Придаточное изъяснительное предложение — это зависимое предложение, которые поясняет сказуемое в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Узнаем, что такое придаточное изъяснительное предложение, если выясним, что в некоторых сложноподчиненных предложениях требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения.
Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое в главном предложении, например:
Хозяйка, хлопочущая у печи, не слышала, как позади чуть скрипнула дверь.
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Хозяйка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
- говорить, сказать, сообщить, возразить, объявить, просить, отвечать;
- понимать, думать, предполагать, придумать, решать, задумать, размышлять;
- видеть, слышать, замечать, смотреть, чувствовать;
- радоваться, сердиться, горевать, печалиться, обидеться, расстроиться;
- надо, видно, жаль, странно, удивительно, совестно, известно, понятно, важно, хорошо.
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.).
Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
За работой мы не замечали (чего?), как быстро прошло время.
Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь (чему?), как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.
Даже сквозь стены слышно (что?), как гудит ветер в проводах.
Мы стоим на вершине горы и оттуда любуемся (чем?), как в лазурном заливе плывут белые парусники.
Временами я совсем забывал (о чём?), к кому и зачем я еду.
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Всё-таки мне следует подумать о том (о чём?), чтобы не заблудиться в этом малознакомом лесу.
Мне достаточно было того, что я узнал эту новость от вас.
Схематично представим это в виде записи:
…глагол + то, что (чтобы и пр.)
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Видеоурок
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
Придаточные изъяснительные предложения. Примеры
Придаточное изъяснительное предложение — это зависимое предложение, которые поясняет сказуемое в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Узнаем, что такое придаточное изъяснительное предложение, если выясним, что в некоторых сложноподчиненных предложениях требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения.
Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое в главном предложении, например:
Хозяйка, хлопочущая у печи, не слышала, как позади чуть скрипнула дверь.
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Хозяйка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.).
Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
За работой мы не замечали (чего?), как быстро прошло время.
Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь (чему?), как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.
Даже сквозь стены слышно (что?), как гудит ветер в проводах.
Мы стоим на вершине горы и оттуда любуемся (чем?), как в лазурном заливе плывут белые парусники.
Временами я совсем забывал (о чём?), к кому и зачем я еду.
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Всё-таки мне следует подумать о том (о чём?), чтобы не заблудиться в этом малознакомом лесу.
Мне достаточно было того, что я узнал эту новость от вас.
Схематично представим это в виде записи:
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Видеоурок
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
Источник
20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложное предложение с придаточным изъяснительным
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения. Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое, например:
Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь (Михаил Бубеннов)
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Марийка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.). Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
Левин не замечал (чего?), как проходило время (Лев Толстой).
Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь (чему?), как у него всё понятно, просто и по-осеннему прозрачно (М. Горький).
Тотчас стало слышно (что?), как ветер шумит в кроне деревьев (К. Паустовский).
Я стою на склоне горы и сверху любуюсь (чем?), как кружат в синей воде морского залива множество парусников.
Минутами я совсем забывал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Коту нечего было и думать о том (о чём?), чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца (К. Паустовский).
Мне достаточно было того, что я любил её (Лев Толстой).
Схематично представим это в виде записи:
…глагол + то, что (чтобы и пр.)
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
Источник
2.2.2. Придаточные дополнительные (изъяснительные)
2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.
2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.
3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.
4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.
Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).
[гл. + указ. сл.], (что – союз).
У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).
Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).
– Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).
Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).
2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.
Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек. (А.П. Чехов)
В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.
Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).
3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.
Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).
Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.
Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).
4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.
Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Источник
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Что такое придаточное предложение
Придаточное предложение — это зависимая синтаксически и по смыслу часть сложноподчиненного предложения, соединяющаяся с главной частью с помощью союзов либо союзных слов (а также интонации). Его функция − это уточнение либо расширение содержания главного предложения.
Виды придаточных предложений:
Определение придаточных изъяснительных, как найти в предложении
Придаточные изъяснительные (дополнительные) — это зависимые предложения, отвечающие на падежные вопросы и дополняющие главное предложение в смысловом и грамматическом отношении.
Придаточные изъяснительные могут пояснять разные части речи в составе главного предложения, передающие мысли, чувства, восприятие, речь человека, в том числе:
Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью часто формируются при переходе из прямой речи в косвенную.
Придаточные изъяснительные также можно определить с помощью союзов и союзных слов, которыми они прикрепляются к главному предложению:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, в которых употребляется союз что, следует различать: в придаточных определительных его всегда можно заменить на какой, который, а для придаточных изъяснительных это невозможно.
Союзы и союзные слова всегда стоят в начале придаточного изъяснительного, по ним определяется граница главного и придаточного предложений. Однако союз–частица «ли» находится в середине придаточного изъяснительного.
Также присутствие придаточного изъяснительного можно выявить с помощью указательных местоимений, присутствующих в главном предложении: тот, та, то, те. Однако они есть не всегда.
Знаки препинания
В рамках сложноподчиненного предложения придаточные изъяснительные обособляются запятыми. Обычно запятая ставится перед союзом или союзным словом, расположенным в начале придаточного изъяснительного. Однако союз–частица «ли» находится в середине такого предложения, запятая же ставится перед его началом.
Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными состоят из главной и придаточной частей.
Они имеют четкую схему. Придаточные изъяснительные чаще всего находятся после слова, которое они уточняют. Лишь в некоторых случаях они могут располагаться перед поясняемым словом главного предложения. Таким образом, придаточные изъяснительные преимущественно расположены в середине, либо в заключительной части сложноподчиненного предложения. Однако в исключительных случаях они могут находиться и в его начале.
Примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Примеры придаточных изъяснительных по падежным вопросам:
Примеры придаточных изъяснительных, поясняющих разные части речи в составе главного предложения:
Источник
СПП с придаточным изъяснительным
СПП с придаточным изъяснительным
Пример: Мы знаем, что будет счастье для всех людей труда. [знаем], что ( ) Я догадался, о чем ты мечтаешь. [догадался], (о чем)
Придаточная часть распространяет в главной слово, нуждающееся в изъяснении, конкретизации своего значения. В качестве изъясняемых чаще всего выступают слова, преимущественно способные к управлению. Придаточная часть обычно стоит после главной. В структурной схеме союз не включается в придаточное предложение [опорное слово], союз (придаточная часть), а союзное слово включается, так как является в отличие от союза членом предложения [опорное слово], (союзное слово).
Изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния.
СПП с придаточным изъяснительным (вопросы падежей)
[слово + указ.сл.], союз ( ) Слово со значением речи, мысли, чувства. Указательное слово «то» в форме любого падежа. Союзы что, чтобы, как бы, будто, как будто.
[Нам известно то], что (концерт состоится)
что?
[Мы уверены в том], (концерт состоится)
в чем?
[Мы хотим], чтобы (концерт был интересным)
чего?
[Нам сказали], как будто (все билеты проданы).
что?
[Мы слышали], будто (все билеты проданы).
что?
[слово], (союзное слово) Слово со значением речи, мысли, чувства. Союзные слова что, какой, как, каков, где, сколько
[Мы знаем], (какова программа концерта)
что?
[Мы знаем], (когда он состоится)
что?
[Мы знаем], (где он состоится)
что?
[Мы знаем], (что будет на концерте)
что?
[Мы знаем], (сколько стоят билеты)
что?
Примечание: на союз нельзя поставить логическое ударение, на союзное слово — можно
В отличии от сложносочиненных предложений, в которых части равноправны, в сложноподчиненных придаточная часть зависит от главной.
При классификации СПП по значению выделяются изъяснительные, определительные, обстоятельственные.
Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.
В СПП с изъяснительным придаточным придаточная часть отвечает на падежные вопросы, которые задаются от изъясняемого слова со значением речи, мысли чувства. Между частями используются союзы ЧТО, ЧТОБЫ, КАК БЫ, БУДТО, КАК БУДТО или союзные слова: КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, ЧТО ЗА, ЗАЧЕМ, КАКОЙ, ЧЕЙ
Источник
Русский язык,
вопрос задал muwtariymukhiddinova,
6 месяцев назад
Найдите СПП с придаточным изъяснительным
а) Я люблю людей с которыми легко общаться
б) Тот,кто приходил вчера,сегодня не появлялся
в) За работой мы не замечали,как быстро прошло время
Ответы на вопрос
Ответил dzhulyetta1
2
СПП с придаточным изъяснительным
:
в) За работой мы не замечали, (ЧЕГО?) как быстро прошло время
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Математика,
6 месяцев назад
В конце трёх значного числа стоит цифра восемь чему равна сумма чисел если A<135.
Биология,
6 месяцев назад
Для чого хламідомонаді потрібні скоротливі вакуолі? Допоможіть прошу…
Геометрия,
6 месяцев назад
ооочееень. срочнааа плиис один із кутів ромба на 60 градусів менший за другий знайдіть периметр ромба, якщо менша його діагональ дорівнює 6 см …
Русский язык,
6 месяцев назад
Шифрование слова мяты…
Математика,
6 лет назад
Найти значение выражения
2x/y — x/2y, если x= 18,1 — 10,7 и y = 35 — 23,8…
География,
6 лет назад
Почему воды Африки распределены неравномерно? Наметьте несколько мер по решению проблемы обеспечения водными ресурсами.
Помогите пж!!!
СПП с придаточным изъяснительным: За работой мы не замечали, как быстро прошло время., Даже сквозь стены слышно, как гудит ветер в проводах., Временами я совсем забывал, к кому и зачем я еду., СПП с придаточным определительным: Небо отражалось в глазах, что были у неё пронзительно синими., Коридор, что вёл в гостиную, был заставлен старой мебелью., А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние., СПП с придаточным обстоятельственным: И через силу скачет конь туда, где светится огонь., Егорушка стал засыпать так, как об этом долгие годы мечтала его мать., Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.,
Таблица лидеров
Эта таблица лидеров в настоящее время является частной. Нажмите Поделиться, чтобы сделать ее общедоступной.
Эта таблица лидеров была отключена владельцем ресурса.
Эта таблица лидеров отключена, так как у вас и у владельца ресурса разные значения параметров.
Групповая сортировка — это открытый шаблон. Он не создает баллы для таблицы лидеров.
Требуется вход в систему
Тема
Требуется вход в систему
Параметры
Переключить шаблон
Интерактивный
Дополнительные форматы будут отображаться при выполнении занятия.
Придаточные изъяснительные
Пользователь
21.12.2020.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверить навыки нахождения придаточной части, умения определять тип СПП. Определять роль союзных слов
Список вопросов теста
Вопрос 1
Найти вариант правильной расстановки запятых
Мама (1)хлопочущая у печи (2)не слышала (3) как позади чуть скрипнула дверь.
Варианты ответов
- 13
- 123
- 3
Вопрос 2
Какой вопрос вы поставите к придаточной части?
За работой мы не замечали ,как быстро прошло время.
Варианты ответов
- что
- о чем
- чего
Вопрос 3
Какой вопрос можно поставить к придаточной части?
Я и Лев стоим на вершине горы и оттуда любуемся , как в лазурном заливе плывут белые парусники.
Варианты ответов
- каким образом
- как
- чем
Вопрос 4
Найти правильный вариант постановки запятых
Девочки(1) глядя на него(2) сразу сообразили (3) что это (4) должно быть(5) очень умный и учёный человек
Варианты ответов
- 12345
- 3
- 123
Вопрос 5
Расставить знаки препинания
В бинокль было видно(1) как серый дым застилал виноградники (2) и деревья (3) как суетились серо-голубые фигурки
Варианты ответов
- 1
- 13
- 123
Вопрос 6
Какой вопрос можно поставить к придаточной части?
Я росла не зная ,как тонет в реке закат.
Варианты ответов
- что
- каким образом
- чего
Вопрос 7
К чему относится придаточная часть в предложении
Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо.
Варианты ответов
- ко всему главному предложению
- к сказуемому почувствовал
- к грамматической основе
Вопрос 8
Найти правильный вариант постановки запятых
Близко громыхнул взрыв(1) и водитель (2) не дожидаясь (3) пока солдат вылезет из-под машины (4) дал газ
Варианты ответов
- 124
- 14
- 1234
Вопрос 9
Поставить вопрос к придаточной части
Что волки жадны , всякий знает.
Варианты ответов
- что
- о чем
- о ком
Вопрос 10
Каким членом предложения является союзное слова
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его
Варианты ответов
- дополнением
- подлежащим
- это союз
На чтение 13 мин Просмотров 14.1к. Опубликовано 01.02.2021 Обновлено 13.02.2023
Программа ознакомления со сложноподчинёнными предложениями начинается с пятого класса и заканчивается в девятом. Предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, называются сложными. Они в свою очередь делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).
Оглавление
- 1 Особенности сложноподчиненного предложения
- 1.1 СПП с однородным подчинением
- 1.2 СПП с параллельным подчинением
- 1.3 СПП с последовательным подчинением
- 1.4 СПП с комбинированным подчинением
- 2 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
- 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
- 2.1.1 Предложения с придаточными изъяснительными
- 2.1.2 Предложения с придаточными определительными
- 2.1.3 Предложения с придаточными образа действия
- 2.1.4 Предложения с придаточными места
- 2.1.5 Предложения с придаточными меры и степени
- 2.2 Придаточные части поясняют главное предложение целиком
- 2.2.1 Предложения с придаточными времени
- 2.2.2 Предложения с придаточными цели
- 2.2.3 Предложения с придаточными причины
- 2.2.4 Предложения с придаточными сравнения
- 2.2.5 Предложения с уступительными придаточными
- 2.2.6 Предложения с условными придаточными
- 2.2.7 Предложения с придаточными следствия
- 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
Особенности сложноподчиненного предложения
Сложноподчинёнными являются предложения, когда одна часть главная, а остальные — зависят от нее. Такие грамматические основы называются придаточными, они становятся дополнением к мысли и не могут опускаться, потому что потеряется основной смысл.
Любое СПП можно представить в виде схемы, где квадратные скобки [ ] — главная грамматическая основа; полукруглые скобки ( ) — придаточная часть предложения, которая подчинена основному. Каждая часть может быть как распространённой, так и нераспространённой, состоящей из одного подлежащего или сказуемого.
Взаимное расположение грамматической основы и придаточной части СПП, а также расставляемые знаки препинания мы свели в небольшую таблицу.
В центре | [ ,( ), ] | Днем, когда вода спокойна, мы пошли на речку. |
Спереди | ( ), [ ]. | С тех пор как обветшала крыша, в дом никто не заходил. |
В конце | [ ], ( ). | Сломался компьютер, когда перегрелась плата. |
Подчинительная связь происходит с помощью придаточных предложений. От зависимой грамматической основы можно задать вопрос к главной части. Так определяется, какая грамматическая основа основная, а какая её дополняет.
Зависимые предложения прикрепляются к главной основе при помощи союзов и союзных слов. Обратите внимание, чтобы отличить союз от союзного слова, нужно опустить это слово. Если смысл не потерялся, значит перед нами союз. К союзным словам можно задать вопрос.
Рассмотрим на примерах, чтобы стало понятней.
Нет ничего в нашей жизни, что нельзя передать словами. — [ ], (что).
Мы ее нашли за домом, где раньше никто не ходил. — [ ], (где).
Листья опадали с деревьев, словно наступила осень. — [ ], (словно).
СПП с однородным подчинением
Однородным называется подчинение, при котором главной части подчиняются несколько зависимых предложений, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному слову.
Такие грамматические основы схожи между собой союзными словами. Рассмотрим на примере.
Хотя дрова уже привезли и печку растопили, но Катя всё не могла согреться.
- Здесь главная часть: Катя всё не могла согреться.
- Зависимые: дрова уже привезли, печку растопили. Соединены союзом «и».
- Повторение «Хотя» опускается. >> Хотя дрова уже привезли и хотя печку затопили, но Катя всё не могла согреться.
- На основе представленного предложения, составим схему: (Хотя) и ( ), [ ].
Чтобы убедиться, что перед вами находятся подобного рода связи:
- Задайте вопрос от подчинённых частей к главной, он должен быть одинаковым. Мы дома слышали, как на улице свистел ветер и как капли дождя били по крыше.
- Мы слышали (Что?) как на улице свистел ветер.
- Мы слышали (Что?) как капли дождя били по крыше.
- Проверьте, какой вид у частей, он должен быть одинаковым. Когда придёт лето и снег растает, мы поедем на дачу. Когда придёт лето и КОГДА (опущено) снег растает.
От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и что друзья будут смеяться.
Можно было написать: От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и друзья будут смеяться. Опустили Что, но смысл остался прежним.
Летом мы побывали в лесу и узнали, как растут ягоды, как собирать грибы, и как много красивых цветов выращивает природа.
- Также, при разделении на разные предложения, смысл должен сохраниться, а предложение будет звучать, как законченная мысль.
Я жду момента, когда закончится школа и когда начнется поступление в институт.
- Я жду момента, когда закончится школа.
- Я жду момента, когда начнется поступление в институт.
СПП с параллельным подчинением
В предложении с параллельным подчинением несколько зависимых частей, при этом все они относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы.
То есть, каждое зависимое раскрывает больше информации в разных направлениях. Одно может характеризовать, другое показывать время, третье — место. Рассмотрим несколько примеров предложений, чтобы было понятней.
Когда мама пришла домой, она почувствовала запах, который запомнился на всю жизнь.
Схема выглядит так: (…), [..], (..). Обе придаточных части относятся и зависят от главного предложения.
Когда произошло это событие, мы все находились в школе, которая расположена рядом с центром.
Тогда мы и не подумали, время было позднее, которое не подразумевает прогулок. — (Тогда ), [ ], (которое ).
Основные признаки, которые характеризуют параллельное подчинение:
- придаточные части различны между собой не только союзами, но и видами;
- зависят от одной грамматической основы или слова.
Когда я смотрела на дочь, то искренне удивлялась, что она выросла такая большая.
Перед тем как собирать вещи, мама спросила, точно ли мы решили уезжать.
СПП с последовательным подчинением
Грамматических основ в последовательном подчинении должно быть от трёх и больше. Одна является основной частью, остальные — зависимыми. Первоначально идёт главное предложение, а за ним по цепочке придаточные. Вопросы задаются для каждой основы от предыдущего простого предложения.
То есть, одна придаточная часть зависит от главной, остальные части зависят от придаточных. Если убрать одну из грамматических основ, мысль окажется незаконченной. Рассмотрим на примере.
Наконец-то наступило лето, когда можно выбегать на улицу без куртки и шапки, потому что погода позволяет.
Составим схему: [ ], (когда ), (потому что ). Как видим, первое предложение главное. От него зависит следующее, которое является придаточным. А от этого придаточного зависит последующее.
Можем сделать вывод, что последовательным подчинением называется связь, которая соединяет каждое предложение со стоящим перед ним. К такому типу можно составить стандартную схему: [..], (..), (.), (..). При этом союзные слова могут меняться, в зависимости от смысла.
Чтобы понять, что перед нами данный тип подчинения, нужно:
- Задавать вопросы от одной грамматической основы, к последующей. При этом от одного простого предложения, несколько вопросов не задать.
- Тип придаточных может быть, как разным, так и одинаковым.
На уроке отвечал и Коля, который доказывал свою точку зрения, что исторические книги найдены не все.
На лето мы уезжаем к бабушке в деревню, где находится речка, в которой мы постоянно рыбачим.
В этот раз его соперником был Борис, который тренировался в большом зале, где постоянно проходили соревнования.
При прерывании цепочки, мы потеряем общий смысл и текст покажется незаконченным.
Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе, где мы постоянно гуляли.
Оборвём последнюю часть: Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе. (напрашивается вопрос — в каком дворе? — Где мы постоянно гуляли).
СПП с комбинированным подчинением
При комбинированной связи, в СПП располагаются придаточные предложения, которые могут быть как с однородным/параллельным подчинением, так и с последовательным. Важно правильно расставить вопросы и обозначить тип связи.
Всюду, куда не посмотришь, льются потоки воды, так что не разберешь, идёт ли дождь с неба или с земли.
Первоначально, составим схему. Она выглядит так: [ ,(куда), ], (так что ), (ли ).
Вопросы, которые задаются от одной грамматической основы к другой:
- Всюду (где?) куда не посмотришь.
- Льются (Как?) так что не разберешь.
- Не разберешь (Что?) идет ли с неба или с земли.
Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
Как соединяются и зависят друг от друга придаточные части мы выяснили. Но каждая зависимая грамматическая основа еще раскрывает какую-то дополнительную информацию. В зависимости от этого вид такого предложения меняется.
Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
Существует пять видов придаточных частей, которые поясняют только одно слово, а не всё предложение целиком. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Предложения с придаточными изъяснительными
Такие зависимые части чаще всего описывают сказуемое, которое является глаголом или кратким прилагательным. При этом отвечает на вопросы всех косвенных падежей.
Я и не слышала, как сзади кто-то подошел.
Если убрать вторую часть предложения, то оно будет незаконченным. Я и не слышала (Что?). Таким образом требуется дополнение.
Рассмотрим в таблице признаки изъяснительных придаточных.
Наименование | Описание | Пример |
Слова, к которым присоединяются зависимые грамматические основы | Имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства или состояния: спорить, отвечать, говорить, сердиться, грустить, сожалеть, радоваться, решать, удивляться, думать, размышлять. |
Она расстроилась, когда часы пробили полночь. Занимаясь делами, мы не обращали внимание, как быстро проходили поезда за рекой. |
Союзы | Что, чтобы, как, будто, ли |
Каждый раз смотрю на них и удивляюсь (чему?), как красиво они смотрятся на этом месте. Даже дома было слышно (Что?), что в соседнем ауле неспокойно. Прихожу к бабушке и любуюсь (Чем?), как горит огонь в печке. |
Союзные слова |
кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и т. п. |
Мы и не заметили (Что?), как быстро прошло время. Матвей часто забывал (О чем?), какие уроки задали на дом. |
Указательное местоимение | тот, та, то, те |
Наверное, пора подумать о том (о чем?), что сказала мама накануне. Ей больше не надо того, что выдают в больнице в качестве завтрака. |
Предложения с придаточными определительными
Чтобы понять, что перед нами данный вид связи, замените союзное слово что на который. Он указывает на признак предмета, названного определяемым существительным.
Маша указывала на море, которое все больше волновалось и поднимало волны.
Море (Какое?) — которое волновалось и поднимало волны.
Катя никогда не видела снега, который притягивал и манил ее во снах.
Девочки увидели затмение, которое повторится через много лет.
Придаточные определительные не характеризуют, а описывают ситуацию, давая косвенную оценку существительному.
Одно из дел, которое было запланировано, откладывается на неопределенный срок. — [ ,(которое ), ]
Соединительную связь, используемую в данных видах предложений, можно поделить на две группы, описанные в таблице ниже.
Наименование | Вопросы | Пример |
Основные | Который, чей, какой | Дом, где (в котором) я провел детство, находится далеко от моего проживания. |
Второстепенные | Где, куда, откуда, когда | На пороге я увидел перчатку, что (которую) потерял утром. |
Очень часто в подобных видах связи встречаются указательные местоимения и наречия (тот, такой).
Это был тот кот, которого мы видели вчера на соседней улице. [ … тот], (которого).
Предложения с придаточными образа действия
Зависимая часть описывает способ и образ действия. Располагается после главной грамматической основы.
Наименование | Описание | Примеры |
Отвечает на вопросы |
|
На улице светит солнышко, как сказали в прогнозе погоды. |
Способы присоединения |
|
Концерт проходил так, как было расписано в графике. Звезды светили так ярко, точно приблизились к нам на сотни километров. На ночном небе появились снежинки, точно маленькие звездочки падали на землю. |
Однозначные придаточные | Присоединяются союзными словами как, сколько, насколько | Ролик были готовы прокручивать столько раз, сколько я хотел его смотреть. |
Двузначные придаточные | Соединены союзами; второе значение вносится союзом |
Что-то маленькое так светило вдалеке, будто там было маленькое солнце. Звезда должна выглядеть так, чтобы её узнавали всегда и везде. |
Предложения с придаточными места
Обозначают место и пространство где происходит действие. Отвечают на вопросы:
- где?
- куда?
- откуда?
Чаще всего стоит после главной части и присоединяется с помощью союзных слов где, куда, откуда. Рассмотрим на примерах.
Ты иди уже, куда звали тебя с утра.
Она читала везде, где появлялась свободная минутка.
Куда кошка ушла, там и мышка бегает. — (Куда ), [там и ].
Предложения с придаточными меры и степени
В зависимой части указывается степень проявления признака и мера действия, о которых идет речь в главном предложении. Отвечает на вопросы:
- в какой степени?
- насколько?
Поясняет в главной части сочетание, состоящее из глагола, имени существительного, прилагательного, причастия либо наречия и указательных слов:
- так;
- такой;
- столько;
- настолько;
- до того;
- до такой степени.
В этом году на дереве вишни столько ягод (сколько?), сколько не бывало последние несколько лет.
Гроза была такой яркой (в какой степени?), что освещала каждую маленькую улочку.
Так внезапно произошло событие (насколько?), что мы даже не поняли.
Придаточные части поясняют главное предложение целиком
Вторая группа придаточных более обширна. Рассмотрим каждый её вид по отдельности, чтобы научиться их отличать.
Предложения с придаточными времени
Зависимые предложения данного типа показывают время или промежуток, в который происходило действие, о котором рассказывается в главной части. Отвечают на вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
Их отличительная особенность в том, что присоединение происходит временными союзами, такими как: пока, едва, в то время как и др.
Когда родители пришли, няня быстро заторопилась домой.
Пока не пробило десять вечера, мы можем играть на приставке.
Также могут появляться указательные слова, такие как тогда, после того и подобные.
Кошка гуляет до тех пор, пока не начинает чувствовать голод.
Когда зимой покупаешь зелень, то очень хочется лета.
Мама всё чувствует даже тогда, когда находится далеко от детей.
Предложения с придаточными цели
Описывает намерение того, о чём говорится в главном предложении. Отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Используемые слова для связки: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.
Меня разбудил друг, чтобы, я не опоздал на экзамен.
Она высказала все что знала, дабы остановить Пашу от необдуманного шага.
Предложения с придаточными причины
Отмечают основание того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, и присоединяются при помощи: потому что, оттого что, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.
Отправляю все фото по почте, потому что сама не приеду в гости.
Учеба крайне важна, ибо дает шанс в будущем.
Оттого мне родны эти статуэтки, что получены от мамы.
Предложения с придаточными сравнения
В данных типах предложениий содержание главной части сравнивается со смыслом зависимой. Присоединение происходит:
- как;
- точно;
- словно;
- как будто.
Птички так громко сегодня поют, словно весна наступила.
Ваня и Миша проговорили два часа, как будто знакомы всю жизнь.
Чем больше я занимаюсь, тем больше знаю и понимаю. — ( ), [ ].
Предложения с уступительными придаточными
Демонстрирует несоответствие к основному предложению, отвечает на вопрос несмотря на что? Слова, употребляемые для связи хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. Рассмотрим на примере, чтобы стало понятней:
Пусть не успели на автобус, он ещё придёт.
Погода была пасмурная и ничего не видно, несмотря на то что утро началось.
Как ни старалась сделать в срок, но обстоятельства повернулись иначе.
Предложения с условными придаточными
Указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении.
Наименование | Описание |
Вопросы, на которые отвечает | При каком условии? |
Союзы | Если, если … то, когда, когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. |
Когда я поступлю в институт, то пойду и расскажу родителям. — ( ), [ ].
Если ты не умеешь, то не берись.
Когда наступит весна, зацветут акации.
Предложения с придаточными следствия
Показывает результат, вытекающий из текста главной части. Всегда стоит после нее и присоединяется союзом так что. Для проверки можно заменить союз «так что» на «и», смысл не должен поменяться.
Температура всё поднималась, так что становилось жарко и душно.
Лучи всё ослепительней светили, так что ничего не видно было впереди.
Сложноподчиненные предложения используются чаще всего в художественной литературе, не менее редко в обычной речи и научно-публицистических работах. Главное, уметь понимать и распределять виды связей, чтобы писать и говорить грамотно!