РФ, ОПОРА РОССИИ, «Деловая Россия», которые затем представляют информацию о новых участниках в РСПП для включения сведений в Сводный реестр.
Присоединение к Хартии не предполагает никаких финансовых сборов. Однако обязывает предпринимать меры по профилактике коррупции в организации, руководствуясь Методическими рекомендациями Минтруда России, одобренными Советом по профилактике коррупции при Президенте РФ, которые также можно найти на сайте Хартии www.against-corruption.ru.
Будем благодарны также за информацию об антикоррупционных мерах принятых в Вашей компании, которую с Вашего согласия мы можем разместить на сайте Хартии.
Индивидуальные предприниматели, присоединившись к Хартии, применяют только те положения, которые могут быть отнесены к их деятельности.
Ассоциации предпринимателей, присоединившиеся к Хартии, принимают все меры для реализации своими членами требований Хартии.
Учитывая важность противодействия коррупции, Уполномоченный
по защите прав предпринимателей в Самарской области Е.Н. Борисов призывает предпринимателей Самарской области присоединиться
к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса
Одним из условий получения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства стало вступление субъектов реализующих инвестиционные проекты в ряды Антикоррупционной хартии российского бизнеса. В настоящее время к антикоррупционной хартии российского бизнеса присоединилось 260 предприятий и организаций Тюмеснкой области.
Краткая характеристика Антикоррупционной хартии российского бизнеса
Антикоррупционная хартия разработана Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия»
Цель: активизация участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм честного и неподкупного ведения бизнеса
Антикоррупционная хартия— это определенный свод правил, кодекс чести предпринимателей, который включает в себя выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса. Зарубежная практика показывает: соблюдение подобных правил не только влияет на имидж компании, но и создает особый защитный механизм в условиях сильной конкуренции
Хартия предполагает:
— внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ,
— мониторинг и оценку их реализации,
— эффективный финансовый контроль,
— принцип публичности антикоррупционных мер,
— отказ участников Хартии от незаконного получения преимуществ,
— участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции,
— информационное противодействие коррупции,
— сотрудничество с государством,
— содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности и другие меры.
Хартия направлена не на борьбу с уже совершенными коррупционными преступлениями, а на их профилактику. Так, присоединившиеся к соглашению компании берут на себя ответственность не участвовать в коррупционных действиях. За случаи взяточничества и коррупции фирма публично исключается из числа подписавших хартию.
Это еще один инструмент для борьбы с мошенничеством в широком понимании. Она имеет прямое отношение к теме экономической безопасности предприятия, а значит, не может не заинтересовать владельцев компаний и серьезных менеджеров.
В целях обеспечения реализации Хартии было разработано Положение об условиях и порядке ее реализации, так называемая Дорожная карта Хартии, предусматривающая единые методологические требования к участникам, организацию регулярного общественного подтверждения внедрения компаниями передовых корпоративных практик, а также ведение единого для РФ Сводного реестра компаний, присоединившихся к Хартии.
Одним из ключевых вопросов внедрения Хартии является вопрос создания мотиваций для ее внедрения на предприятиях.
1. В международной практике противодействия коррупции, добровольно вводимые на предприятиях процедуры снижения коррупционных рисков, имеют название «комплаенс процедуры». В ряде стран их внедрение на предприятиях закреплено законодательно.
2. Наличие названных внутренних регламентов, стандартов де-факто является практически обязательным для компаний, размещающих свои акции на бирже, участвующих в конкурсных процедурах размещения госзаказа и т.д., то есть в сферах, где коррупционные риски должны быть минимизированы.
3. Существенным стимулом реализации Хартии могут стать механизмы поощрения предприятий и организаций, внедряющих на практике положения Хартии. В частности, введение преференций для предприятий, внедривших у себя Хартию, при их участии в конкурсных процедурах при закупках, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях.
В нашем регионе регулирующим фактором стала возможность получения государственной поддержки. В соответствии с Решением Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области от 27.05.2014, Департаментом АПК в срок до 1 сентября 2014 года должны быть внесены изменения в нормативные акты, устанавливающие порядок получения государственной поддержки, в качестве обязательного условия получения государственной поддержки присоединение заявителя к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
В соответствии с Дорожной картой, организации, подписавшие документ, вносятся в Сводный реестр участников Антикоррупционной хартии, опубликованный на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей, для чего Палатой направлены необходимые документы в ТПП РФ.
