Значение реквизита не соответствует бюджетному платежу втб для оплаты

Правила заполнения реквизита N распоряжений

Уважаемые клиенты, обратите внимание!

Просим вас провести работы по проверке настроек своего программного обеспечения на предмет возможности указания в распоряжениях о переводе денежных средств значения реквизита «N» до 6 символов (в соответствии с Информационным письмом Банка России от 23.05.2016 № ИН-010-45/36 «О реквизите «N» распоряжений»)

Приложением 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение Банка России № 383-П) предусмотрено указание в реквизите «N» распоряжений цифрового значения, отличного от нуля, при этом согласно приложению 11 к Положению Банка России № 383-П максимальное количество символов в реквизите «N» распоряжений в электронном виде составляет 6 символов.

По информации, полученной Банком России из Федеральной таможенной службы, имеются случаи поступления в Федеральную таможенную службу сведений об исполненных распоряжениях, содержащих в реквизите «N» значения, сокращенные до 3 и менее символов, которое связано, в том числе, с некорректными настройками программного обеспечения клиентов кредитных организаций.

В свою очередь Банком в своих программных комплексах (в том числе в системе Банк–Клиент) данная норма реализована (размерность реквизита «Номер расчетного документа» составляет от 1 до 6 знаков).

Правила заполнения реквизитов бюджетного платежа

Распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ, оформленные с нарушениями требований к заполнению бюджетных реквизитов, могут быть возвращены Банком без исполнения. Такой порядок обусловлен новыми требованиями регулятора к форматно-логическому контролю заполнения бюджетных реквизитов.

Распоряжения в бюджетную систему РФ, передаваемые в АО КИБ«ЕВРОАЛЬЯНС», необходимо оформлять с учетом рекомендаций по заполнению бюджетных реквизитов, указанных в данном Информационном письме.

Данные рекомендации составлены на основе Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2016), далее – Приказ № 107н. Вопросы по заполнению бюджетных реквизитов, не раскрытые в данном Информационном письме, полностью освещены в Приказе № 107н.

К платежам в бюджетную систему РФ относятся платежи, в которых в реквизите 17 «Номер счета получателя средств» указана одна из балансовых позиций:

  • № 40101;
  • № 40302;
  • № 40501 с отличительным признаком «2» в четырнадцатом разряде;
  • № 40601 с отличительными признаками «1», «3» в четырнадцатом разряде;
  • № 40701 с отличительными признаками «1», «3» в четырнадцатом разряде;
  • № 40503 с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде;
  • № 40603 с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде;
  • № 40703 с отличительным признаком «4» в четырнадцатом разряде.

Если платеж соответствует условиям бюджетного платежа, то реквизиты 22, 60, 61, 101-109 обязательны к заполнению согласно требованиям Приказа от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В частности:

  • в реквизите 22 «Код» указывается уникальный идентификатор начисления (УИН), присвоенный администратором доходов бюджетов. Данный реквизит состоит из 20 или 25 знаков, при этом все знакиУИН одновременно не могут принимать значение ноль («0»). ВАЖНО!!! Если в платеже на оплату штрафа не будет указан УИН, либо будет указан ноль «0», либо произведена оплата нескольких штрафов одним платежом, платеж будет невозможно идентифицировать в ГИС ГМП, и в этом случае штраф считается неоплаченным, что может привести к возбуждению в отношении плательщика административного дела об уклонении от исполнения административного наказания.
  • в реквизите 60 «ИНН плательщика» указывается ИНН (при наличии) или КИО (при наличии) плательщика. Значение реквизита «ИНН плательщика» состоит из 10 или 12 знаков (цифр), при этом первый и второй знаки (цифры) «ИНН плательщика» не могут одновременно принимать значение ноль («0») / значение КИО состоит из 5 знаков (цифр), при этом все знаки (цифры) КИО одновременно не могут принимать значение ноль («0»);
  • в реквизите 61 «ИНН получателя» обязательно указывается значение ИНН налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Значение реквизита «ИНН получателя» состоит из 10 знаков (цифр), при этом первый и второй знаки (цифры) «ИНН получателя» не могут одновременно принимать значение ноль («0»);
  • реквизит 101 «Статус плательщика» заполняется показателем одного из статусов от «01» до «26» в соответствии с Приложением № 5 к Приказу № 107н (смотрите во вложении к письму). Значение «0»/ «00» недопустимо;
  • в реквизите 102 «КПП плательщика» указывается КПП плательщика. Значение реквизита «КПП плательщика» состоят из 1 знака, принимающего значение ноль («0»), либо 9 знаков (цифр), при этом первый и второй знаки (цифры) «КПП получателя» средств не могут одновременно принимать значение ноль («0»);
  • в реквизите 103 «КПП получателя» обязательно указывается значение КПП администратора доходов бюджета, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством РФ. Значение реквизита «КПП получателя» состоят из 9 знаков (цифр), при этом первый и второй знаки (цифры) «КПП получателя» средств не могут одновременно принимать значение ноль («0»);
  • в реквизите 104 «Код бюджетной классификации» указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом все знаки КБК одновременно не могут принимать значение ноль («0»);
  • в реквизите 105 «Код ОКТМО» указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО) и состоящего из 8 или 11 знаков (цифр), при этом все знаки (цифры) кода ОКТМО одновременно не могут принимать значение ноль («0»);
  • в реквизите 106 «Основание налогового платежа» указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака ;
  • в реквизите 107 указывается значение показателя налогового периода либо код таможенного органа:

1. значение показателя налогового периода имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»):
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: 
— «МС» — месячные платежи;
— «КВ» — квартальные платежи;
— «ПЛ» — полугодовые платежи;
— «ГД» — годовые платежи.
В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей — номер квартала, для полугодовых — номер полугодия. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала — от 01 до 04, номер полугодия — 01 или 02.
В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»). 
В 7 — 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. 
При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями («0»). 
Примеры заполнения показателя налогового периода: МС.02.2013; КВ.01.2013; ПЛ.02.2013; ГД.00.2013; 04.09.2013;

2. код таможенного органа, присвоенный правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, который идентифицирует таможенный орган, осуществляющий администрирование платежа, состоящий из 8 знаков;

  • в реквизите 108 «Номер налогового документа» указывается номер документа, который является основанием платежа. При указании номера соответствующего документа знак «№» не проставляется;
  • реквизит 109 «Дата налогового документа» заполняется в строго определенном формате из 10 знаков: первые два знака обозначают календарный день (могут принимать значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки — месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й обозначают год, в 3-м и 6-м знаках в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»). Пример корректного указания даты: 18.06.2015.

ВАЖНО!!! Указание значения «0» в бюджетных реквизитах 22, 60, 61, 101-109 вместо конкретного значения либо некорректное заполнение реквизитов 22, 60, 61, 101-109 в платеже ведет к проблемам с идентификацией платежа в ГИС ГМП и системах администраторов доходов бюджета, и в этом случае платеж не считается оплаченным.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.

По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:

  • допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;

  • с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.

Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).

Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;

– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».

Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.

То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.

Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.

С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок взаимодействия с налоговым органом

Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.

Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.

Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Способов подать заявление три:

  • представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;

  • представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;

  • разместить через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.

Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).

На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.

Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.

Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.

Пример

Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.

Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.

Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно. 

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@). 

Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.

Когда уточнение платежа невозможно?

В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».

Как же все это увязать?

Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.

Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).

В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.

Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.

В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.

Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Содержание страницы

  1. Основная информация
  2. Последствия допущенных ошибок
  3. Вероятные ошибки при платежах в адрес контрагента
  4. Особенности оформления заявления на уточнение налогового платежа
  5. Ошибки при направлении платежей в бюджет

Платежное поручение может оформляться или по налогам/бюджетным сборам, или по платежам в адрес контрагентов. Этот документ обязательно должен быть составлен правильно. Если будут допущены ошибки, существует риск того, что предполагаемый получатель не получит средств.

Основная информация

Рассмотрим базовые ошибки, которые допускаются при платежах:

  • Переплаты. В этом случае оформляется возврат части средств.
  • Недоплаты. В этом случае или вносится доплата, или производится зачет переплаты.

Если платеж пока обрабатывается банковским учреждением, плательщик может направить в операционный отдел уточняющий документ.

Последствия допущенных ошибок

Платежные поручения нужно составлять внимательно. Даже если ошибка не приведет к утрате средств, на исправление ее все равно придется тратить много времени. Рассмотрим последствия ошибки:

  • Не вовремя уплаченные налоги. Последствия: начисление пени, штрафов, риск повторной уплаты полной суммы налога.
  • Налог считается невыплаченным. Последствия: пени, штрафы.
  • Платеж поступил в другой фонд. Зачет сумм между разными фондами не осуществляется. Потому придется выплачивать налог в полной сумме вновь.

Ошибку придется исправлять. А это влечет за собой отрыв от деятельности работников, необходимость в составлении дополнительных документов, судебные разбирательства.

Вероятные ошибки при платежах в адрес контрагента

Значение перечня наиболее распространенных ошибок облегчает проверку и выявление недочетов в конкретных платежных поручениях. Очень часто допускаются эти ошибки:

  • Неверно указанный ИНН. Если во всем остальном поручение оформлено правильно, то контролирующие органы не имеют права требовать уточнения реквизитов.
  • Неверно указано основание платежа. Это также несущественная ошибка. Средства придут получателю. В этом случае имеет смысл связаться с получателем. Его ответ с уточнением основания платежа прилагается к поручению. Сделать это нужно обязательно, так как в обратном случае возможна путаница. Она может привести к затруднениям в работе бухгалтеров и представителей налоговой.
  • Выделение НДС, если поручение касается контрагентов, находящихся на специальном налоговом режиме. К примеру, контрагент может использовать УСН. В этом случае ему не нужно уплачивать НДС. Соответственно, в платежном поручении не нужно выделять НДС. Если это все-таки сделано, нужно отправить уточняющее письмо в адрес своего банка. Последний направляет уведомление банку, обслуживающему контрагента. Исправить ошибку обязательно нужно. В обратном случае контрагенту придется уплачивать налог по увеличенной ставке.
  • Неправильное обозначение целей платежа. К примеру, средства фактически были переведены в качестве аванса за услугу. Однако в поручении в качестве цели прописан заем. В этом случае также нужно уведомить об ошибке банк. Если этого не сделать, то компания не получит вычет по авансу.
  • Неверные сведения о контрагенте. Реквизиты контрагента могут быть изменены. Однако не всегда фирма рассылает уведомления об этом. То есть платеж отправляется по старым реквизитам. В этом случае перечисленные средства будут находиться в банковском учреждении до уточнения информации. На шестой день средства возвращаются их отправителю. У компании при совершении такой ошибки есть два направления действий: подача уточненной информации в банк или получение средств обратно на шестой день с последующим переоформлением поручения.

Даже если ошибка кажется несущественной, все равно ее в большинстве случаев нужно исправлять.

Ошибки, которые можно исправить

Рассмотрим исправимые ошибки и порядок их ликвидации:

  • Неправильно указано назначение средств. Нужно выполнить сверку с ИФНС по налогу, а затем заполнить акт сверки. Он подписывается бухгалтером, а также представителем ИФНС.
  • Завышенный размер платежа. Можно действовать несколькими путями. Первый: направление средств повторно. Переплаченные деньги пойдут на оплату следующих платежей. Второй: оформление возврата платежа на расчетный счет компании.

Перечисленные ошибки считаются несущественными. Их относительно легко исправить.

Ошибки, которые нельзя исправить

Рассмотрим существенные ошибки, которые не подлежат исправлению:

  • Указание неправильного КБК. К примеру, неверно указаны цифры кода или же взят старый КБК. В этом случае платеж признается неклассифицированным. Налог будет считаться невыплаченным. То есть плательщику придется уплачивать пени и штрафы за просрочку. Для исправления ситуации нужно направить заявление в ИФНС. В нем указывается просьба о зачете переведенных средств. К заявлению прилагаются копия неправильного поручения и выписка из банка.
  • Занижение платежа. Налог также не считается уплаченным. Для исправления положения нужно внести в бюджет недостающую сумму.
  • Указание КБК, который относится к другому налогу. В этом случае можно действовать несколькими путями. Это, во-первых, возврат средств на расчетный счет плательщика. Во-вторых, это повторная уплата платежа. Что будет со старым платежом? Он зачисляется по другому налогу, к которому относится КБК. По этому налогу образуется переплата, которая зачтется при следующем платеже.
  • Неправильный счет получателя. Это самая сложная ошибка. Деньги придется отправлять повторно. За просрочку платежей начисляется пеня.
  • Неправильное название банковского учреждения. Также является необратимой ошибкой.
  • Указание несуществующего КБК. Оформляется возврат средств. Платеж направляется повторно.

Между существенной и несущественной ошибками есть большая разница. При исправимых ошибках плательщику достаточно отправить уточнение. В этом случае платеж будет считаться уплаченным. Ошибки, не подлежащие исправлению, предполагают, что налоги или платежи контрагентам не считаются выплаченными. То есть на плательщика будут накладываться штрафы, пени.

Особенности оформления заявления на уточнение налогового платежа

Если бухгалтером была допущена несущественная ошибка, реквизиты требуется уточнить. Для этого составляется заявление, содержащее информацию:

  • ФИО руководителя ИФНС.
  • Реквизиты компании: наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес.
  • Дата.
  • Наименование заявления.
  • Просьба об уточнении платежа со ссылкой на нормативные акты (пункты 7-8 статьи 45 НК РФ).
  • Информация о платеже (размер, конкретизация совершенной ошибки, исправленный вариант).
  • Перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! К заявлению имеет смысл приложить копию поручения, а также копию банковской выписки.

Ошибки при направлении платежей в бюджет

Платежное поручение на платежи в бюджет отличается множеством полей, что располагает к допущению ошибок. Однако среди этих полей есть те, на которые контролирующие структуры обращают мало внимания. В частности, это следующие строки:

  • Налоговый период.
  • Статус плательщика налогов.
  • Номер и дата поручения.
  • Основание платежа и его тип.

Если ошибки будут допущены в этих строках, исправлять их не обязательно. Также несущественной является строка «очередность платежа». Исключение – поручение отправляют компании, деятельность которых сопряжена с финансовыми сложностями: ограничения по расходным операциям, недостаток средств на банковском счете. Если присутствуют эти обстоятельства, то строка «очередность» проверяется в первую очередь.

Как заполнить платежные поручения в 2023 году

Содержание 

  • Как зачислить деньги на единый налоговый счёт
  • Как заполнить платёжное поручение для ЕНП
  • Как заполнить платёжное поручение для ЕНП без подачи уведомлений
  • Как заполнить платёжное поручение для платежей вне ЕНП
  • Как заполнить платёжное поручение по взносам на травматизм
  • Выводы

В 2023 году большинство расчётов бизнеса с бюджетом надо проводить через единый налоговый платёж. Обратите внимание, что ЕНП распространяется не на все виды налогов и сборов. Часть из них перечисляют по-прежнему отдельными платёжками, а есть и такие, которые можно платить по выбору: в рамках ЕНП или без него.

Так, в единый налоговый платёж входят: НДС, НДФЛ, УСН, ЕСХН, акцизы, налоги на прибыль, землю, воду, транспорт, имущество, страховые взносы, кроме взносов на травматизм, и др. Вне ЕНП перечисляют НДФЛ с работников-иностранцев, работающих на основании патента, взносы на травматизм и профзаболевания, госпошлину, по которой не выдан исполнительный документ. А вот налог для самозанятых (НПД), а также сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов можно оплатить любым способом.

Важно: ФНС подготовила таблицу с новыми КБК на 2023 год для разных видов платежей. Коды указывают не только в платёжных документах, но и в уведомлениях об исчисленных суммах.

Как зачислить деньги на единый налоговый счёт

На каждого налогоплательщика в 2023 году открыт единый налоговый счёт. Юридические лица могут пополнить свой ЕНС с расчётного счёта, а у ИП есть дополнительные возможности: через банк, почту, МФЦ и др.

Важно: c 2023 года получателем денежных средств с единого налогового счёта является УФК по Тульской области, независимо от места нахождения организации или регистрации ИП. Об этом ФНС сообщила на своей странице.

Сообщение на сайте ФНС

Все платёжные поручения оформляются в соответствии с приказом Минфина № 107н от 12 ноября 2013 года. В данный момент в приказ вносятся изменения, ознакомиться с которыми можно на портале правовых актов. При этом ФНС, не дожидаясь принятия изменений, уже подготовила свои образцы, которые мы рассмотрим ниже.

Как заполнить платёжное поручение для ЕНП

Если налоги, сборы или взносы, которые надо перечислить в бюджет, оформляются одной платёжкой, то применяется специальный КБК: 18201061201010000510. В назначении документа указывают «Единый налоговый платёж».

Вот как выглядит образец платёжного поручения в 2023 для перечисления ЕНП (подготовлен ФНС).

Образец платёжного поручения 2023 для перечисления ЕНП от ФНС

Обратите внимание на особенности заполнения этой платёжки:

  • в поле «Статус» указывают значение «1»;
  • в полях «ОКТМО», «Основание платежа», «Налоговый период», «№ документа», «Дата документа» проставляют «0».

По сути, в этот образец от ФНС надо добавить только ИНН/КПП и наименование налогоплательщика, а также указать сумму для перечисления.

Как ИФНС узнает, для каких налогов, сборов, взносов перечислены деньги? Из деклараций, отчётов, уведомлений, которые надо заранее подавать. В рамках ЕНП действует правило: документ с исчисленной суммой направляется не позже 25-го числа месяца, а оплата по нему производится не позже 28-го числа этого месяца.

Соответственно, к тому времени, когда деньги поступят в бюджет, ИФНС уже будет знать, в счёт каких обязательств налогоплательщика они перечислены. Например, указанная в образце сумма в 100 000 рублей может означать, что компания оплатила взносы за работников в размере 68 500 рублей и удержала НДФЛ с выплат в размере 31 500 рублей. Эти суммы организация указала в поданном уведомлении.

Как заполнить платёжное поручение для ЕНП без подачи уведомлений

Итак, мы рассмотрели первый способ – платёжное поручение с единым КБК 18201061201010000510. Документ можно подготовить один раз, а дальше использовать, как шаблон для всех следующих перечислений, меняя только сумму. Напомним, что для этого варианта расчётов с бюджетом надо заранее подавать уведомления, чтобы ИФНС могла распределить полученные средства по обязательствам налогоплательщика.

Но в 2023 году продолжает действовать и привычный способ расчётов: платёжное поручение, где указывают КБК не единого налогового платежа, а конкретного налога, сбора или взноса. Такое поручение заменяет собой уведомление об исчисленных суммах. Эта возможность предусмотрена пунктом 12 статьи 4 закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ.

Образец платёжного поручения вместо уведомления

Чем эта платёжка отличается от первой, которая оформляется только для ЕНП? Во-первых, в поле «Статус» проставлено другое значение, то есть «2». Во-вторых, указывают КБК конкретного налога, взноса, сбора, а не ЕНП. В-третьих, в этом случае надо заполнять поля ОКТМО (по месту нахождения организации или месту жительства ИП, обособленного подразделения, имущества, транспорта), а также код налогового периода.

Что касается поля «Назначение платежа», то раньше в образце ФНС указывали «Уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Но в более позднем образце это поле оставлено пустым.

По словам некоторых сотрудников ФНС поле «24», то есть «Назначение платежа» можно вообще не заполнять, если оплату производит сам налогоплательщик, а не третье лицо. Но тогда есть риск, что платёжку не пропустит банк, поэтому рекомендуем это поле всё-таки заполнять, до получения официальных разъяснений.

Как заполнить платёжное поручение для платежей вне ЕНП

Для перечислений, на которые не распространяется единый налоговый платёж, ФНС подготовила отдельный образец. Речь идёт только о платежах, которые администрирует налоговая служба, в частности, НДФЛ с работников-иностранцев, работающих на основании патента.

Образец платёжного поручения 2023 для перечисления вне ЕНП

Как заполнить платёжное поручение по взносам на травматизм

Ещё один вид платежей, который перечисляют работодатели, это страховые взносы на травматизм и от профзаболеваний. Они не входят в ЕНП и не администрируются Федеральной налоговой службой, поэтому рассмотренные выше образцы здесь не подходят.

Платёжки по взносам на травматизм заполняются, как и раньше, но по новым реквизитам, что связано с объединением ПФР и ФСС. Чтобы узнать эти реквизиты, зайдите на сайт Социального Фонда России, выберите в правом углу свой регион и откройте информацию по страхователям.

Образец платёжного поручения 2023 по взносам на травматизм

КБК по взносам на травматизм в 2023 году новые, утверждены приказом Минфина от 17.05.2022 № 75н (в редакции приказа от 22.11.2022 № 177н):

  • взносы на травматизм – 79710212000061000160;
  • пени по взносам на травматизм – 79710212000062100160;
  • штрафы по взносам на травматизм – 79710212000063000160.

Выводы

  1. В 2023 году большинство платежей бизнеса в бюджет должны осуществляться в рамках ЕНП.
  2. При заполнении уведомлений, платёжек, отчётов проверяйте КБК на 2023 год, некоторые из них изменились.
  3. Денежные средства, входящие в состав единого налогового платежа, можно перечислить двумя способами: одной платёжкой на общую сумму или отдельными платёжными поручениями по каждому налогу, сбору, взносу.
  4. Если деньги перечисляются общей суммой на разные налоги (например, НДФЛ и взносы за работников), то ИФНС сможет их распределить только на основании предварительно поданного уведомления или отчётности.
  5. Если платёжное поручение оформляется на конкретный налог или взнос, с указанием соответствующего КБК, уведомление подавать не требуется.
  6. Денежные средства, перечисляемые для оплаты платежей, которые администрирует ФНС, зачисляются на реквизиты УФК по Тульской области (независимо от места регистрации ООО или ИП).
  7. При оплате страховых взносов на травматизм, которые администрирует Социальный Фонд России, не забудьте поменять реквизиты с ФСС на СФР, их значения можно найти на региональных сайтах нового Социального Фонда.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Если у вас остались вопросы по регистрации ООО или ИП, оставьте заявку на бесплатную консультацию по регистрации бизнеса. В рабочее время вам перезвонят специалисты из вашего региона и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии