Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.
В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.
Границы эксплуатационной ответственности
Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).
Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.
Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД. Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру. Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.
Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.
Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД. УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.
В договоре ресурсоснабжения граница балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):
- помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.
Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).
Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД.
Внешние границы эксплуатационной ответственности
Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома. Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО. Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.
Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества. Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.
А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества. Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность. В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).
Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.
Как оспорить штраф за нарушение правил содержания и текущего ремонта МКД (часть 1).
Внутренние эксплуатационные границы
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:
- для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
- для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
- для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
- для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Читайте также, за чей счёт происходит ремонт оборудования в квартире собственников.
Судебная практика
Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.
Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г. по делу N А63-9362/2011).
Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).
При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 N Ф10-1143/2015 по делу N А68-2267/2014).
А согласно Постановлению ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 при схожей ситуации отсутствия заключенного между сторонами конфликта акта разграничения ответственности суд заключил, что граница эксплуатационной ответственности должна проходить по границе балансовой принадлежности, иными словами, по линии раздела инженерных сетей между владельцами.
Судебная практика: Как оспорить административные штрафы УК.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
Многие собственники городских квартир подозревают, что их управляющие компании при выставлении счетов за содержание и ремонт руководствуются правилом «с потолка». Так за что же они отвечают за наши с вами деньги?
За что мы платим «коммуналку»
Практически все собственники жилых помещений в многоквартирных домах рано или поздно сталкиваются с проблемами проведения ремонта. При обращении в обслуживающую дом Управляющую компанию, можно легко получить прейскурант на проведение её сотрудниками тех или иных работ.
Делать нечего — приходится закладывать в семейный бюджет дополнительные расходы. При этом многие даже и не подозревают, что значительная часть озвучиваемых коммунальщиками сумм уже включена в ежемесячные счета. И эти услуги Управляющая компания обязана предоставить бесплатно.
Пользуясь нашими смутными представлениями о содержании правил и законов, регламентирующих деятельность столь специфичной области, коммунальные службы могут незаконно взимать дополнительную плату за то, что напрямую относится к их сфере ответственности. Так на что же управляющая компания тратит деньги собственников жилья?
Начнём с того, что согласно действующему законодательству, основные заботы по содержанию имущества многоквартирного дома в большинстве случаев берёт на себя Управляющая компания (УК), или организация, избранная для этих целей собственниками жилья или товариществом ТСЖ. Между жильцами и Управляющей компанией, как правило, заключается так называемый Договор управления, то есть документ, всесторонне регламентирующий взаимоотношения собственников и коммунальщиков. В частности, в договоре должно быть упомянуто, какие работы УК обязана производить в доме, какую ответственность она несёт перед жильцами и какую ежемесячную оплату за свои услуги взимает. При этом неважно, идёт ли речь о муниципальном или приватизированном жилье.
Кто кому что должен
Оплачивая ежемесячные коммунальные счета, собственник квартиры вправе рассчитывать на то, что службы ЖКХ как минимум будут проводить своевременный ремонт общего имущества в доме. То есть тех коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры. В этот перечень входит поддержание в безаварийном состоянии всех инженерных систем: водоснабжения, канализации, электроснабжения, отопления, газоснабжения, а также содержание в порядке подъездов, чердаков и придомовой территории. С этим кругом обязанностей, как правило, особых разногласий (кроме разве что вопросов скорости и качества выполняемых работ) обычно не возникает. Разночтения появляются дальше.
Ведь, по закону, Управляющая компания в том числе обязана производить ремонт и того оборудования, которое хоть и находится на территории квартир, но фактически является общедомовым. Статья 36 Жилищного кодекса и Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 (с редакцией от 26.03.2014) точно определяют границы эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит об инженерных сетях. Какое имущество является зоной ответственности УК, а какое — только собственников и нанимателей жилых помещений?
К общедомовому имуществу, находящемуся на территории квартир, относятся: Стояки отопления и ответвления от них до точки первого соединения с отводящими трубами. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке. В Постановлении Правительства также особо прописано, что в общее имущество входят не только стояки, но и «обогревающие элементы», иными словами, внутриквартирные радиаторы. Подобная ситуация и с другими инженерными системами.
В зоне ответственности УК находятся:
Стояки холодного и горячего водоснабжения и ответвления от них вплоть до первого вентиля или точки соединения с отводящими трубами. То есть граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
Стояки водоотведения и ответвления от них (заглушки, патрубки, тройники и прочее) до точки первого стыкового соединения с отводящими трубами — раструба фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод).
Газопровод и отводы от него до запорного крана, либо отключающего устройства, расположенного на ответвлениях, ведущих к газовой плите.
Для электроснабжения границей ответственности является место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
Приборы учёта, находящиеся в этих сетях, которые расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами (общедомовые счётчики).
Всё выше упомянутое имущество в квартире любого собственника или нанимателя УК обязана ремонтировать бесплатно. Брать за это деньги она не в праве.
К зоне ответственности владельцев квартир, ремонт которых они оплачивают самостоятельно, относятся следующие компоненты инженерных сетей:
Индивидуальные приборы учёта (счётчики воды, газа, электричества).
Сантехническое оборудование (смесители, краны, водонагреватели, ванны, унитазы, раковины и сопутствующая фурнитура).
Трубы и отводы, расположенные после точек соединения со стояками.
Газовые и электрические плиты.
Электрические кабели, розетки, выключатели, осветительные приборы, находящиеся на территории квартиры.
Домофоны.
С этим перечнем также обычно не возникает разночтений. А вот дальше куда интереснее. Представители власти и коммунальных компаний на местах зачастую настаивают, что за отопительные приборы отвечают сами жильцы. Однако это прямо противоречит действующему законодательству, а именно упомянутому Постановлению Правительства № 491 от 2006 года. Фактически, в части систем отопления собственники квартир несут ответственность лишь за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры до отопительных приборов.
Если говорить о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.
Принуждение Управляющей компании к действию
Обязанности управляющей компании и её ответственность нашли отражение и в Правилах предоставления коммунальных услуг. Они устанавливают ответственность органов ЖКХ за некачественной предоставление коммунальных услуг и неисполнение возложенных на них работ, как договором, так и законодательством РФ.
При выявлении фактов ненадлежащего содержания имущества собственников юридическая организация может быть оштрафована на 50 тысяч рублей. Если было выявлено нарушение норматива обеспечения жильцов ресурсами, то сумма штрафа составит 10 тысяч рублей. Статья 44 Гражданского кодекса РФ устанавливает ответственность за действия или бездействия уполномоченных лиц, которые привели к порче общего имущества и нанесению вреда. В этом случае все убытки, понесённые жильцами, перекладываются на Управляющую компанию. Нарушение правил пожарной безопасности может повлечь административную ответственность УК в размере до 200 тысяч рублей.
Что делать, если УК отказывается выполнять ремонт или требует его оплатить?
Если в квартире произошла авария или поломка оборудования, относящегося к общедомовому, управляющая компания обязана в оговоренные сроки произвести соответствующий ремонт. Кроме того, если ремонт имущества собственников внутри квартиры вызван ненадлежащим содержанием общего имущества или ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, собственники вправе требовать ремонт от коммунальщиков или возмещения понесенных расходов в соответствии с п. 149 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.
Если же УК пытается получить дополнительную плату за эти услуги либо вводит заявителя в заблуждение и отказывается их оказать, то такие действия являются прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей» и статьи 310 Гражданского кодекса РФ. Гражданин в этом случае имеет право подать письменную претензию с указанием своих требований, жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, а в дальнейшем обратиться с иском в суд и получить до 50% от суммы штрафа, присужденного Управляющей компании.
В реальности, к сожалению, не всё так просто. Банальная правовая неопытность ставит собственника жилья заведомо в неравное положение по отношению к поднаторевшим в таких делах УК, имеющим свой штат юристов. Это снижает шансы на положительный исход дела даже в случае с, казалось бы, очевидными нарушениями со стороны УК. Плюс не всегда попадаются судьи, которые могут и способны разобраться во всех перипетиях взаимоотношений собственника и коммунальщиков.
Самостоятельное участие жильцов в судебном процессе без опытного юриста-представителя чревато тем, что сторона истца не способна представить надлежащим образом оформленных и достаточных доказательств по делу и проигрывает. Однако следует отметить, что коллективные иски граждан к Управляющим компаниям, когда сторону истцов представляет опытная юридическая компания, чаще всего имеют положительный результат.
За свои законные права можно и нужно бороться, а делать это проще всего совместно.
Границы ответственности —
в сфере жилищных взаимоотношений участок инженерии, разграничивающий эксплуатационную ответственность ресурсоснабжающего предприятия и организации жилищной сферы (ТСЖ или управляющей компании), — подрядного предприятия или самих собственников.
Иными словами, это участок, до которого монополист должен донести коммунальный ресурс, после чего за дальнейшую транспортировку несут ответственность жилищные организации либо сами собственники. В ходе обслуживания решение вопроса зачастую сопровождается конфликтами и судебными разбирательствами между коммунальными и жилищными предприятиями, а также жильцами.
I. Граница ответственности в индивидуальном домовладении
Эксплуатация внутридомовых инженерных сетей осуществляется в рамках предоставления жилищной в ходе которых эксплуатируется общее имущество в многоквартирном доме. Исходя из этой логики, границей между собственностью ресурсоснабжающей организации и жильца в индивидуальном домовладении является расположенная в примыкающем к дому люке «задвижка» — место, где внутридомовой ввод врезан в сеть коммунального предприятия.
Однако де-юре «задвижка», инфраструктурно разделяющая собственность жильца и ресурсоснабжающего предприятия, одновременно служит и границей ответственности лишь для индивидуальных домов.
II. Границы ответственности в многоквартирных домах
Постановление Госстроя РФ от 23.02.1999 г. №9
относит к внутридомовым сетям индивидуальные тепловые пункты, стояки, расширители, баки, поэтажную и поквартирную разводку, сантехническое оборудование, электрощиты, а также трубопроводы ввода в здание и обратные трубопроводы.
Однако в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491,
имеющее большую юридическую силу в сравнении с ведомственным постановлением.
В соответствии с данным документом:
▪ Внешней границей сетей тепло-электро-водоснабжения и канализования (а также радио, TV, телефонной связи и пр.) является внешняя граница стены многоквартирного дома.
▪ В случае наличия общедомового узла учета границей эксплуатационной ответственности является место соединения данного оборудования с соответствующей инженерной сетью.
▪ Внешней границей ответственности сетей газоснабжения является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью .
III. Границы ответственности между управляющей компанией (ТСЖ) и жильцом
IV. Основные причины конфликтов вокруг границ ответственности в ЖКХ
▪ В настоящее время отсутствует четкая законодательная определенность, чьей же собственностью являются вводы в многоквартирный дом и кто их должен эксплуатировать.
В результате во многих городах они остаются бесхозными.
▪ Частично противоречащие друг другу постановление Госстроя №9 и Правительства РФ №491 дают повод каждой из спорящих сторон доказывать свою правоту со ссылкой на подзаконные документы.
▪ В некоторых случаях в ходе жилищного строительства за счет дольщиков прокладывается не только внутридомовая, но и уличная инфраструктура. После ввода в эксплуатацию жилья они становятся ее владельцами, поскольку ресурсоснабжающие организации не хотят брать на обслуживание новую инфраструктуру .
ЦИТАТА
Заместитель министра ЖКХ Ростовской области
Юрий Тамбовцев:
«Согласно законодательству, границей ответственности в индивидуальном доме в одних случаях является в других — стена строения. Пока мы разбираемся в существующих противоречиях, федеральная антимонопольная служба по Ростовской области выдвинула третью версию. По ее мнению, данной точкой может быть забор домовладения. Над этим юридическим вопросом законодателям еще придется поработать».
V. Акт границ раздела
Документ, официально регулирующий инфраструктурную ответственность между ресурсоснабжающей организацией и собственником здания, который следует составить на каждый из объектов. Без его наличия невозможно цивилизованное предоставление
VI. Изменение границ ответственности
По обоюдному согласию собственника (или собственников) здания и ресурсоснабжающей организации, границы ответственности могут быть изменены. Для этого между хозяевами здания или индивидуального дома (а также ТСЖ или управляющей компании) должен быть составлен новый акт границ раздела. Таким образом, в течение жизни строения границы ответственности могут «двигаться». При наличии оборудование подлежит переносу на новую «точку».
VII. Вводы в дом и бесхозные сети
Учитывая, что, несмотря на существующие противоречия в нынешнем законодательстве, более старшие нормативные документы признают границей ответственности стену дома, а ресурсоснабжающие организации обычно имеют в своей собственности инфраструктуру, доходящую до «задвижки» (люка), вводы в дом зачастую оказываются бесхозными. Если ни жильцы (ТСЖ или УК), ни ресурсоснабжающая организация не хотят их обслуживать, эти коммуникации обычно передаются в муниципальную собственность.
В Ростове есть примеры передачи вводов на баланс городу даже в частных домовладениях. Одновременно в городе практикуется и иной вариант — собственники передают эти коммуникации в аренду ресурсоснабжающим предприятиям.
При наличии бесхозных сетей обращаться следует в районную или городскую администрацию. Хотя данный правовой вопрос полностью так и не отрегулирован.
Источники:
- Пп. 8–9 Постановления Правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Читайте также:
Комментарии: 6
-
У председателя ТСЖ есть договора о поставке коммунальных услуг с каждой РСО (Энергосбытом, Водоканалом, Теплосетью). К каждому договору обязательно прилагается Акт о разделе границ. Если по Акту кабель принадлежит Энергосбыту, то ремонт проводится за их счёт. Если же кабель по Акту принадлежит ТСЖ, то и все ремонты обязано проводить ТСЖ за свой счёт. В этом случае собственники ТСЖ оплачивают и все потери в сетях, а это немалые суммы. Если выяснится, что кабель принадлежит ТСЖ, добивайтесь переделки Акта о разделе границ. Все подземные кабели до стен дома Энергосбыт обязан взять на свой баланс и снять с вас начисление потерь в электросетях.
> В случае управления МКД УК или товариществом собственников жилья можно обозначить еще одну границу ответственности — между обслуживающей здание организацией и самим собственником. Таковой является начало его квартиры.
Так, да не так…
Если опираться на ЗАКОН, а не на [каждый чих] РЕКОМЕНДАЦИИ Правительства.
Согласно ст. 161 ч.1 ЖК РФ
“Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, […] а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме”.
Согласно ст. 162 ч.2 ЖК РФ
“По договору управления многоквартирным домом […] управляющая организация по заданию […] собственников помещений в многоквартирном доме […] в течение согласованного срока за плату обязуется […] предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме”…
Является ли коммунальной услугой подача той же воды, к примеру, – до “начала квартиры”? Очевидно, что – НЕТ. Сие – лишь “поставка ресурсов”.
Если же вспомнить ст. 543 ч.2 ГК РФ…
“В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами”.
“К отношениям, связанным со снабжением […] водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства”. (ст. 548 ч.2 ГК РФ)
ИНОЕ – НЕ установлено. Т.е., с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, надеюсь, всё понятно?
“Граница” – кран, из которого льётся вода.
Что подтверждает и Правительство. Если заглянуть в РЕКОМЕНДАЦИИ “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам”, утверждённых (и – НЕ БОЛЕЕ ТОГО) постановлением Правительства от 23 мая 2006 г. № 307:
“коммунальные услуги” – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
“коммунальные ресурсы” – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
“исполнитель” – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги…
Что тут непонятного – не понимаю. Также как и того, сколько можно блудить в трёх соснах – с “границами”.
УК отвечает ЗА ВСЁ. “Взялся за гуж, не говори что не дюж”.
Другой вопрос, что они ДЕЛАТЬ не хотят ничего…
Вот и выкручиваются, как уж на сковороде.
Да, ребята…
Понятно, что на этот сайт ходит много людей с тронутой психикой – близкий контакт с нашим родным ЖКХ мало у кого оставляет мозги нетравмированными. Только сильная личность может сохранить адекват и не скурвиться.
Но это нечто. Ясный корень – человек давно и долго “борется” с какой-нибудь УК. Он тут не с вами со всеми разговаривает – он со своей УК продолжает, как заведенный, спорить. И все шпаргалки (”законы”) – оттуда.
Поэтому все так не в дугу, не в струю и вообще – не про то. Пожалейте мужика, гуманисты.
Но поскольку мужику, как видно, предстоит большая разборка в судебных или еще каких страшных инстанциях, хочется дать один добрый совет. Мужчина, не порите больше нигде чушь про РЕКОМЕНДАЦИИ, которые якобы дает правительство РФ в своем постановлении №307. Тот, кто внушил вам этот безумный тезис, явно не желал вам добра.
Да, это подзаконный нормативно-правовой акт, но при этом ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ К ИСПОЛНЕНИЮ. И про регистрацию в Минюсте и строчку “действителен с…” забудьте. Через 10 дней после публикации в “Российской газете” документ становится автоматически обязательным к исполнению. Без Минюста и волшебной строчки – эти частности необходимы только для документов, проходящих особую процедуру принятия.
Так что, уважаемый, Постановление №307, каким бы идиотским оно ни было, до тех пор, пока не отменено, продолжает регулировать отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Хоть стой хоть падай. В тех местах, где явно не противоречит “старшему документу” – Жилищному кодексу. Тоже, впрочем, весьма противоречивому, смутному и недоработанному своду законов.
Готовьтесь к суду, повышайте квалификацию, консультируйтесь со сведущими людьми и ни в коем случае не несите профаническую ересь – а то продуетесь, едва начавши.
И с границами ответственности разберитесь. В статье все четко написано. Поверьте старому Прорабу, стена многоэтажки – это та самая граница, где коммунальный ресурс превращается в услугу. До стены за доставку ресурса отвечает поставщик, после стены – за исполнение услуги – УК или ТСЖ. Что ничуть не умаляет их ответственности! И с этим положением согласно не только презираемое вами 307-е постановление, но даже глубоко чтимые ГК, ЖК и Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
И еще. Судя по специфически отобранным цитаткам, вам очень надо поменять свои домашние счетчики на халяву. Это не получится. Ни по “Правилам…”, ни по новому закону об энергосбережении (ФЗ № 261). Да, УК реально обязана обеспечить собственнику установку современного и работоспособного счетчика. Но, как ни грустно, за его собственный счет.
подскажите где осущестляется граница раздела в частном одноквартирном доме, с земельным участком. запорная арматура стоит от стены ввода в дома на расстоянии 10 метров.
Пробит электрический кабель, из 3-х фаз осталась одна, больше половины жильцов без электроэнергии, на улице +20 С, точка запитки кабеля в соседнем доме, жильцы этого дома, аварийщиков не пустили, только через 42 часа восстановлена подача электроэнергии. И почему Дон -Энерго заявляет- кабель на балансе ТСЖ, устраняйте сами, а как же граница дома не понятно…
Основным инструментом взаимодействия между собственниками и управляющей организацией является договор управления многоквартирным домом (МКД).
Согласно п.2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, на основании этого соглашения управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять его жильцам коммунальные услуги, а также осуществлять другие действия по управлению. Граждане же, в свою очередь, обязаны оплачивать услуги, оказываемые коммунальщиками.
Как известно, договор, чтобы быть действительным, должен содержать все существенные условия, установленные законодательством. В качестве таковых для договора управления МКД статья 163 Жилищного Кодекса определяет:
- состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок его изменения, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
- порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
При этом особое значение имеет определение состава общего имущества многоквартирного дома, поскольку данный пункт нередко порождает споры между собственниками и коммунальщиками.
Так, к нам в редакцию недавно поступил вопрос: «Здравствуйте! Прошу помочь разобраться. Если в договоре управления МКД присутствует акт разграничения, в котором указывается что первые запорные устройства на стояках воды и обогревающие элементы системы отопления – ответственность собственников, то не идет ли это вразрез с пунктами 5 и 6 Правил содержания общего имущества? Спасибо».
Собственникам принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения. В статье 36 Жилищного Кодекса приводится примерный перечень состава общего имущества, согласно которому общедолевыми являются лестницы, лифты, чердаки, подвалы и другие объекты.
Подчеркнем, что это не исчерпывающий перечень. Он лишь определяет отдельные, наиболее крупные, элементы общего имущества. Его детализация произведена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительством РФ № 491 от 13 августа 2006 года (в редакции Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 г.).
Отношения между коммунальными организациями и собственниками строятся на договорных началах. Именно поэтому, как отмечалось выше, существенным условием договора управления является определение состава общего имущества. Стороны вправе исключить из него обязанность управляющей организации выполнять определенные виды работ по содержанию отдельных объектов, указанных в Правилах, или, напротив, включить в соглашение обязанность управляющей организации содержать без дополнительной оплаты объекты, формально не обладающие признаком общедомового имущества. Для этого и нужен акт разграничения ответственности.
Акт разграничения – это документ, определяющий границу имущественной обособленности и зоны эксплуатационной ответственности управляющей компании и собственников помещений в многоквартирном доме. Это очень важный документ, так как, грубо говоря, он определяет, кто за что отвечает и платит.
В связи с этим акт разграничения должен быть хорошо проработан. Однако в законодательстве нет требований к его формализации. На практике в большинстве случаев управляющие компании предлагают собственникам уже готовый документ, который последние слепо принимают.
Между тем, акт разграничения, как любое другое приложение к договору, согласно гражданскому законодательству, является неотъемлемой его частью и подлежит неукоснительному исполнению. Чтобы пересмотреть состав общего имущества, нужно внести изменения в договор управления МКД либо таковой.
Таким образом, отвечая на вопрос читателя, можно сделать вывод, что противоречий с действующим законодательством и указанным актом разграничения нет.
Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.
В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.
Границы эксплуатационной ответственности
Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).
Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.
Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД. УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.
УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке. Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.
В договоре ресурсоснабжения граница балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):
— помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
— внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.
Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/6724/granicy-ekspluatacionnoy-otvetstvennosti
- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- <Письмо> Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 <По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов>
Стояки системы отопления относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов
<Письмо> Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 <По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов>
Указывается, что согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества не включаются.
При этом указывается, что состав общего имущества многоквартирного дома в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений в таком доме. Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом путем составления соответствующего приложения к договору могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, — на управляющую организацию.
Перейти в текст документа »
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 04.04.2016
Поделиться ссылкой:
15 июл 2015
Уважаемые жители!
В целях исполнения Протокола встречи с собственниками жилых помещений города-парка «Переделкино Ближнее» с управляющей организацией ООО «УК Комфорт Сити» публикуем следующую информацию.
Разграничение зон ответственности между управляющей организацией и собственником помещения установлено постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее по тексту Постановление № 491).
В соответствии с п. 5 Постановления № 491 происходит разграничение зон ответственности системы холодного и горячего водоснабжения. Согласно указанному пункту в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 5 Постановления № 491 регламентированы зоны ответственности управляющей организации и собственника относительно системы водоотведения. Согласно указанному пункту в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В соответствии с п. 6 Постановления №491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом следует учитывать, что согласно позиции судов, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения. Таким образом, ответственность за обслуживание оборудования обслуживающие только одно конкретное помещение, относится к зоне ответственности собственника помещения.
Согласно п. 7 Постановления № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного вод
С целью сокращения потерь на сетях РСО стремится установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора. В данной статье будет рассмотрен способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон.
Понятия и нормативное регулирование.
Для начала определим, что же является точкой поставки и границей эксплуатационной ответственности для каждого вида ресурсов согласно действующему законодательству.
Наиболее полное представление о названных категориях можно составить на основе законодательных актов, регулирующих порядок поставки электрической энергии. Так, определение точки поставки содержится в Правилах электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он ее приобретает, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.
Как видно из данного определения, точка поставки находится на границе балансовой принадлежности, которой в соответствии с Правилами доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами праве, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по ее передаче (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Границы балансовой принадлежности определяются актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составляемым сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, также приведены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.
В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Точка учета тепловой энергии и теплоносителя – это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
Понятия в области газоснабжения несколько отличаются от приведенных выше. Они изложены в п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Поставкой газа считается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке. В свою очередь, к внутридомовому газовому оборудованию отнесены газопроводы многоквартирного дома (МКД) или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо резервуарной (групповой) баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Несмотря на то, что во всех перечисленных законодательных актах даны отличные друг от друга понятия точки поставки, границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, их суть все же сводится к следующему. Граница балансовой принадлежности, являющаяся границей раздела собственности, определяет границу эксплуатационной ответственности, а также точку поставки коммунального ресурса (точку учета, в которой устанавливается соответствующий прибор). При этом граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания соответствующих инженерных коммуникаций и в основном проходит по границе балансовой принадлежности, однако стороны договора могут согласовать и иную границу эксплуатационной ответственности.
Состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Из анализа приведенных выше норм следует, что границы балансовой принадлежности зависят от границ собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления инженерных сетей. Следовательно, необходимо определить, где проходят данные границы.
В связи с тем, что УК заключает договоры с РСО и приобретает соответствующие ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, а также Правил содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом УК обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме. Поэтому необходимо определить состав общего имущества собственников и установить, зависят ли границы балансовой принадлежности инженерных сетей от состава общего имущества.
В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений дома и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Следовательно, принимая в управление МКД, УК обязуется обеспечить поставку коммунальных ресурсов, объем которых определяется по показаниям приборов учета, а также надлежащую эксплуатацию всего вышеперечисленного общего имущества собственников помещений в МКД. Для определения точки поставки соответствующего коммунального ресурса в МКД необходимо определить, в каком месте должен быть установлен прибор учета, а также ответить на вопрос, где проходит граница эксплуатационной ответственности и находится точка поставки ресурса при отсутствии прибора учета.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД.
Собственники помещений в МКД (в случае выбора непосредственного управления МКД) и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у РСО объемы (количество) холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что к внутридомовым инженерным системам относятся инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях МКД или в жилом доме.
Из пунктов 5, 6 и 7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД (если иное не установлено законодательством РФ), а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД (если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО).
Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. По общему правилу этой границей при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета считается внешняя граница стены МКД, а при его наличии – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД.
На практике часто встречаются случаи, когда на границе стены МКД не заканчивается общее имущество собственников. Соответственно, точка поставки и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются не по внешней границе стены МКД.
Это согласуется с положениями ст. 36 ЖК РФ, на основании которой к общему имуществу относятся, в частности, земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер этого земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В связи с тем, что от установленных границ эксплуатационной ответственности зависит, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать УК, во избежание споров в процессе исполнения договора между РСО и УК должны быть подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом необходимо учитывать следующее.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в акте между УК и РСО. Соответственно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.
Бесхозяйные инженерные сети.
К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. Кто в этом случае должен обслуживать данные сети и оплачивать потери коммунальных ресурсов в них?
Пунктом 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено: если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п. 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (в ред. Приказа от 31.07.2007 № 138-э/6), если расходы на эксплуатацию бесхозяйных сетей не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
Таким образом, если участок сетей между стеной МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО Федеральной службой по тарифам должны быть включены затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. До того момента, пока расходы на эксплуатацию бесхозяйного участка сети не включены в тариф, потери энергии на данном участке должны оплачиваться УК пропорционально фактическому потреблению. В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.01.2011 № КГ-А41/14529-10 суд пришел к выводу об обязанности потребителя уплачивать стоимость потерь тепловой энергии на бесхозяйном участке тепловой сети пропорционально фактическому потреблению другими потребителями. Но при этом обязанность по эксплуатации и несению расходов по данным сетям возникает у РСО.
Границы эксплуатационной ответственности: арбитражная практика.
Одним из примеров, подтверждающих, что ответственность за содержание коммунальных сетей определяется подписанным актом разграничения эксплуатационной ответственности, является Постановление ФАС ВВО от 21.03.2011 по делу № А82-4853/2010. По данному делу суд взыскал сумму ущерба с ТСЖ в пользу РСО, руководствуясь актом разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которому ответственность за эксплуатацию участка сетей, на котором произошла авария, возложена на ТСЖ, а РСО за свой счет провела ремонт этого участка. Следует отметить, что границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности в акте были установлены не на внешней границе стены МКД, а значительно дальше. Кроме того, по этим сетям проводилось обслуживание и других МКД, которые не находились под управлением ТСЖ. При этом доводы последнего относительно бесхозности данного участка сетей и незаконности указанного акта были отклонены судом, так как акт был подписан без замечаний уполномоченным лицом, а в договоре имелась ссылка на этот акт. ТСЖ не обращалось в суд с иском о признании акта незаконным. Суд вынес такое решение в связи с тем, что стороны договора добровольно определили границы ответственности соответствующим образом.
В Постановлении ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 суд пришел к выводу, что при отсутствии между сторонами соглашения об определении границ эксплуатационной ответственности указанная граница подлежит установлению по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела инженерных систем между владельцами по признаку нахождения их на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Чтобы установить принадлежность участков инженерных сетей, расположенных за пределами внешних границ МКД, находящихся в управлении УК, необходимо доказать, что данные участки находятся на балансе соответствующей организации или относятся к общему имуществу собственников МКД. В случае отсутствия таких доказательств границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются по внешней границе стены МКД, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета – в месте соединения с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД. Данный вывод подтвержден Определением ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-406/11.
В Постановлении ФАС ВВО от 11.02.2011 по делу № А31-2407/2010 суд сделал вывод, что коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД. При установлении данного прибора учета не на границе указанных сетей и отсутствии доказательств принадлежности внешних электросетей от МКД до прибора учета границей балансовой принадлежности считается внешняя граница стены МКД.
* * *
Подводя итог сказанному, следует отметить, что точки поставки коммунальных ресурсов (независимо от наличия или отсутствия прибора учета) должны находиться на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе общего имущества собственников помещений в МКД. Граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности, если иная граница не согласована сторонами договора ресурсоснабжения в соответствующем акте.
,
руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»
Зоны ответственности: РСО, УК, власти
Зоны ответственности: РСО, УК, власти
Для энергетиков подготовка к следующему отопительному сезону начинается сразу после завершения предыдущего. Исправность тепловых сетей, готовность жилфонда, благоустройство объектов после ремонтов. Кто за это отвечает? Обозначим зоны ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов власти, чтобы жители городов понимали, с кого спрашивать.
Нет горячей воды
Батареи шумят или не греют
Первым делом звоним в управляющую организацию.
Зона ответственности УК — внутридомовое оборудование. В том числе его подготовка к отопительному сезону.
Чтобы внутри труб отопления не накапливалась накипь, ржавчина и песок, систему отопления многоквартирного дома нужно промывать. Делать это должна управляющая компания каждый год, такую работу регламентирует СНиП 3.05.01-85. Промывка и опрессовка (обычно их проводят одновременно) — обязательные условия получения паспорта готовности дома к осенне-зимнему периоду. Качество выполнения этих работ проверяет специальная комиссия, в состав которой входят и специалисты тепловой инспекции СГК.
Кроме того, управляющая организация обязана до наступления зимы осмотреть и остальные элементы дома. Все найденные неисправности управляющая организация заносит в акт сезонного осмотра и составляет план ремонтных работ. До прихода холодов нужно устранить все несовершенства: изношенность перекрытий, трещины и другие повреждения, влияющие на температурные режимы зимой.
Если управляющая компания не выполнила гидравлическую настройку при подготовке дома к отопительному сезону, энергетики не выдадут заключение о технической готовности систем отопления и горячего водоснабжения дома к зиме. Специалисты СГК в таких случаях обращаются в надзорные органы, в частности в прокуратуру. После на нерадивых жилищников накладывают административные штрафы.
До границы с домами
Теплоисточники и тепловые сети — зона ответственности Сибирской генерирующей компании во всех городах присутствия.
Главная задача — подготовить теплосетевую инфраструктуру в подаче и транспортировке тепла.
Подготовить к подаче тепла — значит провести ремонт на станциях. При этом не только тепломеханического оборудования ТЭЦ и ГРЭС, но и зданий, и сооружений. В 2020 году СГК направила 13,5 миллиарда рублей на подготовку этих объектов к зиме. 193 котла и 125 турбин будет отремонтировано на эти средства. Также в некоторых городах в обслуживании у СГК есть малые котельные. Эти теплоисточники энергетики также обязаны подготовить к приходу холодов.
Подготовить к транспортировке тепла — значит привести в порядок тепловые сети города. Первое, с чего начинают энергетики, — испытания трубопроводов. Это не только опрессовка — проверка всего подземного хозяйства на плотность и прочность, но и испытания на тепловые потери — проверка эффективности изоляции теплосетей и другие. Еще в программе подготовки к осенне-зимнему периоду — ремонты трубопроводов. Обязательно и ежегодно. 241 километр тепловых сетей СГК поменяет и построит в городах своего присутствия.
Качественная подача ресурса потребителю — то, к чему должны привести все подготовительные действия энергетиков. Если эти обязательства не выполнены, выполнены или выполнены с нарушениями, в работу вступает зона ответственности следующего звена — властей и надзорных органов.
За весь город
Власти города и надзорные органы являются верхушкой айсберга. На протяжении всего межотопительного периода представители контролирующих инстанций наносят визиты на объекты ремонтов тепловых сетей, проводят встречи с руководителями станций и следят за выполнением работ в срок. Например, представители администрации занимаются приемкой работ по благоустройству участков после ремонтов, что является обязанностью энергетиков, они восстанавливают территорию до первоначального состояния там, где был нарушен асфальт, газон и какие-либо конструкции.
Отношения между контролирующими органами и энергетиками строятся по принципу: первые вносят предложения и замечания, вторые ищут пути решения и устраняют недочеты.
Все звенья этой цепочки взаимосвязаны.
- Если управляющая организация не подготовит дом должным образом, то не получит от энергетиков заключение о технической готовности дома к отопительному сезону. Без этого заключения конкретный дом не сможет получить паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, который выдается после совещания ресурсовиков и представителей администрации.
-
Если энергетики в полном объеме не выполнят обязательства по подготовке к зиме станций и тепловых сетей, то предприятия тоже не получат паспорта — документы, подтверждающие готовность отапливать города даже в самые сильные зимние морозы.
-
И после того как предприятия и жилой фонд получили паспорта, следует кульминация — решение Ростехнадзора о готовности всего города в целом к отопительному сезону.
Общие требования подготовки к ОЗП. Роли и зоны ответственности УК.
Пока специалисты теплоснабжающих организаций готовят городскую систему теплоснабжения к зиме, представители управляющих компаний и ТСЖ обеспечивают подготовку внутридомовых коммуникации. Ведь от работоспособности труб и работоспособности внутридомового оборудования зависит тепло в квартирах, а также качество горячего водоснабжения.
Итогом подготовки жилого фонда к отопительному сезону является паспорт готовности дома к зиме. Без этого документа УК или ТСЖ рискует получить внушительный штраф от Государственной жилищной инспекции за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
Точно так же, как и на тепловых сетях, представители УК должны провести гидравлические испытания на внутридомовой системе отопления и обязательно промыть ее от накипи, ржавчины и других отложений. Обнаруженные дефекты устранить, а чтобы зимой не греть улицу, летом в подъездах меняют старые окна на пластиковые и утепляют швы между панелями.
Кроме того, у специалистов УК и ТСЖ должно остаться время на то, чтобы выполнить все технические рекомендации, которые поступят от теплоснабжающей организации, а также протестировать внутридомовую систему отопления до начала холодов.
Яркий пример — город Черногорск. На протяжении многих лет жилой фонд города угольщиков не получал паспорта готовности, как следствие, некоторые управляющие компании не проводили должным образом и подготовку внутридомовых систем отопления.
В прошлом году в Черногорске по указанным ниже адресам возникали проблемы в период прохождения осенне-зимнего периода как раз по причине плохой подготовки к зиме.
Черногорск, ЖЭУ-7, ул. Юбилейная 2, 6; УК «Лидер», ул. Калинина, 15
- Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем теплопотребления.
-
Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.
-
Глубокая коррозия розлива системы отопления, в осенне-зимний период были порывы, меняли участками.
В большинстве случаев специалисты РСО выдают рекомендации управляющим компаниям по наладке гидравлического режима внутри дома. После устранения нарушений тепло и горячая вода начинают равномерно распределяться по квартирам.
В Абакане и Черногорске существуют дома с непосредственной формой управления (НФУ), где работы по подготовке к отопительному сезону не проводились. Всю подготовку должны были взять на себя жители домов, однако этого не случилось, что также привело к проблемам во время отопительного сезона.
Абакан, ул. Аскизская, д. 153, 155, 157, 159, 161, 163; ул. Белоярская, д. 54, 67
1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем
теплопотребления.
2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.
3. Не установлены расчетные сопла на элеваторных узлах, находящихся под лестничным
пролетом.
4. Фланцевые соединения на узлах управления не отревизированы.
5. На узлах управления отсутствуют регулятор температур (на линии ГВС).
6. Участки трубопроводов подвержены глубокой коррозии.
7. Отсутствуют поверенные приборы контроля на УУ (манометры и термометры).
Роли и зоны ответственности РСО
У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону.
-
Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.
-
Устранение выявленных повреждений и нарушений.
-
Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.
-
Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.
-
Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.
Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.
Роли и зоны ответственности органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с УК и ТСЖ, а также обеспечивают это взаимодействие с теплоснабжающими организациями. За два месяца представители администрации приказом создают межведомственную комиссию, которая в дальнейшем принимает участие в приемке жилого фонда к зиме, выдает рекомендации УК и ТСЖ. В ее состав, кроме представителей РСО, входят представители городской администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, представители Енисейского Управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора (по согласованию), представители Минстроя Хакасии (по согласованию).
Муниципальное образование получает паспорт готовности сразу после того, как все учреждения социальной сферы и жилой фонд получили уже соответствующий документ. Межведомственная комиссия рассматривает документы по готовности РСО и УК и оценивает, насколько выполнены требования по готовности жилого фонда к зиме.
Муниципалитет обязан предоставить контролирующим органам (Ростехнадзор, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) в определенный нормативными документами срок отчеты о выполнении комиссионных требований. В случае нарушений, контролирующие органы, Минстрой может инициировать наказание как для УК, так и для РСО.
Куда жаловаться на качество отопления
В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, пригласить специалистов и сделать замеры температуры в квартире. По итогам проверки будет составлен акт, а жилищная организация должна принять все меры, чтобы исправить ситуацию.
Если не удается получить ответ от УК или решить проблему с помощью обслуживающей компании, то следует обратиться:
- 8 (3902) 22-10-75 — Департамент жилищного надзора Министерства строительства и ЖКХ Республики Хакасия;
- 8 (3902) 21-55-53 — горячая линия УКХТ Администрации Абакана по вопросам теплоснабжения;
- 8 (3902) 22-41-64, 004 — Единая дежурно-диспетчерская служба Абакана;
- 8 (3902) 35-50-15 — Диспетчерская служба СГК в Абакане.