1
3 За счет того, что у нас нет собственной инфраструктуры в виде складов и автопарков, а есть только платформенное решение логистического агрегатора, мы считаемся больше IT- и big data-компанией. Мы пользуемся услугами многих логистических провайдеров. Всех их объединяет масштабная IT-инфраструктура, которая называется GSDP (Global Smart Distribution Platform) Благодаря этому компании не требуются сотни сотрудников для того, чтобы быть эффективной и закрыть все потребности логистической платформы. |
Который сказал: «Давайте сделаем бизнес удобным в любой точке мира. Для любого человека».
Руководитель российского офиса логистической платформы Cainiao Алексей Ларионов поговорил с Shiptor об отличиях российской и китайской логистики, о предпочтениях пользователей и о том, как устроен крупнейший в мире ритейлер Alibaba.
Shiptor: Расскажите про Alibaba. Какое место в ней занимает компания Cainiao?
Алексей Ларионов: Alibaba Group представляет собой гигантскую группу из более чем 15 компаний, куда входят Tmall, Taobao, AliExpress, AliPay, Cainiao и другие. У Alibaba даже есть собственная кинокомпания — Alibaba Pictures. Что касается Cainiao, то она была образована внутри Alibaba как собственная логистическая служба. Такому гиганту было бы сложно развиваться без собственной логистики.
Shiptor: Как давно возникла компания Cainiao?
Алексей Ларионов: Cainiao появилась в 2013 году. С китайского название переводится как «Ранняя Пташка» или «Новичок». Название говорит само за себя: в настоящий момент Cainiao — один из самых быстрорастущих стартапов в Китае. Смешная одноглазая пташка — символ компании.
Cainiao — огромная логистическая платформа, которая работает с провайдерами логистических услуг. В российском офисе основные потребители услуг Cainiao — торговые платформы Tmall и AliExpress. В отличие от китайского AliExpress, который работает в большинстве своем на китайско-российский кросс-бордер, российский филиал Tmall ориентирован на domestic формат — доставку товара от поставщиков, находящихся в России. Формат предполагает, что товар закупается (или берется на фулфилмент) у местных поставщиков, размещается на местном складе и продается. В российском e-commerce по-другому продвигаться нельзя: россияне привыкли получать товары или на следующий день после заказа, или на второй день. Поэтому Alibaba учредилa филиал Cainiao в России, чтобы помогать российскому офису AliExpress поддерживать необходимый уровень логистики на территории.
Shiptor: А как устроены отношения AliExpress и Cainiao в Китае?
Алексей Ларионов: На китайском рынке есть селлеры, которые продают товары через различные виртуальные торговые платформы Alibaba Group, a Cainiao осуществляет физическую логистику. Предположим, вы захотели заказать какой-нибудь ходовой товар — например, зарядку для айфона. Такой товар скорее всего будет лежать на фулфилменте в Cainiao, на одном из региональных складов, которых в Китае очень много. Со склада он приедет к покупателю в этот же день, если тот успеет сделать заказ до 11 утра, либо на следующий день. При этом сам AliExpress (Tmall, Taobao, 1688) не закупает товар, не хранит его и не осуществляет логистику — этим занимается Cainiao. В другом формате селлер пользуется только последней милей Cainiao, подготавливая товар к отправке на собственном складе.
Shiptor: Как функционирует платформа Cainiao в России?
Алексей Ларионов: За счет того, что у нас нет собственной инфраструктуры в виде складов и автопарков, а есть только платформенное решение логистического агрегатора, мы считаемся больше IT- и big data-компанией. Мы пользуемся услугами многих логистических провайдеров. Всех их объединяет масштабная IT-инфраструктура, которая называется GSDP (Global Smart Distribution Platform)
Благодаря этому компании не требуются сотни сотрудников для того, чтобы быть эффективной и закрыть все потребности логистической платформы.
Shiptor: Понятно, что Cainiao в России еще на этапе развития. А чем в целом отличаются российский и китайский рынки логистики?
Алексей Ларионов: В первую очередь — инфраструктурно. В Китае логистика начинается фактически с «нано-логистики». Какой-нибудь парень на старом муле, который отвозит что-то из точки А в точку Б, становится равноправным поставщиком логистических услуг, если зарегистрируется на платформе Cainiao и будет предоставлять услуги в соответствии с требованиями компании.
Такие истории в Китае существуют параллельно с гигантскими логистическими компаниями, часть из которых — наши партнеры. Это огромные организации с десятками складов, площадями в сотни тысяч квадратных метров, грузовиками, кораблями и самолетами. Вся логистика в Китае от самых мелких до самых крупных компаний до сих пор существует в неконсолидированном виде. Конечно, это сильно отличается от того, что происходит в России.
Shiptor: В чем конкретно заключаются отличия от России?
Алексей Ларионов: В России есть огромное количество перевозчиков, которые трудятся на своей условной газели. Они кучкуются в рамках маленьких информационных платформ, где могут рекламировать и предлагать свои услуги. Есть специализированные транспортные платформы, которые закрывают спектр от малого транспорта до крупных фур, или тот же сайт YouDo или Авито, где можно заказать частников. Все они не объединены никакой крупной платформой, в рамках которой могут стать частью большой логистической экосистемы.
Поэтому первое отличие российского рынка в том, что здесь еще нет крупного агрегатора. Местный рынок сильно консолидируется наверху: там появляются крупные поставщики логистических услуг, которые объединяются, сливаются, укрупняются, а весь слой ниже, за которым стоит очень большой пласт ежедневной логистики товародвижения, остается в тени.
Второе большое отличие — в подходе китайцев к ручному труду на складах. Если вы зайдете на любой китайский склад, то заметите, что Китай давно ушел в автоматизацию, роботизацию и малую механизацию процессов. Вкладываться в роботизацию китайцы начали 5-7 лет назад, когда стоимость рабочей силы была в 2-3 раза ниже нынешнего уровня. Китайцы понимают, что в будущем стоимость человеческого труда будет только расти, а это критично сказывается на себестоимости логистических операций. К слову сказать, стоимость рабочей силы в Китае сейчас сравнялась с Россией, а вот себестоимость логистических операций там в 2-3 раза ниже российских.
В России все до сих пор держится на человеческом труде. На складах крупных ритейлеров трудится под тысячу человек, и это в каждую рабочую смену (в сутках таких смен две, а всего нужно держать четыре команды). Такая модель пока что успешно работает, но есть вопрос: как долго еще она продержится? В какой-то момент содержать столько работников станет невыгодно, и это может критически отразиться на себестоимости логистики.
Shiptor: А что насчет инфраструктуры? Россия и Китай в целом более-менее сопоставимы в размерах — это две огромные страны.
Алексей Ларионов: Если говорить о железнодорожном и авиасообщении, в Китае потрясающая инфраструктура. Это связано с государственной политикой развития транспорта и особым экономическим устройством регионов Китая: страна состоит из экономически независимых провинций. Чем-то это похоже на российские регионы и области, существующие вокруг городов-миллионников.
Почти в каждой китайской провинции есть несколько собственных аэропортов. А управа провинции может легко принять автономное решение, скажем, о субсидировании карго-рейсов из определенного аэропорта. Это нужно для того, чтобы вокруг него начала расти логистическая инфраструктура: склады, перевалочные и сортировочные пункты, пункты по обработке грузов. Таким образом Китай развивает отдельные провинции. И делает это очень успешно. В России такого не происходит.
Shiptor: А можете выделить плюсы и минусы китайского и российского рынков?
Алексей Ларионов: Глобально китайцы пока что переигрывают нас во всех отношениях. То, что сейчас происходит на мировом рынке логистики, можно назвать эрой Китая. Во многом это связано с особенностями менталитета: трудолюбием, чувством общности и единства перед внешними конкурентами.
Большой плюс работы в России с точки зрения логистического бизнеса — репутация. Этот бизнес сильно завязан на репутации, и на любой неверный шаг компании-провайдера последует моментальная реакция компании-заказчика. Это может серьезно сказаться на репутации, поэтому помогает держать марку качества.