Участники антикоррупционного сообщества берут на себя обязательства вести работу, способствующую устранению взяточничества. Организация включается в Реестр сроком на 2 года.
Через два года компании потребуется подтвердить статус участника соглашения:
— представить Декларацию о соблюдении положений Хартии, содержащую полную и достоверную информацию, свидетельствующую о внедрении положений Хартии в практическую деятельность компании или объединения;
— либо пройти процедуру общественного подтверждения результатов внедрения положений Хартии.
Если за это время не проведено никакой антикоррупционной работы, компания теряет статус участника хартии, ее исключение из Сводного реестра будет освещено в СМИ.
Присоединение к Хартии не налагает на организацию дополнительных финансовых обязательств, только обязательства по исполнению принципов Хартии, и обучение сотрудников. Обучение сотрудников осуществляется самостоятельно.
На сайте ТПП ТО (http://tpp-to.ru) создан раздел «ТПП против коррупции», в котором размещены:
— текст Антикоррупционной хартии;
— процедура присоединения;
— список участников в Тюменской области;
— нормативные документы («Дорожная карта», Положение о Сводном реестре участников);
— форма заявления о присоединении и анкета;
— информация о мероприятиях по присоединению;
— контактная информация и фотоотчет.
В ТПП Тюменской области готовы предоставить дополнительную информацию, ответить на возникающие вопросы.
Контактный телефон: (3452) 689-379, эл.почта: lilya_tpp@mail.ru – Шарафутдинова Лилия.
Приложение 2.
Перечень необходимых документов.
Все документы предоставляются в подлинном виде:
— Заявление о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
— Заявление о соблюдении норм и порядка внедрения Антикоррупционной хартии;
— Соглашение (Акт) о присоединении предприятия Тюменской области к «Антикоррупционной хартии российского бизнеса» — 2 подлинных экземпляра;
— Анкета;
— Решение уполномоченного органа о присоединении;
— Выписка из ЕГРЮЛ, с датой выдачи не позднее 1 месяца на момент присоединения;
— Текст хартии с печатью и подписью.
Компаниям, надлежащим образом оформившим и предоставившим документы, выдаётся Свидетельство установленного образца.
Образцы и формы документов для заполнения (скачать).
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания
Об этом говорится в новых рекомендациях ведомства по внедрению в организациях антикоррупционных мер. В прошлом году общий размер штрафных санкций за коррупционные правонарушения превысил 900 млн руб. и было вынесено 11,7 тыс. обвинительных приговоров. «Методичка» Минтруда призвана помочь предпринимателям устранить риски привлечения к ответственности
Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса1. Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.
Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.
В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер2. Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.
Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?
Под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица»3.
Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
Под «противодействием коррупции» закон понимает следующую триаду:
- предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
- расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
- минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.
Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?
В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.
10 апреля 2019 г. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на пленарном заседании Совета Федерации сообщил, что «прокурорами в 2018 г. выявлена 231 тысяча нарушений антикоррупционного законодательства, треть из них связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей». Очевидно, что остальное – это нарушения, выявленные в организациях, включая частный сектор. «По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб.», – рассказал Юрий Чайка.
Чаще организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Предусмотренный этой статьей штраф может стать чувствительным для любой крупной организации и привести к банкротству компании небольшой: верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения (см. таблицу 1).
Также не допускается участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.
Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)
С недавних пор для повышения собираемости штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ органы прокуратуры активно применяют новеллу – вступившую в силу с начала года ст. 27.20 КоАП РФ («Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Только за первые четыре месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более 100 млн руб. – и постановления уже исполнены.
Согласно сводной статистике силовых ведомств, озвученной Юрием Чайкой на упомянутом выше заседании Совфеда, в 2018 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти у 2 тыс. из них было конфисковано имущество. А это уже персональная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом: по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»), 291.2 («Мелкое взяточничество»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп»).
К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.
По итогам 2018 г. почти половина всех коррупционных преступлений относится к указанным составам. Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по «полноценным» статьям о даче и получении взятки осужден 2451 человек, а по статье о мелком взяточничестве – 2408 человек. Это указывает на существенный рост рисков для менеджеров и собственников компаний, которые традиционно дарят подарки должностным лицам партнерских компаний или госструктур.
Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп
Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.
Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.
Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.
Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?
Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.
В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.
Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.
Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?
То, что законодательством не установлен полный список антикоррупционных требований к организациям, приводит к необходимости издавать новые и все более детальные «методички» по разработке и внедрению антикоррупционных политик в компаниях.
18 сентября Минтруд издал три новых документа: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» и памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».
Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.
Новые документы содержат важные рекомендации:
- Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
- Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
- Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
- Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
- При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
- Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
- Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
- Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
- Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
- В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
- Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
- Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
- В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
- Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.
Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.
За какие ошибки компании привлекают к ответственности?
1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.
Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения4.
2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.
Пример. В ходе прокурорской проверки установили, что на работу в организацию была принята Ч., которую ранее уволили с должности специалиста отдела работы с налогоплательщиками инспекции ФНС России № 15 по г. Москве. Причем в нарушение требований законодательства о государственной и гражданской службе в РФ в инспекцию не было направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим Ч. Прокурор пришел к выводу об отсутствии контроля со стороны руководства и подчиненных сотрудников организации за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. В связи с этим было вынесено представление об устранении нарушения и о привлечении работников, допустивших его, к дисциплинарной ответственности. Организация попыталась через суд добиться отмены представления, однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении ее требований отказали5.
3. Мало кто задумывается о том, что все чаще при принятии решения о привлечении компании к ответственности за коррупционное правонарушение по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») суды учитывают деятельность организации по принятию мер антикоррупционного характера.
Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела6.
Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.
- Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
- Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
- Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
- Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
- Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
- Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.
1 Комплаенс – это система внутренних правил и процедур в компании, обеспечивающих соответствие деятельности юридического лица российскому, иностранному и международному законодательству, требованиям надзорных органов и отраслевым стандартам. Как комплаенс-программы позволяют руководителям организаций предотвратить риски назначения наказания в виде лишения свободы и банкротство из-за многомиллионных штрафов – читайте в новости «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста».
2 Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. «Меры по предупреждению коррупции в организациях».
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.
5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.
6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.
Приложение 6
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ХАРТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.
Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.
Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.
Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.
Мы едины в понимании того, что коррупция,
являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;
лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;
порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;
создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;
представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.
Информация для предпринимателей о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса
Антикоррупционная хартия российского бизнеса разработана в целях активизации участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм цивилизованного ведения бизнеса.
Документ был подписан в сентябре 2012 года на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи организациями-разработчиками – Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийскими общественными организациями «Опора России» и «Деловая Россия».
Цель Хартии – активное содействие добровольному внедрению российскими компаниями специальных антикоррупционных программ, предусматривающих процедуры внутреннего контроля, отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.
Участие в Хартии и последовательная реализация ее положений становятся для компании подтверждением принятия надлежащих мер по профилактике коррупции, которые согласно требованиям статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязана осуществлять любая организация.
Вступая в Хартию, компания выражает свою приверженность соблюдению антикоррупционных принципов и стандартов. Реализация Хартии становится серьезным репутационным преимуществом компании, в том числе в инвестиционных и внешнеэкономических отношениях.
Преимущества присоединения к Антикоррупционной хартии российского бизнеса:
1. Присоединение к Хартии положительно отражается на деловой репутации, так как участие в реализации ее положений будет свидетельствовать о Вашей вовлеченности в процесс противодействия коррупции и его добросовестности в этой сфере. Данное преимущество особенно актуально для представителей бизнеса, планирующих сотрудничество с иностранными партнерами, так как подписание Хартии наравне с членством в бизнес — союзах и включением в «Реестр участников Хартии» свидетельствуют в пользу компании при принятии решения о выборе того или иного контрагента зарубежными фирмами.
2. Планируется разработать механизмы поощрения предприятий и организаций, внедряющих на практике положения Антикоррупционной хартии. В частности, будет рассмотрена возможность введения преференций при участии в конкурсных процедурах в рамках закупок, осуществляемых крупными компаниями и государственными заказчиками.
3. Бизнес — союзами, подписавшими Хартию, ведется «Реестр участников», внесение в который служит гарантией готовности фирмы вести свою деятельность на принципах открытости, в соответствии с законодательством и сложившимися нормами делового взаимодействия.
Подробную информацию о возможности присоединения к Антикоррупционной хартии российского бизнеса можно получить по адресу: http://ach.tpprf.ru/