В Китае почти отсутствует репутационная составляющая. Среди больших международных компаний — да, она есть. Но компании средней руки и мелкие компании слишком сильно заточены на получение прибыли: если можно заработать здесь и сейчас, они заработают. То, что будет дальше, их не особо интересует, даже если это идет вразрез с интересами партнеров. В случае конфликтов и разногласий им на замену быстро придут другие. В России же все будут до последнего цепляться за партнерство с крупной компанией-заказчиком или агрегаторами услуг.
Shiptor: Какие нововведения вы собираетесь внедрять в России? И с какими логистическими трендами это может быть связано?
Алексей Ларионов: В российском Cainiao мы уже сейчас выходим на огромный спектр компаний, которые могли бы стать провайдерами услуг в нашей экосистеме. Мы не концентрируемся на каких-то отдельных партнерах, потому что готовы работать со множеством провайдеров логистических услуг. И предлагать это как услугу рынку, то есть селлерам, которые будут продавать товары на платформах AliExpress или Tmall.
В перспективе это не только российские продавцы, но и иностранные селлеры. Спустя какое-то время они смогут прийти к нам и сказать: ребята, мы продаем спелые манго из Зимбабве, как вы можете помочь нам с доставкой до клиента в России? Кстати, еще Джек Ма говорил, что свежие продукты должны быть доступны по всему миру.
Аналогично с вопросом торговли из России в Китай. Это может быть и платформа AliExpress, и какой-то другой компонент системы Alibaba. Я считаю, что модель платформы-агрегатора, которая объединяет сразу сотни логистических провайдеров, в России приживется так же хорошо, как и в Китае. Хочется верить, что в течение ближайших нескольких лет мы убедим весь бизнес — от малого до крупного, — работать с нами.
/
/
Логистическая компания Cainiao
Компания Cainiao является лидером логистики в Китае, которая осуществляет доставку из интернет магазинов по всем Китаю. По статистике доставок, эта компания доставляет практически 70% всех посылок в Китае. Причем Cainiao это один из самых успешных проектов Alibaba Group.
Относительно недавно логистическая фирма начала делать доставки за пределы Китая, в другие страны, а также доставляет посылки из https://ru.aliexpress.com/ в Россию.
Общая информация о Cainiao
- Средний срок доставки: 30 — 60 дней
- Надежность: средняя
- Плюсы: Дешевая стоимость доставки
- Минусы: Медленная скорость доставки
- Официальный сайт: http://global.cainiao.com
Как идут посылки Cainiao?
Если покупатель выбирает на Алиэкспресс метод доставки Aliexpress Standard Shipping, то посылка отправляется компанией Cainiao. Первым делом вашу посылку заберет курьер компании Yanween и доставит посылку до офиса Cainiao. После оформления и если нужно упаковки ваша посылка отправится в страну назначения.
Трек номер Cainiao не отслеживается.
Так как Cainiao работает в связке с Yanween то получается в момент прихода курьера к продавцу, присваивается новый трек номер, который продавец отдает вам (покупателю). Следующий шаг, это Yanween доставляет вашу посылку в офис компании Cainiao которая в свою очередь присваивает новый номер отслеживание (трек номер). В итоге получается что вы можете отследить только передвижение посылки по Китаю.
Похожие посты
Логистическая компания Cainiao- один из успешных проектов Alibaba Group. На данный момент в Китае Cainiao является лидером по доставке заказов из интернет-магазинов. По статистике данной компание доставляется более 70% отправлений внутри страны. Долгое время Cainiao занималась в основном отправлениями по Китаю, но в последнее время стала выходить на рынок доставки товаров по всему миру. В том числе, доставляя посылки с Алиэкспресс в Россию.
Общая информация о Cainiao.
Средний срок доставки: 30-60 дней
Надежность: средняя
Плюсы: Дешевая отправка товаров
Минусы: Медленная скорость доставки, трек не отслеживается по территории России.
Типы трек номеров: LPхххххххххххххх (трек номер компании Yanween), RU******RR (отслеживается до таможни Екатеринбурга)
Официальный сайт: http://global.cainiao.com
Как идут посылки Cainiao?
Продавцы отправляют товар компанией Cainiao при выборе покупателем доставки Aliexpress Standard Shipping. Сначала вашу посылку заберет курьер логистической компании Yanween, которой отправление пойдет до офиса Cainiao. Далее посылка пройдет оформление и отправится в страну назначения. То есть сейчас работает связка «Yanween—>Cainiao«.
Трек номер Cainiao не отслеживается.
Так как посылка идет до Cainiao курьерской компанией Yanween, то продавец вам высылает номер накладной данной компании. Он же является номером для отслеживания посылки и выглядить следующим образом: LPхххххххххххххх (вместо х- набор цифр). Отслеживать посылку вы можете на официальном сайте Cainiao: http://global.cainiao.com
После того, как посылка будет доставлена в компанию Cainiao, она пройдет оформление и ей будет присвоен новый трек номер (который уже никто не будет знать) и дальше отправится в страну назначения. То есть посылка будет отслеживаться по территории Китая. По стране получателя она пойдет без трека и отследить ее нельзя.
Что делать в данной ситуации читайте в статье: Не читается трек номер на АлиЭкспресс? Вам повезло!
Есть вопрос? Напишите его в комментариях или обратитесь в чат службы поддержки покупателей.
Перейти на AliExpress.com
Найди ответ прямо сейчас
Если вы не нашли в статье ответа на ваш вопрос,
то воспользуйтесь поиском по статьям про Али Экспресс.
Теперь такие посылки направляются самолетами напрямую в Москву, Екатеринбург или Новосибирск, еще помогут склады компании в России.
Самый дешевый способ доставить посылку из Китая в Россию – через службу Cainiao – теперь будет более быстрым. Теперь действует новая система логистики, которая позволяет более точно направлять товары в российские города.
Новую систему реализуют совместно «Почта России» и логистический оператор Cainiao, который принадлежит Alibaba Group (материнская компания для AliExpress).
Суть нововведений – теперь посылки, по которым выбран способ доставки Cainiao, будут отправляться самолетами напрямую в один из 3 городов России – Москву, Екатеринбург и Новосибирск, в зависимости от города назначения посылки. На эти города приходится 70% всех посылок из Китая, а Россия – самый крупный рынок для китайской торговой площадки.
Чтобы максимально сократить сроки доставки, самолеты в каждый из этих трех городов будут отправляться каждый день, а в дни распродажи 11 ноября (День холостяка в Китае) – по 2 раза в день.
Это уже не первая попытка сократить срок доставки товаров из Китая в Россию. Ранее в России открылись склады компании AliExpress, на которых хранятся самые востребованные товары. Но в данном случае нужно учитывать, что AliExpress – это не магазин, а торговая площадка, на которой представлено множество продавцов. Не факт, что заказанный товар окажется на складе в России – возможно, у магазина просто не будет соответствующего соглашения с AliExpress.
Другой способ заказать товар с быстрой доставкой – сделать это в специальном разделе Tmall – это проект компании, благодаря которому товары продаются внутри России с курьерской доставкой. Сроки доставки – от 2 дней, а на все товары распространяется российская гарантия.
Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км? В Китае нет ПВЗ, – что их заменяет? Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР.
Объем китайского рынка электронной торговли в 2020 году достиг $2,3 трлн, это первое место в мире. По прогнозу eMarketer, в 2021 году объем e-commerce в Поднебесной вырастет почти до $2,8 трлн. Для примера, в США рынок онлайн-торговли оценивается в $710 млрд. В России этот рынок по итогам 2020 года достиг 2,7 трлн руб. или $36,8 млрд.
Масштабы растут, а вслед за ними и качество логистики. Например, Alibaba, которому принадлежит 70% рынка e-commerce в Китае, еще 2 года назад сделал доставку на следующий день стандартом, сократив сроки до 24 часов.
Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км? Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной – Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР.
Черта 1. Региональная специализация
В Китае очень развита региональная специализация. Например, в Фошане производят мебель, Ханчжоу – аналог Силиконовой долины, производство автопрома организовано в Гуанчжоу и Шанхае. Есть модель, по которой при доставке отправлений для e-commerce в фуры загружают не только текущие заказы покупателей, но и популярные товары. Это категории, которые по статистике чаще всего заказывают в том или ином городе. Определить, какой товар наиболее востребован, помогает аналитика компании.
Грузы привозят на склады консолидации, которые расположены в каждом регионе. И когда клиент заказывает товар, его отгружают с ближайшей площадки, которая, например, находится в радиусе 20–40 км.
Черта 2. Спецдороги для фур
В Китае большинство дорог между городами платные для проезда легковых и грузовых авто. Добраться в любой населенный пункт по бесплатной дороге сегодня практически невозможно.
Но при этом строятся и отдельные платные трассы только для грузовиков. На этих дорогах повышенная разрешенная скорость, меньше светофоров, практически отсутствуют пешеходные переходы и так далее. Это еще один фактор, который влияет на ускорение доставки.
Черта 3. Высокая оборачиваемость складов
Следующая особенность китайской логистики – высокая скорость обработки посылок. Грузы принимаются, комплектуются, упаковываются и готовятся к отгрузке, а потом сразу доставляются. Безусловно, как и во всем мире, на фулфилмент-складах есть хранение, но за счет высокого спроса оборачиваемость выше, поэтому и скорость складской обработки выше.
Также в Китае распространена доставка drop-in-ship, то есть технология, исключающая склад как промежуточную точку логистики. В этом случае заказ отправляется клиенту не со склада консолидации или распределительного центра маркетплейса, а напрямую от поставщика или производителя.
Drop-in-ship применяется, если и заказчик, и поставщик находятся в одном городе или в ближайших населенных пунктах.
Черта 4. Мини-склады заменили ПВЗ
В Китае вообще нет пунктов выдачи заказов. Вместо них в городах создана сеть мини-складов консолидации в шаговой доступности от торговых центров, офисных зданий, жилых комплексов.
Получить свой заказ на таком складе нельзя. Вместо покупателя это сделает курьер. Оборачиваемость мини-складов также высока: ночью машина с заказами разгружается, а уже рано утром курьеры доставляют посылки по адресам.
Каждый курьер повторяет эту операцию несколько раз в день, и к вечеру склад пустеет. Он готов к приему следующей партии.
Черта 5. Курьерская доставка на скорости
Один курьер в крупных мегаполисах Китая может доставлять по 300-400 посылок в день. Конечно, такое возможно только в городах с высокой плотностью населения, где на 1 кв. км территории приходится порядка 10 тыс. жителей. Как происходит курьерская доставка?
Курьеры успевают доставить такое большое количество посылок благодаря тому, что не вручают их получателям лично в руки. В жилых комплексах с закрытой территорией курьеру даже не нужно заходить в дом. Он просто оставляет все посылки у ворот, а жильцы забирают свой заказ в удобное время. Например, за раз курьер может оставить 50-100 небольших посылок для разных жильцов за одну поездку.
Если в жилой дом есть свободный доступ, курьер оставляет посылку у двери в квартиру. Волноваться, что кто-то заберет чужое, не приходится – в Китае это не принято. Разве что по ошибке, но в этом случае быстро вернут с извинениями, ведь кража там наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет.
Еще один пример – доставка почты. Курьер может доставить за один раз 500–600 писем и документов. Это связано с тем, что, документооборот между китайскими налоговиками и компаниями довольно интенсивный. К примеру, счета-фактуры в Китае печатаются на особом принтере, который через специальную систему связан с Государственной налоговой администрацией. Затем счет-фактура отправляется в бумажном виде в налоговую инспекцию, которая в ответ также направляет необходимые документы.
В день даже небольшая компания может отправить и получить несколько десятков конвертов. А в крупных корпорациях создаются целые подразделения, в задачу которых входит эффективная организация документооборота с Государственной налоговой администрацией.
Так называемая доставка посылок «к двери» быстрее для клиента и эффективнее для логистической компании. Курьер работает в течение дня, не подстраиваясь под временной интервал, без контактов и созвонов. И это позволяет существенно ускорить доставку.
Читайте также: Логистика «без швов»: чего хочет клиент в e-commerce?
Черта 6. Доставка через постаматы
Еще один популярный канал доставки в Китае – постаматы. Например, в сети Hive Box их более 260 тыс. Еще более 100 тыс. постаматов открыто у Cainiao. Есть и другие игроки рынка. Для сравнения: в России, по данным справочника 2ГИС, сейчас работает порядка 18 тыс. постаматов.
Также в Китае тестируется такой формат как постаматы на колесах. Например, шведская компания Wheelys в Шанхае запустила круглосуточный мобильный беспилотный супермаркет Moby. Проще говоря, это небольшой передвижной торговый павильон, который работает на солнечных батареях. Покупатели самостоятельно выбирают и оплачивают товар, а когда запас товаров уменьшается, Moby возвращается на склад для их пополнения.
Откуда ноги растут у «последней мили»
По прогнозу eMarketer, в 2021 году на e-commerce будет приходиться 52,1% всех розничных продаж в Китае. В 2020 году доля электронной торговли составила 44,8%.
Для сравнения: в США этот показатель в текущем году составит всего 15%, а средний показатель среди стран Западной Европы – 12,8%. В России, по данным Росстата, в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли.
Растущему рынку необходима эффективная логистика – только Cainiao доставляет 60 млрд посылок в год. А в 2022 году объем рынка e-commerce в Китае может превысить $3 трлн. При таких объемах издержки носили бы критичный характер. Поэтому эффективность – необходимость для e-commerce и логистики Китая.
Алексей Музеев,
директор филиала ПЭК в Китае.
Для New Retail
Cainiao — крупная китайская логистическая компания, которая занимается доставкой товаров с торговой площадки AliExpress по миру, в том числе, в Россию. Компания обладает несколькими подразделениями. Наглядным примером служит Cainiao Super Economy.
Как можно догадаться по названию, это подразделение занимается международными перевозками самых недорогих товаров со стоимостью не выше 2 долларов США. При этом вес содержимого посылки не может превышать 2 кг. Как правило, услуги доставки почти всегда бесплатны для покупателей. Это становится дополнительным фактором для выбора упомянутого способа доставки.
На площадке AliExpress выбор службы доставки осуществляется на странице товара.
Существует несколько дополнительных ограничений касательно доставки. Транспортная компания наложила запрет на несколько категорий товаров:
- Электронные устройства. К ним относятся аккумуляторные батареи, квадрокоптеры, смартфоны, умные часы и так далее.
- Косметические средства, обладающие кремовой текстурой. Сюда можно причислить помаду, румяна, тушь.
Сроки доставки товаров варьируются в пределах 35-45 дней. По причине небольшой стоимости товаров логистической компании приходится накапливать большое количество грузов, чтобы их перевозка смогла финансово окупиться. Именно поэтому возможны небольшие задержки. Срок доставки иногда увеличивается до 55 дней.
Рассматриваемый способ доставки позволяет отслеживать перемещение посылок только по территории Китая. После пересечения государственной границы трек номер становится недействительным. Поэтому о поступлении посылки в местное почтовое отделение будет объявлено по телефону. Если товар обладает небольшими габаритами, почтальон положит его в почтовый ящик адресата.
Сами треки транспортной компании Cainiao обладают следующим форматом:
- UA-HK.
- UB-HK.
Первый символ — U — означает слово Unregistered. То есть, незарегистрированный.
Для отслеживания посылок рекомендуется пользоваться личным кабинетом на торговой площадке или на сайте global.cainiao.com.
Отзывы пользователей
Поскольку трек номер не отслеживается по территории России, большинство покупателей делятся отрицательными отзывами. Они подчеркивают слишком продолжительную доставку и потерю товаров. Иногда посылки задерживаются на несколько месяцев, поэтому приходится открывать спор с продавцом.
В любом случае, рекомендуется выбирать альтернативные способы доставки, поскольку они отличаются повышенной надежностью.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )